Религиозных обрядов и церемоний относятся. Церковные обряды: виды и значение

Вера приобретает религиозный характер, становится элементом религии в том случае, если она включается в систему религиозных действий и отношений, иначе говоря, включается в религиозную культовую систему. Основным элементом религии, придающий ей своеобразие, то есть отличающим от других форм общественного сознания и социальных институтов, является культовая система. Следовательно, специфика религии проявляется не в особом характере верования, или в каком-то особом предмете, или объекте верования, а в том, что эти представления, понятия, образы включаются в культовую систему, приобретают в ней символический характер и в качестве таковых функционируют в социальном взаимодействии.

Из этого следует, что между религиозным сознанием и религиозными действиями существует органическая взаимосвязь. Религиозный культ есть ничто иное, как социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Те или иные взгляды и представления, образующие мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает им духовно-практический характер.

Культовая система, прежде всего, представляет собой совокупность определенных обрядов. Обряд – это совокупность стереотипных действий устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления. Обряд выполняет в обществе важные социальные функции. Одной из главных социальных функций обряда являются аккумуляция и передача опыта как индивидами друг другу, так и от поколения к поколению. В обряде аккумулируется и приобретает наглядность опыт социальной деятельности многих поколений, как бы концентрируется человеческая деятельность и общение. В общей системе социального взаимодействия обряд фиксирует наиболее важные, узловые моменты в жизнедеятельности социальной группы. Специфика религиозных обрядов состоит в их идейном содержании, то есть в том, какие именно образы, представления, идеи, ценности они воплощают в символической форме. Каждая религиозная организация в процессе своего формирования и развития вырабатывает свою специфическую систему культовых действий.

5 Вопрос. Знак, символ, умилостивительные действия, молитвы, типы молитв.

В качестве важнейшего признака обряда исследователи этой социальной формы называют его символический характер. В философской литературе существует традиция рассматривать символ как особую разновидность знаков – «иконический знак», обладающий частичным сходством с обозначаемым предметом. Знак и символ имеют аналогичную структуру , включающую в себя: 1) материальную форму, 2) замещаемый (обозначаемый) предмет, 3) значение или смысл. Основное функциональное свойство этих социальных форм также аналогично. Они предназначены репрезентировать (представлять во вне) отличное от их форм содержание. Вместе с тем у знака и символа имеются существенные различия. Знаки – это искусственные образования. Их материальная форма в значительной степени произвольна и не влияет существенно на функционирование. Знак не воспроизводит объект, а лишь его замещает. Напротив, форма символа обладает частичным сходством с обозначаемым предметом. Она играет важную роль в раскрытии содержания , так как сама по себе информирует о содержании, оказывает влияние на воспринимающего. И этот факт значительно меняет функциональное свойство символов. Знаковые системы лишь обозначают предмет. Обозначение знаком носит внешний, формальный характер. Оно есть процесс внешнего выражения оформленного смысла. В символе же обозначение в значительной степени носит содержательный характер. Это образное обозначение, в известной мере воспроизводящее символизируемое содержание. Следовательно, на уровне символа происходит качественно новый процесс, который уже нельзя характеризовать просто как обозначение, а следует назвать символизацией. Символизацию можно определить как способность сознания посредством определенных чувственно воспринимаемых объектов образно репрезентировать (представлять во вне) другие объекты или явления действительности . С этих позиций, по нашему мнению, и обряд можно рассматривать как разновидность символа.

