Нужны ли гтд в счетах фактурах. Номер гтд в счет фактуре

ГТД в счетах-фактурах:1) В счетах-фактурах на поступление товара были указаны номера ГТД. Обязательно ли ставить этот номер ГТД в счетах-фактурах при последующей отгрузке этих товаров?2) Какая ответственность предусмотрена за не проставление номеров ГТД в счетах-фактурах?3) Какая ответственность предусмотрена за неправильное проставление номеров ГТД в счетах-фактурах?4) Может ли организация, относящаяся к малому бизнесу и занимающаяся перепродажей товаров, не вести учет ГТД по поступающему товару?

На Ваши вопросы отвечаем:

  1. Да, при реализации импортных товаров обязательно проставлять номер ГТД в выставляемых счета-фактурах (п. 5 ст. 169 НК РФ).
  2. Ответственность за неуказание ГТД в счетах-фактурах Налоговым кодексом РФ не установлена.
  3. Ответственность за неправильное указание ГТД в счетах-фактурах Налоговым кодексом РФ не установлена.
  4. Малые предприятия не освобождены от обязанности указывать ГТД в счетах-фактурах при реализации импортных товаров.

Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как оформить счет-фактуру для покупателя

Ситуация: должна ли организация при отгрузке импортных товаров указывать в счете-фактуре страну происхождения и номер таможенной декларации. Организация не является импортером (декларантом). Страна происхождения товаров и номер таможенной декларации указаны в счете-фактуре, который организации выставил поставщик

Да, должна.

При реализации импортных товаров продавец обязан указывать в своих счетах-фактурах номер грузовой таможенной декларации и страну происхождения товара. При этом он несет ответственность только за соответствие этих реквизитов тем, что указаны в счете-фактуре от его собственных поставщиков при покупке товаров. Об этом говорится в пункте 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ.*

Если страна происхождения товаров и номер таможенной декларации в полученном счете-фактуре не указаны, организация, которая перепродает импортные товары, не обязана приводить эти данные в своем счете-фактуре. Не надо указывать эти реквизиты и в том случае, если поставщик вообще не выставлял счет-фактуру. Например, если организация продает импортные товары, приобретенные у поставщика, который не является плательщиком НДС. В этом случае в графах 10 и 11 счета-фактуры на отгрузку проставьте прочерки. Об этом сказано в

