Летчик вов маресьев. Какой подвиг совершил Алексей Маресьев

Биография Алексея Маресьева летчика Советского Союза кратко изложена в этой статье.

Летчик Алексей Маресьев биография кратко

Биография Маресьева Алексея Петровича начинается 20 мая 1916 года. Он родился в городе Камышине. Отец мальчика умер, когда ему было всего лишь 3 года. Мать сама растила троих сыновей, работая на деревообрабатывающем заводе уборщицей.

Получив среднее образование в школе, он сразу пошел работать токарем на лесозаготовительный завод. Но вместе с этим Алексей Маресьев мечтал только о небе. Он 2 раза подавал документы в летное училище. И два раза на медицинской комиссии его заворачивали. Причиной этого был ревматизм, от которого юноша страдал с детства.

В 1934 году он попал на стройку в Комсомольск-на-Амуре. Здесь Алексей Маресьев записался в аэроклуб и совершил первый полет.

Маресьев Алексей Петрович биография которого продолжается на Сахалине, где он проходил срочную службу. Позже обучался в Читинской школе военных пилотов и Батайском авиационном училище. Получил звание младшего лейтенанта и начал работать здесь инструктором, обучая молодежь как управлять авиационной техникой.

Как только началась Великая Отечественная война, Алексея Петровича перевели в действующую армию. Свой первый вылет Маресьев совершил в Кривом Рогу. Уже весной 1942 года летчик сбил 4 самолета врага.

Однажды под Новгородом 4 апреля 1942 года Алексей Маресьев прикрывал в бою бомбардировщиков. Его сбили. Советский офицер получил тяжелое ранение и вынужден был совершить посадку на территории врага. Раненный летчик 18 дней питался тем, что находил на земле. Его обессиленного нашли жители деревни около Валдая. У Алексея Петровича уже развилась гангрена на ногах и из госпиталя его направили в морг. На пути летчика перехватил профессор медицины Теребинский, который провел ему операцию по ампутации обеих голеней.

Маресьев понял, что будет жить, и стал готовиться к возвращению обратно на фронт. Он занялся изобретением тренировок, которые позволяют летать с протезами. В 1943 году летчик совершает боевой вылет в составе истребительного Гвардейского авиационного полка. Алексей Петрович сбил 2 истребителя врага и спас своих коллег. За данный подвиг ему присудили звание Героя Советского Союза.

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышин, Волгоградская область. В возрасте трех лет мальчик остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. После окончания средней школы парень поступил в Фабрично-Заводском Училище, где получил специальность слесаря. С 1934 года по направлению Камышинского районного комитета комсомола работал лесорубом на строительстве Комсомольска­-на-­Амуре. На срочную военную службу призван в октябре 1937 года. Для прохождения службы направлен в Сахалинский пограничный отряд в качестве авиамоториста в 12-й авиаотряд 2-й Краснознаменной армии. Вскоре Маресьев оказался в составе 79-го авиационного полка в селе Кировском.

С августа 1941 года Маресьев участвует в боях Великой Отечественной войны. Свой первый боевой вылет совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога на Южном фронте. Боевой счет летчик открыл в начале 1942 года, ­сбив Ju­52. К апрелю 1942 года на счету летчика Маресьева имелось уже четыре сбитых фашистских самолета.

Весной 1942 года между озерами Селигер и Ильмень русские войска возле неприметного городка Демянска окружили примерно стотысячную группировку немецких войск, которая не думала сдаваться, оказывая организованное и очень сильное сопротивление. В районе этого «Демянского котла» 4 апреля 1942 года во время вылета по прикрытию бомбардировщиков в бою с немецкими истребителями самолет Як-1 Маресьева оказался подбит.

Летчик пытался совершить вынужденную посадку в лесу, заприметив там подходящее озеро. Однако его самолет зацепился шасси за верхушки сосен и перевернулся. Самолет упал в глубокий снег, а сам летчик получил достаточно тяжелые ранения, но остался жив. На протяжении восемнадцати суток повредивший ступни ног летчик сначала на покалеченных ногах, а затем и ползком пробирался к линии фронта. Съев по пути бортовой паек питался тем, что удавалось найти в лесу: корой деревьев, ягодами, шишками. Ситуация казалась безнадежной: оказавшийся посреди бескрайнего и глухого леса в одиночестве, с поврежденными ногами летчик просто не знал, куда ему следует идти, а точнее, ползти. Как остался в итоге жив, неизвестно никому. Алексей Петрович никогда не любил вспоминать эту историю и старался не рассказывать о ней. По его словам, им двигало в тот момент неукротимое желание жить.

