Исследование индивидуальных особенностей воображения примеры. Изучение воображения в общей психологии

Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: «Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисование прекращайте».

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?»

Обработка результатов

Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения

Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, лающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простои. без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

19. Методика «Интеллектуальный портрет»

Общая характеристика

Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

Данная методика, как все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.

Познавательная сфера

1. Оригинальность мышления- способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).

2. Гибкость мышления — способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.

Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.

Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

4. Способность к анализу и синтезу.Анализ — линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, — ее синхронизация, объединение в единую структуру.

Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.

Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.

6. Высокая концентрация вниманиявыражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.

Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).

7. Память- способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки — важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.

Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.

Сфера личностного развития

1. Увлеченность содержанием задачи.Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь — интересом к содержанию.

Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед.

2. Перфекционизмхарактеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы.

Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

3. Социальная автономность — способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и независимости — качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу.

Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

4. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совмест-ных делах, что дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности.

Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.

5. Соревновательность- склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений — важный фактор развития личности, закалки характера.

Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.

6. Широта интересов.Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных являются большие возможности и универсализм. Широта интересов — основа многообразного опыта.

Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.

7. Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.

Как оценивать

Для оценки воспользуемся методом полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:

5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 — оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 — сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей.

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат — два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации.

График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу (график 1).

График 1. Методика «интеллектуальный портрет», пример построения «графического профиля» ребенка

Индивидуальные особенности воображения и его развитие

Рассматривая индивидуальные особенности воображения, в зависимости от преобладания того или иного качества у человека, можно выделить следующие:

Степень яркости и глубины образов. Яркость воображения зависит от эмоциональной сферы человека и уровня чувствительности. На высоком уровне развитости воображение у творческих людей музыкантов, художников, писателей.

Живость и сила воображения. Создание неправдоподобного и неестественного, свойственное сказочникам и писателям-фантастам.

Степень правдивости и реалистичности. Фантазии в области нереальных представлений или обыденное фантазирование.

Широта воображения. Богатство содержания воображения, одновременное использование представлений с различных сфер, с будущего настоящего и прошлого.

Произвольность воображения. Использование воображения для достижения поставленного результата.

Тип сенсорности. Преобладание слуховых, зрительных или двигательных образов воображения. Принадлежность к какому либо типу воображения существенно отражается на индивидуальных и психологических особенностях личности.

Профессиональная деятельность человека. Доминирующие потребности человека и область деятельности непосредственно зависят то воображения.

Рассматривая воображение и индивидуальные особенности воображения можно сделать вывод о том, мы создаем в сознании не существующий образ, учитывая прошлый и полученный опыт, тем самым взаимодействуя с объективной реальностью, в этом и заключается суть воображения. Оно развито и проявляется по-разному в любых сферах жизнедеятельности человека. И его не развитость делает обыденную жизнь не эмоциональной и бедной.

Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, — писателей, художников, музыкантов, ученых.

Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления.

Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т. д. Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью человека. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Воображение выполняет функции программирования и прогнозирования деятельности субъекта путем создания модели конечного или промежуточного ее продукта. Это возможно благодаря предвидению средств и результатов предметной деятельности. Воображение необходимо для создания программ поведения человека в условиях неопределенности ситуации, для продуцирования образов, заменяющих реальную деятельность, и для создания представлений, соответствующих описаниям объектов или их отдельных свойств.

Воображение основывается на представлениях, прежде всего, на образах предметов и явлений, сложившихся в прошлом опыте субъекта и запомнившихся. Но память при представлении отличается от обычного воспроизведения. Представление – это работа во внутреннем психологическом плане с образами прошлого, но уже с изменением в форме, содержании, связях.

Преобразование образов представлений осуществляется в любой репрезентативной системе психики способами агглютинации, акцентирования, типизации, схематизации и др.

Таким образом, воображение – это не просто разновидность психического отражения, а психологическое конструирование свойств предметов, явлений, отношений.

Любая творческая деятельность обеспечивается воображением, которое являет собой самостоятельное создание новых образов, реализуемое в оригинальных и ценных продуктах.

Среди видов воображения выделяют преднамеренное и непреднамеренное, творческое и воссоздающее. А к важным свойствам воображения относятся его сила или яркость, продуктивность и оригинальность.

Задание 17
Исследование продуктивности воображения

Цель исследования: определить уровень продуктивности воображения.

