Высшее богословское образование в россии. Необходимость теологического образования в современной россии Но это история

51.8

Для друзей!

Справка

Теология - это комплекс наук об истории вероучений, о формах религиозной жизни, религиозном культурном наследии (религиозное искусство, памятники религиозной письменности), о религиозной научной деятельности и образовании. Теология изучает религиозное мировоззрение изнутри. Ее еще называют нерелигиозным богословием.

За пределами России теологию относят к гуманитарным дисциплинам, как, например, философию. Такие известные американские университеты и колледжи, как Гарвардский, Йельский и Принстонский, изначально были основаны специально для обучения христианского духовенства.

Сегодня в России идет возрождение религиозных традиций, изучается богатое духовное наследие наших предков. В программы вузов добавляется специальность «Теология».

Описание деятельности

Выпускники программы «Теология» могут заниматься научно-исследовательской, учебно-воспитательной и экспертно-консультативной работой. Теологи служат в религиозных учреждениях (церковных приходах, мечетях, буддистских храмах), преподают в учебных заведениях, работают в светских учреждениях.

В приходе теолог организует культурно-досуговую деятельность, проводит воспитательную работу с детьми и молодежью, подготавливает религиозные праздники (Рождество, Курбан-байрам,Пасха).

В светских учреждениях и воинских частях теологи проводят религиозно-просветительскую деятельность.

Специалисты в области теологии активно взаимодействуют с местными органами государственной власти. С целью привлечения прихожан в храм теолог разрабатывает и воплощает в жизнь социальные проекты (строительство центров реабилитации, домов милосердия, осуществление психологической помощи по телефону доверия).

В процессе работы теолог изучает большое количество литературы на разных языках. Например, специалист в области православной теологии безупречно владеет русским и классическими церковными языками: церковнославянским, древнегреческим, латинским. А теологам ислама кроме знания русского и национального языков понадобится еще и арабский.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

Обязанности специалиста зависят от места его службы. Теологи-преподаватели читают соответствующие дисциплины (теология, философия, богословие, история религии) в образовательных учреждениях, проводят воспитательные мероприятия в детских садах.

Специалисты учреждений госбезопасности выступают в качестве аналитиков по профилактике деятельности экстремистских культов и сект. Теологи, работающие в общественных организациях и СМИ, консультируют и дают независимую экспертную оценку по вопросам религий. В обязанности теолога, служащего в церкви или мечети, входит организация кружков и секций, молодежных клубов, организация отдыха для детей и взрослых. В учреждениях социальной адаптации и реабилитации этот специалист проводит беседы с пациентами.

Теологи часто выполняют обязанности переводчиков с церковно-славянского, арабского, греческого, латинского и других языков. Они сопровождают туристические группы, как правило, паломников.

Особенности карьерного роста

Теолог - универсальный специалист. Он может реализовать себя в совершенно разных отраслях. Теологи востребованы в качестве школьных учителей (предмет «Основы религий»). В высших и средних специальных учебных заведениях они преподают такие дисциплины, как религиоведение, церковные языки, основы религии. Также специалист в области теологии может работать в научно-исследовательских учреждениях, книжных издательствах и средствах массовой информации в качестве переводчика или редактора религиозных текстов. Владея иностранными языками, теолог может найти себя в сфере религиозного туризма.

Часть выпускников специальности «Теология» в зависимости от изучаемой ими религии, устраиваются работать в церкви или мечети. Здесь они могут дослужиться до настоятеля.

Характеристика сотрудника

Теолог - профессионал с широким кругозором. Он вооружен знаниями, как в области религии, так и в области общегуманитарных и естественно-научных дисциплин. В частности, он отлично разбирается в социологии, психологии, педагогике, политологии, истории и культуре разных народов. Теолог постоянно совершенствует и расширяет свои знания, для чего необходима хорошая долговременная память. Научно-исследовательская и методическая работа потребует от него аналитического и логического мышления, развитого литературного языка. А работа в области образования, воспитания, а также социальной направленности - коммуникабельности и ораторского мастерства. Он должен быть терпеливым, доброжелательным, отзывчивым, уметь внимательно выслушать и поддержать человека.

Конец XX века ознаменовался для России огромными политическими и социокультурными изменениями. Например, окончание холодной войны и открытие железного занавеса содействовали большей открытости нашей страны к восприятию новых идей. Именно поэтому Россия в настоящее время переживает духовно-нравственный кризис, который является отражением глубинных процессов, происходящих в социокультурной сфере. Россия утратила официальную идеологию, значительную часть нравственных и духовных идеалов, разрушилась система управления, в функции которой входило воспитание молодежи. Основанием для сложившейся ситуации послужило то, что в последние десятилетия всему миру, в том числе и России, в качестве образца государственного устройства предлагался деидеологизированный либеральный стандарт, суть которого заключается в установлении приоритета потребительских интересов над нравственными и религиозными ценностями. Либеральная модель не только не содействует сглаживанию противоречий в области государственно-конфессиональных и этноконфессиональных отношений, но и, по большому счету, обостряет их.

