Образовательный портал. Во второй группе раннего возраста План самостоятельной деятельности в группе раннего возраста

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

План воспитательно - образовательной работы в группе раннего возраста 1мл.группы.
День недели: 26.10.15г. Тема: «Игрушки». Цель: Знакомить детей с игрушками группы, их назначением. Развивать интерес к игровым действиям. Воспитывать доброжелательное отношение к игрушке. Итоговое мероприятие: выставка «Игрушки лисичкии». Дата проведения: 30.10.2015г.
_____________________________________________________________________________________________________________

Групповая и подгрупповая
Индивидуальная
Изменения в РППС

Утро радостных встреч:
КГН

«Дружный кружочек»

Утренняя гимнастика

Игры
Встретить детей с улыбкой. Создать атмосферу комфорта. Учить Мишу здороваться с окружающими.
Формировать и развивать КГН учить Ваню пользоваться горшком, полотенцем.
«Прокати мяч Лисичке» учить Дашу, Рому прокатывать мяч по прямой игрушке, отталкивая двумя руками, развивать ловкость, глазомер.
Зарядка: «Прогулка в лес» №4 (картотека).
Завтрак: учить Митю правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.
Подв. игра: «Хитрая лисичка»
Артик. гимн.: «Сороконожки» №4 (картотека)
Маша
Конструирование:
Маша, Миша
«Башня» знакомить со строительным материалом
(кубик), учить различать и называть предметы по величине (большой-маленький). Развивать внимание, речь, умение обыгрывать постро
Внесение в РППС
Разных по величине
игрушек: мишка, зайчик, лисичка.
Учим детей различать игрушки
Рассказывать детям об отношениях между детьми.

Сюжетная игра:Юля, Алиса«Дочки-матери» учить ухаживать за куклой, пеленать её, укладывать спать, развивать умение выстраивать несложный сюжет (пеленаем-гуляем по группе, покормить-уложить спать).
Манипулятивные игры:Ваня, Егор «Геометрика» учить детей играть вместе, самостоятельно, развивать внимание.
«Пирамидки» Ваня Д., Рома учить собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру разноцветных колец, чередуя в определенной последовательности.

ОД
Вид: Познавательное развитие. Тема: «Лисичка» см. Парамонова Л.А. стр.53
Программное содержание: Учить ориентироваться в окружающей игровой среде. Знакомить детей с новой игрушкой. Учить узнавать и называть части тела игрушки, звукоподражать животному. Воспитывать бережное отношение к игрушке.
Оборудование: игрушка лисичка, машина.
Приемы: сюрпризный момент, показ, рассказ, вопрос-ответ, индивид. работа, поощрение.
Словарь: Лисичка, лиса, голова, лапы, туловище, хвост, уши, нос..
2 подгруппа (усложнение) упражнение на развитие фонематического слуха «Кто кричит»
Индивидуальная работа: Миша, Маша, Женя.

Вид: Экспериментирование с материалами и веществами. Тема: «Снежок, порхает, кружится» (см. программу)
Программное содержание: Учит создавать образ снегопада. Закрепить умение рисовать пятнышки ватными палочками и пальчиками. Познакомить с белым цветом. Учить наносить мазки по всей поверхности листа. Воспитывать аккуратность в работе с красками.
Оборудование: листы бумаги голубого цвета, ватные палочки, гуашь белого и синего цвета, салфетки.
Приемы: сюрпризный момент, художественное слово, показ, вопрос-ответ, индивид. работа, поощрение, любование.
Словарь: снежок, тучка, снегопад, белого цвета, синего цвета.
2 подгруппа (усложнение) учить ставить двухцветные оттенки, используя 2 краски (белая, синяя).Индивидуальная работа: Рома, Миша, Маша.

Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность детей

Групповая и подгрупповая
Индивидуальная
Изменения в РППС
Совместная деятельность с детьми в режимных моментах

Прогулка:
Наблюдение

Игровая деятельность

Наблюдение: лёд.
Развивать внимание детей, умение слушать взрослого. Познакомить со свойствами льда (скользкий, гладкий, прозрачный, холодный). Учить на вопросы. Воспитывать любознательность, развивать навыки безопасности поведения.
Словарь: лёд, холодно, гладкий, скользкий, прозрачный.
Индивид. работа: Андрей, Егор.
Подв. игра: «Мы погреемся немножко...»
Труд. деят-ть: «Унеси игрушки в домик» Ваня Д..
Навыки: Женя, Матвей
Развивать навыки самообслуживания, учить одеваться последовательно, обращаться за помощью вежливо.
Игровое упражнение: «Брось мешочек в кольцо» развивать ловкость, глазомер, умение действовать по сигналу.
Внесение на прогулку ведёрка со снежками. Поиграем в снежки.
Во время игры формировать у детей элементарные представления о правильном поведении на прогулке. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Сюжетная игра:Юля, Даша «Кораблик» учить подбирать атрибуты для игры, использовать в игре предметы-заместители.
Игры детей с выносным материалом::
- лопатки, ведерки
- санки с куклами
- двигатели (машины, тележки)
- метелки, скребочки

Развивать у детей умение придумывать не сложный игровой сюжет, доводить задуманное до конца.

Возвращение с прогулки

КГН
Хороводные игры
Обед

Ритуал сна
Учить Женю. Машу снимать обувь и ставить в сушильный шкаф.
Учить Мишу, Митю мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем. Замечать во внешнем виде неопрятности и исправлять их.
Чтение художественной литературы: «Пошёл котик на торжок» приобщать детей к русском народному фольклору, вызвать желание слушать потешку до конца, подговаривать окончание фразы.
Обратить внимание детей на сервировку стола, называть поданное блюдо, называть его вкусовые качества, учить Женю говорить «спасибо».
Рассказывать детям о пользе сна. Учить Ваню Ш., надевать пижаму
Пение колыбельной «Медведица»

Физкультурно- оздоровительные
мероприятия
КГН
Игровая деятельность

Индивидуальная работа, согласно карт НПР
Двигательная деятельность с физ. оборудованием
Ужин

Постепенный подъем детей, учить ходить по «тропе здоровья», приучать к закаливающим процедурам.
Учить Машу пользоваться расческой.«Подлезание под дугами» учить Женю, Рому проползать под дугами, развивать ловкость..
Подвижная игра: «На полянкеЗайки»

ИЗО-стол: «Заборчик» Учить Машу, Дашу правильно держать карандаш, умеренно на него нажимать. Развивать умение рисовать прямые вертикальные линии. Закрепить синий цвет
Рассматривание картины А.С. Ушаковой «Дети играют в игрушки»
Мир за окном» (огни на улице) вызвать у Юли желание наблюдать вместе с воспитателем, отвечать на вопрос, развивать внимание, речь.
Эксперементирование и исследования Женя, Алиса
«Легкий-тяжелый»

Сюжетная игра: «Машина»
Рома, Андрей учить играть вместе, использовать в игре предметы-заместители
Дидактические игры: «Сапожки», «Домик» (шнуровка) развивать мелкую моторику, внимание. Учить играть самостоятельно.

