Философ демокрит взгляды на любовь. Философские взгляды Демокрита

Демокрит (460 - 370 до н. Н.э.) происходил из древнего рабовладельческого рода из Абдеры. В детские годы он учился в халдейских магов, которых оставил его отцу Ксеркс. Позже его учителями были Левкипп, Анаксагор. Он участвовал в беседах с Сократом. Получив значительное наследство, Демокрит использовал ее для получения знания, совершив для этого далекие путешествия.

За 18 лет этих путешествий он побывал в Персии, Вавилоне, Египте, Индии, обошел почти все приморские страны. Вернувшись на родину бедняком, Демокрит удивлял своими знаниями даже мыслителей старшего поколения. Написал более 70 работ по физике, математике, этике, риторике, астрономии, из которых до нас дошли лишь отдельные фрагменты.

Функцию философии Демокрит сводил к описанию природы, конструирования картины мира, а назначение философии видел в том, чтобы учить истине, которая не подлежит суду, поскольку посягательство на истину есть посягательство на саму природу. Относительно мудрости он утверждал, что она заключается в смелости духа, бесстрашия мысли, что достигается, как и все значительное, напряженным трудом. Направляя свое учение против элейцы и пифагорейской мистики чисел, Демокрит выступил с обоснованием анатомистичнои концепции, основы которой были заложены Левкиппа. Соглашаясь с Гераклитом в том, что материальное бытие, природный мир не является единством сами по себе, он считал, что материальную причину всего сущего надо искать не синтетическим, а аналитическим путем, где предел разложения конкретной природы и есть тот элемент, из которого состоит все сущее.

По мнению Демокрита, основой, первосущность материального мира есть маленькие неделимые частицы - атомы. Именно они являются основой бытия, границей раздела материи, из них состоят все вещи, ими обусловлены их сущность и организация. Атомы вечны, неделимы, отличаются друг от друга по форме, размеру, порядку, состоянием. Они находятся в постоянном движении, гарантом возможностей которого является пустота (пустое пространство), которая не имеет ни верха, ни низа, ни середины, ни внешнего, ни внутреннего. Атомы ("сущее") и пустота ("не-сущее") предстают началом Вселенной, тогда как все остальное лишь считается существующим. Ничто не возникает из несуществующего и ничто не разрушается в несуществующем. Движение по утверждению Демокрита не привносится извне, а присущий атомам в их естественном состоянии. Движение никогда не имел начала, существовал вечно. Так отстаивая мысль о вечности и незнищуванисть атомов, Демокрит приходил к выводу о нестворюванисть и незнищуванисть как материи, так и движения - присущего ей основного способа существования, хотя и рассматривал его в чисто механическом виде.

Согласно концепции Демокрита атомы не только неделимые, а бесконечные по размеру, количеству, форме и своим сочетанием. Они вихрем перемещаются во Вселенной и этим порождают все сложное. Все вещи состоят из атомов, подобно тому как слова состоят из букв. Двигаясь вверх и вниз, атомы соединяются друг с другом или, натыкаясь друг на друга, расходятся и вновь соединяются между собой и так образуют более сложные тела, их определенные состояния и ощущения. Так же объяснял Демокрит происхождении мира. Бесконечность атомов в своем движении порождает бесконечность миров, где наш мир является только одним из множества существующих. Итак, представление о вечности, дискретность материи в постоянном движении Демокрит дополняет идеей ее бесконечности, доводя эту идею до признания бесконечной множества миров, которые возникают и гибнут.

Как качественно новое в античном мышлении, указанное при рассмотрении проблем, бытия требовало осознания и объяснения отношения между предметами и явлениями объективной действительности, признание их всеобщего взаимосвязи. Согласно основным принципам своего учения, рассматривая данную проблему, Демокрит выступал как детерминист, подчеркивая, что все в мире причинно обусловлено, взаимодействие же между предметами и явлениями есть соотношением причины и следствия. Поскольку развитие мира, его порядок выводились Демокритом из механического движения, то и его детерминизм приобретал механистического характера, основываясь на абсолютизации необходимости, отвергала всякую случайность, возвращаясь отождествлением причины и следствия. И хотя признание Демокритом движения как источника развития и изменений лишало концепция атомизма телеологичности, однако понимание движения как чисто механического приводило и механистическое понимание причинности, которое исключало объективное существование случайности, возвращаясь фатализмом.

В теории познания Демокрит исходил из наивноматериалистичнои концепции "ейдолив" (образов). Согласно этой концепции от поверхности вещей выделяются тонкие образы, которые, действуя на воздух перед органами чувств, позволяют видеть или чувствовать сами вещи. Этой концепцией Демокрит отвергал негативное отношение к чувственному познанию, свойственного элейцы, предоставляя чувственном познанию важное значение как первой основной посылки всякого познания. Вместе значение, которое придавал Демокрит чувственном познанию, не мешало ему подчеркивать роли и значении рационального познания. Именно познания он разделял на темное и действительное. К темному познания Демокрит относил зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Это познание является низкой степенью, дает человеку знание явлений. Им можно узнать только то, что образовалось соединением атомов и само по себе является переходным. Дать истинное знание, т.е. знание сущности, причинных связей, чувственное познание не может. Истинное знание достигается только с помощью разума, рационального мышления, когда в споре чувств и разума достигается истина, а сам разум может существовать лишь благодаря чувственному восприятию реально существующих предметов и явлений мира.

