Контрольная работа теоретические основы подготовки детей к обучению грамоте. Современные требования и опыт проведения занятий по обучению грамоте Этапы подготовки детей к грамоте сокращенно

Разделы: Работа с дошкольниками

1. Цели, задачи и содержание обучения грамоте дошкольников.

В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов учения, а также произвольно управляемого поведения, обеспечивающего реализацию этих мотивов. Недоразвитие целенаправленной деятельности связано с нарушением развития эмоционально-волевой сферы, психическим инфантилизмом. Именно произвольное управление деятельностью необходимо для процесса обучения. В связи с этим в период дошкольного воспитания выделяется важная задача развития у детей интереса к учению, выработка положительных мотивов учения, формирование нравственной и волевой готовности к обучению.

Обучение грамоте в детском саду преследует две цели:

  1. Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.
  2. Научить детей чтению и письму.

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте. При этом учитывается повышенный интерес детей 4-5 лет к звуковой стороне языка. Пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой “языковой одаренности”, особой восприимчивостью к звуковой стороне речи. Читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей со звуками родного языка.

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”.

Ребенка учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы. По звуковому анализу проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук. Например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое, подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию – ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заменяется фишками – заместителями букв. Одновременно дети в практическом плане усваивают термины: звук, слог, слово, предложение, предлог, дифференцируют звуки по твердости – мягкости, глухости – звонкости. Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа слоги, слова, предложения. Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно.

Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников.

Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог. По мере знакомства с буквами, они вписываются в схему слова. Дети узнают, что слог содержит один гласный звук, в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. Дети берут для звукобуквенного анализа слова различного слогового состава и слова со стечением согласных звуков. Дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного. Они учатся также делить предложение на слова, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.

Первоначальное обучение грамоте предусматривает:

  1. Формирование приемов умственной деятельности: умения наблюдать, сравнивать, обобщать. В то же время, само обучение грамоте носит развивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности.
  2. Уточнение и обогащение словарного запаса с уточнением представления об окружающем мире.
  3. Развитие связной речи. Формирование и совершенствование целенаправленных и связных высказываний, точное употребление слов, грамматическая правильность построения предложения, внятность, выразительность.
  4. Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.
  5. Совершенствование чувственного опыта в области родного языка (развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза).
  6. Формирование слогового чтения и навыков письма.

Задачи подготовки детей к обучению грамоте:

1. Формирование направленности на звуковую сторону речи:

  • развитие умения вслушиваться в слово;
  • выделять звуки;
  • различать звуки, близкие по звучанию.

2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:

  • последовательно выделять звуки;
  • устанавливать их место в слове;

3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.

Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слого-звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.

2. Современные требования к занятию по обучению грамоте.

Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

Развитие проводится по основным направлениям:

  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
  • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • формирование черт гармонической личности.

Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Предлагается разнообразное построение занятий: игра, занятие – спектакль, дети – учителя.

Используются литературные персонажи, специальные панно, сюжеты сказок, элементы сюжетно-дидактических игр, сюжетных и пейзажных картин.

Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Занятия направлены на включение в работу всех анализаторных систем.

Схема занятия включает:

  1. Оргмомент с элементами релаксации, психогимнастики и психофизическими упражнениями.
  2. Мимические, дыхательные, голосовые и физические упражнения.
  3. На каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи.
  4. Физминутки несут речевую нагрузку.
  5. Задания на словотворчество детей.
  6. Задания на коррекцию психических функций.

Комплексно – игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Дети, играя, постигают понятие “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, “предлог”, “буква”, закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

Некоторые варианты организации занятий с использованием:

  • сюжетов сказок;
  • элементов фольклора;
  • воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;
  • литературных персонажей;
  • известных и придуманных игр;
  • элементов сюжетно-дидактических игр;
  • сюжетных и пейзажных картин;
  • специально изготовленных пособий, рисунков, панно;
  • настольно-печатных игр;
  • сюжетов и героев мультфильмов.

В занятия вводятся задания на развитие языкового анализа и синтеза, подготовку к обучению грамоте, лексико-грамматические задания, физпаузы, голосовые, дыхательные упражнения, имитация движений и действий, творческие задания, словотворчество, игры и упражнения на развитие познавательных процессов, стихи, диалоги.

Более детальное изложение вариантов организации сюжетно-тематических фронтальных занятий:

1. Организационный момент.

Цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя на обучение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Огрмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” (звук ЛЬ) начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).

Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего “Я”, развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия.

Обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки.

Например, в занятии “Наши друзья – Домовой и Домовенок” (звуки Д, ДЬ) тема сообщается следующим образом: Сегодня к нам пришли озорной Домовенок и дедушка Домовой. Где они могут жить? Какой первый звук вы услышали в словах: дом, Домовенок? Сегодня мы вместе с ними будем изучать звуки “Д”, ”ДЬ”.

