Задание логопеда для родителей мебель. Домашние задания

Лексико-грамматические упражнения и игры на тему «Мебель»

Предлагаю Вашему вниманию подборку речевых игр для развития лексики и грамматических категорий у дошкольников . Эти речевые упражнения были мною собраны и апробированы годами многолетней успешной логопедической практики. Подборка разбита на лексические темы, с каждой статьи можно перейти на следующую — по ссылке.

Подборка лексико-грамматических упражнений на тему «Мебель» пригодится не только логопедам, но и родителям — для домашних занятий по развитию речи.

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Предыдущую часть подборки читайте в статье

1. Рассмотреть предметы мебели или картинки с изображением мебели : стол, стул, табуретка, диван, кровать, кресло, шкаф, полка, трюмо, тумбочка и т.д. Поговорить о том, из чего изготовлена мебель (деревянная, пластмассовая, стеклянная). Рассмотреть названия частей мебели: спинка, ножки, сиденье, дверца, ручка и т.д.

2. Игра «Скажи ласково

Стул – стульчик

Табуретка — … Диван – …

Полка -… Шкаф – …

Кресло –… Стол — …

Зеркало… Кровать — ..

Скамейка -…

3. Игра “Ответь – какой?”

Стол из дерева — деревянный. Шкаф из пластмассы-

Табуретка из металла — Кресло из кожи —

Стол для журналов — Шкаф для книг —

Стол для кухни — Стол для письма —

Шкаф для обуви — Дом из кирпича —

Дом из камня — Крыша из железа —

4. Назвать предметы мебели, у которых есть:

Спинка…

Дверцы…

5. Игра “Один, одна, одно”.

Кровать — одна Стул — Полка-

Шкаф — Скамейка — Сервант —

Диван — Кресло — Стол —

6. Игра « 2 и 5»

стул – 2 стула – 5 стульев

стол – 2 стола – 5 столов

диван – 2 дивана – 5 диванов

шкаф – 2 шкафа – 5 шкафов

кровать – 2 кровати – 5 кроватей

табуретка – 2 табуретки – 5 табуреток

7. Составить описательный рассказ о предмете мебели по плану:

  • Что это?
  • Цвет.
  • Форма.
  • Размер.
  • Материал.
  • Части.
  • Для чего используют эту мебель.

8. Пальчиковая игра «Мебель»

Eвгения Чернышова
Конспект логопедического занятия по теме «Мебель» в средней группе

Конспект занятия по теме : «Мебель » (средняя группа )

Коррекционно-образовательные цели : расширение представлений о мебели и ее назначении . Уточнение и расширение словаря по теме (сидеть, лежать, спать, стол, стул, кровать, шкаф) . Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель . Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, употребление союза чтобы).

Коррекционно – развивающие цели : развитие речевого слуха, памяти, связной речи. Развитие тонкой моторики рук, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательная цель : воспитывать умение ухаживать за мебелью и бережно относиться к ней.

Оборудование : предметные картинки, разрезные картинки «Мебель »

1. Организационный момент

Игра «Доскажи словечко»

Если ты захочешь спать,

В спальне ждет тебя (кровать)

Как приятно на нашей Тане

Поваляться на (диване)

Чтобы ноги отдохнули,

Сиди-ка ты на (стуле)

Не страшны морозы, если

Ты сидишь в уютном (кресле)

С пирогами чай попьем

За обеденным (столом)

Свитер, кофту, теплый шарф

Аккуратно сложим в (шкаф)

2. Беседа.

Дети посмотрите на картинки, а как можно всё это назвать одним словом?

(-мебель )

Мебель –это предметы изготовленные в основном из дерева или пластмассы, мебель может быть обтянута кожей, тканью.

За мебелью нужно ухаживать , а кто знает, как надо это делать?

Протирать, мыть, чистить, ремонтировать, пылесосить, выбивать

3. А теперь ребята скажите мне какой бывает стол?

Круглый, квадратный, прямоугольный, обеденный

А какой бывает диван?

Мягкий, большой, маленький, раскладной, удобный

А какой бывает кровать?

Большая, светлая, мягкая, деревянная

А какой бывает стул?

Твердый, мягкий, высокий, низкий

А какой бывает шкаф?