Игры в речевом уголке: «Лото» (игрушки) учить находить нужную картинку, накладывать картинку на картинку, развивать внимание, речь.

Взаимодействия с родителями
Предложено родителям принять участие в выставке рисунков «Забавные лисички»

Анализ режимных моментов в утренний отрезок времени


Дата проведения: 02.02.2016г.
№п.п
Критерии анализа
Уровни оценок
высокий
средний
низкий

1
Организация воспитателем утреннего приёма детей
+

2
Проведение индивидуальной работы с детьми утром
+

3
Работа с родителями
+

4
Умение воспитателя распределить внимание на всех детей
+

5
Умение детей правильно умываться
+

6
Владение детьми навыками пользования полотенцем
+

7
Проведение воспитательной работы при воспитании
+

8
Использование художественного слова с детьми

9
Умение детьми пользоваться приборами

10
Культура приёма пищи детьми

11
Подготовка группы к занятию
+

Итог
Высокий уровень оценки

Вывод по занятию: У детей младшей группы развиты культурно-гигиенические навыки, дети умеют правильно умываться, владеют навыками пользования полотенцем. Дети знают знают правила поведения за столом во время принятия пищи.
Предложения и рекомендации: В режимных моментах предложено использовать воспитателю применение художественного слова (потешки, считалочки). Продолжать вести индивидуальную работу с детьми по навыкам культурного приёма пищи.

Анализ провела: Хлопенова Марина Владимировна

Анализ режимных моментов второй половины.

Возрастная группа: ранний возраст, 1 младшая группа
Воспитатель: Качалова Нина Николаевна
Дата проведения: 03.02.2016г.
Воспитатель поднимала детей совместно с помощником воспитателя в 15 часов, в соответствии с режимом дня для младшего возраста. Включала негромкую музыку, тем самым способствовала постепенному пробуждению детей.
После подъёма воспитатель проводила с детьми закаливающие мероприятия по «тропе здоровья» и гигиенические процедуры. Во время гигиенических процедур педагог осуществляла индивидуальный подход к детям: следила, чтобы дети правильно умывались, вытирались полотенцем, пользовались индивидуальными расчёсками при расчёсывании. Во
время гигиенических и закаливающих процедур воспитатель использовала художественное слово и потешки.
Также присутствовала работа по развитию навыков самостоятельности в одевании, воспитание опрятности, вежливости, взаимопомощи. В режимном моменте педагог хвалила, одобряла детей, побуждала вежливо просить о помощи при необходимости.
Далее воспитатель предложила детям пройти в столовую на полдник. Во время еды воспитатель рассказывала детям о пользе пищи, пожелав «приятного аппетита». В процессе режимного момента педагог напоминала о культуре поведения детей за столом во время еды, позже напоминала детям о необходимости благодарить по окончанию еды.
После полдника детям было предложено поиграть в дидактические игры, были созданы условия для самостоятельной деятельности детей, проводилась воспитателем индивидуальная работа с детьми (согласно графика индивидуальной работы). Образовательная деятельность педагогом проводилась по подгруппам, тема занятий соответствовала календарному плану воспитательной работы.
Далее воспитателем была организована групповая и подгрупповая совместная деятельность с детьми, созданы условия для самостоятельной деятельности детей.
Вечером воспитатель взаимодействовала с родителями, отвечала на интересующие вопросы, давала рекомендации, рассказывала об успехах детей.
Вывод: Педагог достаточно внимания уделяет индивидуальной работе с детьми. Дети умеют самостоятельно действовать с предметами. Достаточно внимания воспитатель уделяет совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Рекомендации: Продолжать вести индивидуальную работу с детьми, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.


Приложенные файлы

План индивидуальной работы по развитию речи с детьми раннего дошкольного возраста по звукоподражанию.

1 ступенька

Развивая импрессивную сторону речи, следует стремиться к решению следующих задач:

Ребенок должен понимать и соотносить слово со знакомыми предметами обихода, игрушками, действиями;

Учить понимать элементарные однословные инструкции: «Дай». «Возьми», «Иди» и т.п. и вопросы «Кто это?», «Где?», «Что?»;

Учить вслушиваться в речь взрослого, реагировать на обращение по имени.

В экспрессивной речи формируется простейшая лексика на материале звукоподражаний. Ребенок подражает взрослому в произношении гласных: «А-а-а» - поет мама»; «Уа-уа» - плачет малыш» и т.п.;

Следует побуждать ребенка произносить имеющиеся лепетные слова по отношению к определенному предмету.

2 ступенька

В плане развития фонематических процессов учить вслушиваться в неречевые и речевые звуки, подражать им.

Лексика

Совершенствовать навыки звукоподражания: «Ау», «Уа», «Ту-ту», «Бум-бум»;

Обогащать импрессивную и экспрессивную речь, формировать понимание существительных – названий частей тела: рука, нога, голова, нос, глаза и т.д. и частей тела животных: лапа, хвост, уши и т.д.;

Учить понимать и выполнять инструкции: найди, покажи, дай, назови, принеси, подними, открой, закрой; понимать прилагательные: дай большой, дай маленький мяч; местоимения: я, ты, мой, твой, такой;

В активном словаре учить употреблять существительные в именительном падеже единственного числа; глаголы в единственном числе настоящего времени и повелительного наклонения; притяжательные местоимения: мой, моя; личные местоимения: у меня, у тебя, у него;

Побуждать к построению грамматических конструкций, заканчивая фразу педагога звукоподражанием: киска мяукает «мяу», машина гудит «би-би», собачка лает «гав-гав»;

Закреплять умение выполнять простые конструкции.

3 ступенька

Фонетико-фонематическое развитие:

Повторять звукосочетания гласных, подражая артикуляции взрослых: А, У, И, АУ.

В импрессивной речи:

Узнавать предметы по их названию: игрушки, части тела, предметы одежды, предметы туалета, домашнего обихода, природные явления (дождь, снег, солнышко), названия животных. Пассивный глагольный словарь должен включать названия действий, совершаемых самим ребенком с близкими людьми, животными;

Учить выполнять по инструкции действия с хорошо знакомыми предметами. При этом взрослый комментирует действия ребенка, подводит им итог, побуждает к этому самого ребенка.

