Задания для детей по теме мебель. Логопед и я: лексическая тема: "мебель"

Тема: «Мебель».

Хорошо, если ребенок знает:

Предметы: мебель, стул, стол, мойка, сушка, диван, кресло, зеркало, кровать, табурет, шкаф, гладильная доска, пыль, картины, вешалка, комната, магазин мебели, полка, кухня, прихожая, ножка, спинка, сиденье, двери, столяр, плотник, подлокотники.

Действия: стоит, двигать (пере-, ото-, с-), сидит, идёт, ронять, поднимать, вытирать, грузить, разгружать, нести, подметать, держать, бросать, открывать, закрывать, ломать, строить, мастерить, сорить, смотреть, покупать, положить, класть, пилить, строгать, ремонтировать, вешать, убирать, ухаживать, беречь.

Признаки: деревянный, высокий, низкий, длинный, гладкий, короткий, широкий, узкий, большой, маленький, белый, чёрный, мягкий, твёрдый, жёсткий, светлый, тёмный, обеденный, кухонный, спальный, детская, игрушечная, круглый, квадратный, прямоугольный, стеклянный, металлический.

Поиграем:

Рассмотрите домашнюю мебель

на кухне, в спальне, гостиной – объясните её предназначение.

Назови признак:

Стол (какой?) – круглый, обеденный, журнальный, праздничный, накрытый, широкий, письменный…
Кресло (какое?) – мягкое, широкое, удобное, тёплое…
Комната (какая?) – большая, светлая, уютная, детская, солнечная, прямоугольная…
Диван (какой?)…
Зеркало (какое?)…
Kухня (какая?)…

Сравни предметы. Назови чем они похожи, а чем отличаются.

Диван – стол.
Табурет – стул (кресло).
Шкаф – тумба (полка).

Поиграйте в игру «скажи наоборот».

Короткий – длинный.
Узкий – широкий.
Высокий - низкий.
Мягкий – твёрдый.
Гладкий - шероховатый.
Детский - взрослый.
Светлый - тёмный.
Чёрный – белый.

Составляйте друг для друга загадки-описания мебели:

Широкий, высокий, светлый, на четырёх ногах, на кухне.
Высокий, деревянный, тёмный, имеет дверцы, полки.
Широкий, удобный, мягкий, покрыт пледом.

«Для чего это нужно?» Попросите ребенка отвечать полным ответом.
Для чего нужен стул? Стул нужен для того, чтобы на нем сидеть.
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)

Собираем мебель:
Ребенок становится мастером(усвоение предлога для)
Крышка нужна...для (стола)
Спинка нужна...для (стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна.. .для (шкафа, тумбочки)
Ящики нужны...для (стола, тумбочки, комода) Матрац нужен...для (кровати)
Подлокотники нужны...для (кресла, дивана)

Тема: «Посуда»

Хорошо, если ребенок знает:

Существительные: чашка, стакан, бокал, тарелка, ложка, вилка, нож, кастрюля, таз, блюдо, банка, мясорубка, бутылка, бидон, миска, тёрка, сковорода, кувшин, блюдце, сахарница, чайник, кофейник, хлебница, масленка, кружка, солонка, перечница, сито.

Прилагательные: глиняный, стеклянный, деревянный, фарфоровый, эмалированный, металлический, пластмассовый, хрупкая, прочная, чайная, столовая, кухонная, острый, тупой, толстый, тонкий, легкая, гладкая, блестящая, глубокая, чистая, грязная, пустая, полная.

Глаголы: мыть, хранить, разбить, вытирать, сушить, разливать, есть, готовить, пить, полоскать, выливать, накладывать, резать, просеивать, жарить, печь, варить, заваривать, кипятить, тушить, шинковать.

Поиграйте с ребенком в образование прилагательных. Образовав прилагательное, поищите вместе или по очереди (кто быстрее найдет) предметы из этого материала в квартире.

