Задания по теме мебель для дошкольников. Лексическая тема: «Мебель

Картотека домашних заданий по лексическим темам «Посуда», «Мебель»

Бедердинова Марина Валериевна

учитель - логопед МБДОУ «ДСКВ» № 56

г. Череповец

Карточка домашнего задания «Посуда»№ 1

Игра «Какая бывает посуда?»

Образец: посуда из стекла – стеклянная.

Посуда из металла –

Посуда из глины –

Посуда из дерева –

Посуда из пластмассы –

Посуда из дерева –

Посуда из чугуна –

Посуда из керамики –

Посуда из фарфора -

Карточка домашнего задания «Посуда» № 2

Измени слова по образцу:

Я наливаю

Ты наливаешь

Он наливает

Мы наливаем

Вы наливаете

Они наливают

Слова: пить, мыть, есть.

Карточка домашнего задания «Посуда» № 3

Игра «Назови ласково»

Образец: стакан – стаканчик

Кастрюля –

Чайник –

Тарелка –

Блюдце –

Кружка –

Сковорода –

Кувшин –

Карточка домашнего задания «Посуда» № 4

Игра «Посчитай посуду»

Образец: одна чашка , две чашки , три чашки , четыре чашки , пять чашек , шесть чашек , семь чашек , восемь чашек , девять чашек , десять чашек .

Карточка домашнего задания «Посуда» № 5

Игра «В какой посуде находится?»

Образец: хлеб в хлебнице.

Перец в …

Селедка в …

Масло в …

Молоко в …

Соус в ….

Кофе в ….

Карточка домашнего задания «Мебель» № 1

Игра «Измени слова по образцу»

Образец: Стол – столы – много столов.

Кровать –

Табурет –

Полка –

Карточка домашнего задания «Мебель» № 2

Игра «Из чего – какая?»

Образец: Мебель из дерева – деревянная мебель.

Из металла –

Из дуба –

Из дерева –

Из пластмассы -

Из стекла –

Карточка домашнего задания «Мебель» № 3

Игра «Скажи наоборот»

Образец: одна мебель большая, а другая маленькая.

Мягкая –

Высокая –

Широкая –

Длинная –

Карточка домашнего задания «Мебель» № 4

Подбери 4-5 слов (признаков).

Образец: стол (какой?) – письменный, деревянный, столовый, круглый, гладкий.

Кресло (какое?) –

Кровать (какая?) –

Диван (какой?) –

Карточка домашнего задания «Мебель» № 5

Игра «Рассуждай-ка»
Образец: Стол повстречался с деревом и стал деревянным. Это хорошо, потому что деревянный стол: прочный, гладкий, удобный, не намокает, и т.д., а плохо, потому что, деревянный стол может сгореть и т.д.

Стул отправился в «гости» к пластмассе (каким он стал что хорошо, а что плохо); к «металлу» (каким он стал что хорошо, а что плохо); к «стеклу» (каким он стал что хорошо, а что плохо); к «камню» (каким он стал что хорошо, а что плохо, было ли такое на самом деле?).

Карточка домашнего задания «Мебель» № 6

Изменить слово «ОКНО» в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании).

В доме большое … . В доме нет …. Я подошел к …. . Я мечтаю о большом …. . У меня растут цветы под … .

Цели:

коррекционные: уточнять и активизировать словарный запас детей по теме занятия; закрепить умение пересказывать рассказ с опорой на картинки; учить сопоставлять и сравнивать предметы; работа над фонетико-фонематическим восприятием.

воспитательные: формирование мотивации к логопедическим занятиям; воспитание культуры быта.

развивающие: развитие культуры языка, мелкой моторики; расширение представлений учащихся об окружающем мире.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, подготовка к занятию.

Дети входят в класс.

Задание: сядет тот, кто скажет, какой сейчас урок по счёту? Какой сегодня день недели? Какое сегодня число? Какое время года?

Все дети сели.

2. Объявление темы урока.

Куда мы вчера ходили на экскурсию? (Мы ходили на экскурсию в столярную мастерскую)

Что мы там видели? (Мы видели инструменты, станки)

Что делают в столярной мастерской? (В столярной мастерской делают мебель)

Как вы думаете, какая сегодня тема урока? (Мебель)

3. Загадки.

Сейчас вы будете разгадывать загадки. Тот, кто отгадает загадку, должен найти картинку с отгадкой и прикрепить эту картинку магнитом на доску.

