Теология в гуманитарном образовательном пространстве. Для чего светским вузам нужна теология

Выступление митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, на всероссийском симпозиуме «Религия в аспектах философских, теологических, религиоведческих подходов: проблемы определения объекта и экспертизы» (Российская академии народного хозяйства и государственной службы, 22 апреля 2016 г.).

Глубокоуважаемая Ольга Юрьевна,
уважаемые коллеги!

Организаторы симпозиума попросили меня выступить с сообщением о моем видении места теологии в системе российской науки и образования.

Теология в светском образовательном пространстве

Вопрос о статусе и роли теологии (или богословия) в образовательном пространстве выходит далеко за рамки узкоспециальных интересов представителей духовных школ Русской Православной Церкви или других конфессий. Он напрямую связан с вопросами развития нашей страны, ее национальной безопасности.

Геополитические вызовы, с которыми мы сталкиваемся, показывают, что нужны неотложные системные меры, направленные на изменение подходов к духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, шире — к роли и месту религии в образовании. Нельзя ограничиваться задачей прививать уважение к традиционным религиям как способам толерантного сосуществования в мультикультурной среде. Такой подход уже привел к кризису на Западе.

Перед нами стоит гораздо более сложная задача: формировать у детей молодежи ценностно-ориентированное мировоззрение, основанное на наших религиозных традициях, создавая такую интеллектуальную и духовную среду в обществе, которая способна уверенно противостоять этим вызовам.

Для этого необходим пересмотр навязанных нам стереотипов «светскости», которые не позволяют религии действенно присутствовать в образовательном пространстве.

Сегодня уже не вызывает сомнения оправданность преподавания Основ религиозной культуры в школе; этот опыт требует расширения, распространения на другие уровни и формы образования. Последнее, в свою очередь, порождает необходимость научного, методического, кадрового обеспечения, - я говорю именно о богословских кадрах, о теологии.

Кроме того, теология представляет собой особое пространство межконфессиональной, межрелигиозной коммуникации с очень важным, специфическим форматом диалога. Расширять это диалоговое окно - не только в интересах традиционных религий, но и в прямых интересах государства. При этом уровень дискуссии, уровень взаимодействия, цель которых - единство ценностей, наше национальное единство и социальная солидарность - также зависят от наличия подготовленных к такому диалогу научно-богословских кадров, включенных в жизнь религиозного сообщества и имеющих в нем авторитет и влияние.

Именно поэтому мы говорим о необходимости завершить работу по созданию в светском образовательном пространстве отрасли научного знания «теология», включая право получения признаваемых государством ученых степеней по теологической специальности.

Могут возразить, что такая традиция отсутствует в отечественном университетском образовании. Да, действительно, в дореволюционных российских университетах, других светских учебных заведениях не было богословских факультетов, в отличие от значительной части университетов Европы, ведущих свою историю от средних веков. Однако система образования в России давала выпускникам духовных академий, защищавшим диссертации и получавшим ученые степени по богословию, все необходимые права, аналогичные правам выпускников университетов.

Если говорить о зарубежных моделях теологического образования, то нам следует изучать их опыт, но не стоит рассчитывать на возможность технического переноса или слепого копирования. Тем более, кризис христианской культуры в Европе, его видимые последствия, предостерегают от некритических заимствований.

В свою очередь, разрушенная в советское время отечественная система подготовки богословских кадров продолжает восстанавливаться. И этот процесс, набравший обороты в последние годы при совместной работе Церкви и государства, способен обеспечить выход на новый уровень, где Россия может оказаться лидером.

Сегодня России принадлежит особая роль. В нашем духовном возрождении видят свою надежду не только народы нашей страны, но и люди во многих странах, которые долгое время возлагали надежды на западные ценности, западную философию, западную культуру.

Преодоление мировоззренческого, ценностного, нравственного кризиса невозможно без соработничества государства и общества, а религиозные организации являются крупнейшими общественными объединениями.

И поскольку религиозные учения традиционно выражаются языком богословия, языком теологии, то теология в ее нынешнем российском контексте - не светская и не «надконфессиональная», какую нам пытаются навязать в соответствии с упомянутыми моделями, а относящаяся к традиционным конфессиям, - открывает дополнительные возможности уверенно прочертить траекторию движения в будущее России.

Конкретные параметры присутствия теологии в светских вузах

Сегодня следует говорить о присутствии теологии в отечественных науке и образовании уже не в модальности возможности или желательности-нежелательности, не в сослагательном наклонении, а в модальности осуществившегося и де-факто, и де-юре вхождения теологии в образовательное пространство. В стране юридически закреплена и фактически действует система вузовского теологического образования, включающая в себя соответствующие уровни: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, дополнительные образовательные программы. Теология (научная отрасль 26.00.00, научная специальность 26.00.01) включена в номенклатуру специальностей научных работников Российской Федерации, утвержден паспорт научной специальности, ведется работа по открытию соответствующего диссертационного совета. Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия, Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова, Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом подписано соглашение о создании на их базе объединенного диссертационного совета по защите диссертаций по специальности 26.00.01 -Теология.

Теология преподается в 48 вузах России (в том числе 36 государственных), в 36 городах всех федеральных округов. Православная теология преподается в 42 вузах (в том числе 36 государственных) в 33 городах. В 15 вузах реализуется специалитет, в 35 вузах - бакалаврская, в 14 вузах - магистерская программы. В 6 вузах открыты программы профессиональной переподготовки (1-4 года), в 7 вузах - курсы повышения квалификации, в 9 вузах теология преподается в рамках курсов по выбору.

Для обеспечения взаимодействия теологических подразделений вузов с Церковью в столице и регионах созданы Епархиальные советы по теологии.

В России имеются не только православные, но и исламские теологические подразделения в вузах. Имеются примеры сосуществования нескольких конфессиональных профилей в рамках одного факультета, например, на факультете теологии Уральского горного университета.

Параллельно с вхождением теологии в светское образовательное пространство происходит сближение церковной системы образования с государственными стандартами. На территории Российской Федерации у Русской Православной Церкви сегодня имеется 35 духовных семинарий, две духовные академии, а также Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия. Тридцать пять из них имеют государственную лицензию. Девять духовных школ реализуют Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) бакалавриата по теологии, две - ФГОС магистратуры по теологии.

Система духовного образования Русской Православной Церкви в целом ориентирована на образовательные программы, или построенные на основе ФГОС «Теология», или максимально приближенные к ним.

В духовных академиях открыты аспирантуры, действуют диссертационные советы по защите кандидатских диссертаций по богословию. Общецерковная аспирантура и докторантура предлагает аспирантскую и докторскую программы. Действует общецерковный диссертационный совет по защите докторских диссертаций по богословию и церковной истории. Требования, предъявляемые к диссертационным исследованиям в духовных учебных заведениях, соответствуют требованиям ВАКа. Процедура принятия и защит диссертаций в церковных диссоветах также ориентирована на ВАКовские стандарты. Предпринимаются усилия по развитию и повышению качества исследовательских программ на базе ведущих академических учреждений Русской Православной Церкви

Для чего светским вузам нужна теология?