Из фарфора – фарфоровый.
Из дерева – деревянный.
Из стекла – стеклянный.
Из глины – глиняный.
Из металла – металлический.
Из пластмассы – пластмассовый.

Проведите «инвентаризацию» на кухне. Предложите девочке стать мамой -хозяйкой в доме, а вы будете дочкой. Пусть она расскажет вам, какая посуда есть у вас на кухне.

  • Как называется?
  • Какого цвета?
  • Какой формы?
  • Какого размера?
  • Из какого материала сделана?
  • Из каких частей состоит? (стенки, дно, крышка, ручки, носик)
  • Для чего нужна посуда?

Сравнивайте посуду:

Чайник – чашка.
Кастрюля – тарелка.
Кувшин – стакан.
Сковорода – ложка.

Побеседуйте дома.

Какие действия можно производить с посудой?
(мыть, вытирать, готовить, наливать, переставлять…)

Отгадывайте загадки:

Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник.)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу!
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник.)

Сама не ем,
А людей кормлю.
(Ложка.)

Что лишнее:

Что лишнее:

Что изменилось:
Показываете ребенку первую картинку.

– Внимательно посмотри на картинку, запомни ее и ответьт на вопросы:

– Что стоит в середине? Где стоит кружка? Что стоит в левом верхнем углу?

Сколько кусочков сахара выпало из сахарницы? С какой стороны от торта лежит нож?

Задание 1. Назвать все предметы на картинке. Сначала по одному, затем, одним словом.

Задание 2. Подумать и ответить

  • У какой мебели есть ножки?
  • Сиденье?
  • Спинка?
  • Столешница?

Игра 3. « Большой – маленький» продолжи фразу.

  • Большой – шкаф, а маленький — шкафчик
  • Большой – стол, а маленький — …
  • Большой — стул, а маленький — …
  • Большая – кровать, а маленький — …
  • Большой – диван, а маленький — …

Игра 4. «Описать предмет мебели по схеме»:

Посмотри, нужно рассказать про предмет мебели по схеме. В первом прямоугольнике ты видиь знак вопроса. Он просит назвать нас о чем идет речь, какой предмет зашифрован в схеме- помощнице.
Второй прямоугольник помогает ответить на вопрос, как и где используют зашифрованный предмет.
В третьем прямоугольнике нарисованы материалы из которых его делают.
В четвертом, зашифрована форма.

Ребенок должен отгадать что зашифровано и грамотно рассказать про этот предмет (стол).

Занятие 5. Навести порядок, разложив вещи по местам.

Задание 6. Составить рассказ о том, как делают мебель, следуя схеме на картинке.

Задание 7. Подумай, вспомни и ответь.

— Перечислить предметы мебели на кухне
— Перечислить ………в гостиной комнате
— Перечислить ………в прихожей комнате
— Перечислить ………в спальной комнате
— Перечислить ………в детской комнате
— Из строительного материала, конструктора собрать предметы мебели
— Перечислить все предметы мебели, которые окружают дошкольника в настоящее время
— Пересчитать количество одинаковых предметов (один стул, два стула, три стула; один шкаф, два шкафа)

Задание 8. Закончить предложение:

  • Стул нужен нам …
  • Кровать нужна нам …
  • Шкаф нужен нам …
  • Диван нужен нам …
  • Стол нужен нам …
  • Полка нужна нам …

Игра 9. «Разделить мебель по соответствующим комнатам»

Занятие 10. Сравнить:

  • Диван и кровать
  • Кресло и стул
  • Стол и стул
  • Шкаф и комод
  • Стул и табурет

Задание 11. Отгадать предмет по описанию:

1. Деревянный, 4 ножки, круглый, обеденный?
2. Деревянный, прямоугольный, есть дверки?
3. Имеет 4 ножки, спинку, сиденье, пластмассовый?
4. Прямоугольный, мягкий, на нем можно спать, есть спинка?

Задание 12. Разгадать кроссворд

Игра 13. « Что лишнее?»

