300 самых известных судов мира. Самые знаменитые корабли

«Приключение» (Adventure Galley) — любимый корабль Уильяма Кидда, английского капера и пирата. Эта необычная галера-фрегат была оснащена прямыми парусами и вёслами, что позволяло маневрировать как против ветра, так и в безветренную погоду. 287-тонное судно с 34 пушками вмещало 160 человек команды и в первую очередь предназначалось для уничтожения кораблей других пиратов.


«Месть королевы Анны» (Queen Anne"s Revenge) — флагманский корабль легендарного капитана Эдварда Тича по прозвищу Чёрная Борода. Этот 40-пушечный фрегат изначально назывался «Конкорд», принадлежал Испании, затем перешёл ко Франции, пока наконец не был захвачен Чёрной Бородой. Под его руководством корабль укрепили и переименовали. «Месть королевы Анны» затопила десятки торговых и военных судов, вставших на пути знаменитого пирата.


«Уида» (Whydah) — флагманский корабль Чёрного Сэма Беллами, одного пиратов золотого века морского разбоя. «Уида» была быстроходным и маневренным судном, способным перевозить множество сокровищ. К несчастью для Чёрного Сэма, лишь через год после начала пиратской «карьеры» корабль попал в ужасный шторм и был выброшен на отмель. Вся команда, кроме двух человек, погибла. К слову, Сэм Беллами был самым богатым пиратов в истории, если верить пересчёту Forbes, его состояние насчитывало в современном эквиваленте около 132 млн. долларов.


«Королевская удача» (Royal Fortune) принадлежала Бартоломью Робертсу, знаменитому валлийскому корсару, с гибелью которого окончился золотой век пиратства. Бартоломью за свою карьеру сменил несколько кораблей, но 42-пушечный трёхмачтовый линейный корабль был его фаворитом. На нём он и принял свою смерть в бою с британским военным кораблём «Ласточка» в 1722 году.


«Фантазия» (Fancy) — корабль Генри Эвери, так же известного как Долговязый Бен и Архипират. Испанский 30-пушечный фрегат «Чарльз II» успешно грабил французские суда, но в конце концов на нём вспыхнул бунт, и власть перешла к Эвери, служившему первым помощником капитана. Эвери переименовал корабль в «Воображение» и плавал на нём, пока не окончил свою карьеру.


«Счастливая доставка» (Happy Delivery) — небольшой, но любимый корабль Джорджа Лаутера, английского пирата XVIII века. Его коронной тактикой был таран своим кораблём вражеского с одновременным молниеносным абордажем.


«Золотая лань» (Golden Hind) — английский галеон, под командованием сэра Френсиса Дрейка совершивший кругосветное путешествие между 1577 и 1580 годами. Первоначально судно носило название «Пеликан», но по выходу в Тихий океан Дрейк переименовал его в честь своего покровителя, лорда-канцлера Кристофера Хаттона, у которого на гербе красовалась золотая лань.


«Восходящее солнце» (Rising Sun) — корабль, принадлежавший Кристоферу Муди, поистине безжалостному головорезу, не бравшему пленных из принципа. Этот 35-пушечный фрегат наводил ужас на врагов Муди, пока того благополучно не повесили — но он вошёл в историю самым необычным пиратским флагом из известных, жёлтом на красном фоне, да ещё и с крылатыми песочными часами слева от черепа.

Крупные и крохотные, мощные и манёвренные — все эти суда, как правило, строились совсем для других целей, но рано или поздно оказывались в руках корсаров. Некоторые окончили свою «карьеру» в бою, другие перепродавались, третьи тонули в шторма, но все они так или иначе прославили своих владельцев.

С того самого момента, как еще пещерный человек вдруг понял, что дерево может плавать, а не тонуть, море стало неотъемлемой частью человеческой истории. Начиная от выдолбленных из дерева пирог и заканчивая современными кораблями с атомными двигателями, человек не терял связи с судами. До эпохи паровых двигателей это был, по сути, единственный способ перемещать товары по всему миру.

Можно смело утверждать, что корабли - неотъемлемая часть цивилизации. Да и как военное средство они активно применялись. С улучшением дизайна корабля связаны все инновации в морской истории - от паровой силы до строительной техники. Таким образом, корабли продолжают очаровывать нас, имея подчас мистическое к себе притяжение.

Представить будущее без них - просто немыслимо. В течении тысячелетий человечество сумело построить миллионы судов, некоторые из которых сумели оказать влияние на историю. Некоторые из кораблей прославились своими достижениями, другие же стали своеобразным символом, объединяющим народы. Все эти легенды пережили века, о них и будет рассказано ниже.

Санта-Мария. Хотя в длину эту суденышко было всего около 70 футов(21,4 метра) и, по большому счету, оно было медленным и неприметным, мало кто может отрицать его славу. Именно оно принесло Христофора Колумба в Новый Свет. Хотя путешественник и приобрел в итоге плохую репутацию, в особенности за свою жестокость в качестве губернатора Эспаньолы, но, несмотря на все его слабости, известность принесла ему смелость. Ведь Колумб не побоялся отправиться в неизвестность, сумев пересечь Атлантику в итоге целых 4 раза. К сожалению, непрочная Санта-Мария не смогла повторить путешествие своего капитана - она села на мель на Рождество в 1492 году. Ее древесина была спасена, она готовилась для строительства нового корабля, La Navidad, что означает "Рождество", так как крушение как раз пришлось на эту дату. Первоначальный легендарный корабль давно уже исчез, но с тех было построено минимум четыре копии Санты-Марии и все они могли ходить в море. К сожалению никого из них нельзя назвать точной копией, так как об оригинальной конструкции корабля записей не осталось. Это дало возможности создавать различные конфигурации прежней Санта-Марии.

Х.Л.Ханли. Этот ранний прототип подводной лодки был на самом деле более опасным для своих собственных флотских экипажей, чем для противников. Однако именно это судно начало революции в военно-морском инженерном деле, плоды которой мы пользуемся до сих пор. Лодка была создана конфедератами в 1863 году специально, чтобы затопить судна северян, которые заблокировали ряд портов. Лодка совершила всего несколько рейса, в ходе которых погибли 13 членов экипажа, в том числе и сам создатель, Х.Л.Хантер. Первое боевой крещение было назначено на вечер 17 февраля 1864 года. Мало кто хотел служить на Ханли, вот и подобралась команда из мужчин с суицидальными наклонностями. К носу корабля была прикреплена пика с прикрепленным к ней смертоносным зарядом. Капитан Диксон выбрал цель - паровой шлюп Хаузатоник. Пика была воткнута в штирборт, подлодка дала задний ход, а спусковой шнур заставил детонировать заряд. В результате взрыва Хаузатоник затонул, став первым кораблем в истории, потопленным подводной лодкой. К несчастью, маленькая лодка не вернулась в док, затонув по неизвестным причинам. Целых 136 лет она оставалась на дне вместе с восемью членами экипажа. Лишь спустя 136 лет в гавани Чарльстона Х.Л.Ханли была обнаружена и поднята в августе 2000 года с большой помпой. Судно на удивление хорошо сохранилось, сегодня оно хранится в специальном контейнере. А до романа Жюля Верна "20 тысяч лье под водой" было целых 5 лет...

