Что такое экономика. Если вам интересно моё мнение, то я рекомендую учебник «Основы экономики» Евгения Борисова (2002г.) Суть рыночной экономики

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этой статье я вернусь к тематике развития образа мышления, которую начал в одной из предыдущих.

Если вы обдумали написанное ранее, сделали соответствующие выводы, и в вашей голове твердо закрепилась мысль «я должен начать развиваться!», то я вас от всей души поздравляю – вы выбрали верный путь.

Я говорил о том, как важно снять с себя ограничения, поверить в себя, в свой потенциал к обучению и познанию.

Однако же не стоит питать себя иллюзиями, что этот путь прост, прямолинеен, солничен и дружелюбен – это совсем не так. Здесь очень много камней, препятствий, развилок и мнимых путей, ведущих вас в тупик либо совсем уводящих от верной тропинки. Однако это всё же гораздо лучше, чем стоять на месте! Думаю, это очевидно.

Итак, вы приняли решение, стали на нужную тропинку и двинулись вперед. В этой статье я расскажу, с чего нужно начинать, какие знания необходимо получить в первую очередь, чтобы дальнейшее изучение было проще. Вы можете удивиться, но такими знаниями являются знания из курса «Основы экономики»

Начнём с простого. Проведем рассуждение «вопрос-ответ» (мы ведь уже умеем это делать, правда?). Итак, чем мы занимаемся? Мы учимся интернет-бизнесу. С какой целью? Для заработка денег. А что есть бизнес вообще? Своими словами можно сказать так: это деятельность, приносящая деньги. Всегда? Наверное, нет.

А какой бизнес приносит деньги? И вообще, что такое деньги? Ну, знаем, да, такие бумажки, которые можно обменять на товар или услугу. А откуда они берутся? Как они работают? Почему их нельзя просто напечатать на принтере? Почему их у кого-то много, а у кого-то нет вообще? Почему, к примеру, за доллар я могу купить практически что-угодно и где-угодно, а за рубль – только что-то небольшое (относительно) и только в пределах Российской Федерации?

Что ж, мы получили кучу вопросов и помним, что это хорошо, значит «вопрос-ответ» работает и наш мозг варит. Теперь, где получать ответы на все эти вопросы? Отвечаю: бизнес, виды организации бизнеса, деньги, виды денег, функции денег – это есть лишь часть базовых экономических понятий. Поэтому ответы на них знает любой студент, окончивший первый курс экономфака (ну ладно, добросовестный студент).

У меня нет экономического образования, но с уверенностью могу сказать, что весь курс экономики можно разделить на две части: основы экономики и специальные экономические знания.

Во вторых я сам не силен, да и в этом нет необходимости. Там учат ведению учёта, правовому регулированию и прочим вещам, нужным лишь непосредственно экономистам, юристам, статистам, бухгалтерам и другим специалистам, работающим на предприятии.

Бизнесмену этим всем забивать свою голову совершенно нет нужды, он в силах нанять такого специалиста и тот будет на него работать, получать свою зарплату и премии и радоваться жизни и тому, что он так хорошо это знает и ему платят за его знания.

Однако же основы экономики (а так же, несомненно, менеджмент, но сейчас не об этом) любой руководитель знать обязан, ибо без этих знаний он просто не будет представлять, что будет делать его бизнес, как он это будет делать, для чего и для кого.

Сейчас мы посмотрели на экономику со стороны бизнеса, то есть предприятия. Однако есть и другая сторона – обычные люди. Все мы являемся частью экономики, ведь каждый день мы что-то продаем, покупаем, вступаем в какие-то отношения (даже будь то простой обмен дисками с фильмами с вашим соседом или другом).

Для характеристики каждого из нас экономика использует понятие «домашнее хозяйство». Это может быть один человек, семья с общим бюджетом, вы и друг, решившие заняться общим делом, что угодно. Важно то, что вы взаимодействуете с другими домашними хозяйствами, предприятиями (напрямую или через посредников – продавцов), организациями и прочее.

То есть, фактически, экономика – это наша жизнь. Практически всё, что мы делаем, прямым или косвенным образом имеет отношение к определенным экономическим процессам или явлениям. Именно по этой причине я советую всем и каждому знать экономические основы.

Получив основные экономические знания, вы совершенно по-другому станете смотреть на мир, ответите на кучу вопросов, которые, возможно, не давали вам покоя когда-то или не дают до сих пор, и, возможно, уже чётко определитесь с тем, чем вам стоит заниматься в этой жизни.

Вы научитесь сравнивать виды заработка и выбрать лучший (даю подсказку: лучший – это заработок в интернете, а вот почему – хочу, чтоб вы узнали сами).

Кроме того, зная, как работает та или иная организация (банк, биржа, фонд и другие) вам будет легче взаимодействовать с ними в случае необходимости, и вы легче придёте с ними к соглашению, выгодному для вас обоих, а также будете более защищены от правонарушений и мошеннических и обманных действий в вашу сторону.

Итак, надеюсь, я донёс до вас то, как важно знать и понимать экономические основы не только бизнесмену, бухгалтеру, банкиру или студенту экономфака, а и в принципе любому человеку, где бы он ни жил и чем бы он ни занимался.

Теперь переходим непосредственно к делу. В интернете вы можете найти огромное множество литературы на тематику, которая вас интересует. Ищите учебники, имеющие такие названия: «Основы экономики», «Экономическая теория», «Политическая экономия».

Если вам интересно моё мнение, то я рекомендую учебник «Основы экономики» Евгения Борисова (2002г.).

