Какой рыцарский орден возглавил павел 1 в. Мальтийский орден в россии

Хотя из-за шуток отца на тему «неизвестно откуда у его жены дети» многие считают отцом Павла I фаворита Екатерины Алексеевны, Сергея Салтыкова. Тем более что первенец родился только через 10 лет брака. Впрочем, внешнее сходство Павла и Петра следует рассматривать как ответ на подобные слухи. Детство будущего самодержца нельзя назвать счастливым. Из-за политической борьбы действующая императрица Елизавета I Петровна боялась за Павла Первого, оградила его от общения с родителями и окружила настоящей армией нянюшек и педагогов, которые больше выслуживались перед высокопоставленными особами, чем переживали за мальчика.

Павел Первый в детстве | Руниверс

Биография Павла I утверждает, что он получил лучшее образование, которое на тот момент только было возможно. В его персональное распоряжение была предоставлена обширная библиотека академика Корфа. Педагоги обучали наследника престола не только традиционным Закону Божию, иностранным языкам, танцам и фехтованию, но и живописи, а также истории, географии, арифметике и даже астрономии. Интересно, что ни в один из уроков не входило ничего связанного с военным делом, но любознательный подросток сам стал увлекаться этой наукой и овладел ею на довольно высоком уровне.


Павел Первый в молодости | Аргументы и факты

Когда Екатерина II вступала на престол, она якобы подписала обязательство передать сыну Павлу I царствование при достижении им совершеннолетия. До нас этот документ не дошел: возможно, императрица уничтожила бумагу, а может быть, это всего лишь легенда. Но именно на подобное заявление всегда ссылались все недовольные правлением «железной немки» бунтовщики, включая Емельяна Пугачева. Кроме того, ходили разговоры, что уже на смертном одре Елизавета Петровна собиралась передать корону внуку Павлу I, а не племяннику Петру III, но соответствующее распоряжение не обнародовали и на биографию Павла Первого это решение не повлияло.

Император

Павел Первый сел на трон Российской Империи только в возрасте 42-х лет. Прямо во время коронации он объявил изменения в престолонаследии: теперь править Россией могли только мужчины, причем передавалась корона только от отца к сыну. Этим Павел безуспешно надеялся предотвратить участившиеся в последнее время дворцовые перевороты. Кстати, впервые в истории в один день процедура коронации проходила одновременно и для императора, и для императрицы.

Отвратительные отношения с матерью привели к тому, что Павел I выбрал методом руководства страной фактически противопоставление своих решений ее предыдущим. Как бы «назло» памяти Екатерины Алексеевны Павел Первый вернул свободу осужденным радикалам, реформировал армию и стал бороться с крепостным правом.


Павел Первый | Петербургские историе

Но на деле все эти задумки не приводили ни к чему хорошему. Освобождение радикалов через много лет аукнется в виде восстания декабристов, сокращение барщины осталось лишь на бумаге, а борьба с коррупцией в армии переросла в серию репрессий. Причем недовольными императором остались как высшие чины, которые один за другим лишались должностей, так и простые военнослужащие. У них вызывала ропот новая униформа по образцу прусской армии, которая оказалась невероятно неудобной. Во внешней политике Павел Первый прославился борьбой с идеями Французской революции. Он ввел строжайшую цензуру в книгоиздательстве, были запрещены французские книги, французская мода, включая круглые шляпки.


Павел Первый | Википедия

Во время правления Павла Первого благодаря полководцу Александру Суворову и вице-адмиралу Федору Ушакову российские армия и флот совершили немало знаменательных побед, сотрудничая с прусскими и австрийскими войсками. Но позднее Павел I проявил свой непостоянный характер, разорвал с союзниками отношения и составил альянс с Наполеоном. Именно в Бонапарте российский император увидел ту силу, которая сможет остановить антимонархическую революцию. Но он ошибся стратегически: Наполеон не стал победителем даже после смерти Павла Первого, зато из-за его решения и устроенной экономической блокады Великобритании Россия потеряла свой крупнейший рынок сбыта, что весьма значительно отразилось на уровне жизни в Российской империи.

Личная жизнь

Официально Павел Первый был женат дважды. Его первая супруга, великая княжна Наталья Алексеевна, по рождению была немецкой принцессой Вильгельминой Гессен-Дармштадтской. Она скончалась через два года после свадьбы во время родов. Первый сын Павла I родился мертвым. В том же году будущий император вновь женился. Жена Павла Первого, Мария Федоровна, до брака именовалась София Мария Доротея Вюртембергская, и ей суждено было стать матерью сразу двоих правителей, Александра I и Николая I.


Княжна Наталья Алексеевна, первая жена Павла I | Pinterest

Интересно, что этот брак был не просто выгодным для государства, Павел действительно влюбился в эту девушку. Как он писал родным, «эта блондинка с приятным лицом пленила вдовца». Всего в союзе с Марией Федоровной у императора родилось 10 детей. Кроме двух вышеназванных самодержцев стоит отметить и Михаила Павловича, который основал первое российское Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге. Кстати, он же является единственным ребенком, родившимся именно в период царствования Павла Первого.


