Где находится валаамский скит на кавказе. Спасо-преображенский валаамский монастырь - особая обитель земли русской

Расскажем, как добраться до знаменитого острова, чем он знаменит и какие места можно посмотреть на Валааме. Почитайте перед поездкой.

Путешествие в Карелию невозможно представить без посещения Валаама – уникального места, куда постоянно съезжаются паломники и простые туристы. Это самый большой из группы северо-западных островов Ладожского озера. Он окутан тайнами и легендами, невероятно красив и сохранил необыкновенную природную девственность.

Подобрать тур на Валаам

Посещая такое сакральное место как Валаам, важно сосредоточиться на эмоциях и впечатлениях. В этом вам помогут ребята из Алем-Тур, рекомендуем их в качестве надежного партнера. Они занимаются отдыхом в Карелии еще с 2002 года. Организуют на Валаам как обычные путешествия, так и поездки для паломников. Трансфер, проживание и экскурсии включены.

Взгляните, какие туры у них для вас есть https://www.alem-tour.ru/tours/excursionnye-letnie-toury/


Историческая справка

Не все тайны острова разгаданы до сих пор. Считается, что его покровителем был Апостол Андрей Первозванный, первым посетивший эту землю. Остров переходил из рук в руки: с VII века до XVII – время новгородского владения, затем на 100 лет его занимают шведы, а с XVIII века он вновь становится российским. Сразу после Октябрьской революции финны забирают остров себе, и окончательное возвращение в состав России происходит в 1940 году.

Теперь это популярный музей-заповедник, открытый для туристов с 1979 года.

Как добраться

Зимой путешественники не смогут посетить остров, так как связь местного немногочисленного населения с большой землей лишь самая минимальная. Добраться до острова можно по воде, в теплый сезон. Если вы хотите самостоятельно приехать на остров, то выезжать лучше из Приозерска или из Сортавалы.

Из г. Приозерск самостоятельно

Электричка из Санкт-Петербурга идет 3 часа до Приозерска. Оттуда нужно взять билет до Валаама на метеор, который будет в пути час с четвертью.

Сверху можно полюбоваться на величественную Ладогу и насладиться скоростью. Если взять билет на тихоход, то путешествие продлится 3 с половиной часа. Место прибытия – Монастырская бухта. Лучше позаботиться сразу об обратном билете.

Из Сортавалы самостоятельно

С Ладожского вокзала из Санкт-Петербурга надо взять билет на поезд «Санкт-Петербург - Костомукша» до г. Сортавала. В пути 6 часов, можно купить места в сидячем вагоне. Поезд ходит не каждый день, поэтому билеты лучше приобрести заранее. Можно доехать и автобусом с Северного вокзала, который находится у метро Девяткино. Из Сортавалы нужно взять билет на метеор, места на который следует предварительно забронировать. Время в пути – меньше часа.

С экскурсией

Самый надежный способ благополучно посетить остров – это оформить поездку через туристическую организацию. Цены зависят от выбранного маршрута. Из Сортавалы поездка обойдется на 1000 рублей на человека дешевле, чем из Приозерска. Дети до 7 лет смогут посетить остров бесплатно, а до 12 лет получают 50%-ную скидку. Заказать экскурсии можно прямо на причале в офисах или в администрации Валаама по телефону (место нахождения – краеведческий музей).

Из Санкт-Петербурга

Насладиться отдыхом на теплоходе и полюбоваться Ладожским озером лучше всего в составе экскурсионной группы из Санкт-Петербурга, заказав один из круизов. Тогда не надо будет заботиться о билетах, ночлеге и питании. Теплоходы останавливаются в Большой Никоновской бухте.

Размещение на острове

Гостиницы на острове предоставляются обычно паломникам. Самостоятельно бронируют места в «Игуменской» или на теплоходе «Адмирал Кузнецов», который специально предназначен для ночлега туристов и находится в Монастырской бухте.

С недавнего времени разрешается ставить палатки на туристических стоянках. Одна из стоянок называется «Скалистый берег». Место удивительное по красоте, с горящим маяком и романтической атмосферой. За сутки нужно заплатить 100 рублей. Талон будет служить лесничему доказательством легального пребывания на стоянке.

Вещи можно спокойно оставлять, воров на острове нет. Передвигаться по территории удобно на велосипеде, взятом напрокат. Но пешком пройтись по ней гораздо интереснее и полезнее. Для отдыха есть на острове деревянные беседки со скамеечками. Они окружены деревьями, на которых резвятся белки. Они не боятся гостей, и если повезет, то можно их даже покормить.


Главные достопримечательности

Посетить все интересные места острова за один день нереально. Валаам – это ансамбль церквей и часовен, богатой природы и уникальных сооружений.В своем первозданном виде сохранились некоторые из них: Спасо-Преображенский собор, надвратная церковь святых Петра и Павла, конюшенный дом, водопроводный дом, Успенская церковь и помещения Белого и Красного скитов.Что необходимо увидеть в первую очередь?


Мужской Спасо-Преображенский монастырь

От Монастырской бухты по ступенькам легко попасть на территорию монастыря, где находится и одноименный собор. Фотографироваться внутри нельзя. В соборе нет ожидаемых росписей на стенах и потолке. Они были закрашены в советские времена, когда здесь был клуб для боцманов, которые учились и жили в монастырских корпусах.

Сам монастырь окружен стеной из красного кирпича, а собор поражает красотой и величием. На его фоне получаются дивные снимки на память.


Воскресенский скит

Скит – место, где живут скитники (монахи) небольшими группами. Они имеют свои храм и устав. Считается, что на месте Воскресенского скита Андрей Первозванный поставил крест, обозначив тем самым первым святую землю. Особенность Воскресенского скита – наличие двух церквей: нижней и верхней.