Процесс возвращения теологии в российское академическое пространство был сложным. Но в конечном итоге восторжествовали историческая справедливость и государственная мудрость. Дискриминационные барьеры, установленные в эпоху государственного атеизма, были преодолены. Восстановление теологии в академических правах стало также одним из аспектов реализации обязательств России, взятых ею на себя при вхождении в европейское образовательное пространство в рамках болонских соглашений, обеспечивая возможность взаимного признания степеней, в том числе и по теологии. Так, недавно принятый Общеевропейский классификатор специальностей высшей научной квалификации включает в себя и теологию.

Вхождение теологии в университетское и академическое пространство не противоречит светскости государства и общества при условии ее понимания не в духе агрессивного секуляризма и атеизма, а как мировоззренческой нейтральности при соблюдении принципа свободы совести. Присутствие теологии в образовании и науке - признак гражданского взросления российского общества, принятия им своей структурной сложности, многофакторности с одновременным осознанием значимости духовных и культурных корней российской цивилизационной идентичности.

Христианская теология, теологическая рациональность является одним из существенных элементов европейской и российской культуры, она обеспечивает присутствие в культуре христианских истин и идей, выражающих религиозный опыт многих поколений. Как и всякая наука, теология имеет не только узкоспециальное значение, но и создает основу для сохранения, приумножения и последующей передачи в широкое общественное пространство определенного рода знания, которое имеет общекультурное значение.

Теология также является необходимым инструментом коммуникации религиозных смыслов в общегражданском диалоге по вопросам, затрагивающим общее благо. О необходимости такого диалога, с участием религиозных групп, как мы помним, убедительно писал Юрген Хабермас.

Диалог с научным и экспертным сообществом

Общественное и экспертное признание теологии в ее академическом статусе стало возможным во многом благодаря постоянному диалогу с научным и экспертным сообществом.

Одной из самых трудных формальных задач оказалось решение вопроса о внесении теологии в номенклатуру специальностей научных работников и разработка паспорта научной специальности.

Здесь ключевым стало обсуждение научного статуса теологии, ее предметной специфичности, отличной от таковых иных научных специальностей, а также проблема конфессиональной дифференциации.

Опыт последних лет утвердил меня во мнении, что, несмотря на всю важность научно-методологических дискуссий о научном статусе, предметно-методических дефинициях, межпредметных разграничениях, не они должны быть основанием и ключевым аргументом для утверждения какого-то направления в качестве научной специальности.

На практике важнейшим аргументом в пользу признания новой отдельной научной отрасли или специальности является наличие сформировавшейся научной школы, научно-экспертного сообщества, признаваемого иными членами академического сообщества.

В случае с теологией ситуация была именно такой. Во-первых, для гуманитарных наук сохраняет свое значение дореволюционная традиция, когда известные ученые были связаны как с академическим богословием, так и с университетской наукой. Во-вторых, в России известен целый ряд значимых зарубежных теологов, признаваемых и цитируемых российскими учеными, специалистами в иных отраслях гуманитарного знания (философы, историки, лингвисты, искусствоведы). И, в-третьих, появились российские ученые, которые пришли из академической в церковную науку либо совершили обратный путь, сохраняя присутствие и в сфере своих изначальных занятий. Собственно, эта третья группа, по преимуществу, и составляет сегодня научно-экспертное ядро российской теологии. Это профессура ОЦАД, духовных академий и семинарий, ПСТГУ, РХГА, теологических отделений и факультетов, авторы «Православной энциклопедии», а также ученые, которые формально не связаны с церковными академическими учреждениями, но при этом занимаются исследовательской деятельностью, признаваемой и ими, и коллегами по теологическому сообществу относящейся к компетенции теологии.

Таким образом научно-экспертное российское теологическое сообщество (говорю сейчас о православии, хотя это в существенной степени верно и по отношению к иным традиционным религиям России) многообразно, диверсифицированно, мультидисциплинарно по составу, обладает хорошим уровнем академических связей как с российским, так и с международным академическим сообществом, признаваемо церковными академическими учреждениями, но при этом пока не имеет формальных научно-цеховых признаков. То обстоятельство, что значительная часть признаваемых ВАКом членов экспертного теологического сообщества обладает степенями в смежных научных областях, стало основанием для промежуточного решения Минобрнауки о том, что ученые степени по теологии на данном этапе будут присуждаться не по теологии, но по истории, философии, филологии, педагогике и психологии, культурологии и социологии, искусствоведению. Аргумент - отсутствие достаточного числа экспертов с признаваемым теологическими степенями для формирования экспертного совета ВАК по теологии. Нам этот аргумент кажется недостаточно убедительным, мы полагаем, что имеется достаточное число специалистов, способных сформировать экспертный совет ВАКа по теологии, но не на основании отраслевых атрибуций ученых степеней, а на основании тем их исследований и преподаваемых предметов.

Предметная специфика теологии

Что касается вопроса о предметной специфике теологии, то формально она прописана в паспорте соответствующей научной специальности. Проект паспорта готовился на кафедре философии религии и религиоведения МГУ, что важно в связи с вопросом о пересечении областей ответственности теологии и религиоведения.

Говоря о том, что паспорт научной специальности утвержден ВАКом, я не хочу сказать, что все вопросы предметно-методической демаркации теологии и смежных наук разрешены с полной ясностью и ко всеобщему удовольствию. Это не так.

Неверно также и утверждение о том, что все совершенно ясно с саморепрезентацией теологии в качестве науки. Неверно и предположение о полной ясности в вопросе соотнесения научной специальности «теология» с церковным богословием и комплексом церковных наук, как они традиционно существовали и существуют в настоящее время в академических и образовательных учреждениях Русской Православной Церкви.

Предварительное понимание предметно-методической специфики теологии, как я уже сказал, закреплено в паспорте научной специальности. Этого понимания, которое является конвенцией, результатом непросто достигнутого компромисса представителей смежных научно-экспертных сообществ и теологов, на мой взгляд, сегодня вполне достаточно для начала продуктивной работы экспертного и диссертационных советов по теологии и решения вопросов о дисциплинарной принадлежности и научной состоятельности диссертационных исследований. Лучший способ разрешения могущих появиться здесь проблем - практика.

Главное, на что мы при этом рассчитываем, - это постоянное сотрудничество с представителями смежных наук.

В частности, я считаю, что мы сможем достичь хорошего уровня взаимопонимания и сотрудничества с религиоведами. Имея в виду озвучиваемые время от времени опасения, я могу ответственно заявить: теология не ставит своей задачей вытеснение религиоведения из университетского и академического пространства, не ставит задачи подмены собой, занятия позиций религиоведения. Именно потому, что мы, со своей стороны, видим предметно-методическую специфичность теологии по отношению к религиоведению, мы и не претендуем на ее академический удел. Напротив, мы считаем, что появление теологии в качестве научной специальности будет способствовать лучшему пониманию предметно-методической специфики религиоведения.

Мы рассчитываем на развитие сотрудничества теологических институций в светских университетах, а также и церковного богословия с религиоведами, как, впрочем, и с представителями иных смежных наук. Так, плодотворной могла бы стать работа по философско-теологическим областям: герменевтике, эпистемологии, проблемам языка, метафизике, философии религии, теории культуры, социальной и политической философии, антропологии, аксиологии, этике. В плане взаимодействия с общественными науками, в частности, мог бы быть изучен вопрос о соотношении религии и науки как социально-культурных реалий и общественных институтов. У теологии есть теоретический ресурс осмысления «общественного бытия» Церкви - экклезиология, и, отчасти, социальная этика. Поэтому, вероятно, именно экклезиология и христианская социальная этика как направления теологической мысли могли бы стать сферой междисциплинарного взаимодействия с общественными науками.