Павел I и Мария Федоровна в окружении детей | Википедия

Но влюбленность в жену не помешала Павлу Первому пойти по общепринятым правилам и завести себе фавориток. Две из них, фрейлины Софья Ушакова и Мавра Юрьева, даже родили от императора незаконнорожденных детей. Также стоит отметить Екатерину Нелидову, которая имела огромное влияние на императора и считается, что она пыталась руководить страной руками возлюбленного. Личная жизнь Павла I и Екатерины Нелидовой носила больше интеллектуальный, чем плотский характер. В ней император реализовал свои идеи романтического рыцарства.


Фаворитки Павла I, Екатерина Нелидова и Анна Лопухина

Когда приближенные ко двору поняли, насколько возросла власть этой женщины, они устроил «замену» фаворитки Павла I. Его новой дамой сердца стала Анна Лопухина, а Нелидова была вынуждена удалиться в замок Лоде,на территорию нынешней Эстонии. Любопытно, что Лопухина не была довольна таким положением дел, тяготилась статусом любовницы правителя Павла Первого, его «рыцарскими» проявлениями внимания и раздражалась, что эти отношения выставляются напоказ.

Смерть

За несколько лет правления Павла Первого, несмотря на изменение в наследовании, против него были организованы как минимум три заговора, последний из которых увенчался успехом. Почти десяток офицеров, командиров самых известных полков, а также государственных деятелей ночью 24 марта 1801 года вошли в спальню императора в Михайловском замке и совершили убийство Павла I. Официальной причиной его смерти назвали апоплексический удар. Стоит отметить, что дворяне и простые люди встречали извести о гибели с плохо срываемым ликованием.


Гравюра "Убийство императора Павла I", 1880 год | Википедия

Восприятие Павла Первого последующими поколениями неоднозначное. Одни историки, особенно при правлении его наследника Александра I, а затем и в советское время, создавали образ тирана и самодура. Даже поэт в оде «Вольность» назвал его «увенчанным злодеем». Другие стараются подчеркнуть обострённое чувство справедливости Павла Первого, называют его «единственным романтиком на троне» и «русским Гамлетом». Православная церковь даже одно время рассматривала возможность канонизировать этого человека. Сегодня принято считать, что Павел Первый не вписывается в систему ни одной известной идеологии.

220 лет назад император всероссийский Павел I был избран великим магистром старейшего в мире Мальтийского ордена. История сохранила несколько вероятных дат этого события. 10 декабря 1798 года — самая распространенная из них.

После резкого сближения государя с госпитальерами на гербе России появилось изображение Мальтийского рыцарского креста. В любимую Павлом I Гатчину перекочевали святыни ордена: икона Филермской Божией матери, частичка Древа Животворящего Креста и десница (правая рука) Иоанна Крестителя. После Гражданской войны эти, а также другие мальтийские реликвии были вывезены из России белогвардейским генералом Николаем Юденичем, который, в свою очередь, передал их великой княгине Ольге Александровне. Дочь императора Александра III переправила артефакты в Белград, где в 1950-е годы они были реквизированы югославскими чекистами. Сегодня святыни хранятся в Цетинском монастыре в Черногории.

Связь с Мальтийским орденом нередко называют проявлением чудачеств Павла I, склонного к экстравагантным поступкам. Однако в реальности принятие им титула великого магистра имело глубоко практичный смысл.

В своей внешней политике император искал, во-первых, возможности укорениться на Средиземном море, где как раз происходил очередной передел сфер влияния, а, во-вторых, — надежного идейного союзника против Турции, которая насаждала ислам в Крыму и на Кавказе.

После революции во Франции 1789 года орден потерял свои владения и имущество в этой стране, что сильно подкосило его в материальном плане. В какой-то момент единственным источником финансирования ордена осталась Польша, однако и она утратила такую способность в результате второго раздела в 1793 году. Бедственное положение дополняла часто перераставшая в конфликты враждебность населения Мальты и внутренние распри, как то противодействие масонов решениям великого магистра. Обоюдная необходимость госпитальеров и Павла I друг в друге отставила на второй план религиозные различия: в первый и последний раз в истории католический орден возглавил человек, исповедовавший православие (при этом к концу XVIII века многие рыцари являлись протестантами). К слову, Мальта была не единственным островом, который Павел I хотел присоединить к Российский империи. Аналогичные планы рассматривались в отношении Мадагаскара. Задумкам помешало коварное убийство энергичного императора.

В 1798 году орден оказался под угрозой исчезновения ввиду захвата Мальты Наполеоном, чья экспансионистская деятельность стремительно набирала обороты. Во время экспедиции в Египет французский полководец прибегнул к хитрой уловке, запросив у госпитальеров разрешения на заход в бухту якобы для пополнения запасов. Великий магистр Фердинанд фон Хомпеш не смог разгадать истинное намерение завоевателя. Заняв стратегически выгодную позицию, армия Наполеона открыла огонь. Рыцари не стали сопротивляться и сразу же сдались на милость победителя. Фон Хомпеш оправдывал свой поступок прописанным в уставе ордена категорическим запретом на сражения с христианами. Французы не стали уничтожать доверчивых госпитальеров, а просто изгнали их с острова. Сам Наполеон скептически относился к некогда славному ордену, называя его «учреждением для поддержания в праздности младших отпрысков нескольких привилегированных семейств».

В условиях приближающегося краха Мальтийский орден обратился за помощью к королевским дворам Европы. Охотнее всех на отчаянный призыв откликнулся Павел I, много читавший о жизни госпитальеров в предыдущие века и вдохновленный рыцарскими идеалами, что считалось на Западе романтическими пережитками.