Эволюция религиозных обрядов шла по линии их спиритуализации, одухотворения. Вершиной такого пути является молитва – вербальное (словесное) обращение человека к объекту своей веры. Этнографы утверждают, что молитва как специфический религиозный обряд сложилась на основе языческих заговоров и заклинаний, как элемент вербальной магии (магии слова). В качестве вербального компонента она первоначально входила в обряд жертвоприношения. Впоследствии молитва отделилась от жертвоприношения и стала важнейшим компонентом культа многих религий. Различают два типа молитвы . Психологической основой первого типа является своеобразная «сделка с Богом» , выпрашивание у него тех или иных благ, и соответственно, обещание выполнить все божественные предписания. Целью молитвы второго типа является само «общение с Богом», сближение и растворение верующего в Боге. Молитвы бывают коллективные и индивидуальные . Совершение молитв происходит во время богослужений в храмах, молитвенных домах, на кладбищах и т. д. Они совершаются организованно. В процессе этих молитв участники богослужения испытывают воздействие друг на друга как психологическое, так и контролирующее. Участие в коллективной молитве может происходить по различным мотивам, в том числе и не по религиозным. Человек может присоединиться к такой молитве в процессе богослужения, как говорится, «за компанию», чтобы не показаться «белой вороной» или просто потому, что пришел в храм, в молитвенный дом, на какое-то торжественное мероприятие, типа освящения вновь построенного здания, сооружения. Индивидуальная, уединенная молитва, как правило, происходит только на основе религиозной мотивации. Поэтому многие социологи считают ее важным признаком подлинной религиозности.

Рассмотрим историю развития религиозных верований. Зачатки религиозных воззрений мы видим уже у древних народов. Отметим основные виды первобытных религиозных воззрений. При этом сразу отметим, что в реальности все они составляют единое целое, расчленение взглядов первобытных людей на виды является условным.

Это тотемизм: вера людей в родство с каким-либо видом животных или растений. Обычно у каждого рода был свой тотем. Люди часто изготовляли маски и другую одежду, подчёркивающую сходство с тотемом. Тотем часто торжественно поедался. Считалось, что даёт силу людям племени.

Анимизм - вера в существование духов, одухотворение сил и явлений природы. Это также и вера в загробное существование души человека. С анимизмом тесно связана практика захоронений. Людей не просто закапывали или сжигали. Похороны устраивали так, чтобы обеспечить человеку удобное существование в загробном мире.

Фетишизм - практика поклонений определённым вещам, присвоение им сверхъестественных свойств. Фетишем мог стать любой предмет. Часто его изготавливали. Достаточно часто в качестве фетиша использовались куклы.

Магия - комплекс ритуалов, направленных на достижение каких-либо материальных целей. Магия неотделима от тотемизма и анимизма. К магии относят также практики рисования магических изображений.

Система табу. Слово табу означает запрет. У первобытных людей, в каждом роде существовала своя система запретов. Некоторые из запретов кажутся вполне естественными, смысл других часто нелегко понять.

Ещё раз отметим, что в мировоззрении первобытных людей неразрывно сплелись и суеверия и глубокое интуитивное проникновение в суть вещей. Учёные используют термин синкретизм (неразрывность) при описании мировоззрения первобытных людей. Не всё, что мы считаем суевериями первобытных людей, на самом деле таковыми является. В чём-то они глубже нас чувствуют неразрывную связь с природой.

Отметим также, что древние предки нашего народа (в отличие от многих других народов) имели безрелигиозное мировоззрение. Они не обладали такой могущественной техникой, какой владеем мы. Однако, их миропонимание было во многом глубже нашего. Они умели жить в гармонии с природой, не разрушая её.

В целом система зачаточных религиозных (точнее частично религиозных) воззрений придавала первобытному роду некоторую упорядоченность, она делала общество управляемым. Как мы увидим, этой же цели служат и более развитые религии.

Все последующие, более развитые религиозные верования несут на себе отпечатки этих примитивных видов религиозных верований. Это можно проследить и в мировоззрении и в обрядовой практике и в системе правил.

Смысл религиозных обрядов и постов

Хорошо известно, насколько велика роль обрядов в жизни церкви. Церковные лидеры по-своему описывают значения обрядов, всячески подчёркивая важность их неукоснительного исполнения. Очень часто утверждается, что во время исполнения обрядов «на людей сходит святой дух», происходит «общение с создателем».