USS "Монитор" и CSS "Вирджиния" (или "Мерримак"). Пускай многочасовая битва между этими броненосцами в Хэмптоне, штат Вирджиния, и была относительно незрелищной и закончилась вничью. Зато это сражение считают одним из самым важных в истории военно-морского флота. Ведь впервые в поединке сошли два судна, сделанных не из дерева, а из железа. Монитор к тому же имел честь быть первым кораблем со вращающейся орудийной башней. Такая конструкция в следующем столетии изменила направление постройки судов. Броненосец Конфедерации, Вирджиния, был построен на основе поднятого со дна фрегата "Мерримак", затопленного ранее. Это и определило путаницу с названиями. "Мерримак" был затоплен, когда Норфолк попал в плен южан в апреле 1861 года. Поднятый корабль был оснащен массивными металлическими пластинами. Он оказался не только непроницаемым для пушечного огня, но и стал опасным оружием южан, используемым для затопления пары традиционных деревянных кораблей Союза за день до исторического сражения. Ни "Монитор", ни "Вирджиния" заметной роли в войне не сыграли, вскоре затонув. Вирджиния была взорвана в мае 1862 года, когда союзные войска отвоевали Норфолк. Монитор был потерян в ходе шторма у мыса Хаттерас на Новый Год в том же 1862 году. Тогда утонуло и 16 членов экипажа. Кстати, место крушения этого судна у мыса в штате Вирджиния в 1973 году было отмечено национальным памятником. С тех пор было найдено множество артефактов с корабля, в том числе - башни, пушки, винт, анкер, двигатель, личные вещи экипажа. В настоящее время все вещи демонстрируются в Морском Музее в Ньюпорт-Ньюс, Вирджиния.

USS "Конституция". В Америке это судно известно под именем "Old Ironsides". Судно, благодаря своей прочной конструкции является старейшим нетронутым кораблем страны и служит в качестве музея в Бостоне, штат Массачусетс. Конституция на плаву уже 213 лет, ее срок службы необычной длинный. Корабль был в эксплуатации с 1797 года и вплоть до Гражданской войны, после чего из него сделали учебное судно. Конституция периодически выходила в море вплоть до окончательного своего выхода на пенсию в 1881 году. За время своей жизни она успела поучаствовать в двух конфликтах. Сперва, в первой Барбарианской войне, когда "Конституция" сражалась против самых настоящих пиратов в Средиземном море и в войне 1812 года, когда корабль отличился, победив британские фрегаты "Гуэрьер" и "Ява". Именно эти обстоятельства дали "Конституции" репутацию корабля, который может дать отпор британцам в личной схватке. На то время это было немалым подвигом, учитывая, что Королевский флот был на тот момент самым крупным и мощным в мире. Именно слава спасла корабль от разрушения и с 1907 года. Он стал выступать в качестве музея на воде. "Конституция" восстанавливалась и ремонтировалась так много раз, что сегодня даже киль содержит лишь часть оставшегося оригинального. Остальные же части на протяжении десятилетий менялись неоднократно. "Конституция" все еще на ходу, что и доказывает ежегодно, когда ее буксируют в Бостонскую гавань. Там она демонстрирует свои борта во всей красоте, встречает регаты. Официально "Конституция" все еще остается военным кораблем, сегодня на ее борту служит шестьдесят членов экипажа, которые являются действительными членами ВМС США.

Линкор "Миссури". Пускай этот корабль и не являлся активным участником крупных военно-морских сражений. Тем не менее, "Могучи Мо", как его называли между собой члены экипажа, получил честь стать тем самым судном, на котором были подписаны документы об окончании Второй Мировой войны. Случилось это в Токийском заливе 2 сентября 1945 года. Но не только эта война отметилась в судьбе корабля. Линкор с водоизмещением в 48 тысяч тонн долгое время находился в море. Будучи списанным после войны, он возобновил свою деятельность во время войны в Корее, а затем и в 1984 году, когда стал частью плана Рональда Рейгана о 600 судах. "Миссури" несла службу во время первой войны в Персидском заливе в 1991 году, когда с корабля запускали крылатые ракеты и 16-дюймовые снаряды против целей в Ираке. Сегодня корабль находится на вечной мирной стоянке в Перл-Харборе, служа в качестве музея и военного мемориала. Интересно, что от места швартовки всего несколько сотен метров от места крушения линкора "Аризона". По сути с палубы корабля можно увидеть места, где для американцев началась война и где она закончилась.

HMS "Виктория". HMS расшифровывается, как "корабль Ее Величества". Ни один другой корабль не служил лучше символом той власти, которой обладал Королевский флот в конце восемнадцатого начале девятнадцатого века. Ведь Виктория являлось знаменитым и, по сути, легендарным флагманом лорда Нельсона. Корабль является одним из крупнейших деревянных когда-либо построенных. Он видел значительные действия в последние десятилетия восемнадцатого века, а именно борьбу как с французским, так и с испанским флотами. "Виктория" вошла в историю в ходе знаменитой Трафальгарской битвы в 1805 году. Ведь именно на ее борту был смертельно ранен адмирал Нельсон, успев перед тем разгромить комбинированный флот французов и испанцев. Эта победа позволила спасти Англию от военного вторжения. Корабль первоначально планировалось списать после окончания наполеоновских войн. История гласит, что "Виктория" была спасена женой морского министра, которая, узнав, что судно, служившее так долго и храбро, будет разрушено, попросту расплакалась и потребовала от мужа отменить слом судна. Чиновник был не дурак, он понял, как нужно поддерживать семейное равновесие, и сделал именно то, что от него требовала супруга. В результате следующие сто лет корабль стал школой подготовки моряков. В 1922 году британское правительство совершило большие восстановительные работы. Сейчас корабль работает в качестве музея в Портсмуте, что делает "Викторию" одним из самых старых кораблей на плаву в мире.

Броненосец "Мэн". Некоторые корабли прославились не за то, что они сделали, а за то, что они вообще представляли. Броненосец Мэн был крошечным по сравнению с теми монстрами-линкорами, которые на его основе появятся позже. Но гибель этого корабля стала поводом для начала испано-американской войны. Те события объединили нацию. Корабль располагался в мелководной гавани Гаваны, как вдруг 15 февраля 1898 года он был разорван на две части таинственным взрывом. Из 355 членов экипажа спаслось лишь 89 человек, сам же "Мэн" затонул в считанные минуты. Причина взрыва так и осталась неясной. Сегодня некоторые историки и военно-морские инженеры предполагают, что он мог быть результатом случайно детонации боезапасов внутри судна вследствие возгорания угля. Однако власти сразу же заподозрили преднамеренную диверсию. Якобы испанцы заранее установили мину. Эти события вовлекли страну на ближайшие несколько месяцев в войну, короткую, но невероятно успешную. Участие испанцев в инциденте в итоге доказано никогда не было, оно было бы невыгодным для них. Но специалисты утверждают, что от мины в корпусе судна образовалась бы пробоина, тогда как оно было разорвано пополам. В любом случае американцы получили боевой клич "Помни Мэн", который оставался популярным еще в течении нескольких десятилетий после этого. Что же касается самого судна, то в 1911 году его останки были вместе с грязью подняты со дна Гаванского порта, так как они стали представлять опасность для других кораблей. Куски "Мэна" вывезли в открытое море и затопили со всеми воинскими почестями. Таким образом, конец броненосца стал достойным. Он, хоть и совершил на своем веку мало, зато стал причиной множества последствий и передела колониальных владений.