Им двигали и личные мотивы: государь являлся ярым противником Французской революции, а потому горел желанием отбить Мальту у Наполеона.

Представитель великого магистра встречался еще с Екатериной II, однако в последние годы царствования ей было, образно говоря, не до Мальтийского ордена.

Зато Павел I с готовностью принял на себя финансовые обязательства Польши. В январе 1797 года стороны заключили конвенцию, по которой вместо бывшего Великого приорства Польского для проживающих в империи католиков создавалось Великое приорство Российское. В него вошли 10 новых командорств. Павел I увеличил доход ордена с 120 до 300 тыс. злотых. А в качестве погашения долгов Польши распорядился выплачивать госпитальерам ежегодно по 96 тыс. злотых. Одновременно был урегулирован прием в орден, деятельность которого объявлялась легальной по всей империи. Традиции госпитальеров очень быстро вошли в российский уклад. По выражению историка XX века Андрея Тартаковского, «с тех пор Мальта стала оказывать все большее влияние на идеологию павловского царствования».

Для организации штаб-квартиры Павел I приказал выделить рыцарям Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге (с 1955 года в здании размещается Суворовское военное училище). К нему была специально пристроена — Мальтийская капелла. А в Гатчине возвели Приоратский замок — летнюю резиденцию приора, второго лица ордена после великого магистра.

В знак благодарности своему покровителю Священный совет ордена принял решение возложить на императора титул протектора. В качестве подарка Павлу I был передан принадлежавший магистру XVI века Жану де ла Валетту золотой медальон-реликварий с частицей шипа тернового венца Спасителя.

10 декабря 1798 года русского самодержца торжественно избрали великим магистром: соответствующая регалия была добавлена и в императорский титул.

В Зимнем дворце состоялась пышная церемония. Главный инициатор вхождения Павла I в орден граф Джулио Литта затмил всех прежних фаворитов императора и необычайно возвысился, став наиболее влиятельным вельможей.

В тот же день новоявленный защитник древнейшего духовного ордена издал высочайший Манифест об установлении в пользу русского дворянства ордена святого Иоанна Иерусалимского. В годы правления Павла I этот орден стал высшей наградой за гражданские и военные заслуги, превзойдя по статусу орден Андрея Первозванного.

«Орден от самого своего начала благоразумными и достохвальными своими учреждениями споспешествовал как общей всего христианства пользе, так и частной таковой же каждого государства,— говорилось в документе. - Мы всегда отдавали справедливость заслугам сего знаменитого ордена, доказав особое наше к нему благоволение по восшествии нашем на наш императорский престол, установив Великое приорство Российское».

Манифест сообщал также о восстановлении законности посредством возвращения ордену собственности, ранее «неправильно отторгнутой». «Благородному дворянству российскому», доказавшему верность престолу «расширением пределов империи и низложением многих супостатов отечества», император рекомендовал участвовать в почестях, преимуществах и отличиях, «сему ордену принадлежащих».

Манифест был разослан во все части страны и прочитан в церквях и на площадях. Его текст немало озадачил провинциальное дворянство, которое, в отличие от петербургского, не имело никакого представления об ордене и его истории и не понимало, что от него требует император.

В обнародованном следом еще одном манифесте выражалось сожаление по поводу «малодушной и безобразной сдачи укреплений и всего острова Мальта французам, неприятельское нападение на оный остров учинившим».

«Мы почесть инако подобный поступок не можем, как наносящий вечное бесславие виновникам оного, оказавшимся чрез то недостойными почести, которая была наградою верности и мужества», — здесь читался явный намек на конкурента Павла I в борьбе за лидерство в ордене.

Фон Хомпеша Священный совет объявлял виновным за сдачу мальтийской цитадели и недостойным более носить высокий титул. Кстати, некоторые исследователи вообще убеждены, что фон Хомпеш намеренно сдал Мальту по приказу германских масонских лож. Имелись также подозрения в подкупе великого магистра Наполеоном.

На какое-то время в ордене воцарилось двоевластие. 71-й гроссмейстер фон Хомпеш не хотел складывать с себя полномочия, но был вынужден сделать это в 1799 году под давлением австрийцев. Знаки своего достоинства отрекшийся магистр передал Павлу I. Впрочем, его легитимность никогда так и не была признана папой Римским, влияние на которого оказывали опасавшиеся гегемонии России в Средиземноморье европейские политики. Император действительно полагал, что его протекторат распространяется не только на орден, но и на Мальту, где планировалось обустроить военно-морскую базу. Административно-территориальный статус острова закреплялся специальным указом. На новых картах император повелевал обозначать Мальту как губернию Российской империи. Между тем влияние католической церкви на орден становилось все менее ощутимым. Поступательно крепли позиции рыцарей-протестантов. Кроме того, пополнить ряды госпитальеров жаждали русские православные дворяне.

Павел I намеревался открыть доступ в орден не только лицам знатного происхождения и отличившимся особыми заслугами на государственной службе, но и ученым, и писателям. Его мечтой было основание в столице воспитательного заведения, в котором членов Мальтийского ордена готовили бы, помимо военной службы, к просветительству по части наук, дипломатии, основам нравственности. По задумке, рыцари не могли бы уклоняться от обязанности служить в больнице. Вероятно, император всерьез рассчитывал образовать в России новое рыцарское сословие.