По всей видимости, истинное значение обрядов гораздо прозаичнее. Если говорить в целом, то система обрядов служит делу закрепления «пасомых» в «лоне церкви». Для устойчивого существования любой церкви абсолютно необходима продуманная круглогодичная система обрядов. Человек, ставший членов секты или церкви, должен постоянно подкреплять свою причастность к данной группе. Иначе он вполне может стать «слабым звеном» и отколоться от церкви. А это совсем не устраивает лидеров церквей. Поэтому для удержания паствы церковные чиновники постоянно «загружают» простых прихожан исполнением различных обрядов.

Обряд исповеди также имеет ключевое значение в религии. Кроме идеологического значения он имеет ещё и огромное финансовое значение. Установив данный обряд, церковь тем самым присваивает себе право прощать человека (конечно же, от имени бога). В западной христианской церкви этот обряд одно время носил очень примитивный характер прямого вымогания денег. Процветала торговля индульгенциями. Индульгенция - это документ, дающий право обладателю на совершения определённого количества грехов. Чем тяжелее грех - тем выше стоимость индульгенции. При этом можно было покупать индульгенции не только за уже совершённые грехи, но и впрок, чтобы иметь право совершать грехи в будущем. Современная христианская церковь избавилась от такого примитивного варианта обряда. Но смысл обряда как способа вымогания денег за совершённые грехи сохранился. Просто оно стало более многоступенчатым и не таким прямолинейным. Но и сам по себе обряд по-существу является продажей «виртуальных индульгенций». С этим обрядом очень тесно связано стремление церкви внушить людям мысль об их греховности. Людей подталкивают к самокопанию с целью поиска грехов. Очень хорошо написал об этом Короленко В.Г. в рассказе «Сон Макара».

Прочие обряды (венчание, отпевание) также имеют как идеологическое, так и экономическое значение для существования церкви. Ведь церковная жизнь должны быть устроена так, чтобы обеспечить постоянный приток финансов в церковь, которая никакой полезной продукции не производит (ни материальной, ни духовной).

А христианский обряд причащения вообще происходит от обряда поедания людей у каннибалов. В нём поедание человека и питьё его крови осуществляется символически. Но проведение этого внешне невинного обряда влияет на подсознание человека.

Кроме таких «глобальных» обрядов (в христианстве их называют таинствами), важную роль играют обряды ежедневные - это службы и молитвы. Смысл их в том, чтобы человек постоянно подтверждал свою принадлежность к данной конфессии и не имел шансов выйти из неё. Особенно жёстко держит «паству» ислам. Адепт ислама должен ежедневно 5 раз совершать намаз. Естественно, у человека не остаётся даже времени задуматься об истинности религии, к которой он волею судьбы он оказался причастен. Христианские «священники» (попы или церковные чиновники) также призывают прихожан как можно чаще посещать службы, особенно важно регулярно посещать всенощные службы - то есть службы, длящиеся всю ночь. Эти службы якобы укрепляют дух человека. Но о каком духовном развитии может идти речь, если службы ведутся на малопонятном церковно-славянском языке. Человек понимает лишь обрывки фраз, никакой положительной осознаваемой информации он во время службы он не получает. Зато сполна получает различные кодировки, зомбирующие человека. Кадило при этом играет роль, аналогичную роли маятника у гипнотизёра. Заунывное пение, малопонятные слова, утомительное ночное стояние: всё это приводит к разрушению психологической защиты человека, он становится открытым для гипнотического зомбирующего воздействия. То, что службы проводятся на малопонятном языке, очень важно для церкви. Церковно - славянский язык и был создан на основе нормального русского языка именно как язык, хорошо подходящий для проведения зомбирования (кодирования).

Воздействие обрядов дополняется действием постов. Пост - это тоже в какой-то мере обряд - обряд голодания или неполноценного питания. В христианстве большое количество постов. В исламе гораздо меньше, но требования к постящимся людям существенно более жёсткие. Смысл постов в том, чтобы постоянно поддерживать человека в дискомфортном состоянии. Такое состояние лишает человека возможности творчески развиваться. Во время поста человек постоянно думает о том «как дотерпеть», после окончания поста - «как восстановить силы». Постящийся человек думает о еде гораздо больше, чем человек, который питается нормально, без перегибов. Обычно посты заканчиваются в дни важных праздников. Так что во время таких торжеств адепт церкви часто радуется не празднику как таковому, а тому, что можно наконец-то нормально покушать.

