Самосознание личности общая психология кратко самое главное. Самосознание личности и я-концепция

Самосознание личности - это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных способов человеческого бытия. Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как "Я". Субъективное переживание собственного "Я" выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

Результатом процессов самосознания можно считать Я-концепцию. Понятие "Я-концепция" появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого "Я". В психологии 1 к) I Я-концепцией принято понимать динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Берне в книге "Развитие Я-концепции и воспитание" определяет Я-концепцию как "совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой". Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.

В системе взаимосвязей человека с окружающими людьми и миром ему приходится выступать в разных качествах, разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности. Из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек "выносит" образ своего "Я". В процессе самоанализа, расчленения отдельных конкретных образов своего "Я" на составляющие их образования происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С. Л. Рубинштейна, образ своего "Я" "включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях...".

Так постепенно возникает обобщенный образ своего "Я", который представляет собой сложную совокупность многих единичных конкретных образов "Я", сложившихся входе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего "Я", возникая из отдельных ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или в Я-концепции. В отличие от ситуативных образов, Я-концепция создает у человека ощущение своей самотождественности.

Сформировавшаяся в процессе самопознания Я-концепция не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ей присуще постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятия в целом, обусловливает основную линию поведения человека.

В структуре Я-концепции выделяют три составляющих: когнитивную, оценочную и поведенческую.

1. Когнитивная составляющая, или образ "Я", включает представления индивида о самом себе. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ "Я", а множество сменяющих друг друга "Я"-образов". "Я"-реальное - это представление о себе в настоящем, текущем времени. "Я"-идеальное - представления о том, каким бы хотел быть индивид в конкретных условиях. "Я"-идеальное выступает как необходимый ориентир самовоспитания личности.

Иногда в Я-концепции выделяют еще и "Я"-фантастическое, т.е. то, каким субъект пожелал бы стать, если бы это оказалось возможным. Фантастический образ своего "Я" имеет большое значение для детей и особенно для подростков в связи с их склонностью строить планы на будущее, что невозможно без фантазии и мечты. Однако преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, которые не сопровождаются осуществлением желаемого, не всегда положительное явление, так как очевидное несовпадение желаемого и действительного может дезорганизовать самосознание и травмировать человека.

"Я"-зеркальное - это представления человека о том, каким он воспринимается окружающими его людьми. Данный компонент "Я"-образа является существенным для формирования личностной значимости и самооценки.

2. Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку представления о себе. Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности - в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.

Самооценка - достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс становления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления о себе, и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.

По мнению Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального "Я" с образом идеального "Я": чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным "Я", тем выше самооценка личности. Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с тем, как, по мнению человека, его оценивают другие. Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. Соответственно, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

  • 1) по уровню - высокая, средняя и низкая;
  • 2) по соотношению с реальной успешностью - адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная);
  • 3) по особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная.

Для развития личности эффективен такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, оценок окружающих, по мере приобретения опыта и т.п.) оптимальна как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние на самоощущение и самопродвижение личности оказывает как чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, так и сильно колеблющаяся, неустойчивая.

Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности, достижения, в тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям.

Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то говорят, что у него адекватная самооценка. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.

Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка завышена. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может привести к разочарованию, стремлению оправдать свою несостоятельность внешними причинами или переложить ответственность на других людей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он представляет собой в действительности, то его самооценка занижена. Такая самооценка разрушает у человека надежду на успех и хорошее отношение к нему окружающих, а реальные достижения и положительную оценку других людей он воспринимает как временные и случайные.

3. Поведенческая составляющая включает потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе.

Такое деление Я-концепции на компоненты условно. На самом деле это целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительной самостоятельностью, тесно взаимосвязаны.

Я-концепция играет очень важную роль в жизни и развитии личности: она способствует достижению внутренней согласованности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Такое стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является, по мнению Бернса, одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения.

Термин "защитные механизмы" был предложен 3. Фрейдом в 1926 г. В настоящее время под психологической защитой понимают способ, с помощью которого личность предохраняется от воздействия, грозящего напряженностью и ведущего к дезинтеграции личности. Основными и общими для разных видов защитных механизмов чертами, как считали Фрейд и все его последователи, является то, что они: 1) бессознательны, т.е. человек не осознает ни причин и мотивов, ни целей, ни самого факта своего защитного поведения по отношению к определенному явлению или объекту; 2) всегда искажают, фальсифицируют или подменяют реальность. Вследствие этого они часто рассматриваются как дезадаптивные.

Самым первым был описан защитный механизм вытеснения. Он занимает особое место в теории психоанализа. Описываемое иногда как "мотивированное забывание", вытеснение представляет собой процесс исключения из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. Однако освобождение от тревог путем вытеснения не проходит бесследно. 3. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл "психопатологией обыденной жизни".

Другой защитный механизм - отрицание - выражается в бессознательном отказе допустить существование определенных событий, переживаний и ощущений, которые причинили бы человеку боль при их признании. Это относится, например, к человеку, который знает, что он неизлечимо болен, но продолжает заниматься прежней работой, избегая всяческих разговоров о своем недуге и строя долгосрочные планы. Человек, для которого отрицание служит фундаментальной защитой, всегда настаивает на том, что "все прекрасно и все к лучшему".

Проекция - это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне, т.е. посредством проекции индивид приписывает собственные неприемлемые мысли, установки, желания другим людям. Очевидным путем защиты от тревоги, связанной с неудачей или виной, является возложение вины на кого-то другого. Человек не осознает свои враждебные импульсы, но видит их в других - и воспринимает их ненавидящими и преследующими его.

Реактивное образование подразумевает преобразование негативного аффекта в позитивный или наоборот. Этот механизм заключается в предотвращении проявления неприемлемых желаний и чувств благодаря развитию противоположных им установок и форм поведения. Механизм формирования реакции реализуется двухступенчато: вначале неприемлемый импульс подавляется (вытесняется), затем на уровне сознания появляется совершенно противоположный. Маленькая девочка настолько "любит" своего младшего брата, что все ночи проводит у его изголовья, потому что боится, что он вдруг перестанет дышать.

Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение начинает выглядеть вполне разумным и оправданным в глазах окружающих. Рационализация может принимать много форм. Рационализирует человек, говорящий, что работа, с которой его уволили, и так давно ему неинтересна; отвергнутый поклонник, решивший, что его девушка не очень-то привлекательна. Ту же роль может играть феномен "сладкого лимона": человек, вынужденный оставаться в неприятных для него обстоятельствах, при помощи рационализации начинает находить их вполне желательными.