Нижняя является некоей копией пещеры Гроба Господня, которая находится в Иерусалиме. Над головой нет привычного купола, все скромно, без излишеств. Иконы верхней церкви написаны монахами, жившими на Валааме. Красивый золоченый купол храма – ориентир для прибывающих судов.

В трапезной скита путешественникам обычно предлагают пообедать. Еда простая, но очень вкусная.


Гефсиманский скит

Игумен Маврикий решил создать на острове «русский Иерусалим». Так в начале XX века появился Гефсиманский сад и другие места, повторяющие святыни Иерусалима. Скит находится у подножия Елеонской горы. Церковь и часовня декорированы искусной деревянной резьбой, а келейные корпусы расположены в окружении красавец-пихт. Место знаменито тем, что здесь жил исповедник «старого стиля» Тимон. Внутрь путешественников не пускают.


Коневский скит

В отдалении от главной дороги, на берегу озера, стоит уютная деревянная постройка, называемая Коневским скитом, где жили в разное время старцы и отшельники. Внутри находится икона Божьей Матери. Попросить исполнения желания у нее – мечта многих гостей острова. Туда пускают не всегда, чаще доступ открыт только для паломников и иногда для экскурсионных групп.


Монастырская ферма

Рядом с Коневским скитом находится местная ферма со зданиями и коровником. Немногочисленное население острова питается тем, что производится на ней. Путешественников здесь угощают молоком и хлебом домашней выпечки. Сыр, изготовленный здесь, сейчас пользуется популярностью, даже налажены поставки в магазины Санкт-Петербурга.

На острове растут прекрасные яблоки, виноград. А в теплицах выращивают арбузы и дыни. Сложная техника для выращивания не используется. У гостей складывается такое впечатление, что попадают они в век натурального хозяйства.


Музей быта

Историко-художественный музей у церкви Петра и Павла содержит экспонаты, по которым можно проследить историю острова, и картины русских художников, вдохновленных пейзажами этого удивительного места. Любители творчества И. Шишкина и А. Куинджи, П. Балашова и Ф. Васильева смогут увидеть знаменитые полотна.

На острове есть очень много интересных мест, которые невозможно посмотреть за один раз. Поэтому сюда снова и снова.

Какие сувениры привезти

Что можно привезти на память о поездке? Рынок сувениров предлагает продукты и изделия местных мастеров.

  • Иконы, которые написаны монастырскими монахами.
  • Красивые фарфоровые чашечки, предназначенные для хранения святой воды.
  • Подушки, наполненные можжевеловыми стружками. Они считаются лечебными, так как при нагревании начинают выделять целительные эфирные масла.
  • Расписные шали и палантины местных мастериц.
  • Копченую и вяленую рыбу из валаамских мест можно купить, чтобы поесть на месте, или привезти домой.
  • Традиционные магнитики, тарелки, деревянные дудочки, лапти и другие изделия талантливых людей этого края.

Чаще всего путешественники выбирают для экскурсии однодневный тур, но этого мало, если есть желание вдоволь насладиться местной природой и найти вдохновение. В любом случае не стоит забывать:

  • В любое время посещения острова необходимо прихватить с собой теплую куртку. У воды прохладно, часто идут несильные дожди – зонт тоже пригодится.
  • Предстоит неблизкая пешая прогулка, поэтому обувь должна быть удобная, лучше закрытая.
  • В храмах предлагаются юбки-накидки и головные уборы женщинам. Кто не любит пользоваться чужими вещами, должен взять их с собой из дома.
  • Курение и алкоголь на острове не приветствуются.

Валаамский монастырь где находится? Какая это область? На берегу какого озера расположен? Как туда попасть? Такими вопросами задаешься сразу, как только слышишь какую-то из его легенд или историй, страшных и волшебных.

На земле русской встречаются обители, будто излучающие свет. Одна из них расположилась на острове Ладожского озера – тихий уютный кусочек земли, окруженный со всех сторон водой, вдали от суеты, известный и почитаемый.

Имя ему Валаам – святой уголок России, будто сотканный из туманов и тайн. Сюда, в монастырь на острове, едут паломники коснуться святых мест, и туристы, жаждущие тишины и покоя, единения с невероятно чудной природой. Это место издревле известно и почитаемо.

Вконтакте

История острова Валаам

Историки до сих пор не пришли к единому мнению о периоде, когда был основан монастырь на этих землях. Пожалуй, это самая большая его тайна. Если захотите посмотреть краткое описание, которое дает Википедия — даты вы там не найдете. По одной из версий рождение монастыря связано с Авраамием Ростовским, а значит с X-XII веков, по еще одной – это XII-XIV столетия или начало XV‑го.

Валаамский монастырь упоминается в житии Савватия Соловецкого. В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407 год

Существует предание, по которому каменный крест установил на Валааме апостол Андрей, направляясь на север с проповедью Христовой, положив, таким образом, начало монастырю. Но особо почитаются здесь те, кто основал монашеское братство – преподобные Сергий и Герман.

Даже имя острова наполнено легендами и загадками. Говорят, что зародилось оно во времена обитания на этих землях финно-угорских племен, которые «валамо» называли «высокую землю», а позднее – карелов. Его сопоставляют с богом славян Велесом, а также с именем сына Одина из мифов древних скандинавов – Валы, а еще это имя носил библейский прорицатель.

Остров пережил многие потрясения. Эпидемии, набеги шведов, власть иной веры. Обитель уничтожали и возрождали заново. Пока по Ништадскому договору о мире эти земли окончательно не стали признанными шведами российскими. Это произошло в 1721 году.