В целом система обрядов, служб и постов служит, во-первых, для надёжной привязки прихожан к данной церкви, во-вторых, для обеспечения финансового благополучия, в-третьих, для торможения духовного развития человека (а лучше для полной остановки развития и движения вспять).

Религия не только дарует человеку надежду на помощь высших сил, на загробную жизнь и служит одной из форм общественного сознания. Религия создает определенные моральные устои общества, определяет грани добра и зла, учит нравственности и уважению к ближним. Кроме того, каждый тип вероисповедания накладывает на своих последователей определенные обязательства, требует соблюдения канонов, выполнения ритуалов, и обрядов, соответствующих тому или иному событию в жизни человека.

Типы религий и характерные для них ритуалы, обряды и обычаи

Самой древней из всех форм религий является иудаизм, который возник в древней Палестине. Для иудаизма характерно неукоснительно соблюдение обычаев, нарушать запреты нельзя ни в коем случае, при достижении определенного возраста всем мальчикам обязательно должно быть сделано обрезание. Один из главных запретов касается пищи – евреям категорически запрещено есть мясные продукты кошерного происхождения, то есть мясо животных, конечности которых оканчиваются раздвоенным копытом. Необычайно красивы свадебные ритуалы иудеев, а погребальные обряды тронут за душу даже тех, кто не имеет никакого понятия об этом типе вероисповедания.

А вот ислам считается самой молодой мировой религией, дата его первого упоминания в исторических летописях – это VII век нашей эры. Приверженцы ислама свято почитают пророка Мухаммеда, ежедневно совершают так называемый намаз, то есть произносят молитву пять раз в день, считают своим долгом оказывать помощь бедным. Особенности этого вероисповедания в том, что мужчина может иметь одновременно несколько жен, причем даже другой веры, а вот женщина-исламка обязана выходить замуж только за . Истиные почитатели ислама никогда не пьют спиртного, один раз в год соблюдают строжайший пост, так называемый рамадан, и совершают хадж – паломничество в Мекку.

Христианство – этого вероисповедания придерживается большинство людей. Христианская вера делится на католическую и православную и каждая из них имеет свои обычаи и ритуалы, некоторые из них схожи, а некоторые абсолютно противоположны. На фоне этих разногласий не один раз возникали войны, в ходе которых брат убивал брата, а сын – отца. Но для обоих направлений характерно соблюдение таких обрядов, как обряд крещения, причастия, венчания, регулярное покаяние в грехах своих. Все ритуалы проводятся священнослужителями и обязательно закрепляются омовением или орошением святой водой.

Самые необычные религиозные ритуалы

Но на особенности проведения ритуальных обрядов большое значение накладывают и обычаи, характерные для того или иного этноса, народности.

Например, в одном из индийских штатов исламисты сбрасывают новорожденных с довольно храма на растянутое внизу тряпичное полотнище и свято верят в то, что это ребенку здоровья.

В Шотландии католическую невесту в ночь перед бракосочетанием обязательно тухлыми яйцами, патокой и мукой – этот ритуал служит залогом счастья и благополучия будущей семьи.

У некоторых народов христианской веры до сей поры принято использовать во время причастия настоящую кровь, а у некоторых африканских народов женщина, согласно религиозному обычаю, за каждый год семейной жизни получает металлическое кольцо на шею. Но вот в случае ее измены мужу все кольца снимают, и шея женщины просто ломается.

Продолжение конспекта.

Религия не может существовать без действий, потому что деятельность - неотъемлемая часть человеческого существования.

Стержень религиозных действий - культ. Культ и культура - однокоренные слова. В основе культуры лежит именно культ. Первоначально слово имело сельскохозяйственный смысл и означало обработку земли (см. записи ранее).

Философы спорят, что первично - религия или культ. Материалисты считают, что религия - часть культуры.

