Экологические проекты для младших школьников темы. Исследовательская работа учеников по экологии

Подростковая проектная деятельность – это такая деятельность, в основе которой лежит активизация творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определенное место в жизни находят отражение в резко повышенной потребности оценить самого себя как полезного для общества.

Любая деятельность человека состоит из следующих элементов: потребность, мотив, цель, задачи, действия, операции.

Деятельность учащихся можно рассматривать в 2 этапа: трудовую и учебную. На трудовом этапе происходит становление деятельности, а на втором – приобретённые знания, умения и навыки выступают средством выполнения деятельности, а также учащиеся здесь получают новые знания.

В процессе выполнения творческих проектов – целенаправленная проектная деятельность имеет прямым и главным результатом изменение самого субъекта.

Современный этап развития образования в нашей стране можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения к личностно ориентированному подходу, отражающему концепцию гуманистической педагогики, культуросообразному типу обучения.

Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, их умения работать с информацией.

Поворот к новому подходу в обучении связан с изменившимся общественно-экономическими условиями и с новыми задачами в системе образования. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его мышления, чувства ответственности. Ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.

Переход на другой метод в современной школе обуславливается необходимостью применения новых технологий. Использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения. Именно поэтому я обратилась к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и метод проектов, который является сегодня достаточно современным.

Вот уже несколько лет я применяю творческие проекты во внеклассной деятельности с учащимися по вопросам экологии. Учитываю общеизвестные принципы экологического образования: междисциплинарность, интегративность, непрерывность, краеведческий подход к изучению и решению экологических проблем, единство интеллектуального восприятия окружающей среды.

При проведении занятий использую различные формы экологического обучения:

  1. Решение проблем – постановка перед детьми реальных жизненных ситуаций для последующего их разрешения.
  2. Моделирование – введение ученика в ситуации реального опыта.
  3. Экспертиза – изучение части материала, исследование.
  4. Мониторинг – наблюдение за живыми объектами.
  5. Работа с научно-популярной литературой.
  6. Практическая работа – использование знаний, умений и навыков учащимися для разработки собственного проекта.

Именно работа над проектами является основной формой организации экологически ориентированной деятельности школьников на внеклассных занятиях по экологии.

В ходе выполнения проектов ученик сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и предложения по решению того или иного вопроса. Моя роль как учителя строится на принципах сотрудничества и включает: консультирование учащихся (групп) на всех этапах проектов; привлечение родителей, общественных организаций (больница, метеостанция, ООО «Северный», администрация села) к проектной деятельности детей; участие в организации презентации и общественной экспертизы результатов проектной деятельности детей.

На вводных занятиях кружка я знакомлю учащихся с понятием «проект», с технологией проектирования, обсуждаем алгоритм проектирования.

Творческое проектирование осуществляется в процессе коллективной творческой деятельности. Учащиеся, работая в малых группах, анализируют литературу, выявляют проблемы, противоречия и предлагают решения на уровне гипотезы. Распределение ролей между членами малой группы обеспечивает слаженную работу и хороший конечный результат, так как, во-первых, каждый учащийся отвечает за определенную часть и всю работу в целом; во-вторых, материал при обсуждении рассматривается под разным углом зрения; в-третьих, члены малой группы учатся деловому общению, взаимодействию.

Тему проектов учащиеся выбирают сами, исходя из тех проблем, на их взгляд наиболее актуальных, требуют немедленного решения. Вот несколько тем проектов, которые предложили для решения сами учащиеся:

  1. «Село без свалок».
  2. «Здоровье человека и окружающая среда».
  3. «Озеленение села».
  4. «Урожай растим мы сами».

В качестве примера приведу проект «Село без свалок», реализованный учащимися 6-8 классов, посещающих внеклассные занятия в течение одного учебного года.

Работа начинается с обсуждения алгоритма проектирования.

Алгоритм проектирования:

– актуальность проекта, постановка цели, задач;
– анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;
– создание новой системы, свободной от проблем исходной системы;
– оценка проекта (практическая проверка);
– последствие – устранение недостатков в проекте, оформление.

Актуальность, постановка цели, задач.

Актуальность. На территории нашего села ежегодно появляются новые свалки, кучи мусора, состоящие из бытовых отходов, которые негативно влияют на окружающую среду. Мусор выбрасывают местные жители и в ближайший от села лес, где когда-то были прекрасные ягодные и грибные места, текут лесные ручьи. Такие участки леса уже нельзя назвать естественной экосистемой. Бытовые отходы отрицательно влияют на состояние почв, воздуха, подземных и поверхностных вод, изменяются климатические условия (температура, влажность, что приводит к обострению экологической ситуации), животные все реже посещают такие участки леса. Привычные места отдыха превращаются в опасную зону и для человека. Человечество в процессе жизнедеятельности безусловно влияет на различные экологические системы. Примерами таких, чаще всего опасных, воздействий является осушение болот, вырубание лесов, уничтожение озонового слоя, поворот течения рек, сброс отходов в окружающую среду. Этим самым человек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что может привести к её дестабилизации, то есть к экологической катастрофе. Ниже мы рассмотрим одну из проблем влияния человека на окружающую среду – проблему бытовых отходов.

Цель: изучение влияния бытовых отходов на окружающую природу и жизнь человека.

  1. Показать разнообразие бытового и строительного мусора, встречающегося на сельских свалках; его влияние на окружающую среду.
  2. Определить проблемы утилизации мусора;
  3. Как решить проблему мусорных свалок в нашем селе
  4. Социологическое исследование населения;

Объект: загрязнения окружающей среды бытовым мусором

Предмет: мусорные («партизанские») свалки в селе

Проблема: увеличение количества мусора в окрестностях села Мутный Материк может привести в ухудшению здоровья и жизни населения и к отрицательному влиянию на окружающую природу.

Наша школа находится на окраине села. Рядом со школой начинается лес, который мы посещаем во время экскурсий, ходим в походы на лыжах, летом -за грибами и ягодами. И очень печально видеть, как то там, то здесь появляются «партизанские» свалки, хотя действует сельская санкционированная свалка, хорошо оборудованные дороги к ней позволяют вывозить мусор на любом виде транспорта.

На первом этапе нашего проекта всем было дано задание собрать как можно больше информации о мусорных свалках, их вредном воздействии на среду обитания всего живого. Активны были все, материала оказалось много, каждый подготовил небольшое выступление. Небольшие выдержки я приведу для примера:

««Армии самых страшных врагов» собираются в полной тишине, и никто не следит за их опасной силой. Эти места называются свалками, имя этих врагов– отходы. Отходы. Это всё то, что человек вываливает на планету в результате своей жизнедеятельности. Это выхлопные газы автомобилей, промышленные и бытовые нечистоты, льющиеся в реки; дым и газы из труб.

Мы с детства привыкли, что чистота – залог здоровья! И нам трудно представить, во что превратились бы наши города, если бы мусор не вывозился ежедневно.

Ежегодно каждый человек в развитом государстве выбрасывает 10 кг мусора.

На каждого жителя Российского города ежегодно приходится 100–400 кг мусора.

Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10–15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной 5м. Только площадь в Москве = 40 га (ежегодно) под свалки, крупнейшая в мире городская свалка – в г.Нью-Йорке, круглосуточно 22 тыс.т мусора ежедневно.

Пример: Для разложения стеклянной бутылки, требуется 200 лет, бумага – 2-3 года, изделия из ткани – 2–3 года, деревянные изделия – несколько десятков лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200лет,пластмасса – 500 лет.

Но есть выход: создание заводов по переработке мусора. В Москве их 3.

Около Гамбурга – завод (сырьё– мусор из города) является электростанцией – даёт энергию и пар.

Во Франции среди жилых кварталов, мусоросжигательный завод – для экономии энергии и топлива.

