Тема «Дом. Мебель»

Тема: «Мебель».

Хорошо, если ребенок знает:

Предметы: мебель, стул, стол, мойка, сушка, диван, кресло, зеркало, кровать, табурет, шкаф, гладильная доска, пыль, картины, вешалка, комната, магазин мебели, полка, кухня, прихожая, ножка, спинка, сиденье, двери, столяр, плотник, подлокотники.

Действия: стоит, двигать (пере-, ото-, с-), сидит, идёт, ронять, поднимать, вытирать, грузить, разгружать, нести, подметать, держать, бросать, открывать, закрывать, ломать, строить, мастерить, сорить, смотреть, покупать, положить, класть, пилить, строгать, ремонтировать, вешать, убирать, ухаживать, беречь.

Признаки: деревянный, высокий, низкий, длинный, гладкий, короткий, широкий, узкий, большой, маленький, белый, чёрный, мягкий, твёрдый, жёсткий, светлый, тёмный, обеденный, кухонный, спальный, детская, игрушечная, круглый, квадратный, прямоугольный, стеклянный, металлический.

Поиграем:

Рассмотрите домашнюю мебель

на кухне, в спальне, гостиной – объясните её предназначение.

Назови признак:

Стол (какой?) – круглый, обеденный, журнальный, праздничный, накрытый, широкий, письменный…
Кресло (какое?) – мягкое, широкое, удобное, тёплое…
Комната (какая?) – большая, светлая, уютная, детская, солнечная, прямоугольная…
Диван (какой?)…
Зеркало (какое?)…
Kухня (какая?)…

Сравни предметы. Назови чем они похожи, а чем отличаются.

Диван – стол.
Табурет – стул (кресло).
Шкаф – тумба (полка).

Поиграйте в игру «скажи наоборот».

Короткий – длинный.
Узкий – широкий.
Высокий - низкий.
Мягкий – твёрдый.
Гладкий - шероховатый.
Детский - взрослый.
Светлый - тёмный.
Чёрный – белый.

Составляйте друг для друга загадки-описания мебели:

Широкий, высокий, светлый, на четырёх ногах, на кухне.
Высокий, деревянный, тёмный, имеет дверцы, полки.
Широкий, удобный, мягкий, покрыт пледом.

«Для чего это нужно?» Попросите ребенка отвечать полным ответом.
Для чего нужен стул? Стул нужен для того, чтобы на нем сидеть.
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)

Собираем мебель:
Ребенок становится мастером(усвоение предлога для)
Крышка нужна...для (стола)
Спинка нужна...для (стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна.. .для (шкафа, тумбочки)
Ящики нужны...для (стола, тумбочки, комода) Матрац нужен...для (кровати)
Подлокотники нужны...для (кресла, дивана)

Тема: «Посуда»

Хорошо, если ребенок знает:

Существительные: чашка, стакан, бокал, тарелка, ложка, вилка, нож, кастрюля, таз, блюдо, банка, мясорубка, бутылка, бидон, миска, тёрка, сковорода, кувшин, блюдце, сахарница, чайник, кофейник, хлебница, масленка, кружка, солонка, перечница, сито.

Прилагательные: глиняный, стеклянный, деревянный, фарфоровый, эмалированный, металлический, пластмассовый, хрупкая, прочная, чайная, столовая, кухонная, острый, тупой, толстый, тонкий, легкая, гладкая, блестящая, глубокая, чистая, грязная, пустая, полная.

Глаголы: мыть, хранить, разбить, вытирать, сушить, разливать, есть, готовить, пить, полоскать, выливать, накладывать, резать, просеивать, жарить, печь, варить, заваривать, кипятить, тушить, шинковать.

Поиграйте с ребенком в образование прилагательных. Образовав прилагательное, поищите вместе или по очереди (кто быстрее найдет) предметы из этого материала в квартире.

Из фарфора – фарфоровый.
Из дерева – деревянный.
Из стекла – стеклянный.
Из глины – глиняный.
Из металла – металлический.
Из пластмассы – пластмассовый.

Проведите «инвентаризацию» на кухне. Предложите девочке стать мамой -хозяйкой в доме, а вы будете дочкой. Пусть она расскажет вам, какая посуда есть у вас на кухне.