Наследник Александр I, который, как считается, знал о заговоре против отца, имел совсем другие идеи насчет Мальтийского ордена. В самом начале своего царствования он отрекся от титула великого магистра, понизив свой статус до протектора, а в 1803 году отказался и от него (формальным главой госпитальеров в этот период являлся в ранге поручика воспитатель Александра I граф ). Одновременно из российского герба был удален рыцарский крест.

На фоне замирения с Великобританией вопрос включения Мальты в состав империи потерял всякую актуальность. После 2,5 лет вольготной жизни в России для госпитальеров вновь наступили тяжелые времена. Александр I последовательно понижал орден в правах. Согласно серии выпущенных указов, имущество Великого приорства Российского подлежало национализации. В 1810 году финансовая деятельность ордена перешла в ведение государственного казначейства. Тогда же в Воронцовский дворец переехал Пажеский корпус. Есть мнение, что он вобрал в себя многие идеалы, ритуалы и традиции угодивших в глубокую опалу любимцев Павла I. Наконец, в 1817-м последовал очередной антимальтийский указ. Отныне командорам и кавалерам ордена святого Иоанна Иерусалимского запрещалось носить свои знаки отличия. Госпитальерам не оставалось ничего иного, как возвращаться в Европу.

Наши представления о том периоде истории российских орденов, который приходится на краткое царствование Императора Павла I, до сих пор, в сущности, ограничиваются изложенным И.Г.Спасским в книге "Иностранные и русские ордена до1917 года", изданной еще в 1963 г. Здесь отмечено, что "в начинаниях Павла противоречиво сочеталось стремление вернуть ордена к их древним канонам с последовательной централизацией управления ими". Руководствуясь этими принципами, Павел объединил все ордена в единый Российский Кавалерский Орден,признав их только его "именованиями" или классами. В число российских орденов был включен раздававшийся в России в царствование Екатерины II от его имени орден Св. Анны, разделенный на три степени, но проигнорированы ордена Св. Георгия и Св. Владимира. Утвержденное Павлом I 5 апреля 1797 г. "Установление для Кавалерских Российских орденов" в основных своих положениях действовало до1917 г. Наряду с положительным значением этого документа, И.Г.Спасский отметил также и то, что после Павла проведенное им объединение орденов "всерьез не воспринималось и отразилось лишь в некоторых правилах награждений, ношения знаков и лент и т.д.".

Книга "Иностранные и русские ордена до 1917 г." представляет собой хорошо написанный научно-популярный очерк, а для этого жанра характерно обобщенный взгляд на предмет, без излишней детализации, что обусловливает использование довольно ограниченного круга источников. В него, как правило, не входят ни архивные документы, ни воспоминания современников, как раз те источники, которые подчас могут обогатить наше историческое знание весьма интересными деталями. В этом отношении представляют интерес документы Капитула Орденов, хранящиеся ныне в Российском Государственном Историческом архиве.

Странное впечатление оставляет сравнение орденских дел времен Екатерины II и Павла I. Тощие Павловские томики составляют резкий контраст с довольно объемистыми томами екатерининского времени. По мере ознакомления с самими документами это впечатление усиливается. Если Екатерининские именные указы Кавалерской Думе Военного ордена Св. Георгия и другие документы, за исключением автографов самой Императрицы, написаны четким писарским почерком, то так называемые "Именные указы Орденскому Капитулу" Павла I содержат в себе написанные скорописью документы, носящие иногда случайный характер.

О переменчивом характере Императора свидетельствуют находящиеся в этих делах письма генерал-адъютанта А.И. Нелидова Канцлеру Орденов князю А.Б. Куракину. 23 февраля 1798 г. он пишет: "Государь Император Соизволил указать препроводить приложенный при сем орден Святого Князя Владимира 4 й степени снятый с бывшего в войске донском Полковника Грекова"; а через четыре месяца, 1 июля 1798 г. - "Доставленные в Орденскую Канцелярию ордена снятые с подполковников Лейб казачьего полка Грузинова 2 го и войска донского Грекова, покорнейше прошу вашего Сиятельства приказать прислать ко мне оные, для возвращения к означенным подполковникам, кои прощены уже Его Императорским Величеством". Подполковник Грузинов 2 й - это, по-видимому, Петр, тот самый, который потом был казнен в Черкасске вместе со своим братом полковником Евграфом Грузиновым.

Характерные для Павла в определенных пределах справедливость и благородство демонстрирует указ Кавалерской Думе ордена Св. Георгия 24 ноября1796 г. "Флотской Артиллерии Капитану третьего ранга Каспару Вюльфингу, у коего пожалованная ему при отставке за тяжкими ранами из Кавалерской думы пенсия, по триста рублей на год, остановлена по причине что он получал некоторое от болезни облегчение, из усердия своего вступил таки в службу и определен к делам в Адмиралтейской Коллегии, повелеваем ту пенсию производить по смерть его неотъемлемо".

Документы свидетельствуют и о том, что вначале царствования Павла I продолжалось назначение пенсий из процентов с капитала ордена Св. Георгия. Так, указом 29 ноября 1796 г.: "Прапорщику Ивану Никитину, НАШЕЮ Военною Коллегиею от полевой службы, сего года Октября 12, уволенному за ранами во время минувшей Шведской войны полученными; всемилостивейше повелеваем производить по смерть пенсию по Чину Его, из процентов военным Орденом от Капитала его приобретаемых". Тем не менее, сам орден Св. Георгия оказался в опале. От окончательного уничтожения его спасла Е.И. Нелидова, та самая, о которой А.С. Шишков написал: "О, если бы при царях, а особливо строптивых и пылких, все были Катерины Ивановны!". Причем спасала она орден дважды.

