Отче священноначальниче николае моли христа бога спастися душам нашим. «Клименте предивный, моли Христа Бога, спастися душам нашим…

Тропарь, глас 4-й:
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 3-й:
В Мирех, святе, священнодействователь показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Величание:
Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва:
О, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, муже желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо, осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего, живый в Мирех, миром облагоухал еси и миро приснотекущее благодати Божия источаяй. Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне. О, преизрядный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед! Тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему и исходатайствуй твоими богоприятными молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей ), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущия от всякаго озлобления помощию твоею, вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнаго, поспешествующая во благое: тебе же праведнаго, по Преблагословенней Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем. Ты нас соблюди, яко бодрый и теплый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбех наших подай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия: понеже недостойни есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связани узами греховными, и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений Его. Темже преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческаго заступления к Нему просим: помози нам, угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашими, избави нас от всякаго зла и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в нейже твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святой Николай Мирликийский по преданию жил в конце III - начале IV веков н.э. на юго-западе Малой Азии в городе Миры, расположенного в римской провинции Ликии. Он был единственным сыном богатых и благочестивых родителей. Начиная с детских лет, вся его жизнь была отмечена добродетелями и целомудрием. Приняв сан архиепископа его родного города Миры, Николай в силу своего кроткого нрава и человеколюбия стал помощником, заступником и благодетелем всем горожанам. Во время правления императоров Диоклетиана и Максимиана Николай был заточен в тюрьму, где терпел всякие лишения. Он был освобожден, когда на престол взошел равноапостольный царь Константин. При жизни Николай Мирликийский прославился защитой бедных, угнетенных и несправедливо осужденных, а после смерти - чудотворениями, за что и был канонизирован.
По некоторым источникам первая церковь во имя Николая Чудотворца (или Угодника) и первые иконы святителя появились в Киеве почти за сто лет до того, как св.Владимир в 988 году крестил Русь. В XI веке в Киеве был основан женский Николаевский монастырь. По преданию в XII веке произошло чудесное спасение великого князя Киевского Мстислава Владимировича. Охотясь в диком лесу, он сбился с дороги. Выбраться из лесной глуши ему помогло явление иконы св. Николая, которая стояла около потерянной им дороги. В честь этого чуда великий князь перенес Николаевскую обитель на новое место в 1113 году. Главной иконой храма стала явленная икона Николая Чудотворца, которая чествовалась и далее в течение веков. Образ святителя распространился по Руси. Его изображения находились во всех русских православных домах, в храмах, в часовнях на дорогах. Русские люди почитали Николая Чудотворца с особым усердием. Ибо этот святой считался надежным заступником и верным покровителем всех страждущих. К нему обращались в самых различных случаях: с просьбой об охранении на водах, о спасении от бурь и кораблекрушений, об избавлении от болезни и о помощи в житейских делах. Николин день отмечается 6 (19) декабря - т.н "Никола зимний" - и 9 (22) мая как "Никола вешний".
На моленных иконах Николай чаще всего изображается по пояс. Слева в верхнем углу изображался Иисус Христос, справа - Богородица с дарованным Николаю омофором в руках.
В одном из преданий о Куликовской битве говорится о том, что когда великий князь Дмитрий Донской выступил против татарского хана Мамая, то на месте расположения русского войска явился образ Николая Чудотворца в воздухе над сосной. Явление этой иконы способствовало поднятию духа войска и послужило счастливым знамением исхода битвы. Возвращаясь после победы над Мамаем, Дмитрий Донской повелел воздвигнуть храм в честь святителя Николая на месте явления чудотворной иконы. Монастырь, который был поставлен на этом месте, назвали Николо-Угрешским, т.к. Донской, увидев явленную икону, воскликнул, что "сия вся угреша сердце его".

8 декабря храм священномученика Климента папы Римского в Замоскворечье отметил храмовый праздник в честь дня памяти своего небесного покровителя.

Большинству наших соотечественников имя этого святого ни о чем не говорит. Но так было не всегда. В домонгольский период священномученик Климент — Апостол от 70, которого чтят и католики и православные, считался покровителем Руси. В честь святого Климента в Отечестве нашем строились храмы. Его изображение можно увидеть на многих древних фресках и иконах.

Обращенный в христианство апостолом Петром и проповедавший язычникам вместе с апостолом Павлом, автор «Первого послания Коринфянам», заканчивающегося молитвой, что было первым в истории христианской письменности образцом такого рода литературного творчества, святой Климент стал четвертым по счету епископом (папой) Римским.

