Круговороты жизни и смерти. Тема урока "Великий круговорот жизни"

Жизнь, это постоянное движение и она, как и всеобщее движение во Вселенной, представляет собой движение по кругу. Все небесные и космические тела движутся в своём круговом цикле, включая и всю Солнечную систему в космосе. Обращением Земли вокруг Солнца обусловлена постоянная смена на Земле дней и ночей, сезонов года, эпох и других периодов времени. Вся жизнь находится в зависимости от этих циклических изменений, к ним приспосабливается весь органический мир, вся жизнь которого также находится в своём круговороте постоянных превращений. Живые организмы рождаются, достигают половой зрелости, воспроизводят себе подобные организмы и умирают, а их последующие поколения повторяют эти циклы жизни вновь и вновь. После смерти живого организма преобразования и движение (жизнь на Земле) продолжаются в трупе. Труп начинает разлагаться на составляющие, поедаться червями или животными поддерживая их жизнь, а в конечном итоге и они умирают и распадаются на составляющие химические элементы и растворяются в материи.

Живой организм отличается от неживой материи чувствами, поэтому мы считаем все неорганические материальные объекты неживыми, однако имеют они или не имеют чувства, движение (условно можно назвать его жизнью) и преобразования происходит и в них. Без этих преобразований невозможны проявления жизни. Движение всей материи и процессы преобразования в ней происходят в течение как длительных, так и коротких промежутков времени и представляют собой часть жизненных явлений. Только такие явления природы материального мира человек называет не жизнью и смертью, а преобразованием вещества и изменением облика Земли и окружающего мира. Создаются ли новые вещества природой или человеком, их существование не бывает вечным. Нет ничего неизменного и в космосе, не говоря о Земле и человеке, маленькой песчинке или частице мироздания, всё вращается в круге своём. В круговороте превращений наводятся все вещества материального мира , взаимодействуя с окружающей средой, они постепенно разрушаются и возвращаются к своей основе, вновь образуются и вновь разрушаются, повторяя преобразования цикл за циклом. Рассмотрим цикл – рождение, жизнь, существование или бытие, смерть в материальном мире на примере круговорота веществ на Земле.

Круговорот веществ .

Круговорот веществ на Земле, это постоянно повторяющиеся процессы превращения и перемещения вещества в природе, имеющие более или менее циклический характер. Общий круговорот веществ складывается из отдельных процессов (круговорота воды, газов, химических элементов). Эти процессы не бывают полностью обратимыми, т. к. происходит рассеивание вещества, изменение его состава и т. д. С появлением жизни на Земле огромную роль в круговороте веществ начали играть живые организмы, участвуя в круговороте кислорода, углерода, водорода, кальция и других биогенных элементов. Глобальное, сравнимое с геологическими процессами влияние на круговорот веществ оказывает и деятельность человека, в результате которой возникают новые и изменяются пути миграции веществ, появляются новые вещества и т. д.

Независимо от природных преобразований, создания новых веществ и материалов человеком или природой, общий баланс вещества в природе не меняется, хотя многие из веществ органического мира исчезают. Ничего не добавляется и не уменьшается во Вселенной в целом – вещества и энергии переходят из одних состояний и форм в другие, а общая сумма остаётся неизменной.

Круговорот воды.

Наиболее показателен в отношении круговорота – круговорот воды.

Круговорот воды на Земле (или влагооборот ), это непрерывный обмен влагой между атмосферой и земной поверхностью, состоящий из процесса испарения, переноса водяного пара в атмосферу, конденсации его в атмосфере, выпадения осадков, стока. В этом едином процессе происходит непрерывный переход воды с земной поверхности в атмосферу и обратно. Как подтверждение этого круговорота на Земле сохраняется постоянный баланс воды. Водный баланс Земли , это соотношение, связывающее количество воды, поступающей на поверхность земного шара в виде осадков, и количество воды, испаряющейся с поверхности суши и Мирового океана за определённый период времени. В средний многолетний период годовое количество осадков равно 1020 мм, испарение с поверхности Мирового океана около 880 мм и с суши 140 мм.

Круговорот в живом мире .