Безвозвратно гибнут тысячи живых организмов, чья жизнь в сложном переплетении и соседстве друг с другом связана с жизнью лесов. А вместе с их уничтожением и гибнут их обитатели. За последние 300 лет по вине человека вымерло около 150 видов животных.

Статистика такова: в начале прошлого века исчезал один вид животных в год. Сейчас один вид исчезает ежедневно. В Европе под угрозой исчезновения 2/3 птиц, 1/3 бабочек, более половины земноводных и рептилий. Похожее положение с растениями. Потеря генетического фонда живой природы – потеря громадная, потеря навсегда».

Мы убедились, что биосфера серьёзно больна. Её поразило вмешательство человека– люди! Давно пора понять, что не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух – чтобы дышать, кристальная вода – чтобы пить, вся Природа – чтобы жить.

На следующем этапе учащиеся поделились как они могут решить данную проблему, какие использовать методы и подходы. Для эффективного изучения данной проблемы участники проекта разделились на группы: гидрологи – будут изучать состав воды (по готовым анализам из Санэпидем станции г.Усинска); социологи – проведут опрос населения и проанализируют состояние здоровья наших школьников по итогам ежегодных медосмотров, «паспортисты» – займутся паспортизацией свалок и проведут практическую работу «Бытовые отходы нашей семьи».

В каждой группе ребята равномерно распределили роли, каждый отвечал за свою часть работы.

Группа «паспортистов» подсчитали количество небольших мусорных свалок, размером 2–10 квадратных метров. В нашем селе и на окраине их 10. За селом, на заброшенном поле находится большая мусорная свалка, размером около 20 кв. метров, куда много лет население вывозили мусор. Через эту свалку протекал ручей, впадая в реку Печора, вся грязь попадала в реку. Ежегодно эту свалку чистили, но несознательные люди сваливали мусор около дороги. . Вода контактирует с мусором, а потом попадает в речку, в которой купаются, берут воду для домашних нужд, в том числе для питья.

Что бы определить состав мусора участники проекта посетили 8 из 10 свалок и заполнили «паспорт» на каждую (Приложение 3 )

Проведение паспортизации свалок позволило выяснить, что большую часть мусора составляют предметы из пластмассы (70%) , на втором месте стеклянные и жестяные предметы (25%), и на третьем месте деревянные и бумажные (5%).

Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду – это рециркуляция (повторное использование) отходов.

В результате обсуждения ребята предложили наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду – это рециркуляция (повторное использование) отходов. Красочно оформили плакат– листовку для школьного пресс-центра, где обнародовали итоги паспортизации свалок и как можно использовать мусор с пользой – часть отходов из пластмассы использовать для обустройства цветника, создать различные поделки, кормушки для птиц и т.д.; стеклотару по возможности сдать в приемный пункт; одежду в хорошем состоянии, которая уже не носится, отдать нуждающимся; книги, журналы сдать в библиотеку; старые игрушки отдать в детский сад.

Каждый участник проекта выполнил практическую работу «Бытовые отходы нашей семьи» (Приложение 1 ), результаты получились следующими: за неделю в каждой семье накапливается примерно от 5 до 10 кг отходов. На первом месте оказались пищевые отходы, на втором пластмасса, на третьем стекло.

Гидрологи сравнили анализы питьевой воды за 4 года и выяснили, что исследованные пробы воды не соответствуют СанПИНу. Окисляемость воды превышает норму в 2 раза, показатели азота превышают норму тоже в 2 раза (3,07 мг/л), железо превышает в 5 раз (1,56 мг/л). Некачественная вода – это показатель экологического неблагополучия, свалки вблизи колонок, колодцев, ручьев оказывают отрицательное влияние на состав воды – это отражается и на здоровье населения. Данные медосмотров школьников за 3 года подтверждает, что больных детей становиться больше. Так например, детей с кожными заболеваниями увеличилось в двое, с желудочно-кишечными заболеваниями выросло в три раза, больных с органами дыхания увеличилось на 6 человек.

На 3 этапе проекта все проведенные исследования мы совместно обсудили, дополнили выводами предложениями. После обсуждений мы выбрали из большого количества предложений, наиболее приемлемые и выдвинули пути решения:

Пути решения проблем мусорного загрязнения:

  1. Выбор оптимального места для полигона по утилизации бытовых отходов (общая свалка должна находится за пределами села, не в водоносной зоне).
  2. Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах села и его окрестностях (силами молодежи и подростков)
  3. Контроль со стороны Администрации села за процессом вывоза мусора населением в установленное место.
  4. Установка штрафов за нарушения.
  5. Установить контейнеров или прицепов под мусор и регулярный его вывоз.
  6. Вывесить плакаты с природоохранной темой в лесу, в местах возможного появления свалок (силами школьников).

С целью пропаганды экологических знаний для учащихся 5–6 классов была проведена экологическая игра «Экодром» (Приложение 4 ).

На 4 этапе учащиеся окончательно оформили свои результаты проектных исследований в виде презентации, с которой успешно выступили на школьной практической конференции. (Приложение 5 ).

Заключение

В ходе выполнения проектной деятельности учащиеся испытывали трудности при оценивании проекта, поэтому мы приглашаем на такие обсуждения специалистов разных областей, например медработника участковой больницы, санфельшера, управляющего лесхозом и др., учителей-предметников, просим их проконсультировать по тем или иным вопросам.

Тем не менее, проектная форма всегда вызывает у детей интерес, потому что благодаря такой деятельности они могут проявить свою самостоятельность и потребность в самореализации. Они никогда не останутся равнодушными к проблемам окружающих их людей, природы.

Условия жизни и цивилизованные изменения формируют у современных подростков потребности, установки, ожидания и интересы. В ходе проектной деятельности они получают определенный опыт и навыки работы, которые им пригодятся на реальных рабочих местах.

Итоги проектной деятельности учащихся я широко применяю на уроках географии и биологии.

Паспортизация свалок

Акция «Зеленый лес»

Вторая жизнь бытовых отходов (кормушки для птиц)

Литература:

  1. Безрукова В.С
. Проективная педагогика. – Екатеринбург.: Деловая книга, 1996. – 344 с.
  • Загвязинский В.И., Поташник М.М
  • . Как учителю подготовить и провести эксперимент. – М.: Педагогическое сообщество России, 2004.
  • Дахин А.Н
  • . Эффективность педагогического моделирования.
  • Джонс Дж. К
  • . Методы проектирования. / Изд. Второе, дополнительное. Пер. с англ. Бурмистровой Т.П., Фриденберга И.В. Под редакцией д-ра психол. наук Венды В.Ф., канд. психол. наук Мунипова В.М. / – М.: Мир, 1986. – 326 с.
  • Журналы «Биология в школе», №3, 5, 6. 2007.
  • «Сельская школа», «Школьные технологии»2008-2010.
  • «Народное образование»№2 2005, №4 2005.
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №1»

    Исследовательская работа по экологическому воспитанию

    Выполнила: Берсанова Софья, ученица 2 «б» класса руководитель: Дулгарова Инна Владимировна учитель начальных классов

    Введение

    Обоснование проблемы

    Проблема экологии является в настоящее время актуальной. Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологии послужило равнодушное отношение людей к окружающему миру. Человек стоит на грани экологического кризиса.

    Люди во время экскурсий на природу ломают ветки деревьев, уничтожают насекомых, оставляют после себя мусор. Из леса некоторые из них стараются вернуться с охапками полевых и лесных растений. Весной люди часто поджигают сухую траву.

    Сегодня проблема повышения экологической культуры общества актуальна. Все общество озабочено сохранением природных ресурсов. Если у людей не будут сформированы основы экологической культуры, то в будущем они не смогут уберечь нашу планету от необратимых экологических последствий. Нужно помнить, что мы природные ресурсы не получаем в наследство от предков, а берем их в долг у потомков. Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни.

    Гипотеза

    Мною была выдвинута гипотеза: если работать с младшими школьниками в рамках системы экологического воспитания, с организацией познавательной, практической и исследовательской деятельности, то можно добиться значительного повышения экологической культуры школьников.