Вместе с тем, акцент на практике и междисциплинарном сотрудничестве в конкретных областях не снимает важности прояснения научно-методологических вопросов. Так, в рамках возглавляемой мной комиссии по богословию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви готовится документ «Богословие как наука и его место в системе знаний». Изучение этой темы имеет целью прояснение как научного статуса богословия/теологии, его предметно-методической специфики, так и уточнение роли самой теологии, то есть богословия, понимаемого как наука, в опыте, жизни и служении Церкви.

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре совместно с ведущими церковными и светскими научными институциями регулярно проводится семинар, посвященный сложным научно-методологическим вопросам теологии.

Коллеги! Мне представляется, что у нас есть веские основания для оптимизма в отношении будущего теологии в российском академическом пространстве. И я вновь хочу засвидетельствовать нашу всецелую открытость к академическому сотрудничеству на благо российской науки, образования, и российского общества в целом.

Создание качественной и современной системы теологического образования в такой стране, как Россия, где на протяжении многих столетий в мире и согласии живут лица разных вероисповеданий, ― один из факторов устойчивого развития государства и межрелигиозного мира в нём
16 июня 2017 г.

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на пленарном заседании Первой Всероссийской конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве», открывшейся в Москве 14 июня 2017 года

Уважаемые почетные гости и участники конференции! Уважаемые коллеги!

Позвольте мне, прежде всего, поблагодарить руководство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» и лично ректора Михаила Николаевича Стриханова за возможность для всех нас собраться в этом зале, чтобы обсудить насущные проблемы становления отрасли «Теология» в современной России.

Когда пять лет назад мы совместными усилиями открывали в этом ведущем российском вузе кафедру теологии, многие недоумевали: какое отношение теология имеет к ядерной физике? зачем ядерщикам изучать теологию? Ответ на эти недоумения кроется в названии учебного заведения, точнее, в одном слове из этого названия: «университет». Что такое университет? Это отнюдь не специализированное заведение узкого профиля, не профтехучилище. Это образовательно-воспитательное учреждение, готовящее лиц, которые, будучи профессионалами в своей области, одновременно широко эрудированы в других областях, в том числе в гуманитарных науках.

Теология имеет ровно такое же отношение к ядерной физике, как философия, история, право, русский язык и литература, другие гуманитарные дисциплины. На протяжении многих десятилетий теология была искусственно выброшена из образовательного пространства . Библия, Коран и Талмуд фактически были запрещенной литературой, и об Иисусе Христе узнавали, главным образом, из «Мастера и Маргариты».

Эта противоестественная ситуация сегодня исправлена, и теология заняла свое законное место в системе гуманитарных наук , преподаваемых в светском университете. Вопрос о том, является ли теология наукой или нет, фактически закрыт: включение специальности «Теология» в номенклатуру ВАК положило конец спорам на эту тему.

Далее последовало утверждение в сентябре 2015 года паспорта научной специальности «Теология». Начал свою работу Экспертный совет ВАК по теологии, состав которого формировался при поддержке религиозных организаций, входящих в Межрелигиозный совет России. Каждый из экспертов, включенных в Экспертный совет, имеет имя в определенной области гуманитарного знания, в то же время это ученые, которым доверяют в соответствующей религиозной организации.

Таким образом, с самого начала проект введения специальности «Теология» в светское образовательное пространство носил межрелигиозный характер. И не случайно сегодня в этом зале присутствуют представители традиционных конфессий России.

Под эгидой ВАК был создан первый в истории России Объединенный диссертационный совет по специальности «Теология» . 1 июня сего года состоялась первая в современной российской истории защита диссертации на соискание ученой степени кандидата теологии. Эта защита стала для членов диссертационного совета своего рода испытанием на прочность, поскольку атеистически настроенные представители сообщества биологов прислали пять отрицательных отзывов, обвинив диссертанта в том, что он основывается на «гипотезе существования Бога», а такая гипотеза якобы противоречит научному мировоззрению. Тем не менее, 21 член из 22 присутствующих проголосовал за присуждение диссертанту искомой степени.

Данная защита продемонстрировала, с одной стороны, высокую степень сплоченности тех, кто вовлечен в формирование научной отрасли «Теология». С другой, она показала, что в нашем обществе все еще сохраняется инерция, идущая от времен насильственно навязывавшегося атеизма, когда людям внушали, что религия несовместима с наукой. И поэтому сохраняется необходимость вновь и вновь разъяснять, что же такое теология, зачем она нужна.

Теология ― систематическая форма выражения доктрины определенной религиозной традиции, ее вероучения , она формирует религиозное мировоззрение. Создание качественной и современной системы теологического образования в такой стране, как Россия, где на протяжении многих столетий в мире и согласии живут лица разных вероисповеданий, ― один из факторов устойчивого развития государства и межрелигиозного мира в нем.

Изучать религиозные феномены с теологической точки зрения значит изучать их в обширном контексте религиозной традиции так же, как изучение философских текстов и идей требует их рассмотрения в контексте философской традиции. И для этого необходимо систематическое теологическое образование, важным элементом которого является внутренняя коммуникация в сообществе теологов, включающем и преподавателей, и учащихся. В этом отношении теология обладает всеми чертами, характерными для других научных дисциплин .

Соединение в рамках теологии личного опыта и теологических компетенций с научной методологией исследования дает эффект, который невозможен при внешнем, отстраненном подходе к религии. Если, например, религиовед изучает религиозные практики методом стороннего наблюдения, то он должен прилагать специальное усилие, чтобы смоделировать религиозное сознание, тогда как теолог уже включен в религиозные практики и является носителем религиозного сознания.

Впрочем, это касается не только религиоведения, которое нацелено на изучение религии. Не менее важно, что теологические компетенции и теологические взгляды на изучаемые явления и процессы полезны, а иногда необходимы, специалистам в других науках, в поле зрения которых находятся человек, природа или общество.

Теологическая перспектива, наряду с перспективой философской или культурологической, способна открыть представителям иных дисциплин новые ракурсы, подходы, свежий взгляд на старые проблемы .

В этом контексте можно говорить о важности таких направлений теологических исследований, как богословие личности, богословие культуры, теология образования, пастырская психология. Они являются своего рода мостом между теоретическими проблемами теологии и практическими реалиями жизни общества.

Однако наиболее ярким посредником здесь выступает этика , которая дает возможность воспринимать и анализировать существующие социально-политические, культурные, экономические и другие общественные процессы через призму аксиологических и нормативных установок, которые в основе своей ― хочет это кто-то признавать или не хочет ― имеют религиозную основу. Именно религиозная этика дает возможность использовать язык, понятный современному человеку и не требующий специальной теологической подготовки .

И все эти возможности применяются там, где теология включена в практику университетов и научных сообществ, где она является законным и равноправным участником научно-академической коммуникации.