На занятии “Поездка в Простоквашино” (звуки Р, РЬ) дети разговаривают по телефону с котом Матроскиным: Сегодня мы поедем в Простоквашино к дяде Федору, коту Матроскину, Шарику и повторим звуки “Р”, “РЬ”.

Игровая форма сообщения темы не только пробуждает интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;
  • показывается “профиль” звука на рисунке;
  • уточняются акустические признаки звуков: спит или не спит голосок (глухие и звонкие звуки), поется или не поется звук (гласные и согласные);
  • находится образное сравнение звука (р – рычание тигра, ль – весенняя капель);
  • звуки обозначаются цветными символами;
  • определяется их место в звукобуквенном городе (в Синей, Зеленой или Красной стране).

4. Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах.

Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности и мимики.

Например, согласные звуки С, Ш решили совершить путешествие. Мы отправимся вместе с ними и будем учиться правильно их произносить и различать эти звуки. Подошли они к Красному замку. Какие звуки здесь живут? Гласные. Давайте их подружим. Звук С подружился со звуком А, какой получился слог?.. Послушайте, как слоги разговаривают между собой:

са-ша-са-ша - здороваются,

со-шо-со-шо - удивляются,

су-шу-су-шу - сердятся,

сы-ши-сы-ши - прощаются.

5. Произношение звуков в словах.

На этом этапе решаются следующие задачи:

  • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • уточнение и расширение лексического запаса;
  • овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;
  • развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  • овладение простыми и сложными видами слого-звукового анализа и синтеза.

Для решения этой задачи важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятия. Второй – поставленной задачей.

В работе по обогащению словаря и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки, картинки.

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда...) способствует развитию логической памяти. А применение слов, насыщенных одним изучаемым звуком (в начале, в середине, в конце) развивает звуковое чутье.

Параллельно ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить слово в разных падежах, в ед. и мн. числе, в настоящем и прошедшем времени, с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры: “Звук потерялся”, а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому или последнему звуку, слогу и восстановление пропущенных слогов.

Зрительная память и внимание хорошо развивается в играх “Что изменилось?”, “Кто спрятался?”, “Кто улетел?”.

Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведется на каждом занятии. Задания вводятся в разные части занятия – там, где это вызовет наибольший интерес у детей. Иногда эти задания даются в середине занятия или упражнения по звукобуквенному анализу и синтезу даются в заключительной части. Особый интерес вызывают задания, в которых собираются рассыпанные звуки. Составление схем чередуется с подбором слов к схеме. На более поздних этапах дети отгадывают кроссворды и ребусы. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах.

6. Физминутка.

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.

Основные задачи физминутки заключаются в:

  • снятии усталости и напряжения;
  • внесении эмоционального заряда;
  • совершенствовании общей моторики;
  • выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Музыка и ритмические движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Предлагаются различные формы проведения физминутки:

  • подвижная игра;
  • имитация трудовых действий;
  • произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями;
  • физминутки в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных.

Желательно музыку для физминутки связывать с темой занятия.

7. Работа над предложением.

Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложении способствует предварительная работа над словосочетаниями (согласование прилагательных с сущ., образование отн. прил., согласование их с существительными и т.д.)

Усвоение закономерностей в установлении необходимых связей слов в словосочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятия решаются следующие задачи:

  • установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
  • актуализация накопленного словаря;
  • формирование связности и четкости высказывания;
  • работа над предложением как средством развития мыслительных процессов, в частности – умозаключений;
  • анализ и синтез словесного состава предложения как средства предупреждения дисграфии.

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых детей просят составить предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой (заяц, куст, сидеть, под).

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых нужно исправить смысловые ошибки (наступила зима, распустились почки на деревьях). “Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет?”. Этот же принцип используется в исправлении “полезных” советов: ”Гладьте белье сковородкой”... Дать самостоятельные умозаключения помогают такие вопросы, как “Что вы будете делать, если...” Обязательным условием на этом этапе является логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложения должна вестись работа по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом обычно используются полоски для обозначения слов, делаются зарисовки схем в тетрадях.

8. Произношение звука в связной речи.

Основная задача данного этапа:

  • совершенствование навыка правильного произношения звуков в связной речи, т.е. доведение произношения до автоматизма.

Попутно решаются и другие задачи:

  • развитие воображения и творческой фантазии;
  • развитие словотворчества;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой занятия и заданиями предшествующего этапа.

Методы основной и попутных задач разнообразны: чистоговорки, диалоги, стихи, насыщенные изучаемым звуком, доступные, занимательные, многообразные по интонационным характеристикам.

