Искривление позвоночника. Сколиоз

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Почему возникает сколиоз у детей? Профилактика сколиоза Выполнил: учитель физической культуры Шульга С.В.

2 слайд

Описание слайда:

Функциональная анатомия и физиология позвоночного столба Позвоночник (от лат. сolumna vertebralis, синоним - позвоночный столб) - это несущий элемент скелета у позвоночных животных. Позвоночник - осевой орган, выполняющий функцию обеспечения вертикальной позы при статических и динамических нагрузках в широком диапазоне, он состоит из 32 - 33 позвонков (7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, соединенных в крестец, и 3 - 4 копчиковых), между которыми расположены 23 межпозвоночных диска. Позвоночник образует 4 кривизны: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз и крестцово-копчиковый кифоз. В норме, если смотреть сбоку, позвоночный столб имеет S-образную форму. Такая форма обеспечивает позвоночнику амортизирующую функцию. Помимо этого позвоночник осуществляет опорную, защитную и двигательную функции.

3 слайд

Описание слайда:

Сколиоз (от греч. σκολιός - «кривой») - стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения. Сколиоз является одним из самых распространенных ортопедических заболеваний, частота которого, по данным разных авторов, колеблется в значительных приделах - от 0,5 до 20%. Сколиоз - не просто искривление позвоночника вбок, это серьезное заболевание опорно-двигательного аппарата, способное привести к нарушению работы внутренних органов.

4 слайд

Описание слайда:

Причины сколиоза I Врожденные и приобретенные формы сколиоза Врожденный дискогенный сколиоз: развивается на почве диспластического синдрома (около 90%). Нарушения обмена в соединительной ткани при этом приводят к изменению структуры позвонков, вследствие чего ослабевает связь межпозвоночного диска с телами позвонков. В этом месте происходит искривление позвоночника и смещение диска. Одновременно смещается студинистое (пульпозное) ядро, располагаясь не в центре, как обычно, а ближе к выпуклой стороне искривления. Это вызывает первичный наклон позвонков, что обуславливает напряжение мышц туловища и связок и приводит к развитию вторичных искривлений – сколиозу. Статический (гравитационный) сколиоз: развивается при ассиметричной нагрузке на позвоночник вследствие разной длины нижних конечностей, патологии тазобедренного сустава, врожденной кривошеи, обширных и грубых рубцов на туловище. Паралитический сколиоз: развивается из-за ассиметричного поражения мышц, участвующих в формировании осанки, или их функциональной недостаточности, например при полиомиелите, миопатии, ДЦП.

5 слайд

Описание слайда:

Морфологическая классификация Структурный сколиоз характеризуется изменением структуры позвонков. Структурный компонент деформации представлен клиновидной деформацией и торсией позвонков. Функциональный сколиоз (неструктурный) – обратимое укорочение и растяжение связок, мышц, ассиметрия мышечного тонуса, начальные стадии формирования мышечных контрактур, функциональные блоки межпозвоночных суставов, формирование порочного двигательного стереотипа.

6 слайд

Описание слайда:

Диагностика сколиоза Визуальное исследование (положение, реберное выбухание) Рентгенологическое исследование (в положении стоя и лежа). На основании рентгенограмм устанавливают степень заболевания, чаще всего пользуясь методом Коба. Для определения угла искривления позвоночника проводят две линии параллельно поверхности нейтральных позвонков (выше и ниже дуг искривления); перпендикуляры, восстановленные к этим линиям, образуют угол, соответствующий кривизне позвоночника. Наиболее признана клинико-рентгенологическая классификация по В.Д. Чаклину (1957). В ее основе лежат различные по форме дуги сколиоза, по углу отклонения первичной дуги от вертикальной линии, по степени выраженности торсионных изменений и по стойкости имеющихся деформаций.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

1 степень (С-образная) Эта степень сколиоза обычно характеризуется следующими признаками: косоватым тазом; несколько сведенными плечами; незначительной сутулостью. В этот период развития сколиоза угол искривления (Коба) равен приблизительно 1-10 градусов, что практически незаметно визуально.

9 слайд

Описание слайда:

2 степень (S-образная) Данная степень развития заболевания характеризуется: 1. видимым визуально поворотом позвонков прямо вокруг оси (вертикальной) - торсия; 2. несколько скошенным тазом; 3. кривизной, которая заметна уже в любом положении. Угол искривления (Коба) в этот период равен примерно 11-25 градусам.

10 слайд

Описание слайда:

3 степень Данная степень характеризуется: большим горбом (реберным); явным западанием ребер; значительным ослаблением брюшных мышц (то есть живота); выраженной скошенностью таза. При этом, угол отклонения (Коба)уже равен примерено 26-50 градусам.

11 слайд

Описание слайда:

4 степень Обычно характеризуется серьезной деформацией всего позвоночника. Усиливаются признаки 3-ей степени, наблюдается сильная растянутость мышц в зоне искривления. В этот период угол искривления (Коба) уже составляет более 50-ти градусов.

12 слайд

Описание слайда:

Форма, тип и развитие сколиоза 1. По форме искривления и признаку сколиозы делят на простые и сложные Простые – характеризуются одной дугой искривления, с отклонением позвоночника в одну сторону (С-образные сколиозы). Сложные сколиозы характеризуются двумя и более отклонениями позвоночника в нескольких направлениях (S-образные, ?-образные, тройной сколиоз). 2. По типу сколиоз подразделяют на простые шейный, шейно- грудной, грудной, пояснично-грудной, поясничный, пояснично-крестцовый и сложные или комбинированные. 3. По развитию процесса различают непрогрессирующий, медленно прогрессирующий и бурно прогрессирующий сколиозы. Более 50% не прогрессируют, 40 % - медленно прогрессируют и 10 % бурно прогрессируют. Наиболее опасен пубертатный период развития ребенка, в который происходит бурный рост скелета.