1. Диван, кресло, тумбочка, буфет
2. Кровать, шкаф, кастрюля, стол
3. Стол, стул, телевизор, шкаф
4. Комод, шкаф, тумбочка, стул
5. Кушетка, полка, стул, табурет
6. Диван, кресло, кровать, люстра

Игра 14. «Какие мебель спряталась на рисунке»

Игра 15. « Сказать одним словом»

Стол из дерева – (деревянный)
Стул из пластмассы — …
Тумбочка из стекла — …
Кровать из железа — …
Диван из кожи — …

Задание 16. Отгадать загадки

Игра 17. «Один-много»

  • Один стол – много столов
  • Один стул — …
  • Одна кровать — …
  • Один шкаф — …
  • Один комод — …
  • Один табурет — …
  • Одно кресло — …
  • Одна полка — …
  • Один диван — …

Занятие 18. Найти предметы на картинке, используя предлоги в, на, под, за, между, около

Занятие 19. Сложить картинку и нескольких частей. Назвать предмет.

Задание 20. Определить предмет по его части (дверца шкафа, спинка дивана, ножка стола, сиденье стула и т.д.)

Задание 21. Описать предмет мебели так, чтобы другим было понятно о чем идет речь.

Игра 22. «Чего не хватает?»

Задание 23. Вообразить себя продавцом в мебельном магазине. Подробно рассказать, что в нем продается.

Задание 24. Как называется мебель?

  • Стол, за котором едят? (обеденный)
  • Стол, за которым учат уроки?
  • Стол, на котором стоит компьютер?
  • Стол, на который кладут журналы?
  • Шкаф, в котором хранятся книги?
  • Шкаф, в котором хранится одежда?
  • Кровать для детей?

Задание 25. Какой план соответствует данной комнате?

Игра 26. « Что изменилось на нижней картинке?»

Задание 27. Составить рассказ по картинке, подробно описывая, какие предметы находятся в комнате, их внешний вид, расположение.

Игра 28. По предыдущей картинки составить план комнаты.

Видео логопедическое занятие с детьми по теме «Мебель»

1. Уточнить, понимает ли ребенок обобщающее понятие мебель.
(Как можно назвать одним словом диван, кровать, кресло?)

2. Попросите ребенка ответить на следующие вопросы.
Для чего нужна мебель?

Какая мебель нужна для кухни, спальни, столовой, библиотеки?
Как называется та или иная часть мебели? (сидение стула, ножка и спинка стула)
Из чего делают мебель?

Чем отличается стул от табуретки, кресла?

3. Упражнение "Подбери признак" на подбор прилагательных к существительным. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже.
Стул (какой?) - ...
Кресло (какое?)- ...
Диван (какой?)- ...
Кровать (какая?)- ...

4.Упражнение "Подбери действие" на подбор глаголов к существительным.
Покупая в магазине мебель, покупатели (что делают?) ...
Перевозя мебель из магазина домой, покупатели (что делают?) ...
Дома люди мебель (что делают?) ...
За мебелью люди ухаживают так (что делают?) ...

5. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
1 стул, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 буфет, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 кровать, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

6. Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже мн. числа.
Один стул - много стульев.
Одна кровать - много...
Один комод - много...

7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Стол - столик,
Диван - диванчик
Кровать - кроватка
Стул-стульчик

8. Упражнение "Из чего - какой" на образование относительных прилагательных.
Ножки стола из дерева. Они какие? (деревянные)
Стол из стекла. Он какой?
Ручки на дверцах из пластмассы. Они какие?
Обивка на кресле из кожи. Она какая?

9. Упражнение "Скажи наоборот" на употребление антонимов.
Шкаф высокий, а тумбочка - ...
Диван мягкий, а стул - ...

10. Продолжение работы по знакомству с многозначными словами.
Объясните ребенку разницу в значении этих слов: спинка (стула, человека), ножка (гриба, табурета).

