Основные элементы структуры деятельности в психологии. Психологическая структура деятельности

Министерство образования и науки Украины

Донецкий национальный технический университет

Кафедра социологии

Контрольная работа

По курсу «Психология и педагогика »

Вариант 22

Выполнила:

Рашина Виктория Андреевна

Студентка I курса

Заочного факультета

Гр. ОАзск-10, шифр № 97822

Донецк – 2010

План

1.Понятие и структура деятельности.

2.Способности: понятие, виды.

3. Отношение родителей и детей как психологическая проблема.

1.Понятие и структура деятельности.

Основное, чисто внешнее отличие живой материи от неживой, высших форм жизни от низших, более развитых живых существ от менее развитых заключается в том, что первые гораздо более подвижны и активны, чем вторые. Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Элементарные, простейшие живые существа гораздо более активны, чем самые сложно организованные растения. Это относится к разнообразию и скорости движений, возможности перемещаться в пространстве на различные расстояния. Простейшие могут жить только в водной среде, земноводные выходят на сушу, червеобразные живут на земле и под землей, птицы поднимаются в небо. Человек способен создать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара (а в последние годы и вне Земли). Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности.

Активность растений практически ограничена обменом веществ с окружающей средой. Активность животных включает элементарные формы исследования этой среды и изучение. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически - обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы.

Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.

Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Деятельность человека принципиально отличается от активности животных и в другом отношении. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это - потребности в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствовании и другие.

Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных, - умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески пользоваться предметами домашнего обихода (вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло, зубная щетка, карандаш, бумага и т.п.), различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных.

Система движений, совершаемых животными, обусловлена анатомо-физиологическим устройством организма. С предметами человеческой материальной культуры (книга, карандаш, ложка и т.п.) животные обращаются гак, как если бы они были обычными природными предметами, без учета их культурного назначения и способа употребления людьми. У человека сами движения рук и ног преобразуются, подчиняясь правилам культуры использования соответствующих предметов, т.е. становятся искусственными, более совершенными и социально обусловленными.

Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет. Если бы его деятельность, так же как и активность животных, носила в основном потребительский характер, то нескольким десяткам поколений людей не удалось бы за исторически сравнительно короткий срок достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры. Все это - благодаря деятельностному характеру человеческой активности.

Итак, главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:

1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека - на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это - производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход - экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

2.Способности: понятие, виды.

Способности можно определить как устойчивые психологические свойства людей, которыми они отличаются друг от друга и от которых зависят их успехи в различных видах деятельности. Способный к чему-либо человек - тот, который хорошо умеет делать соответствующее дело, причем так, что это получает высокую оценку со стороны большинства окружающих людей. Неспособный - человек, который не в состоянии что-либо делать или делает это плохо, на низком уровне. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что понятие о способностях является относительным и социально обусловленным. Если среди людей установлены четкие критерии хорошего выполнения некоторой деятельности, то способным называют такого человека, чья деятельность соответствует этим критериям или превосходит их. Напротив, неспособным называют человека, чья деятельность этим критериям не соответствует. Понимание способностей человека, которое характерно для современной психологии, сложилось не сразу. В разные исторические эпохи и в различные периоды развития психологии под способностями понимали различные вещи. В самом начале накопления психологических знаний, с древнейших времен и до XVII в., способностями души назывались все возможные психологические качества, присущие человеку. Это было наиболее широкое и неопределенное понимание способностей, в котором не выделялась специфика способностей как таковых на фоне других психологических свойств человека. Когда было доказано, что не все способности являются врожденными, что их развитие зависит от обучения и воспитания, способностями стали называть лишь такие психологические свойства, которые человек приобретает в процессе жизни. Это произошло в XVIII - XIX вв. Окончательное современное представление о том, что такое способности и чем они отличаются от других психологических свойств человека, сложилось лишь в XX в. Наряду с понятием «способности» в научный оборот вошли такие понятия, как задатки, одаренность, талант и гениальность.

У человека имеется множество различных способностей, которые делятся на следующие основные группы: природно - обусловленные (иногда их не совсем верно именуют врожденными) и социально обусловленные способности (иногда их также и вполне справедливо называют приобретенными), общие и специальные способности, предметные и коммуникативные способности. Рассмотрим каждую из названных групп способностей в отдельности.

Природно обусловленные - такие способности, для которых, во-первых, необходимы хорошие врожденные задатки, во-вторых, способности, которые в основном формируются и развиваются на основе таких задатков. Обучение и воспитание, безусловно, оказывают положительное влияние и на формирование этих способностей, однако конечный результат, который может быть достигнут в их развитии, существенно зависит от имеющихся у человека задатков. К примеру, если человек имеет с рождения высокий рост и неплохие задатки к развитию точных, координированных движений, то при прочих равных условиях он сможет добиться больших успехов в развитии своих спортивных способностей, связанных, например, с игрой в баскетбол, чем тот человек, который подобных задатков не имеет.

Социально обусловленными или приобретенными называются способности, формирование и развитие которых у человека гораздо больше зависит от его обучения и воспитания, чем от имеющихся у него врожденных задатков. Такими, например, являются организаторские способности, коммуникативные способности, способности, связанные с правильным поведением в обществе среди людей и многие другие. Приобретенными, или социально обусловленными, являются и высшие способности человека, связанные с выполнением различных видов профессиональной деятельности. Однако вопрос о зависимости их развития от организма или среды до сих пор остается открытым. Замечено, что при прочих равных условиях такие способности быстрее и лучше развиваются у одних людей, чем у других, что, по-видимому, свидетельствует о существовании врожденных задатков к развитию этих способностей. Вместе с тем, эти задатки до сих пор не изучены.

Общими обычно называют способности, которые могут развиваться и имеются практически у всех людей, будучи в различной степени развитыми у них. Кроме того, к числу общих способностей относят такие, при наличии которых человек может успешно справляться с многими различными видами деятельности. Общими в указанном смысле слова являются, например, умственные и двигательные способности человека.

Специальными называют способности, которые, во-первых, обнаруживаются не у всех, а только у некоторых людей, во-вторых, при наличии таких способностей человек может успешно справляться только со специальными видами деятельности и не справляться с другими видами деятельности. Специальных способностей у людей довольно много, и они составляют большинство человеческих способностей. Это, например, художественно-творческие, математические, лингвистические, инженерные, музыкальные и многие другие способности.

