Крейсер боевой славы михаил кутузов. Крейсер "михаил кутузов"

Хотите увидеть нечто по-настоящему необычное во время путешествия по южным городам России? Посетите корабль-музей в Новороссийске. «Михаил Кутузов» - настоящий боевой крейсер, подняться на борт которого сегодня может каждый турист. Это уникальная экскурсия, которая запомнится вам надолго!

История легендарного крейсера

В конце лета 1954 года на корабле, названном в честь известного полководца Михаила Илларионовича Кузова, был поднят флаг. Спустя время этот крейсер, построенный по проекту 68-бис, будет включен в десятку лучших боевых судов ХХ века. Корабль был построен за 2 года, после чего состоялась церемония торжественного принятия его в состав Черноморского флота.

На счету этого легендарного судна - десятки успешно выполненных заданий и 15 дальних походов. Военная карьера «Михаила Кузова» закончилась в 1987 году. Тогда корабль был списан в резерв. В 1998 году крейсер был официально исключен из боевого состава. В 2001 году переведен в Новороссийск, а спустя еще один год - открыт в качестве музея.

Идея создания столь необычного туристического объекта не нова. Во многих портовых городах навечно опустили свои якоря крейсеры, имеющие богатую историю. Корабль-музей в Новороссийске является филиалом музея Военно-Морского флота. Посетить его сегодня может каждый, достаточно приобрести билет на экскурсию.

Что можно увидеть во время экскурсии?

Когда-то экипаж «Михаила Кутузова» состоял из 1200 служащих. На корабле имеется около 2000 помещений различного назначения. По техническим и боевым характеристикам крейсер действительно являлся передовым для своего времени. Размеры корабля: 23 метра в ширину и 210 метров в длину.

Экскурсия по крейсеру начинается на палубе. Туристам предлагается лишь частично осмотреть корабль-музей в Новороссийске, но даже такая экскурсия подарит массу новых впечатлений каждому.

Одно из наиболее интересных помещений - кают-компания, где собирались офицеры. Также туристы могут посмотреть, как жили обычные матросы в своих кубриках, посетить медпункт, офицерскую каюту.

Во время экскурсии посетители узнают немало интересного о крейсере и российском флоте. В коллекции корабля-музея присутствуют исторические фото и документы. Легендарный крейсер не раз снимался в кино, упоминался в литературе и даже встречается в современных компьютерных играх. Очень интересно посетить его будет поклонникам перечисленных видов современного искусства.

Город Новороссийск, корабль-музей: часы работы, стоимость билетов и адрес

Подняться на борт легендарного крейсера можно ежедневно с 10.00 до 18.00. В активный туристический сезон посетить музей можно только в составе экскурсионной группы 10-15 человек. Продолжительность экскурсии - около 50-60 минут, экскурсионное обслуживание входит в стоимость билета. Группы формируются на месте.

Корабль-музей в Новороссийске - это одна из главных туристических достопримечательностей города. Обычно экскурсионные группы набираются достаточно быстро.

Стоимость посещения музея - 200 рублей для взрослых, 100 рублей для детей и студентов. Любительская фото- и видео-съемка стоит 50 рублей. Не поленитесь приобрести билет фотографа-любителя, на корабле действительно есть, что сфотографировать.

С палубы «Михаила Кутузова» открывается фантастический вид на море и город. Корабль-музей в Новороссийске адрес имеет следующий: ул. Новороссийской республики, владение 2. Данная достопримечательность видна издалека, не стоит бояться не заметить ее.

Про крейсер "Михаил Кутузов"

В городе-герое Новороссийске, в рамках визита на военно-морскую базу Черноморского флота, удалось посетить и крейсер проекта 68-бис "Михаил Кутузов ". В настоящее время крейсер входит в состав сил Новороссийской военно-морской базы в качестве музея. Посетить корабль-музей за очень умеренную плату может каждый желающий. "К сожалению экскурсия проходит только по палубе корабля и совсем немного захватывает надстройки ". Не могу сказать так ли это, потому как успел не только подняться на надстройки и спуститься в трюмы, но и познакомился с командой корабля-музея.

Про матросов

Персональную экскурсию для меня проводил старший матрос Дмитрий Александрович Аниськин. Спокойный толковый парень и фамилия у него какая-то по-простецки добрая. Осталось ему ещё полгода службы на "Михаиле Кутузове ", а потом Дмитрий вернётся в родную Рязань, будет учиться по медицинской части. Видимо - по хирургической.

