Когда ходить в церковь во время поста. "Не будьте лицемерами": как православным правильно соблюдать Великий пост? Можно ли прервать пост, если он плохо влияет на эмоциональное состояние

Церковь Христова заповедает своим чадам вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания — посты. Постились ветхозаветные праведники, постился и Сам Христос (Мф. 4).

Еженедельными постными днями (за исключением «сплошных» недель) является среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Христа Иудой, а в пятницу — ради крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни запрещено вкушать мясную и молочную пищу, яйца, рыбу (по Уставу от Фомина воскресения до праздника Св. Троицы рыбу и постное масло вкушать можно), а в период от Недели всех Святых (первое воскресенье после праздника Троицы) до Рождества Христова по средам и пятницам следует воздержаться от рыбы и постного масла.

Многодневных постов в году четыре. Самый длительный и строгий — Великий Пост , который длится семь недель перед Пасхой. Самые строгие из них — Первая и последняя, Страстная. Этот пост установлен в память сорокадневного поста Спасителя в пустыне.

Близок по строгости к Великому Успенский пост , но он короче — с 14 по 27 августа. Этим постом Святая Церковь почитает Пресвятую Богородицу, Которая, предстоя пред Богом, неизменно молится за нас. В эти строгие посты рыбу можно вкушать только три раза — в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и Преображения Господня (19 августа).

Рождественский пост продолжается 40 дней, с 28 ноября по 6 января. В этот пост рыбу вкушать разрешается, кроме понедельника, среды и пятницы. После праздника святителя Николая (19 декабря) рыбу можно вкушать лишь по субботам и воскресеньям, а период со 2 по 6 января надо проводить по полной строгости.

Четвертый пост — Святых апостолов (Петра и Павла) . Он начинается с Недели всех Святых и заканчивается ко дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 12 июля. Устав о питании в этот пост такой же, как и в первый период Рождественского.

Днями строгого поста являются крещенский сочельник (18 января), праздники Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября).

Некоторое послабление в строгости поста допускается больным, а так же занятым тяжелым трудом, беременным и кормящим женщинам. Это делается для того, чтобы пощение не привело к резкому упадку сил, и христианин имел силы на молитвенное правило и необходимый труд.

Но пост должен быть не только телесным, но и духовным. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост , — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления «.

Тело постящегося, не отягощаясь пищей, становится легким, укрепляется для принятия благодатных даров. Пост укрощает желание плоти, смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, устраняет невоздержание.

Постясь, как говорит святой Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми чувствами, мы выполняем благочестивый долг православного христианина.

Молитва св. Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему!
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков!

Аминь.

Великим Постом верующие постоянно читают эту молитву. В период с понедельника по пятницу она произносится за каждым храмовым богослужением.
Молитву св. Ефрема Сирина произносят дважды. Во время первого чтения после слов «не даждь ми «, «рабу Твоему » и «аминь » следует полагать по одному земному поклону. Затем двенадцать раз кланяться в пояс, произнося молитву «Боже, очисти мя, грешнаго! » Затем снова повторить молитву полностью, а в конце положить один земной поклон.
Эта молитва является для нас своего рода «памятной записной книжкой», помощью личному великопостному усилию, имеющему целью освободить нас от определенных духовных болезней, которые мешают нам обратиться к Богу, разрушают нашу внутреннюю сущность и отделяют от ближнего.
Для чего делать поклоны? Церковь никогда не отделяла души от тела. В своем падении человек отвернулся от Бога, и теперь должен возродиться заново. Тело свято, настолько свято, что Бог «стал плотию». Спасение и покаяние — не презрение тела, не пренебрежение телом, как утверждают некоторые, а наоборот, восстановление тела в истинной функции — как храма Духа. Христианский аскетизм — борьба не против тела, а за него. Поэтому кается весь человек — душа и тело. Поклоны — знаки покаяния и смирения, послушания и поклонения Богу.

Великопостная молитва святого Ефрема Сирина

Азбука Православия. Поклон.

Великий Пост

На Первой Седмице Великого Поста по вечерам, 4 дня — понедельник, вторник, среду и четверг – в Храмах читается разделенный на 4 части Великий Покаянный Канон Преподобного Андрея Критского.

Утром в пятницу на Литургии Преждеосвященных Даров вспоминается чудо Святого Великомученика Феодара Тирона и освящается коливо (особая кутья).
В течение всего Великого Поста по средам и пятницам утром в Храмах совершаются Преждеосвященные Литургии.

Родительские субботы

Так как в продолжение Великого Поста, при совершении Преждеосвященной Литургии, не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года, то поэтому в нашей Православной Церкви и принято во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Поста совершать поминовение усопших, чтобы умершие не лишились спасительного предстательства Церкви.
Прочие субботы Великого Поста посвящены особым празднованиям:
1. Суббота первой недели – Святому Феодору Тирону;
2. Суббота пятой недели – Суббота Акафиста (Похвала Пресвятой Богородицы);
3. Шестая суббота – Лазарева суббота (или Вербная), посвящена чуду воскрешения праведного Лазаря.
Воскресные дни Великого Поста
Великий Пост – как бы лестница, ведущая нас в Царство Божие.
Шесть недель Великого Поста учат нас тому, как мы можем приготовить себя к радости Воскресения Христова.

Каждое воскресенье Великого Поста имеет свое значение:
1) Неделя Торжества Православия. В первое воскресенье Великого Поста Святая Церковь празднует окончательную победу истинной Православной веры над последней ересью – иконоборчеством, завершившую чреду Семи Вселенских Соборов. Именно в этот день в 843 г. в Константинополе было торжественно восстановлено почитание Святых Икон.
2) Неделя Святителя Григория Паламы. В это воскресенье в XIV веке восторжествовало православное учение Святителя Григория Паламы о Божественном фаворском свете, озаряющем еще здесь на земле подвижников благочестия.
3) Неделя Крестопоклонная. Накануне в субботу за вечерним Богослужением из Алтаря на середину Храма особо торжественно выносится Святой Крест для поклонения и укрепления верующих в несении Великопостного подвига.
4) Неделя Преподобного Иоанна Лествичника , составителя «Лествицы», книги о духовной лестнице на небо путем борьбы со страстями и приобретением добродетелей. На этой неделе в середу вечером в Храмах читается житие Преподобной Марии Египетской и полностью – все 4 части – Великий Покаянный Канон Преподобного Андрея Критского. Это Богослужение называется «Мариино стояние». А вечером в пятницу, накануне праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (в Субботу Акафиста) торжественно совершается Богослужение Акафиста.
5) Неделя Преподобной Марии Египетской , великой подвижницы, чей личный подвиг вдохновляет верующих на борьбу с грехом, как бы тяжек он ни был.
6) Неделя Ваий – Вербное Воскресенье . Накануне, в субботу воспоминается воскрешение Праведного Лазаря, которое переходит в сам воскресный Праздник, именуемый также «Входом Господним во Иерусалим». Этот Великий Двунадесятый Господский Праздник является днем окончания Святой Четыредесятницы Великого Поста, переносящим нас в последние предпасхальные дни Страстной Седмицы.

