Самые крупные сокровища с затонувших кораблей, найденные в XX-XXI вв. Самые крупные сокровища с затонувших кораблей

Однажды американские океанографы Рехтинцер и Терри задумались над вопросом: сколько погибших кораблей находится на дне Мирового океана?

Они подсчитали, что в 20 веке ежегодно погибает около 400 судов в год, в 19 веке эта цифра была намного выше, а всего, по мнению ученых, крушение за всю историю человечества потерпели не менее миллиона кораблей. Одно погибшее судно приходится на 40 квадратных километров площади морей и океанов.

По данным Британского Адмиралтейства, с начала 16 века до наших дней под водой оказалась восьмая часть всего золота и серебра, добытых на нашей планете. Правда, к таким цифрам скептически относился известный подводный исследователь Жак Ив Кусто. По его мнению, эти слухи распускали мошенники, которые стремились разбогатеть на продаже «старинных» карт с координатами подводных сокровищ.

Однако, отрицать тот факт, что на дне находятся несметные сокровища, невозможно, даже если данные о них существенно завышены. Только общая масса золота оценивается в 10-13 тысяч тонн.

Причем, охоту за затонувшим богатством люди начали еще несколько веков назад.

В 18 веке англичанин Джон Детбридж изобрел «ныряльную машину», с помощью которой он начал искать драгоценности в морской пучине. Это была деревянная бочка, в которой человека опускали на дно. Запаса воздуха в ней хватало на несколько часов. Сквозь отверстия, обтянутые свиной кожей, ныряльщик мог протягивать наружу руки.

С годами снаряжение искателей подводных богатств усовершенствовалось, росло и число любителей «подводной охоты». Сейчас только в США около 3 миллионов человек увлечены этим занятием. Издается огромное количество печатной продукции с описанием кладов и их координатами. Вот только несколько примеров удачной «охоты»:

В 1999 году у берегов Финляндии было обнаружено судно «Фрау Марта», затонувшее в 1771 году. Право на сокровища делят сразу несколько стран, а тем временем любители-нелегалы достают со дна предметы искусства, которые Екатерина Вторая закупила для Эрмитажа.

В 1985 году охотник за сокровищами Мел Фишер обнаружил у берегов Флориды испанский галеон «Нуэстра Сеньора», затонувший еще в 1622 году. Общая стоимость ценностей, поднятых со дна, составила 450 миллионов долларов.

Пиратское судно «Вайда» найдено в 1982 году американцем Барри Клиффордом. 400 миллионов долларов – такова оценка пиратского подводного клада.

Грег Стемм и Джон Моррис потратили 12 лет на поиски парохода «Республика», затонувшего во время шторма в октябре 1865 года в Атлантическом океане в 160 километрах от побережья США. Судно лежало на глубине около 500 метров, на его борту находились золотые монеты. Их общая стоимость около 180 миллионов долларов.

25 марта 1997 был обнаружен испанский корабль «Ла Капитана», перевозивший сокровища инков. Это один из многих подводных кладов, за которыми охотятся искатели. Вот несколько историй об удачных и не очень поисках сокровищ затонувших кораблей

Таинственная «Ла Капитана»

Настоящее имя этого корабля «Санта-Мария», «Ла Капитана» - переводится, как флагманский, передовой корабль. Он был одним из судов, который перевозил золотые сокровища разграбленной испанцами империи инков. Тяжелогруженый корабль потерпел крушение в 1654 году у берегов современного Эквадора.

Разбившийся в шторм испанский галеон, который лежал на дне океана несколько веков, обнаружил в 1997 году аргентинский искатель сокровищ Херман Моро. Эксперты оценивали стоимость сокровищ инков с «Ла Капитана» в несколько миллиардов долларов – трюмы галеона был буквально набиты золотом и серебром. Но искателям удалось поднять с затонувшего судна лишь несколько десятков тысяч серебряных монет.

До сих пор не утихают споры: тот ли корабль обнаружил Моро? После подробного изучения исторических материалов искателей сокровищ ждало разочарование - скорее всего, они нашли корабль, который принял с терпящего бедствие «Ла Капитана» часть драгоценного груза, но вскоре затонул сам. А знаменитая «Санта-Мария» («Ла Капитана») до сих пор дежит где-то в морской глубине и ждет своего часа.

Легендарная «Нуэстра Сеньора де Аточа»

Легендарный испанский галион «Нуэстра Сеньора де Аточа», перевозивший богатый груз золота из Гаваны в Испанию, погиб под ударом сильного морского урагана у берегов Флориды в 1622 году. Груз «Аточи» состоял из тонн золота и серебра. Корабль затонул на небольшой глубине в 15 метров, но ураган разметал сокровища галеона по морскому дну.

