Архиепископ Феогност совершил малое освящение храма на подворье Зачатьевского монастыря в д. Барвихе

Зачатьевский женский монастырь был основан в 1360 г. святителем Алексием, митрополитом Московским по желанию его сестер - преподобных Иулиании и Евпраксии. Преподобные Иулиания и Евпраксия. Монастырь явился первой, чисто женской обителью и служил образцом для устройства последующих женских монастырей города Москвы, от чего в народе был прозван стародевичьим, славился благочестием насельниц и строгостью исполнения Церковного Устава.

Во время большого Московского пожара 1547 года обитель полностью сгорела. Царем Иоанном Грозным монастырю были пожалованы земли для его нового устройства, где и и был возведен новый Свято-Алексеевский женский монастырь, Но игумения и часть сестер остались на прежнем месте и трудились по возрождению древней Зачатьевской обители

В народе монастырь прославился, как место, где Божией благодатью даруется помощь в чадородии. Среди множества паломников посещали святую обитель бездетные супруги царь Феодор Иоаннович и царица Ирина Феодоровна Годунова. По совершении паломничества в Зачатьевский монастырь и последующем рождении дочери царственная чета по ранее данному обету возвели здесь храм в честь Зачатия святой праведной Анны, егда зачала Пресвятую Богородицу, с приделами святого великомученика Феодора Стратилата и святой мученицы Ирины.

В период смуты начала XVII века монастырь явился одним из центров благочестия. И в знак этого по восстановлении государственности в России здесь приняла иноческий постриг сестра одного из руководителей освободительного движения - Козьмы Минина, впоследствии прославившаяся в народе как старица София.

Во время французского нашествия монастырь был вновь сожжен, но с помощью благочестивых мирян полностью восстановлен. Большую роль в восстановлении монастыря сыграл и святитель Филарет Московский, прославленный в лике святых в 1994 году.

Для прохождения иноческого подвига в обитель удалялись многие представительницы знатных семей. Здесь была устроена богадельня для престарелых монахинь и приют для девочек сирот. Особо почиталась в монастыре икона Божией Матери "Милостивая", прославившаяся в народе обилием чудес.

Другие страницы о храме Покрова Божией Матери в Барвихе:
Оформление интерьера в храме Покрова Божией Матери, подворье Зачатьевского женского монастыря, пос.Барвиха, Московская обл.

Мастерами Свято-Троицкого братства в Зачатьевском монастыре были установлены
иконостас во Владимирском приделе Свято-Духовского храма и иконостасы в приделах сщмч. Киприана и мц. Иустины и прп. Иулиании и Евпраксии в Рождественском соборе.

После октябрьского переворота 1917 года обитель была закрыта, храмы и колокольня уничтожены, но чудотворный образ удалось спасти, перенеся его в соседний с монастырем храм пророка Илии Обыденный.

В 1991 году сестринством во имя Милостивой иконы Божией Матери были начаты труды по возрождению женского монастыря. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и решением Священного Синода от 5 мая 1995 года возобновлена древнейшая обитель. 25 ноября 1999 года совершилось торжественное перенесение чудотворного образа Божией Матери "Милостивой" из храма пророка Илии в Зачатьевский монастырь.

Возрождаются благочестивые традиции монашеской жизни. Восстановлены два храма: Спаса Нерукотворного и Зачатия святой праведной Анны, открыта богадельня для одиноких старушек, действуют пошивочная и иконописная мастерские, просфорня и пекарня. С ранней весны до поздней осени сестры обители несут послушание на подворье монастыря в Ярославской области. А недалеко от Москвы, на холме, среди реликтовых сосен стоит деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы - второе подворье обители.

В настоящее время в обители особо почитаются чудотворная икона Божией Матери "Милостивая" и место погребения преподобных Иулиании и Евпраксии.

Богослужения в монастырских храмах совершаются ежедневно: Божественная Литургия в 8 часов Вечернее богослужение в 17 часов.

Насельницы монастыря сердечно благодарят всех, кто внес свою лепту в святое и богоугодное дело возрождения поруганной святыни.

Подворье Зачатьевского женского монастыря с храмом Покрова Божией Матери находится совсем недалеко от Москвы, в поселке Барвиха, на небольшом живописном участке земли, среди огромных вековых сосен. Здесь еще в 1798 году указом императора Павла I монастырю были дарованы 92 десятины лесных угодий. В XIX веке монастырь часть земель сдавал в аренду, лес использовался для нужд обители: как строительный материал, а также на топливо. Устройство подворья началось в 1900-е годы, и было окончательно завершено при настоятельстве деятельной игумении Марии (Коробка; 1858- до †1930).