Великий Пост.
Фильм Марины Бандиленко. По заказу Первого канала.
Студия «Мастерская».

Что такое Великий пост? Многие воспринимают это время только как отказ от привычных продуктов и в итоге ничего, кроме чувства голода и раздражения, не испытывают. В лучшем случае потерю пары килограммов. Что же мы делаем не так?

Фильм расскажет об истории и традициях Великого поста. О том, что целых шесть недель нужно во всем себя ограничивать — в еде и поступках. О шести неделях, когда можно все изменить к лучшему. Согласно христианской традиции, в основе поста лежит сознательное, добровольное самоограничение, цель которого — освободиться от всего лишнего, ненастоящего, ненужного. Но главное, нужно понимать: жестких универсальных инструкций к Великому посту нет — каждый из нас принимает решение сам.

Наши дни до упора забиты обычными делами. Мы общаемся, не различая лиц. Пропускаем через себя мегабайты информации, не фиксируя деталей. Но постепенно мир начинает давить изнутри — разрушать, мешать, беспокоить. Вылезают обиды, разочарования, болезни, страхи… Вырваться из этой паутины проблем — большой труд. Для того чтобы нам легче это было сделать, существует особое время.

В греческой Церкви его называют «кайрос» — время удачи, решений и возможностей. Это Великий пост — самый продолжительный в православной традиции. Согласно Евангелию, первым через этот опыт, сразу после Крещения в водах Иордана прошел Иисус Христос.
Зрители также узнает, что происходит во время Таинства крещения и что такое Таинство исповеди, что такое пост по монастырскому уставу и почему строгий пост имеет противопоказания? Почему для многих людей воздержание во время поста помогает обрести новые силы и духовную целостность. Это фильм о свободе, об искушениях и победе над ними, о покаянии и прощении…

В фильм также вошли постановочные реконструкции евангельских сюжетов: Крещения (Богоявления) глазами Апостолов Андрея и Иоанна, пребывание Христа в пустыне и три искушения, призвание первых учеников в Капернауме, а также история мытаря Закхея.

Вся церковная жизнь христианина расписана в православном календаре. Там описан каждый день: какую пищу можно вкушать, отмечается ли сегодня какой-либо праздник или день памяти определенного святого. Они установлены церковью для того, чтобы человек мог подняться над мирской суетой, задуматься о своем будущем в вечности, приобщиться к богослужениям в церкви. В большие праздники и в день ангела верующие всегда стараются причаститься. Также считается, что все молебны и молитвы будут восприняты Господом с большей благосклонностью именно в канун праздников. И неслучайно этим великим дням часто предшествуют христианские посты. Смысл жизни верующего - обретение любви, единение с Богом, победа над страстями и искушениями. Пост нам дарован как возможность очищения, это период особенного бдения, а праздник после него - день ликования и благодарственных молитв за милость Божью.

Христианские праздники и посты

Какие существуют христианские посты и праздники? Год церковных богослужений состоит из неподвижного круга событий и Пасхального круга. Все даты первого твердо установлены, тогда как события второго зависят от даты Пасхи. Именно она - величайший праздник всех верующих, несущий смысл христианской веры, воплощающий надежду на всеобщее воскресение. Дата эта непостоянна, ее каждый год высчитывают по православной пасхалии. После этого светлого дня по важности идут двунадесятые праздники. Их двенадцать, три из них - преходящие, именно они зависят от дня Пасхи. Это Вербное воскресенье, Вознесение и Троица. А непреходящие двунадесятые праздники - это Рождество, Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение, Рождество Богородицы, Воздвижение, Введение во храм Пресвятой Богородицы. Все они связаны с земной жизнью Христа и Девы Марии и почитаются как воспоминание о святых событиях, произошедших когда-то. Кроме двунадесятых, великими праздниками считаются: Обрезание Господне, день Апостолов Петра и Павла, Рождество Покров Пресвятой Богородицы.

Понятие христианского поста

Периоды воздержания для верующих - неотъемлемая часть жизни. Само слово «пост» произошло от греческого apastia, что в дословном переводе значит: «тот, кто ничего не ест». Но ограничение в пище у христиан мало общего имеет с лечебным голоданием или диетой, ведь забота о лишнем весе здесь совершенно ни при чем. Первое упоминания о посте в Библии мы встречаем в Ветхом Завете, когда Моисей постился 40 дней перед тем, как получить от Господа заповеди. А Иисус провел столько же времени в пустыне, в голоде и одиночестве, прежде чем выйти к людям со словами своих проповедей. Постясь, они думали не о своем физическом здоровье, а в первую очередь об очищении разума и отречении от всего земного.

Не в наших силах так строго поститься - без воды и пищи, но о смысле поста забывать мы не имеем права. Нам, грешным людям, он дан для избавления от страстей, для понимания, что человек - это сперва дух, а потом плоть. Самим себе мы должны доказать, что можем отказаться от любимых блюд и продуктов ради достижения чего-то высшего. Ограничение в пище во время поста - лишь помощь в борьбе с грехами. Научится бороться со своими страстями, дурными привычками, внимательно следить за собой и не допускать осуждения, зла, уныния, распрей - вот что значит поститься.

Главные христианские праздники и посты

Церковью установлены однодневные посты и многодневные. Среда и пятница каждой недели - это дни, когда православные не едят молочной и мясной пищи, стараются удерживать свои мысли в чистоте и помнить о Боге. В среду мы постимся в память о предательстве Иисуса Иудой Искариотом, а в пятницу - в воспоминание о распятии и страданиях Христа. Эти однодневные христианские посты установлены навсегда, соблюдать их нужно круглый год, за исключением сплошных седмиц - недель, во время которых воздержание отменяется во славу великих праздников. Однодневные установлены также накануне некоторых праздников. А многодневных постов четыре: Рождественский (длится зимой), Великий (весенний) и летние - Петров и Успенский.

Великий пост

Самый строгий и продолжительный - Великий христианский пост перед Пасхой. Существует версия, что он был установлен еще святыми апостолами после смерти и чудесного воскресения Иисуса. Поначалу христиане воздерживались от всякой пищи каждую пятницу и субботу, а в воскресенье праздновали воскресение Христа за литургией.

Сейчас пост начинается обычно за 48 дней до Пасхи. Каждая седмица наделена особенным духовным смыслом. Недели, во время которых предписано самое строгое воздержание - первая и последняя, Страстная. Она названа так потому, что в течение этих дней вспоминаются все события жизни Христа, предшествующие его крестным мукам, смерть и воскресение. Это период особенной скорби и усиленных молитв, покаяния. Поэтому, как и во времена апостолов, пятница и суббота предполагают отказ от любой пищи.

