Модель взаимодействия социальной педагогики с другими науками. Исследования

Педагогическое взаимодействие. Стили педагогического общения.

Педагогическое взаимодействие - универсальная характеристика педагогического процесса, его основа. Педагогическое взаимодействие в широком смысле - это взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников. Благодаря этой деятельности и обеспечивается динамика педагогической системы и протекание педагогического процесса.

Взаимодействия, происходящие в педагогическом процессе, разнообразны: "ученик - ученик", "ученик - ученический коллектив", "ученик - учитель", "учащиеся - усваиваемые ими знания и опыт (объект усвоения)" и т.д. При этом основным отношением для педагогического процесса является взаимосвязь "деятельность педагога - деятельность воспитанника" (именно эта взаимосвязь обеспечивает взаимодействие между педагогом и ребенком). Однако, поскольку результатом педагогического процесса являются усвоенный воспитанником знания, опыт, компетенции, то и результат взаимодействия в конечном итоге определяется по отношению "воспитанник - объект усвоения".

Это определяет специфику педагогических задач, которые могут быть решены только посредством руководимой педагогом собственной деятельности детей. Таким образом, главная особенность педагогической задачи состоит в том, что результатом её решения является не правильное выполнение воспитанником требуемых действий или получение им правильного ответа, а приобретение учеником определённых свойств, качеств, овладение способами действия.

В педагогической науке существуют термины «педагогическое воздействие» и «педагогическое взаимодействие».



Педагогическое воздействие предполагает активные действия педагога в отношении воспитанника и готовность воспитанника принять их и измениться под их влиянием. Иначе говоря, педагог в таких отношениях выступает субъектом, а воспитанник – объектом, а сами отношения являются субъект-объектными. При чёткой организации педагогическое воздействие даёт хороший эффект, однако имеет существенный недостаток: оно крайне неэффективно для формирования самостоятельности, творчества, инициативы, активной жизненной позиции – тех качеств, без которых немыслима свободная саморазвивающаяся личность (а именно такая личность является целью современного воспитания).

Педагогическое взаимодействие – это согласованная деятельность педагога и воспитанника по достижению совместных целей и результатов. При взаимодействии педагога и воспитанника они оба являются субъектами, их взаимоотношения приобретают субъект-субъектный характер. Таким образом, понятие педагогического взаимодействия гораздо шире понятия педагогического воздействия. Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника

Связь педагогики с другими науками.

Педагогика не может успешно развиваться изолированно от других наук о человеке. Педагогика влияет на развитие всех наук, способствуя совершенствованию образовательного процесса, посредством которого: - новым поколениям передаются накопленные человечеством научные знания; - подготавливаются специалисты для научно-исследовательской деятельности.

Пожалуй, самый очевидный пример взаимосвязи педагогики со всеми науками – это методики преподавания разнообразных учебных дисциплин. Педагогика испытывает влияние других наук, заимствуя из них знания о человеке и обществе, способы научного познания, приспосабливая к своим нуждам научные подходы и теории, разработанные другими науками.

Примеры связи педагогики с другими науками представлены на рис. 1.2.

2. Структура педагогической науки.


Общая педагогика исследует основные закономерности педагогического процесса и является основой для разработки всех педагогических наук и отраслей педагогического знания. В структуре общей педагогике выделяются…
- общие основы педагогики (к ним относятся общие закономерности педагогического процесса, базовые педагогические теории, методология педагогической деятельности и педагогического исследования);
- дидактика (теория обучения) ;
- теория воспитания ;
- школоведение (теория управления школой, организации деятельности педагогического коллектива).

История педагогики изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.

Философия образования занимается изучением роли философских концепций, необходимых для понимания сущности педагогического процесса, определяет идеологию образования, анализирует основные подходы к определению целей обучения и воспитания и путей их реализации.

Возрастная педагогика исследует особенности развития человека различного возраста. В этом разделе выделяются…
- преддошкольная педагогика ;
- дошкольная педагогика ;
- школьная педагогика ;
- андрогогика (рассматривает вопросы обучения взрослых);
- геронтогогика – педагогика старости (в пожилом возрасте также приходится приобретать новые знания и умения – и не только те, которые связаны с поддержанием собственной жизнеспособности; например, в последние годы пожилые люди стали активно осваивать пользование компьютером и интернетом).

Профессиональная педагогика исследует проблемы профессионального образования. В свою очередь, она подразделяется по двум основаниям.