Предметными называют способности, которые проявляются в различных видах деятельности, связанных с неодушевленными предметами. Это может быть деятельность человека с реальными материальными предметами (их изгото­вление, ремонт), работа со знаковыми системами и различными символами (язык, научные символы, черчение и т.п.), манипулирование идеальными объектами (идеями, образами и т.п.).

Коммуникативные - это способности, которые проявляются в умениях и навыках общения с разными людьми в различных жизненных ситуациях. К их числу относятся, например, ораторские и организаторские способности, а также способности к убеждению, внушению, лидерству.

3. Отношение родителей и детей как психологическая проблема.

Проблема поколений не нами придумана, и не в наших силах ее разрешить. Она была, есть и будет – большая, упитанная и неразрешимая. Родители всегда стремятся навязать ребенку определенную линию поведения, которая наиболее соответствует их принципам и идеалам, но такая политика далеко не часто приводит к желаемому результату. Дети не могут во всем потакать родителям, так как каждый человек индивидуален и имеет право на свою точку зрения. Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и своих родителей. Самое большее, что мы можем сделать для сходства с ними – выбрать тот же путь в жизни. Иногда люди становятся военными, как их отцы, деды, прадеды. Некоторые идут по стопам своих предков и становятся врачами, музыкантами, математиками… Должно быть, это идеальный вариант для родителей, однако это далеко не частый случай.

Проблема взаимопонимания родителей и детей рождается на ранней стадии воспитания. Маленькие дети жаждут «качать права» не меньше, чем подростки. Правда, на этом этапе своей жизни они только пробуют «показывать зубки», как бы проверяя реальные границы дозволенного. И все их проявления свободолюбия сводятся к обыкновенному упрямству. Опасность этого периода «конфликта поколений» состоит в том, что нетерпеливые родители сводят все свои усилия по воспитанию к примитивному подчинению. И детей просто «ломают», дабы заставить их не капризничать, а в итоге - не иметь своего мнения. Помнится, как в детстве мне до безумия понравилась одна кукла, и я умоляла маму купить ее. Она не хотела, говоря: «у тебя и так игрушек полно». Ну неужели нельзя понять, что никакие больше игрушки не нужны, кроме этой кудрявой куклы в розовом платьице?! Как и у большинства детей дошкольного возраста, вслед за словом «нет» последовала истерика. В данном случае у родителя есть два метода борьбы: наказать и поставить в угол, сказав, что за подобное поведение никаких подарков не будет вообще, либо постараться объяснить, что ребенок обязательно получит желанную куклу в ближайший праздник, как и поступила моя мама. Однако нельзя всегда придерживаться одной реакции на поведение ребенка, иначе есть риск либо напугать и подавить, либо избаловать и тем самым стереть грань допустимого.

Затем ребенок идет в школу, и теперь уже взрослые пытаются заставить детей быть ответственными. Уроки, подготовка к различным школьным мероприятиям - все это теперь преимущественно детская забота. Родители же пытаются взять на себя роль строгого судьи, оценивающего конечный результат (двойка, выговор в дневнике, вызов в школу, или, наоборот - пятерка, грамота). Пока мы, дети, были в детском саду, родители пытались контролировать каждый наш шаг. Теперь будто в компьютере сменили программу: «ты теперь большой. Ты будешь мыть посуду, ходить за хлебом в магазин, самостоятельно делать уроки...» Проблема состоит в том, что для ребенка это не самый лучший момент для крещения самостоятельностью. Первые несколько лет в школе - это время, когда родителям нужно быть особенно внимательными, понимающими и терпеливыми для того, чтобы помочь ребенку построить новые отношения с учителями и одноклассниками. Причем очень важно постараться не быть опекающими, ведь это сделает из ребенка инфантила. Всем известно, что излишняя забота и опека редко приводит к хорошему результату: ребенок лишается возможности самостоятельно мыслить, принимать решения и добиваться поставленных целей без посторонней помощи. Слепая неразумная материнская любовь «забивает» ребенка, делает человека безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом. С самого детства родители делают все для него, приговаривая: «не волнуйся, мы решим проблему». Ему заявляют, что перенапрягаться не стоит, ибо у него не хватит сил, времени, опыта и знаний. Корни недоверия лежат в самом детстве: ножки слабые - упадет, ручки хилые – не удержит. А о том, что дети с возрастом по силе и опыту могут превосходить родителей, мало кто задумывается. Возможно ведь, что у тридцатилетнего Кирилла по-другому сложилась бы карьера, если бы он умел смело и решительно говорить «нет» и самостоятельно, без боязни принимать решения.

Заботой о детях родители, в том числе, прикрывают собственные интересы. Постоянные рассказы бабушек во дворе порождают страх остаться в одиночестве на старости лет. Поэтому надо сделаться незаменимым для ребенка. Родители тебе постоянно советуют, все их советы правильные, и без них жить ты не можешь. Поэтому ты должен жить с родителями и постоянно о них заботиться, потому что когда их не станет, у тебя не будет тылов и опоры. Из-за подобной воспитательной политики у подростков стремление доказать свою востребованность приводит к обратному эффекту. Ребенок начинает отдаляться, тем более что вечные охи и вздохи выводят из себя. Любое столкновение с родителями начинает вызывать раздражение. Тебе и не хочется, ты сам себя проклинаешь за подобные мысли, но слушать перепев одной и той же песни на разный мотив сил уже нет. А тебя обвиняют в бездушности.

Все же главным стержнем проблемы «отцов и детей» остается одна и та же вещь: стремление к свободе. Подростковый возраст – возраст, когда желание свободы превышает все дозволенные «нормативы». Хочется жить на полную катушку, получая максимум впечатлений, пока есть силы и возможности. Таково мнение большинства молодежи. Но разве оно не имеет права на существование? Разве оно не справедливо? В ответ на это часто слышатся упреки, что молодые безответственны и не думают о будущем. Но родители, неужели вы забыли свою молодость? Да, она прошла самодеятельно и в общественной работе, и у вас не было таких возможностей. Так почему молодое поколение должно отказываться от радостей для себя, и заслуживает только обвинения в эгоизме?

