Производственное обучение рабочих. Обучение на производстве: с чего начать и как не заблудиться

11.Особенности, характеристика и содержание процесса производственного обучения.

Производственное обучение как составная часть профессионального обучения. Периоды производственного обучения, роль мастера в их организации. Связь теоретического обучения с практикой. Методы и формы производственного обучения. Документы, определяющие процесс производственного обучения: нормативные, планирующие, отчетные. Подготовка мастера производственного обучения к занятиям.

Производственное обучение как составная часть профессионального обучения

Производственное обучение ~ обязательная составная часть содержания профессионального образования, практическая профессиональная подготовка обучающихся к определенному виду деятельности по профессии или специальности в соответствии с требованиями государственного стандарта профессионального образования.

Главной целью производственного обучения является формирование профессионального мастерства учащихся; осуществляется оно постепенно в течение всего процесса обучения.

Эта генеральная цель конкретизируется в задачах производственного обучения, которые следует рассматривать как пути, этапы, в определенной степени средства достижения этой основной цели. Исходя из такого понимания взаимосвязи целей и задач, выделим следующие критерии-показатели, раскрывающие сущность понятия «профессиональное мастерство»:

-качество выполнения работы - выполнение технических требований (условий) к результатам работы; соответствие ее установленным показателям и нормативам, параметрам; получение устойчивых положительных результатов;

-производительность труда - выполнение установленных норм времени (выработки); способности и умения ценить фактор времени, что определяет стремление к освоению высокопроизводительной техники и технологии, наиболее экономных и производительных способов выполнения работы и организации труда;

    профессиональная самостоятельность - умение самостоятельно выбирать способы работы, обеспечивающие высокое качество и производительность труда; способность самостоятельно разбираться в производственной обстановке, принимать правильное решение; осуществление самоконтроля и саморегулирования в работе;

    культура труда - способность и привычка планировать свой труд; умение работать с применением рациональных приемов и способов труда, современной техники и технологии; высокая технологическая дисциплина; умение применять в работе профессиональные знания; рациональная организация труда и рабочего места; соблюде­ние правил безопасности труда;

    творческое отношение к труду - развитая способность и стремление вносить в процессе труда новое, оригинальное, совершенствовать организацию, способы, орудия труда; стремление и способности к рационализации и изобретательству;

    экономическая целесообразность трудовой деятельности - способность к экономическому анализу выполняемого трудового про­цесса, принятию оптимальных в экономическом отношении решений в процессе выполнения работы.

Реализация этих задач составляет сущность обучающей деятельности мастеров производственного обучения и учебной деятельности учащихся.

Основа производственного обучения - производительный труд, содержание которого определяется законами профессиональной педагогики, характером и содержанием труда рабочих (специалистов) соответствующего профиля и уровня квалификации, непосредственно участвующих в производственном процессе. Трудовой процесс является главным содержанием произ­водственного обучения, а естественнонаучные, научно-технические и тех­нико-экономические основы этих процессов становятся содержанием пре­имущественно теоретического обучения.

Такое разделение носит условный характер, так как производственное обучение во многом зависит не только от трудового процесса, но и от произ­водственного процесса в целом. Подробное содержание производственного обучения проводится в стандартах начального и других уровней профессио­нальной подготовки учащихся по профессии (специальности).

Важнейшей особенностью производственного обучения является обучение учащихся в специально организованных для этих целей учебных мастерских, лабораториях, учебных участках, полигонах, учебных хозяйствах, на тренажерах, учебных установках, максимально приближенных к условиям реального производства.

Производственное обучение проводится на базе соединения обучения с производительным трудом учащихся, на основе тесной взаимосвязи теории и практики. Единство производительного труда и обучения состоит в том, что выпуск продукции не является самоцелью, а только средством решения учебных задач. Практические навыки и умения формируются на основе зна­ний, которые в ходе их применения совершенствуются, углубляются, расширяются.

Это определяет необходимость, во-первых, координации изучения спе­циальных предметов и производственного обучения таким образом, чтобы теория опережала практику, во-вторых, высокого уровня специальных зна­ний мастера производственного обучения, в-третьих, осуществления тесных межпредметных связей в деятельности мастеров и преподавателей специаль­ных предметов (специальной технологии).

Это предъявляет особые требования к подбору учебно-производственных работ учащихся, к материально-техническому оснащению учебного процес­са, выбору и применению форм, методов и методических приемов обучения. Ведущим методом производственного обучения выступают упражнения, особое значение приобретает показ трудовых приемов, использование учеб­ной и производственной документации, демонстрация наглядных пособий, выполнение учащимися лабораторно-практических и производственных работ.

В последнее время все шире применяются новые нетрадиционные тех­нологии: диалог, деловые учебно-производственные игры, модульные техно­логии, индивидуальные творческие задания, новые информационные техно­логии, в том числе мультимедиа, другие средства активизации познаватель­ной деятельности учащихся. Следует подчеркнуть, что современные педаго­гические технологии используются не только как система организационных форм, методов, средств и технического оснащения занятий, но, прежде всего, как способы организации совместной деятельности, сотрудничества мастера и учащихся в достижении учебно-воспитательных целей.

Для характеристики производственного обучения важным является во­прос о его педагогической логике. Учащихся нельзя включать сразу в процесс выполнения работ, характерных для содержания труда квалифицированного рабочего (специалиста) в соответствующей профессии, - это непосильная за­дача. Обучение профессии предполагает расчленение содержания труда на отдельные составные части - учебные единицы (трудовые приемы, способы, отдельные функции, операции, виды работ, ситуации), обучение учащихся выполнению этих элементов, а затем уже включение их в выполнение работ законченного характера, типичных для профессии. Таким образом, производ­ственное обучение носит аналитико-синтетический характер. Конкретное со­держание учебных единиц, их сочетание и порядок освоения для определен­ных групп профессий отражают систему производственного обучения.