Культ - почитание, возделывание, уход. Люди молятся, обращаются мысленно и словесно к богам, приносят богам дары и жертвы.

Наиболее распространенное действие - обряд (корень "ряд" - определенный порядок действий).

Все религии имеют обряды, которые делятся на магические, мистические и символические.

1. Магия = волшебство. Т.е. что-то, что физически меняется в мире от каких-то действий. Шаман над умирающим/больным что-то делает и тот выздоравливает - это магия. Магические обряды характерны для очень древних религий. Жрецы что-то делали, чтобы шел дождь, например.

В славянском цикле очень тесно связаны с природой. У славян период святок совпадал с периодом ухода солнца, и они думали, что они должны что-то сделать, чтобы солнце опять появилось и день прибавился. Характерны непотребные для нас нынешних действия (презрение к смерти, например, вернет жизнь и/или сделает ее более счастливой).

Большинство современных религий отвергает магию. Когда совершается магический обряд, человек берет на себя функцию бога (повернуть солнце, воскресить кого-то, вылечить и прочее). А большинство современных религий учат. что человек не может считать себя богом. Хотя элементы магии есть во многих религиях.

2. Мистика = что-то непонятное, неосознаваемое разумом. Отличается от магии тем, что в результате действий физические свойства остаются неизменны.

Пример. В христианстве есть таинство - эвхористия, когда верующие в храме принимают вино и хлеб как кровь и тело Христово. Физические свойства вина и хлеба не меняются, но для верующих происходит "претворение", в их понимании меняется сущность предмета.

3. А у протестантов (3я, самая поздняя ветвь христианства) отрицают мистику вообще. Этот обряд у них существует, но он предназначен для того, чтобы верующие вспомнили, что там с Христом происходило, заменяют вино красным соком. Это символический обряд.

Различие между обрядом и таинством. Таинство - то, что совершал сам Христос или то, что с ним связано (сказал на тайной вечере про вино и хлеб, брак, т.к. он в этом участвовал, священство, т.к. участвовал и передавал своим апостолам и прочее). А обряд - то, что потом создали люди (освящение дома, машины "освящается колесница сия").

***Настоящие православные - только те, кто причащается.

Характерно только для православных и католиков (и части протестантов). В других религиях разделения на таинство и обряды не существует.

Наличие религиозного искусства необходимый элемент всех религий. Свой звук, художественные и архитектурные образы (каждый элементы в здании несет смысл) по определенным правилам. Эти правила называются канонами.

Бывают более или менее строгие. Закрепощали художника? Нет, так как считалось, что через художника говорит бог, а художник только проводник. С одной стороны, ограничивали художника, а с другой - отсекали все лишнее.

В православной церкви нет музыкальных инструментов. Только голос может звучать. Причем, только особым образом. Когда-то за музыку вообще, не только в церкви на Руси могли посадить на кол (судя по изображению органа на стене Софийского собора, так было не всегда, когда-то не было большого разделения между православной и католической церковью.

В древнерусской музыке (вообще или церковной???) не было нотной записи - т.н. "крюковые" записи. Одноголосие. Вся древнерусская (то же) музыка очень заунывная. Т.к. предполагалось духовное сосредоточение. Не слушать музыку приходили, а разговаривать с богом и музыка не должна была отвлекать. Поэтому же икона была плоской (изображение).

Ритуал является обязательной внешней стороной любой религии, выражающей все, что составляет ее внутреннюю сторону. Одновременно он выступает как существенная часть религиозной практики, хотя при этом всегда связан с вероучением, а через него – с верой и культом. Религия без ритуала существовать не может. В противном случае перед нами либо этическое учение, либо ритуал, неразвитый и примитивный.

Ритуал всегда является семиотическим феноменом (см. параграф 1.1). Это воспроизводимый текст, состоящий из знаков разного рода, ориентированный на получение некоторого результата. В их качестве могут выступать не только слова, жесты, цвета, предметы, взятые в особой функции, священные изображения, музыка. Это и свет (сильный или слабый, цветной), световая среда (например, колеблющаяся из-за дыма), запах благовоний и т.д.