Так, в 1909 году по просьбе крестьян близлежащих деревень на монастырских землях попечением обители была построена и стала работать «Покровская хуторская Зачатьевского монастыря церковно-приходская школа». Вскоре на этих землях отчасти на средства монастыря, отчасти попечением неизвестной благодетельницы были сооружены игуменские кельи, сестринский корпус, трапезная, больница, различные хозяйственные постройки. При подворье были молочное хозяйство, огород, фруктовый сад.

В 1910 году игумения Мария, по благословению сщмч. Владимира (Богоявленского), приступает к строительству деревянного храма. Храм, так же как и весь ансамбль построек на хуторе, был возведен по проекту известного церковного архитектора А.А. Латкова в стиле «русский модерн».

16 мая 1911 года церковь Покрова Пресвятой Богородицы была освящена и вскоре стала любимейшим местом молитвенной отрады и утешения для монастырских сестер и жителей окрестных деревень. В знак любви и уважения местные крестьяне подарили настоятельнице золотой крест с надписью «Многоуважаемой матушке игуменье Марии за храм и школу от благодарных крестьян. 1916, мая 16».

Но недолго было суждено продолжаться мирной жизни на подворье. Началась эпоха гонений на веру и Церковь. Подворье было ликвидировано в 1923 году, но Покровская церковь действовала как приходская. При ней продолжала существовать община сестер, занимавшихся разными рукоделиями, работала и школа, где по-прежнему обучались крестьянские дети. После закрытия подворья было основано «Покровское православно-религиозное общество», членами которого стали 54 человека. Они-то и были какое-то время главными защитниками храма и школы.

В то время на хуторе проживали и трудились 20-30 насельниц недавно закрытого монастыря. Большинство из них вскоре были вывезены со станции Барвиха в товарном вагоне в неизвестном направлении и бесследно исчезли. Некоторые были сосланы, другие какое-то время скрывались в соседнем лесу, живя в землянках. Многим жителям Барвихи была известна схимонахиня Филарета («тетя Евгеша»), старица высокой духовной жизни († 10 августа 1980 г.)

В 1928 году Покровская церковь была закрыта. Через два года деревянный храм разобрали. Сруб перевезли в соседнюю деревню Ромашково, где из его бревен построили школу. Она простояла до 1990-х годов, когда сруб снесли и бревна пустили на дрова. Некоторые из икон местным жителям удалось сохранить. Большая икона Покрова Пресвятой Богородицы, написанная на цинке, помещавшаяся над входом, ныне передана в возрожденный храм.
Новая страница в жизни Барвихинского подворья началась в середине 1990-х годов, когда настоятельницей вновь утвержденного Зачатьевского монастыря стала инокиня Мария (Каледа), ныне – игумения Иулиания, которая по благословению Святейшего Патриарха Алексия II начала труды по возрождению Барвихинского подворья.

Для постройки был предложен участок, находящийся приблизительно в 400 метрах от снесенной Покровской церкви. 14 мая 1996 года Святейший Патриарх Алексий II издал указ о возобновлении «исторически существовавшего подворья Зачатьевского женского монастыря в д. Барвиха», а 14 июня 1996 года был утвержден устав подворья. Так была окончательно перевернута трагическая страница истории, связанная с поруганием и разрушением Покровского храма и всего подворья; началась его новая история.

Большую помощь в возрождении подворья оказали жители дачного поселка Барвиха. Их имена можно увидеть на почетной доске с благодарностью благодетелям, что расположена на западной стене храма, в притворе. Огромную поддержку возрождающемуся подворью оказал А.Г. Гладышев, глава Одинцовского района Московской области. Особенно весомый вклад в финансирование работ внесли генеральный директор фармацевтической фирмы АО «Время» Артем Бектемиров и президент фирмы Сергей Кривошеев. По заказу АО «Время» было проведено комплексное историко-архивное исследование прошлого Покровской церкви. Настоящей душой проекта был местный краевед, летописец Барвихи А.В. Рудомино.

Проектирование Покровской церкви было поручено архитектору А.Н. Оболенскому, и 24 июля 1996 года Святейший Патриарх утвердил проект, который в главных чертах повторял архитектурно-копозиционное решение прежнего храма.

9 июня 1996 года на месте возведения Покровской церкви был отслужен молебен, освящен закладной камень и установлен крест. Закладку производил викарий Святейшего Патриарха епископ Орехово-Зуевский Алексий (ныне архиепископ Костромской и Галичский). Осенью 1996 года был заложен фундамент храма. Весной 1997 года было начато возведение бревенчатого здания.

