«Церкви Белорусския Похвало и града Могилева украшение. Семнадцать лет боролся я с волками

В текущем 2017 году исполнилось 300 лет со дня рождения святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского (1717–1795).

Родился святитель Георгий (в миру Григорий Осипович Конисский) в украинской дворянской семье. В 1744 году он блестяще завершил обучение в Киевской духовной академии, где остался в качестве преподавателя поэзии, философии и богословия. В Киево-Печерской Лавре будущий святитель принял монашеский постриг. В духовной иерархии он прошел ступени от иеродиакона до архимандрита, а в научной деятельности в силу своих больших дарований продвинулся от рядового лектора до ректора Киевской духовной академии.

Наиболее значительный след в истории Церкви оставило служение Георгия (Конисского) в сане архипастыря в самое трудное для православных Белой Руси время - время, когда католические власти Речи Посполитой вели дело к окончательному уничтожению Православия.

К середине XVIII века в Речи Посполитой, границы которой охватывали и территории современной Беларуси, оставалась лишь одна православная епархия с центром в городе Могилеве. В официальных кругах Польско-Литовского государства в эти годы усиленно обсуждался вопрос об упразднении Могилевской епархии, а папа Римский прямо требовал изгнания православного епископа.

Промыслом Божиим на Могилевскую кафедру в 1755 году был избран архимандрит Георгий (Конисский). Он дал добровольное согласие стать епископом в Польше, понимая, что его ожидают не слава и почет, что ему придется «вдатися на мечи и на колья, на челюсти зверей и змиев».

Когда святитель Георгий вступил на кафедру, храмов у православных на белорусских землях оставалось всего около 150, и их число постоянно уменьшалось. Обычными средствами распространения унии были разъезды латинских и униатских миссионеров, принуждения крепостных крестьян («хлопов» по терминологии того времени) со стороны панов католического исповедания, препятствия строительству и ремонту православных храмов, католическое крещение и воспитание детей в смешанных браках, наконец, открытые нападки и захват храмов вооруженной рукой.

Эти обстоятельства не испугали епископа Георгия. Человек сильной воли и неукротимой энергии, прекрасно знающий польскую и белорусско-литовскую историю, гражданское право и судопроизводство, свободно владеющий польским языком, святитель разумно принял жестокую действительность, смело и мужественно вступил на великий подвиг защиты Православия.

Как и некоторые его предшественники, сначала он рассчитывал на поддержку русских посланников при польском дворе. Однако скоро ему пришлось убедиться в их равнодушии к притеснениям православных. Не мог напрямую оказывать свою поддержку и Святейший Синод Русской Церкви. На начальном этапе своего служения святитель вынужден был действовать, полагаясь только на небольшое число своих самых ближайших сотрудников.

Невзирая на трудности, при Могилевской кафедре святителем Георгием была открыта духовная семинария, учреждены несколько всесословных школ для мирян. В основанной им в Могилеве типографии стали выходить церковные книги, первой из которых стал «Краткий Катехизис». Особое внимание святитель уделил созданию архива Могилевской епархии, где собирались документы, свидетельствовавшие о правах и привилегиях Православной Церкви в Польско-Литовском государстве.

В течение нескольких лет святитель Георгий готовил правовую аргументацию для защиты Православия в Речи Посполитой. В 1765 году перед королем Станиславом Понятовским он произнес блестящую речь, которая была переведена на другие языки и стала известна в Европе:«Вера наша - вот единственное преступление, в котором нас обвиняют... Мы христиане, но христианами же утесняемся... за то, что мы не дерзаем толковать вечные Божии законы согласно с преданиями человеческими, и, так сказать, не смешиваем неба с землею, - за то, говорю, называют нас схизматиками, богоотступниками. За то, что страшимся противоречить с бесстыдством гласу совести, осуждают нас на заключение в темницы, на раны, на позорную казнь и сожжение!» Вместе с речью Конисский представил королю и перечень обид православным с перечислением 200 храмов, отнятых униатским духовенством.

В течение трех лет святитель Георгий пребывал в Варшаве, где подготовил и издал собрание законов Речи Посполитой, гарантирующих права Православной веры («Права и вольности жителей греческого исповедания в Польше и Литве»), подавал на сеймы через русского посланника требования о возвращении отнятых церквей, добивался издания законов, гарантирующих свободу православного исповедания (права некатоликам занимать государственные должности, восстановить православные кафедры, не препятствовать открытию духовных семинарий, починке старых и строительству новых храмов и т.д.). Когда под давлением русского посланника, дипломатических приемов и демонстрации военной силы эти требования были на бумаге удовлетворены, в Речи Посполитой началась католическая реакция. В это время преследования Православной Церкви достигли такой степени жестокости, что православные люди бежали с воплями и рыданиями на кладбище, и, обнимая холодные могилы сродников своих, с жалостью вопили: «Блаженны вы, умерши в благочестии».

Жизнь святителя Георгия тоже оказалась в опасности. После ряда посягательств на его жизнь он был вынужден покинуть страну, и находился до Первого раздела Польши, произошедшего в 1772 году, в Смоленске. Впоследствии все пережитые трудности в Польско-Литовском государстве святитель Георгий выразил такой фразой: «Семнадцать лет боролся я с волками...».

Оказавшись после 1772 года под властью православной Российской империи, святитель Георгий постарался исполнить свою заветную мечту - возвратить к Православию униатов. С этой целью он на основе трактата от 18 сентября 1773 года, в котором содержались положения Первого раздела Речи Посполитой, разослал по всей Беларуси послание к желающим воссоединиться с Православием униатам, чтобы до утверждения трактата они заявили о своем переходе в Православную Церковь лично ему или в городские суды.

Оказалось, что огромное число силой обращенных в унию желало вернуться в Православие целыми приходами, о чем подавались соответствующие прошения. В 1780 году такое разрешение было дано, и к вероисповеданию предков вернулось 112 тысяч белорусов. А в 1795 году, сразу после Третьего раздела Польско-Литовского государств, императрица Екатерина II окончательно сняла все ограничения к возвращению униатов в Православие. За короткий период с Православной Церковью воссоединилось около 1,5 миллиона униатов. Из них более 200 тысяч были белорусами, остальные - украинцы.

Помимо этого, в 1785 году стараниями святителя Георгия в Слуцке была учреждена православная кафедра, на которую был поставлен в 1785 году его близкий помощник и ученик архимандрит Виктор (Садковский). В 1793 году архиерейская кафедра из Слуцка была перенесена в Минск, что послужило началом Минской епархии.

Можно сказать, что святитель Георгий по широте своей деятельности восстанавливал Православие не в одной своей Могилевской епархии, а по всей Белоруссии. Он известен и богословскими трудами, и историческими сочинениями, и проповедями, и даже разными полемическими трактатами, например, против писем Вольтера, распространявших неверие и циркулировавших в светском обществе. Господь сподобил его увидеть многие плоды неутомимых трудов накануне мирной кончины, последовавшей в 1795 году.

Господь сохранил в гробу тело святителя нетленным. Это было обнаружено во время Отечественной войны 1812 года французами, искавшими в склепе Спасского храма, в котором находилась его могила, ценности, а также в 1875 году при ремонте Спасского храма. В настоящий момент место нахождения мощей святителя Георгия не известно. Они были утрачены в советское время

Канонизация архиепископа Георгия (Конисского) была совершена в 1993 году. Его память празднуется по новому стилю 26 февраля (день преставления) и 6 августа (день прославления).

«Радуйся, святителю отче наш Георгие, Церкве Белорусския похвало и града Могилева украшение!»

По материалам открытых источников

Краткое житие святителя Георгия Могилевского

Ро-дил-ся бу-ду-щий свя-ти-тель в 1717 го-ду в го-ро-де Нежине, ко-то-рый то-гда уже при-над-ле-жал Рос-сии, в се-мье укра-ин-ских дво-рян Ко-нис-ских.

Учил-ся в Ки-е-во-Мо-ги-лян-ской Ака-де-мии, ко-то-рую за-кон-чил «с осо-бым от-ли-чи-ем». В сте-нах это-го учеб-но-го за-ве-де-ния Гри-го-рий изу-чил раз-лич-ные ино-стран-ные (поль-ский, ла-тынь, гре-че-ский, древ-не-ев-рей-ский, немец-кий) язы-ки, а так-же по-э-ти-ку, фило-со-фию, бо-го-сло-вие, при этом про-явил осо-бый та-лант к по-э-зии.