    Были определены следующие задачи исследования:

      Анализ научной и методической литературы по проблеме.

      Проведение педагогического эксперимента.

      Разработка системы работы по экологическому воспитанию

      Разработка пакета методического обеспечения для реализации системы
      работы по экологическому воспитанию.

    В ходе работы использованы следующие методы:

      анализ научной, методической и популярной литературы;

      обобщение и анализ опыта работы учителей;

      статистическая обработка данных.

    Цель предлагаемой мною системы работы - формирование основ экологической культуры младших школьников. В итоге реализации своей деятельности я планирую достичь конкретных целей, а именно: расширение экологических знаний у детей, усвоение учащимися правил поведения в природе, вовлечение детей в полезную деятельность по изучению природы родного края и охране ее.

    Задачи:

    1. Расширить и углубить знания детей об отдельных явлениях и объектах
    окружающей среды.

      Формировать эмоциональное восприятие природы.

      Изучить правила поведения в природе.

      Формировать основы понимания необходимости бережного
      отношения к объектам природы.

      Работать с родителями на поддержание в семье интереса к проблемам
      экологии родного края.

    2.2. Факторы, формирующие экологическую культуру в трудах

    современных педагогов

    В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей. Ученные считают, что экологическая культура - проявляется в ответственном отношении к природе.

    Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

      культуру познавательной деятельности учащихся

      культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При
      этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при представление об исторической неизбежности возникновения проблем охраны природы

    В четвертый блок модели автором включены педагогические средства, с помощью которых осуществляется природоохранительное образование личности. Это учебное содержание, методы, наглядные средства, формы организации воспитательного процесса

    2.4. Педагогические основы формирования экологической культуры

    В своей статье "Экология личности" академик Б.Т. Лихачев предполагает развитие ряда смежных научных направлений. Среди них он выделяет такие, как экологическая психология и педагогика, экологическая психофизиогигиена. На их базе могут быть разработаны рекомендации по организации образа жизни ребенка, преодолению кризисных явлений, связанных с нарушением экологического равновесия (кислородное голодание, задержки в развитии, вспышки агрессивности и жестокости в отношении к животным и друг другу и т.д.). Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям. Вся нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести. Естественной основой процесса такого воспитания являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой. У детей дошкольного и младшего школьного возраста они реализуются на бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и усваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки. Таким образом, экологическая культура в современных условиях является одним из ведущих компонентов личности. Выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;

    Культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать
    эстетические эмоции.

    2.3 Модель формирования ответственного отношения к природной среде

    по А.Н. Захлебному

    Модель состоит из четырех блоков. В первом - названы важнейшие факторы, которые определяют формирование свойств личности, ее мировоззренческие взгляды, убеждения, поступки.

    Для решения задач экологического образования особое значение приобретают ценности: экологическое качество окружающей человека среды (естественной, преобразовательной, искусственной), природные ресурсы и изделия из них; эталоны и уникальные объекты естественной природы; памятники культуры.

    Вторым фактором, определяющим готовность человека к деятельности, является его идеал отношения (и поведения) к природной среде. Развитие у школьников оценочных суждений выступает важным фактором в воспитании готовности и способности действовать по защите природной среды. Нравственные убеждения, которые психологи рассматривают как моральные принципы, становятся мотивами поведения человека. Во втором блоке рассматриваемой модели показано проявление свойств личности ученика в конкретных видах деятельности и поведения. Об ответственном отношении свидетельствует:

    Культура индивидуального поведения в природном окружении;

    Активное участие в общественно- полезном труде по защите, уходу и
    улучшению окружающей среды, в пропаганде идей охраны природы

    В третьем блоке модели А.Н. Захлебный показывает «каналы», через которые педагог воздействует на личность ученика, его чувства и интеллект. Постепенно развивая интеллектуальные способности личности, формирует его мировоззрение. В результате интеллектуального развития формируется

    3.1 Формирование экологической культуры младших школьников

    Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.

    Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах занятий: индивидуальных, групповых, массовых. Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, подкормить птиц зимой.

    Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы.

    В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы.

    Я выстраиваю свою работу экологического воспитания по следующей системе:

      работаю с одноклассниками

      работаю с родителями

      взаимодействую с учителями начальной школы

    4. осуществляю посещение учащимися внешкольных мероприятий по
    экологическому воспитанию.

    Работа с детьми

    Для выявления уровня экологической культуры был проведен констатирующий эксперимент: детям предлагались вопросы анкеты (см. Приложение 1). Анкетирование проходило методом интервью. Данные полученные в ходе анкетирования, представлены в графиках и диаграммах.(см. Приложение 2)

    Диаграмма 1

    Ответы учащихся на вопрос: Что такое природа?

    Ответы учащихся на вопрос: Что такое природа? Как видно из графика, большинство учащихся дали достаточно точные и полные ответы на данный вопрос. Среди компонентов природы школьники наиболее часто называли воздух, растения, воду, животных, человека.

    Ответы учащихся на вопрос: Что природа дает человеку?

    Приведенные данные свидетельствуют, что большинство учащихся дали правильные ответы на этот вопрос.

    Ответы учащихся на вопрос: Что такое «фотоохота»? (См Приложение 2) Приведенные данные говорят о том, что многие учащиеся познакомились на занятиях с безопасным видом охоты в природе -фотоохотой.

    Ответы учащихся на вопрос: Назовите лекарственные растения. (См Приложение 2). Как видно из графика, большинство учащихся узнали достаточное число видов лекарственных растений об этом свидетельствуют графики и диаграммы.

    Ответы учащихся на вопрос: Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности? (См Приложение 2). Как видно из графика, у большинства школьников расширились знания об экологической обстановке в своей местности.

    Ответы учащихся на вопрос: Как человек разрушает природу? (См Приложение 2). Приведенные данные свидетельствуют, что школьники узнали о многочисленной деятельности человека на природу.

    Ответы учащихся на вопрос: Что могут сделать дети для охраны природы? (См Приложение 2). Как видно из графика, большинство учащихся осознают свою роль в охране и восстановлении природной среды.

    Приведенные данные свидетельствуют об эффективности практической работы с учащимися в формировании экологической культуры. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что работа по системе экологического воспитания достигает цели при правильной ее реализации. Изменение отношения школьников к природе выразилось в повышении интереса к проблемам ее охраны.

    Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, я предлагаю проект системы экологического воспитания (См Приложение 3). Свою работу я построила по следующим направлениям:

      познавательная деятельность;

      творческая деятельность;

      практическая природоохранная деятельность;

      исследовательская работа с детьми.

    Познавательное деятельность развивает интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирует представление о научной картине мира, может быть представлена материалами, раскрывающими свойства предметов и явлений, их многообразие. Для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому - природно-социальному окружению.

    Используя методы познавательной деятельности, такие как, чтение научной и художественной литературы, беседы, викторины, экскурсии, анкетирование (детей и родителей), ролевые игры, я повышаю экологическую культуру учащихся моего класса. Например, одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.

    Дети с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает необходимость его сохранения, (см. Приложение 4)

    Творческая деятельность заключается в восприятии эстетических свойств природных объектов и произведений искусства (изобразительного, музыкального, литературного, декоративно-прикладного, зодчества, устного народного творчества), а также в создании художественных образов, связанных с природными объектами и отношением людей к природе. Система работы по экологическому воспитанию включает знакомство детей с местными экологическими и краеведческими особенностями, т. к. без элементарных понятий и представлений об экологических проблемах своего края, его климате, реках, лесах, невозможно усвоение полноценных экологических знаний. Разнообразны формы художественного творчества учащихся: выполнение рисунков, плакатов, посвященных природе родного края и отдельным ее объектам; сочинение и оформление экологических сказок; участие в подготовке спектаклей экологического содержания; изготовление поделок из природного материала и др.