Политический и социально-экономический кризисы способствовали разобщению общества, его расколу по социальному и этноконфессиональному признаку. Это, в свою очередь, вызвало активизацию архаических ментальных стереотипов и ритуально-символических элементов культур, представленных в России. Атрибутами посттоталитарной культуры стали бинарная структура восприятия и оценка мира («свой-чужой», «хороший-плохой»), агрессивность, страх перед переменами, негативное восприятие демократических преобразований и психологическая неготовность к ним. Поэтому, современность диктует необходимость переосмысления сложившейся системы ценностей, сформировавшейся в процессе становления западной цивилизации и навязывающейся остальному миру в процессах глобализации. В этих условиях необходимо формирование новых культурных доминант и подходов становления гражданской культуры, отвечающих современным реалиям и основанных на традиционных ценностях.

Хотелось бы отметить, что наиболее приоритетной ценностью, обеспечивающей социальный прогресс общества, является образование. Следовательно, важнейшим шагом на пути к обеспечению духовной безопасности РФ является принятие всесторонних мер по развитию системы духовного образования. В отрыве от духовно-нравственных и религиозных традиций, этнических особенностей народов невозможно формировать мировоззренческие аспекты личности. Религия народа, с которой позиционирует себя современный молодой человек, непременно оказывает влияние на личностные качества, поведение, социальную адаптацию. Поэтому, теологическое образование, направленное на духовное обновление России, гарантирует обеспечение безопасности развития личности, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, воспитание патриотизма и гуманизма. Теологическое образование также позволяет повысить культурный и научный потенциал страны путем нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению религиозного экстремизма, сепаратизма, и, вызванных ими социальных межэтнических и межрелигиозных конфликтов, а также терроризма на религиозной почве. Образование является важнейшим конструктором общества, так как именно образование является тем механизмом, благодаря которому культурные достижения транслируются от одного поколения к другому. В течение длительного времени теология оставалась тем ядром, вокруг которого формировалась вся система знания. Поэтому, не случайно именно в 90-е годы XX столетия в ответ на потребности социальной практики рождается современное российское теологическое образование. В кризисные периоды развития общества стремление к образованию является своеобразной инстинктивной силой, в значительной степени благодаря которой кризисные явления преодолевались. Так что потребности современного общества в формировании нового социокультурного, духовного потенциала совершенно очевидны. Современное российское общество не формируется заново, а восстанавливается, именно поэтому необходимо опираться на традиции, восстанавливать все лучшее из своего исторического прошлого. Следовательно, очевидна значимость теологического образования для дальнейшего общественного развития и восстановления общественных структур, традиционных для России. Это касается всех сторон общественной жизни: и социально-политической, и хозяйственно-экономической и культурно-образовательной, т. к. основы мировоззрения, ценностные ориентиры закладываются в большей степени в семье и школе, университете. Полноценное восстановление структур гражданского общества невозможно без наличия специалистов в области религиоведения, межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношений, не скованных традицией философской критики религий.

Недостаточное взаимодействие религиозных организаций и государства в сфере образования может само являться причиной этнических и межконфессиональных проблем. Сегодня очень важно понимать, что религиозный экстремизм процветает в первую очередь из-за религиозного невежества. Традиционное понимание религии и религиозной культуры приближает к просветлению, святости, но не к бандитизму и жестокости. Поэтому, прежде всего, важно устранить религиозную неграмотность не только в сфере государственного управления и образования, что представляется возможным только лишь при наличии хорошо подготовленных кадров: педагогов, экспертов, консультантов в области религиоведения, прекрасно владеющих тонкостями вероучений, основных конфессий России.

Не смотря на это, мировая и отечественная тенденция развития современного образования имеют ярко выраженную прагматическую направленность. Тем не менее, все чаще социальный заказ родителей российских школьников имеет духовно-нравственную направленность. В отечественном образовании имеет место явная тенденция получить в итоге учебно-воспитательного процесса, прежде всего, личность духовно зрелую, а не только владеющую суммой знаний, умений и навыков.