Ки-ев-ская ака-де-мия в ту по-ру да-ва-ла очень хо-ро-шее об-ра-зо-ва-ние; об уровне ее вы-пуск-ни-ков сви-де-тель-ству-ет тот факт, что Гри-го-рий Ко-нис-ский учил-ся вме-сте с Гри-го-ри-ем Ско-во-ро-дой.

По-сле окон-ча-ния ака-де-мии Гри-го-рий при-нял мо-на-ше-ский по-стриг с именем Георгий, но был остав-лен пре-по-да-ва-те-лем на ка-фед-ре ри-то-ри-ки. В то вре-мя он раз-ра-бо-тал курс по-э-ти-ки на ла-ты-ни; на-пи-сал дра-му «Вос-кре-се-ние мерт-вых», а так-же сти-хи на рус-ском, ла-тин-ском и поль-ском язы-ках. Его ли-те-ра-тур-ны-ми тру-да-ми вос-хи-щал-ся да-же А.С. Пуш-кин.

С 1747 го-да бу-ду-щий свя-ти-тель воз-гла-вил ка-фед-ру фило-со-фии и од-новре-мен-но был пре-фек-том. С 1751 го-да он уже рек-тор ака-де-мии, про-фес-сор бо-го-сло-вия. Георгий Ко-нис-ский счи-тал-ся луч-шим - по-сле Фе-о-фа-на Про-ко-по-ви-ча - про-фес-со-ром ака-де-мии в XVIII ве-ке. С 1752 го-да он был на-зна-чен ар-хи-манд-ри-том Ки-е-во-Брат-ско-го мо-на-сты-ря.

В 1755 бу-ду-щий свя-ти-тель на-зна-ча-ет-ся бе-ло-рус-ским епи-ско-пом и пе-ре-ез-жа-ет в го-род Мо-гилев. С 1783 го-да Георгий Ко-нис-ский ста-но-вит-ся бе-ло-рус-ским пра-во-слав-ным ар-хи-епи-ско-пом, чле-ном Свя-то-го Си-но-да.

То-гда на тер-ри-то-рии Бе-ла-ру-си, ко-то-рая вхо-ди-ла в со-став ре-чи Поспо-ли-той, оста-ва-лась толь-ко од-на-един-ствен-ная пра-во-слав-ная епар-хия с цен-тром в Мо-гиле-ве. В офи-ци-аль-ных кру-гах Поль-ско-Ли-тов-ско-го го-су-дар-ства об-суж-дал-ся во-прос об уни-что-же-нии и этой ед-ва уцелев-шей епар-хии.

Ра-дост-ная встре-ча свя-ти-те-ля Ге-ор-гия с мо-гилев-ской паст-вой не смог-ла скрыть от него то-го ужас-но-го упад-ка Пра-во-слав-ной Церк-ви, ко-то-рый был вы-зван мно-ги-ми го-да-ми пре-сле-до-ва-ний. Свя-ти-тель с пер-вых же дней по-сле вступ-ле-ния на долж-ность пи-сал мно-же-ство до-не-се-ний в Се-нат о при-тес-не-ни-ях пра-во-слав-ных, чи-ни-мых уни-а-та-ми и ка-то-ли-ка-ми, о за-хва-тах ими пра-во-слав-ных церк-вей.

Од-новре-мен-но он за-бо-тил-ся и о рас-про-стра-не-нии пра-во-слав-но-го уче-ния, для че-го от-крыл в 1757 го-ду ти-по-гра-фию при ар-хи-ерей-ском до-ме и вы-пу-стил тво-ре-ние Фе-о-фа-на Про-ко-по-ви-ча - пра-во-слав-ный «Ка-те-хи-зис, или крат-кое на-чаль-ное Хри-сти-ан-ское уче-ние в поль-зу и спа-се-ние юно-шам, куп-но же и ста-рым нена-учен-ным, в трех бе-се-дах на-пи-сан-ный». Эту вос-тре-бо-ван-ную кни-гу он бес-плат-но разо-слал по хра-мам епар-хии. В этот же пе-ри-од свя-ти-те-лем Ге-ор-ги-ем был ос-но-ван це-лый ряд школ - на-по-до-бие брат-ских цер-ков-ных учи-лищ.

По-сто-ян-но за-бо-тясь о бо-лее вы-со-ком уровне об-ра-зо-ва-ния ду-хо-вен-ства, мо-гилев-ский свя-ти-тель от-крыл при Спас-ском мо-на-сты-ре Ду-хов-ную се-ми-на-рию. Для то-го, чтобы бо-лее успеш-но про-ти-во-сто-ять уни-ат-ству, прео-свя-щен-ный Ге-ор-гий за-ни-мал-ся со-би-ра-ни-ем ар-хив-ных до-ку-мен-тов о мо-гилев-ских пра-во-слав-ных церк-вях.

Ар-хи-епи-скоп Ге-ор-гий мно-го ра-дел о бла-го-со-сто-я-нии и устро-е-нии сво-ей мо-гилев-ской епар-хии. В 1780 го-ду бы-ло по-стро-е-но но-вое зда-ние для се-ми-на-рии, пре-по-да-ва-тель-ский со-став ко-то-рой был по-пол-нен из чис-ла вы-пуск-ни-ков Ки-ев-ской ака-де-мии. Ге-ор-гий Ко-нис-ский за-бо-тил-ся и о чи-сто-те пра-во-слав-но-го об-ря-да, о чем сви-де-тель-ству-ет гра-мо-та, из-дан-ная про-тив об-ли-ва-ния во-дой при кре-ще-нии. Им бы-ла со-став-ле-на так-же гра-мо-та про-тив ко-ры-сто-лю-бия свя-щен-ни-ков, на-пи-са-ны ста-тьи про-тив без-ве-рия, рас-про-стра-ня-е-мо-го фран-цуз-ским «мыс-ли-те-лем» Воль-те-ром.

Боль-ной и уста-лый от еже-днев-ных за-бот, 20 ян-ва-ря 1793 го-да ар-хи-епи-скоп Ге-ор-гий на-пи-сал за-ве-ща-ние, а 13 фев-ра-ля 1795 го-да пре-ста-вил-ся ко Гос-по-ду.

Свя-ти-тель Ге-ор-гий Ко-нис-ский был по-гре-бен в Мо-гиле-ве, в Спа-со-Пре-об-ра-жен-ской церк-ви, непо-да-ле-ку от ар-хи-ерей-ско-го до-ма. Гос-подь про-сла-вил его остан-ки нетле-ни-ем: как со-об-ща-ет-ся в при-ло-же-нии 3 на стра-ни-це 555 в 1875 го-ду, те-ло его ока-за-лось нетлен-ным». Кро-ме то-го, во вре-мя на-ше-ствия фран-цу-зов в 1812 го-ду за-хват-чи-ки от-кры-ли ра-ку с те-лом свя-ти-те-ля и за-сви-де-тель-ство-ва-ли нетлен-ные мо-щи.

Па-мять епи-ско-па Ге-ор-гия на-ча-ли чтить по-чти сра-зу по-сле его кон-чи-ны. В 1904 го-ду в Мо-гилев-ской епар-хии бы-ло уста-нов-ле-но тор-же-ствен-ное за-упо-кой-ное по-ми-но-ве-ние свя-ти-те-ля.

В 1993 го-ду по ре-ше-нию Си-но-да Бе-ло-рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви ар-хи-епи-скоп Ге-ор-гий был про-слав-лен и при-чис-лен к Со-бо-ру Бе-ло-рус-ских свя-тых.

30 но-яб-ря 2017 го-да Ар-хи-ерей-ским Со-бо-ром Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви бы-ло при-ня-то ре-ше-ние об об-ще-цер-ков-ном про-слав-ле-нии свя-ти-те-ля Ге-ор-гия, с уста-нов-ле-ни-ем празд-но-ва-ния па-мя-ти 6 ав-гу-ста по но-во-му сти-лю.

Пол-ное жи-тие свя-ти-те-ля Ге-ор-гия Мо-гилев-ско-го

Свя-ти-тель Ге-ор-гий (Ко-нис-ский) , ар-хи-епи-скоп Мо-гилёв-ский, в ми-ру Ко-нис-ский Гри-го-рий Оси-по-вич, ро-дил-ся 20 но-яб-ря 1717 го-да в го-ро-де Нежине (ныне Чер-ни-гов-ской обл.) в се-мье со-тен-но-го уряд-ни-ка, из за-пад-но-рус-ско-го дво-рян-ско-го ро-да.