Сублимация расценивается как здоровое средство разрешения психологических трудностей за счет трансформации сексуальной или агрессивной энергии в художественное или интеллектуальное творчество.

Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

Третья функция Я-концепции состоит в том, что она определяет ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же, и наоборот - люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться и начинают избегать любых социальных контактов.

  • 6. Ведущие направления психологической науки (краткий обзор).
  • 7. Психофизическая проблема в психологии и варианты ее решения.
  • 8. Методология и методы психологического исследования.
  • 9. Классификация методов психологического исследования (по б.Г. Ананьеву и др.).
  • 10. Специфика психологических законов и их разновидности.
  • 7 Группа – законы, описывающие отношения между разными уровнями организаций психических процессов и свойств.
  • 11. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии эволюционного развития психики.
  • 1 Стадия.
  • Определения
  • 12. Психологические проблемы онтогенеза. Основные закономерности возрастной динамики психики.
  • 13. Человек как индивид. Классификация природных свойств человека.
  • Индивид
  • Третичные свойства.
  • 14. Общее представление о сознании. Сознание и психика.
  • 15. Деятельность как общенаучная и общепсихологическая категория.
  • 16. Категория общения в психологической науке.
  • 1. Предоставление партнеру возможности выговориться.
  • 2. Вербализация эмоционального состояния. У этой техники два подвида:
  • 3. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
  • 4. Активное слушание.
  • 5. Получение утвердительных ответов.
  • 6. «Нога в двери».
  • 7. Техника Франклина.
  • 8. Негативное самооценивание.
  • 9. Техника айкидо.
  • 17. Общая характеристика ощущения как психического процесса. Свойства сенсорного образа.
  • Эмпирические характеристики ощущения.
  • 1) Пространственно-временные характеристики ощущения.
  • 3) Модальностные характеристики.
  • 4. Интенсивностные характеристики
  • 18. Общая характеристика восприятия как психического процесса. Свойства сенсорного образа.
  • При построении зрительного образа выделяется пять фаз:
  • 1. Пространственные характеристики:
  • 2. Временные характеристики:
  • 3. Модальность и интенсивность.
  • 19. Общая характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.
  • 20. Общий обзор теорий памяти: биохимических, физиологических, психологических, кибернетических.
  • 21. Краткая характеристика основных форм памяти: мгновенной кратковременной, промежуточной, долговременной и оперативной. Другие классификации памяти.
  • 3. Есть критерии, которые делят память в связи с произвольностью, и с включением управления. Это непроизвольная и произвольная память.
  • 22. Речь и язык. Сущность и определение речи. Классификация речи.
  • Виды речи.
  • Функции речи.
  • 23. Свойства (характеристики) вторичных образов: «представлений».
  • 24. Воображение: определение, функции, формы проявления, классификация. Способы формирования образов воображения.
  • Люди характеризуются тремя параметрами воображения:
  • 25. Мышление как психический процесс: фазы процесса.
  • Первичные характеристики.
  • Вторичные характеристики. Основные характеристики мысли, как результата мыслительного процесса.
  • Мышление как процесс.
  • 26. Логические формы мышления: понятие, суждение, рассуждение, умозаключение и обозначение. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.
  • Любой мыслительный процесс опосредован этими операциями и речью. Операции мыслительной деятельности.
  • Мышление как процесс.
  • 27. Общая характеристика мыслительных операций. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.
  • Любой мыслительный процесс опосредован этими операциями и речью. Операции мыслительной деятельности.
  • Мышление как процесс.
  • 28. Сравнение допонятийного и понятийного мышления.
  • Материал лекции т.И. Сытько.
  • 29. Основные положения культурно-исторической концепции л.С. Выгодского.
  • 30. Творческое мышление. Креативность.
  • 31. Внимание как сквозной психический процесс: определение, функции, классификация.
  • Типы внимания.
  • 32. Основные подходы к исследованию интеллекта.
  • Основные направления исследования интеллекта
  • 33. Описание структуры интеллекта.
  • Определение интеллекта.
  • Теории интеллекта
  • 34. Сущность и функции эмоций. Классификация эмоций.
  • 35. Краткая характеристика основных теорий эмоций.
  • 36. Определение чувств. Соотношение эмоций и чувств. Классификация чувств.
  • 37. Потребности: основные подходы к определению, классификации.
  • Функции потребностей.
  • Классификации потребностей.
  • 38. Мотивация и мотивы.
  • Структура мотива.
  • Характеристики мотивов.
  • Функции мотивов.
  • Мотивационные образования и мотивационные черты личности.
  • 39. Психомоторика как система двигательных реакций: фоновая моторика, двигательные реакции на отдельные раздражители. Общее представление о времени реакции.
  • 40. Общие характеристики (свойства) воли. Структура волевого процесса.
  • 41. Навыки и умения. Общие характеристики. Процесс формирования навыков. Теория н.А. Бернштейна.
  • 42. Понятие адаптации и функциональные состояния организма.
  • 2. Способность опосредованного отражения окружающей действительности.
  • Систематизация психических состояний человека (в.А. Ганзен).
  • Способы описаний психических состояний в психологии.
  • Общая структура психического состояния.
  • Функциональный анализ психического состояния.
  • 43. Теории темперамента.
  • 45. Направленность личности: формы направленности.
  • 46. Характер: структура характера.
  • 47. Общепсихологическая специфика понятия личность.
  • 48. Теории личности. Структура ответа.
  • 49. Самосознание как «ядро» сознания. Образы «я» (элементы я-концепции).
  • Самосознание личности как «ядро» сознания.
  • Структура самосознания личности.
  • Функции и процессы самосознания.
  • О механизмах самосознания.
  • Этапы развития самосознания.
  • О структуре самосознания.
  • О функции самосознания.
  • 50. Формирование и развитие личности в онтогенезе.
  • Причины и механизмы агрессивного поведения человека.
  • Ординарная и парадоксальная социализация агрессии.
  • 51. Статус и социальные роли личности. Взаимовлияние личности и социальные роли.
  • 52. Основные подходы к исследованию индивидуальности.
  • Структура самосознания личности.

    Существует несколько концепций. Наиболее простое толкование представлено у В.С. Мухиной, в соответствии с которым самосознание формируют:

      Идентификация с телом и именем

      Самооценка

      Представление о себе, как о представителе определенного пола

      Представление о себе настоящем, прошлом и будущем

      Оценка себя в социуме

      Сознание своего «Я» как активного начала

      Сознание тождества своей личности

      Осознание своих психических свойств

      Социально-нравственная оценка своих психических свойств.