11.Развитие мелкой моторики
Раз, два, три, четыре,
(загибать пальчики на обеих руках, начиная с большого пальца)
Много мебели в квартире.
(сжимать и разжимать кулачки)
А в буфет поставим чашку,
В шкаф повесим мы рубашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
(загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире!
(Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками)

12. .Развитие мелкой моторики «Наша мебель»
Вот это стул - На нем сидят.
Вот это стол: За ним едят.
Вот там кровать. Чтобы лежать.
А вот диван. Присядьте там.
А этот шкаф – совсем как дом. (Изобразить закрытые дверцы шкафа: держать ладони вплотную, вертикально вверх, тыльной стороной наружу)
Живет одежда в доме том. (Раскрыть «дверцы» – установить ладони параллельно друг другу)
Напротив вешалка стоит (Изобразить вешалку: поднять правую руку вверх, растопырив слегка округленные пальцы.)
На ней пальто и плащ висит.

13. Выучить стихотворение-загадку (можно использовать мнемотаблицу)
Хоть у нас 4 ножки, мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки,
Мы не кони, хоть на нас вы садитесь сотни раз.
Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты ……..(на стуле)

Домашнее задание на тему "Мебель" для средней группы представляет собой подборку речевых упражнений и пальчиковых игр на данную тему, здесь же подобраны соответствующие теме и возрасту стихи и загадки для прочтения взрослыми детям, а непосредственно для детей - графические упражнения и упражнения на внимание, что также способствует речевому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема МЕБЕЛЬ

Речевая игра «Назови скорее»

Ход игры. Вы бросаете мяч ребенку и просите выполнить задание; ребенок выполняет задание, бросает вам мяч.

Задание: Назови, какие ты знаешь предметы мебели. (Шкаф, стол, стул и т.д.) Ребенок должен называть слово существительное.

Речевая игра «Будь внимательным»

Цель игры. Игра развивает слуховое внимание детей, закрепляет знания о многообразии слов.

Ход игры. Предложите детям хлопать в ладоши, если слова, которые будут названы, обозначают предметы мебели, а если нет, то хлопать не надо. (Арбуз, кресло, пирамидка, роза, стол, апельсин, лимон, кровать и т.д..)

Речевая игра «Добавь слово»

Цель игры. Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета мебели по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры. «Вспомни, где у тебя правая рука. Подними ее. Все предметы мебели, которые ты видишь в той стороне, где правая рука, находятся справа. Предметы, которые ты видишь в той стороне, где левая рука, находятся слева? Знаешь ли ты, что обозначают слова «впереди меня» и «позади меня»? (Понятия уточняются.) А сейчас мы поиграем. Я буду начинать предложение, называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова: «справа», «слева», «позади», «впереди» - отвечать, где этот предмет находится.

Стол стоит …

Позади

Полочка с цветами висит...

Справа.

Книжный шкаф от нас...

Слева.

Если ребенок ошибся, ему предлагается встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет,

Какая рука у тебя ближе к столу?

Правая.

Значит, где находится от тебя окно?

Справа.

Цель: употребление предлогов на, над, под.

Ход игры. Посмотри на картинки и скажи, что где находится.

Речевая игра «Подскажи словечко»

Цель: использование глаголов с разными приставками.

Ход игры. Помоги закончить фразу, для этого посмотри на картинку и подскажи нужное слово.

Речевая игра «Скажи, что где»

Цель: употребление предлогов под и из-под.

Ход игры. Посмотри на картинки и ответь на вопросы.

Речевая игра «Один-много»

Цель: образование множественного числа существительного.

Ход игры. Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок должен назвать во множественном. И наоборот.

Вот шкаф, а вот … шкафы.

Вот стул, а вот … стулья.

И т.д.

Игра-шутка «Ответь одним словом»

Цель: изменение существительного па падежам. Образец:

Выбери один из предметов мебели. (Ребёнок отвечает, например: «табуретка»).

А теперь я буду задавать тебе вопросы, а ты можешь отвечать на них только этим словом «табуретка».

