Состояние сомати. Космические энергии и состояние "сомати" (самадхи)

  • 2. Российская империя при Петре I:политические, социально-экономические и культурные преобразования
  • 3. Эпоха Екатерины II -время просвещенного абсолютизма в России
  • 2. «Американское чудо» -путь сша к мировому лидерству
  • 3. Построение индустриальных обществ и социально-политические процессы в Западной Европе
  • 2. Реформы 60-70-х гг. И контрреформы 80-X-начала 90-х гг.
  • 3. Идейные течения и общественно-политическое движение xiXв.
  • Тема 10
  • 2. Распад колониальной системы. Модернизация стран традиционалистских цивилизаций
  • 3. Глобализация мировых процессов: формирование общепланетарной цивилизации
  • Тема 11
  • 2. Православная церковь в период буржуазно-демократической революции
  • 3. Социально-экономические и политические преобразования в России (1907-1914гг.)
  • Тема 12
  • 2. Ход военных действий. Влияние России на решение стратегических планов Антанты в ходе военных действий
  • 3. Политический кризис в России и выход ее из войны. Итоги первой мировой войны
  • Тема 13 Русская революция1917 г. Гражданская война и интервенция(1917-1922годы)
  • 2. Октябрьский переворот: установление Советской власти в России
  • 3. Гражданская война и политика «военного коммунизма»
  • 4. Государственно-церковные отношения в период революции 1917г.
  • Тема 14 Советское общество в 20-30-е годы
  • 2. Коллективизация сельского хозяйства -экономическая основа индустриализации
  • 3. Национально-государственное устройство и особенности политической системы
  • Тема 15
  • 2. Начало второй мировой войны
  • 3. Начало Великой Отечественной войны, ее национально-освободительный характер
  • 4. Ход военных действий. Создание антифашистской коалиции. Окончание второй мировой войны
  • 5. Восстановление разрушенного хозяйства и перехо к довоенной внутренней политике
  • 6. Причины и истоки «холодной войны»
  • 1/ Первые попытки либерализации советского общества: хрущевское десятилетие. (1955-1964 гг.)
  • 2/ Поиск путей интенсификации экономики ссср и разрядки международной напряженности в 60-80-е гг. «Эпоха застоя»
  • 1. Первые попытки либерализации советского общества: хрущевское десятилетие (1955-1964гг.)
  • 2. Поиск путей интенсификации экономики ссср и разрядки международной напряженности в 60-е-80-е гг. «Эпоха застоя»
  • Тема 17
  • 2. Ссср на пути кардинального реформирования общества. «Эпоха Горбачева». Крах советской социалистической системы
  • Тема 18
  • 2. Внешняя политика современной России
  • Содержание
  • 3. Западный тип цивилизации: античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима

    Следующим глобальным типом цивилизации, сложившимся в древности, стал западный тип цивилизации. Он начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято именовать античным миром в период с IX-VIII вв. до н. э. до IV- V вв. н. э. Поэтому западный тип цивилизации с полным основанием можно именовать как средиземноморский или античный тип цивилизации.

    Античная цивилизация прошла длительный путь развития. На юге Балканского полуострова в силу различных причин раннеклассовые общества и государства зарождались не менее трех раз: во 2-й половине III тыс. до н. э. (уничтожено ахейцами); в XVII- XIII вв. до н. э. (уничтожено дорийцами); в IX-VI вв. до н. э. последняя попытка удалась - возникло античное общество.

    Античная цивилизация, так же как и восточная цивилизация является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытности и не могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации. Поэтому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества существенно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение. Однако в этом мировоззрении имеются существенные особенности. Античное мировоззрение космологично. Космос по-гречески - это не только мир. Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежат мера и гармония. Таким образом, в античной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из важных элементов западной культуры - рациональность.

    Установка на гармонию во всем космосе связана была и с культуросозидающей деятельностью «античного человека». Гармония проявляется в пропорции и связи вещей и эти пропорции связи могут быть вычислены и воспроизведены. Отсюда - формулирование канона - совокупности правил, определяющих гармонию, математические расчеты канона, базированных на наблюдениях над реальным человеческим телом. Тело - прообраз мира. Космологизм (представления о мироздании) античной культуры носил антропоцентрический характер, т. е. человек рассматривался как центр Вселенной и конечная цель всего мироздания. Космос постоянно соотносился с человеком, природные объекты с человеческими. Такой подход определял отношение людей к их земной жизни. Стремление к земным радостям, активная позиция по отношению к этому миру - характерные ценности античной цивилизации.

    Цивилизации Востока выросли на поливном земледелии. Античное общество имело иную сельскохозяйственную основу. Это так называемая средиземноморская триада - выращивание без искусственного орошения зерновых, винограда и маслин.

    В отличие от восточных обществ античное развивалось весьма динамично, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и аристократией. У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Причины этого кроются в бурном развитии ремесла и торговли. Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельческой знати. Противоречия между могуществом торгово-ремесленной части демоса и уходящей в прошлое силой землевладельческой знати составило движущую пружину развития греческого общества, которое к концу VI в. до н. э. разрешилось в пользу демоса.

    В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.

    Появился первый в истории образец народовластия - демократия как олицетворение свободы. Демократия в греко-латинском мире была по-прежнему прямой. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность органов власти.

    В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны.

    В античности вопрос о взаимодействии личности и общества решался в пользу первой. Личность и ее права были признаны первичными, а коллектив, общество - вторичными.

    Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов.

    В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Оценивая его роль в античности, думается, ближе к истине позиция тех исследователей, которые секрет уникальных достижений античности видят не в рабстве (труд рабов неэффективен), а в свободе. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации (см.: Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994. - С. 60).

    Цивилизация Древней Греции. Своеобразие греческой цивилизации заключается в появлении такой политической структуры, как «полис» - «город-государство» , охватывающий сам город и прилегающую к нему территорию. Полисы были первыми республиками в истории всего человечества.

    Многочисленные греческие города были основаны и по берегам Средиземного и Черного морей, а также на островах - Кипре и Сицилии. В VIII-VII вв. до н. э. большой поток греческих переселенцев устремился на побережье южной части Италии, формирование на этой территории больших полисов было столь значительным, что получило название «Великой Греции».

    Граждане полисов имели право владеть землей, обязаны в той или иной форме принимать участие в государственных делах, а в случае войны из них составлялось гражданское ополчение. В эллинских полисах, помимо граждан города, обычно проживало лично свободное население, но лишенное гражданских прав; нередко это были переселенцы из других греческих городов. На нижней ступени социальной лестницы античного мира находились совершенно бесправные рабы.

    В полисной общине господствовала античная форма собственности на землю, ею пользовались те, кто был членом гражданской общины. При полисной системе осуждалось накопительство. В большинстве полисов верховным органом власти было народное собрание. Ему принадлежало право окончательного решения важнейших полисных вопросов. Громоздкий бюрократический аппарат, свойственный восточным и всем тоталитарным обществам, в полисе отсутствовал. Полис представлял собой практически полное совпадение политической структуры, военной организации и гражданского общества.

    Греческий мир никогда не был единым политическим целым. Он состоял из нескольких совершенно самостоятельных государств, которые могли вступать в союзы, обычно добровольно, иногда по принуждению, вести между собой войны или заключать мир. Размеры большей части полисов были невелики: обычно в них был только один город, где проживало несколько сот граждан. Каждый такой городок был административным, хозяйственным и культурным центром маленького государства, а население его занималось не только ремеслом, но и земледелием.

    В VI-V вв. до н. э. полис развился в особую форму рабовладельческого государства, более прогрессивную, чем восточные деспотии. Граждане классического полиса равны в своих политических и юридических правах. Выше гражданина в полисе никто не стоял, кроме полисного коллектива (идея суверенитета народа). Каждый гражданин имел право публично высказать свое мнение по любому вопросу. Для греков стало правилом принимать любые политические решения открыто, сообща, после всестороннего публичного обсуждения. В полисе налицо разделение высшей законодательной власти (народное собрание) и исполнительной (выборные срочные магистратуры). Так, в Греции утверждается строй, известный нам как античная демократия.