Задания на составление или договаривание чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, рифмы: пересказ сказок, театрализация, творчество в развитии сюжета занятия, придумывание диалогов, вопросов.

9. Обучение элементам грамоты.

Это завершающий этап занятий, предусматривающий решение следующих задач:

  • познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;
  • учить читать букву, слоги, слова;
  • учить писать печатными буквами слоги, слова.

При решении первых двух задач необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать, что главным отличаем звука от буквы является то, что звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, читаем и пишем.

Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Создается зрительный образ буквы:

“Вот какая буква “Ц”
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка”.

Для более прочного и образного запоминания буквы используется прием, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных друг на друга. Дети изображают буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображают буквы позой.

Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.

Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.

Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось? Более сложные задания: кроссворды, ребусы, игры “Звездный час”, “Поле чудес”.

По мере овладения чтением задания даются на любом этапе занятия.

Наиболее приемлемой формой организации занятий является игровая.

Письмо печатных букв требует соблюдения санитарных и гигиенических норм на занятиях и дома.

10. Итог занятия.

Подводится итог, т.е. определяется результативность. Дается только положительная эмоциональная оценка. Отмечается активность каждого ребенка. Узнать, что понравилось, что бы хотели узнать в следующий раз.

В конце занятия детей может ожидать сюрприз.

Главное: занятие от начала до конца должно быть добрым.

Тимошенко Екатерина
Консультация для воспитателей «Основные особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

Цель : повысить уровень … воспитателей массовых групп в вопросах по обучению грамоте .

Задачи :

1. Оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по подготовке детей к обучению грамоте .

2. Предоставить систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые, помогут усвоить программу .

Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой , то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научится точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится» . К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребенка дисграфий.

Дисграфия у детей – специфическое нарушение письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки.

Основной целью подготовки к обучению грамоте дошкольников является выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению .

К сожалению, достаточно часто педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например :

Смешивают понятия «звук» и «буква» , что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза.

Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей .

Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква» .

Не используется орфоэпическая грамматика , введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ].) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.

Доминирует отработка техники чтения. Страдает его содержательная сторона.

При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.

Задачи подготовки детей к обучению грамоте :

1. Формирование направленности на звуковую сторону речи :

Развитие умения вслушиваться в слово;

Выделять звуки;

Различать звуки, близкие по звучанию.

2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова :

Последовательно выделять звуки;

Устанавливать их место в слове;

3. Активизация устной речи детей . Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.

Занятия по обучению грамоте построено на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому и звуко-буквенному анализу, чтению, подготовке руки ребенка к письму. И необходимо знакомить детей со звуковой стороной слова, самыми простыми формами его анализа уже со средней группы детского сада, когда резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов.

В средней группе комплексно решаются следующие задачи :

1. Ознакомление со словом (слова звучат по-разному и похоже; их можно разделить на слоги, моделирование). Чтение художественных произведений, словарные упражнения, помогающие употреблять термин «слова» : «Назвать сюжетную картинку или группы предметов одним словом (игрушки, овощи, фрукты) ». «Назвать слова, обозначающие качество предметов, например яблоко (круглое, красное, кислое) ». «Задания на различение слов сходных по звучанию : мишка-шишка, баран-банан и т. д.». «Задания на ознакомление детей со слоговой структурой слова». Нужно научить ребенка слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность.

2. Ознакомление со звуками. Ознакомление с изучаемым звуком проходит 4 этапа, которые сменяют друг друга :

Познакомить с понятием «звук» ;

Интонационное выделение звука (интонационное произношение заданного звука в слове, изолированное произношение звука, изолированное произношение первого звука в слове);

Формирование умения различать твердые, мягкие согласные;

Названия слов с заданным звуком;

Ознакомление со звуковой стороной слова способствует формированию представления о слове, является основой для последующего обучения анализу его слоговой и звуковой структуре. Словесные игры («Подскажи словечко» , «Закончи предложение» ) приучают внимательно слушать стихотворения, способствуют развитию фонематического слуха.

3. Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. Развитие мелкой моторики тесно связанно с речью детей .

Подготовка детей 5-7 лет к обучению грамоте включает два основных направления :

1. Освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться звуковой действительности языка.

2. Подготовка руки ребенка к письму - овладение некоторыми графическими умениями.

Решаются основные задачи :

1. учить детей проводить звуковой анализ слов (согласные и гласные, ударные и безударные, согласные твердые и мягкие) ;

2. учить сравнивать слова по звучанию, подбирать слова на заданный звук;

3. знакомить детей с графическим изображением буквы;

4. обучать чтению слогов ;

5. развивать и укреплять мелкие мышцы рук.