Живой целостный организм также участвует в этом процессе круговорота веществ, он претерпевает постоянные превращения, непрерывно происходящие внутри его, расходуя на это энергию, ведёт ту или иную деятельность, постепенно теряет свой энергетический потенциал и прекращает движение, наступает состояние покоя или смерть. Жизненное существование вида продолжается особями потомства. Человеческая жизнь не является исключением из этого правила.

Жизненный путь человека можно назвать дорогой, колеёй на пути, проложенном предками, круговоротом или орбитой обращения. Термин орбита больше употребим для характеристики движения планет, однако его можно использовать и для характеристики жизни. На латинском языке движение в жизни называется орбитой, колеёй, орбита (от лат. orbita – колея, путь), круговая сфера действия, распространения. Распространение жизни органического мира связано со средой обитания – Землёй. На ней всё также находится в круге своём, это относится не только ко всем веществам природы, но и ко всем энергиям, ко всем отношениям животного мира, включая социальные отношения человеческого общества. Эти циклы, круговоротов человеческой жизни были хорошо подчёркнуты в восточных религиях, индуизме, буддизме, даосизме и теперь подтверждены научными исследованиями.

Смерть .

С энергетической точки зрения смерть наступает, когда исчерпывается свободная энергия организма, организм приходит в состояние энергетического равновесия с окружающей средой. Это состояние равновесия возникает при одинаковом уровне энергии в молекулах живого вещества с окружающей средой. Смерть наступает вследствие нарушения необходимой для жизни взаимной согласованности множества отдельных химических реакций (синтеза и распада ), которые образуют в живом организме единый порядок, закономерно направленный к самосохранению и самовоспроизведению организма.

Как и все другие жизненные процессы и формы смерть является частью эволюционного процесса, она заложена в жизни и неотъемлема от жизни.

Смерть физическая есть разложение органического тела , ничего не оставляющего после себя, кроме химических составных частей, образовывавших его состав, либо оно оставляет после себя некий жизненный принцип, нечто более или менее тождественное с душой, принцип, который переживают все живые организмы, а не только человек. Этот жизненный духовный принцип для человека в религиях называется подвижничеством – распространением и практической реализацией в жизнь идеи о праведной жизни . Смерть является одним из необходимых состояний жизни, при которой освобождаемая энергия используется для повышения энергетического потенциала зародышевых клеток до нормального уровня . Благодаря этому начальный энергетический потенциал организмов не падает от поколения к поколению и периодическая смерть (или отмирание частей организма) необходимы для непрерывности жизненного процесса, который иначе бы угас вследствие истощения свободной энергии организмов. На этом построены и все жизненные процессы в организме, и его обновление происходит благодаря процессам распада и синтеза. Поэтому круговорот превращений – рождение – смерть – рождение – смерть бесконечен .

Главным для жизни является энергия необходимая для жизнедеятельности или движения, которую человек поучает в результате обмена веществ и перехода энергии из одного вида в другой.

Обмен веществ и энергии в живом организме .

Обмен веществ и энергии , это процесс превращения веществ и энергии в живом организме обеспечивающий его жизнедеятельность – движение, эволюцию и инволюцию. В организме непрерывно идёт распад его составляющих веществ (диссимиляция, катаболизм) и одновременно их синтез (ассимиляция, анаболизм). Практически, отслужившие свое время сложные составляющие, распадаются на простые элементы и возвращаются в первоначало, а из простых элементов из протоплазмы синтезируются более сложные или преобразуются в подходящие и необходимые для организма элементы. Жизнь обеспечивают два основных превращения (созидания и разрушения), при созидании и движении развития происходит поглощение энергии , при превращениях разрушения (угасания) и смерти происходит возвращение энергии . Так движения жизни и смерти сходятся в одной точке, оставляя всё в неизменном состоянии покоя, поэтому вся жизнь является иллюзией достижений в ней (воспринимаемый чувствами обман или видимость прогрессирующих изменений).