Конечно, я рекомендую прочесть весь учебник, ничего, из того, что там написано, не будет для вас лишним, поверьте мне. Однако есть ряд вопросов и моментов, на которые вам нужно обратить приоритетное внимание. Представляю вам их список:

  1. Экономика, как наука. Предмет экономики. Объект и субъекты экономики.
  2. История экономики: основные этапы преобразования экономических систем, влияние на мировую экономику промышленной революции (XVII-XVIII вв.) и научно-технической революции (середина XX в.) (в учебнике Евгения Борисова этого нет, поищите в других источниках).
  3. Собственность. Виды и типы собственности.
  4. Предприятие. Виды предприятий. Основы экономики предприятия.
  5. Монополия и конкуренция.
  6. Потребители. Домашние хозяйства.
  7. Рынок. Спрос и предложение. Рыночная цена и рыночное равновесие.
  8. Факторы производства. Капитал. Виды капиталов. Доходы капиталов.
  9. Страна как экономическая система. Показатели экономического развития страны. Роль государства в экономике страны.
  10. Банки. Функции банков. Банковская система. Роль банков в экономике страны.
  11. Сущность и функции денег. Денежные системы. Национальная и международная валюта. Курс национальной валюты. Инфляция. История денег.

Особенно интересным и познавательным, а так же, безусловно, самым важным считаю последний вопрос. По нему даже порекомендую отдельный учебник – Анатолий Щетинин «Деньги и кредит». Учебник на украинском языке, поэтому если вы не владеете украинским, поищите альтернативу.

И вообще, узнавайте как можно больше о деньгах, чем больше вы о них знаете, тем сильнее они вас полюбят

Конечно, я не заставляю вас изучить это всё за неделю или к выходу моей новой статьи. Те же студенты экономфака изучают это не один год (а некоторые даже получив диплом, не могут внятно объяснить, почему, к примеру, вырос курс национальной валюты).

Но постепенно, выделяя не более 20-30 минут в день, вы получите нужные вам знания, и изучать работу различных интернет-систем станет намного проще. Кроме того, как я уже сказал, экономика — наука окружающая нас сплошь и рядом, и поэтому, возможно, вы уже знаете многое из того, о чём прочтёте.

Однако же полное изучение курса экономических основ поможет вам связать и систематизировать те знания, что у вас уже имеются, провести логические цепочки и тем самым закрепить и понять ещё лучше то, что вы просто где-то слышали или читали.

И ещё, конечно, не забываем о литературе, о которой я говорил в предыдущей статье.

Что ж, желаю вам удачи и до скорой встречи!
С уважением, !

«Экономист — это человек, который говорит о непонятных
ему вещах таким образом, что невеждой чувствуете себя вы»
Герберт Прокноу

В результате изучения материала главы студент будет:

знать

  • основные положения экономической теории предложения;
  • историю ее возникновения и основных представителей;
  • ее место в развитии экономической теории и ее роли в формировании экономической политики западных стран в 1970-е гг.;

уметь

  • анализировать с разных точек зрения положительные и негативные стороны вмешательства государства в экономику;
  • оценивать экономические эффекты налоговой политики, проводимой государством;
  • прослеживать влияние дефицита бюджета на уровень цен и деловой климат в стране;

владеть

  • основными концепциями, выдвинутыми экономической теорией предложения;
  • логикой теории в критике как кейнсианской политики, так и в целом "тяжелого государства".

Предпосылки возникновения экономической теории предложения

Экономическая теория предложения (supply-sideeconomics ) сформировалась в конце 70-х гг. XX в. и представляет собой одно из течений неоконсервативной экономической мысли.

Главными представителями экономической теории предложения можно назвать М. Фелдстайна и А. Лаффера . Развитию этой школы во многом способствовал канадский экономист и политический деятель Роберт Мандел (Robert Mundell, р. 1932, лауреат Нобелевской премии по экономике 1999 г.).

Также к этой школе относят американского экономиста Р. Бэрроу (R. Barro ), журналиста Дж. Ванниски (J . Wanniski ), экономиста В. Канто (V. Canto ).

Это течение сложно назвать школой в строгом смысле этого слова, поскольку оно не имеет лидера, единой теоретической позиции, во многих вопросах близко монетаризму. А. Лаффер в книге назвал ее "не более, чем новой этикеткой для стандартной неоклассической экономической теории" . Помимо этого многие сторонники этого направления, так называемые сэплайсайдеры, были скорее экономистами-практиками, нежели теоретиками, и большая часть написанного ими носит публицистический характер. Это неудивительно, если принять во внимание, что появление экономической теории предложения тесно связано с политическими и экономическими процессами, происходившими в США в 70-е – 80-е гг. XX в.

Важно запомнить!

Носит ярко выраженный антикейнсианский характер. Если кейнсианская теория исходит из необходимости активизировать спрос в экономике и потому ее часто называют экономической теорией спроса (demand- side economics), то экономическая теория предложения, как видно из ее названия, считает основной экономической задачей стимулирование предложения.

Эта позиция была обусловлена экономической реальностью 1970-х гг. На протяжении двух предшествовавших десятилетий экономика США, равно как и западноевропейских стран, переживала бурный экономический рост. Производственный бум сопровождался интенсивным ростом доходов всех слоев населения. Был сформирован емкий потребительский рынок. Повысились уровень и качество спроса со стороны общества. Этому способствовал и научно-технический прогресс, вызвавший волну спроса на новое оборудование со стороны промышленности и на новые товары со стороны потребителей.

В этих условиях проблема стимулирования эффективного спроса перестала быть актуальной. В то же время наблюдавшийся в 1970-е гг. низкий уровень производства и рост безработицы, сопровождавшиеся повышением инфляции, являлись, с точки зрения сторонников экономической теории предложения, свидетельством серьезного ухудшения делового климата и снижения уровня предпринимательской активности. Сэплайсайдеры считали, что это следствие применения кейнсианской политики, которая сопровождалась ростом государственных расходов и дефицитом бюджета. Такая политика привела к возникновению инфляционных ожиданий в экономике и подстегнула рост цен. Одновременно с этим значительно возросло налоговое бремя, которое всегда негативно сказывается на деловой активности. В завершение ко всему активное регулирование экономики усилило неопределенность, сковывая предпринимательскую деятельность и повышая риски.

Экономическая программа самой школы носит ярко выраженный либеральный характер. Основным пунктом ее является снижение доли государства в экономике и в первую очередь снижение налогового бремени, возлагаемого на предпринимателей и социальные группы с высоким доходом.