На первых занятиях педагог уточняет понятия детей о гласных и согласных звуках, длинных и коротких словах. Знакомство со звуками и буквами алфавита начинается с гласных У, А, О, Ы, Э, что на следующем этапе ознакомления с согласными позволит детям читать слоги и слова из этих букв. При введении первых согласных дети начинают читать слоги, слова, знакомятся с условными обозначениями гласных, согласных, учатся работать со схемами слов. Читая слова, они знакомятся с ударным слогом, ударной гласной. На занятиях дети учатся выделять изучаемый звук и слово, определяют какой звук : гласный или согласный. Учатся находить слова с этим звуком в тексте и запоминать их, что способствует обогащению словарного запаса дошкольников . Далее дети тренируются в определении места звука в слове, затем идет знакомство с буквой, которая обозначает этот звук.

Важно научить различать понятия «звук» и «буква» (звук - то, что мы слышим и произносим, а буква - то, что мы видим и пишем. Буква - это «одежда» для звука).

Затем идет штриховка буквы : гласные штрихуются красным цветом, согласные - синим (твердые) и зеленым - мягкие. Дети учатся писать печатную букву в рамках клетки одинаковой высоты и ширины. Это работа способствует развитию графических навыков, готовит руку ребенка к письму.

Развитие навыка звуко-буквенного анализа слов проводится поэтапно :

Определение количества слогов в слове;

Последовательное произношение каждого звука в слове;

Определение количества звуков в слове;

Построение звуковых «домиков» , где каждому звуку отводится своя клетка-«комнатка» (количество клеток соответствует количеству звуков) ;

Обозначение звуков их определенным цветом (гласные - красным, твердые согласные - синим, мягкие согласные - зеленым).

На занятиях по ознакомлению со звуками и буквами решаются следующие задачи :

Познакомить с понятием «звук» ;

Учить выделять звук в слове;

Учить определять место звука в слове;

Познакомить с понятием «буква» ;

Учить наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звуков;

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

В дальнейшем, в процессе занятий нужно знакомить детей с элементарными правилами правописания : раздельным написанием слов, в том числе и предлогов, точкой в конце предложения, употреблением большой буквы в начале предложения и в написании имен людей и кличек животных. В ходе обучения письму печатными буквами или выкладыванию слов из букв разрезной азбуки необходимо закреплять навык предварительного анализа слова и последующего его чтения. Таким образом, каждое слово должно быть проанализировано, прежде чем «написано» , а затем прочитано ребенком.

Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные односложные (СОК, СУК) слова. Затем можно учить читать двусложные (УСЫ, УХА; САНИ) слова, потом трехсложные (МАЛИНА) слова, а затем слова с двумя рядом стоящими согласными (СТУК, САНКИ, и т. д.) .

Процесс обучения должен строиться только на материале правильно произносимых звуков. В связи с этим следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления ребенка с буквами русского алфавита. Разные звуки родной речи осваиваются ребенком в разные сроки - есть «трудные» для детей звуки . В дальнейшем это может привести к возникновению нарушений письма и чтения. Поэтому трудные в произношении звуки и соответствующие им буквы следует изучать в последнюю очередь. Можно предложить следующую последовательность изучения букв : А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Г, Ф, В, X, Ы, С, 3, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.

Группа гласных Я, Ю, Е, Ё, И вызывает трудности у детей , так как они обозначают два звука «ЙА» и т. д. Поэтому детям дается такое понятие : согласные звучат твердо, если после них пишутся А, О, У, Ы, Э и мягко, если после согласных стоят Я, Е, Ё, Ю, И.

Чтобы сформировать у детей полноценное действие интонационного выделения звука в слове, необходимо выполнять следующие правила :

Звук выделяется на фоне слитного произнесения слова (кошшшшшка, ссссобака и т. п.) ;

После того, как он выделен, его надо назвать изолированно;

Интонационное выделение гласных звуков не рекомендуется, так как при их длительном произнесении слово распадается на слоги и артикуляция уже не выполняет функции обследования звукового состава слова;

Словесный материал подбирается таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в слове в разных позициях : в начале, в середине, в конце.

Подводя итоги, следует отметить, что для эффективного обучения грамоте , ребенку необходимо научиться :

· выделять из слова любой звук, находящийся в сильной позиции;

· определять на слух последовательность звуков в словах любой структуры;

· соотносить звуки с буквами;

· отделять в устной речи одно предложение от другого паузой;

· выделять из устной речи слова и предложения;

· употреблять в речи термины «звук» , «слово» , «предложение» , «гласные звуки» , «согласные звуки» ;

· ориентироваться на листе бумаги;

· иметь достаточно развитые графические навыки и мелкую моторику.

Подготовка к обучению грамоте направлена не только на усвоение учащимися некоторого комплекса знаний и выработку ряда умений, но и на общее развитие ребенка.