  • Как называется?
  • Какого цвета?
  • Какой формы?
  • Какого размера?
  • Из какого материала сделана?
  • Из каких частей состоит? (стенки, дно, крышка, ручки, носик)
  • Для чего нужна посуда?

Сравнивайте посуду:

Чайник – чашка.
Кастрюля – тарелка.
Кувшин – стакан.
Сковорода – ложка.

Побеседуйте дома.

Какие действия можно производить с посудой?
(мыть, вытирать, готовить, наливать, переставлять…)

Отгадывайте загадки:

Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник.)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу!
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник.)

Сама не ем,
А людей кормлю.
(Ложка.)

Что лишнее:

Что лишнее:

Что изменилось:
Показываете ребенку первую картинку.

– Внимательно посмотри на картинку, запомни ее и ответьт на вопросы:

– Что стоит в середине? Где стоит кружка? Что стоит в левом верхнем углу?

Сколько кусочков сахара выпало из сахарницы? С какой стороны от торта лежит нож?

Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста, тема: «Мебель»

Цели:

Расширить знания детей о мебели.
Активизировать словарь детей по данной теме.
Формировать устойчивые представления о цвете, величине, количестве, форме.
Продолжать учить детей считать до трех, ориентироваться в пространстве, понимать значение понятий «верхний», «нижний».
Упражнять в рисовании пальчиками и штампами, лепке, наклеивании.
Развивать мышление, память, мелкую моторику, координацию движений. Согласование слов и движений.

Оборудование:

Чудесный мешочек с предметами игрушечной мебели.
Кусочки древесины.
Картинки с изображением предметов мебели (кровать, диван, кресло, стол, стул) и столяра.
Прищепки, вырезанное из плотного картона силуэтное изображение кресла без спинки.
Картинка с изображением диванов с белыми пустыми местами в виде геометрических фигур на месте диванных подушек, вырезанные диванные подушки подходящие по форме.
Картинка-фон с изображением стола без столешницы и табуреток без сидений; вырезанные из цветной бумаги сиденья и столешница; клей.
Картинка с изображением трех предметов мебели и одной игрушки - мишки.
Парные картинки с изображением мебели.
Картинка-фон с изображением дерева без листьев, пластилин зеленого цвета.
Пальчиковые краски, картинка-раскраска с изображением дивана.
Картонные кровати трех размеров, кусочки ткани- покрывала, соответствующие размерам кроватей.
Схематичное изображение двух кресел (большого и маленького) из квадрата, овала и двух кругов; эти же геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.
Мелкие фигурки матрешек. Кукольная мебель.
Строительный материал: кубики, кирпичики, брусочки.
Цветные силуэтные картинки одежды и игрушек, изображение полки и платяного шкафа.
Листы бумаги в виде покрывала, штампы, ножницы.
Склеенные из спичечных коробков комоды с одним, двумя и тремя ящиками; пуговицы.
Пуговицы, картинка с изображением кухонного шкафа с кругами, соответствующими цвету и размеру пуговиц, в виде ручек и посуды.
Аудиозаписи: «Надо отдохнуть», «Туки-ток».

Ход занятия:

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Дети вытаскивают из мешочка кукольную мебель и называют ее.
Стул, кровать, диван, кресло, стол, шкаф - все это можно назвать одним словом - мебель. Посмотрите вокруг, какая мебель есть в нашей комнате?

Дидактическая игра «Беги к предмету мебели, которую я назову»

Воспитатель называет предмет мебели, а дети находят и подбегают к названному предмету мебели.

Возьмите геометрические фигуры и выложите из них большое кресло на схеме.

Из какой фигуры вы сделали спинку кресла? Из квадрата. Их какой фигуры сделали сидение? Из овала. А из каких фигур сделали подлокотники? Из кругов. Сколько кругов вы использовали? Два круга.
Теперь выложите маленькое кресло.

Дидактическая игра «Рассади матрешек в кресла»

На маленькое кресло посадите одну матрешку, на большое кресло посадите три матрешки.

Дидактическая игра «Разложи диванные подушки»

На эти новые диваны нужно разложить подушки. Подберите по две подушки подходящей формы для каждого дивана.