1. По уровню, ступени профессионального образования:
- педагогика начального профессионального образования (НПО);
- педагогика среднего профессионального образования (СПО);
- педагогика высшей школы или педагогика высшего профессионального образования (ВПО);
- педагогика труда , изучающая особенности образования работающих людей (повышение квалификации, переподготовка, обучение в трудовом коллективе).

2. По отрасли, для которой ведётся подготовка специалистов. Совокупность отраслевых подразделов часто рассматривают как самостоятельный раздел: отраслевую педагогику . Отраслевая педагогика включает в себя инженерную, спортивную, юридическую, военную и другие.

Социальная педагогика разрабатывает проблемы влияния общества на формирование и развитие личности. К ней относятся следующие отрасли:
- семейная педагогика , занимающаяся вопросами воспитания в семье;
- педагогика трудовых коллективов ;
- пенитенциарная (исправительная) педагогика , в круг проблем которой входят проблемы воспитания и перевоспитания лиц, нарушивших закон, содержащихся в пенитенциарных (исправительных) учреждениях.

Коррекционная (специальная) педагогика изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими отклонениями в развитии. В её структуре традиционно выделяются…
- дефектология (изучает вопросы обучения и воспитания детей с задержками в психическом развитии);
- логопедия или логопедагогика (исправление дефектов речи);
- сурдопедагогика (образование глухих и слабослышащих);
- тифлопедагогика (образование слабовидящих и незрячих детей);
- олигофренопедагогика (образование умственно отсталых).

Этнопедагогика исследует опыт народного воспитания.
Сравнительная педагогика изучает образования в различных странах мира, сравнивает его и выделяет его содержательные и организационные особенности.
Частные (предметные) методики занимаются вопросами преподавания отдельных учебных дисциплин.
Итак, современная педагогика имеет разветвлённую структуру, обусловленную большим объёмом накопленных знаний и разнообразием связей с другими науками, с различными потребностями человека и общества.

В любой науке среди множества понятий можно выделить наиболее существенные. Они называются категориями и составляют категориально-понятийный аппарат данной науки.

Среди учёных не вызывает сомнения необходимость отнесение к категориям педагогики следующих понятий: обучение , воспитание , образование .

Определим сущность этих понятий.

Воспитание – 1) воздействие общества на личность; 2) социальный процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению; 3) процесс специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Образование – 1) процесс, объединяющий воспитание и обучение человека; 2) результат этого процесса; 3) сложная система взаимодействий людей и материальных средств, обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности; 4) ценность, созданная человечеством для развития человека и общества.

Развитие в широком смысле – процесс совершенствования имеющихся качеств и приобретения новых свойств, изменение качеств от простого к сложному, от низшего к высшему. Применительно к человеку развитие может означать:

1) всестороннее развитие человека как индивида;

2) физическое развитие, формирование физически здорового и жизнеспособного человека, развитие его силы, ловкости, выносливости и т.д.;

3) развитие психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);

4) развитие личности как сложной, обладающей индивидуальностью системы внутреннего мира человека, приобретение новых личностных качеств.

Социализация личности – процесс взаимодействия личности с социальной средой, в результате которого человек усваивает нормы и правила поведения, культурные ценности, принятые в обществе, к которому он принадлежит.

Формирование личности – придание формы, определённой завершённости, гармоничности всех компонентов личности человека.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью образования и развития личности воспитанников.

Все категории педагогики взаимосвязаны. Например, образование как процесс служит формированию личности; развитие личности тесно связано с её социализацией; в процессе обучения происходит воспитание и развитие личности.

Робот советует заглянуть также в список других материалов, который он составил по данной теме. По материалам моих лекций.

Педагогика не может успешно развиваться изолированно от других наук о человеке.

Педагогика влияет на развитие всех наук, способствуя совершенствованию образовательного процесса, посредством которого…
- новым поколениям передаются накопленные человечеством научные знания;
- подготавливаются специалисты для научно-исследовательской деятельности.

Пожалуй, самый очевидный пример взаимосвязи педагогики со всеми науками – это методики преподавания разнообразных учебных дисциплин. Чтобы спланировать учебный процесс по конкретной дисциплине, нужно изучить её особенности, педагогически адаптировать научные знания (приспособить их для наилучшего усвоения), разработать процесс взаимодействия преподавателя с обучающимися, выстроить систему педагогических способов и средств.