Первыми его заметили жители из деревни Плав, Кисловского сельского совета Валдайского района. Из-за того, что летчик не откликнулся на вопросы из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого летчика обнаружили мальчишки из той же деревни: Сережа Малин и Саша Вихров. Дед Саши отвез Алексея на подводе в свой дом. Несколько дней колхозники ухаживали за Маресьевым. Необходимая медицинская помощь в селе отсутствовала. В первых числах мая рядом с деревней приземлился самолет, пилотируемый Андреем Дехтяренко, и Алексея отправили в Москву, в госпиталь, где врачи вынуждены ампутировать герою обе ноги в области голени, но жизнь спасли.

Однако летчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в запасной авиационной бригаде города Иваново. В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге, где во время боев сбил еще самолета противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Позже герой воевал в Прибалтике. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника: 4 ­ до ранения и 7 с ампутированными ногами. В июне 1944 года в звании майора Маресьев назначен инспектором-­летчиком Управления ВВС высших учебных заведений.

В июле 1946 года майор Алексей Петрович уволен в отставку. До 1953 года работал в 1-­й Московской специальной школе Военно-Воздушных Сил. Далее пришлось окончить Высшую партийную школу и аспирантуру при Академии наук, где защитив диссертацию, стал кандидатом исторических наук. Затем работал секретарем Комитета ветеранов войны и первым заместителем председателя. На данном посту поручили заниматься международными делами.

Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев умер 18 мая 2001 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, где 23 февраля 2005 года открыт памятник.

Награды Алексея Маресьева

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (16 мая 1996) - за выдающиеся заслуги перед государством и большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения

Орден Дружбы (4 мая 2000) - за многолетнюю плодотворную работу по социальной защите ветеранов, патриотическому воспитанию молодежи и укреплению дружбы между народами

Два ордена Ленина (24 августа 1943 и 19 мая 1986 года) - за большие заслуги перед Советским государством, плодотворную общественную деятельность и в связи с семидесятилетием со дня рождения

Орден Октябрьской Революции

Орден Красного Знамени (23 июня 1942) - за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество

Орден Отечественной войны I степени (6 апреля 1985) - за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Два ордена Трудового Красного Знамени (19 мая 1966 год) - за активную и плодотворную общественную деятельность и в связи с пятидесятилетием со дня рождения

Орден Дружбы Народов (19 мая 1976 года) - за активное участие в патриотическом и интернациональном воспитании советских людей, укрепление дружественных связей между народами Советского Союза и других стран и в связи с шестидесятилетием со дня рождения

Орден Красной Звезды

Орден Почета (26 июля 1991) - за особо плодотворную общественную деятельность, большой вклад в укрепление мира и сотрудничества между народами

Орден Дружбы (ЧССР) (1986)

Благодарность Президента Российской Федерации (27 апреля 2001) - за многолетнюю плодотворную работу по патриотическому воспитанию молодежи, социальной защите ветеранов, укреплению дружбы между народами

Почетная грамота Правительства Российской Федерации (14 мая 1996) - за мужество, проявленное в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, большой личный вклад в развитие ветеранского движения, активное участие в патриотическом воспитании молодежи и в связи с 80-летием со дня рождения

Память об Алексее Маресьеве

В честь Маресьева 1 апреля 1980 года названа малая планета (2173) Маресьев, открытая 22 августа 1974 года Л. В. Журавлевой в Крымской астрофизической обсерватории.

Центральная улица в поселке Ибреси Чувашской Республики названа в честь Алексея Маресьева, в 2005 году там была открыта мемориальная доска.

Имя героя носят улицы в городах Актюбинске, Ташкенте, Горно-Алтайске, Чернигове и других городах.

В мае 2006 года в честь 90-летия со дня рождения Маресьева в Камышине открыт монумент, недалеко от дома, где он жил.

Мемориальная доска на доме в Москве, где Маресьев жил после войны.

Надпись на мемориальной доске «Герой Советского Союза» в Батайске.

Школа-лаборатория № 760 в Москве и школа № 89 в Москве носят имя героя.

В честь Алексея Маресьева поставлен бюст в Комсомольске-на-Амуре, он является почетным гражданином этого города, его фотография висит на городской доске почета.

Бюст установлен на Аллее героев на территории Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков.