Не зря в квартире он стоит:
Когда к обеду он накрыт,
Он собирает всю семью.
За ним я чай и кофе пью, уроки делаю, читаю. (Стол)

В кухне нашей тесновато,
Там для стульев места нет,
Мы под стол обычно ставим
Деревянный… (Табурет)

На нём сидят, когда он сложен.
Когда разобран он – лежат.
Когда же день рожденье,
Он разместит гостей.
О чём стихотворенье,
Ответь ты поскорей. (Диван)

Михаил Потапыч спать
Лёг в большущую… (Кровать)

4. Сложи слово.

У вас на партах карточки, на которых написаны слоги. Из них вы должны сложить по три слова. Если вы сложите правильно, то с обратной стороны увидите изображение.

  • 1 вариант – диван, буфет, кресло;
  • 2 вариант – табурет, гардероб, тумбочка.

Сколько слогов в слове диван? (Два)

Какой слог ударный? (Второй)

С какого звука начинается слово? (ДЬ)

Каким звуком слово заканчивается? (Н)

Аналогично проводится работа с другими словами.

5. Чего не хватает?

Посмотрите на экран.

Под столом уселась кошка,
А над нею стол без... (ножки).

А на этой вот картинке
Нарисован стул без… (спинки).

Возьмите карандаши и дорисуйте то, что забыл нарисовать художник. Давайте посмотрим как у вас хорошо получилось. Молодцы.

6. Работа с рассказом цепной структуры “Как мама и папа покупали мебель”.

Рассмотрите картинку, назовите всё что видите.

Как называется магазин, в котором продают мебель? (Мебельный магазин)

Послушайте рассказ “Как мама и папа покупали мебель”. Мама и папа пришли в мебельный магазин. В мебельном магазине они купили новую мебель: кровать, шкаф, кресла, тумбочку, стол и стулья. Стол и стулья. Стол и стулья поставят на кухне, кровать и шкаф – в спальне, тумбочку и кресла в гостиной.

Рассмотрите картинки, которые лежат у вас. Сейчас я буду читать по одному предложению, а вы ищите подходящую картинку. Обратите внимание, к последнему предложению надо положить две картинки, чтобы было понятно в какие комнаты какую мебель поставят мама и папа. У вас хорошо получилось. Теперь прослушайте рассказ ещё раз и постарайтесь его запомнить. (Рассказ повторяется ещё раз)

Кто может вспомнить первое предложение? (Если ребята затрудняются, то логопед помогает наводящими вопросами). Аналогично проводится работа со всеми предложениями.

Кто готов пересказать рассказ? (Рассказ пересказывается целиком). Молодцы.

7. Физкультминутка.

Давайте встанем и немного разомнемся. Дети выполняют упражнения, имитируя действия мастера.

Мы ребята – мастера. Стул сломали мы вчера,
Молотком тук-тук стучали, гвозди долго забивали,
Получилось как-то криво, отпилили мы красиво.
Зачищали шкуркой долго, покрывали лаком стойким,
Верх узором украшали. Мастера смотреть позвали.

Молодцы, садитесь.

8. Упражнения в использовании существительных с уменьшительными суффиксами.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. “Большой – маленький”. Я буду называть большой предмет, например, стул, а вы будете называть маленький – стульчик.

У меня большая кровать, а у вас маленькая…(кроватка)

У меня большой диван, а у вас маленький…(диванчик)

У меня большой стол, а у вас маленький… (столик)

У меня большой шкаф, а у вас маленький… (шкафчик)

9. Сравнение предметов.

Давайте представим себе, что мы пришли в мебельный магазин и хотим купить в свою квартиру мебель. Но мы не можем выбрать, что лучше стул или кресло? Нам необходимо сравнить эти два предмета. Сначала скажите мне, чем они похожи? (И на стуле и на кресле можно сидеть; и у стула и у кресла есть сидение, ножки, спинка; и стул и кресло – это мебель). А теперь скажите, чем они различаются? (У кресла есть подлокотники, а у стула – нет; кресло мягкое, а стул – жёсткий; стул сделан из дерева, а кресло покрыто тканью). А в какие комнаты можно поставить стул? (В кухню, в гостиную, в спальню). А кресло куда можно поставить? (Только в гостиную). Прежде, чем идти за покупкой, надо решить для какой цели нам нужна мебель и потом уже выбирать.

10. Упражнение на пространственную координацию и концентрацию внимания.

Смотрите на экран и называйте те предметы, которые появляются. (Табурет, кресло, шкаф, диван, стол). Что находится справа от дивана? (Справа от дивана находится стол). Что находится слева от шкафа? (Слева от шкафа находится кресло). Что находится в правом верхнем углу находится шкаф). Что находится в левом нижнем углу экрана? (В левом нижнем углу находится диван). Запомните всё, что нарисовано. А теперь закройте глаза. Открывайте. Посмотрите, чего не хватает? (Кресла). Где находилось кресло? (Кресло находилось между табуретом и шкафом).