В 1728-1743 гг. обу-чал-ся в Ки-е-во-Мо-ги-лян-ской ака-де-мии, в со-вер-шен-стве овла-дел ла-тин-ским, поль-ским, гре-че-ским, древ-не-ев-рей-ским и немец-ким язы-ка-ми, фило-со-фию слу-шал у ар-хим. Силь-ве-ст-ра (Ку-ляб-ки).

11 ав-гу-ста 1744 г. при-нял мо-на-ше-ство, по-стриг в Ки-е-во-Пе-чер-ской Лав-ре со-вер-шил со-бор свя-щен-но-слу-жи-те-лей во гла-ве с Ки-ев-ским митр. Ра-фа-и-лом (За-бо-ров-ским).

С 1745 го-да - пре-по-да-ва-тель по-э-ти-ки (тео-рии сти-хо-сло-же-ния) в Ки-ев-ской ду-хов-ной ака-де-мии.

В 1747 г. ру-ко-по-ло-жен во свя-щен-ни-ка, с то-го же го-да - про-фес-сор фило-со-фии и пре-фект.

В 1750 го-ду со-ста-вил ин-струк-цию «О по-ряд-ке пре-по-да-ва-ния пред-ме-тов во всех кла-сах...». По-ощ-рял за-ня-тия му-зы-кой и жи-во-пи-сью, раз-ра-бо-тал про-грам-мы ря-да ака-де-ми-че-ских кур-сов.

С 1751 г. - про-фес-сор бо-го-сло-вия, на-сто-я-тель Ки-ев-ско-го Брат-ско-го Бо-го-яв-лен-ско-го муж-ско-го мо-на-сты-ря, член Ки-ев-ской ду-хов-ной кон-си-сто-рии.

В 1752 го-ду на-зна-чен рек-то-ром ака-де-мии и воз-ве-ден в сан ар-хи-манд-ри-та.

В 1754 г. умер Мо-гилёв-ский еп. Иеро-ним (Вол-чан-ский), воз-глав-ляв-ший един-ствен-ную пра-во-слав-ную епар-хию на тер-ри-то-рии Ре-чи Поспо-ли-той. На-зна-че-нию но-во-го пра-во-слав-но-го епи-ско-па пред-ше-ство-ва-ли ак-тив-ные по-пыт-ки ка-то-ли-че-ской пар-тии при под-держ-ке па-пы Рим-ско-го Бе-не-дик-та XIV пе-ре-ве-сти епар-хию в унию.

20 ав-гу-ста 1755 г. со-сто-я-лась хи-ро-то-ния ар-хим. Ге-ор-гия (Ко-нис-ско-го) во епи-ско-па Мо-гилёв-ско-го. Хи-ро-то-нию в Со-фий-ском со-бо-ре в Ки-е-ве со-вер-ши-ли Ки-ев-ский митр. Ти-мо-фей (Щер-бац-кий), Чер-ни-гов-ский еп. Ирак-лий (Ко-ма-ров-ский) и Пе-ре-я-с-лав-ский еп. Иоанн (Коз-ло-вич). Ко-роль Ре-чи Поспо-ли-той Ав-густ III, ис-пол-няя од-но из усло-вий «Веч-но-го ми-ра» 1686 г., га-ран-ти-ро-вав-шее за-щи-ту прав пра-во-слав-ных, санк-ци-о-ни-ро-вал на-зна-че-ние но-во-го епи-ско-па де-кре-том от 3 июня 1755 г.

Воз-рож-де-ние цер-ков-ной жиз-ни епар-хии вл. Ге-ор-гий на-чал с ре-ли-ги-оз-но-нрав-ствен-но-го вос-пи-та-ния и про-све-ще-ния ду-хо-вен-ства и паст-вы. В 1757 г. при ар-хи-ерей-ском до-ме бы-ла от-кры-та ти-по-гра-фия, здесь, в част-но-сти, бы-ли из-да-ны неко-то-рые тру-ды Нов-го-род-ско-го ар-хи-еп. Фе-о-фа-на (Про-ко-по-ви-ча): «Ка-те-хи-зис» (1757; со-кра-щен-ный ва-ри-ант с до-пол-не-ни-я-ми еп. Ге-ор-гия разо-слан при-ход-ским свя-щен-ни-кам), «De arte poetica» (1786) и др. В Мо-гилё-ве бы-ли от-кры-ты школь-ные клас-сы, в 1759 г. - ду-хов-ная се-ми-на-рия при Пре-об-ра-жен-ском мо-на-сты-ре. От-ста-и-вая пра-во на об-ра-зо-ва-ние для всех сло-ев на-се-ле-ния, еп. Ге-ор-гий так-же от-крыл шко-лы в Бы-хо-ве, Го-ме-ле, Мсти-слав-ле, Ор-ше, Ро-га-чё-ве и др. Для по-пол-не-ния со-ста-ва ду-хо-вен-ства хо-да-тай-ство-вал пе-ред Свя-тей-шим Си-но-дом о раз-ре-ше-нии ру-ко-по-ла-гать рус-ских под-дан-ных укра-ин-ско-го про-ис-хож-де-ния или из по-гра-нич-ной Смо-лен-ской про-вин-ции, хо-да-тай-ство бы-ло удо-вле-тво-ре-но имен-ным им-пе-ра-тор-ским ука-зом от 25 ян-ва-ря 1758 г. Од-новре-мен-но свя-ти-тель за-бо-тил-ся о стро-и-тель-стве: при нем был освя-щен ка-фед-раль-ный Пре-об-ра-жен-ский со-бор в мо-гилёв-ском Пре-об-ра-жен-ском мо-на-сты-ре (1762), со-ору-же-ны зда-ния кон-си-сто-рии и ду-хов-ной се-ми-на-рии, ряд хра-мов. При стро-и-тель-стве но-во-го ар-хи-ерей-ско-го до-ма ста-рый дом с зем-лей был пе-ре-дан лю-те-ра-нам. По ини-ци-а-ти-ве еп. Ге-ор-гия бы-ла при-ве-де-на в по-ря-док епар-хи-аль-ная до-ку-мен-та-ция, сфор-ми-ро-ван ар-хив.

За-щи-щая пра-ва пра-во-слав-ных, свя-ти-тель неод-но-крат-но об-ра-щал-ся за по-мо-щью в Свя-тей-ший Си-нод и рос-сий-скую Кол-ле-гию ино-стран-ных дел, со-би-рал древ-ние ко-ролев-ские гра-мо-ты, со-ста-вил ре-естр хра-мов, ото-бран-ных у пра-во-слав-ных. На ба-зе этих ма-те-ри-а-лов из-дал спра-воч-ную кни-гу «Пра-ва и воль-но-сти ис-по-ве-ду-ю-щих гре-ко-во-сточ-ную ве-ру в Поль-ше и Лит-ве» (Вар-ша-ва, 1767; на польск. язы-ке). Цен-ность кни-ги бы-ла от-ме-че-на Свя-тей-шим Си-но-дом, впо-след-ствии до-ку-мен-ты из «Ар-хи-ва Ко-нис-ско-го» ис-поль-зо-ва-лись пра-во-слав-ны-ми в тяж-бах с уни-а-та-ми и ка-то-ли-ка-ми. Свя-ти-тель мно-го про-по-ве-до-вал, в сво-их про-по-ве-дях он не оста-нав-ли-вал-ся и пе-ред опас-ны-ми во-про-са-ми о со-ци-аль-ном нера-вен-стве и осо-бен-но об от-но-ше-ни-ях меж-ду по-ме-щи-ка-ми и кре-пост-ны-ми. Он об-ли-чал ино-вер-цев: ка-то-ли-ков, ев-ре-ев и ма-го-ме-тан, а так-же ма-со-нов, "пре-муд-ро-стию Со-ло-мо-но-вою хва-ля-щих-ся". По-до-зри-тель-ной ка-за-лась ему та-ин-ствен-ность ма-сон-ства - это-го "про-све-ще-ния, во тьме де-е-мо-го".

В 1759 и 1760 гг. на его жизнь бы-ли со-вер-ше-ны по-ку-ше-ния.