А армию служить пошёл сам, добровольно. Хотел всякое понять и научиться быть самостоятельным. Пока стояли перекуривали на палубе, расспросил старшего матроса Аниськина о моряцкой жизни. Жалоб не услышал, служба не самая напряжённая, погода не суровая, купаться в море позволительно. Единственное, чем недоволен и он и другие моряки - это выдаваемыми сигаретами.

Я одну пачку для примера выцыганил на минном тральщике (об этом в следующий раз). "Перекур " называются. Матросы сообщили, что закурить "Перекур " имеет смысл только в том случае, если есть желание совсем расстаться с лёгкими. Ну и, пользуясь случаем, передаю ОАО "Донской табак " забористый черноморский "превед ", моряки это табакокурительное учреждение частенько поминают добрым словом. А то и двумя.

Попросил Дмитрия показать где он сам живёт. Спустились внутрь боевого корабля, в жилой матросский кубрик. Сейчас вся крейсерская команда - около 20 человек, а по штатам военного времени была больше 1200, так что многие кубрики пустуют. В том, куда я заходил, сидел свободный от вахты матрос и с удовольствием смотрел телевизор. Немного засмущался, увидев камеру, но получив разъяснения в духе "никаких кривляний не надо" - спокойно смотрел телепередачу, пока я отважно задирал ISO до 6400 и ходил то "гуськом", то вприсядку по жилому помещению.

Попросил Дмитрия показать где он сам живёт. Спустились внутрь боевого корабля, в жилой матросский кубрик. Сейчас вся крейсерская команда - около 20 человек, а по штатам военного времени была больше 1200, так что многие кубрики пустуют. В том, куда я заходил, сидел свободный от вахты матрос и с удовольствием смотрел телевизор. Немного засмущался, увидев камеру, но получив разъяснения в духе "никаких кривляний не надо" - спокойно смотрел телепередачу, пока я отважно задирал ISO до 6400 и ходил то "гуськом", то вприсядку по жилому помещению.

Про бескозырку

Осмотрев корабль "от киля до клотика " под руководством старшего матроса Аниськина, потренировал маленько свои умеренные пока знания морской терминологии. Фал, конец, клинкет, гюйс, барбет, трап, гальюн, баночка - очень затейливо можно объясниться, владея такими словечками. Пока подтягивал военно-морскую лексику - день стал клониться к вечеру, пришлось стремглав помчать в ближайший армейский магазин с целью приобретения матросской бескозырки.

"Беска " в магазине, понятно, была всего одна и самого маленького размера. Да и та выполнена в стиле "гламурный дембель ". Обычной ленточки с надписью "Черноморский флот " в новоросийском магазине, ясное дело, тоже не оказалось. Зато Тихоокеанский и Балтийский - запросто. Даже в дембельскитх вариантах, когда на каждый конец ленты навешано по полкило ярких побрякушек. Караул!

Ну взял чего было, не до выбора. А когда вернулся на крейсер, старший матрос Аниськин подарил мне правильную ленточку, а я ему отдал пачку своих сигарет. Больше у меня и не было ничего при себе. Если вдруг кто из рязанских сюда заглянет - маякните родителям и друзьям Дмитрия, думаю им приятно будет узнать, что у старшего матроса Аниськина всё в порядке, служба уверенно движется к окончанию. А я пока расскажу кое-что про боевой корабль, где служат такие толковые матросы.

Про основные тактико-технические данные крейсера:

Водоизмещение: 16 653 т.

Размеры: длина - 210 м, ширина - 21 м, осадка - 7 м.

Скорость хода максимальная: 32 узла.

Дальность плавания: 9000 миль при 16 узлах.

Силовая установка: паротурбинная, 2 х 68 500 л.с.

Бронирование: борт - 100 мм, башни - 175 мм, рубка - 130 мм, палуба 50 мм.

Вооружение: 4х3 152-мм (4 трехорудийные башни МК-5бис), 12 6х2 100-мм, 16х2 37-мм орудий МЗА В-11, 8 спаренных 30-мм артустановок МЗА АК-230, 2x5 533-мм торпедных аппарата (именно на "Михаиле Кутузове" их нет).

Экипаж: 1270 чел.

"На крейсере имеются каюткомпании на 60 мест. 2 салона. 56 одно- и двухместных кают, клуб, радиотрансляционный узел, типографии, медотсек со всем оборудованием. Крейсер построен из отечественных материалов. Он стал крупным достижением мирового и отечественного кораблестроения. Авторитетный справочник-ежегодник «Джейн» (издания 1987-1988 гг.) отнес корабли проекта 68-бис к шедеврам мировой кораблестроительной школы.