Дидактическое упражнение «Найди лишний предмет»

Взгляните на картинку. На ней изображена мебель, но что-то одно не является мебелью. Что на картинке не мебель? Мишка. Это игрушка.

Динамическая пауза «Надо отдохнуть»

Дети двигаются под музыку соответственно тексту.

Аппликация «Стол и табуретки»

На кухню купили новый стол и табуретки.
Какого цвета стол? Желтого. Покажите синюю табуретку, зеленую, красную.
Приклейте сиденья на табуретки и столешницу на стол. Только подберите их правильно: на синюю табуретку - синее сиденье, на красную табуретку - красное сиденье, на зеленую табуретку - зеленое сиденье, а на желтый стол - желтую столешницу.

Игра с прищепками «Спинка кресла»

Из прищепок сделайте спинку креслу.

Дидактическое упражнение «Парные картинки»

Детям раздают картинки с изображением разных предметов мебели и просят назвать этот предмет. А затем найти парную картинку с точно таким же предметом.

Дидактическая игра «Комод»

Перед вами комоды. Сосчитайте их. Сколько комодов? Три комода. Можно ли сказать. Что они одинаковые? Нет они разные. Покажите самый маленький комод. Сколько у него ящичков? Один ящичек. Покажите средний комод. Сколько у него ящичков? Два ящичка. Покажите самый большой комод. Сколько у него ящичков? Три ящичка. Какого цвета большой комод, маленький, средний? Загляните в верхний ящик среднего комода. Что в нем? Пуговица. Переложите пуговицу в нижний ящик. А в верхний ящик среднего комода положите три пуговицы.

Конструирование из строительного материала «Стул, стол, кровать»

Стул: к кубику вертикально приставить кирпичик. Посадить на стул матрешку.
Стол: на кубик положить сверху кирпичик. Поставить на стол мелкую посуду.
Кровать: к бруску по краям приставить поставленные на ребро кирпичики. Положить матрешку спать.

Дидактическая игра «Застели кровати»

Поставьте перед собой кровати. Сосчитайте, сколько их? Три кровати. Одинаковые кровати? Нет разные. Покажите большую кровать, среднюю, маленькую.
А теперь возьмите покрывала, их столько же, сколько кроватей - три. Подберите подходящее по размеру покрывало к каждой кровати.

Дети пальчиками раскрашивают изображение дивана.

Дидактическая игра «Разложи вещи по местам»

У вас есть шкаф и полка. Вот разбросанные вещи. Одежду нужно положить в шкаф, а игрушки сложить на полку.

Мебель делают из древесины. Посмотрите на эти кусочки древесины.
Чтобы сделать стол, нужно срубить дерево.

Динамическая пауза «Столяры»

Дети выполняют имитационные движения соответственно тексту по показу педагога.

Мы рубили, мы рубили,
Чтобы бревна у нас были.
Мы пилили, мы пилили -
Из бревен доски получили.
Мы строгали, мы строгали -
Доски гладенькими стали.
Мы сложили их рядком,
Прибивали молотком.
Мы покрасим все потом.
Получился новый стол.

Но если только рубить деревья, то деревьев совсем не останется. Поэтому нужно сажать новые деревья, вместо тех, которые срубили.

Лепка барельефная «Дерево»

Дети отрывают кусочки пластилина зеленого цвета и прилепляют к изображению дерева без листьев.

Пальчиковая гимнастика «Гвозди»

Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьем молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются.

Одна рука - «молоток» (сжатый кулак). Вторая рука - «гвозди» (раскрытая ладонь с растопыренными пальцами). Молоток-кулачок стучит по каждому гвоздю-пальчику, который после удара сгибается.

Значит клещи надо взять,
Будем гвозди забивать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.

Пальцы-гвозди все согнуты. Пальцы другой руки - клещи (смыкаются и размыкаются большой и указательный пальцы).Клещами поочередно тянем и распрямляем все пальцы-гвозди.

Найдите место каждой пуговице в кухонном шкафу. Будьте внимательно, большие пуговицы кладите на большие круги, а маленькие пуговицы - на маленькие круги.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Перед детьми выставляются предметы кукольной мебели. Затем один предмет убирается, а дети должны назвать, какого предмета не стало.