Этот период обучения должен стать той почвой, на которой возможно формирование достаточно сложных видов умственной деятельности, необходимых для дальнейшего изучения школьного курса русского языка.

Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ и синтез слов, овладеть звуковой культурой речи . Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Подготовка дошкольников к обучению грамоте»

Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ и синтез слов, овладеть звуковой культурой речи. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению. Большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников - родственников, старших школьников, педагогов. Этого нужно опасаться, так как некоторые из них могут быть не знакомы с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:

  • Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;
  • Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;
  • Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;
  • Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ]...) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.

При такой подготовке к обучению грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.

Таким образом, наблюдения за естественным интересом детей к буквам указывают на необходимость обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте. Но это требует соответствующих знаний от педагогов ДОУ и родителей детей.

Давайте запомним :

  1. Звуки мы слышим и произносим.
  2. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят) , могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты) .
  3. Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-...) . Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики) , для согласных мягких - зеленого (зеленые кружочки или квадратики) .
  4. Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] - в словах звучат сердито (твердо) .
  5. Согласные мягкие звуки [ПЬ-П", БЬ-Б", ТЬ-Т", ДЬ-Д", МЬ-М"...] - в словах звучат ласково (мягко) .
  6. Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков) .
  7. Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков») .

Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия . Поскольку в основе подготовки к обучению грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию. У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности - знаковой системе. То есть, при подготовке к обучению грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова) . Дети должны постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные) , согласные (твердые и мягкие) , сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения. Таким образом, работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с маленькими детьми, с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков звукобуквенного анализа, то есть начальному обучению чтению и письму печатными буквами.

Формирование звуковой активности речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако, динамический анализ практической ситуации в последнее время свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад - не исключение. В связи с этим перед педагогами встает вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного грамотного речевого развития детей. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества звуковой активности детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей помогает поднять качество работы с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Создание условий для полноценного развития детей предусматривает:

  • обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
  • целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевой (звуковой) активностью детей во всех видах деятельности;
  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах развития звуковой активности дошкольников;
  • изучение состояния речи детей;
  • участие родителей в речевом воспитании детей.

С целью создания эффективной развивающей предметной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах рекомендуется оформить центры звукоречевой активности . Педагогам систематизировать накопленный практический материал для организации звукоречевых игр:

  • картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, логоритмик, ритмпластик,
  • комплексы пальчиковых игр,
  • игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания,
  • тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря,
  • игры для формирования звуковой активности детей,
  • материал для формирования грамматически правильного строя речи, связной речи,
  • игры для развития фонематического слуха

Немаловажным условием формирования звуковой стороны детской речи является профессионализм педагогов . Воспитатели используют разнообразные методы и приемы, формы работы, стимулирующие речевую активность детей: проблемные ситуации, решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, скороговорки, чистоговорки, мнемотаблицы и др. Постоянно повышают уровень своего мастерства.

Организация работы с родителями , направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах звукоречевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:

  • оформление информационного стенда для родителей о возрастных речевых особенностях детей;
  • консультации -“Влияние речевых нарушений на формирование личности ребенка” и другие;
  • проведение конкурсов: “Лучший чтец”, “Семейная скороговорка” и т.д.;
  • индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей (логопед);
  • консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии (логопед);
  • практикумы для родителей: показ артикуляционных упражнений для произношения определенных звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала (логопед).

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития.

Таким образом, создание оптимальных условий для звуковой активности ребенка в ДОУ обеспечивает непрерывность педагогического воздействия, успех в овладении детьми звуками родного языка. И начинать подготовку к обучению грамоте необходимо с младшего возраста.


Готов ли ребёнок к обучению грамоте?

Основные направления подготовки ребёнка

к обучению грамоте.

(консультация для родителей)

Подготовила и провела:

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Пархоменко Надежда Сергеевна

Многие мамы, папы, бабушки и дедушки хотят поскорее научить ребёнка читать и писать. Это и понятно, потому что грамота открывает ребёнку новые уровни познания окружающего мира.

Однако, торопясь с обучением грамоте малыша, важно помнить о том, что обучение грамоте - это сложный процесс, к которому ребёнок должен быть готовым.

Давайте рассмотрим критерии готовности ребёнка-дошкольника к обучению грамоте.

В соответствии с ФГОС ДО, наиболее эффективным способом обучения грамоте является звуковой аналитико-синтетический метод. Г.А. Каше утверждает, что «готовность ребёнка к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т.е. переключения внимания от значения слова к его звуковому составу - умению слышать в слове отдельные звуки, понимать, что звуки расположены в определенной последовательности».