"На крейсере имеются каюткомпании на 60 мест. 2 салона. 56 одно- и двухместных кают, клуб, радиотрансляционный узел, типографии, медотсек со всем оборудованием. Крейсер построен из отечественных материалов. Он стал крупным достижением мирового и отечественного кораблестроения. Авторитетный справочник-ежегодник «Джейн» (издания 1987-1988 гг.) отнес корабли проекта 68-бис к шедеврам мировой кораблестроительной школы.

Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года - приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море. Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.

Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года - приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море. Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.

За прошедшие годы для многих поколений военных моряков крейсер стал настоящей школой боевой выучки, воинского мастерства, школой жизни. За большой вклад в дело осевой готовности флота более 700 военнослужащих корабля награждены орденами и медалями. Крейсер дал путевку в жизнь 17 адмиралам, 73 капитанам I ранга.

Кроме боевой подготовки, несения боевых служб вдали от Родины, крейсер систематически выполнял правительственные задании: дипломатические миссии, визиты дружбы и заграничные походы, приемы глав иностранных государств и правительств, крупных иностранных военачальников, а также космонавтов, деятелей науки и культуры. В настоящее время крейсер в резерве 3 категории 1-ой очереди. Вооружение и техника в 1987 году законсервированы с применением динамического осушения. Корабль прошел четыре текущих ремонта, один средний и модернизацию техники и вооружения. Последнее докование - в ноябре 1985-2001 года. Проверка физических полей - апрель 1986 года. Вся материальная часть крейсера в строю.

В 1994 году ветераны крейсера выступили с инициативой сохранить единственный и последний в ВМФ России артиллерийский крейсер как исторический центр широкого профиля - как центр военно-исторической, патриотической, ветеранской и экскурсионно-туристической работы. Директивой ГШ ВМФ от 26.12.96 г. № 730/1/2273 предусмотрено использовать крейсер как корабельный центр военно-патриотического воспитания и истории Отечественного флота. В связи с отсутствием средств оставить на ответственном хранении в составе ЧФ в главной базе флота в городе Севастополе.

Директивой ГК ВМФ РФ от 3.08.2001г. № 35 крейсер определен филиалом военно-морского музея КЧФ и перебазирован в город Новороссийск 23 августа 2001 года".

Скачанный файл НЕ НАДО распаковывать, его надо просто ПЕРЕИМЕНОВАТЬ в.mp3 и тогда всякий желающий услышит не только очень красивую и полную смысла песню, но и ознакомится с вершинами исполнительского мастерства.

Ах, если бы наши евровидимые могли ТАК петь...

Координаты объектов.

17:47 / 28 июля 2016

Журналист НАШЕЙ заглянула в коридоры и каюты корабля-легенды и узнала судьбу этого военного гиганта. «Михаил Кутузов» - единственный из своих четырнадцати собратьев, кто остался «на плаву». Остальные крейсеры проекта 68-бис продали или разобрали на металл.

Крейсер «Михаил Кутузов» вот уже 15 лет украшает Новороссийск. За это время он, несомненно, стал самым ярким символом города. Капитан 2 ранга запаса и по совместительству заведующий филиалом Центрального Военно-морского музея на крейсере «Михаил Кутузов» Сергей Алексеевич Назаров рассказал, почему каждый житель нашего города и страны в целом должен гордиться этим крейсером.

«Последний герой»

Всего легких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис было построено четырнадцать. Их выпускали в послевоенное время - с 1949 по 1955 годы. Жителям и гостям Новороссийска очень повезло, что они могут прикоснуться к легенде, ведь «Михаил Кутузов» - единственный сохранившийся из тех четырнадцати военных кораблей. Остальные были либо проданы в другие страны (в Индию продали 8 крейсеров этого проекта, один корабль передали в Индонезию, где он вошел в состав военно-морских сил под названием «ИРИАН»), либо разобраны на металл, - рассказывает капитан судна Сергей Алексеевич Назаров.

Послевоенная программа строительства ВМФ СССР предусматривала постройку более 20 единиц крейсеров этого проекта. К концу 1954 года были окончательно построены 14 крейсеров, еще шесть корпусов были заложены. Но после смерти Сталина программа строительства крейсеров такого типа была свернута.