Динамическая пауза «Много мебели в квартире»

Один, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
(Ходьба по кругу, взявшись за руки)

В шкаф повесим мы рубашку,
(Развести руки в стороны - открыли дверцы)

А в буфет поставим чашку
(Вытянуть руку вперед)

Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
(Присесть на корточки)

А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
(Лечь на ковер, руки под щекой)

А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили.
(Сесть за стол)

Много мебели в квартире!

Рисование штампами и резание ножницами «Новое покрывало для дивана»

Дети оставляют отпечатки, прикладывая штампы по всей плоскости покрывала, затем надрезают ножницами края-бахрому.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Педагог загадывает загадку и показывает картинку-отгадку, а дети должны назвать вслух слово-отгадку.

Если хочет Федя спать,
Он ложится на … КРОВАТЬ

Миша в комнату вошел
И поставил сок на … СТОЛ

Даша к комнату впорхнула,
Сумку, зонт взяла со … СТУЛА

Книжку новую Ивана
Я достал из-под … ДИВАНА

Задание 1. Назвать все предметы на картинке. Сначала по одному, затем, одним словом.

Задание 2. Подумать и ответить

  • У какой мебели есть ножки?
  • Сиденье?
  • Спинка?
  • Столешница?

Игра 3. « Большой – маленький» продолжи фразу.

  • Большой – шкаф, а маленький — шкафчик
  • Большой – стол, а маленький — …
  • Большой — стул, а маленький — …
  • Большая – кровать, а маленький — …
  • Большой – диван, а маленький — …

Игра 4. «Описать предмет мебели по схеме»:

Посмотри, нужно рассказать про предмет мебели по схеме. В первом прямоугольнике ты видиь знак вопроса. Он просит назвать нас о чем идет речь, какой предмет зашифрован в схеме- помощнице.
Второй прямоугольник помогает ответить на вопрос, как и где используют зашифрованный предмет.
В третьем прямоугольнике нарисованы материалы из которых его делают.
В четвертом, зашифрована форма.

Ребенок должен отгадать что зашифровано и грамотно рассказать про этот предмет (стол).

Занятие 5. Навести порядок, разложив вещи по местам.

Задание 6. Составить рассказ о том, как делают мебель, следуя схеме на картинке.

Задание 7. Подумай, вспомни и ответь.

— Перечислить предметы мебели на кухне
— Перечислить ………в гостиной комнате
— Перечислить ………в прихожей комнате
— Перечислить ………в спальной комнате
— Перечислить ………в детской комнате
— Из строительного материала, конструктора собрать предметы мебели
— Перечислить все предметы мебели, которые окружают дошкольника в настоящее время
— Пересчитать количество одинаковых предметов (один стул, два стула, три стула; один шкаф, два шкафа)

Задание 8. Закончить предложение:

  • Стул нужен нам …
  • Кровать нужна нам …
  • Шкаф нужен нам …
  • Диван нужен нам …
  • Стол нужен нам …
  • Полка нужна нам …

Игра 9. «Разделить мебель по соответствующим комнатам»

Занятие 10. Сравнить:

  • Диван и кровать
  • Кресло и стул
  • Стол и стул
  • Шкаф и комод
  • Стул и табурет

Задание 11. Отгадать предмет по описанию:

1. Деревянный, 4 ножки, круглый, обеденный?
2. Деревянный, прямоугольный, есть дверки?
3. Имеет 4 ножки, спинку, сиденье, пластмассовый?
4. Прямоугольный, мягкий, на нем можно спать, есть спинка?

Задание 12. Разгадать кроссворд

Игра 13. « Что лишнее?»

1. Диван, кресло, тумбочка, буфет
2. Кровать, шкаф, кастрюля, стол
3. Стол, стул, телевизор, шкаф
4. Комод, шкаф, тумбочка, стул
5. Кушетка, полка, стул, табурет
6. Диван, кресло, кровать, люстра

Игра 14. «Какие мебель спряталась на рисунке»

Игра 15. « Сказать одним словом»

Стол из дерева – (деревянный)
Стул из пластмассы — …
Тумбочка из стекла — …
Кровать из железа — …
Диван из кожи — …

Задание 16. Отгадать загадки

Игра 17. «Один-много»

  • Один стол – много столов
  • Один стул — …
  • Одна кровать — …
  • Один шкаф — …
  • Один комод — …
  • Один табурет — …
  • Одно кресло — …
  • Одна полка — …
  • Один диван — …

Занятие 18. Найти предметы на картинке, используя предлоги в, на, под, за, между, около

Занятие 19. Сложить картинку и нескольких частей. Назвать предмет.