Постоянно давая советы и читая нотации детям, родители забывают о том, что у ребенка может быть собственное мнение. А если ребенок еще и не стесняется высказывать это мнение, противоречащее «идеалу», это неизбежно ведет к конфликтам и непониманию. Дело заключается лишь в том, как сами родители отнесутся к данным конфликтам, сумеют ли они понять ребенка и помочь ему, направить его в нужную сторону гибко, и безо всякого давления. Конечно, глупо утверждать, что обвинения старших в эгоизме, лени и бездействии беспочвенны, скорее даже наоборот. Проблема в том, что большинство подростков неправильно понимают выражение «жить сегодняшним днем», пускаясь в разгул и забывая о семье, предпочитая минутные радости. Часто случается так, что ребенок попадает в плохую компанию, и из этого все вытекающие последствия. Подросток начинает курить, забрасывает школу, часто пропадает по вечерам и балуется наркотиками. В этом случае подросток стремится получить максимум удовольствия, не прикладывая к этому ровно никаких усилий и оправдывая себя тем, что «вы были молодыми – теперь наша очередь». Несомненно, это становится причиной ссор, непониманий и раздора в семье. Именно в этот момент реакция родителей на подобное поведение играет огромную роль. Вовсе не выход кричать, запрещать общаться и сажать под «домашний арест». Это вызовет ровно противоположное поведение. Как говорится, запретный плод сладок. Возможно, тринадцатилетняя Маша в рот бы сигарету не взяла, если б не слова матери: «Смотри у меня: увижу с сигаретой – мало не покажется!». Как же правильно повести себя по отношению к ребенку, как отгородить его от совершения непоправимых ошибок? В подростковом возрасте дети еще ориентируются на взрослых, и многое зависит от формы семейных отношений.
В современной психологии стили семейных взаимоотношений делятся на три основных: либеральный, авторитарный и демократический. Первый из них обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений и характеризуется отстраненностью и отчужденностью членов семейного союза друг от друга, их полным безразличием к делам и чувствам другого. В плане воспитания это обычно находит свое выражение либо в принятии юношами и девушками таких же принципов, либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей. Другой – авторитарный – характеризуется безапелляционным и бесцеремонным отношением членов семьи, их жестокостью, агрессией, диктатом, черствостью и холодностью по отношению друг к другу. В подобных системах отношений стремление к свободе становится для ребенка самоцелью, т.е. - свобода ради возможности продемонстрировать свою свободу. Вот и возникает в семье своеобразный «Бунт на корабле». Наконец, демократическая форма взаимоотношений предполагает сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза. В семьях, где существуют доверительные отношения между членами семьи, период взросления проходит относительно спокойно. Очень важна атмосфера любви в семье. Человек должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви, и все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро.

Конфликт между отцами и детьми может состоять еще в том, что ребенок может видеть что-то неправильное в поведении родителей. Стоит же намекнуть о том, что родители далеки от совершенства и сами в данном случае поступили неправильно и допустили ошибку, как в ответ раздается: " ты еще слишком мал, чтобы учить меня. Меня никто не имеет права упрекнуть - мне никто не помогал!" Хм… И почему ребенок не имеет права высказать свою точку зрения? При этом родители встают в позу оскорбленной невинности, обижаются на детей за черствость, а дети на родителей за неуважение их мнения.

Исследователи проблем семейных взаимоотношений выяснили, что наибольшее отчуждение между родителями и детьми приходится на период с 17-18 до 27-28 лет. В этот период, выскочив из родительского гнезда, едва оперившиеся «птенцы» стремятся совершенно отгородить себя от старших. Они либо не воспринимают советов родителей, либо имитируют внешнее согласие, сторонятся и избегают их компании. Именно в эти десять лет дети «учатся на своих ошибках», игнорируя чужой опыт. Для родителей же это то время, когда они испытывают потребность общения с повзрослевшими детьми, как с равными, чего еще несколько лет назад добивались от них их 12-15-летние сыновья и дочки… И только ближе к тридцати годам дети, потрепанные жизнью и наученные горьким опытом, начинают находить общий язык со своими уже не молодыми родителями.

Таким образом, корнем проблемы поколений является различие в воспитании, основанном на определенных морально-этических нормах, ценностях соответствующего времени. Неудивительно, что нашим бабушкам трудно привыкнуть к нынешним нравам, приспособиться к меняющимся жизненным условиям, ведь они воспитывались в другое время, когда не было такого всеобщего стремления к благополучию и достатку, когда все были на равных и все-таки больше ценили дружбу и любовь. Старшее поколение сейчас утверждает, что прошлые ценности совсем исчезли и появились иные: богатство и престиж, а деньги решают все; что такие личностные качества как порядочность и доброта вытеснили наглость, хамство, неуважение, что потеряна правда, стыд, нравственность. Может быть, это действительно так? Список использованной литературы: 1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. - Пятигорск, 1990. 2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. I. – М., 1989. 4.«Психология личности» (под редакцией В.М.Николаенко), 1998г. 5.«Возрастная психология», Кулагина И.Ю., 1998г.

Характеристика действий, операций, целей, управления и контроля деятельности.

Внешняя и внутренняя деятельность. Процессы интериоризации и экстериоризации.

Иерархия видов деятельности: игра, учеба, труд. Роль деятельности в формировании и развитии личности. Единство деятельности и сознания (С.Л. Рубинштейн).

Определение трудовой деятельности. Функции труда. Психологические признаки труда. Классификация видов труда. Профессия и ее основные характеристики. Основные классификации видов профессий (Е.А. Климов, Сьюпер, Холланд и др.). Трудовой пост, специальность, квалификация, должность. Профессиограмма и психограмма. Мотивация профессиональной деятельности. Виды и структура мотивов труда.Основные признаки удовлетворенности трудом.

Деятельность – есть специфическаячеловеческая активность, регулируемая сознанием, порожденная потребностями и направленная на создание и преобразование внешнего мира, а также человека. Деятельность неразрывно связана с познанием и волей, опирается на них, невозможна без познавательных процессов и волевых процессов. Итак,деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Активност ь – это особенность всех живых организмов, начиная от простейших и заканчивая человеком.

Деятельность – это та форма активного отношения к действительности, через которую устанавливается реальная связь между человеком и миром, окружающим его. Через деятельность человек воздействует на природу, вещи, других людей. Реализуя и раскрывая в деятельности свои внутренние свойства, он выступает по отношению к вещам как субъект, а к людям как личность. Испытывая, в свою очередь, их ответные воздействия, он обнаруживает таким путем истинные, объективные, существенные свойства людей, вещей, природы и общества. Вещи выступают перед ним как объекты, а люди – как личности.

Цель, на которую направлена деятельность, является, как правило, более или менее отдаленной. Поэтому достижение ее складывается из последовательного решения человеком ряда частных задач, встающих перед ним по мере движения к этой цели.

Каждый такой относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, называется действием.Трудовые действия представляют собой пример предметных действий. Так называют действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Любое предметное действие складывается из определенных движений, связанных в пространстве и времени. С точки зрения качества движения характеризуют точностью, меткостью, ловкостью, координированностью. Кроме предметных движений в деятельности человека существуют коммуникационные движения (мимика и пантомимика, смысловые жесты, речевые движения) и умственные действия.

