Кто такой святой даниил. Преподобный благоверный великий князь даниил московский

Князь Даниил происходил из одного из самых прославленных княжеских родов Руси. Его отец - святой благоверный великий князь Александр Невский, выдающийся защитник земли Русской. Даниил Александрович родился в 1261 году и очень рано остался сиротой: в 1263 году, возвращаясь из Орды, скончался его отец, а затем умерла и мать. При разделе отеческого наследства князю Даниилу, как младшему, досталось самое малое и бедное из всех княжеств - Московское.

Князь Даниил, помня слова своего отца о том, что Бог не в силе, а в правде, правил мирно и богобоязненно, с любовью к Богу, людям и Церкви. Миролюбие в те годы было самым необходимым и редким качеством для правителя. Святой Даниил многократно примирял враждовавших князей, даже тогда, когда они вооружались и восставали против него.

Кроткого и миролюбивого московского правителя любили и уважали современники. К Москве потянулись люди из других княжеств - бояре, ремесленники, земледельцы… Князь Даниил гостеприимно встречал всех, кто искал приюта. Каждому новоприбывшему он находил дело по его призванию и всегда заботился о своих подданных. Стали расти новые села, умножаться крестьянские хозяйства, возрождаться ремесла. Такая позиция обеспечила московскому князю значительную популярность на Руси, но не уберегла Москву от разорения.

В 1293 году его брат, князь Андрей Александрович, отличавшийся властолюбием, тайно привел из Золотой Орды на Русь татарское войско, которое разорило многие русские города и подошло к Москве. Князь Даниил решился на нелегкий шаг: чтобы спасти людей от погибели, он впустил татар в Москву, но при этом сам не покинул города, а разделил с народом все тяготы разорения и разбоя. Он отдал все свое имущество на помощь разоренным людям и на восстановление Москвы. Святой князь Даниил простил старшему брату его вероломство.

За 30 лет княжения князь Даниил только один раз участвовал в военных действиях. В 1300 году, когда рязанский князь Константин собрался напасть с помощью одного татарского князя на московские земли, князь Даниил, предупредив вторжение врагов в пределы своего княжества, выступил в поход и разбил татарский отряд у Переяславля Рязанского, но не воспользовался победой, чтобы захватить чужие земли и взять богатую добычу. Он явил удивительный пример истинного братолюбия: взяв в плен князя Константина, князь Даниил содержал его в Москве не как пленника, а с честью, как гостя.

Он никогда не стремился захватывать чужие земли ни силой, ни коварством. И за эту добродетель Господь Сам расширил границы его владений. В 1302 году переяславский князь Иоанн, племянник князя Даниила, любивший и почитавший своего дядю, умирая бездетным, передал свои владения московскому князю. Переяславское княжество (ныне Переславль-Залесский) было в то время вторым после Ростова Великого по числу людей, но святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу. Присоединение Переяславских земель к Москве выдвинуло московское княжество в число наиболее значительных. Этим было положено начало объединению русских земель вокруг Москвы в единую мощную державу.

Управляя государством «с кротостию и мудростию в богоугодных добродетелях», святой благоверный князь Даниил достиг конца своего земного пути. 17 марта 1303 года, на 42-м году жизни, он по примеру своего отца, приняв великую схиму с именем в честь пророка Даниила, преставился ко Господу. О великом христианском смирении князя говорит и то, что погребен он был даже не в храме основанного им Данилова монастыря, а по его завещанию на общем монастырском кладбище.

30 августа 1652 года мощи святого Даниила Московского были обретены нетленными, а в 1791 году он был канонизирован Русской Православной Церковью. Ковчеги с частицами мощей сегодня находятся в соборах Троицком и Святых отцов семи Вселенских Соборов Данилова монастыря. Память князю Даниилу совершается дважды в год - в день праведной кончины 4/17 марта и обретения мощей 30 августа / 12 сентября.

Святой благоверный князь Даниил рано остался сиротой, ему досталось самое худшее наследие, он испытал все трудности того страшного для русского народа времени, но Господь даровал ему иные богатства - сердечную кротость, незлобие и миролюбие. Именно эти христианские добродетели послужили прочным основанием для создания будущего могучего московского царства, Государства Российского.

Святой пророк Даниил и три святых отрока Анания, Азария и Мисаил . За 600 лет до Р. Х. Иерусалим был завоеван царем вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен.

Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу - дар прозорливости и истолкования снов.

Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона.

Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение - огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока - Анания, Азария и Мисаил - были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опалят стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному.

При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись ("Мене, Такел, Фарес"), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства.

При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, "потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно".

Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих - тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: "Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие" (). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.

При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства - Царства Господа нашего Иисуса Христа (). Пророческое видение о семидесяти седминах () поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (). Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария - царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу.

Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству (память 9 июня) святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.

Иконописный подлинник

Русь. 1502.

Прор. Даниил (фрагмент иконы пророческого ряда). 1502 г. 62 х 101,5. Из пророческого ряда Ферапонтова монастыря. Кирилло-Белозерский музей (КБИАХМЗ).

Кириллов. 1497.

Прор. Даниил (фрагмент иконы пророческого ряда). 1497 г. 67 х 179. Из пророческого ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. ГТГ. Москва.

Византия. 1300 - 1320.

Прор. Даниил. Икона. Византия. 1300 - 1320 годы. 41 х 19. Монастырь Ватопед (Афон).

Афон. XIV.

Пророк Даниил. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в.

Афон. XV.

Прор. Даниил и три отрока. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.

Афон. 1546.

Прор. Даниил. Феофан Критский и Симеон. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год.

Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.

В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем ("Дюденева рать") опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная - как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников - татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времени, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе!

С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила - святой благоверный князь Александр Невский выразил то в словах - "Бог не в силе, а в правде".

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Данилевская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462 - 1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: "Не бойся меня - я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог". С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам - князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов.

Святые мощи были положены в раке "на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих". Митрополит Московский Платон (+ 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: "Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой".

Святому благоверному князю Даниилу Московскому молятся о защите родной державы. В жизни, будучи миролюбивым, он помогает в защите от всяких ссор, от нападений.

Московский Даниилов монастырь хранит многочисленные свидетельства о помощи святого князя Даниила в исцелении от многих болезней, в том числе и от онкологических, о рождении ребенка, о помощи в поиске работы, при несправедливых обвинениях, о решении жилищных проблем. Таких свидетельств очень много и это все можно увидеть в благодарственных книгах, находящихся в монастыре.
Некоторые из этих свидетельств (а также житие, акафист и молитвы) есть в небольшой брошюрке .
Святого благоверного князя Даниила Московского почитают небесным покровителем Инженерных войск Российской армии.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА МОСКОВСКОГО

В своих молитвах Русская Церковь так обращается к святому благоверному князю Даниилу:

“Церкве похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение”

Мы почитаем его, как устроителя, создателя и небесного покровителя основанного им Даниилова монастыря в Москве.

Святой благоверный князь Даниил — сын святого благоверного князя Александра Невского, защитника Руси.
Он родился в 1261 году во Владимире-на Клязьме, тогда столице мощного Владимирского княжества. Он рано осиротел, через два года после рождения, в 1263 году, князь Александр умер, по пути домой из Золотой Орды.

После раздела наследства, Даниил стал князем самого маленького, на то время, Московского княжества, превратившееся усилиями святого в Великое княжество Московское.
Это время было очень трудное для Руси, которое осложнялось не столько монголо-татарским игом, сколько княжескими междуусобицами. Именно миролюбие, которым отличался святой князь, было в те годы необходимым и редким качеством для правителей. За тридцать лет своего правления Даниил не только ни разу не пытался расширить свои владения, наоборот, он часто старался примирить враждовавших князей, даже и в тех случаях, когда они восставали против него самого.

В 1293 году его жадный властолюбивый брат, князь Андрей Александрович, с монголо-татарским войском напал на Москву и разграбил ее. Князь Даниил помог своим подданным, он раздал все свое имущество на восстановление города и в помощь разоренным людям.
Через два года святой князь все-таки вынужден был выступить в поход против «немирного и свирепого» князя Андрея. Встретившись возле города Юрьево Полчища, их войска девять дней стояли друг против друга, но битва так и не началась, миролюбие, проявленное святым Даниилом предотвратило братубийственное сражение.
Московский князь, по примеру Христа, простил своему старшему брату все зло.

В 1296 году состоялся съезд русских князей, на котором, благодаря князю Даниилу Московскому, произошло их примирение друг с другом.