Как держать пост?

Какие правила христианского поста? Некоторые полагают, что для того, чтобы поститься, необходимо благословение священника. Это, несомненно, хорошее дело, но соблюдение поста - обязанность каждого православного человека, и если нет возможности взять благословение, нужно поститься без него.

Главное правило: соблюдать воздержание, избегать зла физического и духовного. Язык сдерживать от гневных и несправедливых слов, мысли - от осуждения. Это время, когда человек сосредотачивается на себе, на осмыслении своих грехов, внутренне отрешаясь от мира. Кроме пищи, постящийся сознательно ограничивает себя в развлечениях: посещения кинотеатров, концертов, дискотек и других мероприятий откладываются на время. Также нежелательно смотреть телевизор и читать развлекательную литературу, злоупотреблять интернетом. Исключаются курение, различные спиртные напитки и интимная близость.

Как питаться во время поста?

Что можно есть в христианский пост? Он подразумевает, что пища должна быть проще и дешевле, чем та, к которой вы привыкли. В былые времена деньги, сэкономленные в течение поста на питании, жертвовали бедным. Поэтому рацион постящегося основан на крупах и овощах, которые обычно дешевле мяса и рыбы.

Что можно есть в христианский пост?

Великий и Успенский посты считаются строгими, а Рождественский и Петров - нестрогими. Отличие в том, что во время двух последних в определенные дни разрешается есть рыбу, употреблять растительное масло и даже выпить немного вина.

Прежде чем приступать к посту, следует продумать свой рацион, чтобы организм не ощутил недостатка витаминов и микроэлементов. Зимой их много в квашеных овощах, особенно в капусте, а летом - в свежих овощах, фруктах и зелени. Готовить картофель, кабачки, баклажаны, морковь лучше на пару, в мультиварке или гриле - так они сохранят все полезные вещества. Очень хорошо соединять тушеные овощи с кашами - это и вкусно, и полезно. Не забывайте о зелени и сезонных фруктах, а зимой - о сухофруктах. Источником белка на этот период могут стать бобовые, орехи, грибы и соя.

Что нельзя есть в пост?

Вот и наступил Великий пост христианский. Что нельзя есть? Мясо, птица, любые субпродукты, колбаса, молоко и любые молочные продукты, а также яйца под запретом. Растительное масло и рыба тоже, за исключением некоторых дней. Придется отказаться и от майонеза, сладкой выпечки, шоколада, алкоголя. Есть особый смысл в том, чтобы воздерживаться от лакомства, придерживаясь принципа «чем пища проще, тем лучше». Предположим, вы приготовите вкуснейшую семгу, которая стоит дороже мяса и очень аппетитна. Даже если в этот день разрешено есть рыбу, такое блюдо станет нарушением поста, ведь постная пища должна быть дешевой и не возбуждать страсти чревоугодия. И конечно, не нужно переедать. Церковью предписывается принимать пищу один раз в сутки и не досыта.

Послабления во время поста

Все эти правила соответствуют монастырскому уставу. Для постящихся в миру существует множество оговорок.

  • Посильный, нестрогий пост соблюдают беременные женщины и кормящие мамы, дети, а также нездоровые люди.
  • Послабления делаются тем, кто находится в пути и не имеет постной пищи, чтобы утолить голод.
  • Людям, не готовым к посту духовно, также нет смысла соблюдать строго все предписания.

Настолько ограничить себя в еде, как предполагает монастырский устав, очень сложно тому, кто не готов к этому морально. Поэтому начинать нужно с чего-то малого. Для начала отказаться только от мяса. Или от какого-нибудь любимого блюда или продукта. Отказаться от переедания, от лакомств. Это очень сложно, и смысл заключается именно в победе над собой, в соблюдении какого-нибудь ограничения. Тут важно не переоценить свои силы и выдержать баланс, который позволит вам оставаться в благодушном настроении и добром здравии. Лучше уж съесть скоромное, чем раздражаться или злиться на близких людей.

Вегетарианство и его отличие от христианского поста

На первый взгляд, христианские посты много общего имеют с вегетарианством. Но между ними существует большая разница, которая заключается в первую очередь в мировоззрении, в причинах ограничения в питании.

Вегетарианство - это образ жизни, предлагающий отказ от нанесения вреда всему живому. Вегетарианцы не просто не едят продуктов животного происхождения, они также часто отказываются от шуб, кожаных сумок и сапог, выступают в защиту прав животных. Такие люди не едят мяса не потому, что ограничивают себя, а потому, что это принцип их жизни.

В христианских же постах, напротив, основная идея воздержания от определенной пищи - временное ограничение, принесение посильной жертвы Богу. Кроме того, постные дни сопровождаются напряженной духовной работой, молитвами, покаянием. Поэтому говорить о схожести этих двух понятий можно лишь с точки зрения питания. А основы и сущность вегетарианства и христианских постов не имеют ничего общего.

28 ноября начинается один из многодневных православных постов - Рождественский или Филиппов, который продлится 40 дней. Тех, кто в этот период старается ограничить себя в еде, с каждым годом все больше. Но при этом вопросов о том, в чем цель поста и что нужно делать, чтобы он не превратился в обычную диету, меньше не становится.

«АиФ-Волгоград» попросил ответить на самые популярные из них настоятеля калачёвского Свято-Никольского кафедрального собора протоиерея Дмитрия Климова.

Можно ли отмечать Новый год, если соблюдаешь пост?

Если празднование Нового года можно безболезненно исключить, то лучше сделать это. Я считаю, что отделение человека церковного от людей неверующих или маловерующих в таких моментах не является чем-то плохим. Ведь есть и более серьезные случаи, в которых ему приходится вести себя не как все. И если такого навыка нет, неизбежны какие-то ошибки и проступки. В таких мелочах человеку иногда важно проявить волю.

Также важно помнить, что соблюдением поста человек все-таки готовится к празднику Рождества, и он для верующего главный. А если он полноценно отметит Новый год, то уже разбавит радость от празднования Рождества.

Но, конечно, если отказ праздновать Новый год приведет к конфликтам с близкими и к обидам, то можно и согласиться, но найти компромисс. Например, накрыть постный стол. Выпить бокал шампанского в этом случае тоже не будет большим грехом. Главное, чтобы человек честно осознавал, что делает это не ради своего веселья, а чтобы не испортить праздник близким.

Нужно ли ходить в церковь во время поста?

Каких-то особенных служб, приуроченных именно к Рожественскому посту в этот период нет. В Великий пост, например, они проводятся. Но если человек привык легкомысленно относиться к посещению церкви, то как раз во время поста и стоит исправить это. Хорошо, если в это время он хотя бы не будет пропускать главные, воскресные службы.

Если же мы говорим о человеке воцерквленном, то можно посещать службы чаще, чем обычно, найти время посреди недели либо же прибавить себе что-то в молитвенное правило - это набор молитв, который он читает утром и вечером.