Производственное обучение - составная часть целостного процесса профессионального обучения в учебных заведениях начального профессионального образования, выделенная в учебных планах в качестве раздела «Профессиональная подготовка». Структурными частями этого раздела является «Общетехнический цикл» предметов теоретического обучения и «Профессиональный цикл», включающий специальные предметы, а также производственное обучение и производственную практику. При этом у учащихся формируются способности ориентироваться в современном производстве, перспективах его развития, умение решать конкретные производственные задачи, связанные с выполнением работ, типичных для соответствующих профессий, специальностей.

Такой подход к определению содержания профессионального образования обеспечивает возможность подготовки в профессиональных учебных заведениях квалифицированных рабочих и специалистов, соответствующих требованиям современного научно-технического прогресса, когда преодолеваются узкие рамки старого профессионального разделения труда, происходит коренное изменение профессионально-квалификационной структуры и содержания труда работников. Такие качества квалифицированного специалиста, как умение планировать, организовывать и контролировать свой труд, находить оптимальные решения, способность к творчеству, самостоятельно пополнять свои знания и умения, применять их в изменяющихся условиях, становятся важнейшими показателями его успешной трудовой деятельности. Содержание профессии рабочего, специалиста, обслуживающего современное производство, стало охватывать не отдельную «конвейерную» операцию, а комплекс таких операций, законченную часть технологического процесса. Профессия рабочего, специалиста перерастает традиционные рамки, приобретает широкий профиль .
В труде квалифицированного рабочего широкого профиля все большее значение приобретают расчетно-аналитичеекие, контрольные и наладочные функции, характеризующиеся сочетанием умственного и физического труда в едином трудовом процессе. Указанные функции требуют от рабочих значительно больших инженерно-технических знаний, глубоких и разносторонних умений и навыков. Такой рабочий, специалист в условиях постоянных изменений техники и технологии производства имеет высокую профессиональную гибкость и мобильность, обладает способностью быстро адаптироваться к возможным изменениям условий производства, выполнять широкий круг взаимосвязанных по технологии видов работ. Он подготовлен не только к современным, но и к будущим условиям производства.

Особую актуальность широта профиля квалифицированных рабочих, специалистов приобретает в современных условиях перехода страны к рыночной экономике, когда человек выступает активным субъектом на рынке труда, свободно распоряжается своим главным капиталом - своей профессиональной подготовленностью, квалификацией.
Специфика овладения содержанием профессий широкого профиля в условиях рыночной экономики требует от учащихся владения разносторонними умениями учебной деятельности, знаниями и умениями эффективного самоопределения в разнообразных условиях рынка труда. В этой связи в ряде профессиональных учебных заведений, прежде всего в профессиональных лицеях, а также в «продвинутых» профессиональных училищах, ведущих преемственную подготовку квалифицированных рабочих и техников, в учебный процесс включаются предметы, в совокупности составляющие курс «Психология становления и саморазвития личности». Курс состоит из трех самостоятельных предметов: «Психология познавательной деятельности», в рамках которого учащиеся изучают психические особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, осваивают технологию продуктивной учебной деятельности, отрабатывают навыки эффективного слушания, рациональной работы с текстом, конспектирования, публичных выступлений; «Психология личности», в процесс изучения которого входит представление о личности, ее структуре и особенностях, о проблемах межличностных отношений; «Проектирование карьеры», целью изучения которого является получение основных знаний и практических умений построения и осуществления стратегии и тактики профессионального становления и поэтапного осуществления намеченного.

Широта профиля квалифицированного рабочего, специалиста обеспечивается не только включением в структуру профессиональной подготовки предметов общетехнического и профессионального циклов, но и содержанием их производственного обучения.
Основой определения содержания производственного обучения является анализ содержания трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста соответствующей профессии (специальности) и уровня квалификации, выделение в ней типичных элементов - «учебных единиц», составляющих предмет изучения и обучения.
Профессия - род трудовой деятельности человека, охватывающей широкую область применения знаний, умений и навыков в той или иной отрасли производства (например, токарь, слесарь).
Специальность - постоянно выполняемая трудовая деятельность человека, выделенная в профессии вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии (например, токарь-карусельщик; токарь-револьверщик; слесарь-ремонтник; слесарь механосборочных работ и т. п.).
Квалификация - степень, уровень овладения человеком профессией, специальностью. Уровень квалификации характеризуется разрядом, классом, категорией.
В Государственном стандарте профессионального образования квалификация характеризуется пятью ступенями. Первая ступень предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой в различных формах; вторая - основное общее образование и профессиональное образование, получаемое в учреждениях начального профессионального образования на одно-, двухгодичных отделениях; третья – характеризуется сочетанием среднего (полного) общего образования и профессионального образования, получаемого на двух-, трехгодичных отделениях учебных заведений начального профессионального образования; четвертая - предполагает среднее (полное) общее образование и профессиональное образование, получаемое главным образом в «продвинутых» образовательных учреждениях: профессиональных лицеях, учреждениях среднего профессионального образования (базовый и повышенный уровень), колледжах; пятая – соответствует различным уровням высшего и послевузовского профессионального образования.
Трудовая деятельность рабочего, специалиста - это совокупность трудовых действий (физических и умственных), при помощи которых он воздействует на предметы труда и управляет работой средств труда: оборудования, инструментов, оснастки, приборов, автоматизированных средств, измерительных устройств и др., т. е. осуществляет трудовой производственный процесс.
Анализ трудовой деятельности с целью определения содержания производственного обучения осуществляется с трех точек зрения: функциональной, структурной, педагогической.
С точки зрения функционального анализа трудовая деятельность (производственный процесс) по большинству профессий (специальностей) включает следующие типичные функции: планирование и подготовка - вспомогательные функции; осуществление, контроль и обслуживание - основные функции.