Мы движемся по этому пути. Об этом свидетельствует присутствие здесь большого числа руководителей, профессоров и преподавателей многочисленных светских и церковных вузов, в которых реализуются теологические программы. И поскольку мы находимся в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ», замечу, что пятилетняя работа кафедры теологии этого университета показывает успешный опыт использования возможностей теологии как гуманитарной науки.

Те, кто сегодня пытается оспорить научный характер теологии, исходят из определенных стереотипов, сложившихся в советскую эпоху и не изжитых до сего дня, в частности, из представления о том, что научный и религиозный подходы являются взаимоисключающими.

Однако необходимо указать на конвенциональный характер научности. Представление о том, что относится к науке, а что остается за ее пределами, является результатом определенной конвенции, то есть неформального взаимного соглашения ученых. Так, до научной революции XVII века наука была тождественна учености как таковой: представителем науки считался философ, эрудит, мудрец.

После возникновения научного естествознания утвердились критерии, отделяющие науку от не-науки: рациональность, эмпиричность и объективность. Эти критерии сохраняют свое значение и сегодня, однако научность определяется не только ими. В процессе развития науки сменялись научные парадигмы, и то, что раньше научным не считалось, приобретало научный статус. Помимо естественных и точных, появлялись новые гуманитарно-общественные науки, которые не сразу нашли свое место в академическом пространстве.

Некоторые из них обрели научный статус сравнительно недавно, например, психология, социология, культурология. Кроме того, новые научные дисциплины возникли в результате междисциплинарного взаимодействия: в рамках естественных наук (например, биохимия) и на пересечении гуманитарных и естественных наук (когнитивистика). Иными словами, наука прирастала новыми дисциплинами, и этот процесс, скорее всего, будет продолжаться.

Следует обратить внимание и на то, что признание новых научных дисциплин было связано с их институциализацией: с течением времени в университетах открывались новые профильные кафедры, а затем и факультеты. Достаточно вспомнить, как непросто в университетское пространство входила социология, а ведь сегодня никто не подвергает сомнению ее научный статус.

Это указывает и на другое важное обстоятельство. Научными признаются те исследовательские направления, которые включены в организационную структуру образовательных и научно-исследовательских учреждений. Однако такое включение является не только признанием научности определенной дисциплины, но и залогом того, что осуществляемая в рамках этой дисциплины исследовательская и образовательная деятельность будет соответствовать научным критериям.

Таким образом, включение теологии в комплекс научных дисциплин ― это многофакторный процесс . Необходимо понимание того, что определенные теологические дисциплины являются научными с точки зрения методологии исследования и процедуры его квалификации в качестве научного.

Признание научного статуса теологии соответствует современному мировому опыту и стратегии интеграции отечественной науки в мировое научное сообщество. Но важно, чтобы теология стала открытой к общественным и социальным проблемам , решаемым в нашей стране, а ее роль в общем научно-гуманитарном пространстве полноценно использовалась для развития межрелигиозного диалога и сотрудничества .

Важный вопрос ― отсутствие в академическом сообществе понимания критериев, определяющих научный статус теологии, что побуждает некоторых представителей этого сообщества к критике, далеко стоящей от конструктивной позиции.

Буду опираться в анализе и примерах на православную традицию, которую я представляю. Обращение к ней позволяет нам для удобства использовать термины теология и богословие как взаимозаменяемые.

Напомню, что в православной традиции богословие ― это ценностно-мировоззренческое ядро веры. Оно ― основа нормативности, не относящаяся к науке. Однако оно изучается специальными богословскими дисциплинами, которые излагают, толкуют и обосновывают учение Церкви.

Так, например, догматическое богословие ― это развернутое изложение основных вероучительных истин, обязательных для всех членов Церкви. С вероучением тесно связаны такие дисциплины, как апологетика, нравственное и пастырское богословие, в рамках которых вероучение применяется к различным областям церковной жизни ― миссии, религиозно-нравственной проповеди, душепопечению.

Еще один пример: патрология , занимающаяся изучением древней церковной письменности. Ее предметная область ― богословские тексты и творчество церковных писателей древности. В этом смысле она подобна таким дисциплинам и научным специальностям, как история философии или история литературы.

Замечу, что в последние десятилетия в России появилось немало самостоятельных патрологических исследований светских и церковных ученых, многие из которых отнюдь не уступают трудам зарубежных коллег. Были сделаны новые переводы святоотеческих творений, снабженных научными комментариями и справочным аппаратом, переведены на русский язык и введены в научный оборот фундаментальные труды зарубежных авторов.

Другим примером может служить литургика , предметом которой является богослужение, и примыкающие к ней смежные дисциплины, например, история церковного пения.

Завершу список примеров библеистикой , которая также имеет свой особый предмет, проблемное поле, методы исследования. В современной библеистике широко используется междисциплинарный подход. Исследование Священного Писания невозможно без глубокого изучения древних языков (еврейского, греческого, арамейского, сирийского, коптского, латинского и др.) и сравнительного языкознания, оно требует глубокой осведомленности в области истории и культуры древнего мира. Изучение Библии ― это не просто изучение древнего текста, это изучение и богатейшей истории его интерпретации.

Богословскими именуются такие специальные дисциплины, изучаемые и преподаваемые в духовных школах, как история Церкви, каноническое право, христианская археология, история христианского искусства. Эти дисциплины являются богословскими, поскольку непосредственно связаны с жизнью Церкви, однако с точки зрения внутренней организации и методологии они аналогичны другим гуманитарным и общественным наукам. Их вполне можно назвать теологическими, отнести к научной специальности «Теология» и включить в новую отрасль знания.

Попутно отмечу, что говорить о теологии как «новой» отрасли знания можно только в нынешнем российском контексте . Исторически именно теология стояла у истоков университетского образования, и все крупнейшие университеты Западной Европы начинались как теологические школы.

Хотел бы особо остановиться на важнейшей тенденции последних лет в российском образовательном пространстве: постепенном сближении сферы конфессионального духовного образования со сферой светского образования . В советское время эти сферы были разведены, между ними была выстроена глухая непроходимая стена. Сегодня эта стена разрушена, свидетельством чему стала, в частности, государственная аккредитация нескольких ведущих духовных школ Русской Православной Церкви.

Готовя наши учебные заведения к аккредитации (а процесс этот еще далек от завершения), мы заботимся о том, чтобы вывести их на тот научный уровень, на котором находится светское высшее образование в современной России. Это касается не только технических параметров (количества квадратных метров на студента, наличия физкультурного зала и т.п.), но и требований, предъявляемых к научным программам, к самой методике обучения. Аккредитацию получают только те духовные школы, которые в полной мере соответствуют формальным критериям, предъявляемым государством к высшим учебным заведениям.

Одним из действий, направленных на повышение уровня образования в наших духовных школах, стало введение единого образовательного стандарта . До этого учебные программы одной семинарии или академии могли разительно отличаться от программ другой духовной школы аналогичного уровня. Теперь все духовные школы занимаются по единому стандарту.

Еще одним масштабным проектом, который осуществляется в Русской Православной Церкви под непосредственным наблюдением Святейшего Патриарха и Высшего Церковного Совета, является создание новых учебников для духовных школ . До недавнего времени наши студенты занимались либо по дореволюционным учебникам, либо по литературе, выпущенной в эмиграции. Пришло время обновить весь корпус учебной литературы для того, чтобы каждая дисциплина преподавалась на современном научном уровне.