    Среди методов и приемов творческой деятельности, с помощью которых я стараюсь убедить учащихся в необходимости охраны окружающей среды, показать последствия нерационального отношения к природе, можно выделить такой методический прием как изложение материала в форме сказки. Сказки экологического содержания я использую как средство эмоционального воздействия на психологию ребенка. Сказки способствуют усвоению знаний о природе в доступной, увлекательной форме. Наибольший интерес вызывают инсценированный вариант сказки (театрализованный мини-спектакль). Я учу детей сочинять сказки о растениях и животных во время экскурсий в природу, (см. Приложение 5)

    Практическая природоохранная деятельность связана с сохранением и улучшением окружающей среды. Реально возможности такой деятельности, несмотря на кажущееся разнообразие конкретных проявлений, ограничены преимущественно благоустройством своего класса и школы, ее территории. Сюда входят: озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка территории школы, (см. Приложение 6)

    Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками.

    Особый интерес у младших школьников вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных.

    Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды - значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.

    Исследовательская работа с детьми. Помимо вышеперечисленных видов деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают фокусы, они необычны, а главное - ребята все проделывают сами. (см. Приложение 3)

    Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения наблюдений и опытов полезно предложить ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах. А в конце работы обязательно обсудить их.

    Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные детьми на занятиях, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы, может помочь исследовательская работа детей в рамках экологических проектов. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне.

    Проект «Мое дерево» подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме. В качестве объекта исследований выбрано дерево. Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает, что дети младшего возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. В то же время дерево - прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья - довольно крупные объекты, поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, представить дерево своим другом.

    Проект включает три этапа работы. Первый этап - подготовительный . На этом этапе объясняется цель, задачи проекта, проводятся беседы, экскурсии; определяется объект исследований. Каждый ученик выбирает дерево, которое ему нравится. Дерево находиться в школьном парке. Ребенок может приходить к нему сам во время прогулки. У большинства детей сформировано представления о том, что главное дерево нашей страны - береза. Однако для сравнения результатов важно проводить наблюдения за разными деревьями. В результате среди объектов наблюдений оказались рябина, береза, тополь, ель.

    Важной задачей работы в рамках проекта - воспитание эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку дерево - друг, ребенок сам выбирает для него имя. Анализ детских работ показал, что все придуманные имена деревьев можно разделить на несколько групп. Первая - обычные, «человеческие» имена - Саша, Аннушка, Аленушка и т.п. Возможно, в этом случае детям хотелось, чтобы у их деревьев были такие же имена, как у них самих или у их друзей. Тем самым они подчеркивают свое отношение к дереву, как к другу. Вторая группа имен отражает их особенности, но при этом дети использовали уже существующие слова: Красавица, Белянка (береза) Ежик (ель). Анализ детских рассказов о своем дереве показал, что детям нравится называть деревья придуманными именами, а не ботаническим названием. Таким образом, они подчеркивают свое личное отношение к дереву, выделяют его среди остальных.

    Экологический проект «Мое дерево» стал семейным проектом. Для этого я познакомила родителей с целями и задачами работы по проекту. Многие родители помогли ребенку выбрать дерево, ухаживают вместе за ним, рассказывают историю его появления.

    Подготовительный этап включил наблюдение в виде рисунков. Например, дети нарисовали портрет своего дерева осенью. В дальнейшем нарисуют свое дерево в разное время года.

    Исследовательский этап состоит из ряда заданий: «Знакомство с деревом», «Изучение кроны, листьев», «Изучение коры, ствола», «Изучение плодов, семян», «Изучение животных, связанных с деревом» и др. Каждое задание, в свою очередь, состоит из комплекса вопросов. Например, дети получили задание - «Изучение ствола, коры»:

    1. Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.

    2. Погладь кору дерева. Какая она: твердая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? Примечание. При ответе на эти вопросы дети говорили, что кора их дерева « шершавая или гладкая».Ответы ребят показали, что исследования дети проводили с большим интересом.

    3. Понюхай кору. Что напоминает тебе это запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева?

    Примечание. Школьники отмечали запах коры в разное время года, при разных погодных условиях. Ответы были следующими: «лимоном», «подсолнечным маслом и грибами», «апельсином», «травой», «лесом», «листвой», «яблоками», «свежими огурцами».

      Есть ли дупла на деревьях? Может кто-нибудь в них жить?

      Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их или мало?

      Есть ли на стволе грибы?

      Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора,
      царапина от ножа и т.п. Как вы считаете, смогло дерево залечить эти раны?

    Помимо чисто исследовательских заданий, ребята выполняли ряд дополнительных работ, направленных на развитие образного мышления, эмоционального отношения к природе. Например, им предлагалось определить «настроение» дерева, нарисовать портреты дерева, с разным настроением. Во время выполнения задания дети отмечали, что «настроение» их дерева бывает: грустное, веселое, счастливое, печальное, молчаливое. Дети участвовали в практической деятельности по уходу за своим деревом, украшали свое дерево, чтобы «дереву не было скучно и одиноко», делали

    кормушки для птиц.

    Третий этап - обобщение материалов - включает выполнение детьми ряда рисунков, составление рассказа о дереве чтение литературы по теме.

    Таким образом, используя методы исследовательской деятельности, такие как, чтение научной литературы, опыты и эксперименты, экскурсии и исследовательская работа в природных условиях, я повышаю экологическую культуру учащихся.(см. Приложение 3)

    3.2 Работа с родителями

    Для поддержания интереса детей к экологии родного края проводятся беседы с родителями. Родители участвуют в проекте «Мое дерево», делают вместе с детьми кормушки для птиц, изготавливают методический материал для занятий. Родители принимают участие при организации экскурсии в лес и на озеро.

    Для родителей была составлена анкета «Экологическое воспитание детей». (см. Приложение 7)

    Родителям были предложены вопросы анкеты. Из ответов родителей следует, что дети рассказывают дома о занятиях по экологической программе, обращают внимание на окружающую природу, подкармливают птиц. Родители оценивают работу по данному вопросу положительно. Некоторые родители предлагают свою помощь.

    3.3 Межпредметные взаимодействия с учителями

    Системой работы по экологическому воспитанию учащихся предусмотрены межпредметные взаимодействия с учителями начальной школы и учителями, работающими в старших классах. Дети знакомятся с наглядными пособиями в кабинетах биологии, географии.

    Участвовали в общешкольном конкурсе рисунка «Дети в защиту природы», «Экология села и леса». С инсценировками экологических сказок учащиеся выходили на внеклассные мероприятия в школе.

    3.4 Внешкольные мероприятия по экологическому воспитанию

    Для повышения уровня экологической культуры учащихся я уделяю большое внимание посещению учащимися внешкольных мероприятий по экологическому воспитанию. Дети посещают музей имени Сампилова , где знакомятся с природой родного края, через картины художников-земляков. В Центральной детской библиотеке для учащихся проводятся тематические обзоры литературы по экологическому воспитанию, показываются инсценированные экологические сказки. Посещение кружков в ЦДЮ помогает восприятию эстетических свойств природных объектов и произведений искусства (изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного, устного народного творчества). Дети с удовольствием изготавливают поделки из природного материала.

    5. Выводы

    Проделанная работа по системе экологического воспитания привела к следующим выводам:

      Теоретические основы экологического образования младших школьников
      достаточно разработаны, уровень экологического воспитания в школах средний.

      Необходима система экологического воспитания с организацией
      познавательной, практической и исследовательской деятельностью учащихся.

      Система работы по экологическому воспитанию с учащимися
      значительно расширила и углубила их знания о природе, у детей появился стойкий
      интерес к природе, приобретены знания о природе родного края.

      Система работы сформировала практические умения по оказанию помощи
      природе. У детей появилось чувство удовлетворения своей природоохранной
      деятельностью.

      Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию
      в значительно повысило экологическую культуру школьников.

      Составлена и создана учащимися книжка-малышка для детей начальной школы.