Жизнь и смерть, единый, неразделимый и бесконечный процессе преобразований – создании форменных сочетаний (форм) из элементарных частиц их временном существовании в определённой форме и последующем распаде, и возвращении в элементарные частицы. То же самое происходит и с энергией, меняющейся по закону сохранения энергии , согласно которому энергия, превращаясь из одной формы в другую, не исчезает и не создаётся вновь. Таким образом, все материальные объекты, сама Вселенная и Энергия меняются по формам, а в основе своей (элементарные частицы и энергия движения) остаются неизменными. Элементарные частицы и энергия движения не создаются и не разрушаются, а только преобразуются и формируются в различные образования и вновь распадаются на первоначальные элементы, связывая воедино все процессы создания и разрушения форм материального мира, Жизнь и Смерть.

При образовании или создании форм энергия поглощается, а при распаде этих форм на составляющие элементы она выделяется, а в общем случае она только меняет направление движения, не изменяясь в целом в своей количественной основе. Энергия (греч. energeia – действие, деятельность), общая количественная мера различных форм движения материи, связывающих воедино процессы развития и разрушения, эволюции и инволюции, жизни и смерти. Жизнь характеризует её процесс. Процесс (лат. processus – прохождение, продвижение), закономерное последовательное изменение явления, его переход в другое явление. Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (например, производственный процесс). Процесс это одно из определений или названий для жизни – прохождение её или продвижение по жизненному пути–колее или орбите превращений.

Основным источником энергии для органического мира служит пища, и все живое держится на её потреблении, преобразованиях или превращениях. Растения питаются органическими составляющими из почвы, воды, воздуха приносят плоды для продолжения существования вида и вместе с плодами служат пищей для большинства живых организмов. В какое-то время живые организмы и сами служат пищей для других организмов живого мира, а в конечном итоге переходят в отходы и распадаются на составляющие органические и неорганические элементы. Так кругооборот пищи, или кругооборот органических веществ, являющихся и живыми организмами, и продуктами питания одновременно, идёт своим путём эволюции и инволюции возвращаясь в первоначальные составляющие и повторяя циклы превращений - кругооборота веществ в природе. Цепи питания тесно связаны между собой и их разрыв искусственным вмешательством человека во многих случаях является необратимым. Круговорот органических веществ на Земле происходит по цепочке питания и является составляющей частью общего круговорота веществ в природе и круговорота жизни и смерти на Земле.

Пищевые цепи – круговорот органических веществ .

Пищевые цепи (или цепи питания) в органическом мире представлены рядом организмов (растений, животных, микроорганизмов ), в ряду которых каждое предыдущее звено цепи служит пищей для последующего. Связаны звенья друг с другом отношениями: пища – потребитель. Пищевые цепи обычно включают в себя от 2-х до 5-и звеньев: фото - и хемосинтезирующие организмы (продуценты), создающие первичную продукцию (органическое вещество). За ними следуют растительноядные животные (фитофаги) – первичные консументы (потребители), над ними, или за ними плотоядные животные – хищники, или вторичные консументы. Цепочку питания завершают разрушители мертвого органического вещества – редуценты (грибы, одноклеточные организмы). Пищевые цепи, или цепи питания, это путь круговорота органических веществ в природе.

Наследственность и наследники, «вечность» .

Жить хотят все, да к этому жить долго и хорошо, поэтому кратко рассмотрим «вечность» и продолжительность жизни. Продолжительность жизни в первую очередь зависит от условий, в которых живёт человек и от вида деятельности, которой он занимается, его наследственности. Много и других причин, которые способствуют как относительному удлинению время жизни, так и сокращению жизни, при условии, что жизнь одного организма в нормальных условиях может длиться больше или меньше проживаемого человеком срока. Этот срок или время жизни человека даже в оптимальных условиях можно определить только примерно, т. к. продолжительность жизни обусловлена генетически и зависит от множества факторов. У человека она определяется как биологическими, наследственными особенностями, так и социальными (интенсивность деятельности, быт, труд, питание, отдых). Кроме этих основных факторов существуют сотни случайных воздействий на организм. О некоторых способах продления жизни или поддержания здоровья в норме уже говорилось (например, о профилактике старения, о питании и т. д.).

Излагать множество учений нет смысла, поэтому мы остановимся только на одном из направлений улучшения жизни, на одной из теорий об улучшении наследственного здоровья. Это учение касается наследственности и преемственности о которых говорилось в первой части и называется евгеника. Все учения могут использоваться как для улучшения жизни, так и для оправдания отрицательного поведения людей.