Всего, раскрывая объективно содержательную логику познания, Демокрит рассматривал его как процесс восхождения от опыта к теоретическому знанию, распознавания истинного, когда главным является не количество знаний, а глубина мысли, мышления. Разум Демокрит рассматривал как часть души - совокупности легких огненных атомов, имеющих идеальную, шарообразную форму. Функцией души, по его мнению, является не только ум, но и веление, желания, локализованные в сердце. Душа смертна, она не может существовать без тела и погибает вместе с ним. Учитывая роль и значение духовных процессов в жизни человека, Демокрит отмечал, чтобы люди думали сердцем, имели в себе как жар ума, так и огонь сердца.

Отрицание Демокритом внешних потусторонних сил, бессмертие души стали основанием для квалификации его взглядов как атеистических, вызвав чрезмерное акцентирование на отдельных положениях философа о невмешательстве богов в дела мира и человека, истолкование их в духе ортодоксального воинствующего материализма и атеизма представителями материалистически-атеистического направления, а кроме того, неправильную интерпретацию демокритовського учения и его негацию представителями клерикальных течений.

Думается, что как первые, так и другие далеки от истины в своих потугах, а партийно-идеологическая непримиримость не дала пользы ни одним, ни другим. Сын своего времени, Демокрит был человеком религиозным, как и каждый представитель его класса. Но как философ он имел свое представление о богах, и главными богами для него были природа и разум. Однако Демокрит был не только философом, но и поэтом. Как поэт он сохранял представление о богах - красивую сказку детства своего народа. По его мнению, где-то в других мирах живут люди, подобные нам, но преобладают нас своими качествами. их образы попадают в людей, которые живут на земле, но ничего об этих существах не знают, их они воспринимают богов, умом своим придумывая божественные дела, где подражание богам делает людей лучше, совершеннее.

Мыслитель разносторонней ориентации, Демокрит значительное внимание уделял вопросу о происхождении человека, социально-политическим и нравственным проблемам. Одним из первых древнегреческой философов он сделал попытку объяснить происхождение общества и государства, выступил учредителем договорной теории происхождения государства в европейской общественно-политической мысли. С точки зрения Демокрита, люди вышли из природы, которая была их колыбелью. Сначала жили неупорядоченно, животной жизнью. Чтобы выжить, "ходили на пастбище", собирали травы и плоды деревьев. Когда на них нападали звери, люди объединялись, помогая друг другу и создавая первые коллективы. В процессе жизни они получали определенные знания, навыки по изготовлению средств существования. Материальная нужда побудила людей к различным винаходив.Так, от паука люди научились изготавливать ткани, от ласточки - строить жилье. Чтобы предотвратить взаимной вражде, люди объединились, установили законы, договорившись об ограничении некоторых своих прав. Так возникло государство, имевшее полисную форму греческой рабовладельческой демократии, верность которой представлялась Демокриту одним из высших политических и этических принципов.

Рассматривая ценности и взгляды своего собственного класса как универсальные, общечеловеческие, Демокрит был убежден, что бедность при народовластии является весомой от благоустройства при владыке, как весомой является свобода перед рабством. Для Демокрита собственность имела смысл, если накоплювалася собственным трудом, потому что прибыли, полученные несправедливостью, разрушают добродетельным. Главным средством достижения последнего Демокрит считал убеждения и воспитания в духе нравственности. Универсальными правилами нравственности считаются достижение доброй мысли жизненного равновесия и умеренности. Хорошая мысль является тем ключом, который ведет человека к закону и справедливой жизни, ибо только тогда, когда он действует правильно и с пониманием, то есть сознательно, человек становится достойным и прямодушный, не совершает ничего недостойного ни тайно, ни явно.

Подводя итог изложенному выше, можно сделать вывод, что раскрепощение теоретической мысли от антропоморфизма обернулось в древнегреческой философии досократиков закрепощенным натурализмом, согласно которому когда все есть свет, то и мнение является элементом мира. Поэтому все первые древнегреческой философы были натурфилософами, которых начиная с Фалеса интересовало прежде всего вопрос о першоначала (архе) вещей и отношение его к многообразной мира явлений. Таким мыслилось несколько естественное космическое, обладающий не только качеством субстратности (вещественность), но и другими ценными свойствами. Оно и вызывает все существующее в мире, является оформленным началом, основой объединения вещей, целостным космосом и, наконец, причинной основой всего существующего.

Поскольку мир досократиков рассматривался как многообразие вещей, то объединяющее их начало характеризовалось как субстанция, обладающая статусом вещественности, субстратности. Это то, что может быть общим для всего вещественного по составу и происхождению, некоторое материальный субстрат, который можно охватить теоретической мыслью. Так, уже у самых истоков философии прослеживается формирование принципа материального единства мира, начал стихийного материализма и наивной диалектики, которые обеспечивали методологический подход к пониманию развития научного знания, объяснение мира таким, каков он есть в своем развитии под действием природных сил и объективной закономерности. Вместе механицизм в объяснении процессов и явлений природы рано или поздно должен привести к идеализму, поиске некой нематериальной силы, стоящей за существующими вещами. Этому способствовало и то, что в рамках суммативные-субстанционального понимания мира оставался открытым вопрос о соотношении форм бытия, их перехода одних в другие. Вопрос, довольно существенное в понимании природы в целом, из-за своей сложности при решении оборачивалось абстрактными схемами и мистификацией самих форм бытия при умозрительной их реконструкции.

Общая натурфилософские традиция, ориентированная на поиски всего сущего, не могла объяснить характер развития самого мышления, духовного и настоятельно требовала перехода к осмыслению субъективной человеческой формообразующей и целенаправленной деятельности, противопоставление природного и духовного, установление связи между ними. Обращение к этой проблематике, основанное софистами, было поддержано философией Сократа.

