Развитие речи. лексическая тема "мебель

Eвгения Чернышова
Конспект логопедического занятия по теме «Мебель» в средней группе

Конспект занятия по теме : «Мебель » (средняя группа )

Коррекционно-образовательные цели : расширение представлений о мебели и ее назначении . Уточнение и расширение словаря по теме (сидеть, лежать, спать, стол, стул, кровать, шкаф) . Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель . Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, употребление союза чтобы).

Коррекционно – развивающие цели : развитие речевого слуха, памяти, связной речи. Развитие тонкой моторики рук, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательная цель : воспитывать умение ухаживать за мебелью и бережно относиться к ней.

Оборудование : предметные картинки, разрезные картинки «Мебель »

1. Организационный момент

Игра «Доскажи словечко»

Если ты захочешь спать,

В спальне ждет тебя (кровать)

Как приятно на нашей Тане

Поваляться на (диване)

Чтобы ноги отдохнули,

Сиди-ка ты на (стуле)

Не страшны морозы, если

Ты сидишь в уютном (кресле)

С пирогами чай попьем

За обеденным (столом)

Свитер, кофту, теплый шарф

Аккуратно сложим в (шкаф)

2. Беседа.

Дети посмотрите на картинки, а как можно всё это назвать одним словом?

(-мебель )

Мебель –это предметы изготовленные в основном из дерева или пластмассы, мебель может быть обтянута кожей, тканью.

За мебелью нужно ухаживать , а кто знает, как надо это делать?

Протирать, мыть, чистить, ремонтировать, пылесосить, выбивать

3. А теперь ребята скажите мне какой бывает стол?

Круглый, квадратный, прямоугольный, обеденный

А какой бывает диван?

Мягкий, большой, маленький, раскладной, удобный

А какой бывает кровать?

Большая, светлая, мягкая, деревянная

А какой бывает стул?

Твердый, мягкий, высокий, низкий

А какой бывает шкаф?

Маленький, большой, открытый, закрытый, деревянный

4. Разрезные картинки (из трех частей)

А теперь нам надо собрать предметы мебели

Скажите что у кого получилось?

У меня получилась кровать

Где мы поставим кровать?

В спальне

У меня получился стул

Где мы поставим стул?

На кухне

У меня получился диван

Где будет стоять диван?

Гостиной (зале)

У меня получился стол

Где будет стоять стол?

На кухне

Молодцы дети!

5. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире »

1, 2, 3, 4, сжимать и разжимать кулачки

Много мебели в квартире

В шкаф повесим мы рубашку загибаем пальчик

А в буфет поставим чашку загибаем пальчик

Чтобы ножки отдохнули

Посидим чуть- чуть на стуле загибаем пальчик

А когда мы крепко спали,

На кровати полежали загибаем пальчик

А потом мы с котом

Посидели за столом загибаем пальчик

Чай с вареньем дружно пили хлопать в ладоши

Много мебели в квартире развести руки

6. Игра «Что с чем, дружит?»

Стул «дружит» с кроваткой или тетрадкой?

Стул «дружит» с кроваткой

Стол «дружит» с креслом или тестом?

Стол «дружит» с креслом

Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?

Шкаф «дружит» с полкой

Кресло «дружит» с диваном или Иваном?

Кресло «дружит» с диваном

Полки «дружат» с книжкой ли крышкой?

Полки «дружат» с книжкой

Диван «дружит» с кушеткой или конфеткой?

Диван «дружит» с кушеткой

Молодцы ребята, справились с заданием

7. Игра «Назови ласково»

Давайте поиграем и назовем ласково, как мы назовем большой стул и маленький … (стульчик)

Большой диван и маленький … (диванчик)

Большой шкаф и маленький (шкафчик)

Большой стол и маленький (столик)

Большая кровать и маленькая (кроватка)

8. А теперь скажите, для чего нужна мебель , употребляя слово чтобы

Стул нужен для того, чтобы (сидеть)

Диван нужен для того, чтобы (лежать, отдыхать)

Кровать нужна для того, чтобы (спать)

Шкаф нужен для того, чтобы (хранить одежду)

Кресло нужно для того, чтобы (сидеть, отдыхать)

9. «Посчитай»

Один диван, два дивана, три дивана, четыре дивана, пять диванов

Один шкаф, два шкафа, три шкафа, четыре шкафа, пять шкафов

10. Упражнение «Будь внимательным»

Я буду перечислять названия мебели , будите внимательно слушать, как только я сделаю ошибку и назову не мебель , а другой предмет, вы должны будите присесть. Дети встаньте, и слушайте внимательно : стол, стул, юла, кровать, лопата, диван, кресло, грузовик, шкаф, диск.