Вот тогда началось очередное возрождение монастыря. У него появилось здание из камня, а к завершению XIX столетия – церкви скитов. Все стройматериалы изготавливались здесь же. Сюда наезжали российские императоры, петербургская интеллигенция, художники, поэты, музыканты. В 1887 году заложили соборный храм, и спустя время поднялся Спасо-Преображенский собор.

После Октябрьской революции Валаам вошёл в состав вновь образованной Финляндии, благодаря чему сохранился, и обитель оказалась церковью нацменьшинства (основная религия Финляндии - лютеранство)

Двадцатый век принес этим землям новые испытания. Остров, а с ним монастырь, перешел к Финляндии и оставался там от революции до второй мировой. Он существовал, но его настиг голод и эпидемия. Введение нового календаря заставило часть отказавшихся подчиниться монахов покинуть обитель. На Валааме обосновался военный гарнизон финнов, и с обострением отношений Советского союза и Финляндии пришлось пережить бомбежки, а монахам пришлось спасаться на материке.

Но по мирному договору Карельская республика, а с ней Валаам, отошли к Стране Советов. Только вот жизнь на острове оказалась очень далекой от звона колоколов и богослужений. Создали совхоз, даже школу юнг. В церквях разместили магазины со складами, а деревянные постройки – на дрова.

Пятьсот человек – слепых и глухих, без рук и ног, самых тяжелых – их выдергивали из отлаженной жизни, пусть почти нищей, но свободной, перевозили сюда, забирали паспорта с солдатскими книжками и переводили героев прошедшей войны фактически на положение заключенных. Люди мрут как мухи – так говорили теперь о них. И хоронили без имен, только колышки и таблички с номерами, как преступников. Лишь лет двадцать назад кресты появились на этих могилах, на тех, что остались.

Около 1980-х были начаты реставрационные работы и монашеская жизнь возобновилась.

Месторасположение острова на карте России

Валаамский архипелаг находится в Сортавальском районе Республики Карелия. Примерно пятьдесят островов разбросано по северной части Ладожского озера, самого большого в Европе. Валаам – из них крупнейший (9,6 х 7,8 км), а возвышение на 60 м над уровнем озера делает его еще более величественным.

Он оторван от большой земли, но не отстранен. До материка всего 22 км, до Сортавала, это ближайший к нему город, всего 42 км, и более 220-ти – до Санкт-Петербурга. Если двигаться по прямой, через 160 км наткнетесь на устье Невы.

В самом начале прошлого века недалеко от Гефсиманского скита воздвигли маленькую пристань и установили поклонный крест. Его отлично видно с судов, подходящих со стороны Ладожского озера к Малой Никоновской бухте. Она очень напоминает широкую реку, левый берег у которой пологий, поросший лесом, а правый – напоминающий вертикальную стену 40-метровой высоты.

Монастырь на острове Валаам

Более 150 человек в братии монастыря. Но не только общежительная жизнь возрождена здесь, возвращается к жизни также скитская. Сегодня восстановлены десять из тринадцати старых скитов, даже выстроен новый – Свято-Владимирский. Случилось это в 2008 году в честь юбилея Крещения Руси.

Во время визита в сентябре 2008 года, 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, Патриарх Алексий II совершил чин великого освящения храмового комплекса Свято-Владимирского скита (архитектор Андрей Анисимов) на острове Валаам и первую Божественную литургию в новоосвящённом храме

Именно здесь находится резиденция Патриарха, а также мастерская иконописи, музей.

Примите к сведению: с получением статуса ставропигиального (1991 г.) Валаамский монастырь подчиняется лично Патриарху Московскому и Всея Руси, который лично назначает игумена, ведающего всеми делами обители.

В российских городах открылись подворья монастыря. Это Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Сортавала, Приозерск. Собственный флот монастыря – это теплоходы, семь пассажирских и четыре грузовых. Имеются пекарня, собственная молочная ферма, хорошо отлаженное форелевое хозяйство и автопарк. В полном порядке содержатся сады с пахотными землями и покосами. Имеется даже современная, полностью оборудованная, амбулатория. Братским хором возрожден знаменитый валаамский распев.

Устав монастыря предполагает с открытием навигации, это май-ноябрь каждого года, прием гостей, чем занята здесь служба «Валаамский паломник», которую благословил Святейший Патриарх Алексий II. Развитие и рост обители продолжается. Храмы ее наполнены теплыми молитвами. А сердца паломников, посетивших ее, продолжают крепнуть в вере.

Постройки на территории монастыря

Чтобы увидеть каждое строение, каждую достопримечательность острова, одного дня может оказаться мало.

Ведь в этом ансамбле такое множество церквей, часовен, крестов и иных сооружений, а окружает их такая удивительная природа, и, чтобы познакомиться с этим дивом, обязательно нужно останавливаться, присматриваться, наслаждаться увиденным. А добираться до некоторых из них придется исключительно по воде.

Спасо-Преображенский собор

Он служит главным украшением одноименного мужского монастыря.

В 1991 г. Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю присвоен статус ставропигиального

На его территорию можно войти, соблюдая определенные правила. Прежде всего, это касается женского населения: никаких брюк, длинные рукава, покрытая голова.

Не увидите вы внутри росписей на потолке и стенах. Когда-то здесь размещался клуб и росписи закрасили, затем тут хранили овощи. С возрождением монашеской жизни их закрасили в белый цвет.

Обратите внимание: куда важнее восстановленных росписей были возрожденные молитвы.

Белый и Красный Скит с постройками

Скиты Валаама – это нечто особенное. Здесь монахи проживают небольшим числом со своим уставом, ведя уединенную жизнь. Жителя скита называют скитником, не надо путать со скитальцем. Расскажем о некоторых из скитов:

Скит Всех Святых (Белый скит). К скитской ограде приведет вас настоящая дубовая аллея. Как только оказались у ворот с кованными створками – вы добрались до скита и находитесь на его территории.

