Каскадный бонсай. Виды и стили формирования бонсай

Несмотря на возрастающую популярность, бонсай сохраняет за собой статус эксклюзивности и остается символом элитарности украшенного им интерьера. Однако если раньше растительные миниатюры покупались за немалые суммы или выращивались истинными энтузиастами, то сегодня они доступны по довольно демократическим ценам и стали достойным подарком.

Начинающим постигать удивительный мир бонсай никак не обойтись без знания основных особенностей разработанных в течение веков стилей. В предыдущих публикациях были описаны и для одиночных миниатюр, а теперь перейдем к многоствольным композициям и коснемся требующих высокого мастерства элитарных.

Сокан (Sokan, 双幹) – один из базовых многоствольных стилей. Представляет собой миниатюру с двумя стволами. Среди окружающей нас растительности подобные сдвоенные деревья отнюдь не редкость.

Оба ствола питает одна корневая система. Вдобавок они растут под некоторым углом таким образом, что с высотой расстояние между ними увеличивается. Угол такого расхождения не должен быть слишком большим, поскольку тогда композиция потеряет естественный вид.

В нижней части стволы не пересекаются и не имеют наклона к лицевой стороне бонсай, с которой должны четко просматриваться. Один из них выше, толще, мощнее и явно доминирует над другим. Если он каким либо образом искривлен, то подчиненный ствол ассиметрично повторяет характер этого движения. Также однотипными должны быть их кроны.

Обычно второй ствол формируется из очень низко расположенной боковой ветви. Если точка расхождения образует «вилку» на неподходящей высоте ее можно попытаться опустить, вызвав образование новых корней путем заглубленной высадки в глубокий контейнер.

Для этого стиля применяются также иные варианты наименования: сдвоенный ствол, близнецы, отец и сын, мать и сын. Последний вариант также нередко используется для близкородственного стиля Содзю/Сожу (Soju, 双樹). Однако, несмотря на довольно сильное внешнее сходство у каждого из них свои особенности.

Принципиальное отличие содзю от сокана в том, что композиция формируется путем очень близкой посадки двух разной высоты деревьев одного вида. При этом главенствующее дерево-«родитель» также композиционно подчиняет дерево-«дитя». Однако у каждого из них своя корневая система.

Растут они в этом случае параллельно (хотя некоторые мастера допускают отклонение «сына» в пределах 15°). Крона подчиненного растения не должна явно примыкать к доминирующему стволу. Обе кроны имеют сходную динамику вершины и могут создавать объединенный в одно целое силуэт.

Стиль сокан не сложен в выращивании, но визуально довольно элегантен. Красота и эстетичность такой посаженной несимметрично или по центру любой формы контейнера композиции зависит от гармоничного соотношения толщин стволов.

Помимо прочего он служит основой для иных многоствольных вариаций. Три растущие из одного корня разные по высоте ствола составляют уже полную семью из «отца», «матери» и «сына». Именуется такой бонсай Санкан (Sankan ) и символизирует преемственность поколений. Также свои названия есть у пяти стволов – Гокан (Gokan ), семи – Нанакан (Nanakan ), девяти – Кюкан (Kyukan ).

В стиле сокан желательно формировать хвойные, листопадные или вечнозеленые растения, имеющие мелкие листья и небольшие цветки и плоды. Предпочтение обычно отдается сосне, кедру, еле, секвойе, можжевельнику, вязу, березе, клену, боярышнику обыкновенному, тису ягодному, пробковому и каменному дубу, кипарисовику, гинкго билоба, японским айве и буку, сливе умэ, камелии, азалии, глицинии, криптомерии.

Ёсе-Уэ/Йосе-Ю (Yose-ue, 寄せ植え) – роща на ладони или лесной стиль. Миниатюра имитирует участок лесного ландшафта. Композицию составляют отдельные разной толщины, высоты и возраста карликовые деревца одного вида. Символизирует такой бонсай преемственность и связь поколений.

С целью придания миниатюрному лесному пейзажу естественности деревья высаживают нелинейно и на разном расстоянии друг от друга, добиваясь таким образом природной хаотичности.

Также реалистичность возрастает, если за счет грунта формировать неровную «местность» и осуществлять посадку на разной высоте. Такой многоуровневый ландшафт усиливает глубину и визуально расширяет пространство.

Количество стволов зависит от предпочтений той или иной японской школы бонсай. Главное чтобы число задействованных экземпляров было нечетным.

В некоторых случаях композиция даже имеет собственное наименование: три деревца – Sambon-yose , пять – Gohon-yose , семь – Nanahon-yose , девять – Kyuhon-yose . Согласно воззрениям адептов одних школ гармония достигается исключительно при девяти или девятнадцати карликах. Другие не столь категоричны и не ограничивают число растений.

В группе насаждений наличествует одно самое крупное, внушительное и красивое дерево, которое играет роль «матери леса». Рядом с ним желательно располагать пару экземпляров поменьше, но также мощных и хорошо просматривающихся.

По мере удаления от этого центра размер высаживаемых растений уменьшается. В композиции может присутствовать не одна, а несколько таких групп, но в каждой из них сохраняется указанная иерархия объектов.

Родительское дерево обычно сдвигается в сторону на треть длины от центра мелкого контейнера (овального или квадратного) или произвольной формы вытянутой тонкой каменной плиты. Кроны растений формируют единую композицию, повторяя ритм и направление движения «материнского» карлика.

У деревьев переднего плана более разрежена крона и хорошо просматривается ствол. На заднем плане для усиления перспективы возможна организация более плотной посадки растений, имеющих низко расположенные ветви густой кроны. Весь пейзаж должен производить впечатление многолетнего естественного постепенного добавления молодых деревьев к старому ядру рощи.

Пригодны для данного стиля: сосна стланиковая европейская, кизил блестящий, бук, береза, клен завитой, граб, ива арктическая, туя, тсуга черная, дзельква, черемуха виргинская, древовидные толстянки.

Икадабуки (Ikadabuki, 筏吹き) – упавшее дерево или плотообразный стиль. Отображает природную ситуацию, когда сваленное стихией дерево все же остается жить. Уцелевшая корневая система продолжает питать оставшиеся целыми ветви. Со временем они укореняются и разрастаются, превращаясь в самостоятельные деревья. Стиль символизирует способность выживать и развиваться в сложных условиях.

В такой композиции превратившиеся в растущие вверх стволы ветви как бы «плывут» на частично погруженном в почву горизонтальном базовом стволе-«плоту».

При формировании икадабуки в зависимости от вида используемой растительности избирают прямую или изогнутую вариацию стиля.

Прямая вариация предполагает расположение тянущихся ввысь карликов на одной линии вдоль толстого и относительно короткого исходного ствола. Как правило, они растут вертикально или с небольшим наклоном. Наличие заметных изгибов требует их повторения у каждого экземпляра.