Религиозное образование и просвещение должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса, ведущего к высокому культурному уровню. Знание основ вероучения традиционных для России религий дает гарантии взаимопонимания, сохраняет и укрепляет межнациональные и межкультурные отношения, связывающие всех граждан России. Эта область связана с обеспечением духовной безопасности, усилением созидательных процессов в обществе. Хочется сказать, что главной конечной целью учебно-воспитательного процесса, наряду с адаптацией в социуме, успешной реализацией потенциала личности, определенного багажа знаний и навыков является духовная, нравственная личность, обогащенная традициями своего народа и страны.

Следует отметить, что на самых разных уровнях все отчетливее позиционируется необходимость создания единой «вертикали» системы теологического образования в России. Такая система призвана эффективно связать и обеспечить взаимосвязь всех видов религиозного обучения – начальных и воскресных школ, средних и средних профессиональных медресе, институтов и университетов, научных центров. Именно такая система должна обеспечить молодым поколениям россиян знание собственных религиозных традиций, создать условия для формирования гуманистического мировоззрения и толерантности и стать альтернативой прагматизации, американизации российской молодежи.

В настоящее время теология только возвращается в образовательное пространство России. Под теологией, как направлением подготовки высшего образования в России сегодня понимается светское религиозное образование. По своему содержанию теология имеет много общего с духовным образованием, так называемым богословием, но его задачи и функции иные. Теологическое образование не ставит своей целью подготовку священнослужителей, его цели носят преимущественно просветительский и научный характер, направленный на формирование подготовленных кадров в области межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношений.

Поэтому именно сегодня, когда происходит процесс интеграции российской системы образования в европейскую и мировую, развитие отечественного теологического образования и науки приобретает особую важность, так как является необходимым условием конкурентоспособности российского гуманитарного знания.

Хотелось бы также отметить, что при определении места и роли национально-религиозного фактора формирования личности в процессе образования следует считаться с особой ситуацией в области религиозного образования России. Она характеризуется двумя тенденциями: 1) интенсивным проникновением в образование и воспитание элементов западной культуры и поведенческих норм и 2) реакцией на агрессивную экспансию «Запада» полным замыканием в рамках собственной традиции, неприятием любых форм межкультурного сотрудничества и взаимодействия.

Развития событий по любому из этих вариантов желательно избежать. Хотелось бы надеяться на возможность сохранения и возрождения культур народов путем умелого сочетания настоящего и прошлого в истории каждого народа с лучшими традициями других народов.

Следовательно, развитие поликонфессионального теологического образования будет содействовать созданию преемственности в области науки и образования, сформированных традиционными конфессиями в условиях атмосферы мира и сотрудничества в России. Подготовка теологов является эффективным средством, препятствующим распространению псевдохристианских сект, фундаментализма в исламе и других антиобщественных и антигосударственных объединений.

Поэтому, религиозное образование и просвещение должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса, ведущего к высокому культурному уровню. Знание основ вероучения традиционных для России религий дает гарантии взаимопонимания, сохраняет и укрепляет межнациональные и межкультурные узы, связывающие всех граждан России. Эта область связана с обеспечением духовной безопасности, усилением созидательных процессов в обществе. В отрыве от духовно-нравственных и религиозных традиций, этнических особенностей народов невозможно формировать мировоззренческие аспекты личности. Религия народа, с которым позиционирует себя современный молодой человек, непременно оказывает влияние на личностные качества, поведение, его социальную адаптацию. Таким образом, теологическое образование, основной целью которого является формирование духовной безопасности России, с большой долей вероятности гарантирует воспитание здорового общества, где будут сохраняться и укрепляться традиционные нравственные ценности, воспитываться патриотизм. Теологическое образование прямо или косвенно позволяет повысить научный и культурный уровень страны через нейтрализацию условий, спoсобствующих возникновению сепаратизма, религиозного экстремизма, и, вызванных ими межрелигиозных и межэтнических конфликтов, а также терроризма на религиозной почве.

В Российском исламском институте (г. Казань) состоялся круглый стол на тему «Теология – учение о Боге и/или конфессиональное религиоведение».

Стоит отметить, что уникальность круглого стола состоялась в том, что проходил он в двух параллельных направлениях. Одна секция работала по направлению «Протестантизм глобальный и локальный в условиях современности», во второй секции обсуждалась тема «Теология – духовное и/или светское образование». Завершилась работа круглого стола объединенным заседанием его участников.

Основным организатором выступила Резеда Сафиуллина – кандидат филологических наук, руководитель НОЦ письменного наследия и археографии ИМОИФ КФУ.