"Финансовая газета", 2010, N 14
НАЛОГОВЫЕ РИСКИ ПРИ ОТСУТСТВИИ В СЧЕТЕ-ФАКТУРЕ
НОМЕРА ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
Вопросы, рассматриваемые в настоящей статье, несмотря на кажущуюся несложность, способны доставить налогоплательщику определенные проблемы в отношениях со специалистами налоговых органов. Речь идет о практическом применении последнего абзаца п. 5 ст. 169 НК РФ, а именно о возможной ответственности налогоплательщика в случае принятия налоговых вычетов по НДС при приобретении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация, если в счетах-фактурах поставщиком не указаны номера таможенных деклараций.
Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм налога к вычету.
На основании п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Подпункты 13 и 14 п. 5 ст. 169 НК РФ, равно как и Приложение N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 (ред. от 26.05.2009), предусматривают обязательное указание в счетах-фактурах страны происхождения товара и номера таможенной декларации при условии, что страной происхождения товара не является Российская Федерация. Поэтому формально, по мнению налоговых органов, принятие к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным поставщиками импортных товаров без указания номера ГТД, является неправомерным.
В частности, такая позиция прямо высказана в Письмах ФНС России от 18.07.2006 N 03-1-03/1334@ и Управления ФНС России по г. Москве от 04.07.2007 N 19-11/063168, где указано, в частности, что даже ошибка в указании номера ГТД является достаточным основанием для отказа в вычете НДС по такому счету-фактуре.
Номер ГТД, подлежащий указанию в графе 11 в счетах-фактурах, должен быть сформирован по правилам, изложенным в совместном Приказе ГТК России N 543, МНС России N БГ-3-11/240 от 23.06.2000 (зарегистрирован Минюстом России 14.07.2000 N 2307), применяется в части, не противоречащей Таможенному кодексу Российской Федерации. Разъяснения о порядке применения данного совместного Приказа содержит Письмо ФТС России от 08.06.2006 N 15-12/19773 (доведено Письмом ФНС России от 31.07.2006 N ШТ-6-03/748@), а также Письмо ФНС России от 18.07.2006 N 03-1-03/1334@.
Необходимо отметить, что при отсутствии в счетах-фактурах страны происхождения и номера ГТД суды в ряде случаев принимают сторону налогоплательщика. Примерами таких судебных решений являются Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2007 N А56-9675/2006, ФАС Центрального округа от 28.08.2006 N А09-17128/05-13 и др. Однако наличие положительной для налогоплательщиков арбитражной практики не умаляет того факта, что подобных споров достаточно много. Сказанное свидетельствует о значительных рисках возникновения претензий у налоговых органов в части правомерности вычета НДС на основании не содержащих номера ГТД счетов-фактур по импортной поставке.
В то же время имеются прецеденты, когда суд принимал во внимание доказательства, основанные на предоставлении поставщиком налогоплательщика счетов-фактур, в свою очередь полученных им от поставщика импортных товаров (например, Постановление ФАС Московского округа от 26.02.2008 N КА-А40/998-08 по делу N А40-43273/07-117-252). Таким образом, предоставление информации, подтверждающей, что поставщик не указал в счете-фактуре номера ГТД (или указал недостоверные номера ГТД) в связи с тем, что в полученном им счете-фактуре также отсутствовала подобная информация, может потребоваться в ходе налогового спора относительно правомерности формирования вычета по счетам-фактурам, не содержащим всех обязательных реквизитов.
Пункт 5 ст. 169 НК РФ содержит положение о том, что налогоплательщик, реализующий товары, страной происхождения которых не является Российская Федерация, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах. Согласно правоприменительной практике (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.01.2008 по делу N А05-811/2007) данное положение понимается судебными органами следующим образом: "Из буквального толкования норм п. 5 ст. 169 НК РФ следует, что заявитель не несет ответственность за достоверность сведений, предусмотренных пп. 14 (номер таможенной декларации) п. 5 ст. 169 НК РФ, указанных в счете-фактуре его поставщиком". Однако, по нашему мнению, нет возможности бесспорно распространить такое понимание и такое освобождение от ответственности также и на ситуацию, когда в счете-фактуре по импортному товару вообще не указан никакой номер ГТД.
По нашему мнению, в данной ситуации помимо формального применения положений п. 2 ст. 169 НК РФ об отсутствии одного из обязательных реквизитов, предусмотренных п. 5 ст. 169 НК РФ, существует и другой риск, обусловленный вероятностью усмотрения налоговыми органами необоснованной налоговой выгоды.
Как было указано в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Одним из обстоятельств, свидетельствующих о необоснованности налоговой выгоды, может являться невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Применительно к рассматриваемой ситуации такого рода обстоятельством могут явиться проблемы и нарушения, связанные с ввозом и растаможиванием импортной продукции непосредственно первичным импортером, вне зависимости от того, сколько поставщиков-перепродавцов входит в "цепочку" движения товара от момента его ввоза на территорию Российской Федерации до организации.
Принимая решение относительно заявленных налогоплательщиками вычетов по НДС, налоговый орган имеет право истребовать у налогоплательщиков и его контрагентов дополнительные сведения, документы, объяснения, подтверждающие правильность исчисления налогов (ст. ст. 88, 89, 93, 93.1 НК РФ). Кроме того, налоговые органы могут направлять запросы в контролирующие организации, включая таможенные органы (п. 3 ст. 82 НК РФ).
В п. 10 Постановления ВАС РФ N 53 указано, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Однако налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
В данном случае тот факт, что организация не предприняла никаких мер для того, чтобы уточнить у поставщика данные о ГТД на импортную продукцию, может явиться тем самым обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии должной осмотрительности и осторожности. Если при этом к тому же будут выявлены какие-то нарушения, связанные с ввозом импортной продукции на территорию Российской Федерации, то существует риск квалификации таких обстоятельств в их совокупности как доказательства умысла организации на получение необоснованной налоговой выгоды.
Как показывает практика, суды достаточно часто отказывают налогоплательщикам в праве на налоговые вычеты по НДС в случае выявленных и доказанных нарушений контрагентами норм налогового или иного законодательства. В связи с этим, для того чтобы подтвердить должную осмотрительность и осторожность организации при выборе контрагента (поставщика), рекомендуем официально запросить у него, как минимум, копии грузовых таможенных деклараций на импортный товар (если существуют сомнения в правильности указанных в счетах-фактурах номеров ГТД) либо копии счетов-фактур поставщиков (если поставщик не является прямым импортером и (или) откажется представить копии ГТД). Такой запрос, а также неоднократные запросы и (или) отрицательные ответы поставщика и тому подобные документы могут явиться доказательством того, что организация приняла все возможные меры для урегулирования возникшей ситуации.
Кроме того, обращаем внимание на то, что КоАП РФ установлена ответственность не только за ввоз товаров на территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил, но и за дальнейшие операции с контрабандными товарами. В состав административного правонарушения, квалифицируемого ст. 16.21 КоАП РФ, входят приобретение, хранение, транспортировка товаров, пользование, распоряжение товарами, содействие в сбыте товаров и (или) транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации:
помимо таможенного контроля;
либо с сокрытием от такого контроля;
либо с обманным использованием документов или средств идентификации;
либо недекларированных или недостоверно декларированных;
либо в отношении которых таможенное оформление не завершено, а равно приобретение товаров и (или) транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам;
либо товаров и (или) транспортных средств, в отношении которых в соответствии с условиями ввоза либо заявленного таможенного режима установлены ограничения распоряжения и пользования.
Любое из перечисленных деяний влечет административный штраф, величина которого для должностных лиц составляет от 10 000 до 20 000 руб., для юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В случае если выявляется таможенное нарушение в отношении оформления партии товаров, указанную ответственность несут все налогоплательщики, у которых в счетах-фактурах обнаруживаются реквизиты незаконного (ненадлежащего) растаможивания, недостоверной или фальшивой ГТД.
Резюмируя изложенное, констатируем, что решение о необходимости требовать от поставщиков указания в счетах-фактурах страны происхождения товара и номера ГТД, безусловно, остается за налогоплательщиком. Однако отсутствие данного реквизита в счете-фактуре может служить основанием для отказа в вычете НДС, если страной происхождения не является Российская Федерация. Иную точку зрения, очевидно, придется доказывать в суде.
При этом на положительный исход дела можно рассчитывать только имея достаточную уверенность в отсутствии нарушений в "цепочке" поставщиков данного импортного товара. В противном случае помимо налоговых санкций у организации существует риск применения к ней и к ее должностным лицам серьезных мер административной ответственности.
А.Семенов
Ведущий аудитор
ООО "Аудиторская компания "ИНТЕРА"
Подписано в печать
31.03.2010