Само выполнение движения непрерывно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Роль сенсорного контроля (контроля с помощью органов чувств) движений (зрение, слух, мышечное чувство). Управление движениями осуществляется по принципу обратной связи. Каналом этой связи служат органы чувств, а источниками информации – определенные воспринимаемые признаки предметов и движений, которые играют роль ориентиров действия. Такую форму обратной связи П. К. Анохин назвал обратной афферентацией.Все эти ориентиры определяют движения не сами по себе, а в соответствии с целью действия.

Операция – это частные акты илиспособы осуществления деятельности. Действия состоят из операций. Деятельность состоит из мотивов, действия, цели.

Мотив – это непосредственноепобуждение к деятельности. Различают органические (исходящие из естественных потребностей), функциональные, материальные, социальные и духовные.

Цель – это идеальноепредставление конечного результата,который определяет характер и способы деятельности человека. Достижение далеких целей предполагает планирование, прогнозирование деятельности и выделяет промежуточные цели, достижение которых приведет к реализации конечной цели.

Внутренняя деятельность , ее компоненты: потребности – мотив – цель - задача.

Внешняя деятельность , ее компоненты: действие (операция, движение).

В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. Внешняя сторона – движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир – определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью, мотивационной, познавательной и регуляторной. С другой стороны вся эта внутренняя, психическая, деятельность направляется и контролируется внешней, которая обнаруживает свойства вещей, процессов, осуществляет их целенаправленное преобразование, а также степень совпадения полученных результатов и действий с ожидаемым.

Интериоризация – этопроцесс перехода внешних действий во внутренний план (ребенок учится считать).Процесс интериоризации объясняется как процесс, в котором внутренний план впервые формируется. Ж. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способностьоперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в поле зрения. Человек свободно «в уме» перемещается в прошлое и будущее, во времени и в пространстве. Действие человека освобождается от той рабской зависимости от данной ситуации извне, которая определяет все поведение животного. Достоверно доказано, что важныморудием этого перехода служит слово, а средством перехода - речевое действие.

Экстериоризация – этоперенос внутренних действий во внешние, т. е. воплощение их деятельности при каком то материальном продукте.

Т. о., в ходе психического развития на протяжении всей жизни человека совершенствуются оба эти процесса, что ведет к развитию и формированию каждого отдельного индивида.

Деятельность человека как сознательная активность формируется и развивается в связи с формированием и развитием его сознания . Она же служит основой формирования и развития сознания, источником его содержания.

Деятельность всегда осуществляется в определенной системе отношений человека с другими людьми. Она требует помощи и участия других людей, т. е. приобретает характер совместной деятельности.Ее результаты оказывают определенное влияние на окружающий мир, на жизнь и судьбы других людей. Поэтому в деятельности всегда находит свое выражение не только отношение человека к вещам, но и его отношение к другим людям. Иными словами, в деятельности выражается личность человека и одновременно деятельность формирует его личность.

Возникновение и развитие различных видов деятельности у человека представляет собой сложный и длительный процесс. Активность ребенка только постепенно, в ходе развития, под влиянием воспитания и обучения принимает формы сознательной целенаправленной деятельности.

Иерархия деятельности личности : Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими видами деятельности. Первой из них являетсяигра . Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. У малышей, в отличие от животных, игровыедействия совершаются ради самой «деятельности»и оторваны от их реальных биологических целей. В этом заключается коренная специфическая особенность игрового поведения. Его целью является сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью. Исследования показывают, что и у ребенка игра служит формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Ее побудителем является потребность в активности, а источником – подражание и опыт. Само отношение к игрушке как к изображению «настоящей вещи»

Возникает у ребенка только в связи с включением в игровую деятельность слова. Чем дальше идет этот процесс, тем больше слова освобождаются от непосредственной связи с вещами. К середине третьего года возникают ролевые игры взамен предметным действиям.В такой игре ребенок воспроизводит наблюдаемые им общественные функции взрослых, поведение взрослых как личностей. По существу здесь развивается далее процесс практического овладения значениями слов и окружающих явлений. И Этот процесс уже вовлекает в свой круг социальные значения функций и отношения человека, как они воплощаются в наблюдаемом ребенком поведении.

На следующем этапе – игр по правилам – эти черты поведения получают свое дальнейшее развитие. Цель самой деятельности перемещается на результат (выиграть). Здесь, по существу уже начинается выход из игры. Оставаясь по общественным признакам игрой (деятельность все еще не приносит полезного продукта), по психологической структуре деятельность приближается к труду (целью является не сама деятельность, а результат) и учению (целью является освоение игры).

Таким образом, игра тренирует ребенка в овладении значениями вещей и явлений, закрепленными языковой практикой, и в оперировании этими значениями. Игра развивает сознавание выполняемых действий именно как операций («понарошку»), учит выполнению таких операций на основе саморегулирования (правила), наконец, расширяет самосознание от восприятия себя как субъекта предметных действий к восприятию себя как носителя социальной роли – субъекта человеческих отношений.

Учение. Научение выступает как ведущий фактор развития, с помощью которого у ребенка формируются человеческие формы поведения и отражения реальности. Наступает время, когда в жизнь ребенка входит определенный вид деятельности. Это деятельность, непосредственной целью которой является само освоение определенной информации, действий, форм поведения. Такаяспецифическая деятельность субъекта, имеющая своей целью научение, называется учением. Оно включает в себя:

    Усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимой для успешной организации тех или иных видов идеальной и практической деятельности (продукт этого процесса – знания);

    Освоение приемов и операций, из которых складываются все эти эти виды деятельности (продукт этого процесса – навыки);

    Овладение способамииспользования указанной информации для правильного выбора и контроля приемов и операций в соответствии с условиями задачи и поставленной целью (продукт этого процесса – умения).

Таким образом, учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения.

Труд представляет собой деятельность, направленную на производство определенных общественно полезных(или, по крайней мере, потребляемых обществом) продуктов – материальных или идеальных. Трудовая деятельность – ведущая, главная д. человека. Трудовая деятельность людей является по своей природеобщественной. Потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.Производство любого продукта в обществе является одновременно и производством определенных отношений людей в процессе труда, распределения, обмена и потребления его продуктов.