Традиционно в религиозном ритуале выделяют такие структурные компоненты, как:

  • – субъект, который проявляет инициативу для совершения ритуала;
  • – объект, к которому направлен ритуал;
  • – совершитель – тот, кто непосредственно осуществляет сами ритуальные действия;
  • – служитель, стабильно и законно выполняющий функции совершителя;
  • – посредник (медиатор), являющийся опосредующим "звеном" между субъектом и объектом;
  • – предметы, строго или нестрого необходимые для того, чтобы ритуал состоялся;
  • – здания, предназначенные для совершения ритуала;
  • – результат, в качестве которого может рассматриваться снисхождение сверхъестественной силы, исполнение просьбы, удовлетворение желания, изменение субъективного состояния человека.

Однако такое выделение не всегда безупречно. Так, например, священник может быть одновременно совершителем, служителем и посредником при отправлении ритуала. Если он выполняет его не по чьей-то просьбе, он может быть одновременно еще и субъектом. С другой стороны, основным совершителем ритуалов, например, в христианстве считается сам бог, так что священник окажется только служителем. Христос считается посредником между богом и людьми, так что священник должен считаться посредником иного, более низкого порядка. В качестве посредников могут выступить святые и ангелы, образуя иерархию медиаторов. Наконец, считается, что само благочестивое желание совершить ритуал зарождается не без действия бога, а значит, субъект и объект пребывают в связи друг с другом.

Эти сложности, помимо прочего, обусловлены и тем, что религиоведение неизбежно должно учитывать, по меньшей мере, две точки зрения – внешнюю, отстраненную, и точку зрения представителей самой рассматриваемой религии, иначе ее сущность не будет понята достаточно полно. Выделение перечисленных выше компонентов слабо учитывает именно знаковую, семиотическую природу ритуала.

Ритуал осуществляет процесс семиотизации – оформления внешней стороны религии, необходимой уже постольку, поскольку сам человек является психофизическим существом и малейшее движение его сознания, эмоций, воли требует внешнего выражения, которое и будет знаком.

В любой развитой религии ритуалы дифференцированы, у них разная степень ценности и важности. При этом знаки играют в нем различную роль и неоднородны (отсюда проистекает иерархия ритуалов по их важности). Для приверженцев религии ритуал сообщает при посредстве видимых вещей и действий (внешняя часть знака) сверхъестественную силу (внутренняя часть знака). Это его свойство можно назвать иерофаничностью (от греч. ieros – святой). Причем эта способность у знаков может меняться. Ритуалы образуют семиотические ранги с разной важностью и ценностью.

Семиотика религии, занимающаяся изучением ритуала, разделяет слова-действия и иные знаки-действия с разным потенциалом действенности и отличает их от знаков, не наделенных такой действенностью. Этот процесс проводится с точки зрения эволюции той или иной религии (например, представления о действенности таинств в ортодоксальном христианстве), а также в контексте вероучения религии и ее мировоззрения, того, насколько определенное восприятие знаков ей органически присуще, а не является привнесением извне (из другой религии) или суеверным инородным наращением. Сюда относится и известная проблема "магической силы слова" (или иного ритуального знака).

В ритуале предметы реального мира получают сверхъестественные функции, которые могут пониматься различно. Так, по православному и католическому вероучению, особый хлеб во время преосуществления, сохраняя свои обычные свойства материального предмета (определенным образом выпеченного хлеба), одновременно становится и Телом Христовым, и носителем благодати, и его знаком, непосредственным образом указывая на Тело Христа. До осуществления этого таинства он, пусть и предназначенный для данной цели, был лишь обычным предметом или предметом, только намекающим на Жертву Христа. Соответственно, и причащение таким хлебом было бы бесполезным и безрезультатным.

Для знаков, составляющих ритуал, предполагаются разные типы связи внешней и внутренней частей знака. Получение сверхъестественной силы через ритуал может пониматься как в разной степени зависящее от веры в такой его результат. Имеет значение и "плотность" связи внутреннего и внешнего, т.е. их спаянность, неизменное и одновременное появление вместе.