В экспрессивной речи:

Учить употреблять слова, простые послоговой структуре (1 и 3 классов слоговых структур по А.К. Макаровой), названия родных людей, их имен, названия игрушек, их изображений, названия предметов обихода, явлений природы, при этом допустимы искажения звукопроизносительной стороны;

Побуждать к высказыванию просьб(«Дай»,»Еще», «Покажи»), выражению своего состояния, потребностей (глаголами: «Не хочу», «Пойду гулять» и междометиями: «Ах», «Ну», «Вот»);

Учить активно использовать звукоподражания животным, транспорту, музыкальным инструментам («Мяу», «Ав-ав», «Би-би», «У-у-у», «Ду-ду», «Бам-бам»);

Учить в импрессивной и экспрессивной речи использовать существительные в форме винительного падежа единственного числа в значении объекта («Кушай кашу», «Одень куклу») и во множественном числе в именительном падеже;

Учить понимать существительные в форме дательного падежа в значении лица («Дай мне куклу», «Покажи маме мячик»);

Словарь расширяется за счет понимания и употребления глаголов в единственном числе повелительного наклонения и 1 и 3 лица единственного лица настоящего времени изъявленного наклонения; прилагательных, обозначающих величину (большой-маленький) в начальной форме.

В плане формирования синтаксической стороны речи:

Учить в импрессивной речи понимать, а в экспрессивной воспроизводить по подражанию двусоставные нераспространенные предложения («Я иду». «Собачка лает»), распространять фразу за счет звукоподражаний («Киска мяукает «мяу»);

Учить понимать и выполнять двухступенчатые инструкции («Подойди ко мне и возьми куклу»);

Понимать двухсловные сочетания с прилагательным («серый зайка»), наречиями («громко плачет», «тихо пищит»)

4 ступенька

Развитие фонематических процессов:

Совершенствовать ориентировки в речевых и неречевых звучаниях;

Учить подражать произнесению гласных (А, У, И, О), сочетаний гласных (УА, АУ, ИА);

Учить вслушиваться в звучание согласных (П, Б, М, В, Ф, Т,Д, Н, К, Г, Х), соотносить с показом определенных предметов, в названии которых слышится звук.

Ранний возраст - особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой, особо интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуется способность мозга принимать сигналы извне, перерабатывать и хранить информацию, что образует базу для дальнейшего интеллектуального развития ребенка. Для раннего детства характерен целый ряд особенностей.

Во - первых, это чрезвычайно быстрый темп развития, которое имеет скачкообразный характер. Периоды медленного накопления чередуются с критическими периодами: кризис 1 года связан с овладением ходьбой, 2-х лет – с переломным моментом в развитии реи, налом развития рече-мыслительной деятельности, а также с развитием наглядно-действенного мышления. В три года начинается развитие самосознания ребенка, и наоборот, отсутствие скачков является следствием отклонений в развитии ребенка. В критические периоды у ребенка могут наблюдаться некоторые особенности в поведении, снижение работоспособности, функциональные расстройства.

Другой особенностью развития в раннем возрасте является неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений.

Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание, отсутствие целенаправленного педагогического воздействия) может произойти утеря навыков, наблюдается явление ретардации («застревания» на более ранней ступени развития).

Причина неравномерности развития психики ребенка раннего возраста определяется тем, что созревание различных функций происходит в различные сроки. Для каждой психической функции существуют свои сензитивные сроки. В целом ранний возраст является сензитивным периодом для развития всех видов восприятия (сенсорно-перцептивной деятельности), непроизвольной памяти и речи. Становление этих процессов происходит в рамках предметной деятельности при активном взаимодействии со взрослым. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент для развития мышления и речи.

Еще одной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его нервно-психическую сферу.

В раннем возрасте ярко проявляется высокая степень ориентировочных реакций на окружение. Известно, что при сенсорной, эмоциональной депривации существенно замедляется темп развития ребенка. Сенсорные потребности вызывают высокую двигательную активность, а состояние двигательной сферы во многом определяет возможности ребенка в познании окружающего мира.

Ребенка раннего возраста характеризуют повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций – залог становления личности ребенка, основа для познавательной активности.

Психо-моторное развитие ребенка в первые года его жизни зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды. Задержку психо-моторного развития могут вызвать различные неблагоприятные факторы, воздействующие на развивающийся мозг в перинатальном и раннем постнатальном периоде.

Дифференциальная диагностика в раннем возрасте затруднена при различной локализации нарушений может наблюдаться сходная симптоматика (например, недоразвитие речи у слабослышащего, умственно отсталого и ребенка-алалика). Замедленный темп развития может касаться одной или нескольких функций, сочетаться или не сочетаться с различными неврологическими нарушениями.

В связи с разными формами и разной степенью выраженности органического повреждения ЦНС, сроки созревания разных структур задерживаются в разной мере, а значит, и сензитивные периоды для развития тех или иных функций имеют временной разброс.

Оценка уровня психо-моторного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте должна производиться очень осторожно. При этом следует учитывать особенности развития общей и мелкой моторики, сенсорно-перцептивой деятельности, реи, эмоционального развития.

В диагностическую группу могут приниматься дети с последствиями перинатального поражения ЦНС, у которых обнаруживается задержка психо-моторного развития и речи. Важно определить степень тяжести нарушений – дети с грубым органическим поражением ЦНС направляются в дошкольные учреждения для детей с нарушениями интеллекта.

В условиях детского сада для детей с задержкой психического развития диагностическая группа может формироваться как разновозрастная, основным показателем является уровень психического и речевого развития ребенка (могут приниматься дети от 2,5 до 3,5 лет). Количество детей в группе – 6 человек.

На первый план в работе с детьми раннего возраста выдвигается изучение динамики развития при целенаправленном обследовании и на основе постоянных наблюдений в процессе коррекционной работы.

Дети, поступающие в специализированную группу, отличаются целым рядом особенностей.

Как правило, это соматически ослабленные дети, отставшие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций (функции передвижения собственного тела в пространстве), на момент обследования выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям.

Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, вступают в деловое сотрудничество со взрослыми и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач.

Дети практически не владеют речью – пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, он диапазон возможностей ребенка к активному использованию фразовой реи значительно сужен.

Преимущественно манипулирует предметами, но им знакомы и некоторые предметные действия – они адекватно используют дидактические игрушки, хотя способы выполнения соотносящихся действий несовершенны, детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. В отличие от умственно отсталых дошкольников, дети принимают и используют помощь взрослого.

Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обусловливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки, могут затрудняться в процессе одевания.

С учетом перечисленных выше особенностей определены следующие программные задачи:

- Совершенствование двигательных функций , что предполагает необходимость развития общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков.

В тесной взаимосвязи с развитием движений осуществляется сенсорное воспитание , направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.

Решение двух вышеназванных задач осуществляется на базе предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста (от 1 до 3 лет). Важно не только совершенствовать зрительно-моторную координацию, необходимо побуждать детей к решению наглядных зада в дидактических играх и в быту, развивая наглядные формы мышления.

Развитие ребенка раннего возраста происходит в активном взаимодействии со взрослым, поэтому очень важно формировать у детей навыки эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми и сверстниками .

Основными средствами коммуникации являются речевые средства, важнейшим аспектом работы с маленькими детьми является целенаправленное развитие речи , ее функций.

Содержание коррекционной работы и ее основные этапы, условно обозначенные как «Ступеньки развития», которые можно соотнести с периодами обучения.

В течение первого месяца пребывания ребенка в диагностической группе проводится углубленное комплексное обследование с целью определения уровня развития ребенка.

В дальнейшем занятия проводятся индивидуально или дети объединяются в подгруппы по 2-3 человека.

Главной особенностью коррекционной работы является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предполагает:

Диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения;

Обратную связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка и консультирования семьи;

Взаимодействие с врачами-специалистами, особенно невропатологом и психоневрологом, с целью контроля за состоянием здоровья ребенка и оказания своевременной медицинской помощи;

Построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

Занятия интегративного характера, что предполагает возможность решения нескольких разноплановых зада в рамках одного занятия;

Индивидуально-дифференцированный подход: в рамках одного общего задания могут совпадать целевые установки, но способы выполнения задания каждым ребенком могут быть различными в зависимости от его нарушений, наиболее выраженных у каждого ребенка;

Построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;

Использование игровой мотивации на всех занятиях;

Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния детей в данный день, но не более 15-20 минут;

Необходимость преемственности в работе воспитателя, логопеда и дефектолога: на аналогичном материале, в рамках одной темы каждый из специалистов решает общие и специфические задачи.

Условно на прохождение каждой ступеньки отводится два месяца. Сроки могут изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

1. Развитие общей мелкой моторики. Формирование элементарных графомоторных навыков

1 ступенька

Совершенствование двигательных функций ребенка происходит на основе подражания взрослому и действий с предметами, поэтому необходимо:

Развивать праксис позы при имитации отдельных движений взрослого (в плане общей моторики: присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой и т.п.);

Нормализовать состояние тонуса мелких мышц, с этой целью можно использовать массаж пальцев и кистей рук в играх с грецким орехом, попеременно с холодной и горячей водой (аналогично с кубиком льда), с тестом, глиной;

Побудить интерес к изобразительной деятельности, познакомить с бумагой и различными изобразительными средствами: рисование пальчиком и ладошкой, нанесение цветовых пятен. При этом следует учить детей правильной посадке, не принуждать ребенка к деятельности, если он утомлен и не проявляет к ней интереса.

2 ступенька

В плане общей моторики формировать более сложные навыки:

Учить имитировать более сложные действия: ходьба, прыжки, наклоны, подражать действиям с предметами: переносить, переставлять, перекладывать и т.п.;

Развивая моторику рук, важно совершенствовать хватательные движения, учить захватывать большие предметы двумя руками, а маленькие – одной рукой, закреплять различные способы хватания: кулаком, щепотью;

При выполнении соотносящих действий в дидактических играх развивать точность движений рук, зрительно-моторную координацию;

Учить правильному захвату карандаша, стимулировать ритмические игры с карандашом и бумагой, учить выполнять свободные дугообразные, а также кругообразные движения рукой «Каляки-маляки», «Клубок», «Тучка», «барашек»), при этом сначала ребенок пассивно участвует в совместной со взрослым деятельности (взрослый водит рукой ребенка), а затем выполняет движения самостоятельно.

3 ступенька

Развивать праксис позы при подражании движениям взрослого, конструирование образов при помощи пальцев и кистей рук (пальчиковая гимнастика, простейшие позы: «кулачок», «крыша», «стульчик»);

Закреплять умение захватывать предмет щепотью и использовать указательный тип хватания (двумя пальцами: указательным и большим), с этой целью можно предлагать детям дидактические игры на переноску, перекладывание и сортировку мелких предметов, нанизывание на стержень, игры с крупной мозаикой, конструктором);

Развивать движения кистей рук (особенно полезны упражнения на релаксацию «Погладим котенка», «Маляр», «Полощем белье»); упражнения такого типа следует чередовать с динамическими («Кулак – ладошка – кулак»);

Учить продевать гибкий шнурок в отверстие, обучать застегиванию пуговиц (на специальных пособиях);

Учить изображать точки заданной яркости, располагать их с различной частотой, учить изображать вертикальные и горизонтальные линии, затем вести линию в разных направлениях. (При этом целесообразно использовать приемы копирования, ободки, рисования по опорам, рисования по ограниченной поверхности, произвольное рисование линий с игровой мотивацией, дорисовывание по опорным точкам, раскрашивание листа без ограничения поверхности в разных направлениях).

4 ступенька

Учить выполнять серию движений по подражанию (в плане общей и мелкой моторики);

Развивать навыки застегивания (пуговиц, кнопок, «липучек») и шнуровки;

Учить элементарным выразительным движениям руками в пальчиковых играх – драматизация («Идет коза рогатая», «Пальчик-мальчик, где ты был?»);

Учить выполнять действия с предметами, ориентируясь на словесную инструкцию (Если дети хорошо усвоили движение или действие, полезно использовать инструкции наоборот, противоречащие показу: педагог говорит: «Коза», а показывает кулачок, а ребенок должен действовать по инструкции);

Учить изображать ломаные, волнистые и дугообразные линии, учить при закрашивании листа выполнять движения в одной плоскости.

2. Сенсорное восприятие

2.1. Развитие зрительного восприятия

1 ступенька

Развитие сенсорно-перцептивной деятельности на первой ступени предполагает решение следующих задач:

Стимулировать ориентировочную активность, привлекая внимание ребенка к предметам и явлениям, обеспечивая мотивацию;

Совершенствовать навык фиксации взгляда на объекте, сосредоточения, прослеживания за его перемещением в малом пространстве;

Развивать способность узнавать предметы обихода и игрушки, по инструкции взрослого и показу выделять их в ряду разнородных объектов, находить идентичные (инструкция типа: «Дай игрушку», «Покажи мячик», дидактические игры с парными игрушками – выбор из двух предметов);

Развивать зрительное внимание и зрительную память, при наблюдении за двумя объектами (игры типа «Где мышка?», «Куда убежал зайка?»). При этом объекты перемещаются на глазах ребенка.