С. Л. Рубинштейн считал, что в деятельности проявляются психологические особенности не только деятельности, но и личности в целом. Также он занимался проблемами совместной деятельности. Он указывал, что любая деятельность это всегда д. субъектов, т.е. совместная. В вопросе о соотношении индивидуальной и совместной деятельности выделяют 4 ключевых момента:

    инд. деят. Является составным элементом целостной совместной деятельности;

    в абсолютно изолированном виде инд. д. не существует;

    совместная д. не является простой суммой составляющих ее инд. д.;

    компонентный состав инд. д. включенной в совместную д. сохраняется, но изменяется по содержанию.

Т. о., само практическое общественное трудовое бытие людей порождает для них новые значения вещей и новое отношение к ним. Коллективная деятельность заставляет обмениваться информацией с другими людьми и закреплять эту информацию в особых коммуникативных действиях – речи. Она учит направлять свои действия идеальными целями и определять их общественным опытом. Но такое отношение к реальности и составляет, как мы видели, основу сознания. Оно превращает человека в субъекта деятельности по отношению к вещам и личность – по отношению к людям.

Труд – это целесообразная деятельность человека, являющаяся одним из видов сознательной активности человека, направленная на преобразование окружающего мира для удовлетворения определенных потребностей человека, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка. В трудовой деятельности чел. Реализует потребность в общении, познании себя, потребность в развитии и самореализации. Исходя из этоготрудовая деятельность – это процесс реализации человеческих ресурсов, которые м. б. психическими, физическими, профессиональными, кот. м.б. разными и меняться в зависимости от возраста, профессиональной подготовки и состояния здоровья.

Функции труда:

    преобразующая;

    познавательная;

    коммуникативная;

    функция создания и потребления различных ценностей.

Психологические признаки труда. То, что влияет на любую человеческую деятельность.

    образ объекта труда (эмоциональный, чувственный, репрезентативный);

    образ субъекта труда (актуальный образ «Я», обобщенный образ «Я» - представление себя во времени, членом общества, принадлежность к своей профессии);

    образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений (потребности, эмоции, направленность личности и ее мировоззрение).

Основные классификации видов труда.

    По характеру рабочей нагрузки на человека и по его затраченным усилиям выделяют умственный и физический труд

Умственный труд:

    Управляющий;

    Творческий (стандартный и нестандартный творческий);

    Эвристический;

    Операторский.

Умственный и физический труд делят на однообразный и разнообразный.

    По условиям, в которых осуществляется труд выделяют следующие виды труда:

    Труд в комфортных, благоприятных условиях;

    Труд в необычных условиях, при воздействии неблагоприятных факторов;

    Экстремальные виды труда.

    По форме организации труда:

    Регламентированный труд, где идет четкий распорядок деятельности;

    Нерегламентированный труд (бухгалтер);

    Смешанный труд (медсестра).

    По участию людей в деятельности:

    Коллективный;

    Индивидуальный.

Классификация профессий по Дж. Холланду. Он выделил 6 типов людей:

    реалистический: рабочие, автоводители;

    интеллектуальный: ученые;

    социальный: учитель, врач;

    Стандартный: клерки;

    Предприимчивый: бизнесмен, продавец;

    артистический: художники, актеры.

Климов Е.А. предложил свою классификацию профессий, выделив классы типовых решаемых задач:

    "человек - живая природа",

    "человек - техника",

    "человек - человек",

    "человек - знаковая система",

    "человек - художественный образ".

Классификация профессий Д. Сьюпера (от лат. classis – разряд + facere – делать и profiteor – объявляю своим делом) - систематизационная модель, описывающая мир современных профессий по критерию доминирующей психологической функции. Предполагает три переменные для описания конкретной профессии: сфера (сельское хозяйство, горное дело, конструирование, фабричное дело, торговля, финансы, транспорт, офисная работа, управление), профессиональная деятельность (вне дома, социальные профессии, продажа, управление, математические науки, биологические науки, культура, искусство) и образовательный уровень.

Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать).

Трудовой пост - ограниченная вследствие разделения труда и тем или иным образом зафиксированная в обществе область приложения сил человека, рассчитанная на создание чего-либо данного для общества: материальная вещь, информация, полезно-обслуживающие действия. Трудовой пост – одна из форм существования профессии. Составляющие трудового поста:

    заданные цели, представления о результате труда;

    заданный предмет (исходный материал, вещь, ситуация);

    система средств труда (в зависимости от предмета они существенно различны):

    система профессиональных, служебных обязанностей;

    система прав;

    Производительная среда, предметные и социальные условия труда.

Профессиограмма и психограмма.

В целом понятие «профессиография» (описание профессии)включает процессизучения, психологическую характеристику и проектирование профессий. При пофессографии всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими кокого-либо трудового процесса:субъект труда, предмет, задачи, орудия и условия труда.

Одним из основополагающих принципов П. стал принцип дифференцированного подхода к профессиональной деятельности. Сущность этого принципа подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач (например, для профконсультирования и профотбора). Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмму, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений, навыков, профессионально-важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.

Важной составляющей профессиограммы является психограмма – характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сферы специалиста. Психограмма – это психологический портрет профессии представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.

Схема профессиограммы, отражающая следующие основные направления профессиографического исследования:

    общее знакомство с производственным процессом, более детальное его изучение и описание;

    описание конкретных рабочих мест, психологический анализ деятельности на конкретном рабочем месте;

    психологический, физиологический и антропометрический анализ рабочих движений;

    пооперационный анализ трудовой деятельности;

    фотография рабочего дня, хронометраж;

    изучение индивидуального стиля деятельности;

    анализ ошибочных действий;

    оценка санитарно-гигиенических условий труда;

    динамика работоспособности за смену, неделю, более длительный период.

Четыре типа профессиографии по Е.М. Ивановой:

    информационное п. – предназначено для профконсультационной работы с людьми стоящими перед необходимостью выбора профессии. При составлении п. следует учесть, что главное их назначение – первичное информирование оптантов о профессии, ее распространенности, уровня образования, квалификации, перспективах роста, психофизиологических и психологических требованиях к человеку.

    диагностическое п. проводится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. Этот тип п является поисковым, главное – установление причин, обуславливающих наличие названных фактов.

    прогностическое п. применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирование профессионального роста и карьеры работников.

    методическое п. позволяет психологу подобрать или разработать адекватные методы исследования в профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования.

В основу образовательно-ориентированного п. положена идея о субъективности профессии: носитель профессии является подлинным субъектом деятельности и характеризуется рядом специфических признаков/

Современный словарь по психологии определяет мотивацию как «побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность».

Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов 4 . В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей.

Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности

Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.