Педагогика испытывает влияние других наук, заимствуя из них знания о человеке и обществе, способы научного познания, приспосабливая к своим нуждам научные подходы и теории, разработанные другими науками.

На схеме показаны лишь некоторые примеры связи педагогики с другими науками.

Тесная связь существует у педагогики с философией , ведь педагогическое знание, долгое время являлось частью философских наук. В настоящее время педагогика использует философские концепции и общенаучные подходы, заимствованную в философии логику построения рассуждений и формулирования умозаключений. Современные базовые педагогические теории основываются на постулатах, разработанных в философии: прагматическая теория воспитания и развития личности – на философии прагматизма, экзистенциалистская – на философии экзистенциализма и т.д.
Роль философских знаний в педагогике так велика, что изучению связей педагогики с философией посвящён целый раздел педагогической науки: философия образования.

Конечно, наиболее тесны и многогранны связи педагогики с гуманитарными науками и другими науками о человеке (естественными, социальными).

Так, педагогика связана с этикой и эстетикой .

Когда мы говорим о социальной педагогике, мы в первую очередь относим ее к системе педагогических наук, к некоторой совокупности взаимосвязанных частей, или отраслей. Для педагогики такими элементами являются педагогические научные дисциплины. Иногда о них говорят, характеризуя структуру педагогической науки. В зависимости от способа и задач рассмотрения они могут выступать и как отрасли этой науки, и как отдельные, относительно самостоятельные научные дисциплины. Общее для всех таких дисциплин - объект педагогики, т. е. педагогический процесс. Каждая из них специально рассматривает ту или иную сторону целостного педагогического процесса, выделяя свой собственный предмет.

Социальная педагогика, будучи самостоятельной педагогической наукой, в то же время тесно связана с рядом других наук и использует накопленные в них факты. Среди них есть базисные - основные для социальной педагогики. К их числу принято относить философию, общую педагогику, социальную работу, социальную психологию, социологию, политологию.

Социальная педагогика связана с общей педагогикой как часть и целое. Назначение социальной педагогики - установить направления, содержание, формы поддержки личности в определенных социокультурных условиях, конкретизировать положения общей педагогики применительно к возможностям среды. Из общей педагогики социальная педагогика заимствовала многие понятия и положения: о принципах, закономерностях, методах воспитания, формах организации совместной деятельности, условиях семейного воспитания и многое другое.

Однако связь педагогики и социальной педагогики не столь однозначна. Еще не решен в окончательном виде вопрос о месте социальной педагогики в общей системе педагогической науки. Социальная педагогика может относиться к подсистемам первой степени, наряду с общей педагогикой, философией образования, семейной педагогикой. В подсистему второй степени, иерархически подчиненную первой, могут быть включены специальные отрасли педагогики: дошкольная, военная, спортивная и др. Социальная педагогика и педагогика, по мнению Г.Н. Филонова, - две самостоятельные науки, относящиеся к разным областям знания, имеющие общие границы, "сопредельные", по выражению автора, но не связанные иерархически как часть и целоеПедагогика изучает общие закономерности воспитания, обучения и управления образованием. По мнению А.В. Иванова, фактически на протяжении веков педагогика рассматривала то процессы индивидуального развития и возможности вхождения личности в социальное окружение, то ее процессы и явления, связанные с успешной социализацией человека. Таким образом, педагогику можно рассматривать в соответствии с теми задачами, которые были актуальны для данного времени, для тех или иных ученых и их окружения. В настоящее время можно констатировать, что существуют две педагогических науки: педагогика индивидуальности и социальная педагогика. Причем все отраслевые педагогики: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, а также семейная, конфессиальная, коррекционная и т. д. - сочетают в себе закономерности как индивидуальной, так и социальной педагогики. Социальная педагогика - это педагогическая наука, позволяющая рассматривать педагогические явления и процессы, их закономерности в соответствии с теми задачами и целями, которые направлены на формирование и развитие личности в социальном мире, гармонизацию отношений человека и общества.

Социальная педагогика - это относительно целостная, сложная комплексная система.

В систему педагогических наук входят методики обучения и воспитания школьников различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и иных учебных предметов. Здесь содержатся специфические частные закономерности развития учащихся. Исследователи методик преподавания обогащают науку не только узкими предметными знаниями обучения и воспитания конкретной дисциплине, но и расширяют понятийный аппарат социальной педагогики.

Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа.