Кратко рассмотрим содержание этих функций.
Планирование трудового процесса - ознакомление с заданием; определение и выбор материалов, сырья, полуфабрикатов, заготовок, инструментов, приборов, приспособлений, другой технологической оснастки и т.п.; определение технологической последовательности выполнения трудового (производственного) процесса; выполнение необходимых расчетов, разработка управляющих программ, алгоритмов, схем, маршрутов и т.п.
Подготовка трудового процесса - проверка, наладка, переналадка оборудования и оснастки для выполнения роботы; подготовка к работе материалов, рабочих и контрольно-измерительных средств; подготовка документации и т. п.
Осуществление трудового (производственного) процесса – выполнение ручных операций; управление работающим оборудованием; регулирование технологического процесса, происходящего в аппаратах и установках, работающих в автоматизированном режиме; наладка и настройка оборудования в ходе работы и т. п.
Контроль трудового (производственного) процесса - текущая и итоговая проверка и оценка хода технологического процесса; выявление отклонений и неполадок в ходе работы и их устранение; проверка и оценка собственной деятельности, работы оборудования; текущая и итоговая проверка и оценка качества выполненной работы и т. п.
Обслуживание трудового процесса - уход за оборудованием; устранение неполадок; организация рабочего места.

При этом необходимо подчеркнуть, что закономерности развития научно-технического прогресса, комплексная механизация и автоматизация производства неизбежно приводят к повышению в структуре трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста «удельного веса» вспомогательных функций планирования и подготовки производственного процесса. Рабочий все меньше непосредственно воздействует на предмет труда. Сначала он исключается из производственного процесса как источник необходимой энергии, затем последовательно машине, аппарату, установке передаются вспомогательные функции рабочего, а на этапе автоматизации производства на машину возлагается все большая часть функций непосредственного управлении производственным процессом. Основным содержанием труда рабочего, специалиста становится контроль за автоматически действующим оборудованием, наладка его, планирование работы. Ведущее место в их труде занимают интеллектуальные умения, способность быстро осмысливать обстановку, принимать обоснованные решения. Поэтому рабочий, специалист должен иметь широкие и разносторонние общеобразовательные, общетехнические и специальные профессиональные знания.
Не меньшее значение для определения содержания производственного обучения, выделения в нем «учебных единиц», т. е. элементарных составляющих, имеет структурный анализ трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста, заключающийся в разделении ее на относительно законченные структурные элементы - трудовые процессы, операции и приемы.
Наиболее крупным структурным элементом трудовой деятельности является трудовой процесс, который охватывает все действия работника, связанные с выполнением определенного вида работ, функций, должностных обязанностей, типичных для данной профессии или группы профессий. Для токаря, например, содержанием трудового процесса является обработка детали, для слесаря - изготовление изделия, ремонт станка, для наладчика - наладка станка для обработки определенного вида деталей.

Для большинства профессий квалифицированных рабочих и специалистов характерный для них трудовой процесс и связанный с ним вид работ имеют сложный (комплексный) характер. Он предполагает применение различных, специфических для определенных работ технологических процессов, использование различных по характеру применения орудий и средств производства. В этой связи целостный трудовой процесс не может быть взят сразу в качестве основы для определения содержания производственного обучения.
Трудовые процессы в этих целях принято разделять на трудовые операции , каждая из которых характеризуется постоянством предмета труда, орудий труда и неизменностью комплекса применяемых составных частей и элементов. Так, трудовые процессы по изготовлению деталей на токарных станках включают такие операции, как обтачивание наружных цилиндрических поверхностей, подрезание торцев и уступов, вытачивание канавок, отрезание и т.д.
Трудовые операции как составные части целостного трудового процесса по большинству профессий являются укрупненными и достаточно сложными элементами трудового процесса и в силу этого также не могут всегда быть исходными «учебными единицами» содержания производственного обучения. Поэтому трудовые операции, как правило, делятся на трудовые приемы, представляющие собой совокупность законченных трудовых действий, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение. Трудовые приемы и их разнообразные сочетания, разновидности и вариации - способы выполнения трудовой деятельности являются основными «учебными единицами» содержания производственного обучения по большинству профессий (специальностей). Для содержания различных трудовых процессов и операций характерны, естественно, специфические трудовые приемы и способы. Вместе с тем по характеру содержания можно выделить определенные виды трудовых приемов, характерных для любой трудовой операции: приемы планирования, приемы контроля хода и результатов работы, приемы организации рабочего места и ухода за ним.
Например, токарная операция - обтачивание наружных цилиндрических поверхностей - включает следующие рабочие приемы: установка детали в патроне, установка детали в центрах, установка и закрепление резца, настройка станка на режимы обработки детали и т. п. Многие приемы входят в различные операции, как нередко одни и те же операции включаются в различные трудовые процессы. Наряду с этим встречаются приемы, присущие только одной операции, и операции, характерные лишь для одного трудового процесса.

Таким образом, основным содержанием процесса производственного обучения с позиций функционального и структурного анализа трудовой деятельности рабочего, специалиста является формирование у учащихся совокупности умений и навыков выполнения трудового процесса, включающего трудовые операции, приемы и способы, связанные с его планированием, подготовкой, осуществлением, контролем и обслуживанием . Для различных профессий (групп профессий) соотношение «удельного веса» этих элементов трудового процесса различно, но наличие их обязательно. Результаты структурного и функционального анализа содержания трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста-профессионала определенной профессии (специальности) и уровня квалификации в определенной отработанной форме отражаются в учебной программе производственного обучения - примерной и рабочей, разрабатываемой в учебном заведении, которая представляет проект содержания процесса производственного обучения.

Как отмечалось выше, основой производственного обучения является производительный труд учащихся. Таким образом, процесс производственного обучения является процессом учебно-производственным. В этой связи важным для определения содержания и структуры производственного обучения является вопрос о взаимной приспосабливаемости учебного и производственного процессов, т. е. педагогический анализ трудовой деятельности.
Степень взаимного приспособления каждого из этих двух процессов не всегда одинакова, она зависит от особенностей содержания трудовой деятельности и условий обучения. В ряде случаев производственный процесс как таковой использовать для целей обучения настолько трудно, а подчас и невозможно, что приходится приспосабливать главным образом учебный процесс к производственному. Это характерно для обучения профессиям, связанным с обслуживанием автоматизированных процессов, в особенности химических и энергетических. В таких случаях приходится моделировать отдельные стороны управления процессами - создавать тренажеры, учебные установки, учебные полигоны, тренировочные кабины и т. п., т. е. приспосабливать к обучению уже не сам трудовой процесс, а его модель.

