Мак из фоамирана своими руками. Мак из фоамирана своими руками Мк александры троицкой роза принцесса

Добрый день дорогие друзья и читатели нашего интернет журнала «Сделай Сам», сегодня мы с вами научимся создать яркий и красивый мак своими руками из фоамрана (ревелюра). Автором данного мастер класса является Александра Троицкая . Александра поделилась с нами подробным процессом изготовления дикорастущего мака, глядя на этот мастер класс вы также научитесь создавать мак из фоамирана. Данный мастер класс очень подробно описан и показан, что даже у начинающих мастеров не должно возникнуть вопросов. Не знаю как вам, а мне очень нравятся эти простые и яркие цветы, которые привлекают к себе внимание. Яркие маки в интерьере создадут особую атмосферу в вашем доме, придавая ей уют и гармонию. Также из маков можно сделать красивое украшение для волос или брошь, которые не оставит не кого равнодушным. Давайте приступим к изготовлению этих замечательных цветов. Также на сайте есть ещё один мастер класс по созданию мака из фома, если вас заинтересует смотрите .

Для изготовления мака потребуется:
* Фоамиран нужного нам цвета.
* Ножницы.
* Глина.
* Масляная краска.
* Скальпель.
* Маникюрные ножницы.
* Проволока.
* Тейп-лента.
* Супер клей.
* Декоративные ножницы.
* Акриловая краска.
* Кисточка.
* Фломастер.

Способ изготовления мака из фоамирана:
Сначала нам с вами необходимо сделать коробочку нашему маку и серединку для бутончика. Для этого мы с вами возьмём небольшое количество глины и скатаем из него шарик (диаметр шарика около 2 см.).

Окрасим шарик из глины в зелёный цвет. Для этого берём масляную краску зелёного цвета (виридоновую).

Добавим немного краски в глину и замешаем.

У нас должен получится вот такой красивый зелёный цвет.

Скатаем глину в шарик.

И разделим её на две части в соотношении 1/3 и 2/3.

Получились два шарика разного размера.

Из шарика большого скатаем вот такую фигурку, похожую на бочонок.

Скальпелем разрежем пополам сверху.

Сделаем ещё одну насечку перпендикулярно первой. Каждую четверть разрезаем ещё на три части.

Вот что в итоге у нас должно получится.

Теперь берём маникюрные ножницы.

И ставя лезвия между насечек, прорезаем глину.

Когда полностью сделали коробочки берём тейп-ленту салатового цвета и толстую проволоку. Александра делает вот как: соединяет три тонкие проволоки вместе. И обматываем их тейп-лентой.

На конце проволоки сделаем петельку, как показано на фото.

Берём супер клей и наносим его на петельку.

Насаживаем коробочку на готовый стебель.

Вот так должно получится.

Аналогично всё проделываем и с серединкой для бутончика.

Берём две полоски чёрного фоамирана длиной 12*1,5 см. либо можно взять 1 см. но длиной 24 см.

Разрезаем на мелкие полосочки не дорезая до конца, оставляя у края 0,3 — 0,4 см.

Вот, что получилось.

Скручиваем фом между пальчиками.

А вот шаблоны для изготовления мака которые нам потребуются.

Теперь берём фом насыщенного красного цвета и вырезаем по шаблонам заготовки по 2 штуки каждой.

Вырезаем лепестки.

Берём фигурные ножницы и делаем у лепестков волнистый край. Если нет фигурных делаем обычными канцелярскими ножницами.

Берём акриловые краски (чёрную и красный краплак) и тонкую кисть.

Прокрашиваем низ лепестка чёрной краской.

Верх красим полосками красной краской вот таким образом. Можно добавить в красную немного чёрной краски, тогда полоски будут потемнее.

Обратную сторону лепестка красим только красным цветом.

Вот, что получилась.

Так выглядит лицевая сторона.

Теперь приступим к бутону. Вырежем по лекалам по две детали красного и зелёного цвета.

Нагреваем на утюге.

И «выбуливаем» округляя форму стеком с шариком.

Также делаем и с зелёной заготовкой, но «выбуливаем» шариком большего диаметра.

Вот, что у нас получилось.

Нагреваем на утюге нижнею часть лепестка.

И придаём ей форму стеком с шариком меньшего размера.

Аналогично делаем и с лепестками побольше, применяя шарик большего диаметра.

Вот наши заготовки для изготовления мака.

Берём лепесток и сгибаем его «гармошкой» до половины, а затем прокручиваем между пальцами.

Аналогично делаем и вторую половину лепестка.

Теперь берём большой лепесток, прикладываем его вверх к горячему утюгу.

И растягивая его пальцами делаем волну.

Делаем волны по всему верху лепестка.

Потом аналогично делаем и с малыми лепестками, скручиваем их на половину гармошкой.

Должно получится вот так.

Приступаем к листьям. Вырежем из темно-зелёного фоамирана по шаблонам заготовки.

Вырежем у них ножницами зубчики.

Возьмём тонкую проволоку разного размера: 1 длиной 15 см. и остальные по 7 см. и супер клей.

Промазываем клеем посередине листочка.

И аккуратно приклеиваем проволоку зажав посередине.

Должно получится вот так.

Приклеиваем таким образом все заготовки.

И тейп-лентой, разрезанной пополам вдоль, прикручиваем листья.

И прокрашиваем тонкой кистью серединки каждого листика. Берём готовую коробочку и приклеиваем на неё бахрому.

А следом приклеиваем вторую.

Вот так должно получится.

Так выглядит низ, если края «бахромы» вылезают за границы коробочки, то подрежьте её ножницами.

Низ малого лепестка промазываем горячим клеем.

И приклеиваем очень близко к стеблю.

Во втором малом лепестке прорезаем немного низ.

И приклеиваем его немного внахлёст.

Так выглядят два приклеенных малых лепестка.

Прорезаем низ у больших лепестков.

И приклеиваем их перпендикулярно малым лепесткам.

Возвращаемся к бутону. Нагреваем верхнею часть заготовки на утюге.

И делаем волну.

Делаем волны по всему верхнему краю на обеих частях красного цвета.

Промазываем горячим клеем.

И приклеиваем. Вторую часть приклеиваем с другой стороны. Сверху наклеиваем зелёные заготовки. У обеих частей Александра прорезала низ, как на лепестках. Промазываем клеем ПВА зелёную часть.

И посыпаем ворсовой пудрой белого или кремового цвета.

Обратную сторону прокрашиваем вот так черной акриловой краской.

Берем черный фломастер и прокрашиваем в углублениям и по окружности.

Теперь соединяем тейп-лентой все части мака и мак готов. Посмотрите какой красивый, изящный мак из фоамирана получился. С первого взгляда и не скажешь, что он не живой. Можно сделать также из мака красивое украшение для волос или брошь…

Дорогие друзья, у нас открылся интернет магазин, там вы всегда сможете купить недорогие материалы для рукоделия и конечно же наш любимый фоамиран. Жмите на картинку и переходите в магазин.

Copyright © Внимание!. Копирование текста и фотографий может быть использовано только с разрешения администрации сайта и указанием активной ссылки на сайт. 2019 Все права защищены.

В минувшем году журналу , в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн , исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР , читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР .

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР , и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

В семье инженеров – кораблестроителей Бориса и Елены Троицких появилась на свет крохотная, беззащитная, бесконечно дорогая девочка. Назвали ее Александрой – Сашенькой.