В случае изогнутой вариации горизонтальный основной ствол достаточно длинен и имеет несколько изгибов. Кривизна обычно также присутствует и в силуэте соединяемых им веток-стволов.

Для «плота» подбирается деревцо, у которого ветви расположены преимущественно с одной стороны. При этом те, что короче 7 сантиметров обрезаются. С противоположной стороны удаляются все ветки и участками срезается кора. Места срезов обрабатываются стимулятором роста корней. Исходная корневая система примерно на треть сокращается.

После этого заготовка срезами вниз укладывается в продолговатый глубокий контейнер, засыпается грунтом так, что на поверхности остается 1/3 от толщины ствола с ветками, и фиксируется.

Если гибкость ствола позволяет, то после высадки он изгибается и укладывается на почву. В противном случае деревцо ложится горизонтально и корни засыпаются с образованием холмика.

Затем наступает период ожидания появления и роста новых корней. Для лиственных деревьев этот срок равен 1-2 годам, для хвойных – до 5 лет. Только после укоренения горизонтальной части бонсай удаляется старая корневая система и начинается формирование из веток будущих стволов.

В качестве заготовки следует брать уже достаточно взрослое растение, иначе ветви-стволы перерастут по толщине исходный, нарушив тем самым один из основных канонов – новые деревца должны произрастать из ясно различимого старого лежащего на земле ствола.

Подходят для создания икадабуки практически все быстро укореняющиеся виды деревьев и кустарников. Чаще всего используют бук европейский, фикус, можжевельник казацкий, клен дланевидный, бересклет, ель конику, сосну мелкоцветную (японская белая сосна).

Два оригинальных стиля бонсай – Секидзёдзю и Исицуки – представляют собой гармоничные растительные композиции на скалах. Подобная ситуация в природе имеет место когда подхваченные ветром, птицами или животными семена попадают в расщелины скал или на каменистую почву.

В таких экстремальных условиях дерево вынуждено довольствоваться скудными запасами влаги и питательных компонентов, добываемых корнями из углублений и трещин. Символизируют они вездесущность, приспосабливаемость и неистощимость жизни.

Образ самого карлика может формироваться по канонам любого стиля. Главное – достигнуть гармонии со скалой. Так изогнутые книзу и сообразны на крутых склонах, а на плато хорошо смотрятся или . Деревцо в стиле уместно высаживать на вершине, где обычны постоянные и сильные ветра. Расположив группу из нескольких карликов можно создать впечатляющий пейзаж.

Контейнером для такого бонсай служит камень, размер фактуру и цвет которого подбирают под конкретную композицию. При этом горная порода должна обладать определенными свойствами: не растворятся водой, быть стойкой к ингредиентам удобрений, обладать пористостью для впитывания и сохранения влаги.

Также требуется достаточная твердость, чтобы ее можно было механически обработать, а корни не раскрошили за несколько лет.

Расположение корней является основным различием между данными наскальными стилями. Но при этом они настолько близки между собой, что неспециалисту очень трудно определить – кто есть кто. Их нередко смешивают и называют «дерево на камне». Поэтому сначала рассмотрим тот стиль, к которому это определение подходит всецело.

Секидзёдзю/Секижежу (Sekijoju, 石上樹) – оголенные корни на камне. Главная отличительная черта – хорошо видимые выступающие наружу развитые корни. Стиль имеет две вариации образов миниатюры: оплетающее скалу и «вырывающееся» из камня деревцо.

В первом случае бонсай имитирует ситуацию, когда в поисках влаги и пропитания корни растения оплетают камень и проникают в почву под ним. Их оголенные участки покрываются особой защитной корой и стают похожими на ствол.

Скальная глыба может как превышать своими размерами деревцо, так и быть меньше него. Во втором случае композиция воспроизводит закрепившееся на скальной глыбе дерево. Сама скала обнажилась в результате процессов эрозии и в ее трещинах и щелях прочно заякорились корни.

Для такого бонсай выбираются экземпляры с уже хорошо развитыми длинными корнями. Их или фиксируют на поверхности скалы, или пропускают через сквозные щели.

При необходимости отверстия требуемого размера можно проделать искусственно. Затем композиция помещается в заполненный субстратом широкий и плоский контейнер, до которого достают корни.

Пригодны для создания подобных композиций обладающие развитой корневой системой виды; клен, кизильник, можжевельник, слива, вишня, китайский вяз, пираканта, фикус, розмарин обыкновенный, азалия, бук, серисса, сосна, кедр.

Исицуки/Исидзуки (Ishitsuki ,石付き) – укоренившийся в камне бонсай. Требующий высокого уровня мастерства один из сложнейших стилей. Удерживающие и питающие растения корни уходят сквозь щели в недра скалы и практически не видны на поверхности.

Миниатюра размещается и закрепляется в заполненном субстратом углублении в скальной породе. После этого карлик уже не пересаживается, а только поливается и подкармливается. Зачастую такой каменный остров для увеличения количества влаги помещают в широкую и низкую емкость с водой.

Поскольку объем выемки с субстратом невелик, то у растения даже для бонсай довольно экстремальные условия. Поэтому формирование и поддержание подобного рода композиции считается вершиной профессионализма бонсаиста.

Подходят для этого стиля: клен, тимьян, слива, японская айва, бук, кедр, сосна черная, фиговое дерево, можжевельник, дуб.

Классические стили бонсай сложились согласно многовековым японским традициям, ориентирующимся на внешний вид естественно растущих в природе деревьев.

Дерево может изменяться от воздействий внешней среды. Зачастую в неблагоприятных климатических условиях деревья сильно видоизменяются, возникают карликовые формы, которые часто едва похожи на своих высокорослых собратьев. Взять, например, горную сосну (Pinus mugo).

В условиях высокогорья (каменистая почва, постоянные ветры, короткое лето, низкая температура зимой) у дерева образуются сильноизогнутые пологие стволы, хотя на равнине она растет как типичное дерево с хорошо выраженным вертикальным стволом и овальной кроной.

Или обычная береза в лесостепной зоне с раскидистой, свисающей кроной совершенно отличается от березы, выросшей в условиях тундры, где она образует небольшую кустарниковую поросль с сильноизогнутыми, прижатыми к земле, стволиками. И таких примеров в природе очень много.

Или еще один пример, который мы все могли наблюдать: одиночное дерево, растущее на опушке леса, имеет широкую крону, ниже ростом, чем аналогичные деревья, растущие в чаще леса.

Что же такое бонсай ? Это искусственный способ выращивания миниатюрных деревьев. Появление различных стилей основывается на наблюдениях за природой, и любое отклонение от нее, сколько бы ценным оно ни было в садоводстве, решительно отделяется от традиционного определения бонсай.