11. Упражнение «Что лишнее?»

Картинки мебели , диких животных

Посмотрите внимательно и скажите что здесь лишнее и почему

О чём мы сегодня говорили дети?

О мебели

Используемая литература

1. Н. В. Нищева Конспекты подгрупповых занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. Детство –пресс, СПБ. 2008

2. Г. Н. Соломатина О. Е. Громова А. Ю. Кабушко Конспекты занятий по развитию речи 4-5 лет. Т. Ц. Сфера, М. 2008

3. Н. Э. Терешкова Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Гном М. 2007

Чернышова Евгения Александровна, учитель- логопед , МАДОУ детский сад 46 компенсирующего вида, г. Киселёвск (Кемеровская область, Россия

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "МЕБЕЛЬ".

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПРЕДМЕТЫ: мебель, стул, стол, мойка, сушка, диван, кресло, софа, трюмо, зеркало, кровать, табурет, шкаф, гладильная доска, пыль, картины, вешалка, комната, магазин мебели, полка, кухня, прихожая, ножка, спинка, сиденье, двери, столяр, плотник, подлокотники.

ДЕЙСТВИЯ: стоит, двигать (пере, ото, с), сидит, идёт, ронять, поднимать, вытирать, грузить, разгружать, нести, подметать, держать, бросать, открывать, закрывать, ломать, строить, мастерить, сорить, смотреть, покупать, положить, класть, пилить, строгать, ремонтировать, вешать, убирать, ухаживать, беречь.

ПРИЗНАКИ: деревянный, высокий, низкий, длинный, гладкий, короткий, широкий, узкий, большой, маленький, белый, чёрный, мягкий, твёрдый, жёсткий, светлый, тёмный, обеденный, кухонный, спальный, детская, игрушечная, круглый, квадратный, прямоугольный, стеклянный, металлический.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Стол (какой?) – круглый, обеденный, журнальный, праздничный, накрытый, широкий, письменный…
Кресло (какое?) – мягкое, широкое, удобное, тёплое…
Комната (какая?) – большая, светлая, уютная, детская, солнечная, прямоугольная…
Диван (какой?)…
Зеркало (какое?)…
Kухня (какая?)…

СОГЛАСОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ:
Одно кресло, два кресла, пять кресел.
Одна кровать, две кровати, пять кроватей.
Один стул, два стула, пять стульев.
Одно зеркало, два зеркала, пять зеркал.

ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО:
Это трюмо, нет трюмо, взять с трюмо, поставить на трюмо.
Это стол, нет стола, поставить на стол.
Это кресло, нет кресла, сесть в кресло.

СРАВНИВАТЬ ПРЕДМЕТЫ:
Диван – стол.
Табурет – стул (кресло).
Шкаф – тумба (полка).

Уважаемые родители!
Рассмотрите с детьми мебель, которая есть у вас дома, побеседуйте о её назначении, о материалах, из которых она сделана.
Помогите ребенку составить рассказ - описание о любом из предметов мебели по образцу. Например:

"Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две дверцы, четыре ножки. Внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут бельё".

Предложите ребенку ответить на вопросы:
Где хранят одежду? - Одежду хранят в шкафу.
Где люди обедают? - ... .
На чем ты сидишь? - ... .
На чем спит бабушка? - ... .
Где отдыхает дедушка? - ... .

Поиграйте с ребёнком в игру с мячом "Без чего?" для отработки у него умения образовывать форму родительного падежа существительных. Например:

Если у стола нет ножки... - Стол без ножки.
Если у кровати нет спинки... - кровать без спинки.
Если у стула нет сиденья... - стул без сиденья.
Если у шкафа нет дверцы... - шкаф без дверцы.
Если у буфета нет полки... - буфет без полки.

Потренируйте ребёнка в передаче ритмического исунка слов. Предложите вместе прохлопать слова крес-ло, кро-вать, ди-ван, стол, стул, шкаф, ко-мод, бу-фет.





Домашнее задание на тему "Мебель" для средней группы представляет собой подборку речевых упражнений и пальчиковых игр на данную тему, здесь же подобраны соответствующие теме и возрасту стихи и загадки для прочтения взрослыми детям, а непосредственно для детей - графические упражнения и упражнения на внимание, что также способствует речевому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема МЕБЕЛЬ

Речевая игра «Назови скорее»

Ход игры. Вы бросаете мяч ребенку и просите выполнить задание; ребенок выполняет задание, бросает вам мяч.