Безмерное счастье пришло с ней в дом.

Не знала Сашенька своих дедушек – моряков. Зато богата была бабушками: две бабушки и прабабушка, и тетушек не мало. Но бабушки не долго радовались внучке: в 1972 г. не стало прабабушки Марии и бабушки Муси (маминой мамы), а в 1975 г. – и второй бабушки Кати (папиной мамы).

Девочка – вишенка, девочка из сказки (так называли Сашеньку в 1.5 года чужие люди) росла веселой, ласковой, самостоятельной. В 4 года стала стишки сочинять. А рисовать любила как только карандаш в ручки попал. И среди множества беспорядочных линий умудрялась мама разглядеть каких–то зверюшек, человечков.

1/IX–76

Не успели оглянуться папа с мамой, а дочка уже в школу пошла – 207.

7/II–77

Лучшие дня

Переезжает семья Троицких из огромной коммунальной квартиры на ул. Рубинштейна в отдельную квартиру на ул. Куйбышева.

Учится Сашенька, а летом два месяца – в пионерском лагере. Каждое воскресенье, а не только в родительский день, папа с мамой правдами и неправдами пробираются к своей девочке. Не легко давалось Сашеньке лагерное время: были и слезы в подушку, и тоска по дому. Но мужественно переносила она все тяготы. Были и подруги и веселье. Были кружки: рисовала, занималась чеканкой, выжигала по дереву. Но вот наступал третий месяц лета, и трое Троицких отправлялись в путешествие: Алушта, Паланга, Таруса, Пушкинские горы, . . .

В школе родилась настоящая дружба. Дружба до конца. Пять девочек: Кира, Бэлла, Юля, Инна и Саша. Вместе учились, вместе отмечали дни рождения, вместе встречали Новый год, вместе в делегатском собрании ТЮЗ а. Вместе и радости, и огорчения.

25–30/III 1977

В первом классе в весенние каникулы первый раз папа с мамой повезли знакомить дочку с Москвой. Красная площадь. Рубиновые звезды. Кремль. Большой театр. Кремлевский дворец. Новый Арбат (на фоне современных зданий – крошечная игрушечная церквушка). Старый Арбат с магазином, где "... за стеклом устроен сад", с его неповторимыми улочками. И Сашенька своими маленькими ножками без устали ходила по московским улицам до вечера. Никогда ни одной жалобы на усталость. Впитывала красоту и училась любить Москву. В ЦУМе купили Сашеньке Карлсона, который сопровождал с тех пор ее по жизни, как и подарок бабушки Кати – коричневая обезьяна.

Стас Марушкин (папин друг, у которого мы останавливались) подарил Сашеньке несколько календариков Морфлота. С этого началась ее коллекция календариков. В поиски и сбор их были вовлечены не только родители, но и все друзья (тогда ведь календарики были редкостью, и если удавалось купить – было большой удачей).

Лето 1979

Планерское (Коктебель). Трое Троицких и два папы – москвича с дочками – Сашенькиными ровесницами. Еще открыт Кара–Даг. Походы в его бухты, даже в Сердоликовую (девочки – на надувных матрацах), в горы. И, конечно, купанье в Черном море. Сашенька учится плавать. Поход (с камушками) к могиле Волошина (отсюда особенно ясно просматривается его профиль на горах Кара–Дага. А дом его закрыт, смотрим через забор. Поездка в Феодосию: музей А. Грина, музей Айвазовского. Коктебель для Сашеньки стал любовью на всю жизнь. Уже будучи взрослой она каждый год весной или осенью на пару недель ездит туда с подругами или мужем.

Лето 1980

Паланга. Необыкновенно жаркое лето. Необыкновенно ласковое Балтийское море (t= 24 гр. C) Здесь узнали о смерти Владимира Высоцкого. И к Сашеньке пришла еще одна любовь: к песням Высоцкого, к его стихам и к нему самому. Магнитофонные записи его в доме были, но теперь собираем все, что можем достать. Мама с подругами перепечатывает сотни его песен и стихов. Сашенька вырезает из газет и журналов все о нем. В ее комнате – его фотография. Тетрадь, куда она записывала свои стихи с рисунками к ним, заполняется его песнями с рисунками Саши к ним и стихами о нем его друзей и почитателей, среди них и Сашенькино стихотворение. Она знает очень много его песен, но почти ничего не поет. На это – табу.

В 4 года Сашенька встала на лыжи. Зимой почти каждые выходные выезжаем в Орехово. Там с друзьями снимаем домик. В школьные годы Сашенька уже хорошо бегает на лыжах. Красота зимнего Карельского леса. А потом – застолье, отдых на нарах: разговоры, пение под гитару. Среди друзей мамы с папой и растет Сашенька, и впитывает все хорошее, доброе, красивое.

Особенно любит она маминых подруг, Лену Будяковскую и Наташу Беленькую. Лена знает Сашеньку с рождения (двухлетняя Сашенька говорит: "Что–то давно к нам Лена Будяковская не приходила"). Лена с Наташей подарили ей в 14 лет гитару. И в 15 – она уже пела под нее.

А кроме Лены у мамы еще много школьных друзей (очень любит Сашенька бывать у Дымниковых Наташи с Аликом в Ст. Петергофе) и институтских (Эля Алексеева с Володей не раз приглашали на прогулки по Неве на Володином теплоходе, и не один раз бывали в Кронштадте, пока он был закрытым городом, и Володя Гальченко водил нас по нему и рассказывал его историю).

А еще у Сашиного папы есть двоюродная сестра Эля, которая очень любит Сашу, а у Эли – дочка Инночка (на три года младше Саши), она учится в той же школе, они друзья.

А еще у Сашеньки есть родственники в Болгарии: мамина племянница Танюша, ее муж Пенчо и их дочка Люсиничка (младше Сашеньки на 9 месяцев). Сашенька с Люсиничкой – друзья с раннего детства. Лю жила по полгода у бабушки в Ленинграде. С 1982 г. Пенчо с семьей приезжает работать в Москву на 4 года. И теперь мы очень часто бываем у них. И Москва для нас всегда – праздник: мы у любимых людей, мы ходим в музеи, театры, Пенчо возит нас по Москве, а он ее уже знает лучше многих москвичей. А вот в Болгарии нам побывать пока не удалось (работа мамы с папой не позволяет).

Еще одно увлечение Саши – коллекция чертей. Началось с подарка маленького чертика. А потом Саша и мама покупали и сувенирных лохматых чертенят, и маски, и пепельницы, и металлических, и керамических, и деревянных.

Лет в 12 Саша составила анкету: в толстой тетрадке на каждой странице вопрос с рисунками и ответы подруг, друзей, товарищей из класса, школы, ТЮЗа. А потом пошла эта тетрадь гулять по другим школам. Еле разыскали ее.

Июль 1981

Таруса. Живем в лесничестве. От дома 20 ступенек по деревянной лесенке к реке Таруске, где купаемся и даже плаваем на плоту. Родная русская природа, которая так замечательно описана Паустовским. Но самое замечательное – наша хозяйка, Софья Федоровна, ее рассказы, ее стихи, ее богатейшая библиотека. Сашенька читает, рисует в "зеленом кабинете". Ездим в Тарусу к дому Ариадны Эфрон (дочери Марины Цветаевой), на могилу Паустовского и Мусина–Борисова, в Тарусский музей, на Оку в Поленово.