Раньше женщины могли попасть в Белый скит лишь на престольный праздник с крестным ходом в день Всех Святых

Считается, что где-то здесь обитал в своей одинокой келье преподобный Александр Свирский. В его честь возвели церковь, на месте которой через сто лет, в веке XIX, поднялся двухэтажный храм Всех Святых. А вместо домиков – келейные корпуса.

Благодаря белому цвету, а именно такой краской выкрасили все строения, включая ограду, скит прозвали Белым;

Примите во внимание: устав Белого скита очень строг. Лишь единожды в году, на храмов праздник, допускают женщин. А мужчины могут попасть исключительно с разрешения настоятеля.

Воскресенский скит (известен как Красный скит). Построили его в самом начале прошлого века. Стоит он на вершине холма с двухэтажной церковью в центре, так напоминающей иерусалимский храм.

В комплекс скита входят два келейных корпуса и трапезная, в которой кормят туристические группы

Предание утверждает, что именно на этом месте свой крест поставил Андрей Первозванный. И сегодня его именем названа нижняя церковь. Она без всяких излишеств, но уютная, здесь находится «кувуклия». Хранилась в этом мраморном гроте частичка «истинного гроба Господня». А в верхнем храме проводят концерты духовных песнопений.

Возьмите на заметку: в трапезной скита пригласят перекусить паломников и гостей острова.

Есть еще и другие скиты: Гефсиманский – легкий из дерева, Коневский – тоже деревянный, Владимирский – самый новый из всех (о нем говорилось выше) и другие.

Успенская церковь

Иначе говоря, Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ее считают на Валааме старейшей. Первая была деревянной, а затем в 1785 году ее перестроили из кирпича.

В советское время она служила магазином, а иконостасу выпала роль перегородки, потому его замазали синей краской. Но божественная красота храма была восстановлена полностью, реставрационные работы закончились совсем недавно.

Конюшенный дом

Представляет собой здание красного кирпича в два этажа. Его построили в 1871 году специально для размещения работников. Летом их число достигало четырехсот.

Чтобы держать лошадей, с противоположной стороны корпуса стояли конюшни. Стойла в них были просторные и теплые. Кстати, лошадей, в большинстве своем, выращивали здесь же, на острове.

Сегодня здесь гостиница для волонтеров.

Водопроводный дом

Трехэтажная постройка за Старым братским кладбищем – настоящий памятник промышленной архитектуры. Непросто было доставать здесь воду, особенно зимами. И хоть приходилось трудно, своими силами построили водопровод, трубы прокладывали сквозь гранит. Пришлось в скале пробивать туннель в 142 метра, двухметровой высоты. Специально была вырублена лестница в 172 ступени, чтобы можно было пройти к берегу.

В цокольном этаже здания установили паровую машину (водокачальня). Именно она воду перекачивала из колодца, который трубой был соединен с заливом. Здесь же оборудовали кузницу, мельницу, баню, позже были пристроены мастерские и котельная.

На строительство дома деньги собирали всем миром, а завершение строительства пришлось на 1863 год. Эта система обеспечивала водой каждое монастырское помещение. А зимой по тоннелю из монастыря добирались до Водопроводного и Конюшенного домов.

  1. Здесь не остаются безнаказанными попытки кощунства. Шведы, которые в 1611 году разорили монастырь, вознамерились выкопать мощи преподобных, чтобы надругаться над ними. Однако совсем скоро их настиг «великий недуг и расслабление членов», что устрашило нимало. А на этом месте была устроена часовня.
  2. Календарный вопрос. В ноябре 1918 года Валаам перешел в ведение финляндской Православной Церкви. А она активно стремилась к реформам, и результатом стал переход на григорианский календарь с западной пасхалией, которых остальные Православные Церкви признавать не желали. Кстати, многие монахи отказались подчиниться и покидали монастырь. С возвращением в Русскую Православную Церковь в 1946-ом вернулись к прежнему, юлианскому календарю.
  3. Здесь и яблони цвели. XIX век. Сады Валаама прекрасны. Более 60 сортов яблок, 50 тонн каждый год. А какие созревают в монастырских парниках арбузы! До 8-ми кг, трехкилограммовые дыни, достигающие 33-х кг тыквы. А все это при +17°С в июле.
  4. Хотите пройти здесь службу? Это реально. В военной части ПВО, дислоцированной на архипелаге. Сегодня православные юноши призывного возраста, согласные стать монастырскими послушниками до призыва в часть, могут быть приняты в монастырь. Из их числа как раз и укомплектовывается часть.
  5. Обитель во всемирной сети. Информационные технологии коснулись и Валаамского монастыря. И сегодня официальные его страницы открыты в социальных сетях, есть свои странички и в ВК, и в Facebook, есть и официальный канал Youtube:

Информация для паломников и туристов

Валаам – это отличное место, если хочется на какое-то время уйти от суеты, остаться с верой наедине, поразмышлять о спасении души.

Официальную информацию о святой обители можно найти на сайте https://valaam.ru .

Цель посещения монастыря

Но сюда едут и едут паломники со всех частей света, прикоснуться к этой святыне, отсюда отправить свою молитву, чтобы стала она теплом, пищей и утешением, чтобы глаза внутренние направлены были на обустройство красоты своей души.

Стремятся сюда туристы, чтобы своими глазами увидеть это чудо, эту почти первозданную красоту, чтобы насладится тишиной, спокойствием и уютом этих мест.

Как добраться

Конечно, этот остров создает кое-какие трудности для всякого, кто мечтает попасть сюда. Но не стоит беспокоиться. Транспортная система налажена неплохо. Добираться придется по воде и только в теплое время, когда открыта навигация.