Немецкий броненосец "Бисмарк". "Бисмарк" стал главной грозой британского флота весной 1941 года. Судно длиной 823 футов с максимальной скоростью в 30 узлов являлось самым быстрым из тех, чтобы были на плаву. В конце мая "Бисмарк" вышел из базы в польской Гдыне, намереваясь охотиться на торговые британские суда. Дальнейшие события стали крупнейшей военно-морской охотой в истории Королевского флота, запомнившейся обеим сторонам надолго. Утром 24 мая около берегов Исландии состоялся бой "Бисмарка" с английским крейсером "Худ" и линкором "Принц Уэльский". После краткой перестрелки "Худ" взорвался - снаряд, по-видимому, попал в погреб. В результате гибели судна утонуло 1417 членов экипажа, спастись удалось лишь троим. "Принц Уэльский" получил тяжелые повреждения и вынужден был бежать с поля боя. Сам "Бисмарк" был поврежден и стремился к французскому побережью на ремонт. Во время похода корабль был также атакован английскими торпедоносцами. В итоге немецкий корабль был настигнут английскими линкорами "Родней" и "Король Джордж V". Их огневая мощь смогла отправить гордость Гитлера на дно. В результате двухчасового боя и так израненный корабль окончательно был добит. Утонули около 2000 членов его экипажа, в живых осталось лишь около 200 моряков. Место гибели "Бисмарка" было обнаружено лишь в 1989 году Робертом Баллардом, который тремя годами ранее обнаружил и "Титаник". Немецкий линкор был тщательно изучен. Несмотря на прошедшие годы, оказалось, что тяжелые повреждения в ходе последней битвы его корпус оказался практически нетронутым. Тем не менее были обнаружены серьезные ошибки в конструировании, которые привели к потере управления при повреждении руля. Это дало возможность предположить, что линкор все же не был потоплен англичанами, а был затоплен. Последний бой "Бисмарка" показал, что линкоры утратили свое значение - главенствующая роль на море перешла к авианосцам.

Линкор "Аризона". Среди американских ветеранов мало таких кораблей, которые вызывают эмоции особого рода. Одним из них и является "Аризона", получившая название в честь одного из штатов. Корабль успел поучаствовать в Первой мировой войне, ничем особым не отметившись, а его активное участие во Второй мировой продолжалось всего 15 минут. Именно столько потребовалось японским бомбардировщикам, чтобы потопить этот линкор. Во время налета японцев на Перл-Харбор в Аризону попали сразу четыре тяжелые авиабомбы. Они пробили несколько палуб и взорвались глубоко внутри, где располагались снаряды и запасы горючего. Жуткий выстрел разорвал линкор на части, образовалась волна наподобие цунами. В результате из 1400 членов экипажа погибли 1177, в том числе капитан и адмирал. Останки судна горели еще несколько дней. Аризона было настолько сильно повреждена, что восстанавливать ее уже не было смысла. Корабль остался в бухте Перл-Харбора и по сей день, уже в качестве военного мемориала, который ежегодно посещают миллионы человек. Учитывая известность корабля сегодня, интересно, что мало даже самих американцев знает о судьбе Аризоны в течении нескольких последующих за войной лет. Военные цензоры умалчивали тот факт, что линкор лежал забытым на мелководье в течении десятилетий после той атаки. Мемориал возник лишь в конце 1960-х. став символом решимости Америки и данью памяти павшим. Каждый год 7 декабря здесь проходит молебен о павших, вновь избранный президент страны по традиции посещает его. Долгое время из машинного отделения корабля по капле просачивается машинное масло, расплываясь по воде сиреневым пятном. "Аризона" плачет по своему экипажу...

Британский лайнер "Титаник". Назвать самый известный в истории корабль легко - это Титаник. Это роскошное судно было разработано, чтобы показать с блеском все технологические возможности человека на тот момент. Вместо этого проявилась лишь демонстрация высокомерия. "Титаник" стал крупнейшим и самым быстрым пассажирским кораблем своего времени. Пароход компании "White Star Line" покинул Англию 10 апреля 1912 года, совершая свой первый рейс в Нью-Йорк. Однако через пять дней произошло столкновение гиганта с айсбергом, и корабль затонул. Хотя казалось, что двух с половиной часов с момента столкновения до момента погружения "Титаника" под воду должно хватить, чтобы эвакуировать всех 2300 человек на борту, в реальности оказалось, что на судне было всего лишь половина спасательных шлюпок. Это послужило причиной гибели 1500 человек, который обрели себе водную могилу в Северной Атлантике. Катастрофа стала шоком для всего морского сообщества, в результате были внесены радикальные изменения в правила обязательного количества спасательных шлюпок на борту, также усилились и другие меры безопасности. В конце-концов имя "Титаника" стало не только синоним трагедии, но и алчности, равнодушия и классовых привилегий. Ведь большинство из погибших были пассажирами третьего класса. История "Титаника" покрыта таинственностью, которая только возрастает с годами. В 1985 году корабль был обнаружен на глубине в 3750 метров, с тех пор послужив еще большим источником вдохновения как для документальных, так и для художественных фильмов. Вполне можно сказать, что "Титаник" преподал человечеству жесткий урок, последствия которого мы испытываем и по сей день.

Обо всех известных судах рассказать, пожалуй, невозможно. Внимания заслуживают и русские броненосцы "Потемкин" и "Аврора" (ставшие символами революций 1905 и 1917 годов), и HMS "Баунти" (британский фрегат, прославившийся мятежом на нем), и HMS "Индевор" (на нем капитан Кук изучал острова Тихого океана), и "Майский цветок" (на нем в 1620 году в Массачусетс были доставлены паломники), "Луизитания" (ее гибель в 1915 году послужила катализатором для вступления США в Первую мировую войну), USS "Независимость" (наиболее выдающийся авианосец ВМС США во Второй мировой войне), японский линкор Ямато (крупнейшее построенный линкор) или английский галеон "Золотая лань" (на нем сэр Френсис Дрейк совершил свое первое полное кругосветное путешествие в 1577-1580 годах).

В мире есть миллионы поклонников кораблей. И это не странно. Эти величественные конструкции вызывают очарование и восхищение.

Корабли по праву можно назвать одним из самых уникальных творений человека. Отличительная черта корабля – военное предназначение. Корабельные конструкции обязательно оснащены мощными парусами.

Судна используют только для перевозки пассажиров либо грузового багажа. Созданные для перевозок, корабли превратились на предмет гордости целых стран. Они выигрывали войны, спасали пленных, поэтому стал на самом деле настоящими товарищами для человека.

Некоторые сооружения в свое время стали весьма популярными и прославились на весь. Такие конструкции навсегда вошли в историю и всегда на слуху.

ТОП-10 самых знаменитых кораблей с мировым именем.