Лето 1982

Игналина. "Боевое крещение" Сашеньки на звание "турист СССР". Сашина мама ходила в турпоходы со школы, а для папы – это тоже было крещение. И с этого водного похода он стал заядлым туристом. Красивейшие озера Литвы с их легендами. Поход по речке "Амазонке", заповедное озеро белых лилий внутри одного из островов. Все это оставило неизгладимое впечатление. А главное, группа. Они уже не первый год ходят вместе. "Ядро" – из Тулы. С ними мы совершим еще одно незабываемое путешествие.

Июль 1983

Папин друг Стас устроил нам недельную прогулку по Черному морю на теплоходе "Леонид Собинов". Сам теплоход с его салонами, прогулочными палубами, бассейном, барами, ресторанами, вечерними концертами и экскурсии: Ялта, Сочи, Батуми, Сухуми, Новороссийск, Одесса, ласковое солнце, убаюкивающий плеск волн за иллюминатором – все это не могло на запомниться навсегда.

Январь 1984

Встречать этот 1984 год трое Троицких и Сашенькина подруга Кирочка отправились в Пушкинские горы. Около 22:00 автобус привез их к гостинице. Оформление, поселение и встреча Нового года. Первый раз девочки в Михайловском, Святогорском монастыре, Тригорском, Петровском. Все здесь дышит Пушкиным. А вечерами читаем вслух "Евгений Онегин".

Как–то раз в школе Саша писала разбор стихотворения Пушкина. Она выполнила задание, а в конце высказалась: "А вообще–то, я считаю кощунством раскладывать по полочкам стихи Пушкина. Его надо просто читать".

Теперь о том, что же читала Саша. С раннего детства все классические сказки и стихи Сашеньке читали папа и мама. В 2 года она уже с их помощью повторяла стихи Агнии Барто, Пушкина "У лукоморья", Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо". Читать научилась до школы, но предпочитала слушать. В Тарусе читала много из богатейшей библиотеки С.Ф. К 15 годам дважды прочла "Мастер и Маргарита" М. Булгакова (ее иллюстрации к этому роману), читает Достоевского (начинает его иллюстрировать). Любит стихи, особенно М. Цветаеву, позже отдает предпочтение А. Ахматовой. Когда в доме появился двухтомник Лорки, она безраздельно завладела им. Мандельштам, Бродский, советские поэты и барды – это кроме классики. В училище увлекается латиноамериканской литературой (Маркес, Борхес, Картасар). Уже после училища читает Гете "Фауст", создает иллюстрации, в основном, ко второй части. Задумывает триптих маслом по "Фаусту". Об этом – ниже. С огромным удовольствием читает и иллюстрирует Хармса, сказки Гофмана.

Июль 1984

И вот незабываемое путешествие с туристами из Тулы, Донецка, Ленинграда по р. Белой на плотах. Здесь, кроме красоты, радостей и трудностей походной жизни, произошло и еще одно знаменательное событие в жизни Саши. Она уже прилично играла на гитаре и пела свои песни и бардовские, романсы. Но пела дома с близким друзьям. И вот первый костер перед походом на берегу р. Белой. И сказала мама Саше: "Как головой в омут. Если сейчас испугаешься, никогда не будешь петь при посторонних". И Саша запела. Сначала с папой ("Фламинго" Дольского и его песни о войне), а потом и одна. И теперь уже во всех походах она поет. И ее слушают. И просят еще. А когда появились пластинки В.Агафонова, она с папой поет многие его песни, особенно задушевно в их исполнении звучат "Изумруд" и "Капризная, упрямая".

8 класс 1983 – 1984

Саша с подругами под руководством учителя литературы ставят "Кадош" А.Галича. Саша сочиняет свою музыку к "Песне о кораблике". Эту поэму они несколько раз исполняют в школах (пока не запретили). А в Москве у Танюши с Пенчо Сашенька одна читает и поет ее под гитару, вызывая у Танечки с Лю слезы (дома она записывает ее на магнитофон).

Весна 1985

Саша занимается у Николая Алексеевича Сажина (преподавателя Серовского училища). Она кончила детскую художественную школу на Фонтанке. Мечтает о Мухинском или Серовском училище. По совету Николая Алексеевича Саша в качестве репетиции сдает экзамены в училище им. Серова, чтоб с полной отдачей поступать туда после 10 класса. Но неожиданно для всех, и даже Сажина, она поступает в училище. И начинается ее жизнь в искусстве.

1/IX–85

Утром Саша бежит в свою школу: первая линейка для первоклашек, прощальная – для нее. А потом – в училище, к Смольному. Новые друзья, новые учителя, новые предметы. Все интересно. Все радостно. Только жаль, что нет больше занятий у Сажина, в его квартире – мастерской под крышей в Басковом переулке, с разговорами о живописи, о поэзии, о литературе. И немного обидно, что в училище он как будто и не замечает ее.

Разлетелись школьные подруги: Кирочка – в музыкальном училище им. Римского – Корсакова, Инна – в другой школе (с литературным уклоном), только Бэлла и Юля – в 10 классе родной школы, после его окончания они поступят в ЛЭТИ, а со второго курса уедут в США. Инна поступит в Театральный институт и, не закончив его, уедет в Израиль. Кирочка после училища кончит консерваторию и станет музыковедом. А пока они встречаются, делятся впечатлениями. Но встречи теперь реже и короче. А в училище новые подруги (тоже до конца): Яша (Татьяна) Лебель, Юля Сидоренко, Лена Елфимова.

Январь 1986

В Москве в зимние каникулы Саша с Люсенькой и Кирочкой бегают по музеям, театрам, попадают даже на Таганку (помог делегатский билет ТЮЗа).

24/II–86

С первой стипендии Саша дарит маме медвежонка и пластинку "Времена года" Вивальди.

Июль 1986

Окончен I курс. Саша с мамой в Таллине. Этот прекрасный город уже знаком Саше по зимней поездке со школой. Саша полюбила этот город, как и Ригу, и Вильнюс, куда она будет не раз ездить с подругами на день – два. Там тоже появились добрые знакомые.

Август 1986

Еще одно путешествие (с нами и ее подруга Кирочка), оставившее неизгладимый след – остров Кий на Белом море, где ". . . среди скал и сосен белое лето спит".

1986 – 1987

II курс. Из Москвы приезжает Люсенька, поступает в Фармацевтический институт. Живет у бабушки. (Бедный ребенок! Она так любит петь, танцевать, веселиться – Ох! И веселятся же они с Сашенькой! – А ее мама непременно хотела, чтоб она поступила в институт в Ленинграде. В институт Культуры Болгария не дала ей разрешения: слишком много у них и артистов и работников культуры. Весной на I курсе Лю благополучно заваливает математику (несмотря на старания Сашиного папы) и мама увозит ее в Болгарию. Девочка настойчива. В 1990 году она поступает в Софийскую консерваторию, блестяще заканчивает ее и теперь поет в Софийском театре музыкальной комедии (каларатурное меццо – сопрано).

Саша с Люсей много времени проводят вместе, особенно, когда Лю живет у нас (март – май). Лю чаще бывает в Серовском училище, чем в своем институте. Ее там все знают и любят.