    Согласно этой концепции все компоненты самосознания связаны между собой, потому что определяются направленностью личности. А также, компоненты самосознания связаны с познанием внешнего мира, и, прежде всего социального мира.

    Сравнивая эти две модели структуры самосознания, можно выделить то, что их объединяет. Все компоненты самосознания формируются в процессе субъективной активности, направленной на осознание того, что позволяет человека идентифицировать себя.

    По мнению В.В. Столина (1983) единицами самосознания являются:

      На органическом уровне образ самого себя (схема тела и самочувствие);

      На индивидном уровне – воспринимаемая оценка себя другими и самооценка;

      На личностном уровне – конфликтный смысл «Я», который включает в себя когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты.

    Конфликтный смысл «Я» появляется после совершения поступка, или в результате его предвидения, так как поступок всегда предполагает выбор человека как субъекта деятельности. Именно конфликтный смысл «Я» запускает самопознание и эмоциональное переживание по поводу себя.

    Функции и процессы самосознания.

    Изучению функций самосознания в отечественной психологии так же уделено много внимания. По мнению И.И. Чесноковой (1977) основными функциями самосознания являются:

      Самопознание

      Эмоционально-оценочное отношение к себе

      Саморегуляция поведения

    Процесс самопознания происходит на двух уровнях:

    1. На уровне самовосприятия и самонаблюдения, когда складывается единичный образ самого себя и своего поведения

    2. На уровне внутренней речи как внутреннем механизме самопознания.

    Таким образом, на основе интеграции единичных «Я» образов личности возникает обобщенный образ своего «Я», который прочно усваивается человеком. Любое уточнение или обновление этого образа может переживаться как потеря внутреннего комфорта и равновесия, и приводить к активации психологических защитных механизмов.

    На основе самопознания личностью себя и различных переживаний, возникающих в ходе этого, формируется отношение личности к себе , которое сопровождается либо определенными эмоциями в свой адрес, либо оценочными суждениями.

    Существует ряд исследований, в которых самоотношение рассматривается в качестве эмоционально-оценочной системы, включающей в себя такие параметры как самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес, ожидаемое отношение других людей, и все вместе интегрируется в глобальное отношение к себе. Устойчивое эмоционально-оценочное отношение личности к себе становится характерологической особенностью личности.

    Каждый акт самосознания – это взаимодействие самопознание и самоотношения. Отношение личности к себе формируется в процессе самопознания, а сформированное самоотношение влияет на весь процесс самопознания, определяя его направленность и придавая ему личностный оттенок.

    Своего высшего развития самосознание достигает при формировании планов, целей и мировоззрения личности в процессе индивидуации. Самосознание личности может определять успех и неуспех деятельности, оно обеспечивает адаптацию и эффективную реализацию потенциала личности.

    Завершая обсуждение предмета, структуры и функций самосознания, следует подчеркнуть, что оно вторично по отношению к деятельности и познанию внешнего мира. Это сложный психологический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью себя через других людей посредством идентификации и рефлексии. Это способствует возникновению внутреннего диалога с собой и формированию самооценки. Основной особенностью самосознания является осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, целей, поступков, мотивов, интересов и положения в обществе.

    Основным продуктом самосознания является обобщенный и целостный образ себя, называемый «Я - концепция». При этом «Я – концепция» личности является таки внутренним образование, которое определяет направление деятельности человека, стратегии его поведения и стили взаимодействия с окружающими.

    ПОНЯТИЕ И ТЕОРИЯ «Я – КОНЦЕПЦИИ».

    Сам термин «Я - концепция» не имеет строго определенного терминологического значения. Часто он заменяется такими понятиями, как «самосознание», «самоотношение», «самооценка», «Я – образ», «Я».

    В исследованиях отечественных и зарубежных психологов признается наличие в структуре личности устойчивого сущностного ядра, которое формируется в процессе жизни.

    Обычно под «Я – концепцией» понимается относительно устойчивая система представлений индивида о себе самом, в определенной степени осознанная и переживаемая как неповторимая. Ее формирование происходит постепенно в процессе развития и социализации личности. Важно отметить, что «Я – концепция» является не статичным, а динамичным психологическим образованием.

    Формирование, развитие и изменение Я – концепции обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка. Внешними факторами является социальное окружение и, прежде всего семья. Причем это влияние не только сильно воздействует в период ранней социализации, но продолжает играть важную роль в подростковом и юношеском возрасте.

    «Я – концепция» в трудах зарубежных ученых.

    По мнению Р. Бернса (1986), Я – концепция представляет динамическую совокупность свойственных каждой личности установок, направленных на саму личность и включающую в себя убеждения, оценки и тенденцию поведения. Ее формирование происходит в процессе социальных контактов индивида. Я – концепция действует как своеобразный внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации, его ожидания от этой ситуации и соответственно поведение.

    Согласно теории З. Фрейда, человеческое «Я» включает в себя три генетически и функционально различных компонента: Эго – представляющее собой актуальное «Я». СуперЭго – идеальное «Я». А так же Оно – бессознательное «Я», ощущаемое человеком как чужеродное, но, однако присущее ему.

    К. Роджерс (1994) определяет «Я – концепцию» как интеграцию «Я – образов» личности, возникающих в процессе взаимодействия с окружающей средой. Она включает идеальный и реальный Я – образы. Понятие «реальная» не означает, что это концепция реалистична. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я – концепции является источником совершенствования личности.

    Э.Г. Эриксон связывает формирование целостного представления о себе с развитием Эго-идентичности в случае положительного прохождения кризиса на пятой стадии жизненного цикла. В отрочестве и юности происходит интегрирование многочисленных знаний о себе и Я – образов в личную идентичность.

    «Я – концепция» в трудах отечественных ученых.

    Изучением структуры Я – концепции и содержания ее функциональных элементов занимались многие отечественные ученые.

    С точки зрения И.И. Чесноковой, «Я – концепция» личности, возникает благодаря работе внутренних процессов самосознания и появлению обобщенного образа своего «Я», включающего понятие о себе, о своей истинной сущности и ценности. Это представление в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятие и обуславливает основную линию поведения.

    По мнению И.С. Кона (1989) понятие «Я» определяется как некое структурное единство личности, связанное со всеми другими ее аспектами. «Я» включает в себя:

      Представление о своем теле и внешности

      Осознание своей особенности, индивидуальности и непохожести на других

      Социальное и мировоззренческое самоопределение

      Формирование жизненных планов

      Самореализацию и самоопределение

    Оно состоит из множества «Я – образов» личности, оставаясь при этом целостным и тождественным самому себе.