Мотивы Профессиональной Деятельности - это внутренние побуждения, определяющие направленность активностичеловекав профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности (на содержание,процесс,результати др.) или нафакторы, лежащие вне профессиональной деятельности (заработок,льготыи др.).

Деятельность человека обосновывается одновременно несколькими мотивами, так как человек включен в систему разнообразных отношений с предметным миром, с обществом, окружающими людьми, самим собой. Соотношение различных мотивов, обусловливающих поведение людей, образует его мотивационную структуру, являющуюся достаточно стабильной, хотя и поддающейся целенаправленному формированию. У каждого человека мотивационная структура индивидуальна . Ведущее место в структуре мотивов человека занимает мотивационное ядро.Мотивационное ядро – это группа основных мотивов, определяющих поведение работника

Мотивы труда разнообразны. Они различаются по потребностям, которые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности, потем благам, которые потребуются человеку для удовлетворения своих потребностей, потой цене, которую работник готов заплатить за получение искомых благ. Общим уних является то, что удовлетворение потребностей всегда связано с трудовой деятельностью.

Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему. Это мотивы содержательности труда, его общественной полезности, статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности, мотивы получения материальных благ, а также мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы.

Благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда. Практическая сущность понятий «мотив труда» и «стимул труда» тождественна. В первом случае речь идет о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив). Во втором об органе управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем ихему при условии эффективной трудовой деятельности (стимул).

Виды мотивов труда.

Мотивы труда делятся на духовные и биологические. Биологические мотивы понятны. Мы упоминали их, говоря о потребностях.

К духовным можно отнести:

    Коллективизм (потребность быть в коллективе). Характерен для японского стиля управления персоналом, но имеет сильные позиции и у нас в России.

    Личная аффирмация или самоутверждение характерно для большого числа работников, преимущественно молодого или зрелого возраста.

    Мотив самостоятельности. Присущ работникам, готовым жертвовать стабильностью и высокими заработками взамен установки быть хозяином и иметь свое дело.

    Мотив надежности (стабильности) противоположный предыдущему.

    Мотив приобретения нового (знаний, вещей) лежит в основе маркетинга, используется производителями новых товаров и услуг.

    Мотив справедливости проходит через всю историю цивилизации. Несоблюдение справедливости ведет к демотивации.

    Мотив состязательности. Генетически присущ каждому человеку. Основа организации соревнования на предприятии.

Тип мотивации- это преимущественная направленность деятельности индивида на удовлетворение определенных групп потребностей.

Можно выделить три типа мотивации работников:

    работники, ориентированные преимущественно на содержательность и общественную значимость труда;

    работники, преимущественно ориентированные на оплату труда и другие материальные ценности;

    работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.

Можно привести и другую классификацию типов мотивации работников.

    "Инструментально" мотивированный работник ориентирован на голый заработок, желательно наличными и незамедлительно. Индифферентен к форме собственности, работодателю, другим поощрениям.

    Профессионально мотивированный работник считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей.

    «Патриот». Основа его мотивации к труду - высокие идейные и человеческие ценности. (Социалистический тип).

    "Хозяйская мотивация" основана на достижении и приумножении богатства, собственности. Потребности таких работников практически неограниченны.

    Люмпенизированный работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследует чувство зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе. Они не любят ответственности, индивидуальных форм труда и распределения.

Проблема удовлетворенности труда.

К. Замфир предлагает систему, позволяющую оценивать удовлетворенность труда в соответствии с его содержанием.Система включает следующие основные показатели, каждый из которых можно оценить по 5-балльной шкале:

1.Общие условия: транспорт до предприятия; удобный график работы; социальные льготы (столовая, ясли и др.); возможности заработка; возможности продвижения по работе.

2.Физические условия труда: безопасность труда; эстетика места работы; шум, температура, вибрация и т.п.

4.Отношения между людьми в труде: отношения с коллективом; отношения с непосредственными руководителями.

5.Организационные рамки труда: уровень организации на предприятии; состояние общественного мнения; социально-психологический климат.

М. Аргайл выделяет следующие факторы удовлетворенности трудом:

1. Заработная плата.

2. Отношения с сотрудниками.

3. Отношения с руководством.

5. Другие факторы удовлетворенности:

М. Аргайл выделяет также основные проявления неудовлетворенностью работой: уход, выражение протеста, лояльность; пренебрежение.

5. Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств предметов, их качеств и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Органы чувств – это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей среде поступает в кору головного мозга человека.

С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности, вкус, звук и т. д.) и состояния внутренних органов, и их состояние (мышечное напряжение, боль).

Анализатор – это единая функциональная система, которая включает рецептор, проводящие пути и мозговой центр.

Физиологические механизмы ощущений:

    анализатор и его составные части;

    условно-рефлекторная деятельность анализаторов;

    условно-рефлекторное действие анализаторов;

    системная работа мозга;

Виды ощущений:

    экстерорецептивные ощущения: температурные, обонятельные, зрительные, вкусовые, слуховые, тактильные.

    интерорецептивные: боль, равновесие, ускорение.

    проприорецептивные: мышечнодвигательные ощущения.

Экстерорецептивные ощущения – отражают свойства и явления предметов внешней среды. Например, с помощью зрительных ощущений человек способен различать до!80 тонов цвета и более 10000 оттенков между ними.

Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. Например, болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, как бы являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Ощущение равновесия обеспечивает вертикальное положение человеческого тела (вестибулярный анализатор). Ощущения ускорения – отражают развивающиеся передвижения человека центробежные и центростремительные силы.

Проприорецептивные ощущения отражают движения нашего тела.

Ощущения вибраций – это чувствительность колебания, вызываемая движущимся телом. По мнению большинства исследователей, вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью.

Слуховые ощущения вызываются действием на слуховые рецепторы звуковой волны. Слуховые ощущения делятся на речевые, музыкальные и шумовые. Также они разделяются по высоте звука, по их силе, по тембру.

Зрительные ощущения возникают в результате действия раздражения на световой рецептор глаза. Есть две группы зрительных ощущений: ахроматеческие и хроматические.

Ахроматические – переход от белого к черному через массу оттенков серого цвета.

Хроматические ощущения отражают цветовую гамму с многочисленными оттенками и переходами цветов.

Обонятельные ощущения вызываются действием химических свойств летучих веществ на рецепторы полости носа и носоглотки.

Кинестезические ощущения – это ощущения движения и положений отдельных частей тела.

Кожные ощущения (тактильные) – это ощущения прикосновения, температурные и болевые ощущения, возникающие при раздражении рецептора кожи.