Однако даже при обучении профессии, где приспосабливаемость производственного процесса к учебному объективно не ограничена, в ряде случаев по сугубо организационным причинам (недостаток учебно-производственных объектов, инструментов, соответствующего оборудования и т.п.) вынужденно прибегают к чисто учебным объектам.
Основными факторами, которые определяют «взаимоотношения» учебной и производственной сторон внутри процесса производственного обучения, являются следующие:
1) возможность выделения в производственном (трудовом) процессе в целях обучения отдельных его структурных элементов: трудовых операций, трудовых приемов и способов. У одной группы трудовых процессов (и соответственно профессий) операции и приемы легко вычленяются, что создает весьма благоприятные условия для обучения. К этой группе относятся трудовые процессы металлообработки, деревообработки, швейного производства и т.п. У другой группы трудовых процессов, наоборот; отдельные операции вычленить трудно, а зачастую и невозможно (трудовые процессы химического производства и некоторые другие). Есть трудовые процессы, которые занимают промежуточное положение: некоторые части (операции) можно вычленить в производственных условиях в целях обучения, а другие нельзя. К такой промежуточной группе относятся трудовые процессы при отделочных строительных работах, обслуживание текстильных машин и др.;
2) возможность группировать разновидности трудовых операций и приемов, т. е. выделять их комплексы, располагать (варьировать) операции и составляющие их приемы в удобной для изучения последовательности с учетом технологической и дидактической целесообразности, возможность отводить на каждую часть работы столько времени, сколько необходимо для ее освоения;
3) повторяемость основных трудовых операций и приемов в трудовом процессе. Если операция в производственном процессе повторяется, например, только один раз в течение рабочего дня или реже, то обучение этой операции сопряжено с известными трудностями. В ряде случаев искусственно можно сделать выполнение такой операции более частым, притом так, что учащиеся будут проходить обучение в обычных производственных условиях. Например, операции шабрения и притирки встречаются в практике слесаря значительно реже, чем опиливание или нарезание резьбы. Тем не менее можно подобрать объекты работы таким образом, чтобы загрузить учащегося шабрением и притиркой в течение времени, достаточного для первоначального обучения этим операциям. В других случаях - при подготовке аппаратчиков, операторов, металлургов или при обучении наладке и ремонту оборудования в производственных условиях, как правило, нельзя искусственно участить выполнение операций.

Указанные характеристики трудовых процессов (возможность вычленения, учащения и варьирования в производственных условиях, повторяемость) в конечном счете можно объединить в один решающий фактор - возможность превращения той или иной части трудового процесса в более или менее самостоятельную часть процесса обучения. Этот фактор положен в основу учебной классификации трудовых процессов, приведенной в табл. 1.

До сих пор у нас разговор шел о том, могут ли примитивные животные учиться, какие знания они способны приобрести и сколько времени их хранят. Мы убедились, что могут. Не очень многому, но все-таки кое-чему научиться в состоянии. Кроме того, мы узнали, что все без исключения животные, и в первую очередь именно примитивные существа, появляются на свет с огромным багажом знаний и самых необходимых им навыков. Невольно возникает вопрос: стоит ли столь образованным животным еще чему-нибудь дополнительно учиться? Есть ли смысл тратить на учебу силы и время?

Еще недавно зоологи считали, что насекомые действуют как автоматы по полученным в наследство программам поведения и отклониться от них – научиться чему-нибудь новенькому – не способны. Да и зачем им учиться, рассуждали ученые. Их жизнь так непродолжительна, что на обучение и времени тратить не стоит. Даже если и успеешь за свою короткую жизнь научиться чему-нибудь полезному, вряд ли представится возможность применить свои знания на практике.

А жизнь насекомых действительно коротка. Поденка, став взрослой, живет всего несколько часов. В крайнем случае, сутки. Тут действительно не до учебы, успеть бы подыскать подходящее местечко, чтобы отложить яички и обеспечить процветание рода.

Поденка – крайний случай. Но и у большинства других насекомых век невелик. Из яиц бабочки-крапивницы, которых можно встретить даже в центре больших городов, если на пустырях сохранились куртинки крапивы, вскоре выведутся крохотные червячки и всего за несколько недель станут толстыми, хорошо упитанными гусеницами, а затем окуклятся и превратятся в красивых бабочек, век которых тоже короток. Детство – самая пора для учебы, но для чего им учиться. У гусеницы совсем другая жизнь, чем у красавицы бабочки, и чему бы она ни научилась, живя на листе крапивы, взрослой бабочке оно вряд ли когда-нибудь пригодится. Крапивой она интересуется только для того, чтобы отложить здесь яички, и навещать своих детей не будет. А значит, и бабочке учиться не обязательно: чему бы она ни научилась, передать свои знания потомству она не сможет. Какой смысл крапивнице тратить время на обучение, если ни ей, ни детям пользы от этого не будет?

Но природа – мудрый творец. И оказалось, что все без исключения насекомые не только способны, но действительно все время чему-нибудь учатся. Если поденку, присевшую на лист кувшинки, невдалеке от воткнутого в землю красного флажка, чтобы отложить здесь яички, несколько раз грубо согнать, она быстро запомнит, что тут ей угрожает опасность, и станет выбирать место подальше от всяких флажков и ярких предметов.

Среди насекомых есть свои интеллигенты. Это муравьи, пчелы, термиты. Они не только получают по наследству от родителей гораздо больше знаний, чем другие насекомые, но и относятся к самым прилежным ученикам. Муравьи учатся постоянно, а попав в неожиданную ситуацию, умеют принимать разумные решения. Обучение для муравья совершенно необходимо. Если бы рабочие муравьи систематически не повышали свою «квалификацию», муравьиной семье вряд ли бы хорошо жилось. И ничего удивительного здесь нет. Среди насекомых муравьи являются долгожителями. Царицы некоторых видов муравьев живут до двадцати лет, а рабочие муравьи – до семи лет. Прямой расчет еще смолоду приобретать опыт. Он может пригодиться и под старость. А самое главное, муравьи живут огромными семьями. Любой муравей, научившись чему-то новенькому, может тут же обучить двух-трех своих младших сестричек, а те, в свою очередь, обучить муравьишек следующего поколения. Так «открытие» одного муравья может стать всеобщим достоянием и передаваться из поколения в поколение. А учиться у старших особенно легко. У муравьев чрезвычайно сильно развит инстинкт подражания. Они с удовольствием повторяют все, что делают их опытные товарищи, можно сказать, обезьянничают.