Исторический экскурс

Формирование этой программы тесно связано с политической карьерой американского президента Рональда Рейгана, начиная с его вступления на пост губернатора штата Калифорния. В 1970-е гг. в этом штате возникло широкое общественное движение, поддержанное экономистами (в частности, А. Лаффером), которое выступало против высоких налогов. Р. Рейган, будучи губернатором этого штата, поддержал эти требования и принял закон о значительном снижении налогов на собственность. По некоторым оценкам, приверженность Рейгана новой налоговой политике обеспечила в дальнейшем его успех на президентских выборах. Новое движение получило развитие в других штатах, что дало основание говорить о "налоговой революции", произошедшей в США в этот период. В 1980-е гг., став президентом Соединенных Штатов, Рейган продолжил взятый курс на либерализацию экономики и создание благоприятного климата для частного бизнеса. С 1982 по 1984 г. Комитет советников-экономистов президента возглавлял М. Фелдстайн, который непосредственно участвовал в формировании новой налоговой политики.

Одним из главных представителей экономической теории предложения является Мартин Фелдстайн (Martin Feldstein, род. 1939), профессор Гарвардского университета. С 1978 по 2008 г. М. Фелдстайн возглавлял Национальное бюро Ээкономических исследований (NBER). Он был экономическим советником не только Р. Рейгана, но и Дж. Буша-младшего, в частности одним из разработчиков программы частичной приватизации системы социального страхования. Известен он в первую очередь своими работами в области макроэкономики и общественных финансов. Основные работы Фелдстайна были посвящены анализу общественного сектора, в частности здравоохранения: "Экономический анализ эффективности системы здравоохранения" (1967) , "Экономика здравоохранения" (1979) , "Справочник но экономике общественного сектора" (1987) . В 1983 г. выходят две его работы, посвященные проблеме налогообложения: "Инфляция, налоговое регулирование и образование капитала" и " Налогообложение капитала" . В 1988 г. выходит объемное эмпирическое исследование " Соединенные Штаты в мировой экономике" . В 1977 г. за свои исследования в области общественного сектора Фелдстайн получил медаль Дж.-Б. Кларка.

Еще один видный представитель школы – Артур Лаффер (Arthur Laffer, род. 1941 г.). Он сыграл ключевую роль в принятии знаменитой "тринадцатой поправки" к Конституции штата Калифорния, с которой началась так называемая "налоговая революция". В период 1981–1989 гг. был членом Консультационного совета по экономической политике президента Р. Рейгана. Основные его работы: "Феномен мировой инфляции" (1975) , "Экономическая теория налоговой революции" (1979), "Основы экономической теории предложения" (1984) .

Экономическая теория предложения , как это декларируют сами сэплайсайдсры, стоит на методологических позициях неоклассической школы и представляет собой применение неоклассического анализа к макроэкономическим аспектам влияния налоговой политики на экономику.

Во многих теоретических положениях она смыкается с монетаризмом, и это неудивительно, потому что большая часть теоретиков этого направления вышла из стен Чикагского университета. В частности, представители экономической теории предложения, равно как и М. Фридмен, опираются на строго эмпирический анализ, считая, что только анализ реальных фактов дает возможность выявлять существующие экономические закономерности. Так, служба М. Фелдстайна в Национальном бюро экономических исследований США (и соответственно возможность анализировать большой объем эмпирических данных) создала основу для его исследований налоговой политики и ее последствий для экономики.

Как уже было отмечено, ярко выражена антикейнсианская направленность рассматриваемой нами школы. Это проявляется не только в критическом отношении сэплайсайдеров к вмешательству государства в экономику, но и в их теоретических положениях. В частности, экономическая теория предложения игнорирует важную для кейнсианства проблему преобразования сбережений в инвестиции, исходя из равенства этих двух показателей. Одновременно она поддерживает концепцию перманентного дохода М. Фридмена , согласно которой размеры потребления зависят от той части дохода, которая является постоянной, и потому не уменьшаются с ростом доходов. Таким образом, кейнсианская проблема эффективного спроса, который складывается из инвестиций и потребления, опровергается как несуществующая – с ростом доходов растут сбережения, которые и есть инвестиции, и не уменьшается уровень потребления.

Близкими монетаризму являются и взгляды авторов экономической теории предложения на безработицу. Они исходят из существования естественной нормы безработицы и считают бесполезной политику по достижению полной занятости. Сэплайсайдеры игнорируют такое важное для кейнсианства понятие, как "вынужденная безработица", и рассматривают фрикционную и добровольную безработицу, делая акцент на последней.

В то же время существуют и расхождения между этими двумя школами. Монетаризм делает основной акцент на сфере денежного обращения, ограничивая свой анализ исследованием влияния денежной массы на основные экономические показатели. Экономическая теория предложения в центр своих исследований ставит проблему создания благоприятного делового климата для развития промышленности, т.е. роста предложения. Тем самым она акцентирует внимание в первую очередь на проблемах производства. Это позволяет исследователям говорить о том, что она возвращается к традиции классической политэкономии .

Важно запомнить!

Экономика — это деятельность, направленная на достижение необходимых потребностей.

Краткое введение в экономику

Потребность – это важные и необходимые условия, для обеспечения человека и его полноценного существования: продукты, лекарства, развлечения и так далее.

Каждый человек живущий на планете, даже не задумываясь, выполняет разную по важности и значимости экономическую роль, которая входит в состав глобального экономического процесса. Большинство обывателей, не часто сталкивающихся с финансами, в масштабах выходящих за рамки семейных нужд, не могут дать определение понятия экономики, упрощая до примитивного смысла об экономии ресурсов и средств.

В какой-то степени доля правды в таком толковании присутствует, однако не ограничивается столь узким понятием. Назначение экономики, куда шире и включает в себя анализ огромного количества сфер деятельности человека , приобретенных или производимых благ, а также вычисляет актуальность и масштабы потребительских нужд. Экономика включает в себя как научные исследования, так и практическое применение анализа целых групп общественной деятельности, направленных на получение материальных благ.

