Респ армения эчмиадзин. Армения

Вот и закончилось мое краткое, но такое насыщенное путешествие по Армении, даже немного жаль. Сегодня будет последний день с прогулками по Еревану и поездкой в Святой Эчмиадзин, попутно посмотрим руины храма Звартноц. Как всегда в статье не только полезности: как добраться, цены, фото и т.д., но и личный опыт с приключениями.

Экскурсии

Если вы любите узнавать о других странах не только на личном опыте, но и из уст тех, кто в этой стране живет, то экскурсии от местных жителей для Вас!

  • Для знакомства со столицей

Можете выбрать другую экскурсию в Ереване:

Большой Каскад и «неоартовые» скульптуры Еревана

Прибыв к вечеру в столицу после , мы воспользовались городским транспортом.

Как добраться

Если ехать на метро (100 драм , время работы с 6:30 до 23:00 ), то нужная станция Маршал Баграмян или Аритасардакан, откуда до Каскада легко дойти пешком.

Если ехать на автобусе (100 драм , оплата на выходе), то смотря откуда.

Нас интересовал центр города, вот только я не предполагала, что добраться туда окажется целой проблемой. Мы так же, как и все постояли на остановке, а потом «давились» в маленьком автобусе. После множества расспросов, объяснений на плохом русском языке, неудобств и часа езды на раздолбанном автобусе, мы были «где-то рядом» с нужным нам местом.

Так как стемнело еще по дороге в Ереван, то ориентироваться стало немного хуже. Чтобы хоть как-то поднять боевой дух, мы зашли в первое попавшееся кафе, где впервые попробовали хачапури «по аджарски» (да, как это ни странно именно в Армении, а не в Грузии), о чем ничуть не пожалели.

Пока ели, успели покопаться в картах и «подоставать» расспросами официанток с администратором кафе, благодаря чему наш маршрут на завтра был примерно готов. Вот только на сегодня путь так и оставался непонятным. В кафе мы прилично задержались, сытный ужин, и усталость за весь день начали сказываться. Чуть позднее мы снова шли по улице, которая не собиралась заканчиваться, а вот мое терпение совсем наоборот.

И вот он… «свет в конце тоннеля»! Сквер А. Таманяна, где повсюду прогуливались или сидели на лавочках отдыхающие, а за ним виднелась наша последняя цель на сегодня — Большой Каскад.

Что посмотреть

1. Прогуляться по скверу им. А. Таманян , где по всему периметру каких только скульптур не увидишь.

Самыми запоминающимися для меня были три огромные «толстые» статуи (именно толстые, так как изображены были фигуры толстяков). Говорят, их подарил городу какой-то местный миллионер. Скульптуры из-за своей полноты не влезли в кадр, поэтому вместо них горные козлики:).

2. Подняться по лестницам Каскада , где между пролетами ступенек были целые этажи с фонтанами, статуями и фигурами, различными по своей сути и функциям. Фонтаны работают только днем. Чем выше поднимаешься, тем ниже опускается челюсть, хотя издалека Каскад не слишком впечатляет. Я про усталость вовсе забыла.

К сожалению, в свое время «каскад» не достроили, и очень долго простоял в ожидании своего часа. Если судить по множеству строительных площадок, дождался.

3. Дойти до вершины Каскада, откуда открывается потрясающий вид на Ереван.

4. В дневное время нужно обязательно зайти внутрь Каскада и также прогуляться по этажам, для этого в помощь вам эскалатор. Внутри также, как и снаружи множество «неоартовых» скульптур и прочей рукотворной красоты. В этой поездке мы не смогли попасть внутрь, зато удалось сделать это в .

5. Пройтись по Площади Франции, где в вечернее время обнаружился замечательный танцующий фонтан.

Возвращение в отель, последние армянские приключения

После прогулки по центру Еревана, мы отправились на поиски метрополитена. Милиционер, мирно спавший за рулем уазика, на наш вопрос сообщил, что метро уже час как не работает (на часах была полночь). Вся надежда оставалась на автобусы, которые опять же неизвестно, в какой стороне искать.

Позади осталась уже пара кварталов, а улицы становились все более безлюдными. На глаза нам попалась странная троица. Два молодых человека, и девушка-карлик. Мы решили выяснить, как добраться до автобуса. Нас не удивило даже то, что они не знали русского совсем. Пришлось изъясняться на английском.

Ребята так прониклись нашей просьбой, что натурально бегали в поисках такси, объясняя водителям останавливающихся машин, куда нужно добраться. И тут в моем уставшем мозгу промелькнула мысль, что ребята не местные, иначе откуда столько проблем с поиском машины. Эту простую истину я пыталась намеками донести до моего друга, но тот похоже тоже уже спал наяву.

Тем временем, трое ребят поймали нужную машину и в мы 5-ом залезли в салон. Тут мой друг начал тоже понимать, что троица — не армяне, так как ребята с таксистом никак не могли договориться. Прислушиваясь, мы поняли, что они пытаются говорить по английскии, а ведь нам по-русски было проще ему рассказать, куда ехать.

Мы вручили визитку места, где остановились. Когда девушка увидела название отеля — «hotel-sauna-djakuzi», она так на меня посмотрела, что я не смогла сдержать смеха. После долгих споров и выяснений, наконец, наметили цель, и двинулись в нужном направлении. Оказалось, что трое «армян» совсем не армяне, а иранцы. Девушка-карлик переехала в Армению всего пару месяцев назад, поэтому алфавит она местный выучила, а вот с языком пока было туго, а парни просто были ее друзьями, которые приехали в гости.

И снова чудо, с нас не взяли денег. Ребята сами иностранцы, да еще бесплатно нас провезли, пусть им и было по пути. Я в очередной раз в шоке. Добравшись до кровати, нащупав подушку, я свалилась на неё и сразу же уснула.

Святой Эчмиадзин – центр армянской апостольской церкви

Наконец, сегодня можно было не вскакивать, как ошалелая, с кровати, чтобы мчаться неизвестно куда и все посмотреть. Мы неторопливо собрались, все так же заплатили за ночь и оставили рюкзак на полдня, так как поезд до Грузии был в 15 часов.

Как добраться

Эчмиадзин (Вагаршапат) находится в 20 км от Еревана, а храм Звартноц ближе. Мы как всегда поедем сначала до дальней точки, а на обратном пути заглянем в Звартноц.

Такси: если берете машину в городе, то цена варьируется от 2500 до 5000 драм (как договоритесь).

Маршрутка: необходимый транспорт можно найти на пересечении улицы Сарьяна и проспекта Маштоца, справа от проспекта; также можно уехать с центрального автовокзала (Киликия). Стоимость проезда 250 драм , время в пути — 30 мин, ходят с раннего утра и до позднего вечера (до 22:00).