Алексей Маресьев участвовал в открытии школы № 31 города Петров Вал Камышинского района Волгоградской области.

В честь Маресьева названа улица в Москве в жилом районе Люберецкие Поля (район Некрасовка, ЮВАО).

Камышинский педагогический колледж носит имя А. П. Маресьева.

МБОУ СОШ № 13 города Орла носит имя А. П. Маресьева. В школе также есть музей, где хранятся некоторые личные вещи Алексея Петровича.

Картина Николая Жукова «Алексей Маресьев».

Мемориальная доска на часовне святого Николая Чудотворца в городе Батайске Ростовской области. Установлена 6 мая 2003 года.

В Москве улицу Ново-Преображенскую переименовали в улицу Маресьева, а также установили памятную доску.

В 100-й юбилей в городе Камышин открыт музей А. П. Маресьева.

В честь Алексея Маресьева назван сорт сирени.

Когда в 1946 г. вышла в свет «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, о безногом лётчике-герое Алексее Маресьеве узнали многие. А после того как в середине октября 1948 г. на экранах страны показали фильм с тем же названием, Маресьев превратился в легенду. Правда, поползли слухи, что лётчик невзлюбил писателя за то, что тот не дал ему прочитать рукопись и исправить ошибки.

«Отца часто спрашивали: «Почему Полевой в книжке изменил вашу фамилию с Маресьева на Мересьев?», - рассказывает «АиФ» сын легендарного лётчика Виктор Маресьев . - Он пошутил: «Ну, может, боялся, что я сопьюсь, и книжку запретят. А так можно сказать, что книжка не про меня». Но такого не случилось».

Исполнитель главной роли лётчика Мересьева актёр Павел Кадочников в своём дневнике записал: «Впервые я с Алексеем Петровичем встретился под Звенигородом, где мы должны были снимать зимнюю натуру… Я подошёл к нему, крепче пожал руку и вдруг понял, что сильно волнуюсь. Он ещё крепче пожал мою руку и почему-то сильно смутился. Алексей, первым преодолев смущение, заговорил: «Я ведь знаю, что вас интересует больше всего… Как мне удалось преодолеть… врачебную комиссию и доказать, что я физически здоровый человек». И вдруг неожиданно для меня Алексей Петрович мягко и свободно встал на стул и продолжал: «Я ему говорю… председателю комиссии: разве это не ноги? Разве не тренировка?» И, звонко похлопав по протезам, Маресьев спрыгнул со стула. Так в кино родилась сцена «приёмная комиссия».

«Отец часто ездил на студию, где его обо всём расспрашивали, - продолжает Виктор Маресьев. - Более того, ему даже предлагали сыграть... Мересьева! Отец отмахнулся: «Да вы что! Никогда в жизни!» Только после его отказа назначили на эту роль Кадочникова. А про медкомиссию - всё правда. Я сам интересовался: «Пап, ты правда в Куйбышеве, когда восстанавливался в санатории, бегал и плясал?» - «Правда, сынок, и бегал, и плясал, и со стула прыгал на этой медкомиссии». Он же в этом санатории почти со всеми медсёстрами перетанцевал, хотя ноги продолжали кровить. После медкомиссии, которая решала, годен он к полётам или нет, зашёл в ванную, снял повязки, а там - всё в крови. Долго ноги у него заживали.

Рассказывал отец и о том, как упал, как лежал долго без сознания на снегу, а очнувшись, увидел: рядом сидит медведь-шатун. Март месяц был, медведи ещё спать должны, а этот вот проснулся. «Я лежал навзничь, одна рука была под спиной, - вспоминал папа. - Я всё пытался расстегнуть молнию на меховом американском комбинезоне, чтобы достать из-под ремня наган, но никак не получалось». Медведь его не трогал, думал, что он мёртвый. А мертвечину-то они не едят. Но вдруг Маресьев дёрнулся, медведь тут же лапой замахнулся, разорвал комбинезон, но отец всё-таки успел выхватить наган: «Всю обойму в него выпустил. Зверь зарычал, поднялся и упал тоже навзничь. Хорошо, не на меня».