      Список литературы

      Арманд - Ткаченко Г.В. Календарь по охране природы // Пособие
      для учащихся - М.: Просвещение, 1964.-130с.

      Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы - М.:
      Педагогика, 1981. - 184с.

      Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и
      экологическое образование // Советская педагогика. - 1985. - №12.
      -С.10-12.

      Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. - 1993. - №2. - С.19-
      21.

      «Муравейник» ж-л №1-12 1996 г.

      Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к
      природе // Советская педагогика. - 1987. - №3. - С.29-32.

      Сладков Н.И. «Сорочьи тараторки» - 1976г., М.

      Суравегина И.Т., Енкевич В.М. Экология и мир: Метод, пособ. для
      учит. - М.: Новая школа, 1994. - 126с.

      Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое
      образование в школе // Советская педагогика. - 1990. - №12. - С. 12-
      14.

      Фефилова Е.П., Поторогина Е.А. Азбука природы в подвижных
      играх // Пособие для учителя: «Вако», М., 2006 г.

      Черемисина Л.Д. Основы экологии младшим школьникам //
      Практическое пособие - М.: Аркти 2006 г. - 88 с.

      «Экологический вестник» ж-л - №4-8, 1995 г.

      «Юный натуралист». - 1991. - №10. -С.35-37.

    Приложение 1

    Анкета

      Что такое природа?

      Что природа дает человеку?

      Что такое «фотоохота»?

      Назовите лекарственные растения.

      Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

      Как человек разрушает природу?

      Что могут сделать дети для охраны природы?






    Приложение 7 Анкета «Экологическое воспитание детей»

      Знаете ли вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

      Интересует ли Вас лично проблема экологического воспитания детей?

      Ощущаете ли вы по ребенку, что в уделяется внимание
      экологическому воспитанию? В чем это проявляется? (ребенок много
      рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на
      окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о
      природе и т.д.).

      Как вы сами относитесь к природе, любите животных, птиц?

      Поддерживаете ли Вы проводимую работу по экологическому
      воспитанию младших школьников? В чем это проявляется? (беседа с ребенком о
      природе, приобрели животных, подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на
      природу, проводите наблюдения с детьми за природными объектами, сажаете
      деревья, охраняете природу).

      Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это
      делать?

      Как оцениваете работу по данному вопросу?

      Ваши предложения, пожелания.

    Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

    Актуальность проекта состоит в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

    Проблема: низкий уровень осведомленности детей начальной школы и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.

    Цель: повысить уровень знаний учащихся начальной школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом.

    Задачи:

    1. Провести анкетирование среди учащихся и их родителей с целью выявления уровня осведомлённости об экологических проблемах, происходящих в мире.
    2. Осуществить выбор предметных направлений, тем и видов деятельности.
    3. Разработать тематическое планирование по разным предметным направлениям с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
    4. Осуществить контроль над реализацией данного проекта.
    5. Обобщить итоги по внедрению проекта.

    Методы: анкетирование, игровые практикумы, беседы, лекции, тренинги общения и т.д.

    Формы : индивидуальные, групповые и массовые.

    Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Индивидуальная форма также предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

    Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Это клубные, секционные занятия юных друзей природы, кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум.

    В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные мероприятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы, работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании, конференции, экологические фестивали.

    Средства: методические пособия, игры, комплекты заданий, презентации, учебные фильмы и т.д.

    Этапы проекта:

    1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

    2 этап - формирующий: практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости учащихся начальной школы о законахживой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом.

    3 этап - обобщающий: подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

    Ожидаемые результаты. Реализация проекта работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся начальной школы, позволит в дальнейшем:

    • создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;
    • достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;
    • активизировать систему работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом.

    Приложение 1. Проект по экологии.

    Приложение 2. Презентация проекта.

    Учителя начальных классов МБОУ СОШ № 3, г. Алатырь Республики Чувашии: Михайлова Елена Петровна, 1 категория, стаж 17 лет, Самойлова Наталья Викторовна, 1 категория, стаж 16 лет, Иванова Наталья Викторовна, 1 категория, 16 лет, Селиверстова Наталья Викторовна, 1 категория, стаж 24 года, Андоськина Светлана Валерьевна, 1 категория, стаж 15 лет, Мащиц Людмила Александровна,стаж 41 год, Щитова Ольга Евгеньевна, 2 категория, стаж 14 лет, Парфенова Ольга Алексеевна, стаж 17 лет.

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов

    пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области

    направление: гуманитарное

    Исследовательская работа по экологии

    «Бытовые отходы человечества.

    Как спасти свой посёлок от мусора».

    Работу выполнила:

    Карандашева Эвелина,

    ученица 4 «а» класса

    Руководитель:

    Капустина Н. И., учитель начальных классов 1 категории

    пгт Демьяново 2017

      Введение

    Актуальность темы исследования……………………………………………3-4

      Мусор – проблема мирового масштаба………………..………….. ………5

    2.1. Классификация мусора……………………………………...……………5-7

    2.2. Загрязнение посёлка Демьяново…….…………………………………...7-9

      Результаты исследования.

    3.1. Определения примерного состава мусора……………………….………..9-10

    3.2. Социологическое исследование:«Экологические проблемы нашего поселка»…………………………………………………………………………10-13

    3.3. Оценка токсичности почвы в районе……………………………………..13-14

      Выводы по теме работы………………………………………………….15-16

      Заключение……………………………………………………………........17

      Список использованных источников информации ………………….18

      Приложение (представлены отдельно)

      • 1 Буклет

        №2 Презентация

        3 Анкета для родителей и учащихся

      Введение

    Актуальность темы исследования.

    5 января 2016 года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения - привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. Глава администрации президента Сергей Иванов отметил, что экология, в первую очередь, определяет качество жизни людей, их благополучие и здоровье. Поэтому действовать необходимо уже сейчас:

    «Настало время прибраться в России. Нам предстоит изменить подходы общества, органов власти, бизнеса к таким, казалось бы, прозаическим вещам, как утилизация бытовых отходов. Сейчас десятки, даже сотни миллионов тонн отходов в лучшем случае вывозятся на полигоны или сжигаются на заводах. А в худшем, что греха таить, просто вываливаются где попало. Окрестности многих населенных пунктов у нас превратились в гигантские свалки, и вы об этом знаете, наверное, не хуже меня. Современное цивилизованное общество так жить просто не может. Чисто, как известно, не там, где убирают, а там, где не мусорят».

    В старые времена отходы или отбросы человеческой деятельности были невелики. Одежда в семье переходила от старших к младшим, порой служила даже нескольким поколениям. Ее чинили и латали, пока совсем не обветшает. Так же относились и к предметам быта, мебели. Пустую стеклянную тару и симпатичные жестяные баночки приспосабливали для хозяйских нужд. По домам ходили старьевщики, они платили владельцу деньги за старые вещи или предлагали их на что-то обменять.

    Еще за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый из известных эдикт, запрещающий выбрасывать мусор на улицы, предусматривающий организацию специальных свалок и предписывающий мусорщикам сбрасывать отходы не ближе чем за милю от города.

    С тех пор мусор складировали на различных хранилищах в сельской местности. В результате роста городов свободные площади в их окрестностях уменьшались, а неприятные запахи, возросшее количество крыс, вызванное свалками, стали невыносимыми. Отдельно стоящие свалки были заменены ямами для хранения мусора.

    Рост городов и переселение в них народностей привели к совершенно иной потребительской структуре. Продукцию стали обменивать, а значит, упаковывать для большого удобства, а упаковка, особенно из синтетических материалов, сильно загрязняет окружающую среду. Огромное количество мусора, образующееся в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению целой отрасли промышленности, занимающейся его переработкой.

    С 1987 года количество мусора по стране увеличилось в два раза и составило 120 млрд. т в год, учитывая промышленность.