А к Сашеньке приходит первая любовь со своими радостями и горестями. Но, . . . "на то она и первая любовь, чтоб стала настоящею вторая".

Апрель 1988

И она встречает своего Володю (физик, 36 лет, эрудиция потрясающая). Это – тоже до конца.

Лето 1988

Первый раз Саша решила без родителей ехать в Коктебель. Они уехали на юг раньше. И там получили телеграмму, что Саша в больнице.

Саша попала в психиатрическую больницу им. Скворцова – Степанова. Нонна Андреевна Кондратьева, зав отделением, говорит родителям, что врачи не понимают, что с Сашей. Когда ее привезли, она сумела назвать номер своего телефона, работу родителей (по маминому институту их и разыскали), и говорила, что мама утонула, а папа сгорел. 1/IX родители встретились с Сашенькой в больнице: "Мамочка! Ты не утонула? Папочка! Ты не сгорел? "

А 10/IX Сашенька звонит и поздравляет маму с днем рождения. Нормальный веселый голосок: "Мамочка! Ну что же ты плачешь!"

В больнице Сашеньку навещают не только родные, но и школьные, училищные друзья, друзья Володи, друзья мамы и папы.

Декабрь Сашу выписывают. . . .

Депрессия.

Февраль 1989

Саша возвращается в училище, отстав от своей группы на год. Постепенно депрессия отступает.

Лето 1989

После окончания 3 курса Саша с родителями едет в д. Покров (Калининская обл.), где папа был в эвакуации во время войны. Саша пишет с натуры маслом (речка Волчина) и графические работы (перо, тушь): Лопух, Баба Настя с оленями, Автопортрет.

А потом двухнедельное путешествие с Володей по городам и весям средней полосы России. Масса впечатлений. Рассказы на перебой о своих впечатлениях.

1989 – 1990

Последний год в училище. Осенью 1989 года Саша создает графическую серию "Больница Скворцова – Степанова". Мама: "Сашенька! Зачем?" – "Мне надо выплеснуть это из себя".

В конце 1989 г. знакомая Саши свела ее к своему учителю пения: у Саши оперный голос. Он берется подготовить ее к консерватории. Лена Будяковская от подобного предложения расстраивается: ведь у Саши такой проникновенный камерный голос. Но Сашин путь – живопись.

Музыка в жизни Саши занимала большое место (". . . а еще у меня есть Рахманинов"). Филармония, оперный театр, дома – не маленькая фонотека.

Сашу Стали учить игре на фортепиано в 4 года. Но ее очаровательная молоденькая учительница Надюша еще не была опытным педагогом, и эти занятия потерпели фиаско.. Саша не любит ноты, а вот по слуху играет много. Даже (с Кирочкиной помощью) рапсодию Рахманинова.

В 1986 – 87 г.г. она занимается несколько месяцев гитарой в музыкальном училище для взрослых, затем берет частные уроки.

Саша защищает диплом: "Графический комплекс оздоровительного прибора "Миотоник"".

Училище окончено. Специальность – художник – оформитель. Работа – информационно–рекламный кооператив "Алекс".

3 /VIII 1990

Осуществилась мечта. Саша с мамой летит в Болгарию. Теплая темная южная ночь. В аэропорту Софии встречают радостные загорелые нарядные Танюша, Люсеничка, Пенчуля. Это не сон? Неужели мы в Болгарии?

А потом путешествие впятером. Мы с такими родными, такими любимыми. А вокруг – сказка! Танюша – истинная женщина и Сашенька многому учится у нее.

Но как любая сказка, кончается и эта.

27 / VIII

В аэропорту Ленинграда нас встречают Володя и Боря. Подарки из солнечной Болгарии. Рассказы не на один день.

Сентябрь 1990

Саша часто бывает в Эрмитажных мастерских у Яши Лебель. И неожиданно получает предложение занять целую мастерскую (ул. Халтурина, 30). Она с Лизой (Володиной племянницей, к которой относится как к младшей сестренке) скребут, моют, создают уют. И эта огромная комната – квартира становится Сашиной до конца 1993 года. Сюда к ней перебирается Яша. Здесь постоянно работают Лена Елфимова и Юля Сидоренко. Сюда приходят друзья. Здесь отмечаются дни рождения, праздники. Только мама, проходя с работы мимо, думает: "Зайти?" А заходит очень редко. Ведь Сашенька говорит, что очень любит свою мастерскую, но так мешают работать постоянные посетители. А знакомых становится все больше. Это и "физики и лирики", разные профессии, занятия, возрасты. К Саше тянутся люди.

Начало 1991

Кооператив "Алекс" прекращает свое существование. Саша три месяца (март – май) работает художником в институте "Ленгипроводхоз".

А потом для заработка – этикетки для шоколада, для ликеров, броши и коробки под Палех, оформление частного магазина "Пеликан" на 1 Советской (4 окна – батик на темы африканской природы).

Июль 1991

Поход на плотах по реке Мологе (по путевке турфирмы "Лена" с мамой и папой). Новые знакомства, новые впечатления от красоты средней полосы России.

Маслом пишет несколько картин с графических работ о больнице Скворцова – Степанова. Создает графическую серию по "Фаусту" и маслом пишет первую картину из задуманного триптиха "Конец главы", начинает вторую – "Пасть ада" (третья "Отлет души" так и не была начата). "Конец главы" пишет на обратной стороне портрета одного ученика Серовского училища (холст достать трудно). Картина почти закончена, а мальчик просит вернуть ему портрет. Пишет новое полотно.

Январь 1992

Состоялась встреча Саши с художниками Г.А.В. Траугот в издательстве "Васильевский остров". Взаимная симпатия, обмен телефонами, обещание о сотрудничестве. К сожалению, продолжения не последовало из–за трудностей в издательстве.

Январь 1993

Мама Яши, Майя Николаевна (реставратор Эрмитажа) приносит для Яши, Лены и Саши заказ итальянца на копию любой эрмитажной картины Ван–Гога. Выбирают "Дамы в Арле". Итальянец приходит в Сашину мастерскую, видит на мольберте "Конец главы":

– Покупаю. – Это не продается, не закончена. – Две недели. 200 $.

А потом – Саша: "Мамочка! Мне жалко!" – "Ничего, напишешь в третий раз". И стала писать третий раз.

Несколько раз Саша с Володей была в д. Зимницы, на Селигере, где у Володиных родителей дом. Там она с натуры делает много набросков коров (их очень любит Володя), овечек, лошадей, поросят. Затем появляется графическая серия "Селигер. Д. Зимницы". Маслом пишет "Корову", а в последний раз в Зимницах – с натуры "Ива у пруда".

Не обошла стороной и свое любимое место встреч с друзьями "Сайгон"

(4 работы тушью и пером) – чашечка кофе, а когда совсем нет денег – стакан сока, и стой с ним часами, общаясь с интересными людьми.

Апрель 1993

Мама дала Саше прочесть свой дневник о маленькой Сашеньке, начатый еще до ее рождения и писавшийся до ее 3.5 лет (до смерти маминой мамы, бабушки Муси). "Мамочка, как жаль, что ты не писала дальше". Когда маленькой Сашеньке мама рассказывала истории из ее детства она говорила: "Я хочу расти обратно. Сначала все выше и выше, а потом обратно".