Первый раз это случилось в конце 1796 г.,когда Император решил отменить орденский праздник 26 ноября. Узнав об этом, она 24 ноября написала ему письмо - замечательный образец эпистолярной публицистики. Дважды опубликованное в конце XVIII столетия, оно позднее как-то выпало из внимания историков-фалеристов, поэтому приведу его целиком: "Узнаете ли вы голос той, которая всегда была другом вашей славы, и отвергнете ли вы ее усердие в обстоятельствах, которые она считает к ней прикосновенными? Я побоялась чтобы то, что я слышала на счет ордена, единственного утешения и награды стольких людей, столько раз проливших кровь свою за отечество, было правдою, и я попросила человека, которому я доверяю, словом г. Плещеева, заехать ко мне: я хотела чрез него передать вам мои желания, и сердце мое, кроме того, внушило мне написать к вам. Именем Бога, государь, да не выкажет ваше величество неуважения, да не обнаружите вы пренебрежения к ордену, установленному для того, чтобы награждать усердие и храбрость ваших подданных. Подумайте, государь, о том, что в течение долгого времени этот знак отличия был наградою за пролитую кровь, за члены, истерзанные на службе отечеству. Сжальтесь над столькими несчастными, которые утратили бы все, увидев, что их государь оказывает презрение тому, что составляет их славу, свидетельствуя о их мужестве. Если вы, государь, имеете намерение упразднить этот орден, - вы, переставая возлагать его на ваших подданных, тем самым упраздните его, но до того времени удостойте почета носящих его, становясь при случае во главе их. Ваше величество можете найти разные предлоги, чтобы самому им не украшаться, как, например, тот, что вы не успели его заслужить, так как обстоятельства не дали вам к тому случая, при чем вы, умея ценить заслуги тех, которые его носят, все-таки можете поставить в удовольствие доказать им ваше уважение вашим присутствием. Простите меня, государь, если мое усердие нескромно; но пока я буду принимать к сердцу вашу славу, и пока любовь к вам ваших верноподданных будет предметом моих желаний для вас, я буду считать моим долгом раскрывать вам мое сердце на счет всего, что может касаться лично вашего императорского величества. В таких чувствах относительно моего государя считаю я долгом жить и умереть".

Во второй раз - в дни коронации в апреле 1797г. Изначально в утвержденное 5 апреля 1797 г. "Установление для Кавалерских Российских орденов" были включены статуты лишь орденов Св. Андрея Первозванного, Св. Екатерины, Св. Александра Невского и Св. Анны, а об орденах Св. Георгия и Св. Владимира было сказано лишь, что суммы, ранее выделявшиеся на их содержание, "должны тотчас вступить под управление Российского Кавалерского Ордена силою сего Статута учреждаемого, с тем, чтоб действительно ныне получающие пансионы пользовалися ими по смерть их, на ваканции же вновь не помещая, обратить уже все остающияся суммы на сие Наше установление". Вновь Е.И. Нелидова ходатайствовала у Императора за сохранение ордена и добилась того, что 14 апреля состоялся особый указ, которым провозглашалось, что "орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия остается на прежнем своем основании, как и Статут его".

Для ордена наступил период какого-то полу существования. Награждения им не производились, хотя прошения о выдаче ордена за выслугу лет еще продолжали поступать в Капитул. На одно из таких прошений, поданное генерал-майором Кноррингом, 20 ноября 1797 г. последовал категоричный ответ: "Не получая прежде ордена Святого Георгия, теперь еще менее иметь его вы можете, по той причине, что оный более не дается". Тем не менее, Высочайшим повелением 31 декабря 1797г. был установлен орденский костюм, состоящий "в оранжевом бархатном супервесте, с черными широкими на переди и сзади бархатными же крестами, обшитом вокруг золотою с канителью бахромою", который кавалеры должны были надевать для участия во всех орденских праздниках при Дворе. Их участие в этих праздниках зафиксировано в "Камер-фурьерском церемониальном журнале", причем обращает на себя внимание тот факт, что при выходе во время этих праздников кавалеры ордена Св. Георгия шли первыми , то есть этот орден при Павле I считался самым младшим из российских орденов. Только в 1800 г. день 26 ноября при Дворе празднован не был. Нетрудно заметить, что Павел действовал именно так, как советовала ему Е.И. Нелидова.

Примечательно, что "Камер-фурьерский церемониальный журнал" при описании различных орденских церемоний нигде не упоминает Владимирских кавалеров - этот орден был уничтожен Павлом безусловно.

Впрочем, иногда у Павла все-таки прорывалось его пренебрежение Военным орденом. Н.А. Саблуков в своих записках рассказывает, что П.В. Чичагов, ставший впоследствии при Александре I морским министром, "должен был отправиться под арест за резкий, почти дерзкий ответ императору. Однако Чичагов воспротивился этому приказанию и не хотел идти под арест, ссылаясь на привилегии, связанные с георгиевским крестом, кавалером которого он состоял. Взбешенный этим сопротивлением, император велел сорвать с него георгиевский крест, что и было исполнено без всякого колебания дежурным генерал-адъютантом Уваровым".

Вернемся, однако, к томам орденских дел времени царствования Павла I ипопытаемся объяснить такое странное их содержание.

