07 апреля благовещение пресвятой богородицы. О празднике благовещения пресвятой богородицы

С праздником Кресто-Благовещения!

Г осподь рождается в наш мир, чтобы вольно, в отличии от нас, ибо у нас нет такого выбора, умереть. Он свободно выбирает послушание Отцу и восходит на Крест, нашего ради спасения.

Д ева Мария становится Богородицей вольно приняв Архангельский глас, говоря: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему».

Ч еловек может спастись только вольно последовав за Христом неся свой крест.
Этот крест и есть наша свобода, то бремя и иго, которое становится благим и легким через послушание Богу.

П одобно тому как человек поднимающийся высоко в горы, там где уже разряжен воздух и почти нет кислорода, не будет тяготился баллоном с кислородом у себя за спиной, хотя он и очень тяжел и без него намного проще было бы подниматься.

К ак часто мы слышим, что свобода нелегка, мучительна, опасна. И это так. Как часто мы слышим, что свобода есть ценность светского безбожного гуманизма, а у нас христиан, другие ценности. Как много тех, кто ради нашего счастья и благополучия предлагает нам отказаться от нее. Вспомним Великого Инквизитора Достоевского. Но отказаться от свободы, значит отказаться от креста и значит отказаться от спасения, значит обречь себя на смерть. Ведь даже если мы и поднимемся на вершину, но кислород останется внизу, то мы горько об этом пожалеем, но будет поздно.

К ресто-Благовещение — напоминание нам о нашей царственной свободе, о том иге, которое благо и о том бремени, которое легко.

Проповедь протоиерея Вячеслава Перевезенцева.
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).

Тропарь Благовещения, глас 4
Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Кондак Благовещения, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Величание праздника Благовещения
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Задостойник праздника Благовещения, глас 4
Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу. Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Один из самых важных и трогательных христианских праздников - Благовещение Пресвятой Богородицы - в 2016 году, как и в большинстве случаев, приходится на время Великого поста, точнее на его четвертую седмицу.

Когда отмечается Благовещение в 2016 году

В православии Благовещение принадлежит к числу двунадесятых непереходящих праздников (то есть относится к 12 важнейшим христианским праздникам и празднуется всегда в один и тот же день). Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь (на территории Украины), старообрядцы и некоторые другие христианские конфессии празднуют Благовещение 25 марта по юлианскому календарю, что в XX–XXI веках соответствует 7 апреля по григорианскому летоисчислению.

Католики и протестанты, которые отмечают праздники по григорианскому календарю, празднуют Благовещение 25 марта .

Таким образом, в России, на Украине и в Белоруссии праздник Благовещение всегда отмечается 7 апреля .

Благовещение: история праздника

Благовещение Пресвятой Богородицы отмечается в честь знаменитого евангельского события - возвещения архангелом Гавриилом благой вести деве Марии о том, что у нее родится Сын Божий Иисус .

В Евангелии от Луки говорится, что на шестой месяц после зачатия праведницей Елизаветой святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан Господом в Назарет, к деве Марии, чтобы возвестить ей, что у нее родится ребенок, который станет Спасителем и что он будет наречен Иисусом. В христианстве Благовещение ассоциируется с первым этапом искупления первородного греха, совершенного Евой, вкусившей запретный плод вопреки Божьему запрету и соблазнившей Адама. В христианской традиции считается, что дева Мария, выказав покорность Божьей воле, частично искупила грех ослушания, совершенный Евой.

В христианстве символом Благовещения считается белая лилия - цветок, символизирующий чистоту и непорочность девы Марии. Эти цветы часто изображались на иконах и картинах, посвященных Благовещению.

Четвертая седмица Великого поста и Благовещение – 2016: что можно есть

А вот в том, что касается питания, в Благовещение церковью допускаются праздничные послабления. Приводим календарь питания для четвертой седмицы Великого поста – 2016 в его самой строгой, монастырской версии (мирянам такие строгости не обязательны).