    Структура «Я»:

    Реальное «Я» является отражением реальных качеств и свойств.

    Идеальное «Я» включает социальные нормы и образцы, усвоенные личностью, уклонение от которых снижает самоуважение.

    Целостное «Я» влияет на приспособление к среде, ее познание, самореализацию и творческую активность, выбор психологических защит.

    Динамическое «Я» определяется социальным положением человека.

    Понимание «Я» И.С. Кон связывает с рассмотрением системы установок человека относительно собственной личности. Представляя собой иерархическую систему «Я» включает в себя:

      «элементарные» установки, формирующиеся на основе витальных потребностей в простейших ситуациях и проявляющиеся как готовность к действию;

      «социальные» установки, формирующихся на базе оценки отдельных социальных объектов и ситуаций;

      базовые социальные установки, определяющие общую направленность активности личности;

      систему ценностных ориентаций, определяющую цели личности и средства их достижения, обусловленные социальными установками жизни данного индивида.

    В процессе развития личности ее «Я» обогащается различными новыми качествами, преломляющимися в системе самооценок и в сознании своей индивидуальности. При этом «Я» образ постоянно соотносится с окружающими и включает множество социальных характеристик.

    Ю.М. Орлов (1987) понимает «Я- концепцию» как относительно жесткую структуру, которая частично осознается (косвенно, через поведение), а частично существует в бессознательной форме. Ее возникновение обусловлено стремлением к эффективной жизни и деятельности. Она дает нашему поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его. А через понимание и осознание своих поступков личность постигает свое «Я».

    Согласно его точке зрения, «Я – концепция» включает:

      формальное «Я» - как осознание индивидом своей индивидуальности, и

      действующее, истинное «Я», которое управляет поведением.

    Именно действующее «Я» осуществляет сравнение «Я – концепции» с реальным поведением и реагирует на это удовлетворением, или страданием, стремясь при этом откорректировать свое поведение.

    Согласно исследованиям А.М. Иваницкого традиционный подход является одноплановым, и он вводит понятие базисного, биологического «Я», которое представлено в виде глубинных чувствований, связанных с первичным ощущением своего тела и воли.

    Е.С. Шильштейн (1999), анализируя специфику «Я» и ее уровневую организацию, формулирует представление о «Я» как о вертикально организованной части психического опыта, являющей собой единый континуум, разворачивающийся от глубинных самоощущений до вербализованных, концептуализированных представлений о себе. При этом «Я» играет структурирующую и организующую роль в системе субъективного опыта личности.

    В результате своих исследований Е.С. Шильштейн (1999, 2000) приходит к выводу, что можно говорить о двойственной природе «Я»: позитивной и проблемной. Появление проблемного «Я» происходит в подростковом возрасте, и именно оно определяет нравственный рост личности. Таким образом, первый ценностный аспект «Я» является прочной основой для личностного роста, а второй – «инстанцией развития». Функция «Я» при этом заключается в связывании ценностного и проблемного измерений личности.

    Компоненты Я – концепции.

    Существует несколько подходов к рассмотрению структуры «Я – концепции». Р. Бернс представляет «Я – концепцию» как иерархическую пирамиду, на вершине которой располагается «глобальная Я – концепция». Она включает в себя всевозможные грани индивидуального самосознания (самооценку и Я – образ). В совокупности этих установок вычленяется «реальное Я», зеркальное или социальное Я, идеальное Я. В каждой из форм «Я – концепции» можно выделить когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую составляющие.

    Когнитивный компонент «Я – концепции» отвечает за рефлексивную переработку и хранение наиболее значимой информации о себе.

    Эмоционально-оценочный (или аффективный) компонент отвечает за формирование отношения к себе в форме оптимального уровня самоуважения и самопринятия, а также набор оценочных эталонов в соответствии с социально значимыми критериями.

    Поведенческий компонент включает в себя оперативный самоконтроль и саморегуляцию как внутри, так и вовне системы. Он обеспечивает текущую коррекцию процессов самопознания и самооценивания. А так же он обеспечивает выбор поведенческой стратегии и тактики, согласованность поведения с «Я – концепцией» и актуальными требованиями ситуации.

    Отечественными учеными В.В. Столиным (1983) и С.М. Петровой(1995) отмечено, что поведенческие компоненты , входящие в структуру «Я – концепции», выполняют еще и мотивирующую функции, побуждая личность к определенной деятельности. Пусковым механизмом в этом процессе является рассогласование реального и идеального Я – образов, настоящего и будущего Я. Эти компоненты являются формой самоконтроля человека в деятельности.

    Когнитивные и эмоциональные компоненты Я – концепции обуславливают отношение с окружающими и развитие личности в целом. По мнению авторов эмоционально-оценочный компонент проявляется в виде внутреннего диалога между «Я» и «не – Я».

    «Я – концепция» личности может быть позитивной и негативной. При этом человек всегда стремиться к определенной внутренней гармонии, испытывая потребность в положительном отношении к себе. Отрицательное отношение к себе и неприятие собственного «Я» переживается личностью очень болезненно.

    Позитивная «Я – концепция» помогает человеку переработать жизненный опыт, успешно адаптироваться в обществе и достичь самореализации.

    Сложившуюся «Я – концепцию» человек всячески оберегает от информации, которая сможет внести рассогласование в ее структуру. Травмирующая для личности информация приводит к нарушению функционирования какого-либо компонента «Я – концепции» личности и переживается как потеря внутреннего контроля и равновесия.

    Внутренняя гармония «Я – концепции» восстанавливается в результате бессознательного использования защитных психических механизмов, которые, искажая или отвергая травмирующую информацию, нарушают адекватную рефлексивную переработку текущего опыта.

    В современной психологии (Каменская, 1999) психологические защиты характеризуют как механизмы, которые включаются в ситуациях реального конфликта, или неудачи, и искажают поступающую информацию, образ реальной действительности и представление о себе, но снимают внутриличностное напряжение. Ослабляя напряжение, защита сохраняет внутреннюю гармонию и регулирует поведение человека. Защита, таким образом, выполняет свою основную функцию – поддерживает позитивный «Я – образ» и сформированную картину мира. Но, в тоже время, искажая образ реальности, психологические защиты снижают уровень сознательного понимания реальности и, все дальше уводят от адекватного восприятия реального мира.