1. «Драккар»

Во главе списка легендарные парусные ладьи. Название свое они получили благодаря своеобразному украшению на носу парусника. Каждое судно украшено драконьей головой.

Подобные сооружения около 600-та лет бороздили по океану. Управляли ними викинги, держа в страхе практически всю Европу средних веков.

Парусник впервые прославился благодаря сыну Рыжего. Именно на этом судне парень достиг берегов нового материка – Америки. Это стало первым посещением материка, которое произошло за 5 веков до Колумба.

2. «Санта Мария»

Парусник прославился благодаря Христофору Колумбу, он был во главе целого экспедиционного флота путешественника.

Колумб перед экспедицией сменил название этого корабля, считая старое название чересчур легкомысленным. Так «Мария Галанте» из порта на поиски Америки отправилась «Санта Мария».

3. «Мэри Роуз»

Данный корабль был флагманским военным оружием в руках английского короля Генриха 8. Именно этого короля в свое время именовали «Синяя борода».

Корабль построили в средине 16-го века. Благодаря своей надежности он стал любимым судном Его Величества. Корабль пытались максимально укомплектовать. Для этого на него устанавливали все новые и новые пушки.

Именно они и стали основной причиной гибели судна. Корабль потонул в 1545 году по причине избыточного веса на его борту.

4. «Владыка морей»

Это уникальный корабль построили по приказу короля Карла 1 в средине 17-го века. Судно, по мнению многих исследователей, стало по праву вершиной кораблестроительного искусства тех времен.

Король не жалел денег на его строительство и обустройство. Общая стоимость корабля в десятки раз превышала цену за 40-пушечный фрегат.

«Владыка морей» запомнился в истории благодаря успешному участию во многих морских баталиях. Гибель свою судно нашло на приколе Чатхейме. Причина этому – сильный пожар, что возник по причине халатности местных докеров.

5. «Ботик Петра Первого»

Корабль по праву можно назвать родоначальником всего русского флота. Именно его юный Петро 1 впервые увидел и «влюбился» на всю жизнь. С этого момента и началось становление русского флота.

Царь настолько проникся величественностью и могуществом судна, что в серьез занялся изучением морского дела на Яузе, на Измаиловском пруду. Ботик, размеры которого впечатляют (вес 1500 кг, длина 6,5 м), был перемещен в Переяславское озеро. Вместе с ним на воду спустили целую флотилию подобных судов. Этот корабль стал прототипов всех судов царской флотилии того времени.

6. «Атлантика»

Это название небольшой парусной яхты, которая в 1905 году во время проведения регаты впервые настолько быстро пересекла Атлантический океан.

Общее время, что потребовалось сооружению для этого – 12 суток, 4 часа, 1 минута и 19 секунд. Данный рекорд до сих пор никто не побил.

7. «Зееадлера»

Это немецкое судно, название которого переводится, как «Морской Орел». Звездное время этого корабля припало на годы Первой Мировой войны.

Парусник участвовал во многих военных боях, успешно борясь с английскими фуражными тихоходами. Несмотря на свои внушительные размеры, судно необычайно легкое и маневренное.

За счет этого оно бесшумно подкрадывалось к намеченной цели и успешно ее торпедировало. Нередко именно «Зееадлер» выполнял самые трудные и важные разведывательные операции.

8. «Британик»

Это типичный представитель круизных лайнеров. Прототип «Олимпика» и «Титаника». Поначалу судно проектировалось для участия в боевых действиях Первой Мировой войны. Но корабль был реквизирован вооруженными средствами для переоборудования его в корабль-госпиталь.

Согласно международным требованиям, корпус корабля перекрасили в белый цвет. Трубы корабля окрашены в горчичный цвет. Подобный окрас гарантировал ему неприкасаемость, согласно Женевскому Соглашению.

Гибель корабля наступила 28 октября 1916 года, когда судно во время очередного спасательного рейса в Средиземном море наткнулось на плавающую мину.

9. «Падуя» либо «Адмирал Крузенштерн»

Представитель крупных судов. История его начинается еще в 1926 году. Корабль является последним винджаммером. Парусник с успехом эксплуатировался на линиях Южной Америки и Австралии.

Во времена Второй Мировой войны судно выполняло роль вспомогательного буксировщика. После войны был передан Советскому Союзу. В начале 1946 года судно переименовали на «Адмирала Крузенштерна».

Сегодня корабль еще существует. Его успешно применяют для учебных целей. На нем получают практические знания курсанты морехода.

10. Крейсер «Аврора»

Символизирует собой революцию 1917 года. Именно первый залп корабля послужил сигналом к восстанию. Судно сохранилось до наших дней. Находится в Санкт-Петербурге на Неве.

На 11 позиции фрегаты серии Оливер Хазард Перри
Маленькие морские оруженосцы. Каждый фрегат весит 4200 тонн, на борту каждого – ангар для нескольких вертолетов и артиллерий. Уникальность средства в его выносливости: оруженосец может пройти до 8334 км без дозаправки.

Подобные фрегаты до сих пор на вооружении 8-ми стран мира.
В завершение несколько слов о легендарном судне «Летучий Голландец». Это корабль-призрак, о котором создано много легенд и сказаний. Его никто не видел вживую. Многие утверждают, что судно летит на всех парусах по ночному беспокойному океану около острова Св. Эльмы.

Со времён Петра Великого невозможно представить Россию без военного флота. Вспомним самые героические корабли Российской империи. Корабли, вошедшие в историю.

Линейный корабль «Ингерманланд»

Этот 64-пушечный линейный корабль принято считать квинтэссенцией кораблестроения эпохи Петра I . К моменту его закладки в России уже накопили значительный опыт постройки, но количество орудий на линейных кораблях не превышало 60. При постройке «Ингерманланда» этот рубеж преодолели - на него установили 64 пушки.

Корабль проектировал лично Пётр I, который внедрил в его конструкции ряд новинок: отсутствие традиционной для более ранних кораблей высокой кормы, усовершенствованная конструкция киля, фок- и грот-мачты с третьим рядом прямых парусов (фор- и грот-брамсели).

Корабль заложили в 1712 году. Имя он получил в честь недавно отвоёванной у Швеции Ингерманландии, на землях которой расположился Санкт-Петербург. Непосредственным руководителем постройки был принятый Петром на службу в Россию британский корабельный мастер Ричард Козенц.

«Ингерманланд» стал первым российским кораблём, показавшим высокую скорость и хорошие мореходные качества. Корабль настолько понравился государю, что он в течение нескольких лет держал на нём свой флаг. Так было в 1716 году, когда Пётр I лично возглавил объединённую англо-голландско-датско-русскую эскадру в экспедиции к острову Борнхольм, а также в 1719 году, когда Балтийский флот подошёл непосредственно к Стокгольму.

В память о славных походах государь приказал: «Хранить [«Ингерманланд»] для памяти». С 1725 года корабль в море уже не выходил, его корпус постепенно прогнил и стал заполняться водой, в результате чего в 1738 году «Ингерманланд» сел на мель в Кронштадтской гавани. Вскоре его разобрали на дрова.

Отлично проработанная Петром I конструкция с небольшими изменениями повторялась в русском флоте практически до конца XVIII века.