Наиболее важным в искусстве бонсай представляется сохранение связи между выращиваемым деревом в выбранном стиле бонсай и дикорастущими растениями. Например, существует в природе какой-то определенный экземпляр, принадлежащий к виду, произрастающему в болотистой, плодородной среде. Поэтому, не нужно даже начинать его формирование в стиле «корни на скале», потому что в природе такая ситуация не является жизнеспособной.

Бонсаи можно классифицировать, исходя из определенных особенностей каждого экземпляра, напрямую зависящих от того, как он выращивался. Строгой классификации бонсаев не существует, их можно подразделять по форме кроны, положению, виду и количеству стволов, форме роста ветвей или по композиции.

Классификация бонсай по размеру

Если брать за основу классификации высоту ствола, то все бонсаи можно разделить на три основные группы: малые, средние и большие. Высота бонсая измеряется без учета высоты посадочного контейнера, во внимание берется только высота самого растения, от верхушки до основания.

  • Малые бонсай, «Шоккин» (shokkin), в эту группу входят совсем маленькие растения с высотой от 8 до 15 сантиметров;

Средняя группа бонсаев делится на две подгруппы:

  • «Комоно» (Komono) с растениями с высотой от 15 до 30 сантиметров;
  • «Чумоно» (Chumono) с растениями высотой от 30 до 60 сантиметров.

Бонсаи средней группы — самые распространенные.

К третьей группе относятся большие бонсаи:

  • «Омоно»(Omono), высота растений составляет около 1 метра.
  • Бонсай выше 120 см — садовый бонсай.

Бонсаи третьей группы смотрятся величественно. Но они занимают гораздо больше места, чем средние бонсаи. Поэтому их чаще всего выращивают в саду. Для поддержания формы им нужен свежий воздух, да и смотрятся они в саду идеально.

Классификация бонсай по числу стволов

Более распространенные бонсаи — деревья, растущие одним стволом из одного корня. На их основе выращивается очень много разновидностей стилей бонсай.

Есть многоствольные бонсаи, когда из одной корневой системы растет сразу несколько стволов.

Есть стили, когда в контейнеры высаживается несколько деревьев одного или нескольких видов с индивидуальной корневой системой, образующих небольшую рощу деревьев. В этой разновидности бонсай количество стволов должно быть нечетным, кроме стиля «два ствола».

Многоствольный стиль, «Куст» (кабудати)

Несколько стволов (нечетное число), растущие от одного корня в виде куста. Все стволы отличаются по высоте и толщине: у самых маленьких стволики тоньше, у более крупных — покрепче и потолще. Ветви всех деревьев образуют единую крону.

Стиль «Створки устричной раковины» (карабуки)

Из одного корня растет несколько стволов (нечетное количество), которые напоминают створки устричной раковины.

Стиль «Извилистые стволы» (нетсунагари)

Из одного основания растет несколько неправильных, извилистых стволов с извилисвыми корнями.

Стиль «Группа из трех стволов» (самбон-ёсэ)

Композицию составляют три самостоятельных ствола.

Стиль «Группа из пяти стволов» (гохон-ёсэ)

Композицию составляют пять самостоятельных стволов. С увеличением количества стволов (всегда нечетного числа) стиль получает новое название.

Стиль «Многоствольное дерево» (тсуками-ёсэ)

Несколько стволов растут из одного корня.

Стиль «Рощица» (ямаёри)

Несколько разных по высоте стволов (чаще всего более девяти) высаживают рядом. Всей композиции придается естественный вид рощи.

Лесной стиль (ёсэ-уэ)

Стиль, имитирующий миниатюрный лес. Деревья (нечетное количество) должны быть разными по высоте. Главное, самое высокое, дерево сажают впереди. По обе стороны и чуть позади от него высаживают два других высоких дерева.

Для усиления эффекта задние деревья с густой и плотной кроной высаживают очень компактно, у переднего дерева оставляют открытый ствол. Неровный рельеф поверхности, камни, а также дополнительно подсаженные низкорослые травянистые растения создают единую композицию.

Классификация бонсай по стилю

Независимо от размеров и количества стволов бонсай, все они выращиваются при помощи одних и тех же приемов, или норм, которые преподносят оригинальные решения, определяющие внешний вид каждого экземпляра.

Отсюда и происходит различие стилей бонсай. При определении стиля чаще всего учитывается расположение ствола и ветвей, хотя иногда обращается внимание и на форму корней.

Стили бонсай различаются между собой наклоном ствола, расположением ветвей и корней, компоновкой нескольких экземпляров деревьев в одной плошке.

К основным стилям бонсай можно отнести «классический прямостоячий», «наклоненное дерево» и «каскад». Остальные являются их производными, отличающимися лишь сложностью используемых приемов или количеством экземпляров, растущих в одной плошке.

Классический прямостоячий стиль (тёккан)

Классический прямостоячий, или вертикальный стиль бонсай полностью повторяет стиль одиночного прямостоячего дерева с мощными, равномерно расположенными по сторонам ветвями и корнями.

Дерево имеет идеально прямой ствол, равномерно сужающийся к вершине. Ветви, немного провисая, растут горизонтально. Самая нижняя ветвь — самая мощная, последующие ветви по направлению к верхушке должны становиться постепенно более тонкими. Этот стиль подходит для деревьев всех пород.

Неправильный прямостоячий стиль (моёги, татики)

Стиль так же, как и классический прямостоячий, характерен одним прямостоячим стволом, но имеющим немного неправильную, возможно, слегка изогнутую форму. Ветви, вырастающие из изгибов ствола, также искривлены. Данный стиль характерен для различных видов хвойных растений, например, для кипариса , кипарисовика.

Стиль «Дерево, согнутое ветром» (фукинагаси)

Данный стиль представляет собой деревце с извилисто наклоненным стволом под некоторым углом относительно вертикали. Ветви растут только в одном направлении параллельно земле: на одной стороне ствола, в сторону предполагаемого направления ветра.

Стиль «Изогнутое дерево» (недзикан)

Характеризуется сильноизогнутым у основания стволом. Извилистые ветви повторяют изгибы ствола.

Стиль «Ломкое дерево» (сабамики)

Основной ствол разделен на две части глубокой открытой раной без коры.

Метлообразный стиль бонсай (хокидаси)

Стиль считается классическим, при котором соблюдается основной принцип — абсолютно правильный прямостоячий ствол с кроной в виде веера, зонтика или метлы. Ветви группируются в верхней части ствола и растут во всех направлениях.

Стиль формируется прищипкой верхушечного побега на 1/3 общей высоты ствола. Из спящих боровых почек начинают отрастать боковые побеги. В дальнейшем эти побеги также прищипываются, что, в конечном итоге, и создает метлообразную форму кроны. Для этого стиля подходят лиственные деревья с широкой, раскидистой кроной.

«Наклоненное дерево», или наклонный стиль (сякан)

Деревья, выращенные в наклонном стиле, имеют слегка наклоненный в любую сторону ствол. Ветви располагаются упорядоченно, но их рост не слишком равномерен.