Сегодня я рад представить высокому собранию сигнальные экземпляры трех учебных пособий, которые вчера были обсуждены и одобрены на заседании Высшего Церковного Совета.

Первое из них называется «История нехристианских религий». Это подробное и безоценочное описание религиозных учений и традиций монотеистических религий ― ислама и иудаизма, а также иных религий, включая индуизм, буддизм, конфуцианство. Учебник уже опробован в преподавании в Сретенской духовной семинарии и получил высокую оценку специалистов, в том числе светских.

Еще одно учебное пособие называется «Четвероевангелие». Это первый том из задуманного трехтомника. Книга призвана научить студента самостоятельно работать с текстом Евангелия, сличать параллельные повествования Евангелистов, выявлять между ними пункты различия и сходства. Учебник знакомит студента с древними и современными толкованиями евангельских текстов.

Наконец, третье учебное пособие ― антология древнехристианской письменности под общим названием «Святые Отцы и учители Церкви». Это хрестоматия, являющаяся приложением к учебнику по патрологии, который еще находится в стадии написания.

Почему я представляю эти учебники здесь, в стенах университета «МИФИ», где собрались представители светских учебных заведений? Потому что данные учебники создаются не только для духовных школ . Я надеюсь, что они будут не в меньшей степени востребованы на кафедрах теологии светских университетов. Ведь наличие современных учебных пособий ― важнейший фактор успеха нашего общего начинания. А я воспринимаю формирование отрасли «Теология» как общий проект конфессиональных учебных заведений , будь то православных, исламских и иудейских, и светских университетов, в которых развивается эта научная отрасль.

В заключение своего доклада хотел бы обратить внимание на то, что нам необходимо сделать в ближайшее время.

В последний день мая Президиум ВАК принял рекомендацию о присуждении ученых степеней не по «смежным» отраслям, как это предполагалось раньше (философия, история и др.), а именно по теологии. Это означает, что теперь в своих исследованиях теолог уже не обязан «подгонять» богословские темы под эти смежные науки и работать с оглядкой на специфику конкретно-научных методологий или академических привычек, распространенных в соответствующих сообществах специалистов. Мы можем смело опираться на собственно теологическую методологию и разработку теологической проблематики (включая вопросы догматического, литургического пастырского богословия, библеистики и др.).

Это ставит перед нами новые задачи по наполнению отрасли знания «Теология» реальным контентом. Как я уже говорил, теология ― не аналог религиоведения . Она не может быть обезличенной с религиозно-конфессиональной точки зрения. Паспорт единственной научной специальности 26.00.01, столь похожий на паспорт религиоведческой дисциплины, не отражает ни содержания, ни задач теологии.

На нынешнем этапе необходимо выделить внутри отрасли знания «Теология» конкретные направления ― православное, исламское, иудейское. Полагаю, что проектирование теологии как отрасли знания должно учитывать перспективу постепенного формирования полноценных групп специальностей , относящихся к определенной религиозной традиции или конфессии.

Убежден в том, что отрасль должна строиться по религиозно-конфессиональному принципу . Деление теологии на три группы специальностей будет подобно тому, как, например, филологические науки делятся на литературоведение и языкознание, а физико-математические включают в себя астрономию, механику и так далее. Только принципом деления в этом случае будет принадлежность определенной религиозно-конфессиональной традиции.

В каждой из таких групп на данном этапе можно предусмотреть по одной одноименной специальности. В дальнейшем, по мере реального наполнения каждой из специальностей научными достижениями и появления профильных специалистов, внутри конфессиональных групп специальностей можно постепенно вводить дифференцированные специальности, разукрупняя имеющиеся.

Для того, чтобы развивать научную отрасль «Теология», мы должны не смешивать религиозные традиции, а изучать каждую из них в отдельности . При этом важно находить в них, при всех вероучительных и культурных отличиях, общее ценностно-мировоззренческое ядро, и исследовать его с позиций теологии. В этом залог взаимодействия различных религий, этносов и культур, а в долгосрочной перспективе ― залог сохранения единства нашей великой многонациональной страны, которое мы обязаны сберечь не только для себя, но и для будущих поколений.

14 июня 2017 года состоялось открытие Первой Всероссийской научной конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве».

Цель форума, который проходит при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации на базе Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» и Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, ― обсуждение актуальных теоретических и практических проблем становления теологической отрасли знания и развития теологических образовательных программ в современной России.

В подготовке и проведении конференции принимают участие высшие учебные заведения, на базе которых действует Объединенный диссертационный совет по специальности «Теология», а также Экспертный совет по теологии Высшей аттестационной комиссии при российском Министерстве образования и науки, Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по УГСН «Теология», экспертная группа по теологии при Межрелигиозном совете России, Межведомственная координационная группа Московского Патриархата по преподаванию теологии в вузах.

Участниками и почетными гостями мероприятия стали православные иерархи и священнослужители, руководители традиционных религиозных общин России, представители Администрации Президента Российской Федерации, Министерства образования и науки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Высшей аттестационной комиссии, Межведомственной координационной группы Московского Патриархата по преподаванию теологии в вузах, ректоры высших учебных заведений.

В числе участников конференции от Русской Православной Церкви ― председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, заведующий кафедрой теологии МИФИ митрополит Волоколамский Иларион; митрополит Тульский и Ефремовский Алексий; митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан; митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий; митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, ректор Ставропольской духовной семинарии; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, ректор Саранской духовной семинарии; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских духовных академии и семинарии; епископ Дмитровский Феофилакт; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав; епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской духовной семинарии; епископ Глазовский и Игринский Виктор; епископ Среднеуральский Евгений; ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев; ректор РПУ игумен Петр (Еремеев); ректор Курской духовной семинарии архимандрит Симеон (Томачинский); ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин); декан ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский; заместитель директора Института богословия и пастырской педагогики при РХГА протоиерей Олег Скоморох; председатель отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии иеромонах Онисим (Бамблевский); проректор по науке ПСТГУ протоиерей Константин Польсков; проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин); проректор ОЦАД по научной работе Д.В. Шмонин и другие.

В начале заседания митрополит Волоколамский Иларион огласил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

«Признание государством теологии как научной специальности, создание диссертационных советов и экспертного совета ВАК знаменует собой начало нового этапа в истории российского образования и науки. Все это свидетельствует о том, что общество постепенно освобождается от груза ложных представлений и идеологических штампов прошлого, в соответствии с которыми вне науки оставалось знание, не вписывавшееся в рамки материалистической философии и естествознания XIX века», ― констатирует Предстоятель Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл отметил, что сегодня среди ученых крепнет осознание того, что теология, которая прежде всего является систематическим выражением религиозной веры, представляет собой также и систем дисциплин, отвечающих критериям научности. «Искусственно отделять этот мощный пласт гуманитарного знания от науки и образования ― значит обкрадывать нашу культуру, лишать ее исторической памяти, мировоззренческих и ценностных основ», ― уверен Его Святейшество.

В выступлении на конференции министр образования и науки О.Ю. Васильева сообщила о том, что подписан приказ, согласно которому теперь в России возможно присуждение ученых степеней кандидатов и докторов теологии. Научная специальность «Теология» появилась в России еще в 2015 году, однако специальных ученых степеней для теологов не предусматривалось.