Американец Мел Фишер, самый удачливый охотник за сокровищами ХХ века, в 80-е годы заявил о намерении найти и поднять со дна моря богатство «Аточи». Золотоискателям пришлось немалое время провести в испанских архивах, чтобы определить наиболее точное место нахождения затонувшего корабля. Поначалу удалось достать со дна моря лишь несколько золотых и серебряных монет. Поиски сокровищ осложнялись судебными тяжбами - подводные раскопки велись на территории морского заповедника. В результате договорились, что 20 процентов «улова» кладоискателей будет принадлежать штату Флорида, у берегов которого затонула «Аточа».

Многомесячные поиски привели наконец на место гибели «Аточи». Под ударом стихии корабль разломился на три части, самая "лакомой" из которых была центральная часть корабля, где в трюме должно было храниться золото. Команда Фишера прочесывала дно высокочувствительными металлоискателями и магнитометрами, и, уловив четкий сигнал, приступала к поискам. «Аточа» отдала свои сокровища кладоискателям Мела Фишера 20 июля 1985 года. Это было около двухсот золотых и более 1100 серебряных слитков, бесценные произведения ювелирного искусства и драгоценная церковная утварь. Кроме того были подняты исторически ценные предметы – старинная посуда, оружие и корабельные принадлежности. Общая стоимость сокровищ, поднятых с «Нуэстра Сеньора де Аточа», оценили в 400 миллионов долларов.

Неприступная «Лютина»

Военный корабль «Лютина» принадлежал Англии. В 1799 году ему была предназначена важная и опасная миссия – перевезти с Туманного Альбиона в немецкий Гамбург поистине драгоценный груз: тысячу золотых и пятьсот серебряных слитков на сумму в 1 175 000 фунтов стерлингов. Это был крупный государственный займ, который английское правительство предоставило немецкому торговому порту в знак солидарности в войне против Наполеона.

8 октября 1799 года «Лютина», отягченная не только драгоценным грузом, но и военным вооружением (на корабле было 30 пушек), вышла из английского порта и взяла курс на Гамбург. Но в Северном море корабль настиг сильный шторм. «Лютина» врезалась в песчаную отмель, опрокинулась и затонула у берегов Голландии на глубине в несколько десятков метров. Из 280 человек команды удалось спастись лишь одному матросу. Узнав о гибели корабля, перевозившего золото, у своих берегов, Голландия поспешила объявить весь затонувший груз конфискованным. Местные рыбаки были первыми добытчиками сокровищ с «Лютины» - им удалось поднять со дна моря несколько монет и золотых слитков. Но морское течение вскоре занесло погибший корабль песком. Двадцать лет никто не тревожил затонувшую «Лютину», лишь в 1821 году власти Голландии предприняли попытку поднять английское золото со дна моря. Работы по спасению сокровищ велись несколько десятилетий, но были безуспешными – лишь в 1858 году удалось достать золотых слитков на сумму 10 тысяч фунтов стерлингов.

Когда голландцы разочаровались в успехе своего предприятия, английские предприниматели, занимавшиеся подъемом затонувших судов, заключили с ними договор, по которому 70 процентов добытых сокровищ должны вернуться Великобритании. Было это в 1911 году, когда на вооружении кладоискателей были землечерпалки и насосы. Чтобы отвести морское течение, наносившее песок, прорыли подводный канал. Работы длились до 1913 года. Водолазам даже удалось достать через пробоину корабля несколько золотых слитков. Но когда на другой день они спустились на дно, то обнаружили, что корпус корабля повернулся, закрыв вход в трюм - корабль отказывался отдавать людям свои сокровища. Вскоре началась Первая мировая война, и поиски клада прекратились. «Заколдованная» «Лютина» уже 200 лет продолжает покоиться на морском дне под многометровым слоем песка, храня свои сокровища.
Лютина по-прежнему ждет своего удачливого кладоискателя

Роковой «Египет»

Английский корабль с пятью тоннами золота и десятью тоннами серебра, отправлявшийся в мае 1922 года в Индию, затонул у родных берегов, едва выйдя из порта приписки. «Египет» столкнулся в сильном тумане с французским сухогрузом. Место крушения было хорошо известно, но поднять драгоценный груз было непросто – судно ушло на глубину 120 метров. Лишь через шесть лет итальянская компания, снабдившая своих водолазов жесткими скафандрами, взялась за подъем слитков. Спасательные судна нашли корабль на дне при помощи траловой сети, затем за дело взялись водолазы. Работа была титанически трудной.

