Муниципальные облигации примеры из российской практики. Виды муниципальных облигаций

Обновлено 22.08.2019. Большинство опытных инвесторов рекомендуют начинать с ОФЗ. Насколько это оправданно? Есть ли ОФЗ разумные альтернативы?

Вначале договоримся о терминах:
ОФЗ - облигации, выпускаемые Министерством финансов РФ. Не путаем с КОБР, выпускаемыми ЦБ - их частным инвесторам не продают.
Муниципальные (субфедеральные) облигации - облигации, выпускаемые правительством субъектов РФ и муниципальных образований.
Квазигосударственные облигации (квази) - облигации, выпускаемые предприятиями и организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит государству.
Корпоративные облигации - все облигации, за исключением ОФЗ и муниципальных. Квази - тоже относятся к корпоративным..

ОФЗ - очень хорошие бумаги. Не только для новичков. Они обладают высочайшей надежностью, среди прочих, весьма ликвидны и обеспечивают приемлемый уровень доходности. При этом, среди ОФЗ есть достаточное разнообразие и по дюрации, и по условиям формирования купонного дохода (ПД, ПК, ИН), есть даже амортизационные. То есть они идеальны в качестве "учебного материала", а так же для того, кто не хочет рисковать, или кто не хочет влезать в дебри биржевых торгов.

В самом деле - открыл человек ИИС, выбрал ОФЗ под срок погашения, и спит спокойно, раз в полгода реинвестируя купонный доход в тот же выпуск. Или "проедая" его, если выбрал брокера с выводом купона на банковский счет.

Но вот новичок немного освоился. Если есть желание, можно подумать о покупке более длинных (прибыльных) ОФЗ. Например, для ИИС можно покупать не один и тот же выпуск все три года. Ведь когда до погашения остается год-два, доходность, обычно, сильно снижается. Но можно каждый год покупать трехлетки. После погашения бумаг, купленных в первый год, ИИС можно закрыть. Деньги переложить на новый ИИС (400 тыр), а оставшиеся бумаги перевести на брокерский счет. По мере погашения очередного выпуска, деньги можно перекладывать с брокерского счета на ИИС.

А можно подумать и о совсем длинных ОФЗ, типа 26224 или 26218. Но тут уже нужно иметь в виду возможность просадок цены, а стало быть, потерь, если вдруг придется срочно продавать бумаги, разбираться в том, как влияет дюрация облигации на размер "просадки"...

Переход к муниципальным облигациям означает новый этап в совершенствовании профессионализма биржевого инвестора. Главное их отличие (кроме практически обязательной амортизации) - относительно небольшая ликвидность. Купить сразу на миллион, и даже на 400 тыр, выходит далеко не всегда. Аналогично продать сразу много по нормальной цене не выйдет. Тут уже нужна несколько иная тактика отслеживания ситуации на рынке, мониторинг "проливов" (когда кому-то нужно срочно продать свои облигации и он их продает дешевле рынка), умение покупать регулярно, но понемногу, где-то подождать, от чего-то отказаться, где-то действовать решительно, а на чем-то, возможно, и спекульнуть. За всю историю существования муниципальных облигаций было только три случая технического дефолта (причем все три - в 2009-2010 годах с одной и той же облигацией Клинского района Московской области). При этом выплату задержали не более чем на 10 дней. И всё же брать бумаги совсем уже из конца списка (см. прилагаемый файл) я бы не рекомендовал. Доходность у муниципальных бумаг выше, чем у ОФЗ, но только при условии профессиональной с ними работы. Если вы хотите просто "прийти и купить", то, скорее всего, доходность окажется не намного выше, а то и ниже ОФЗ. Кстати, для отслеживания рынка муниципальных бумаг агрегаторы, вроде русбондса годятся не очень. Они плохо работают при одиночных сделках. Могут показывать результаты какой-то одной сделки, при том, что повторить её условия не получится. Смотришь - о как выгодно, заходишь в QUIK, а там ничего подобного и нет. Тут малость удобнее финам, позволяющий смотреть не только результаты, но и "Bid" и "Ask" (спрос и предложение). Но и он показывает с запаздыванием, и для практической торговли бесплатная версия малопригодна.