    Древнегреческая цивилизация характеризуется тем, что она наиболее рельефно выражает идею суверенитета народа и демократическую форму правления. Греция архаического периода имела определенную специфику цивилизации по сравнению с другими античными странами: классическое рабство, полисную систему управления, развитой рынок с денежной формой обращения. Хотя Греция того времени не представляла собой единого государства, однако постоянная торговля между отдельными полисами, экономические и родственные связи между соседними городами приводили греков к самосознанию - быть им в едином государстве.

    Расцвет древнегреческой цивилизации был достигнут в период классической Греции (VI в.-338 г. до н. э.). Полисная организация общества эффективно осуществляла экономические, военные и политические функции, стала уникальным явлением, неизвестным в мире древней цивилизации.

    Одной из особенностей цивилизации классической Греции явился стремительный подъем материальной и духовной культуры. В области развития материальной культуры отмечалось появление новой техники и материальных ценностей, развивалось ремесло, сооружались морские гавани и возникали новые города, шло строительство морского транспорта и всевозможных памятников культуры и т. п.

    Порождением высочайшей культуры древности является цивилизация эллинизма, начало которой положило завоевание Александром Македонским в 334-328 гг. до н. э. Персидской державы, охватывавшей Египет и значительную часть Ближнего Востока до Инда и Средней Азии. Период эллинизма длился три столетия. На этом широком пространстве сложились новые формы политической организации и социальных отношений народов и их культуры - цивилизация эллинизма.

    Каковы же особенности эллинистической цивилизации? К характерным особенностям цивилизации эллинизма можно отнести: специфическую форму социально-политической организации - эллинистическая монархия с элементами восточной деспотии и полисного устройства; рост производства продуктов и торговля ими, развитие торговых путей, расширение денежного обращения, в том числе появление золотых монет; устойчивое сочетание местных традиций с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами греками и другими народами.

    Эллинизм обогатил историю человечества и мировую цивилизацию в целом новыми научными открытиями. Величайший вклад в развитие математики и механики внесли Эвклид (III в. до н. э.) и Архимед (287-312 гг.). Разносторонний ученый, механик и военный инженер Архимед из Сиракуз заложил основы тригонометрии; им были открыты принципы анализа бесконечно малых величин, а также основные законы гидростатики и механики, широко применявшиеся для практических целей. Для оросительной системы в Египте применялся «архимедов винт» - прибор для откачки воды. Это была наклонно расположенная полая труба, внутри которой находился плотно прилегающий к ней винт. Вращавшийся с помощью людей винт зачерпывал воду и поднимал ее наверх.

    Путешествия по суше вызывали потребность точно измерять длину пройденного пути. Эта задача была разрешена в I в. до н. э. александрийским механиком Героном. Он изобрел прибор, названный им годометром (измерителем пути). В наше время такие приборы именуются таксометрами.

    Мировое искусство обогатилось такими шедеврами, как Алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Вошли в золотой фонд эллинистической цивилизации достижения древнегреческой, средиземноморской, причерноморской, византийской и других культур.

    Цивилизация Древнего Рима по сравнению с Грецией была более сложным явлением. Согласно античной легенде, город Рим был основан в 753 г. до н. э. на левом берегу Тибра, справедливость которой подтвердили археологические раскопки нынешнего столетия. Первоначально население Рима состояло из трехсот родов, старейшины которых составляли сенат; во главе общины стоял царь (по-латыни - reve). Царь являлся верховным военачальником и жрецом. Позднее присоединенные к Риму жившие в Лациуме общины латинов получили наименование плебеев (плебс-народ), а потомки старых римских родов, составлявшие тогда аристократический слой населения, получили название патрициев.

    В VI в. до н. э. Рим стал довольно значительным городом и находился в зависимости от этрусков, обитавших к северо-западу от Рима.

    В конце VI в. до н. э. с освобождением от этрусков формируется римская республика, просуществовавшая около пяти столетий. Римская республика вначале была небольшим по площади государством, менее 1000 кв. км. Первые века республики - время упорной борьбы плебеев за их уравнение в политических правах с патрициями, за равные права на общественную землю. В результате постепенно территория римского государства расширяется. В начале IV в. до н. э. она уже более чем вдвое превысила первоначальные размеры республики. В это время Рим был захвачен галлами, которые несколько ранее обосновались в долине реки По. Однако галльское вторжение не сыграло значительной роли в дальнейшем развитии римского государства. II и I вв. до н. э. были временами больших завоеваний, отдавших Риму все страны, прилегавшие к Средиземному морю, Европу до Рейна и Дуная, а также Британию, Малую Азию, Сирию и почти все побережье Северной Африки. Страны, завоеванные римлянами вне Италии, получали наименование провинций.

    В первые века существования римской цивилизации рабство в Риме было слабо развито. Со II в. до н. э. количество рабов возросло в связи с успешными войнами. Положение в республике постепенно обострялось. В I в. до н. э. война неполноправных италиков против Рима и восстание рабов под предводительством Спартака потрясли всю Италию. Все завершилось установлением в Риме в 30 г. до н. э. единоличной власти императора, опиравшегося на вооруженную силу.

    Первые века Римской империи были временем сильнейшего имущественного неравенства, распространения крупного рабовладения. С I в. до н. э. наблюдается и противоположный процесс - отпуск рабов на волю. В дальнейшем рабский труд в сельском хозяйстве постепенно вытесняется трудом колонов, лично свободных, но прикрепленных к земле хлебопашцев. Ранее процветавшая Италия стала ослабевать, а значение провинций - возрастать. Начался распад рабовладельческой системы.

    В конце IV в. н. э. Римская империя делится примерно пополам - на восточную и западную части. Восточная (Византийская) империя просуществовала до XV в., когда она была завоевана турками. Западная империя в течение V в. до н. э. подвергалась нападениям гуннов и германцев. В 410 г. н. э. Рим был взят одним из германских племен - остготами. После этого Западная империя влачила жалкое существование, а в 476 г. ее последний император был свергнут с престола.

    Каковы же причины падения Римской империи? Они были связаны с кризисом римского общества, обусловливавшимся трудностями воспроизводства рабов, проблемами сохранения управляемости огромной империи, возрастанием роли армии, милитаризацией политической жизни, сокращением городского населения и числа городов. Сенат, органы городского самоуправления превращались в фикцию. В этих условиях императорская власть вынуждена была признать разделение империи в 395 г. на Западную и Восточную (центром последней был Константинополь) и отказаться от военных походов с целью расширения территории государства. Поэтому военное ослабление Рима стало одной из причин его падения.

    Быстрому падению Западной Римской империи способствовало нашествие варваров, мощное движение германских племен на ее территории в IV-VII вв., завершившееся созданием «варварских королевств».

    Блестящий знаток истории Рима, англичанин Эдуард Гиббон (XVIII в.), в числе причин падения Рима называет отрицательные последствия принятия христианства (принято официально в IV в.). Оно прививало массам дух пассивности, непротивления и смирения, заставляло безропотно склоняться под игом власти или даже угнетения. В результате гордый воинственный дух римлянина сменяется духом благочестия. Христианство учило лишь «страдать и покоряться».

    С падением Римской империи начинается новая эпоха в истории цивилизации - Средневековье.

    Таким образом, в условиях древности определились два основных (глобальных) типа цивилизации: западный, включающий европейскую и северо-американскую, и восточный, вбирающий цивилизацию стран Азии, Африки, в том числе арабскую, тюркскую и малоазиатскую. Древние государства Запада и Востока остались самыми мощными действующими историческими объединениями в международных делах: внешнеэкономических и политических связях, войны и мира, установления межгосударственных границ, переселения людей в особо крупных масштабах, морского судоходства, соблюдения проблем экологии и т. д.

    тема 3

    Место Средневековья во всемирно-историческом процессе. Цивилизация Древней Руси.