Вообще, конечно, без посещения церкви соблюдение поста не может быть полноценным.

От каких вредных привычек нужно отказаться во время поста?

Тем, кому тяжело держать полноценный пост, было бы хорошо отказаться хотя бы только от одного алкоголя. Мне кажется, для многих жителей нашей страны это был бы самый хороший пост. Ведь именно от алкоголя так много бед и болезней в наше время.

Другая большая беда нашего времени - сквернословие. Этим мы разрушаем не только свою душу, но и культуру своей страны, ведь она основана на языковой среде. Во время поста надо строже следить за своими словами. Если человек привык осуждать, то все внимание стоит направить на то, чтобы не навешивать ярлыки, не критиковать. Хорошо бы ограничить и время нахождения в интернете. Одно дело ответить кому-то на сообщение, другое дело - погружаться в бесконечные ленты новостей, просмотр фотографий. Это ведь тоже можно назвать вредной привычкой.

Насколько строгим должен быть пост для того, кто решил держать его впервые?

Сразу стоит отметить, что пост - это не то, с чего стоит начинать приобщение к вере. Не правильно думать: я выдержу пост, значит я настоящий христианин. Посту должен предшествовать какой-то духовный путь. Для начала стоит хотя бы прочитать Евангелие, чтобы лучше понять: к какому Богу он человек обращается, что это за Бог, в чем его главное дело. А уже когда будет понята суть христианства в общих чертах, вопрос о соблюдении поста встанет сам собой.

Если говорить о мере поста, то традиционная строгая мера касается не всех - это больше монашеские рекомендации. Вопрос о том, до какой степени себя ограничивать, лучше решать не самостоятельно, а со священником - в зависимости от возраста, состояния здоровья человека, его образа жизни.

Как соблюдать пост вегетарианцу?

У вегетарианцев тоже есть простая пища, а есть какие-то лакомства, праздничные блюда. Можно на время поста воздерживаться от них, например. Я бы рекомендовал это, но не настаивал. Но, наверное, больший уклон тут следует сделать на духовный аспект поста.

Кстати, глядя на многих вегетарианцев мы отчасти поймем смысл поста. Те из них, кто придерживается такого питания по идейным соображениям и живет с этим в гармонии, как правило, очень спокойны, уравновешены, не раздражительны. У них нет тех лишних калорий, которые хотелось бы «выбросить» в виде ссоры, истерики или других негативных проявлений. А пост для этого и существует, чтобы сделать человека уравновешеннее, чтобы на него меньше действовали различные искушения.

Нужно ли в пост ограничивать себя в развлечениях?

Все, от чего можно отказаться без особого ущерба для эмоционального фона, лучше перенести на время после поста. Но есть какие-то события, управлять которыми человек не может: дни рождения родственников, друзей или даже, к примеру, приезд с концертом любимой группы, которую долго ждешь. Может, отпуск независимо от желания человека выпал на время поста, а он хочет отправиться на курорт.

Если бы человек каждый день часть из той суммы, которую он тратит на еду, отдавал нищим и голодным, а на остальные питался сам – хоть постной пищей, хоть мясом, но на меньшую сумму - это был бы правильный пост. Этот пример хорошо говорит о нравственном аспекте поста.

Стоит понимать, что мы сейчас не можем применять старинные церковные каноны, ведь они не предусматривали всех наших реалий. Мы должны исходить из современной ситуации. И каждый священник для своих прихожан определяет, что им полезно, какой запрет целесообразен, а какой нет.

Нужно ли поститься детям?

Если ребенку уже 8-10 лет, в том, чтобы какое-то время воздержаться от поедания хотя бы мяса, нет ничего сложного. Но опять же стоит подходить к этому делу индивидуально.

Что касается развлечений, тот тут возможны разные ситуации. Если от чего-то можно отказаться, перенести, то лучше сделать так. Например, ребенок долго ждал какой-то фильм, и выходит он во время поста. Если отменить поход в кино, у ребенка возникнет ассоциация, что церковь - это что-то, что препятствует его радости. Можно предложить: давай вместо этого фильма сходим после Рождества на другой фильм или в театр. Но если ребенок к этому не готов, то ничего страшного в таком походе в кино или на другое мероприятие нет. То же касается и каких-то других развлечений.

Можно ли прервать пост, если он плохо влияет на эмоциональное состояние?

Бывает, что во время поста человек становится не кротким, а наоборот, раздражительным, агрессивным, так как постоянно думает о еде. Тут стоит задуматься: может, дело не в физическом посте, а глубже. Ведь считается, что пост обнажает страсти. Он для того и существует, чтобы вещи, которые гнездятся в глубине души, стали самому человеку понятны. Чтобы он увидел без прикрас себя, свои недостатки и понял, в чем надо меняться.

Дать послабление, если тяжело, конечно, можно. Но важно понимать, какой результат мы желаем получить. Если мы хотим подготовиться к Рождеству и прийти к нему с соответствующим настроением, то нарушать пост из-за мелочей не рекомендуется.

Можно ли уделять много внимания постному меню, подходить к нему с долей гурманства?

Если это для человека первый пост, то ничего страшного в этом нет. Ведь на самом деле сложно переключить свой организм в один момент. Многие боятся поста, думая, что сразу ослабеют и начнут падать в обморок. А так человек хотя бы сможет перенести его легче и осознать, что в принципе ничего страшного в этом нет. И в следующий пост, возможно, будет уже меньше времени уделять вкусовым качествам еды, есть более простую пищу. Конечно, перехитрить организм сложно - всегда хочется чего-то повкуснее. Но когда мы даже простой пищей начинаем объедаться, пытаясь заглушить чувство голода, это ничем не лучше. Человек должен в первую очередь научиться сам себя контролировать.

Кстати, Святитель Иоанн Златоуст еще в 4 веке хорошо говорил про пост. Вот если бы человек каждый день часть из той суммы, которую он тратит на еду, отдавал нищим и голодным, а на остальные питался сам - хоть постной пищей, хоть мясом, но на меньшую сумму - это был бы правильный пост. Этот пример хорошо говорит о нравственном аспекте поста, о том, что дело не только в том, какую пищу мы едим.

Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях? Вроде не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно «убивать своё тело», свои желания? Зачем такая несвобода?

Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. А, кроме того, даже если мы не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках.

Например, легко сказать: «Я не люблю себя», но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога. И можно с той же легкостью сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов, – любовь познается из дел. И если мы хотим любить Бога, то ограничим себя в том, что нас удаляет от Него. Нет такой цели – ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, – ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим. Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются. Не приобретают ничего стоящего, и при этом теряют то, что имели.

Священник Михаил Немнонов

Что делать, если не хватает силы воли соблюдать пост?