    Однако в отечественной психологии выделяются и позитивные аспекты работы психологических защит. Разрабатывается понятие «развивающего конфликта», то есть внутреннего противоречия как источника личностного развития. Согласно этой концепции защитные механизмы определяются не как искажающие реальность, а как постоянно действующие феномены, выполняющие функцию помощи в работе над собой. Изменяется взгляд на критерии эффективного защитного поведения: защита признается эффективной, если она не редуцирует конфликт, а обостряет его для дальнейшей проработки.

    Понятие целостного «Я – образа» личности предполагает интеграцию частных Я – образов в единое целое.

    Об адекватности «Я – образа» свидетельствует самооценка личности.

    САМООЦЕНКА .

    Она является компонентом самосознания и центральным образованием личности, представляет оценку личностью самой себя, своих возможностей, способностей и социальной роли.

    Основой для формирования самооценки и осознания себя субъектом деятельности является осмысление своих действий посредством оценки окружающих.

    Б.Г. Ананьев выделяет две функции оценочных воздействий в процессе обучения и воспитания:

      ориентирующая функция – способствует осознанию собственных знаний и результатов обучения;

      стимулирующая функция – побуждает к деятельности на основе переживания успеха.

    В результате сочетаний этих функций происходит самопознание, развивается самоотношение и появляется адекватная самооценка личности.

    Самооценка личности включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, формируется в результате самопознания и оценивания себя, в процессе деятельности и личностного взаимодействия.

    Когнитивный компонент самооценки представляет собой комплекс убеждений личности относительно себя, которые могут быть как обоснованными, так и не обоснованными. Эмоциональный компонент – это эмоциональное отношение к этому комплексу убеждений, сила и напряженность которого зависит от значимости для личности оцениваемого содержания. В процессе оценивания личностью себя данные компоненты функционируют в неразрывном единстве.

    Таким образом, самооценка – это сплав когнитивных представлений о свойствах личности, их критическое осмысление и отношение к ним.

    Формирование самооценки, по мнению Б.Г. Ананьева происходит постепенно в результате осознания оценки окружающих, последующего отделения себя от оценки других людей, составление мнения о себе в процессе сравнения и сопоставления себя с другими, возникновения большей устойчивости в оценочных представлениях о других людях и о себе.

    Ожидаемая оценка других и оценка личностью окружающих, так же как и самооценка, является одним из составляющих структуры личности, и представляет собой своеобразный индикатор самочувствия личности в социуме.

    Основная функция самооценки состоит с регуляции поведения, деятельности личности и ее взаимоотношений с окружающими.

    На каждом этапе развития личности самооценка отражает уровень развития самопознания, самоотношения и включается в процесс его дальнейшего формирования. При этом самооценка может быть адекватной или неадекватной, завышенной или заниженной.

    Схема ответа.

    Изучение личности не заканчивается изучением ее психических свойств - темперамента, мотивов, способностей, характера. Завершающий этап – изучение самосознания личности. Долгие годы самосознание было Золушкой в отечественной психологии. И лишь с активным проникновением идей гуманистической психологии проблема самосознания стала активно разрабатываться.

    Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Поэтому прав С. Л. Рубинштейн, когда отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».

    Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни.

    Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта.

    Самосознание личности – это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в концепции – «Я» и оценка личностью этих представлений – самооценка.

    Ошибочно утверждать, что исследованием природы самосознания человека ученые занимаются не первый десяток лет. Лишь с недавних пор это подверглось детальному изучению. Так, стоит отметить, что самосознанием личности является некая фиксация собственного "Я", способность выделить себя из окружающей среды.

    Нравственное самосознание личности

    В раннем возрасте каждый человек проходит период становления нравственного сознания. Для маленьких детей примером для подражания являются родители и учителя, а подростки склонны больше прислушиваться к своему внутреннему голосу и личному опыту. В раннем возрасте формируется индивидуальное представление об окружающей среде, мировоззрение, которое подвергается изменениям спустя некоторое время. В период юности отмечается личностная стабильность: в сознании девушки или молодого человека возникают мысли, касающиеся определения собственной значимости в этом мире.

    Важно знать, что линию поведения человека определяет его понимание смысла жизни. Если оно будет наиболее гуманным, не приносящим вред окружающему миру, то это придаст большую нравственную силу такой личности. Мало того, этот внутренний потенциал поможет в разрешении возникших жизненных трудностей. Нравственный идеал помогает стремиться к совершенству, развивая и укрепляя силу воли, . Содержание нравственного идеала может многое сказать о личности человека. Каждый из нас дорожит своими ценностями, которые способны определить основной вид деятельности человека и, в целом, его дальнейшее развитие.

    Самосознание личности в психологии

    Ни одно развитие личности невозможно без ее самосознания. Последнее возникает с момента рождения человека и может меняться в процессе формирования характера. Каждый ребенок отделяет себя от других, но во время контакта с окружающим миром, он неосознанно примеряет на себя роли других людей. Таким образом, он воспринимает себя, подстраивая свои действия, под себя, в общем, под оценку взрослых, под их мнение о нем.

    Самосознание формируется вместе с психическим развитием, примерно до подросткового возраста. Личность ведет себя в соответствии со своими представлениями о мире, других людях, о себе и накопленных знаниях. Личностный образ каждого возникает вследствие наблюдений, анализа собственных поступков, мыслей.

    На основе самосознания формируется самооценка и отношение к самому себе. Именно самосознание и запускают механизм регулирования, заставляющий человека совершенствоваться. А сознание и самосознание личности являются неразрывными компонентами. Первое может осуществлять свою деятельность, функционировать, только основываясь на втором.

    Самосознание и самореализация личности

    Самосовершенствование личности тесно связано с самосознанием. На его основе каждый человек пытается совершенствовать свои знания, навыки и умения. Человеческой мудрости неведомы границы религии, науки, искусства, да и повседневной жизни. По утверждению многих мыслителей, самореализация человека заключается в поиске наилучшего соответствия между своими способностями и условиями их применения. Этот путь является очень сложным, но именно в поиске гармонии между личными умениями и их реализацией состоит смысл человеческой жизни.

    При решении проблемы самореализации важно знать, что речь идет именно о внутреннем постижении. Совершенствование станет более результативным, если будет подчинено определенным целям, поэтому каждый человек должен выяснить, что именно ему следует укреплять и развивать в себе. Ведь его нельзя принудить к совершенствованию, но собственное несовершенство, обычно, застает врасплох.

    Каждый из нас должен изучать и исследовать свое самосознание. На основе этого мы можем определиться с собственными интересами, направлением в развитии и взглядами на жизнь. Таким образом, научимся понимать мотивы и результаты своих поступков, а также осознаем, кем являемся на самом деле.