В 1762 го-ду еп. Ге-ор-гий был при-гла-шен на ко-ро-на-цию имп. Ека-те-ри-ны II в Моск-ву, 29 сен-тяб-ря про-из-нес речь, в ко-то-рой вы-ра-зил тре-во-гу за судь-бу пра-во-слав-ных в Поль-ше. Речь ста-ла ма-ни-фе-стом по-ли-ти-че-ской ло-яль-но-сти за-пад-но-рус-ско-го ду-хо-вен-ства к рос-сий-ско-му пра-ви-тель-ству. Из Моск-вы свя-ти-тель вме-сте с имп. дво-ром пе-ре-ехал в Санкт-Пе-тер-бург, где жил до 1765 г. Си-нод пред-став-лял его на Псков-скую ка-фед-ру, но Ека-те-ри-на II от-ве-ти-ла, что «Ге-ор-гий ну-жен в Поль-ше». Свя-ти-тель спо-соб-ство-вал оформ-ле-нию но-во-го кур-са рос-сий-ской ди-пло-ма-тии в Ре-чи Поспо-ли-той, по-дав в 1763 г. от име-ни всех пра-во-слав-ных Поль-ши че-ло-бит-ную им-пе-ра-три-це. Ле-том 1765 г. по-ехал в Вар-ша-ву для пред-став-ле-ния но-во-му ко-ро-лю Ста-ни-сла-ву Ав-гу-сту По-ня-тов-ско-му, 27 июля про-из-нес речь о тя-же-лом по-ло-же-нии пра-во-слав-ных и всех нека-то-ли-ков-«дис-си-ден-тов» (она бы-ла пе-ре-ве-де-на на ряд ев-ро-пей-ских язы-ков как об-ра-зец за-щи-ты ве-ро-тер-пи-мо-сти). Поз-же по-дал ко-ро-лю «Ме-мо-ри-ал об оби-дах пра-во-слав-ным» из 20 пунк-тов. При-ни-мал уча-стие в за-се-да-ни-ях сей-мов, раз-ра-ба-ты-вал ста-тьи о по-ло-же-нии пра-во-слав-ных, спо-соб-ство-вал со-зда-нию «Веч-но-го трак-та-та», под-пи-сан-но-го 13 фев-ра-ля 1768 г. и да-ро-вав-ше-го пра-во-слав-ным пра-ва, рав-ные с ка-то-ли-ка-ми. Од-новре-мен-но, ис-пы-ты-вая дав-ле-ние со сто-ро-ны ка-то-ли-че-ской пар-тии и не рас-счи-ты-вая на под-держ-ку ко-ро-ля, участ-во-вал в ра-бо-те «дис-си-дент-ских» кон-фе-де-ра-ций, в част-но-сти Слуц-кой 1767 г. В 1768 г. стал чле-ном сме-шан-но-го су-да для раз-би-ра-тель-ства ре-ли-ги-оз-ных спо-ров меж-ду ка-то-ли-ка-ми и «дис-си-ден-та-ми», по-кро-ви-тель-ства у свя-ти-те-ля ис-ка-ли про-те-стан-ты.

В 1768 г. пе-ре-ехал в Смо-ленск, от-ку-да про-дол-жал ру-ко-во-дить паст-вой, по-сы-лая пись-ма и на-став-ле-ния. В со-ав-тор-стве со Смо-лен-ским еп. Пар-фе-ни-ем (Соп-ков-ским) со-ста-вил по-со-бие по во-про-сам ка-но-ни-че-ско-го пра-ва, ли-тур-ги-ки, про-по-ве-ди и пас-тыр-ско-го бо-го-сло-вия «О долж-но-стях пре-сви-те-ров при-ход-ских» (СПб., 1776; пе-ре-ве-де-но на англ. язык).

Еп. Ге-ор-гий при-вет-ство-вал пер-вый раз-дел Поль-ши 1772 г., упо-до-бив его биб-лей-ско-му осво-бож-де-нию от еги-пет-ско-го раб-ства. Юж-ные из при-со-еди-нен-ных к Рос-сии тер-ри-то-рий (со-ста-вив-шие Мо-гилёв-скую, Ор-шан-скую, Мсти-слав-скую и Ро-га-чёв-скую про-вин-ции) бы-ли объ-еди-не-ны в Мо-гилёв-скую, Мсти-слав-скую и Ор-шан-скую епар-хию, ко-то-рую и воз-гла-вил свя-ти-тель (с 10 ян-ва-ря 1795 по-сле рас-ши-ре-ния епар-хии стал име-но-вать-ся Мо-гилёв-ским и По-лоц-ким).

Вер-нув-шись в Мо-гилёв, он вы-сту-пил за немед-лен-ное мас-со-вое воз-вра-ще-ние уни-а-тов в Пра-во-сла-вие, рас-сы-лал по-сла-ния с при-зы-вом к это-му по всей Бе-ло-рус-сии. Был од-ним из ини-ци-а-то-ров им-пе-ра-тор-ско-го ре-скрип-та от 2 июля 1780 г., раз-ре-шав-ше-го на-зна-чать пра-восл. свя-щен-ни-ков на осво-бо-див-ши-е-ся уни-ат-ские при-хо-ды. В 1781-1783 гг. в Бе-ло-рус-сии в ло-но пра-во-слав-ной церк-ви воз-вра-ти-лись 112 578 чел. Еп. Ге-ор-гий по-сы-лал ду-хо-вен-ству уве-ща-тель-ные гра-мо-ты о за-пре-ще-нии об-ли-ва-тель-но-го кре-ще-ния (1783), небреж-но-го ис-пол-не-ния та-ин-ства ис-по-ве-ди (1789). Пред-при-нял ряд мер по укреп-ле-нию ма-те-ри-аль-но-го по-ло-же-ния ка-фед-ры, вел боль-шое стро-и-тель-ство. В мае 1780 г. в Мо-гилё-ве при-вет-ство-вал имп. Ека-те-ри-ну II и австр. имп. Иоси-фа II, в па-мять об ис-то-ри-че-ской встре-че со-сто-я-лась за-клад-ка со-бо-ра во имя св. Иоси-фа Об-руч-ни-ка.

22 сен-тяб-ря 1783 г. был воз-ве-ден в сан ар-хи-епи-ско-па и на-зна-чен чле-ном Си-но-да.

Од-новре-мен-но свя-ти-тель про-дол-жал по-мо-гать пра-во-слав-ным, остав-шим-ся на тер-ри-то-рии Поль-ши, по-ру-чил игум. Вик-то-ру (Сад-ков-ско-му) пред-став-лять се-бя в сей-ме. Ста-ра-ни-я-ми свя-ти-те-ля Ге-ор-гия 27 мар-та 1785 г. на тер-ри-то-рии Поль-ши бы-ла вос-ста-нов-ле-на Пе-ре-я-с-лав-ская епар-хия в юрис-дик-ции Рус-ской Церк-ви, ка-фед-ру воз-гла-вил еп. Вик-тор (Сад-ков-ский). Ар-хи-еп. Ге-ор-гий со-ста-вил для него ре-ко-мен-да-ции по управ-ле-нию епар-хи-ей. В го-ды го-не-ний на пра-во-сла-вие в Поль-ше (1789-1792) свя-ти-тель под-дер-жи-вал тес-ную связь с Вар-ша-вой, ин-фор-ми-ро-вал Си-нод о про-ис-хо-дя-щих со-бы-ти-ях.

Со-брал за свою жизнь бо-га-тей-шую биб-лио-те-ку (1269 книг, 241 ру-ко-пись), от-крыл несколь-ко гос-пи-та-лей, стран-но-при-им-ниц, бо-га-де-лен и др. За-вел обы-чай раз-да-вать по суб-бо-там в хра-мах день-ги ни-щим, ка-ле-кам, вдо-вам и си-ро-там. Пе-ред кон-чи-ной со-ста-вил за-ве-ща-ние, в ко-то-ром про-явил за-бо-ту о бо-го-слу-же-ни-ях, мо-на-ше-стве, се-ми-на-рии, пастве, кли-ре, оста-вил сред-ства для раз-да-чи ми-ло-сты-ни в хра-мах Мо-гилё-ва.