Нас маршрутка везла невыносимо медленно, возможно потому, что машина уже давно мечтала уйти на покой, возможно, потому, что ехала она на газу, а может и то и другое. Да, в Армении почти весь транспорт ездит на газу, так как это в три раза дешевле бензина.

Что посмотреть

Для армян Эчмиадзин (прежнее название Вагаршапат ) — центр притяжения, если не мироздания. Побывать здесь обязан каждый армянин, как бы далеко от родины он ни жил, где бы ни родился.

1. Погонять голубей возле купольной базилики Гаянэ (небольшое архитектурное сооружение, самое обычное, каких мы уже вдоволь насмотрелись).

2. Заглянуть в Эчмиадзинский Кафедральный Собор.

Чтобы зайти туда понадобится прикрыть голову и ноги (женщине), можно взять на месте.

3. Если помните из истории Гегарда: где-то здесь должно храниться то самое копье Лонгина, которое он вонзил в распятого Иисуса. Его вы найдете в музее-сокровищнице Святого Эчмиадзина. Мы приехали слишком рано, музей был еще закрыт (да и я музеи не слишком люблю). Говорят с 2017 года он стал платным, уточняйте эту информацию на месте.

4. Просто прогуляться по довольно большой территории, состоящей из нескольких церквей, административного здания и резиденции каталикоса всех армян. Особенно хорошо это делать в утренние часы, пока туристов не так много. Кругом умиротворение и тишина.

Время работы и стоимость

  • Время работы музея: с 10:30 до 17:00, понедельник-выходной
  • Время работы собора: ежедневно с 07:00 до 20:00
  • Стоимость: бесплатно

Храм Звартноц

В купе с Эчмиадзином обычно смотрят храм Звартноц, точнее его руины…

Как добраться

Маршрутка из Еревана: можно смело садиться на маршрутку (на центральном автовокзале Киликия), что едет до Эчмиадзина, только предупредите водителя, что вам нужно выйти у храма Звартноц. Стоимость 200 драм , 15 км в пути.

Маршрутка из Эчмиадзина: садимся на ту же самую маршрутку, на какой приехали, буквально 5 минут и вы на месте. Стоимость проезда символические 100 драм (водитель может и бесплатно подкинуть). Развалины храма видны с дороги, не пропустите.

Такси: из Еревана стоимость такси будет примерно такой же, как до Эчмиадзина, т.е. от 2000 драм.

Сколько стоит

Мы прошли бесплатно, но некоторые путешественники говорят, что стоимость билета 1000 драм , далее 300 метров по прямой и широкой дороге и вы у храма Звартноц.

Время работы

  • Вторник-суббота: с 10:00 до 17:30
  • Воскресенье: с 10:00 до 15:00
  • Понедельник: выходной

Что посмотреть

Звартноц представляет из себя, на сегодняшний момент, развалины храма «Бдящих сил» , которые находятся совсем недалеко от Эчмиадзина, а точнее близ аэропорта Звартноц.

1. Руины самого храма Звартноц,отдаленно напоминают римские постройки. На секунду даже забываешь, что находишься в Армении, а не где-нибудь в Тунисе. Построен храм в VII веке, а в X он рухнул из-за просчетов архитектора.

2. В музее можно посмотреть то, что сохранилось от храма и представляет большую ценность.

3. Недалеко от храма где-то есть еще такие же развалины дворца Нерсеса III и древней винодельни.

4. Очень долго искала солнечные часы, которые были указаны на карте под №13, прошерстили все что можно, но часы так и не нашлись. Если среди вас есть те, кто оказался более зрячим, поделитесь пожалуйста.

Может, когда-то храм Звартноц был чудом зодчества, но сейчас не впечатляет, ни капли. Сюда можно заехать, только если вы располагаете лишним временем, как в нашем случае.

Вернувшись в Ереван, первым делом, мы забрали наш большой рюкзак, а дальше в оставшееся время еще немного прогулялись по Еревану, полюбовались на черных лебедей, повторно заглянули к Большому Каскаду, а потом направились на поезд до .

При посадке в вагон нас встретил уже знакомый нам проводник. Лично я слишком устала, чтобы удивляться. Он тоже нас узнал, даже паспорта проверять не стал. А на просьбу моего друга, выдать нам постельное белье, не спорил. Вагон оказался практически пустым. Любопытно, в одном месте собрались люди разных национальностей: за стеной справа смеялись немцы, слева были иранцы, мы русские, в начале вагона сидели кучкой поляки, это не считая грузин и армян. В этом что-то было. Я даже не заметила, как мы пересекли границу.

Немного грустно было прощаться с Арменией. Если у вас будет возможность, посетите эту страну, я уверена вам понравится не только природа и достопримечательности, но и сами люди.

Привет, друзья! Продолжаю свой рассказ о поездке с подругой Катюшей по Закавказью. Можете сначала почитать, Как помним (или не помним) из , мы пережили несколько очень насыщенных дней в Беларуси, Киеве и Тбилиси, после чего оказались на пустынных улицах Еревана — столицы Армении — в 7 часов утра. Дельфинотерапевт Виталик помог найти квартиру в центре Еревана, где мы с Катюшей и засели за круглым столом после трех бессонных ночей в поездах, самолетах и автобусах. Днем сходили в ближайший магазин, накупили овощей с сыром и расслаблялись за праздными беседами, а потом зарядил дождь, который не прекращался до поздней ночи, поэтому первый вечер в Ереване был проведен за чтением поучительных книг и работой (тогда я еще пыталась совместить путешествия и любимое дело).

Хочу вас предупредить, что обычно мои посты — это дневник путешествий или описание достопримечательностей, но в случае с Арменией это будут скорее рассказы об армянах, потому что каждый отрезок пути, яркое событие или вспышка внутреннего света происходили именно благодаря достойнейшим представителям великого народа. Поэтому каждое слово в статьях об Армении воспринимайте, пожалуйста, как оду армянам , ведь эта небольшая земля не стала бы для меня второй самой любимой страной в мире, если бы не люди, ее населяющие.

Несколько полезных постов про отдых в Армении я тоже писала, например, про .

Утром следующего дня было решено подчистить карму, поэтому отправились мы в город Эчмиадзин, что в 20 км от Еревана — это своего рода армянский «Ватикан» — святейшее место в Армении.

С этой целью прибыли на ж/д вокзал в Ереване, за которым расположилась стоянка маршруток. Только вышли на улицу, как подходит к нам таксист. Еще в Таиланде у меня выработалась стойкая привычка отмахиваться от таксистов или игнорировать их, но этот был настолько доброжелателен, что не ответить было бы стыдно, а я все-таки из интеллигентной семьи, с детства научена быть вежливой.
— Девочки, куда вы едете?
— В Эчмиадзин
— Хотите такси?
— Нет, автобус хотим.
— Тогда вам надо на другой вокзал.
— А с этого что, нельзя?
— Нет, с этого можно только на Арарат и т.д.