Чтобы успешно учиться, нужно обладать хорошей памятью. Муравьи на нее не жалуются. Активные фуражиры, ведущие самостоятельный поиск пищи, хорошо знают свой охотничий участок и отлично помнят дорогу домой. Если муравьиную тропу перегородить замысловатым лабиринтом, фуражиры, поблуждав в его закоулках, в конце концов находят проход и затем помнят путь в лабиринте не меньше четырех дней, даже если все это время из-за плохой погоды им пришлось безвылазно сидеть дома.

По способности находить дорогу в лабиринте можно узнать, какие виды муравьев более умные. У ученых особенно популярен лабиринт, составленный из стеклянных цилиндров, так как он достаточно сложен, а сквозь его прозрачные стенки удобно наблюдать за поведением насекомых. Для постройки лабиринта берут пять-шесть цилиндров разного размера. На земляной манеж кладется приманка и последовательно накрывается всеми цилиндрами, начиная с самого маленького и кончая самым большим. В земле под стенкой каждого цилиндра устраивают норку, чтобы муравьи могли под него проникнуть. Входы в норки соседних цилиндров располагаются далеко друг от друга на противоположных сторонах цилиндров, и муравьям приходится побегать, чтобы разобраться в устройстве лабиринта и добраться до пищи.

Для прыткого степного муравья, действующего на своей кормовой территории в одиночку, одолеть такой лабиринт не представляет большого труда. Любой фуражир, заметив сквозь прозрачные стенки соблазнительную приманку, непременно доберется до нее. Из двадцати–сорока луговых муравьев за первые четыре часа самостоятельно найти дорогу к приманке способны лишь два-три, но позже, используя опыт более одаренных фуражиров, этому научатся еще восемь–десять.

У муравьев мирмика и лазиусов в глубь лабиринта тоже проникает самостоятельно всего два-три фуражира, но уже через полчаса-час они приводят себе на помощь до двухсот носильщиков. Выходит, что прыткие степные муравьи – самые умные, а среди луговых муравьев умных всего десять–пятнадцать процентов. Остальные ни сами справиться с трудной проблемой, ни научиться от других выполнению сложных программ не в состоянии.

У муравьев развита не только зрительная память. Они обладают развитым чувством времени и широко этим пользуются. Если невдалеке от кормовой дороги строго в определенное время выставлять кормушку, то фуражиры очень быстро запомнят время появления пищи и будут точно в срок собираться на этом участке. Уже после того как их перестанут подкармливать, муравьи будут приходить сюда еще не менее пяти дней, точно соблюдая урочное время.

Некоторые виды муравьев занимаются скотоводством. Они обзаводятся стадами крохотных коровок-тлей, пасут их, охраняют от врагов, строят им хлевики, осенью укрывают от холода, а летом доят. В теплую устойчивую погоду коровки выделяют падь – сладенькую водичку, которая очень нравится муравьям. Когда удойность коровок сильно возрастает, муравьи-фуражиры не успевают собирать и уносить домой всю выдоенную падь. В этот период им совершенно необходима помощь. Опытные фуражиры вербуют молодежь и обучают ее своей профессии. Работа учителя тяжела в прямом значении этого слова, так как процесс обучения протекает весьма своеобразно. Муравьи не владеют речью. Наставник не может объяснить своему подопечному, что от него требуется. Он просто взваливает ученика себе на плечи и тащит его в колонию тлей. Там ученик познакомится с муравьиными «коровками», напьется до отвала вкусной пади и, наполнив зобик, вместе с товарищами побежит домой. На обратном пути ученику нужно хорошенько запомнить дорогу. Теперь он может самостоятельно вернуться на пастбище тлей и приступить к выполнению повседневных обязанностей фуражира. Одного урока бывает вполне достаточно. А если ученик не обнаружил больших способностей, его принесут в колонию тлей и второй, и третий раз. С глупыми муравьями приходится повозиться.

Овладение навыками фуражира-дояра происходит благодаря выработке у молодого муравья условных рефлексов. Нервная система общественных насекомых по своему устройству напоминает нервную систему дождевых червей. Только у муравьев и пчел надглоточный ганглий, куда стекается информация от органов чувств – глаз, органов обоняния, осязания, вкуса, – устроен гораздо сложнее. Вот почему у них отличная память и легко образуются различные навыки. Насекомые не умеют делать записи, чертить планы, изготовлять карту местности. Все накопленные знания им приходится держать в голове. Хорошо заучив дорогу в колонию тлей, молодой фуражир запомнит ее на всю жизнь, и даже длинная холодная зима не вытравит из его памяти этих воспоминаний. За зиму окружающая местность может сильно измениться, но фуражиры все равно найдут колонию и восстановят к ней дорогу.

Поражает память муравьев. Они строят свои дома так основательно, что их потомки живут здесь десятилетия, иногда сто–двести лет. Сохраняется не только сам муравейник, но его подземные галереи и разветвленные наземные дороги. Чтобы содержать в порядке такое большое хозяйство, надо помнить все подземные переходы, все перекрестки наземных дорог. Живя большой семьей, совместно воспитывая детей, совместно выполняя общественные работы, они имеют возможность учиться друг у друга и воспитывать подрастающее поколение.

Семья лесных муравьев, живущая в большом и ухоженном доме, на самом деле не является единым коллективом, как могло бы показаться случайному наблюдателю. Обычно в гнезде от двух до двенадцати колонн – самостоятельных групп муравьев. Они имеют в подземных этажах собственные помещения, где выращивают свою смену, а снаружи – свою охраняемую территорию с сетью кормовых дорог и тропинок, с собственными стадами тлей.