Полное и правильное совершение некоторых ритуалов часто оказывается действием, объединяющим разные реальности – обыденную и сверхъестественную. При достижении его цели основным результатом становится перенос определенных сверхъестественных свойств и сущностей в обыденный мир на определенных людей или предметы. В то же время ряд религиозных ритуалов не осуществляет такой функции даже в рамках вероучения той конфессии, где они выполняются. Например, это крещение у баптистов. Оно выступает для самих баптистов всего лишь как иллюстрация того, что Христос когда-то умер ради спасения людей и что участник ритуала некоторое время назад был спасен благодаря публичному покаянию – "возрождению".

Разнообразие ритуалов с этой точки зрения можно представить так (рис. 12).

Рис. 12.

Во-первых, различают результативные и иллюстративные ритуалы.

Результативные осуществляют иерофанию – проникновение в обыденный мир божественной сущности, например божественной благодати. Иллюстративные служат для иллюстрации имевших место событий или абстрактных догматических истин, не привязанных к совершению конкретного ритуала.

Первые обычно выполняют ведущую роль, поскольку ритуал, состоящий только из вторых, создал бы театр, только напоминающий о каких-либо вещах, истинах, событиях. Естественно, они более важны, хотя в пределах крупного ритуала могут сочетаться относящиеся к обоим перечисленным видам. Их соотношение в религиях различно и последовательность разных ритуалов создает иерархию их результативности.

Во-вторых, среди результативных ритуалов выделяют обязательные и необязательные.

Обязательные обеспечивают сверхъестественный результат обязательно, если все правила совершения ритуала соблюдены (необязательные подразумевают такой результат лишь возможным, но не необходимым).

В-третьих, обязательные ритуалы подразделяются на две группы в зависимости от сроков появления результата – одновременные и неодновременные.

Одновременные обеспечивают результат сразу по проведении ритуала. Например, во время Крещения благодать таинства сообщается в момент произнесения троичной формулы и троекратного контакта с водой, а не ранее и не позднее – разумеется, если соблюдены минимальные условия совершения этого ритуала. Неодновременные ритуалы дают результат, проявляющийся нс обязательно сразу по совершении ритуала, он может проявиться значительно позднее.

Ритуал всегда воспринимается и как коммуникация с запредельным, но, в отличие от магии, он не является средством "взятия в плен", подчинения запредельного. Результативные ритуалы не являются автоматически действующими безотносительно к состоянию участников. Даже в тех случаях, когда результат гарантирован, это следствие милости и снисхождения запредельного, а не проявление силы и хитрости человека. Придание ритуалу самоценного значения с полным отрывом его от других компонентов религии расценивается обычно как обрядоверие , граничащее с суеверием.

Интересную связь можно усмотреть между ритуалами и перформативами, описанными философом Дж. Остином (1911-1960).

Перформативные высказывания (говорю, пишу, клянусь и т.п.) являются действиями, тождественными их значению. Произнося "клянусь", человек, тем самым, на самом деле клянется. Ритуалы понимаются как не творящие сами по себе сверхъестественную силу, а только призывающие и сообщающие ее людям.

Современная теория перформативности выявляет механизмы действенности, результативности ритуалов, в том числе неявные, глубинные, косвенные (например, связанные с особенностями восприятия человеком свойств звука, тонких цветовых различий). При этом для носителей религиозного мировоззрения результативность ритуалов считается обусловленной сверхъестественным образом. Современная наука допускает, что религиозные ритуалы при определенных условиях действительно могут быть результативными, хотя объясняет это иначе, чем религия, не прибегая к сверхъестественному. Так, светский ритуал бракосочетания и церковный ритуал брака не эквивалентны. В одном случае слова "Объявляю вас мужем и женой" совершают бракосочетание – союз двух людей перед лицом человеческого закона, в другом случае ритуальные слова низводят сверхъестественную благодать, совершающую ритуал таинства, делающую его именно таковым.