    Возникло даже новое научное направление - гарбология, что в переводе означает мусороведение. Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика, в котором оказалось человечество.

    Цель исследования:

    Изучить влияние мусора на окружающую среду и выяснить способы борьбы с ним.

    Задачи исследования:

      изучить литературу по теме;

      провести опрос среди одноклассников и их родителей, что они думают по поводу экологической обстановки в поселке, районе;

      провести собственные наблюдения;

      изучить влияние загрязненности почвы на рост и развитие растений;

      оценить рост и развитие растений на разных образцах почв;

      обработать полученные данные и сделать выводы.

    Объектом исследования является - бытовой мусор, почва в районе.

    Предмет исследования – экология в поселке Демьяново.

    Практическая значимость : материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках окружающего мира, географии и внеклассных занятиях по краеведению, классных часах.

    Гипотеза исследования:

    Возможно, мусор долго сохраняется в воде и почве и тем самым наносит огромный вред окружающей среде и здоровью людей.

    Методы исследования:

    Мною использовались следующие методы исследования: анкетирование, анализ; синтез; обобщение; практическая работа.

      Мусор – проблема мирового масштаба.

    Весной, как только начинает таять снег, вдоль дорог, в канавах, на окраине населенных пунктов, на стадионе, около домов, у магазинов можно увидеть горы мусора. Огромные горы мусора - это реальная угроза здоровью жителей. Эти свалки являются еще рассадниками мышей, крыс, насекомых и могут стать источниками инфекционных заболеваний. Особое место среди бытовых отходов занимают пластмассы, так как они не подвергаются процессам биологического разрушения и могут длительное время находиться в окружающей среде. Так, например, для разложения веществ, оставленный нами полиэтиленовый пакет, будет лежать в земле 200 лет, бумага от 5 до 10 лет, железо 100 лет, пластик 500 лет. На Земле нет бактерий, которые могут их разрушить. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из - за битых стёкол, которые легко прорезают даже обувь.

    Где только нет мусора! Он повсюду. Мусор сопровождает нашу жизнь, мы видим его везде:

      на остановке (окурки, бутылки, банки, фантики и др.)

      в лесу (консервные банки, пластиковые бутылки, упаковки, полиэтиленовые мешки)

      в магазине (масса чеков, оберток)

      на прогулке (бумажные обертки и др.)

    Мусор не только портит эстетический вид. Он наносит огромный вред окружающей среде окружающей среде. Мы не задумываемся над тем, что этот мусор вернется к нам в виде загрязненной грунтовой воды, токсической пыли. Воду из колодцев и родников пить станет невозможно, овощи и ягоды будут отравлены. Большинство людей не видят в этом никакой проблемы. И поэтому мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для этого места. Эти свалки (пусть даже очень маленькие) представляют угрозу для людей.

    До последнего времени у специалистов не было отчетливого представления о составе и реакциях, протекающих в смеси бытовых отходов.
    В результате исследований установлено, что состав свалок представляет сложный комплекс разнообразных химических соединений.

      1. Классификация мусора:

    бытовой спецотходы промышленный

    В каждой семье ведро с отходами ежедневно совершает путешествие к мусорному контейнеру.

    В бытовые отходы идут:

      бумага, книги, тетради, журналы;

      стеклянные банки и бутылки;

      металлические банки из–под консервов;

      овощные очистки, яичная скорлупа (органические остатки);

      пластиковые упаковки;

      картонные пакеты из-под молока или сока;

      полиэтиленовые мешки и пакеты;

      изношенный текстиль (носки, колготки, не подлежащие штопке и т.д.)

      изделия из древесины;

      металлические, железные, резиновые вещи (например, старые игрушки) и многие другие вещи.

    Спецотходы , в от некоторые из них:

      батарейки;

      остатки красок, лаков, клеев;

      остатки косметики (тени для век, лак для ногтей, жидкость для снятия лака);

      неиспользованные или просроченные медикаменты;

      остатки бытовой химии (средства для чистки, дезодоранты, пятновыводители, аэрозоли, средства по уходу за мебелью и др.);

      ртутные термометры;

      автокосметика.

    Очень опасна отслужившая свой срок электротехника и электроника (т.к. в ней присутствует ртуть, медь, свинец и др.) Опасной для жизни батарейка становится уже в момент покупки. Что именно делает её такой опасной для здоровья? Для примера, возьмём одну пальчиковую батарейку. Весит меньше 100 граммов, по объёму сравнима с мизинцем. Тем не менее, по данным сотрудников Государственного Биологического Музея им. К.А. Тимирязева, она способна загрязнить тяжёлыми металлами примерно 20 кв. м. земли. В батарейках присутствуют такие металлы, как ртуть, никель, кадмий, свинец, цинк и марганец. Все они обладают свойством накапливаться в организме человека и наносить серьёзный вред здоровью.
    При этом, у каждого металла - свои органы-"мишени". Свинец оказывает разрушительное воздействие на почки, кадмий губит печень, кости и щитовидную железу, а
    ртуть делает своё "чёрное дело" с мозгом, почками и печенью.

    Отложенную опасность представляют собой выброшенные на помойку батарейки. Взгляните на любую из них: вы увидите знак в виде перечёркнутого мусорного контейнера. Это недвусмысленное предупреждение: отработанную батарейку ни в коем случае нельзя выбрасывать в мусорное ведро - её необходимо сдать в спецпункт утилизации. Безобидная с виду батарейка в условиях обычной свалки ТБО под действием высокой температуры и кислотности быстро повреждается. Токсины и канцерогены попадают в подземные воды, отравляют почву и накапливаются в живых организмах. В том числе и в наших с вами! Так человек получает их и в виде питьевой воды, и в виде смолотой для муки пшеницы, и в виде молока от коровы, пасшейся на отравленном лугу. Трудно представить, какой вред наносится окружающей среде в глобальном масштабе. Особенно опасны батарейки для детей, которые любят пробовать "на вкус" новые для них предметы, а в случае с батарейками это смертельно опасно. Попав в организм, "тихий убийца" в прямом смысле слова сожжёт желудок и кишечник.

    Спецотходы нельзя выбрасывать и уничтожать в общей куче мусора, ведь они наносят огромный вред окружающей среде и здоровью людей по многим причинам.

    Кроме бытовых и спецотходов, есть еще и отходы промышленных предприятий, к счастью в нашем посёлке нет таких крупных предприятий, но они есть по соседству и знать о том какие отходы остаются у таких предприятий и чем это грозит и природе и нам с вами лишним не будет.

      радиоактивные отходы;

      ртуть и ее соединения – отходы химической промышленности;

      мышьяк и его соединения, содержащиеся в отходах металлургических производств и тепловых электростанций;

      соединения свинца и др.

    В результате исследований установлено, что состав нашего мусора представляет собой сложный комплекс разнообразных химических соединений .

    2.2. Загрязнение поселка Демьяново.