«Мне кажется, что особое внимание нам нужно обратить на подготовку научных кадров. Поэтому встает следующий вопрос ― это укрепление, усиление кафедр теологии», - сказала О.Ю. Васильева. По ее словам, в России нет никаких препятствий для того, чтобы данная область науки развивалась, и это только начало пути. Министр образования также отметила, что в вузах будет увеличено число бюджетных мест на специальность «Теология».

В прозвучавшем далее послании главы Администрации Президента Российской Федерации А.Э. Вайно признание теологии в России как комплексной научной и образовательной дисциплины названо «важным и значимым результатом многолетнего конструктивного взаимодействия органов власти, религиозных организаций, педагогических и экспертных сообществ, мощным стимулом для развития гуманитарного знания». Обращение огласил помощник Президента РФ А.А. Фурсенко.

По мнению выступившего далее руководителя Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки, ректора Российского университета дружбы народов В.М. Филиппова, сегодня отношение к теологическому образованию в российском обществе строится на основе мифов и устаревших стереотипов. «Эти стереотипы вызваны отчасти идеологической зашоренностью, обусловленной воздействием агрессивной антирелигиозной пропаганды на протяжении многих десятилетий», ― отметил он, констатировав, что теология не сводится к религиоведению и является комплексной научной дисциплиной, охватывающей значительную область гуманитарного знания.

Напомнив, что в России согласно Закону об образовании оно неразрывно связано с воспитанием, В.М. Филиппов указал: «В области теологического образования важным направлением является духовное воспитание молодежи».

Затем председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом .

По свидетельству владыки Илариона, на протяжении многих десятилетий теология была искусственно выброшена из образовательного пространства, однако сейчас эта противоестественная ситуация исправлена, и теология заняла свое законное место в системе гуманитарных наук, преподаваемых в светском университете.

При этом, напомнил архипастырь, с самого начала проект введения специальности «Теология» в светское образовательное пространство России носил межрелигиозный характер. «Теология ― систематическая форма выражения доктрины определенной религиозной традиции, ее вероучения, она формирует религиозное мировоззрение. Создание качественной и современной системы теологического образования в такой стране, как Россия, где на протяжении многих столетий в мире и согласии живут лица разных вероисповеданий, ― один из факторов устойчивого развития государства и межрелигиозного мира в нем», ― подчеркнул председатель ОВЦС.

Изучать религиозные феномены с теологической точки зрения означает изучать их в обширном контексте религиозной традиции, как и изучение философских текстов и идей требует их рассмотрения в контексте философской традиции, напомнил иерарх: «И для этого необходимо систематическое теологическое образование, важным элементом которого является внутренняя коммуникация в сообществе теологов, включающем и преподавателей, и учащихся. В этом отношении теология обладает всеми чертами, характерными для других научных дисциплин. Соединение в рамках теологии личного опыта и теологических компетенций с научной методологией исследования дает эффект, который невозможен при внешнем, отстраненном подходе к религии». Было отмечено, что теологические компетенции и теологические взгляды на изучаемые явления и процессы полезны, а иногда необходимы специалистам в других науках, в поле зрения которых находятся человек, природа или общество.

Признание научного статуса теологии соответствует современному мировому опыту и стратегии интеграции отечественной науки в мировое научное сообщество, констатировал владыка Иларион, подчеркнув: «Но важно, чтобы теология стала открытой к общественным и социальным проблемам, решаемым в нашей стране, а ее роль в общем научно-гуманитарном пространстве полноценно использовалась для развития межрелигиозного диалога и сотрудничества».

При этом выступающий отметил, что говорить о теологии как «новой» отрасли знания можно только в нынешнем российском контексте. Исторически именно теология стояла у истоков университетского образования, и все крупнейшие университеты Западной Европы начинались как теологические школы.

Митрополит Волоколамский Иларион особо остановился на важнейшей тенденции последних лет в российском образовательном пространстве: постепенном сближении сферы конфессионального духовного образования со сферой светского образования. «В советское время эти сферы были разведены, между ними была выстроена глухая непроходимая стена, ― напомнил он. ― Сегодня эта стена разрушена, свидетельством чему стала, в частности, государственная аккредитация нескольких ведущих духовных школ Русской Православной Церкви».

Одним из действий, направленных на повышение уровня образования в духовных школах Русской Православной Церкви, стало введение единого образовательного стандарта. До этого учебные программы одной семинарии или академии могли разительно отличаться от программ другой духовной школы аналогичного уровня.

Как рассказал владыка участникам конференции, еще одним масштабным проектом, который осуществляется в Русской Православной Церкви, является создание новых учебников для духовных школ. Архипастырь представил собравшимся сигнальные экземпляры трех учебных пособий, которые накануне были одобрены на заседании Высшего Церковного Совета.

Коснувшись решения о присуждении ученых степеней не по «смежным» отраслям, как это предполагалось раньше (философия, история и др.), а именно по теологии, ректор ОЦАД подчеркнул: «Это означает, что теперь в своих исследованиях теолог уже не обязан «подгонять» богословские темы под эти смежные науки и работать с оглядкой на специфику конкретно-научных методологий или академических привычек, распространенных в соответствующих сообществах специалистов. Мы можем смело опираться на собственно теологическую методологию и разработку теологической проблематики (включая вопросы догматического, литургического пастырского богословия, библеистики и др.). Это ставит перед нами новые задачи по наполнению отрасли знания «Теология» реальным контентом».

По мнению митрополита Илариона, на нынешнем этапе необходимо выделить внутри отрасли знания «Теология» конкретные направления ― православное, исламское, иудейское. «Полагаю, что проектирование теологии как отрасли знания должно учитывать перспективу постепенного формирования полноценных групп специальностей, относящихся к определенной религиозной традиции или конфессии», ― продолжил иерарх.

«Для того, чтобы развивать научную отрасль «Теология», мы должны не смешивать религиозные традиции, а изучать каждую из них в отдельности, ― выразил уверенность митрополит Волоколамский Иларион. ― При этом важно находить в них, при всех вероучительных и культурных отличиях, общее ценностно-мировоззренческое ядро, и исследовать его с позиций теологии. В этом залог взаимодействия различных религий, этносов и культур, а в долгосрочной перспективе ― залог сохранения единства нашей великой многонациональной страны, которое мы обязаны сберечь не только для себя, но и для будущих поколений».

В ходе пленарного заседания также прозвучали доклады ректора Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» М.Н. Стриханова и ректора Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, доктора философских наук, профессора А.А. Федорова.

В рамках программы форума в этот день также состоялись заседания круглых столов по темам: «Теология как отрасль знания: проблемы и перспективы», «Теология и образовательные стандарты», «Теология как пространство межконфессионального сотрудничества».

Работа Первой Всероссийской научной конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве» продлится до 15 июня.

14 июня 2017 года состоялось открытие Первой Всероссийской научной конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве».

Цель форума, который проходит при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации на базе Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» и Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, ― обсуждение актуальных теоретических и практических проблем становления теологической отрасли знания и развития теологических образовательных программ в современной России.