На глубине 120 метров даже в жестких скафандрах люди могли пребывать максимум 20 минут, поэтому искателям пришлось делать на дно несколько десятков заходов. Когда водолазам удалось пробиться к отсеку, где хранились сокровища, оказалось, что они находятся за бронированной дверью, ключ от которой так и не нашли. Поиски пришлось временно прекратить из-за наступившего сезона штормов. А вскоре команда водолазов, работавших на «Египте», трагически погибла при разминировании затонувшего в годы Первой мировой войны военного корабля. Для добычи сокровищ пришлось набирать новую команду специалистов. «Египет» ждал – осталось только взломать бронированную дверь. Взрывные работы исключались из-за их опасности для водолазов. Открыть заветную дверь предлагали даже уголовным авторитетам того времени – медвежатникам. Но удача неожиданно повернулась лицом к упрямым кладоискателям.

Капитан «Египта» вспомнил, что у него в каюте в ящике стола хранился запасной ключ от сейфа. Водолазам с трудом удалось отыскать на затонувшем корабле этот ключ, который почти разъело морской водой. По слепку с проржавевшего ключа сделали дубликат, которым удалось «распечатать» сокровища «Египта». Четыре года водолазы поднимали на поверхность слитки золота и серебра, стоимостью более чем в миллион фунтов стерлингов. Добыча была поделена между английской компанией, которой принадлежал корабль (ей досталась треть от найденных сокровищ), и итальянской компанией «Сорима», которая проводила работы по подъему (две трети всех богатств).

Русские сокровища «Святого Михаила»

15 октября 1747 года русский галиот «Святой Михаил» вышел из порта Амстердама в Петербург, груженный драгоценными дарами для российской императрицы Елизаветы Петровны и ее двора, и погиб вовремя шторма у берегов Финляндии. Корпус старинного корабля был обнаружен финскими рыбаками в 1953 году, но не заинтересовал финских властей и историков. В 1961 году старинным кораблем, лежащем на дне Балтики заинтересовались шведские дайверы, которые и предположили, что это русский «Святой Михаил» с золотым кладом в трюмах.

Не оглашая своих догадок, искатели сокровищ получили от властей Финляндии разрешение на подводные работы у ее берегов. И в первые же дни поисков с морского дна были подняты настоящие сокровища – 34 золотые табакерки работы знаменитых французских мастеров XVIII века, часть которых была украшена драгоценными камнями. Коллекция золотых и серебряных английских часов, драгоценная посуда, золотые украшения для мебели и даже резная золоченая карета, сделанная специально для императрицы Елизаветы.

Шведским искателям подводных кладов досталась третья часть от стоимости клада «Святого Михаила». Все поднятые со дна моря исторические ценности хранятся в Финляндии. Советский Союз, как правопреемник Российской империи, никаких претензий на найденные сокровища не предъявлял.


Деревянные каравеллы и галеоны, громадные современные лайнеры - тысячи судов покоятся на морском дне. Некоторые из них скрывают в своих трюмах сокровища: бочки с золотыми слитками, серебряными монетами и произведения искусства. Подводные археологи, современные охотники за сокровищами, азартно исследуют остовы кораблей в поисках ящиков, в которых могут быть как испанские пиастры, так и знаменитая Янтарная комната. В этом обзоре - судьба знаменитых затонувших кораблей, которые ждут своего открытия и исследования подводными археологами.




Подводный археолог Роберт Баллард, обнаруживший обломки «Титаника», «Бисмарка» и авианосца «Йорктаун», однажды сказал: «Почему мы не исследуем океаны?.. В них больше истории человечества, чем во всех музеях на Земле, вместе взятых».

«Санта Мария» Христофора Колумба



В свое знаменитое плавание в Америку Христофор Колумб отправился на трех кораблях: «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария». В Рождественский вечер 1492 года флагман экспедиции, 36-метровая каракка «Санта-Мария», потерпела крушение возле острова Гаити. Как оказалось, рулевой матрос передал управление молодому юнге, который и посадил судно на рифы. Понимая, что судно не может быть спасено, экипаж снял часть груза с корабля. Колумб приказал извлечь из остова как можно больше досок и бревен. Их использовали для строительства форта La Navidad («Рождество»), который вскоре уничтожили индейцы.



Точное местоположение останков «Санта-Марии» с тех пор было потеряно для истории. В 2014 году подводный археолог Барри Клиффорд заявил, что он нашел обломки «Санта-Марии», используя информацию из журналов Колумба. Но расследование экспертов ЮНЕСКО показало, что затонувшие обломки принадлежало совсем другому кораблю XVII-XVIII в.