У меня нет силы воли соблюдать пост в отношении пищи. Когда я не ем мяса, становлюсь злой и радзражительной, грубой. Знаю, что главное в посте не только воздержание от пищи, но более углубленный взгляд в себя, старание исправить с Божией помощью что-то в себе, и все же.. Мне наверное легче не посмотреть лишний раз фильм или тв, чем не сьесть мяско. Ну что мне делать, раз я такой инвалид духовный, я и правило регулярно читать не могу, непосильно… ничего не могу делать регулярно. Иногда даже бывают мысли, что Православие не для меня, но я не могу жить без Христа, без Причастия (пусть даже оно нечастое).

В первую очередь мы не должны смиряться с тем, что мы являемся «духовными инвалидами» и признавать это состояние как наше единственно возможное до скончания века. Борьба со своими страстями и слабостями ведь, по сути, и составляет цель поста. А выйти на такую борьбу и победить в ней возможно только после регулярных и сложных «тренировок», и, конечно, с помощью Божией. Вы пишите о раздражительности. Но это относится не только к Вам, это относится ко многим людям – это достаточно частая реакция. Но раздражительность эта не появляется от поста, а проявляется благодаря посту – то есть это не что-то, что приходит только во время поста, а то, что есть в нас всегда по тем или иным причинам, просто благодаря некоторым ограничениям этот грех более ярко проявляется. Как раз одной из целей поста является выявление в себе тех или иных грехов и война с ними. Бесполезно бороться с сорняками, оторвав им только листья, но оставив в земле корни – сорняк прорастет вновь, а корень за это время еще укрепится. Нельзя бороться с раздражительностью «закармливая» ее мясом – нужно искать ее реальную причину и с ней бороться. Пост обнажает наши «слабые места», дает нам отчетливее их увидеть и почувствовать, и потому естественной реакцией должно быть не желание снова «спрятать» эти язвы, а приложить усилия к тому, чтобы удалить их навсегда. Конечно, это длинный и сложный путь, и начинать его лучше вместе с опытным проводником – священником, который подскажет, с чего именно Вам стоит этот путь начать, обсудит с Вами результаты первых шагов, подскажет, куда и как двигаться дальше. Поэтому советую Вам пойти в храм и обсудить вопросы о посте в личной беседе со священником, рассказать ему о Ваших проблемах, и спросить совета, как лучше приучить себя к посту и побороть раздражительность и грубость. Помощи Вам Божией в этой нелегкой борьбе!

– Если во время поста чувствуется сплошное раздражение, усталость – значит ли это, что надо в чем-то ослабить пост?

– Когда перекапывается почва в саду, на поверхность нередко попадают доселе скрытые и не всегда красивые и приятные для запаха предметы и существа. Действие порождает противодействие. Усталость и раздражение во время поста бывают и от перемены привычной пищи и распорядка жизни, т.е. это побочные эффекты одной из целей поста – отмены “рутины”, течения жизни по накатанным, “автоматическим” тропинкам, многие из которых для нас опасны. Кроме того, издавна известно, что если у нас есть какие грехи и мы в них раскаиваемся, начинаем с ними борьбу, избегаем их повторения, есть большая опасность замещения этих “раскаянных” грехов другими, иногда более опасными. Например, почти любой грех можно “задавить” гордостью или тщеславием, при этом искренне считая, что мы побеждаем.

Весьма полезным образом нашей души может быть сад, который нам дан для возделывания. В нем богатая, плодородная почва, в нем источник воды, а сверху светит солнце. Если в этом саду ничего не сажать, он сам зарастет сорняками, мощными и, в лучшем случае, бесплодными или ядовитыми плодами. Если сорняки просто пропалывать, можно иметь временный успех, но победить невозможно: корни их остаются в плодородной почве, а семена рассеяны везде.
Целью же существования этого “сада” является вовсе не то, чтобы занять садовника прополкой, а в том, чтобы дать богатый урожай плодов, как в известной притче Спасителя про виноградник. Иными словами, надо на место вырванного сорняка сажать плодородное растение, на место греха – добродетель, чтобы силы нашей души не питали сорняк, а давали плод.

Так вот, раздражение, тоска и усталость во время поста могут быть также признаками того, что мы только делаем вид, что меняемся, мы “косим” наши грехи и недостатки, но ничего не сажаем взамен, ходим по кругу, вытесняя одни страсти другими. Лекарством тут может быть труд, реальная работа, реальная помощь и служение кому-то, переход к культивации добродетели, укреплению своей воли в делании добра, согласовании своей воли с волей Бога. В этой связи, кому-то полезно будет пост ослабить, а кому-то – усилить, все люди разные.

Священник Алексий Чумаков

Почему пост превращается в формальность?

– Сейчас очень много говорят о том, что “пост перестал чем-то быть” для людей, превратился в формальность. Правда ли это? Ведь любой человек, соблюдающий Пост, надеется этим привлечь внимание Бога. Надеется на Милость. Как бы мало не значило это снаружи, даже если в церковь даже в пост ходишь редко, самое-то главное, что человек просит Бога вмешаться в его жизнь и помочь. В какой-то степени просто пассивно ждешь. Что в посте главное - то, что от Бога, или то, что от усилий человека?

– Мы, к сожалению, действительно часто видим, что пост превращается в формальность, но связано это не с тем, что человек делает слишком мало, а в том, что пост сводится только к ряду каких-то внешних правил, но не затрагивает души человека.

Так, например, многие очень разборчиво вчитываются в этикетки продуктов, чтобы не вкусить чего-то непостного, но обижают в пост своих ближних, раздражаются и т. д. А ведь главная цель поста – покаяние, очищение души. Отвечает ли этой цели возросшая агрессивность человека? Нет. Но формально – в пище – человек пост соблюдает, и зачастую превозносится над тем, кто постится менее строго.

Конечно, Господь ценит любое усилие, приложенное человеком, любой его труд. Но цель приложения усилия теряться не должна – иначе и усилие тщетно. Бесы-то и в Бога веруют, и пищи вообще не вкушают – но своей гордостью они очень далеко отпали от Бога.

А пассивности в жизни православного христианина быть не должно, вся жизнь человека должна быть активной (но активной к выполнению воли Божией), ведь «Царствие Божие усилием берется, и трудящиеся восхищают его».

Постная трапеза

Чем отличается пост мирян от монашеского поста? Какие послабления в посте допускаются для больных и ослабленных людей?

В Типиконе предписан пост для монахов, причем для монахов здоровых, а внизу есть ссылка о том, что можно мирянам. Постный календарь писался несколько веков назад, и нужно еще посмотреть, где и как жили эти люди, на качественный и количественный состав их пищи. Старец Силуан Афонский, когда пришел из армии, мог закусить целым ведром яиц.

Преподобный Серафим Саровский, судя по размеру его обуви, тоже был человеком далеко не маленьким. А он почти три года питался одной лесной травой. И вообще, мог бы кто-нибудь из наших современных дядей со сломанным в двух местах позвоночником пойти в лес и жить там в келлии-избушке, рубить дрова, носить воду, возделывать огород и пчельник? Или Паисий Великий, по описанию тех времен маленький и слабенький на вид, Великим постом за один раз съедал более килограмма хлеба. В Великий пост там монахи собирались на трапезу один раз в неделю, а потом расходились по келлиям, собрав крохи со стола.