По доносу язычников разгневанный император Траян приговорил святителя к ссылке в Инкерманские каменоломни, что близ Херсонеса Таврического. Многие из учеников последовали в добровольную ссылку за своим духовным отцом.

По молитве святителя, Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, указывает место источника. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. В каменоломнях был вырублен храм, в котором он проповедовал.

В 103 году священномученик Климент был умерщвлен по приказу императора. Его утопили, бросив в море с грузом на шее.

В 60-е годы IX века его мощи чудесным образом появились на поверхности моря. Этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников — Константина и Мефодия. Они считали, что священномученик Климент покровительствует Делу просвещения славянских народов. Когда через несколько лет братья принесли к папскому престолу переведенные на славянский язык и написанные славянскими письменами богослужебные книги, навстречу им вышел сам папа Адриан, узнав о том, что они принесли в Рим мощи их святого соотечественника — апостола Климента. Во многом благодаря принесенным мощам храм священномученика Климента папы Римского в Замоскворечье миссия моравских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены папой и в святом городе впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва.

Крестившись в Херсонесе, князь Владимир Святой переносит часть мощей святого с собой в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя священномученика Климента. Они стали первой христианской святыней, появившейся на Руси.

Величественный пятиглавый храм священномученика Климента в Замоскворечье — один из самых больших и красивых православных храмов столицы — построен на месте более древнего, упоминающегося в 1612 году.

Восшествие на престол Императрицы Елизаветы Петровны совпало с днем памяти священномученика Климента. Она распорядилась в слободе Преображенского полка в Петербурге — полк первым присягнул ей на верность — соорудить церковь Преображения с приделом в честь Климента папы Римского. Участвовавший в перевороте Бестужев решил последовать примеру Императрицы. Он выделил 70 тысяч рублей на строительство нового храма в Замоскворечье место обветшавшего.

о одной из версий, этот храм построил придворный архитектор Елизаветы Петровны, рожденный в России итальянец, крестник Петра I Пьетро Трезини. Помпезный стиль храма необычен для Москвы. Он более характерен для храмов северной столицы. Обучавшийся в Европах Трезини и завез в Россию этот стиль — рококо, что в переводе на русский означает «узор из камней и раковин».

После закрытия храма в 1935 году здесь разместили обменный фонд Российской государственной библиотеки, что, наверное, промыслительно. Покровительствующий славянской книжности Климент сохранил под сводами своего храма церковные книги из монастырских и частных собраний. Эти духовные сокровища составляют половину из хранящегося здесь громадного обменного фонда. Сохранились и иконостасы (три из семи) с подлинными иконами XVIII-XIX веков.

Однако библиотека была не в состоянии содержать в надлежащем виде здание храма. В настоящее время, как видно каждому, кто проходит мимо, оно в весьма плачевном состоянии и нуждается в срочном проведении ремонтно-реставрационных работ. А внутри храма под весом стеллажей повреждены перекрытия. Новая община Храма Священномученика Климента папы Римского была образована и зарегистрирована в 1991 году. Весной 2002 года храм наконец-то вернули верующим. Но…большая его часть по-прежнему используется как книгохранилище: согласно действующему законодательству здание храма может быть освобождено библиотекой только при условии предоставления ей другого помещения. Но пока такового нет.

В конце марта 2002 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Храм был назначен новый настоятель — иерей Леонид Калинин.

По словам отца Леонида, «первое впечатление, когда он впервые переступил порог храма священномученика Климента, было удивление. Удивление неожиданным архитектурным решением храма, его красотой». И тотчас вслед за этим он ощутил «боль от того, что из-за безразличия людей уникальный, прекрасный храм пребывает в таком плачевном состоянии: повсюду следы ужасающей разрухи, окна в барабанах куполов разбиты и заткнуты каким-то тряпьем».

Новый настоятель был удивлен, «как из-за просадок не произошел еще коллапс постройки. Вряд ли какое из современных зданий выдержало бы такое и не развалилось. Но сотрудники библиотеки до недавнего времени относились к этому с поразительным равнодушием. Кажется, что им просто было безразлично все, связанное с историей нашей Церкви, с историей Отечества».

С началом служения отца Леонида приходская жизнь заметно оживилась. «На молебны собиралось очень много людей — до пятисот, — говорит батюшка. — Как бы ни было трудно, если не будет духовной жизни, то смысл в восстановлении стен теряется».