В подготовке и проведении конференции принимают участие высшие учебные заведения, на базе которых действует Объединенный диссертационный совет по специальности «Теология», а также Экспертный совет по теологии Высшей аттестационной комиссии при российском Министерстве образования и науки, Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по УГСН «Теология», экспертная группа по теологии при Межрелигиозном совете России, Межведомственная координационная группа Московского Патриархата по преподаванию теологии в вузах.

Участниками и почетными гостями мероприятия стали православные иерархи и священнослужители, руководители традиционных религиозных общин России, представители Администрации Президента Российской Федерации, Министерства образования и науки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Высшей аттестационной комиссии, Межведомственной координационной группы Московского Патриархата по преподаванию теологии в вузах, ректоры высших учебных заведений.

В числе участников конференции от Русской Православной Церкви ― председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, заведующий кафедрой теологии МИФИ митрополит Волоколамский Иларион; митрополит Тульский и Ефремовский Алексий; митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, ректор Казанской духовной семинарии; митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий; митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, ректор Ставропольской духовной семинарии; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, ректор Саранской духовной семинарии; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских духовных академии и семинарии; епископ Дмитровский Феофилакт; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав; епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской духовной семинарии; епископ Глазовский и Игринский Виктор; епископ Среднеуральский Евгений; ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев; ректор РПУ игумен Петр (Еремеев); ректор Курской духовной семинарии архимандрит Симеон (Томачинский); ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин); декан ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский; заместитель директора Института богословия и пастырской педагогики при РХГА протоиерей Олег Скоморох; председатель отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии иеромонах Онисим (Бамблевский); проректор по науке ПСТГУ протоиерей Константин Польсков; проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин); проректор ОЦАД по научной работе Д.В. Шмонин и другие.

В начале заседания митрополит Волоколамский Иларион огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

«Признание государством теологии как научной специальности, создание диссертационных советов и экспертного совета ВАК знаменует собой начало нового этапа в истории российского образования и науки. Все это свидетельствует о том, что общество постепенно освобождается от груза ложных представлений и идеологических штампов прошлого, в соответствии с которыми вне науки оставалось знание, не вписывавшееся в рамки материалистической философии и естествознания XIX века», ― констатирует Предстоятель Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл отметил, что сегодня среди ученых крепнет осознание того, что теология, которая прежде всего является систематическим выражением религиозной веры, представляет собой также и систем дисциплин, отвечающих критериям научности. «Искусственно отделять этот мощный пласт гуманитарного знания от науки и образования — значит обкрадывать нашу культуру, лишать ее исторической памяти, мировоззренческих и ценностных основ», ― уверен Его Святейшество.

В выступлении на конференции министр образования и науки О.Ю. Васильева сообщила о том, что подписан приказ, согласно которому теперь в России возможно присуждение ученых степеней кандидатов и докторов теологии. Научная специальность «Теология» появилась в России еще в 2015 году, однако специальных ученых степеней для теологов не предусматривалось.

«Мне кажется, что особое внимание нам нужно обратить на подготовку научных кадров. Поэтому встает следующий вопрос ― это укрепление, усиление кафедр теологии», — сказала О.Ю. Васильева. По ее словам, в России нет никаких препятствий для того, чтобы данная область науки развивалась, и это только начало пути. Министр образования также отметила, что в вузах будет увеличено число бюджетных мест на специальность «Теология».

В прозвучавшем далее послании главы Администрации Президента Российской Федерации А.Э. Вайно признание теологии в России как комплексной научной и образовательной дисциплины названо «важным и значимым результатом многолетнего конструктивного взаимодействия органов власти, религиозных организаций, педагогических и экспертных сообществ, мощным стимулом для развития гуманитарного знания». Обращение огласил помощник Президента РФ А.А. Фурсенко.

По мнению выступившего далее руководителя Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки, ректора Российского университета дружбы народов В.М. Филиппова, сегодня отношение к теологическому образованию в российском обществе строится на основе мифов и устаревших стереотипов. «Эти стереотипы вызваны отчасти идеологической зашоренностью, обусловленной воздействием агрессивной антирелигиозной пропаганды на протяжении многих десятилетий», ― отметил он, констатировав, что теология не сводится к религиоведению и является комплексной научной дисциплиной, охватывающей значительную область гуманитарного знания.

Напомнив, что в России согласно Закону об образовании оно неразрывно связано с воспитанием, В.М. Филиппов указал: «В области теологического образования важным направлением является духовное воспитание молодежи».

Затем председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом «Теология в современной России: становление отрасли».

В рамках программы форума в этот день также состоялись заседания круглых столов по темам: «Теология как отрасль знания: проблемы и перспективы», «Теология и образовательные стандарты», «Теология как пространство межконфессионального сотрудничества». Панельную дискуссию «Теология в образовании и воспитании современного человека» провел митрополит Волоколамский Иларион. На заседании выступил глава Татарстанской митрополии.

Благодарю, владыка митрополит, за то, что Вы совместно с Министерством образования, с научной общественностью, со многими вузами организовали данную конференцию — действительно, первую, которая в какой-то степени задаст тон и движение, по которому должна развиваться теологическая наука.

Современная Россия является многоконфессиональной страной, об этом мы много говорили. Мы говорили и о том, что кафедры теологические должны подготовить специалистов. Вернемся в недалекое прошлое — в 90-е годы. Посмотрите, с каким энтузиазмом наш народ откликнулся на религиозную свободу. С другой стороны, к нам направилось огромное количество представителей различных религиозных течений. На Западе говорили: «Россия — страна, закрытая для Евангелия». И наш неискушенный народ с открытым сердцем принял многих таких проповедников. Проблемы начались позже, когда выяснилось, что новоявленные «учителя» вовсе не собирались воспитывать своих адептов как полноценных членов российского общества, работающих на благо своего Отечества.

Правда, эти времена уже ушли, многое исправлено. Но вот недавно по телевидению услышал, как говорят: «Весьма печально, что появились лже-экстрасенсы». И это на «Первом канале»! Определение «лже-экстрасенсы» предлагает понимание, что есть экстрасенсы, которые являются по-настоящему «нужными и полезными», что это нормальное явление в религиозной жизни. Мы знаем, куда нередко заводит экстрасенсорика. На телеканалах показывают «Битву экстрасенсов», идёт некая пропаганда вот этих лжерелигиозных течений.

Возникает вопрос: а где же признанные научные авторитеты, которые дадут правильную оценку тем или иным религиозным течениям? Мы видим, что происходит нередко под флагом ислама, когда детей из университета уводят в эфемерный мир, ведущий к экстремизму.

Ответить на все эти вопросы, дать анализ религиозным течениям, дать анализ тем направлениям, которые способны на партнерские отношения с государством, имеют исторические корни, могут только люди с признанным в религиозной жизни и научной сфере авторитетом. Кафедра теологии как раз и должна заниматься этими вопросами.

Скажу о потенциале межконфессионального взаимодействия. Опять мы говорим о вузах светских и вузах духовных, о теологических факультетах. И удивительное дело: мы говорим о том, что теологические факультеты не в обязательном порядке должны чётко придерживаться той или иной религиозной доктрины, потому что приёмы научного подхода могут быть общими. Теологические факультеты могут стать площадкой для взаимодействия конфессий, ведь работа с текстами требует особой подготовки. Тексты священные в исламе — одни, в христианстве — другие, в иудействе — третьи, но инструментарий научного подхода един. Это очень важный аспект.