Маленький, большой, открытый, закрытый, деревянный

4. Разрезные картинки (из трех частей)

А теперь нам надо собрать предметы мебели

Скажите что у кого получилось?

У меня получилась кровать

Где мы поставим кровать?

В спальне

У меня получился стул

Где мы поставим стул?

На кухне

У меня получился диван

Где будет стоять диван?

Гостиной (зале)

У меня получился стол

Где будет стоять стол?

На кухне

Молодцы дети!

5. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире »

1, 2, 3, 4, сжимать и разжимать кулачки

Много мебели в квартире

В шкаф повесим мы рубашку загибаем пальчик

А в буфет поставим чашку загибаем пальчик

Чтобы ножки отдохнули

Посидим чуть- чуть на стуле загибаем пальчик

А когда мы крепко спали,

На кровати полежали загибаем пальчик

А потом мы с котом

Посидели за столом загибаем пальчик

Чай с вареньем дружно пили хлопать в ладоши

Много мебели в квартире развести руки

6. Игра «Что с чем, дружит?»

Стул «дружит» с кроваткой или тетрадкой?

Стул «дружит» с кроваткой

Стол «дружит» с креслом или тестом?

Стол «дружит» с креслом

Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?

Шкаф «дружит» с полкой

Кресло «дружит» с диваном или Иваном?

Кресло «дружит» с диваном

Полки «дружат» с книжкой ли крышкой?

Полки «дружат» с книжкой

Диван «дружит» с кушеткой или конфеткой?

Диван «дружит» с кушеткой

Молодцы ребята, справились с заданием

7. Игра «Назови ласково»

Давайте поиграем и назовем ласково, как мы назовем большой стул и маленький … (стульчик)

Большой диван и маленький … (диванчик)

Большой шкаф и маленький (шкафчик)

Большой стол и маленький (столик)

Большая кровать и маленькая (кроватка)

8. А теперь скажите, для чего нужна мебель , употребляя слово чтобы

Стул нужен для того, чтобы (сидеть)

Диван нужен для того, чтобы (лежать, отдыхать)

Кровать нужна для того, чтобы (спать)

Шкаф нужен для того, чтобы (хранить одежду)

Кресло нужно для того, чтобы (сидеть, отдыхать)

9. «Посчитай»

Один диван, два дивана, три дивана, четыре дивана, пять диванов

Один шкаф, два шкафа, три шкафа, четыре шкафа, пять шкафов

10. Упражнение «Будь внимательным»

Я буду перечислять названия мебели , будите внимательно слушать, как только я сделаю ошибку и назову не мебель , а другой предмет, вы должны будите присесть. Дети встаньте, и слушайте внимательно : стол, стул, юла, кровать, лопата, диван, кресло, грузовик, шкаф, диск.

11. Упражнение «Что лишнее?»

Картинки мебели , диких животных

Посмотрите внимательно и скажите что здесь лишнее и почему

О чём мы сегодня говорили дети?

О мебели

Используемая литература

1. Н. В. Нищева Конспекты подгрупповых занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. Детство –пресс, СПБ. 2008

2. Г. Н. Соломатина О. Е. Громова А. Ю. Кабушко Конспекты занятий по развитию речи 4-5 лет. Т. Ц. Сфера, М. 2008

3. Н. Э. Терешкова Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Гном М. 2007

Чернышова Евгения Александровна, учитель- логопед , МАДОУ детский сад 46 компенсирующего вида, г. Киселёвск (Кемеровская область, Россия

Составитель: Дяченко Елизавета Юрьевна ,
учитель – логопед МДОУ №21 г. Мурманска

  1. Обойди свой дом и назови всю мебель.
  2. Ответь на вопросы:

Где хранят одежду? (ОДЕЖДУ хранят в шкафу)

Где люди обедают? (Люди обедают за столом)

На чем ты сидишь? (Я сижу на стуле)

В чем можно сидеть? (можно сидеть в кресле)

Где хранят книги? (Книги хранят в книжном шкафу) При этом следите, чтобы ребенок не опускал предлоги.