11. Составление рассказа-описания по плану.

Давайте вспомним план для рассказа-описания. Сначала мы называем предмет. Затем говорим из какого материала он сделан, далее, какого он цвета, из каких деталей состоит; поскольку мы будем говорить о мебели, то нам нужно сказать в какую комнату можно поставить этот предмет, и, наконец, для какой цели используют этот предмет.

Работа проводится коллективно. Выбирается предмет для описания и составляется рассказ по плану.

12. Расставь мебель.

Посмотрите внимательно на листочки, которые я вам раздала. На них нарисована комната одного мальчика. Вы видите, он сидит на подлокотнике кресла и смотрит телевизор. Комната у него серая и в ней очень мало мебели. Я предлагаю вам помочь мальчику и обставить его комнату красивой мебелью. Вы должны будете выбрать только ту мебель, которую можно поставить в гостиную.

У вас замечательно получилось.

13. Итог урока.

Какие слова вы сегодня собирали из слогов? (Диван, табурет, кресло)

Как это назвать одним словом? (Мебель)

Что мы сегодня сравнивали? (Стул и кресло)

Как назвать эти предметы одним словом? (Мебель)

Что мы сегодня описывали? (Диван)

Что мы поставили в комнату мальчика? (Кресло, тумбочку, буфет, столик)

Как назвать это одним словом? (Мебель)

О чём мы сегодня говорили на уроке? (О мебели)

Все сегодня хорошо поработали. Молодцы. Урок закончен.

«МЕБЕЛЬ»

Лексика:

Имена существительные: мебель, стол, стул, кровать, шкаф, кресло, диван, ножка, спинка, сиденье, полка, дверца;

Имена прилагательные: деревянный, мягкий, удобный;

Глаголы: сидеть, лежать, спать;

1. Рассмотрите с ребёнком мебель , которая есть у вас дома. Произнесите названия предметов мебели: стол, шкаф, кровать, диван . Побеседуйте с ребёнком, для чего нужна мебель, из чего её делают: «Это стол. Он деревянный. За столом едят, пишут, рисуют» и т.п.

2. Обратите внимание ребёнка на некоторые детали мебёли: ножка, спинка, сиденье, полка, дверца . Отработайте произношение этих слов.

3. Подберите, приклейте и рассмотрите картинки, на которых изображена мебель. Пусть ребёнок назовёт её.

4. Предложите ребёнку сделать пальчиковую гимнастику.

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире.

(Сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,

(Загибают пальчики, начиная с большого)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Много мебели в квартире.

5. Помогите ребёнку ответить на вопросы:

Где хранят одежду? (в шкафу)

На чём можно сидеть? (на стуле)

На чём можно лежать? (на кровати) и т.д.

6. Поиграйте в игру «Назови ласково», используя следующие слова: стол – столик, кровать – кроватка, шкаф – шкафчик, стул – стульчик, кресло – креслице.

7. Загадайте и объясните ребёнку загадку:

Четыре братца под одной шляпой стоят. (Стол)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка-поход по лексической теме недели «Моя страна, мой край, мой город» для детей старшего дошкольного возраста

Образовательное мероприятие построено в форме соревнований и игр, интеграции физического и умственного воспитания дошкольников, так как постижение основ физкультурного знания не только расширит...

Конспект ООД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Загадайку» Лексическая тема недели: «Безопасность»

Данная ООД может быть организована с детьми подготовительной группы. Используемые элементы технологии ТРИЗ и РТВ позволяют повысить интерес детей к заданиям, а значит и активность....

Лексико-грамматические упражнения и игры на тему «Мебель»

Предлагаю Вашему вниманию подборку речевых игр для развития лексики и грамматических категорий у дошкольников . Эти речевые упражнения были мною собраны и апробированы годами многолетней успешной логопедической практики. Подборка разбита на лексические темы, с каждой статьи можно перейти на следующую — по ссылке.

Подборка лексико-грамматических упражнений на тему «Мебель» пригодится не только логопедам, но и родителям — для домашних занятий по развитию речи.

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Предыдущую часть подборки читайте в статье

1. Рассмотреть предметы мебели или картинки с изображением мебели : стол, стул, табуретка, диван, кровать, кресло, шкаф, полка, трюмо, тумбочка и т.д. Поговорить о том, из чего изготовлена мебель (деревянная, пластмассовая, стеклянная). Рассмотреть названия частей мебели: спинка, ножки, сиденье, дверца, ручка и т.д.