    Жители поселка страдают от выбросов продуктов сгорания в виде золы и сажи от местной котельной № 3 (она находится в черте поселка). С тех пор, как была построена и введена в эксплуатацию котельная в декабре 2013 г., работающая на местном виде топлива (щепе и опилке), буквально, не могут вздохнуть полной грудью. Вся территория поселка покрыта слоем золы и сажи. Чёрная сажа оседает на подоконниках окнах домов, автомобилях, детских площадках и скамейках. Дети не могут играть на улице зимой, так как снег повсюду черный, и они его могут взять в рот. Проветривание помещений стало практически невозможным – вместо свежего воздуха комнаты заполняют запах дыма, копоти и сажи. Продукты сгорания в виде золы и сажи сопровождают жителей поселка на каждом шагу. С улицы черная сажа переносится в подъезды, затем в квартиры жильцов. А о сушке белья на балконе и на улице можно забыть. Многие говорят, что постоянно закладывает нос и трудно дышать. Дело в том, что когда мы вдыхаем опасные вещества, происходит раздражение слизистых носа и горла. Все это может привести к хроническим риниту (воспаление слизистой носа) и фарингиту (воспаление слизистой глотки), бронхиту и даже бронхиальной астме. Что касается людей с заболеваниями сердца, токсичные вещества могут вызвать кардиоспазмы. Один-два выброса, может, никак не скажутся на здоровье, а вот если они происходят регулярно, то могут способствовать развитию даже онкозаболеваний. Постоянно зимой слезятся и болят глаза (боль, резь, раздражение и воспаление глаз) при попадании в глаза золы, сажи и несгоревших частиц топлива. О чем свидетельствуют неоднократные обращения в скорую помощь. При использовании котельной местных видов топлива не соблюдаются требования по охране атмосферного воздуха и технологического процесса. Обязательный элемент любой современной котельной - золоуловители, которые должны очищать исходящий от установки дым на 90% минимум. Но при монтаже котельной, золоуловители почему-то не были установлены

    Проходя по поселку, каждый из нас встречает дымящиеся мусорные контейнеры. А весной и осенью в период кампаний по уборке территорий. Картина еще более удручающая - поселок погружается в смрадные дымовые завесы, например, при сжигании осенних листьев. Очень жаль, что эта серьезнейшая угроза не осознается нашим населением.

    В огне и дыме таких костров при высокой температуре пламени взаимодействуют друг с другом разнообразные химические вещества, образуются новые, многие из которых опасны для человека. С дымом эти вещества легко переносятся на огромные расстояния.
    Часто мы с безразличным видом проходим мимо горящего мусора и думаем, что это нас не касается. Однако через окна и даже кондиционеры ядовитые вещества проникают в дом, оседают на продуктах питания, на одежде и коже. Некоторые из них, например, диоксин, растворяются кожным салом и через кожные покровы проникают в кровь. Наконец, они попадают в наш организм через легкие. Оставшаяся после сжигания мусора ядовитая зола разносится ветром, вымывается в грунтовые воды, и далее этот отравленный раствор идет в водоносные горизонты.

    Рассматривая экологическое состояние поселка Демьяново можно отметить, что уровень загрязненности бытовым мусором очень высокий. Во-первых, это связано с тем, что мусоровоз по улицам ходит очень редко, контейнеров для мусора не хватает.

    В нашем поселке нет ни одного общественного туалета. Это приводит к нарушению санитарно-эпидемиологических норм и загрязнению.

    Решение любой проблемы надо начинать с малого – чистота поселка (и планеты в целом) начинается с тебя.

      Результаты исследования.

    3.1. Определения примерного состава мусора.

    Для определения примерного состава мусора, который собирается в наших домах, мной было проведено исследование по определению количества мусора, выбрасываемого одной семьей (нашей).

    Цель работы : выяснить каков состав мусорных отходов одной средней семьи, утилизация отходов. Проведена оценка количества и состава мусора, выбрасываемого семьей из четырех человек за неделю, месяц, год. Мусор сортировали, а затем тщательно взвешивали. Результат исследований приведен в таблице.

    Общий вес отходов за неделю - 5800 г. 2. В среднем за месяц - 23200 г. 3. В среднем за год - 278400 г.





    Вывод: Мы видим, что в мусорной корзине больше всего пищевых отходов. Много в мусоре бумаги: старые газеты, ученические тетради, журналы, обои и т.д. Весь этот мусор вывозится в лучшем случае на мусорную свалку, в худшем - сжигается.

    3.2. Социологическое исследование

    «Экологические проблемы нашего поселка»

    Были опрошены учащиеся 4 «А» класса.

    Анкета

    1. Знаешь ли ты смысл слова экология?

    а) да б) нет

    2. Есть ли у нашего поселка экологические проблемы?

    а) да б) нет

    3. Что делают неправильно взрослые?

    а) свой вариант ответа

    4.Принято ли в вашей семье убирать за собой место отдыха на природе?

    а) да б) нет

    5. Как улучшить экологическую обстановку в поселке?

    а) свой вариант ответа

    Анализ анкеты показал:

    Да (в %)

    Нет (в %)

    «Мусорят» – 75%, «все делают правильно» - 25%

    100

    «убрать мусор» - 100 %

    В опросе участвовали и родители учащихся 4 «А» класса. (16 человек)

    Анкета

    1.Как бы Вы оценили экологическую ситуацию в нашем населенном пункте, местности?

    1) Экологическая ситуация благополучная. Экологических проблем нет;

    2) Есть отдельные экологические проблемы; 84%

    3) Экологическая ситуация близка к катастрофической; 16%

    4) Затрудняюсь ответить.

    2. По Вашему мнению, что сегодня представляет наибольшую экологическую опасность для окружающей среды в нашем районе, поселке?

    1) Бытовые отходы; 60%

    2) Транспорт; 6%

    3) Промышленные отходы; 42%

    4) Вырубка лесов и парков; 60%

    5) Промышленные предприятия; 36%

    6) Ничего из этого не представляет опасности;

    8) Другое (укажите);

    9) Затрудняюсь ответить.

    3. По Вашему мнению, как изменилась экологическая ситуация за последние год-два в нашем населенном пункте, местности?

    1) Экологических проблем стало значительно меньше; 6%

    2) Некоторые экологические проблемы решены, некоторые остались нерешенными; 30%

    3) Экологических проблем стало значительно больше; 58%

    4) Затрудняюсь ответить. 6%

    4. Как, на Ваш взгляд, изменится экологическая ситуация в нашем населенном пункте в ближайшие 2-3 года: улучшится или ухудшится?

    1) Произойдет существенное улучшение ситуации;

    2) В чем-то ситуация улучшится, в чем-то ухудшится; 18%

    3) Произойдет существенное ухудшение ситуации; 24%

    4) Ситуация в целом не изменится; 48%

    5) Затрудняюсь ответить. 6%

    5. По Вашему мнению, от кого, прежде всего, зависит улучшение экологической ситуации в нашем населенном пункте? (любое число ответов)

    1) Федеральная власть, правительство в целом; 6%

    2) Сами люди; 78%

    3) Местная власть (района); 60%

    4) Региональная власть (губернатор, глава администрации региона); 42%

    5) Предприятия; 66%

    6) Общественные организации, в том числе экологические; 18%

    7) Затрудняюсь ответить.

    6. Какие из следующих экологических опасностей кажутся Вам наиболее реальными для нашего поселка:

    1)техногенные катастрофы на предприятиях нашего поселка;

    2)ухудшение качества воздуха; 24%

    3) ухудшение качества питьевой воды; 66%

    4) ухудшение состояния лесов, парков; 30%

    5)появление новых свалок/ рост количества мусора во дворах/ придомовых территориях. 54%

    8. Представим, что в Вашем городе будет реализовываться специальная программа утилизации бытовых отходов. Чтобы из перечисленного Вы бы согласились делать (+), а чтобы, наоборот, не делали (-)

    1)осуществлять раздельный сбор бытового мусора 78%

    2)сдавать в магазины использованные пластиковые бутылки из-под напитков за небольшую компенсацию 54%

    3)сдавать старую бытовую технику в специальные пункты приема для дальнейшей утилизации 78%

    4)собирать и сдавать макулатуру в специализированные пункты приема 48%

    5)собирать и сдавать использованные батарейки в специализированные пункты приема 66%

    Анализ анкеты показал, что экологическая обстановка в поселке имеет отдельные проблемы и за последние несколько лет проблем стало значительно больше. А также то, что население поселка считает, что ситуация в ближайшее время в сторону улучшения не измениться. Наибольшую экологическую опасность для окружающей среды представляют бытовые отходы и вырубка лесов, что приводит к ухудшению качества воздуха, питьевой воды, увеличению количества новых свалок отходов. Кроме этого население считает, что улучшить экологическую обстановку смогут сами люди при помощи местной власти, участвуя в специальной программе по утилизации бытовых отходов.

    3.3. Оценка токсичности почвы в районе.