2 ступенька

К сенсорно-перцептивной деятельности предъявляются более серьезные требования, поэтому необходимо:

Выработать навык идентификации объектов на основе целостного восприятия без анализа признаков и свойств (ребенок выполняет инструкции типа: «Дай такую же игрушку». «Найди одинаковые мячики», взрослый комментирует действия ребенка и подводит итог: «Правильно, это одинаковые мячики, у тебя такой же как мой»);

Учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке;

Учить различать два объекта по недифференцированному признаку величины (большой - маленький);

Развивать внимание и память, учить прослеживать за движением и перемещением предметов по отношению к другим объектам. Например, педагог предлагает ребенку: «Посмотри на игрушки. Покажи куклу. Покажи мишку. Закрой глазки», - в это время педагог меняет местоположение игрушек. Ребенок открывает глазки и его просят: «Возьми куклу. Посади ее на место»;

Развивать способность к целостному восприятию объектов, работа с разрезными картинками без фона из двух частей;

Развивать пространственные ориентировки, прежде всего ребенка следует учить ориентировке в собственном теле по подражанию: «Покажи, где у тебя головка, ручки, ножки». Аналогично ребенок узнает части тела при предъявлении куклы.

3 ступенька

Формирование зрительного восприятия на данном этапе происходит за счет обучения детей дифференциации предметов по форме и идентификации предмета и формы образца-эталона. Решаются следующие задачи:

Учить выполнять инструкцию «Дай такую же фигурку», побуждая к практическому примериванию, сличению. Взрослый сопровождает действия ребенка речью, обобщает их, прибегая к «опредмечиванию»: «Молодец, у меня окошко (квадрат) и у тебя, они одинаковые». Для практического ознакомления с формой используются «Доска Сегена», коробка форм («Почтовый ящик»), а затем плоскостные матрицы – трафареты и вкладыши к ним в виде предметных изображений и геометрических фигур;

Следует учить воспринимать предметы, дифференцируя их по количеству: один-много;

Учить собирать разрезные картинки без фона, развивая целостное восприятие;

Совершенствовать ориентировку в собственном теле, а также частях тела другого человека, куклы, игрушечных животных («Покажи, где у зайки ушки, лапки, хвостик») и их изображениях.

4 ступенька

Ставится новая задача – формировать зрительный гнозис, в частности, навык идентификации предметов по признаку цвета (красный, желтый, синий). Если ребенок быстро осваивает представления, добавляется зеленый цвет. На этом этапе решаются задачи:

Учить выполнять инструкции типа: «Дай такую же ленточку», ориентируясь на цвет предметов. Взрослый учит ребенка приемам практического примеривания (прикладывания), комментирует и обобщает его действия: «Правильно, у меня красная ленточка и у тебя, смотри: они одинаковые – красные». На данном этапе от ребенка не требуется названия цвета и нахождения предмета по указанию признака цвета. Используются дидактические игры типа: «Спрячь мышку», «Подбери платье для куклы», «Закрой кастрюльку»;

Учить восприятию предметов по количественным признакам: один-много, один-два. Ребенок выполняет инструкции: «дай один, покажи, где много», «Дай столько же (один, два)» и т.п;

Развивать оптико-пространственные функции в играх с разрезными картинками (изображение на карточке с белым фоном);

Совершенствовать восприятие формы в играх на подбор объемных геометрических тел и плоскостных фигур более сложной конфигурации (звездочка, овал, многоугольник);

Упражнять в восприятии формы в играх с дидактическими игрушками: пирамидкой, матрешкой, матрицами;

Развивать пространственный гнозис в конструировании по подражанию и образцу (используется настольный строительный материал, а также арифметические палочки, из которых ребенок складывает простые фигуры);

Формировать пространственные ориентировки в координатах вверху-внизу.

2.2. Развитие слуховых функций

1 ступенька

Развивать слуховое сосредоточение с использованием звучащих детских и музыкальных игрушке. Игры типа «Угадай, где погремушка?», при этом перед педагогом два экрана и за одним из них погремушка;

Развивать слуховое внимание и память: игра «Что звучит?» - за экраном производится звучание, а ребенок выбирает нужную игрушку из двух находящихся перед ним.

2. ступенька

Развивать слуховое восприятие при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2-3 звуков), учить узнавать на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражания взрослого: «Чу-чу-чу» - что это едет?», «Би-би» - а это что?», «Кто тебя зовет – «мяу»?»

3 ступенька

Развивать умение узнавать и различать неречевые звучания в ряду из 3-4 сигналов;

Узнавать и различать гласные звуки «А», «О», «И»: «Мама поет песенку, качает дочку: «А-а-а», «Кто поет, покажи картинку?», «Кукла плачет: «О-о-о», пароход гудит: «У-у-у», мышка пищит: «И-и-и»;

Развивать ориентировку на громкость и длительность звучания в играх. Например, ребенок должен найти игрушку, ориентируясь на громкость звучания барабана (громко-близко, тихо-далеко). Другой вариант – дети встают в круг и за спиной передают друг другу колокольчик, водящий должен найти игрушку. «Что гудит?» (в зависимости от громкости? Громко гудит большой пароход, тихо – маленький).

4 ступенька

Ориентировка в звучании музыкальных инструментов: дудочка, колокольчик, бубен, барабан, металлофон;

Учить воспринимать и воспроизводить итеративный ритм (ритм повтора, звуки предъявляются с одинаковыми временными промежутками) не более двух сигналов. Ребенку предлагают похлопать, простучать в бубен, барабан (при визуальном контроле и без него, когда педагог произносит звучание за ширмой);

Учить ориентироваться на высоту, силу, тембр голоса: «Кто мяукает – большой кот или маленький котенок, большая или маленькая дудочка играет?», «Кто тебя зовет – большой мишка или маленький: «Ау?».

Учить с закрытыми глазами определять местонахождение источника звука;

Закреплять умение ориентироваться на звучание гласных звуков. По сигналу (А, О, У, И) выполнять те или иные действия;

Учить вслушиваться в интонации взрослого, реагировать на громкость звучания его голоса (громко, тихо, шепот).