13 слайд

Описание слайда:

Специалисты не зря говорят о том, что запущенный сколиоз действительно очень опасен. Это заболевание на самом деле может привести к опасным и необратимым изменениям: 1. деформации позвоночника; 2. повлечь за собой возникновение жуткого реберного горба; 3. вызвать чрезмерную асимметрию таза; 4. нарушению развития важных внутренних органов. Кроме того, больной постоянно ощущает быструю утомляемость, его мучают регулярные мышечные/головные боли – это так же следствие сколиоза - той болезни, на которую вовремя родители не обратили никакого внимания. Помимо этого, к последствиям сколиоза можно отнести: 1. косметический дефект (осанка выглядит некрасиво); 2. нарушение взаимоотношений многих важных внутренних органов; 3. деформацию грудной клетки; 4. нарушения функций дыхательной/сердечнососудистой систем; 5. нарушение функциональности спинного мозга (это в особо тяжелых случаях).

14 слайд

Описание слайда:

Признаки сколиоза у детей и подростков Проведите максимально внимательный осмотр своего ребенка. Обратите внимание на такие особенности: симметрична ли в целом высота его лопаток, надплечий, подвздошных костей, подколенных/подягодичных складок; одинаковы ли между туловищем и руками, опущенными вдоль боков, пространства; ровно ли ваш ребенок в расслабленном состоянии держит свою шею. Для этого, попросите его так нагнуться, дабы его руки свисали в свободном состоянии (вниз), и затем оцените все то, что указано выше.

15 слайд

Описание слайда:

О вероятном наличии сколиоза вам расскажут такие признаки: 1. одно плечо располагается немного выше второго; 2. пошла «вразлет» одна из лопаток (то есть, выпирает как бы угол лопатки); 3. разное расстояние от руки, прижатой к боку, до самой талии; 4. при наклонах вперед заметна визуально кривизна позвоночника.

16 слайд

Описание слайда:

Лечение сколиоза Чаще всего врачи-ортопеды назначают больным детям: 1. ношение фиксирующего специального корсета; 2. физкультуру лечебного характера, которая укрепляет мышцы спины; 3. массаж; 4. различные тонизирующие процедуры. В случае если консервативные методы не помогают, то спустя некоторое время, ребенку понадобится уже серьезная операция, которая предполагает установку механических приспособлений для корректировки кривизны позвоночника.

17 слайд

Описание слайда:

Лечение сколиотической болезни Складывается из трех взаимосвязанных звеньев: мобилизация искривленного отдела позвоночника коррекция деформации стабилизация позвоночника в положении достигнутой коррекции Основной и наиболее трудной задачей, решение которой определяет успех лечения в целом, является не мобилизация и коррекция искривления, а стабилизация позвоночника в корригированном положении. Коррекция деформации, не подкрепленная мероприятиями, обеспечивающими стабилизацию позвоночника, неэффективна. Суть консервативного лечения состоит в коррекции искривления позвоночника за счет уменьшения функционального компонента искривления и стабилизации достигнутой коррекции за счет улучшения функционального состояния мышечно-связочного аппарата или с помощью корсетирования. ЛФК способствует формированию рационального мышечного корсета, удерживающего позвоночный в положении максимальной коррекции.

18 слайд

Описание слайда:

Виды упражнений Применяются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения. Специальные упражнения являются корригирующими и подразделяются на симметричные и ассиметричные. Неравномерная тренировка мышц при выполнении симметричных упражнений способствует укреплению ослабленных мышц на стороне выпуклости искривления и уменьшению мышечных контрактур на стороне вогнутости искривления, что непосредственно приводит к нормализации тяги позвоночного столба. Т.А. Фонарева, М.И. Фонарев (1988) указывают, что сим­метричные упражнения не нарушают возникших компенсатор­ных приспособлений и не приводят к развитию противоискрив-лений. Важным преимуществом этих упражнений является про­стота их подбора и методика проведения, не требующая учета сложных биомеханических условий работы деформированного позвоночно-двигательного сегмента и отдельных частей опор­но-двигательного аппарата. Ассиметричные упражнения используют с целью уменьшения сколиотического искривления. Они подбираются индивидуально и воздействуют на патологическую деформацию локально. Асимметричные упражнения трениру­ют ослабленные и растянутые мышцы.

19 слайд

Описание слайда:

Примеры симметричных и ассиметричных упражнений Пример ассиметричных упражнений: из исходно­го положения стоя, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч, выполняется следующее упражнение: а) на стороне грудного сколиоза опускается надплечье, плечо поворачивается кнару­жи, при этом лопатка приводится к средней линии. В момент приведения лопатки происходит коррекция реберного выбуха­ния; б) на противоположной стороне грудного сколиоза подни­мается надплечье и плечо поворачивается вперед и внутрь, ло­патка при этом оттягивается кнаружи. В этом движении уча­ствуют надплечье, плечо и лопатка. Поворот туловища не до­пускается. При выполнении этого асимметричного упражне­ния происходит растягивание верхней порции трапециевидной мышцы и укрепление лопаточных мышц на стороне сколиоза; укрепление верхней порции трапециевидной мышцы и растя­гивание лопаточных мышц на противоположной стороне. Уп­ражнения способствуют выравниванию тонуса мышц, положе­ния надплечий, уменьшению асимметрии стояния лопаток. Следует помнить, что неправильное применение асимметрич­ных упражнений может спровоцировать дальнейшее прогрессирование сколиоза. Рис. а. - симметричное корригирующее упражнение; б - асимметрично корригирующее упражнение

20 слайд

Описание слайда:

Деторсионные упражнения выполняют следующие задачи: вращение позвонков в сторону, противоположную торсии; кор­рекция сколиоза выравниванием таза; растягивание сокращен­ных и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах позвоночника. Например, на стороне поясничной вог­нутости - отведение ноги назад в противоположную сторону; на стороне грудного сколиоза - отведение руки с небольшим поворотом корпуса в верхнем отделе вперед и внутрь. При от­ведении ноги таз умеренно отводится в ту же сторону. Упраж­нение способствует деторсии в поясничном и грудном отделах позвоночного столба. Группа общеразвивающих упражнений включает в себя упражнения общеукрепляющего характера на все мышечные группы силового и скоростно-силового характера, упражнения на рав­новесие, коррекцию движения, вытяжения и расслабления. Упражнения выполняются с предметом (булава, скакалка, на­бивные мячи, гантели и т.д.) и без него. Для детей, занимающихся корригирующей гимнастикой, большое значение имеют дыхательные упражнения, так как у них обычно слабо развита, а нередко деформирована грудная клетка. Грудную клетку развивают при помощи специальных дыхательных упражнений. При этом она увеличивается в объ­еме, а следовательно, увеличивается и жизненная емкость лег­ких. Применяется грудное и брюшное дыхание. Нередко дети, увлекаясь движением, забывают о дыхании и задерживают его. Поэтому команда методиста «раз-два» во многих случаях заме­няется командой «вдох-выдох». Например, упражнения лежа с гантелями, плавательные движения, «гребля» и т.д. Методист акцентирует внимание детей на сочетании упражнения с дыха­нием и о категорически недопустимой задержке дыхания при упражнениях.