Скон-чал-ся 13 фев-ра-ля 1795 го-да в г. Мо-гилё-ве. По-гре-бен в при-де-ле во имя вмц. Вар-ва-ры Пре-об-ра-жен-ско-го со-бо-ра в Мо-гилё-ве. Над мо-ги-лой бы-ла при-би-та мед-ная дос-ка с над-пи-сью, со-став-лен-ной са-мим прео-свя-щен-ным:

Ко-лы-бель Нежин, Ки-ев мой учи-тель,
Я в трид-цать во-семь лет сде-лал-ся свя-ти-тель.
Сем-на-дцать лет бо-рол-ся я с вол-ка-ми.
А два-дцать два, как Пас-тырь, от-дох-нул с ов-ца-ми.
За пре-тер-пен-ные тру-ды и непо-го-ду,
Ар-хи-епи-ско-пом и Чле-ном стал Си-но-ду,
Ге-ор-гий име-нем, я из Ко-нис-ских до-му,
Ко-ню по-до-бен бы-вал поч-то-во-му.
Се-го тут пад-ла за-крыл греш-ны ко-сти.
Год сед-ми-со-тый пя-тый де-вя-но-стый.

Гроб-ни-ца вскры-ва-лась в 1812 г. фран-цу-за-ми и в 1875 г. во вре-мя ре-мон-та хра-ма, те-ло со-хра-ни-лось нетлен-ным. К 2005 г. со-бор был уни-что-жен, мо-ги-ла уте-ря-на.

По-чи-та-ние свя-ти-те-ля на-ча-лось по-чти сра-зу по-сле кон-чи-ны: у гроб-ни-цы в со-бо-ре слу-жи-лись па-ни-хи-ды, мо-леб-ны. 5-6 ав-гу-ста 1993 г. в Мо-гилё-ве со-сто-я-лось про-слав-ле-ние свя-ти-те-ля Ге-ор-гия в ли-ке мест-но-чти-мых свя-тых. Тор-же-ство воз-гла-вил пат-ри-ар-ший эк-зарх всея Бе-ла-ру-си Мин-ский митр. Фила-рет (Ва-х-ро-ме-ев). В 1993 г. бы-ло со-став-ле-но жи-тие, в 1995 г. - ака-фист свя-ти-те-лю. Ему по-свя-ще-ны хра-мы в Мо-гилё-ве и Слуц-ке.

При-ме-ча-ния

Имя свя-ти-те-ля Ге-ор-гия бы-ло вклю-че-но в ме-ся-це-слов Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви Опре-де-ле-ни-ем Освя-щен-но-го Ар-хи-ерей-ско-го Со-бо-ра 30 но-яб-ря 2017 го-да.

В Пра-во-слав-ной Эн-цик-ло-пе-дии ука-за-на да-та рож-де-ния: 9(20).11.1717

В Пра-во-слав-ной Эн-цик-ло-пе-дии ука-за-на да-та кон-чи-ны: 2(13).02.1795

В истории Западной Руси, в её борьбе против польско-литовского гнета и за Православную веру, есть много героических имён, духовных подвижников, философов и выдающихся литераторов.
Архиепископ Могилёвский Георгий Конисский (20.11.1717 - 13.2.1795), одновременно был и ученым, и духовным пастырем, и писателем, и исключительно мужественным человеком.
А.С. Пушкин сказал о нем: «Георгий есть один из самых достопамятных мужей минувшего столетия. Жизнь его принадлежит истории».


Архиепископ Георгий - выходец из украинского служилого казачьего рода, стал местночтимым Святым Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви (6 августа1993 года). Как историк и дипломат он стоял у истоков философии западнорусизма. Его заветы важны и для белорусов и для украинцев и для всей Святой Руси. Статья Ивана Мартынова, доцента Могилевского Госуниверситета им А. А. Кулешова - одна из лучших работ о Георгии Конисском.

(Редакция ЗР )


Могилевская земля - Куликово поле святителя Георгия Конисского

В истории государства российского трудно отыскать деятеля, сравнимого с архиепископом Георгием Конисским по широте и глубине взглядов, по разнообразию спектра деятельности, в каждой из которых он являлся новатором, который бы, как никто другой, все свои силы, здоровье отдал служению простому белорусскому народу. Без его титанических усилий след белорусского народа затерялся бы в истории. Мы бы проживали на территории другого государства, насильно были бы ассимилированы, молились бы другим богам. Нынешняя судьба белорусов Белостокской области тому свидетельство. Но исследователи русской истории, философии, русской литературы очень редко и с недомолвками касаются его имени. Белорусская же историография полагает, что он церковный деятель, украинский писатель, а посему очень редко проявляет внимание, притом поверхностное, к описанию его жизнедеятельности, исследованию его богатейшего творческого наследия.

Он происходил из старого украинского служилого рода дворян. Его предки были видными представителями казачества и духовенства. Родился Конисский 20 ноября (по старому стилю) 1755 года, и при рождении его нарекли Григорием - бодрствующий, бдительный. Он получил хорошее семейное образование и воспитание и в 1728 году в 11 лет от роду был отдан в Киево-Могилянскую духовную академию.

В 1743 году он блестяще с особой похвалой окончил полный академический курс и сразу вступает в иноческое звание и становится блестящим проповедником Киево-Печерской лавры.

В 1747 году через два года работы в академии он назначается на должность префекта академии и одновременно на должность профессора кафедры философии.

С 1751 года Конисский становится фактически ректором (невиданный должностной рост в истории). Высок его авторитет в научном мире, любой университет считал бы за честь иметь его своим преподавателем. Налажено и прочно материальное положение, но в 1755 году он вступает на путь личной Голгофы, и чтобы понять и оценить жертвенный подвиг Конисского, следует вспомнить общественно-политическую обстановку на территории современной Беларуси в те времена.

История Белорусской церкви 16-18 веков - это непрерывная цепь борьбы, в большинстве случаев борьбы кровавой Православия с латинством. «В российской державе никакая благочестивая церковь не претерпела столько презрения, ругательств, насилия и обид, как церковь Белорусская. Ее жертвенники, ее алтари, ее святое - кровавыми орошены слезами.» Так писал в Священный Синод преемник Конисского епископ Анастасий Братановский.

Сейчас даже трудно себе представить и поверить, что в течение двух с половиной веков обездоленные белорусы и малороссы, преследуемые пришельцами по вере отцами-иезуитами, фанатичной польской шляхтой, своими жизнями, кровью и слезами омывали свою веру отцов, свою народность. Православных варили в котлах, жгли на медленном огне, сажали на спицы, травили собаками. Но никакие репрессии не смогли сломить белорусов, их преданность Православию. Тогда отцы-иезуиты пошли на хитрость.

Со времени объединения в 1569 году Литвы и Польши в одно государство - Речь Посполитую - усилилось насаждение латинизма, и чтобы как можно больше белорусского народа приняло его, иезуитами была выдвинута идея церковной унии, т.е. объединения православных и католиков с признаками главенства папы римского. Перешедшим в униатство предоставлялись всевозможные привилегии. Православные на госслужбу не принимались, они оказались изгоями на своей земле. В 1596 году в Бресте была подписана с Римом уния, которую приняли большинство православных иерархов Западной Руси. Униатство приняла так называемая белорусская элита, изменив своему народу, оставив простых людей без духовной поддержки. Одними из первых отказались от православия Радзивиллы, которых, если верить нашим СМИ, представляют теперь радетелями белорусского народа. Радзивиллы не просто отказались от Православия, а стали активными «борцами» против Православия. С этого же момента стала униатской и Полоцкая епархия, к которой относились могилевские церкви и монастыри.

Благодаря общим усилиям православных и обострившейся общественно-политической обстановке в Польше в 1632 году была образована отдельно от Полоцкой униатской Белорусская православная епархия с кафедрой в могилевском Спасо-Преображенском монастыре.

Воссоединение части земель Украины и России в 1654 году, национально-освободительное движение белорусов во время войны Богдана Хмельницкого и русского Царя Алексея Михайловича с Польшей вызвали новый взрыв гонений на православных, причем во главе этих гонений отныне становится уже польское правительство.

И хотя Польша трактатом о вечном мире с Россией от 1684 года обязалась на своей территории иметь пять православных епархий, к началу 18 столетия осталась одна-единственная - Могилевская, на которую с надеждой смотрел весь простой православный белорусский народ.

В создавшейся обстановке для «успешного» обращения белорусов в униатство Польша считала одной из главных своих задач ликвидацию православной епархии в Могилеве.