    Определение 1

    Самосознание – это биологически обусловленная способность человека осознавать самого себя.

    Осознавание личностью себя как конкретной физической сущности, обладающей формой и рядом других характеристик и рассматриваемой как предмет самооценки и суждений других, не прекращается на протяжении всей жизни человека.

    Развитие самосознания основано на физических ощущениях и впечатлениях, которые организм начинает испытывать еще на ранних стадиях своего онтогенеза.

    Понятие самосознания

    В психологии самосознание личности рассматривается как совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции, а также как оценка самой личностью данных представлений, то есть самооценка.

    В рамках психологического анализа самосознание может быть рассмотрено в качестве сложного психического процесса, сущность которого кроется в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разных ситуациях повседневности и видах деятельности, формах поведения, во всех способах взаимодействия с окружающими людьми и в соединении данных образов в единое целостное образование – понятие «Я».

    Самосознание человека (и детей, в частности) проанализировано С. Л. Рубинштейном в работе «Сознание и его границы» (1989). Исследователь отмечает, что формирование самосознания человека является своеобразным этапом в развитии сознания, подготавливается данный этап развитием речи и произвольных движений, появлением самостоятельности. В соответствии с этим С. Л. Рубинштейн предлагает рассматривать несколько последовательно сменяющих друг друга моментов становления самосознания в онтогенезе человека:

    • овладение собственным телом;
    • возникновение произвольных движений;
    • самостоятельное передвижение и самообслуживание;
    • постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем;
    • принятие оформленного самосознания.

    Таким образом, по утверждению исследователя, самосознание начинает формироваться уже с самого раннего возраста. Однако некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) не согласны с данной точкой зрения и утверждают, что становление самосознания начинается лишь в подростковом возрасте. Принято считать, что одним из первых многостороннее исследование самосознания предпринял Л. С. Выготский, по мнению которого, самосознание подростка является не только феноменом его личности и сознания, но и особым моментом развития личности – от самопознания к самоотношению и саморегуляции.

    На протяжении развития личности самосознание все более усложняется, а по мере того, как увеличивается число образов в его структуре, образуется адекватный, глубокий и интегративный образ собственного «Я».

    Самосознание последовательно проходит стадии своего развития по мере того, как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. Таким образом, в общей структуре личности самосознание – это сложное интегративное свойство ее психической деятельности.

    Самосознание, оформившись, оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности, являясь одним из наиболее необходимых внутренних условий непрерывности данного процесса, устанавливает устойчивое равновесие между внешними воздействиями, внутренними ощущениями личности и формами ее поведения.

    Замечание 1

    Наиболее важную роль в структуре самосознания играют самопознание, самосовершенствование и поиск смысла жизни.

    Структура самосознания

    Традиционным принято рассмотрение самосознания как вершины человеческой психики, состоящей из трех тесно связанных компонентов:

    1. Самопознание.
    2. Самоконтроль (или саморегуляция).
    3. Самосовершенствование.

    Самопознание, в свою очередь, формируется самонаблюдением и самооценкой. Причем именно в самооценке, как одном из важнейших личностных образований лучше всего прослеживается временнáя динамика развития самосознания. Это связано с тем, что при формировании самосознания эмоционально-ценностное отношение человека к самому себе достигает максимальной интенсивности и глубины. Многообразие чувств и эмоциональных состояний, которые были пережиты личностью в разное время в различных жизненных ситуациях, не только образует особый эмоциональный «фонд» самосознания, но и закладывает основы самооценки, преобразует ее. При этом именно самооценка направляет и предопределяет весь процесс саморегуляции, результат которого соотносится с устойчивостью и динамикой самооценки.

    При рассмотрении других точек зрения на структуру самосознания, необходимо отдельно представить мнение одного из последователей школы Д. Н. Узнадзе – А. А. Налчаджяна, который предложил использовать при описании самосознания следующую обобщенную схему:

    Рисунок 1. Структура самосознания личности (по А. А. Налчаджяну). Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

    Таким образом, структура самосознания центрирована вокруг «Я», которое посредством устойчивых структур Я-концепции координирует познавательные процессы, регулируя их и направляя на познание себя и окружающего мира. Проявление активности самосознания связано и с ситуативными Я-образами, которые «окружают» центральное «Я» и его Я-концепцию.

    Кроме того, в собственно самосознании, то есть в Я-концепции, возможно выделение нескольких разновидностей формирующих ее элементов: элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности; элементы настоящего (реального) «Я»; элементы идеального «Я» и др.

    Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что структура самосознания не способна функционировать без трех важнейших образований: образа себя, самооценки и самоотношения. С вопросом о структуре самосознания тесно связано рассмотрение его важнейших функций.

    Функции самосознания

    Обобщая работы ведущих исследователей в области психологии личности, можно указать, что самосознание выполняет следующие функции:

    1. Регулятивная функция. С помощью самосознания человек контролирует, организует и регламентирует собственное поведение и деятельность, что проявляется как в отношении к самому себе, так и в его взаимоотношениях с внешним миром.
    2. Функция развития и самосовершенствования (описывается в работах К. А. Абульхановой, Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Деркача, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, В. С. Мерлина, А. Б. Орлова, К. Роджерса, Н. Роджерса и др.). Данная функция основана на рассмотрении самосознания как важнейшего инструмента внутренних и внешних преобразований личности. Благодаря мотивационному потенциалу самосознание направляет личность на пути качественных изменений, побуждает к стремлению самореализации, а также обеспечивает расширение жизненного пространства.
    3. Экзистенциальная функция. Связана с тем, что самосознание порождает в личности стремление к поиску смысла жизни.
    4. Интегративная функция. Самосознание принимает участие в построении целостного непротиворечивого внутреннего мира человека, в соотнесении его с внешним опытом человечества (традициями, культурой, ценностями), а также в установлении гармонии между социализацией и индивидуализацией.
    5. Защитная функция. Проявляется в направленности самосознания на удовлетворение стремления человека поддерживать и охранять устойчивый, привычный образ своего «Я».

    Замечание 2

    Все функции самосознания связаны между собой, они могут проявляться не последовательно, а одновременно.

    Самосознание личности

    21.05.2015

    Снежана Иванова

    Самосознание личности представляет собой особую форму сознания, направленную на чувства и переживания самого человека.