По-видимому, Император, стремившийся сам во все вникнуть и везде навести порядок, просто не имел возможности посвящать больше времени орденским делам: подсчитано, что во время царствования Павла I издавалось в среднем 42 законодательных акта в месяц. Надо полагать, что "Установление для Кавалерских Российских орденов" было разработано им еще до вступления на престол, об этом косвенно свидетельствует упомянутый в "Записках графа Е.Ф. Комаровского" факт награждения 2-й степенью ордена Св. Анны уже в день смерти Екатерины II, хотя официально эта степень была введена только 5 апреля 1797 г.: "В тот день, как императрица занемогла, в карауле стоял Семеновский полк, а в день ее кончины Измайловский, и капитан был П.А. Талызин, мне хотелось с ним видеться, и я зашел в караульню; мы обнялись и оба заплакали, равно и все бывшие в карауле офицеры. Я увидев на столе Анненский крест, на узкой ленте, спросил у него, что это значит. Он мне отвечал: "сейчас мне принесли, и сказали, что это второй класс Анненского ордена, которым император меня пожаловал, и что оный должно носить на шее". Прежде мы знали только ленту со звездою сего ордена". Можно согласиться с Н. Я. Эйдельманом, справедливо указавшего на то, что "воля императора опережала действующие законы, и часто задним числом оформлялись уже совершившиеся деспотические действия", но изготовление орденских знаков требует времени и значит, они были заготовлены заранее.

Зная особое пристрастие Павла к порядку, неожиданно видеть в делах Орденского Капитула указы о награждении нижних чинов "орденом Св. Анны 4-йстепени", собственноручно им подписанные. Эта степень появится у ордена только через 20 лет, а здесь конечно имеется в виду солдатский Знак отличия, "аннинская медаль", как его сейчас называют. Таким образом, Император сам не всегда следовал установленным им же законам и правилам.

Есть и еще одна причина объясняющая малочисленность документов этого времени - чиновники Капитула просто боялись какой-либо инициативой вызвать на себя гнев Императора. При его характере вспышку гнева, чреватую серьезными последствиями для провинившегося, могла вызвать любая мелочь. Поэтому, стоя перед выбором быть наказанным либо за бездеятельность, либо за усердие не по разуму, они предпочли заниматься написанием только самых необходимых бумаг.