Говорили, якобы отец у нем-цев консервы доедал. Ничего подобного! Он почти ничего не ел в лесу. Единственное, поймал ежа да ящерицу спугнул. Ящерица ему хвост оставила, он его пожевал, пожевал и выплюнул. А ежа разодрал, но съесть не смог. Так голодный и полз до деревни. Когда его нашли, из кармана достали талончики на питание…»

Летчики готовятся к боевому вылету. Крайний слева - Алексей Маресьев, 1944 год. Фото: РИА Новости

Самолёт не нашли

На премьеру картины «Повесть о настоящем человеке» Алексей Маресьев пришёл вместе с Павлом Кадочниковым. Посмотрел фильм и в задумчивом настроении отправился домой, а с Кадочниковым потом не встречался…

«Дело совсем не в том, что фильм отцу не понравился, а в том, что он очень не любил вспоминать аварию: как полз по морозу в лесу, - уверен Виктор Маресьев. - Даже когда я пытался его расспрашивать о подробностях, он старался перевести разговор на другую тему. Поэтому фильм папа посмотрел всего один раз, на премьере. Его спрашивали: «Понравилось ли вам?» А что он мог ответить? Как ему могло понравиться то, что заново пришлось всё это пережить, глядя на экран? Это всё равно когда меня спрашивают: «А вы не подскажете, каким маршрутом полз Маресьев до деревни?» Да он сам не знал, каким маршрутом. Он же был ранен. Его подбили, самолёт врезался в лес, отца выкинуло на ёлку, по веткам он сполз на снег. Снег в марте был ещё глубокий, это спасло ему жизнь. А так никто не знает, где до сих пор лежит его самолётик. В Москве есть две школы имени Маресьева - 760-я и 89-я. Они ходили, искали, эмчеэсовцы даже давали им для этого вездеходы. Ничего не нашли! Даже сейчас там непроходимые места, очень глухой лес.

Отца самого много раз звали на место, где нашли, в тот самый лес. Люди там даже тропу Маресьева сделали, ездят туда на джипах. Камень поставили со звёздочкой и памятной надписью. Но отец всегда отказывался: «Не поеду - и всё!»

Алексей Маресьев, 1966 год. Фото: РИА Новости / Морсков Он не любил воспоминаний, не любил повышенного внимания к себе, которое появилось после выхода книжки и фильма. Говорил: «Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых Полевой не нашёлся!» И правда, много было лётчиков, которые без ног летали. Есть даже книжка такая - «Сколько у нас Маресьевых». Мы награждали как-то лётчика из Тулы, Ивана Леонова, - он без правой руки летал. Отец знал о таких людях, поэтому возмущался: «Что вы из меня легенду делаете? Сумел я выжить, сумел полететь - и всё!» Он же очень совестливый от природы мужик был.

Что касается образа главного героя в фильме, то ничего против Кадочникова он не имел. Они тоже были из разных миров, поэтому и не общались. А вот Евгений Кибкало , который пел партию Мересьева в опере «Повесть о настоящем человеке», был внешне больше похож на отца, чем Кадочников. По поводу самой оперы я согласен с Михаилом Задорновым, который рассказывал о её нелепицах. Когда отец посмотрел это «произведение» в Большом театре, не знаю, что он пережил в сам момент представления, но потом на вопрос: «Вам понравилось?» - ответил: «Хорошо сымитирован звук мотора». Думаю, этим всё сказано. А Кадочников, хоть и не был сильно похож, смог передать напор, стремление Маресьева жить во что бы то ни стало. Таким Алексей Маресьев был всю свою жизнь. Он умер 18 мая 2001 г., не дожив до 85-летия всего два дня. Но в апреле того же года, уже чувствуя себя плохо, он всё равно вставал и ходил с палочкой. И я да и все близкие ощущали даже тогда в нём неуёмную тягу к жизни».

Кто ещё у нас «Маресьев»?

Алексей Маресьев был не единственным лётчиком, поднявшимся в небо после тяжёлой травмы и ампутации.

Михаил Левицкий . Был сбит и ранен в ногу в 1942 г. Михаила схватили немцы и отвезли в лагерь, где пленный врач провёл ему ампутацию без наркоза. Лётчик был освобождён из плена, но долгое время провёл в больницах. Левицкий вернулся уже в гражданскую авиацию.

Юрий Гильшер . Лётчик, корнет. В 1916 г. получил травму в результате падения самолёта: Гильшеру оторвало стопу левой ноги. Из-за гангрены ногу ампутировали до колена. Корнет не сдался и вернулся в Авиационный отряд истребителей.

Александр Прокофьев-Северский . Лётчик, дворянин. После ранения в 1915 г. ему ампутировали ногу. Вернулся в небо благодаря протекции Николая II.