4 июня 1998 года Святейший Патриарх Алексий II освятил купола и кресты на воссоздаваемых храме и колокольне. 14 октября 1998 года, в престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, было совершено малое освящение церкви и отслужена первая Литургия. Началась новая жизнь возрожденного храма.

В августе 2002 года на колокольню были подняты освященные колокола. В 2004 году завершен многоярусный иконостас.

Богослужения совершаются по монастырскому уставу, по воскресным и праздничным дням, в дни сугубого поминовения усопших, а также в дни памяти особенно почитаемых святых. В храме совершаются Таинство Крещения и Таинство Браковенчания. Ежегодно в день престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, по благословению Святейшего Патриарха, богослужение возглавляет архиерей.

Ныне комплекс подворья практически сложился. Помимо самого храма сооружены игуменский и сестринский корпуса, хозяйственные постройки, а также теплица и скотный двор.

Монастырские сестры, несущие послушания на подворье посменно, совершают ежедневно иноческое молитвенное правило, трудятся в храме, на огороде, на скотном дворе.

Так день за днем течет монастырская жизнь на подворье под милостивым покровом Царицы Небесной, и многие люди, приходящие в храм, находят здесь свой путь к Богу, приобщаются к церковной жизни, обретают сердечный мир и духовную радость.

Насельницы Зачатьевской обители низко кланяются и от всей души благодарят тех, кто внес и вносит свой вклад в восстановление подворья: благотворителей, строителей, постоянных прихожан и трудников, а также всех, кто посещает службы в Покровском храме, с любовью и усердием участвует в благоукрашении подворья.

Смиренно осознавая свою немощь пред Господом, сестры монастыря совершают свое служение, уповая всецело на силу Божию, «немощствующее врачующую и оскудевающее восполняющую», а также на заступничество и покров Всемилостивой Владычицы Небесной Игумении.

Подворье Зачатьевского женского монастыря с храмом Покрова Божией Матери находится совсем недалеко от Москвы, в поселке Барвиха, на небольшом живописном участке земли, среди огромных вековых сосен. Здесь еще в 1798 году указом императора Павла I монастырю были дарованы 92 десятины лесных угодий. В XIX веке монастырь часть земель сдавал в аренду, лес использовался для нужд обители: как строительный материал, а также на топливо. Устройство подворья началось в 1900-е годы, и было окончательно завершено при настоятельстве деятельной игумении Марии (Коробка; 1858- до †1930).

Так, в 1909 году по просьбе крестьян близлежащих деревень на монастырских землях попечением обители была построена и стала работать «Покровская хуторская Зачатьевского монастыря церковно-приходская школа». Вскоре на этих землях отчасти на средства монастыря, отчасти попечением неизвестной благодетельницы были сооружены игуменские кельи, сестринский корпус, трапезная, больница, различные хозяйственные постройки. При подворье были молочное хозяйство, огород, фруктовый сад.

В 1910 году игумения Мария, по благословению сщмч. Владимира (Богоявленского), приступает к строительству деревянного храма. Храм, так же как и весь ансамбль построек на хуторе, был возведен по проекту известного церковного архитектора А.А. Латкова в стиле «русский модерн».

16 мая 1911 года церковь Покрова Пресвятой Богородицы была освящена и вскоре стала любимейшим местом молитвенной отрады и утешения для монастырских сестер и жителей окрестных деревень. В знак любви и уважения местные крестьяне подарили настоятельнице золотой крест с надписью «Многоуважаемой матушке игуменье Марии за храм и школу от благодарных крестьян. 1916, мая 16».

Но недолго было суждено продолжаться мирной жизни на подворье. Началась эпоха гонений на веру и Церковь. Подворье было ликвидировано в 1923 году, но Покровская церковь действовала как приходская. При ней продолжала существовать община сестер, занимавшихся разными рукоделиями, работала и школа, где по-прежнему обучались крестьянские дети. После закрытия подворья было основано «Покровское православно-религиозное общество», членами которого стали 54 человека. Они-то и были какое-то время главными защитниками храма и школы.

В то время на хуторе проживали и трудились 20-30 насельниц недавно закрытого монастыря. Большинство из них вскоре были вывезены со станции Барвиха в товарном вагоне в неизвестном направлении и бесследно исчезли. Некоторые были сосланы, другие какое-то время скрывались в соседнем лесу, живя в землянках. Многим жителям Барвихи была известна схимонахиня Филарета («тетя Евгеша»), старица высокой духовной жизни († 10 августа 1980 г.)