У рыжих лесных муравьев каждый фуражир, вступая в должность, прикрепляется к одной из периферийных охраняемых территорий. Это его рабочее место. Продвижение по службе состоит в том, что фуражир переходит на участки, все ближе и ближе расположенные от муравейника, и, наконец, получает пост наблюдателя на куполе своего дома. Теперь его задача – бдительно охранять муравейник, а если нападет враг, мобилизовать его обитателей на защиту родного очага. За годы своей службы такой муравей должен хорошо изучить общественное хозяйство, познакомиться с охраняемой территорией, с отдельными охотничьими участками и находящимися там колониями тлей, с сетью муравьиных дорог и тропинок. Эти сведения он будет крепко хранить в своей памяти. Если фуражиры все до одного вдруг погибнут, а в наши дни такие случаи иногда происходят во время обработки леса ядохимикатами, катастрофы не произойдет. Часть нянек и строительных рабочих переквалифицируется в фуражиров, а наблюдатели спустятся с купола и покажут новым, еще неопытным снабженцам кормовые участки, дороги и тропинки, колонии тлей. Гораздо труднее придется муравьиной семье, если вместе с фуражирами погибнут и наблюдатели. Новой смене фуражиров придется заново осваивать территорию, при этом неизбежно часть участков, часть дорог и тропинок, многие колонии тлей будут безвозвратно потеряны.

Муравьи живут долго. За это время живые справочники накапливают массу полезной информации. Эти знания приносят муравьиной семье огромную пользу. Поздней осенью муравьиные дороги укрывает толстый слой опавшей листвы и хвои. Под толщей мусора трудно заметить дорожное полотно. Кажется, что дорога безвозвратно погибла, но к следующему лету ее полностью восстановят. Ученых всегда удивляло чрезвычайное постоянство кормовых дорог, неукоснительно возобновляемых весной на протяжении многих лет. Это одна из заслуг живых справочников. Часть накопленных знаний они успевают передать своим более молодым товарищам. Благодаря умудренным знаниями воспитателям, обучение молодого поколения значительно упрощается, а полученные ими знания оказываются куда более полными, навыки более ценными, чем они могли бы их приобрести самостоятельно, не перенимая друг у друга.

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

процесс и уч. предмет в системе проф. подготовки. Основу содержания предмета «П. о.» составляют гл. элементы производств. процесса (в условиях мастерских, цехов предприятий и т. п.), они взаимосвязаны не только между собой, но и с пед. принципами и методами воспитания личности, а также с психофизиол. особенностями профессии, возрастными возможностями учащихся.

П. о. включает теоретич. часть - знание основ наук, техники, технологии, организации и экономики конкретной отрасли и отд. произ-в; умение применять эти в проф. деятельности; практич. часть (цель - приобщение учащихся к производств. процессу): вводный курс; уч.-производств. работу в мастерских, лабораториях, на полигонах уч-щ, в уч. и производств. цехах предприятий; производственную практику.

П. о. как учебный процесс осуществляется мастерами производств. обучения. Важная задача проф. подготовки - приблизить П. о. к реальному произ-ву. Решить эту задачу помогают совр. тренажёры (комплексные, универсальные и т. п.), электронно-вычислит. техника, спец. мастерские, лаборатории, уч. науч.-производств. комплексы, позволяющие в Значит. степени имитировать производств. процесс.

К общим закономерностям П. о. относятся: проф. обусловленность, связанная с наличием множества профессий и проф. групп; взаимосвязь производств., уч. и воспитат. процессов; взаимодействие между человеком и техникой; интеллектуализация проф. деятельности квалифициров. рабочих; совмещение и рациональное чередование систем П. о. на отд. этапах обучения; политехн. и проф. направленность производит, труда; совмещение профессий и овладение неск. специальностями, единство социальных, проф. и индивидуальных качеств личности.

П. о. обладает также характерными особенностями. Его основу составляют общеобразоват., общетехн. и спец. знания, проф. и навыки производит, труда. Фундаментальные принципы процесса П. о.: интеграция и дифференциация общеобразоват. и проф. знания, кооперация трудовой деятельности, политехнизм, комплексность видов работ, системность обучения и др.

Осн. направления П. о.: создания условий учащимся для овладения производств. процессами, социально-экон., науч.-техн. и проф. знаниями, передовым опытом, конкурентоспособного рабочего, подготовленного к разнообразной деятельности. Критерий проф. подготовленности будущего рабочего - , а гл. её показатели - проф. мобильность, владение неск. профессиями, способность к перемене труда.

П. о. в уч. мастерских осуществляется через видов проф. деятельности, в условиях предприятий уч. процесс включается в производственный. Осн. форма П. о. в уч. заведении - , а на предприятии - уч.-производств. работа и производств. практика. Промежуточная орг. форма - лабора-торно-практич. занятия, обеспечивающие взаимосвязь теоретич. и производств. обучения. В структуре занятий доминируют упражнения, включающие инструктажи мастера П. о. (вводный; текущий, в осн. индивидуальный; заключительный).

Разработаны многообразные типы систем П. о. Они едины для всех специальностей, но применяются с учётом специфики профессий.

Предметная система П. о. возникла с развитием ремесл. произ-ва и ремесл. ученичества и ориентировалась на индивидуальную учащихся. Занимала ведущее место в ремесл. уч-щах (с 17 в.), в процессе обучения учащиеся от изготовления простейших изделий переходили к более сложным. Недостатки системы: слабая закрепляемость трудовых навыков; неравномерность в изучении элементов трудового процесса (одни усваивались основательно, другие - поверхностно); трудность отбора изделий для усложнённых операций.