Вкусовые ощущения возникают при прикосновении органов чувств с самими предметами.

Орган вкуса – это язык. Различают 4 качества вкусовых раздражителей: сладкий (кончик языка), горький(корень языка), соленый (передняя боковая часть языка), кислый (задняя боковая часть языка).

Органические ощущения . Большое количество рецепторных окончаний находятся на внутренних органах.

Ощущения обеспечивают организму адекватную ориентировку в окружающей среде.

Пять закономерностей ощущений.

    Пороги чувствительности: нижний порог ощущений – это та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать у анализатора нервное возбуждение достаточное для возникновения ощущений. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора (в темноте).

Верхний порог ощущений – это та максимальная величина раздражителя сверх которой это раздражение перестает ощущаться (молодежь слышит больше, чем старшие, зависит от деятельности и от профессии).

Разностный порог ощущений (порог различения) – это та минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить или различить.

    Адаптация – это повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате длительного или непрерывного воздействия раздражителей. Позитивная адаптация – повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя. Негативная адаптация либо в виде полного исчезновения ощущения при продолжительном действии раздражителя (ощущение одежды), либо притупление ощущения под влиянием сильного раздражителя (ощущение боли долгое время приводит к притуплению).

    Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторской системы под влиянием деятельности другой анализаторской системы.

    Контраст ощущений – это явления, сущность которого состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные – уменьшают эту чувствительность.

    Сенсибилизация – это повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

Рассмотренные закономерности раскрывают высокую динамичность ощущений, их зависимость от силы раздражителя, от функционального состояния анализаторской системы, вызванной началом или прекращением действия раздражителя.

Восприятие - это отражение в сознании человека предметов, ситуаций, явлений в целом, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторную поверхность органов чувств.

Ощущения и восприятие – звенья единого процесса чувственного познания. Восприятие включает в себя ощущения и основывается на нем. Если в результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах объектов и явлений окружающего мира, то восприятие дает целостный образ предмета или явления. При этом восприятия не сумма ощущений, а качественно новая ступень чувственного познания. Помимо ощущения в процессе восприятия задействован предыдущий опыт человека в виде представлений и знаний, то есть в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие часто называют перцептивной системой человека. Восприятие – это переходный процесс от чувственной ступени познания к логической. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты. Восприятие – это воспринимающая (перцептивная) деятельность субъекта, результатом которой является целостное представление о предмете. Целостное отражение предмета, в свою очередь требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков основных ведущих признаков, с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных.

Полное восприятие новых или незнакомых предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни существенные и тормозятся другие, несущественные признаки. Эти признаки объединяются в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражение объекта реального мира во многом определяется тем, на сколько восприятие как процесс активно, то есть, на сколько активно идет отражение этого объекта.

Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (желание). Человек получает знания об окружаемом мире, как через ощущение, так и через восприятие. Без ощущений не возможно восприятие, в отличие от ощущений, восприятие включает особенность опыта человека в виде представлений и знаний.

Физиологоческой основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов. Под действием комплексов раздражителей различных анализаторов возникает нервное возбуждение двигательных, слуховых, зрительных рецепторов, которое по проводящим путям передается в нейроны детекторы соответствующих мозговых центров анализаторов. Возбуждение передается в мозговые корковые центры, что приводит к образованию сложных систем временных нервных связей, определяющих целостность восприятия (И. П. Павлов условные рефлексы). Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в органах чувств нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями.

Анализ и синтез обеспечивают выделение объекта восприятия из окружающей среды и на этой основе все его свойства объединяются в целостный образ. Процесс восприятия может быть двух видов :

    образуемый в пределах одного анализатора;

    межанализаторные, в пределах разных анализаторов, благодаря существованию ассоциаций, сопровождаемых слуховым образом слова (И. М. Сеченов).

Таким образом, физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность. Внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений, вторая сигнальная система способствует осознанности и осмысленности отражаемых предметов и регулирует процесс формирования образов человеческого восприятия.

Основные свойства восприятий:

    Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира в форме отдельных предметов, а не в виде набора не связанных друг с другом ощущений.

    Целостность восприятия – воспринимаемый предмет или его целостный образ на основе обобщения, получаемой в виде различных ощущений, информации об отдельных свойствах и качествах предметов. Даже при неполном отражении отдельных свойств, воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

    Структурность восприятия – процесс восприятия не происходит мгновенно. Он развивается во времени, следовательно, мы воспринимаем абстрагированную от ощущений обобщенную структуру, таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления.

    Константность восприятия – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.

    Осмысленность восприятия достигается пониманием сущности предметов сознательно, то есть мыслительной деятельностью человека в процессе восприятия.

    Активность (избирательность) восприятия – в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, то есть, не отражаются в нашем сознании.

Основные виды восприятия :

    По основной модальности : зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные, вкусовые восприятия. Обычно, восприятие – это результат взаимодействия ряда анализаторов. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются и в результате возникают сложные виды восприятия.

    По форме существования материи : восприятие пространства, времени, движения.

Таким образом, человек получает знания об окружающем мире как через ощ., так и через восприятие. Описанные свойства восприятия с рождения человеку не присущи, они постепенно складываются на жизненном опыте, частично являясь следствием работы анализаторов в синтетической деятельности мозга. В. Различается по видам, в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности.

Индивидуальные различия в восприятии .

Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепция. Наши знания, интересы, привычки, установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействуют на нас, влияет на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди разные, следовательно, существуют индивидуальные различия в восприятии. При восприятии какого-либо предмета активируются следы прошлых восприятий. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и производиться по-разному различными людьми. Восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта. Все сказанное о влиянии на восприятие прошлого опыта субъектов, мотивов и задач его деятельности, установки, эмоционального состояния (сюда можно отнести и убеждения, мировоззрение человека, его интересы и т. п.) показывает, что восприятие – активный процесс, которым можно управлять.

Синтетический – Аналитический

Объяснительный – Описательный

Объективный – Субъективный.

Восприятие пространства . Основным условиям ориентировки в окружающей среде является умение воспринимать пространство. К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, объемность, положение в пространстве, глубина, удаленность, линейная и воздушная перспективы. В восприятии трехмерного пространства лежит взаимодействие вестибулярного аппарата и аппарата бинокулярного зрения (конвергенция и дивергенция, явление аккомодации глаз).