Четвертая седмица:

  • Понедельник, 4 апреля, - сухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
  • Вторник, 5 апреля, - сухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
  • Среда, 6 апреля, - сухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
  • Четверг, 7 апреля, Благовещение Пресвятой Богородицы - разрешается рыба и немного вина.
  • Пятница, 8 апреля, - сухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
  • Суббота, 9 апреля, - горячая постная пища с растительным маслом.
  • Воскресенье, 10 апреля, - горячая постная пища с растительным маслом.

Как видите, послабления допускаются только в сам праздник, во все остальные дни все великопостные ограничения сохраняются в полном объеме.

Благовещение – 2016: народные традиции, приметы и поверья

Христианский праздник Благовещения имеет очень древние корни, отразившиеся в народном календаре: по старому стилю этот праздник почти совпадал с днем весеннего равноденствия, который считался рубежным между зимой и весной. С Благовещения на Руси начинали готовиться к севу, поэтому большинство примет в этот день связано с природой, погодой и видами на будущий урожай.

Приметы о погоде:

  • Если на Благовещение снег и морозно, то весна будет поздней и недружной, а холода могут продержаться до мая.
  • Если в канун Благовещения ночь теплая, весна будет ранняя и дружная.
  • Если утром на Благовещение ясно и солнечно - значит, год будет удачным и урожайным.
  • Если на Благовещение дождливо, лето будет засушливым.
  • Если на Благовещение ласточки еще не вернулись (что для средних широт, в общем-то, нормально), весна будет холодной.

Благовещение: что можно и чего нельзя делать

Благовещение на Руси считалось последним днем отдыха перед началом подготовки к весеннему севу, поэтому в этот праздник было принято отдыхать, а вот работа, особенно по дому, была под запретом. Также девушкам в этот день не возбранялось ходить распустехами. Была даже специальная благовещенская поговорка: «На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет». Так что и в этом году в четверг, 7 апреля, можно смело отказаться от работы по дому.

Также на Благовещение в избах не зажигали огня: почему-то считалось, что такое нарушение запрета обязательно закончится пожаром.

Просфоры, благовещенская соль и жаворонки

Еще на Благовещение на Руси пекли специальные постные булочки - просфоры и заготавливали специальную «лечебную» благовещенскую соль . Это был целый семейный ритуал: каждый член семьи брал щепотку соли и клал ее в мешочек. Затем хозяйка высыпала эту соль на сковороду или жаровню, прокаливала на огне и снова ссыпала в мешочек. Этой солью семья и лечилась весь год от всех болезней: и добавляя ее в пищу, и прикладывая к больным местам. Не отрицая возможностей народной медицины, мы все-таки рекомендуем совмещать подобное «лечение» с предписаниями медицины официальной.

Что касается просфор, то их тоже использовали для лечебных целей.

Благовещение: обычай выпускать птиц

Обычай выпускать птиц на Благовещение - тоже очень древний, это связано с днем весеннего равноденствия, с возвращением птиц и с культом солнца. Позже этот обычай получил христианское содержание - Святой дух в виде голубя и т.д. На Благовещение выпускают птиц и в храмах, в том числе в этом обряде участвует и патриарх Русской православной церкви.

«В чужбине свято наблюдаю родной обычай старины: на волю птичку выпускаю при светлом празднике весны», - писал об этом обряде Пушкин. На Руси к этому дню дети и просто небогатые люди специально ловили птиц и приносили на рынок, где их покупали, чтобы тут же выпустить. «Дайте выкуп за птичек - пташки Богу помолятся!» - говорили птицеловы.

Однако в современном мире такого рода обряды являются скорее дикостью и пережитком: ни для кого не секрет, что отловленные перед Благовещением птицы массово гибнут от плохого содержания и стресса. Поэтому священники не благословляют мирян на исполнение этого обычая, тем более что в храмах в обряде выпускания птиц используют только специально обученных ручных голубей, которые знают дорогу домой.