Софистика формируется в период наибольшего развития рабовладельческой демократии и ее политической организации в виде городов - республик континентальной Греции во второй половине V - конце IV в. до н. е. Ведущую роль среди них играют Афины - гегемон морского союза, объединившего почти все главные греческие города и колонии в борьбе с персами. Основу политической жизни Афин в то время составляла полное равенство свободного населения перед законом с правом участия его в делах полиса, что требовало определенных знаний по истории культуры, основ хозяйственной жизни, риторики, философии, политики, судопроизводства. Носителями их стали профессиональные учителя общего образования, которые назывались софистами - мудрыми. Оценка их взглядов и деятельности является неоднозначной и включает в себя как полную негацию, так и сравнение их с просветителями XVIII в.

Античные софисты не создали единой школы или течения, напротив, им свойственно разнообразие взглядов и учений, которые должны научить учащихся использовать приобретенное знание в дискуссиях и полемиках. По исторической последовательностью их условно делят на старших и младших. Наиболее известными представителями старшего поколения софистов были Горгий, Протагор, Гиппий, Продик, Антифонт, младшего - Критий, Алкидом, Ликофрон, Фризмах, Полемон.

Демокрит по праву считается одним из величайших философов античности. Вместе с Левкиппом, создавший и развивший теорию атомизма, он вошёл в историю как родоначальник современного материализма. Его теория ближе всего к современной научной мысли, чем идеи любого из античных философов.

Биография

Будущий философ родился во фракийском городе Абдеры около 460 года до н.э. в богатой семье, славившейся своим праведным жизненным укладом. После смерти, отец семейства оставил Демокриту и его двум братьям – Геродоту и Дамасу большое состояние в надежде, что потомки его приумножат.

Однако у Демокрита не было никакой тяги к накоплению богатств и взяв 100 талантов, он отправился путешествовать, чтобы обрести новые знания.

Поиски истины привели его в южные и восточные страны, где он провёл 8 лет перенимая знания египетских жрецов и персидских халдеев и магов.

Интерес к восточной философии, вероятно, был обусловлен тем, что, когда Демокрит был ещё ребёнком, его отец принял у себя отступающего Ксеркса с войском. В благодарность за радушный приём тот оставил хозяину дома нескольких своих мудрецов в качестве учителей.

Также Демокрит заехал и в Афины, где прожил полтора года, слушая лекции Сократа и общаясь с Анаксагором.

По причине крайней нужды, он был вынужден прервать свои странствия и вернуться в родные Абдеры, где был обвинён в растрате имущества. На суде он выступил с речью, где разъяснил согражданам, что в путешествиях изучил культуру и научные достижения других стран, что может оказаться чрезвычайно полезным. Суд закончился удачно для философа, его оправдали и даже вручили денежное вознаграждение.

В Абдерах он и прожил до самой своей смерти в 370 до н. э. на тот момент ему было 90 лет. Однако по свидетельству Гиппарха, великий философ дожил до 109 лет и спокойно умер, не страдая никакими болезнями. Расходы на погребальные церемонии взяла на себя городская казна, а на само погребение пришло множество абдерских граждан, дабы воздать последние почести великому соотечественнику.

Философские идеи и взгляды

1. Теория Атомов

Главное философское достижение Демокрита – это, разумеется, теория атомов. Согласно ей, всё сущее состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов. Между атомами есть пустое пространство, а сами атомы неразрушимы и пребывают в постоянном движении.

Аристотель, цитируя Демокрита, наделяет атомы весом, но это не совсем верно.

Если цитировать Демокрита близко к контексту, то он говорил, что движение атомов подобно пылинкам, движущимся в солнечном луче без какого-либо ветра. Сталкиваясь, скопления атомов образуют вихри, однако, в отличие от мнения Анаксагора, движет ими не некий Разум (нус), а механические причины.

«Когда нож режет яблоко, он разрезает не атомы, а пустоту между ними. если бы в яблоке не было этой пустоты, его невозможно было бы разрезать»

Каждый атом сам по себе внутренне неизменен, но иногда при столкновении определённых атомов друг с другом они могут создавать соединения.

Атомов существует бесконечное множество, но характеризует каждый 3 параметра:

  • Фигура (По фигуре атомы различаются как, например, Д и Т)
  • Величина (Ш и ш)
  • Поворот (Имеется в виду такой же атом, но занимающий несколько иное положение в пространстве, примерно как буквы Р и Ь)

Кроме этих трёх, есть и четвёртая характеристика, называемая «порядок». Он определяет свойства соединений, образующийся, когда атомы сцепляются друг с другом

Существует бесконечное множество форм атомов. Но по мнению Демокрита, и душа, и огонь состоят из одинаковых атомов сферической формы, отличающихся, вероятно, по другим характеристикам.

Из вихрей, которые получаются при столкновении скоплений атомов, создаются тела, а в последствии и миры. У каждого мира должно быть начало и конец, также ему может грозить разрушение при столкновении с большим, чем он сам, миром.

2. Теория возникновения жизни

В «Малом мирострое» Демокрит предполагал, что жизнь возникла благодаря самозарождению. Он аргументировал это тем, что «мухи заводятся в гнилом мясе, а черви в иле». По такой же аналогии, он предположил, что первая жизнь зародилась в некой первобытной слизи.

Человек стал результатом длительного отбора среди самых приспособленных существ, однако, на нём эволюция закончиться не должна. Чтобы выжить, люди вынуждены были действовать сообща. Это привело к возникновению речи, а впоследствии образованию языков, общин и городов.

В теле каждого живого существа, считал Демокрит, есть некоторое количество огня (вероятно, имеется в виду сферические атомы, из которых состоит душа). Содержащая в себе огонь душа наделяет тело теплом и приводит в движение. Самое большое количество огня находится в мозге либо в грудной клетке.