Принципиальное отличие "квазигосударственных" бумаг - это то что они относятся к разряду "копроративных". То есть на них уже распространяются другие правила налогообложения и у них широко распространены . И, порой не только Put-оферты, но и Call-оферты, когда досрочное погашение возможно по инициативе эмитента. Впрочем, есть совсем неприятный способ принудительной Put-оферты, когда купон на следующий период назначается 0,01%. И не дай тебе Бог прозевать это - останешься без купонного дохода, а продать такую облигацию после прохождения оферты можно только с очень большим дисконтом. При наличии оферт долговременное планирование сильно затруднено. И, представляете, насколько может быть обидно купить квази существенно выше номинала, а потом попасть на досрочное погашение по номиналу...

При этом, как и с муниципальными облигациями, бумаги квази, как правило, малоликвидны. А потому, чтобы получить у них доходность выше, чем у ОФЗ, нужно работать: мониторить, отслеживать проливы и т.д. И, опять-таки, получить очень хорошую доходность, существенно превышающую доходность ОФЗ, на качественных квази почти невозможно.

Будьте осторожны, иногда под "квази" маскируются компании, никакого к ним отношения не имеющие. Например, потерпевшая дефолт ОАО "РЖД - Развитие вокзалов" не имеет никакого отношения к ОАО "РЖД", а ЦППК (Акционерное общество «Центральная пригородная пассажирская компания»), на данный момент вполне себе процветающая, дай ей Бог процветать и дальше, изначально принадлежащая ОАО "РЖД" и правительству ряда областей, в настоящий момент - 100% частная компания.

Если же говорить о работе с частными компаниями, то это удел профессионалов. Дилетантам здесь можно запросто потерять свои деньги. Причем речь идет не только о сомнительных компаний, типа "Мясничий", "Ливенгук", "Дядя Дёнер", "Сибирский гостинец" и иже с ними. Зачастую, компании выглядящие очень внушительно вдруг оказываются банкротами. Вспомним, хотя бы крупнейшую в России МФО "Домашние деньги", Международную финансовую компанию "О1 Груп", или одну из ведущих авиакомпаний "ЮТэйр". При том, что профессионалы успешно делают деньги на самых мусорных, даже дефолтных компаниях, соваться туда новичкам, крайне не советую.

Да и вообще, в нынешней обстановке надвигающегося кризиса, международной политической напряженности, продолжающейся чистки банковской сферы, покупка ценных бумаг, не имеющих серьёзных государственных гарантий - дело рискованное.

Разговор о видах муниципальных облигаций я решил выделить отдельным блоком, самостоятельным, так сказать, постом.

Настоящая публикация логически вытекает из начатого статей, посвященных теме (понятие, история, зарубежный опыт).

Мы рассмотрим поднятую тему с различных точек зрения, включая зарубежную и отечественную практику , причем затронем как основные классифицирующие признаки, так и вспомогательные…

На российском фондовом рынке наблюдается противоположная картина.

В зависимости от СПОСОБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ муниципальных облигаций различают:

муниципальные облигации индустриального развития (от англ. industrial development bonds ), которых предполагается из сумм платежей от использования , создание или которых за счет соответствующего облигационного займа;

доходные муниципальные облигации (от англ. revenue bonds), обеспечиваемые, главным образом, от реализации финансируемого проекта;

муниципальные облигации общего (от англ. general obligation bonds), в основе обеспечения которых лежат (включая ) муниципалитета-эмитента.

Наконец, исходя из ЦЕЛЕЙ ВЫПУСКА муниципальных облигаций их делят на:

целевые муниципальные облигации и

муниципальные облигации общего покрытия .