Линейный корабль «Святой Павел»

84-пушечный линейный корабль «Святой Павел» заложили в Николаеве в 1791 году. Чертежи разработал корабельный инженер Семён Афанасьев по распоряжению Григория Потёмкина . В 1795 году корабль перешёл в Севастополь. С 30 апреля по 3 мая 1798 года вместе с линейными кораблями «Захарий и Елизавета», «Святой Пётр», «Святая Троица» и «Богоявление Господне» участвовал в проводимых по указанию Павла I сравнительных испытаниях, но показал далеко не лучший результат. Однако именно «Святой Павел» вошёл в историю военно-морского искусства, так как на нём держал свой флаг знаменитый флотоводец Фёдор Ушаков в период штурма крепости Корфу в 1799 году.

Россия в то время входила в коалицию европейских стран, воевавших с Францией, поэтому в Средиземное море направилась черноморская эскадра из шести линейных кораблей, семи фрегатов и трёх бригов с десантом на борту под командованием уже прославившегося к тому времени своими победами над турками Фёдора Ушакова. После прохода проливов к ней присоединились теперь уже союзные турецкие силы в составе четырёх линейных кораблей и шести фрегатов.

Вскоре адмирал приступил к освобождению занятых Францией Ионических островов. Главным опорным пунктом противника на них являлась считавшаяся неприступной крепость Корфу, вооружённая 650 орудиями и гарнизоном в 3000 военнослужащих. Запасы продовольствия позволяли выдержать полугодовую осаду.

Операцию против Корфу Фёдор Ушаков решил начать стремительной атакой прикрывавшего вход в гавань острова Видо, которым русский десант при поддержке корабельной артиллерии овладел в течение нескольких часов. Не давая французам передышки, второй десант молниеносно захватил два форта непосредственно на Корфу, что серьёзно деморализовало противника. 20 февраля 1799 года на борту «Святого Павла» был подписан акт о капитуляции французской крепости. Столь мастерские действия Фёдора Ушакова заслужили восторженный отзыв великого Александра Суворова , написавшего: «Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю самому себе: зачем я не был при Корфу хотя мичманом?». Благодарные за освобождение жители острова преподнесли адмиралу украшенную бриллиантами золотую шпагу.

25 июля «Святой Павел» ушёл из Корфу в итальянскую Мессину для совместных действий с британским флотом, а 26 октября следующего года вернулся в Севастополь.

Линейный корабль «Азов»

74-пушечный линейный корабль «Азов» заложили в октябре 1825 года на Соломбальской верфи в Архангельске. Официально строителем корабля считался знаменитый мастер Андрей Курочкин , но к тому времени он уже был пожилым человеком, и фактически работами руководил также впоследствии прославившийся Василий Ершов . Проект оказался настолько хорош, что по нему на русских верфях в 1826–1836 годах построили 15 однотипных кораблей.

Ещё до завершения постройки командиром «Азова» назначили известного русского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды и будущего командующего Черноморским флотом, капитана 1-го ранга Михаила Лазарева . В состав экипажа зачислили и будущих героев обороны Севастополя: лейтенанта Павла Нахимова , мичмана Владимира Корнилова и гардемарина Владимира Истомина .

В августе-сентябре 1826 года корабль перешёл из Архангельска в Кронштадт и вскоре в составе объединённой англо-французско-русской эскадры отправился в Средиземное море для оказания помощи Греции в борьбе с турецкими завоевателями. 20 октября 1827 года состоялось Наваринское сражение, в ходе которого «Азов» вёл бой против пяти неприятельских кораблей. Героический экипаж потопил три фрегата, один корвет и вынудил турецкого флагмана «Мухарем-бей» выброситься на берег.

Но победа далась недёшево. В ходе боя на «Азове» оказались перебиты все мачты и стеньги, в корпусе насчитали 153 пробоины (из них семь - ниже ватерлинии). Потери экипажа составили 24 человека убитыми и 67 ранеными.

Указом императора Николая I от 17 (29 декабря) 1827 года впервые в истории русского флота «Азову» был пожалован кормовой адмиральский Георгиевский флаг «в честь достохвальных деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и храбрости нижних чинов». Также предписывалось всегда иметь в составе флота корабль «Память Азова». Подлинный флаг «Азова» в настоящее время находится в экспозиции Центрального военно-морского музея.

Крейсер «Варяг»

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг» построили в Филадельфии на верфи «Крамп и сыновья». В 1901 году на корабле подняли Андреевский флаг. Крейсер получился исключительно красивым и поражал современников совершенством пропорций. Кроме этого, при его строительстве применили множество технических новинок: большинство механизмов, включая даже тестомешалки в пекарне, получили электрические приводы, практически во всех служебных помещениях установили телефонные аппараты. Для снижения пожароопасности всю мебель изготовили из металла. «Варяг» мог развивать достаточно высокую для своего класса скорость 24 узла.

Вскоре после вступления в строй крейсер перешёл в Порт-Артур. С нач. января 1904 года он вместе с канонерской лодкой «Кореец» находился в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле. 8 февраля японская эскадра под командованием контр-адмирала Сотокити Уриу блокировала порт и приступила к высадке десанта. На следующий день командир «Варяга» Всеволод Руднев получил от японцев ультиматум покинуть порт, в противном случае они угрожали атаковать русские корабли прямо на рейде. Русские приняли решение выйти в море и попытаться с боем прорваться в Порт-Артур. Однако, проходя тесным фарватером, «Варяг» не мог использовать своего главного преимущества - скорости.

Бой продолжался около часа. Японцы выпустили по русским кораблям в общей сложности 419 снарядов. Потери экипажа «Варяга» составили 130 человек, в том числе 33 убитыми. К концу боя крейсер практически полностью исчерпал возможности к сопротивлению из-за выхода из строя значительного количества орудий, повреждения рулевых приводов и наличия нескольких подводных пробоин, которые не было возможности исправить собственными силами. Экипаж свезли на нейтральные корабли, а крейсер, чтобы избежать захвата японцами, затопили, открыв кингстоны. Восхищённое подвигом русских моряков, японское правительство открыло в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Всеволода Руднева орденом Восходящего солнца. Вернувшихся в Россию членов экипажа «Варяга» и «Корейца» ждал триумфальный приём.

В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели его в состав своего флота под именем «Сойя». В 1916 году его выкупила Россия, включив в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 года «Варяг» ушёл на ремонт в Великобританию. После отказа советского правительства платить по царским долгам британцы конфисковали корабль и продали его на слом. При буксировке на разделку в 1925 году «Варяг» затонул в Ирландском море.

Эсминец «Новик»

«Новик» был спроектирован и построен на средства «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Он стал первым эсминцем российской постройки, оснащённым паротурбинной силовой установкой с котлами высокого давления на жидком топливе.

На ходовых испытаниях 21 августа 1913 года корабль достиг рекордной скорости в 37,3 узла. Другой отличительной особенностью «Новика» явилось мощное артиллерийское и торпедное вооружение из четырёх 102-мм скорострельных пушек Обуховского завода и такого же количества двухтрубных торпедных аппаратов.

Характеристики «Новика» оказались столь удачны, что по слегка изменённым проектам в России заложили 53 корабля этого типа. К началу Первой мировой войны они считались лучшими в своём классе.