Задание 20. Определить предмет по его части (дверца шкафа, спинка дивана, ножка стола, сиденье стула и т.д.)

Задание 21. Описать предмет мебели так, чтобы другим было понятно о чем идет речь.

Игра 22. «Чего не хватает?»

Задание 23. Вообразить себя продавцом в мебельном магазине. Подробно рассказать, что в нем продается.

Задание 24. Как называется мебель?

  • Стол, за котором едят? (обеденный)
  • Стол, за которым учат уроки?
  • Стол, на котором стоит компьютер?
  • Стол, на который кладут журналы?
  • Шкаф, в котором хранятся книги?
  • Шкаф, в котором хранится одежда?
  • Кровать для детей?

Задание 25. Какой план соответствует данной комнате?

Игра 26. « Что изменилось на нижней картинке?»

Задание 27. Составить рассказ по картинке, подробно описывая, какие предметы находятся в комнате, их внешний вид, расположение.

Игра 28. По предыдущей картинки составить план комнаты.

Видео логопедическое занятие с детьми по теме «Мебель»

Картотека домашних заданий по лексическим темам «Посуда», «Мебель»

Бедердинова Марина Валериевна

учитель - логопед МБДОУ «ДСКВ» № 56

г. Череповец

Карточка домашнего задания «Посуда»№ 1

Игра «Какая бывает посуда?»

Образец: посуда из стекла – стеклянная.

Посуда из металла –

Посуда из глины –

Посуда из дерева –

Посуда из пластмассы –

Посуда из дерева –

Посуда из чугуна –

Посуда из керамики –

Посуда из фарфора -

Карточка домашнего задания «Посуда» № 2

Измени слова по образцу:

Я наливаю

Ты наливаешь

Он наливает

Мы наливаем

Вы наливаете

Они наливают

Слова: пить, мыть, есть.

Карточка домашнего задания «Посуда» № 3

Игра «Назови ласково»

Образец: стакан – стаканчик

Кастрюля –

Чайник –

Тарелка –

Блюдце –

Кружка –

Сковорода –

Кувшин –

Карточка домашнего задания «Посуда» № 4

Игра «Посчитай посуду»

Образец: одна чашка , две чашки , три чашки , четыре чашки , пять чашек , шесть чашек , семь чашек , восемь чашек , девять чашек , десять чашек .

Карточка домашнего задания «Посуда» № 5

Игра «В какой посуде находится?»

Образец: хлеб в хлебнице.

Перец в …

Селедка в …

Масло в …

Молоко в …

Соус в ….

Кофе в ….

Карточка домашнего задания «Мебель» № 1

Игра «Измени слова по образцу»

Образец: Стол – столы – много столов.

Кровать –

Табурет –

Полка –

Карточка домашнего задания «Мебель» № 2

Игра «Из чего – какая?»

Образец: Мебель из дерева – деревянная мебель.

Из металла –

Из дуба –

Из дерева –

Из пластмассы -

Из стекла –

Карточка домашнего задания «Мебель» № 3

Игра «Скажи наоборот»

Образец: одна мебель большая, а другая маленькая.

Мягкая –

Высокая –

Широкая –

Длинная –

Карточка домашнего задания «Мебель» № 4

Подбери 4-5 слов (признаков).

Образец: стол (какой?) – письменный, деревянный, столовый, круглый, гладкий.

Кресло (какое?) –

Кровать (какая?) –

Диван (какой?) –

Карточка домашнего задания «Мебель» № 5

Игра «Рассуждай-ка»
Образец: Стол повстречался с деревом и стал деревянным. Это хорошо, потому что деревянный стол: прочный, гладкий, удобный, не намокает, и т.д., а плохо, потому что, деревянный стол может сгореть и т.д.