Боевая слава «Кутузова»

С 1961 по 1969 годы крейсер «Михаил Кутузов» входил в состав 150-й бригады ракетных кораблей Черноморского флота. Официально корабль участвовал в двух вооруженных конфликтах в ходе Арабо-израильской войны в 1967 и 1973 годах. Оба раза крейсер находился в порту Александрия, сам он в боях не участвовал, но его нахождение в порту Александрия было гарантом мира.

В начале 90-х годов крейсер «Михаил Кутузов» законсервировали

В период неурядиц в стране в начале 90-х нашлись неравнодушные люди, которые добились того, чтобы корабль не утилизировали, а сохранили.

С 1988 по 1990 годы шел процесс консервации корабля: заваривались все двери, иллюминаторы, проходила просушка помещений судна. Это делалось для того, чтобы можно было сохранить крейсер в наилучшем виде. После этого корабль находился в бухте Троицкой в Севастополе и 25 августа 2001 года он прибыл в город-герой Новороссийск. С тех пор он стал визитной карточкой нашего города, - продолжает рассказ капитан.

«Юридически «Кутузов» - здание»

1 октября 2012 года крейсер передали в состав Центрального военно-морского музея и теперь по документам «Кутузов» - это здание!

Юридически - мы не корабль. Из-за этого возникает много вопросов. Например, чтобы покрасить крейсер, я должен в запросе в федеральное казначейство написать статью расходов «покраска фасада музея, ограждения, крыши» и только тогда мой запрос примут и обработают. Вот такой парадокс! - делится заведующий музеем Сергей Назаров.

Характеристики крейсера «Михаил Кутузов»: длина корабля - 210 метров, ширина - 23 метра, высота - 59,5 метров. Водоизмещение - 18 640 тонн (для сравнения, у крейсера «Аврора» водоизмещение - 6000 тонн). Экипаж - 1130 человек: 70 офицеров, 90 мичманов, 970 матросов срочной службы.


В кабинете капитана корабля замечаю необычные часы, грамоты и благодарственные письма, портреты его предшественников - командиров «Кутузова» и портрет верховного главнокомандующего РФ.




В коридорах крейсера не очень высокие потолки, сразу представляешь, как неудобно было бы нести службу здесь человеку с ростом выше среднего.

На мой взгляд, идеальный рост для моряка - 170 сантиметров плюс атлетическое телосложение. Высоким тяжелее, так как при несении службы на корабле приходится много стоять и длительное время выполнять два-три монотонных движения, - рассказывает мой собеседник.


Идем дальше. Заходим в просторный зал - это кают-компания для офицеров. Здесь члены личного состава проводили собрания, кушали, отдыхали. В помещении стоит шахматный стол, фортепиано, кожаные диваны, большие столы, книги.




В кают-компании действовали свои неписанные правила. Например, все здесь обращались друг к другу без воинских званий, по имени отчеству. Здесь можно было курить без разрешения командира корабля и запрещалось обсуждать политические проблемы, касаться вопросов религии и личных отношений.


В соседней комнате - экскурсия. Тех, кто ранее никогда не бывал на кораблях, удивляет, что вся мебель прикручена к полу, кресла в салоне только лишь поворачиваются, сдвинуть с места их нельзя.



В этом же помещении - окно выдачи еды, под рукой - шкафчики для посуды. В буфете (именно оттуда выдавали еду) довольно тесно: здесь расположены три мойки, несколько шкафов для посуды. Еду готовили в камбузе и приносили сюда уже готовые блюда.



А еду готовили в камбузе:


В кают-компании стоит внушительных размеров пепельница. Когда корабль выходит с завода, рабочие ему дарят пепельницу. Она считается символом и оберегом корабля. Если кто-то похищает этот предмет с судна или его кому-то передают, это считается очень плохим знаком.


Вообще крейсер - абсолютно самостоятельный автономный организм. Здесь есть слесарная мастерская, кухня, даже была своя типография! На корабле выходила газета, чтобы офицеры и матросы знали, что происходит в стране и мире. Отдельную часть корабля занимает медицинский блок. Он состоит из операционной, пост-операционной, лазарета на 24 человека, изолятора на 6 человек, рентген-кабинета, аптеки, кабинетов врачей.