07.04.2017 07.04.2017

7 апреля Святая Православная Церковь молитвенно чтит великий и радостный праздник Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. Праздник Благовещения совершается в воспоминание явления Пресвятой Деве Марии архангела Гавриила и возвещения им тайны воплощения от Нее Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.

Событие Благовещения
По достижении совершеннолетия, согласно обычаю, имевшему силу закона, Пресвятая Дева Мария, оставила храм Иерусалимский и вручена была престарелому плотнику Иосифу — Обручнику, или хранителю Ее девства. Иосиф происходил из одного с Ней колена и взял Ее к себе, чтобы под видом супружества быть Ее защитником. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева большую часть времени проводила в уединении и безмолвии, занималась богомыслием и молитвою, чтением Священного Писания и рукоделием.
События Благовещения описаны единственным евангелистом - апостолом Лукой.
Согласно Евангелию (Лк. 1:26-38), в 6-й месяц после зачатия праведной Елисаветой святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира. Войдя к Ней, Гавриил сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца», то есть архангел возвестил теми же словами, в каких предсказал об этом событии задолго до него пророк Исаия (Ис. 7:14). По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила - «Радуйся, Благодатная» - стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Свт. Феофилакт Болгарский (XI–XII вв.) в толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: „В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».
Мария в недоумении (по мнению свт. Григория Неокесарийского (III в.), опасаясь нарушения её девства) спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34) Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Святого Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:35-37). Тогда Мария, увидев в словах ангела волю Божью, со смирением сказала: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).
Прав. Николай Кавасила (XIV в.) так комментирует эти слова: «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле».
Своей покорностью и согласием, по мнению свт. Афанасия Великого (IV в.), Мария выразила своё исповедание веры. Он сравнивает её со скрижалью, «…на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет». У Господа не остается бессильным никакое слово, и Мария вскоре родила Младенца Иисуса (Лк. 1:26-35).
Косвенно о событии Благовещения упоминает ап. Павел: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» (Гал. 4:4).
Царь Соломон, получивший от Бога весь свет премудрости для исследования тайн природы, после того как обозрел все, что есть на небе и на земле, – прошедшее, настоящее и будущее, – решил, что в мире, под солнцем, нет ничего нового. Но в Благовещении благодатной Деве Марии Бог сотворил совершенно новое дело, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие.
Этого дня человечество ожидало более пяти тысяч лет. В божественных и пророческих книгах говорилось о пришествии в мир Спасителя. И долгожданный час наступил.

Определение даты и история установления праздника
Название праздника - Благовещение - передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа. Этот праздник относится к двунадесятым непереходящим праздникам и отмечается каждый год в один и тот же апрельский день.
Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта (по старому стилю, по новому – 7 апреля). Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря (по старому стилю), которое с IV в. считается днем Рождества Христова.
Впервые дата 25 марта появляется в сочинениях западных авторов III века - Тертуллиана и сщмч. Ипполита Римского как день распятия Иисуса Христа по римскому календарю. Данное обстоятельство легло в основу александрийской и позднейших византийских хронологических систем, отождествляющих дату Благовещения и Пасхи.
Установление данного праздника в Константинополе относят приблизительно к середине VI в. как следствие процесса «историзации» евангельских празднований в литургическом календаре, однако определённости в этом вопросе нет. Так, у свт. Григория Неокесарийского есть «Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы» и свт. Иоанн Златоуст (IV-V вв.) в своих трудах называет Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников»; можно предположить, что празднование Благовещения Церковь уже совершала в это время. О праздновании Благовещения свидетельствует постройка в Назарете, на месте, где, как считается, случилось Благовещение, равноапостольной императрицей Еленой в начале IV в. Базилики Благовещения. При этом в начале VIII в. армянский автор Григор Аршаруни писал, что праздник был установлен святителем Кириллом I, епископом Иерусалимским, в середине IV в. Однако епископ Ефесский Авраам (между 530 и 553 годами) свидетельствует, что до него не было написано ни одной проповеди, посвящённой Благовещению. Древние грузинские рукописные Лекционарии, отражающие литургическую практику Иерусалима VII в., уже содержат под 25 марта особый праздник Благовещения. В VII в. Благовещение стало праздноваться в Риме и Испании; Галлия приняла его лишь в VIII в.
В VI в. прп. Роман Сладкопевец написал кондак (в раннем понимании термина) Благовещения. К концу VII в.- это уже один из самых почитаемых в Константинополе праздников. Гимнография праздника была дополнена в VIII в. творениями прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.) и Феофана, митрополита Никейского (XIV в.), составившего канон праздника в форме диалога между Девой Марией и архангелом Гавриилом.
Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; его богослужение неизменно совершается 25 марта.
Сохранились беседы на Благовещение свт. Софрония Иерусалимского (VII в.), свт. Германа Константинопольского (VIII в.), прп. Иоанна Дамаскина и многих других более поздних святых отцов и церковных писателей.
На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V в. (блж. Августину Иппонскому, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому) и последующих веков.
День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название «Кириопасхи» (Господственной). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.