После таксист представляется именем Норо и минут 10 подробнейшим образом объясняет самый удобный способ попасть на другой вокзал, рассказывает, куда идти, сколько это будет стоить и отмахивается от других таксистов, объясняя, что девочки хотят автобус.

Ребята, вы вообще прочувствовали ситуацию, да? Представьте, что вы подошли к таксисту на ж/д вокзале (а это самое оживленное место) родного города и сказали, что вам надо далеко за город, но на автобусе, и этот дяденька не говорит, что все автобусы сломались, их водители умерли своей смертью, и ваш последний шанс — это его услуги за неадекватную сумму, не навязывается, не посылает вас к маме, потеряв интерес как к неплатежеспособным клиентам, а начинает подробно объяснять, куда идти, на какую маршрутку сесть, где пересесть и т.д.

Прощаемся с Норо, находим стоянку автобусов. Всей остановкой для нас искали нужную маршрутку. Усадили. Едем, болтаем с маршрутчиком. Пересаживаемся, в следующей маршрутке познакомились с женщиной, работающей в исследовательском Институте, которая провела к церкви, попутно рассказав о том месте, где мы очутились. В первые дни мы еще пытались удивляться тому, как охотно армяне сами идут на контакт, с каким удовольствием общаются и как искренне помогают. В Армении не надо просить о помощи, там люди сами несколько раз подойдут и спросят, не надо ли чего.

Святой Эчмиадзин, Армения

Эчмиадзин - исторический центр Армянской Апостольской Церкви, а также резиденция армянского патриарха — католикоса всех армян. Каждый армянин считает своим долгом побывать в святом городе по крайней мере однажды, даже если он родился и вырос в другой стране.

До середины 20-го века Эчмиадзин назывался Вагаршапатом. В советские времена город был административным центром Армянской ССР.

Кафедральный собор Святого Эчмиадзина - древнейший храм Армении.

Христианство стало официальной религией Армении в 301 году н.э. Первым патриархом был Григор Лусаворич.

На всей территории Эчмиадзина ощущается невероятное спокойствие. Можно часами рассматривать росписи на стенах, бродить по закоулкам монастыря.

Хачкары — в переводе «каменные кресты», сооруженные в память о людях и исторических событиях. Помимо крестов на каменных плитах изображены разные символы и буквы. Это своего рода листы одной большой каменной книги, которые раскиданы по всем уголкам Армении.

Далее мы отправились смотреть на Храм Сурб Гаяне — один из лучших памятников армянской архитектуры:

Кладбище у входа в Храм:

Шли мы, шли и пристроились по дороге к группе итальянцев. С удивлением обнаружив в себе до сих пор живую способность неплохо понимать некогда любимый язык, я устремилась за гомонящими бабушками и дедушками. Каково же было мое удивление, когда их гид оставил туристов и заговорил с нами по-русски. Узнав, что мы из Беларуси, расплылся в улыбке и принялся рассказывать историю храма Сурб Гаяне, а заодно и свою собственную. Мужчина жил в Милане, где выучил итальянский, а сейчас уже много лет работает с туристами из Италии. Показывает им сокровища своей Родины. Так приятно, когда абсолютно незнакомый человек подходит к тебе, делится информацией, желает счастливого пути и отличного отдыха в Армении! Вот такие они — армяне!

Видео города и храмов Эчмиадзин:

В Армении нас ждало еще очень много интересных событий, встреч, знакомств, разочарований и резких поворотов, поэтому не забудьте добавиться в группы в facebook www.facebook.

June 16th, 2014

Единственный ныне населенный город древней Армении, Вагаршапат, бывший Эчмиадзин, названный так в честь Эчмиадзинского монастыря, в 1992 году опять получил свое древнее имя. Здесь находится резиденция армянского католикоса, это центр Армянской апостольской церкви и самый священный город для христиан Армении, так как именно здесь произошло признание христианства государственной религией.
Вагаршапат находится в 20 км к западу от Еревана. Ныне это приличный по размерам город, практически не сохранивший средневековой уличной застройки, но здесь остались многие древние церкви, ставшие символами армянской архитектуры - собор Эчмиадзин, церкви Св. Рипсимэ и Гаянэ, рядом с Вагаршапатом лежат руины великого армянского собора Звартноц. Об этих церквях и истории принятия христианства в Армении и будет этот пост.


Столичный город Вагаршапат был основан на месте небольшого поселения Вардгесаван царем Вагаршем во 2 в. н.э. До сих пор нет внятного понимания, какой была структура этой столицы Армении, возможно, что город имел форму круга, как многие "круглые" парфянские города Ирана, например, Ктесифон. Однозначно можно сказать, что в центре Вагаршапата стояла цитадель, предположительно место ее расположения совпадает с сегодняшним Эчмиадзинским монастырем. Столица была окружена высокими глинобитными крепостными стенами, от них сейчас не осталось и следа, фактически сохранились лишь остатки культовых сооружений, частично включенных в структуру древних церквей Вагаршапата. Речь идет, прежде всего, о главном соборе города - Эчмиадзине.

Кафедральный собор Эчмиадзин в 19 веке.

К сожалению, во время моего посещения города собор реставрировался. Но кое какие выводы о нем сделать можно. Заметно, что собор много раз перестраивался, высокий статус храма не позволял ему пребывать в небрежении, Поэтому седой древностью от него не веет, все его башенки-колокольни были возведены в 17 веке, а "античные" наличники окон и того позже.

Считается, что собор построили в 303 году, сразу после крещения Армении Св.Григорием. Но тогда это была обычная базилика с деревянной крышей. Она была видимо полностью уничтожена во время нашествия персов в 60-х гг. 4 в н.э. Собор многократно восстанавливался и разрушался, каменный купол появился у него лишь в 7 в. В 15 веке в Вагаршапат была перенесена резиденция армянского католикоса, и с этого момента собор реставрировали и видоизменяли уже непрерывно.

При раскопках в соборе Эчмиадзин были найдены части других культовых сооружений, возможно языческого храма, и в главной апсиде церкви нашли остатки зороастрийского храма огня. Интересно, что зороастрийский храм не предшествовал первой христианской базилике Вагаршапата, а был создан позднее, возможно в 5-6 вв., когда Армения попала под власть Сасанидского Ирана. Этот факт хорошо иллюстрирует очень непростую историю Армянской церкви.

Официально считается, что Армения приняла христианство в 301 г. во времена правления царя Трдата III, этому способствовал Григорий Просветитель, который и крестил царя. Но проблема в том, что вся история принятия христианства Арменией, как водится, невероятно мифологизирована. Мы знаем об этих событиях только от церковных историков, поэтому история крещения армян имеет вид жития святых со всеми присущими данному типу литературы фантасмагориями.