Критерии готовности ребёнка-дошкольника к обучению грамоте:

1. Умение произносить все звуки речи. Если в речи ребенка имеются недостатки произношения в виде пропусков звуков, их замен другими звуками, смешения звуков, то, к сожалению, полноценно овладеть грамотой такой ребенок не сможет. И даже, если у родителей создается впечатление, что ребенок вроде бы читает, в последующем, у него могут возникнуть проблемы с письмом и чтением (могут возникать трудности в таких заданиях как: выделение гласного или согласного звука из начала и конца слова, определение последовательности звуков в слове; ребенок будет с большим трудом овладевать слиянием букв, чтение будет медленным, с большим количеством ошибок, и понимание содержания прочитанного будет недостаточным. Эти ошибки будут отражаться и на письме.)

2. Достаточный словарный запас, сформированный грамматический строй речи и развитая связная речь. Если словарь ребенка ниже возрастной нормы, в речи имеется стойкий аграмматизм, связная речь сформирована на низком уровне (неумение классифицировать предметы, неправильное употребление признаков предметов и слов-действий, неумение изменять слова, образовывать новые слова, ошибки согласования слов в предложении, неправильное построение предложения, не сформированное умение составлять рассказы и пересказывать заданный текст), то дети не всегда будут понимать смысл прочитанного, у них будут трудности пересказа прочитанного, и тем более, изложения своих мыслей вслух и на письме.

3. Очень важно, чтобы ребенок умел слышать, различать звуки между собой (по способу и месту образования), так как это также влияет на усвоение букв, правильное чтение слов со смешиваемыми буквами.

4. Большую роль в овладении грамотой играют сохранные зрение и слух. Если у ребенка снижен слух, то он не способен полноценно слышать обращенную речь, и даже самого себя, а значит слуховой контроль за самостоятельной речью и речью окружающих снижен. Это значит, ребенок может не услышать и неправильно понять содержание изучаемого учебного материала, и поэтому неправильно его запомнить, что ведет к ошибкам чтения и письма. Нарушение зрения также напрямую влияет на процесс овладения чтением и письмом: ребенок должен правильно увидеть картинку, слово, букву, запомнить зрительный образ буквы или слова, воспроизвести его. И, если он не видит отчетливо картинку, или слово, или букву, он неправильно выполняет предложенные задания. Это ведет к неусвоению учебного материала. Для обучения грамоте детей с нарушением слуха и зрения требуется специально организованная системная работа, в которую включены все участники коррекционно-образовательного процесса.

5. Восприятие и внимание (зрительное, слуховое, тактильные ощущения) должны быть хорошо развитыми - ребенок должен уметь сосредотачиваться, чтобы воспринимать изучаемый материал, уметь внимательно смотреть и слушать педагога или родителя, потому что если учебный материал был воспринят и услышан недостаточно, то он остался непонятым ребенком, а значит, не усвоенным.

6. Роль памяти трудно переоценить. Ребенок должен быть способен запомнить достаточно большой объем сведений: буквы, звуки, правила чтения и письма, у него должен быть обширный запас сведений об окружающем и др.), поэтому важно учить детей запоминать и воспроизводить стихи, рассказы и сказки, учить запоминать и воспроизводить ритм, звуковой, слоговой ряды, ряды слов и т.д.

7. Хорошо развитое мышление также является фундаментальным фактором, влияющим на усвоение ребёнком грамоты. Не является секретом то, что речь и мышление находятся в тесной связи, особенно отчетливо это начинает проявляться в старшем дошкольном возрасте, когда недостатки мышления не позволяют полноценно овладеть речью, а дефекты речи затрудняют осмысление изучаемого. Процесс обучения грамоте предполагает умение анализировать звук, слог, слово, предложение, включает в себя и обратный процесс - умение синтезировать слово из звуков или букв, слогов, предложение из слов, рассказ из предложений.

Таким образом, подготовка ребенка к обучению грамоте должна быть системной, последовательной, планомерной и тщательной.

Поэтому очень важно ответственно отнестись к процессу подготовки детей к обучению грамоте: регулярно выполнять рекомендуемые педагогами задания и упражнения, систематически посещать детский сад, так как в детском саду занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся системно, активно участвовать в развитии (в том числе и речи) детей, играть с детьми в развивающие игры, расширять их кругозор, постоянно общаться с ними, в случае необходимости своевременно обращаться к врачам-специалистам, укреплять здоровье детей, так как именно сейчас, в дошкольном возрасте мы закладываем основу для дальнейшего развития детей!

- 59.00 Кб

Сущность подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.

В настоящее время в нашей стране принята новая программа обучения и воспитания, отвечающая более высоким требованиям, предъявляемым к уровню познавательной деятельности ребенка.
Известный советский психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития».

Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием о том, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника.

Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

В отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей четырех-пяти лет. Это возраст особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя не учитывать при обучении его грамоте.