  1. Потренируйтесь с вашим ребенком в употреблении предлогов. Возьмите его любимую игрушку и поставьте НА стол. Спросите ребенка, где находится игрушка. Теперь поставьте ее ПОД стол, НАД столом, ЗА столом, ПЕРЕД столом, ОКОЛО стола.
  2. Ответь и запиши:

Стол из дерева (какой?)…………….

Стол из пластмассы (какой?)……….

Шкаф из фанеры (Какай?)………….

Кровать из дуба (какой?)…………….

Комод из березы (какой?)……………….

У шкафа дверцы из стекла (какие?)…………

5. По аналогии составить рассказ об одном из предметов.

Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две прямоугольные дверцы, четыре ножки, внутри у него есть полка и вешалка. В него вешают одежду и кладут бельё.

  1. Придумать и записать загадку – описание о мебели.

Например. У него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть. Что это? (СТУЛ)

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится
Тема: «Мебель».

Хорошо, если ребенок знает:

Предметы: мебель, стул, стол, мойка, сушка, диван, кресло, зеркало, кровать, табурет, шкаф, гладильная доска, пыль, картины, вешалка, комната, магазин мебели, полка, кухня, прихожая, ножка, спинка, сиденье, двери, столяр, плотник, подлокотники.

Действия: стоит, двигать (пере-, ото-, с-), сидит, идёт, ронять, поднимать, вытирать, грузить, разгружать, нести, подметать, держать, бросать, открывать, закрывать, ломать, строить, мастерить, сорить, смотреть, покупать, положить, класть, пилить, строгать, ремонтировать, вешать, убирать, ухаживать, беречь.

Признаки: деревянный, высокий, низкий, длинный, гладкий, короткий, широкий, узкий, большой, маленький, белый, чёрный, мягкий, твёрдый, жёсткий, светлый, тёмный, обеденный, кухонный, спальный, детская, игрушечная, круглый, квадратный, прямоугольный, стеклянный, металлический.

Поиграем:

Рассмотрите домашнюю мебель

на кухне, в спальне, гостиной – объясните её предназначение.

Назови признак:

Стол (какой?) – круглый, обеденный, журнальный, праздничный, накрытый, широкий, письменный…
Кресло (какое?) – мягкое, широкое, удобное, тёплое…
Комната (какая?) – большая, светлая, уютная, детская, солнечная, прямоугольная…
Диван (какой?)…
Зеркало (какое?)…
Kухня (какая?)…

Сравни предметы. Назови чем они похожи, а чем отличаются.

Диван – стол.
Табурет – стул (кресло).
Шкаф – тумба (полка).

Поиграйте в игру «скажи наоборот».

Короткий – длинный.
Узкий – широкий.
Высокий - низкий.
Мягкий – твёрдый.
Гладкий - шероховатый.
Детский - взрослый.
Светлый - тёмный.
Чёрный – белый.

Составляйте друг для друга загадки-описания мебели:

Широкий, высокий, светлый, на четырёх ногах, на кухне.
Высокий, деревянный, тёмный, имеет дверцы, полки.
Широкий, удобный, мягкий, покрыт пледом.

«Для чего это нужно?» Попросите ребенка отвечать полным ответом.
Для чего нужен стул? Стул нужен для того, чтобы на нем сидеть.
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)

Собираем мебель:
Ребенок становится мастером(усвоение предлога для)
Крышка нужна...для (стола)
Спинка нужна...для (стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна.. .для (шкафа, тумбочки)
Ящики нужны...для (стола, тумбочки, комода) Матрац нужен...для (кровати)
Подлокотники нужны...для (кресла, дивана)

Тема: «Посуда»

Хорошо, если ребенок знает:

Существительные: чашка, стакан, бокал, тарелка, ложка, вилка, нож, кастрюля, таз, блюдо, банка, мясорубка, бутылка, бидон, миска, тёрка, сковорода, кувшин, блюдце, сахарница, чайник, кофейник, хлебница, масленка, кружка, солонка, перечница, сито.

Прилагательные: глиняный, стеклянный, деревянный, фарфоровый, эмалированный, металлический, пластмассовый, хрупкая, прочная, чайная, столовая, кухонная, острый, тупой, толстый, тонкий, легкая, гладкая, блестящая, глубокая, чистая, грязная, пустая, полная.