Официальная версия такова, что царь Трдат, после совершения множества языческих бесчинств, попал под влияние Св. Григория и стал христианином. При этом армянской исторической традиции свойственно занижать значение своих древних царей, но возвышать статус армянских католикосов, живших с ними в одно время. Например, редко кто-то пишет, что какое-то событие произошло при таком-то царе, чаще будет указываться правление соответствующего католикоса. Этому есть объективное объяснение - царская власть в 4-5 вв. была очень слабой, Армения давно уже стала буферным государством между Персией и Римом, поэтому большее значение имел религиозный - идеологический лидер, т.е. католикос, а не политический правитель государства. Поэтому по официальной версии христианизации Армении ее царь бегал превратившись в свинью, а добрый Георгий Просветитель избавил его от этого недуга через крещение.

Скорее всего, и царь Трдат, и Григорий Просветитель (если он реально существовал, так как большинство историков 5 в. вообще не упоминают его имени) были ставленниками Рима, так как оба они обучались в юности на территории Римской империи, Трдат непосредственно в самом Риме, а Св.Григорий в Кесарии Каппадокийской. Поэтому продвижение христианской идеологии в Армении могло быть связано с попытками воздействия Римской, а впоследствии Византийской, империи на местное зороастрийское и языческое население. Разница в датах между официальным признанием христианства в Риме и в Армении ничтожна, всего несколько лет, поэтому большинство исследователей сомневается в армянской дате - 301 г., скорее всего гос.признание в Армении произошло уже после 314 года, когда христианство получило поддержку и в Римской империи.

Принятие христианства - одна из самых загадочных страниц армянской истории. Как правило, считается, что цари и императоры принимали Христову веру для упрочения своей власти, так было в Римской империи при Константине, так было в Древней Руси при князе Владимире, и как правило, цель консолидации государства достигалась. Но в Армении это было не так.

В отличии от процветающей Руси, армянское гос-во после принятия христианства (301-314 гг) перестало существовать уже через сто лет (в 428 г. персы упразднили царскую власть в Армении), а проблемы начались уже в правление Трдата III Святого - в 330 году его отравили нахарары (армянские князья аристократы). Примерно в это же время столица была захвачена племенами мазкутов, а в 360-х годах город Вагаршапат был стерт с лица земли персами.

Интересно складывались отношения и между царем и католикосами. По идее, католикосат должен был поддерживать правителя, но на практике, армянская церковь стала государством в государстве, где католикосы передавали свою власть по наследству. Цари и церковные патриархи соревновались в убийстве друг друга, практически никто из них не умер своей смертью. Царь Тигран VII убил патриарха Иусика, царь Пап отравил Св. Нерсеса. В свою очередь, Св.Нерсес благословил дружественных нахараров на истребление населения города Аршакавана, созданного царем Аршаком II для укрепления центральной власти. Как и в Западной Европе армянские цари пытались искать опору в населении городов, но городов в Армении становилось все меньше и меньше. Усилиями воинствующих аристократов, церкви и персов, почти все города Древней Армении были уничтожены. Ко времени арабского завоевания в Армении остался только один крупный город - Двин, существование которого поддерживал сидевший там марзбан, персидский наместник, которого сменил уже наместник Халифата.

Несмотря на то, что колокольня была построена в 17 веке, ее украсили характерными для сельджукской эпохи декоративными элементами в виде сплетенных змей и карнизов-сталактитов.

Поэтому получилось, что Армянская церковь не смогла сохранить централизованное государство, но сохранила общность армянской культуры. Можно говорить даже о создании особого теократического государства, где власть духовная заменяла власть политическую. Это тенденция сохранилась и сейчас, основа современного армянского единства - это прежде всего общность национальной идеологии, а политическая власть, например, президента Армении, совершенно второстепенна.

Алтарь и все внутреннее убранство Эчмиадзина были созданы в 17-18 вв. Чувствуется очень сильное влияние католицизма, которое появилось еще в Киликийской Армении во время крестовых походов.

Но росписи купола и стен все восточные, очень похожие на подобные в османских мечетях.

Росписи стен все поздние 18-19 веков, золотой фон чем-то напоминает роспись в Св.Софии Константинополя.

Во дворе Эчмиадзинского монастыря собрана внушительная коллекция хачкаров. Например, вот этот древнейший, еще 9 века, здесь еще нет богатых восточных орнаментов, как у позднейших каменных монументов.

А этот хачкар уже 13 века, богатая резная вязь покрывает почти всю его поверхность.

Армянские пенсионеры во дворе Эчмиадзина.

Единственная уцелевшая башня крепостной стены, окружавшей монастырь. Эти поздние стены были возведены в конце 18 века.

План Эчмиадзина, выполненный Жаном Шарденом в 1670-х годах. Видно, что крепостная ограда с башнями существовала и в 17 веке. Так как Эчмиадзинский монастырь занимает место древней цитадели Вагаршапата, возникает вопрос - насколько крепостные стены монастыря повторяют линию стен древней крепости, имела ли цитадель Вагаршапата такую же правильную прямоугольную форму? Точного ответа на этот вопрос нет.

Как мне кажется, характерная форма укреплений монастырей Закавказья в виде правильного прямоугольника (это и Светицховели, и монастырь Алаверди) происходит от иранских укрепленных караван-сараев, которые все тоже имеют правильную форму и в свою очередь восходят к византийским и римским военным лагерям. Но возможно ли, что форма прямоугольника была присуща изначальной цитадели Вагаршапата? Т.е. возможно крепость Вагаршапата напрямую копировала римский военный лагерь, ведь город строился во 2 в. н.э., времени максимального засилья римской культуры в Закавказье, и здесь действительно стоял римский гарнизон.

Эчмиадзинский монастырь вид со стороны старого кладбища.

С южной стороны кладбище упирается в монастырь Св. Гаяне. Скорее всего у церкви Гаяне проходила южная окраина древнего Вагаршапата. Там должна была стоять крепостная стена города и ров перед ней, где по преданию и казнили Св.Гаянэ. Но это в том случае, если мемориал Гаянэ был основан в "правильном" месте.

Теперь мы подходим к истории не менее важной для армянского христианства, чем история Григория Просветителя и царя Трдата, тем более они тоже в ней участвуют.

По преданию, крещению царя Трдата предшествовала массовая казнь христиан в Вагаршапате. Именно после этого действа царь Трдат превратился в свинью, пока его не вылечил добрый пастор Григорий с помощью Христовой веры.
Большую часть казненных составляли женщины, но главными действующим лицами этой трагедии была дева Рипсимия (Рипсимэ) и Гаяния (Гаянэ). Гаянэ возглавляла группу женщин христианок, а Рипсимэ была основой сюжета, правда, пострадали в итоге все мученицы (их число колеблется от 30 до 40 человек, в зависимости от источников) Но одной из дев все же удалось спастись, и ею была не лишь бы кто, а сама Св. Нина - крестительница Грузии.

Если коротко, то вся история была вроде "про любовь", царь Трдат воспылал страстью к красавице Рипсимэ, всячески ее домогался, но получив отказ, замучил ее до смерти, а заодно и всех ее сотоварок.