    1/ Средневековье как этап всемирной истории.

    Основные цивилизационные регионы

    2/ Место России в мировой цивилизации

    3/ Возникновение древнерусского общества

    1. Средневековье как этап всемирной истории. Основные цивилизационные регионы

    Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано название этой эпохи? Понятие «средний век» было введено итальянскими гуманистами, которые хотели таким образом подчеркнуть коренное отличие культуры своего времени от предшествующего исторического периода. Они верили, что действительно возрождают культуру Древней Греции и Древнего Рима. А период между падением Римской империи и их собственным временем им представлялся как межвременье, период культурного упадка, когда в жизни европейцев не происходило ничего заслуживающего внимания, когда господствовал религиозный фанатизм и царила безграмотность. Иначе говоря, для развития культуры - это пустой промежуток времени, о котором содержательно нечего сказать - «medium aerum» - «средний век».

    Для итальянских гуманистов - «средний век» - это «темный век». Напротив, историки так называемой «романтической» школы, многие религиозные мыслители смотрели на средневековое общество как на идеальное общество, представляющее из себя полную противоположность современному «цивилизованному» обществу. Как видно, в оценке средневековья присутствуют крайности. Необходимо уточнить понятие средневековья и конкретно разобраться, каково же значение эпохи Средневековья в мировой истории в целом и в истории России, в частности.

    В историографии существуют различные мнения по поводу определения временных рамок Средневековья. Историки школы «Анналы» датируют Средние века - начало II-III вв. н. э. - конец XVIII в. Большинство же историков склоняются начало Средневековья датировать V в.н. э. - конец XVI-середина XVII вв. Внутри тысячелетнего периода Средневековья принято выделять по крайней мере три периода:

    Раннее Средневековье - V в. - начало XI в.

    Классическое Средневековье - XI-XV в.

    Позднее Средневековье - XV в. - середина XVII в.

    Средневековье обладает особенными типологическими чертами, отличающими его от других исторических эпох.

    Средневековое общество - это, по преимуществу, аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях. Основной экономической клеточкой этого общества является хозяйство непосредственного производителя - крестьянина в условиях частной собственности феодалов на главное средство производства того времени - землю.

    Для данного общества характерна устойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учении церкви. Средневековый человек в большой мере ориентирован на свой внутренний мир, интенсивную духовную жизнь, создание предпосылок для «спасения» души, достижения «Царства Божия».

    Важными характерилогическими особенностями данного общества являются также стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп, слабое развитие индивидуализма.

    Вместе с тем, следует отметить, что несмотря на консервативный характер общих ценностно-мировоззренческих установок, средневековое общество - это внутренне динамичное общество. В нем проходили довольно сложные этногенетические и культуро-созидательные процессы. В период Средневековья происходят зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, сербов и т. д. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институты научного познания и образования, среди которых следует особо выделить институт университета. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для развития мировой цивилизации.

    Мы дали обобщенную характеристику Средневековья. В реальной истории цивилизационные процессы в различных регионах имели свои существенные отличия. Основными цивилизационными регионами эпохи Средневековья были Азия и Европа.

    В Азии в соответствии со специфическими особенностями культурного наследия, географической среды, системы ведения хозяйства, социальной организации и религии сформировалась арабо-мусульманская цивилизация. В какой-то мере она является исторической преемницей восточного типа цивилизации и проявляет все наиболее характерные для нее черты. Отличительные особенности этой формы цивилизации связаны с особенностями ее культуры. В основе этой культуры лежат арабский язык, вероучения и культ ислама. Ислам (мусульманство) (араб. - «покорность») возник в VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Фундамент мусульманского вероисповедания составляет вера в единого Бога Аллаха и Мухаммеда в качестве его посланника, а также неуклонное соблюдение пяти основных культовых предписаний, так называемых «столпов веры», произнесение во время богослужения основного символа веры: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед посланник его», ежедневная пятикратная молитва (намаз), соблюдение поста (уразы) в месяц рамазан, обязательная уплата налога (залят), совершения паломничества в Мекку (хадж). В исламе сильно выражена вера в божественное предопределение, идея безусловной покорности божественной воле, которая наложила глубокий отпечаток на весь уклад жизни и исламскую культуру.

    Ислам сформировался в арабской среде. Родиной ислама являются арабские города Мекка и Медина. Принятие ислама арабскими племенами способствовало их консолидации, на базе ислама выросло могущественное государство - Арабский Халифат, куда в период его расцвета входили Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, Хива, Бухара, Афганистан, значительная часть Испании, Армения, Грузия. Ислам способствовал не только политической консолидации народов, включенных в Арабский халифат, но и облегчил торговые связи и экономическое взаимодействие различных по характеру экономик регионов. Активная торговля в Средиземном море и в Индийском океане стимулировала развитие ремесел и сельского хозяйства. Арабо-мусульманский мир отличался высоким уровнем урбанизации (развития городов). Багдад считался одним из величайших городов тогдашнего мира. Здесь торговали лесом, фарфором, мехами, пряностями, шелком, вином, всем, что производилось в Индии, Восточной Африке, Китае, Средней Азии. Необычайно своеобразная и яркая культура была создана в Средневековье на арабо-мусульманском Востоке. Арабский «ноль», добавленный к вавилонской цифровой системе, произвел подлинную революцию в математике.

    Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия, бесспорно, были на порядок выше европейской науки того времени. Система орошения полей, некоторые сельскохозяйственные культуры (рис, цитрусовые) были заимствованы европейцами у арабов. Арабо-мусульманское влияние на средневековую Европу в основном ограничивалось заимствованиями отдельных новшеств и открытий. Причина одна - религиозные различия. Христианская Европа предпочитала воспламенять религиозную ненависть к исламу, видя в Мухаммеде воплощение Антихриста. Проповедь против «неверных» положила начало крестовым походам (конец XI-конец XIII вв.).

    В Европе Средневековье - это период становления новой формы западной цивилизации - европейской христианской цивилизации. Европейская цивилизация формируется на территории бывшей Римской империи. Римская же империя, как отмечалось выше, раскололась на две части: Восточную (Византийскую) и Западную Римскую империю. Западная Римская империя прекратила свое существование в результате внутренних противоречий и нашествия так называемых «варваров» в 476 г. Поэтому цивилизационные процессы в обеих частях Римской империи наряду с общими закономерностями имели и существенные отличия. В результате этих отличий сформировались две разновидности европейской цивилизации - восточная и западная. Формирование европейской цивилизации происходило в результате синтеза античной цивилизации и варварского уклада жизни в ходе процессов романизации, христианизации, становления государственности и культуры новых народов Европы.

    Культурной базой европейской цивилизации является античность. Византия никогда не порывала с античностью. Ее культура, хозяйственная деятельность и политические институты в значительной мере опирались на античную традицию и были органическими формами ее развития. Наибольшее своеобразие византийского уклада жизни связано с той модернизацией, которую приобрело в Византии христианство.

    Христианство и во времена античности не представляло собой единой организации. На территории Римской империи существовал ряд христианских церквей, имевших вероучительные, обрядовые и организационные отличия. Между руководством этих церквей велась ожесточенная борьба за гегемонию в христианском мире. Наиболее активно эту борьбу вели глава Западной Римской церкви - папа Римский и глава Византийской церкви - Константинопольский патриарх. Папа Римский объявлял себя наместником Иисуса Христа, преемником апостола Петра, верховным понтификом Вселенской (католической) церкви, патриарх Константинопольский же принял титул Вселенского партриарха православной, т. е. истинно христианской церкви, поскольку он признавал решения только первых семи Вселенских соборов христианских церквей. Формальным актом раскола христианства на католическую и православную церковь была взаимная анафема (церковное проклятие), которому предали друг друга папа Римский и Константинопольский патриарх 16 июня 1054 г.

    Византийская империя как самостоятельное государство исчезло в XV в. Но она заложила основы восточноевропейской цивилизации, носителями которой являются русские, болгары, греки, сербы, украинцы, белорусы и многие другие народы Европы.