Если мы представим, что это были за люди, мы поймем, как они могли выдержать пост с трапезой один раз в неделю. Вот такие люди и писали Устав поста. Поэтому, если мы говорим о соблюдении поста мирянами, в первую очередь, мы должны думать о посте духовном, иначе встречается противоположная вещь: непомерное возрастание гордыни, когда сидят на хлебе и воде и знаться ни с кем не хотят.

Так что пост полезен тогда, когда он по силам, а если вы в них не уверены – посоветуйтесь с врачом и своим духовником.

Иеромонах Олег (Осипов), врач и священник Вознесенского Печерского монастыря

Можно ли употреблять спиртные напитки во время поста?

В течение многодневных постов в некоторые дни предписывается более строгий пост, в другие – допустимы некоторые послабления. Так что спиртные напитки в умеренном количестве допустимы в субботние и воскресные дни, а также в дни совершения памяти наиболее чтимых святых. Но это общие правила, а мера поста для каждого должна определяться индивидуально в личной беседе со священником. Помоги Вам Господи!

Протоиерей Александр Ильяшенко.

Как правильно соблюдать сухоядение?

Как правильно соблюдать сухоядение (в частности, на 2-6 неделе Великого поста). Первая неделя: понедельник, вторник, среда без пищи, дальше четверг и пятница сухоядение. Начиная со второй недели сухоядение в понедельник, среду и пятницу, а во вторник и четверг вареная пища без подсолнечного масла (можно?) , или лучше и во вторник и четверг кушать хлеб и овощи один раз в день вечером?

– О способе соблюдения сухоядения лучше лично осведомиться у священника, потому что ответ на этот вопрос можно давать только исходя из состояния здоровья постящегося.

Если говорить только о требовании Устава, то здесь они описаны достаточно точно. В понедельник, среду и пятницу предполагается вкушение не приготовленной на огне пищи один раз в день вечером. Во вторник и четверг также один раз вечером вкушается вареная пища также без масла. Однако этот устав написан монахами и для монахов. И мирянину поститься таким образом без благословения может быть не полезно.

Священник Михаил Самохин.

Развлечения во время поста

Прот. Александр Шмеман:

« Великий Пост – это время, когда человек как бы вновь приобретает веру, но также и жизнь, в ее божественном значении, в ее священной глубине. Воздерживаясь от пищи, мы вновь узнаем ее вкус и научаемся получать ее от Бога с радостью и благодарностью. Сокращая развлечения, слушание музыки, ненужные разговоры и поверхностные рассуждения, мы вновь понимаем величайшую ценность отношений с человеком, с человеческой работой и с искусством. И понимаем мы все это, потому что мы просто снова поняли Самого Бога, потому что мы вернулись к Нему и в Нем ко всему тому, что Он дал по Своей бесконечной любви и милосердию».

Разрешается ли во время поста заниматься спортом и смотреть спортивные передачи?

Я думаю, что на первой, на Крестопоклонной и на Страстной седмице Великого Поста не стоит заниматься спортом. Спортивные передачи я бы не рекомендовал Вам смотреть во все время Великого Поста. Посоветовал бы Вам побольше думать о душе, а не о теле.

Как бы не окончились спортивные состязания, кто бы ни победил – «Спартак», «ЦСКА» или «Динамо» – для спасения души это не важно. А вот как закончится наше духовное состязание, духовная борьба – очень и очень важно, от этого зависит наша вечная участь.

Я бы советовал Вам поговорить со священником на исповеди о Вашем увлечении спортом, о том, в какой мере и степени это допустимо для Вас.

С любовью о Христе, прот. Аркадий Шатов (еп. Орехово-Зуевский Пантелеимон)

Грех ли помогать готовить праздничную программу к корпоративному празднику?

Мне кажется, что помогать готовить программу – не грех, если в самой программе нет каких-то непристойных шуток и т. п. На самом празднике можно и нужно от души поздравить коллег, сказать им добрые слова, пожелания. Танцевать, наверное, не стоит, а вот участие в конкурсах (опять-таки, не выходящих за рамки приличия) вполне возможно. Можете сами придумать и провести какой-либо конкурс. Что касается поста, то постарайтесь поучаствовать в приготовлении постных блюд. регулярно публикуются на нашем сайте.

Великопостное богослужение

Нужно ли вставать на колени во время пения «Покаяния отверзи ми двери…»?

– Коленопреклонение во время исполнения данных песнопений зависит от местных традиций того прихода, который Вы посещаете, и не является обязательным.

Священник Михаил Самохин.

Когда необходимо преклонять колени на Пассии (служба, совершаемая вечером в воскресенья Четыредесятницы) и на службе Похвала Пресвятой Богородице (утреня субботы пятой седмицы Великого поста)?

По уставу, на Пассии принято преклонение колен во время коленопреклоненной молитвы священника после сугубой ектении, а также земные поклоны после пения молитвы «Богородице Дево, радуйся…», «Предтече Христов, всех нас помяни…», «Молите о нас, святи апостоли, святи вси…» и при чтении молитвы Ефрема Сирина. По субботам земные поклоны отменяются. А поскольку церковный день начинается с вечера предыдущего дня, то и на вечернем богослужении в пятницу, когда читается акафист Пресвятой Богородице, поклоны не совершаются.

Однако могут существовать еще какие-то приходские традиции, например, часто на чтении 13-го кондака Акафиста верующие встают на колени. Но эти традиции могут различаться в разных приходах, поэтому тут можно ориентироваться на поведение молящихся или священника.

Протоиерей Александр Ильяшенко.

Поминовение усопших Великим Постом

Как поминать усопших, если день памяти (9-й или 40-й дни, годовщина…) приходится на Великий пост?

Для поминовения усопших во время Великого поста Церковь отвела специальные дни – это вторая, третья и четвертая субботы поста. Поминки можно приурочить к первой из таких суббот – 19 марта. Записку об упокоении можно подать и в первую субботу и воскресенье поста (12 и 13 марта), однако о возможности отслужить в этот день панихиду необходимо заранее спросить в том храме, куда Вы собираетесь пойти. Дата поминальной трапезы особого значения не имеет, поскольку усопшему важнее всего наши молитвы о них.

Супружеские отношения во время Великого поста

Вопрос о брачных отношения в пост…

– Вопрос этот непростой.

Одно дело, если один из супругов неверующий или, скажем так, невоцерковленный. Здесь все ясно: человек не знает, что такое пост. И требовать от него соблюдения супружеского поста в принудительном порядке – значит подвергать его (а вместе с ним и себя) испытаниям, последствия которых могут быть весьма плачевными. Апостол пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1Кор. 7,5). А с неверующим супругом или супругой согласия в вопросе соблюдения супружеского поста достичь нелегко.