Событие Благовещения в святоотеческой традиции
«Благовещение», как было обозначено выше, означает благую, радостную, добрую весть. По сути, это то же, что и «Евангелие», ведь данное слово переводится с греческого как «благая весть».
Праздник Благовещения посвящен воспоминанию о том дне, когда, как гласит Священное Писание, Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего, который возьмет на Себя грехи всего мира.
В греческих сборниках святоотеческих слов на разные праздники, предназначенных для богослужебного употребления (патристических Лекционариях) для Благовещения обычно приводятся 1 или 2 чтения: первое начинается словами «Снова радость благовестия» (известно под именами святителей Иоанна Златоуста (IV-V вв.) и свт. Григория Неокесарийского, и второе — слово свт. Андрея Критского (VII-VIII вв.) «Есть сегодня радость всех». Кроме того, встречаются рукописи, содержащие и другие святоотеческие чтения, например, свт. Григория Неокесарийского, свт. Прокла Константинопольского (V в.), проповеди, приписываемые свт. Афанасию Великому и свт. Иоанну Златоусту. Слова на Благовещение писали и более поздние авторы, например: свт. Софроний Иерусалимский; свт. Герман, Патриарх Константинопольский, чья проповедь «На Благовещение» содержит 2 диалога Пресвятой Девы Марии с архангелом и с праведным Иосифом Обручником; прп. Феодор Студит (VIII-IXвв.); свт. Григорий Палама (XIV в.); св. прав. Николай Кавасила (XIV в.); свт. Московский Филарет (Дроздов) (XIX в.) (он сравнивает слова Марии «да будет Мне по глаголу твоему» со словами Творца «да будет» (Быт 1:3), так что «слово твари низводит в мир Творца») и многие другие.
Существенный элемент святоотеческих творений, посвященных событию Благовещения — его догматический аспект. Во всех словах на Благовещение подчеркивается, что основное событие Благовещения — свершаемое воплощение Сына Божия; прп. Феодор Студит даже называет Благовещения не Богородичным, а Господским праздником. Из-за тесной связи между Благовещением, Боговоплощением и Рождеством Христовым, некоторые проповеди вполне могли быть написаны не для чтения на Благовещения, а для праздника Рождества Христова (например, слово свт. Прокла Константинопольского или проповедь свт. Льва Великого). Святые отцы часто подчеркивают роль Пресвятой Девы в Благовещении и Ее нравственную высоту; эта сторона события ярко выражена в словах свт. Григория Паламы и св. Николая Кавасилы. Некоторые из слов, надписанных именем свт. Иоанна Златоуста, так же как и слово свт. Германа Константинопольского и кондак прп. Романа Сладкопевца, построены в форме диалога, причем в диалогах участвуют не только Пресвятая Дева и архангел, но и праведный Иосиф Обручник. Говоря о величайшем значении Благовещения в истории, отцы Церкви не ограничиваются догматическим истолкованием евангельского повествования — нередко они (например, прп. Феодор Студит) делают из него практические нравственные выводы.