Этика и социальная педагогика

Этика исследует общие законы развития нравственных норм и моральных представлений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их моральную деятельность.

Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания.

Социология социального воспитания, изучая проблему социализации, использует данные ряда отраслей социологического знания: социологий возраста, города и деревни, досуга, массовой коммуникации, молодежи, морали, образования, преступности, религии, семьи.

Разрабатывая проблемы теории и методики социального воспитания, социальная педагогика принимает во внимание данные социологии.

Этнография, этнопсихология и социальная педагогика

Этнография занимается изучением особенностей быта и культуры народов. Социология и психология социального воспитания используют данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека, о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализации и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т. д.

Разрабатывая теорию социального воспитания, принимаются в расчет данные этнографии и этнопсихологии.

Социальная и возрастная психологии и социальная педагогика

Предметом изучения социальной психологии являются закономерности поведения и деятельности людей, которые обусловлены их объединением в социальные группы, а также характеристика этих групп с психологической точки зрения. Социальная педагогика использует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы социализации и вик-тимологии, разрабатывая психологию и методику социального воспитания.

Данные социальной психологии и в определенной мере социологии находят применение в социальной педагогике, хотя далеко не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития. В то же время этнографические и этнопсихологические данные до сих пор практически остаются невостребованными. Такое положение объясняется как недостаточным развитием социально-педагогических знаний, так и тем, что в названных выше науках далеко не в полной мере изучены те процессы и явления, данные о которых могли бы быть использованы в социально-педагогических концепциях.

3. Подсоциализацией понимается процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Этот процесс может происходить и в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, и в условиях целенаправленного формирования личности - воспитания. :воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и общественное;в процессе воспитания выделяются сначала обучение как систематическая передача знаний и умений, а затем образование как система обучения и просвещения; Воспитание принципиально отличается от стихийной и направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие , социализация - процесс непрерывный (человек взаимодействует с социумом постоянно), то воспитание - процесс дискретный (прерывный), . Всю совокупность условий, в которых протекает социализация человека на протяжении его жизни, можно объединить в следующие группы факторов: мегафакторы макрофакторы; мезофакторы микрофакторы.

Анализ концепций социализации позволяет обнаружить два разных подхода. Если Э. Дюркгейм, а вслед за ним Т. Парсонс и их последователи рассматривали социализацию в первую очередь с позиций общества (его норм, ценностей, установок, требований), то Г. Тард и его последователи - с позиций личности. К. Маркс и Ф. Энгельс «развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении». Франклин Гиддингс чьи положения об определяющей роли социального принуждения легли в основу его теории социализации как «сплавления различных элементов самого разнообразного населения в однородный тип»Чарлз Кулипереносит в социализации делает акцент на «социальную самость», или «зеркальную самость». «критическая теория социализации» Ю. Хабермас а«В рамках этой теории процесс социализации охватывает не всего человека, а только «часть» его личности. С. Макаренко включил, помимо двух элементов системы, общества и личности, третий элемент - коллектив (в социологической терминологии - социальную общность), увязав все три элемента в теории параллельного педагогического действия.

Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы (стадии ), каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.1дотрудовая, до начала трудовой деятельности. Она разделяется на раннюю социализацию и юношескую социализацию; 2трудовая - охватывает период зрелости человека. 3послетрудовая , наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности. В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития выделяются три основных направления - биологическое, социологическое и биосоциальное.

А. В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития,Социально-культурные задачи Социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи,

Описание работы

По утверждению ученых, социальная педагогика - это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» (А.В. Мудрик). По мнению В.Д. Семенова, «социальная педагогика, или педагогикам среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания» Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986. - С. 16..

Файлы: 1 файл

Связь социальной педагогики с другими науками.

По утверждению ученых, социальная педагогика - это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» (А.В. Мудрик). По мнению В.Д. Семенова, «социальная педагогика, или педагогикам среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания» Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986. - С. 16..

Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах. Социальная педагогика является основой для отраслей педагогики, которые представляют отрасли социальной педагогики: дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику профессионального образования, воспитания в закрытых учреждениях, детских и юношеских организациях, педагогику клубной работы, педагогику среды, военную педагогику, производственную педагогику, педагогику временных объединений, педагогику социальной работы Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 16-17.. Каждое из этих направлений социальной педагогики имеют свои особенности, свои методы и может рассматриваться как самостоятельное направление.