Самостоятельно. Самое удобное – попадать из Сортавала или Приозерска.

Сортавала. Сюда вы доедете по железной дороге Санкт-Петербург-Костомукша или на автобусе, отправляющемся из Питера в или прямо в Сортавала. Легко найдете причал. А с него до острова каждый день ходят Метеоры. Только придется позаботиться заранее, чтобы забронировать места.

Приозерск. Добраться из Санкт-Петербурга не составит труда. Каждый день ходят электрички. Можно ехать на автобусе. До причала лучше воспользоваться услугой такси;

На Валаам ходят Метеоры. И снова лучше забронировать билеты заранее через интернет. Ходят до острова и тихоходы, вместо 1ч. 15 мин вы потратите три с половиной часа. Имейте в виду, что из-за штормов, какие на Ладоге не редкость, рейсы, случается, отменяют. А, если вы владеете собственным судном, можете отправиться на нем.

В составе экскурсии. Это более надежный вариант, так как билеты на судно из Сортавала или Приозерска вам гарантированы.

Круизы из Санкт-Петербурга. Выбор маршрутов довольно обширный, достаточно обратиться к услугам туристической компании. И вперед, по Неве в Ладогу. Вам не придется беспокоиться, как добраться, где остановиться, что поесть.

Где остановиться

Если на остров вы приехали в надежде задержаться, станет вопрос размещения. Гостиницы на острове в основном рассчитаны на паломников.

Туристов ждут номера теплохода «Адмирал Кузнецов», что в Монастырской бухте. Разместиться можно также в гостинице «Игуменской». Здесь, кстати, можно и палатки поставить. На специальных туристических стоянках (их 6) оборудованы кострища и имеются запасы дров.

Где пообедать

Если вы приехали с экскурсией, ваше питание организовано в трапезной Воскресенского скита. В кафе под названием «Валаамский паломник» вы можете удобно расположиться, покушать и заодно купить Валаамские пряники. А готовят вкусно, и цены вполне приемлемые.

Скит Всех святых

Скит во имя Всех святых или Большой — первый по времени основания на Валааме. Полагают, что на его месте, в 3,5 км от монастыря, стояла уединенная келья прп. Александра Свирского. Со времен основания скит прославился своими подвижниками — старцами Клеопой, Феодором, Леонидом, учениками прп. Паисия Величковского.

Зная, как вредны для здоровья иноков кельи из дикого камня, игумен Дамаскин на пожертвования купца из г. Фридрихсгам (ныне г. Хамина, Финляндия) Ф.Ф. Набилкова в 1842-1844 гг. строит настоятельский, трапезный и шесть келейных корпусов, стены со святыми вратами и часовню за оградой (проект выполнил, вероятно, К.И. Брандт, впоследствии Санкт-Петербургский епархиальный архитектор).

В 1846 г. А.М. Горностаев спроектировал двухэтажный пятиглавый храм в древнерусском стиле с чертами византийской и классической архитектуры. 18 августа 1849 г. нижняя церковь была освящена во имя Всех святых свт. Игнатием (Брянчаниновым), а в 1894 г. расписана под руководством игумена Гавриила и иеромонаха Луки.

В 1865 г. прибыл на Валаам и поселился в скиту Всех святых прп. Антипа Валаамский. Пройдя долгий путь послушания и духовного восхождения в молдавских и афонских монастырях, преподобный принял подвиг старчества, был усердным молитвенником и строгим постником, обладал даром прозорливости. Незадолго до кончины прп. Антипы чудотворный образ Божией Матери, принесенный подвижником с Афона, во время молитвы чудесным образом переместился к нему на грудь. Обретенные в 1991 г. святые мощи прп. Антипы находятся ныне в Спасо-Преображенском соборе монастыря.

В строгом по уставу скиту только в 1894 г. было разрешено в непостные дни вкушать молоко. Женщины могли попасть сюда лишь на престольный праздник с крестным ходом в день Всех святых.

С 1940 г. Всехсвятский скит в течение полувека стоял заброшенным и, как многие другие памятники Валаама, постепенно разрушался. Часть утвари (в том числе иконы работы В.П. Пешехонова) находится сейчас в Финляндии.

Первая после полувека «мерзости запустения» Литургия совершена в праздник Всех святых в 1993 г. в нижнем храме скита наместником Валаамской обители игуменом Панкратием (ныне епископ Троицкий). В скиту была восстановлена иноческая жизнь в соответствии с прежним уставом.

С начала 1990-х годов в скиту начались восстановительные работы, но их объем был явно недостаточным. Ситуация стала меняться только в 2009 г., когда основанный Г.Н. Тимченко фонд «Ладога» взял на себя финансирование реставрационных работ. За короткий срок были отреставрированы храм, келейные корпуса и ограда с башнями, завершены работы по благоустройству территории.

Скит св. Иоанна Предтечи

Предтеченский остров площадью около трех квадратных километров находится в четырех километрах от монастыря. Прежде он назывался Монашеским, может быть, от древнего скита. В начале XIX в. здесь жили рыбаки.

В 1855 г. на самой высокой точке острова была устроена часовня во имя св. Иоанна Предтечи. Вскоре по инициативе игумена Дамаскина сюда перевезли деревянную Преображенскую церковь, построенную валаамскими иноками в Васильевском монастыре на Волхове в первой четверти XVII в., во времена вынужденного изгнания из разоренного шведами Валаама.

В 1858 г церковь была полностью воссоздана по проекту А.М. Горностаева. Одноглавый храм на каменном фундаменте с высокой двухъярусной шатровой колокольней построен в русском стиле и освящен Санкт-Петербургским митрополитом Григорием. Храм украшали древние иконы и колокол времен Бориса Годунова. В 1860 г. о. Дамаскин освятил нижний, высеченный в скале «пещерный» зимний храм во имя Трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Иконы для него написал В. Пешехонов.