Последний лодочный поход. Трое Троицких и Кирочка на Вуоксе. Погода – через день – яркое солнце, жара, – дождь, холод. И плыла лодка по голубой глади озер Вуоксы, отставая от всех остальных. Мама с папой гребли, а девочки пели под Сашину гитару. И далеко по озеру разносились туристские песни, романсы, оперные арии. Папа поет вместе с ними. И останавливаются некоторые убежавшие вперед лодки.

Саша второй раз попадает в Больницу Скворцова – Степанова. Лечащий врач, зав. отделением Н.А.Кондратьева. Она любит Сашу. Да ее любят все в больнице, и сестры, и больные. А она, как только смогла, начала помогать старушкам. Просит приносить ей не дорогие конфеты, а подешевле, но побольше, чтоб делиться со всеми.

На Новый год ее отпускают в домашний отпуск. Встречаем этот 1994 вчетвером. Саша, веселая, радостная, говорит, что это лучший Новый год в ее жизни.

11/ I 1994

Новый приступ. Из домашнего отпуска на скорой – снова в больницу.

7 / II 1994

Выписали. Отметили Сашенькино 25–летие. Из гостей – Лена Будяковская и Кирочка.. Сашенька веселая. Радуется подаркам. Только жалеет, что нельзя собрать всех друзей. "Ничего, дочуля, соберешь всех на 26–летие".

20 / II 1994 У Саши началась депрессия. Несколько лыжных прогулок в Орехово, музыка дома, визиты подруг, уколы в диспансере (с Володей каждый день) – не помогают.

Сашенька ушла из жизни, оставив маме с папой боль и огромную благодарность судьбе, что у них была Сашенька.

Счастье не обошло их стороной.

P.S. Осталось более 30 работ Сашеньки маслом. Графика. Акварели. Иллюстрации к "Мастеру и Маргарите" М. Булгакова и к "Преступлению и наказанию" Ф. Достоевского, сделанные в 15 лет, иллюстрации к Хармсу, Гоголю, Гофману. Много детских и ученических работ. Пленки с записями песен. Стихи. Дневники.

1996 Родители напечатали книгу (150 экз.) Сашиных стихов и графики. Книга передана в Публичную библиотеку, БАН, Библиотеку Академии художеств, библиотеку Дома ученых, а кроме того разлетелась по странам, где есть наши знакомые: Болгария, Германия, США, Греция, Австралия.

Июнь 2000

Родители выпустили книжку иллюстраций Сашеньки к "Случаям" Хармса (150 экз.).

2002

Родители издают вторую, более полную, книгу стихов и графики Александры Троицкой в типо–графии ФГУП ЦНИИ им. акад А.Н. Крылова. Книга передана в Публичную библиотеку и в Московскую Ленинку.

2003

В музей Ф. Достоевского подарены рисунки к "Преступлению и наказанию", журнал "Рог Борея", в котором они напечатаны и статья к ним и последняя книжка Стихов и графики.

В 60-х годах калужский врач Александра Троицкая создала вакцину против рака. Спасительница раковых больных подверглась беспрецедентному гонению со стороны коллег-онкологов. Кто поможет единственной ученице Люицкой - Ольге Никитичне Бархатовой провести исследования и наладить выпуск антираковой вакцины?