Глаголы: мыть, хранить, разбить, вытирать, сушить, разливать, есть, готовить, пить, полоскать, выливать, накладывать, резать, просеивать, жарить, печь, варить, заваривать, кипятить, тушить, шинковать.

Поиграйте с ребенком в образование прилагательных. Образовав прилагательное, поищите вместе или по очереди (кто быстрее найдет) предметы из этого материала в квартире.

Из фарфора – фарфоровый.
Из дерева – деревянный.
Из стекла – стеклянный.
Из глины – глиняный.
Из металла – металлический.
Из пластмассы – пластмассовый.

Проведите «инвентаризацию» на кухне. Предложите девочке стать мамой -хозяйкой в доме, а вы будете дочкой. Пусть она расскажет вам, какая посуда есть у вас на кухне.

  • Как называется?
  • Какого цвета?
  • Какой формы?
  • Какого размера?
  • Из какого материала сделана?
  • Из каких частей состоит? (стенки, дно, крышка, ручки, носик)
  • Для чего нужна посуда?

Сравнивайте посуду:

Чайник – чашка.
Кастрюля – тарелка.
Кувшин – стакан.
Сковорода – ложка.

Побеседуйте дома.

Какие действия можно производить с посудой?
(мыть, вытирать, готовить, наливать, переставлять…)

Отгадывайте загадки:

Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник.)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу!
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник.)

Сама не ем,
А людей кормлю.
(Ложка.)

Что лишнее:

Что лишнее:

Что изменилось:
Показываете ребенку первую картинку.

– Внимательно посмотри на картинку, запомни ее и ответьт на вопросы:

– Что стоит в середине? Где стоит кружка? Что стоит в левом верхнем углу?

Сколько кусочков сахара выпало из сахарницы? С какой стороны от торта лежит нож?

Святова Светлана
Домашнее задание по лексической теме «Дом. Мебель»

I. Рассмотреть с ребёнком разные строения на улице, сравнить их по высоте, назвать детали дома (крыша, крыльцо, подъезд, балкон, фундамент, лестница, лифт,.) . Обратить внимание на то, что каждое строение имеет свой номер, а каждая улица своё название, объяснить ребёнку, для чего это нужно.

II. Выучить с ребёнком название улицы, номер дома , этаж и номер своей квартиры.

III. Учить ребёнка из палочек конструировать разные дома .

IV. Рассмотреть с ребёнком дома мебель , какая мебель стоит в спальне , в гостиной, на кухне, в прихожей и т. д. Объяснить ребёнку назначение мебели . Спросите : «Для чего нужна мебель .

Назвать детали мебели : у стула – спинка, сиденье, ножки; у кровати -. ; у стола -. ; у дивана; у шкафа -. и т. д.

V. Поиграть с ребенком в дидактические игры :

1. «Какой – какая?» . Предложить ребёнку дать сначала краткий, а затем полный ответ :

Дом из брёвен. Какой? (Бревенчатый)

Дом из камня. Какой? (Каменный)

Дом из кирпича. Какой? (Кирпичный)

Крыша из железа. Какая? (Железная)

Окна из стекла. Какие? (Стеклянные)

Труба из кирпича. Какая? (Кирпичная)

2. «Что такое?» : стол, за которым пишут – письменный; стол, за которым обедают – обеденный; стол, на котором готовят – кухонный;

полка для обуви – обувная; шкаф для книг – книжный.

VI. Развиваем фонематический слух и речеслуховую память.

Ребёнок повторяет фразы за взрослым :

Ы-Ы-Ы – накрываем мы столы.

НЫ-НЫ-НЫ – стоит кресло у стены.

ОТ-ОТ-ОТ - под столом играет кот.

СУ-СУ-СУ – книгу в шкаф я отнесу.

ШУ-ШУ-ШУ – стульчик дали малышу.

ЗА-ЗА-ЗА – ляг в кровать, закрой глаза.

ЖУ-ЖУ-ЖУ – на диване я лежу.

ЛА-ЛА-ЛА – стул поставлен у стола.

VII. Загадать ребёнку загадку. Объяснить отгадку. Выучить наизусть :

Под крышей - четыре ножки, на крыше - суп да ложки. (Стол.)



Похожие статьи