В подражание великому постнику св. Иоанну Предтече этот скит был «овеян духом древнего сурового подвижничества» и отличался самым суровым уставом: иноки вкушали только растительную пищу, причем в понедельник, среду и пятницу без масла. Женщинам доступ на остров был воспрещен, а мирянам разрешен только с благословения игумена.

В свое время здесь было более 10 домиков скитян. Сейчас из этих строений мало что осталось. Уцелевшие фундаменты хранят память о великих подвижниках, из которых наиболее известен первый — схимонах Иоанн (Родионов, 1810-1894). С 1840 г. он не покидал Валаам. Будучи от природы словоохотлив, он, по благословению игумена Дамаскина, 14 лет соблюдал обет молчания, почитал себя хуже всей братии. При суровом аскетизме о. Иоанн излучал на окружающих радость и любовь — «казалось, что изображение святого чудесным образом сошло с церковной стены и стоит, облеченное в плоть». У алтаря церкви находится колодец, облицованный серым гранитом и увенчанный когда-то деревянным шатром — место для колодца указал игумен Дамаскин. Рядом — две могильные плиты в ограде. Первым был погребен прозорливый схимонах Никита (почивший в возрасте 75 лет в 1907 г.), проживший 33 года на Валааме — он молил Господа избавить его от внезапной смерти и пострадать перед кончиной, чтобы это вменилось ему вместо добрых дел. В 1914 г. рядом с ним погребли 83-летнего схимонаха Исаию — «ревностного подвижника, не знавшего праздности, образец нестяжания и терпения в болезнях, 61 год неисходно прожившего в обители». Учеником его был игумен Гавриил и духовным преемником — схиигумен Иоанн (Алексеев), также валаамский постриженик, бывший настоятель Трифонов-Печенгского монастыря, живший с тремя схимниками на Предтеченском острове в 1930-е гг. О. Иоанн умер в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии в 1957 г. Неоднократно издававшаяся его книга — «Письма валаамского старца» — один из духовных ориентиров православного человека в современном мире.

В наше время в скиту постепенно возрождается иноческая жизнь на основе прежнего устава.

Воскресенский скит

Скит расположен на берегу Большой Никоновской бухты, главной гавани Валаама, в том месте, где, согласно Валаамскому преданию, св. ап. Андрей Первозванный воздвиг каменный крест (или апостольский жезл). Впоследствии здесь стояла часовня во имя святого Андрея, возобновленная в 1846 г. В конце XVIII — начале XIX вв. в пещере, где жили змеи, подвизался иеромонах Никон (1745(6)-1822), по имени которого получили название Большая и Малая Никоновская бухты.

В 1896 г. благотворитель и паломник И.М. Сибиряков предложил игумену Гавриилу устроить на этом месте, где жили монастырские рыбаки, скит и пожертвовал 10 тысяч рублей. Он собирался остаться здесь, но отправился на Св. Гоpу Афон, где принял великую схиму и вскоре умеp. План двухэтажного храма составил много работавший на Валааме финляндский епархиальный архитектор В.И. Баранкеев (1850-1902). В 1901 г. началась расчистка места для будущего храма: с помощью взрывов в диабазовой скале углубили место, заложили фундамент и летом 1902 г. начали класть стены. Всего за год храм вчерне был готов. В 1905 г. выполнили внутреннюю отделку. 30 июля 1906 г. главный Воскресенский престол освятил архиепископ Финляндский и Выборгский (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) Сергий (Страгородский).

В архитектуре храма, построенного на цоколе серого гранита из валаамского кирпича с трехмаршевой лестницей и гранитными колоннами сочетаются черты классицизма, барокко и русский стиль. Нижний храм во имя св. апостола Андрея был освящен игуменом Пафнутием и устроен по подобию пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме — Кувуклии. Мимо располагавшегося справа небольшого мраморного иконостаса и слева — камня помазания, обозначавшего камень, на котором праведный Иосиф и Никодим помазывали Пречистое Тело Спасителя, проход ведет в притвор Ангела, где находился камень, будто отнятый Ангелом от Гроба Спасителя с частицей подлинного. Низкий и узкий проем соединяет его с пещерой св. Гроба, где пребывало мраморное подобие Гроба Господня с подлинной частицей камня из Иерусалима.

Убранство полного светом верхнего храма, в котором служба велась летом, напоминало о Светлом Хpистовом Воскресении. Все иконы были написаны Валаамскими монахами.

Лишь образ Божией Матери Иерусалимской был передан из Москвы в благодарность за устройство там Валаамского подворья. В этом храме круглый год звучали пасхальные песнопения. Эта традиция соблюдается и сейчас, только в летнее время, когда на остров приезжает хор Санкт-Петербургского подворья.

Первые шесть насельников скита поселились в доме под горой. Когда число их к началу 1910 г. возросло до 50 человек, были построены три корпуca: одноэтажные — келейный и хозяйственный к востоку и двухэтажный с трапезной и кельями к северу от церкви (проект зодчего Н.Н. Никонова). В 1931 г. была открыта школа-приют для мальчиков с обучением церковному чтению, пению и иконописи по курсу народной школы.

После окончания наружной реставрации золоченый купол Воскресенского храма, как и прежде, служил ориентиром для прибывающих на Валаам судов. Никоновская бухта — одна из лучших пристаней на Ладоге — ныне главная гавань Валаама. Здесь живут и встречают паломников экскурсоводы монастыря.