Но есть и другая сторона вопроса: а если оба супруга верующие и церковные, если оба живут христианской духовной жизнью, исповедаются и причащаются? И если они уже близки к тому «единомыслию душ и телес», о котором Церковь молится в Таинстве венчания, но одному из них захотелось нарушить супружеский пост? Дело в том, что здесь согласие уже существует заранее: оба супруга согласны, что пост нужно соблюдать во всех отношениях. Желание одного из них нарушить пост выглядит на этом фоне капризом, или искушением. Нужно ли в таком случае идти ему навстерчу? В идеале – нет. На мой взгляд, в случае, если оба супруга уже живут церковной жизнью, отказ одного из них вступить в супружеские отношения в пост послужит общей пользе, и другая половина впоследствии будет только благодарна за это.

Однако в реальной жизни не все бывает так просто, как нам хотелось бы. Поэтому универсальных правил о соблюдении или нарушении супружеского поста нет и быть не может. И если вопрос о супружеских отношениях в пост заботит вас, обсудите его с опытным духовником, мнению которого вы доверяете, – думаю, он даст вам хороший совет, как следует поступить именно в вашей ситуации.

Священник Михаил Немнонов

Допустимо ли зачатие детей в Великий пост?

Православная Церковь призывает своих чад по благочестивой традиции воздерживаться по взаимному согласию постом и в дни великих праздников от супружеских отношений. Однако ситуации бывают очень разными. Бывает, что на супружеской близости настаивает неверующий супруг, и отказ от нее приведет к распаду семьи. Бывает, что муж-моряк возвращается из длительного путешествия в период поста, а потом снова уходит в море. Поэтому данный вопрос решается индивидуально с духовником для каждой семьи. При этом Православная Церковь никогда не учила, что зачатые в пост дети будут больными или «с отклонениями». Это суеверие.

Ребенка супругам посылает Господь, без Его воли зачатие не совершится. Поэтому я бы советовал в период поста воздержаться от близости и сугубо молиться в это время о даровании ребенка после поста.

Протоиерей Александр Ильяшенко.

Пост у беременных женщин, детей и подростков

Я беременна. Скажите, могу ли я не есть мяса? Достаточно ли этого? Врач говорит о белковом питании, поститься как до беременности, думаю, нельзя. Священник сказал, чтобы я сама решала по самочувствию. А как решить по самочувствию, если самочувствие как раз не страдает… Мне нужно конкретное наставление, знаю, беременным делается послабление, помогите!

Действительно, беременным женщинам и кормящим матерям телесный пост ослабляется. Мера поста у всех разная, обычно в течение поста разрешены молочные продукты, яйца.

Уделяйте больше внимания посту духовному: чаще бывайте в храме, больше времени уделяйте молитве, исключите во время поста просмотр развлекательных передач и фильмов. Будьте доброй и милосердной к Вашим близким, старайтесь никого не осуждать, ни с кем не ссориться, не раздражаться и благодушно и радостно ждать появления на свет Вашего ребеночка.

Помоги Вам Господи!

Священник Александр Ильяшенко

Можно ли беременным мясо?

Я бы не стал так ставить вопрос, что беременным обязательно нужно есть мясо или не есть. Смысл поста вообще не в этом. Поэтому беременным православным женщинам как раз это и предстоить осознать. Кушать можно все, что нужно (если это мясо, значит мясо) – и вообще про это лучше не думать. Беременная не должна думать о еде, просто есть все необходимое и все, главное заботиться о том, чтобы сердце было чисто от всякого рода ненужностей. Сыне (в данном случае – дщерь), даждь мне сердце твое, а не желудок.

Священник Димитрий Карпенко.

Как быть с постом у детей? Ограничивать ли их в пище также как и себя, либо можно дать слабинку растущим организмам?

Мы для своих детей определили следующие ограничения – никаких конфет и мультфильмов. Во всем остальном ограничивать деток в 5-ти и 3-х летнем возрасте мне кажется неразумным. Хотя есть и родители-жесткачи, но это их дети. Этих ограничений на данный момент вполне достаточно, чтобы они стали понимать, что всё не просто так.

Священник Димитрий Карпенко

Моему старшему сыну 4 с половиной года. Он всегда относился к детям с плохим аппетитом. Тем не менее, до сих пор получалось в посты мясное ему не давать. Так вышло, что в течение месяца он сильно болел и довольно ослаб, здорово похудел. Сейчас он выздоравливает и немного прорезался аппетит, но он очень просит мясного, отказываясь от рыбного, овощного и проч. Он знает, что в пост мясо есть нельзя и даже согласен его не есть, но тогда он остается без горячей еды – есть будет только закусь – хлеб, яблоко, глазированные сырки и т.п. Как мне лучше поступить? Как должны поститься дети младшего дошкольного возраста? Екатерина

Дорогая Екатерина!

Конечно, маленькому ребенку да еще после болезни можно и нужно давать мясную пищу.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Какой пост должен быть в 13 летнем возрасте?

В таком возрасте пост определяется тем, что готовит мама. Можно ограничить себя в каких-то лакомствах, можно совсем не смотреть телевизор, больше помогать маме, если есть возможность – чаще ходить в храм, никого не обижать. Если еще не выучил, то выучи молитвы “Отче наш” и “Богородице Дево, радуйся”.

Протоиерей Александр Ильяшенко

Так ли обязательно ограничение в пище? Может ли быть достаточным чтение духовной литературы, усиленные молитвы, воздержание от развлечений, исповедь перед причастием? Особенно для детей.

Что касается установленных Церковью однодневных и многодневных постов, то их, если позволяет здоровье, соблюдать необходимо. Мера поста для детей иная, чем у взрослых. Но все вопросы личного поста необходимо решать со священником индивидуально.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Можно ли воздержаться от соблюдения поста юноше 15 лет, ведь в школе идет подготовка к экзаменам, и это требует большой активности?

Пост – время покаяния и усиленной молитвы для борьбы с грехом и проявлением первородного греха в природе человека страстями, а воздержание в пище – лишь одно из средств нашего приближения к Богу, возвращения блудного сына к Отцу. Церковь в одном из своих песнопений поет: “От юности моея мнози борют мя страсти”. В 15 лет человек должен быть готов бороться со страстями, поэтому пост надо соблюдать.

А как держать пост в Ваших обстоятельствах должен установить духовник. Степень поста зависит от многих причин. Не обязательно пребывать в сухоядении, но обязательно молиться больше и чаще, чем обычно, а главное ограничивать себя в развлечениях (не смотреть телевизор, не принимать участие в шумных развлечениях, ограничить себя в сладостях), не осуждать ближнего, исповедоваться и причащаться.