3. Формирование предметной деятельности

1 ступенька

Пропедевтический период предполагает решение следующих задач:

Развивать сомато-сенсорный гнозис в играх на локализацию прикосновения. Например, ребенку предлагают: «Поймай ксику». Ребенок закрывает глаза, а взрослый касается игрушкой ножки, коленки, головки ребенка. Ребенок должен поймать киску;

Развивать зрительно-двигательную координацию, учить действиям хватания, ощупывания, перемещения предметов (сначала допускаются совместные движения, затем ребенок выполняет их самостоятельно);

Более сложные задания предполагают обучение орудийным действиям с предметами, имеющими фиксированное значение: ложкой, чашкой, совком, ведерком, лейкой.

2 ступенька

Совершенствовать хватание щепотью, указательным и большим пальцем в играх на сортировку, переноску;

Учить выполнять некоторые соотносящие действия в играх с вкладышами, кастрюльками, пирамидками, побуждать к ориентировке в величине;

Учить совмещать фигурку с прорезью, действовать последовательно, целенаправленно, поддерживать предмет другой рукой, упражнять в согласовании движений обеих рук (используются доска Сегена, матрицы);

Упражнять в захватывании и переноске предметов, разных по величине и форме («Собери мячики», «Собери кубики, колечки, палочки»);

Учить орудийным действиям с использованием вспомогательных средств или орудий в проблемных ситуациях: «Достань конфету», «Достань игрушки из банки», и т.п.

3 ступенька

Развивать тактильный гнозис, учить ощупывать предмет, обводить пальцем по его контуру;

Развивать стереогноз, упражнять в узнавании предметов на ощупь, разных по величине и форме (мяч, киска, палочка). Можно предлагать игры с «чудесным мешочком»: «Найди свою игрушку», «Чей платочек?»; игры с «Почтовым ящиком» на ощупь;

Учить на ощупь ориентироваться в фактуре предмета;

Совершенствовать соотносящие действия в играх с пирамидкой, матрешкой. Учить собирать пирамидку из 3 колец с учетом величины, разбирать и складывать 2-составную матрешку;

Учить соотносить пары предметов по величине, например, подобрать разным по величине куклам посуду, одежду, мебель;

Совершенствовать орудийные действия в проблемных ситуациях: «Протолкни шарик», «Почини машину»;

Обучать изготовлению простейшего орудия или вспомогательного средства: вместо совка использовать дощечку, вместо стула – куб, с помощью педагога связать две веревочки, чтобы развесить кукольное белье и т.д.;

Совершенствовать зрительно-моторную координацию, закреплять навыки обследования предмета: ощупывание, обведение контура пальцем. Взрослый комментирует и обобщает действия ребенка, называя крупные и мелкие детали предмета, их величину и форму;

Учить узнавать предметы по обводящему движению руки и показывать их;

Учить рисовать пальчиком на столе и в воздухе контур круга, квадрата;

Развивать конструктивный праксис: воспроизводить простейшие постройки по подражанию и образцу.

4 ступенька

Совершенствовать тактильный гнозис: учить различать температурные свойства (холодный, горячий, теплый);

Учить практическому различению на ощупь особенностей фактуры (гладкий, твердый, пушистый, мягкий), находить в «чудесном мешочке» парные предметы по фактуре, по величине;

Закреплять навыки конструирования по подражанию и по образцу;

Совершать соотносящие и орудийные действия в играх с предметами;

Обучать предметно-игровым действиям: покатай машину, прокати куклу, покорми зайца, укачай куклу.

4. Формирование коммуникативных навыков

1 ступенька

Установить эмоциональный контакт с ребенком, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи игрушку»;

Создавать теплую эмоциональную атмосферу, вызывать положительное эмоциональное отношение к ситуации пребывания в детском саду, учитывать индивидуальные особенности детей. На первых порах можно предложить гибкий режим посещения группы, приносить любимые игрушки, находиться в группе вместе с мамой;

Развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;

Учить выполнять упражнения, подражая движениям взрослого;

Формировать у детей образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком);

Вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в подвижных играх, забавах, хороводах и музыкальных играх;

Учить приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми группы.

2 ступенька

Закреплять желание и готовность к совместной со взрослым деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком);

Учить подражать выразительным движениям и мимике взрослого, изображая мишку, зайку, птичку и т.д.;

Упражнять в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос;

Понимать жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест и т.п.), сочетающиеся со словесной инструкцией и без нее;

Учить узнавать себя и своих близких на фотографиях. Целесообразно, чтобы каждый ребенок принес маленький альбом с такими фотографиями;

Объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (покатать друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно ведерко).

3 ступенька

Учить совместной со взрослым деятельности во время индивидуальных занятий, в играх, в быту;

Побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т.п.;

Учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот – зевнуть, вытянуть губы – подуть, показать язычок – «а-а-а» - не болит ли горлышко;

Побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх: лиса крадется, петушок гордо шагает, зайка прыгает;

Учить узнавать себя, своих близких, педагогов на фотографиях;

Организовывать «Игры рядом», побуждая детей к взаимодействию: передать игрушку, выполнить совместные действия – построить башню, поочередно ставя кубики один на другой.

4 ступенька

Расширять диапазон совместной со взрослыми деятельности в играх с элементами сюжета «Оденем куклу», «Накормим зверят», «Построим дом»;

Использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора (песенок, потешек), совершенствовать навыки выразительных движений;

Развивать артикуляционный праксис в играх на подражание;

Учить узнавать сверстников из группы на фотографиях, рассматривая совместные фотографии: «Наши праздники». «Мы гуляем».

Объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом» и т.п.;

Учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.

5. Развитие речи

1 ступенька

Развивая импрессивную сторону речи, следует стремиться к решению следующих задач:

Ребенок должен понимать и соотносить слово со знакомыми предметами обихода, игрушками, действиями;

Учить понимать элементарные однословные инструкции: «Дай». «Возьми», «Иди» и т.п. и вопросы «Кто это?», «Где?», «Что?»;

Учить вслушиваться в речь взрослого, реагировать на обращение по имени.

В экспрессивной речи формируется простейшая лексика на материале звукоподражаний. Ребенок подражает взрослому в произношении гласных: «А-а-а» - поет мама»; «Уа-уа» - плачет малыш» и т.п.;

Следует побуждать ребенка произносить имеющиеся лепетные слова по отношению к определенному предмету.

2 ступенька

В плане развития фонематических процессов учить вслушиваться в неречевые и речевые звуки, подражать им.