Евгеника (с греческого языка можно перевести – породистый, хорошей породы), дисциплина, изучающая законы наследственности, генетики человека. В буржуазной социологии термин используется для обозначения теории близкой к расизму и мальтузианству, которая извращая учение Дарвина, объясняет наличие социального неравенства психической и физиологической неполноценностью людей. Эта теория получила распространение в фашистской Германии и в США. Однако если без предвзятости применить эту теорию к её проповедникам-идеологам и политикам, возглавляющим эти страны, то она правильно подчёркивает их психическую неполноценность, которая проявляется и в их тупости и бессмыслии даже и в оценках происходящих событий в мире (например, на Украине). К сожалению, эти отклонения сейчас полностью очевидны и у славянских политиков и властей в целом. Кто чем болеет, в том других и обвиняет. Что же касается физической породы, то все млекопитающие хищники по-своему породисты и в отношении животной породы нахлебников у власти Гальтон прав.

Прогрессивные учёные ставили перед евгеникой туманные цели. В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека, в т. ч. медицинской генетики. Генетика (от греч. genesis – происхождение, или относящийся к происхождению), наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. Генетический метод изучения явлений основан на анализе их развития, на том, что наследственность и изменчивость основаны на преемственности и видоизменении сложных внутриклеточных структур. Практически, это изучение причин, порождающих изменения, самого процесса или действия механизмов преобразования, т. е. причин, обуславливающих этот процесс и конечный (плод размножения, деления на новые образования) результат.

А пока посмотрим на вечность жизни, о которой в науке нет упоминания. Учитывая изложенный выше материал о вечности жизни можно говорить, как о вечном круговороте жизни и смерти, или постоянно повторяющихся превращений форм и образов жизни и то только относительно.

Вечность .

Вечность понятие относительное, подразумевающее сравнительно длительный срок существования некоторых видов материи называемый долговечностью, который также является относительно вечным. Даже говоря о продолжительности жизни, имеется какой-либо определённый условно принятый промежуток времени, как образец её длительности. Вследствие этого жизнь человека в более долговечном мире, чем его жизнь, это вечные изменения, а кажущийся ему вечным мир и его небесные тела спустя более продолжительный срок также изменяется, переходя в другие состояния. Стареет всё и всё разрушается, более длительные промежутки времени существует твёрдая материя, камни гранит, но и они разрушаются временем и не являются вечными.

С самого рождения человек начинает стареть, его организм даже будучи в утробе матери и новорожденным, стареет, постоянно меняя свой состав, одни клетки разрушаются (умирают) и сменяются новыми. Так чередуется в организме рождение и смерть (создание и разрушение), в этом отношении жизнь и является постоянным движением. От жизни неотделимы процессы рождения и смерти, как одной из форм движения сменяющей одни поколения на другие. Живой организм человека, это только сложная система живых клеток, собранных и склеенных в определённую форму. Все что рождается, обязательно умрёт , это неизменный закон жизни и существования всего живого мира.

Стареют и все неживые объекты, все вещества материального мира, обратное развитие (старение) начинается с момента появления этих объектов и веществ. Их старение может происходить постепенно от воздействия времени, замедляться или ускоряться в зависимости от среды, в которой они находятся.

Вместе с тем в мире существуют более или менее долговечные формы существующих живых организмов, форм и образов жизни. Это только относительная долговечность, но вечности в живом мире, кроме вечности преобразования и чередования рождения и смерти (создания и разрушения) как таковой нет. Все мечты и предположения о вечной материальной жизни в одной из форм организмов пусты и напрасны, можно говорить только об относительной во времени долговечности.


Тема : Великий круговорот жизни

Цели : Познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота; показать движение энергии в круговороте веществ в природе; формировать уважительное отношение к природе.

Оборудование : мультимедийный проектор, диск со слайдами , карточки для практической работы.

Ход урока:


  1. Организационный момент
Приветствие гостей, положительный настрой на урок.

  1. Введение в тему урока.
Сегодня на урок нам необходимы знания не только прошлого урока, но и знания, предыдущих уроков. Повторим некоторые понятия с помощью кроссворда.