20 марта 2005 года, в день Торжества Православие, в Знаменском приделе храма была отслужена Божественная Литургия — первая после почти 70-летнего перерыва. Накануне, 19 марта, в храме был отслужен молебен с чином малого освящения и Всенощное Бдение.

На Богослужении присутствовало достаточно много людей. Наряду со старыми прихожанами, которые вынесли трехлетний подвиг ежевоскресных молебнов на улице, пришло и много новых людей. Теперь богослужения здесь проходят регулярно.

Отец Леонид — профессиональный художник и скульптор, имеющий огромный опыт по воссозданию и реставрации храмов, живет здесь же, в Замоскворечье. В 1994 году он окончил Суриковский институт по классу скульптуры у академика Олега Комова. Еще с 1993 года совмещал учебу с послушанием диакона в храме Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре. В сан священника был возведен Святейшим Патриархом в 1996 году на Богоявление Господне в Кафедральном Богоявленском соборе в Елохове.

По словам отца Леонида, он намерен найти хозяев для объемного книжного фонда. Настоятель уже обращался к лидеру КПРФ Геннадию Зюганову с просьбой посодействовать в освобождении здания храма от книг марксистско-ленинского наследия, которые составляют значительную часть обменного фонда.

«Мы не должны начинать с разрушения, нужно по-доброму договориться со всеми», — подчеркнул священник.

Настоятелю и общине храма предстоит нелегкий путь по его воскрешению — изыскание денежных средств, полное обследование и сложнейшая реставрация.

В различных архивах собираются документы, чтобы составить подробнейшее описание храма, в соответствии с которым будет вестись его реставрация. Основные ремонтно-восстановительные работы планируется провести в очень короткие сроки — за полтора — два года. По словам отца Леонида, «они будут идти очень грамотно, очень качественно, с привлечением самых высококлассных специалистов».

«В идеале нужно бы восстановить то, что было на этом месте сто лет назад, — подчеркивает отец Леонид. — Думаю, что мы сумеем это сделать по архивным документам и в сотрудничестве с архитекторами района. И тогда все почувствуют ту благодать, которая некогда пребывала в этом месте…».