Мне хотелось бы вот ещё на что обратить внимание. Принимая во внимание светскость государственного образования, его внеконфессиональный характер, нужно понимать, что не может быть внеконфессиональной теологии. Любая теология, любая богословская система выражает вероучение той или иной конфессии, неразрывно связана с ней и прямо вытекает из тех положений, которые имеют для данной конфессии статус Божественного откровения и пользуются непререкаемым авторитетом. Если провести параллель с точными науками, можно сказать, что в теологии как и в математике есть аксиомы — истины, не подвергаемые сомнению, и теоремы — положения, имеющие статус соборных суждений, доказанных и проверенных опытом Церкви. Также есть и пространство нерешенных задач, варианты решения которых относятся к сфере частных богословских мнений. Иными словами, ни в коем случае нельзя нарушать связь, которая существует между преподаванием теологии и теологическими исследованиями соответствующей конфессии. В каждом отдельном случае — идет ли речь о кафедре, а тем более об отделении или о факультете теологии — должны быть созданы механизмы контроля содержания преподавания и научных исследований. Это могут быть, например, наблюдательные советы, в которые должны входить авторитетные представители соответствующей конфессии.

Дело здесь вовсе не в ограничении свободы научного исследования, а в соблюдении принципов теологического исследования, базирующихся, как уже было сказано выше, на Божественном откровении и исследованиях духовной традиции соответствующей конфессии.

Хотелось бы также сказать в этой связи несколько слов тем ученым, которые любят напоминать, что в своей научной деятельности они не нуждаются в гипотезе существования Бога. Мы совершенно не согласны с этим! Современный человек очень боится, что кто-то — в частности, Церковь — будет принуждать его принимать на веру те или иные догматы, тем самым ограничивая его свободу. Хотел бы успокоить таковых, напомнив слова апостола Павла: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). Это означает, что свой духовный выбор человек должен делать самостоятельно. Но в то же время, по мысли апостола Павла, подлинная свобода — духовная, которая невозможна вне действия Духа Божия. Теология, как и любая другая наука, имеет свой источник, а именно Божественное откровение, пусть и различно понимаемое и интерпретируемое различными конфессиями. Наиболее активным поборникам научного догматизма посоветовал бы выступить не только против преподавания теологии в вузах, но, например, и против возведения эволюционной теории Дарвина, которая до сих пор остается всего лишь теорией, в ранг непогрешимого научного учения.

Считаю также возможным отметить, что факультеты, отделения и кафедры теологии должны быть в центре внимания не только соответствующих конфессий, но и государства. Если конфессии должны следить за содержанием преподавания и научных исследований в области теологии, то государству, прежде чем принимать решение об аккредитации, следует учитывать соотношение конфессиональных сил, представленных в конкретном регионе. Думаю, было бы справедливым и важным стремиться к тому, чтобы региональные кафедры теологии отражали реальное соотношение «конфессиональных сил» в данном субъекте Федерации.

Говорю об этом не «от ветра головы своея», а из личного опыта, потому что многие годы нёс послушания в регионах, где или преобладает мусульманское население, или же это практически соотношение 50 на 50, как сейчас в Татарстане. Хотел бы сказать, что мы находим взаимопонимание и у нас практически нет межконфессиональных конфликтов, потому что мы постоянно в какой-то степени координируем действия. Да, мы отстаиваем свои религиозные истины, но точек соприкосновения у нас, живущих в одном обществе, достаточно много.

Хотел бы обратить внимание ещё вот на какой вопрос. Нередко говорят: «Вы знаете, что у нас есть религиоведение. Зачем нам теология?» Надо понимать, что религиоведение как раз с внешних, якобы объективных, позиций изучает религии, сравнивает их между собой, анализирует религиозную ситуацию в обществе. При этом предполагается, что сам религиовед должен быть свободен от каких-либо религиозных взглядов, а если он их имеет, то эти взгляды не должны влиять на результаты его исследований. Здесь следует отметить, что исследование религий с внешних позиций далеко не тождественно их объективному изучению, не говоря уже о постановке актуальных богословских проблем, разрешение которых имеет значение не только для отдельно взятой конфессии. Религиоведение занимается почти исключительно описанием феноменов религиозной жизни, вероучительных систем и конфессиональных доктрин. В поле зрения этой науки совершенно не входит генезис богословских проблем, оценка их актуальности или степени их угрозы для общества. Да и могут ли быть результаты религиоведческих исследований абсолютно авторитетными и единственно верными в обществе, 90% граждан которого идентифицируют себя как принадлежащих к той или иной конфессии?

ссылке .

Конференция проводится при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации на базе Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» и Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия.

Конференция пройдет в НИЯУ «МИФИ» по адресу: Москва, Каширское шоссе, дом 31.

Цель конференции – обсудить актуальные теоретические и практические проблемы становления теологической отрасли знания и развития теологических образовательных программ в современной России.

ОРГКОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ
Митрополит Волоколамский Иларион (председатель оргкомитета),
М.Н. Стриханов (заместитель председателя оргкомитета),
Е. И. Пивовар (заместитель председателя оргкомитета)
прот. Владимир Воробьев, В.А. Мау, В.А. Садовничий

Организации и объединения,
принимающие участие в подготовке и проведении конференции

Высшие учебные заведения, на базе которых действует объединенный диссертационный совет Д 999.073.04 по специальности 26.00.01 Теология; экспертный совет по теологии ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации; Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по УГСН 48.00.00 «Теология»; Межрелигиозный совет России, экспертная группа по теологии; Межведомственная координационная группа Московского Патриархата по преподаванию теологии в вузах.

ПОЧЕТНЫЕ ГОСТИ КОНФЕРЕНЦИИ

Руководители (представители) Администрации Президента Российской Федерации, Министерства образования и науки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ; члены Президиума Межрелигиозного совета России, Межведомственной координационной группы Московского Патриархата по преподаванию теологии в вузах; ректоры высших учебных заведений.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КОНФЕРЕНЦИИ

Торжественное открытие. Пленарное заседание

11:00 – Открытие конференции.

Приветствия участникам конференции

11:45 – 13:00 – Пленарные доклады

  • Митрополит Волоколамский Иларион – ректор Общецерковной аспирантуры и аспирантуры, доктор философских наук, доктор богословия. «Теология в современной России: становление отрасли»
  • В.А. Садовничий – ректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, академик (тема уточняется).
  • А.А.Федоров – ректор Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, доктор философских наук, профессор «Теология и педагогическое образование»

13:00-14:30 Обед

Панельная дискуссия Теология в образовании и воспитании современного человека (Участвуют представители Министерства образования и науки, ректоры светских и церковных вузов.)

Круглые столы

Теология как пространство межконфессионального сотрудничества

Теология и епархиальный совет по теологическому образованию

Круглые столы

Теология и образовательные стандарты

Теология как отрасль знания: проблемы и перспективы

По окончании работы мероприятий конференции

Открытое (расширенное) заседание программной, редакционной и рабочей групп оргкомитета по подготовке итогового документа конференции.

Для участников конференции необходима предварительная регистрация

на странице оргкомитета:



Похожие статьи