Владимир Соловьев

КАК УНИЧТОЖАЛИ ВАКЦИНУ ПРОТИВ РАКА

Так получилось, что уроженка Тульской области Александра Сергеевна Троицкая, родившаяся в 1896 году, большую часть жизни прожила в Калуге. В 1915 году она блестяще окончила Калужское епархиальное училище, где физику и математику преподавал К. Э. Циолковский, отмечавший ее пытливый ум и высокие математические способности. Сама же Троицкая была убеждена, что у нее талант педагога, что и стало причиной педагогического начала ее биографии - работы земской учительницей в одном из сел губернии. Видя в годы революции и гражданской войны страдания людей, она мечтала избавить их от любой боли. Это детское ощущение предназначения победило: она получает медицинское образование сначала в училище, затем в Харьковском мединституте, а с 1934 года посвящает себя лечению одной из жутких болезней - лепры (проказы). В Астраханском лепрозории она впервые пытается победить боль у несчастных: обработанная вытяжка из нерва больного, возвращенная в организм, вдруг стала заметно снижать болевые ощущения! Троицкая поняла, что стоит у порога невероятного открытия, и развернула серию экспериментов, чтобы глубже проникнуть в механизм ослабления боли. В 1946 году она успешно защищает в Казанском университете кандидатскую диссертацию и становится признанным специалистом в лечении лепры. В 1956 году 60-летняя Троицкая после длительного отсутствия вновь возвращается в родную Калугу с тем, чтобы больше ее не покидать. Казалось бы, что нужно еще человеку: пенсия хорошая, город хороший, квартира есть только живи. "Нет, - сказала себе Троицкая, - это не для меня!". Давняя подруга Троицкой Антонина Петровна Никольская году в 1981-м рассказывала мне: в 56-м она пришла ко мне в онкодиспансер и говорит: "Тонь! Дай мне как заведующая разрешение поработать у тебя: мне нужен подоконник посветлее, микроскоп, кровь больных да лаборатория. Денег не нужно, пенсия у меня хорошая". Ну как я могла ей отказать? Разрешила. Сколько потом мы с ней и радостей, и горя хлебнули, не передать словами. Но не жалею". Троицкая, конечно же, не была новичком ни в гематологии, ни в микробиологии: следила за литературой, размышляла, сопоставляла идеи из, казалось бы, совсем разнородных областей медицины. Постоянно возвращалась к идее избавления от боли, на этот раз - онкобольных. Знала, что самый чуткий диагност больного - его кровь. По анализу крови можно написать целый том о состоянии больного. Но чем отличается кровь больного раком от крови клинически здорового человека? Нет ли в ней каких-то особых составляющих? Есть ли работы в этом направлении? Троицкая обнаруживает, что параллельно с ее работой ведет исследования всемирно известный микробиолог-профессор Варвара Антоновна Крестовникова, которая описала наличие микроорганизмов в органах и крови людей, выделила культуры и отдала на исследование в Государственный институт сывороток и крови имени Тарасовича (ГИСК). Эта работа была подытожена в монографии Крестовниковой "Микробиологическое изучение раковых опухолей" (1960). Троицкая знакомится с Крестовниковой, они переписываются, встречаются, обмениваются опытом. "А что если применить еще большее увеличение и новую окраску крови, более контрастную? - думает Троицкая. - Может быть, тогда мы узнаем, откуда берутся эти "чудища"?" Сказано - сделано. Методом проб и ошибок Троицкая подбирает степень увеличения и окраску, и вдруг однажды не верит своим глазам: в крови больного раком она видит совершенно отчетливо некие круглые тельца, которые она сразу же именует "глобоидными тельцами"! Это было уже эпохальное открытие! Сопоставляя кровь больных раком и здоровых людей, Александра Сергеевна обнаруживает стойкую закономерность: на поле микроскопа в крови больного "глобоидов" почти впятеро больше, чем в крови здорового! Значит, "глобоид" - индикатор, а может быть, даже виновник заболевания? Значит, у нас в руках простой и точный метод ранней диагностики рака: по капле крови можно определить, болен человек или не болен, даже если нет еще заметных симптомов заболевания. Это уже победа! Но разум диктует: "Надо исследовать природу "глобоидов". Может быть, они вообще никакого отношения к онкозаболеванию не имеют". Начинаются кропотливые попытки выделить и размножить "глобоиды". Не тут-то было! Эти "аристократы" не размножаются в стандартных питательных средах, подавай им свою, особую. Но какую? Поиск ответа на этот вопрос занял почти два года. Каких только комбинаций, чаще всего по интуиции, не составляла Троицкая. В дело шли пептонные смеси, гиббереллины, нефтяные ростовые вещества и прочая и прочая. После одного из посевов на очередном составе питательной среды Троицкая обнаруживает: культура растет и множится! Победа! Итак, в ее руках невиданные доселе штаммы микроорганизмов, выделенных из человеческой крови. Каковы же их свойства? Этап исследования логичен: надо сделать инъекции культуры подопытным животным и растениям и исследовать их дальнейшее состояние. После первых опытов Троицкую ждало потрясение: у подопытных животных и растений был обнаружен рост злокачественных новообразований! Нет сомнений, что найдена, вероятно, одна из причин рака, и теперь возникает новая задача: как использовать полученные результаты, чтобы избавиться от злокачественных опухолей? Вспомнились опыты в лепрозории с извлечением, обработкой и возвращением в организм кусочков нервов. "Попробовать, что ли, пастеризовать культуры, получить вакцину, а затем ввести ее в организм?" Результаты были ошеломляющие! Опухоли рассосались, налицо было выздоровление животных! В "Трудах калужских врачей" за 1961 год и в ряде статей Троицкая публикует результаты своих исследований, и они сразу привлекают внимание специалистов. Маевский, Свет-Молдавский и другие, получив от Троицкой культуры, воспроизводят опыты и подытоживают: "Троицкой совершено эпохальное открытие и разработан новый метод лечения онкозаболеваний!". Подытоживают, даже не проводя обязательных клинических испытаний. Но разрешение на такие испытания надо получить от Минздрава СССР, от главного онколога академика Блохина. На запросы Троицкой сверху приходят негативные ответы: "Метод не проверен, поэтому применять его нельзя!". Слухи о вакцине Троицкой доходят до родственников неизлечимых больных, списанных медициной домой на умирание. Родственники умоляют Троицкую рискнуть, сделать вакцину для безнадежных, ведь иного спасения нет! Александра Сергеевна рискует и, на ходу корректируя дозы и сроки вакцинации, спасает нескольких больных. Опрашивая их, она вновь корректирует метод вакцинотерапии и наконец находит оптимальный вариант: в день-по одной инъекции двух кубиков вакцины в течение месяца, затем месяц перерыва и снова месяц вакцинации - и так до стойкого улучшения здоровья. Удивительно было для нее то, что, по рассказам больных, через неделю вакцинации у них наблюдался взрыв бодрости, подъем сил. Анализ показывал, что существенно улучшалась кровь, рассасывались метастазы, уменьшались опухоли. Это было серьезным достижением! Ведь вся советская онкология, многочисленные институты, диспансеры и больницы занимались жуткой терапией: больного либо резали, потом зашивали и отправляли домой умирать, либо подводили к тому же результату с помощью химиотерапии или рентгенотерапии, которые подавляли естественные защитные силы организма, и иммуносистема больного не могла более противостоять другим заболеваниям. Вакцина же Троицкой представляла собой смесь убитых и ослабленных "глобоидов", с которыми легко расправлялись антитела в организме, специализируясь на них и накапливая силы для расправы с действующими в организме "глобоидами". В результате - если не окончательная, то решающая и разрешающая в дальнейшем жить победа иммуносистемы организма. Нужны были новые, более глубокие исследования, а главное - клинические испытания! Но их не разрешали! Узнав об эффективном лечении рака, угрожавшем всей его империи имитационной терапии, Блохин инкогнито приезжает в Калугу в 1964 году, просит Троицкую продемонстрировать метод и его результаты, убеждается в огромном успехе и делает Троицкой циничное предложение: "Хорошо, я дам вам разрешение на клинические испытания, но при условии: я - автор открытия, вы - соавтор". Троицкая молча указывает ему на дверь. Так началась история беспримерной травли гениального ученого. Троицкая отправляет в Госкомизобретений заявку на изобретение метода. Оттуда ответ: не можем выдать авторского свидетельства за отсутствием клинических испытаний. Поток же безнадежных больных с 3-й и 4-й стадиями заболевания возрастает, но помочь им Троицкая не может, В этой жуткой схватке ей посылается помощь, казалось бы, из самого неожиданного места - из ЦК КПСС, вернее, от одного из членов ЦК, Николая Антоновича Романова, недавнего заведующего 1-м отделом ЦК. Николаю Антоновичу летом 1966 года был поставлен диагноз: рак