2. Игра «Скажи ласково

Стул – стульчик

Табуретка — … Диван – …

Полка -… Шкаф – …

Кресло –… Стол — …

Зеркало… Кровать — ..

Скамейка -…

3. Игра “Ответь – какой?”

Стол из дерева — деревянный. Шкаф из пластмассы-

Табуретка из металла — Кресло из кожи —

Стол для журналов — Шкаф для книг —

Стол для кухни — Стол для письма —

Шкаф для обуви — Дом из кирпича —

Дом из камня — Крыша из железа —

4. Назвать предметы мебели, у которых есть:

Спинка…

Дверцы…

5. Игра “Один, одна, одно”.

Кровать — одна Стул — Полка-

Шкаф — Скамейка — Сервант —

Диван — Кресло — Стол —

6. Игра « 2 и 5»

стул – 2 стула – 5 стульев

стол – 2 стола – 5 столов

диван – 2 дивана – 5 диванов

шкаф – 2 шкафа – 5 шкафов

кровать – 2 кровати – 5 кроватей

табуретка – 2 табуретки – 5 табуреток

7. Составить описательный рассказ о предмете мебели по плану:

  • Что это?
  • Цвет.
  • Форма.
  • Размер.
  • Материал.
  • Части.
  • Для чего используют эту мебель.

8. Пальчиковая игра «Мебель»

Новая лексика

Существительные:

шкаф, стол, стул, софа, диван, сервант, комод, буфет, кресло, кровать, полка, тумбочка, мебель, спинка, ножки,

дверцы, сиденья.

Глаголы:

вытирать, передвигать, задвигать, пылесосить, покупать, переставлять, ремонтировать, заправлять.

Прилагательные:

детская, железная, пластмассовая, кожаный, стеклянная, деревянная, мягкая, кухонная, платяной,

книжный, двуспальная, лакированная, удобный, новая, старая.

Игра « Большой - маленький »

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, совершенствовать грамматический строй речи, учить

употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов; обогащать словарный запас по теме «Мебель».

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение С. А. Васильевой (из предыдущего задания) и задаёт вопросы по

нему.

По какой сказке написано это стихотворение?

Какая мебель была в доме трёх медведей?

Затем воспитатель предлагает детям назвать Мишуткину мебель.

Например:

У Михаила Потапыча большая кровать, а у Мишутки маленькая кроватка.

У Михаила Потапыча большой стул, а у Мишутки...

У Михаила Потапыча большой стол, а у Мишутки...

Михаил Потапыч качается в большом кресле, а Мишутка...

У Михаила Потапыча большой шкаф, а у Мишутки...

У Михаила Потапыча большая полка, а у Мишутки...

Игра «Подскажи словечко»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры . Воспитатель читает стихотворение, а дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

Я на кухне самый нужный

Для семьи большой и дружной!

Я готов служить всегда

И стоит на мне еда!

Все тарелки, ложки, кружки -

Мои верные подружки,

Не посыпятся на пол,

С ними вместе друг их... (стол).

Про меня вы все забыли

И не вытерли от пыли!

Я блестящий, я стеклянный,

Не похож на деревянный!

Я красивую посуду

Охраняю от простуды,

Чтоб она не простудилась

И случайно не разбилась!

Охраняю я бокалы,

И фужеры, и пиалы,

Вазы для цветов, конфет

Потому, что я - ... (буфет ).

На меня вы посмотрите ,

Дверки можете открыть вы,

А на полочках моих

Много нужного стоит!

Выше всех я, как жираф:

Я - большой, красивый... (шкаф).

Я на стол чуть-чуть похожа,

Есть на кухне и в прихожей,

В спальне я бываю редко, А

зовусь я... (табуретка).

Н. Майданик

Игра «Сложи из палочек»

Цели: развивать зрительное внимание, мелкую моторику, совершенствовать конструктивные навыки.

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям сложить из палочек стол и стул.

Игра «Подбери рифму»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры.

Воспитатель называет слово - название мебели, дети подбирают рифмующееся с ним слово.

Например: Диван - ... чемодан, сарафан.

Игра «Что это?»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, обогащать сл оварный запас по теме «Мебель».

Ход игры. Воспитатель называет части какого-либо предмета мебели, не называя его, а дети должны отгадать, что это за мебель.

Например:

Ножки, крышка - стол. Спинка, сиденье, ножки - стул. Сиденье, ножки - табурет. Дверцы, полки, ручки - шкаф. Сиденье, ножки, спинка,

подлокотники - кресло.

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать относительные прилагательныеот существительных .

Ход игры. Воспитатель предлагает детям помочь Незнайке выполнить домашнее задание (образовать относительные

прилагательные по образцу).