Павел I и Мальтийский орден

Павел I хотел превзойти в духовности и миролюбии, в мудрости и прозорливости свою мать Екатерину II так, чтобы затмить своими Великими деяниями годы ее правления, свести на нет ее преобразования. Он отменил привилегии дворянства, провел реформу армии на прусский манер, издал «закон о престолонаследии» (передача престола только по мужской линии), запретил продажи дворовых людей и безземельных крестьян с молотка, издал «манифест о трехдневной барщине». Мистик по характеру и воспитанию, Павел I видел основное средство противодействия распространению революционных идей в усилении в России и во всей Европе рыцарского духа. К мальтийским рыцарям он питал
особое чувство. «История Ордена Св. Иоанна Иерусалимского» аббата Верто, вышедшая в 1724 году, с детства была его любимой книгой. Чтобы понять причины обращения Императора к Мальтийскому Ордену, рассмотрим историю этого Ордена.
История рыцарей Ордена Святого Иоанна, или Мальтийского Ордена всегда была окружена ореолом некой таинственности. Время от времени в СМИ появляется
информация о том, что та или иная известная личность имеет отношение к рыцарям-госпитальерам. Что же это за Орден, и почему быть его членом столь престижно? Возникновение монашеского братства госпитальеров, на основе которого был создан Орден Святого Иоанна, некоторые исследователи относят к VI веку нашей эры. Однако историческая традиция связывает его появление с Крестовыми походами, вступлением крестоносцев под предводительством Готфрида Бульонского в Иерусалим 15 июля 1099 года. В 1187 г. после того, как мусульмане отвоевали Иерусалим у христиан, Орден перебирается в церковь Святого Иоанна в Акре (территория современного Израиля), а после падения этого города – на Кипр, затем на Родос – остров, на котором они прожили около 200 лет. Но в 1522 г. на Родос нападает один из самых лучших воинов своего времени – Сулейман Великолепный – и после осады побеждает рыцарей. Однако, покоренный мужеством и героизмом воинствующих монахов, Сулейман позволяет им покинуть остров достойно: со своими архивами и реликвиями. Долгих семь с половиной лет рыцари скитались по Европе в поисках постоянного местожительства, пока, наконец, в 1530 г. император Священной Римской Империи Карл V, он же испанский король Карл I, ни отдал Ордену три мальтийских острова. С тех пор орден и стал называться Мальтийским.
С этого времени Орден, и без того связанный с мистикой и тайным знанием, становится еще более мистическим и загадочным. Этому способствует новое место обитания рыцарей – остров Мальта. Остров Мальта напоминает один огромный музей под открытым небом. На этом острове огромное количество захватывающих дыхание археологических, культурных, архитектурных и других памятников истории человечества, а причина в том, что лежит остров в самом центре Средиземного моря, между Европой и Африкой. В красоте этого острова можно убедиться, взглянув на его вид с высоты птичьего полета.
Среди мальтийских построек наиболее загадочны неолитические развалины святилищ, под которыми найдены статуи необычайно полных женщин в натуральную величину, а сами храмы древнее пирамид Египта. Не менее интересны и выдолбленные в скалистом грунте, на расстоянии 137 см друг от друга, многокилометровые колеи («колеи-тележки», как их называют мальтийцы) глубиной примерно полметра со скошенными стенками, которые располагаются на высоком плато вдоль южного побережья и, как показала аэрофотосъемка, продолжаются под водой! В некоторых местах колеи сходятся, пересекаются как рельсы. Происхождение этих «путей» связывают со строительством древних святилищ, которые свидетельствуют о связи острова Мальта с Египтом и Атлантидой, то есть с древней мистикой.
С XVIII века возрастает интерес к Мальте как к важному опорному пункту в Западном Средиземноморье. Англия, Франция, Королевство обеих Сицилий начинают ожесточенное соперничество за влияние на острове. На Мальте постоянно находились послы Франции, Испании, Англии (с 1783 г.), Австрии, Португалии и Неаполя. Особое значение для острова имели связи с Францией. Французские монархи были, по сути, протекторами Ордена. Людовик XV даровал рыцарям право жить во Франции, служить во французской армии и флоте, освободил их от налогов, которыми облагались иностранцы.
Французская революция нанесла по рыцарям серьезнейший удар и создала первую
напряженность внутри Ордена, в рядах которого оказались как сторонники, так и против-
ники революции. В 1792 г. все сокровища ордена во Франции, известные как сокровища
духовенства и составлявшие свыше половины доходов Ордена, были конфискованы, а его кавалеры оказались в положении изгнанников. Орден пришел в упадок. Для спасения Ордену был необходим сильный и надежный покровитель.
Помимо интересной истории и тайных знаний, Мальтийский Орден обладал очень важными ценностями – реликвиями. Их история почти также интересна, как и история самого Ордена.
В Константинополе, столице православного царства, находились многие реликвии, среди которых одной из главных была десная рука Крестителя Господня, рука, от которой принял крещение сам Иисус Христос, реликвия, особо почитаемая всем православным миром. Последним пристанищем десницы Крестителя в Константинополе была Великая Церковь Спасителя – Святая София. После того, как Константинополь в 1453 году попал под турецкое владычество и Святая София была превращена в Мечеть, рука Крестителя продолжает оставаться в Святой Софии. Когда же, как пишет в своем месяцеслове Епископ Банатский Хризостом, у султана Баязида II (сын Махмута II Завоевателя, правил с 1481 по 1512) возникла «потребность склонить к себе духом рыцарей острова Родос, в знак дружелюбного к ним отношения он послал Магистру их Ордена десницу Святого Иоанна Крестителя».
Примерно в это же время Людовик XII (правил с 1498 по 1512) передает магистру Мальтийского Ордена часть Креста Господня. Первоначально Крест Господень находился в Иерусалиме, потом был захвачен турками. В 1221 году, после удачной войны, христианам был возвращен Святой Крест, большие части которого как благословение отдавались крупным городам. Так часть Креста Господня попала к Людовику XII, а затем к Мальтийскому Ордену. Третья Священная Мальтийская реликвия – Филермская Икона Божьей Матери, написанная Святым Евангелистом Лукой в первой половине первого столетия. Она особо почиталась рыцарями и хранилась на острове Родос.
Как мы видим, Мальтийский Орден стоял у истоков христианства, имел ценные Священные реликвии, о которых могло только мечтать любое христианское государство того времени. Павел I, используя то, что Орден пришел в упадок и нуждался в покровителе, смог завладеть Священными Мальтийскими реликвиями.
Помимо очевидных выгод от приобретения Священных реликвий (мечты любого христианского государства), Павла I привлекли тайные знания, которыми обладал Мальтийский Орден. В книге Менли П. Холла «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, кабалистической и розенкрейцеровской философии» указаны интересные данные о том, что знания, которыми обладал Мальтийский орден, происходят от тайного знания египетских жрецов, они связаны с нумерологией, кабалистикой, алхимией, белой магией. Поэтому и сам Мальтийский Орден во все времена был окружен неким ореолом таинственности, мистицизма. Один из основных постулатов философии Мальтийского Ордена связан с алхимией, но имеет дело не с металлами, а с человеком. Само тело человека было алхимической лабораторией, а главная цель существования – превращение основных металлов невежества в чистое золото мудрости и понимания.
Главным и наиболее известным символом Мальтийского Ордена является Мальтийский Крест. Интересно, что в основе символики этого креста лежат расположенные по краям слова «вера», «надежда», «любовь» и «терпение», достаточно близкие к российскому менталитету, составляющие основу российской духовной жизни.
Вторым интересным символом Мальтийского Ордена является двуглавый орел или Феникс, головы которого обращены друг к другу. Он является общим у розенкрейцеров и рыцарей Мальтийского Ордена и свидетельствует о связи этих двух загадочных братств.
Двуглавый орел или Феникс – это модификация еще более древнего символа Мальты – мальтийского сокола, который был подарен Мальтийским рыцарям за их храбрость и отвагу. В России двуглавый орел, только в несколько ином виде (головы обращены в противоположные стороны) является символом страны и изображен на ее гербе.
Принцип Мальтийского Ордена – помогать униженным и оскорбленным, исцелять тела и души людей. Помощь униженным и оскорбленным, на наш взгляд, была созвучна взглядам русского Гамлета (Павла I).
Как мы видим, символика Мальтийского Ордена гармонично сочетается с российской символикой, принципы Мальтийского Ордена не противоречат российскому менталитету, следовательно, связь с Мальтийским Орденом не являлась попыткой вмешаться в естественный ход событий истории или насадить католицизм в России.