В 1300 году князю Даниилу снова пришлось сражаться — рязанский князь Константин, при помощи одного из монгольских ханов, запланировал захват Московской земли. Но Даниил выступил навстречу и разбил нападавших возле Переяславля рязанского, а Константина взял в плен. По обычаям того времени, Даниил Московский мог захватить земли или ограбить побежденных, но он не стал этого делать. Вместо этого, он содержал брата князя Константина в Москве не как пленника, а как дорогого гостя, чем и примирил его с собой.
Эта победа князя Даниила была началом на пути избавления от монголо-татарского ига, предвестником поражения монголо-татар в 1380 году на Куликовом поле, которое выиграл его правнук князь Дмитрий Донской.

Святой князь Даниил никогда не захватывал чужие земли, он был исключительно миролюбивым правителем и за эту его добродетель Господь Бог много помогал святому.
В 1302 году князь получил по завещанию Переяславльское княжество от своего умершего племянника князя Иоанна. В то время это было второе, после Ростова Великого, княжество по числу людей и укреплению главного города (сейчас это Переславль-Залесский). Хотя размеры московских земель были меньше, князь Даниил остался в Москве, и не стал переносить столицу. Это объединение превратило московское княжество в мощное и влиятельное, и положило начало объединению русских земель вокруг Москвы.

Благочестивый князь Дмитрий придавал огромное значение распространению православной веры и строительству новых храмов. На Боровицком холме, внутри Кремля, по его указанию был воздвигнут храм «Спас-на–Бору».
Около 1282 года было завершено на берегу Москвы-реки строительство церкви прп. Даниила Столпника, при которой был основан первый в Москве мужской монастрь. В 1296 году князем Даниилом был основан Богоявленский монастырь. В 1300 году в Крутицах был построен храм в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла.

«С кротостью и мудростию в богоугодных добродетелях» управлял святой Даниил Московский своими землями. На 42 году своей жизни, приняв схиму в честь пророка Даниила, 4/17 марта 1303 года он скончался.
По его завещанию, он был погребен не в храме основанного им Данииловского монастыря, а на монастырском кладбище среди простых иноков «конечного ради смирения».

Основанный святым князем Данилов монастырь вскоре, после его смерти, по приказу его сына Ивана Калиты, был перенесен в Кремль в храм Спаса-на Бору, а на месте обители, около 200 лет, стоял только храм Даниила Столпника. За эти годы стерлась даже память о том, что на этом месте когда-то был монастырь, да и сама могила князя была предана забвению.

В правление Иоанна III произошло первое напоминание о святости Даниила Московского. Тогда одному юноше, из свиты Великого князя Иоанна, явился какой-то незнакомый человек, который сообщил о том, что он христианин и господин этому месту, имя его Великий князь Даниил Московский. И просил передать князю Иоанну:

“Себя ты утешаешь, а меня забыл, но не забыл меня Бог”.

Князь Иоанн после этого указал совершать соборные панихиды и божественные службы в честь своих предков – Великого князя Даниила и всех сродников.

Второе явление святого князя Даниила случилось при сыне Иоанна III, Великом князе Василии. Тогда, проезжая в свите мимо церкви святого Даниила, князь Шуйский захотел сесть на своего коня с одного из могильных камней. Но, вдруг, ему явился незнакомец, который сообщил:

“Не дерзай с камня сего садиться на коня своего. Знай, что здесь лежит Великий князь Даниил”.

На что Шуйский произнес: “Мало ли лежит здесь князей”. После этой дерзости конь вздыбился, упал на землю, придавил Шуйского и издох, а сам князь только чудом остался жить. После этого он раскаялся о своих словах и повелел петь молебен о своем прегрешении. После панихиды по Великому князю Даниилу, князь получил здравие и потом всю жизнь почитал князя Даниила, как святого.

Третье напоминание о святом Данииле Московском было при Иоанне Грозном, который был его потомком в девятом поколении.
Один купец, вместе с больным сыном, на лодке плыли в Москву и проплывали как раз мимо Даниловской церкви. Сын уже был при смерти, тогда купец отнес его на могилу святого Даниила и положил на надгробный камень, а «сам же с великою верою и со многими слезами » молился Богу, призывая в помощь святого угодника князя Даниила. Внезапно сын, как от сна проснувшись, открыл глаза и встал совершенно здоровым.

Святые мощи святого князя Даниила находились в земле 350 лет, с 1303 по 1652 год и он сам охранял место почивания своих мощей, не единожды являясь людям и указывая это место.