Безусловно, история дев Рипсимянок могла произойти в действительности, тем более в житиях упоминается, что случилось это во времена императора Диоклетиана, известного гонителя христиан. Вполне возможно, что и в Армении могли свершаться подобные безобразия, правда вызывает некоторое сомнение, что изувером мог быть сам Трдат III, человек, имевший хорошее римское образование и принявший решение крестить страну.

Поражает обилие в этой истории женских персонажей, фактически все ранние мученики Армении - женщины, тут еще можно вспомнить и Св. Нину, крестившую Грузию, кстати, это фактически единственная женщина ставшая "крестителем какой-то страны", как правило эту должность занимали мужчины.

Объяснение этому "женскому феномену" несложное, дело в том, что главным божеством Армении до принятия христианства была богиня Анаит (Анахита, Артемида), богиня плодородия и покровительница армянских царей. А город Вагаршапат был центром ее почитания, он даже имел древнее название Артемид - город богини Артемиды. Именно ее храм видимо находился на месте Эчмиадзинского собора и был полностью разрушен в 4 веке. Но почитание женского божества в городе осталось, поэтому почти все церкви Вагаршапата посвящены женщинам-мученицам.

Церковь Св.Гаянэ, возведенная католикосом Эзром в 630 году.

Церковь имеет ярко выраженное ступенчатое основание, копирующее подобные в античных храмах.

Арочный притвор церкви Св.Гаянэ был возведен в 1688 году, в притворе захоронены высшие духовные лица монастыря.

Росписи стен здесь 18-19 века.

Церковь сохранилась почти без изменений, только в 17 веке был отремонтирован купол.

Алтарь храма Св.Гаянэ

Церковь возведена на месте мартирия - мавзолея мученицы Гаянэ. Считается, что мавзолей был сооружен непосредственно в начале 4 века царем Трдатом III. Части мавзолея включили в структуру церкви 7 века, правда погребальная крипта Гаянэ дошла до нас в очень перестроенном виде, в отличии от мартирия девы Рипсимэ (о которой рассказ пойдет ниже).
Вход в крипту Св.Гаянэ.

Молящаяся женщина в склепе мученицы Гаянэ, здесь практически ничего нет кроме проема в стене.

А теперь осмотрим настоящий шедевр армянской архитектуры - церковь Св.Рипсимэ. Она находилась за городскими стенами Вагаршапата на небольшом естественном холме к востоку от города. Сейчас это также городская окраина. Церковь построил католикос Комитас I Ахцеци в 618 году на месте мартирия девы Рипсимэ, возведенного еще в 4 веке. До христианской эпохи на этом холме стоял языческий храм, его остатки были выявлены при археологических раскопках - это был классический античный храм периптер, похожий на тот, что сейчас восстановили в Гарни.

Комплекс Св.Рипсимэ сохранил глинобитную крепостную ограду 18 века.

Эти стены из сырцовых кирпичей дают общее представление о фортификации древнего Вагаршапата, ибо материал при строительстве использовался один тот же. Если стены 18 века сохранились так плохо, то понятно, что от древних укреплений не осталось и следа, как не осталось ничего от всех древних строений города, все равнинные города Армении целиком строили из необожженных кирпичей. Армянские города были похожи на подобные в Иране или Ираке, например, от знаменитого Багдада времен Халифата не осталось ни одного сооружения, так как сырцовые стены быстро оплывают и разрушаются.

Но церкви армяне строили на века. Храм Рипсимэ один из древнейших и главное отлично сохранившихся.
Это один из первых купольных тетраконхов - крестовокупольных храмов с четырьмя апсидами. Первым подобным храмом в Армении был собор в Аване, я о нем уже писал в статье про Ереван, только в Аване от храма остались одни руины.

Купол храма немного расширили в 10 веке. Выглядит он впечатляюще, как и вся церковь внутри, но ее тяжело снимать, так как фото плохо передают объем внутреннего пространства, а стены аскетичны и даже грубы, в кадр попадают только отдельные элементы арок и сводов, не дающие ощущения цельности всей конструкции.

Церковь была возведена на месте мартирия Рипсимэ, причем нижняя часть мавзолея сохранилась и находится сейчас под алтарем храма. Выяснилось, что изначально, мартирий имел башнеобразную форму, его изображение можно увидеть на монументе из Одзуна, что на севере Армении. Вполне возможно, что мартирий Св.Гаянэ тоже имел башнеобразную форму. По преданию, эти два мавзолея возвел царь Трдат III после крещения страны. В 360-х годах мемориалы святых были разрушены персами вместе со всем городом, но в конце 4 в. католикос Саак Партев восстановил башни мавзолеев, окончательно их разобрали только при строительстве церквей над усыпальницами.

Само существование башнеобразных мартириев у христиан в Армении 4 века наводит на некоторые размышления по поводу генезиса мусульманских башенных мавзолеев, появившихся через 600 лет в Иране и Малой Азии. Конечно, прямую связь доказать тут тяжело, но несомненно, что мусульманские гробницы восходят к каким-то ранним подобным античным сооружениям.

Изображение мартирия Св.Рипсимэ на монументе из Одзуна.

Вход в северный придел церкви, где находится коридор, ведущий в гробницу девы Рипсимэ.

Здесь стоят какие-то старые камни, плита в центре напоминает каменную дверь в усыпальницу.

Крипта-склеп Рипсимэ сохранила свою изначальную форму, видимо 4 века, это прямоугольная камера со сводчатым потолком и апсидой с восточной стороны.

Недалеко от мемориала Рипсимэ находится более поздняя церковь Шогакат, его возвел князь Агамал Шоротеци в 1694 году. На ее месте существовала какая-то древняя церковь, но какого года постройки неизвестно. Шогакат переводится как "лучезарный свет", церковь построили на месте, связанным с Видением Св.Григория Просветителя, который якобы узрел Свет Христов над городом Вагаршапатом. Хотя ранее считалось, что "свет" снизошел на собор Эчмиадзин.

Церковь небольшая аккуратная и популярная у местных прихожанок.

Считается, что в районе храма Шогакат проходила крепостная стена Вагаршапата. На фото 19 века видны какие-то развалины, но скорее всего это руины ограды самого монастыря Шогакат.

Совсем недалеко от храма Шогакат находятся руины еще одной неизвестной церкви с внушительным таким ступенчатым основанием. Никакой информации по объекту у меня нет.

Хачкары Вагаршапата. Эти ранние, а внизу монумент с удальцом на коне и в чалме - намного более поздний.

Мои посты, посвященные Закавказью.