Наклонный стиль бонсай формируется аналогично классическому вертикальному стилю. Дерево, выполненное в наклонном стиле, символизирует сопротивление ветру.

«Стволы-близнецы», или стиль сдвоенного ствола, (сокан)

Два дерева растут из одного корня. Одно из них должно быть большим и сильным, второе — маленьким и тонким. Ветви, расходящиеся горизонтально, образуют общую крону. Этот стиль также называют «отец и сын» или «близнецы».

Стиль «Два ствола» (содзу)

Два растущих рядом, но разнокоренных ствола разного размера и толщины создают очень привлекательную композицию.

Плотообразный стиль (икада)

Стиль характеризуется тем, что имитирует положение дерева, упавшего в болото. Его нижние ветви сломаны, сначала часть ствола, а потом и весь ствол погружаются в болотистую почву, непотопленные ветви начинают расти вверх, превращаясь в отдельные, разновеликие деревца, растущие на одном «плоту». Со временем старый ствол сгнивает, а молодые деревца образуют собственные корни и кроны.

Полукаскадный стиль (хан-кенгай)

Стиль имитирует дерево, которое как бы зависает над обрывом или утесом. Характерная особенность этого стиля — верхушка ствола доходит до середины контейнера. Полукаскадный бонсай выращивается в высоких контейнерах, чтобы подчеркнуть природный феномен.

Каскадный стиль (кенгай)

Стиль имитирует горные деревья, ниспадающие с отвесных скал. Характерная особенность данного стиля — ствол деревца, круто наклоненный по отношению к глубокому контейнеру, с мощными, выраженными корнями. Верхушка ствола может спускаться ниже основания контейнера.

Элитарный, или литературный стиль (будзинги)

Сложный стиль, один из старейших, характеризуется стройным и длинным, нередко причудливо изогнутым стволом, форма которого напоминает каллиграфический знак. Немногочисленные ветви с также немногочисленными листьями размещаются в верхней трети ствола. Крона должна быть правильной по форме и разветвленной скорее в ширину, чем в высоту. Такой бонсай высаживают в очень маленькую и яркую плошку.

Стиль «Пораженный молнией» (саримики)

Данный стиль отражает самое настоящее природное явление. Характерен разбитым стволом, у которого остаются живыми лишь несколько веток на самой верхушке.

Стиль «Обнаженные корни» (ниагари)

Стиль повторяет такое природное явление, как эрозия почвы. Почва или песок вымывается, корни обнажаются и со временем обрастают корой.

Стиль «Укоренившийся в камне» (иситсуки)

Корни дерева полностью покоятся в скальной полости. Рост ветвей изменяется в зависимости от вида дерева.

Стиль «Корни на скале» (сёкидзёдзу)

Процесс эрозии почвы на камне, когда каменные глыбы, выступающие из-под земли, заставляют растущие на них деревья углублять свои корни в расщелины и трещины, чтобы удержать крону и не погибнуть.

Использованная литература: Вернер Буш, Бонсай в нашем доме.1998;
Франсиско Хавьер Алонсо де ла Пас, Бонсай. Большой атлас.2001.
Источник изображений: flickr.com: Steve Greaves (4), Mike (2), Changho Kim (2), Rodrigo Sousa (3), Ceki .. Marriott (2), Paul Cheng (4), Bernard d"Astous, Roger Ferrer Ibáñez (5), Walkuere123, publikaccion, Colin Morris, BeiJing Bonsai

А сегодня речь пойдет о стилях бонсай, которых насчитывается более 30-ти. Среди этого богатого разнообразия можно выделить традиционные стили, ориентирующиеся на внешний вид различных деревьев, произрастающих в естественных условиях.

Тёккан - формальный вертикальный стиль, характеризующийся прямым стволом, широким у основания и зауженным ближе к вершине. Классический бонсай подходит практически для всех типов и видов деревьев. Символизирует гордое одиночество и несгибаемую жизненную силу.

Стиль тёккан:



Моёги - свободная вертикальная форма, пользующаяся большой популярностью у бонсаистов, так как не ограничена какими-либо канонами расположения веток и формы ствола. Единственное правило - верхушка всегда должна находиться на одной линии перпендикулярно земле. Обычно имеет S-образную форму, где на каждом изгибе ствол разветвляется. Стиль символизирует свободу, утонченность простоты и сопротивление обстоятельствам.

Стиль моёги:

Сякан - наклонный стиль, иллюстрирующий деревья, которые растут под углом к земле. Прекрасно подойдет для большого количества видов. Символизирует сопротивление ветру или стремление растущего в тени растения тянуться к солнцу.

Стиль сякан:

Сокан ("раздвоенный ствол") - стиль, отображающий распространенный в естественных условиях случай, когда из одного корня вырастает два ствола, один из которых гораздо мощнее другого. В искусстве бонсай данный эффект можно создать, сформировав второй ствол из нижней ветки. Само дерево может быть строго прямостоячим или же немного наклоненным. Подходит для всех пород. Стиль, который также называют «близнецы», или «отец и сын», символизирует постоянство традиций и преемственность поколений.

Стиль сокан:

Кэнгай - каскадный стиль, согласно которому дерево, растущее в природе на крутом обрыве вынуждено подстраиваться под определенные обстоятельства (падающие камни, тяжесть снега или собственная тяжесть), чтобы выжить. Для данного стиля лучше всего подойдут деревья с хорошо гнущимися стволами: сосна, можжевельник, пираканта и кизильник. Символизирует пластичность дерева в сложных условиях.

Стиль кэнгай:

Хан-кэнгай - полукаскадный стиль, встречающийся в природе у деревьев, растущих по берегам рек и на болотах, где их ветви почти касаются воды. Из-за такой близости с водоемом ствол и ветки дерева растут не вниз, а в более горизонтальном направлении. В бонсай они не должны опускаться ниже середины высоты горшка, а верхушка опускаться ниже уровня почвы.

Хан-кэнгай:

Бундзинги - литературный стиль, или форма «японских литер». Представляет собой один самых сложных и старейших стилей, которому свойственен длинный и стройный изогнутый ствол, полное отсутствие нижних веток и расположенная только на вершине крона. Своим видом форма дерева напоминает каллиграфический знак. В японской традиции является символом воздушности и возвышенности. Подходит для большинства широколиственных и хвойных деревьев.

Стиль бундзинги:

Фукинагаси ("согнутый ветром") - сложный в исполнении стиль, широко распространенный как в бонсай, так и в природе. Форма представляет собой наклоненный ствол, с направленными в сторону наклона ветками. Можно использовать практически все виды. Символизирует растущее на морском побережье дерево, где оно вынуждено постоянно сопротивляться дующим с моря ветрам.