По мнению А. В. Запорожца, психологические новообразования, возникающие на ранних возрастных ступенях развития ребенка, имеют абсолютное значение в его развитии, внося свой неповторимый вклад в формирование человеческой личности.

Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний в той или иной области действительности.

Поэтому уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть определенной системой знаний, которая станет основой будущего изучения предмета.

В связи с этим мы рассматриваем обучение ребенка-дошкольника чтению как фундамент будущей грамотности человека.

Следовательно, обучение чтению - это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающие средства языка.

В основе методик начального обучения чтению, существующих в советской педагогической практике, лежит звуковой аналитико-синтетический метод, требующий как анализа звуковой стороны речи в процессе обучения, так и синтеза ее уже при чтении.

Исходя из этого, предлагаемая здесь подготовка к обучению грамоте, направленная на формирование ориентировки в звуковой стороне речи, тем и ценна, что позволяет всем детям, прошедшим ее, успешно учиться дальше чтению (и вообще русскому языку), независимо от того, как будут учить (по какой методике) и где будут учить (в детском саду или школе).

Советский психолог Д. Б. Эльконин создал оригинальный метод обучения чтению в первом классе, способствующий формированию правильного отношения к звуковой основе языка.

Специальное введение в мир звуков помогает дальнейшему изучению языка: освоению его грамматики, стилистики, ритмики, поэтики и т. д.

В связи с этим утверждением, а также учитывая детскую «языковую одаренность», обучение грамоте должно непременно начинаться с погружения ребенка в звуковую сферу родного языка.

Данный метод предусматривает также последовательное формирование умственных действий: звуковой анализ слов, изменение слов, чтение. Учитывая это, система обучения грамоте включает два раздела: первый - формирование широкой ориентировки в звуках, второй - обучение чтению. Такая последовательность построения системы диктуется не только логикой самого предмета, но и возрастными возможностями усвоения дошкольниками знаний по грамоте.

Программа, действующая в нашей стране, предполагает начинать обучение с подготовительного этапа в четыре года, т. е. в средней группе детского сада. В речевые занятия включаются специфические задачи, непосредственно связанные с грамотой, с целью усвоения четырехлетними детьми звуковой стороны речи.
Без такой предварительной подготовки начальный этап обучения грамоте всегда вызывает у детей серьезные трудности. Занятия, проводимые в средней группе, помогают предотвратить их.

Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах, определяет первый звук в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки (не употребляя при этом самих терминов твердый и мягкий согласный), подбирает слова на заданный звук.

Основной задачей становится формирование способа интонационного выделения звука в слове, т. е. подчеркнутого его произношения во время слитного проговаривания всего слова.

Например, рррак или макаррроны: кот или мышка и т. д. При этом выделяются только согласные звуки, поскольку выделять гласные не составляет труда - они поддаются протяжному произнесению.

Существует два приема выделения согласных звуков в слове: первый - длительное и протяжное произнесение заданного звука (мммак, кошшшка, носсс, и т. п.); второй - громкое и подчеркнутое произнесение звука (рыбка, дом, рот и т.п.).

Это зависит от самого согласного звука - одни можно длительно произносить (шипящие, свистящие, сонорные), другие не поддаются длительному произнесению, их можно выделить только голосом (взрывные, губные).

Детей нужно учить интонировать звук, помогать им овладеть своей актикуляцией и управлять ею. Следует обязательно называть звуки так, как они слышатся в словах, т. е. конкретной фонемой. В слове лллес первый звук ль, а в слове лллак - л и т. д.

В русском языке есть твердые и мягкие согласные звуки, которые, как правило, обозначаются одной буквой (М - м, мь; Б - б, бь; К - к, кь; Р - р, рь и т. д.). Это и составляет основную трудность в дальнейшем, при чтении прямых слогов: ма, мя,- ло, лё; ру, рю...

Детям четырех лет не сложно научиться различать на слух твердые и мягкие согласные: дети работают над звуковой стороной речи, называют звуки так, как они слышатся в словах. Термины они не употребляют, а называют звуки «старшими братцами» (твердые согласные) и «младшими братцами» (мягкие согласные).

Помогает детям сравнение отдельных звуков с природными и бытовыми шумами - с песенкой ветра, водички, колокольчика и т. д. Например, звук с - это песенка большого насоса, а сь - маленького насоса, звук р - песенка большого мотора, рь - маленького мотора, з - песенка большого колокольчика, зь - маленького и т. п.

В работе с четырехлетками желательно ограничиться определением только первого звука в слове. Не случайно приходится отказываться от определения места звука в слове (начало, середина, конец), которое сопутствует многим методикам обучения грамоте.