Социальная педагогика вступает в междисциплинарные контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической социальной психологией, психологией управления. Она включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе. Поэтому в условиях кризисного состояния общества она выступает ведущей отраслью знаний. Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т.е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.

В современных условиях социальная педагогика - это самостоятельный раздел педагогики, где сложилась особая методика социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направлена на личность, на ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию.

Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.

Социальная педагогика как наука

Социальная педагогика - относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой специальностью.

Социальная педагогика - одно из направлений педагогики, предметом изучения которой является пограничные социально- педагогические проблемы Почему же мы сегодня выделяем социальную педагогику и к ней обращаются самые разные категории общества? Ответ заключается в том, что сейчас особенно обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности. Она включает в себя семейное, гражданское, религиозное и правовое воспитание Мудрик А.В. Социализация/Магистр. - 1993. - №3. - С. 19.. Это целенаправленное воздействие на человека. Это и есть социальное воспитание, многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится полноправным членом общества. Следовательно, социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности Васильков Ю.В. Лекции по социальной педагогике. - М., 2004. - С. 12..По утверждению ученых, социальная педагогика - это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» (А.В. Мудрик). По мнению В.Д. Семенова, «социальная педагогика, или педагогикам среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания. Цель этой дисциплины - дать научно-педагогическое обоснование взаимодействия человека и социума, повысить научную обоснованность, качество и эффективность социально-педагогической деятельности по гармонизации этого взаимодействия на уровне практической работы. Достижение этой цели обеспечивается функциями социальной педагогики как научной дисциплины: аналитической, описательной, объяснительной, прогностической, рекомендательной, образовательной, интегрирующей, которые объединяются в группу познавательных (исследовательских) функций.

Задачи научной дисциплины "Социальная педагогика" объединены в три группы. Первая связана с исследованием практической социально-педагогической деятельности: закономерностей развития социума, отношений в нем, социальной работы и социально-педагогической деятельности субъектов и институтов; поиска противоречий и определения тенденций их разрешения в разных видах и типах, сферах среды и на различных уровнях их анализа; разработки принципов, содержания, способов, методов и форм деятельности специалиста социальной сферы; организационных основ создания и функционирования социальных институтов и служб; с анализом и оценкой опыта социально-педагогической деятельности кадров, организаций и институтов в зарубежных странах и др.Вторая группа задач имеет целью формирование собственных методологических, теоретических и научно-методических основ; отбор содержания социально-педагогического науковедения (определение объекта, предмета, целей, задач, функций и т.д.); комплектование логической, процессуальной, функциональной, научно- содержательной и научно-дисциплинарной структур социальной педагогики как области научного знания.Третья группа задач связана с теоретическим обоснованием собственного образовательного комплекса для подготовки кадров социальной сферы - социальных работников, педагогов, юристов и др. Это обусловлено третьим качественным состоянием социальной педагогики (напомним, первое - область практической деятельности, второе - область научного знания).

Вопрос 47 Несомненно, что социальная педагогика имеет все основания для своего дальнейшего развития: социально-политические (потребности общества и его заказ); историко-педагогические (знания, накопленные на предыдущих этапах развития государства); научно-практические (разнообразный опыт социально-педагогической деятельности субъектов социума - людей и социальных институтов); научно-теоретические (совокупность разрозненных и систематизированных знаний, обобщенных до уровня теории) и т.д. Не претендуя на анализ приведенных причин возникновения социальной педагогики и используемых периодизации ее истории, остановимся на новейшем времени ее развития. Обобщение результатов научных исследований в области социальной педагогики за последние десятилетия позволило условно выделить три периода в развитии социально-педагогического знания, научно-исследовательской деятельности.

Временные границы первого периода - периода эмпирического развития - могут быть условно определены рубежом 80-90-х годов, то есть до появления социальной педагогики как специальности, как научной дисциплины, как вида профессиональной деятельности.Советское общество в тот период находилось в состоянии, которое позже будет названо «периодом застоя». Это состояние заставляло исследователей и практиков искать пути решения накапливающихся проблем в направлении совершенствования социальной среды, советского макро- и микросоциума. В связи с тем, что в науке такая задача не могла быть поставлена по политико-идеологическим причинам, были предприняты попытки поиска путей решения этих проблем на смежных направлениях в частности, в направлении усиления и практической реализации социальной функции педагогики. Это, в свою очередь, привело к преобладанию воспитательной проблематики в педагогической науке, к появлению в теории воспитания социально-педагогической тематики.В этот период по сути социально-педагогическая деятельность была «распылена» среди специалистов других профессий (учителей, врачей, партийных работников, медиков, организаторов культурно-досуговой и спортивно-массовой работы и др.). Обобщение опыта такой эмпирической работы, осмысление его с научных позиций приводило к появлению научных работ по социально-педагогической проблематике. Иными словами, в этот период шла определенная работа по поиску путей решения социальных проблем общества педагогическими средствами как в условиях собственно образовательно-воспитательных систем, так и в непедагогических институтах социума.