Николай Головкин

"Отче, священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим!" Накануне праздника в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Сергий (Копылов), секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и духовенство собора. На Великой вечерне чин Литии с благословением хлебов возглавил архимандрит Сергий (Копылов). На утрени после чтения Евангелия освященным елеем духовенство и молящихся помазал митрополит Сергий. Святитель Николай Чудотворец - один из самых почитаемых святых всего христианского мира. Ему посвящено огромное количество храмов на всех континентах, а чудеса и случаи чудесной помощи по Его молитвам утверждают в вере не только христиан, но и рождают благоговейное уважение к личности святителя у людей другой религиозной традиции и даже у атеистов. Вот, что говорит о своем Небесном покровителе в одной из своих проповедей святитель Николай Сербский (Велимирович): "Сегодня мы празднуем память человека, который был богат, но вошел в Царство небесное. Господь сказал – трудно богатому войти в Царство Небесное (Мтф. 19,23). Но Господь не говорил, что богатому в Царство Небесное войти невозможно. Если бы Он так сказал, тогда многие богатые наследники, заведомо без всякой своей вины были бы лишены Царства. Был бы лишен его и царь Неманя, который имел "семь башен грошей и дукатов". Были бы исключены все, кто считался богатым в этом мире, но несмотря на это, мы читаем их имена в церковном календаре. Нет, братья мои, благой Господь никого не лишает Своего Царства, ни перед кем из ищущих вечной жизни, какого бы звания он не был, вечные не затворяет врата. По неизреченному человеколюбию Бог хочет, что все спаслись, и никто никому не может помешать спастись, если сам себе не помешает. Богатому трудно войти в Царство не потому, что он богат, а потому, что редкий богатый может победить искушения, исходящие от богатства. Редкий богатый может удержаться от злоупотребления богатством, мало на свете богатых, которые на свое богатство не купили ад вместо рая, вечные муки вместо вечной жизни. Мало тех, кто не прилепился сердцем к богатству и не отпал от Создателя. Мало, но такие были. Трудно богатому войти в Царство небесное, но некоторые вошли. Вошел святитель Николай, вошел царь Неманя, вошли другие. Богатство не помешало, а даже помогло им войти в Царство и в календарь святых, ибо они употребили его во славу Божию и для спасения ближних. Обладая богатством, внутренне они были свободны от него. Все, что они имели, они считали Божиим имением, а себя рабами Божиими и казначеями чужого достояния, которым они распоряжались и раздавали согласно евангельским заповедям. Так они спасли свои души и помогли спастись другим. Это мужественные души, которые не дали богатству победить себя, но сами стали его победителями. Помимо земного сокровища святитель Николай обладал еще тремя сокровищами, превосходящими по цене земные – сокровище веры, сокровище правды и сокровище милосердия. Раздавая из любви ко Христу свое богатство бедным, он сам обеднел. Но те три сокровища умножались в нем до конца его земной жизни: чем больше веры отдавал он людям, тем богаче становился, чем больше ревновал о правде Божией, тем полнее становилась его душа, чем больше милосердия изливал он на людей, тем мягче становилось его сердце. Вера, правда и милосердие – вот небесные сокровища, которые от отдачи умножаются. Вера, правда и милосердие – вот три сокровища святителя Николая, которые он оставил в наследство Церкви, и которые остаются нерастраченными. Это тройное сокровище оставил святитель Божий в наследство и вам, поминающим и прославляющим его сегодня. Знайте, прославляющие святого Николая, что ему приятнее отдать вам, нежели принять от вас. Вера святого Николая была чиста, как хрусталь, и крепка, как алмаз. Он доказал это в Никее, когда подвергая опасности собственную жизнь, защитил православие от еретика. Правда Божия в святом Николае была яркой, как солнце. Он показал это, когда не дал палачу казнить трех невинно осужденных мужей. Святитель подбежал и успел собственной рукой вырвать меч из рук палача, снова ставя под угрозу свою жизнь. А милосердие святого к нищим и убогим было подобно милосердию Христа. Он раздал как милостыню все свое имение, как правило, делая это в тайне, обрекая себя на голод и бедность. Но этот великий раб Божий не страшился ни еретиков, ни палачей, ни голода. Он твердо знал, что Всевышний внимателен к Своим верным слугам; так и было, Всевышний защищал его до конца жизни и так прославил его после смерти среди ангелов и людей, как прославлял немногих. Но кроме трех великих духовных сокровищ – веры, правды и милости, святой Николай имел неисчерпаемую ризницу духовных благ, в ней были сокровища кротости, воздержания, поста, молитвы и смирения. Эту ризницу, переполненную духовными и нравственными сокровищами, оставил дивный святитель Христов в наследство вам, православным христианам. Сегодня эта ризница широко распахнута, и ее сокровища открыты для вас. Угодник Божий примет от вас и свечи, и молитвы, и славский хлеб не в дар, а в благодарность. Он сам сегодня предлагает вам свои дары. Если вы примите их, то и он примет вашу благодарность, но если вы его дары отвергнете, то и он ваши отвергнет. Смотрите, чтобы не презрели вы тех даров, которые предлагает вам этот богач Христов. И еще запомните, и возрадуйтесь – святитель Николай не писал книг, не проливал мученически крови за Христа, и все-таки, он почитаем больше многих святых, мудрых, писавших книги или мученически пострадавших за Христа. Тайна сия велика и чудесна. Это дело промысла Божия, этим благой Господь хотел показать, что Он вводит в Царство Свое не только мудрых богословов и мучеников, но и бесчисленный сонм добрых душ, хранивших истинную веру и исполнявших заповеди Божии. А таких среди верующих было и есть множество, среди тех, кто не говорил, а делал, не писал книг, но дышал Духом Божиим. Правда, мудрые богословы и мученики многочисленны, но, все же, они в меньшинстве, по сравнению с великим множеством тех последних, прославленных не как богословы и мученики, а как молчаливые и верные рабы Христовы, как святой народ Божий. Святитель Николай – народный святитель, совершенный образ тех, кто, слыша слово Божие, спешил исполнить его и научить своим примером других. В этом причина того, что угодник Николай почитаем более многих святых учителей и мучеников. Это основание для того, что Церковь посвятила ему кроме этого дня, который празднуем мы сегодня, каждый четверг каждой недели года, наряду со святыми апостолами, ему – Николаю Мирликийскому чудотворцу". Тропарь святителю Николаю Чудотворцу, гл. 4: "Правило веры и образ кротости, воздержания учителю яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим". Кондак святителю, гл. 3: "В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати".

Сегодня в Петербурге появилась памятная мемориальная доска, посвященная первому новомученику протоиерею Петру Скипетрову . Создание доски осуществилось на благотворительной основе.