Находка «Санта-Марии», скорее всего, не принесет много денег нашедшему ее. Но имя обнаружившего этот исторический артефакт станет известно всему миру.

Испанские галеоны серебряного флота



Испания XVI-XVIII вв. процветала за счет своих американских и ост-индских колоний. На тяжело груженых кораблях испанцы ввозили в Европу золото, серебро, бриллианты, шелк, табак, пряности, жемчуг, сахар. Обратно в колонии отправляли текстиль, инструменты, книги. Тяжелые, маломаневренные корабли, галеоны, загружались сразу десятками и оправлялись вместе конвоями. Так им было проще противостоять пиратам в Карибском море и Малайе.



Иногда галеоны тонули, унося на морское дно несметные сокровища. А иногда в жестоких вест-индских штормах тонули целые эскадры, груженые серебром из рудников Потоси, Мехико и Лимы.


Местонахождения останков некоторых из этих кораблей известно, а многие пропали бесследно. Одна из последних находок – галеон «Нуэстра Сеньора де Аточа». В сентябре 1622 года восемь кораблей, в том числе и этот, погибли в шторме у берегов Флориды. На его борту, кроме прочего груза, было 40 тонн золота, серебра и драгоценных камней. За прошедшие века они рассеялись подводными течениями на километры вокруг. Десятилетия поисков искателей сокровищ увенчались находками на 450 миллионов долларов. В 40 километрах восточнее Флориды, под водой, все еще покоятся оставшиеся ценности на полмиллиарда долларов.

Лайнер нацистов «Вильгельм Густлофф»



В январе 1945 года советская подводная лодка потопила один из крупнейших лайнеров нацистской Германии – «Вильгельм Густлофф». 208-метровое судно было переполнено: на его борту находилось более 10 000 человек, в том числе моряки немецкого флота.



В ходе «атаки века», которую удачно провел командир подлодки С-13 Александр Маринеско, лайнер затонул. С ним на дно ушли от 7000 до 9000 человек, а также, предположительно, упакованное в ящики «восьмое чудо света» - Янтарная комната. Она была подарена в 1717 году прусским королем Фридрихом Вильгельмом I российскому царю Петру I. А в годы Великой Отечественной Войны немцы тайно вывезли ее из Ленинграда и пытались переправить дальше, в Рейх.

После завершения войны на затонувшем лайнере проводили работы советские водолазы специальной службы ВМФ СССР. Но Янтарная комната по сей день не найдена. Вместо этого в Екатериненском дворце была воссоздана ее точная копия.

Останки около трёх миллионов затонувших кораблей разбросаны по всему дну мирового океана. И вместе с этими обломками в недрах морской пучины прячутся настоящие сокровища, которые периодически находят исследователи или простые рыболовы – золотые монеты, бронзовые статуи, драгоценности и многое другое.

Затонувшее судно возле бухты Салькомбе

Пожалуй, это одно из самых древних кораблекрушений в мире. Торговое судно занималось перевозкой медных слитков и олова ещё в 900 году до н.э. Найденный груз является свидетельством того, что уже в давние времена была развита коммерция.

Затонувший корабль из Белитунга

Аравийское судно затонуло в далёком 820 году, а найдено оно было рыбаком неподалёку от побережья Индии в 1998 году. На корабле было обнаружены многочисленные золотые и серебряные предметы времён династии Тан, а также керамические изделия, выполненные в единственном экземпляре. Всего сокровищ было насчитано на сумму 80 млн $.

Корабль SS Центральная Америка

Американский пароход затонул в 1857 году. 153 человека, в основном, женщины и дети, смогли спастись, остальные 400 человек, находившиеся на борту корабля, погибли. Вместе с ними затонуло около 15 тонн золота, добытых во время Калифорнийской золотой лихорадки. Потерянные сокровища оцениваются в сумму около 100-150 млн $.

Затонувшие сокровища Антикитеры

Затонувший античный римский корабль был обнаружен в 1901 году в Эгейском море неподалёку от острова Антикитера. Ныряльщикам за губками удалось достать бронзовую статую юноши и множество других артефактов. Также на судне обнаружили антикитерский механизм, использовавшийся для расчёта движения небесных тел. Стоимость обнаруженных сокровищ оценивается в 120-160 млн $.

Судно S.S. Republic

У берегов Джорджии был найден морской клад на сумму 120-180 млн $. В трюмах затонувшего парохода были обнаружены тысячи золотых двадцатидолларовых монет, выделенных на восстановление южных штатов после гражданской войны 1861-1865 годов.