Материал и оборудование: набор черно-белых фотографий теста Роршаха размером 9х12 см, бумага и ручка для записи.

Процедура исследования

Данное исследование лучше проводить или с группой испытуемых из 5-7 человек или с одним испытуемым. Испытуемому последовательно предъявляют фотографии из набора теста Роршаха и просят дать как можно больше толкований изображенного. Время и количество толкований каждой картинки-фотографии не ограничивается-Процедура толкования прекращается после того, как испытуемый уже больше не может увидеть и сказать ничего нового, начинает повторяться или сам отказывается от настояний экспериментатора увидеть еще нечто на что-либо похожее.

Инструкция испытуемому. "Посмотрите на эту картинку и скажите, что это? На что это похоже или что это могло бы быть? Картинку Вы можете рассматривать с разных сторон, меняя ее положение.

Если испытуемый во время исследования пытается найти "верный" ответ, то ему следует сказать, что ответы возможны разные и важно его собственное видение изображенного как в целом, так и в деталях. В процессе исследование экспериментатор фиксирует все ассоциации испытуемого и время интерпретации каждой картинки в протоколе свободной формы.

Обработка результатов

Цель обработки результатов – получение индекса продуктивности как количественной характеристики и показателя активности воображения. Для этого подсчитывается общее количество ассоциаций, возникших у испытуемого при толковании всех картинок-фотографий, и делится на число предъявленных. Картинку №5 из набора желательно исключить, потому что число ассоциаций по ней у испытуемых, как правило, меньше статистически значимого.

Коэффициент продуктивности можно представить следующей формулой:


П – коэффициент продуктивности воображения;
Е – сумма ассоциаций по картинкам набора;
n – количество фотографий из набора, которые испытуемый описывал в данном опыте.

Анализ результатов

Уровень продуктивности воображения определяют при помощи шкалы, помещенной в нижерасположенной таблице.


Продуктивность воображения характеризует активность ассоциативного процесса представления, являющего собой связь внешнего стимульного материала и психологических образов памяти, измененных воображением при поиске ответа на вопросы: "На что это похоже? Что это могло бы быть?"

В ходе анализа результатов следует принять во внимание то, в какой мере испытуемый был заинтересован исследованием. Иногда, вследствие слабого желания тестироваться или из-за того, что картинки испытуемому "не понравились", уровень продуктивности воображения снижается.

Кроме показателей продуктивности воображения при необходимости используют такие формальные характеристики, как преобладание деталей изображенного или описание картинки-фото в целом. Эти особенности связаны с развитием мышления и состоянием личностной сферы испытуемого. "Видение" человеческих фигур или, напротив, предметов отражает направленность восприятия субъекта. Фантастические представления типа ведьм, подземного царства, кентавров и т.п. можно рассматривать как склонность к мифологическому, пралогическому мышлению и воображению.

У лиц с очень высоким уровнем продуктивности воображения и оригинальностью толкований картинок-фотографий возможны способности или склонности к живописи и художественному творчеству. Особое внимание психолог-преподаватель должен обратить в период сдачи отчетов по исследованию на ответы испытуемых, которые почти во всех картинках-фотографиях видели образы, соответствующие белым пространствам, слишком часто называли ассоциации с дымом, облаком и т.п., а также тех, кто оказался несинтетичным и везде реагировал на мелкие детали, изображения. В этих случаях студентам-испытуемым нужно организовать специальную психодиагностику и, возможно, оказать психологическую помощь.

Задание 18
Исследование индивидуальных особенностей воображения

Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте".

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: "Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?"

Обработка результатов

Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения

Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, лающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простои. без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Определение гибкости воображения
и степени фиксированности образов представлений

Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.

Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение.

Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Определение степени стереотипности воображения

Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим.

К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты.

Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик.

Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак.

Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.

Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет.

Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

Анализ результатов

Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета.

В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых на обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет и рекомендует им обратиться сначала в психологическую службу вуза для специального психодиагностического исследования. Но при этом нужно воспользоваться каким-то предлогом, чтобы не травмировать психику студента предполагаемым диагнозом.

Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т.п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

Задание 19
Исследование творческого воображения

Цель исследования: дать оценку особенностям творческого воображения.

Материал и оборудование: бланки с напечатанными на них тремя любыми словами, например: шляпа, дорога, дождь; стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.