Высокое экономическое положение страны, основа стабильности и благополучия простых граждан. Связь между уровнем жизни населения и состоянием общего уровня экономической деятельности государства, связаны, и зависят как от управления ресурсами, так и от наличия природных и производственных ценностей (благ).

Понимание логики процессов, которые охватывает экономика, невероятно важна не только для субъектов занятых непосредственно их организацией, а и для любого члена общества, простого обывателя. Экономическая грамотность позволит разобраться как в вопросах глобального характера, охватывающих состояние в стране и причины упадка или роста, так и разбираться в более насущных и простых задачах. Выбрать правильное, востребованное направление для развития бизнеса, или даже в будущем успешную профессию или род деятельности. Знания основ и законов экономики, поможет обеспечить стабильность и достаток в любом деловом начинании.

Презентация: экономика простыми словами

Понятие экономики

Большинство людей образно понимают, что из себя представляет данное понятие, однако объяснить может не каждый. Мало того, бытует мнение, что данная наука невероятно сложна и тяжела для толкования, что в основном и отталкивает простого человека, не имеющего соответствующего образования. Но не все так сложно, как кажется на первый взгляд. Путаться в трактовке заставляет несколько направлений, разделяющих предмет.

Альтернативное определение

Экономика — это социальная наука, изучающая потребности людей. Она анализирует, как общество использует, тратит ресурсы на свои потребности, для обеспечения качества жизни.

Экономика как фактор производства

Ресурсы, как правило, ограничены, и их можно распределить на три основных категории, которые в целом носят название – факторы производства :

  1. Земля. В данную категорию входят полезные природные запасы, такие как озёра, луга, пахотные земли, полезные ископаемые и так далее.
  2. Капитал. В категорию относятся внешние инвестиции, инструменты, механизмы, построения – всё, что человек использует для производства и задействует в труде.
  3. Труд. Обширная и разрозненная категория, которая определяет полезность и выполнение из расчета умений, навыков, предпочтений обычных людей. Труд предоставляет необходимые товары и услуги для улучшения жизни и обеспечение нужд человека.

К факторам производства можно добавить еще минимум два пункта:

  1. Информация. Услуги в сфере распространения и предоставления важных данных, для осознанной деятельности людей, в мире экономики. Ценность ресурса невероятно велика и с каждым годом набирает обороты.
  2. Предпринимательские способности. Отличие от простого труда велико и включает в себя повышенные риски и необходимость принимать решение на благо большого количества людей. Данным ресурсом обладают не все, потому его ценность стоит особняком от основной группы.

Как работает экономика на примере семьи?

Основным критерием и первостепенной целью изучения экономики, является человек, его поведение и нужды. Представим себе ячейку общества – семью , которая ведет своё обособленное домашнее хозяйство. Составляющей и важной частью для обеспечения потребностей данной семьи, то есть, например, покупки продуктов питания, лекарств и так далее, является работа на благо общества её членов.

Предоставляя трудовые ресурсы и получая за них деньги, семья решает, как ими распорядиться, покупать одежду, продукты, другими словами необходимые ценности, которые не могут получить самостоятельно. Предположим в данной ячейке общества имеются другие доступные ресурсы, например, пахотные земли или предприятие. Дополнительные доходы расходуются в той же манере, распределяясь исключительно в зависимости от конкретных нужд человека.

Мало того, все граждане страны являются совладельцами природных ресурсов, которыми от их лица управляют власти. Таким образом, все что страна производит или закупает извне, использует, принадлежит людям, поведение и выбор которых, определяет все, что происходит в стране и как она развивается.

Экономика направлена на изучение возможных поведенческих направлений обычного потребителя, чтобы предугадать или рассчитать рациональность производимых и предоставляемых благ. Наука невероятно важна при планировании производства, полезна для предприятий и фирм, позволяя последним принимать более верные и удачные решения для того, чтобы предоставить населению действительно необходимые ресурсы.

Базовые принципы экономики: специализация и обмен

Совершенствуя способы правильного и эффективного распределения ресурсов, человечество, а, следовательно, и экономика, созданы на двух базовых принципах: специализации и обмене. Что такое специализация?

Специализация – это нахождение конкретной деятельности во власти определённого индивидуума или организации, более успешного, чем другие.

Каждый отдельный человек имеет свои таланты и особые навыки, данные природой или образованием. Суть общества такова, что выжить оно, может только сплотившись воедино и распределив обязанности, дабы каждый индивидуум предоставлял лучшие товары или услуги. То, что даётся легко одному, человеку, вызывает трудности у другого и наоборот.

  1. Чем больше человек специализируется на конкретной задаче, умении, тем лучше и качественнее его труд.
  2. Чем меньше он рассеивает знания, познавая другие профессии, концентрируясь на одной, тем больше времени и сил он экономит.
  3. Чем больше времени и умения, тем выше производительность, а значит, возможен обмен образовавшихся в процессе роста излишек.

Именно поэтому разделение труда – необходимость , и играет важную роль, а экономика диктует востребованность видов занятости, чтобы обеспечить процветание общества и перекрыть все пустующие ниши, обеспечивая потребителя необходимыми благами.

Виды экономики

В течение многих столетий, человечество методом проб и ошибок совершенствовало навыки производства, вычисляя и организовывая более выгодный и рациональный способ удовлетворить потребительские нужды. Другими словами, налаживало организацию хозяйственной деятельности. На сегодняшний день экономика делится на 3 основных вида:

Микроэкономика

Отслеживает поведение отдельных владельцев производственных ресурсов (предприятий, компаний, домашних хозяйств и так далее). Анализирует отдельные рынки и товары. Занимается изучением поведения отдельных субъектов или организаций, которые принимают решения об распределении ресурсов, моделируется общая перспектива роста потребностей человека. Микроэкономика занимается рассмотрением эффективности использования ресурсов.

Макроэкономика

Рассматривает общую целенаправленность ресурсов и рациональность их использования. Применима в масштабах, более крупных, обычно охватывает государство в целом. Пытается вычислить причины и следствия избытка мощностей или их недостачи.