В подавляющем большинстве случаев такие бумаги относятся к числу доходных муниципальных облигаций, о которых мы вели речь чуть выше.

Выпуск муниципальных облигаций общего покрытия привязки к финансированию конкретных объектов не имеет, а нацелен на вопросов, связанных с финансированием текущих потребностей местного , включая погашение его дефицита.

Такие бумаги имеют меньшее распространение по сравнению с целевыми муниципальными облигациями.

Муниципальные жилищные займы

Важнейшей разновидностью целевых муниципальных облигаций считаются муниципальные жилищные займы .

Основное назначение данного вида ценных бумаг – средства частных (главным образом, физических лиц) под финансирование строительства .

Сегодня мы поговорим про виды муниципальных облигаций, так как эта информация будет полезна всем инвесторам, которые планируют вкладывать имеющиеся накопления в ценные бумаги.

Все доступные инвесторам виды муниципальных облигаций в зависимости от периода их обращения можно разделить на следующие разновидности:

  1. Краткосрочные.
  2. Долгосрочные.

Следует отметить тот факт, что на рынках зарубежных государствах количество выпускаемых долгосрочных муниципальных облигаций существенно превышает число краткосрочных. На отечественном рынке ситуация является полностью противоположной.

Из-за упомянутой выше особенности зарубежные облигации являются более удобным средством для защиты имеющихся накоплений от пагубного воздействия инфляции. Далее мы постараемся рассмотреть действующую классификацию муниципальных облигаций.

Виды муниципальных облигаций. Классификация

Все описываемые ценные бумаги в зависимости от метода, который применяется для их обеспечения, можно разделить на следующие виды:

  1. Ценные бумаги индустриального развития, для погашения которых планируется применение денежных средств, вырученных от инвестиционных проектов, воплощение в жизнь которых осуществлялось за счет привлечения капиталов инвесторов.
  2. Доходные облигации. Для погашения подобных ценных бумаг применяют денежные средства от реализации проектов, для воплощения которых привлекались средства инвесторов.
  3. Ценные бумаги общего обязательства. Для обеспечения этих ценных бумаг применяются гарантии, в том числе и налоговые, которые обеспечивают местные органы власти. Этот вид ценных бумаг является самым распространенным, так как с его помощью местные органы власти пытаются погасить дефицит бюджета.

В зависимости от целей, которые преследуют местные органы власти, выпущенные ценные бумаги можно разделить на следующие виды:

  1. Целевые.
  2. Общего покрытия.

Целевые облигации обычно выпускаются с целью привлечения капитала, необходимого для реализации конкретного проекта. Облигации общего покрытия обычно выпускаются для того, чтобы покрыть текущие потребности местного бюджета.

Жилищные займы

Жилищные займы являются одной из разновидностей муниципальных облигаций. Описываемые были созданы для того, чтобы привлечь необходимый объем капитала для возведения жилого недвижимого имущества.

Жилищные займы позволяют существенно снизить издержки, связанные с возведением жилой недвижимости, что положительно сказывается на ее стоимости для конечных покупателей.

Описываемый метод финансирования возведения жилых строений дает возможность улучшить функционирование механизмов, призванных аккумулировать средства в строительной сфере. Выпуск описываемых облигаций дает возможность улучшить жилищные условия местного населения.

Облигации жилищного займа, как и другие виды описываемых ценных бумаг, обладают высоким уровнем надежности. Так как привлеченные денежные средства применяются для возведения объектов недвижимого имущества, описываемые облигации обладают более высоким уровнем доходности.

Дополнительная классификация муниципальных облигаций

Отдельного упоминания заслуживают муниципальные облигации, которые обладают плавающей купонной ставкой. Подобные ценные бумаги довольно редко встречаются на отечественном рынке, но в зарубежных государствах они являются довольно распространенными.