подчелюстной железы. Опухоль на вид была не более вишневой косточки, но метастазы пошли в шею, в позвоночник, несчастного скрутило в бараний рог. Раздавленный болезнью, он переходил из одной больницы в другую, от одного светила к другому, пытаясь ухватиться хоть за соломинку. "Троицкая, в Калуге, вылечит!" - услышал он от одного из больных. "Андрюша, - позвонил Романов секретарю Калужского обкома Кандренкову, - выручай! У тебя там Троицкая есть. Помоги ее найти!". Александра Сергеевна приняла больного. Через месяц Романов распрямился, остаток лета во время перерыва провел в трудах на даче и при первой же возможности навестил старого своего приятеля, могущественного Алексея Николаевича Косыгина. "Коля, а я ведь тебя давно похоронил! Мне тут такое рассказали!". - "Да вот, как видишь, жив. Но ты прав, давно должен был умереть. Никто мне не мог помочь - ни Блохин, ни Петровский, а вот Троицкая в Калуге спасла. Надо ей помочь, утвердить ее метод". - "Понятно. Кто против?" - "Блохин!" - "Серьезный противник. Надо начинать с Четвертого управления, с его диагноза. Привези мне свою историю болезни, с нее и начнем!" Романов, почувствовав такую высокую поддержку, ощутил былую мощь и власть, решил сразу же взять быка за рога и приехал к Блохину: "Дай дорогу Троицкой, а то тебе не поздоровится!". -"Да у вас, Николай Антоныч, диагноз-то вовсе не тот был. Троицкая тут ни при чем!". Взбешенный Романов приехал в Четвертое управление. "Где моя история болезни?". В ответ забегали глазки заведующего отделением: "А она уже давно уничтожена! Было распоряжение!". Было ясно, что Блохин дал команду, пока он, Романов, сдуру заехав к нему, спешил сюда. В Обнинском институте радиологии Блохин устроил так называемую проверку метода Троицкой. Как впоследствии рассказывал друг Троицкой журналист Игорь Шедвиговский, работники института после "проверки" сами рассказывали ему, кто и как заставлял их фальсифицировать результаты испытаний. Косыгин, несмотря на сопротивление Блохина, своей властью открыл в Калуге в 1970 году две лаборатории: одну - микробиологическую для лечения онкобольных, другую - ветеринарную при ВИЕВЕ (оказалось, что вакцина из крови людей лечила лейкоз скота). Началась новая эра для измученной травлей Троицкой. Казалось, она победила! Но Блохин под всякими предлогами не давал разрешения на клинические испытания, понимая, что именно они и будут настоящим приговором ему и его коллегам. Рос список больных, требовавших вакцины Троицкой. Письма на бланках высоких организаций доходили до Троицкой не иначе как через самого секретаря обкома. Местная власть почувствовала в своих руках настоящий политический капитал: такие люди просят! Троицкая решила подыскать себе помощницу, которая бы усвоила ее метод. А в нем были и тайны: надо было в мозаике культур после первого же посева на питательной смеси определить именно ту, которая и была "глобоидами". Так рядом с ней появилась только что окончившая биофак Калужского пединститута, а ранее - медучилище Ольга Никитична Бархатова, которая быстро усвоила все тонкости метода и смело взяла на себя большую часть работ в лаборатории. Блохин свирепел. Проверки и комиссии шли одна за одной, срывая изготовление вакцины и прием больных. В грубой форме блохинисты требовали всевозможных отчетов. После очередного оскорбления Троицкая упала без сознания, врачи констатировали инсульт. Полупарализованной, ей предстояло прожить еще четыре года. Вакцинацию более 500 больных продолжала вести Бархатова. 19 апреля 1979 года Александра Сергеевна Троицкая умерла. Прах ее был захоронен на старинном калужском Пятницком кладбище. Причиной ее смерти была не только травля, но и огромное перенапряжение в работе: желание как можно скорее и больше сделать, и причем - самой. Ольга Никитична Бархатова продолжала готовить вакцину, но чувствовала, что близится развязка: Блохин спит и видит, как бы подмять под себя лабораторию и уничтожить ненавистный ему метод лечения рака. Гроза грянула в марте 1980 года. В Калугу был введен "ограниченный контингент" Минздрава СССР во главе с Блохиным, Первый удар был нанесен по секретарю обкома Кандренкову, недавнему покровителю А. С. Троицкой. "Сдай лабораторию! Сдай Бархатову! В Политбюро есть мнение..." - прозвучали магические слова. Кандренков капитулировал. Блохин и его приспешники торжествовали. Лаборатория по приказу облздрава была закрыта. Бархатова уволена. У Ольги Никитичны силой отобрали ключ от лаборатории. Блохинисты, ворвавшись туда, учинили настоящий погром: уничтожались истории болезни, архив А. С. Троицкой, уничтожался так называемый музей культур, позволявший воспроизводить и исследовать вакцину. Потрясенная и разбитая болезнью Бархатова успела все же спасти часть архива Александры Сергеевны, часть историй болезни и переправить около 90 пробирок с культурами при тайной помощи завоблздрава Карпеева в Московский научно-исследовательский институт имени Тарасовича. Здесь Зоя Михайловна Андреева начала тайное исследование свойств сохраненных культур с целью идентификации "глобоидных телец" Троицкой и научного обоснования ее метода. Но встал вопрос: как спасти более 500 больных, для которых прекращение вакцинации означало верную смерть? Ольге Никитичне с помощью друзей удалось объединить усилия многих больных и их родственников. В ЦК КПСС хлынул поток писем от граждан и организаций с требованием возобновить работу лаборатории. В апрельском номере журнала "Огонек" появляется яркая статья Сергея Власова с рассказом о Троицкой и требованием продолжить исследования, начатые ею... 16 апреля 1980 года вопрос о Троицкой рассматривается на совещании в ЦК КПСС в присутствии секретарей ЦК. Решение его гласило: "Лабораторию сохранить, лечение больных разрешить". Но при издании приказа по Минздраву была добавлена фраза: "Только для больных, лечившихся до 1980 года". Эта прибавка, искажающая решение ЦК, по-видимому, была рассчитана на то, что поступления больных не будет, старый состав быстро вымрет и все само собой заглохнет. "Из всего состава лечившихся больных, - писал в 1980 году в обращении к высшим партийным лицам один из медиков, специалистов в данной области, были отобраны для дальнейшего лечения около ста наиболее тяжелых больных, лечение же остальных было прекращено. Накопленные Троицкой культуры микроорганизмов, выделенных ею у больных, микроскопические препараты и ее записи были выброшены на помойку. На оставшихся больных профессором М., назначенным по приказу Минздрава, были лично составлены истории болезни. Приезжающих родственников больных оставшийся вместо этого профессора врач-онколог С. встречал словами: "Ваш больной умрет, зачем вы этой чепухой занимаетесь?". Не лучше вели себя и другие онкологи. Лабораторию переселили в неприспособленное помещение под туалетом другого этажа, сократили количество лаборантов. О. Н. Бархатову, кроме изготовления вакцины, дополнительно загрузили исследованиями выделений больных онкодиспансера, в том числе кала. Как сочетается "содружественное" изготовление стерильных вакцин для внутримышечного введения людям с исследованием кала, известно только онкологической службе Минздрава. Несмотря на эти трудности и отсутствие врачей, О. Н. Бархатова сумела так организовать работу, что по-прежнему у лечащихся больных никаких нежелательных реакций или поствакцинальных осложнений не наблюдалось. По нашему мнению, испытание вакцины Троицкой на протяжении трех десятилетий ни у одной сотни больных (точные сведения о количестве больных из-за уничтожения документации Троицкой утрачены) показало ее лечебную патогеничность и безвредность. Можно полагать, что вакцина эта прошла проверку временем, так же как и сама лаборатория. Имеются больные, лечащиеся более 10 лет, а также прекратившие уже лечение и живущие 18-20 и более лет... Мы были свидетелями, как светлая искра исследовательской мысли гасилась запретами свыше... При этом всегда сохраняется видимость законности и объективности. Поражают огромная энергия, изобретательность, обилие неположенных в научной полемике методов, применяемых в некоторых случаях высокими оппонентами. А. С. Троицкая умерла в 1979 году, а ее личный и научный архивы погибли весьма странно. Они были выброшены на помойку, "в бумагах завелась моль".. В медицинской и сельскохозяйственной научной литературе опубликованы 45 работ А. С. Троицкой с сотрудниками. Позволительно думать, что большинство этих работ не попало на стол к руководящим онкологам, так же как и работы В. А. Крестовниковой... Нам представляется, что необходимы немедленные и решительные меры для предотвращения планомерного полного уничтожения лаборатории и прекращения шефства онкологической службы Минздрава над указанной лабораторией, которое принимает уже скандальный характер... Преимуществом данного метода лечения злокачественных заболеваний по методу А. С. Троицкой является:

1. Оборудование лаборатории как обычной бактериологической без дорогостоящей аппаратуры, высокооплачиваемых градаций высоконаучного персонала и преимущественно амбулаторный характер лечения даже у больных с постельным режимом. 2. Минимальные требования к помещениям, используемым для лабораторий, поэтому возможность развертывания их при любой поликлинике страны. 3. Минимальное расходование денежных средств по сравнению с расходуемыми на традиционные методы лечения. 4. Возможность выявления ранних периодов заболевания злокачественными процессами еще до развития клинических проявлений по толстой капле крови в условиях поликлиники, среди широких масс населения с проведением профилактической вакцинотерапии. При этом финансовые затраты сравнимы с затратами на производство обычного исследования крови у малярийного больного на плазмодий".

Но это и все другие обращения сколь-нибудь авторитетных людей ни к чему не приводили. После того как Блохин потребовал оставить на вакцинации только 100 человек с самыми тяжелыми формами заболевания, а остальных "долечить" по его методике, началась массовая гибель больных. Но и 100 "счастливчиков", оказавшихся в списке, были бы обречены на гибель, если бы не самоотверженность Бархатовой: желая спасти их, она приняла самые унизительные условия работы в лаборатории врачом-лаборантом под неусыпным контролем блохинистки. Бархатова понимала, что она одна носитель секрета изготовления вакцины, лишь ей Троицкая передала тайну обнаружения в мозаике культур в чашке Петри после первого посева крови больного той одной, единственной культуры "глобоидов", которая и годится для дальнейшего производства спасительной вакцины: все остальные давали бы лишь вредную ее имитацию. Ведь многим кажется, что методика Троицкой слишком проста, и ее легко можно тиражировать. Но срабатывает непонятный эффект, который можно назвать эффектом чистых рук и.чистых помыслов: Кто-то хранит идею Александры Сергеевны Троицкой от посягательств поживиться за ее счет и присвоить себе ее авторство. ...Шли годы. Большинство больных из 100 вакцинируемых продолжали благополучно жить, а упомянутый ранее Н. А. Романов, оказавший в свое время мощную поддержку своей спасительнице, с помощью вакцины Троицкой прожил еще почти тридцать лет! Медленно уходил из жизни Блохин. С приходом новых "рыночно-продажных" времен к методу Троицкой потянулись преступные руки, метод обещал огромную наживу! Бархатову силой заставляли отдать тайну метода в иные руки. Она вынуждена была искать убежище. Кров ей предоставила талантливейшая исследовательница мировой народной медицины директор Центра традиционной медицины Наталья Алексеевна Лукьянова. Но в начале 1994 года случилась беда: приглашенная в Гонконг для вручения ей международной премии и степени доктора, Наталья Алексеевна села в роковой самолет, разбившийся под Иркутском. С гибелью Лукъяновой оказалась невозможной организация лаборатории по производству вакцин, их клиническое испытание и патентование. Между тем в ГИСКе имени Тарасовича провели полный цикл исследований "глобоидов" Троицкой, которые получили официальное название и идентифицированы в мировых справочниках как "коринобактерии Крестовниковой-Троицкой". Но кто сегодня поможет Ольге Никитичне Бархатовой поставить, наконец, метод Александры Сергеевны на должную высоту и заставить его служить нашей Родине и всему человечеству, как о том мечтала сама Троицкая? Возможно ли ныне чудо, или многострадальный спасительный метод ждут новые печальные приключения?

Алекса́ндра Серге́евна Тро́ицкая (1896, Тульская губерния - 1979) - советский микробиолог-лепролог, кандидат медицинских наук. Автор вакцины против рака.

Биография

Родилась в Тульской губернии (ныне - в Тульской области), выросла в Калуге .

В 1917 году окончила Калужское епархиальное училище (училась в том числе у К. Э. Циолковского); в 1920-е годы работала учительницей .

С 1951 года (после выхода на пенсию) работала микробиологом в лаборатории Калужского онкологического диспансера .

Научная деятельность

В 1946 году в Казанском университете защитила кандидатскую диссертацию по биотерапии болевого синдрома при лечении лепры .

Предложила метод использования микроорганизмов для создания терапевтической противоопухолевой вакцины из бактериальных гемокультур .

Предложила особую питательную среду для выращивания микроорганизмов (среда Троицкой).

Обнаружила новые штаммы коринебактерий - «коринебактерии Крестовниковой - Троицкой» .

Напишите отзыв о статье "Троицкая, Александра Сергеевна"

Примечания

Литература

  • // Чудеса и приключения. - 1997. - № 5.
  • // Изобретатель и рационализатор. - 2015. - № 9.

Ссылки

  • // Писательницы России: (Материалы для биобиблиографического словаря) / Сост.: Ю. А. Горбунов.
  • . Лаборатория инновационных биомедицинских технологий. Проверено 8 июля 2016.
К:Википедия:Изолированные статьи (тип: не указан)

Отрывок, характеризующий Троицкая, Александра Сергеевна

– Ведь сказал, что не отдам, – отвечал Денисов.
– Вы будете отвечать, ротмистр, это буйство, – у своих транспорты отбивать! Наши два дня не ели.
– А мои две недели не ели, – отвечал Денисов.
– Это разбой, ответите, милостивый государь! – возвышая голос, повторил пехотный офицер.
– Да вы что ко мне пристали? А? – крикнул Денисов, вдруг разгорячась, – отвечать буду я, а не вы, а вы тут не жужжите, пока целы. Марш! – крикнул он на офицеров.
– Хорошо же! – не робея и не отъезжая, кричал маленький офицер, – разбойничать, так я вам…
– К чог"ту марш скорым шагом, пока цел. – И Денисов повернул лошадь к офицеру.
– Хорошо, хорошо, – проговорил офицер с угрозой, и, повернув лошадь, поехал прочь рысью, трясясь на седле.
– Собака на забог"е, живая собака на забог"е, – сказал Денисов ему вслед – высшую насмешку кавалериста над верховым пехотным, и, подъехав к Ростову, расхохотался.
– Отбил у пехоты, отбил силой транспорт! – сказал он. – Что ж, не с голоду же издыхать людям?
Повозки, которые подъехали к гусарам были назначены в пехотный полк, но, известившись через Лаврушку, что этот транспорт идет один, Денисов с гусарами силой отбил его. Солдатам раздали сухарей в волю, поделились даже с другими эскадронами.
На другой день, полковой командир позвал к себе Денисова и сказал ему, закрыв раскрытыми пальцами глаза: «Я на это смотрю вот так, я ничего не знаю и дела не начну; но советую съездить в штаб и там, в провиантском ведомстве уладить это дело, и, если возможно, расписаться, что получили столько то провианту; в противном случае, требованье записано на пехотный полк: дело поднимется и может кончиться дурно».
Денисов прямо от полкового командира поехал в штаб, с искренним желанием исполнить его совет. Вечером он возвратился в свою землянку в таком положении, в котором Ростов еще никогда не видал своего друга. Денисов не мог говорить и задыхался. Когда Ростов спрашивал его, что с ним, он только хриплым и слабым голосом произносил непонятные ругательства и угрозы…
Испуганный положением Денисова, Ростов предлагал ему раздеться, выпить воды и послал за лекарем.
– Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.
Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было.
– Приезжаю, – рассказывал Денисов. – «Ну, где у вас тут начальник?» Показали. Подождать не угодно ли. «У меня служба, я зa 30 верст приехал, мне ждать некогда, доложи». Хорошо, выходит этот обер вор: тоже вздумал учить меня: Это разбой! – «Разбой, говорю, не тот делает, кто берет провиант, чтоб кормить своих солдат, а тот кто берет его, чтоб класть в карман!» Так не угодно ли молчать. «Хорошо». Распишитесь, говорит, у комиссионера, а дело ваше передастся по команде. Прихожу к комиссионеру. Вхожу – за столом… Кто же?! Нет, ты подумай!…Кто же нас голодом морит, – закричал Денисов, ударяя кулаком больной руки по столу, так крепко, что стол чуть не упал и стаканы поскакали на нем, – Телянин!! «Как, ты нас с голоду моришь?!» Раз, раз по морде, ловко так пришлось… «А… распротакой сякой и… начал катать. Зато натешился, могу сказать, – кричал Денисов, радостно и злобно из под черных усов оскаливая свои белые зубы. – Я бы убил его, кабы не отняли.

Похожие статьи