Город, где расположен монастырский комплекс, носит два имени — Эчмиадзин и Вагаршапат. Именно Вагаршапатом его называли в те времена, когда он являлся столицей Армении. В конце III века здесь по приказу царя Трдата III были замучены 35 святых дев-рипсимианок, бежавших сюда от гонений римского императора Диоклетиана. После этого Трдат заболел тяжелейшей болезнью, от которой его излечил проповедью христианства Григорий Просветитель, вызволенный из темницы в городе Арташате, где он провел 15 лет. Царь покаялся в своих грехах и согласился принять христианство в качестве государственной религии Армении.

По преданию, после крещения Армении святому Григорию Просветителю явилось видение — Господь золотым молотом ударил по земле и здесь поднялся золотой жертвенник: от него исходил огненный столп, а над столпом сиял лучезарный крест. Святому Григорию также явился ангел, объяснивший значение видения — на месте, указанном Господом, должен быть возведен главный храм Армении.

В 303 г. там и был построен кафедральный собор, изначально названный Катогике и посвященный Пресвятой Богородице. Термин «Катогике» обозначает в армянском языке всеобщий, кафедральный, первопрестольный. Титул главы армянской церкви «католикос» также происходит от этого слова.

В непростой армянской истории был период, когда престол католикоса покидал Эчмиадзин — с 484 по 1441 гг. После падения Киликийского армянского царства в 1441 г. Эчмиадзин снова стал центром армянской церкви. В начале XVII века иранский правитель Аббас I хотел перенести Эчмиадзинский собор по частям в Исфахан, куда переселил тысячи армян. Однако этим планам не суждено было реализоваться.

Эчмиадзин — неприступная скиния

Как и над всей Арменией, над Эчмиадзином много раз нависала опасность уничтожения. Так, во время драматических событий русско-персидской войны монастырь, где укрывались раненые русские солдаты, был осажден персами. С Божьей помощью русский отряд А. Красовского вместе с армянскими ополченцами победил превосходящие в 15 раз силы персов в битве при Ошакане и вступил в Эчмиадзин. Во время битвы архиепископ Эчмиадзина Нерсес Аштаракеци вместе со всем духовенством, жителями и солдатами на коленях молился за победу перед Святым копьем.

В 1828 г. Восточная Армения освобождена от персов. В 1918 г., во время армянско-турецкой войны, турецкие полчища стояли в считаных километрах от Эчмиадзина и собирались довершить геноцид армян. Несмотря на смертельную опасность, Католикос всех армян Геворг V Суренянц отказался покинуть Эчмиадзин и распорядился вооружить духовенство для участия в битве против турок: отряд, в котором сражались священнослужители, насчитывал 300 человек.

21-24 мая 1918 г. состоялась битва при Сардарапате, в которой армяне разбили врага и отбросили его от стен Святого Эчмиадзина. В дальнейшем успех был закреплен: Армения была спасена от гибели и 28 мая 1918 г. возродила свою государственность после почти 600-летнего перерыва.

За кафедральным собором и созданным вокруг него монастырем закрепилось название Эчмиадзин, что переводится со староармянского языка как «место Сошествия Единородного». Первоначально собор представлял собой деревянную базилику. В V-VII веках храм перестроили в камне, после чего он приобрел крестовокупольную форму. Современный купол выполнен в XVII веке, в это же время к собору была пристроена колокольня.

В начале XVIII века над росписью интерьера собора работал Овнатан Нагаш — основатель выдающегося армянского рода талантливых живописцев Овнатанянов. Впоследствии его потомки продолжили работы по отделке храма. В 1782-1786 гг. Овнатан Овнатанян обновил и дополнил росписи кафедрального собора, сделанные его дедом. Он также написал более 100 картин с обликом Иисуса Христа, Богородицы, святых и библейских сюжетов. Большое количество картин и сейчас украшают Эчмиадзинский собор.

Позднее с трех сторон храм дополнили шестиколонные ротонды. В прошедшем столетии собор отреставрировали. В соборе можно увидеть икону, изображающую 1,5 млн армян — жертв геноцида 1915-1923 гг., причисленных армянской церковью к лику святых в 2015 г.

Главный алтарь, как и во всех армянских церквях, расположен с восточной части храма. В Эчмиадзинском соборе существует еще три алтаря: два располагаются в южной и северной части, а третий возведен на том самом месте, куда Господь ударил золотым молотом.

Эчмиадзин сам по себе святыня армянской церкви и символ Армении. Неслучайно в ее календаре существует уникальный день кафедрального собора. Праздник, который отмечают ежегодно в воскресенье, наступающее через 64 дня после Пасхи. Во время Святой Литургии звучит шаракан (духовный гимн) «Сошел Единородный», рассказывающий о видéнии Григория Просветителя и об основании храма. Шаракан написан еще в VIII веке.

Сокровищница Святого Эчмиадзина

Сокровищница Святого Эчмиадзина располагается в помещениях, пристроенных к храму в конце 60-х годов XIX века. В сокровищнице можно поклониться главной святыне армянской церкви — наконечнику Святого копья, которым римский сотник Лонгин пронзил бок Иисуса Христа на кресте. Наконечник привезен в Армению святым апостолом Фаддеем, который совместно с апостолом Варфоломеем считаются первыми проповедниками христианства и основателями армянской церкви. Долгие столетия реликвия находилась в монастыре Гегард, позже ее перевезли в Эчмиадзин, где и сейчас она бережно хранится в специальном окладе.

В сокровищнице также представлены:

  • частица Ноева ковчега, ниспосланная Богом епископу Акопу Низибинскому на склонах горы Арарат в V в.,
  • частица Святого, Пречестного и Животворящего Креста Господня,
  • мощи святого Андрея Первозванного и других апостолов,
  • святого Стефана Первомученика, святого Григория Просветителя и других почитаемых общехристианских святых.

В сокровищнице сохранены рукописные Евангелия, старинные одеяния священнослужителей, кресты и предметы церковной утвари, филигранно украшенные драгоценными камнями. Сокровищница имеет статус музея, стоимость его посещения — 1000 драмов (около $2): приобрести билет можно в кассе, которая находится рядом с собором. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, в воскресенье он начинает свою работу после окончания Святой Литургии — примерно в 14.00.

Что еще посмотреть в окрестностях Эчмиадзинского монастыря

На территории Эчмиадзинского монастыря находятся многочисленные здания — памятники архитектуры.

  • Напротив входа в кафедральный собор расположена резиденция Католикоса всех армян (1738-1741).
  • Духовная семинария Эчмиадзина — крупнейшее высшее учебное заведение армянской церкви: ее студенты живут и обучаются в Эчмиадзинском монастыре. В указанной семинарии учился Комитас — величайший армянский композитор начала XX века, получивший сан архимандрита. Памятник Комитасу находится на главной площади Вагаршапата.
  • Эчмиадзинская типография, возведенная в 1772 г.
  • Церковь Святых Архангелов построена недавно — в 2011 г.

От главных ворот, заложенных на месте дворца царя Трдата и носящих его имя, к Эчмиадзинскому собору ведет аллея старинных хачкаров (камни в форме крестов), привезенных из разных регионов исторической Армении. Прилегающие площади монастыря прекрасно озеленены: здесь разбит уютный парк.