    Становление западноевропейской католической цивилизации связано с великим переселением народов - вторжением в пределы Римской империи так называемых варваров: многочисленных германских племен, гуннов и др. Не следует преувеличивать степень отсталости, «варварства» этих народов. Многие из них к III-V вв. имели довольно развитое земледелие, владели ремеслами, включая и металлургию, были организованы в племенные союзы на принципах военной демократии, поддерживали оживленные торговые контакты с римлянами и друг с другом.

    Так, проникновение за Рейн и Дунай началось задолго до начала массовых миграций. Отдельные германские племенные союзы с III в. н. э. селились на территории Римской империи и в качестве союзников-федератов включались в состав римской армии. Их племенная аристократия получала хорошее античное образование, добивалась значительного влияния в политической жизни римского общества и в военном руководстве. Таким образом к началу великого переселения народов в Западной Европе уже шел достаточно интенсивный процесс романизации варварских народов. Массовые вторжения варварских племен на начальном этапе Средневековой эпохи в какой-то мере затормозило этот процесс. Захватнические войны, разрушение прежней государственности Западной Римской империи сопровождались упадком и разрушением центров культурной жизни - городов, уничтожением памятников культуры, снижением общего культурного уровня данного региона.

    Однако уже в период раннего Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти последствия захватнических войн и возрождаться. В V-VII вв. на захваченной варварскими племенами территории начинают формироваться новые государственные образования, а VII-Х вв. они достигают расцвета. Среди этих государств особенно выделяются сначала королевство, а затем империя франков, достигшая высшей точки своего развития во время правления Карла Великого (768-814), королевство германцев - преобразованное при короле Оттоне I в 962 г. в Священную Римскую империю.

    Новые государственные образования для регулирования общественных отношений проводили большую правотворческую деятельность (капитулярии Карла Великого и т. д.), в которой в значительной мере опирались на римское право. При дворе императора образовываются особые ученые общества, в работе которых участвуют мыслители из разных стран, собираются и переписываются древние латинские и греческие рукописи, а при епископствах создаются школы для подготовки грамотного духовенства и кадров чиновников (судей, секретарей, писцов и т. д.).

    С созданием сильных государственных образований начинают возрождаться торговля и ремесло, которые способствуют быстрому подъему городов и связанной с ней городской культуры. В классическое Средневековье в городах начинают оформляться научно-учебные центры - возникают первые университеты.

    Среди всех достижений античной цивилизации особое место принадлежит христианству. Несмотря на внутренние противоречия христианских церквей, духовной основой всей европейской цивилизации является христианство. В условиях распада Римской империи, ее политических и хозяйственных институтов, упадка культуры христианство и его организации - католическая и православная церковь - в течение многих веков были единственными общими для всех стран и народов Европы духовными и социальными институтами. Христианство формировало единое мировоззрение, нравственные нормы, ценности и образцы поведения, а католическая и православная церкви были не только духовные, но и весьма влиятельные политические организации. Поэтому процесс становления европейской цивилизации в значительной мере представлял собой процесс христианизации - приобщения языческих народов к христианской культуре, верованиям и обычаям, вступления в христианские организации - католическую и православные церкви.

    Еще во времена Римской империи церковь вела широкую миссионерскую деятельность на периферии империи среди варваров. В конце IV в., а особенно в V в., многие из соседних варварских племен уже приняли христианство. Позднее, вновь образованные средневековые государства вели захватническую политику. Захват тех или иных народов, как правило, сопровождался их насильственной христианизацией.

    О влиянии церкви на государственные дела в Западной Европе говорит тот факт, что средневековые короли стремились узаконить свое руководящее положение, получив знаки королевской власти из рук папы или его представителей в ходе обряда коронации. В глазах западноевропейских народов Римский папа оставался единственным авторитетом поколебленного, но не исчезнувшего авторитета Великого Рима. В 800 г. король франков Карл Великий был коронован в Риме как император римлян. В 962 г. саксонский король Оттон I был коронован Римским папой как император Священной Римской империи.

    Католическая церковь обладала колоссальными материальными ресурсами. Ей принадлежало значительное количество земли, большие финансовые средства. В течение длительного периода она вела борьбу со светскими государями за политическую власть. В 751 г. в Западной Европе на территории Италии было создано теократическое государство (Равенский экзархат), в котором папа Римский одновременно был духовным и светским руководителем. Юрисдикция духовной власти папы не ограничивалась равенским экзархатом. Она распространялась на всю Западную Европу.

    На протяжении Средневековья католическая церковь не раз выступала с идеями, которые инициировали широкие общественные движения. Наиболее яркой из таких идей является идея освобождения Гроба Господня и христианских святынь от неверных, которая легла в основу так называемых крестовых походов.

    Католическая церковь занимала исключительное положение в сфере образования и науки. В Средневековье центрами образованности являлись монастыри. Монастыри имели богатые библиотеки, скриптории (мастерские по переписке книг), содержали начальные школы. Под полным контролем церкви находились и средневековые очаги научной исследовательской деятельности и высшего образования - университеты.

    Итак, на основе экономических, политических и культурных процессов в средневековом мире сформировались основные цивилизационные регионы: арабо-мусульманский, западноевропейский и восточноевропейский. Все события средневековой истории, хозяйственная деятельность, торговля, войны, обмен культурными достижениями и идеями.

    1. Назовите древнейшие цивилизации Греции. На какой период пришлись их расцвет и упадок?

    Древнейшими цивилизациями Греции о Эгейского моря были следующие.

    Так называемая Минойская цивилизация на Крите. Создана носителями некого негреческого языка, ныне не расшифрованного несмотря на наличие письменности. Названа так современными исследователями по имени царя Миноса из древнегреческих мифов. Существовала в XXVII-XII вв. до н.э., её расцвет пришёлся на XVII-XV вв. до н.э.

    Кикладская цивилизация существовала на одноимённом архипелаге с конца III т. до н.э. до конца XV в. до н.э., расцвет пришёлся на последние века существования, после чего была практически ассимилирована Минойской, несмотря на кризис последней.

    Микенская (или Ахейская) цивилизация с центром в Пелопоннесе существовала в XVI-XI вв. до н.э. В отличии от Минойской и, по видимому, Кикладской, создана носителями древнейшей формы греческого языка. Расцвет цивилизации пришёлся на XV-XIII вв. до н.э.

    2. Каковы были особенности хозяйственной деятельности греков? Какую роль в складывании греческой цивилизации играло море?

    Во многих регионах Балканского полуострова плохо вызревают зерновые культуры по причине недостаточного плодородия почв, зато процветает выращивание олив, масло из плодов которых всегда было ходовым экспортным товаром. Также большого мастерства достигли греческие ремесленники, особенно в производстве керамики. Именно по этому почти во все периоды греческой истории большую роль играла морская торговля, благодаря которой сбывали собственный экспорт и получали необходимые товары, прежде всего, зерно. Важно, что на ранних этапах развития цивилизации, когда только что был преодолён кризис после падения Микенской цивилизации (IX-VII вв. до н.э.) именно благодаря торговли в Грецию пришли веяния более цивилизованных народов Древнего Востока, которым греки долго подражали. Это ускорило развитие и самих древних греков. Кроме того, необходимость производить товары на экспорт стимулировала развитие земледелия и ремесла, а достаточное благодаря торговле количество зерна позволяло увеличивать численность населения. Зерно вскоре стали в больших количествах получать не только от других народов, но и из собственных колоний, массовое основание которых, ставшее возможным из-за интенсивного торгового мореплавания, также являлось важным фактором развития Древнегреческой цивилизации.

    3. Расскажите о различных вариантах развития древнегреческого полиса. Заполните таблицу.

    4. Что было общего в развитии римского и афинского полисов и чем они отличались? Как осуществлялось управление Римом? Какие особенности были присущи царской власти в Риме?