Операционная система П. о. появилась в период развития мануфактурного произ-ва. В её основе - последо-ват. учащимися сначала отд. операций, а затем приёмов самостоят. работы по изготовлению простейших изделий. Эта система позволяла учащимся подготовиться к выполнению всех работ по профессии и значительно ускоряла . Большую в совершенствовании системы сыграл Д. К. Советкин, осуществивший в 1868 науч. содержания труда рабочих станочных профессий. Им разработаны уч. программы П. о., предусматривавшие последоват. изучение конкретных приёмов и операций по обработке фрагмента детали, а не законченного изделия. Система Советкина с учётом местных условий была использована в проф.-тех. образовании ряда стран Европы под названием «русской» и послужила стимулом для разработки др. способов обучения. Недостаток системы - подход к процессу обучения как к простому соединению отд. изолиров. операций. В результате учащиеся забывали изученные приёмы при переходе к изготовлению цельного изделия и не видели результатов труда из-за Значит. перерывов между изучением элементов трудового процесса и дальнейшим их применением, поэтому медленно формировались прочные и устойчивые умения.

Операционно-поточная система П. о. связана с развитием поточной системы организации произ-ва и основана на разделении технол. процесса на операции, при к-ром каждый ученик выполняет один вид работы, затем передаёт деталь по постоянному маршруту для последующей обработки. Позволяла овладеть приёмами труда в условиях многостаночной системы при высокомехани-зиров. произ-ве.

Операционн о-п редметная система П. о. является усовершенствованным вариантом операц. системы. Основана на изучении трудовых операций при изготовлении изделий возрастающей сложности. Предложена в 1887 директором Моск. ремесл. уч-ща С. А. Владимирским, обратившим на возможность комбинирования приёмов и операций в порядке возрастания сложности их выполнения. Аналогичная система была разработана мастером техн. школы балтийского судостроит. завода П. И. Устиновым. Недостаток систем: закрепляемость лишь отд. навыков, а не их системы, что затрудняет выполнение работы при незначит. изменениях в технол. процессе.

Внедрение операц. систем потребовало разработки спец. методики обучения ручному труду. Одним из первых предложил методику преподавания ручного труда О. Соломон (Швеция) в учительской , впоследствии ставшей междунар. центром для учителей по ознакомлению с организацией трудового обучения. Преподавание труда вошло в обязат. предметы в уч. заведениях Германии (с 1881), США (с 1887), России (с 1888), в нар. и учительских школах Франции (в . 19 в), в учительских колледжах Велико британии (с 1901, в высш. нач. уч-щах с 1902) В России методику обучения труду пропагандировал преподаватель Петерб учительского ин-та К Ю Цируль, под руководством к-рого было подготовлено метод пособие по преподаванию ручного труда Цируль совм. с H В Касаткиным разработали программу II о, широко распространившуюся в рос. школе

Система II о Центрального института труда, ЦИТ (Москва) В кон. 20-х гг. 20 в ЦИТ разработал систему II о, заключающуюся в разделении трудового процесса на трудовые приемы, выполняемые в системе упражнений На основе анализа содержания труда разл. профессий были определены формы и методы трудового обучения Каждому трудовому процессу соответствовала спец. методика обучения (анализ двигат навыков, письменные инструкции и тренажеры) Преимущество системы - создание у учащихся прочных автоматизиров умений и навыков, недостатки - отрыв упражнений от реальных условий труда, механич. выполнение работ по строго регламенти-ров инструкции, препятствующей творческому подходу, длит одному виду деятельности и отсутствие новых познават. элементов (см также ст А К Гостев)

Операционно - комплексная система II о возникла в сер. 30-х гг. в отеч. школах фабрично-заводского ученичества и предусматривала освоение учащимися осн. операций с чередованием постоянно усложняющихся комплексных работ (выполнение 3-4 операций и соответственно одной комплексной работы, затем освоение более сложных приемов и последу ющих комплексов и т. д.) Преимущество системы - овладение учащимися всеми приемами труда в сочетаниях, встречающихся на произ-ве Недостатки системы - слабое развитие творческих начал в трудовой деятельности, формирование приемов, не встречающихся в упражнениях в чистом виде, недостаточная взаимосвязь отд. операций и их комплексов и др

Приемно - комплексно-видовая система II о разработана К H Катхановым (сер. 1970-х гг.) и заключается в выделении важнейших элементов профессии - приемов труда, видов работ и в обеспечении прочного овладения ими в пределах каждого вида деятельности и последующего сочетания приемов в комплексы В отличие от опе-рац -комплексной системы, в этой системе осн. элементом II о является не операция, а прием работы, что позволяет применять систему для подготовки большинства рабочих профессий Осн. метод формирования умений и навыков - Все элементы учащиеся выполняют под руководством мастера производств обучения до полного освоения и только после этого приступают к др. виду работы На завершающей стадии обучения у учащихся вырабатываются автоматич навыки производств деятельности К особенностям системы относятся ее построение на основе тщательного анализа содержания труда рабочих и обобщения достигнутого уровня проф. подготовки, раскрытие взаимосвязи всех элементов обучения Она наилучшим образом способствует переносу технол и трудового процессов на уч. -производств деятельность учащихся Недостатки - трудности в отборе для каждого вида работы отд. приемов, к-рые, в свою очередь, включают неск способов их выполнения, что часто нарушает последовательность действий рабочего, изменение приемов работы в зависимости от применяемой техники, технологии и организации труда, что вызывает нестабильность методики обучения

Проблемно - аналитическая система II о разработана С Я Батышевым для II о в условиях автоматизации произ-ва и появления рабочих профессий, в к-рых преобладают интеллектуальные знания и навыки Преследует цели формирования у рабочих расчетных, управленческих, диагностич, коммуникативных навыков Состоит в разделении содержания обучения на уч проблемы и элементы трудового процесса и в определении соответствующих функций по регулированию технол процессов и оборудования, овладению умениями и навыками в определенной последовательности, обусловленной реальными условиями произ-ва и характером участия в нем рабочего Каждая уч проблема является самостоят. заданием II о включает последоват общее знакомство с технол процессом, выделение проблем, установление связи между ними, изучение каждой проблемы в отдельности, анализ уч ситуаций Система предусматривает 3 периода обучения изучение и упражнения в выполнении отд. ситуаций, проблемы в целом, освоение всего технол процесса, когда учащиеся самостоятельно выполняют все задания В каждом периоде выделяются этапы решения интеллектуальных задач (одна из осн. функций системы) и самостоят. работа под руководством инструктора Учащиеся овладевают приемами умственной деятельности (планирование, выделение признаков, дифференциация, и обобщение фактич материала и др), приобретают навыки контроля и самоконтроля, что свидетельствует о их развитии и готовности заниматься более сложными проблемами Однако учащимся трудно запоминать последовательность выполнения действий, отличать осн. ситуации от второстепенных и переносить обретенные навыки на новые виды деятельности Система широко применяется при подготовке рабочих машиностроит.профиля