21 слайд

Описание слайда:

При сколиозе I степени наряду с общеразвивающими и дыхательными упражнениями применяют симметричные кор­ригирующие упражнения. Асимметричные упражнения приме­няются индивидуально и исключительно редко. При сколиозе II степени в занятиях лечебной гимнастикой также преобладают ОРУ, дыхательные, симметричные упражнения. По показани­ям применяются асимметричные и деторсионные упражнения. При сколиозе III-IV степеней используется весь арсенал фи­зических упражнений. При сколиозах противопоказаны физи­ческие упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника (наклоны, скручивания, повороты) и приводящие к его перера­стягиванию (висы).

22 слайд

Описание слайда:

ЛФК проводят в форме занятия лечебной гимнастикой (за­нятия корригирующей гимнастикой). Чтобы охватить как можно большее число детей, страдающих сколиотической болезнью, занятия корригирующей гимнастикой проводят групповым ме­тодом. Индивидуализация лечебного воздействия при группо­вом методе занятий достигается комплектованием небольших групп до 10-12 человек, однородных по деформации, возрасту, а также назначением индивидуальных упражнений и дози­ровки. По возрасту дети разделяются на 4 группы: 5-6-лет­ние; 7-10-летние; 11-13-летние; 14-16-летние. Детям с про­грессирующим сколиозом рекомендуется проводить занятия ин­дивидуальным способом. Занятия корригирующей гимнасти­кой проводятся 3 раза в неделю по 30-45 мин. Занятия делятся на 3 части.

23 слайд

Описание слайда:

Подготовительная часть включает в себя организацию груп­пы для занятия, построение, ходьбу, во время которой выпол­няются различные движения руками, развивающие мышцы плечевого пояса и подвижность в плечевых суставах, напри­мер, махи, круговые движения. Ходьба с подниманием пря­мых ног, ног, согнутых в коленях, передвижение в приседе, «прыжок лягушки», «ход слона», «шаги медведя», ходьба на пятках, на носках, на наружном крае стопы, перекаты с пятки на носок, ходьба в различном темпе и различных направлени­ях (змейкой, спиной вперед). Кратковременный бег. Дыхатель­ные упражнения. Далее упражнения выполняются стоя перед зеркалом: общеразвивающие упражнения для шеи, нижних конечностей и плечевого пояса; для формирования и закрепле­ния навыка правильной осанки; для профилактики и коррек­ции плоскостопия. Основная часть занятия. Применяют специальные корри­гирующие упражнения; дыхательные; индивидуальные корри­гирующие упражнения; упражнения в равновесии; упражнения на общую и силовую выносливость мышц брюшного пресса, спины, грудной клетки, способствующие образованию рацио­нального мышечного корсета; упражнения для коррекции де­формации ног; упражнения у гимнастической стенки, на гим­настической стенке; подвижные игры. В основу занятия корри­гирующей гимнастикой положен принцип максимальной ста­тической разгрузки позвоночника. Наиболее эффективные ис­ходные положения - лежа, стоя в упоре на коленях, коленно-кистевое. В заключительной части применяются упражнения на рас­слабление, медленная ходьба с сохранением правильной осан­ки, дыхательные упражнения. По показаниям индивидуально используется лечение положением.

24 слайд

Описание слайда:

Продолжительность различных частей занятия зависит от физической подготовленности детей, поставленных задач, а шкже периода реабилитации. Темп упражнений обычно сред­ний и медленный в упражнениях, направленных на силовое развитие отдельных мышечных групп, а также в упражнениях корригирующего характера. Занятия лечебной гимнастикой следует проводить с учетом функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем, для чего необходимо оценивать воздействие нагрузок по сдвигам частоты пульса и его восстановлению (опре­деление физиологической кривой), а также общую тренирован­ность по простейшим функциональным пробам (20 приседа­ний, 30 подскоков) - пульсу и АД. Очень важно в процессе занятия оценивать силу и выносливость различных групп мышц, применяя двигательные тесты. О силе и выносливости мышц-разгибателей туловища судят по времени удержания верхней части туловища на весу, а также состоянию мышц, обеспечивающих наклоны вправо и влево. О силе выносливос­ти мышц живота судят по числу переходов из положения лежа на спине в положение сидя с фиксированными ногами. Ориентиром могут служить нормативные показатели, ус­тановленные для детей A.M. Рейзман и Ф.И. Багровым: для мышц-разгибателей туловища в 7-11 лет - 1-2 мин, в 12- 16 лет - 1,5-2,5 мин; для мышц живота в 7-11 лет - 15-20 движений, в 12-16 лет - 25-30 движений в темпе, не превы­шающем 16 движений в минуту. Показатели функциональных проб обеспечивают дифференцированный подход к назначению индивидуального комплекса на занятиях лечебной гимнасти­кой.