Доска была возобновлена в 2014-2015 гг. по инициативе прихожан и членов Александро-Невского братства трудами и заботами Бориса Борисовича Сергуненкова, председателя совета предпринимателей сообщества «Делорус», попечением Александро-Невской Лавры и Александро-Невского братства при непосредственном содействии и участии епископа Кронштадтского Назария. Также принимала участие главный хранитель Музея Александро-Невской Лавры и секретарь Комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии Лидия Ивановна Соколова. Создала мемориальную доску скульптор Эвелина Соловьева.

4 июня в здании митрополичьего корпуса прошло торжественное освящение памятной доски сщмч. Петру Скипетрову. Освящение совершил еп. Назарий, который выступил с приветственным словом о значении этого события. Проповедь после чина освящения произнес протоиерей Владимир Сорокин.

Затем был отслужен молебен. В церемонии принимал участие хор духовенства Гродненской епархии Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата.

Историческая справка

Священномученик протоиерей Петр Скипетров - первый священномученик нашего города

Петр Иванович Скипетров родился в городе Вязники Владимирской губ. 4 июля 1863 года в семье священника. После успешного окончания Шуйского Духовного училища и Владимирской Духовной семинарии, Петр Скипетров приехал в столицу и поступил в СПб ДА, которую окончил в 1890 году. Сначала он был определен на вакансию иподиакона в Исаакиевский кафедральный собор при Высокопреосвященнейшим Исидоре, митрополите Новгородском, Санкт-Петербургском и Финляндском. Тогда же он женился на дочери иподиакона Антонине Заозерской. Венчались они на Выборгской стороне, в церкви Святого Георгия. В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 14 сентября 1892 года о. Петр был рукоположен в сан иерея к церкви Божией Матери «Утоли моя печали» приюта принца П.Г.Ольденбургского, находившейся на 12 роте Измайловского полка. В этом же году он успешно закончил СПБ ДА со степенью кандидата богословия.

С 30 июня 1898 года и до самой своей мученической кончины о. Петр служил при церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» с грошиками, которая находится на Шлиссельбургском пр. Церковь была построена на месте Стеклянного завода, где по преданию совершилось чудесное обновления иконы образа Божией Матери. С февраля 1912 года батюшка стал ее настоятелем.

19 января 1918 года к 15 часам отец Петр был вызван по служебным делам к митрополиту Петроградскому Вениамину. В это время в Лавре хозяйничали красноармейцы во главе с комиссаром Иловайским, который по распоряжению комиссара призрения Коллонтай, требовал митрополита Вениамина освободить помещения митрополичьих покоев, а наместнику монастыря - сдать все лаврское имущество. Духовный собор Лавры и ее наместник, сщмч. Прокопий были объявлены арестованными, и к ним приставлен караул. Богомольцы, узнав об этом, ударили в набат, забили тревогу и встали на защиту своей православной святыни. Именно в это время со стороны Духовной Академии к Лавре направлялся о. Петр. Его встретил сын Николай - воспитанник Духовной семинарии и предупредил отца о том, что происходит в обители, но отец Петр, несмотря на опасность, пошел вперед. Войдя в коридор центрального входа митрополичьего корпуса, о. Петр увидел красноармейцев, угрожавших женщинам-богомолкам оружием. Пастырь обратился к ним с просьбой не совершать насилия над верующими людьми и через несколько секунд раздался выстрел. Как подкошенный, отец Петр опустился на пол коридора. Пролилась кровь мученика.

Похоронила протоиерея Петра на семейном участке монастырского Тихвинского кладбища.

В семье Скипетровых было 13 детей. Четверо из них умерло в младенчестве, а четверо - в юные годы и среди них Николай, предупреждавший отца об опасности. Остальные дети стали врачами. Матушка Антонина Николаевна скончалась в блокаду в 1942 году.

После разрушения Лавры и ее кладбищ в 30-е годы, могила о. Петра исчезла.

Только в сентябре 1994 года она была восстановлена энтузиастами. На могиле установили крест, который тогда же был освящен.

В 2001 году по представлению СПб Комиссии по канонизации протоиерей Петр был канонизирован РПЦ.

Теперь все, кто войдет в здание управления Митрополии, не может не увидеть светлый лик на иконе нашего первого мученика на его мемориальной доске, поклониться его образу, вспомнить о том, как защищали Лавру в первые годы Советской власти и обратиться к священномученику с молитвой.

Лидия Ивановна Соколова , хранитель музея Александро-Невской Лавры



Похожие статьи