Эти явления, и многочисленные их подтверждения, побудили Иоанна Грозного отдать указ о восстановлении в 1547-1560 годах Даниловой обители на ее прежнем месте.
А 30 августа 1652 года царь Алексей Михайлович, со священным собором во главе с Патриархом Никоном, прибыли в Даниловский монастырь для раскрытия могилы святого. Когда тело подняли, все увидели, что оно сохранилось целым и неповрежденным, а среди людей произошло немало исцелений. Тогда же благоверный князь Даниил был прославлен в лике святых.

Сама история Данилова монастыря показывает, насколько Господь любит Своего Угодника. За 700 лет существования обители, она много раз испытывала бедствия, дважды была полностью разорена, но всегда получала помощь от своего святого Божиего заступника и хранителя.

В новой истории, во время гонений на Церковь в XX веке, Данилов монастырь был закрыт в числе последних в 1930 году. А в 1983 году Патриарху Пимену было предложено, для возвращения Церкви, выбрать одну из обителей и его выбор пал на Даниловский монастырь, хотя его состояние было самым тяжелым из всех предложенных. Так оказалось, что после многих лет атеизма, Данилов монастырь стал первым, возвращенных Церкви. Святой князь Даниил снова призвал свою обитель на служение людям.

ВЕЛИЧАНИЕ ДАНИИЛА МОСКОВСКОГО

Ублажаем тя, благоверный княже Данииле, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

ВИДЕОФИЛЬМ О ДАНИИЛЕ- МОСКОВСКИЙ СВЯТОЙ

Даниил Александрович - младший . В историю вошел благодаря не только княжению, но и созданию Свято-Даниловского монастыря. Кроме того, Даниил Александрович считается одним из почитаемых московских святых. Сегодня мы познакомимся с его биографией и заслугами.

Детство

Князь Александр Невский и сыновья сделали довольно весомый вклад в благополучие Руси. Даниил родился в 1261 году. Когда великий умер, Данилу было всего 2 года. Первые годы мальчик проживал в Твери, у своего дяди Ярослава Ярославича. Последний был сначала тверским князем, а затем и Владимирским. Москва тогда была в составе великокняжеского удела и находилась под руководством «тиунов» - наместников тверского князя.

Княжество

В какое время и от кого младший сын Александра Невского получил в свой удел Москву, в точности неизвестно. Историки полагают, что произошло это в 70-х годах XIII века. В летописи Даниил впервые фигурирует в 1282 году. В это время он уже был полноценным князем Москвы. Стоит отметить, что это было в летописи после ужасного Батыевого разорения, которое произошло в 1238 году. Столь длительное умолчание было очень знаменательным. Дело в том, что в летописи того времени заносились упоминания о городах только в том случае, если в них происходили какие-либо бедствия, междоусобицы, крупные пожары, нашествия татар и прочее.

Таким образом, есть основания полагать, что в Москве тех времен дела обстояли более или менее спокойно. По мнению многих историков, именно эта тишина, затянувшаяся более чем на сорок лет, и предопределила будущее величие Москвы. В спокойные времена город и его округа набрались сил. Сюда переселилось много беженцев из разоренных областей Руси, преимущественно южных: Рязанские, Киевские и Черниговские земли. Среди переселенцев встречались и ремесленники, и земледельцы, и воины.

Согласно «Повести о зачале великого града Москвы», князь Данило возлюбил жизнь в Москве и поэтому старался заселить город и расширить его границы. Также говорится о том, что он был добродетелен и старался помочь нищим. Говоря о Данииле Александровиче, нельзя обойти вниманием тот факт, что он всегда был глубоко верующим человеком.

Междоусобные войны

Русскую землю тогда часто потрясали Несмотря на миролюбие, которым славился московский князь, младший сын Александра Невского, он был вынужден принимать в них участие. Большинство конфликтов, в которых он участвовал, заканчивались миром и не доходили до кровопролития.

В 1281 году началась война между старшими братьями Данила - Дмитрием и Андреем. Оба князя хотели найти поддержку в Орде. Андрей просил помощи у Туда-Менгу - законного хана, а Дмитрий пытался заручиться поддержкой Ногая - главного соперника Туда-Менгу. В разные времена Даниил поддерживал то одного брата, то другого. Его единственным интересом в данном конфликте была максимальная безопасность Москвы и предотвращение очередного разгрома.

В 1282 году московский князь ступил на сторону Андрея. По данным летописи, он, вместе с новгородцами, москвичами и тверичами пошел войной на князя Дмитрия к Переяславлю. Узнав об этом, Дмитрий пошел к ним навстречу. Он остановился у Дмитрова, а противники не дошли до города пять верст. Там войска обоих сторон простояли пять дней, общаясь через посыльных. В конечном итоге они решили помириться. Вскоре помирились также старшие сыновья Александра Невского. Биография Даниила Московского в дальнейшем будет тесно связан с одним из них - Дмитрием.