Захар Сорокин . Во время боя в 1941 г. был ранен в бедро. С такой травмой прополз 70 км по тундре. Ступни пришлось ампутировать. После выздоровления Сорокин вернулся в авиацию.

Подвиг Алексея Маресьева - легендарного советского лётчика, лишившегося обеих ног во время Второй мировой войны, - сегодня известен всем. и стремление к жизни героя сумели победить вначале смерть, а затем и инвалидность. Наперекор приговору, казалось, вынесенному самой судьбой, Маресьев сумел выжить тогда, когда это виделось невозможным, вернуться на фронт за штурвал истребителя и вместе с тем в полноценную жизнь. Подвиг Маресьева - надежда и пример для многих людей, ставших жертвами трагических обстоятельств не только в военное, но и в мирное время. Он напоминает, чего может добиться тот, кто не утратил силы бороться и веру в себя.

Маресьев Алексей Петрович: детские и юные годы

20 мая 1916 года в семье Петра и Екатерины Маресьевых, проживавших в городе Камышине (теперешней Волгоградской области), родился третий сын. Алексею было три года, когда отец его умер от ран, полученных на фронте Первой мировой войны. Матери, Екатерине Никитичне, которая работала уборщицей на заводе, выпала нелёгкая доля самой поднимать на ноги детей - Петра, Николая и Алексея.

Закончив восемь классов, Алексей Маресьев поступил в школу ФЗУ, где получил профессию слесаря. Три года он работал на лесозаводе в родном Камышине токарем по металлу и параллельно учился на рабфаке. Уже тогда у него появилось желание стать лётчиком.

Два раза он пробовал поступить в лётное училище, однако ему возвращали документы: перенесённая в детстве тяжёлая форма малярии серьёзно подорвала его здоровье, осложнившись ревматизмом. Мало кто верил тогда, что Алексей станет лётчиком - ни мать, ни соседи не были исключением - однако он упрямо продолжал стремиться к своей цели.

В 1934 году по направлению Камышинского райкома комсомола Маресьев отправляется в Хабаровский край на строительство Комсомольска-на Амуре. Работая механиком-дизелистом, он также занимается в аэроклубе, обучаясь лётному делу.

Три года спустя, когда Маресьева призвали в армию, он был направлен для несения службы в 12-й авиапогранотряд на остров Сахалин. Оттуда он получил направление в авиационное училище в городе Батайске, которое окончил в звании младшего лейтенанта. Там же он был назначен на должность инструктора. В Батайске служил до самой войны.

Начало войны и истории подвига

В августе 1941 года Алексея Маресьева направили на фронт. Первый из его боевых вылетов состоялся около Кривого Рога. Когда весной следующего года лётчик был переброшен на Северо-Западный фронт, на его счету уже числились четыре сбитых самолёта врага.

4 апреля 1942 года в ходе воздушной битвы в районе Старой Руссы (Новгородская область) был подбит истребитель Маресьева, а сам он получил ранения. Лётчик вынужден был совершить посадку в лесу - на территории вражеского тыла.

Восемнадцать суток Алексей Маресьев отчаянно сражался со смертью, пробираясь к линии фронта. Когда подвели раненые, а затем и обмороженные ноги, он продолжал двигаться ползком, питаясь корой, ягодами, шишками… Едва живого, его обнаружили в лесу двое мальчиков из деревеньки Плав (Плавни) Валдайского района. Жители деревни укрыли лётчика у себя и попытались выходить, однако последствия ранения и обморожения ног были слишком тяжёлыми. Маресьеву требовалась операция.

В начале мая около деревни приземлился самолёт. Его пилотировал Андрей Дехтяренко - командир эскадрильи, в которой служил Маресьев. Раненого лётчика удалось переправить в Москву в военный госпиталь.

Безжалостный приговор врачей и… возвращение в строй

Всё, что происходит далее, и есть не что иное, как один долгий непрекращающийся подвиг Маресьева. Госпитализированному с гангреной и заражением крови лётчику медики чудом спасли жизнь, однако им пришлось ампутировать ему голени обеих ног. Ещё находясь на больничной койке, Алексей начинает изнурительные тренировки. Он готовится не просто к тому, чтобы встать на протезы и научиться передвигаться на них. В его планах - владеть ими настолько совершенно, чтобы иметь возможность вернуться в авиацию. Тренироваться он продолжил и в 1942 году в санатории, делая ошеломительные успехи, которые стали результатом его железной воли и мужества.