    Самосознание личности представляет собой особую форму сознания, направленную на чувства и переживания самого человека. Можно сказать, что самосознание дано нам для того, чтобы отслеживать свое психическое состояние. Самосознание тесным образом связано с эмоциональной сферой. Любое развитие не состоялось бы без самосознания. Ребенок, едва появившись на свет, начинает взаимодействовать с миром и постепенно у него складываются собственные индивидуальные представления о нем. То, что он переживает, становится субъективными ощущениями и во многом определяет его отношение к самому себе и окружающим людям. Только с помощью самосознания становится возможным оценивание своих и чужих поступков.

    Нередко взрослый человек подстраивает свои действия под социальные ожидания, хочет выглядеть в глазах коллег и родственников в максимально выгодном свете. Формирование самосознания происходит в среднем по достижении 14 – 17 лет, а дальше только укрепляется под влиянием социума. Ребенок, находясь в определенной социальной среде, впитывает в себя ее обычаи, правила, порядки и старается вести себя таким образом, чтобы соответствовать им. У него есть свой внутренний мир, в котором царят свои законы, но они не всегда соотносятся с нормами общества, потому могут доставлять личности значимые переживания. С помощью самосознания человек также «слышит» голос совести.

    Индивидуальный образ своего «я» складывается из трех составляющих: социальные ожидания, представление о самом себе и мнение окружающих о себе. В результате развития самосознания личность постепенно приходит к пониманию ценности (читать про ) и значимости своего существования(читать про ). Самосознание здесь выступает связующим звеном между влиянием общественных установок и собственными внутренними потребностями (читать про ).

    Структура самосознания

    Структура самосознания включает в себя три основных элемента, которые оказывают друг на друга взаимовлияющее действие. Исходя из данной структуры самосознания, каждый человек имеет возможность отследить свое психоэмоциональное состояние, понять, что он делает ради других и самого себя.

    • «Я – реальное» Соответствует представлению личности о самой себе в настоящий момент времени. Самосознание личности помогает увидеть объективную картину собственного положения. Здесь человек оценивает себя с разных позиций. Единый образ формируется на основе всех социальных ролей: отец, сын, служащий, друг. Человек в буквальном смысле мысленно задает себе следующие вопросы: какой я родитель, хороший ли работник, талантливый ли руководитель? Мысленные ответы могут как удовлетворять личность, так и расстраивать ее. В случае явного несоответствия этих образов друг другу, возникают дополнительные переживания и страдания, появляется серьезный повод для глубоких размышлений.
    • «Я — идеальное» Является вторым компонентом структуры самосознания и свидетельствует о внутренних мотивах, стремлениях личности к самосовершенствованию. «Я – идеальное» включает в себя наши желания, мечты, цели относительно самого себя в будущем. Оно формирует представление о том, к чему необходимо идти, чтобы достичь желаемого результата. То, каким себя видит человек в будущем, отражает уровень его притязаний, уверенности в себе и наличие . Как правило, люди склонны идеализировать этот образ и недооценивать достижения в настоящем моменте, которые уже имеются. Представить можно все, что угодно, мечтать порой гораздо приятнее, чем предпринимать активные действия по изменению своей внутренней реальности. Самосознание личности обязательно предполагает наличие стремления к переменам.
    • «Я – прошлое» Представляет собой самую драматичную часть, которая оказывает сильное воздействие на то, как человек строит свою жизнь. Управлять самосознанием можно, однако, былое исправить нельзя. Если у личности имеется негативное прошлое, он будет опасаться активно действовать в настоящем, станет делать это с осторожностью. Прошлое – бесценный опыт, помогающий нам разобраться в собственных поступках и сориентироваться на будущие достижения.

    Надо сказать, что все компоненты самосознания неразрывно связаны между собой. Структура самосознания – это целостная система, и если человек научился ценить настоящее, значит, ему станет проще реализоваться в будущем.

    Функции самосознания

    Среди основных функций самосознания принято выделять несколько важных составляющих. Функции самосознания играют роль становления личности, ее характерных особенностей.

    Формирование индивидуальности

    Каждый человек по-своему уникален. Для того, чтобы развить индивидуальность, необходимо осуществление колоссальной внутренней работы. Без самосознания тут не обойтись. Личность формируется под влиянием тех событий и переживаний, которые она испытывает. Если бы не происходило всех этих испытаний, человек остановился бы в своем развитии. Наша жизнь движется таким образом, что мы вольно или невольно всегда узнаем новое, прикладываем определенные усилия для реализации своих планов и мечтаний. Самосознанию принадлежит главная роль. Индивидуальность никому не обходится дешево, ее нужно отстаивать перед коллегами и даже близкими людьми, которые в некоторых случаях могут не понимать наших желаний.

    Выстраивание собственного индивидуального образа, в свою очередь, помогает сформироваться «я – концепции», которая определяет то, каким будет человек, как именно станет достигать поставленных целей. И всего того не могло произойти без самосознания.

    Формирование самозащиты

    Живя в обществе, человек с первых лет жизни должен учиться выстраивать свое поведение таким образом, чтобы как можно меньше испытывать на себе негативное влияние. Не секрет, что в социуме не любят тех, кто хоть как – то выделяется из толпы, демонстрирует неординарные способности или имеет другой, отличительный взгляд на давно известные вещи. Функции самосознания были бы неполными без этого важного элемента. Внутреннее чувство покоя и защищенности способствует личностному созреванию, формированию представления об индивидуальных возможностях. Некоторые люди вправе гордиться своим самосознанием.

    Какую личность можно назвать по – настоящему целостной? Лишь ту, которая может представить себя полностью самостоятельной, завершенной, и не последнюю роль в этом процессе играет самосознание. Психологи рекомендуют научиться воображать себя плотным «воздушным шариком», за который никто не может «зацепиться». Такой подход позволяет чувствовать себя счастливым.

    Саморегуляция поведения

    Только благодаря самосознанию человек вообще оказывается способен управлять собственным поведением. Самосознание регулирует внутренние механизмы и переживания личности. Человек обладает способностью сам улучшить себе настроение, изменить образ своих мыслей или концентрации внимания (читать про внимание ) на определенном объекте. Попадая в общество, ребенок учится управлять своим поведением, распознавать, что хорошо, а что плохо, как можно себя вести, а как не следует.

    Социальные нормы этикета тоже должны быть выдержаны, поэтому личность вынуждена подстраиваться под них, прислушиваясь к своему самосознанию. Часто выполнение нужной деятельности носит обязательный характер, но это становится возможным только с внутреннего «разрешения» самой личности.

    Самосознание все время находится в развитии, претерпевает значительные изменения. Если человек останавливается в чем – либо, он начинает двигаться назад.