Важной особенностью подобных ценных бумаг является то, что изменение размера купонной ставки обычно осуществляется каждую неделю. Еженедельное изменение размера процентных ставок подобных ценных бумаг осуществляется таким образом, чтобы они соответствовали текущему значению рыночных ставок.

Также следует отметить тот факт, что погашение описываемых ценных бумаг может быть осуществлено досрочно. Благодаря этой особенности, инвесторы могут применять описываемые ценные бумаги в различных типах инвестиционных стратегий.

Благодаря периодическому пересмотру размера процентных ставок описываемых ценных бумаг, их доходность остается на высоком уровне в независимости от изменений рыночной ситуации.

Заключение

Наличие различных видов муниципальных ценных бумаг позволяет инвесторам проявлять определенную гибкость при формировании собственного портфеля капиталовложений. Обычно облигации применяются для обеспечения более высокого уровня безопасности созданного портфеля капиталовложений.

При этом следует отметить тот факт, что такие ценные бумаги, как облигации с плавающей купонной ставкой, могут рассматриваться не только как средства обеспечения безопасности имеющихся накоплений, но и как инструмент для получения высокого дохода. Рекомендуется применять различные виды муниципальных облигаций при формировании собственного портфеля капиталовложений.

Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней проценте от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Баринов В. Особенности рынка региональных займов. М. 2003 стр. 47

Муниципальные облигации - облигации, выпускаемые местными органами власти.

В качестве эмитентов муниципальных облигаций могут выступать в РФ органы власти национально-государственных и административно-территориальных образований:

область - республика

район - округ

При этом возможен выпуск облигационного займа не только от имени, например, правительства республики, но и от лица ее министерств и ведомств.

Классификация облигаций.

По критерию способа покрытия долговых обязательств различают:

Облигации, как общее обязательство о погашении задолженности.

Обычно выпускаются для покрытия общего, переходящего из года в год дефицита местного бюджета; без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты.

Выполнение обязательств покрывается общей способностью органа власти взимать налоги. Вместе с тем обычно в условиях выпуска уточняется определение общей налоговой способности (какими видами налоговых платежей она создается, какие ограничения существуют со стороны центрального правительства, какими, кроме налогов, платежами в доход местного бюджета обеспечивается погашение долговых обязательств, какие источники будут обращены на это погашение в первую очередь и т.д.).

Облигации, под общее обязательство (о погашении задолженности), с ограниченным покрытием по налоговой способности.

Выполнение обязательств покрывается конкретным налоговым источником - взиманием налоговых платежей конкретного вида, сборов, пеней и т.д.

Облигации под целевые поступления (от конкретных объектов, находящихся в муниципальной собственности). К этой же категории можно отнести целевые облигационные займы на строительство конкретных объектов или реализацию иных проектов, доходы от которых будут идти на погашение займа.

Например, строительство аэропортов (платежи авиакомпаний за использование сооружений), морских портов (арендная плата за пользование терминалами), больниц (плата, вносимая пациентами, средства медицинского страхования, строительство муниципальных домов (плата за проживание, покупка домов), проектов в области электроэнергетики, газоснабжения, строительства дорог, спортивных сооружений, переработки отходов, снабжения водой и т.д.

Облигации могут выпускаться:

а). на строительство, модернизацию, ремонт объектов, доходы от которых будут направлены на их погашение;

б). на другие цели, но под доходы от объектов, находящихся в муниципальной собственности (средства, поступающие от облигационного займа, на цели, связанные с данными объектами не используются).

Обычно в условиях выпуска тщательно оговаривается, какая часть доходов может быть направлена на погашение обязательств перед держателями облигаций, а какая - на покрытие текущих издержек от эксплуатации объекта, приносящего доходы, его ремонт, модернизацию и т.д. В другом варианте может предусматриваться, что обязательства по облигациям гасятся в любом случае их валовых доходов, а покрытие прочих издержек происходит из оставшейся части денежных поступлений. Правовых препятствий для применения подобной схемы в российской практике, нет.