В начале следующего года Маресьева отправляют на медкомиссию, после которой он получил направление в Ибресинскую лётную школу в Чувашии. В феврале 1943 года он успешно провёл первый пробный вылет после своего ранения. Всё это время он с недюжинным упорством добивался отправки на фронт.

И снова в бою!

Просьба лётчика была удовлетворена в июле 1943 года. Но командующий 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка поначалу боялся отпускать его на задания. Однако после того, как командир его эскадрильи Александр Числов, посочувствовавший Маресьеву, стал брать его с собой на боевые вылеты, которые оказывались удачными, доверие к возможностям лётчика возросло.

После того как Маресьев поднялся в воздух на протезах, до окончания войны им было сбито ещё семь самолётов врага. В скором времени слава про подвиг Маресьева разнеслась по всему фронту.

Примерно в это время произошла первая встреча Алексея Петровича с фронтовым корреспондентом газеты "Правда" Борисом Полевым. Подвиг лётчика Маресьева вдохновил Полевого на создание его знаменитой книги "Повесть о настоящем человеке". В ней Маресьев выступил прообразом главного героя.

В 1943 году Маресьев получил звание Героя Советского Союза.

Окончание войны. Жизнь после неё - ещё один подвиг Маресьева

Год спустя Алексею Маресьеву предложили покинуть боевой полк и перейти в управление вузов ВВС на должность инспектора-лётчика. Он согласился. На его счету к этому времени было восемьдесят семь боевых вылетов и одиннадцать сбитых самолётов противника.

В 1946 году Маресьев Алексей Петрович оказался уволенным из военной авиации, однако постоянно продолжал поддерживать великолепную физическую форму. Он катался на коньках, ходил на лыжах, занимался плаванием и ездой на велосипеде. Свой персональный рекорд он установил под Куйбышевом, когда переплыл Волгу (2200 метров) за пятьдесят пять минут.

Маресьев был очень известен в послевоенные годы, многократно приглашался на различные праздничные мероприятия, участвовал во встречах со школьниками. В 1949 году он побывал в Париже, участвуя в Первом всемирном конгрессе сторонников мира.

Кроме того, он продолжил учиться, закончив в 1952 году Высшую партийную школу а четыре года спустя защитил в области истории кандидатскую диссертацию.

Много времени Маресьев посвящал общественной работе. Он входил в состав Комитета ветеранов войны, был избран депутатом в кроме того, возглавлял Общероссийский фонд инвалидов ВОВ.

Семья

Алексей Петрович Маресьев был женат. Галина Викторовна Маресьева (Третьякова), его супруга, была сотрудницей Главного штаба ВВС. У них родились два сына. Старший, Виктор (1946), в настоящее время руководит Фондом Маресьева. Младший, Алексей (1958), бывший инвалидом детства, скончался в 2001 году.

Смерть

За два дня до официального дня рождения великого лётчика, 18 мая 2001 года, в Театре Российской армии должен был состояться концерт по случаю восьмидесятипятилетнего юбилея Маресьева. За некоторое время до начала мероприятия у произошёл инфаркт, после которого его не стало.

Похоронен Алексей Маресьев на

Память о герое

Боевые и трудовые заслуги Маресьева были удостоены множества наград. Помимо Золотой Звезды Героя СССР и ряда государственных наград своей Родины, он стал кавалером множества иностранных орденов и медалей. Также он стал почётным солдатом одной из почётным гражданином родного Камышина, Орла, Комсомольска-на-Амуре и многих других городов. Его имя носит общественный фонд, ряд улиц, школ, патриотических клубов и даже малая планета.

Память об Алексее Маресьеве, его силе воли, жизнелюбии и мужестве, которые по праву принесли ему славу человека-легенды, навеки останется в людских сердцах, служа примером для воспитания последующих поколений.

В мае 2016 года исполняется сто лет Герою Советского Союза Алексею Маресьеву , сумевшему после крушения самолета и ампутации обеих ног вновь вернуться в строй и даже сбить еще 7 вражеских машин.

Самого летчика окружает множество легенд. Скажем, его день рождения официально отмечается 20 мая. Википедия и многие другие источники утверждают: "Алексей Петрович Маресьев (7 мая 1916 года, Камышин, Саратовская губерния - 18 мая 2001, Москва)".

На самом деле "настоящий человек" появился на свет 16 мая. И этому есть документальные подтверждения - свидетельство о рождении.