На крейсере размещено 38 кубриков - это комнаты для совместного проживания личного состава. Кубрики были разных размеров и вмещали от 20 до 80 человек. Примечательно, что всего 9 кубриков на корабле - с иллюминаторами, остальные располагаются палубой ниже и не имеют иллюминаторов. Матросы распределялись по кубрикам исходя из своего функционала: матрос должен был максимально быстро попасть на место несения службы. На стенах кубриков - мотивирующие плакаты для военнослужащих.




А вот это - шикарная девятиметровая каюта офицеров:


Кстати, крейсер «Михаил Кутузов» не раз становился действующим героем в советских фильмах. На нем снимали киноленты «Командир корабля», «Верди», «Морские дьяволы». В фильме «Увольнительная на берег» снимался тогда еще начинающий актер Владимир Высоцкий. Чтобы лучше вжиться в образ, он на несколько дней стал настоящим матросом и жил в общем кубрике. Артист подчинялся распорядку дня матросов, а в перерывах между съемками пел матросам песни.


Чтобы донести современному поколению идею о мощи и славе военно-морского флота нашей страны, создатели компьютерной игры World of Warship разработали новый тип надводного корабля проекта 68-бис «Михаил Кутузов» в виртуальной реальности. Теперь пользователи этой игры могут ощутить силу и мощь артиллерийского вооружения, боевые возможности крейсера в морских сражениях.

Крейсер «Михаил Кутузов» - один из самых известных музеев военно-морского флота СССР на территории Российской Федерации. Корабль получил свое название в честь главного командующего российской армией во времена Отечественной войны 1812 года - Михаила Илларионовича Кутузова.

Главные характеристики корабля

  • Длина: 210 м;
  • высота: 53 м;
  • бронь: от 50 до 100 мм в разных зонах;
  • экипаж: 1220 человек;
  • боевая артиллерия: 4 трёхорудийные башни + 12 универсальных орудий;
  • минное вооружение: 180 мин.

Военный крейсер прибыл в порт «Новороссийск» в 2002 году. Примечательно, что до этого корабль стоял в Севастополе, где в 1988 году был переведен в резерв военно-морского флота, а через десять лет - исключен из его состава. По сегодняшний день судно служит жителям города как музей военно-морской славы России.

Исторические факты

Победив во Второй Мировой войне Германию и Японию, Советский Союз бросил все силы на восстановление страны. Первая после войны десятилетняя программа военного кораблестроения СССР предусматривала строительство легких крейсеров с учетом последних разработок в сфере науки и техники. Одним из таких кораблей стал крейсер «Михаил Кутузов». Начальный проект значился под индексом «68-К», но в связи с получением новых тактико-технических заданий в 1947 году проект получил новое название «68-БИС».

Прямого участия корабля в боевых действиях во времена Холодной Войны не зафиксировано. Известно, что крейсер совершил свой первый выход в море в июне 1957 года. Главной задачей похода было узнать, способно ли новое судно выдержать сильную бурю и шторм в водах Северной Атлантики. После прибытия в порт «Севастополь» были выявлены недоработки левого крыла корабля.

Несмотря на то, что крейсер не совершил ни одного боевого выстрела, его историю сложно назвать неинтересной. На счету судна более 15 морских походов на дальние расстояния, а также участие в операции по спасению моряков со взорвавшегося линкора «Новороссийск». «Михаил Кутузов» нес боевое дежурство в Средиземном море и Атлантическом океане, а во время арабо-израильских конфликтов в 1967 и 1973 годах корабль стал центром командования верховного военного советника Советского Союза в Египте. Пребывание советского крейсера в порту «Александрия» уберегло египтян от боевых атак со стороны Израильской армии.

На борту известного корабля проходили съемки кинофильма «Увольнение на берег». Игравшим актерам довелось пожить несколько дней среди простых матросов «Михаила Кутузова». На палубу крейсера не единожды поднимались первые лица государств, в том числе и египетский глава Абдель Насер, шах Ирана и другие. Знаменитый крейсер посетил даже первый советский космонавт Юрий Гагарин. Также для запечатления важного исторического периода в 2010 году об истории корабля был снят одноименный документальный фильм.


Три орудийных башни

Где находится?

Место стоянки корабля-музея «Михаил Кутузов» находится в городе Новороссийск (Краснодарский край, Россия). Чтобы посетить музей на корабле, отправляйтесь на городскую набережную. Судно пришвартовано у причала № 33 главного торгового порта.

Географические координаты стоянки судна: N 44.43.16 E 37.46.55.