25 слайд

Описание слайда:

Значительное место в физической реабилитации сколиозов занимает лечебное плавание; его оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение в жизни ребенка трудно переоценить. Во время плавания обеспечивается естественная разгрузка по­звоночника, а самовытяжение во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. При выполнении гребковых движений последовательно вовлекаются в работу почти все мышечные группы, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Одновременно укрепляются мышцы живота, спи ны и конечностей, совершенствуется координация движений. Современная методика лечебного плавания разработан» сотрудниками московской ортопедической школы-интерната № 76 Л.А. Бородич, Р.Д. Назаровой. Исследователи доказали, что основным стилем плавания для лечения сколиоза у детей является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мыш­цы туловища статически напряжены. При этом плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикуляр­но движению, движения рук и ног симметричны, производят­ся в одной плоскости. При этом стиле плавания минимальны возможности увеличения подвижности позвоночника и враща­тельных движений корпуса и таза, крайне нежелательные при сколиозе. Плавание стилем кроль, баттерфляй и дельфин в чистом виде применять в лечебном плавании для детей со сколиозом нельзя. Однако могут применяться элементы этих стилей. Подбор плавательных упражнений учитывает степень сколио­за. При сколиозе I степени используют только симметричные плавательные упражнения: брасс на груди, удлиненная пауза скольжения, кроль на груди для ног. При сколиозе II-III сте­пени задача коррекции деформации диктует применение асим­метричных исходных положений. Плавание в позе коррекции после освоения техники брасса на груди должно занимать на занятии 40-50% времени. Это значительно снимает нагрузку с вогнутой стороны дуги искривления позвоночника.

26 слайд

Описание слайда:

Для детей со сколиозом II-III степени исходное положе­ние коррекции подбирается строго индивидуально в зависимо­сти от типа сколиоза. Например, при грудном типе сколиоза с вершиной на 8-9-м грудном позвонке для снижении компрес­сии с вогнутой стороны дуги применяют асимметричные ис­ходные положения для плечевого пояса: рука с вогнутой сторо­ны сколиоза выносится при плавании вперед. При поясничном гипе сколиозы (вершина дуги на 2-3-м поясничном позвон­ках), грудино-поясничном типе сколиоза (вершина дуги на 12-м грудном или 1-м поясничном позвонках) для коррекции дуги могут быть использованы асимметричные исходные по­ложения для тазового пояса: при плавании нога с выпуклой стороны поясничной дуги отводится с фиксацией таза на дос­ке. При комбинированном типе сколиоза с двумя первичными дугами (грудной и поясничный) особое внимание уделяется коррекции грудной дуги. Д.М. Цверава (1985), помимо традиционных форм реаби­литации, предложил для лечения нарушений осанки во фрон­тальной плоскости и диспластического грудино-поясничного сколиоза I степени применять верховую езду. Эффективность лечения конным спортом, по мнению автора, заключается в следующем: стабилизации мобильности позвоночника, т.е. устранении функционального компонента; создании мощного, надежного мышечного корсета туловища; в обучении активной коррекции туловища самовытяжением; устранении скованнос­ти в движениях; выработки правильной осанки; повышении устойчивости высшей нервной деятельности; снятии «комплекса неполноценности»; повышении функции опорно-двигательной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; развитии ловкос­ти, смелости, организованности, внутренней дисциплинирован­ности и любви к животным. Конный спорт противопоказан при поясничном сколиозе, так как способствует усилению торсии позвонков и увеличива­ет степень пояснично-крестцовой дуги; при грудино-поясничном сколиозе I степени, когда вершина искривления находите ниже Ц и L2, так как тренировка подвздошно-поясничных мышц, интенсивно проводящаяся при верховой езде, неблаго» приятно влияет на его течение.

27 слайд

Описание слайда:

Организационное лечение сколиотических больных подразделяется на 3 вида: амбулаторное лечение; лечение в специа­лизированных школах-интернатах; стационарно-санаторное лечение. Амбулаторному лечению подлежат: дети с дугой сколиоза до 10° и торсией 5-10° (без опи­санных признаков прогрессирования); дети с впервые выявленным сколиозом I-III степени с законченным ростом, но нуждающиеся в тренировке мышц и постановке правильной осанки. После обучения физическим упражнениям, увеличения сило­вой выносливости мышц и постановки правильной осанки де­тям первой группы и второй группы с I-II степенью сколиоза рекомендуется рациональное повышение физических нагрузок в секциях плавания, волейбола, ходьба на лыжах.

28 слайд

Описание слайда:

Примерные упражнения ЛФК при сколиозе у детей Лечь на спину. Затем расположить руки на затылке. Развести локти в сторону, а затем вернуть их в исходное положение. Лежа на спине, согнуть ноги в коленях. Затем поочередно приводить колени к животу. Лечь на спину и согнуть ноги в коленях. После этого приподнимать таз и прогибаться в грудном отделе позвоночника. Лежа на спине, приподнимать туловище, тем самым осуществляя прогибы в грудном отделе позвоночнике. Лежа на животе, вытянуть руки вдоль тела ладонями вниз. Опираясь на ладони, поочередно приподнимать ноги вместе с туловищем. Лежа на спине, совершать вращательные движения ногами по типу велосипеда. Во время вращений стараться приблизить ноги максимально к поверхности пола, не касаясь его. Лежа на спине, осуществлять перекрестные движения ногами в горизонтальной и в вертикальной плоскости по типу ножниц. Лежа на спине, поднять ноги вместе. Затем развести их в стороны, и удерживать в таком положении в течение нескольких секунд. Лежа на животе, поднять голову и плечи, удерживая их в таком положении в течение нескольких секунд. Точно так же, лежа на животе, одновременно приподнимать нижние конечности и верхнюю часть туловища, опираясь на грудную клетку. Пассивное вытяжение. Для этого, лежа на спине, стараться максимально вытянуть тело вдоль продольной оси. Для этого следует тянуться головой вверх, а ногами – вниз. Лежа на животе, имитировать руками и ногами плавательные движения.