Задание: Назови, какие ты знаешь предметы мебели. (Шкаф, стол, стул и т.д.) Ребенок должен называть слово существительное.

Речевая игра «Будь внимательным»

Цель игры. Игра развивает слуховое внимание детей, закрепляет знания о многообразии слов.

Ход игры. Предложите детям хлопать в ладоши, если слова, которые будут названы, обозначают предметы мебели, а если нет, то хлопать не надо. (Арбуз, кресло, пирамидка, роза, стол, апельсин, лимон, кровать и т.д..)

Речевая игра «Добавь слово»

Цель игры. Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета мебели по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры. «Вспомни, где у тебя правая рука. Подними ее. Все предметы мебели, которые ты видишь в той стороне, где правая рука, находятся справа. Предметы, которые ты видишь в той стороне, где левая рука, находятся слева? Знаешь ли ты, что обозначают слова «впереди меня» и «позади меня»? (Понятия уточняются.) А сейчас мы поиграем. Я буду начинать предложение, называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова: «справа», «слева», «позади», «впереди» - отвечать, где этот предмет находится.

Стол стоит …

Позади

Полочка с цветами висит...

Справа.

Книжный шкаф от нас...

Слева.

Если ребенок ошибся, ему предлагается встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет,

Какая рука у тебя ближе к столу?

Правая.

Значит, где находится от тебя окно?

Справа.

Цель: употребление предлогов на, над, под.

Ход игры. Посмотри на картинки и скажи, что где находится.

Речевая игра «Подскажи словечко»

Цель: использование глаголов с разными приставками.

Ход игры. Помоги закончить фразу, для этого посмотри на картинку и подскажи нужное слово.

Речевая игра «Скажи, что где»

Цель: употребление предлогов под и из-под.

Ход игры. Посмотри на картинки и ответь на вопросы.

Речевая игра «Один-много»

Цель: образование множественного числа существительного.

Ход игры. Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок должен назвать во множественном. И наоборот.

Вот шкаф, а вот … шкафы.

Вот стул, а вот … стулья.

И т.д.

Игра-шутка «Ответь одним словом»

Цель: изменение существительного па падежам. Образец:

Выбери один из предметов мебели. (Ребёнок отвечает, например: «табуретка»).

А теперь я буду задавать тебе вопросы, а ты можешь отвечать на них только этим словом «табуретка».

1. Без чего ты не можешь прожить и дня? (Без табуретки)

2. На чем ты любишь кататься? (На табуретке)

3. Что ты ел на завтрак? (Табуретку)

4. Чем ты обычно рисуешь? (Табуреткой )

5. О чем ты видел сегодня сон? (О табуретке)

«Сравни предметы и закончи предложение»

Тумбочка широкая, а шкаф еще … шире .

Книжный шкаф маленький, а книжная полка еще... меньше .

Кресло большое, а диван еще … больше .

Табуретка низкая, а пуфик еще … ниже .

Заучивание стихотворения

Много мебели в квартире

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Н. Нищева

Игровое упражнение «Загадки и отгадки»

С ногами, а без рук,
С боками, а без ребер,
С сиденьем, а без живота,
Со спиной, но без головы.

(Кресло)

Под крышей – четыре ножки,
А на крыше – суп да ложки.
(Стол)

В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме том,
В нем место есть и для конфет,
Он называется…
(Буфет)

Если ты устал играть,
То ложишься на…
(Кровать)

Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, -
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать.
(Диван)

Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит.
(Шкаф)

Я хозяйкам очень нужен,
Я с посудой очень дружен,
Я посуде всякой рад,
Называюсь я…
(Сервант)

Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я …
(Табуретка)

Словно праздничный товар,
Ты на ней расставишь обувь:
И кроссовки, и сапожки,
Сандалеты, босоножки,
Чтобы не пылились
И легко носились.
(Обувная полка)

У него спина большая,
И на ней он разрешает
И писать, и рисовать,
И лепить, и вырезать.
(Письменный стол)


Лексико-грамматические упражнения и игры на тему «Мебель»

Предлагаю Вашему вниманию подборку речевых игр для развития лексики и грамматических категорий у дошкольников . Эти речевые упражнения были мною собраны и апробированы годами многолетней успешной логопедической практики. Подборка разбита на лексические темы, с каждой статьи можно перейти на следующую — по ссылке.