13 октября 1754 года скончался преосвященный епископ могилевский Иероним Волчанский. Польские магнаты надеялись применить испытанный прием - сделать могилевскую кафедру вдовствующей и насилием сломить решимость могилевчан.

И в это трудное для православных могилевчан, да и всех белорусов время святитель Георгий, достигнув высокого положения в обществе, почета, громкой славы, прекрасно осведомленный о положении в Могилеве и его окрестностях, принимает в 1755 году предложение возглавить Могилевскую епархию. Польский король, как не домогались магнаты и некоторые внешние силы, был вынужден согласиться с предложенной кандидатурой. Репутация Святителя Георгия в Европе была безупречной.

Успешная подвижническая работа святитель Георгия еще больше встревожила воинствующую шляхту. Они напали на владыку во время службы в храме летом 1759 года и хотели его убить. Он спасся лишь благодаря тому, что приказал тайно вывезти себя в крестьянской телеге, покрытой сверху навозом.

Тогда в 1760 году вооруженные иезуиты, обозленные открытием семинарии, напали на архиерейский дом и семинарию. Было ранено несколько семинаристов, а сам владыка был вынужден спасаться в подвалах своего дома.

Святитель Георгий не дрогнул. Тогда его начинают клеветнически преследовать в многочисленных судебных исках, обвиняя в «разбойничестве.» Владыка блестяще защищается, и все дела, как ни стремятся предвзято относиться судьи, заканчиваютя провалом.

7 сентября 1764 года королем Польши становится Станислав Понятовский, с назначением которого шляхта согласилась при условии, что он ликвидирует Могилевскую православную епархию. Понятовский уже готов подписать соответствующий указ. Но на его коронации святитель Георгий произнес такую пламенную речь в защиту прав и свобод православных и других инородцев, что Понятовский обещает рассмотреть в установленном порядке и в сейме нарушенные права православных, вернуть им силой отнятые храмы и монастыри.

Король Польши своего обещания не выполнил.

Когда же мытарства владыки дошли до Екатерины II, она дала указания своему послу в Польше принять решительные меры по защите прав православных, и если православные обратятся за помощью к России, то она силой защитит их права.

Возвратившегося в Могилев владыку хотят в 1768 году убить. Он спасся лишь благодаря своевременному предупреждению. Ночью бежал в Смоленск, в ближайшую, расположенную на территории России епархию, и оттуда всеми доступными ему средствами защищал права православных не только Белоруссии, но и Украины. К нему в Смоленск стекались все сведения, а он своими посланиями «бомбардировал» Синод и Варшаву, советами помогал отстаивать в судебном порядке свои права отчаившимся православным.

В ответ на глумление и изуверства латинистов-униатов православный народ Украины поднял восстание, которое приняло широкий размах и ответило не меньшей жестокостью по отношению к угнетателям. Один из гайдамацких отрядов под предводительством Шилы преследовал поляков до турецкой границы. Гайдамаки перешли границу, разбили поляков и пришедшим им на помощь турок.

Этого инцидента оказалось достаточно для объявления войны России, несмотря на то, что гайдамаки - польские подданные.

Турция потерпела поражение, и Россия не стала противиться давнишним планам прусского короля Фридриха II, который за притеснение протестантов просил дать согласие на раздел Польши. И если другие страны захватили часть территории Польши, то Россия только возвратила некоторые свои исконные земли. И главным, определяющим мотивом такого возвращения было притеснение православных, а не имперские замашки России, как пытаются трактовать.

С ликованием белорусы и малороссы встретили свое освобождение. По данному случаю вызванный в Петербург святитель Георгий произнес в придворной церкви взволнованную речь от лица всего белорусского народа.

Но прошло еще много времени, пока загнанные силой в униатство верники смогли вернуться в Православие.

Добившись улучшения положения своей паствы и епархии, владыка не забыл православных белорусов и малороссов, оставшихся на территории Польши. По-прежнему в его лице они видели своего защитника, к нему они обращались за помощью и советом, сообщают обо всех случаях беззакония и притеснения. Усилиями святителя Георгия в Польше была образована самостоятельная православная епархия с кафедрой в Слуцке, которую возглавил его ученик и помощник Виктор Садковский. Оценивая свою пастырскую деятельность до возвращения белорусских земель в лоно Российской империи, владыка писал: «Семнадцать лет я боролся с волками».

Подвиг могилевчан по защите Православия, которое является государствообразующей религией, был оценен, и в 1778 году в Могилев было перенесено из Полоцка центральное управление Белоруссией. И только после октябрьского переворота 1917 г. ненависть большевиков к Царской Семье, к истории государства российского побудила их перенести столицу Белоруссии в Минск.

Но как ни вел себя дипломатично Садковский, поляки сумели сфабриковать против него судебное преследование, бросили его в острог, разграбили архиерейский дом. Прокатилась волна невиданных гонений на православных. Многие из православных вынуждены были спасаться бегством в русские области и просить защиты у русских властей.

Беспорядки дали России повод для новых разделов Польши.

Были расширены Могилевская епархия, образована Минская, но архиепископ Ге-оргий уже не мог воспользоваться плодами своих многолетних трудов. Владыка Георгий, скованный тяжелым недугом, заканчивал свой тернистый земной путь. Сознавая, что его состояние безнадежно и что ему уже не встать со смертного одра, архиепископ Георгий составляет завещание о своем имуществе. Первым пунктом завещания была воля святителя - раздать большую часть денежных средств по его смерти убогим, нищим, вдовам и сиротам. В своем завещании он не забыл никого из тех, кто помогал ему в его трудах, всем он завещал выдать денежное вознаграждение.

Похоронен архиепископ Георгий был в Спасском монастыре, который им был достроен и освящен. В настоящее время после военных и других потрясений его могила неизвестна, она закрыта фундаментом административного корпуса стройтреста № 12.

Главная заслуга святителя Георгия в том, что его усилиями Западная Русь, и в частности Белоруссия, сохранила свою веру, свою народность среди бурного наплыва латино-полонизма, что позволило затем освободиться от польского гнета.

Благодарные современники высоко ценили вклад святителя Георгия в отечественную церковную и гражданскую историю. Великий русский поэт А. С. Пушкин называет его «великим архиепископом Белоруссии», «одним из самых достопамятных мужей минувшего столетия».

Почему в светской литературе и истории стремятся если не вычеркнуть, то принизить значение деятельности святителя Ге-оргия? И кого же нам представляют героями?

В первую очередь Франциска Скорину, который всю свою жизнь стремился заслужить признание Запада, где и провел большую часть своей жизни. Стремился к личному благополучию и обогащению, на этой почве имел судебные разбирательства. В угоду Западу изменил свое имя, которое калькировано с латинского - Franciscus. Раньше в школьных и вузовских учебниках писали Францишек Скорина.

Или второй герой - Наполеон Орда, 200-летие со дня рождения которого пышно отмечено на государственном уровне и сведения о котором в редких энциклопедиях имеются. Наполеон Орда служил Польше, которая во все времена, в том числе и настоящее, является одним из основных полигонов, с которого ведется борьба против белорусского государства.

Выставлять же национальными героями, радетелями за белорусский народ магнатов Радзивиллов - то же самое, что представлять национальными героями России Березовского и Абрамовича.

Мы обычно сетуем, что очень мало сохранилось древних западнобелорусских памятников - писем, книг, актов, летописей. Так в этом большая «заслуга» Георгия Радзивилла по прозвищу «Сиротка». Его имя навсегда войдет в историю как палача древних памятников культуры. «Сиротка», как и магнаты Мацеевский и Гроховский, израсходовали огромные средства на поиски, а затем приобретение русских книг, рукописей, которые потом сжигали. Прославились они и тем, что разрушали русские типографии.

И если подобная печальная участь постигла за редким исключением не все древние памятники западнорусской культуры, то благодаря известной деятельности архиепископа Георгия. Достаточно сказать, что к концу жизни его личная библиотека насчитывала 1269 ценнейших книг и 241 экземпляр рукописей и документов. Мы же не знаем еще, сколько книг уничтожено в пожаре архиерейского дома.

Януш Радзивилл, подобно Вильгельму Кубе, является палачом белорусского народа. В отместку за то, что население Белоруссии поддержало восстание Богдана Хмельницкого, карательная экспедиция под его командованием с неслыханной жестокостью в 1648 году вырезала поголовно все население Пинска и других городов Южной Беларуси.