Дружба с Тверью

В 1287 году, три брата Александровича вместе пошли войной против Михаила Александровича - новоиспеченного тверского князя. Подойдя к Кашину, они остановились в нем на девять дней. Войско князей опустошило город, сожгло соседний Кснятин и оттуда решило выдвигаться на Тверь. Князь Михайло Тверской послал им навстречу своих посыльных, братья ответили. После непродолжительных переговоров стороны решили, что война им ни к чему. В дальнейшем Даниил будет то дружить с Тверью, то вновь соперничать. С кем его отношения будут крепнуть, так это со старшим братом, князем Дмитрием Александровичем. Стоит отметить, что благодаря дружбе с Дмитрием, а позже и его сыном Иваном Данил Московский получит серьезную политическую выгоду.

Конец перемирию

В 1293 году шаткое перемирие между князьями Андреем и Дмитрием нарушилось. В очередной раз Андрей отправился в Орду к новоиспеченному хану Токту, чтобы попросить его о помощи. В результате на Русь пошло огромное войско татар, которое возглавил брат хана, Тудан. В сопровождении татар было много русский князей. Узнав о нашествии татар, Дмитрий принял решение бежать. Бежали также жители Переяславля. В тот раз татары завоевали и разгромили Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский и некоторые другие города. Москву беда также не обошла стороной. Обманув Даниила, татары вошли в город и нанесли ему непоправимый вред. В результате они взяли Москву полностью, вместе с селами и волостями.

Смерть Дмитрия

В 1294 году князь Дмитрий скончался. Переяславль перешел к его сыну Ивану, с которым Даниил поддерживали хорошие отношения. В 1296 году, во время съезда князей, который состоялся во Владимире, между братьями возник очередной конфликт. Дело в том, что Андрей Городецкий, который теперь был великим князем, решил вместе с некоторыми другими князьями захватить Переяславль. Даниил с Михаилом воспрепятствовали ему.

Действуя то убеждениями, то силой и неистово веря в свое дело, младший смог укрепить свое княжество и расширить его пределы. На короткий период он даже сумел утвердиться в Великом Новгороде. Там князем стал его малолетний сын Иван, которого в будущем прозовут Иваном Калитой.

Смена приоритетов

В 1300 году, на очередном съезде князей в Дмитрове, Даниил Московский подтвердил договор с князьями Андреем Иваном. Однако при этом его союз с Михаилом Тверским пришлось разорвать. В последующие годы между сыновьями Данила и тверским князем будет лютая вражда. В том же году Даниил воевал с князем Константином Рязанским. Тогда войско московского князя разбило много татар, ставших на защиту Рязани, и даже умудрилось взять в плен Константина. Согласно распространенному предположению историков, именно в результате похода на Рязань, к Московскому княжеству удалось присоединить Коломну, расположенную около впадения Москвы-реки в Оку.

Расширение территории

В 1302 году умер переяславский князь Иван, который приходился Данилу Московскому племянником. Боголюбивый, кроткий и тихий Иван Дмитриевич не успел завести детей, поэтому завещал свое княжество Даниилу Александровичу, которого любил сильнее всех. На тот момент Переяславль считался одним из основных городов на северо-востоке Руси. Его присоединение сразу же усилило Москву в несколько раз. Летописи и "Житие" князя Данила с особым вниманием подчеркивают, что Переяславль был присоединен к Москве абсолютно законным путем.

На княжение Переяславлем пытался посягнуть и князь Андрей. Узнав о решении Ивана касательно престолонаследия, Даниил, сын Александра Невского , не стал мешкать и сразу же отправил в Переяславль своего сына Юрия. Когда тот прибыл в город, то увидел, что там уже начали хозяйничать наместники князя Андрея. По всей видимости, они появились в городе сразу после смерти Ивана Дмитриевича. Юрий прогнал незваных гостей. К счастью, все решилось мирным путем. Осенью 1302 года князь Андрей вновь отправился в Орду в надежде заручиться поддержкой в походе на брата. Но очередной войне не было суждено состояться.

Смерть князя Даниила

5 марта 1303 года московский князь Даниил, сын Александра Невского, умер. Перед смертью он принял пострижение в монахи. Касательно места захоронения великого князя источники расходятся. По одним сведениям, князя похоронили в церкви Архангела Михаила, на месте которой сейчас стоит Архангельский собор Московского Кремля. А по другим - в Даниловском монастыре, который князь сам же и основал.