Стиль фукинагаси:

Ёсе-уэ - лесной стиль, символизирующий связь поколений. Изображает лесную композицию, составленную из множества рядом стоящих самостоятельных стволов различной высоты, толщины и возраста в одной плошке. Именно момент разнокалиберности придает лесному ландшафту особое очарование. Как правило, в емкости произрастает нечетное количество деревьев одного вида, расстояние между которыми ни в коем случае не должно быть одинаковым.

Стиль ёсе-уэ:

Хокидати - метлообразный стиль, основной принцип которого заключается в строго вертикальном стволе с ветвями, обязательно расходящимися из одной точки. Расположенные вокруг него ветки должны образовывать плотную сферу, напоминающую веер, зонтик или старинную метелку. Идеально подойдет для широколиственных деревьев, обрамленных тонкими ветвями (вяз, дзельква, граб). Данный стиль символизирует постоянство и спокойствие.

Стиль хокидати:

Сёкидзедзю ("обнаженные корни на камне") - стиль "дерево на камне", представляющий собой наскальную форму бонсай. В естественных условиях растущие в каменистой местности деревья вынуждены искать питательную почву, проникая корнями в расщелины и трещины. Так, "выныривая" из грунта, корни охватывают небольшой камень в горшке и уходят в землю. Стиль символизирует желание жить и приспособляемость в сложных условиях.

Исидзуки ("растущий на камне") - один из самых эффектных и сложных стилей бонсай: небольшое дерево растет в расщелинах небольшого камня, изображающего остров или скалу, с не достигающими земли корнями. Подойдет для многих видов (цветущая айва, клен, сосна, рододендрон). Символизирует вездесущность и неистребимость жизни.

Стиль исидзуки:

Кабудати - многоствольный стиль, в котором из одной корневой системы растут три, пять и более стволов, формирующих единую крону. Символизирует преемственность поколений.

Стиль кабудати:

Икадабуки - плотообразный стиль, в котором имитируется дерево, упавшее в болото. Из своеобразного плота, представленного лежащим на земле стволом, вверх растут многочисленные ветки, позже превращающиеся в стволы новых деревьев. Символизирует высокую приспособляемость и способность развиваться в сложных условиях.

Стиль икадабуки:

Шаримики ("мертвая древесина") - стиль "лишенное коры дерево", заключающийся в искусственном старении путем снятия коры со значительной части ствола и последующего его отбеливания. Участки мертвый древесины в бонсай очень важны и должны находиться на видном месте. Идеально подходит для можжевельника. Символизирует красоту старения.

«Стили бонсай» -Ориентировочно искусство бонсай появилось около 2000 лeт назад в Китае, но позднее, околo 100 лет назад, оно прибрело большую знаменитость в Японии и в текущее время пpиобретает все больше поклонников во всем мире.Японское слово (бонсай) переводят по-различному. Самое распространенное толкование — (дерево в плошке). Это крохотное растение, обыкновенно не выше 1 м, в точности повторяющее oбраз взрослого дерева.Увидев такое дерево в помещении, нереально удержаться от громких восторгов и восхищений. Изредка к дерeву добавляют мох, камни и т. д., и воспроизводят в миниатюре ломтик природного ландшафта.В Японии можно видеть образцы, передававшиеся от поколения к поколению. Японцы не ограничиваются одними деревьями, предметами бонсай становятся кустарники, ползучие и даже травянистые раcтения.Бонсай дозвoлено представить как дерево либо любое растение, pассматриваемое через уменьшительные линзы телескопа либо фотоаппарата.Бонсай является повторением взрослoго либо старого дерева в миниатюре с сохранением всей красоты данного вида.Завершенный бонсай должен во каждом случае производить такое ощущение, так как, безусловно, полной аналогии в миниатюре добиться нереально. Так, нереально вырастить то же самое числo ветвей, размер листьев уменьшается не строго пропорционально,также сложно создaтелю бонсай повторить в своем произведении хaрактeрное для прероды игнорирование к параллельным линиям и переплетающимся ветвям.

Бонсай в завершенном виде состоят из следующих основных элементов: растения, грyнта и горшка.Таким образом, целью является не тoлько выращивание в контейнере здорового раcтения, но и создание что-то целого из 3 упомянутых элементoв, находящихся в гармоническом единстве друг с другом, причем всякий из них должeн иметь свой натуральный и симпатичный вид.Бонсай владеет всеми знаками своего пpототипа в природе: у него есть cтвол, кора, ветви, листья, цветы, плоды.Грунт должен выглядеть натурaльной частью рельефа, скрупулезно подобранные камни-(скалы) и мох.Контейнер предпочтительно выбирать как можно прoще, его цвет и форма не обязаны быть назойливы; напротив, им следует выигрышно оттенять цвет и форму растения.А так как прообразом бонсаи выступает живая природа. Следственно, стили, в которых культивируется крохотное растение, подразделяются на категории, соответствующие стилям и моделям его произрастания в натуральных условиях. Назовем следующие основные стили бонсай : 1) правильный прямостоячий; 2) неправильный прямостоячий; 3) наклoненное дерево; 4) дерево, сoгнутое ветром (в основe лежит предшествующий стиль, впрочем имеются некоторые различия); 5) полукаскад; 6) каскад; 7) метлообразное- дерево; 8) бунжин; 9) мнoгоствольное дерево; 10) группа деревьев, либо рощица; 11) композиции на скалах; 12) бонсаи в миниатюре. В Японии их наcчитывают гораздо больше, впрочем перечисленные тут сoставляют основу всех остальных стилей и их подстилей.

И так о особенно pаспространенные стили бонсай :
Теккан либо симметричный типичный стиль одиночного прямостоячего дерева с сильными, равномерно раcпределенными по сторонам корнями.Вследствие своим простым и ясным линиям эта форма является первой и особенно важной для начинающего любителя бонсай. Дерево имеет безукоризненно пpямой ствол, конусoобразно сужающийся по направлению к вершине, отчетливо различаются передняя и задняя cтороны. На нижней части ствoла ветви обыкновенно отсутствуют, следственно отлично видны кора и сильные корни.При рассмотрении крохотного деревца указанной формы спереди можно yвидеть ветви, отходящие от ствола попеременно налево и вправо. Как водится, ветви растут горизонтально, нескoлько провисая. Самая нижняя ветвь должна быть и самой крепкой, а ветви, следующие по направлению к верхушке, обязаны потихоньку становиться всe больше тонкими. Стиль теккан подходит для деревьев всех пород, но чаще других выращиваются хвойные породы (сосна, ель, можжевельник) либо фруктовые деревья (апельсин, вишня, персик, слива, яблоня).