Например:

Тумбочка из дерева (какая?) деревянная.

Стол из пластмассы (какой?) ...

Кровать из железа (какая?) ...

Диван из кожи (какой?) ...

Полка из стекла (какая?) ...

Игра «Один - много»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить правильному употреблению родительного падежа

существительных во множественном числе.

Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мя1 ребёнку и называет предмет мебели в именительном падеже

единственного числа. Ребёнок ловит мяч и кидает его обратно употребив слово с наречием «много».

Например: Один стул. - Много стульев.

Игра «Дополни предложение»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить правильному употреблению предлогов в речи.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить предложения и назвать «маленькое» слово, которое они

Ваза стоит... столе.

Мяч закатился... диван.

Валя достала мяч... дивана.

Паша упал... кровати.

Папа сидит... кресле.

Мама поставила стаканы... сервант.

Бабушка достала конфеты... буфета.

Игра «Составь предложение»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, формировать грамматический строй речи (согласование слов в предложении).

Ход игры. Воспитатель называет слова в неопределённой форме, дети составляют из них предложение.

Например:

Стол, мальчик, сидеть, письменный, за. - Мальчик сидит за письменным столом.

Папа, стул, присесть, на, работа, после. - Папа присел на стул после работы.

Игра «Собери слово»

Цели: формировать навык слогового синтеза слов, развивать слуховое и зрительное внимание.

Ход игры. На столе карточки со слогами. Воспитатель сообщает детям, что слова рассыпались и нужно помочь

Незнайке их собрать. Дети составляют слова из слогов.

Другим вариантом игры является произнесение воспитателем слогов устно, дети воспринимают слоги только на слух.

Например: ВАН, ДИ -диван ЛЫ,

СТО - столы ТА,

РЕТ, БУ - табурет

КА, ПОЛ - полка

Игра «Мебель»

Цели: тренировать детей в умении находить слова с заданным звуком [т] и определять его место в слове. Закреплять

умение делить слова на слоги. Учить подбирать слова к заданным слоговым схемам.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки (стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф, сервант,

тумбочка, буфет). Дети обобщают одним словом увиденные на рисунках предметы (мебель); определяют, в названиях каких из

этих предметов есть буква г; определяют место данного звука в слове и дают ему характеристику (твердый или мягкий).

Затем воспитатель размещает на фланелеграфе слоговые схемы и предлагает детям, разделив слова на слоги, поместить

их к соответствующим схемам. Дети по очереди подходят к фла нелеграфу и выполняют задание. За каждый правильный ответ

ребёнок получает фишку. Затем подсчитывается, кто дал большее количество правильных ответов.

Игра «Отгадай, какое слово задумано»

Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление.

Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями предметов мебели. Воспитатель называет первый и последний

звуки в слове, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображение задуманного.

Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.

Картинки: кровать, диван, стол, полка, буфет, шкаф, софа, стул, сервант, тумбочка.

В том случае, когда первый и последний звуки совпадают в нескольких словах (стол, стул), воспитатель добавляет какой-

либо значительный элемент.

Например:

Первый звук [с], последний - [л]; на этом сидят.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: уточнять артикуляцию звуков, совершенствовать фонематические процессы, умение определять

последовательность звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить звуковые схемы слов (выложить из разноцветных кружков на ковро-

линографе, либо нарисовать в тетрадях).

Слова: стол, диван, шкаф, стул.

Игра «Загадай загадку»

Цели: развивать связную речь, обучать детей составлению рассказов-описаний по графической схеме.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми графическую схему для составления рассказов-описаний по

теме. Дети) по опорной схеме составляют загадки-описания мебели .

Текст для пересказа

Оле на день рождения мама с папой подарили новый диван. Девочка очень обрадовалась, надоело ей спать в детской

кроватке. И вот, когда никого не было дома, новый диван и старая кровать завели беседу.

Скоро тебя отсюда выселят, я лучше, чем ты, ведь я нов ый, уютный и очень красивый, - так сказал диван.

Да, - ответила кровать, - я гораздо старше тебя, ведь ещё Олина мама, когда была маленькой, спала на мне. А потом

Олин дядя, а после Олин старший брат. Меня уберут, но не навсегда, а на какое-то время. И когда в семье появится малыш,

я снова буду баюкать его и охранять его сон.

Должно быть, - сказал диван, - в этой семье тебя очень любят, ведь ты делаешь доброе дело.

С. Чешева

Вопросы:

Что подарили Оле на день рождения?

Что сказал диван, когда никого не было дома?

Что ответила кровать?

Почему старую кровать не выбрасывали?



Похожие статьи