Правда, сам Алексей Петрович не придавал большого значения точности даты. Раз закрепилось 20 мая, пусть так и будет.

Из хутора Веревкина

"Камышин... детство! Уютно жилось в крохотном домике на окраинной улице!.." - это из "Повести о настоящем человеке", в которой Борис Полевой описал реальную историю летчика Мересьева, прототипом которого и был Алексей Маресьев. Дом, где прошло его детство, не сохранился. Но в Камышине хранят память о земляке.

Есть у нас в городе старые дома железнодорожников. Мой сын недавно приобрел там жилье. Стали мы с ним разбирать всякий хлам в сарае и нашли черно-белую фотку, на ней какие-то школьники, - рассказывает местный историк Вячеслав Шамаев. - И среди них юный Маресьев.

Раритетное фото датировано 1929 годом. После "школы 2-й ступени", обычной семилетки, он пошел на рабфак. Сохранилось его заявление о приеме.

На групповом школьном фото. Маресьев - первый слева в нижнем ряду. Фото: Из архивного фонла музея Маресьева г. Камышин

Написано оно с огромным количеством ошибок. В то время у него был такой уровень образования, - признает Шамаев. - В аттестате по всем предметам у него стоит "удовлетворительно". Но это не значит, что "тройки". Просто тогда была такая система: либо "уд.", либо "неуд.". А впоследствии Маресьев окончил Высшую партийную школу и даже стал кандидатом исторических наук.

Самолет так и не нашли

В небо он влюбился, как только увидел самолет. Набирал воду и услышал рокот мотора. Задрав голову, неотрывно следил за маленьким силуэтом на синем фоне. Смотрел-смотрел, да и свалился в воду.

Но в авиашколы его не брали из-за слабого здоровья: мучили малярия и ревматизм. Но в 18 лет райком комсомола отправил его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Тамошний воздух благотворно подействовал на Маресьева.

Легендарная часть его жизни началась 5 апреля 1942 года, когда Як-1 был сбит над новгородскими лесами. Во все справочники здесь тоже вкралась хронологическая ошибка: обычно указывают 4 апреля. А на месте, где обнаружили полуживого Маресьева, и вовсе была мемориальная плита, надпись на которой гласила, что истребитель рухнул в феврале.

Кандидат исторических наук Алексей Иванов из Камышина лично общался с Маресьевым.

Плиту уже поменяли, сейчас указан апрель. Путаницу в числах Маресьев объяснил просто: "Я так при падении головой о дерево ударился, что у меня все время галлюцинации были", - говорит историк. - 10 лет ищут самолет Маресьева. Достали 5 - все с мертвыми пилотами. И ни одного "Яка".

Мересьев выбрался из самолета и начал свой 18-дневный путь к людям. Ползком - ноги были покалечены. До сих пор никто точно не знает, где разбился его самолет, какое расстояние он преодолел.

Полевой немного облегчил участь своего героя. Мересьев находит банку тушенки у убитых советских солдат. Таких подарков на пути Маресьева не попадалось, - уверяет Алексей Иванов. - Он питался шишками да ягодами. Еще засовывал руку в муравейник, там его кусали муравьи, а он слизывал кислоту с пальцев.

В одном из интервью сам Алексей Петрович также опроверг, что ел ежа (еще одна придумка Полевого. - Ред.). Из живности ему попалась лишь ящерица. Но она оказалась настолько противной на вкус, что Маресьев ее выплюнул.

Стулья, крылья

После операции медсестра успокаивала Маресьева, что теперь будет легче. Литературный персонаж, глядя на укороченные после ампутации ноги, съязвил: "На сколько килограммов?"

Реальному Маресьеву было ничуть не проще. По словам Вячеслава Шамаева, первые протезы сделал госпитальный мастер-самоучка. Алексей Петрович ходил в галифе, чтобы не видно было деревяшек. Но они сильно скрипели при ходьбе. Потом уже в Москве ему сделали заводские протезы. А после войны он получил пластиковые, сделанные на лучшем протезном заводе страны в Ленинграде.

Маресьев часто говорил, что не читал повесть Полевого. Убежден, что это лишь легенда. Как и то, что книга была написана за 19 дней, - считает историк Иванов. - Вообще еще в 1943 году о Маресьеве был опубликован в "Красной звезде" рассказ фронтовика Ильченко. А повесть Полевого - тогда в два раза тоньше нынешней - была готова уже в 1944 году. Ее прочитал лично Сталин и синим карандашом наложил резолюцию: "Пока не время". Чтобы гитлеровская пропаганда не использовала в своих целях то, что у нас инвалиды воюют. А после войны Полевой расширил первоначальный вариант.