(Детям раздаются кроссворды. Учитель читает определение, дети заполняют кроссворд)

Взаимопроверка и сверка со слайдом. (Слайд №1)

Работа оценивается.


  1. Первое звено в цепи питания . (Растения)

  2. Второе звено в цепи питания. (Животные)

  3. Без этих животных стало бы тесно. (Хищники)

  4. Он необходим всем живым организмам, а очищают его растения. (Воздух)

  5. Что необходимо растению для производства питательных веществ из углекислого газа и воды? (Солнце)

  6. Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, кто я такая? (Вода)

  7. Что образуется из перегноя под действием бактерий? (Соли)

  8. Верхний плодородный слой земли? (Почва)

  9. Не растения и не животные? (Грибы)

  10. Под действием кого получается перегной? (Бактерии)

Прочитайте ключевое слово. (Круговорот)

В толковом словаре русского языка слово это означает «беспрерывное движение».

С каким круговоротом мы уже знакомы?

Расскажите коротко о круговороте воды в природе.

(Дети рассказывают о круговороте воды в природе , используя рисунок на слайде) (Слайд №2)

Как вы думаете, ребята, почему в доме бывает порядок? (Потому, что его никто не нарушает и потому, что его все время поддерживают)

А благодаря чему поддерживается порядок в природе? (Проблема)

На этот вопрос постараемся найти ответ сегодня на уроке.


  1. Сообщение темы урока, постановка цели. (Слайд №3)
Сегодня мы познакомимся с великим круговоротом жизни.

Запись темы урока в тетрадь.


  1. Изучение нового материала
(Рассказ учителя с элементами беседы) (Слайд №4)

«Жизнь на Земле существует потому, что на Земле существует жизнь». Не будь на Земле живых существ , планете была бы уготовлена участь ядовитой парилки, как на Венере (Слайд №5), или остывшего пустынного тела, как на Марсе(Слайд №6). Новые и новые поколения организмов сменяли друг друга. Они пользовались тем, что создали предшественники , и в свою очередь преобразовывали Землю для потомков.(Слайд №4)

Вспомните, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда осматривали саванну?

(Дети инсценируют отрывок из мультфильма «Король Лев»)

Король Лев : Все, что ты видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии. Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьев до несущихся антилоп.

Симба: Но ведь мы едим антилоп!

Король Лев : Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем ее едят. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!

Работа по схеме на слайде (Слайд №7)(Ответы ребят дополняются учителем)

Ученые-экологи в основу круговорота жизни определили три группы организмов (дети читают): организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители.

Как вы понимаете слово «производители»?

О каком производстве идет речь?

(Дети рассказывают о производстве питательных веществ растениями , параллельно заполняется схема на слайде)

Организмы – производители – это растения, так как только они способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества.

Кто же такие потребители?

Организмы потребители – это животные, так как они потребляют вещества, которые производят растения.

Кто же являются разрушителями?

Организмами-разрушителями являются грибы и бактерии. Они разрушают остатки мертвых животных и растений. Остатки благодаря им перегнивают, а затем перегной разлагается , и образуются соли, которые используют другие растения.

Как видите, ребята, представители разных царств живой природы участвуют в круговороте жизни, и у каждого своя роль. Каждое из этих звеньев необходимо.

А что еще играет огромную роль в круговороте? (Почва)

Главная часть почвы – это перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда животные умирают, то остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной, и т.д. так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И этот круг разорвется , если исчезнет почва.

Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди. Вот почему замечательный русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.

Вывод: все живые существа и почва – участники единого круговорота жизни на Земле.


  1. Закрепление
Работа по учебнику стр.124.

(Рассматривание схемы в картинках, рассказ ученика по схеме)


  1. Физкультминутка

  2. Практическая работа (Слайд №8)
Работа в паре

Детям раздаются картинки представителей разных царств. Распределить их в три группы и составить круговорот жизни, используя некоторые рисунки.


  1. Итог урока
Вернемся к мультфильму. Почему лев Муфаса говорил «о хрупком равновесии» и о том, что нужно «уважать все живые существа»?