Процедура исследования

Данное исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы.

Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки могут быть розданы в конвертах или положены на стол перед испытуемым обратной стороной, чтобы до инструкции они не читали напечатанные на них слова. При тестировании группы даются одинаковые бланки каждому для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 минут составить из трех слов как можно большее количество предложений.

Инструкция испытуемому: "Прочитайте слова, написанные на бланке и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу Вам отводится 10 минут. Если все понятно, тогда начинаем!"

В процессе исследования экспериментатор фиксирует время и по прошествии 10 минут дает команду: "Стоп! Работу прекратить!"

Обработка и анализ результатов

Показателями творчества в данном исследовании являются:

  • величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;
  • сумма баллов за все придуманные испытуемым в течение 10 минут предложения.

Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.

Шкала оценки творчества

Характеристика составленного предложения

Оценка
предложения
в баллах


в остроумной и оригинальной комбинации.

В предложении использованы все три слова
без особого остроумия, но в оригинальной комбинации.

В предложении использованы все три слова
в обычной комбинации.

Заданные три слова использованы в менее необходимой,
но логически допустимой комбинации.

Правильно использованы лишь два слова, а третье использовано с натяжкой в силу чисто словесной связи.

Правильно использованы только два слова, а третье искусственно введено в предложение.

Задача правильно понята испытуемым, но
он дает формальное объединение всех трех слов
или использует их с искажениями.

Предложение представляет собой
бессмысленное объединение всех трех слов.


Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все после дующие предложения этого типа оцениваются половиной начального балла.

При подсчете баллы удобнее заносить в таблицу результатов.

Качественная характеристика творчества, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений. Эта оценка не превышает 6 и свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества либо намерение испытуемого действовать алогично и тем озадачить исследователя.

Таблица результатов.


Второй показатель – это сумма баллов. Он имеет смысл для анализа и интерпретации результатов, только если сравнивается работа нескольких человек, что возможно при доверительных отношениях в группе. У кого больше сумма баллов, у того, следовательно, больше продуктивность творческой деятельности.

Творческое воображение предполагает создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов. В данном случае – это создание предложений без заданного образца. Студенты филологии и студенты естественных факультетов различаются опытом работы с лингвистическим материалом, что важно учитывать. Кроме того, получаемый показатель творчества свидетельствует о субъективной новизне результатов, если они новы или оригинальны для самого испытуемого.

Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Ребенку в связи с этим предлагается выполнить три задания:

1. Придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

Методика № 4.1. «Вербальная фантазия»

(Речевое воображение)

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

1. Скорость процессов воображения.

2. Необычность, оригинальность образов воображения.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение 1 мин. Ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд отведенного времени, или если в течение 1 мин. Он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов воображения расценивается следующим способом.

Если ребенок просто пересказал то, что когда-то слышал

Методика № 4.2. «Особенности активного воображения»

(«Волшебные картонки» О.М. Дьяченко)

Материал: 12 карточек с изображением фигурок, карандаш.



Ход эксперимента:

1. Испытуемый получает по очереди по одной карточке и их рассматривает.

2. Инструкция испытуемому: «Посмотри на карточку. На ней изображена фигурка. Дорисуй к этой фигурке то, что захочешь, чтобы у тебя получилась своя картинка. Расскажи, что ты нарисовал».

Все данные фиксируются в таблице.

Номер фигуры Комментарии по ходу рисования Название картинки Объяснение по нарисованному
И т. д.

Обработка результатов.

Анализируется:

1. Момент начала рисования (сразу, обдумывал, варианты и т.д.).

2. Есть ли комментарий во время рисования.

3. Характер комментария (одним словом, подробный).

4. Используется ли предложенная по карточке фигура.

5. Оценка нарисованного.

Оценка результатов:

1-ый уровень. Испытуемый не принимает задания. Не использует фигурку. Рисует своё, что умеет.

2-ой уровень. Рисунок схематичный, контурный характер, нет деталей.

3-ий уровень. Пририсовывает детальки к фигурке.

4-ый уровень. Изображает отдельный предмет, включается в какой-либо воображаемый сюжет.

5-ый уровень. Качественное преобразование фигурки. Сюжетная картинка.

Подсчитывается коэффициент КОР (степень оригинальности рисунков).