    На ранних этапах своей истории оба полиса управлялись царями. Но римлянами на последних этапах существования царской власти правили иностранцы – этруски. Царскую власть римляне свергли насильственным путём, в то время как в Афинах отказ от ней прошёл мирно. После исчезновения царской власти и Афинами, и Римом управлял совет старейшин из числа знатнейших граждан, но в Афинах его роль со временем всё более снижалась, в то время как власть совета старейшин (сената) над римлянами сохранялась фактически до I в. до н.э. (формально – вообще до III в. н.э.). И афинские, и римские граждане в результате реформ известных законодателей (соответственно, Солона и Сервия Туллия) были разделены на имущественные классы. Однако в Афинах все граждане, пусть и составлявшие меньшинство населения полиса, были равноправными, а в римском гражданском коллективе выделялись патриции и плебеи, причём права последних на ранних этапах существования республики были сильно урезаны. Также у римлян существовал ряд уникальных государственных институтов (диктаторов и начальников конницы, народных трибунов, цензоров).

    Римской республикой управлял сенат, состоявший из всех бывших должностных лиц начиная с квесторов. Непосредственное управление городом, а главное в условиях непрерывных войн – войском руководило 2 избранных всеми гражданами консула (в некоторые периоды борьбы плебеев с патрициями их заменяло 6 военных трибунов с консульскими полномочиями). Им подчинялись преторы и более низшие коллегии с разными полномочиями. Все избирались всеобщим голосованием граждан. Особняком стояла коллегия народных (или плебейских) трибунов, члены которой избирались только плебеями из только из плебеев. Они обладали правом блокировать любые решения, принятые на любом уровне, если они противоречили интересам плебеев. Правда, они могли блокировать и решения друг друга, что использовалось в ходе политических комбинаций. Также в принятии государственных решений участвовало народное собрание, где правом голоса обладали все граждане. Оно же было высшим судом, к которому мог апеллировать любой обвиняемый. Существовали также экстраординарные магистратуры. Периодически избирались цензоры для уточнения списков граждан и сенаторов. В случае большой опасности для государства сенат принимал решение избрать диктатора. Тогда консул, у которого в этот день была верховная власть (они обладали её на один день по очереди) назначал диктатора, тот назначал начальника конницы. Диктатор не подчинялся никому, кроме сената, его избрание урезало многие гражданские права, однако начальник конницы несколько ограничивал его полномочия, получая сходные. Из вышесказанного видно, что система управления римской республикой восходит к общеполисным институтам, но имеет целый ряд уникальных особенностей.

    5. Какие общественные отношения складывались в римском полисе? Самостоятельно представьте пирамиду социальной структуры римского общества.

    В римском обществе сложились рабовладельческие отношения, усугубленными многочисленными противоречиями между рабовладельцами.

    6. Когда и при каких условиях в Риме установилась республика? Что принципиально нового появилось в управлении городом?

    В 509 г. до н.э. последнего римского царя свергла и изгнала из города группа знати, частично царских родственников. В результате Рим стал республикой. Там появилась коллегиальность правления и избираемость высших должностных лиц, чего раньше римляне не знали. Чтобы отстоять эти достижения пришлось выдержать две войны со сторонниками изгнанного царя. Особенно тяжёлой была первая, в ходе которой Рим выдержал серьёзную осаду коалиции многих этрусских городов.

    7. Как развивалась борьба плебеев с патрициями?

    Плебеи боролись в разные периоды за те или иные уступки со стороны патрициев. Вначале наиболее остро встал вопрос долгового рабства. После его отмены, как и в других античных полисах актуален оказался вопрос о записи законов. После решения и этой проблемы плебеи стали требовать всё новых политических уступок; одной из важнейшей стало введение коллегии народных трибунов. Со временем некоторые плебейские роды разбогатели, в то время как немало патрицианских разорилось. В результате сохранившие богатство и влияние патриции и получившие их плебеи образовали единый нобилитет, противостоящей остальной народной массе. В этих условиях различия в политических правах патрициев и плебеев стали невыгодны верхушкам обоих и постепенно были преодолены. Формально борьба закончилась с принятием закона, по которому один из консулов должен был избираться из числа патрициев, а второй – обязательно из числа плебеев.

    Современный мир многим обязан древней Греции . Это сравнительно небольшое государство оказало огромное влияние на развитие всех областей жизни человека. Возьмем, к примеру, мифы, которые являются отражением жизни человека, как в те времена, так и сегодня. Представления о мире – о человеке, медицине, политике, искусстве, литературе - в глобальном масштабе зарождались именно в Греции. Это государство было расположено на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря. Соответственно, на такой сравнительно небольшой территории размещалось небольшое количество населения, но, как говорил Александр Македонский «Один грек стоит тысячи варваров». Греция выделялась среди других государств – Вавилонии, Египта и Персии – и не без оснований.

    Карта древней Греции

    Древнейшие времена Древней Греции

    Территорию Древней Греции принято условно делить на три части: Южную, Среднюю и Северную. В Южной части располагалась Лаконика, более известная как Спарта. Афины – главный город Греции – находился в Средней части государства, наряду с такими областями, как Аттика, Этолия и Фокида. Эта часть была отделена от Северной практически непроходимыми горами и разделяла Афины и Фессалию, которая на сегодняшний день сама по себе является крупным историческим центром.

    О населении Древней Греции можно судить по многочисленным примерам искусства, которые сохранились практически в первозданном виде – это скульптуры, фрески и элементы живописи. В любом музее мира Вы найдете зал древнегреческого искусства, где Вы увидите множество изображений высоких, стройных людей с идеальным телосложением, со светлой кожей и темными вьющимися волосами. Античные историки называют их пеласгами – народом, населявшим острова Эгейского моря в III тысячелетии до н.э. Несмотря на то, что их занятия ничем не отличались от занятий других древних народов и включали в себя скотоводство и земледелие, нужно отметить, что их земля была сложной для обработки и требовала использования особых навыков.

    Народы Греции и их развитие

    Населявшие Грецию почти пять тысяч лет назад, были изгнаны из своих земель ровно в том же тысячелетии, в котором появились. Причиной тому стали вторгнувшиеся с севера ахейцы, чье государство было также расположено на острове Пелопонесс со столицей в Микенах. Это завоевание носило эпохальный характер, так как ознаменовало начало ахейской цивилизации, которую, постигла та же печальная судьба – в конце XIII века до н.э., так же, как в свое время вторглись в греческие земли ахейцы, на эту территорию пришли дорийцы. К сожалению, завоеватели уничтожили практически все города и все ахийское население, хотя сами, при этом, находились на более низкой ступени развития цивилизации. Этот факт не мог не отразиться на культуре Древней Греции. Была забыта древнейшая письменность, созданная еще пеласгами, не говоря уже о том, что прекратилось строительство и развитие орудий труда. Этот период, который принято заслуженно называть «темным» продлился ни много, ни мало с XII по IX вв н.э. Среди городов все так же выделялись Афины и Спарта, где находились два антагонистических общества.

    Так, в Лаконике (Спарте) наместниками были два царя, которые правили, передавая свою власть по наследству. Тем не менее, несмотря на это, реальная власть была в руках старейшин, которые принимали законы и занимались судейством. Любовь к роскоши в Спарте сурово преследовалась, а главной задачей старейшин было не допустить классового расслоения общества, для чего каждая греческая семья получала от государства надел земли, который должна была обрабатывать без права получения дополнительных территорий. Вскоре спартанцам было запрещено заниматься торговлей, земледелием и ремеслами, был провозглашен лозунг, что «занятием каждого спартанца является война», которая и должна была полностью обеспечивать население Лаконики всем необходимым для жизни. О нравах спартанцев красноречиво говорит тот факт, что воинов могли изгнать из отрядов только потому, что он не до конца съел свою порцию еды на общей трапезе, что говорило о том, что он пообедал на стороне. Более того, раненный спартанец должен был умирать на поле боя молча, не показывая нестерпимой боли.