3. Мышление и восприятие

Мысль представлялась Демокриту как некое движение, способное вызывать движение.

Демокрит, в отличие от многих соотечественников, считал, что мышление и восприятие – вполне материальные физические процессы.

Восприятие бывает двух видов:

  • Рассудочное – восприятие такого типа зависит только от самих вещей и, по сути, является характеристиками, которые реально присущи воспринимаемым объектам. К ним относятся такие параметры как: тяжесть, плотность, твёрдость, ширина, объём и.т.д.
  • С помощью чувственного восприятия мы даём характеристики объектам, руководствуясь нашими органами чувств, которыми мы их воспринимаем. К ним относятся: цвет, вкус, теплота, запах. Эти качества реально не присущи объектам, а всего лишь наше представление о них.

Мировоззрение

Демокрит, как ярый приверженец детерминизма, не верил в случайности. Единственное, что по его мнению, произошло случайно, это сам момент создания мира. Остальные же процессы происходят, повинуясь механическим законам.

Его философия полностью материалистична, душа, по его мнению, состоит из атомов, а мышление – физический процесс. Отвергая телеологический аргумент, который неизменно ведёт к утверждению о существовании некого первоначального Творца, он утверждал, что у вселенной нет никакой цели, там лишь движущиеся в пустоте атомы, управляемые механическими законами.

Он был абсолютным атеистом, отвергал общепринятую религию и считал, что богов создали люди, пытаясь объяснить существующий миропорядок. Также он выступал против Анаксагорова понятия «Нус», которое представляло собой некий вселенский разум, приводящий всё в движение.

Этика

В жизни великий философ придерживался принципов, выстроенных своей же атомической теорией. Атом, в понимании Демокрита, полон и самодостаточен. Человек же, по аналогии с атомом, счастлив ровно настолько, насколько замкнут на себе самом.

Подобный взгляд нашёл отклик у современных экзистенциальных психотерапевтов, которые в своей терапии стремятся пробудить в человеке его собственное «Я», сделав его жизнь максимально осознанной и независимой.

Центральное понятие его этической доктрины – эвтюмия, которое можно перевести как «благодушие». Под благодушием Демокрит подразумевал умеренность в удовольствиях и ведение размеренной жизни.

Мудрец, достигший эвтюмии, свободен от зависти, способен радоваться тому, что имеет, трудится в меру своих возможностей и старается поступать справедливо и по закону.

Принуждать к морали с помощью силы и законов, он считал не самой лучшей идеей, ведь более моральным будет человек, пришедший к пониманию морали, благодаря словесному убеждению и внутреннему влечению.

Мудрость и чувство меры – важнейшие качества для настоящего мудреца. Мудрость есть способность правильно мыслить, говорить, действовать.

От правильных мыслей зависит душевное здоровье человека, ведь правильное мышление призвано избавить человека от надуманных тревог и страхов, таких как страх смерти или страх божьего гнева, так распространённый в античности.

Умением хорошо говорить Демокрит считал проявление открытости и правдивости, а добрые дела должны быть практическим воплощением нравственных принципов.

Невежественный человек всегда будет несчастлив, потому что придерживается неверных представлений об удовольствиях, счастье и жизненной цели. Из этого утверждения видно, насколько высоко он оценивал роль знаний в нравственном воспитании.

Демокрит считал необходимым учитывать при вынесении вердикта о нравственности или правильности поступка не только само действие, но ещё и мотив или желание человека совершить это действие

«Враг не тот, кто наносит оскорбления, а тот, кто делает это намеренно»

Личная и социальная жизнь

Насколько известно, личной жизни великий философ предпочитал образование и занятие науками. К сексуальной жизни он относился с резким неодобрением, так как считал, что во время полового акта мужчиной овладевают первобытные животные инстинкты и в это время удовольствие занимает доминирующее положение над сознанием.

О женщинах он тоже был весьма невысокого мнения и считал их глупыми, болтливыми и бесполезными существами, пригодными только для деторождения.

Были даже слухи, что в 90 лет Демокрит ослепил сам себя, дабы не смотреть на женщин, однако эта версия оказалась ошибочной, так как выяснилось, что он ослеп по естественным причинам.

К самому деторождению философ тоже относился с неприязнью, считая, что уход за детьми и их воспитание не стоит сил, которые придётся на него потратить, к тому же это отвлекает от философствования и занятия науками, которые Демокрит считал намного важнее. Потомства после себя, он, разумеется, не оставил.

Тем не менее, он высоко ценил дружбу, однако, большую часть времени предпочитал проводить, гуляя по кладбищу в тишине и спокойствии, размышляя о проблемах мироздания.

По утверждениям очевидцев, философ мог внезапно рассмеяться во время разговора, как бы пребывая в своих мыслях, недоступных собеседнику. Сам Демокрит в ответ на вопрос о своём беспричинном смехе, говорил, что смеётся, поскольку видит насколько глупы и забавны простые житейские проблемы по сравнению с величием мироздания. Образ смеющегося Демокрита часто встречается в живописи. Он зачастую противопоставляется Гераклиту, бывшему очень грустным и сострадательным человеком.

Ещё одним увлечением Демокрита было вскрытие мёртвых животных и изучение их органов. Это показалось ненормальным его друзьям и однажды они позвали Гиппократа, чтобы он убедился в психическом здоровье Демокрита.

Гиппократ утешил их, сообщив что с психическим и физическим здоровьем великого учёного всё в порядке и отметил, что никогда раньше не встречал настолько умного и эрудированного человека.