4 августа 1915 года «Новик» вступил в бой с двумя новейшими германскими эсминцами V-99 и V-100. Меткий огонь комендоров эсминца нанёс немецким кораблям серьёзные повреждения, причём V-99 подорвался на минах, выбросился на берег и через два часа был взорван командой. Сам «Новик» в этом бою не пострадал и потерь в личном составе не имел.

Многие эсминцы этого типа продолжили службу и в советском флоте, приняв активное участие в Великой Отечественной войне. 26 августа 1941 года «Новик», находясь в охранении крейсера «Киров», подорвался на мине и затонул.

10 лучших образцов военно-морской техники всех времен и народов . Мощь, красота и отвага. Каждый из представленных здесь кораблей совершил массу выдающихся подвигов. Они навечно покрыли свои палубы лаврами славы, и заставили врагов изойти каплями липкого страха.

Сильнейшие из сильнейших. Они могли в одиночку менять ситуацию на ТВД и подвергать сомнению все прежние каноны морского боя . Они кроили карту мира, словно ржавые ножницы кровельную жесть. Они дрались и побеждали. А когда ложились на борт, истерзанные вражеским огнем — то не спускали флага и под звуки гимна уходили под воду… а в сторону противника еще полминуты летели снаряды, выпущенные уже погибшими расчетами затонувшего корабля.

Вперед в прошлое или назад в будущее? Позиции рейтинга условны — каждый из кораблей уже заслужил свое место в истории и не нуждается в пошлых оценках «диванных экспертов». Все что хотел автор данного материала — представить Вашему вниманию 10 захватывающих истории, способных поднять настроение у любого, кому небезразличен Флот.

10 место – «Дредноут»

«Дредноут» был построен за один год и один день. И это был такой корабль… Как же объяснить, что это был за корабль? Это был невероятный корабль! Самый сложный механизм, самая современная и дорогая машина в истории человечества, на тот момент времени, конечно. Да и на сегодняшний день – это поразительное сооружение… Ну попробуйте представить себе… Нет, это сложно описать… Ну, например, высота его корпуса была выше пятиэтажного дома, это без надстроек труб и мачт. Одна пушка главного калибра «Дредноута» весила больше, чем все пушки «Виктории», корабля, на котором держал свой флаг адмирал Нельсон, все вместе взятые. И 12-ти дюймовые пушки «Дредноута» могли стрелять снарядами весом 390 килограммов на расстоянии более 30 километров.
— Е. Гришковец, «Дредноуты»

Спущенный на воду в 1906 году, британский линейный корабль HMS Dreadnought («бесстрашный») стал нарицательным именем для всех последующих кораблей данного класса. Выдающиеся размеры, невиданная прежде скорость и огневая мощь — один дредноут был равен целому отряду эскадренных броненосцев! В конструкции дредноута был учтен весь опыт предыдущих морских сражений (в первую очередь — Русско-японской войны) и были внедрены последние достижения науки и промышленности того времени. Главными причинами триумфа стали:

— справедливая концепция all-big-gun («только большие пушки») , превратившая огонь дредноута в убийственный шквал раскаленной стали. 10 пушек ГК против 4 на броненосцах того времени! Но главное — резкое повышение точности стрельбы. Всплески от падений снарядов одного калибра исключали путаницу в определении дистанции до цели и корректировке огня, свойственной разнокалиберной артиллерии ЭБР начала века.

— паротурбинная силовая установка . Применение турбин позволило увеличить ход на несколько узлов, сделав дредноут самым быстроходным из крупных артиллерийских кораблей того времени (22 уз. ~ 40 км/ч). Но что гораздо важнее — турбины позволяли не снижать ход течении многих суток, в отличие от паровых машин броненосцев, которые требовали «передышки» уже после 8 часов работы в максимальном режиме.

Всего через три года после появления «Дредноута» такой же корабль появился у немцев — «Нассау». Еще больше и мощнее — с 12 пушками главного калибра! На подходе была эра «сверхдредноутов». Но начало этой изнурительной гонки морских вооружений осталось навсегда связано с тем легендарным Кораблем Его Величества, что совершил революцию в области ВМФ.

Остается добавить, что великолепные пушки «Дредноута» никогда не стреляли по противнику. Единственным боевым трофеем стала немецкая подлодка U-29, по воле случая протараненная линкором.

9 место — линейные корабли типа «Бисмарк»

Корабль, что дал самый зрелищный бой в истории военного флота. А началось все по-будничному просто: самый сильный корабль Атлантики в сопровождении тяжелого крейсера «Принц Ойген» вышел на перехват союзнических конвоев. В Датском проливе немецкие рейдеры были встречены линкорами флота Его Величества. Завязался скоротечный бой, в котором «Бисмарк» пятью залпами опрокинул в пучину британский линейный крейсер «Худ» вместе со всем его экипажем (1415 человек).

Понимая, что они имеют дело с беспрецедентной боевой машиной, управляемой командой высококлассных специалистов, британцы бросают в погоню за немецким линкором 200 боевых кораблей — все силы, что у них были в Атлантике.

…Поврежденный зверь полным ходом уходил на базу, оставляя за собой предательский след мазута — результат попаданий снарядов с «Принц оф Уэльс». В разрывах пелены тумана регулярно мелькали силуэты британских крейсеров и эсминцев: «Бисмарк» давал в их сторону пару залпов и ложился на новый курс. Понимая, что немецкий киллер уходит от возмездия, наперерез было срочно брошено соединение из Гибралтара. Пара атак торпедоносцев — и вот, наконец, удача! Взрывом одной из торпед повреждены рули — «Бисмарк» теряет управляемость. Теперь его участь предрешена.

Утром к месту действия подтянулись тяжелые крейсеры и линкоры ВМС Великобритании — началась последняя, самая драматичная глава из истории охоты на «Бисмарка».

За время боя «Родней» выпустил 380 406-мм и 716 152-мм снарядов, «Кинг Джордж V» - 339 356-мм и 660 133-мм, тяжелые крейсера «Дорсетшир» и «Норфолк» - соответственно 254 и 527 203-мм снарядов

Свыше 2,5 тысяч выстрелов главным и средним калибром! Наконец, объятое пламенем немецкое «вундерваффе» полностью прекращает сопротивление. Новая торпедная атака — 3 пробоины ниже ватерлинии. Внутри «Бисмарка» еще теплится жизнь, но положение линкора слишком очевидно. Немцы открывают кингстоны и уходят под воду вместе со своим кораблем. Из 2200 членов экипажа будут спасены всего 115.

Останки «Бисмарка» покоятся на глубине 4700 метров в 600 милях от побережья Франции. Прекрасно сохранившийся корпус линкора еще в течении нескольких тысячелетий будет напоминать о «тысячелетнем рейхе»

Имея такого «родственника», второму линкору серии «Бисмарк» оставалось лишь стоять в норвежских фьордах, одним фактом своего присутствия нагоняя страх на противника. Едва по палубе «Тирпица» раздавался стук матросских ботинок — чуть сильнее, чем обычно — в британском Адмиралтействе возникала паника (история брошенного конвоя PQ-17).