Мировая экономика

Изучает вопросы, направленные на экономическое развитие государств. Исследует теорию рынков и закономерность взаимодействия между государствами, международного обмена.

Традиционная экономика

Экономика формирует производство и обмен товарами в зависимости от существующих традиций государства или общины и выстраивается на основе коллективной собственности . Не затрагивает вопросов развития, таких как, выгода или рациональность способа повышения производства. Основана на устоявшихся за предыдущие года навыках, ставших постоянными и встречается довольно часто, даже в наше время, хотя считается самым древним из существующих вариантов. Сохраняет только остаточные элементы управления и признана как не эффективный способ организации.

Капиталистическая (рыночная) экономика

В высокоразвитых государствах основная роль отдана именно данному типу организации сотрудничества людей. Рыночная система имеет основные составляющие: право личной собственности, экономическую свободу и конкуренцию.

Право личной собственности – это признанное и защищенное законодательством право физического лица использовать и распоряжаться конкретным видом и объемом ресурсов (земля, предприятие и так далее). Имея прибыль от производственных ресурсов, индивидуум распоряжается финансами на своё усмотрение и олицетворяет экономическую свободу.

Свободные решения принимаются каждым предпринимателем на свой страх и риск, исключая менее удачливых, тем самым заставляя поставщика товаров или услуг продумывать производство исходя из необходимости покупателя. Чтобы получать стабильный доход, предприниматель должен учитывать предпочтения и нужды покупателя, который в свою очередь, подчиняясь рыночным ценам, оплачивает стоимость, выбирая продукцию по личным соображениям и требованиям.

Командная

Данная система полностью исключает или ограничивает права частного собственника. Право распоряжаться принадлежит исключительно государству или полностью исключает владение производственных ресурсов частниками.

Смешанная

Объединение различных систем – основа смешанного типа экономики. Способ организации практикуют все высокоразвитые страны. В отличии от остальных систем управления, данная, является реально работающей и максимально востребованной и удобной в мире.

Смешанный тип экономики использует различные формы собственности. Распределение ресурсов производится как рынками, так и государством.

Рыночные механизмы, конкуренция и успех частных владельцев производственных ресурсов, ведут к неограниченному обогащению одних и упадку других слоев населения. Государственное вмешательство и управление определёнными видами ресурсов, позволяют сохранить баланс и минимизировать порождаемую рынками несправедливость.

Задачи и цели экономики

В зависимости от ситуации цели и задачи экономики могут меняться, подстраиваясь под ход текущих проблем страны. Например, активная борьба с инфляцией приводит к росту безработицы и так далее. Зачастую многие задачи идут наперекор друг, другу, поэтапно решая цели за счет ущемления других. Однако не зависимо от ситуации, экономика призвана решать несколько важных вопросов, которые являются основными для любого типа экономической системы.

  • Сколько и какие именно товары должны производиться?
  • Каким способом и кем должны производиться товары?
  • Как, и между кем необходимо распределить полученную продукцию?

В процессе применения, в основном для развития рыночной экономии, перед экономической системой поставлены следующие задачи :

  • развитие,
  • эффективность,
  • полная занятость,
  • рациональное распределение доходов,
  • социальное обеспечение,
  • благосостояние населения,
  • экономическая свобода для всех существующих агентов.

Другими словами, экономика стремится максимально эффективно использовать все ресурсы, которые как мы знаем, ограничены. Именно поэтому наука пытается объединить все аспекты производства и потребления, чтобы достичь рационального распределения и обеспечить качество жизни человечества.

Объекты и субъекты экономики

Приобретая полезные ресурсы из природы и путём производства, экономика оценивает и анализирует недостатки и избыток товаров или услуг, распределяет ресурсы между субъектами и объектами общества. Актуальность и чёткость отлаженного механизма экономического процесса исключает такие понятия как дефицит или преизбыточное производство, тем самым обеспечивая гармонию и баланс между поставщиками ресурсов и потребителями.

Объекты экономики

К объектам экономики можно отнести процессы задействованные в организации системы: производства, реализации, потребления. Субъект развивается и функционирует, производя продукцию, чтобы обеспечить бесперебойную работу объектов. От полной занятности которых зависит вся экономика и как следствие экономическое развитие страны. От высокого экономического роста страны зависит жизнь и процветание обычного человека, что и является истинной целью и задачей экономики.

Большинство явлений и ситуаций в стране, требующих вмешательства или решения, так же можно отнести к объектам системы: безработица, стабильность национальной валюты, регулирование цен, занятость, инвестиции.

Субъекты экономики

К субъектам экономики можно отнести любую организацию или предприятие, которое производит товары или предоставляет необходимые услуги. Также сюда относятся: государство, семья (домашнее хозяйство) и даже отдельный человек. Другими словами, субъектами являются как организации, так и физические лица, как поставщики ресурсов, так и потребители. Все, кто может распоряжаться производственными возможностями на свое усмотрение и по факту являются собственниками экономических ресурсов, а также те, кто принимает решение при выборе конкретно необходимого товара.

Выводы

Подведя итоги можно заключить, что, развиваясь, общество и человечество в целом, стремится улучшить качество жизни, избежать ограниченности в ресурсах и по возможности максимально обеспечить себя экономическим благом. Охватить все возможные потребности, обеспечить баланс между потреблением и производством, распределением между населением и организациями природных ограниченных ресурсов (драгоценных металлов, полезных ископаемых и так далее), поручено экономике.

Подробное решение Параграф § 1 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Может ли общество развиваться без экономики? Как связаны экономика и уровень жизни? Каков портрет новой экономики начала XXI в.?

Общество не может развиваться без экономики. Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Уровень жизни (уровень благосостояния) - степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени. Уровень жизни базируется на объёме реальных доходов на душу населения и соответствующем объёме потребления.

Новая экономика (неоэкономика) - экономическая инфраструктура, характеризующаяся преобладанием неосязаемых активов (услуг и технологий), и снижением роли осязаемых активов. То есть, это экономика знаний, новых информационных технологий, новых бизнес процессов, обеспечивающих лидерство и конкурентоспособность.