Лексика

Совершенствовать навыки звукоподражания: «Ау», «Уа», «Ту-ту», «Бум-бум»;

Обогащать импрессивную и экспрессивную речь, формировать понимание существительных – названий частей тела: рука, нога, голова, нос, глаза и т.д. и частей тела животных: лапа, хвост, уши и т.д.;

Учить понимать и выполнять инструкции: найди, покажи, дай, назови, принеси, подними, открой, закрой; понимать прилагательные: дай большой, дай маленький мяч; местоимения: я, ты, мой, твой, такой;

В активном словаре учить употреблять существительные в именительном падеже единственного числа; глаголы в единственном числе настоящего времени и повелительного наклонения; притяжательные местоимения: мой, моя; личные местоимения: у меня, у тебя, у него;

Побуждать к построению грамматических конструкций, заканчивая фразу педагога звукоподражанием: киска мяукает «мяу», машина гудит «би-би», собачка лает «гав-гав»;

Закреплять умение выполнять простые конструкции.

3 ступенька

Фонетико-фонематическое развитие:

Повторять звукосочетания гласных, подражая артикуляции взрослых: А, У, И, АУ.

В импрессивной речи:

Узнавать предметы по их названию: игрушки, части тела, предметы одежды, предметы туалета, домашнего обихода, природные явления (дождь, снег, солнышко), названия животных. Пассивный глагольный словарь должен включать названия действий, совершаемых самим ребенком с близкими людьми, животными;

Учить выполнять по инструкции действия с хорошо знакомыми предметами. При этом взрослый комментирует действия ребенка, подводит им итог, побуждает к этому самого ребенка.

В экспрессивной речи:

Учить употреблять слова, простые послоговой структуре (1 и 3 классов слоговых структур по А.К. Макаровой), названия родных людей, их имен, названия игрушек, их изображений, названия предметов обихода, явлений природы, при этом допустимы искажения звукопроизносительной стороны;

Побуждать к высказыванию просьб(«Дай»,»Еще», «Покажи»), выражению своего состояния, потребностей (глаголами: «Не хочу», «Пойду гулять» и междометиями: «Ах», «Ну», «Вот»);

Учить активно использовать звукоподражания животным, транспорту, музыкальным инструментам («Мяу», «Ав-ав», «Би-би», «У-у-у», «Ду-ду», «Бам-бам»);

Учить в импрессивной и экспрессивной речи использовать существительные в форме винительного падежа единственного числа в значении объекта («Кушай кашу», «Одень куклу») и во множественном числе в именительном падеже;

Учить понимать существительные в форме дательного падежа в значении лица («Дай мне куклу», «Покажи маме мячик»);

Словарь расширяется за счет понимания и употребления глаголов в единственном числе повелительного наклонения и 1 и 3 лица единственного лица настоящего времени изъявленного наклонения; прилагательных, обозначающих величину (большой-маленький) в начальной форме.

В плане формирования синтаксической стороны речи:

Учить в импрессивной речи понимать, а в экспрессивной воспроизводить по подражанию двусоставные нераспространенные предложения («Я иду». «Собачка лает»), распространять фразу за счет звукоподражаний («Киска мяукает «мяу»);

Учить понимать и выполнять двухступенчатые инструкции («Подойди ко мне и возьми куклу»);

Понимать двухсловные сочетания с прилагательным («серый зайка»), наречиями («громко плачет», «тихо пищит»).

4 ступенька

Развитие фонематических процессов:

Совершенствовать ориентировки в речевых и неречевых звучаниях;

Учить подражать произнесению гласных (А, У, И, О), сочетаний гласных (УА, АУ, ИА);

Учить вслушиваться в звучание согласных (П, Б, М, В, Ф, Т,Д, Н, К, Г, Х), соотносить с показом определенных предметов, в названии которых слышится звук.

Мы рады помочь Вам и Вашим детишкам!

Айгуль Валиева
Песпективный план индивидуальной работы во второй группе раннего возраста

Дни недели

Месяцы Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Сентябрь деятельности : свободное рисование Развитие мелкой моторики : настольная игра «Мелкая мозайка» Развитие речи : повторение потешек Развитие движений : попади в цель Сенсорное развитие :настольная игра «Разложи по цвету цветные крышки в ячейки»

Развитие художественно-творческой деятельности : свободное рисование (учить правильно держать карандаш) Развитие мелкой моторики : настольная игра (закручивание крышек – панно «Цветы» ) Развитие речи : повторение стихов А . Барто Развитие движений :

бросание мяча в цель Сенсорное развитие : палочки Кюизенера (складываем квадрат из красных палочек)

Развитие художественно-творческой деятельности : свободное рисование (учить правильно держать карандаш) Развитие мелкой моторики : шнуровка «Ежик» Развитие речи : речевая игра «Громко-тихо» Развитие движений : игра с мячом «Бросай-лови» Сенсорное развитие : разложи кубики в коробки по размеру

Развитие художественно-творческой деятельности : свободное рисование (учить правильно держать карандаш) Развитие мелкой моторики : нанизывание бусинок Развитие речи : пальчиковая игра «Коза» Развитие движений развитие : палочки Кюизенера

«Домик для куклы»

Октябрь Развитие художественно-творческой деятельности : «Спрячь картинку» (рисование прямых линий) Развитие мелкой моторики : шнуровка

«Ежик» Развитие речи : повторение потешек Развитие движений : попади в цель Сенсорное развитие : настольная игра разложи цветные крышки в ячейки

Развитие художественно-творческой деятельности : «Спрячь картинку» (рисование прямых линий) Развитие мелкой моторики : «Солнышко просыпается» (игра с прищепками) Развитие речи : повторение потешек Развитие движений : катание мяча Сенсорное развитие : разложи шарики по цвету в коробки

Развитие художественно-творческой деятельности : «Колесики для машины» Развитие мелкой моторики : игра с пирамидкой Развитие речи : рассказывание стихотворения А. Барто «Лошадка» Развитие движений : проползи под столом Сенсорное развитие : разложи предметы на группы по форме

Развитие художественно-творческой деятельности : «Колесики для автобуса» (рисование замкнутых округлых линий) Развитие мелкой моторики речи : пальчиковая игра «Сорока-белобока» Развитие движений : попади мячиком в цель Сенсорное развитие : палочки Кюизенера «Домик для собачки»

Ноябрь Развитие художественно-творческой деятельности : «Веселые ладошки» (отпечаток ладошки) Развитие мелкой моторики : нанизывание бусинок на шнурок Развитие речи : пальчиковая игра «Сорока-белобока» Развитие движений : попади мячиком в цель Сенсорное развитие : «Веселые ладошки» (закрепление)