Критика

Разумеется, такое мировоззрение нравилось далеко не всем его современникам, а Платон, по слухам, даже хотел сжечь труды Демокрита.

Некоторые знаменитые античные философы осуждали его слишком материалистический взгляд на мир. Аристотель упрекал Демокрита с Левкиппом в том, что они не объясняют почему вообще началось движения атомов, хотя утверждают, что все остальные процессы в мире повинуются механическим принципам.

Что касается этого вопроса, то здесь мнение Демокрита с Левкиппом больше похоже на научный подход, ведь если начать рассуждать, то всякая причинность должна с иметь начало. И что бы не послужило началом, нельзя указать причины первоначального события.

Можно заявить, что причиной существования мира является некий Творец, но тогда придётся придумать причину и для него, а потом и для Сверхтворца, что, в конце концов, заведёт размышления в тупик.

Но гораздо чаще он подвергался осуждениям из-за своего атеизма и нежелания иметь детей, хотя он и посвятил некоторую часть своей жизни изучению эмбриологии.

Послесловие

Демокрит безусловно одна из самых важных фигур в античной западной философии. По мнению Бертрана Рассела, он был последним греческим философом, свободным от антропоцентризма. Он был подлинным исследователем и никогда не ставил проблему человека выше проблемы мироздания. Более того, он смеялся над житейскими и бытовыми проблемами, понимая насколько они на самом деле ничтожны.

Он разработал поистине гениальную концепцию, через тысячи лет ставшую основой современной науки. По своему стилю мышления он был ближе к досократикам, с детской любознательностью изучавшим мир.

Все последующие греческие философы слишком много времени уделяли исследованию методов познания (софисты). И даже такие великие люди, как Платон, превозносящий свой «мир идей» над реальным миром, и Аристотель, ставившей веру в цель, как основное понятие науки.

Смерть Демокрита знаменует конец эпохи досократиков и начало новой философии, которая, постепенно развиваясь, всё-таки придёт к упадку в средневековье. И только философы эпохи Возрождения смогут похвастаться той же энергией и энтузиазмом к познанию мира, как досократики.

Коллеги мыслителя Демокрита в большей степени тяготели к определенному течению философской мысли, изредка отвлекаясь на сопутствующие теории. Жизненная установка Абдерского философа была абсолютно противоположной – мудрец пытался разобраться во многих загадочных явлениях, высказывал весомое мнение о противоборствующих дисциплинах, интересовался широким спектром наук. Поэтому философия Демокрита представляет собой ценный вклад в развитие древнегреческого общества, является основой для последующих мировых интеллектуальных концепций.

Жизненный путь мудреца

Говоря о биографии античных философов, следует помнить, что достоверные факты об их жизни, дошедшие до нашего времени, практически сведены к нулю. Речь идет о тысячелетиях древней истории, когда не было ультрасовременных устройств, способных сохранить важную информацию (которая к тому же на тот момент, не была таковой). Делать выводы мы можем на основании баек, пересказов, легенд, которые в какой-то степени интерпретируют действительность. Биография Демокрита не исключение.

Античные рукописи утверждают, что родился древнегреческий философ в 460 году до н.э. на восточном побережье Греции (город Абдер). Его семья была богатой, так как большую часть жизни мыслитель был занят путешествиями и размышлениями, которые требовали немалых расходов. Он побывал во многих странах Азии, Африки, Европы. Повидал уклады разных народов. Сделал из тщательных наблюдений философские умозаключения. Демокрит мог просто так без видимой на то причины разразиться хохотом, за что его принимали за умалишенного. Однажды за такие проделки его даже отвели к знаменитому лекарю Гиппократу. Но врач подтвердил полное эмоциональное и физическое здоровье пациента, а также отметил исключительность его ума. Просто обыденная суета горожан казалась мудрецу смешной, поэтому его прозвали «смеющимся философом».

В конечном итоге состояние семьи было растрачено, за что в древней Греции полагалось судебное разбирательство. Мыслитель предстал пред судом, произнес оправдательную речь и был помилован, судья посчитал, что отцовские деньги были израсходованы не напрасно.

Демокрит прожил солидную жизнь, умер 104 летним старцем.

Атомистический материализм глазами Демокрита

Предшественник Демокрита Левкипп был не слишком известен в научном пространстве, но он выдвинул теорию об «атоме», которую позже развил абдерский философ. Она стала его самым значимым трудом. Сущность учения сводится к изучению самой маленькой неделимой частицы , которая обладает уникальным естественным свойством – движением. Атомы, философ Демокрит, рассматривал, как бесконечность. Мыслитель, будучи одним из первых материалистов, считал: благодаря хаотичному движению атомов, разнообразию форм, размеров комбинируются тела. Отсюда исходит атомистический материализм Демокрита.

Ученый предполагал наличие природного междуатомного магнетизма: «Атом неделим, целостен. Все, что не имеет пустоты внутри себя обладает хотя бы малой долей пустоты снаружи. Из вышесказанного делают вывод, что атомы все равно немного отталкиваются друг от друга, одновременно с этим и притягиваются. Это есть материалистический парадокс».

По выражению материалистически настроенного мудреца атомы есть «что», вакуум «ничто». Из этого следует – предметы, тела, ощущения не имеют цвета, вкуса, запаха, это всего лишь следствие разнообразного соединения атомов.