Восприятие времени. В основе восприятия времени лежит деятельность корковых отделов мозга, то есть ритмичная смена, возбуждение и торможение, наиболее точная оценка временных промежутков, способствуют слуховые и двигательные ощущения. В восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта:

    субъективный, связан с личной оценкой происходящих событий, что в сою очередь зависит от заполненности данного временного периода событиями, а так же их эмоциональной окрашенности.

    объективно условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, то есть интервалов времени.

Если первый аспект отражают наши ощущения времени, то второй аспект помогает нам ориентироваться во времени.

Восприятие движения – это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Восприятие движения осуществляется зрительными, слуховыми и кинестезическими анализаторами. Существуют два способа восприятия движения:

    фиксирование взора.

    прослеживающее движение глаз.

Таким образом, виды восприятия могут быть выделены в зависимости от объекта, который отражается восприятием.

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности. Главная отличительная черта деятельности – цель - как регулятором активности. Поэтому надо различать цель как объективное (объективный результат) и как субъективное психическое (предполагаемое) явление. Цели, которые в своей деятельности ставит человек, могут быть отдаленными и близкими.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Каждая конкретная деятельность имеет свою индивидуальную структуру, уточняющую общую структуру, присущую любой деятельности. В последнюю входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия, и, в том числе, навыки (способы достижения общей цели), и психические акты в них включенные, и результаты деятельности. Цель - это мысленный результат деятельности (т.е. то, ради чего действует человек), а мотив - это побудительная сила действия (т.е. то, почему действует человек).
Действие - это относительно законченный элемент деятельности, в процессе которой достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие имеет подобную деятельности психологическую структуру: цель - мотив - способ - результат. В зависимости от психических актов, доминирующих в способах действий, различают действия: сенсорные, моторные, волевые, мыслительные, мнестические
(т.е. действия памяти). Последние два объединяют термином «умственные действия».
Сенсорные действия - это действия по восприятию объекта, например, определение размера предмета, его расположения и перемещения в пространстве, его состояния. К числу сенсорных действий относится и оценка настроения человека по его мимике. Моторные действия - это действия, направленные на изменение положения объекта в пространстве путем его непосредственного перемещения (руками, ногами) или непосредственно с использованием орудий труда (переключение скорости при управлении автомобилем).
Важно отметить, что выполнение предметного действия заключается в осуществлении определенной системы движений, которая зависит от цели действия, свойств предмета, на который это действие направлено, и условий действия.
Цель действий, казалось бы, одинаковая в этих примерах, но объекты действий различны. Различие объектов обусловливает разную структуру и мышечной деятельности. В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны.
Важную роль выполняют два вида процессов: интериоризации и экстериоризации. Интериоризация - процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию. Благодаря интериоризации, психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Важным орудием этого перехода служит слово, а средством перехода - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества.
Экстериоризация - процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие. Процессы интериоризации и экстериоризации неразрывно связаны в деятельности, поскольку взаимосвязаны внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны ее. Анализ этих процессов имеет исключительное значение в ходе профессионального обучения, а также, при развитии конструктивно-технической творческой деятельности.
Поскольку деятельность является процессом, то в ней, как и во всяком процессе, можно выделить определенные этапы:
постановка цели (ясное осознавание конкретной задачи);
планирование работы (включает определение последовательности действий, выбор для каждого действия соответствующих средств, способов, определение критериев выполнения действий и форм контроля);
выполнение, осуществление деятельности, сопровождаемое текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости;
проверка результатов деятельности, исправление ошибок, если они были; сопоставление полученных результатов с запланированными, подведение итогов работы и ее оценка.

Виды: общение, игра, учение, умение, знание, навыки.

Деятельность — это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира (включая самого себя и условия своего существования).
Побудительными причинами деятельности являются мотивы — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих цель деятельности.
Деятельность человека имеет сложную структуру, состоящую из нескольких уровней:
. верхний уровень — это уровень особых видов деятельности;
. затем следует уровень действий;
. за ним — уровень операций;
. нижний уровень — это уровень психофизиологических функций.
Центральное место в этой иерархической структуре занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие — это процесс, направленный на реализацию цели; это сознательное проявление активности человека.
Способ выполнения действия называется операцией. Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или не осознаются совсем. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают сознательную цель и сознательный контроль за протеканием действия.
Нижний уровень структуры деятельности составляют психофизиологические функции, т. е. физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Они являются органическим фундаментом деятельности. Например, основу запоминания составляют врожденные мнемические функции.
Высший уровень структуры деятельности — особенный вид деятельности. Это совокупность действий, вызываемых одним мотивом.
К компонентам деятельности можно отнести также:
. навык — частично автоматизированное действие;
. умение — освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью умений и навыков;
. привычку — потребность совершать определенные действия.
Разработкой психологической теории деятельности в отечественной психологии занимались Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Б. Ф. Ломов и др.
Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева.

Лекция, реферат. - Структура деятельности кратко - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир, создает духовные продукты, изменяет окружающую действительность. Деятельность человека формирует и изменяет его самого. Понятия сознания и деятельности - узловые категории пси­хологической науки. Систематическая разработка этого прин­ципа в советской психологии началась в 30-е годы (CЛ.Рубин­штейн, АНЛеонтьев, Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов и др.).CЛ. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности. Суть данного принципа: не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Введение этого принципа ставило новые теоретические и методо­логические задачи - необходимо было преодолеть идущую от психологии со­знания точку зрения, что психика - это внутреннее, а деятель­ность - внешнее. В действительности психика, сознание не является чем-то внутренним. Точно так же деятельность нико­им образом не сводится только к внешнему: она имеет внеш­нюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность од­нозначно. По определению С.Л.Рубинштейна, сама деятельность явля­ется единством внешнего и внутреннего. Принцип единства сознания и деятельности делает возможным через деятель­ность изучать сознание. Это позволяет объективно исследовать психику и сознание: от деятельности, ее продук­тов - к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становит­ся основой всех объективных методов психологии.Структура деятельности. Прежде всего различают цели и мотивы деятельности. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности. Деятельность вызывается определенными мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой ту или иную цель и организовать деятельность по ее достижению. Цель - это то, ради чего действует человек; мотив - это то, почему действует человек. Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов - ближайшими и все более общими и отдаленными. Деятельность оценивают и по уровню мотивации, по тому, носят ли мотивы общественный характер или ярко выраженный узколичностный. Идеально когда общественные мотивы приобретают личностный смысл, становятся и его личным делом. Действие - составная часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности. Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные, внутренние (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд. Сенсомоторные процессы – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В них различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции – процесс восприятия; 2) центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь). Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека. Эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.



Похожие статьи