Развитие художественно-творческой деятельности моторики : настольная игра «Золушка» (перебираем семена) Развитие речи : дидактическая игра «Кто как кричит?» Развитие движений : упражнение «Через ручеек» Сенсорное развитие : разноцветные колечки

Развитие художественно-творческой деятельности : рисование пальчиком на крупе Развитие мелкой моторики : собираем маленькую пирамидку Развитие речи : упражнение на звукоподражание Развитие движений развитие : дид. игра «Разложи по цвету»

Развитие художественно-творческой деятельности : рисование пальчиком на крупе Развитие мелкой моторики : собираем большую пирамидку Развитие речи : дидактическая игра «Кто как кричит?» Развитие движений : катание мяча в ворота Сенсорное развитие : дид. игра «Разложи по размеру»

Декабрь Развитие художественно-творческой деятельности : «Украшаем елку» Развитие мелкой моторики : игры с счетными палочками Развитие речи : речевая игра «Часики тикают» Развитие движений развитие :

Дид. игра «Где же мишка?» (расположение объекта в пространстве)

Развитие художественно-творческой деятельности : «Салют» (рисование пальчиками и краской) Развитие мелкой моторики : настольная игра «Золушка» (перебираем семена) Развитие речи : речевая игра «Громко-тихо» Развитие движений : «Бросай-лови» (игры с мячом) Сенсорное развитие :

Игра «Собери целое»

(сборно-разборные игрушки)

Развитие художественно-творческой деятельности : «Дорога для машины» Развитие мелкой моторики : игры с мозайкой Речевое развитие движений : прыжки на двух ногах с продвижением вперед Сенсорное развитие :

Дид. игра «Круглое и квадратное» (развитие осязания)

Развитие художественно-творческой деятельности : «Тропинка для куклы» (рисование горизонтальных линий)

Развитие мелкой моторики : «Снег идет» (игры с прищепками) Речевое развитие : разучивание стихов к новому году Развитие движений : катание мяча в парах Сенсорное развитие :

Игра «Прячем руки в крупу» (развитие осязания)

Январь Развитие художественно-творческой деятельности : «Палочки для флажков» Развитие мелкой моторики : настольная игра «Шнуровка» Речевое развитие : рассматривание картинок (домашние животные, ответы на вопросы Развитие движений : катание мяча между кеглями Сенсорное развитие :

Развитие художественно-творческой деятельности : «Нитки для шариков» (рисование вертикальных линий) Развитие мелкой моторики : рассортировать фасоль на белую и цветную Речевое развитие движений : прыжок в длину Сенсорное развитие : рассортировать фасоль на белую и цветную

Февраль Развитие художественно-творческой деятельности моторики : шнуровки, застежки Речевое развитие : пальчиковая гимнастика Развитие движений : ползание по скамейке Сенсорное развитие : дид. игра «Найди такой же»

Развитие художественно-творческой деятельности : рисуем ладошками Развитие мелкой моторики : застежки Речевое развитие : рассматривание картинок диких животных, ответы на вопросы Развитие движений : бросание мяча в корзину Сенсорное развитие : дид. игра «Найди такой же»

Развитие художественно-творческой деятельности моторики : сортировка семян арбуза и дыни Речевое развитие : повторение знакомых потешек Развитие движений развитие : сортировка семян арбуза и дыни

Развитие художественно-творческой деятельности : рисование с помощью штампа Развитие мелкой моторики : сортировка бусинок Речевое развитие : заучивание стихов о папе Развитие движений : прокати мяч Сенсорное развитие : игры с мозаикой «Собери цветок»

Март Развитие художественно-творческой деятельности моторики : собираем колечки Речевое развитие движений : перешагивание через кубики Сенсорное развитие : мозаики, вкладыши

Развитие художественно-творческой деятельности : рисование ватными палочками Развитие мелкой моторики развитие : разучивание стихов о маме Развитие движений : сбивание кеглей мячом Сенсорное развитие : крупная мозаика

Развитие художественно-творческой деятельности моторики : игры со счетными палочками Речевое развитие : рассказывание сказки «Репка» Развитие движений : перешагивание через предметы Сенсорное развитие : геометрические вкладыши

Развитие художественно-творческой деятельности : рисование ватными дисками Развитие мелкой моторики : пальчиковая игра Речевое развитие : заучивание наизусть «Травка зеленеет» Развитие движений : прыжки на двух ногах Сенсорное развитие : классификация по цвету

Апрель Развитие художественно-творческой деятельности моторики : пальчиковая игра Речевое развитие : рассказывание сказки «Репка» Развитие движений : бросание и ловля мяча двумя руками Сенсорное развитие : дид. игра «Чудесный мешочек» (определение предмета)

Развитие художественно-творческой деятельности : рисование пальчиком по крупе Развитие мелкой моторики : вкладыши Речевое развитие : потешки о весне Развитие движений : перешагивание через скамейку Сенсорное развитие : дид. игра «Чудесный мешочек» (определение предмета)

Развитие художественно-творческой деятельности : учить правильно работать с кисточкой Развитие мелкой моторики : пальчиковые игры Речевое развитие : потешки о весне Развитие движений : перепрыгивание через кубик Сенсорное развитие : дид. игра «Чудесный мешочек» (определение формы)

Развитие художественно-творческой деятельности : учить правильно работать с кисточкой Развитие мелкой моторики развитие : рассказывание сказки «Курочка Ряба» Развитие движений : прыжки на одной ножке Сенсорное развитие : дид. игра «Чудесный мешочек» (определение формы)

Май Развитие художественно-творческой деятельности : учить правильно работать

моторики : игра «Золушка» Речевое развитие движение : бросание и ловля мяча Сенсорное развитие : дид. игра «Чудесный мешочек»

Развитие художественно-творческой деятельности : учить правильно работать с кисточкой и краской Развитие мелкой

моторики : игра «Золушка» (перебираем пуговицы, бусинки) Речевое развитие : упражнения на звукоподражание Развитие движений : катание обруча Сенсорное развитие : дид. игра «Чудесный мешочек» (определение качества предмета)

Развитие художественно-творческой деятельности моторики : пальчиковая гимнастика Речевое развитие : рассматривание картинок транспорта, ответы на вопросы Развитие движений : ползание к цели Сенсорное развитие : игра «Наполни кувшин» (определение количества сыпучего материала)

Развитие художественно-творческой деятельности : рисование на мокрой бумаге Развитие мелкой моторики : пальчиковая гимнастика Речевое развитие : рассматривание картинок одежды, ответы на вопросы Развитие движений : хождение по скамейке Сенсорное развитие :

Игра «Собираем шишки» (умение различать количество предметов)



Похожие статьи