Подсчитывается количество качественно преобразованных рисунков.

Форма отчетности:

1. Рисунки детей.

2. Заполненная таблица.

3. Протокол обработки данных.

4. Вывод об особенностях активного воображения.

Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.

Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение.

Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Определение степени стереотипности воображения

Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим.

К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты.

Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик.

Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак.

Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.

Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет.

Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

Анализ результатов

Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета.

В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых на обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет и рекомендует им обратиться сначала в психологическую службу вуза для специального психодиагностического исследования. Но при этом нужно воспользоваться каким-то предлогом, чтобы не травмировать психику студента предполагаемым диагнозом.



Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т.п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

Задание 3

Исследование творческого воображения

Цель исследования: дать оценку особенностям творческого воображения.

Материал и оборудование: бланки с напечатанными на них тремя любыми словами, например: шляпа, дорога, дождь; стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Учебно-практические и методические материалы

Приложение к УМК Т.Л. Рыжковской, С.А. Беляева,

С.В. Старовойтовой «Психодиагностика»

Часть 1

Исследование воображения..

Исследование индивидуальных особенностей воображения..

Исследование продуктивности воображения..

Исследование творческого воображения..

Исследование восприятия..

Исследование восприятия времени..

Исследование познавательного контроля при восприятии..

Исследование ощущений..

Исследование зрительных ощущений..

Исследование мышечно-суставных ощущений..

Исследование роли ощущений в познавательной деятельности
человека..

Исследование речи..

Исследование ригидности речи..

Исследование темпа устной речевой деятельности..

Исследование эготизма..

Методы диагностики внимания..

Исследование избирательности внимания..

Исследование концентрации внимания..

Исследование переключения внимания..

методика мюнстерберга..

методика «перепутанные линии».

Методика «расстановкА чисел».

Методика «Числовой квадрат».

Тест «Корректурная проба».

тест «таблица горбова-шульте».

ТЕСТ «ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ».

Методы диагностики памяти..

Исследование объема кратковременной памяти..

Исследование опосредованного запоминания..

Исследование преобладающего типа запоминания..

МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА».

МЕТОДИКА «Смысловая память».

Пиктограмма..

Сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий..

ТЕСТ «ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ».

ТЕСТ «ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ».

ТЕСТ «ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ..

Методы изучения мышления..

Исследование аналитичности мышления..

Исследование ассоциаций..

Методика «Тип мышления».

МЕТОДИКА «Ответные ассоциации».

МЕТОДИКА «ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ».

Исследование влияния установки на способ решения задач..

Исследование рефлексивности мышления..

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ».

Методика «Соотношение пословиц, метафор и фраз».

Методика «Сравнение понятий».

методика «Установление последовательности событий».

ТЕСТ «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ».

тест «Простые аналогии».

тест «Сложные аналогии».

ТЕСТ «Существенные признаки».

Тест эббингауза (Заполнение пропущенных в тексте слов)

Методы диагностики интеллекта, креативности, способностей..

Исследование умственных способностей..

ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА..

ТЕСТ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА Р. АМТХАУЭРА..

ТЕСТ КРЕАТИВНОСТИ ТОРРАНСА..

ТЕСТ МЕДНИКА (ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ)

Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник)

Краткий Ориентировочный Тест.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
В. В. БОЙКО..

Диагностика лидерских способностей (Жариков Е.,
Крушельницкий Е.)

Исследование эмоционально-волевых процессов..

Исследование волевой саморегуляции..

Исследование импульсивности..

Исследование настойчивости..

Исследование настроений..

Исследование субъективного контроля..

Диагностика волевого потенциала личности..

Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла)

Изучение состояния агрессии, тревожности..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ АГРЕССИВНОСТИ А. АССИНГЕРА..

Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко)

Опросник состояния агрессии Баса-Дарки..

тест школьной тревожности Филлипса..

ШКАЛа реактивной и личностной тревожности СПИЛБЕРГЕРА-Ханина..

Изучение состояния Депрессии, невроза..

Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ НЕВРОТИЗАЦИИ Л.И. ВАССЕРМАНА..

МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕПРЕССИВНЫХ
СОСТОЯНИЙ В.А. ЖМУРОВА..

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, РИСКА ДЕЗАДАПТАЦИИ В СТРЕССЕ «ПРОГНОЗ».

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ НЕВРОЗА К. ХЕКА И X. ХЕССА..