Принцип отсутствия достаточного основания – изономия

Демокрит в своем атомистическом учении опирался на методологический принцип изономию, то есть отсутствие достаточного основания. Подробнее формулировка сводится к следующему – любое возможное явление уже когда-нибудь было или когда-нибудь будет, потому что нет логической доказанности того, что любое явление существовало в установленной форме, а не какой-либо другой. Из демокритского атомизма вытекает следующий вывод: если конкретное тело имеет возможность существовать в различных формах - эти формы реальны. Изономия Демокрита предполагает:

  • Атомы обладают немыслимо разными размерами и формами;
  • Каждая космическая точка вакуума равноправна по отношению к другой;
  • Космическое движение атомов имеет разностороннее направление и скорость.

Последнее правило изономии означает – движение самостоятельное необъяснимое явление, только его изменения подлежат объяснению.

Космология «смеющегося философа»

Демокрит называл космос «Великой пустотой». По теории ученого первозданный хаос породил в великой пустоте вихрь. Результатом вихря стала асимметрия Вселенной, в последствии появление центра и окраин. Тяжелые тела, вытесняя легкие, скапливаются в середине. Космическим центром, как считал философа, является планета Земля. Земля состоит из тяжелых атомов, верхние оболочки из легких.

Демокрита считают приверженцем теории множественности миров. Концепция подразумевает бесконечное их количество и величину; тенденцию роста, остановку и уменьшение; различную плотность миров в различных местах великой пустоты; наличие светил, их отсутствие или множественность; отсутствие животного, растительного миров.

Так как наша планета и есть центр вселенной, то ей нет необходимости в передвижении. Хотя в предыдущей теории Демокрит полагал, что она находилась в движении, но по определенным причинам остановила свой путь.

Космолог предположил наличие у Земли центробежной силы, препятствующей обрушению на нее небесных тел. Научный взгляд мыслителя рассматривал связь между удалением небесных объектов от Земли и замедлением их скорости.

Именно Демокрит высказал предположение – Млечный Путь есть не что иное, как скопление огромного количества микроскопических звезд, находящихся в такой близости друг к другу, что образуют собой единое свечение.

Этика Демокрита

Философы древней Греция по-особенному относились к этике, каждый останавливался на собственной излюбленной добродетели. Для Абдерского мыслителя ею стало чувство меры. Мера отображает манеру поведения личности, основывающуюся на его внутреннем потенциале. Удовлетворение, измеряемое мерой, перестает быть чувственным ощущением, перерастает в благо.

Мыслитель полагал: для достижения обществом гармонии, личность должна испытывать эвтюмию – состояние безмятежного, лишенного крайностей расположения души. Идея эвтюмии способствует чувственным наслаждениям, превозносит благостную умиротворенность.

Еще греческий философ считал – важным аспектом обретения счастья является мудрость. Мудрость можно достичь только путем приобретения знаний. Злоба, ненависть, прочие пороки плодятся в незнании.

Демокрит и его теория атомов

Атомистический материализм древнего ученого-атомиста исходит из его теории атомов, которая поразительно отображает умозаключения материалистов ХХ века.

Способность античного мыслителя построить теорию о строении элементарных частиц, не имея возможности подтвердить ее научными исследованиями, вызывает восхищение. Насколько талантлив, гениален был этот человек. Живя тысячи лет назад, он практически безошибочно проникнул в одну из трудно обосновываемых загадок мироздания. Атом, молекула, находясь в беспрерывном беспорядочном движении внутри космического пространства, способствуют образованию ураганных вихрей, материальных тел. Разность их свойств объясняется форменным, размерным разнообразием. Демокрит выдвинул теорию (не имея эмпирически возможной доказуемости) об изменениях в человеческом организме при воздействии на него атомарных излучений.

Атеизм, значение души

В древности объяснение загадочных явлений люди отводили божественному участию, неспроста олимпийские Боги прославились на цивилизованный мир. К тому же конкретная сфера человеческой деятельности ассоциировалась с определенным мифологическим героем. Для Демокрита такие легенды носили субъективный характер. Будучи образованным материалистом, он с легкостью развенчивал подобные недоразумения, объясняя их неосведомленностью, пристрастием к легкому объяснению сложных вопросов. Убийственным аргументом учения было сходство небожителей с простыми людьми, из чего следует искусственность созданных божеств.

Но «атеизм» ученого не так уж очевиден. Философ не имел серьезных проблем с многоликим духовным сообществом, не противостоял государственной идеологии. Это связано с его отношением к душе. Демокрит верил в ее существование, по-своему. Как считал мыслитель, душа представляла собой скопление атомов, сращение с физическим телом, и покидающее его в период затяжной болезни, старости, либо перед смертью. Душа бессмертна, так как энергетическим сгустком бесконечно странствует по вселенной. Кратко говоря, Демокрит предположил закон сохранения энергии.

Атараксическая философия Демокрита

Ранее описано, что древнегреческий мудрец проявлял интерес ко многим областям человеческой деятельности, медицина не стала исключением.

Понятие атараксии было животрепещущим для философа. Атараксия определяется, как психическое состояние личности, отличающееся абсолютным бесстрашием на фоне эмоциональной встряски. Такое состояние души Демокрит относил к приобретению человеком мудрости, опыта. Его можно добиться с помощью стремления к самосовершенствованию, проникновению в загадки мироздания. Философские античные школы заинтересовались атараксической философской мыслью мыслителя (эпикурейская, скептическая, стоическая школы).

Но Демокрит предлагает не только учиться, познавать, самосовершенствоваться, но и думать. Он сопоставляет мыслительный процесс со знанием, где первый все-таки главенствует.

Атараксия философа аргументированно объясняет закономерность событий. Учит пользоваться умением молчать, которое приоритетно над говорливостью. Перечисленные догмы справедливы.