    Главным соперником Спарты была нынешняя столица Греции – Афины . Этот город был центром искусств, а люди, населявшие его, были полной противоположностью грубых и жестких спартанцев. Тем не менее, несмотря на легкость и беззаботность жизни, именно здесь появилось слово «тиран». Изначально оно имело значение «властитель», но когда власти Афин начали заниматься откровенным грабежом населения, это слово приобрело тот оттенок, которое имеет по сей день. Мир в разоренный город внес царь Солон – мудрый и добрый правитель, который сделал очень много для улучшения жизни горожан.

    VI век принес жителям Греции новые испытания – опасность исходила от персов, которые достаточно быстро покорили Египет, Мидию и Вавилонию. Перед лицом Персидской державы народы Греции объединились, позабыв о вековых распрях. Конечно, центр армии составляли спартанцы, посвятившие свои жизни военному делу. Афиняне же, в свою очередь, занялись строительством флотилии. Дарий недооценил мощь греков и проиграв первое же сражение, которые увековечено в истории тем, что радостный гонец пробежал из Марафона в Афины, чтобы сообщить радостную весть о победе, и, преодолев 40 км, упал замертво. Именно памятуя о том событии, спортсмены бегут «марафонскую дистанцию». Ксеркс, сын Дария, заручившись поддержкой и помощью завоеванных государств, тем не менее, проиграл ряд важнейших сражений, и отказался от любых попыток завоевать Грецию. Таким образом, Греция стала самым влиятельным государством, что дало ей ряд привилегий, особенно Афинам, которые стали столицей торговли в Восточной Средиземноморье.

    Объединилась Спарта с Афинами в следующий раз перед лицом македонского завоевателя Филиппа II, который, в отличие от Дария, быстро сломил сопротивление греков, установив власть над всеми областями государства, кроме Спарты, которая отказалась подчиняться. Таким образом, закончился Классический периода развития эллинских государств и начался расцвет Греции в составе Македонии. Благодаря Александру Македонскому, греки и македоняне к 400 году до н.э. стали полновластными хозяевами всей Передней Азии. Эллинистическая эпоха закончилась в 168 г до н.э., когда начались масштабные завоевания Римской Империи.

    Роль греческой цивилизации в истории развития мира

    Историки сходятся во мнении, что культурное мировое развитие было бы невозможно без того наследия, которое оставила нам Древняя Греция . Именно здесь были заложены те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется современная наука. Первые философские понятия были сформулированы именно здесь, определив основу развития духовных ценностей всего человечества. Греческий философ Аристотель заложил основы представлений о материальном и нематериальном мире, греческие спортсмены стали первыми чемпионами первых Олимпийских Игр. Любая наука или сфера искусства так или иначе связана с этим великим Древний государством – будь то театр, литература, живопись или скульптура. «Илиада» - главное произведение, дошедшее до наших дней, очень ярко и красочно рассказывает об исторических событий тех времен, об укладе жизни древних элейцев, и, что более важно, посвящено реальным событиям. Вклад в развитие истории внес известный греческий мыслитель Геродот, чьи труды были посвящены греко-персидским войнам. Вклад Пифагора и Архимеда в развитие математики невозможно переоценить. Более того, древние греки были авторами многочисленных изобретений, которые использовались, в первую очередь, в ходе военных действий.

    Отдельного внимания заслуживает греческий театр, который представлял собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для артистов. Такая архитектура предполагала создание отличной акустики, а зрители, сидящие даже на дальних рядах, могли слышать все реплики. Примечательно, что актеры скрывали свои лица под масками, которые делились на комические и трагические. Трепетно почитая своих богов, греки создавали их статуи и скульптуры, которые до сих пор удивляют своей красотой и совершенством.

    Особое место Древней Греции в мировой античной истории делает ее одним из самых загадочных и удивительных государств в древнем мире. Прародительница наук и искусства Греция по сей день приковывает в себя внимание всех, кто увлекается мировой историей.

    Периоды древней Греции. История развития

    Ранний период (1050-750 год до н. э.)

    Вслед за окончательной , знавшей письменность, - последней из славных цивилизаций эгейского бронзового века, материковая Греция и острова у ее побережья вступили в эпоху, именуемую некоторыми историками «Темный век» . Однако, строго говоря, данный термин скорее характеризует перерыв в исторических сведениях, которые касаются временного интервала, начавшегося около 1050 года до н. э., нежели отсутствие знаний или исторического опыта у тогдашнего населения Эллады, хотя письменность и была утрачена. В действительности как раз в это время, время перехода в железный век, начали появляться политические, эстетические и литературные черты, присущие затем классической Элладе. Местные вожди, называвшие себя парями, управляли небольшими, тесно между собой связанными сообществами - предтечами древне-греческих городов-государсгв. Очевиден следующий этап в развитии расписной керамики, которая стала проще по форме, но вместе с тем прочнее; ее внешний вид, как свидетельствует показанный справа сосуд , приобрел новое изящество, гармоничность н соразмерность, ставшие отличительными чертами позднейшего греческого искусства.

    Пользуясь смутными воспоминаниями , троянцев и других , странствующие певцы слагали повествования о богах и простых смертных, придавая поэтическую образность греческой мифологии. К концу этого периода грекоговорящие племена заимствовали у алфавит и приспособили его к своему языку, что позволило записать многие сказания, долго хранившиеся в устной традиции: лучшие среди них из дошедших до нас - гомеровские эпосы «776 год до н. э. , принято считать началом последующего непрерывного подъема греческой культуры.

    Период Архаики (Архаический) (750-500 год до н. э.)

    В VIII веке побуждаемые ростом населения и благосостояния эмигранты из древней Греции в поисках новых сельскохозяйственных угодий и торговых возможностей растеклись но всему Средиземноморью. Греческие поселенцы в чужих странах, однако, стали не просто подданными городов, основывавших колонии, а отдельными, автономными политическими образованиями. Дух независимости, владевший поселенцами, а так же потребность в совместных действиях для поддержания каждого сообщества породили такую политическую единицу, как полис. Во всем греческом мире предположительно насчитывалось до 700 подобных городов-государств . Иностранные культуры, с которыми в этот период экспансии Эллада вступала в контакт, воздействовали на греков самым различным образом.

    Геометрическая роспись керамики уступила место изображениям животных и растительным рисункам в восточном стиле, а также детализированным мифологическим сценам нового чернофигурното стиля вазописи (см. ниже в галерее фото ниже). Художники, работавшие с камнем, глиной, деревом и бронзой, начали создавать монументальные скульптуры человека Типичная для архаики статуя Куроса (фото слева) несет явные следы египетского влияния, но в то же время демонстрирует зарождающееся стремление к симметрии, легкости и реализму. В седьмом столетии появляются первые подлинно греческие храмы, украшенные протяженными фризами и колоннами дорического ордера (см. ниже в галерее фото). Лирическая и элегическая поэзия, глубоко личная и эмоционально насыщенная, приходит на смену высокопарным стихам прошлого. Развитие торговли способствует широкому распространению изобретенной лидийцами чеканки монет. На материке в это же время Спарта вводит у себя такую политическую систему, в которой особое значение придается жесткому управлению и дисциплине, и становится в результате крупнейшим и наиболее могущественным городом-государством того периода. Афины , напротив, меняют и кодифицируют законы, заботясь о справедливости и равенстве, открывают доступ в правящие органы все большему числу граждан и закладывают основы демократии.

    Классический период (500-323 год до н. э.)

    Классический период в античной Греции, когда здесь невероятно быстро расцвели искусства, литература, философия и политика, ограничен временем войн с двумя иностранными державами - Персией и Македонией. Победа эллинов над персами породила новый дух сотрудничества между разными городами-государствами и Афинами, чей флот сыграл решающую роль, обеспечив благоприятный перелом в ходе борьбы с так называемыми варварами. Дань, шедшая от союзников в афинскую казну в обмен на военную защиту, обеспечила афинянам возможность приумножить свои и без того значительные богатства и гарантировала этому городу политическое, культурное и экономическое верховенство во всем Средиземноморье. Практически всем гражданам Афин, независимо от финансового положения, был обеспечен доступ к выборным должностям, и за исполнение соответствующих обязанностей они получали вознаграждение. За государственный счет скульпторы, архитекторы и драматурги работали над произведениями, которые до сих пор остаются высшим творческим достижением человечества. Показанная, например, справа бронзовая статуя Зевса высотой 213 сантиметров дает в концентрированном виде представление о мастерстве художников классической Эллады (древней Греции), которые воспроизводили в своих произведениях человеческое тело с необыкновенным динамизмом. Греческие философы, историки и специалисты в области естественных наук оставили образцы рационального теоретического анализа.