В 1928 году Покровская церковь была закрыта. Через два года деревянный храм разобрали. Сруб перевезли в соседнюю деревню Ромашково, где из его бревен построили школу. Она простояла до 1990-х годов, когда сруб снесли и бревна пустили на дрова. Некоторые из икон местным жителям удалось сохранить. Большая икона Покрова Пресвятой Богородицы, написанная на цинке, помещавшаяся над входом, ныне передана в возрожденный храм.

Новая страница в жизни Барвихинского подворья началась в середине 1990-х годов, когда настоятельницей вновь утвержденного Зачатьевского монастыря стала инокиня Мария (Каледа), ныне – игумения Иулиания, которая по благословению Святейшего Патриарха Алексия II начала труды по возрождению Барвихинского подворья.

Для постройки был предложен участок, находящийся приблизительно в 400 метрах от снесенной Покровской церкви. 14 мая 1996 года Святейший Патриарх Алексий II издал указ о возобновлении «исторически существовавшего подворья Зачатьевского женского монастыря в д. Барвиха», а 14 июня 1996 года был утвержден устав подворья. Так была окончательно перевернута трагическая страница истории, связанная с поруганием и разрушением Покровского храма и всего подворья; началась его новая история.

Большую помощь в возрождении подворья оказали жители дачного поселка Барвиха. Их имена можно увидеть на почетной доске с благодарностью благодетелям, что расположена на западной стене храма, в притворе. Огромную поддержку возрождающемуся подворью оказал А.Г. Гладышев, глава Одинцовского района Московской области. Особенно весомый вклад в финансирование работ внесли генеральный директор фармацевтической фирмы АО «Время» Артем Бектемиров и президент фирмы Сергей Кривошеев. По заказу АО «Время» было проведено комплексное историко-архивное исследование прошлого Покровской церкви. Настоящей душой проекта был местный краевед, летописец Барвихи А.В. Рудомино.

Проектирование Покровской церкви было поручено архитектору А.Н. Оболенскому, и 24 июля 1996 года Святейший Патриарх утвердил проект, который в главных чертах повторял архитектурно-копозиционное решение прежнего храма.

9 июня 1996 года на месте возведения Покровской церкви был отслужен молебен, освящен закладной камень и установлен крест. Закладку производил викарий Святейшего Патриарха епископ Орехово-Зуевский Алексий (ныне архиепископ Костромской и Галичский). Осенью 1996 года был заложен фундамент храма. Весной 1997 года было начато возведение бревенчатого здания.

4 июня 1998 года Святейший Патриарх Алексий II освятил купола и кресты на воссоздаваемых храме и колокольне. 14 октября 1998 года, в престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, было совершено малое освящение церкви и отслужена первая Литургия. Началась новая жизнь возрожденного храма.

В августе 2002 года на колокольню были подняты освященные колокола. В 2004 году завершен многоярусный иконостас.

Богослужения совершаются по монастырскому уставу, по воскресным и праздничным дням, в дни сугубого поминовения усопших, а также в дни памяти особенно почитаемых святых. В храме совершаются Таинство Крещения и Таинство Браковенчания. Ежегодно в день престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, по благословению Святейшего Патриарха, богослужение возглавляет архиерей.

Ныне комплекс подворья практически сложился. Помимо самого храма сооружены игуменский и сестринский корпуса, хозяйственные постройки, а также теплица и скотный двор.

Монастырские сестры, несущие послушания на подворье посменно, совершают ежедневно иноческое молитвенное правило, трудятся в храме, на огороде, на скотном дворе. В Барвихе уже восемь лет действует воскресная школа, где постоянно обучаются 30-40 детей разного возраста, проводятся занятия и для взрослых. Среди преподавателей есть сестры и священнослужители обители.

Так день за днем течет монастырская жизнь на подворье под милостивым покровом Царицы Небесной, и многие люди, приходящие в храм, находят здесь свой путь к Богу, приобщаются к церковной жизни, обретают сердечный мир и духовную радость.

Насельницы Зачатьевской обители низко кланяются и от всей души благодарят тех, кто внес и вносит свой вклад в восстановление подворья: благотворителей, строителей, постоянных прихожан и трудников, а также всех, кто посещает службы в Покровском храме, с любовью и усердием участвует в благоукрашении подворья.

Смиренно осознавая свою немощь пред Господом, сестры монастыря совершают свое служение, уповая всецело на силу Божию, «немощствующее врачующую и оскудевающее восполняющую», а также на заступничество и покров Всемилостивой Владычицы Небесной Игумении.