Стул отправился в «гости» к пластмассе (каким он стал что хорошо, а что плохо); к «металлу» (каким он стал что хорошо, а что плохо); к «стеклу» (каким он стал что хорошо, а что плохо); к «камню» (каким он стал что хорошо, а что плохо, было ли такое на самом деле?).

Карточка домашнего задания «Мебель» № 6

Изменить слово «ОКНО» в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании).

В доме большое … . В доме нет …. Я подошел к …. . Я мечтаю о большом …. . У меня растут цветы под … .

Новая лексика

Существительные:

шкаф, стол, стул, софа, диван, сервант, комод, буфет, кресло, кровать, полка, тумбочка, мебель, спинка, ножки,

дверцы, сиденья.

Глаголы:

вытирать, передвигать, задвигать, пылесосить, покупать, переставлять, ремонтировать, заправлять.

Прилагательные:

детская, железная, пластмассовая, кожаный, стеклянная, деревянная, мягкая, кухонная, платяной,

книжный, двуспальная, лакированная, удобный, новая, старая.

Игра « Большой - маленький »

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, совершенствовать грамматический строй речи, учить

употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов; обогащать словарный запас по теме «Мебель».

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение С. А. Васильевой (из предыдущего задания) и задаёт вопросы по

нему.

По какой сказке написано это стихотворение?

Какая мебель была в доме трёх медведей?

Затем воспитатель предлагает детям назвать Мишуткину мебель.

Например:

У Михаила Потапыча большая кровать, а у Мишутки маленькая кроватка.

У Михаила Потапыча большой стул, а у Мишутки...

У Михаила Потапыча большой стол, а у Мишутки...

Михаил Потапыч качается в большом кресле, а Мишутка...

У Михаила Потапыча большой шкаф, а у Мишутки...

У Михаила Потапыча большая полка, а у Мишутки...

Игра «Подскажи словечко»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры . Воспитатель читает стихотворение, а дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

Я на кухне самый нужный

Для семьи большой и дружной!

Я готов служить всегда

И стоит на мне еда!

Все тарелки, ложки, кружки -

Мои верные подружки,

Не посыпятся на пол,

С ними вместе друг их... (стол).

Про меня вы все забыли

И не вытерли от пыли!

Я блестящий, я стеклянный,

Не похож на деревянный!

Я красивую посуду

Охраняю от простуды,

Чтоб она не простудилась

И случайно не разбилась!

Охраняю я бокалы,

И фужеры, и пиалы,

Вазы для цветов, конфет

Потому, что я - ... (буфет ).

На меня вы посмотрите ,

Дверки можете открыть вы,

А на полочках моих

Много нужного стоит!

Выше всех я, как жираф:

Я - большой, красивый... (шкаф).

Я на стол чуть-чуть похожа,

Есть на кухне и в прихожей,

В спальне я бываю редко, А

зовусь я... (табуретка).

Н. Майданик

Игра «Сложи из палочек»

Цели: развивать зрительное внимание, мелкую моторику, совершенствовать конструктивные навыки.

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям сложить из палочек стол и стул.

Игра «Подбери рифму»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры.

Воспитатель называет слово - название мебели, дети подбирают рифмующееся с ним слово.

Например: Диван - ... чемодан, сарафан.

Игра «Что это?»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, обогащать сл оварный запас по теме «Мебель».

Ход игры. Воспитатель называет части какого-либо предмета мебели, не называя его, а дети должны отгадать, что это за мебель.

Например:

Ножки, крышка - стол. Спинка, сиденье, ножки - стул. Сиденье, ножки - табурет. Дверцы, полки, ручки - шкаф. Сиденье, ножки, спинка,

подлокотники - кресло.

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать относительные прилагательныеот существительных .

Ход игры. Воспитатель предлагает детям помочь Незнайке выполнить домашнее задание (образовать относительные

прилагательные по образцу).

Например:

Тумбочка из дерева (какая?) деревянная.

Стол из пластмассы (какой?) ...

Кровать из железа (какая?) ...

Диван из кожи (какой?) ...

Полка из стекла (какая?) ...

Игра «Один - много»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить правильному употреблению родительного падежа

существительных во множественном числе.

Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мя1 ребёнку и называет предмет мебели в именительном падеже

единственного числа. Ребёнок ловит мяч и кидает его обратно употребив слово с наречием «много».