Развитие с.п. В России социальной педагогики – и как области научного знания, и как сферы профессиональной практической деятельности, и как учебной дисциплины – имеет свои особенности.С одной стороны, в отечественной науке и педагогической практике истоки и предпосылки выделения социальной педагогики в самостоятельную область знания можно найти еще в трудах и практической деятельности таких классиков педагогики, как К.Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и многие другие. Особое значение для становления социальной педагогики имел тот этап в развитии отечественной педагогической науки, который приходится на 20-30-е годы нашего столетия. В это тяжелое время деятельность таких выдающихся педагогов, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, была направлена прежде всего на помощь «выбитым из социальной колеи детям», т.е. по сути они были именно социальными педагогами, а деятельность организованных ими и многими другими педагогами детских опытных станций, коммун и других учреждений стала практическим воплощением социальной педагогики.Однако эволюционное развитие социальной педагогики в России не состоялось. Сначала произошел значительный разрыв между новой, советской педагогикой и тем, что было накоплено педагогикой в дореволюционный период, когда печально известный тезис «весь мир насилия мы разрушим до основания...» был распространен и на педагогику. Высказывание видного педагога 20-30-х годов А.П. Пинкевича о том, что необходимо забыть все, написанное в области педагогики до революции, было поддержано многими педагогами-марксистами. Затем, начиная с конца 30-х годов, когда в стране была провозглашена победа социализма, возникла и прочно укрепилась тенденция замалчивания социальных проблем, которые стали рассматриваться как отдельные, легко искоренимые «пережитки прошлого», что также не способствовало развитию социальной педагогики.В результате, как уже отмечалось ранее, в 1990 г. социальная педагогика была введена императивно, «сверху». Это привело к тому, что научная и практическая сферы социальной педагогики начали развиваться одновременно и в отрыве друг от друга: практика не могла опереться на научные знания, так как науки еще фактически не было, а науке нечего было осмыслять, поскольку сфера практической деятельности только начала формироваться.Отразилось это и на становлении социальной педагогики как учебного предмета, которое также происходило одновременно со становлением области практической социально-педагогической деятельности и развитием науки. Несформированность и той, и другой обусловили то, что учебный предмет «Социальная педагогика» и сегодня еще включает много спорных, дискуссионных вопросов, различных точек зрения относительно сущности тех или иных категорий и понятий, даже самого предмета социальной педагогики.Эти объективные обстоятельства являются факторами, тормозящими развитие социальной педагогики как науки. Однако потребности практики так остры и злободневны, что этой областью науки стали заниматься многие научные коллективы: Центр социальной педагогики Российской академии образования (РАО), Академия социального образования, научные коллективы педагогических университетов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске и других городах. Созданы и активно работают, решая теоретические и прикладные вопросы социальной педагогики, различные общественные объединения и государственные учреждения.И на сегодняшний день уже можно констатировать, что накопилось достаточно много эмпирических и теоретических знаний, которые требуют осмысления и систематизации, позволяют выделить приоритетные научные направления, т. е. создают условия для более интенсивного развития социальной педагогики, оформления ее как самостоятельной науки. Для дальнейшего развития социальной педагогики необходимо также перечитать и переосмыслить с новых позиций труды отечественных педагогов – как дореволюционного, так и советского периодов, чтобы отыскать ее истоки, отвечающие культурным и историческим традициям нашего народа. Немаловажное значение имеет и освоение зарубежного опыта с целью адаптации его применительно к нашей российской действительности. Изолированность советского государства от «капиталистического мира» в течение 70 лет разрушила научные связи наших ученых с коллегами из многих стран, где социальная педагогика все это время активно развивалась и где в настоящее время накоплен значительный научный потенциал в этой области знаний. Даже сегодня, когда «железный занавес» между Востоком и Западом разрушен, этот иностранный опыт для отечественных ученых остается пока малодоступным. Поэтому для становления и развития социальной педагогики в России имеет большое значение опыт других стран, анализ тех проблем и трудностей, которые возникали в процессе развития этой области научных знаний и практической деятельности за рубежом, выявление самих истоков-причин возникновения этой науки, ибо известно: отыщи всему начало и многое поймешь.