  1. Домашняя работа (Слайд №9)
Причитать текст по учебнику стр.123-126, ответить на вопросы 1-4

Придумать и изобразить свою схему круговорота жизни на Земле

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте! Я рада вас видеть на сегодняшнем занятии.

Поприветствуйте гостей.

Садитесь.

Повторение изученного.

Вспомните, какая бывает природа? (живая, неживая)

Что относится к неживой природе? (вода, воздух, солнце…)

А что относится к живой природе? (животные, растения, грибы, микробы…)

Назовите признаки жизни. (питание, движение, дыхание, рост, развитие, смерть)

К какой природе: живой или неживой, мы отнесем почву?

Скажите, что изображено на этой схеме? (круговорот воды в природе)

Объясните, пользуясь схемой, как вода путешествует в природе?

Постановка цели урока.

Прежде чем мы отправимся по неизведанным страницам учебника, я хочу, чтобы вы посмотрели отрывок из мультфильма «Король Лев».

(просмотр мультфильма)

О чем говорил лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну? (о круговороте жизни)

Король Лев был совершенно прав, Круговорот жизни действительно существует и каждый живой организм является его частичкой. И на сегодняшнем уроке мы будем говорить об этом великом круговороте жизни.

Ребята, основу круговорота составляют три группы организмов:

  • Организмы – производители,
  • Организмы – потребители,
  • Организмы – разрушители.

Отгадав загадки, мы с вами узнаем, какие организмы экологи называют производителями, потребителями, разрушителями.

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью умирает,
Весной оживает. (лес).

Организмами производителями ученые-экологи называют растения, так как только растения, используя энергию СОЛНЦА, способны создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей).

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь).

По полю скачет –
Ушки прячет,
Встает столбом
Ушки торчком. (зайчик).

Скажите, как одним словом можно назвать медведя и зайца? (животные)

Организмами-потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.

А все ли животные питаются растениями? (нет)

На какие группы мы можем разделить животных? (травоядные и плотоядные)

Глубоко был спрятан он
Раз-два-три и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду! (боровик)

Стоит на полянке
В красном платье Татьянка:
Вся в белых крапинках. (мухомор).

О чем сейчас мы отгадывали загадки? (о грибах)

Грибы и бактерии – это организмы – разрушители. Они разрушают останки мертвых животных и растений. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается, и образуются необходимые растениям соли.

Физминутка.

Круговорот жизни – продолжение лекции.

Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо!

Огромную роль в круговороте жизни играет почва.

Вы помните, что главная часть почвы – это перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные.

Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.

Вот так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разорвется, если исчезнет почва.

Работа в тетради. Ст. 56 № 1,2.

Итог урока.

Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?

Почему растения называют организмами-производителями?

Какие организмы называют потребителями?

Какие организмы названы экологами разрушителями? Почему?

Представьте, что на земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни. Опишите, что будет происходить, если исчезнут:

  • Растения;
  • Животные;
  • Грибы, бактерии;
  • Почва.

Учебник ст. 126 прочитайте вывод.

Домашнее задание.

Учебник ст. 126 задание №2,

«Проверь себя» ст. 126.

краткое содержание других презентаций

«Органы выделения человека» - Органы выделения. Свалка. Почки. Функции кожи. Органы очистки. Работа. Левая почка. Загадка. Рано утром я встаю. Состояние здоровья. Органы очистки организма. Защита. Строение кожи. Свойства кожи.

«Микробы» - Частое мытье рук. Капля воды. Мытье рук с соблюдением определенных правил. Общественный транспорт. Продукты, содержащие много воды. На открытом воздухе микробов значительно меньше. Грязь. Вред. Коротко стричь ногти. Сильно заболит живот. Мельче комаров и мошек. Мельчайшие живые существа. Друзья и враги человека. Игра. Пенящийся квас. Микробы. При царапинах и порезах нужно смазать рану дезинфицирующим веществом.

«Длинные растения» - Диамантовые водоросли. Сейшельская пальма. Макроцистис грушевидный. Непентес лиановидный. Растения из которых состоит фитопланктон. Бамбук. Сагуаро. Самое большое хищное растение 10 м. Циатея брауна. Самое большое семя 20 кг. РАСТЕНИЯ: самые высокие, самые большие, самые длинные. Самый высокий кактус 18 м. Пальма рафия. Алоказия крупнокорневая. Самый большой папоротник 20 м. Самая высокая трава 25 м В день вырастает на 1 м.