«Пока существует «Тирпиц», британскому флоту необходимо постоянно иметь в наличии два линкора типа «Кинг Джордж V». В водах метрополии постоянно должны находиться три корабля данного типа — на случай нахождения одного из них в ремонте».
— Первый морской лорд адмирал Дадли Паунд

Попытки уничтожить «Тирпиц» не прекращались на протяжении всей войны: безрезультатные походы эскадр авианосцев и линкоров к мрачным скалам Альта-фьорда, атаки мини-субмарин и других специальных средств. Для потопления «Тирпица» авиации союзников потребовалось совершить к месту базирования линкора не менее 700 боевых вылетов. Наконец, осенью 1944 г. «одинокая Королева Севера» была забита градом чудовищных 5-тонных бомб «Толлбой».

«Бисмарк» и «Тирпиц» погибли, став образцом отваги и примером выдающейся боевой стойкости для кораблей класса «линкор».

8 место — авианосцы типа «Эссекс»

Они пришли, как лавина, как черный поток,
Они нас просто смели, и втоптали нас в грязь.
Все наши стяги и вымпелы вбиты в песок,
Они разрушили все, они убили всех нас (c)



Одной из главных неудач налета на Перл-Харбор считается отсутствие в базе американских авианосцев. Как бы развивались дальнейшие события на Тихоокеанском ТВД, если бы в тот раз японцам удалось потопить «Лексингтон» и «Энтерпрайз»? Риторический вопрос, не требующий ответа — в конечном итоге, ничего бы не изменилось. Исход военного противостояния США и Японии был предрешен. Президент Рузвельт знал об этом и делал все, чтобы эта война началась.

За последующие четыре года американская промышленность успела намолотить полторы сотни авианосных кораблей. На этом фоне своей особой статью выделяются 24 «Эссекса» — громадные 270-метровые коробки, ставшие боевым ядром ВМС США на заключительном этапе войны. Лишь 14 из них успели достигнуть зоны боевых действий, но и этого оказалось достаточно — Императорскому флоту оказалось нечего противопоставить этим монстрам.

Налет на Трук, потопление «Ямато» и «Мусаси», огненный шторм над атоллами Тихого океана — сотни самолетов рвали противника «в сухую», не оставляя Японии ни единого шанса на победу в той войне.

«Эссекс»… Один из самых крупных и совершенных авианосцев своего времени. 36 тыс. тонн полного водоизмещения, ход 33 узла, экипаж 2-3 тыс. человек, авиагруппа — до 100 самолетов различного назначения!

Модернизированный «Хэнкок» с угловой полетной палубой и реактивными штурмовиками А-4 «Скайхок»

Судьба сыграла с «Эссексами» злую шутку — быстро наступившая эра реактивной авиации раньше времени «состарила» замечательные корабли. Размеров их палуб еще хватало для базирования легких «Пантер» и «Скайхоков», но новые «Фантомы» оказались слишком велики и тяжелы для кораблей периода ВМВ.

«Эссексы» неплохо проявили себя в Корее, покуражились у берегов Вьетнама, но, увы, дни их были сочтены. К середине 60-х они уже считались «второсортной техникой» и, в основном, использовались в качестве противолодочных и вспомогательных кораблей (поиск в океане капсул космических аппаратов НАСА и т.д.). К началу 70-х все они, один за другим, оказались на свалке.



Авианосец-музей «Интрепид», пришвартованный у 86-го причала на Манхэттене

Славны «Эссексы» не тем, что сделали, а тем, чем были. Ужасающие масштабы программы их строительства, вкупе с великолепными характеристиками самих кораблей, дают им безоговорочный пропуск в бессмертие.

7 место — линкоры типа «Айова»

Четыре американских супер-героя, неподвластные влиянию времени.

…Жаркой январской ночью 1991 года морской простор вновь содрогнулся от залпов 16-дюймовых орудий. Били пушки, где-то за горизонтом вставало зарево пожаров. В сторону линкора, как и 40 лет назад, летели крылатые самоубийцы. В этот раз, вместо безбашенных камикадзе, янки попали под удар самоубийц нового поколения — «Хайин-2». Китайских копий советских противокорабельных ракет «Термит».

В 1944-м японцам удалось прорваться сквозь зенитный огонь и поцарапать краску на борту новенького линкора. Чем закончится новый раунд? Вдалеке что-то рвануло и посыпалось в море — системы самообороны «Миссури» отразили атаку современной ракеты. А очень жаль. В противном случае, подтвердилась бы смелая гипотеза о полной неуязвимости этих плавучих крепостей для современного оружия. Броня линкора сильнее любой ракеты.

Построенные в эпоху ВМВ, эти корабли сровняли из своих орудий половину атоллов Тихого океана. Они крушили берега Кореи и Вьетнама. Забавный случай произошел в 1983-м — американская авиация не смогла прорваться сквозь плотнейший огонь сирийских батарей ЗРК. На помощь срочно вызвали ветерана — «Нью-Джерси» раздолбал из своих 406 мм «бомбард» окрестности Бейрута; притом один из снарядов уничтожил КП с командующим сирийскими контингентом в Ливане.

Короткая передышка, реактивация и модернизация — к середине 80-х шестнадцатидюймовый антиквариат соседствовал с автоматическими «Фаланксами» (4500 выстр./мин) и крылатыми ракетами нового поколения.

Последнее задание — зимой 1991 года «Миссури» и «Висконсин» обстреляли береговую линию Ирака, попутно выпустив шесть десятков «Томагавков» по Багдаду.

Пуск КР с борта «Нью-Джерси»

Легендарные киногерои боевиков «Захват» и «Морской бой». Последние в мире линкоры, ставшие вершиной эволюции для кораблей своего класса. Сталь и огонь. Боевая история длиною в полвека. Властелины моря. Спорить бесполезно.

6 место - эсминцы УРО типа «Орли Бёрк»

Унифицированное семейство боевых кораблей, оснащенных боевой информационной системой «Иджис». Всего 62 эскадренных эсминца в составе ВМС США, шесть в составе ВМС самообороны Японии («Атаго» и «Конго»), три в составе ВМС Южной Кореи («Кинг Сёджен»), пять в составе ВМС Испании («Альваро де Басан»), пять в составе ВМС Норвегии («Фритьоф Нансен»), в ближайшей перспективе - еще три эсминца в составе ВМС Австралии (тип «Хобарт»). Даже без учета многочисленных копий и аналогов американских эсминцев, в обозримой перспективе ни одно из государств мира не сможет побить рекорд крупносерийного строительства «Берков».
Ситуация с Иджис-эсминцами грозит выйти из-под контроля. Несмотря на запредельное количество построенных кораблей, их строительство все еще продолжается.

В ноябре 2013 г. был заложен «Джон Финн» - 63-й по счету эсминец для ВМС США. Впереди заказ на девять таких кораблей. С начала 2020 гг., когда первые из построенных Иджис-эсминцев уже покинут состав флота, в серию пойдут Flight III - эсминцы третьей подсерии, чье строительство продолжится до 2031 года. Планируется, что эскадры этих кораблей будут бороздить океан как минимум до 2070 года.