1. Без чего ты не можешь прожить и дня? (Без табуретки)

2. На чем ты любишь кататься? (На табуретке)

3. Что ты ел на завтрак? (Табуретку)

4. Чем ты обычно рисуешь? (Табуреткой )

5. О чем ты видел сегодня сон? (О табуретке)

«Сравни предметы и закончи предложение»

Тумбочка широкая, а шкаф еще … шире .

Книжный шкаф маленький, а книжная полка еще... меньше .

Кресло большое, а диван еще … больше .

Табуретка низкая, а пуфик еще … ниже .

Заучивание стихотворения

Много мебели в квартире

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Н. Нищева

Игровое упражнение «Загадки и отгадки»

С ногами, а без рук,
С боками, а без ребер,
С сиденьем, а без живота,
Со спиной, но без головы.

(Кресло)

Под крышей – четыре ножки,
А на крыше – суп да ложки.
(Стол)

В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме том,
В нем место есть и для конфет,
Он называется…
(Буфет)

Если ты устал играть,
То ложишься на…
(Кровать)

Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, -
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать.
(Диван)

Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит.
(Шкаф)

Я хозяйкам очень нужен,
Я с посудой очень дружен,
Я посуде всякой рад,
Называюсь я…
(Сервант)

Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я …
(Табуретка)

Словно праздничный товар,
Ты на ней расставишь обувь:
И кроссовки, и сапожки,
Сандалеты, босоножки,
Чтобы не пылились
И легко носились.
(Обувная полка)

У него спина большая,
И на ней он разрешает
И писать, и рисовать,
И лепить, и вырезать.
(Письменный стол)


Святова Светлана
Домашнее задание по лексической теме «Дом. Мебель»

I. Рассмотреть с ребёнком разные строения на улице, сравнить их по высоте, назвать детали дома (крыша, крыльцо, подъезд, балкон, фундамент, лестница, лифт,.) . Обратить внимание на то, что каждое строение имеет свой номер, а каждая улица своё название, объяснить ребёнку, для чего это нужно.

II. Выучить с ребёнком название улицы, номер дома , этаж и номер своей квартиры.

III. Учить ребёнка из палочек конструировать разные дома .

IV. Рассмотреть с ребёнком дома мебель , какая мебель стоит в спальне , в гостиной, на кухне, в прихожей и т. д. Объяснить ребёнку назначение мебели . Спросите : «Для чего нужна мебель .

Назвать детали мебели : у стула – спинка, сиденье, ножки; у кровати -. ; у стола -. ; у дивана; у шкафа -. и т. д.

V. Поиграть с ребенком в дидактические игры :

1. «Какой – какая?» . Предложить ребёнку дать сначала краткий, а затем полный ответ :

Дом из брёвен. Какой? (Бревенчатый)

Дом из камня. Какой? (Каменный)

Дом из кирпича. Какой? (Кирпичный)

Крыша из железа. Какая? (Железная)

Окна из стекла. Какие? (Стеклянные)

Труба из кирпича. Какая? (Кирпичная)

2. «Что такое?» : стол, за которым пишут – письменный; стол, за которым обедают – обеденный; стол, на котором готовят – кухонный;

полка для обуви – обувная; шкаф для книг – книжный.

VI. Развиваем фонематический слух и речеслуховую память.

Ребёнок повторяет фразы за взрослым :

Ы-Ы-Ы – накрываем мы столы.

НЫ-НЫ-НЫ – стоит кресло у стены.

ОТ-ОТ-ОТ - под столом играет кот.

СУ-СУ-СУ – книгу в шкаф я отнесу.

ШУ-ШУ-ШУ – стульчик дали малышу.

ЗА-ЗА-ЗА – ляг в кровать, закрой глаза.

ЖУ-ЖУ-ЖУ – на диване я лежу.

ЛА-ЛА-ЛА – стул поставлен у стола.

VII. Загадать ребёнку загадку. Объяснить отгадку. Выучить наизусть :

Под крышей - четыре ножки, на крыше - суп да ложки. (Стол.)



Похожие статьи