Храмы Святой Рипсимэ и Святой Гаянэ в Эчмиадзине

В окрестностях Эчмиадзинского монастыря расположены храмы Святой Рипсимэ (618 г.) и Святой Гаянэ (630 г.), построенные на тех местах, где святые нашли свою мученическую смерть. В криптах церквей покоятся мощи святых дев, особо почитаемых армянами, а также христианами других стран.

Рипсимэ, Гаянэ и еще 35 девушек были послушницами монастыря Святого Павла, располагавшегося недалеко от Рима. Узнав о красоте Рипсимэ, император Диоклетиан хочет взять ее в жены, однако она не подчиняется ему и сохраняет верность Христу. Монахини бежали в Египет, а оттуда — в Армению. Эту страну в видéнии Рипсимэ указала Пресвятая Богородица.

Царь Трдат, узнав из письма Диоклетиана о том, что девушки поселились в предместьях армянской столицы, также захотел жениться на Рипсимэ. Получив отказ, он попытался заставить самую старшую из инокинь, Гаянэ, склонить Рипсимэ к согласию. Но Гаянэ еще более укрепила Рипсимэ в ее решении, и тогда Трдат приказывает казнить девушек. Они перенесли жесточайшие пытки и были замучены в Вагаршапате: лишь двум монахиням удалось спастись — их звали Манэ и Нунэ. Нунэ больше известна как святая Нина — просветительница Грузии.

Смерть мучениц открыла Армении путь к принятию христианства, и сейчас в дни памяти святых дев Рипсимэ и Гаянэ проводятся Святые Литургии. Святой Григорий обнаружил мощи святых дев, и на месте их захоронения построил деревянные часовни, перестроенные в VII веке в каменные церкви и сохранившиеся в Эчмиадзине до нашего времени. В 1694 г. возведен храм Сурб-Шогакат.

Церкви поражают своей монументальностью и удивительной простотой, возвращающей нас в раннехристианские времена. Храмы стали воплощением в камне той любви к Богу, которая победила жестокость и гордыню. Строгие камни церкви Святой Рипсимэ преисполнены тепла тысячелетних молитв, и это тепло согревает душу настолько, что даже в сильный мороз в храме не чувствуешь холода.

Звонница была пристроена к храму по армянским меркам «недавно» — в конце XVIII века. Церковь Святой Гаянэ была дополнена притвором — аркадой со звонницами — в XVII веке. Когда находишься в этом храме, кажется, что изнутри он еще больше, чем снаружи, и его массивные своды вместо того, чтобы подавлять своим масштабом, уносят ввысь — к куполу, пронизанному светом, непостижимым образом проникающим через небольшие узкие окна, но способным осветить и освятить даже самые темные уголки естества вошедшего сюда человека.

Достичь такого эффекта только лишь за счет точных расчетов невозможно, что и выделяет армянскую архитектуру среди других архитектурных традиций. В Армении архитектура по-настоящему стала не самоцелью, а средством передачи духовных ценностей и духовного общения.

Кафедральный собор Эчмиадзин, храмы Святой Гаянэ и Святой Рипсимэ включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Армянской апостольской церкви, расположен в городе Вагаршапат Армавирской области. В период 303-484 годов здесь нахождился престол Верховный Патриарх Католикоса Всех Армян. Затем был перерыв до 1441 года, с тех пор Святой Первопрестольный Эчмиадзин - вновь духовная столица армян всего мира. Здесь расположена резиденции главы Армянской апостольской церкви - католикоса.

В начале IV века в Вагаршапате основан кафедральный собор. В его сокровищнице ныне хранится наконечник Святого копья, по преданию пронзившего Иисуса Христа на кресте, и иные бесценные святыни христианства. Фасад собора украшен тончайшей резьбой по камню, а его интерьер поражает изяществом росписей и гармонией, краски очень сочные из-за чего картины как будто переносят вас в райский сад.

Из истории Вагаршапата

В 163 года римляне разрушили Арташат, после чего в Вагаршапат перешел политический, культурный, а затем религиозный и просветительский центр страны.

В 301 году государственной религией Армении стало христианство.

По легенде, первому патриарху Армении Григору Лусаворичу (Просветителю) приснилось, как Христос, сошел с неба и указал место, где нужно воздвигнуть собор. Место это не было пустырем, в этом месте находился древний языческий храм. Именно тут в 303 году и была заложена церковь, названная Эчмиадзином, что с армянского можно перевести как «место сошествия Единорожденного».

Возведенный изначально храм был деревянный, имел форму базилики. В V веке князь Вагане Мамиконяне перестроил его в форме крестово-купольного храма. Современные очертание собор приобрел после перестройки в начале VII ст., во времена Католикосов Комитаса и Нерсеса III Строителя.

Армения пережила века невзгод, и Эчмиадзин много раз мог быть уничтоженным.

Например, во время русско-персидской войны в монастыре укрывались раненые русские солдаты, и его осадили персы. Русский отряд А. Красовского совместно с армянскими ополченцами невероятным образом победил превосходящие в 15 раз силы противника в битве при Ошакане и вступил в монастырь. В это время духовенству с архиепископом Эчмиадзина Нерсесом Аштаракеци, жителями и солдатами ничего не оставалось, как молиться за победу перед Святым копьем. Победа пришла. В 1828 году Восточная Армения была освобождена от персов.

В 1918 году шла война Армении с Турцией, турецкие полчища находись в считаных километрах от Эчмиадзина и намерения у них были очень не добрые. Католикос Геворг V Суренянц, несмотря на смертельную опасность, отказался покинуть Эчмиадзин и распорядился организовать отряд из духовенства для участия в битве против турок. Отряд насчитывал 300 человек.

21–24 мая 1918 года в ходе битвы при Сардарапате армяне разбили турок и отбросили их от стен Святого Эчмиадзина. В дальнейшем успех был закреплен, а Армения была спасена от гибели. Более того, 28 мая 1918 года Арения возродила свою государственность (спустя почти 600 лет).

В советские годы Вагаршапат из заброшенной деревни снова вырос до крупного посёлка, а затем стал и городом. Монастырь Эчмиадзин и храмы отремонтировали. Откопали Звартноц, который тогда был засыпан землей.

В 1945 году город переименовали в Эчмиадзин, но в 1995 вернули прежнее название Вагаршапат. В 2000 году все храмы Вагаршапата включили в списки ЮНЕСКО.

Кафедральный собор Эчмиадзин

Главный Эчмиадзинский кафедрал строился не один век. Это даже не собор, а огромный комплекс государственного значения - резиденция католикоса, духовная семинария, зимняя и летняя трапезные, гостиница, музей.

В XVII веке над собором возведен новый купол и построена трехъярусная колокольня перед западным входом.