Вопрос 48.Третий период - период научно-теоретического обоснования социальной педагогики - 1993-2001 гг. - характеризовался экстенсивным развитием социально-педагогической науки и практики. Такой характер развития социальной педагогики отразился в проведении большого числа научных исследований, которые в основном обозначали проблемное поле социально-педагогической практики. При этом глубина, полнота прониковения в эту проблематику, широта ее охвата были, естественно, весьма и весьма различными. этому периоду присущи следующие особенности. В содержательном плане:-расширение проблематики научных исследований до описания проблемного поля социальной педагогики в целом. Были проведены исследования проблем социального воспитания человека в различных условиях; педагогики социальной работы; истории, методологии и теории социальной педагогики и социальной работы; педагогики социальной среды; теории и методики профессионального образования социальных педагогов и социальных работников и др. Широкое распространение получили исследования конкретных проблем социально-педагогической практики;

Прогностическое исследование и формирование проблематики перспективных научно-исследовательских работ в целях определения предметного и задачно-целевого поля социальной педагогики как научной дисциплины и др. - становление и оформление парадигм развития социальной педагогики: педагогической, социологической, педагогико-социологической, собственно социально-педагогической - появление учебных пособий и курсов лекций, рекомендованных Министерством образования России в качестве учебников и учебных пособий для студентов высших учебных заведений

Описание массового опыта социально-педагогической деятельности различных институтов социума с учетом региональной и муниципальной специфики;

Исследование возможностей, направлений и путей адаптации зарубежного опыта социально- педагогической деятелности и социальной работы с различными категориями населения в условиях меняющейся России и др.На этом этапе более точно сформировались принципы организации социально-педагогического комплексного исследования, которые в опытно-экспериментальном плане уже был апробированы на первых этапах развития научных исследований и которые продолжают быть основой нетрадиционной организации исследования на нынешнем этапе. Среди них принципы:

Комплексность, междисциплинарный и межведомственный характер исследований; объединение на партнерских началах ученых и практиков, представляющих различные ведомства и отрасли наук (См., например: Проблемы методологии междисциплинарных исследований и комплексного обеспечения научно-исследовательской деятельности. - Екатеринбург. - 1994);

Соединение во времени теоретического обоснования, опытно-экспериментальной апробации и практического внедрения научных разработок;

Практико-ориентированная направленность исследования;

Проведение исследовательского поиска не в лабораторных, а в полевых условиях, непосредственно на местах, на репрезентативной выборке экспериментальных площадок, являющихся общей, единой для всех исследователей экспериментальной базой;

Органическое единство и преемственность в решении научно-практических задач и вопросов подготовки специалистов в области педагогики социальной работы;

Подготовка исследовательских кадров без отрыва специалистов от их социальной практики, на основе подготовки практика- исследователя, непосредственно влияющего на внедрение научных разработок;

Сочетание бюджетного начала с внебюджетным финансированием (использование нестандартных источников) научно-исследовательских работ.

В плане развития организационных форм:

Разработка Государственного стандарта высшего профессионального образования по этим специальностям и формирование системы подготовки кадров для работы в различных институтах социума, ее научно-методическое сопровождение (О социально-педагогической работе с детьми: Методическое письмо Министерства образования Российской Федерации. - М., 1995.);

Формирование и совершенствование стандартов новых профессий - социальных педагогов и социальных работников (См.: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «031300 - Социальная педагогика» (квалификация - социальный педагог), (третий уровень высшего профессионального образования). Вводятся в действие с момента утверждения. - М., 1994.); Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «0314 Социальная педагогика» (базовый уровень среднего профессионального образования). Действуют в качестве временных требований до введения в действие стандарта с 1 сентября 2001 г. - М, 1997; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность «031300 «Соцальная педагогика». Квалификация - социальный педагог. М., 2000.);

Возникновение научных сообществ с признанными лидерами (научных школ), которые сосредоточили усилия на исследовании относительно самостоятельных направлений и проблем социальной педагогики;



Похожие статьи