Иконография праздника
Изображения, трактуемые как «Благовещение», встречаются уже в росписях катакомб (Присциллы, 2-я пол. II — 1-я пол. III вв., Петра и Марцеллина, 2-я пол. III — 1-я пол. IV вв.). Как Благовещение, интерпретируется сцена, где юноша, рука которого протянута вперед, стоя перед сидящей в кресле женщиной, обращается к ней с речью. Сюжетный контекст позволяет видеть в этой сцене Благовещение, поскольку сходные изображения бескрылых ангелов известны во фресках катакомб по композициям «Явление ангела Товии», «Явление ангела Валааму», «Явление Троицы Аврааму». Следующей по времени является композиция Благовещения на рельефе саркофага в Равенне (после 400 г.), где ангел представлен с большими крыльями, с посохом в левой руке, а сидящая Богоматерь — с веретеном и пряжей, опускающейся в корзину у Ее ног.
Схема, сложившаяся в раннехристианский период, не претерпела существенных изменений в византийском, балканском и древнерусском искусстве и варьируется на иконах, в миниатюрах и монументальных росписях IX-XII вв. Во 2-й пол. XII в. в композиции преобладают динамичные экспрессивные черты. Движение архангела становится стремительным, взгляд Богородицы, обращенный к нему, испытующим. Композиция дополняется символическими деталями. На иконе кон. XII в. из монастыря вмц. Екатерины на Синае на первом плане изображена река с множеством птиц и рыб — символ рая. За троном Богоматери, на золотой кровле высокой палаты, где находится гнездо с птицами, изображен сад за оградой с деревьями, цветами и птицами — «Вертоград заключенный» — символический образ рая и Богородицы (Песн. 4:12). Золотой престол Богородицы, украшенный драгоценными камнями и жемчугом, и высящееся за ним здание с отдернутой завесой напоминают трон царя Соломона (3 Цар. 10:18) — также символ Богородицы.
Стремление наглядно проиллюстрировать догмат о Воплощении наиболее полно выражено в русской иконе «Благовещение Устюжское» (XII в.). В небесном сегменте изображен Иисус Христос, сидящий на огненных херувимах, от Его благословляющей десницы исходит луч к Богоматери. Младенец в препоясании написан теми же тонами, что и мафорий (верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят). Правая рука Богоматери с пурпурной нитью поднята к груди, в опущенной левой руке Она держит моток пряжи, нить проходит параллельно фигурке Младенца, как бы придерживаемой у плеча правой рукой Богородицы. На синайской иконе кон. XII в. также рядом с Младенцем, параллельно фигурке, изображена нить, которая буквально иллюстрирует мысль об исткании «умной багряницы Еммануилевой» — плоти Христовой «от чистых и девственных кровей» Богородицы.
Исключительное значение праздника Благовещения, который святители Иоанн Златоуст и Афанасий Александрийский называют первым в ряду других, отразилось в расположении этого сюжета в храмовых росписях в алтарной или предалтарной зоне. Такое расположение наглядно свидетельствует о том, что через Воплощение на земле Спасителя, Сына Божия, для человеческого рода открываются небеса. В X-XI вв. Богоматерь изображается стоящей перед престолом (кафоликон монастыря Ватопед на Афоне; Софийский собор в Киеве).
В XII в. Богоматерь обычно изображается сидящей на престоле на фоне палат, с пряжей в руках, полуобернувшись к архангелу (собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде (1125 г.)). В росписи новгородской церкви вмч. Феодора Стратилата на Ручью (кон. XIV в.) перед сидящей на престоле Богоматерью изображен ярко пылающий светильник — один из символов Богородицы, свидетельствующий о принятии Ею Божественного огня.
В соответствии с тем, что Воплощение Спасителя отверзает человечеству райские двери, изображение Благовещения помещается на царских вратах иконостаса. Сцена Благовещения нередко сочетается с изображением царей Давида и Соломона в верхних частях царских врат: створка врат из церкви Больницы Богородицы в Охриде (Македония) с архангелом Гавриилом и царем Соломоном (2-я пол. XIV в.); врата из с. Бара (Болгария, кон. XVI в., музей Преображенского монастыря). На Руси формируется иной тип царских врат, где Благовещение помещается в навершии створок, а на основном полотне дверей изображаются либо свтт. Василий Великий и Иоанн Златоуст, имена которых носят 2 византийские Литургии, либо 4 евангелиста.
Почитание праздника Благовещения выразилось также в посвящении многочисленных храмов и монастырей. Один из древнейших храмов на Руси — церковь Благовещения на Городище в Новгороде (XII в.). В честь Благовещения нередко освящали и надвратные церкви (Церковь на Золотых воротах в Киеве (XI в.)).
Примечательно, что и в Калужской митрополии множество храмов освящены в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, например: собор в г. Боровске (XVIII-XIX вв.), собор в г. Мещовске (XIX в.), храмы в г. Козельске (XIX в.), г. Мещовске (XVII в.), с. Курилово Жуковского района (XVIII в.), а также ныне недействующие, но посвященные Празднику: с. Хохлово Мещовского района (XVIII в.), д. Заборовка Перемышльского района (нач. XX в.), д. Андреевское Ферзиковского района (XVIII в.) и другие.