29 слайд

Описание слайда:

Упражнения для укрепления мышечного корсета (по Т.А. Фонаревой, 1980) Для мышц спины: Лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. 1. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить. Удерживать это положение по команде инструктора. 2. То же упражнение, но кисти рук переводить к плечам или за голову. 3. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (как при плавании брассом). 4. Руки в стороны, назад, в стороны, вверх. 5. Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. 6. То же, что и упр. 5, но выполнять прямыми руками круговые движения. Упр. 1-6 выполнять с усложнением - задержкой каждого движения до 3-4 счетов. В дальнейшем можно использовать отягощения и сопротивление. 7. Поочередно поднимать прямые ноги, не отрывая таза от пола. Темп медленный. 8.Приподнимать обе прямые ноги с удержанием их до 3-5 счетов. 9. 1 - поднять правую ногу, 2 - присоединить левую, 3-6 -держать, 7 - опустить правую ногу, 8 - опустить левую ногу. 10.Поднять прямые ноги, развести их, соединить и опустить в и.п. 11. Упр. 11-13 выполнять в парах, лежа на животе друг против друга, мяч в согнутых руках перед собой. Перекатывание мяча парт¬ неру, ловля мяча с сохранением приподнятого положения головы и плеч. 12. Бросок мяча партнеру. Руки вверх, голова и грудь приподняты, поймать мяч. 13.В руках гимнастическая палка. Бросить палку партнеру, пой¬ мать ее хватом сверху или снизу. Лежа на животе на гимнастической скамейке: 14. Приподнять голову, грудь и прямые ноги. Удерживать это положение 3-5 счетов. 15. Выполнение руками и ногами движений, как при плавании брассом. 16. Перекатывание набивного мяча партнеру.

30 слайд

Описание слайда:

Профилактика функционального сколиоза у детей Подбирайте правильно своему ребенку матрас, дабы он был не сильно твердым, но и не совсем уж мягким. При возможности, предпочтение отдавайте ортопедическим матрасам. Подушку ребенку кладите только после года. И знайте, она непременно должна быть плоской, то есть невысокой. Необходимо правильно придерживать малыша, беря его на руки, - поддерживайте ему спинку. Старайтесь не выкладывать своего кроху постоянно на одну сторону - нужно регулярно чередовать левый и правый бок. Не усаживайте своего малыша пассивно (к примеру, опирая его каждый раз на подушку). Он должен все-таки научиться сидеть самостоятельно, то есть, крепко держать свою спинку непосредственно в вертикальном положении. Приучайте ребенка проводить любые занятия, такие как рисование, лепка, конструктор, аппликация, только за столом. Создайте ребенку правильный и полезный режим питания. Это облегчит нагрузку на позвоночник. Обеспечьте малышу богатое минеральными/витаминами питание (особенно позвоночнику необходимы: кальций, медь и цинк). Приучите ребенка заниматься утренней гимнастикой. Научите свое чадо правильно сидеть за столом. Расскажите ребенку о том, что затылок обязательно должен быть чуть-чуть приподнят и немного отведен назад, а вот подбородок наоборот - слегка опущен. Важно заметить, что при таком положении улучшается кровоснабжение головном

31 слайд

Описание слайда:

32 слайд

Описание слайда:


Причины, классификация искривлений. Позвоночник, если смотреть на него сзади, должен быть прямым. У некоторых он, однако, принимает S- образную форму (сколиоз). В легких случаях это не ведет к каким-либо осложнениям. При значительном искривлении позвоночника, когда он поворачивается вокруг своей оси, иногда возникают боли и его способность нормально функционировать уменьшается.






1. Первично возникшая патологическая кифотическая деформация в грудном отделе позвоночника приводит к смещению центра тяжести туловища кпереди. В ответ для компенсации этого патологического состояния происходит откидывание всего туловища кзади за счет разворота таза в тазобедренных суставах, поскольку этот механизм компенсации является наиболее эффективным.


2. Вновь возникшая биомеханическая ситуация приводит к изменению нагрузок в поясничном отделе позвоночника, который, будучи менее жестким, чем грудной отдел, под действием увеличившихся изгибающих нагрузок за счет увеличения плеча силы продолжает изгибаться, что приводит к постепенному усилению поясничного лордоза. Продолжающееся усиление лордоза неминуемо приводит к утрате вертикального положения туловища. Для предотвращения этой ситуации по мере усиления поясничного лордоза происходит постепенное возвращение таза в нормальное положение.


3. Создавшаяся новая патологическая биомеханическая ситуация равновесия системы не исключает дальнейшего прогрессирования как грудного кифоза, так и поясничного лордоза. Включившиеся в процесс компенсации мышцы туловища фиксируют положение таза и тем самым выключают первоначальный механизм компенсации. Теперь продолжающееся увеличение грудного кифоза может быть компенсировано только за счет сгибания в коленных и тазобедренных суставах, т.к. физиологические возможности переразгибания поясничных двигательных сегментов также исчерпаны. Сгибание в коленных и тазобедренных суставах наиболее отчетливо сказывается на изменении пространственного положения грудного отдела позвоночника, что проявляется в изменении положения хорды его дуги.


4. Формируется типичная поза больного, которая позволяет удержать туловище в вертикальном положении, но не предотвращает медленного прогрессирования грудного кифоза, который с возрастом и по мере завершения перестройки тел позвонков становится ригидным.




Лечение. Лечение сколиоза складывается из трех взаимосвязанных звеньев: мобилизация искривленного отдела позвоночника, коррекция деформации и стабилизация позвоночника в положении достигнутой коррекции. Для коррекции деформации позвоночника весьма эффективны методики мануальной терапии.

Слайд 1

Сколиоз Урок здоровья

Слайд 2

Постановка проблемы

В последние годы наблюдается увеличения количества школьников с нарушением осанки. Нарушение осанки в детстве приводит в дальнейшем к искривлению позвоночного столба – сколиозу.

Слайд 3

По результатам медицинского осмотра в нашей школе:

в 2007 – 2008 учебном году из 266 учащихся начальных классов нарушение осанки обнаружилось у 32 человек (13%), а из 756 учащихся всей школы нарушение осанки оказалось у 150 человек, а 9 человек больны СКОЛИОЗОМ! По данным медицинской статистики в Маслянинском районе больны сколиозом 20 детей до 15 лет и 35 подростков от 15 до 18 лет. В нашем классе в 2006-2007 г.(1 класс) ни у кого не было обнаружено нарушения осанки. Во 2 классе с нарушением осанки 1 человек. В 3 классе – 2 человека. Если так пойдёт дальше, то сколько человек с искривлением позвоночника будет среди нас в 11 классе? Кто уже сосчитал? Не пора ли задуматься над этим?