Дети этого возраста плохо справляются с такой задачей, даже с помощью взрослого. И происходит это потому, что они еще не в состоянии усвоить абстрактные понятия (начало, середина, конец). Определение места звука в слове до обучения звуковому анализу не выражено для детей четырех лет в той конкретной материальной действительности, которую они могут ощутить.

В средней группе ребята имеют дело со звучащим словом, никак не представленным для них материально. С материализованными моделями слов (схемами) они знакомятся позднее, в старшей группе. Тогда дети и научатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

Программные задачи реализуются в доступной и интересной для детей этого возраста форме: в дидактических играх, сюжетных игровых ситуациях, в упражнениях с использованием наглядного материала, игрушек.

Так, например, используется игра, где каждому ребенку дают куклу, которая может совершить определенное действие (войти в домик, перейти через мостик и др.) лишь тогда, когда она назовет первый звук своего имени (за куклу отвечает ребенок).

Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошкольника.

Таким образом, впервые внимание детей переключается со смысловой стороны речи на звуковую. Аналогичная работа с детьми четырех лет занимает всего лишь пять-семь минут в речевом занятии. Это начало подготовки к обучению звуковому анализу слов.

Дети пяти и шести лет неодинаково восприимчивы к разным этапам обучения грамоте. Поэтому начинать обучать звуковому анализу и предоставить возможность вплотную заниматься только звуковой стороной речи необходимо именно в пять лет, и не позднее, поскольку шестилетки уже не достигают таких высоких результатов в данной области. Они теряют особую восприимчивость и чувствительность и в большей степени предрасположены к чтению.

Обучение в старшей группе детского сада начинается непосредственно с обучения пятилеток звуковому анализу. Звуковой анализ - это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных.

Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв.

Дети пяти лет после занятий в средней группе подготовлены к овладению звуковым анализом: они умеют интонационно выделить звук и определить первый звук в словах.

Но чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели.

С этой целью используется картина-схема звукового состава слов. На ней изображается предмет, слово-название которого ребенок разбирает и ставит ряд фишек под рисунком по количеству звуков в слове.

Рисунок помогает все время видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками. Получившаяся модель слова отражает отдельные звуки и их последовательность.

Дети разбирают вначале трехзвуковые слова (мак, кит, лес и др.), потом четырех- и пятизвуковые (луна, лиса, гуси,- мышка, мишка, грибы).

Когда дошкольники работают с трехзвуковыми словами, они обозначают все звуки фишками одного нейтрального цвета (серого). После того как дети научились разбирать трехзвуковые слова, их нужно познакомить с гласными звуками.

Знакомство происходит в форме загадок, секретов. Ребята узнают, что гласные звуки - особенные, волшебные, которые можно громко крикнуть, спеть, при их произнесении воздух свободно выходит изо рта, ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык.

Так они отгадывают «волшебные» звуки а, о, у, ы, и, э в словах (мак, дом, лук, дым, кит, лес). Это гласные звуки, которые с этого момента обозначаются красными фишками. Дети самостоятельно для себя открывают характеристику гласных звуков и поэтому легко запоминают этот материал.

О согласных звуках дошкольники узнают после того, как познакомятся с гласными и перейдут к разбору четырехзвуковых слов. Это происходит также в форме загадок. Дети отгадывают особенные звуки, при произнесении которых воздух во рту встречает преграды: губы, зубы, язычок.

Выделение звуков осуществляется по принципу сопоставления их пар (л-ль, р-рь, б-бь и т. д.), твердых и мягких согласных.

Например, выделив первые звуки в словах луна и лиса - ли ль, дети, как уже отмечалось раньше, дают им название двух братцев. Поэтому им легко усвоить, что «старший братец» - л звучит жестко, твердо и называется твердым согласным звуком, а «младший», ль, - нежно, мягко и называется мягким согласным.

С этого момента твердые согласные обозначаются синими фишками, а мягкие согласные - зелеными.

Вот теперь звуковая модель, представленная в цвете (красные, синие, зеленые фишки), отражает качественные характеристики звуков и дает детям возможность наглядно воспринимать различные звуковые структуры.

Например, слово луна представлено следующими фишками: синяя, красная, синяя, красная, что означает: твердый согласный, гласный, твердый согласный, гласный; лиса - зеленая, красная, синяя, красная, т. е. мягкий согласный, гласный, твердый согласный, гласный; слон - синяя, синяя, красная, синяя, т. е. твердый согласный, твердый согласный, гласный, твердый согласный; утки - красная, синяя, зеленая, красная, т. е. гласный, твердый согласный, мягкий согласный, гласный и т. д.

Описание работы

В настоящее время в нашей стране принята новая программа обучения и воспитания, отвечающая более высоким требованиям, предъявляемым к уровню познавательной деятельности ребенка.
Известный советский психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития».



Похожие статьи