Шкала для психологической экспресс-диагностики
уровня невротизации (УН)

Семейные отношения..

Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР; В.Е. Каган, И.П. Журавлева)

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ А.Я. ВАРГА,
В.В. СТОЛИН..

Методика «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман,
Е.М. Дубовская)

Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре (А.Н. Волкова)

Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП)

Тест-опросник удовлетворенности браком...

Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях..

МЕТОДИКА PARI Е. ШЕФФЕР И Р. БЕЛЛА..

тесты на Мотивацию....

Анкета на основе методики оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой..

Диагностика групповой мотивации (И.Д. Ладанов)

Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан)

Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман)

Диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан)

Исследование деятельностной мотивационной структуры (К.Замфир)

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К УСПЕХУ Т. ЭЛЕРСА..

Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А.А. Реана)

Самооценка мотивационных состояний школьника (О.С. Гребенюк)

Тесты профориентации..

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК Е. КЛИМОВА..

КАРТА ИНТЕРЕСОВ ГОЛОМШТОКА..

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..

ТЕППИНГ-ТЕСТ.

Активизирующая профориентационная методика (Н.Пряжников)

Методики определения профессионально важных качеств (ПВК)

Методика выявления и анализ профессионально важных качеств специалистов системы «Человек-техника».

Опросник профессиональных склонностей (Л. Йовайши в
модификации Г.В. Резапкиной)

Тест-опросник КОС-1.

Методика КОС-2.

Учитель-ученик..

Диагностика доминирующей эмоциональной модальности
у педагогов (Л. А. Рабинович в модификации Т.Г. Сырицо)

Диагностика парциальной направленности личности учителя..

Методика изучения свойств нервной системы учащихся..

Опросник «Психологический портрет учителя / родителя»
(Г.В. Резапкина)

ШКАЛА СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА, ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ЧЕРТ.

Межличностные отношения..

Внешнегрупповая референтометрия..

Диагностика межличностных отношений (А.А. Рукавишников)

Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко)

Опросник Т. Лири «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) адаптация Л.Н. СОБЧИК..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОЦЕНКИ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ М. СНАЙДЕРА..

МЕТОД СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ..

Социоматрица..

Социограмма..

Карта-монограмма..

Социометрические индексы..

Референтометрия.

Методика изучения мотивационного ядра межличностных выборов.

Определение индекса групповой сплоченности Сишора..

Определение ролевых позиций в межличностных отношениях
(по Э.Берну)

Самооценка направленности контакта..

Самооценка психической устойчивости в межличностных
отношениях (М.В. Секач, В.Ф. Перевалов, Л.Г. Лаптев)

Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности
личности (Д. Рассел и М. Фергюссон)

Субъективная оценка межличностных отношений (С.В. Духновский)

Социально-перцептивная дифференциация малых групп..

Шкала психосемантических различий объекта социального взаимодействия

Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде

Методика оценки уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)

исследование ориентаций..

Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова)

МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» (М. Рокич)

Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина)

Определение жизненных ценностей личности (Must-тест)
(П.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова)

Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин)

Ценностный опросник (ЦО) С. Шварца..

МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ – 8».

Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО)

Исследование Руковдства коллективом...

Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е.П. Ильин)

Диагностика стилей руководства (А.Л. Журавлев)

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
В. П. ЗАХАРОВА И А. Л. ЖУРАВЛЕВА..

Самооценка руководителем стиля управления..

Стиль работы руководителя с документацией (И.В. Липсиц)

Проективные методы исследования личности..

ВОСЬМИЦВЕТНЫЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА..

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК « ДЖ. БУКА..

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ С.РОЗЕНЦВЕЙГА..

МЕТОДИКА «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

МИОКИНЕТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА Е.МИРА И М.ЛОПЕЦА..

Основы интерпретации рисунка «Несуществующее животное..

ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ТИПА
ЛИЧНОСТИ..

РИСОВАННЫЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (PAT) (Л.Н. Собчик)

МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ».

РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ «ДЕЛОВЫЕ СИТУАЦИИ» Н.Г. ХИТРОВОЙ..

ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ».

тест «дерево».

ТЕСТ «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР».

ТЕСТ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ АВТОПОРТРЕТ.

КАК УЗНАТЬ ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА ПО ЕГО ПОДПИСИ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАФОЛОГИЯ

Тест Роршаха..