Слайд 4

Цель урока

Обратить внимание учащихся, родителей и учителей на проблему сохранения правильной осанки учащихся и поиск путей решения данной проблемы

Слайд 5

Что мы узнали о сколиозе

Сколиоз – искривление позвоночного столба. При этом заболевании человек испытывает постоянную сильную боль в спине, фигура становится некрасивой, меняется походка. Человек не может вести полноценный образ жизни: заниматься физическим трудом, спортом, танцами. Кроме того, нарушается работа внутренних органов – лёгких, сердца, почек и т.д.

Слайд 6

Если вовремя не начать исправлять неправильную осанку, это может привести к сильному искривлению позвоночника, которое очень тяжело поддаётся лечению. Чем раньше начать лечение (выполнение комплекса упражнений, массаж, ношение корсета), тем легче исправить нарушение осанки.

Слайд 7

Так выглядит спина при сколиозе.

Так искривлён позвоночный столб при сколиозе

Слайд 8

Причины нарушения осанки в школьном возрасте:

Неправильное положение тела ученика во время работы за письменным столом. Ношение сумок с ремнём через одно плечо или портфелей вместо ранцев. Ношение слишком тяжёлых ранцев, сумок. Дети ведут малоподвижный образ жизни, вместо занятия спортом, сидят у компьютеров. Поэтому мышцы их тела развиты слабо и не могут удерживать позвоночник в прямом положении. Дети мало бывают на улице, не занимаются физическим трудом. Многие ребята отказываются от пищи, содержащей витамин D (печень, рыбий жир, яичный желток и пр.) А витамин D нужен для того, чтобы кости были прочные и правильно развивались.

Слайд 10

Можно ли вылечить сколиоз?

Лечение проходит успешно, если заболевание обнаружено на ранних этапах развития. Способы лечения: гимнастика, массаж, ношение корсета. Рекомендуется занятия спортом (плаванием), солнечные ванны, прогулки, богатое витаминами питание. Спать нужно на твёрдом матраце.

Слайд 11

А сколько весят ранцы учеников в нашем классе?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили: Взвесить пустые ранцы наших учеников. Несколько раз взвесить полные ранцы. Подвести итоги по номинациям: самый лёгкий пустой ранец; самый тяжёлый пустой ранец; самый лёгкий полный ранец; самый тяжёлый полный ранец; «чемпион по ношению тяжестей»;

Слайд 12

Интересно, сколько должен весить ранец ученика?

Согласно гигиеническим нормам масса пустого ранца не должна превышать 500 граммов. А масса полного ранца должна составлять не более 10% от массы тела ученика.

Слайд 13

Итоги исследований в нашем классе и выводы

Самый лёгкий ранец (пустой) весит 250 граммов. Самый тяжёлый ранец (пустой) весит 1 кг Самый тяжёлый ранец с учебными принадлежностями весил 5 кг. Самый лёгкий ранец с учебными принадлежностями весил 1 кг 200 г Постоянно следят за тем, чтобы в портфеле не было лишних предметов 3 человека. Часто, но не всегда – 9 человек. Часто носят в школу лишние вещи – 7 человек. Очень часто носят в школу лишние вещи – 6 человек. В нашем классе учатся 4 «чемпиона по ношению тяжестей». Масса их портфелей превышает норму от 900 граммов до 1 кг 400 граммов.

☺ ПРОСИМ ВАС: НЕ ПОКУПАЙТЕ ТЯЖЁЛЫЕ РАНЦЫ! ВРАЧИ РЕКОМЕНДУЮТ СРЕДНИЙ ВЕС ПУСТОГО РАНЦА ДЛЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ –500 Г. ☺ ВАШИ ДЕТИ БЫСТРЕЕ УСТАЮТ, ТАСКАЯ ЗА СВОЕЙ СПИНОЙ ТЯЖЕЛОВЕСЫ ☺ ПОЖАЛУЙСТА, ПОЗАБОТЬТЕСЬ О ВАШИХ ДЕТЯХ И ОБ ИХ ЗДОРОВЬЕ! ☺ РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ СКАЗКУ О ЗЛОМ СКОЛИОЗЕ И НАПОМИНАЙТЕ О НЕОБХОДИМОСТИ СЛЕДИТЬ ЗА СВОЕЙ ОСАНКОЙ

Слайд 15

Сказка о Сколиозе

В одной ужасной стране – стране Болезнии высоко в Горбатых горах жил – был очень вредный и злой колдун Сколиоз. Он был очень маленького роста, у него был большой горб и очень длинные руки. Но самым неприятным в нём было его лицо: всегда угрюмое и нахмуренное, зеленоватого цвета с красными глазами, наверное, от злости. Сколиоз никогда не улыбался и не смеялся, и терпеть не мог человеческие улыбки и смех. Когда он вылетал из своего логова и пролетал над человеческими поселениями, то надевал на себя шапку – невидимку, и поэтому никто из людей его никогда не видел. Но когда Сколиоз слышал человеческий смех, или видел, как люди улыбаются, то ему казалось, что они смеются над ним, над его некрасивой внешностью. Из-за этого он ненавидел всех людей! Особенно он ненавидел красивых, стройных и здоровых людей.

Слайд 17

Шемонаева Анна Тарасова Саша

Слайд 18

Думал он, думал и придумал, как навредить людям. Он сварил колдовское зелье, которое делало людей похожих на самого Сколиоза. Сколиоз брызгал зельем на спину людям, и у них постепенно искривлялся позвоночник, вырастал горб, руки опускались ниже колен. Люди переставали улыбаться и смеяться. Конечно, когда имеешь такую фигуру, то не до смеха. И в наши дни злой колдун Сколиоз летает невидимкой среди людей и брызжет на них своё зелье. Но не на всех действует это зелье! Оно совершенно не действует на спортсменов и на людей, которые всегда следят за своей осанкой. Задумайтесь, ребята, а на вас подействует зелье Сколиоза?

Слайд 19

Черепанова Вика

Слайд 22

Литература:

Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007, 80 с. (Методическая библиотека). Сказки о здоровье. – Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по новосибирской области. Новосибирск, 2008. Проекты и исследования. // Начальная школа, 2008. - №5, с22 – 24. Медицинская энциклопедия; Редкол.:Е.Б. Еновская (отв. ред.), А.А. Горчицина, М.В. Гонгарта (пер. с англ.). – Тверь: «Мой мир», ОАО «Тверской полиграфический комбинат», 2004. – 414 с.