В условиях выпуска облигационного займа устанавливаются обязанности эмитента по поддержанию в должном состоянии объектов, доходы от эксплуатации которых идут на погашение долга, обязательства по страхованию объекта и т.д.

Краткосрочные облигации под ожидаемые налоговые или иные поступления, на покрытие краткосрочных кассовых дефицитов бюджета.

Многие бюджеты страдают от кассовых разрывов в течение года: расходы осуществляются неравномерно при сезонности поступления налоговых и иных доходов (например, с сельскохозяйственных районах). С целью покрытия кассовых разрывов местные власти выпускают краткосрочные (3-12 месяцев) облигации при следующих вариантах погашения:

за счет будущих налогов;

за счет зачета налогоплательщика сумм, вложенных в облигации, при определении размеров налоговых платежей;

под ожидаемые в будущем дотации от вышестоящий бюджетов;

под поступления доходов от объектов, находящихся в муниципальной собственности;

под сочетание на долевых началах указанных источников платежей.

Другие условия выпуска муниципальных облигаций.

Так же, как и облигации предприятий, муниципальные облигации могут выпускаться:

· именными и на предъявителя на любые сроки;

· без ограничений и ли с ограничениями по возможности обращения;

· под залог имущества или без совершения залога;

· купонные и бескупонные;

· серийные (погашение сериями внутри срока з0айма) и срочные (с единым срокам погашения; с фондом погашения или без него;

· с фиксированным и колеблющимся процентом; беспроцентные

· отзывные и без права отзыва эмитентом;

· с правом обратной продажи и без таковой;

· в качестве зеро-купонов;

· с застрахованными обязательствами перед инвесторами и без таковых;

· с субординацией «по старшинству» и «меньшинству» различных выпусков муниципальных облигаций.

Регионы все чаще выпускают облигации для населения с купоном, превосходящим ставки по банковским депозитам. Стоит ли инвестору покупать эти бумаги?

Фото: Роман Галкин/РИА Новости

​​Пока Минфин готовит к выпуску специальные облигации для населения — короткие ОФЗ со сроком обращения до трех лет, региональные власти уже вовсю занимают средства у россиян, размещая субфедеральные и муниципальные (региональные) бонды. В 2016 году прошло как минимум три более или менее успешных размещения таких бумаг, и региональные власти намерены практиковать такие займы и в будущем.

Так, на днях правительство Самарской области объявило о полном размещении бездокументарных облигаций «народного займа» на 510 млн руб. Эти бумаги продавались путем открытой подписки с 6 сентября 2016 года. Весь выпуск состоял из 8,5 тыс. бондов номинальной стоимостью 60 тыс. руб. и с купоном 13% годовых. Срок обращения бумаг составляет три года — это значит, что владельцы «народных бондов» должны получить в общей сложности 39%. Физические лица, впрочем, в результате размещения приобрели лишь 17,7% бумаг Самарской области. Отдельные институциональные инвесторы оказались активнее. Большая часть облигаций (около 59%) досталась Тольяттихимбанку. Остальное приобрел уже в январе 2017 года самарский же Газбанк. Тем не менее итоговый спрос, в том числе от институциональных инвесторов, превысил предложение.


Не менее успешным оказалось размещение облигаций Калининградской области на 1 млрд руб. в декабре 2016 года. По его итогам правительство региона заявило, что эти бумаги были полностью раскуплены на Московской бирже в течение трех часов. Стоимость облигаций составляла 1 тыс. руб. за штуку, а купон был установлен на уровне 10,5% годовых. Объем размещения составил 1 млрд руб., спрос — в полтора раза больше. Погасить бонды область собирается в 2021 году. В этом году правительство региона планирует занять у населения еще раз.