Адрес: Набережная им. Адмирала Серебрякова, 2а

Время работы: с 11:00 до 18:00 (понедельник, вторник - выходные дни)

Цена входного билета: для взрослых - 200 руб., детям (до 7 лет) - бесплатно. Также действуют постоянные скидки для школьников, студентов и пенсионеров (при условии предъявления подтверждающего документа). В стоимость билета включена прогулка по палубе корабля + услуги профессионального экскурсовода.

Разрешение на фотографирование объектов судна: 50 руб.

Почему стоит посетить крейсер «Кутузов» в Новороссийске?

Одной их главных причин, почему стоит хотя бы раз побывать на палубе знаменитого объекта Черноморского флота, является интересная история о послевоенных временах Советского Союза. То, каким важным стратегическим объектом в свое время был корабль «Михаил Кутузов», будет полезно послушать даже самым эрудированным знатокам истории. На данный момент крейсер занесен в список исторически важных уникальных объектов ЮНЕСКО, а также судну присвоен статус музея-памятника военной истории.

Экскурсия по кораблю будет интересна как школьникам, так и взрослым людям, которые хотят узнать больше о Черноморском флоте СССР. Прогуливаясь по палубе, опытный экскурсовод расскажет много интересной информации о том, как создавался крейсер, в каких условиях жили моряки и в какие задачи были поставлены перед экипажем стратегического судна. Посетить крейсер-музей «Михаил Кутузов» в Новороссийске - это отличный способ расширить знания о событиях военного противостояния между двумя сверхдержавами во времена Холодной Войны.

С кораблями-музеями у нас, честно говоря, слабовато. Их всего 11, считая макеты-копии. Плюс еще 7 подводных лодок. Слабовато, если честно, для такой огромной страны. Надо бы побольше, ибо где еще, как не на таком корабле-музее, поднимать интерес пацанов к флоту?
Речь пойдет о событиях, которые разворачиваются в последнее время вокруг корабля боевой славы крейсера «Михаил Кутузов». Крейсер, если кто не в курсе, стоит в Новороссийске, в морском порту. И представляет собой корабль-музей и имущество флота одновременно.

Крейсер «Михаил Кутузов» стал двенадцатым кораблём проекта 68-бис. Заложен он был в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе и спущен на воду 9 августа 1954 года. После прохождения ряда испытаний корабль был введён в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности стали Средиземное и Чёрное море, а также центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нёс службу вплоть до вывода из боевого состава в 1998 году. К этому моменту корабль прошёл 211 900 миль.

«Михаил Кутузов», будучи весьма красивым и представительным кораблем, сделал себе, помимо военной, еще и политическую карьеру и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.

Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооружённых конфликтах в ходе Арабо-израильской войны, в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его нахождения в Александрии был гарантом мира.

Нападение на «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налёта на александрийский порт удалось избежать.

Сегодня «Михаил Кутузов» - корабль-музей. По крейсеру проводят экскурсии, но вот именно над кораблем-музеем что-то сгущается. То ли тучи, то ли свет в конце тоннеля.

Идея заключается в том, что крейсер обязан вернуться в Севастополь, откуда его увели в 2001 году, когда истекал срок аренды нашей базы. Были серьезные опасения, что корабль пойдет под разделку на металл. Так, собственно, «Кутузов» и оказался в Новороссийске. И уже там стал музеем.

Сегодня довольно большая инициативная группа, в которую входят такие известные люди, как адмиралы В.Н. Чернавин, И.В. Касатонов, контр-адмирал Е.А. Кобцев, контр-адмирал А.И. Аладкин, адмирал В.А.Кравченко, вице-адмирал В.Д. Рязанцев, контр-адмирал А.П. Гринкевич, контр-адмирал В. Урывский, вице-адмирал Р.А. Голосов, ратует за возвращение крейсера обратно в Севастополь.

Мотивация проста: крейсер обязан вернуться обратно в город-герой Севастополь, чтобы стать там частью исторического наследия. Мнения и доводы высказываются разные, некоторые в исполнении севастопольцев читать даже неприятно, как, например, Стефановского.

Замечу в пику Стефановскому, что Новороссийск - такой же город-герой, как и Севастополь. И такой же город воинской славы. Вот только его не сдали в Великую Отечественную войну. И кровь тех, кто защищал Новороссийск, ничем не отличалась от крови защитников и освободителей Севастополя. И этот город не менее достоин, чтобы в нем был свой корабль-музей.

Но вернемся к «Михаилу Кутузову», тем более, что всего неделю назад я посетил его в качестве экскурсанта.



Похожие статьи