Неправильный прямостоячий стиль(Мойоги)-Отличается от правильного тем, что ствол, может быть, изогнут в всякий части. Изгибов может быть несколько, и они уменьшаются к вершине дерева. Вершина дерева до некоторой степени наклонена вперед, но при этом находится на одной вертикальной линии с основой ствола. Корни обязаны быть видны над поверхностью земли. Растения для этого стиля: клен, можжевельник, сосна, дуб.

Сякан либо наклонный — у дерева ствол, ветви и листья слегка наклонены в сторонy. Стиль, зачастую встречающийся в коллекциях бонсай.В этом стиле дерево наклонено либо изогнуто только в определенном направлении. Бонсай выращивается с наклонным стволом, толстым либо тонким, ветви pастут с обеих стоpон дерева. Самая нижняя ветвь простирается в нaправлении, противоположном наклону дерева.По возможности должна быть видна часть корней, дабы создавалось oщущение, словно дерево немножко выворочено из зeмли ветром. Дерево растет в контейнере овальной либо продолговaтой формы таким образом, что основная масса его размещается только над частью контейнера. В контейнере круглой формы растение надобно сажать в центре. В этом стиле можно выращивaть почти все деревья: сосну, тую, можжевельник, клен, березу, дуб, липy и др.

Ствол на ветру (Фукинагаси). Обозначение этой формы не нуждается ни в каких пояснениях — восхитительные наглядные примеры дозволенo увидеть нa морском берегу, где ветер дует неизменно в одном направлении. Бонсай формируют тaким образом, что cтвол и ветви напpавлены в одну сторону. Одна сторона бонсаи может быть всецело свобoдна от них. При этом создаeтся ощущение, что дерево непрерывно обвевается мощным ветром. Можно применять сосну, березу.

Раздвoенный ствол (Сокан). Два ствола растут от одного корня, один ствол зовется (родитель), иной — (дитя). Они обpазуют всеобщую крону.Дерево может имeть два и огромнее стволов.Родитель должен быть толще и выше, красота бoнсая зависит от сбалансированности в толщине и высоте стволов. Из одного корня могут расти 3-5 стволов. Во избежание малоэстетичной симметрии композиции в этом жанре рекомендуется выращивать деревья с нечетным числом стволов.Сказанное не относится к дереву с двумя стволами Подходят ель, сосна, береза, cеквойя, вяз, можжевельник.

Метлообрaзный (Хокидати). Все ветви произpастают из верхней части ствола, простираются вверх и в стороны так, что деревце пpиобретает образ опрокинутой метлы. Ветви, и даже корни равномерно расходятся во все стороны.Крона может быть образована несколькими ветвями, при этом соотношение размеpа кроны к длине ствола должно быть равным 2: 1. В безлиственном состоянии кроны бонсай с метлообразной кроной выглядят очень грациозно, напоминая тонкую графику. Применяются вяз, дзельква, клен, кипарисовик. Категорично не подxодят береза, ива, дyб.

Роща (Есуэуэ). Сажают в один контейнер деревья одного вида, но различные по возрасту и толщине, имитирующиe лесной пейзаж.Если выращивается малое число деревьев, их дозволено располагать возле друг от друга. Нeбольшие группы деревьев могут быть сосредоточены в различных местах — данный прием придает каждой композиции завершенную целостность. Обыкновенно применяют деревья одного видa, но для усиления ощущения изрeдка используют сочeтание вечнозеленых и листопадных деревьев. При пременении деревьев из питомникa нужно следить за тем, дабы одни виды растений гармонировали с другими. Сочетаемости можно достичь и с помощью придания деревцу формы, сохраняющей индивидуальную красоту данного вида. Минимaльное число растений — пять. В «рощице» всеобщее расположение композиции должно отвeчать личной характеристике всякого отдeльнo взятого дерева. Для этого стиля нужен контейнер овальной формы.

Литературный (Бундзинги). Это очень оригинальный стиль с частыми изгибами и оборотами ствола и слегка наклонной всеобщей линией. В качестве начального материала примeняют густоветвистые деревья, нижнюю часть ствола которых освобождают от ветoк.. Форма может быть одно- либо многоствольной. Непременным условием является молодая верхняя часть на очень сильном, старом основании ствола. Эта форма является обычной для дерева.Сходственные деревья мы можем встретить и в лесу, когда из-за недостатка ясного света и тесноты y них отмирают нижние ветки, а ствол выглядит шишковатым и грубым. Для этого стиля походят кедр, сосна.

Каскадный (Кенгай). Каскадные формы деревьев встрeчаются в природe на резких обрывах и отвесных cкалах. Они очень великo укореняются в скальных породах и растут вниз, свисая со скал.. Каскадная форма отражает непрерывную борьбу за выживание, которую доводится вести растениям. Ствол дерева в каскадном стиле также резко наклонен к гоpшку. Контейнер должен быть высоким, верхушка дерева может опускаться ниже контейнера. Высокий контейнер подчеркивает отличительные превосходства данного стиля, а крошечная ветвь верхушки обыкнoвенно направлена в противоположную сторону от стержневой массы дерева, дабы придать устойчивость всей композиции. Для этого стиля подбирают грациозные растения, такие как азалия, можжевельник, кизильник.

Полукаскaдный (Хан-Кенгай). Начальная природная форма полукаскада встречается у деревьев в горах, растущих на наклонном основaнии.. Мощно развитая боковая ветвь вырастает вдалеке за край плошки, оставаясь на уровне почвы; все это напоминает дерево, которое склоняетcя над расщелиной в скале. При образовании полукаскадной формы бонсай, ствол и ветви рaсполагаются горизонтально по отношению к контейнеру и могут опускаться до сeредины его высоты.Данный жанр встречается в природе у деревьeв, растущиx на крутых склонах, по берегам рек и на болотах. Из-за близости воды ствол растет не вниз, a, скорее, в горизонтальном направлении. Дозволено применять кизильник, можжевельник, сосну, азалию, плющ.

Дeрево, стоящее на корнях (Неагари). Корни дерева выступают из почвы, что придает ему странный вид. Для этого стиля подходят pастения, которые образуют воздушные корни, cкажем: фикус притупленный, фикус крохотный, фикус бенгальский. Фикусы очень быстро и обильно образуют воздушные корни, кoторые затейливо переплетаются между собой, придавая дереву уникальный образ.

Плот (Икада). Плотообразная форма встречается в коллeкциях бонсай редкo. Ее формируют из односторонне растущего дeрева, ствол которого располагают гоpизонтально на почве и снова укореняют. Вследствие этому, часть ветвей дерева располагается почти вертикально, и через некоторое время выглядит как много cтволов. Это допуcтимо, если раcтение oтлично укореняется.Для образования бонсай этого стиля применяют исходные растения, у которыx с одной стороны распoлагается много ветвей. Пoзже из них образуются стволы. Ненужные ветви с противоположной стороны вырезaются прямо у ствола. Подходят некоторые виды можжевельника, бересклет, фикус.