* Цель: Изучение и предотвращение проблемы сколиоза. Изучение методов его лечения. * Задачи: * Сбор информации о сколиозе, причинах его появления, классификации и симптомах. * Подбор комплекса упражнения для профилактики сколиоза. * Сбор сведений о методах лечения сколиоза.




* Развитие сколиоза доказывают симптомы расположения одного плеча выше другого в положении стоя, выпирание угла одной лопатки. * При выраженном сколиозе наступают такие симптомы, как нарушение походки и перекос таза. В результате страдают внутренние органы лёгкие и сердце. * Осложнения не леченого сколиоза: деформация грудной клетки, ограничение функций лёгких и, как следствие, - полицитемия и лёгочная гипертёнзия, сердечная недостаточность (из-за повышенного давления со стороны грудной клетки).


* По времени проявления: * Инфантильными идиопатическими сколиозами называются сколиозы, появившиеся между первым и вторым годом жизни. * Ювенильными идиопатическими сколиозами называются сколиозы, появившиеся между четырьмя годами и шестью. * Адолесцентными (подростковыми) идиопатическими сколиозами называются сколиозы, возникающие в основном между десятью и четырнадцатью годами. * Так же сколиоз бывает врожденным.




* Врожденные причины сколиоза: К врождённым причинам сколиоза относят нарушения нормального внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков, образованию клиновидных и дополнительных позвонков и других патологий. Причиной нарушения нормального внутриутробного развития может быть не правильное питание матери, наличие вредных привычек, пренебрежение физическими нагрузками и т.д. Так же пагубное влияние на ребёнка при рождении может оказать неправильная форма таза матери.


* Приобретённые причины сколиоза: * Причинами развития сколиоза являются: * Травмы (переломы позвоночника). * Подвывихи шейных позвонков, которые ребёнок получает от приёмов родовспоможения. Травма всегда сопровождается сдвигом одного позвонка относительно другого, как говорят специалисты, происходит его подвывих, то есть сдвиг в сторону от вертикальной оси, что приводит к нарушению симметрии тела. * Неправильное положение тела, из-за физиологических особенностей человека (плоскостопие, разная длина ног, косоглазие или близорукость из-за которых человек вынужден принимать неправильную позу при работе).


Приобретённые причины сколиоза: * Неправильное положения тела, из-за профессиональной деятельности человека, при которой он постоянно прибывает в одной позе (работа за столом с постоянно наклонённой головой, просто неправильная поза на стуле, привычная неправильная осанка и т.д.). * Разная развитость мышц, причём это может быть обусловлено каким либо заболеванием (односторонний паралич, ревматическими заболеваниями и т.д.). При этом может нарушаться равномерная тяга мышц, что приводит к более большему искривлению. * Неправильное питание, слабое физическое развитие. * Рахит, полиомиелит, туберкулёз, плеврит, радикулит и другие заболевания.


* Консервативная терапия * Бескровное (консервативное) эффективное лечение сколиозов в европейской практике в настоящее время представляет собой специализированную антисколиозную гимнастику. Сколиотическое нарастание осанки должно лечиться специализированной гимнастикой. Для более серьезных искривлений используется гимнастика и корсеты (по крайней мере, на ночь). * Прогрессирующие сколиозы должны лечиться деротирующим корсетом. К этому, по возможности, рекомендуется стационарное лечение интенсивная реабилитация в одной из узкоспециализированных клиник. * Для коррекции деформации позвоночника весьма эффективно применение методов мануальной терапии. По мнению большинства врачей, консервативное лечение сколиоза эффективно лишь при начальных степенях сколиоза, при тяжелых прогрессирующих формах сколиоза основным методом является хирургический.


* Хирургическое лечение * Исходные показания к операции меняются в зависимости от возраста и эффективности доступного корсетного лечения, если все возможности доступного консервативного лечения исчерпаны и не принесли достаточного успеха. * При поздно начавшемся (в подростковом возрасте) идиопатическом сколиозе операция, как правило, не является необходимой с медицинской точки зрения. * При оперативном лечении позвоночник выпрямляется до определенного угла при помощи металлических стержней, что ведет к обездвиживанию этих отделов позвоночника. Операция при сколиозе подходит прежде всего для сильных искривлений, которые больше не могут лечиться другими методами. Оперативная фиксация может предотвратить дальнейшую прогрессию и ухудшение состояния.




* Комплекс основных упражнений ЛФК при сколиозе: * 3) вытянуть руки вперед, медленно отвести назад к бедрам, пронося над медицинболами, поставленными на уровне лопаток (рис.5) * 4) в положении лежа на спине, упираясь локтями согнутых рук, приподнять лопатки над полом и выполнять медленные кивательные движения (рис.6)


* Процедуру массажа проводят в следующем порядке: * 1. Укладывают пациента на живот, руки вдоль тела, голова повернута в сторону, противоположную ротации шейного отдела позвоноч­ника, обусловленной сколиотической деформацией. Под голеностопные суставы подкладывают валик. Начинают с продольного поглаживания одновременно обеих половин спины дви­жения плавные, ритмичные, длинные вдоль всего позвоночника вы­полняются за счет слаженного движения рук, корпуса и ног. Постепенно переходят от поверхностного к более глубокому поглаживанию. * 2. Затем выполняют глубокое трение ребром ладони с отягощением длинными движениями вдоль позвоночника.



* 3. Затем массажист основанием правой и ребром левой ладони захватывают кожно-подкожную складку возможно большей толщины и встречными круговыми движениями правая к себе, левая от себя, растирают складку между ладонями; правая ладонь одновременно осуществляет разминание под­лежащих мышц скользящим давлением. Движения должны быть плав­ными, ритмичными, контакт массирующих ладоней с тканями по­стоянным


* 4. Затем массажист укладывает больного на правый бок лицом к себе. Под грудную клетку подкладывает плотную подушку толщиной 68 см. Правое предплечье под головой, левая рука вытянута вперед. Левая нога слегка согнута, лежит впереди правой. На правой ноге в области голено­стопного сустава закрепляется браслет. К браслету прикреплен шнур с крюком, на крюк навешиваются мешочки с песком. Вес мешков составляет 1020% от веса пациента. Выполняется разминание основанием ладони левого разгибателя спины на поясничном уровне резкими отрывистыми рит­мичными толчками. В этом же положении выполняется массаж и растягивание большой грудной мышцы.