Ни одна еще круглая дата ни со дня рождения, ни со дня смерти Георгия Конисского не была отмечена на государственном уровне. Прошло незамеченным 200-летие со дня его смерти в 1995 году. Такая же участь может постигнуть и 300-летнюю годовщину со дня его рождения в 2017 году.

На знаменитом памятнике, сооруженном в Новгороде в честь 1000-летия России, на котором помещены барельефы самых-самых знаменитых 106 исторических личностей, прославивших Отчизну, мы находим и барельеф святителя Георгия Конисского.

Могилевщина должна гордиться, что на ее земле жил и творил, отдал все силы и жизнь для процветания белорусского народа святитель Георгий Конисский. Не откладывая в долгий ящик, следует начать подготовку по празднованию на государственном уровне 300-летия со дня его рождения. Масштаб работы настолько велик, что личностными усилиями одиночек его не осилить.

Иван Мартынов

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.

Архиепископ Могилёвский, Мстиславский и Оршанский . Философ, педагог, богослов и общественный деятель Речи Посполитой , а затем Российской империи .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Слово к Вам. Георгий Конисский

    ✪ О.Евгений. Прп. Исидор Пелусиот (ч.1/2)

    ✪ о. Георгий (001)

    ✪ Тарас Бульба-Боровець. Армія без держави (Аудіокнига)

    Субтитры

Семья и образование

В 1728 году Георгий Конисский поступил в Киевскую духовную академию , полный курс которой окончил в «с особенною похвалой». В академии изучил латынь, польский, греческий, древнееврейский, немецкий языки, писал стихи.

Монах и профессор

В 1744-1746 - проповедник Киево-Печерской лавры.

С 1745 года - учитель пиитики в Киевской духовной академии.

С 1747 года - профессор богословия и философии и префект академии, был рукоположен в сан иеромонаха.

Воля – это активная свободная способность рациональной души, относящаяся к добру и злу, как они представлены разумом. Отсюда ясно, что объектом воли является добро и зло; настоящее же добро наследственно, зло же – то, чего избегают. Другим авторам хочется утверждать объектом воли только добро, а зло – объектом только случайно. Это хорошо, потому что когда отворачиваемся от зла, тогда желаем добра, поскольку само отвращение и избежание зла есть добро… Активное (хотение воли) подразделяется на абсолютное и условное. Первое создает свой объект без какого-либо отношения к другому и без всякого условия – таким является желание, которым Бог сотворил мир. Условным есть то желание, которое не создает свой объект, если вначале не дается условие. Таким является желание Христа определить весь человеческий род после падения к вечной жизни. Оно содержит в себе условие: если все поверят во Христа и будут хорошо жить» .

Архиерей

Годы служения в Речи Посполитой

20 августа 1755 года хиротонисан во епископа Могилёвского. Чин хиротонии совершили митрополит Киевский Тимофей (Щербацкий) , епископ Черниговский Ираклий (Комаровский) и епископ Переяславский Иоанн (Козлович) .

Его епархия находилась на территории Речи Посполитой , где даже униаты (равно как и протестанты) подвергались дискриминации, а православные находились вообще вне закона. Боролся за равенство прав подданных Речи Посполитой, принадлежавших к различным конфессиям. Заботился о просвещении подведомственному ему духовенства с тем, чтобы оно способствовало повышению образовательного уровня своей паствы. В 1757 году он открыл в Могилёве духовную семинарию и организовал типографию при архиепископском доме. Много позднее, уже после присоединения восточной Белоруссии к России, в году семинария была реорганизована, в ней открылись классы богословских и философских наук; в 1785 году был построен новый двухэтажный учебный корпус.

Активность владыки Георгия встречала неприятие со стороны части католической шляхты. Летом 1759 года во время богослужения в храме в Орше его изгнали из церкви, заставили укрыться в монастыре, который после этого был осаждён толпой, намеревавшейся убить епископа. Ему удалось тайно выбраться из монастыря в крестьянской телеге, покрытой сверху навозом. В на архиерейский дом и семинарию было совершено нападение, в результате которого несколько семинаристов были ранены, а епископ нашёл убежище в подвале.

В 1762 году епископ Георгий (Конисский) присутствовал в Москве на коронации Екатерины II , где просил русскую императрицу оказать помощь православным на территории Польши. В 1765 году выступил с яркой речью в защиту православных перед новым польским королём и великим князем литовским Станиславом Понятовским . Направил правительству Речи Посполитой записку о положении православных во всех западно-русских епархиях. В своей деятельности опирался на многочисленные исторические документы и юридические акты, определявшие права православных верующих на польской территории.

Формально не являясь лидером Слуцкой конфедерации , стал одним из её фактических руководителей и, действуя при поддержке российских властей (арестовавших нескольких ультракатолических лидеров) и в союзе с протестантами, добился на сейме 1767-1768 годов уравнения во многих правах римокатоликов, униатов, православных и протестантов и признания православных диссидентами. Впрочем, значительная часть общества Речи Посполитой не признала этих принятых под давлением решений, и в условиях разразившейся гражданской войны епископ Георгий был вынужден уехать на российскую территорию (в Смоленск), вернувшись в Могилёв лишь после первого раздела Речи Посполитой в 1772 году.

Служение в России

В результате первого раздела Речи Посполитой восточная часть Великого Княжества Литовского была присоединена к России, и владыка Георгий стал именоваться епископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским.

В 1780 он заложил в Могилёве храм во имя праведного Иосифа в присутствии императрицы Екатерины II и австрийского императора Иосифа II . Тогда же добился от Екатерины II издания указа, разрешающего переход униатского прихода в православие в том случае, если в униатском приходе вакантно священническое место. В течение трёх последующих лет к православию присоединились 112 578 униатов. При этом епископ Георгий нашёл способ обойти указ императрицы, ограничивавший переход униатов в православие - в том случае, если униатский священник симпатизировал православным, епископ сначала присоединял его к православию. А так как в результате униатский приход становился вакантным, то после этого появлялась возможность присоединить к православию и прихожан. 22 сентября 1783 он был возведён в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода.

В 1784 предложил проект создания православной епархии в Польше с центром в Слуцке и рекомендовал на пост её правящего архиерея своего давнего сотрудника игумена Виктора (Садковского), долгое время руководившего Могилёвской духовной семинарией. В 1785 предложения владыки Георгия были приняты, что укрепило позиции православных в Польше.

Автор ряда книг, наибольшую известность среди которых получило руководство для священников «О должностях пресвитеров приходских», выдержавшее при его жизни четыре издания. Был собирателем литературных памятников, его личная библиотека насчитывала 1269 книг и 241 экземпляр рукописей и документов.

С его именем долгое время связывалось историческое сочинение «История русов », однако современная историческая наука опровергает его авторство.

Проповедник

Был известен как выдающийся проповедник, резко критиковавший человеческие пороки и затрагивавший в своих проповедях острые социальные проблемы:

Суды хотя носят имя алтарей неприкосновенных, именуются прибежищем и покровительством обидимых, престолом Самого Бога, но в них нередко прибегающий находит совет нечестивых, седалище грабителей. Законы же хотя сами по себе священны и справедливы, однако и они в сих седалищах нередко истязания терпят, когда подъятыми на неправду, как струна пыточная натягиваются.

Резко критиковал грехи не только светских, но и духовных лиц, в том числе и нерадивых священников, не желающих проповедовать своей пастве («немых псов, не могущих лаяти, любящих дремати»), и лицемерных монашествующих («обещавшихся с клятвою постническое житие вести, больше прочих и жрём, и празднуем»). По словам А. С. Пушкина (считавшего владыку «одним из самых достопамятных мужей» XVIII столетия),

проповеди Георгия просты, и даже несколько грубы, как поучения старцев первоначальных; но их искренность увлекательна. Политические речи его имеют большое достоинство.

В 1755 году в Могилев был назначен новый епископ – Георгий Конисский , известный церковный и культурный деятель, который активно взялся за восстановление церкви. Он вызвал из Вильно одного из лучших на то время архитекторов, яркого представителя школы барокко Иоганна Глаубица (1700–1767), мастера своего дела, который строил дворцы и монастыри не только в Вильно, но и далеко за его пределами. Выбор был не случайным. Г. Конисский считал, что это «дойлид в своем деле художник и в договорах постоянный». В 1762 году зодчий закончил строительство в городе Спасо-Преображенского храма. Позже между церковью и ратушей возвели каменную колокольню, которая получила название «астрономической башни». С нее во времена Г. Конисского проводились астрономические наблюдения. Епископ Георгий распорядился установить на куполе колокольни Спасского монастыря вместо креста сделанный из меди, покрытой золотом, образ Архангела Гавриила с мечом в правой руке. Этот образ простоял на Спасской колокольне более полувека, пока в 1825 году снова не был заменен могилевским архиепископом Павлом на крест.