РУКИ ТЕСТ (Напd Теsт)

ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ (ЦТО) М. ЭТКИНДА..

МЕТОДИКА РЕНЕ ЖИЛЯ..

ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ.

Метод графологической психодиагностики личности..

личностные методики..

Вербальная диагностика самооценки личности..

ГИССЕНСКИЙ ОПРОСНИК..

Диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова
в модификации Н.П. Фетискина)

Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов и др.)

Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)

Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко)

Диагностика личностного эгоцентризма..

Диагностика парциальных позиций интернальности- экстернальности личности (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд)

Диагностика полимотивационных тенденций в «Я-концепции»
личности (С.М. Петрова)

Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В.А. Лосенков)

Диагностика принятия других (по шкале Фейя)

Диагностика психодинамических свойств личности (Б.Н. Смирнов)

Диагностика социальной эмпатии..

Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях

Диагностика типологий психологической защиты...

Диагностика уровня личностной готовности к риску («РSК» Шуберта)

Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии..

Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл)

Диагностика эмоциональной направленности личности..

Индикатор копинг-стратегий (Д.Амирхан)

ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ..

«ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК» Г.Ю. Айзенк, EPI, 1963.

16-ти факторный личностный опросник кеттелла (187)

16-ти факторный личностный опросник кеттелла (105)

МЕТОДИКА «Q-СОРТИРОВКА» В. СТЕФАНСОНА.

МЕТОДИКА АЙЗЕНКА EPQ..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ДОМИНИРУЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В ОБЩЕНИИ В.В. БОЙКО..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНОЙ УСТАНОВКИ В. В. БОЙКО..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОТРЕБНОСТИ В ПОИСКАХ ОЩУЩЕНИЙ
М. ЦУКЕРМАНА..

Методика диагностики самооценки мотивации одобрения
(Шкала лжи) Д.Марлоу и Д.Крауна..

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ТИПА ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Л. И. ВАССЕРМАНА И Н. В. ГУМЕНЮКА..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ТИПА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕАКЦИИ НА ВОЗДЕЙСТВИЕ СТИМУЛОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В. В. БОЙКО..

Методика диагностики уровня развития общей рефлексии
А.В. Карпова..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ
ОДИНОЧЕСТВА Д. РАССЕЛА И М. ФЕРГЮСОНА..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
В. В. БОЙКО..

Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу..

Методика исследования самоотношения (МИС; С.Р. Пантилеев)

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ТЕМПЕРАМЕНТА..

Методика «Цель – Средство – Результат» (ЦСР)

Методика диагностики типа акцентуации характера
«Чертова Дюжина».

Методика «Уровень эмоционального интеллекта» (QLEI)

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ Т. В. МАТОЛИНА..

МНОГОУРОВНЕВЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК «АДАПТИВНОСТЬ».

Многофакторный личностный опросник FPI. Форма В..

Определение когнитивно-деятельностного стиля (Ребекка Л.)

Определение направленности личности (Б. Басса)

Определение психического выгорания (А.А. Рукавишников)

Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)

Опросник для изучении индекса жизненного стиля просник
Плутчика – Келлермана – Конте..

ОПРОСНИК САН..

Опросник уровня субъективного контроля (УСК)

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности
(ОФДСИ) В.М. Русалова..

Опросник Шмишека. Акцентуации характера..

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)

Перцептивно-образная самооценка (В.В. Бойко)

ПОЛОВОЗРАСТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКОГО САМОСОЗНАНИЯ..

Полоролевой опросник (С.С. Бем)

Психодиагностический тест (ПДТ) В. Мельникова, Л. Ямпольского..

Психологическая типология личности (К. Юнг)

Самоактуализационный тест.

ТЕСТ-ОПРОСНИК CАМООТНОШЕНИЯ..

Тест Куна. Тест «Кто Я?».

Тест темперамента В.М. Русалова..

Тест «Темперамент и социотипы».

Тест «Формула темперамента» (А. Белов)

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (опросник К. Леонгарда)

Экспресс-диагностика системно-характерологических отношений личности

Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности..

Экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассерман)

Список использованной литературы...

Исследование воображения

Исследование индивидуальных особенностей воображения

Цель исследования : определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование : три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: «Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисование прекращайте».

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при его выполнении?»

Обработка результатов

Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.



Похожие статьи