Священник Димитрий Лин

Пост и нецерковные родственники и знакомые

Родители моей невесты очень негативно настроены по поводу поста и постной пищи. С каждым днем ее родители давят на нее и заставляют есть мясо. Я уже стал причастен к этому, так они заботятся о нашем здоровье. Мы далеко не толстые и занимаемся интеллектуальным трудом. Дошло до того, что они сказали, что свадьбы не будет, если мы продолжим наши посты. Что сделать: есть мясо ради них и сохранит мир или идти на все более растущую конфронтацию и продолжать поститься по уставу?

К сожалению, в Вашем письме не отражены мотивы, побуждающие родителей Вашей невесты столь ревностно охранять ее здоровье. Если это антирелигиозное предубеждение – молитесь за них, поминайте церковно. Например, закажите сорокоуст об их здравии. Мир семейный пока лучше предпочесть посту. Но на исповеди обязательно каяться в нехранении поста, поясняя его причины. Возможно на исповеди священник, вникнув в ситуацию, даст Вам более конкретный и действенный совет.

Священник Михаил Самохин.

Можно ли во время поста отпраздновать с неверующими членами семьи юбилей отца?

Ваш отказ участвовать в семейном торжестве огорчит Ваших близких. На мой взгляд, нужно поддержать этот праздник, от всей души поздравить близкого Вам человека. Чтобы не нарушить поста, старайтесь кушать постные блюда.

Священник Александр Ильяшенко

Когда идешь в гости во время поста или постного дня что делать, если на столе почти нет постных блюд? Хозяйка может обидеться, что мы ничего не едим. Лариса

Чтобы не обидеть хозяйку, которая старалась и готовила для Вас, либо ешьте те блюда, которые являются постными, либо просто воздержитесь в пост от посещения этих людей, навестите их в другое время.

Священник Александр Ильяшенко

Скажите, пожалуйста, если во время поста принимаешь гостей, пища для них должна быть постной? (Гости пост не соблюдают)

Желательно угощать гостей постной пищей. Но в любом случае мы сами, принимая таких гостей, должны сохранить пост.

Священник Михаил Немнонов

Беседа священника Александра Волохова

Епископ Иларион (Алфеев)

- Отец настоятель, сегодня мы хотели бы посоветоваться с Вами и получить ответы на волнующие многих прихожан вопросы о том, как правильно вести себя в Великом (Пасхальном) Посту .

С удовольствием поделюсь своими знаниями, которые, очень надеюсь, помогут прихожанам обрести благодатную помощь постнического делания.

- Как в повседневной жизни проявляется суть соблюдения поста?

Прежде всего, постническое делание заключается в максимальном уклонении от мирской суеты, чтобы у верующего было больше времени поразмышлять о своих грехах, а значит, и чистосердечно, духовно поплакать на исповеди над своим несовершенством. Крайне важно уделять больше времени посещению храма Божия, чтению Священного Писания. Особо благодатным является участие в делах милосердия: посещение болящих, нуждающихся в поддержке ближних, оказание им посильной помощи.

- Может ли молитва ставиться в грех?

Может. Это происходит в тех случаях, когда верующий подходит формально к выполнению молитвенного правила, то есть, молится Богу без страха, внимания и благоговения. Одним словом, язык произносит слова, а ум с бесами разговаривает.

- Отец Георгий, случается так, что после рабочего дня иной раз и сил нет выполнить молитвенное правило, можно ли в таких случаях его сокращать?

Церковная жизнь хотя и многогранна, но предусматривает такую возможность только в одном случае:“чтобы, ради Бога, ближнему послужить”. Из этого и надо исходить.

- Часто во время поста знакомые, которые редко ходят в храм, просят помолиться о них. Как в такой ситуации правильно вести себя?

Не надо отказывать таким людям. В ответ на их просьбу надо отвечать: “Бог, да помилует нас грешных”.

- Можно ли молиться на рабочем месте при людях?

По этому поводу очень хорошо сказал старец Адриан Югский, который отмечал, что молиться или телом, или духом, надо втайне, а не при людях, даже, если они спят. Сие есть благодатное и спасительное действие от овладения грехом тщеславия.

- О чем, прежде всего, важно молиться в Великом Посту?

Представляется важным, во-первых, молиться о том, чтобы Господь помог очиститься от обуревающих нас страстей, во-вторых, о том, чтобы избежать неведения и забвения, и, в-третьих, конечно о том, чтобы избавиться от дьявольских искушений и оставления без помощи Божией.

- Когда допускается нарушение поста?

Святые отцы учат не нарушать пост, кроме как в случае сильной болезни.

- Что такое заговение?

Заговение — это начало соблюдения поста.

- Как правильно питаться во время поста?

К сожалению, среди верующих превалирует особо четкое соблюдение ограничений в пище во время поста. Но это не совсем правильно. Святые отцы, движимые Святым Духом, установили пост, как для духовной жизни, так и для телесной. Причем, следует заметить, что чрезмерное употребление постной пищи считается не менее греховным, чем скоромной еды. Суть поста – в ограничении удовольствий, а это позволяет усмирить плоть, без чего не бывает духовного возрастания.

- Как надо одеваться при посещении храма в Великом Посту?

Святые подвижники отмечали, что идя в храм Божий надо одеваться в одежду приличную, а не в рубище. Однако, одеяние не должно отличаться роскошью и соблазнять взор окружающих.

- Как поступить, если день рождения выпадает на дни Великого Поста?

Думаю, что будет правильно приурочить это торжество к одному из церковных праздников, которые отмечаются в Великом Посту, например, “Вход Господень в Иерусалим”.

- Еще один важный вопрос. Допустимо ли нарушение поста исполнением супружеского долга по желанию маловерного супруга?

Несмотря на пост, по учению церкви, во избежание блуда со стороны одного из супругов, допускается уступать в этом вопросе мало верующему супругу или супруге. Однако отступивший должен обязательно покаяться в своем грехе. Ни под каким видом недопустимо супружеское общение на первой и Страстной седмице Великого Поста, под Великие праздники и за три дня до Причащения.

- С какого временного отрезка суток начинается пост?

Церковный день начинается отсчитываться с 17.00, ну а для мирян — это 00.00 часов суток.

- Большое спасибо, отец Георгий, за ответы на волнующие прихожан вопросы и, пожалуйста, выскажите им свои пожелания.

В заключение я хотел бы рассказать вам одну историю.

Некогда святитель Николай Сербский посещал больницу для душевно больных. Врач подвел святителя Николая к решетке, за которой был человек, наиболее тяжело больной безумием. Как ты себя чувствуешь?- спросил больного святитель. Больной тут же ответил: — А как я могу себя чувствовать среди этих сумаcшедших?

Я хочу пожелать всем нам за время поста приобрести ту духовную силу, которая поможет не превозноситься успехами перед ближними, но откроет нам видение своих грехов и несовершенства, что и будет служить залогом понимания истинного пути к спасению и к вечной жизни.

Да поможет нам Господь и поддержит Матерь Божия на этом нелегком пути!



Похожие статьи