    Почвенный покров выполняет функции биологического поглотителя, разрушителя и нейтрализатора различных загрязнений, а так же почве отведена важнейшая роль в жизни общества, так как она представляет собой источник продовольствия, обеспечивающий 95-97 % продовольственных ресурсов для населения планеты. В почве накапливаются разнообразные соединения естественного и антропогенного происхождения, обуславливающие ее загрязненность и токсичность. Эти понятия следует различать. Загрязнение – это привнесение в какую-либо среду или возникновение в ней новых, обычно нехарактерных для нее физических, химических, биотических агентов или превышение в рассматриваемое время естественного среднемноголетнего уровня (в пределах его крайних колебаний) концентрации перечисленных агентов в среде. Токсичность – ядовитость, способность некоторых химических веществ оказывать вредное влияние на организмы, поражая их. Исходя из определений, почва может быть сильно загрязненной, но не токсичной или слабо загрязненной, но сильно токсичной. Определить степень токсичности почвы можно с помощью биотестирования.

    Биотестирование – один из приемов исследования в области токсикологии, используемый с целью установления степени токсичности действия химических, физических и биологически неблагоприятных факторов среды, потенциально опасных для живых компонентов экосистемы. Биотестирование не отменяет систему аналитических и аппаратурных методов контроля природной среды, а лишь дополняет ее качественно новыми биологическими показателями, так как с экологической точки зрения сами по себе результаты определения концентрации токсинов имеют относительную ценность. Важно знать не уровни загрязнения, а вызываемые ими биологические эффекты.

    Основываясь на принципах и многолетних лабораторных экспериментах, ученые предлагают для оценки токсичности растение овес посевной (Avenasatival). Он относится к высшим растениям, эукариотам, автотрофам, продуцентам. Avena – полиморфный род. Овес наряду с кресс-салатом является одним из наиболее часто используемых для биотестирования организмом с хорошо изученной биологией и экологией.

    Отбор проб почвы производился в следующих точках:

    1 проба – конец улицы Юбилейной;

    2 проба – полигон бытовых отходов около дер. Соповская;

    3 проба– приусадебный участок.

    Результаты биотестирования :

    1 ул. Юбилейная

    Полигон около д. Соповская


    Приусадебный участок


    Таким образом , видно, что токсичность почвы меняется в разных зонах. Наиболее токсична почва в точках 1 и 2 в связи с большой проходимостью автомобильного транспорта, выхлопными газами, близостью котельной №3, нахождением на полигоне (свалка) бытовых отходов.

    Менее токсична почва в точке 3.

      Выводы.

    Что же делать? Есть ли надежда на победу в «борьбе» с мусором?

    В мире уже налажен сбор вторичного сырья. В большинстве развитых стран используются отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, бумаги, опасных веществ и др. Это значительно экономит средства при их переработке. Пищевые отходы, например, перерабатываются значительно легче, с меньшими затратами энергии и средств, а непищевые требуют более глубокой переработки. Кроме того, отдельные виды мусора (бумага, стекло, металл) можно не уничтожать, а перерабатывать в полезные вещи. Мусору можно и нужно давать «вторую жизнь». Еще несколько десятилетий назад школьники собирали макулатуру и металлолом, все это давало вторую жизнь мусору. Экономя тем самым лес и другие природные ресурсы. Почему бы и сейчас не возобновить это нужное для нас всех дело?

    Вывод очевиден. Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме.

    Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся. Владимир Солоухин в своей повести «Приговор» писал: «Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете себя чувствовать лучше и проживете дольше».

    Чтобы уменьшить количество отходов, надо отказаться от не­нужного потребления. Вместо одноразовых предметов применять более дол­говечные, ремонтировать старые, но пригодные вещи, передавать нуждаю­щимся те вещи, которыми вы не пользуетесь.

    Обязательно необходимо сдавать в переработку металл и бумагу, это по­может также сохранить энергию, которой при вторичной переработке тратит­ся намного меньше.

    Пищевые и садовые отходы - прекрасный материал для приготовления компоста, который можно использовать на садовом участке и для комнатных растений.

    Постарайтесь не покупать дополнительный мусор. Если вы будете иметь с собой дополнительную сумку, то не будете использовать по­лиэтиленовые пакеты. 5-6 полиэтиленовых пакетов в неделю, не отправлен­ных в мусорный бачок, означает 55 неистраченных литров нефти в год, что на 150 кг в год сокращает выбросы углекислого и других газов, создающих парниковый эффект. При покупке товара выбирайте товар в многоразовой упаковке или в упаковке, подлежащей переработке.

    Не стоит покупать вещи, содержащие ядохимикаты, а по­стараться найти им замену. При совершении покупок не выбрасывайте полиэтилено­вые пакеты, используйте их повторно, этим вы также уменьшите загрязнение природы. Обращайте внимание на маркировку товара. Сейчас появились зна­ки, говорящие об опасности товара для окружающей среды, старайтесь избе­гать покупки таких товаров.

    Наиболее неопределенный статус имеется у порядка сбора, хранения и перевозки батареек. Дело в том, что при содержании огромного числа вредных отравляющих веществ, федеральное законодательство (как законы, так и подзаконные нормативные правовые акты) не содержит точного определения статуса батареек и порядка по их утилизации.

    Как справиться с отходами?

    1. Своевременный вывоз мусора туда, где он будет меньше всего причинять ущерб людям и природе, на специально оборудованную свалку.

    2. Принять закон, запрещающий сжигать мусор, и штрафовать нарушителей.

    3. Строительство мусороперабатывающего завода.

    4. Воспитание экологической культуры населения, начиная с детского сада.

    5. Принятие законов о штрафных санкциях к физическим и юридическим лицам.

    6. Постоянный вывоз мусора с территорий дворов или специально оборудованных площадок.

    7. Еженедельные экологические субботники жителей во дворах своих домов.

    8. Пропаганда экологических знаний среди населения.

    9. Конструкция новых контейнеров с крышками.

    10. Поставить контейнеры специально для пластиковой тары, стекла, металла и полиэтиленовых пакетов.

    11. Разместить дополнительные урны в местах, где проходят массовые гуляния населения (парки, скверы).

    12. В вечернее время совершать рейды полиции в тех местах, где проходят дискотеки, народные гуляния.

    13. Мусор не только надо перерабатывать, но и меньше производить (упаковки).

    14. Увеличить штат дворников.

    15. Организовать экологические рейды по уборке мусора вокруг каждого микрорайона силами его жителей.

      Заключение.

    Изучив теоретический материал по теме «Бытовой мусор», проведя свои исследования, я пришла к выводу: проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей квартиры, школы, двора. Пусть с малых, но конкретных дел. Для себя я составила памятку «Что может сделать один?»

    ПАМЯТКА

      систематически проводи уборку территории около школы, дома;

      не бросай, куда попало мусор;

      не оставляй мусор в лесу, около водоема, на месте отдыха;

      собирай и сдавай макулатуру (сохраняя при этом природные ресурсы);

      сдавай стеклотару, металлолом;

      экономно используй тетради, бумагу (например, оборотную сторону);

      аккуратно обращайся с учебниками, книгами;

      бережно относись к вещам, чтобы они дольше служили нам;

      отдай вещи, которые не носишь, нуждающимся;

      при приготовлении пищи старайся не превращать в отходы полезные продукты;

      дай вещи «вторую жизнь»

    Если каждый из нас будет выполнять эти правила, я думаю, что окружающий нас мир станет чуточку чище. Свою работу я хочу закончить стихотворением Елены Смирновой

    Давайте вместе Землю украшать,
    Сажать сады, цветы сажать повсюду.
    Давайте вместе Землю уважать
    И относиться с нежностью, как к чуду!

    Мы забываем, что она у нас одна –
    Неповторимая, ранимая, живая.
    Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
    Она у нас одна, одна такая!

    Работа для меня оказалась интересной и полезной.



    Похожие статьи