Порой в развитии религии или ее ветвей, образовавшихся при разных обстоятельствах, может наблюдаться стремление трактовать одни и те же ритуалы преимущественно как результативные или как иллюстративные. Такое явление именуют семиотическим дрейфом ритуала, который выявляет внутреннюю закономерность развития религии.

Смысл ряда ритуалов многозначен. Его основное значение неизменно и должно осознаваться именно таким. Новые значения постепенно прибавляются по мере существования ритуала в определенных культурных условиях. При этом все значения не исключают друг друга. Но в некоторых случаях первоначальное значение целенаправленно вытесняется новым (ряд христианских праздников, календарно совпадающих с языческими; церковь порой специально использовала этот эффект семантического вытеснения). Также могут возникать значения, совершенно чуждые данному ритуалу как знаку (привнесения из совершенно других религий, из языческого фольклора; это то, что обычно именуется суеверием). Наконец, иногда участники ритуала теряют представления о его значении и цели (десемантизация ), поступая бессмысленно или придумывая собственный смысл. Так, оставление еды на кладбище для нищих, чтобы они помолились за умершего, стало именно таким бессмысленным ритуалом или даже чисто языческим "кормлением птиц".

Семантика знаков ритуала является многоуровневой и многослойной. Например, Евхаристические Дары в ритуалах православной и католической литургии обнаруживают но меньшей мере четыре уровня значения.

Причастные хлеб и вино означают:

  • – невидимо, но реально скрытые под ними Тело и Кровь Христа;
  • – содержащуюся в них благодать, хотя и неотрывную от природы Христа, но и не тождественную ей;
  • – их вкушение подчеркивает (означает) и вполне реальное получение благодати конкретным человеком (причастником);
  • – в качестве дополнительного значения добавляется и семиотизация принадлежности к общине, единства общины и вероисповедания.

Генеративная (порождающая) семиотика ритуала изучает то, как и почему один ритуал или его элемент порождает другой. Таким образом, можно не только выстроить в единую панораму историю его развития, но и выявить движущие механизмы происходивших изменений. Упомянутый дрейф относится к этой области исследований. Она также анализирует и создание новых ритуалов на основе старых, в том числе светских па основе религиозных ("культ разума" и "культ высшего существа" времен Французской революции 1789 г., "гражданская панихида" и иные погребальные ритуалы, использующие структуры ритуалов религиозных), а также объективные критерии их различения.

А. М. Прилуцкий, рассматривая ритуал в семиорелигиоведческом ключе, пользуется понятием ритуалогемы как простейшей единицы ритуала, не подверженной изменениям и служащей для конструирования более сложных .

Основными ритуалогемами являются:

  • – инициация – введение в круг приверженцев религии или особое внутреннее сообщество;
  • – экзорцизм, изгнание или обезвреживание силы, являющейся нежелательной;
  • – инвокация, призывание потусторонней силы;
  • – жертвоприношение, связанное с дарением чего-либо и сопутствующим его выделением из профанного мира для посвящения потустороннему;
  • – теургия, ритуалы воздействия на потустороннее с целью получения результатов, нужных участникам ритуала.

Из таких ритуалогем и строятся (генерируются) различные ритуалы разных религий и разной степени сложности.

Для участия в религиозном ритуале необходима определенная мотивация. Основные мотивы могут быть определены следующим образом:

  • – участие по предписанию;
  • – участие по устоявшейся традиции или привычке;
  • – мотивация получением цели (как естественной – бытовой просьбы, так и сверхъестественной – прощение тяготящих совесть грехов);
  • – стремление к катартическому переживанию, ощущению облегчения и очищения после участия в ритуале;
  • – ценностная мотивация, когда ритуал становится свободной потребностью в силу любви к божеству, выступающему как высшая ценность, т.е. мотивацией становится чистое стремление к божественному, не отягощенное прагматическими нуждами.

Разумеется, эти виды мотивации могут сочетаться.

  • Прилуцкий А. М. К вопросу о сакрально-семантической типологии ритуала // Вестник Тверского государственного университета. 2009. №29. С. 155-161.


Похожие статьи