Почему на Благовещение запускают белых голубей?
Белый голубь с древних времен олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а белоснежные крылья – одновременно символом чистоты самой Девы Марии.
В дореволюционной России существовал обычай, особенно в Москве, в День Благовещения, как в день возвещения свободы всему миру, выпускать из клеток птиц на волю. Заниматься же каким-либо, даже лёгким, трудом в этот день считалось грехом.
В постсоветской истории Русской Православной Церкви этот обычай был возрожден в 90-е годы XX в., и сегодня во многих храмах после Литургии в небо выпускают белых голубей.

В строгий период Великого поста верующим людям дан один день для отдыха и радости, придающий сил и помогающий пройти испытание постом до конца. Речь идет о Благовещении Пресвятой Богородицы. В этот день разрешено слегка ослабить запрет на увеселения и разнообразить скудный постный рацион.

Первые упоминания о Благовещение отнесены к III веку, а первые празднования - к VII веку. Сегодня это едва ли не главнейший двунадесятый праздник, несущий в себе глубокий смысл и обладающий громадным значением для верующих людей разных стран. Смысл великого праздника сконцентрирован в самом его названии. Человечеству в лице Девы Марии явилась "благая весть" от архангела Гавриила о непорочном зачатии Девы и последующем рождении спасителя. Мария согласилась покориться воле Господа, проявив силу веры и свободу воли. В этом и состоит глубокий смысл праздника, ежегодно радующего каждого человека: в единении силы Господа и воли человека!

Благовещение в 2016 году: какого числа празднуют православные и католики

Праздник надежды и радости всего человечества ежегодно приходит к нам в разное время. А какого числа ожидать Благовещение в 2016 году? Православным - 7 апреля, католикам - 25 марта. То есть, ровно за 9 месяцев до Рождества Христова.

Главными атрибутами праздника по-прежнему считаются:

  • луч света, по которому спускался Святой Дух
  • прялка, которой Мария занималась в момент явления Архангела Гавриила
  • ветка пальмы, с которой Гавриил пришел к деве
  • лилия, олицетворяющая чистоту, непорочность, возвышенность чувств и мыслей

Благовещение 2016: что нельзя делать

Узнав, какого числа Благовещение в 2016 году, стоит также вспомнить о древних приметах и символических обрядах. Многие христиане до сих пор не знают: можно мыть голову на Благовещение или нет, позволено ли заниматься хозяйством, готовить еду, убирать дом?

Согласно приданиям, в такой день категорически запрещено делать что-либо с волосами. Иначе можно ненамеренно спутать себе судьбу и добрые намерения ангелов. Также нельзя в день Благовещения Святой Богородицы заниматься какой-либо работой. Таким образом легко заманить беду в свой дом. Зато можно отдыхать, гадать, проводить обряды и наблюдать за приметами.