В 1762–1785 годах на территории Спасского монастыря возвели красивый и оригинальный архиерейский дворец (арх. И. Глаубиц). В нем разместилась резиденция православного архиепископа Г. Конисского.

Здание хорошо сохранилось до нашего времени и является уникальным памятником жилищной архитектуры. Оно расположено так, что вместе с бывшей Спасо-Преображенской церковью составляло единую панораму, которая раскрывалась как со стороны Днепра, так и со стороны ул. Ленинской (Ветряной), откуда открывался главный подход к дворцу. Перпендикулярно дворцу, создавая вытянутый дворик, размещались монастырские кельи, которые образовывали архиерейский двор (сохранились частично).

В монументальном строгом объеме дворца и его декоративной отделке совмещаются черты барокко и раннего классицизма. В советское время использовался как жилой дом, сейчас передан Могилевско-Мстиславской епархии. После реставрации в конце 1990-х годов внутренняя планировка изменена.

На здании установлена мемориальная доска с текстом: «В этом доме жил и работал в 1785–1795 гг. известный деятель культуры восточных славян, просветитель, писатель и политик – архиепископ Георгий Конисский».

«Георгий есть один из самых знаменитых деятелей прошлого столетия. Жизнь его принадлежит истории» – отмечал А. С. Пушкин в заметках к изданию в 1835 году собрания произведений белорусского архиепископа Г. Конисского. Сорок лет его жизни и деятельности связано с Могилевом.

Родился Григорий Осипович 20 ноября 1717 года в г. Нежине на Черниговщине. Происходил он из шляхетской семьи казацкого окружения, так называемых «новых людей», которые в результате реформ Петра I получили возможность продвигаться вперед по служебной лестнице.

После окончания полковой школы в 11-летнем возрасте он поступает в Киево-Могилянскую академию, которая считалась в то время крупнейшим центром науки и просвещения во всем славянском мире. Григорий Конисский учился в академии во время наивысшего расцвета учебного заведения, когда там преподавали ее лучшие выпускники Стефан Калиновский, Михаил Казачинский, Симеон Татаровский. На это же время приходится его учеба у Ф. Прокоповича и Г. Сковороды.

После окончания академии он попадает в число избранных выпускников, которые ежегодно пополняли преподавательский состав учебного заведения. В 1744 году Конисский постригается в монахи Братского монастыря в Киеве и принимает духовное имя Георгий. С ним он и вошел в отечественную историю.

Около двух лет молодой иеромонах старательно готовится к преподавательской деятельности и в 1745 году становится профессором кафедры красноречия академии, в которой читает разработанный им же оригинальный курс поэтики. С 1751 года он – ректор академии, где зарекомендовал себя сторонником прогрессивной науки, отличным оратором и рьяным, непримиримым борцом против Ватикана и Брестской унии 1596 года. Конисский ценил естествоведческие науки и в некоторых вопросах отходил от теологии. Он высоко ставил учения Коперника, Галилея, Декарта, уважал разум человека. Именно с этим связано то, что в Могилеве с колокольни Спасской церкви им проводились астрономические наблюдения. Конисский утверждал, что белорусы должны иметь право говорить и писать на родном языке, сохранять свои национальные обычаи.

Наиболее ярко его прогрессивные качества проявились в период нахождения в Беларуси, где он приобрел славу широко известного общественно-политического деятеля. 23 мая 1755 года король Август III, несмотря на сопротивление папы и полоцкого митрополита Грабницкого, пожаловал Конисскому привилей на «епископию Белорусскую, Мстиславскую, Оршанскую и Могилевскую со всеми правами епископской власти и юрисдикции и с правом на владения разными местностями и угодьями».

20 августа 1755 года Киевским митрополитом Тимофеем Щербацким он посвящается в епископский сан, а через два месяца приезжает в Могилев. В тот период это была единственная православная епархия на территории Беларуси и всей Речи Посполитой. Руководитель православной церкви Георгий Конисский оказывается в центре политической борьбы и разворачивает активную гражданскую деятельность. Несмотря на преследования и угрозы иезуитов, он выступает с проповедями, разоблачающими политические мотивы униатского духовенства в Беларуси. Основную цель своей деятельности он видел в усилении и защите православной веры, для чего использовал любые средства, что, естественно, вызывало злобу иезуитов, неоднократно совершавших покушения на его жизнь. А. С. Пушкин дал следующую оценку деятельности Конисского-проповедника: «Проповеди Георгия просты и даже несколько грубоваты, как поучения древних мудрецов, но прямота их захватывает. Политические речи его имеют великое достоинство».

Первым большим делом, совершенным им в Могилеве, было открытие в 1757 году духовной семинарии по образцу Киевской, а позже – создание при архиерейском доме типографии. В ней среди прочих книг была отпечатана рукопись известного писателя и просветителя Феофана Прокоповича «О поэтическом искусстве». Много сил отдал Георгий и строительству в 1756–1762 годах Спасской церкви.

С 1781 года во многих городах Белорусской епархии, в том числе Быхове, Мстиславле, Кричеве, Конисский открывает при церквях школы для обучения детей русской письменности, правописанию и катехизису. Для обеспечения школ литературой, он печатает ряд научных трудов, издает художественные произведения, учебные пособия и последовательно проводит в жизнь свои идеи. Именным указом Екатерины II 23 сентября 1783 года Г. Конисский возводится в сан архиепископа Белорусского и члена Святого Синода.

Умер Св. Георгий Конисский – архиепископ Могилевский и Белорусский – 13 февраля 1795 года и покоился в Спасо-Преображенской церкви Могилева, которую когда-то построил. Сегодня место нахождения мощей Георгия неизвестно, так как церковь в советское время была разрушена, а на ее месте возведен корпус строительного треста. Считают, что в 1930-е годы борьбы с религией гроб с телом святителя был выброшен из собора.

О своем жизненном пути он лаконично поведал в эпитафии, которую в 1793 году распорядился выгравировать на медной доске и установить после своей смерти на надгробии:

Колыбель – Нежин, Киев – мой учитель;

Я в тридцать восемь лет сделался Святитель.

Семнадцать лет боролся я с волками,

А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами,

За претерпенные труды и непогоду

Архиепископом и Членом стал Синоду.

Георгий именем, я из Конисских дому,

Коню бывал подобен почтовому.

Тут трупа моего зарыты кости

В год семисотый пятый девяностый.

5 августа 1993 года в Онуфриевской церкви Св.-Никольского монастыря в Могилеве прошло историческое заседание Синода Белорусской Православной Церкви во главе с Патриаршим Экзархом всея Беларуси Митрополитом Филаретом, на котором было решено причислить к лику местночтимых святых святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского и Белорусского. В тот же день вечером в Трехсвятительском кафедральном соборе прошел чин канонизации святителя Георгия Могилевского.

Крест, находящийся на валу напротив дворца архиепископа, открыт 6 августа 1993 года в ознаменование канонизации первого Могилевского святого. На нем слова Георгия: «Во что верую – то и исповедую». Каждый год 6 августа, в день причисления святителя Георгия Могилевского к лику святых и в ознаменование его колоссальной созидательной просветительской деятельности, от Св.-Никольского женского монастыря сюда направляется торжественный крестный ход.

Могилевчане могут гордиться нахождением среди группы просветителей на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде барельефа Святого Георгия Конисского. На многофигурном монументе, возведенном в 1862 году в Новгородском Кремле, представлены 106 исторических личностей, которые наиболее прославились за тысячу лет существования Российского государства. Архиепископ Георгий находится рядом с просветителями славян, равноапостольными Кириллом и Мефодием, Нестором-летописцем и Феофаном Прокоповичем.

Использован материл книги "Зямля Могилевская" = The Mogilev Land / авт. текста Н. С. Борисенко; под З-53 общ. ред. В. А. Малашко. – Могилев: Могил. обл. укруп. тип. им. Спиридона Соболя, 2012. – 320 с. : ил.



Похожие статьи