«Здоровье человека» - Не заводи вредных привычек. Полезная еда. Здоровье. Сочетай труд и отдых. Продолжи высказывания. Попробуй самостоятельно составить меню на один день. Спи не менее 8 часов в сутки. Древние люди. Кроссворд. Упражнения. Если хочешь быть здоров. Больше двигайся. Правильно питайся. Мы и наше здоровье. Характеристики здорового и больного человека. Чистота - залог здоровья. Здоровье – это гармония души и тела.

«Наша безопасность» - Передача отравляющих средств. Наша безопасность. Опасный невидимка. Оставайся цел и невредим. Каждый день. Окружающий мир. Буду внимательным и осторожным. Огонь. Пожарная охрана. Пешеход. Дверь квартиры. Пассажир. Правила пользования электрическими приборами. Опасности вокруг нас. Опасные места. Дорожные знаки. Поток прохожих. Велосипедист. О молниях. «Волшебные» зелья. Сестрички. Экологическая безопасность.

«Основные полезные ископаемые» - Как добывают полезные ископаемые. Останки растений и животных. Урок по окружающему миру. Уголь. Для чего человеку нужны полезные ископаемые. Глина. Месторождения полезных ископаемых. Железная руда. Известняк. Нефть. Полезные ископаемые. Гранит. Нефтяная вышка. Песок. Торф.

ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ Презентацию выполнила: ученица 3 «В» класса средней школы №62 г. Владивостока Корниенко Елизавета Цели и задачи:

  • Знакомство с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота;
  • Развивать мышление, учить сравнивать, обобщать;
  • Воспитывать биоэтическое отношение ко всему живому.
ЧТО ОТНОСИТСЯ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ?

Растения

Животные

Микроорганизмы

ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ: Организмы- производители (растения)

Организмы- потребители (животные)

Организмы- разрушители (грибы и бактерии)

ОРГАНИЗМЫ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ Организмами-производителями ученые называют РАСТЕНИЯ . Только растения способны использовать энергию Солнца, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей). ОРГАНИЗМЫ-ПОТРЕБИТЕЛИ Организмами-потребителями являются ЖИВОТНЫЕ , так как они потребляют вещества, производимые растениями ОРГАНИЗМЫ-РАЗРУШИТЕЛИ Организмы-разрушители – это ГРИБЫ и БАКТЕРИИ . Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых животных и растений. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли, входящие в состав ПОЧВЫ. ПОЧВА

  • Соли в ПОЧВЕ используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов- разрушителей превращаются в перегной. Потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.
В почве живая и неживая природа соединяются! Великий Круговорот Жизни»

Солнечный свет

Углекислый газ

ПОТРЕБИТЕЛИ

РАЗРУШИТЕЛИ

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

ЗАПАС ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ В ПОЧВЕ

Вещества «путешествуют» в природе по кругу:

И круг этот разорвётся, если исчезнет почва. Представьте, что на Земле исчезли: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва. Если исчезнут растения…

  • …то животным нечего будет есть. Животные все погибнут от голода и превратятся в перегной.
  • ЖИЗНЬ ОСТАНОВИТСЯ!
Если исчезнут животные…
  • …то растения некому будет есть. Некоторые растения вовсе исчезнут, потому что животные помогают им в размножении. Растений будет очень много, но постепенно их количество будет уменьшаться. Им будет не хватать солей, содержащихся в почве.

ЖИЗНЬ ОСТАНОВИТСЯ!

Если исчезнут грибы и бактерии…

  • …то растения погибнут из-за недостатка солей. И умрут животные, потому что нет пищи.

ЖИЗНЬ ОСТАНОВИТСЯ!

Если исчезнет почва…

  • …то растениям негде будет расти, бактериям и грибам негде жить, а животным нечем питаться.

ЖИЗНЬ ОСТАНОВИТСЯ!

Выводы:

  • Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни на нашей планете.
  • Этот круг разорвется, если исчезнет какое-нибудь звено!


Похожие статьи