Гефсиманский скит

Распространенная на Руси традиция паломничества, поклонения святыням, связанным с земной жизнью Спасителя, проявлялась в желании православного человека видеть на своей земле напоминание о Земле Святой. Устройство Гефсиманского скита, по замыслу игумена Маврикия, завершило создание на Валааме «русского Иерусалима». Отец Маврикий завершил строительство Новоиерусалимского скита на Сионской горе. Ладогу и небольшое Никоновское озеро соединяет проток, получивший название Кедрон. Слева за ним — 30-метровая Елеонская гора, вершину которой украшает пятиглавая часовня в русском стиле. Она освящена в 1912 г. во имя Вознесения Господня, свершившегося на горе Елеон. За ней на 7-километровой дороге к обители находится поле «Иосафатова долина». Справа, как в Палестине, расположено Мертвое море (Лещевское озеро), соединяющееся рекой Иордан с озером Сисяярви. Далее, слева от дороги, место кирпичного завода села Скудельниче (скудель — обожженная глина). Монастырь с Преображенским собором образуют на возвышении гору Фавор — место Преображения.

У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский скит. В местности Гефсимания Господь молился пред Своими Крестными Страданиями. В небольшой деревянной часовне скита когда-то был лишь образ Моления о чаше. В Гефсиманском саду была погребена Пресвятая Богородица, поэтому скитская церковь (ее устроили в 1911 г. присоединив алтарь к часовне 1906 г.) освящена во имя Успения Богородицы. Церковь, как и часовня, построена в стиле деревянных храмов Средней Руси. Колокольня и средняя глава завершены шатрами, церковь богато декорирована резьбой. За ней, между пихтами, два келейных корпуса (здесь жило 8-10 человек, в том числе исповедник «старого стиля» — последний великий старец Тимон, в схиме Михаил).

Скит в честь Коневской иконы Божией Матери

От западных ворот Большого скита дорога, проложенная через лес и скалы в 1863-1864 гг., ведет к трем живописным озерам. Крупнейшее из них — Игуменское. С 1827 г. семь лет на его берегу в деревянной келье подвизался будущий игумен Дамаскин. Теперь только самая большая на Валааме лиственница (высотой 32 м, диаметром обхвата 1 м), да фундамент напоминают о пустыннике.

В 1870 г. игумен Дамаскин на месте прежнего своего уединения задумал устроить скит во имя Коневской (Акафистной) иконы. Ею в 1393 г. благословили на Афоне прп. Арсения на основание в северных пределах Руси монастыря во имя Пресвятой Богородицы. Особенностью иконы являются два голубиных птенца, которых держит Богомладенец — очистительная жертва за младенца мужского пола. Прп. Арсений основал Коневский монастырь, от которого икона получила свое имя. Она особо почиталась в Санкт-Петербурге, Новгороде, Приладожье. С 1956 г чудотворный образ находится в соборе Ново-Валаамского монастыря. Бывшая в скиту копия этой иконы утеряна.

Проект деревянной церкви на скалистом мысу между озерами Игуменским и Мустаярви составил Е.И. Карпов. Скромный одноглавый храм с колокольней над притвором, самый маленький на Валааме, встал рядом с двумя избами-кельями. На праздники приезжал служить с близкого Порфирьевского острова схиигумен Феодор, живший на нем в уединении 15 лет. С соседних островов на Порфирьевский он возил землю, носил до 150 ведер воды для поливки разведенных им сада и огорода, а остальное время славил Бога в часовне во имя прп. Серафима Саровского. О службе о. Феодора и о. Николая в Коневском скиту писал Б.К. Зайцев. В середине 1950-х годов строения Коневского скита были разобраны до фундаментов. Церковь была перевезена на Центральную усадьбу и приспособлена под кормокухню для свинарника. Позже оскверненная святыня была почти полностью уничтожена пожаром.

Скит святителя Николая Чудотворца

Всех приплывающих в Монастырскую бухту встречает далеко видный с Ладоги храм во имя св. Николая Мирликийского, покровителя плавающих и путешествующих, молитвами которого освящается водная стихия.

Церковь построили в 1833 г. усердием купца Николая Солодовникова из Санкт-Петербурга. Александр Дюма, посетивший Валаам в 1858 г., писал, что «эта церковь — подлинное сокровище, как по художественным достоинствам, так и по своему богатству — создание лучшего архитектора России». Автор проекта — А.М. Горностаев (1808-1862), один из основоположников русского архитектурного стиля. Наряду с К.А. Тоном, строителем Храма Христа Спасителя в Москве, он стремился возродить утраченную со времен реформ Петра I национальную архитектурную традицию, ориентируясь на зодчество Древней Руси. Прототипами Никольской церкви явились московские храмы XVI в.

В 1858 г. на острове по плану А.М. Горностаева был построен двухэтажный дом. В 1856 г. во втором его этаже игуменом Дамаскиным была освящена домовая церковь во имя его небесного покровителя св. Иоанна Дамаскина (проект архитектора Г.И. Карпова). Иконы и росписи, часть которых исполнил игумен Гавриил, уничтожены.

Иноки Никольского скита привозили почву и, укрепив ее подпорками, развели фруктовый сад, высадили клены, ясени, сирень. Несли они таможенную службу — монастырский устав строго воспрещал ввозить табак и спиртное. Рядом с таможней — один из гранитных поклонных крестов с изображениями символов крестных страданий Спасителя, большую часть которых установил игумен Дамаскин.

В 1935 г., когда Никольский скит посетил писатель Б.К. Зайцев, там жил лишь один монах — отец Милий. Ныне в скиту живут постоянные насельники.

Скит преподобного Александра Свирского

Суровые, почти отвесные скалистые берега острова Святой поднимаются на 30-метровую высоту примерно в километре от северо-восточной оконечности острова Валаам. В конце XVIII века его именовали «Старым Валаамом». По преданию, здесь в пещере подвизались преподобные основатели обители и находился первоначальный Свято-Троицкий монастырь.