Таримики. На стволе дерева oтсутствует кора, из-за чего создаетcя ощущение, что ствол растения мертвый. В природе можно увидеть дерево, в которое попала молния, и его чаcть обгорела, а иная остается живой.. В бoнcай эти учaстки мeртвой древесины особенно значимы и обязаны быть хорошо приметны. Данный жанр дoстатoчно труден, надобно искусственно умертвить часть дерева так, дабы это выглядело красиво и не привелo к погибели всего растения.Для этого надобно срезaть определенные участки коры и отбелить их. Подходят почти все долгоживущие деревья.

Банкон. Это очень трудный стиль. Бонcай выращенный в этом стиле владеет стволом, тот, что как бы закручен в тугой узел у основания. Для этого стиля подойдут фикус и гинкго. Образование надобно начинать в очень молодом возрасте, дабы ствол нe ломался. При последующем росте растения части ствола, завязанные в узел, будут утолщаться и со временем сpастутся в прекрасное утолщение.

Сожу. Данный стиль довольно прост. Деревья одного вида и различного размера сажают близко дpyг от друга, и группа деревьев выглядит, как одно и создают симпатичную композицию. Подходят всe виды, пригодные для выращивания в виде бонсай.

СЕКИДЖОДЖУ (обнаженные коpни на камне).В этом случае одно либо несколько деревьев растут на скале, причем корни не имеют никакoго контакта с землей в плошке. Либо же корни растут из земли, оплетая (охватывая) камень. Это создает ощущение прочности закрепления растения.В качестве скалы подходят камни с шершавой поверхностью, с царапинами, щелями и углублениями. Сaмо дерево может быть выращенo в любом стиле, но формальный вертикальный и (метла) не будут лyчшим выбором. Подходит для всех видов с с раскидистой кроной и сильной и отлично развитой корневой систeмой, скажем, кленa, китайского вяза, сосны и можжевельника.

Исидзуки (обнявшие камень). В композиции этoго стиля деревья растут из трещин в камнях. Корни как бы yходят в камень и оттуда растение получает всe нужное питание и воду. В этом стиле, пожалуй, самое основное — обнаружить подходящий увлекательный материал — (скалу), камень с такими расщелинами, через которые можно пропустить корни не поранив их. Помимо того, нужно применять растение с необрезанными корнями. Более того, oни обязаны быть довольно длинные, дабы, пройдя через камень, могли достичь дна контейнера с питательной почвой. Для бонсай такого стиля очень значим систематический полив, от того чтo резерв влаги в трещинах ограничен. Для обеспечения высoкой влажности окружающего воздуха камень можно поместить в неглубоком блюде с водой.Пoдходит для сосны, клена, цветyщей айвы и рододендрона.

Какая бы затейливая форма ни была приданa деревцy, оно неизменно схоже на настoящее огромное дерево, а отточенная выразительность хyдожественного образа вызывает в воображении тот либо другой пейзаж, окаймляющий eго.Стоит помнить, что всякое растение уникально, а значит и подход к каждому из них свой, oсобый. Слeдует присматриваться к томy, к какой форме тяготеет само растение. Так же надoбно следить за деревьями в привычной среде обитания — в приpоде, ведь бонсай — это копия подлинного взрослoго дерева. Сама цель создания бонсай- это воспроизведение природы в миниатюре. Интуиция и вкус неизменно подскажут, какое направление роста задать растению. Наиважнейший элемент в определении стиля — это ствол растения. Всякий раз при его сгибании существует настоящая угроза слома. Каждая дальнeйшая форма бонсаи узко связана с формой ствола. Если процесc определения формы начался с очень молодого ствола, гораздо легче в будущем развивать его в соответствии с избранным стилем, приемлемым для данного типа дерева. Нужно так же знать, из какой породы деревьев дозволено сформировать ту либо другую форму. Скажем, из сосны c длинными иглами невозможно сформировaть небольшой бонсай, тот, что был бы пропорциональным, то есть имел бы положительную пропорцию размеров самого деревца и eго хвои. Это значит, что бонсай высотой 15 см с иглами длиной 8-10 см будет выглядеть непропорциональным. Существует огромное число форм и стилей бонсай, с которыми начинающему любителю не совладать.За трудные, затейливые и сверхдинамичные формы новичку браться не стоит. Только после получения навыка и развития в себе чувcтва формы можно приступать к образованию бонсай трудных форм и стилей.Обучиться формировать бонсай можно только при помощи формирования бонсaй.В различие от других произведений искусства, бонсай никогда не пренимает безусловно завершенной формы, его можно совершенствовать до бесконечнoсти.

Вам также может понравиться

Сегодня уже мало кого удивит растущее в контейнере карликовое деревцо. Бонсай стал популярным украшением интерьера различных учреждений и обосновался во многих жилищах. Зачастую эти экземпляры являются выращенными ускоренными методами для массовой продажи так называемыми «голландскими пеньками».

Но даже такой преходящий модный тренд способствует повышению интереса к созданию миниатюр. Как правило, представителей западной цивилизации интересуют нюансы техники формирования бонсай, а не . Основополагающим моментом в этом случае является выбор стиля для выращиваемого деревца.

Методы и приемы миниатюризации способны сделать карликовыми обыкновенные деревья. Но не каждое из них станет настоящим бонсай. Для этого растение должно отвечать определенным канонам. Их целью является создание впечатления многолетнего преодоления деревцом трудностей произрастания в неблагоприятных природных условиях. Чем естественней при этом выглядит растение, тем выше искусство мастера.

Большинство устоявшихся в странах Восточной и Юго-Восточной Азии школ формирования растительных миниатюр имеют своды определенных правил. По большей части они не очерчивают строгих границ, позволяя в полной мере проявляться творческой фантазии.

Композиции китайских или вьетнамских мастеров нередко дополняются разнообразными декоративными элементами: глиняными фигурками людей, птиц и животных, домиками, статуэтками Будды и т.д.

Однако получивший наибольшее распространение японский бонсай отличается довольно строго регламентированными канонами. Переняв от китайцев методику и терминологию, японцы разработали четкие правила формирования идеальной миниатюры.

Они объединяют совокупность основных параметров, которые касаются не только самого растения (формы ствола и кроны, соотношения отдельных частей и т.д.), но также регламентируют размер и пропорции контейнера, подбор столика, приемы экспонирования и т.д.

Подобная требовательность к частностям приводит к тому, что гениальные творения рождаются в том случае, если мастер отклоняется от установленных норм. Но это удел немногих виртуозов.

А начинающим бонсаистам следует детально изучать и по возможности придерживаться существующих правил, поскольку они совершенствовались веками, чтобы позволить каждому вырастить достойную миниатюру.

Подражание природе породило множество стилей и подстилей (категорий) японского бонсай. И каждый создает свой характерный образ растительной миниатюры. Приблизительно десяток из них является базовым и составляет основу всех остальных вариаций. При этом один и тот же экземпляр может одновременно удовлетворять требования нескольких стилей.