Страница 1

В 1797 году Имп. Павел I принял на себя обязанности протектора Мальтийского ордена. Это звание налагало на него известные обязанности по отношению Ордена, особенно когда в июне следующего года молодой французский Бонапарт захватил Мальту. В это тяжелое для державного Ордена время только Имп. Павел оказал действенную помощь ему. Русский император не только дал ему убежище в своей столице и обеспечил пребывание Ордена в России материально, но и распространил деятельность его на русской территории восстановлением польского католического и учреждением русского православного Великого Приорства.

Захватив Мальту, французы выслали русского посланника и объявили жителям острова, что всякий русский корабль, появившийся у их берегов, будет немедленно потоплен. Имп. Павел был глубоко возмущен подобным поступком французов. Не прошло и двух месяцев после захвата Мальты генералом Бонапартом, как русская эскадра адмирала Ушакова совместно с турецким флотом приняла участие в действиях против Франции в Средиземном море. Захватив Ионические острова, русские готовились уже овладеть Мальтой, но англичане предупредили их. Нежелание Великобритании вернуть остров Ордену, не дало возможности дальнейшим событиям завершиться в благоприятном для него направлении.

Осенью этого же года совершилось важное событие, окончательно привязавшее ими. Павла к Ордену: сановники и кавалеры Российского Приорства, собравшись в С.-Петербурге, торжественным актом от 15 август 1798 года признали великого магистра Ордена фон-Гомпеша виновным в сдаче острова Мальты французам, объявили его низложенным и просили Царя-Протектора принять Мальтийский орден в свое державство. 29 ноября того же года, в торжественной обстановке, император Павел возложил на себя знаки нового сана: белый мальтийский крест, рыцарскую мантию, корону и меч, осуществив таким образом, личную унию ордена с Российской империей. К императорскому титулу поведено было прибавишь слова: -"Великого Магистра Ордена св. Иоанна Иерусалимского", а в государственном гербе на грудь орла возложен был мальтийский крест, существовавший здесь в течение двух с половиной лет". (16)

Павел I издал манифест об "Установлении в пользу российского дворянства ордена св. Иоанна Иерусалимского". Новый российский мальтийский орден состоял из двух отделов: православного и католического.

"Разрешено было также учреждать с Высочайшего соизволения родовые командорства по примеру других стран. Подобные наследственные командорства сохранялись в роду графов Салтыковых, князей Белосельских-Белозерских, князей Долгоруких, графов Шереметевых, Кологривовых, графов Мордвиновых, Валуевых и других. Однако, Имп. Павел смотрел на Орден с его дворянскими установлениями не как на сословие или класс, а как на некоторое духовное начало, которое должно было приобщить к царству благородства и чести широкие народные массы и создать новую аристократию духа. С этою целью он всячески стремился облегчить доступ в Орден лиц недворянского происхождения, установив для них звание почетных кавалеров и награждая их мальтийскими крестами. С этой же целью он повелел выдавать всем нижним чинам за двадцатипятилетнюю беспорочную службу медные мальтийские кресты, так называемые "донаты ордена св. Иоанна Иерусалимского". Российский император понимал, что равнение по низшим есть разгром человеческой культуры, видел внутреннее духовное оправдание не в демократизации общества, но его аристократизации.

Так возглавление Мальтийского Ордена Российским Императором перешло в историю Ордена, как славная страница первой великой борьбы с разрушительными идеями французской революции 1789 года, ныне нашедшими свое развитие и завершение в большевизме".

"Павел I, - пишет Н. Былов, - берет на себя возглавление католическим орденом с титулом великого магистра. И это в нем вовсе не компромисс с своей совестью или безразличие к той и другой религии. В Гатчинском дворце долгое время показывали коврик, протертый посередине от коленопреклоненных ночных молитв Павла Петровича, тогда еще наследника. Кто читал записки Порошина, воспитателя наследника или отзывы митрополита Платона Левшина, его законоучителя, для того приверженность государя к православию не подлежит сомнению. Оставаясь самим собою, Павел I подает нам пример такой широты и смелости в понимании христианства, которые стоят совсем особняком в истории России и Европы. Припомним, что и в староверах он умел, прежде всего, видеть христиан, достойных всякого уважения.

Чеченский конфликт
В 1992 году состоялось разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики. Ещё осенью 1991 года там распущен Верховный Сове и в конце октября 1994 года проведены выборы президента Чеченской Республики. Президентом Чечни стал генерал в отставке Джохар Мусаевич Дудаев. 1 октября он объявил о государственном суверенитете Чеченск...

Партия большевиков во главе народа
Во главе революционных выступлений рабочего класса, крестьянства и солдат стояла партия большевиков. Большевики вели революционную работу в обстановке преследований, арестов, травли со стороны буржуазных партий и оппортунистов. Депутаты-большевики Государственной думы за антивоенные выступления были арестованы и высланы в Сибирь, многие...

Военные планы Германии
Стремясь избежать войны на два фронта, Германия первый удар нанесла по Бельгии и Франции. План германских генералов состоял в том, чтобы разгромить Францию в «молниеносной войне» и затем все силы бросить на Восточный (русский) фронт. В начале войны основные действия против России должна была вести Австро-Венгрия. Германские армии, разгр...



Похожие статьи