Военно-полевой роман

Алексей Маресьев с женой и сыном на даче. Фото: Яков Рюмкин / Музей Москвы

В повести кроме героической есть и любовная линия. Конечно, всем было интересно, что из этого было на самом деле. Но исследователи единодушны: трогательные женские образы "Повести о настоящем человеке": камышинки Оли и "метеорологического сержанта" - только плод воображения писателя. А со своей будущей женой Галиной летчик познакомился уже после войны в Москве.

Впрочем, одна Ольга в судьбе Маресьева все же была. Сбитого летчика выхаживали нашедшие его жители деревни Плав (у Полевого - Плавни). Читатели вспомнят и Варю, выполнявшую роль сиделки при больном. Как указывает Иванов, ее прототипом была молодая солдатка Ольга Сергеева.

В мае 2001 года должна была состояться ее встреча со спасенным ею 59 лет назад летчиком. Сергееву пригласили на концерт в честь 85-летия Алексея Петровича. К сожалению, им не удалось увидеться вновь. Маресьев перед выходом из дома почувствовал себя плохо, прилег перевести дух. Через минуту его сердце остановилось. Но вечер в Театре Российской армии состоялся. Открывала его минута молчания.

В мирное время Маресьев работал в ветеранских организациях. Тогда в Серпухове хотели выпускать мотоколяски для инвалидов. Как вспоминает его сын, Маресьев возмутился: неужели это все, что заслужили люди? Тогда и стали выдавать ветеранам бесплатные "Запорожцы".

Сам он водил обычную машину, с педалями. В 1966 году, на 50-летие, ему подарили "Москвич". Когда рабочие узнали, кому предназначается автомобиль, собрали его вручную.

Кстати

Военно-патриотический туристический маршрут, посвященный подвигу Алексея Маресьева, появится в Валдайском районе. Одной из главных его точек станет двухметровый памятник с копией винта истребителя Як-1, установленный на месте, где его нашли. Монумент открыли 13 мая, среди гостей был сын летчика Виктор Маресьев.

Памятник А. П. Маресьеву в родном городе Камышине

В этом году рядом с памятником появятся места для ночлега и отдыха, парковка. Власти обещают привести в порядок и дороги - как автомобильные, так и тропинки. Добраться до деревни Плав можно будет в любое время года: летом - на автобусах, осенью - на джипах и квадроциклах, зимой - на снегоходах. Гостям предложат круглогодичный палаточный городок и осмотр дома семьи Вихровых, где приютили раненого летчика и где сейчас живет внук одного из его спасителей.

Маресьевский Як-1 здесь ищут много лет. Последняя экспедиция состоялась прошлой осенью, тогда поисковики заявили, что найденные в районе озера Селигер фрагменты принадлежат самолету Маресьева. Но выводы не подтвердились. Новая поисковая экспедиция стартовала на днях.

Инга Бугулова, Новгородская обл.

Прямая речь . Интервью с сыном летчика Виктором Маресьевым

Сегодня Маресьев-младший на пенсии, однако по мере сил способствует поддержанию памяти об отце.

Конечно, по медицинским показателям он был инвалид. Но не хотел быть калекой. И с виду был абсолютно обычный человек. После войны же было очень много безруких, безногих. И некоторые тогда, образно говоря, поднимали лапки кверху. Отец был другого характера.

Вы ездили на Валдай, где он был сбит?

Конечно. Там без всяких туроператоров, без указаний сверху люди проложили "маресьевскую тропу": едут к деревне Плав. Дом, где отца выхаживали, сохранился. Я там побывал. В нем живет семья Вихровых. Сам отец больше туда не ездил. Боялся, что не выдержит сердце. Еще он не любил летать на пассажирских самолетах. Летал лишь дважды: в Париж и в США. А так все поездом.

Между тем

К столетнему юбилею Алексея Маресьева камышинский мультипликатор Вячеслав Горбунов экранизировал "Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого. Многостраничная книга уместилась в 4-минутный видеоролик. Работа над фильмом заняла 4 месяца. Чтобы успеть к юбилею, аниматор вынужден был отказаться от ряда важных сцен. Например, от танца на протезах в госпитале - так Маресьев убедил врачей, что годен к службе.



Похожие статьи