Аналогичным способом привлекает средства и Томская область, которая считается пионером в этой сфере, — в этом регионе с 2002 года реализуется проект «Внутренние облигации Томской области для населения». В 2016 году региональные власти выпустили облигации для населения на 300 млн руб. со ставкой 11% годовых и погашением в 2019 году. Номинальная стоимость одной облигации составила 1 тыс. руб., купонный доход держателям будет выплачиваться ежеквартально.

Аналитики агентства S&P прогнозируют, что к концу 2017 года объем рынка облигаций региональных и муниципальных органов власти вырастет до 800 млрд руб. — это почти в два раза больше, чем в 2016 году. Тогда объем рынка регионального долга составлял 460 млрд руб. По оценкам S&P, в дальнейшем регионы и муниципалитеты будут ежегодно выпускать облигации объемом около 300 млрд руб.

Впрочем, оценка плюсов и минусов таких бумаг неоднозначна.

Зачем покупать

У региональных облигаций есть два главных достоинства: доходность и относительная надежность. Главный инвестиционный консультант ФГ «БКС» Сергей Скоробогатов признает, что такие бумаги пользуются спросом среди частных инвесторов, особенно на фоне дефицита доходных и надежных бумаг. «Доходность муниципальных облигаций — чуть выше депозитов, кроме того, это очень надежные бумаги. В случае возникновения каких-либо проблем область сможет расплатиться с держателями облигаций за счет транша от государства», — поясняет он.

Государство вряд ли позволит произойти дефолту в какой-либо области или городе — на погашение облигаций в любом случае будет выдан транш или кредит, считает Скоробогатов. Если область не выплатит облигационный заем, иностранные инвесторы перестанут доверять и государственным бумагам, отмечает он. «Как следствие, инвесторы начнут распродавать ОФЗ и тогда доходность гособлигаций придется повышать. Государство в этом не заинтересовано», — уверен Скоробогатов.

Какие риски

Однако муниципальные облигации все-таки чуть более рискованны, чем ОФЗ: например, эмитент может погасить облигации позже срока, считает финансовый аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин. Минусом таких бумаг аналитик также называет неликвидность многих выпусков. Он предостерегает неквалифицированных инвесторов от бездумных вложений в долговые бумаги российских городов и регионов. Чтобы инвестировать в такие инструменты, нужно понимать их специфику, определенные знания нужны даже для того, чтобы просто разобраться в кредитных рейтингах, подчеркивает он.

Скоробогатов из БКС указывает на еще одну важную особенность таких бумаг — амортизацию. В большинстве случаев, по его словам, регионы не погашают облигации в один день — обычно эмитент ежегодно возвращает инвестору часть номинала, снижая таким образом нагрузку на свой бюджет. Поэтому номинальная стоимость бумаги, а следовательно, и размер купонных выплат каждый год уменьшается. Из-за этого держателю муниципальных облигаций нужно реинвестировать освобождающиеся средства, но у инвестора с небольшим чеком это не должно вызвать затруднений, отмечает Скоробогатов.

Как выбирать

Какие бумаги приобрести, во многом зависит от аппетита инвестора к риску. ​При выборе муниципальных облигаций Сергей Скоробогатов советует покупать самые доходные бумаги. А руководитель отдела управления активами Национальной управляющей компании Андрей Вальехо-Роман добавляет, что инвесторам все же нужно обращать внимание на кредитный рейтинг облигаций. «В целом власть перекладывает многие социальные обязательства на региональные бюджеты, и поэтому они не очень устойчивы. Но субфедеральные облигации все же надежнее муниципальных, поскольку бюджеты округов больше, чем бюджеты городов», — говорит он. Рейтинг субфедеральных облигаций должен быть на уровне рейтинга страны или на одну ступень ниже, отмечает Вальехо-Роман. Интересными для частного инвестора он называет облигации Ямало-Ненецкого или Ханты-Мансийского округов, а также Москвы и Московской области. Покупать муниципальные бумаги управляющий советует крайне осторожно.



Похожие статьи