В XVIII столетии над южной, северной и восточной апсидами храма надстроили шестиколонные ротонды, благодаря чему собор приобрел пятикупольное венчание. В начале XVIII века была выполнена роспись собора, автором которой стал художник Нагаше Овнатанян. Во второй половине XVIII ст. ее дополнил внук Натана — Овнатан. Династия на этом не закончилась, потомки художника продолжили работы по отделке храма. В 1782–1786 гг. Овнатан Овнатанян дополнил и обновил росписи кафедрального собора, сделанные его дедом. Он также написал более ста картин с обликом Иисуса, Богородицы, святых и библейских сюжетов. Большое количество этих картин и сейчас украшают Эчмиадзинский собор. Фрезки отсутствуют на стенах в армянских храмах, их украшают именно картины святых.

В 1869 году с восточной стороны была пристроена ризница для хранения драгоценных реликвий и церковной утвари.

Еще позднее с трех сторон храм дополнили шестиколонные ротонды. В 20-м столетии собор отреставрировали. В соборе можно увидеть икону, изображающую 1,5 млн армян - жертв геноцида 1915–1923 гг., причисленных армянской церковью к лику святых.

Как и во всех армянских церквях, Главный алтарь расположен с восточной части храма. В Эчмиадзинском соборе есть еще три алтаря: два располагаются в южной и северной части, а третий возведен на том самом месте, куда по легенде Господь ударил золотым молотом.

Самой светлой зоной храма является купольный квадрат с двенадцатью окнами в цилиндрическом барабане и с пластичными поверхностями парусов, отражающими лучи света, проникающего сверху.


Эчмиадзин сам по себе не только святыня армянской церкви, но и символ Армении. В Армении даже существует уникальный день, отеченный в календаре, — день кафедрального собора. Этот праздник отмечают ежегодно в воскресенье, наступающее через 64 день после Пасхи.

Музей

Сокровищница Эчмиадзина — так называют музей. Он был открыт в 1955 году, и такое название выбрано не просто так. В музее находятся бесценные реликвии, собранные или полученные в дар от людей со всего света!

В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван.

Так называемое, Копье Судьбы. По преданию, этим или похожим копьем был убит Христос. Реликвию привез в Армению Фаддей, когда проповедовал на этой земле. Сейчас в мире таких четыре - в Эчмиадзине, в Вене, Ватикане и Польше, и все четыре, разумеется, претендуют называться «настоящим»! По-армянски копьё - «Гегард», и в средние века оно хранилось далеко в горах, в уникальном одноименном монастырском комплексе.

В Эчмиадзине хранятся три частицы Креста, на котором был распят Христос. Одна из мощей — под прозрачным камнем в середине этого большого креста 10 века, принадлежавшего армянскому царю Ашоту Железному. Это его боевой крест.

Десница с мощами Иоанна Крестителя. Мощь была подарена Эчмиадзину римским папой в 2001 году.

Открытый алтарь

Еще одна достопримечательность Эчмиадзина - так называемый «Открытый алтарь». Эта современная постройка, одна из последних на территории комплекса. Появился этот алтарь в 2001 году, в честь 1700-летия принятия христианства, расположен перед входом во двор комплекса. Во время открытия на нем отслужили совместную службу Католикос всех армян Гарегин Второй и Папа Римский Иоанн Павел Второй.

Дорога к этой арке украшена древними хачкарами - стелами с резным изображением креста, собранными со всех уголков Армении.

Что посмотреть

Кроме алтарей, которых тут четыре внутри и один снаружи, как и было описано выше, а также музея, в Эчмиадзине есть и другие интересные места.

На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар — жертвам геноцида 1915 года.

Здесь же, во дворе монастыря, расположен дворец католикоса Всех Армян. У входа в резиденцию возвышаются «ворота Трдата». Они многократно перестраивались, но в их основании и сейчас сохранились каменные блоки IV века. Предполагают, что когда-то на месте этих ворот размещался царский дворец.

На территории монастыря находится также и Духовная Академия. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного — 50 человек. В основном здесь изучают такие предметы как логика, риторика, психология, всемирная история, философия и языки. Из языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский — как современный, так староармянский.

На территории Эчмиадзина также находится здание семинарии, построенное в ХIХ веке. Сейчас здесь находится художественный музей, в котором выставлена коллекция работ крупных художников ХХ века: Сарьяна, Ханджяна, Кочара.

Другие церкви Эчмиадзина

Эчмиадзин называют городом церквей. Кроме Эчмиадзинского монастыря, здесь находятся еще 3 древних памятника. По легенде эти храмы созданы в честь мучениц — первых христианок, которые бежали сюда из Рима от преследований императора. Храмы носят названия:

  • Сурб Рипсиме,
  • Сурб Гаянэ
  • Сурб Шогакат.

Первый их храмов построен в 618 году. Это величественное и стройное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника, в который вписан крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами.

Из одного из приделов, расположенных в углах, можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по преданию была погребена Рипсиме. Внутреннее убранство очень скромное. В 1790 году к церкви пристроена двухъярусная колокольня с восьми колонной звонницей. В притворе церкви хранятся, инкрустированные перламутром, престольные врата 1741 года.

Храм Сурб Гаянэ был возведен позднее, в 630 году на месте часовни IV века. Он считается одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Строгое и лаконичное здание церкви украшено лишь орнаментами, расположенными на обрамлениях дверей и окон.

Помещение прямоугольной формы. Внутри расположены два рядами колонн, которые делят внутреннее пространство на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году он был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви. На крайних куполах галереи расположены изящные звонницы. Детали интерьера украшает орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа.

Храм Сурб Шогакат был возведен гораздо позже — в 1694 году. Он имеет своеобразную архитектуру, называемую «купольной залы».

В церковь ведет единственная дверь, которая открывается из сводчатой галереи с западной стороны здания. Купол церкви изнутри поддерживают всего несколько колонн. Строители обошлись без промежуточных опор благодаря тщательным расчетам. Сводчатая галерея над входом увенчана шести колонной звонницей. Строгая форма деталей и убранства имеет много общего с устройством главного кафедрального собора и храма Святой Рипсиме.

Как добраться

Добираться до Эчмиадзина очень легко. В Ереване вам нужно попасть на пересечении улицы Сарьяна и проспекта Маштоца. Справа от проспекта увидите скопление таксистов и маршруток. Вот они и отправляются прямо в Эчмиадзин.

Цены примерно такие:

маршрутка : 200-300 драм;

такси : 1200 драм за машину. Если набирается 4 человека, то сумма делится на всех. Если Вы один, то можно уговорить водителя на 1000 драм.

Учитывайте, что маршрутки, в основном, едут утром и вечером, а днем их почти нет.

автобус : можно выехать в Эчмиадзин с центрального автовокзала Киликия на автобусе №202 или микроавтобусе № 203, стоимость проезда составит соответственно 300 и 250 драм.



Похожие статьи