    В 431 году застарелая вражда между Афинами и Спартой вылилась в войну, продлившуюся почти 30 лет и закончившуюся поражением афинян. Десятилетия непрерывных сражений привели к ослаблению политического влияния во многих городах-государствах, где не прекращались жестокие распри. Расчетливый и честолюбивый македонский царь Филипп II сумел извлечь выгоду из подобного хаоса и вскоре стал хозяином всей территории древней Греции. Филиппу не удалось завершить строительство империи, он был убит, и на трон взошел его сын Александр . Всего 12 лет спустя Александр Великий (Македонский) умер, но оставил после себя державу, раскинувшуюся от Адриатики до Мидии (см. ниже в галерее фото).

    Эллинистичекий период (323-31 год до н. э.)

    На развалинах империи Александра после почти 50-летней ожесточенной борьбы за его наследство возникли три крупные державы: Македония, Египет Птолемеев и государство Селевкидов , простиравшееся от современной Турции до Афганистана. Поражает то , что от македонской столицы Пеллы на западе и до Ай-Ханума на востоке язык, литература, политические институты, изобразительное искусство, архитектура и философия в городах и поселениях, возникших в результате походов Александра, после его смерти остались безусловно греческими. Последующие цари подчеркивали свое родство с Элладой, особенно с Александром: на рисунке слева показана фракийская серебряная монета , на которой он изображен с бараньими рогами Зевса-Амона - бога, имеющего корни и на Востоке, и на Западе. Обладая обшим языком, находка, под влиянием постоянных торговых контактов, сохраняя письменные тексты и привлекая к себе многочисленных путешественников, эллинистический мир делался все более и более космополитичным.

    Процветали образование и просвещение, создавались библиотеки - среди них была и Великая Александрийская библиотека , где насчитывалось около полумиллиона томов. Но греческие правящие классы отказывались допускать в свои ряды рядовых подданных, и обширные новые царства повсюду сотрясались от внутренних смут. Неуклонно слабеющая и нищавшая Македония в 168 году до н. э. попала под господство. Один за другим объявляли себя независимыми губернаторы провинций в державе Селевкидов, образовавшие множество мелких государств с династической формой правления. Из царств, на которые распалась империя Александра, бастионом стоял еще Египет Птолемеев. Клеопатра VII, последняя в этом роду (и единственная, кто выучил язык подвластного населения), покончила самоубийством, когда римляне победили при Акции. Однако хотя и удалось подчинить все Средиземноморье, господство латинян еще не означало прекращение греческого влияния: римляне впитали культуру древней Греции и увековечили эллинское наследие так, как не смогли бы и сами греки.

    А нтичный мир Греции достиг небывалых для тех времен высот в экономической, социальной, политической и культурной сферах, именно поэтому история Древней Греции играет такую важную роль.

    Древняя Греция – это первый этап в истории развития античной цивилизации. Сам термин «античность» в переводе с латинского обозначает «древний». Античный мир – это греко-римский период истории цивилизации и начинается он как раз с развития Древней Греции.

    Цивилизацию античного мира отличает возникновение городской гражданской общины. Древнегреческое государство Греция в рамках такой общины называлось полисом .

    Полисное государство характеризуется появлением такого понятия как «гражданин» — свободный и независимый член общества, имеющий политические права и гражданские обязанности, уже тогда древние осознавали свои возможности. Государство выдвигало на первый план интересы общины, но при этом отдельный индивидуум имел все необходимые возможности для личностного развития. Таков был древний мир и так мы сегодня видим Грецию.

    Периодизация

    Историческая эпоха Древней Греции охватывает период конца III тысячелетия до н. э. до конца I в. до н. э. Это больше двух тысяч лет.

    Минойский период (Крит):

    1) Раннеминойский период. ХХХ – ХХ вв. до н.э. Возникновение условий для создания цивилизации. Последний этап существования родового строя.

    2) Среднеминойский период. XXII — XVIII вв. до н. э. Зачаточная форма цивилизации на Крите.

    3) Позднеминойский период. ХVII-ХIV вв. до н. э. Расцвет цивилизации на Крите.

    Элладийский период (история Балканской Греции):

    1) Раннеэлладский период. XXX-XXI вв. до н. э. Позднеродовая община автохтонного населения на Балканском полуострове.

    2) Среднеэлладский период. ХХ — ХVII вв. до н. э. Разложение первобытнообщинных отношений греков-ахейцев.

    3) Позднеэлладский период – ХVI-ХII вв. до н. э. Существование микенской цивилизации.

    Античная цивилизация Древней Греции делится на 4 периода:

    1) Предполисный (гомеровский). XI-IX вв. до н. э. Существование родового строя.

    2) Архаичный. VIII-VI вв. до н. э. Формирование полиса. Зарождение античной цивилизации.

    3) Классический. V-IV вв. до н. э. Расцвет периода греческого полиса и самой античной цивилизации.

    4) Эллинистический. IV-I вв. до н. э. Слияние античного мира с Древним Востоком.

    Границы античного мира

    Первая европейская цивилизация возникла на островах Эгейского моря и на юге Балканского полуострова. Постепенно весь бассейн Эгейского моря был освоен, было заселено все западное побережье Малой Азии.

    В архаический период были созданы колонии на Сицилии, в Южной Италии, на побережьях Галлии и Испании. Поселения возникли и на севере Африки, бассейн Черного моря был также прочно обоснован.

    Предпосылки становления греческой цивилизации

    Как известно, географические предпосылки играют важную роль в формировании цивилизации. В случае с древними греками такую роль сыграло Средиземное море и именно благодаря ему Греция стала известной на весь мир. Мягкий субтропический климат позволил заниматься сельским хозяйством, а плавание по прибрежным водам позволяло разным этническим группам быстро достигать культурного развития.

    Греки называли свою страну Элладой.

    Близость моря и суши позволила грекам добиться успехов в искусстве мореплавания и торговле. Благодаря покорению морских вод, греки обрели такие черты характера как бесстрашие, предприимчивость, отвага, смелость. Многочисленные путешествия расширяли кругозор греков, позволяли познавать окружающий мир. Образ такого смелого мореплавателя воспел в своей поэме Гомер, рассказав об умном и смелом Одиссее.

    Плодородные земли и мягкий климат позволяли древним грекам получать по два урожая в год, но постоянный рост населения, в конце концов, сказался, что привело в итоге к развитию торговли и ремесел, о чем мы знаем из истории. Опять же, помогли средиземноморские земли и наличие полезных ископаемых. Медь, гончарная глина, терракота, свинцово-серебряные руды, мрамор, золото – все это давало новые возможности для людей. Кроме того, продукты сельского хозяйства, такие как лен, шерсть овец – все это тоже было задействовано.

    Не смотря на благодатную почву, это отнюдь не означало, что древним грекам все преподносилось на блюдечке даром. Недостаток пресной воды, камни в почве, засухи, сильные морозы ли наоборот – знойная жара – все это побуждало людей искать оптимальные варианты ведения хозяйства, что формировало о греков упорство, предприимчивость, трудолюбие.

    На столе древних греков всегда были овечий сыр, виноград, оливки – а это в свою очередь влияло на формирование физического типа тела древнего грека.

    В период зарождения Древней Греции каждому эллину приходилось одновременно быть и мореплавателем, и землепашцем, и скотоводом, и рыболовом. Подобные условия жизни требовали от людей быть предприимчивыми, инициативными, готовыми к изучению нового опыта.