Вопросы и задания к документу

По общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться как полностью идеальная форма. Всё чаще исследователи отмечают в этом контексте так называемое «рыночное несовершенство», связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов, обеспечении экологической устойчивости, ликвидации неоправданного социального неравенства.

Вопрос 2. Какие данные подтверждают углубляющееся в мире социальное неравенство?

По данным ООН, абсолютные размеры бедности в мире возрастают... Видимо, будущее мирового хозяйства надо связывать с более сложным экономическим (социально-экономическим) механизмом, чем собственно механизм рынка. В этом механизме возрастающая роль будет принадлежать наряду с отношениями рыночного обмена разнообразным более тонким механизмам, предполагающим достижение социального согласия между множествами субъектов общественно-экономических отношений.

Вопрос 3. Используя содержание параграфа и свои знания по курсу обществознания, предложите возможные (кроме рыночного обмена) механизмы достижения социального согласия между участниками общественно-экономических отношений.

В современных международных отношениях вопросы международного культурного сотрудничества приобретают особое значение. Сегодня нет ни одной страны, которая бы не уделяла пристального внимания вопросам построения прочных культурных контактов с народами других государств.

Культура, будучи процессом духовного, творческого, интеллектуального общения, подразумевает взаимное обогащение новыми идеями в контексте культурного обмена и выполняет, таким образом, важную коммуникативную функцию, объединяя различные по своей социальной, этнической, религиозной принадлежности группы людей. Именно культура становится сегодня тем «языком», на котором может быть построена вся система современных международных отношений.

Теоретическая и практическая значимость культурных связей в современном политическом пространстве, активные процессы интеграции и глобализации в современном мире, проблемы культурной экспансии диктуют необходимость обращения к вопросам международного культурного обмена в системе международных отношений.

Международный культурный обмен включает в себя все особенности культуры и отражает основные этапы ее формирования, которые непосредственно связаны с контактами между народами, государствами, цивилизациями и являются частью международных отношений. Культурные связи имеют существенное отличие от международных отношений в том, что культурный диалог между странами продолжается и тогда, когда политические контакты осложнены межгосударственными конфликтами.

Культурный обмен в системе международных отношений – это сложное, комплексное явление, отражающее общие закономерности международных отношений и мирового культурного процесса. Это комплекс многообразных культурных связей по государственной и не государственной линии, включающий весь спектр различных форм и направлений взаимодействия, отражающий как современные международные отношения, так и исторически сложившиеся формы, обладающий значительной устойчивостью и широтой влияния на политическую, экономическую, социальную, культурную жизнь.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Каковы место и роль экономики в жизни общества?

Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Это могут быть материальные блага, производственные и финансовые услуги, а также духовные ценности.

В процессе производства происходит преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять потребности людей. Отношения распределения и само потребление людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например, принцип распределения по количеству и качеству труда, используемый во всех развитых странах, существенно стимулирует труд наёмных работников, порождает материальную заинтересованность в повышении производительности труда, в творческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительный принцип распределения не порождает таких мотивов.

Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определённых потребностей людей, общества.

Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами.

Развитие общества и его экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь, также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:

Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ и услуг;

Общественное производство и прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие его социальной структуры;

Экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);

В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).

Вопрос 2. От чего зависит богатство и процветание страны?

Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм объединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения. К таким экономическим механизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществознания разделение труда, специализация и торговля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки, Латинской Америки) и товарного хозяйства (развитые страны Запада). (Вспомните, в чём преимущества последней формы организации экономической жизни.)

Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития ведёт к снижению потребления: чтобы больше потреблять, надо больше производить. Таким образом, уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности). Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определённый период, позволяющий обеспечить его физический (физиологический) прожиточный минимум.

Всемирный банк определяет общемировой уровень бедности при доходах менее 1,25 долл. в день на человека. Согласно его данным в результате различных кризисов в 2009 г. за чертой бедности оказались 50 млн человек, а к концу 2010 г. примерно 64 млн человек жили в условиях крайней нищеты.

Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень её национальной черты бедности. Условия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьёзную проблему и для нашей страны. С начала XXI в. показатели в этой области удалось значительно улучшить. Доля населения, живущего за чертой бедности, снизилась в России с 1998 по 2011 г. с 29 до 12,6%, т. е. в 2,3 раза.

Главное условие решения этой проблемы - экономический рост.

Вопрос 3. Какие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов. Этот показатель характеризует возможность человека удовлетворять потребности в товарах, услугах и условиях жизни, необходимых для комфортного и безопасного существования. Повышение жизненного уровня населения рассматривается в качестве важнейшей цели социально-экономического развития страны.

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние её народа связано с захватом в ходе войн территорий и богатства других народов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. Например, Япония считается сегодня богатой страной, хотя обладает ограниченными ресурсами и давно потеряла все ранее захваченные чужие земли. Уровень экономического развития позволяет стране гораздо продуктивнее использовать эти незначительные ресурсы. Именно эффективное использование производственных ресурсов считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения доходов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум и др. (Предположите, какие наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития можно было бы использовать для сравнения её с другими странами.)

Вопрос 4. Каким образом можно обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества?

Темпы общественного развития, кризис или расцвет во многом зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы его роста, состояние здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тесно связаны с экономической жизнью общества. Так, на темпы рождаемости влияет уровень материального благосостояния, условия жизни, обеспеченность жильём, степень вовлеченности женщин в общественное производство.

В то же время на темпы рождаемости влияют и другие общественные факторы, в частности ценностные предпочтения большинства населения. Именно последним можно объяснить высокий уровень рождаемости во многих странах, в том числе и в России, на ступени традиционного общества, когда значительная часть населения жила в условиях бедности, и падение рождаемости в развитых странах.

Существует и обратная зависимость. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, его плотности (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозяйство), темпов роста (низкие темпы затрудняют воспроизводство рабочей силы и снижают соответственно объёмы производства, слишком высокие темпы роста населения заставляют направлять значительные ресурсы на его простое физическое выживание).

Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Его ухудшение ведёт к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Повышение уровня жизни способствует росту её продолжительности. Так, за последние годы средняя продолжительность жизни мужчин в России выросла и составила в 2012 г. 62 года.

Заметное влияние экономическая жизнь общества оказывает на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растёт новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению чётких границ между ним и другими социальными группами.

Вопрос 5. Нужна ли демократия рыночной экономике?

Рыночная экономика, предоставленная сама себе, даёт преимущества одним социальным слоям и, наоборот, «наказывает» другие. Если её не корректировать с помощью социальной политики, то она может выродиться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элиты) и против большинства.

Социальная политика российского правительства направлена на поддержку малоимущих граждан, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства.

Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остаётся актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дополнять и взаимно поддерживать друг друга.

Демократия и правовое государство создают наиболее приемлемые условия для функционирования рыночной экономики. Так, предпринимателю важно начинать своё дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве (по каким законам он может действовать, какие налоги платить и т. д.). А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, законы по охране окружающей среды, постановления, регулирующие отношения работодателей и наёмных работников, должны открыто обсуждаться с учётом" мнения различных сторон.

В свою очередь, правовое государство опирается на гражданское общество, которое составляют граждане, самостоятельно принимающие решения, реализующие частные интересы. Структурными единицами гражданского общества в экономической сфере являются частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, создающиеся гражданами по собственной инициативе.

Вопрос 6. Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики?

Одна из общественных функций государства - использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта такого развития, и здесь существенна роль государственной политики. В последние десятилетия в России эта политика подверглась серьёзной переориентации.

В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия рыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как свободное развитие общества, правовой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (эти цели указаны ещё Адамом Смитом).

Свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем выше ценится свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода.

Государство заинтересовано в обеспечении правовой надёжности экономической деятельности. Создание правового порядка предусматривает прежде всего обеспечение с помощью законов права собственности, права на свободу предпринимательской деятельности.

Обеспечение внешней и внутренней безопасности предполагает создание государством институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии, способной защитить страну от нападения извне.

Важная задача государства - охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Для развивающейся рыночной экономики России это одна из насущных проблем. (Приведите примеры антимонопольного регулирования экономики российским правительством.)

Вопрос 7. Каковы приоритеты политики Российского государства в экономике?

Приоритеты Российского государства в экономике постоянно, хотя безусловно и не динамично, меняются в зависимости от мировой политической и экономической конъюнктуры.

В данный момент предпринимаются серьёзные попытки изменить этот вектор в сторону ориентации на высокие, наукоёмкие технологии и повышение производительности труда.

Осознание необходимости таких изменений произошло уже давно, но политические и экономические предпосылки, заставляющие ускорить этот процесс, формируются только сейчас, на наших глазах.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Аристотель, обсуждая роль государства в экономических делах, отмечал, что «цель государства - это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.

Вся деятельность государства должна быть направлена на улучшение качества жизни граждан, проживающих в стране. А совместное продвижение - это значит, что и граждане и государство должны работать как можно сплочённо, чтобы улучшить качество жизни в стране.

Вопрос 2. Численность населения Земли быстро растёт. В 2011 г. она составила 7. млрд человек. Первый миллиард был достигнут примерно к 1800 г., и понадобилось ещё 125 лет, чтобы достичь 2 млрд. Однако, для того чтобы численность народонаселения возросла с 3 до 7 млрд, хватило 50 лет. При этом центр роста из Европы и Северной Америки переместился в страны Юго-Восточной Азии и Африки. Объясните связь демографической ситуации в мире с экономической жизнью общества. Как влияет быстрый рост населения в бедных странах и сокращение населения в развитых странах на их экономическое развитие в целом, на такие показатели, как уровень жизни, доходы населения, производительность труда и др.?

Демографическая ситуация напрямую связана с экономической жизнью общества. Если в бедных странах будет увеличиваться население, то страна будет ещё больше беднеть, уровень жизни будет падать, доходы уменьшатся, всё это будет происходить благодаря рынку труда и т. д. Чем больше людей в неразвитых странах, тем хуже положение в стране.

Рост населения или его сокращение не влияют на экономическое развитие в целом, так же, как и на доходы, уровень жизни и т. д. , пока ситуация не становится катастрофической. В этом случае все происходит соответственно нормальному развитию - бедные страны беднеют еще больше, а богатые, нанимая дешевую рабочую силу, продолжают богатеть. Однако именно в эти моменты возможны глобальные изменения на политической карте мира - войны становятся, прежде всего, войнами за территории, а соответственно и за пищевые и др. ресурсы.

Вопрос 3. Как влияет процесс дифференциации доходов населения в условиях рынка на отношение работников к труду? Назовите положительные и отрицательные результаты социально-экономической дифференциации в ходе реформ в России.

Отношение работников к труду будет колебаться в зависимости цены за их труд (проще говоря зарплаты). Чем больше КПД труда – тем больше зарплата. Разница в доходах пока не несла за собой ничего хорошего. Это зародыш стратификации.

Плюсы – это стремление получения образования для того, чтобы в дальнейшем быть востребованным квалифицированным специалистом, который зарабатывает много денег. Минус – дальнейшее расслоение населения. Стратификация. Деление на богатых и бедных.

Ключевые экономические понятия, концепции и теории в доступной форме.

Хотите разобраться в базовых принципах экономики или освежить их в памяти? Эта краткая шпаргалка вам поможет.

1. Экономика делится на два основных направления: микроэкономика и макроэкономика

Микроэкономика занимается вопросами потребительского поведения, экономических стимулов , ценообразования, колебаний цены и т. д. Макроэкономика уделяет внимание вопросам более крупного плана: процентные ставки, ВВП , экономика стран - обо всем этом вы обычно читаете в СМИ в разделе «Экономика ». Микроэкономика - сфера деятельности менеджеров и управленцев; макроэкономика в большей степени интересна инвесторам.