Работу круглого стола по направлению исламской теологии начал ректор РИУ доктор политических наук, профессор кафедры религиоведения КФУ Рафик-хазрат Мухаметшин . Он сразу же задался вопросом: что собой представляет теология, какие, например, темы давать для написания курсовых и дипломных работ студентам? И сам же он высказал свою точку зрения. «Теология – это взгляд на религию изнутри, в отличие от религиоведения. Теология смотрит не только на учение о Боге, но и на существование мусульман внутри сообщества. Неправильно сужать теологию только к атрибутам Бога, ангеологии и т. д. Теология смотрит на эти вопросы намного шире. Теология подразумевает внутриконфессиональный подход», - отметил Рафик Мухаметшин.

Гульфия Хабибуллина, декан теологического факультета Московского исламского института: На сегодняшний день религия отделена от государства. И для нас это плюс. Мы сами можем предлагать систему исламского образования. Содержание образования выбирается сначала для университетов, потом медресе и мактабов. С появлением стандарта по теологии появилась возможность легализовать исламское образование. С появлением стандарта 3+ мы можем сформировать профессии собственно исламского профиля (история ислама, системная конфессия и т. д.). По профилю культура конфессии мы можем готовить преподавателей по основам религии для школ. Уже легализованы бакалавриат и магистратура и сейчас всё идёт к тому, чтобы появилась аспирантура.

Рафик Мухаметшин: До революции у нас были отличные школы, были казанские ис-ламоведы, которые создавали прекрасные научные труды. Богословие развивалось. Но сегодня получится ли у нас развивать исламскую теологию? Как бы ни вышло подмены между понятиями исламоведение, религиоведение, исламская теология и внеконфессиональная теология. Как бы исламоведение не вытеснило теологов. Не окажемся ли мы под классическим академическим исламоведением?

Назиря Гиззатуллина, заведующий учебным отделом Российского исламского института: Откровенно говоря, трудно работать, когда требования со стороны Минобрнауки РФ и Рособрнадзора меняются так быстро. Мы должны разрабатывать практически с нуля учебно-методическое обеспечение, разрабатывая основные образовательные программы, учебно-методические комплексы. В таких условиях трудно выпускать качественных специалистов.

Денис Брилев, доцент кафедры культурологии НПУ им. М.П. Драгоменова, доцент кафедры религиоведения КФУ, кандидат философских наук высказал мысль о том, что необходимо развивать начальную школу, которая бы готовила к поступлению уже в вузы. Невозможно обучить студента арабскому языку или сире за четыре года.

Далее дискуссия развернулась в ключе того, что многие классические университеты от-крыли отделение теологии. В частности, в Казанском федеральном университете оно тоже есть. Рафик Мухаметшин отметил, что «при всех проблемах исламской теологии, наши специалисты востребованы для работы с мусульманской общиной, практически все они трудоустроены. Посмотрим, что будет с выпускниками КФУ…».

Участниками Круглого стола затрагивался и вопрос целесообразности огромного количества часов по таким дисциплинам, как физкультура, математика и пр. Мнения в данном вопросе разделились по следующим направлениям: кто-то считает, что в любом случает так называемые светские дисциплины знать надо, особенно теологам для работы с обществом. Другие высказались за то, что необходимо выучить религию, не нужно размывать религиозное образование, ведь система бакалавриата и так повлекла за собой сокращение аудиторной нагрузки буквально в разы. «Да, можно учиться в худжре, как это делалось раньше и хорошо знать религиозные догмы. Но как они адаптируются потом в современном светском обществе? Знать религию важно и нужно, но при этом нельзя становиться маргиналами», - заключил Рафик Мухаметшин.

Главный редактор портала сайт Хаджи-Мурат Раджабов поднял вопрос о пре-стижности исламского теологического образования. «Ведь если эта специальность будет конкурентоспособной и в ней будет заинтересованность, тогда отпадут многие проблемы», - отметил Раджабов. Данное мнение было поддержано участниками круглого стола.

Было отмечено, что сегодня недостаточно иметь только одно образование, чтобы реали-зоваться в современном обществе. Есть такая концепция, как непрерывное образование.

Также одним из актуальных вопросов остается создание диссертационных советов по теологии. В этом направлении ведётся работа, как со стороны русской православной церкви, так и со стороны мусульман. В этой связи, Рафик Мухаметшин привёл конкретный пример: «Допустим, тема моего аспиранта “Адат и шариат в Российской империи” чисто теологическая, а приходится её то под одно направление подгонять, то под другое. Мы смогли это сделать, Альхамду лиллях. Но вопрос остается открытым, что подобные темы не исторические или политические, а именно теологического характера».