Демокрит во многом исходил из идей Парменида. В частности, он признавал и лишь мысленное, логическое постижение бытия, и то, что бытие неделимо и неподвижно. Вместе с тем, стремясь преодолеть вышеназванное противоречие, Демокрит выдвинул и ряд отличных от Парменидовских утверждений, которые впоследствии оказались гениальными догадками.

  • 1) Демокрит предположил, что существует небытие и это есть пустота.
  • 2) Бытие состоит из дискретных элементов, каждый из которых неделим и неизменен. Такие дискретные элементы бытия Демокрит называл АТОМЫ. В учении Демокрита атомы качественно тождественны, они абсолютны, вечны, несотворимы и неуничтожимы, а также неделимы, неизменны. Атомы - это по сути есть субстанция. Кроме того, атомы объективны, материальны, т.е. несотворим. Атомы, находясь в пустоте сталкиваются, чем обусловлено постоянное, непрерывное их движение. Насколько вечны неуничтожимы атомы, настолько же вечно и неуничтожимо движение, в процессе которого атомы существуют. По сути, это первое утверждение о единстве и вечности субстанции и движения.
  • 3) В учении Демокрита не только различные чувственно воспринимаемые вещи состоят из атомов, но из атомов состоит душа человека и все боги. Однако, атомы души, атомы, из которых состоят боги круглые, поэтому взаимодействия между ними эфемерны (неустойчивы). Демокрит первый выдвинул особый принцип философского мировоззренческого миропонимания, который получил название материалистического.

Основные философские идеи Аристотеля

Аристотель занимает особое место, тк в учении Аристотеля систематизированы основные идеи древнегреческой философии, получили дальнейшее развитие ее основные проблемы. Учение Аристотеля это вершина достижений античной философии. В отличии от своих предшественников Аристотель был ученым-энциклопедистом. Им написан ряд работ, посвященный проблемам физики, политики, экономики и тд.

Учение Аристотеля оказало существенное воздействие на западноевропейскую философию и заложило фундамент средневековой философии. Аристотель родился в городе Стагиры. Учение Аристотеля включает все основные разделы философского знания. То наиболее развитая философия. Затронуты проблемы бытия, познания, этические, о человеке.

В качестве основных работ можно назвать:

  • -Органон (орудие)-работа о логике, законах логики
  • -Метафизика
  • -О душе
  • -Политика
  • -Экономика

Аристотель первым попытался классифицировать знания. Он разделял науки на:

  • 1. Практические
  • 2. Творческие
  • 3. Теоретические а) знания о самостоятельном и подвижном-физика б)знание о неподвижном, но несамостоятельном-математика в)знание о самостоятельном и неподвижном-философия-наиболее ценное

В такой классификации Аристотель отрывает математику от физики. Только в новое время устанавливается тесная связь физики и математики +в такой классификации отсутствует логика, в то время как она присутствует в каждом виде знания.

Определив философию как науку о бытии Аристотель подчеркивал, что главная задача философии - выяснить причины бытия. Говоря о бытии, Аристотель имел в виду бытие чувственно воспринимаемого мира. Хотя Аристотель во многом исходил из идей Платона - некоторые его идеи Аристотель не принимал, например учение об идеях. (Во-первых, признание мира идей отрывает идеи - сущности от самих чувственно воспринимаемых идей. Это приводит к удвоению мира. Во-вторых, учение об идеях никак не объясняет, почему вещи находятся в движении). Платон мне друг, но истина дороже. Поддерживал многие идеи Платона и Сократа. Подчеркивал, что Платон ввел понятие сущности как общего для некоторого класса вещей, подчеркнул самостоятельность сущности, и то, что сущность как общее в вещах, выражается в понятиях.

Аристотель выделил 4 причины, которые объясняют, почему существует реально воспринимаемый мир

  • 1. Сущностная (формальная)
  • 2. Материальная
  • 3. Движущая
  • 4. Целевая

Именно Аристотель впервые поставил вопрос о том, что такое истинное знание. Истина-это знание, которое по своему содержанию соответствует познаваемым предметам. Такая концепция истины получила название классической (или корреспондентской).

Одним из величайших представителей классической древнегреческой философии является Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Его учение – одно из наиболее целостных, последовательных и устойчивых традиций в мировой философии.

Демокрит родился в г. Абдеры. Около десятка лет он провел в путешествиях по Востоку, целью которых было приобретение знаний и обретение мудрости. Долгое время жил в Афинах. Рассказы о нем свидетельствуют о глубокой житейской мудрости философа, о его наблюдательности, обширных познаниях. Демокрит написал несколько десятков сочинений в различных областях знаний, многие из которых дошли до нас лишь как фрагменты или в изложении других мыслителей. Величайшей заслугой Демокрита является разработанная им концепция атомизма. Проблемы атомизма излагались в трудах «Малый мирострой», «Большой мирострой» и др.

Атомизм Демокрита. Как философа Демокрита интересует проблема основ бытия. Первоначала всего сущего – атомы и пустота. Все существующие в мире вещи состоят из атомов и пустоты. Атом (по-гречески – «неделимое») – это неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не содержащая в себе никакой пустоты, вследствии своей малой величины, невоспринимаемая чувствами частица вещества. Атом является материальной причиной всех вещей. Атом обладает свойствами, которые элеаты приписывали бытию. Он неделим, вечен, неизменен, тождественен самому себе, не имеет частей, внутри него не происходит никаких движений. Бесконечное число форм атомов, объясняет бесконечное разнообразие вещей и явлений окружающего мира. Кроме форм, атомы отличаются порядком и положением, что является причиной разнообразия соединений атомов.