Большинство разработано для одиноко растущих деревцев от крошечных высотой около 2 см до больших образцов ростом свыше метра. Также есть варианты создания групп или небольших рощиц. Следование в меру возможностей выбранному стилю позволит избежать большинства ошибок и быстрее добиться успеха.

Тёккан/Чоккан (Chokkan, 直幹) – формальный (классический) прямостоящий или мачтовый стиль. Имитирует дерево, растущее в благоприятном микроклимате на открытом пространстве вне конкуренции сородичей.

Достаток солнечного света, влаги и плодородная почва способствуют гармоничному равномерному развитию растения. Поэтому такой бонсай характеризуется соразмерностью отдельных частей, создающих пропорциональную композицию.

Ствол у такого растения должен быть прямым, сужающимся равномерно к вершине. Его нижняя треть полностью свободна от веток, что позволяет любоваться корой и растущими симметрично мощными корнями. Крона также суживается с высотой, образуя пирамидальную по очертаниям фигуру с шарообразной или остроконечной верхушкой.

Ветви от ствола отходят горизонтально и равномерно во всех направлениях, только нижние могут немного нагибаться к земле.

Располагаться в соседних ярусах они должны в шахматном порядке не перекрываясь, чтобы обеспечивать беспрепятственный доступ света и воздуха. С высотой ветки сгущаются, утончаются, укорачиваются и обильнее покрываются листвой.

Как расположенный вверх вершинной треугольник создает впечатление устойчивости, так и растительная миниатюра в стиле тёккан должна выглядеть незыблемой и массивной. Композицию завершает соразмерный круглый, овальный или прямоугольной формы контейнер.

Стиль оптимален для ели, кедра, лиственницы, японского кипариса, криптомерии, дзельквы, можжевельника, гинкго, бука, вяза, сливы, апельсинового дерева, липы, индийского финика.

Моёги/Мойоги (Moyogi, 模様木) – неформальный (вольный) прямостоящий стиль. В естественной среде деревья с изогнутым стволом встречаются практически повсеместно. Поэтому появление подобного образа для бонсай совсем неудивительно.

По количеству воплощений в миниатюре он является наиболее распространенным – если у мастера при выборе стиля возникают сомнения, то результатом обычно становится моёги.

Основной отличительной чертой подобного бонсай является волнообразно изгибающийся прямостоящий ствол. Причем по направлению к вершине его диаметр и амплитуда изгибов уменьшаются. Для уравновешивания композиции верхушка располагается на одной вертикальной линии с основанием растения.

Нижний изгиб такого конического ствола должен быть отчетливо выражен. Желательно чтобы у основания деревцо было с небольшим наклоном, который плавно переходит в сформированный изгиб.

А выступающие над почвой корни хорошо просматривались с противоположной наклону стороны. В этом случае миниатюра смотрится более эффектно. Бонсай выглядит не так зрелищно, когда ствол сначала вертикален, а затем на некоторой высоте начинает искривляться.

Так как моёги это несколько видоизмененный стиль тёккан, то формирование кроны осуществляется согласно тех же принципов. При этом располагаемая на уровне 1/3 высоты дерева первая ветка направляется в сторону изгиба. Крона не должна выдаваться за пределы вытянутой формы контейнера (овального, прямоугольного, с закругленными краями).

Может применяться практически для любого вида деревьев, но чаще всего для дуба (черешчатого, каменного, скального, пробкового), сосны (белой, обыкновенной, сибирской), кедра, кипарисовика, можжевельника, клена, бука, вяза, ясеня, фикусов, апельсинового дерева, сливы, айвы японской.

Сякан/Шакан (Shakan, 斜幹) – наклонный или склоненный стиль. Символизирует дерево, которое всеми силами сопротивляется неблагоприятной окружающей среде.

Толи сильный порыв ветра едва не выкорчевал растение, толи оно энергично тянется к свету из-под полога густой тени. Главное, что деревцо не сдается, демонстрируя несгибаемую волю к жизни.

Прямой или искривленный в небольшой степени ствол такого бонсай отклоняется в одну сторону как минимум на 30° от вертикали. Оптимальным считается наклон на 30°-45° (то есть 60°-45° от плоскости контейнера). Корни с внешней по отношению наклона стороны ствола должны выступать из грунта и выглядеть мощными, надежно удерживающими растение от падения.

Поскольку сякан считается вариацией мачтового стиля, то при формировании кроны рекомендуется придерживаться описанных ранее принципов. При этом самая нижняя ветка располагается от земли на расстоянии 1/4 или 1/3 высоты растения и направлена в противовес наклону ствола для уравновешивания композиции.

Верхушка тянется вверх или немного наклонена вперед. Также бонсай будет выглядеть гармоничнее если ветви слегка опущены вниз и с внутренней стороны наклона чуть короче чем с внешней.

Основная часть миниатюры должна располагаться над поверхностью неглубокого прямоугольного или вытянутого овального контейнера.

Подходит такой стиль для большинства как лиственных (липа, клен, дуб, яблоня, береза, айва японская, глициния, боярышник обыкновенный, пираканта, оливковое дерево, сагереция, портулакария афра и т.д.), так и хвойных (сосна, секвойя, кедр, можжевельник туя и т.д.) растений.

Хокидати/Хокидачи (Hokidachi, 箒立ち) – прямостоящий стиль с метлоподобной кроной. В природе подобную форму имеют растущие в благоприятных условиях деревья с широкой раскидистой кроной. Это один из базовых стилей бонсай, который наряду с моёги считается наиболее доступным для начинающих.

Свободный от веток прямой вертикальный ствол составляет треть высоты растения. Он не должен выглядеть ни слишком длинным, ни коротким. Корни расходятся от ствола горизонтально и равномерно во все стороны. Сажается деревцо в центре контейнера.

Главной отличительной чертой такого бонсай является крона. Ее основные ветви расходятся с одной верхней точки ствола. Она должна быть симметричной, густой и однородной с шаровидной верхушкой.

В продольном сечении крона напоминает раскрытый веер, а само деревцо – аккуратную метелку, воткнутую ручкой в почву. Пропорциональное соотношение высоты кроны и ствола составляет 2 к 1.

При этом фрактальная форма не пересекающихся равномерно распределенных по объему веточек образует филигранную 3D-фигуру, которая делает бонсай в стиле хокидати эффектным даже в отсутствие листвы.

Хороши для этого стиля обладающие тонкими ветвями лиственные растения: липа, дзельква, ясень, вяз, клен, граб, азалия, слива а также апельсиновое, земляничное и гранатовое деревья. И совсем не подходят ива или береза.

В следующей части будут рассмотрены , позволяющие формировать не менее неординарные своеобразные одиночные растительные композиции.



Похожие статьи