2. Закон спроса и предложения - основной закон экономики

Когда предложение увеличивается, стоимость падает, а когда растет спрос, растет и цена. Так что, если в один год было собрано очень много зерна, стоимость продуктов питания падает, и наоборот. Обычно закон спроса и предложения можно понять интуитивно, потому что вы то и дело с ним сталкиваетесь.

3. Предельная полезность

Чем больше у вас чего-то, тем меньше вы склонны считать это что-то полезным или важным. Ценность стодолларовой банкноты будет для вас выше, если вы зарабатываете в месяц тысячу долларов, чем если вы зарабатываете миллион. Ценообразование во многом основывается на этом принципе.

4. Внутренний валовый продукт (ВВП)

Это основной показатель для измерения размера экономики страны. По сути, ВВП - сумма прибыли всех граждан страны, или же сумма рыночной стоимости всех товаров и услуг, произведенных в стране за год. ВВП России составляет около 2 трлн долларов, то есть каждый год в РФ производится товаров и услуг на сумму 2 трлн долларов. Россия занимает восьмое место по этому показателю. На данный момент лидирующей экономикой в мире является США - их ВВП составляет около 16 трлн долларов.

5. Темпы роста

Обычно рост экономики страны подсчитывается на основе темпов роста объема ВВП. Так как ВВП, грубо говоря, является индикатором уровня заработка в стране, то по темпу роста экономики можно примерно оценить, насколько в этой стране выросла средняя заработная плата.

6. Инфляция

Вы наверняка знаете, что сейчас большая часть товаров стоит в разы больше, чем 50 лет назад. Уровень инфляции измеряется в процентах и показывает, насколько стоимость корзины товаров увеличилась в сравнении с прошлым годом. В странах с развитой экономикой ежегодная инфляция составляет примерно 2% - то есть цены на товары растут примерно на 2% в год. Основная роль центробанков - следить за показателем уровня инфляции и удерживать его в районе этой цифры (выше нуля, но ненамного).

7. Процентные ставки

Если вы одалживаете деньги и ожидаете вместе с долгом получить некоторую сумму сверх одолженной, «сумма сверх» и есть процент. Процентная ставка - положительное число, которое является показателем получаемой назад суммы. Существуют разные процентные ставки. Краткосрочная процентная ставка определяется центробанком страны. Обычно ее размер держится около нуля. Долгосрочная процентная ставка определяется рынком и зависит от уровня инфляции, а также от долгосрочных прогнозов относительно развития экономики. Механизмы, благодаря которым ЦБ контролирует краткосрочную процентную ставку, называются денежно-кредитной политикой .

8. Соотношение процентных ставок, инфляции и темпов роста

Можно сказать, что между процентными ставками и темпами роста существует обратная зависимость. Также размер процентных ставок может напрямую влиять на уровень инфляции. Когда процентные ставки повышаются, уровень инфляции падает, а рост экономики замедляется. Одно хорошо, другое плохо. Из-за этого вокруг размера процентных ставок всегда столько споров и шума. В России ставку определяет ЦБ. В США размер краткосрочных процентных ставок определяется Федеральным резервом. За изменениями этого показателя пристально наблюдает весь мир.

9. Налогово-бюджетная политика

Правительство может во многом повлиять на экономику страны путем контроля государственных расходов . Налогово-бюджетная политика - набор механизмов для контроля за государственными расходами. Когда государство выделяет больше бюджетных средств, спрос может увеличиваться, а с ним повышаются цены. Это ведет к быстрым темпам роста и к высокой инфляции. При противоположных мерах достигается обратный эффект. Поэтому в период слабого роста и низкой инфляции правительства стран обычно стремятся тратить больше бюджетных средств, а в период высокого роста и сильной инфляции государственные расходы сокращаются.

10. Экономический цикл

В экономиках стран обычно наблюдаются периоды подъема и спада, длящиеся в среднем семь лет. В начале цикла происходит рост, он достигает пика, вслед за этим начинается сокращение активности и спад, который обычно приводит к рецессии (периоду отрицательного экономического роста и/или роста уровня безработицы). Затем экономическая активность вновь начинает расти.

11. Альтернативная себестоимость

Когда вы чем-то занимаетесь, то часто сравниваете свою деятельность с альтернативами. Это особенно актуально в вечер пятницы, когда вам надо срочно закончить какой-то проект, и вы думаете про себя: «А ведь я мог бы быть сейчас в совсем другом месте». Альтернатива (допустим, встреча с друзьями) оценивается вами очень высоко, поэтому проект, над которым вы работаете вместо нее, должен получиться очень качественным, чтобы хоть как-то соревноваться с вечеринкой по своей ценности. Ценность альтернативы - альтернативная себестоимость - это ценность или стоимость того, от чего вы отказались. Поэтому, если вы уволились с работы, на которой зарабатывали 120 тыс. долларов в год, чтобы запустить свой стартап, его альтернативная себестоимость составляет 120 тыс. долларов в год. Прибыль от стартапа должна быть выше, чем от работы, которую вы оставляете.

12. Сравнительное преимущество

Вы недавно запустили стартап, и вдруг клиент обращается к вам с просьбой создать ему сайт. Что вы сделаете: возьмете дополнительный проект или попросите хорошего знакомого сделать сайт вместо вас? На основе чего вы принимаете решение? Вы подсчитываете, сколько времени уйдет на то, чтобы сделать сайт самому, прикидываете, не лучше ли потратить это время на более детальную разработку собственного проекта. Вы также рассчитываете в уме, не справится ли знакомый с этой задачей в более короткие сроки.

Если вы приходите к выводу, что друг сделает сайт быстрее и эффективнее, чем вы, а у вас и так много дел, вы передадите заказ ему. Это и есть принцип сравнительного преимущества. Преимущество в данном случае у вашего друга, а вам браться за проект не имеет смысла. Именно по такому принципу стоит поступать странам, бизнесу и любому индивиду: браться только за те задачи, которые они могут решить лучше остальных, а все другие вопросы делегировать тем, кто справится эффективнее.



Похожие статьи