Мнение участников свелось к тому, что вузовская теология готовит специалистов по го-сударственно-конфессиональным отношениям, теологические вузы – священнослужителей. Был поднят вопрос: кого же готовит исламская теология – верующих или знающих? Светский вуз не может готовить верующих, это компетенция медресе. Следующим вопросом, заслужи-вающим внимания, явился вопрос разницы между исламоведением и исламской теологией. Разница же заключается в контекстах. У теологов должны быть знания религиозных традиций, истории, языков. В программах обязательно должно быть нужное количество часов по арабскому языку. Открытым остаётся и вопрос: кого же принимать в магистратуру. Если выпускников теологических факультетов, то с этим проблем нет, у них есть подготовка и знания, а если, например, будет поступать выпускник актёрского факультета – чему его можно научить за два года и кем он станет на выходе. То есть необходимы какие-то ограничения при поступлении в магистратуру по направлению «Теология».

Часть участников сошлась во мнении, что всё-таки необходимо, чтобы фокус внимания сейчас сместился на школы, которые бы давали начальную подготовку. При этом важно анализировать опыт примечетских школ.

В современных условиях, когда духовный фактор возрастает важно сохранить единое целое – Россию. Необходимо, чтобы люди понимали друг друга. Важно, чтобы студенты теологических отделений имели хорошую культурную подготовку, поскольку от них зависит будущее России.

Для увеличения нажмите на фото










Липецкий государственный педагогический университет объявляет набор абитуриентов по направлению «Теология».

Форма обучения: очная, заочная.

Вступительные испытания:

Дневное отделение:

история (ЕГЭ),
русский язык (ЕГЭ),
обществознание (ЕГЭ);

Заочное отделение:

история,
русский язык,
обществознание.

Телефоны для связи:
(+7 4742) 32-83-74,
8 920 523-45-75,
8 920 514-77-22

Липецкий регион нуждается в специалистах в области теологии, способных осуществлять научно-исследовательскую, учебно-воспитательную, экспертно-консультативную и пред-ставительско-посредническую деятельность.

Поступив на отделение теологии в Липецкий государственный педагогический университет, вы имеете уникальную возможность получить высшее образование, сочетающее лучшие традиции отечественной светской и богословской науки.

Студенты, обучающиеся по направлению «Теология», изучают Священное Писание Ветхого и Нового Завета, историю христианского Церкви и вероучения, православное богослужение, церковное искусство, святоотеческое наследие, православную педагогику и психологию, церковное право, историю и современное состояние взаимоотношений между различ-ными религиозными учениями и религиозными организациями.

Выпускники кафедры теологии – это:

Квалифицированные консультанты по религиозным вопросам в государственных учреждениях разного уровня,
- преподаватели основ православной культуры в учебных заведениях,
- православные социальные педагоги,
- бухгалтеры церковных приходов,
- менеджеры церковного хозяйства,
- православные журналисты,
- катехизаторы, социальные работники и организаторы работы с молодежью на приходе и т.д.

Практика студентов предполагает:

Знакомство со всеми основными типами религиозной деятельности (пастырской, миссионерской и социальным служением),
- педагогическую практику в школах,
- миссионерские поездки,
- посещение армейских частей,
- участие в работе студенческих, молодежных, религиозных и общественно-политических организаций,
- участие в социально-креативных программах,
- музейную практику и работу в иных учреждениях культуры.

Внеучебная жизнь студентов включает в себя участие в научных конференциях, встречи с ведущими учеными-теологами, богословами, миссионерами, культурно-просветительские и паломнические поездки по историческим и святым местам России, помощь восстанавливающимся храмам и монастырям Липецкой епархии.

В 2012 г. в ЛГПУ был открыт домовый храм во имя свв. первоверховных апп. Петра и Павла.

История образования и воспитания на Руси непосредственно связана с историей Русской Православной Церкви. Русская педагогическая система формировалась в монастырях. Нравственная идея, государственность, наука, культура в течение столетий развивались в лоне Православия.

Фундаментальное богословское образование помогает осознать главную цель национальной системы образования и воспитания - восстановление образа Божия в человеке.

Богословские факультеты действуют в старейших университетах мира: в Оксфорде, Кембридже, Страсбурге, Женеве, Вене, Берлине и других крупнейших университетских центрах.

В России подготовка теологов ведется в 47 вузах (в Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Белгороде, Рязани, Пятигорске и др.).

В 2011 г. в ЛГПУ была открыта секция теологии (зав. секцией – кандидат богословия протоиерей Олег Безруких).

Сегодня в Липецкой области сфера взаимодействия институтов власти и Церкви очень широка и многогранна. Представители Липецкой епархии сотрудничают практически со всеми светскими структурами.



Похожие статьи