    Народы и языки

    История античного мира началась с четырех племенных групп: ахейцев, дорийцев, ионийцев, эолийцев. За период своего существования они ассимилировались.

    Кроме них в Эгеиде жили и такие народности как лелеги, пеласги, карийцы, македоняне, иллирийцы, фракийцы. Этнические различия постепенно стирались и формировали один общегреческий язык, который соединил внутри себя все возможные диалекты.

    Цивилизация бронзового века

    Это время перехода от первобытнообщинного строя к цивилизации Древней Греции. Первых успехов в развитии достиг Крит. Минойцы, догреческое население Крита, были невысокого роста, с карими глазами и черными кудрявыми волосами. Их язык неизвестен, но это точно был не греческий.

    Критяне осваивают производство бронзы, начинают пользоваться гончарным кругом. Кровнородственные связи слабнут, при этом семейные усыпальницы сменяются традиционными сейчас индивидуальными захоронениями. Появляются печати с изображением кораблей. В поселениях начинают строить двух и даже трехэтажные дома из кирпича или камня.

    Конец эпохи ранней бронзы был отмечен быстрым ростом населения, появлением социального расслоения, в связи, с чем стали строить стены, а сами дома располагали на холмах для защиты от нападения.

    Основной деятельностью остаются земледелие, мореплавание, скотоводство и торговля. Религиозные верования все больше склоняются к объединенным культовым символам и образам божеств, в частности, важную роль стала играть Мать богов.

    Эпоха Старых Дворцов

    Очаги зарождения государственности на Крите – старые дворцы — появились к 1900 году до н.э.

    Такой дворец представлял собой центр, в котором объединялись несколько десятков поселений с царем во главе.

    Критское общество придерживается следующей иерархии: аристократия, общинники, ремесленники, мореплаватели, рабы.

    Эпоха Новых Дворцов. Расцвет Минойской цивилизации

    В 1700 году до н.э. старые дворцы Древней Греции были разрушены мощными землетрясениями, как известно истории. На их руинах древних строят новые дворцы, которые становятся еще больше, монументальнее и роскошнее.

    Эпоха Новых Дворцов длится до 1450 года до н.э. Именно в период этой эпохи на Крите формируется единое государство.

    Основателем единодержавной монархии с правом наследия царской власти считают Миноса. Наследование велось по мужской линии от старшего сына, от брата к брату.

    Форму царской власти, которая распространилась на Крите в те времена, называют теократией – формой монархии, при которой духовная и светская власть сохраняется в руках одного правителя.

    Царь являлся и жрецом. Считалось, что свою власть он получил от богов и именно он имел право советоваться с Зевсом раз в 10 лет.

    На этом история Древней Греции не заканчивается. Но основные положения развития цивилизации мы рассмотрели.

    Цивилизация – это общественная культура, достигшая экономического пика, политической стабильности и социального порядка.

    Античная цивилизация – это греко-римское общество с множеством этапов становления, развития и упадка всех сфер жизни.

    Цивилизованное общество противопоставляется варварскому укладу жизни. Древние римляне цивилизованны, кельты – нет. Пик развития, сложный уклад с иерархией, деньги, законы – признаки развитого социума.

    Уровень цивилизованности определяем мы – современная общественность и судим со своей колокольни, достигло ли историческое общество цивилизации. Древняя Греция – уже цивилизация, первобытное общество – еще варварское племя.

    Признаки цивилизации:

    • разделение физического труда и умственного;
    • письменность;
    • появление городов как центров культурной и экономической жизни.

    Типы цивилизаций. Их много, некоторые:

    • античная;
    • древнеегипетская;
    • китайская;
    • исламская.

    Черты цивилизации:

    • наличие центра с концентрацией всех сфер жизни и ослаблением их на периферии (когда городские называют «деревней» жителей небольших городов);
    • этническое ядро (народ) – в Древнем Риме – римляне, в Древней Греции – эллины (греки);
    • сформировавшаяся идеологическая система (вероисповедание);
    • тенденция к расширению (географически, культурно);
    • города;
    • единое информационное поле с языком и письменностью;
    • формирование внешних торговых связей и зон влияния;
    • стадии развития (рост — пик расцвета – упадок, гибель или трансформация).

    Возникновение античных цивилизаций

    В чем причины возникновения античной цивилизации?

    Она не появилась из пустоты. Ее считают дочерней цивилизацией из переднеазиатской и вторичной в отношении Микенской цивилизации.

    Все началось с превращения гражданских общин в эллинские полисы. Сначала сельские и родовые общины, потом гражданские коллективы по единому образцу – заслуга родовой аристократии. Процесс длился долго и осторожно – с VIII до VI вв. до н.э. Аристократия справлялась с простолюдинами, сохраняя традиции и порядок. Ее рычагом управления оставалась власть, благодаря родовой собственности, переходящей от отца к сыну. Используя труд простолюдинов и освободившись от тяжелой физической работы, аристократия имела роскошь заниматься образованием и военным делом. Цивилизация строилась на полисах – городах.

    Когда формировались греческие полисы, а первобытное общество превращалось к классовое, цивилизации античного мира устанавливали свой особый общественный строй.

    Античная цивилизация кратко

    VI в. до н.э. – время, когда родовые объединения окончательно превратились в автономные государства. Осознание своей особости позволило грекам по-иному посмотреть на персов – ближневосточную цивилизацию. Считая персов варварами и не желая мириться с их господством, греки решились на войну, отстаивая право на состоятельность и сохранение уникальности.

    Противостояние греков и персов вылилось в греко-персидские войны между Европой и Азией. Здесь история отмечает поход . Чтобы остановить персидскую экспансию, греческие полисы объединились, формируя знаменитую античную цивилизацию.


    В традиционных цивилизациях центр был концентрированным кругом всех сфер и отношений. Древняя Греция же была исключением – здесь все сферы развивались равномерно. В этом и особенности античной цивилизации.

    Полисный строй был похож на пчелиные соты, но в каждой соте связи закупоривались и развивались обособленно. Этим можно объяснить Спарту и Афины – такие разные, но такие похожие. Чем активнее полис в общегреческой жизни, тем быстрее он трансформировался. Отсталые области сохраняли архаичный устрой.

    То, что полисы были автономными, мешало сформировать политический инструмент. Войны между полисами были, а внешние угрозы никуда не девались. Все чаще обращаясь за помощью к варварской Италии, Рим приручали медленно и поэтапно. Сначала Рим развивался не по сценарию полисов, но греческое влияние навязало гражданскую общину. И это прижилось. Античная цивилизация поглотила Рим.

    Древние цивилизации античного мира – это Греция и Древний Рим.

    У него (Рима) еще не было торгового и культурного влияния, но было военное. Политическое лидерство отстаивалось кровью в военных действиях. Решающей была Ганнибаловская война. Теперь Древний Рим мог диктовать условия всему Средиземноморью.

    Гражданство (civilis – гражданский) с легкой руки древних римлян и дало нам понимание цивилизации, которое теперь мы противопоставляем варварству. Раздавая права гражданства со временем все шире, Рим уже не был только военно-политическим центром, он отнимал социокультурное лидерство у Греции.

    Конец античной цивилизации расценивают по-разному:

    • упадок римского духа;
    • кризис античной культуры;
    • военное ослабление;
    • экономический упадок;
    • кризис рабовладельческого строя и пр.

    Упадок проявил себя в IV – V вв. Ни императоры, ни усилия государства – ничто не могло помешать упадку, но он появлялся на всех фронтах – в экономической, общественной, культурной и политической сферах. Цепная реакция, однажды сработав, повалила все доминошки.


    Внешние пределы легко ломались под весом варварских племен. Желая быть завоеванными, варвары ассимилировались с культурой древних римлян за пару столетий, подводя цивилизацию к развитию феодального строя.

    Культура античных цивилизаций продолжает сказываться на нас, спустя 20 веков. В этом сила любой цивилизации – в распространении своего могущества даже после исчезновения.



    Похожие статьи