Судно Bom Jesus

Когда геологи «De Beers», международной корпорации, занимающейся добычей, продажей и обработкой природных алмазов, у берегов Африки нашли судно, буквально врытое в пляж, они были очень сильно удивлены. На корабле было обнаружено невероятное количество золотых монет, пушек, мечей и бивней слонов.

Корабль SS Gairsoppa

Британское судно с тоннами серебра, чугуна и чая было атаковано немецкой подводной лодкой U-37. Стоимость клада оценивается в 200 млн $.

Флагманский корабль Вайда

Этот корабль примечателен тем, что это единственный когда-либо найденный пиратский корабль. На судне было обнаружено много ценного пиратского оружия, монет и других артефактов на общую сумму 400 млн $.

Нуэстра Сеньора де Аточа

Испанский галеон затонул у побережья Флориды в результате шторма. Корабль перевозил исключительно ценности, поэтому среди его останков было найдено множество золотых и серебряных слитков, серебряных монет, драгоценностей, меди, оружия на общую сумму 450 млн $.

Нуэстра Сенбора де лас Мерседес

Испанский фрегат затонул у Гибралтарского пролива. Груз, составлявший тонны золота и серебра в испанских монетах, был оценён в 500 млн $. Этот клад считается самым ценным из когда-либо найденных на морском дне.

Останки около трёх миллионов затонувших кораблей разбросаны по всему дну мирового океана. И вместе с этими обломками в недрах морской пучины прячутся настоящие сокровища, которые периодически находят исследователи или простые рыболовы - золотые монеты, бронзовые статуи, драгоценности и многое другое.

Затонувшее судно возле бухты Салькомбе

Пожалуй, это одно из самых древних кораблекрушений в мире. Торговое судно занималось перевозкой медных слитков и олова ещё в 900 году до н.э. Найденный груз является свидетельством того, что уже в давние времена была развита коммерция.

Затонувший корабль из Белитунга

Аравийское судно затонуло в далёком 820 году, а найдено оно было рыбаком неподалёку от побережья Индии в 1998 году. На корабле было обнаружены многочисленные золотые и серебряные предметы времён династии Тан, а также керамические изделия, выполненные в единственном экземпляре. Всего сокровищ было насчитано на сумму 80 млн $.

Корабль SS Центральная Америка

Американский пароход затонул в 1857 году. 153 человека, в основном, женщины и дети, смогли спастись, остальные 400 человек, находившиеся на борту корабля, погибли. Вместе с ними затонуло около 15 тонн золота, добытых во время Калифорнийской золотой лихорадки. Потерянные сокровища оцениваются в сумму около 100-150 млн $.

Затонувшие сокровища Антикитеры

Затонувший античный римский корабль был обнаружен в 1901 году в Эгейском море неподалёку от острова Антикитера. Ныряльщикам за губками удалось достать бронзовую статую юноши и множество других артефактов. Также на судне обнаружили антикитерский механизм, использовавшийся для расчёта движения небесных тел. Стоимость обнаруженных сокровищ оценивается в 120-160 млн $.

Судно S.S. Republic

У берегов Джорджии был найден морской клад на сумму 120-180 млн $. В трюмах затонувшего парохода были обнаружены тысячи золотых двадцатидолларовых монет, выделенных на восстановление южных штатов после гражданской войны 1861-1865 годов.

Судно Bom Jesus

Когда геологи «De Beers», международной корпорации, занимающейся добычей, продажей и обработкой природных алмазов, у берегов Африки нашли судно, буквально врытое в пляж, они были очень сильно удивлены. На корабле было обнаружено невероятное количество золотых монет, пушек, мечей и бивней слонов.

Корабль SS Gairsoppa

Британское судно с тоннами серебра, чугуна и чая было атаковано немецкой подводной лодкой U-37. Стоимость клада оценивается в 200 млн $.

Флагманский корабль Вайда

Этот корабль примечателен тем, что это единственный когда-либо найденный пиратский корабль. На судне было обнаружено много ценного пиратского оружия, монет и других артефактов на общую сумму 400 млн $.

Нуэстра Сеньора де Аточа

Испанский галеон затонул у побережья Флориды в результате шторма. Корабль перевозил исключительно ценности, поэтому среди его останков было найдено множество золотых и серебряных слитков, серебряных монет, драгоценностей, меди, оружия на общую сумму 450 млн $.

Нуэстра Сенбора де лас Мерседес

Испанский фрегат затонул у Гибралтарского пролива. Груз, составлявший тонны золота и серебра в испанских монетах, был оценён в 500 млн $. Этот клад считается самым ценным из когда-либо найденных на морском дне.



Похожие статьи