7 марта 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на подворье Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в деревне Барвихе в сестринском корпусе состоялось малое освящение домового храма в честь Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского.

Чин малого освящения храма в честь Святителя Григория Паламы и Божественную литургию иерейским чином совершил Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Его Высокопреосвященству сослужили священники обители, а также сотрудник Синодального отдела по монастырям и монашеству протоиерей Павел Великанов.

За богослужением молились Заместитель Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевской обители игумения Иулиания (Каледа) с сестрами, благотворители, прихожане и гости обители.

По окончании богослужения архиепископ Феогност поздравил настоятельницу обители и сестер с малым освящением храма и обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня по благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы совершили малое освящение храма на подворье Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы, храма в честь Святителя Григория Паламы, афонского монаха, истинного молитвенника, проповедника молитвы и учителя о нетварном свете.

Наверное, для каждого человека, который может назвать себя здравым, самым главным является молитва. Нет, мы говорим не только о правиле молитвенном, мы говорим о нашем тайном келейном богообщении, об общении с Тем, Кто сотворил нас и Кто спас нас. Наверное, нет ничего важнее такой молитвы. Но мы так мало знаем об этой молитве, и чаще для нас молитва - некая обязанность, дань, которую мы приносим Богу. Но молитва – это не дань и не жертва, молитва – это дыхание нашего сердца, это движение нашего ума.

Человек сознательно или бессознательно всегда вновь и вновь обращается к Тому, Кого называет "Господи": "Господи, помоги! Господи, укрепи! Господи, вразуми!" Подобно тому, как человек, который рождается на свет, должен научиться говорить. Но умение говорить включает в себя не только умение делать определенные движения языком, но еще и умение слушать. Если человек разговаривает и не слышит, он больше похож на сумасшедшего, на больного, ибо в разговоре часто бывает важнее услышать другого человека, а не самому что-то сказать.

Когда мы общаемся с Богом, важнее не наши слова, которые мы часто произносим; нам Господь говорит: "А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны" (Мф. 6, 7). Господь нас учит краткости в молитве, а все остальное... Об остальном сказал пророк Давид: "Упразднитесь и разумейте" (Пс. 45). То есть проговорился, высказал, а дальше не спеши бежать, остановись и попытайся услышать, что же Господь говорит тебе. Но для этого нужно полюбить тишину.

Пророк Илия бежал от своей гонительницы царицы Иезавели, оказался на горе Хориве, и там ему было откровение, что он увидит Господа, услышит Его и было такое предупреждение, предостережение, что будет бурный ветер, но не там Господь. Будет землетрясение, но не там Господь. Будет огонь, но не там Господь, а далее слова, которые трудно перевести на русский, а на церковнославянском они звучат красиво: "Дыхание хлада тонко". То есть такая тишина, и в этой тишине легкое, едва уловимое движение, и там будет Господь.

Так и мы, когда молимся, говорим. Кто-то больше, кто-то меньше, но мало кто останавливается после того, что проговорил, и пытается услышать, а что же нам отвечает Тот, к Кому мы обращаемся. И да поможет нам Господь учиться не только молиться, но учиться и слушать. И второе, наверное, гораздо важнее первого.

Дорогая матушка Ииумения, сестры, поздравляю вас! Еще одна лампадочка, еще один алтарь Божий, тем более в честь учителя умной молитвы, учителя о нетварном свете святителя Григория Паламы. Его же молитвами Господь учит нас не только молитве, но и тишине. А в этой тишине даст Бог каждому услышать Господа и услышать, что же Он хочет от каждого из нас. А исполнить гораздо проще, – главное, услышать».

Краткая справка

Мысль об устроении храма на подворье Зачатьевского монастыря в деревне Барвихе возникла около года назад. Через некоторое время игумения Иулиания решила посвятить его Святителю Григорию Паламе как наставнику монашествующих в трезвении и умной молитве.

Святитель Григорий Палама по духу и времени был близок со святителем Алексием, основателем Зачатьевского монастыря, и преподобным Сергием, а значит, близок и монастырю.

Благословение на освящение храма было получено от Святейшего Патриарха Кирилла во время визита Его Святейшества во вторник первой седмицы Великого поста в Зачатьевскую обитель.

К этому времени за короткий срок был сделан временный иконостас, заказаны Престол и жертвенник. Была написана ростовая икона святителя Григория Паламы, которая была помещена в местный ряд иконостаса. В храме на аналое хранится частица мощей святителя Григория. Храм расположен в помещении трапезной.



Похожие статьи