Процессуальная система II о предложена А Е Шильниковой (нач. 1970-х гг.) на основе изучения характера и содержания труда рабочих хим пром-сти Ее сущность - овладение профессией широкого профиля (на основе классификации уч материала по процессуальному признаку) и способами управления и обслуживания типичных групп процессов (тепло- и массообмен-ных, химических и др) В практич.обучении учащиеся получают общепроиз-водств навыки Система опирается на анализ структурных компонентов произ-ва и науч. общих производств закономерностей, на качественные изменения труда рабочих высокомеханизи-ров и автоматизиров произ-ва В содержание II о входит освоение общих способов планирования трудовой деятельности, технол приемов и последовательности их выполнения, формирование умений и навыков анализа производств задания

Процесс II о в цехах предприятий состоит из ознакомления с типичными группами технол процессов, производств специализации и самостоят. работы II о осуществляется по периодам подготовительный (занятия в мастерских, на тренажерах и т п), основной (специализация учащихся) и заключительный (самостоят. ведение технол процесса) Недостатки системы - возможность применения гл. обр. в условиях, требующих высокого уровня мате-риально-техн оснащения произ-ва, использование отд. тренажеров, не позволяющих создать целостную систему проф. умений

Интегративно - модульная система разработана А II Беляевой (1980-е гг.) на основе теории проф. -пед.интеграции, объединяющей осн. сферы науки, образования и произ-ва Интеграция обеспечивает высокий уровень II о рабочих кадров, стимулирует рабочих к творческому производит труду

Содержание II о по группе профессий формируется на основе анализа видов произ-ва и трудовой деятельности квали-фициров рабочих разл. профилей Уч планы и программы включают разделы общий, интегрированный для группы профессий (общеобразоват, общетехн и общепроф. предметы) и дифференцированный (спец. уч предметы и факультативы) Широкое распространение получила интеграция содержания II о для групп профессий одной отрасли нар. х-ва или пром комплекса (машиностроит. топливно-энергетического и т п)

Процесс Пав интегративно-модуль-ной системе состоит из обучения всей группе профессий по общей программе, а затем - отд. профессиям (или 2-3) на основе модульной подготовки Под модулями понимаются комплексы операций, трудовых и технол процессов, свойственных профессиям, к-рые входят в группу Модульное обучение осуществляется гл. обр. в период систематизации навыков в определенной части технол процесса или при освоении нового оборудования, а также в целях более глубокого

освоения конкретных умений. Используются автоматизиров. обучающие системы, моделирование производств. процесса на всех стадиях П. о. Интегративно-модульная система постепенно внедряется в уч. процесс ПТУ, переходящих на подготовку рабочих по группам профессий. Осн. трудности - отсутствие по нек-рым видам профессий интеграции, слабое комплексное обеспечение материально-техн. базы, нехватка квалифициров. пед. кадров, недостаточная разработанность интегрированного содержания обучения. Лит.: Дидактика производств. обучения, М., 1973; Организация и методика производств. обучения, М., 1978; Основы методики комплексного подхода к содержанию образования в ср. проф.-тех. уч-щах, под ред. А. П. Беляевой, М., 1979; Б а т ы III с в С. Я., Науч. организация уч.-воспитат. процесса, M.; его же, Производств. , M.; Шапоринский С. А., Вопросы теории производств. обучения, М., 1981; Я куб а Ю. А., Взаимосвязь теории и практики в уч. процессе ср. проф.-тех. училищ, М., 1985; Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся ср. проф.-тех. уч-щ, М., 1986; Новиков А. М., Процесс и методы формирования трудовых умений, М., 1986; К а т х а и о в К. Н., Пед. основы производит, труда, M.; Скакун В. А., Преподавание курса «Организация и методика производств. обучения», М., 1990.

А. П. Беляева.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ" в других словарях:

    ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ - 1) составная часть профессионального образования.2) Подготовка рабочих и повышение их квалификации непосредственно на производстве (в Российской Федерации главным образом в группах и на краткосрочных курсах с присвоением тарифно квалификационного … Большой Энциклопедический словарь

    производственное обучение - 1) составная часть профессионального образования. 2) Подготовка рабочих и повышение их квалификации непосредственно на производстве (в Российской Федерации главным образом в группах и на краткосрочных курсах с присвоением тарифно… … Энциклопедический словарь

    производственное обучение - rus производственное обучение (с) eng on the job safety training fra formation (f) à la prévention sur le tas deu Sicherheitsausbildung (f) am Arbeitsplatz spa formación (f) en materia de seguridad en el empleo … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

    Производственное обучение - практическое и теоретическое обучение по избранной профессии в процессе производственной деятельности. 1) Составная часть профессионально технического образования (См. Профессионально техническое образование) (в учебных планах… … Большая советская энциклопедия

    Производственное обучение - учебный предмет в системе профессиональной подготовки. Включает теоретическую часть знания основ наук, техники, технологии, организации и экономики в конкретной отрасли и отдельных производств и практическую часть учебно производственную… … Педагогический терминологический словарь

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ - главный компонент педагогического процесса в профессиональном образовательном учреждении, основной целью которого является формирование у учащихся основ профессионального мастерства в определенной области …

    ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ - форма первичной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников ручного труда в промышленности или сфере обслуживания, практикуемая непосредственно на предприятиях. Теоретические занятия проводятся со всей группой … Профессиональное образование. Словарь



Похожие статьи