Валаамская традиция считает Святой остров местом подвигов прп. Александра Свирского (1448-1533), основателя знаменитой обители «Во имя Пресвятой Троицы». В свое время прп. Александр переселился на Святой остров в пещеру, а затем удалился к реке Свирь. Близ пещеры в 1777 г. путешественник Я.Я. Мордвинов видел деревянную часовню и крест. Крест с вырезанной на ней датой «1759 г.» уцелел и является древнейшим памятником Валаама.

В середине XIX в., по инициативе игумена Дамаскина и Санкт-Петербургского митрополита Никанора, на Святом острове устраивается скит. В память посещения острова владыкой сохранился гранитный обелиск

В 1840-42 гг. строится новая часовня. В 1855 г., возможно, по проекту А.М. Горностаева, часовня перестраивается в церковь во имя прп. Александра. Иконостас письма В. Пошехонова, внутреннее убранство, вырезанное из кипариса, частица гроба преподобного и десять колоколов утрачены. Уцелели шестигранный колодец и деревянная галерея вдоль северного берега.

В скиту обычно жили восемь иноков. В 1930-е годы за строениями, садом и огородом наблюдал один монах. Скит отличался строгим уставом, иноки не вкушали молочную пищу. Служба в храме совершалась в праздники, в будние дни неусыпно читалась Псалтирь.

Скит преподобного Авраамия Ростовского и Оборонные острова

Авраамиевский скит находился на о. Емельянове в южной оконечности Валаамского архипелага, в местности Железняки. Житие прп. Авраамия, в память которого он назван, — одно из свидетельств древности Валаамской обители. Согласно житию, будущий Валаамский подвижник родился во времена Крещения Руси в семье язычников. С детства болезнью был прикован к постели. Услышав от новгородских купцов о Боге, юноша взмолился к Нему и внезапно ощутил себя здоровым, после чего отправился в новгородские монастыри, а оттуда — на Валаам. На Валааме преподобный принял крещение и постриг подвизался в трудах и молитве. Впоследствии он крестил жителей Ростова Великого.

Авраамиевский скит, как и большинство других, был основан игуменом Дамаскиным. В скиту жили шесть монахов. Архитектор Г.И. Карпов капитально перестроил существовавшую здесь деревянную часовню в одноглавую церковь с высокой колокольней. О. Дамаскин освятил ее 9 октября 1873 г. Красота места и малочисленность паломников из-за его удаленности привлекли богатого петербургского купца Ф.И. Тюменева. Он построил себе дом в скиту, долгое время жил там, подарил церкви иконы (ныне часть из них находится в музее г. Куопио), а также частицу мощей св. Иакова Боровичского. Благотворитель похоронен на старом братском кладбище (сохранился постамент креста).

После получения Финляндией независимости на архипелаг прибыли первые военные. На островах, получивших название «Оборонных», в зданиях рыбацкого поселка разместились сторожевой флот и станция морского дозора. Во время войны 1939-40 гг. здесь находилась береговая артиллерия. После перемирия последние финские подразделения покинули Никоново и Оборонные острова 19 сентября 1944 г. Некоторые финские фортификационные сооружения сохранились до сих пор, а скитские строения полностью разрушены. Достопримечательностью Оборонных островов является небольшой Дивный островок, «так дивно от премудрого Создателя устроенный, что имеет вид неприступной крепости, плавающей среди вод».

Cкит святого апостола Андрея Первозванного

Скит на острове Сухом Валаамского архипелага 30 ноября 2014 года наместником Валаамского монастыря .

Скит в честь Смоленской иконы Божией Матери

В последнем по времени устройства Валаамском скиту жил единственный насельник — иеросхимонах Ефрем (Хробостов) (1871-1947 гг.). В 12 лет тайком от родителей он пришел на Валаам и упросил игумена оставить его в числе братии. После 12 лет послушания он принимает постриг и через 4 года — священный сан. Во время службы на Московском подворье он был приглашен в качестве духовника к главнокомандующему Русской армией великому князю Николаю Николаевичу. В конце июня 1914 г. великий князь с семьей в сопровождении о. Георгия побывал на Валааме во время приезда туда архиепископа, впоследствии патриарха Сергия, и выразил желание устроить на Смоленском перешейке Скитского острова скит, где 12 старцев-схимников неусыпно читали бы Псалтирь с поминовением воинов, павших за веру, царя и Отечество.

Освящение скита предполагалось во имя Валаамской иконы Божией Матери, написанной иеромонахом Алипием и чудесно обретенной по видению одной паломницы. Строительство церкви велось в 1915-17 гг. по проекту великого князя Петра Николаевича в стиле древних псковских и новгородских храмов. Строгий храм венчали две шлемовидные главы. 24 июня 1917 г. архиепископ Сергий освятил ее во имя Смоленской иконы Божией Матери (также была освящена находившаяся рядом деревянная часовня), поскольку Валаамская икона не была общецерковно прославлена.

О. Георгий не оставил благой мысли великого князя. Он поселился в скиту и совершал ежедневно с 5 утра уставные службы, поминал погибших в Великую войну героев. В 1919 г. он принял великую схиму. В своей скромной келье он с радостью принимал богомольцев, тайно постриг свою духовную дочь, фрейлину императрицы Анну Вырубову. Памятуя о смерти, он спал в гробу и ископал для себя могилу. Но Господь судил ему умереть вдали от родного Валаама, в эвакуации в Финляндии. Там же оказалась икона Валаамской Божией Матери, ныне одна из главных святынь Ново-Валаамского монастыря.



Похожие статьи