Подборка лексико-грамматических упражнений на тему «Мебель» пригодится не только логопедам, но и родителям — для домашних занятий по развитию речи.

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Предыдущую часть подборки читайте в статье

1. Рассмотреть предметы мебели или картинки с изображением мебели : стол, стул, табуретка, диван, кровать, кресло, шкаф, полка, трюмо, тумбочка и т.д. Поговорить о том, из чего изготовлена мебель (деревянная, пластмассовая, стеклянная). Рассмотреть названия частей мебели: спинка, ножки, сиденье, дверца, ручка и т.д.

2. Игра «Скажи ласково

Стул – стульчик

Табуретка — … Диван – …

Полка -… Шкаф – …

Кресло –… Стол — …

Зеркало… Кровать — ..

Скамейка -…

3. Игра “Ответь – какой?”

Стол из дерева — деревянный. Шкаф из пластмассы-

Табуретка из металла — Кресло из кожи —

Стол для журналов — Шкаф для книг —

Стол для кухни — Стол для письма —

Шкаф для обуви — Дом из кирпича —

Дом из камня — Крыша из железа —

4. Назвать предметы мебели, у которых есть:

Спинка…

Дверцы…

5. Игра “Один, одна, одно”.

Кровать — одна Стул — Полка-

Шкаф — Скамейка — Сервант —

Диван — Кресло — Стол —

6. Игра « 2 и 5»

стул – 2 стула – 5 стульев

стол – 2 стола – 5 столов

диван – 2 дивана – 5 диванов

шкаф – 2 шкафа – 5 шкафов

кровать – 2 кровати – 5 кроватей

табуретка – 2 табуретки – 5 табуреток

7. Составить описательный рассказ о предмете мебели по плану:

  • Что это?
  • Цвет.
  • Форма.
  • Размер.
  • Материал.
  • Части.
  • Для чего используют эту мебель.

8. Пальчиковая игра «Мебель»

Святова Светлана
Домашнее задание по лексической теме «Дом. Мебель»

I. Рассмотреть с ребёнком разные строения на улице, сравнить их по высоте, назвать детали дома (крыша, крыльцо, подъезд, балкон, фундамент, лестница, лифт,.) . Обратить внимание на то, что каждое строение имеет свой номер, а каждая улица своё название, объяснить ребёнку, для чего это нужно.

II. Выучить с ребёнком название улицы, номер дома , этаж и номер своей квартиры.

III. Учить ребёнка из палочек конструировать разные дома .

IV. Рассмотреть с ребёнком дома мебель , какая мебель стоит в спальне , в гостиной, на кухне, в прихожей и т. д. Объяснить ребёнку назначение мебели . Спросите : «Для чего нужна мебель .

Назвать детали мебели : у стула – спинка, сиденье, ножки; у кровати -. ; у стола -. ; у дивана; у шкафа -. и т. д.

V. Поиграть с ребенком в дидактические игры :

1. «Какой – какая?» . Предложить ребёнку дать сначала краткий, а затем полный ответ :

Дом из брёвен. Какой? (Бревенчатый)

Дом из камня. Какой? (Каменный)

Дом из кирпича. Какой? (Кирпичный)

Крыша из железа. Какая? (Железная)

Окна из стекла. Какие? (Стеклянные)

Труба из кирпича. Какая? (Кирпичная)

2. «Что такое?» : стол, за которым пишут – письменный; стол, за которым обедают – обеденный; стол, на котором готовят – кухонный;

полка для обуви – обувная; шкаф для книг – книжный.

VI. Развиваем фонематический слух и речеслуховую память.

Ребёнок повторяет фразы за взрослым :

Ы-Ы-Ы – накрываем мы столы.

НЫ-НЫ-НЫ – стоит кресло у стены.

ОТ-ОТ-ОТ - под столом играет кот.

СУ-СУ-СУ – книгу в шкаф я отнесу.

ШУ-ШУ-ШУ – стульчик дали малышу.

ЗА-ЗА-ЗА – ляг в кровать, закрой глаза.

ЖУ-ЖУ-ЖУ – на диване я лежу.

ЛА-ЛА-ЛА – стул поставлен у стола.

VII. Загадать ребёнку загадку. Объяснить отгадку. Выучить наизусть :

Под крышей - четыре ножки, на крыше - суп да ложки. (Стол.)



Похожие статьи