* 5. Затем больной ложится на левый бок, под поясницу подкладывается валик, левая рука вытянута вперед, правое предплечье упирается в поверхность стола, фиксируя вентральный наклон; груз, составляю­ щий 1015% от веса пациента, закрепляют на левой руке аналогично креплению на ноге. Выполняется оттягивающее разминание левого разгибателя спины на уровне грудного отдела; разминание пpaвого разгибателя спины на грудном уровне выполняется резкими отрывистыми ритмичными движениями (23 минуты). * Интенсивность выполнения приемов подбирается соответственно общему состоянию и степени физического развития пациента. Недо­ пустимы болезненность, образование кровоподтеков. * Массажист не должен пытаться корректировать деформацию позво­ ночника это является исключительной компетенцией врача.



Современные дети много сидят и родители должны у них формировать вот такие привычки: 1.Сидеть неподвижно не более 20 минут. 2.Стараться вставать как можно чаще и как минимум 10 секунд гулять по комнате. 3.Сидя менять положение ног: ступни вперёд, назад, поставить их вместе, а потом раздельно и так далее. 4.Ребёнка надо обязательно обеспечить удобным местом для работы и учёбы. 5.Несколько раз в день выполнять упражнения разминки для позвоночника и мышц спины.


Как выглядит удобный рабочий стул для взрослых и детей: Хороший стул можно регулировать по высоте от пола и высоту поясничной опоры спинки. Стул должен иметь подлокотники. Cтопы должны полностью стоять на полу. Поверхность сиденья должны быть ровной и наклонена вперёд примерно на 15. Спинка стула должна повторять анатомические изгибы позвоночника, поддерживать спину в районе поясницы и лопаток, снимая таким образом излишнее напряжение с мышц в этой области. Сидя следите за осанкой – не сутультесь, но и не старайтесь сидеть прямо «как палка». Грудная клетка слегка приподнята, плечи не надо излишне поднимать они должны лежать расслабленно на грудной клетке. Очень полезно почаще менять позу немного крутиться, вертеться, сгибаться. Если вы часто и без рывков меняете позицию во время сидячей работы, то межпозвоночные диски и мышцы спины не испытывают излишней нагрузки и дольше сохраняют работоспособность и здоровое состояние.


Как правильно спать Ночной отдых очень важен для здоровья всего организма и в частности для восстановления позвоночника и расслабления мышцы спины. Будет ли организм отдыхать ночью или наоборот накапливать усталость зависит от положения, в каком спит человек. Основные советы, которые помогут организовать ночной отдых полезный для профилактики сколиоза. 1. Постель не должна быть ни мягкой и ни твёрдой, она должна немного пружинить под телом человека. 2. Самое полезное положение для сна – на левом или правом боку с немного согнутыми ногами. Сон на спине или животе создаёт напряжение в мышцах спины.


Как правильно спать 3. Сон совсем без подушки вреден для здоровья, большая и мягкая подушка тоже создаёт массу неудобств в организме. Наиболее подходящей считается подушка-валик. Высота подушки подбирается индивидуально, надо чтобы впадина между затылком и лопатками была заполнена, а позвоночник оставался прямым.




* Упражнения можно выполнять в любой последовательности. * Упражнение 1. Лечь так, чтобы лоб коснулся пола, вытянуть руки вдоль тела. Расслабиться. Медленно отклонить голову назад и усилием мышц спины оторвать тело как можно дальше от пола без помощи рук. Вытянуть руки вперед и поставить их на уровне плеч, пальцы обращены друг к другу. Очень медленно оттолкнуться от пола при помощи рук. В крайнем положении медленно сосчитать до 15. Медленно опускайте тело, совершая все движения в обратном порядке. Опустив корпус примерно на половину, прижать руки к бокам и заставить работать мышцы спины. Упражнение очень медленно проделать еще 2 раза. * Упражнение 2. Сесть на пол, вытянув вперед ноги. Ступни должны быть сдвинуты вместе. Корпус держать прямо, без напряжения. Руки положить на колени. Медленно поднять руки над головой и отвести корпус назад на см. Медленно вывести руки вперед и наклонить корпус. Плотно охватить руками колени или икры. Мягко наклонить корпус вниз. Медленно сосчитать до 20 в таком положении. Продвинуть руки по направлению к ступням и крепко охватить лодыжки. Мягко наклонить корпус вниз. Медленно сосчитайте до 20. Повторите упражнение еще 2 раза.


* Упражнение 3. Лечь так, чтобы подбородок упирался в пол, а руки были прижаты к бокам. Согнуть ноги в коленях, держа пятки вместе. Протянуть руки назад и попытаться ухватить ими ступни ног. Крепко удерживая ноги, медленно и без усилий поднять корпус вверх. Не опуская корпуса, поднимите ноги. Голова отклонена назад. В крайнем положении сосчитать до 15. При выходе из позиции важно придерживаться указанной последовательности - сначала опустить колени на пол, но не выпускать ступни ног. Не выпуская ноги, опустить корпус, пока подбородок не коснется тела. Теперь опустить ноги. Расслабиться. Упражнение выполнить 2 раза. * Упражнение 4. В положении стоя вытянуть руки перед собой. Очень медленно наклониться вперед, насколько это возможно без перенапряжения. Ноги в коленях не сгибать. Взять руки в замок позади коленей или икр. Наклонить корпус к коленям. Сосчитать до 10. Сдвинуть сцепленные руки как можно ближе к щиколоткам. Прижать лоб к коленям. Сосчитать до 10. Медленно выпрямить корпус. Упражнение выполнить четырежды в каждой из позиций.


* В нашем проекте мы изучили такую серьезную болезнь, как сколиоз, методы ее лечения и профилактики. Рассмотрели примеры упражнений и массажа против сколиоза. А так же привели для вас необходимые рекомендации по предотвращению сколиоза. Надеемся наши советы нам помогут справиться с этой проблемой или предотвратить ее.



Похожие статьи