    Самосознание и самооценка

    Вряд ли можно умалять значение самосознания для личности. От того, какой уровень притязаний человек себе ставит, зависит очень многое в его жизни: степень известности, уверенность в себе, стремление к новым достижениям. Немаловажную роль играет , которая, в свою очередь, формируется тоже благодаря самосознанию. Самосознание и самооценка личности оказывают взаимное влияние друг на друга.

    Почему у одних людей самооценка занижена, а у других занижена? Все дело в том, какой опыт личность получала в детстве, подростковом возрасте от окружения, каким видел ее социум. Если маленького ребенка часто заставлять чувствовать себя виноватым, то во взрослом возрасте этот человек продемонстрирует крайнюю зажатость, у него останется страх что – то сделать неправильно, разочаровать своих близких. В том случае, когда малышу все позволяется и любые прихоти тотчас исполняются, в жизнь выходит личность, не научившаяся принимать отказы. Такой человек еще долгое время остается инфантильным и зависимым от других.

    Самосознание личности прямым образом влияет на ее самооценку. Чем более уверен в себе человек, тем меньше он позволит обществу вторгаться в его частную жизнь, руководить ею. Тот, кто берет на себя ответственность за исполнение индивидуальных стремлений, почти всегда обладает адекватной самооценкой, то есть знает свои сильные и слабые стороны, но не занимается самобичеванием при каждом удобном случае.

    Самосознание индивида и социальное поведение

    Сознание и самосознание – верные помощники личности в познании окружающей действительности. От того, насколько сознательную жизнь ведет человек, насколько он откровенен по отношению к самому себе, зависит его взаимодействие с окружающими людьми. Многие люди не подозревают о своем самосознании. В социуме, как правило, любят людей открытых, расположенных к общению. Уважения добиваются доброжелательные личности, которые готовы делиться позитивными эмоциями, дарить радость.

    То, как ведет себя человек в обществе, показывает, приятны ли ему окружающие люди, насколько он уверен в себе. Заметьте, когда мы имеем достижения, которые в социуме считаются похвальными, возникает желание чаще демонстрировать свои успехи. У человека, чувствующего себя на высоте, расправляются плечи, выравнивается осанка, становится громче голос.

    Нарушение самосознания может проявляться в том, что личность не хочет брать на себя ответственность за свои поступки, не спешит взрослеть и совершать конструктивные действия. Когда человек не готов просчитывать свои шаги и не смотрит в будущее, его нельзя назвать зрелым. Сознание и самосознание личности – тема весьма глубокая, затрагивающая разные аспекты личности.

    Профессиональное самосознание

    Профессиональное самосознание представляет собой совокупность представлений личности о самой себе как специалисте в той или иной области. Крайне важно, чтобы у человека в ходе развития профессиональных навыков формировался положительный образ самого себя. Чувство удовлетворения способствует дальнейшему развитию. Этот образ единый и складывается из нескольких важных компонентов.

    • Создание эталона конкретной профессии. Помогает личности выстроить вполне четкое видение, каким должен быть профессионал определенной категории. Включает в себя нормы, правила, модели поведения. Скажем, обучаясь на врача, будущий специалист уже знает, что нужно быть внимательным к людям, стремится сделать все возможное для восстановления их здорового состояния. Часто молодой студент идеализирует свою профессию, ему трудно представить себе все ее аспекты, пока недостаточно практики. Но именно данный образ помогает ему продвигаться в обучении, узнавать новые значимые детали. Все это достигается в результате самосознания.
    • Осознание важных качеств. Имеется в виду, что посредством самосознания личности каждый, кто готовится стать профессионалом в своем деле, в определенный момент начинает примерять на себя роль специалиста. Человек осознает наличие или отсутствие у себя конкретных качеств характера, необходимых в профессии, сравнивает себя с другими коллегами. В результате этих сравнений происходит формирование профессиональной самооценки. При участии самосознания личность подготавливает себя к деятельности, стремится к профессиональному росту и совершенствованию.

    Развитие самосознания

    Самосознание личности начинается с открытия собственной индивидуальности. Этот процесс, разумеется, не происходит в один момент, а может длиться годами, пока не сформируется ясность самосознания. Так человек постепенно приходит к пониманию своей уникальности, неповторимости. С помощью самосознания увеличивается способность корректировать собственные поступки и действия. Ниже представленные элементы способствуют развитию самосознания личности.

    • Открытие своей индивидуальности. Начинается с выделения себя из окружающего мира. Ребенок, который растет в конкретной семье, со временем начинает понимать, что другие люди не всегда чувствуют то же самое, что и он сам. Осознание своей неповторимости ускоряется в случае обладания четкими талантами, которые можно продемонстрировать родственникам. В этом случае у малыша будет формироваться положительное мнение о самом себе. Самосознание личности начинается примерно с трех лет и полностью завершается к моменту вхождения в юношеский возраст.
    • Формирование отношения к себе. Во многом зависит от родителей ребенка. Развитие самосознания пойдет успешнее, если семья будет стараться замечать даже мелкие достижения своего чада, отмечать его успехи. Дети очень внимательны и чувствительны к любым оценкам на свой счет. Они неравнодушно относятся к критике и некоторые из них воспринимают ее слишком серьезно. Самосознание личности пробуждается постепенно, под влиянием стимулирующих факторов.
    • Пересмотр событий прошлого. С помощью самосознания можно иногда изменить свое отношение к тем событиям, которые невозможно исправить. О самосознании можно говорить, как чудодейственном лекарстве, которое способно врачевать израненные души. Что нужно сделать? Перестать концентрироваться на переживаниях, доставляющих сильное беспокойство и душевную боль. Собственным самосознанием можно преодолеть все.
    • Любовь к себе. Себя нужно ценить потому, что никто другой не сделает вас счастливым. Только вы сами можете принять такое решение. И во многом в этом вам посодействует влияние самосознания. Научитесь ценить себя просто за то, что вы есть, а не за какие – то большие достижения.
    • Развитие самосознания не может происходить безболезненно. Этот процесс всегда требует от вас целиком погрузиться в глубокие переживания. Говоря о развитии самосознания, стоит отметить, что ведущая роль здесь принадлежит самому человеку.

    Таким образом, самосознание личности в психологии – тема, приковывающая к себе много внимания. Самосознание личности тесно связано с психологией развития и возрастной психологией, затрагивает отдельные отрасли педагогики и социологии. Многие ученые современности обращаются к самосознанию, чтобы сделать научные открытия.



    Похожие статьи