Атомы обладают подвижностью в пустоте. Атомисты первыми стали учить о пустоте как таковой. Пустота неподвижна, беспредельна, едина и бесформенна, она не оказывает ни какого влияния на находящиеся в ней тела. Демокрит вводит пустоту, полагая, что «движение не возможно без пустоты». Атомы парят в пустоте подобно пылинкам, которые мы видим в солнечном луче, сталкиваясь друг с другом и меняя направление своего движения. Движение присуще атомам от природы. Оно вечно. Движение – вечное свойство вечных атомов.

Атомы лишины каких бы то ни было качеств. Качества возникают в субъекте вследствие взаимодействия атомов и органов чувств. Качества существуют лишь по установлению, по природе же существуют только атомы и пустота, утверждает философ. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в ничто. Атомы не превращаются друг в друга. Возникновение и уничтожение вещей – результат сцепления и разделения атомов. Все возникает на некотором основании и по необходимости.

Взгляд Демокрита на существование вечных, неизменных и неделимых атомов как основы чувственного мира был воспринят Эпикуром (ок. 342-271 гг. до н.э.), а затем древнеримским философом и поэтом Титом Лукрецием Каром. Его поэма «О природе вещей», по существу, посвящена развитию и защите учения Эпикура об атомах. В Новое время атомизм оформился в естественнонаучную теорию и до сих пор, хотя и в преобразованном виде, выступает важнейшей составной частью естественнонаучной картины мира.

Космогония. Мир в целом – это беспредельная пустота, наполненная многими мирами, их число беспредельно, поскольку эти миры образованы беспредельным числом атомов, находящихся в «вихреобразном» движении. Миры преходящи. Внутри всеобъемлющего космоса происходит возникновение одних, развитие других, гибель третьих. Это происходит циклично и бесконечно. Никаких сил или стихий, творящих миры, не существует.

Учение о познании. Учение Демокрита о познании непосредственно связано с учением о бытии. Оно основано на различении двух родов познания в соответствии с двумя видами существования. Демокрит различает то, что существует в «действительности», и то, что существует «в общем мнении».

В действительности существуют лишь атомы и пустота. Чувственные качества существуют лишь в общем мнении. Гален (II в.) приводит слова Демокрита: «только считают, что существует – горькое, в действительности – атомы и пустота». Т.е цветовые, вкусовые и другие качества не существуют в действительности, не присущи атомам, а существуют лишь во мнении как результат воздействия атомов на наши чувства.

Двум видам существования соответствуют два вида познания – посредством чувств и посредством мысли. Познание посредством мысли Демокрит называет истинным, законнорожденным и приписывает ему достоверность в суждениях об истине. Познание посредством чувств он называет незаконнорожденным или темным и отрицает его пригодность в распознании истины.

Демокрит подчеркивает, что атомы и пустота, как первоначала мира лежат за пределами чувственного познания, и открыть их можно лишь в результате напряженного размышления. Но такое размышление опирается на эмпирические наблюдения. Демокрит не противопоставлял чувства и разум, а брал их в единстве: разум идет далее чувств, но он опирается на их показания.

Демокрит говорит о сложности и трудности процесса познания, достижения истины, поэтому субъектом познания является не любой человек, а лишь мудрец.

Мышление, так же как и чувственное восприятие, он понимает материалистически. Это подтверждает и Демокритово понимание души, частью которой, согласно его представлениям является разум. Душа – это совокупность наилегчайших атомов, имеющих идеальную шаровидную форму. Душа смертна и погибает вместе с телом. Материалистичность в понимании природы и мира привела Демокрита к атеистическим воззрениям: «Разумом выдумали люди божественные дела».

Взгляды на человека и общество. Подобно всем древнегреческим философам, Демокрит большое внимание уделяет нравственным вопросам. Для человека наиболее важным является то, как, во имя чего человек должен жить. Демокрита волнуют вопросы нравственного основания жизни. «Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость», – говорит Демокрит. Он настаивает на том, что надо обуздывать желания и страсти, воспитывать умеренный характер. Сильные желания, направленные на достижение чего-то одного, делают душу слепой ко всему прочему, подчеркивает Демокрит, которого привлекает полнота жизни. Счастье – в хорошем расположении духа, в его невозмутимости, гармонии, симметрии, в неустрашимости души. Все эти качества объединяются в понятии о высшем благе. Достигнуть такого состояния очень нелегко, поскольку душа и тело ведут непрекращающуюся тяжбу. Особое значение Демокрит придает таким ценностям, как справедливость, честность, истина и утверждает этический идеал человека, устремленного к духовным благам. Его нравственные принципы дошли до нас в виде отдельных афоризмов.

Рассуждения Демокрита о нравственности тесно связаны с его представлениями об обществе и государстве. Он, как многие древние греки, проявляет уважение к закону и государству. «Интересы государства превыше всего, нельзя применять насилие против общего блага. Хорошо управляемый город есть величайший оплот», – говорит Демокрит. Зло в государстве заключено не в законах, которые сами по себе не плохи: они не мешали бы каждому жить свободно, если бы люди подчинялись закону, власти. Государство, с точки зрения Демокрита, должно помогать бедным, постоянно ориентироваться на них и окружать их заботой. В обществе между людьми должны господствовать отношения человечности, гуманизма. В воззрениях Демокрита заложена идея о государственном управлении как особом искусстве, которому нужно специально обучаться.

Таким образом, учение Демокрита – это целостная и органичная философская система, которая представлена учением о бытии и познании. Этика Демокрита пронизана идеями гуманизма. Своеобразна концепция религии Демокрита: люди создают богов – таково его заключение. Политическое учение связано с основными принципами Демокритовой этики: судьба общества и судьба индивида едины.



Похожие статьи