Приметы на светлый церковный праздник

  1. Нету ласточек - ожидай холодного лета.
  2. Дождь на Благовещение - к хорошему урожаю ржи. Гроза - к обилию орехов.
  3. Туман, иней или ветер в праздничный день - хороший урожай в сезон.
  4. Как проведешь Благовещение, так и год пролетит. Будешь ругаться - пройдет в соре.

Сделаешь добро - пройдет в мире и благополучии.

Особой магией обладают обряды, проведенные в день святого Благовещения. Некоторые из них нацелены на крепкое здоровье для всей семьи, иные - на благополучие и пышный урожай. Но все они по-своему интересные и своеобычные:

  • В этот день сильно шумели и грохотали. Таким образом злых духов и дикий скот отгоняли на целый год.
  • Женщины пытались запасти максимальное количество просфоры. Ее измельчали и ели за обедом все члены семьи, крошки оставляли домашнему скоту.
  • Раньше в день Благовещения выпускали в небо голубей. Птицы должны были донести ангелам весть о благих делах человека и просить о вознаграждении.
  • В ночь перед праздником "грели" весну и зазывали ее поскорее прийти, разжигая большие костры, куда бросали солому, мусор, старые тряпки.

Благовещение Пресвятой Богородицы является двунадесятым праздником.

25 марта/7 апреля Православная Церковь вспоминает явление Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии и благовестие тайны воплощения Сына Божия.

История праздника

О событии Благовещения повествует евангелист Лука. Пресвятой Богородице явился Архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; Благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28). Дева Мария смутилась от необычности его слов, но Архангел успокоил Ее и сообщил, что Своей жизнью Она обрела благодать у Бога быть Матерью Сына Божия. Затем Архангел произнес: «…и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:31–33). Дева Мария удивилась словам Архангела и спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Тогда он открыл Пречистой Деве великую тайну Боговоплощения: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Богородица с величайшим смирением приняла слова Архангела и ответила: «…се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Святитель Григорий Палама говорит, что воплощение было бы невозможно без свободного согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно и без творческой воли Божией. Действием Божией Благодати началось развитие новой человеческой жизни. Пресвятая Богородица, не познав мужа, но через осенение Духа Святого зачала во чреве Христа, оставшись при этом Девой.

Благовещение Пресвятой Богородицы имеет важное значение для всей истории христианства. Митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на день Благовещения рассуждает об образе Девы Марии, «Которая совершенной верой и совершенной чистотой, подвигом истинной святости стяжала Себе этот страшный дар – стать Матерью Господней».

Установление праздника Благовещения

У древних христиан этот праздник имел различные названия: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Благовещение Ангела Марии, Начало искупления. Лишь в VII в. он окончательно стал называться Благовещением Пресвятой Богородицы.
Об установлении празднования Благовещения становится известно уже в III в. Возможно, он возник в Константинополе и Малой Азии, а затем распространился повсеместно. Святой равноапостольной Еленой в начале IV в. были открыты святые места земной жизни Спасителя, также начато строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Это способствовало установлению праздника. Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Августин в своих беседах упоминают о Благовещении как о древнем и сложившемся торжестве. В V–VIII вв. распространились ереси, унижавшие лицо Девы Марии и искажающие догмат о Боговоплощении, поэтому торжество праздника в Церкви было возвеличено, появилось много праздничных песнопений, раскрывающих величие Богородицы и Таинство воплощения Сына Божия.

На Руси празднику Благовещения всегда придавали особенное значение, о чем свидетельствует сохранившаяся пословица: «Благовещение – самый большой праздник у Бога, даже грешников в аду не мучат». В этот день не принято было совершать никакую работу. Люди занимались делами милосердия – посещали заключенных, подавали милостыню. Также был интересный обычай, который сохранился и по сей день: на волю выпускали птиц, которые символизировали начало новой жизни и освобождение от греха.



Похожие статьи