Это при том, что первый «Орли Берк» был принят в строй в далеком 1991 году. А ни один из зарубежных конкурентов до сих пор не смог превзойти «Берк» по совокупности боевых возможностей.

80 лет на передовой технического прогресса! Успех определен рядом причин:

- БИУС «Иджис» («Эгида») , объединившая в единую сеть все системы вооружений, средства обнаружения, навигации и борьбы за живучесть корабля - вплоть до автоматического закрытия дверей в аварийном помещении с целью предотвращения дальнейшего распространения огня (воды). Автоматизированный корабль-робот, способный одновременно вести бой с десятками надводных, подводных и воздушных противников. Самостоятельно принимающий решения и обменивающийся информацией с себе подобными;

- могучий радиолокатор AN/SPY-1 с пиковой мощностью излучения 6 мегаватт. В результате маленький эсминец оказался способен контролировать космические высоты;

- универсальная пусковая установка Mk.41 - 90 шахт для хранения и запуска любых ракет из арсенала ВМС США (за исключением флотских МБР).
Имеются и недостатки. Как и любой современный корабль, суперэсминец полностью выводится из строя взрывом мешка с тротилом (подрыв USS Cole), демонстрируя живучесть на уровне консервной банки. Вся надежда лишь на активные системы обороны, которые также не блещут совершенством. «Берк» ловко швыряет «Томагавки» по целям в иракской пустыне и поражает объекты на низкой околоземной орбите, но в силу своих конструктивных недостатков не способен эффективно защитить себя атак от современных ПКР. Силовая установка прошлого века, архаичные средства управления зенитным огнем… Несмотря на непрерывную эволюцию, «Беркам» все сложнее находиться в авангарде прогресса, конкурируя с современным эсминцам других государств.

Так или иначе, эсминцы типа «Берк» являются выдающимся примером предельно стандартизированной конструкции и образцом крупносерийного строительства. Самый многочисленный в истории тип боевого корабля водоизмещением свыше 5000 тонн! Эти эсминцы имеют солидный боевой опыт: уже не первая страна испытала на себе ракетный удар с борта этих маленьких, но очень грозных корабликов.

5 место - атомные авианосцы типа «Нимиц»

Самые большие, дорогие и самые бестолковые участники сегодняшнего обзора. Реликтовый класс кораблей, утративший боевую ценность с развитием реактивной авиации. Их техническая сложность запредельна. Эффективность (затраты/результат) чрезвычайно низка.

Ни один из 10 «Нимицев» не имеет сколько-нибудь достойной боевой истории. И это при том, что за всё время их существования Пентагон «вляпался» во множество военных конфликтов, где активно применялся американский флот. «Нимицы» малополезны в локальных войнах за нефть, где всё решают полноценные ВВС. И стоит заметить, что ни сейчас, ни в годы холодной войны, ни в обозримом будущем не возникнет ситуации, когда бы появилась хоть какая-то возможность применить этих гигантов по прямому назначению - в отрыве от авиации наземного базирования. Высадка пришельцев на острове Пасхи - второсортный сюжет для Голливуда (а-ля «Бэттлшип»), но никак не повод для написания доктрины современных ВМС.

Впрочем, повод все же есть - промышленное и военное лобби, рабочие места, приверженность традициям, а также запредельная крутизна таких «плавучих аэродромов». С военной точки зрения, «Нимицы» не отрабатывают и 1% вложенных в них средств. Но с точки зрения СМИ - это настоящие медийные бомбы, заставляющие трепетать весь мир. «100 тысяч тонн дипломатии», «главные агрессоры» - и прочие забавные картинки, переполняющие экраны телевизоров по всему миру. Ведь мало кто из обывателей догадывается, что даже у 10 «Нимицев» не хватило бы сил для нападения хотя бы на такую страну, как Ирак.

В итоге мы имеем фантастически красивые, но совершенно бесполезные и неэффективные корабли. Победа техники над здравым смыслом. Тем не менее, 10 левиафанов, по 100 тыс. тонн каждый, внушают тревогу и уважение к их создателем. У тех, что смогли построить ТАКУЮ эскадру, есть и другие, гораздо более страшные и смертоносные средства для ведения войны на море.

А сам авианосец «Нимиц» стал воплощением всех грез о сильном и могучем флоте. Помнить его будут еще долго.

4 место - спецтехника Командования морских перевозок

…Над морским простором полыхнет жовто-блакитный огонь - и очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря!

Нет, это не сон пьяного бандеровца. По злой иронии судьбы, жовто-блакитные цвета - символика Maritime Sealift Command. Об этих ребятах не говорят вслух. О них не снимают красивых телесюжетов и стараются пореже привлекать к ним внимание СМИ.

В мирное время быстроходные ролкеры и мобильные десантные платформы тихо ржавеют на секретных стоянках в удаленных военно-морских базах - Гуам, Диего-Гарсия, Гуантанамо… Но когда придет срок, мир узнает, что скрывалось за мирным обликом этих чудовищ.

Их водоизмещение превышает в/и авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»

Нормативное время реактивации - 96 часов. Короткий переход в указанный порт. И вот караваны левиафанов встают под погрузку, чтобы потом молниеносно доставить свой скорбный груз на другую сторону Земли.

Почти все они - экспромт на базе бывших гражданских контейнеровозов. Янки скупают по всему миру быстроходные газотурбоходы (24 и выше уз.) и согласно своим коварным планам превращают некогда мирных тружеников моря в убойные десантные средства, способные за раз перебросить в зону боевых действий бронетанковую бригаду или другие крупногабаритные грузы, жизненно необходимые при ведении БД на чужих берегах.

USNS Seay выгружает «демократию»

Что дает основание причислить этих уродов к боевым кораблям?
1. Назначение. Транспортировка тяжелых грузов в интересах армии. В первую очередь - бронетехники. Любой УДК типа обсуждаемого «Мистраля» - просто щенок на фоне ролкера Sealift Command, что способен за раз принять на борт 100 «Абрамсов». При том защищенность и оборонительное вооружение ролкера и УДК (ПЗРК, пулеметы) в целом соответствует друг другу.

2. Специальные возможности, не свойственные гражданским судам. Корабли Sealift Command способны разгружаться в любых условиях - в портах дружественных государств, на необорудованном побережье (понтоны) и даже в открытом море с использованием десантных катеров и платформ MLP. Рампы с каждого борта, грузовые стрелы г/п 50 тонн, катера, лихтеры, вертолетная площадка… Наконец, слишком высокая скорость, неадекватная численность экипажа (на борту зарезервированы кубрики под сотни чел. - военные специалисты, сопровождающие драгоценный груз), специальная компоновка трюмов, особое энергообеспечение - ошибки быть не может. Это военный корабль.

3. Облик, символика, названия (большинство названо в честь погибших военнослужащих США), порты приписки и источники финансирования - все безоговорочно указывает на то, что перед нами грозные десантные корабли, лишь для потехи прикинувшиеся «гражданскими контейнеровозами».

Наконец, их исключительная роль в стратегических военных операциях последних десятилетий. Без этих супермашин не случилось бы ни Вьетнама, ни Ирака, ни Югославии - американская армия сидела бы запертой на своём континенте, не в силах вести БД в Старом свете.



Похожие статьи