Монастырь

Еще во время княжения младший основал на юге Москвы монастырь в честь преподобного Даниила Столпника - своего небесного покровителя. Это монастырь стал первым из известных истории московских монастырей. В "Житие" святого говорится, что благоугодно господствуя в Московской области, князь Даниил возвел за Москвой-рекою монастырь и назвал его в честь ангела своего Даниила Столпника.

Судьба монастыря сложилась удивительным образом: спустя 27 лет после смерти князя его сын Иван Калита перенес монастырь вместе с архимандритией на свой княжеский двор в Кремль и поставил при нем церковь во имя Преображения Спаса. Так был основан Спасский монастырь. Как рассказывает "Житие" Даниила Московского, спустя много лет по нерадению Спасских архимандритов Даниловский монастырь обнищал настолько, что и след от него сгладился. Осталась лишь одна церковь - церковь Даниила Столпника. А место, где она стояла, прозвалось сельцо Даниловское. О монастыре же вскоре все забыли. При правлении Ивана Третьего Спасский монастырь вновь перенесли за пределы Кремля, через Москва-реку, на гору Крутицы. Этот монастырь стоит там до сих пор и называется Новоспасским.

Чудеса

На месте древнего Данилова монастыря не раз случались чудеса, подтверждающие святость его основателя. Познакомимся с описанием некоторых из них.

Однажды князь Иван Васильевич (он же Иван Третий), находясь в древнем Даниловском монастыре, проезжал мимо места, в котором покоились мощи князя Даниила. В это момент у одного знатного юноши из княжеского полка споткнулся конь. Юноша отстал от остальных и остался на том месте один. Внезапно ему явился незнакомец. Чтобы спутник князя не испугался, незнакомец тот сказал ему: «Не бойся меня, я христианин, господин сему месту, зовут меня Даниил Московский. По божьей воле положен я здесь». Затем Данил попросил юношу, чтобы тот передал от него послание князю с такими словами: «Ты всячески себя утешаешь, а зачем меня предал забвению?» После этого облик князя исчез. Юноша тотчас догнал великого князя и рассказал ему все до мельчайших подробностей. С тех пор Иван Васильевич велел петь панихиды и вести божественные службы, а также раздал милостыню по отошедшим душам своих родственников.

Спустя много лет сын Ивана Третьего, князь Василий Иванович, проезжал мимо того же места с множеством приближенных, среди которых был и князь Иван Шуйский. Когда последний наступил на камень, под которым хоронились мощи Даниила Московского, чтобы сесть на своего коня, случившийся тут крестьянин помешал ему. Он попросил его не осквернять камень, под которым лежит князь Даниил. Князь Иван пренебрежительно ответил: «Мало ли тут князей?», и закончил задуманное. Вдруг конь стал на дыбы, упал на землю и умер. Князя с огромным трудом вытащили из-под коня. Он раскаялся и повелел служить молебен по поводу своего прегрешения. Вскоре Иван выздоровел.

Во времена царствования Ивана Грозного купец из Коломны поплыл в Москву в одной лодке со своим юным сыном и татарами. В дороге юноша сильно заболел, так что отец уже не верил в его выздоровление. Когда лодка приблизилась к церкви, в которой покоились мощи князя Даниила, купец с сыном подошли к гробу святого. Велев священнику петь молебен, купец принялся с великой верой молиться Богу, призывая князя Даниила помочь. Внезапно его сын, будто пробудившись от сна, выздоровел и набрался сил. С тех пор купец всем сердцем уверовал в святого Даниила и ежегодно приезжал к его гробу, чтобы совершить там молебны.

Александр Невский - названный сын Батыя

Еще одним интересным фактом, который, безусловно, отразился на жизни детей Александр Невского, является его названное братство с царевичем Сартаком. Информация о том, что Александр Невский - сын Батыя , воспринимается историками противоречиво. Одно известно точно - решение о служении Золотой Орде и названном братстве с царевичем Сартаком Александр Невский принял сугубо в интересах государства. В то время кровное родство ценилось мало: князья соперничали друг с другом за уделы и не брезговали предательством. А вот названное родство незыблемо почитали как святыню. Поэтому, идя на такой шаг, Александр Невский, сын хана Батыя Сартак и сам хан действовали сугубо в политических интересах.



Похожие статьи