Например: Один стул. - Много стульев.

Игра «Дополни предложение»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить правильному употреблению предлогов в речи.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить предложения и назвать «маленькое» слово, которое они

Ваза стоит... столе.

Мяч закатился... диван.

Валя достала мяч... дивана.

Паша упал... кровати.

Папа сидит... кресле.

Мама поставила стаканы... сервант.

Бабушка достала конфеты... буфета.

Игра «Составь предложение»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, формировать грамматический строй речи (согласование слов в предложении).

Ход игры. Воспитатель называет слова в неопределённой форме, дети составляют из них предложение.

Например:

Стол, мальчик, сидеть, письменный, за. - Мальчик сидит за письменным столом.

Папа, стул, присесть, на, работа, после. - Папа присел на стул после работы.

Игра «Собери слово»

Цели: формировать навык слогового синтеза слов, развивать слуховое и зрительное внимание.

Ход игры. На столе карточки со слогами. Воспитатель сообщает детям, что слова рассыпались и нужно помочь

Незнайке их собрать. Дети составляют слова из слогов.

Другим вариантом игры является произнесение воспитателем слогов устно, дети воспринимают слоги только на слух.

Например: ВАН, ДИ -диван ЛЫ,

СТО - столы ТА,

РЕТ, БУ - табурет

КА, ПОЛ - полка

Игра «Мебель»

Цели: тренировать детей в умении находить слова с заданным звуком [т] и определять его место в слове. Закреплять

умение делить слова на слоги. Учить подбирать слова к заданным слоговым схемам.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки (стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф, сервант,

тумбочка, буфет). Дети обобщают одним словом увиденные на рисунках предметы (мебель); определяют, в названиях каких из

этих предметов есть буква г; определяют место данного звука в слове и дают ему характеристику (твердый или мягкий).

Затем воспитатель размещает на фланелеграфе слоговые схемы и предлагает детям, разделив слова на слоги, поместить

их к соответствующим схемам. Дети по очереди подходят к фла нелеграфу и выполняют задание. За каждый правильный ответ

ребёнок получает фишку. Затем подсчитывается, кто дал большее количество правильных ответов.

Игра «Отгадай, какое слово задумано»

Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление.

Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями предметов мебели. Воспитатель называет первый и последний

звуки в слове, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображение задуманного.

Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.

Картинки: кровать, диван, стол, полка, буфет, шкаф, софа, стул, сервант, тумбочка.

В том случае, когда первый и последний звуки совпадают в нескольких словах (стол, стул), воспитатель добавляет какой-

либо значительный элемент.

Например:

Первый звук [с], последний - [л]; на этом сидят.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: уточнять артикуляцию звуков, совершенствовать фонематические процессы, умение определять

последовательность звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить звуковые схемы слов (выложить из разноцветных кружков на ковро-

линографе, либо нарисовать в тетрадях).

Слова: стол, диван, шкаф, стул.

Игра «Загадай загадку»

Цели: развивать связную речь, обучать детей составлению рассказов-описаний по графической схеме.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми графическую схему для составления рассказов-описаний по

теме. Дети) по опорной схеме составляют загадки-описания мебели .

Текст для пересказа

Оле на день рождения мама с папой подарили новый диван. Девочка очень обрадовалась, надоело ей спать в детской

кроватке. И вот, когда никого не было дома, новый диван и старая кровать завели беседу.

Скоро тебя отсюда выселят, я лучше, чем ты, ведь я нов ый, уютный и очень красивый, - так сказал диван.

Да, - ответила кровать, - я гораздо старше тебя, ведь ещё Олина мама, когда была маленькой, спала на мне. А потом

Олин дядя, а после Олин старший брат. Меня уберут, но не навсегда, а на какое-то время. И когда в семье появится малыш,

я снова буду баюкать его и охранять его сон.

Должно быть, - сказал диван, - в этой семье тебя очень любят, ведь ты делаешь доброе дело.

С. Чешева

Вопросы:

Что подарили Оле на день рождения?

Что сказал диван, когда никого не было дома?

Что ответила кровать?

Почему старую кровать не выбрасывали?



Похожие статьи