Счета-фактуры являют собой документы, которые формируются с целью начисления НДС и получения вычетов по нему.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Поскольку чаще всего такие операции протекают в русле перемещения товаров через границу государства, то в этих платежных бумагах, выставляемых продавцами их покупателям, прописывается номер ГТД (таможенной декларации).

В 2019 году общие изменения в налоговом и таможенном законодательстве не обошли стороной и этот вопрос.

Общие сведения

Грузовая таможенная декларация или ГТД представляет собой бумагу, которая обязательная для оформления в случае, если имеет место перемещение товаров через границу, вне зависимости от того идет речь об импорте или об экспорте.

Основными сведениями, которые прописываются в ГТД выступают ():

  • информация о перевозимых товарах и их цене;
  • данные транспортного средства, которое задействовано в перевозке груза;
  • сведения об отправителе и получателе груза.

Роль и значение ГТД при перемещении продукции через границу сводится к выполнению следующих функций:

Что нужно знать

Как было упомянуто ранее, ГТД являет собой документ, позволяющий декларировать перемещение через границу любых грузов и транспортных средств, которые выступают объектами внешнеторговых сделок предпринимателей и организаций.

Составлять таможенную декларацию потребуется в следующих случаях:

Если в указанных выше случаях декларация не будет составлена и оформлена должным образом, то перемещение товара через границу расценивается как незаконное мероприятие.

Сведения из ГТД впоследствии переносятся в , выставляемую продавцом (в том числе тип товаров, их совокупная стоимость). На их основании определяется ставка налога, его сумма и соответствующие вычеты.

В ГТД прописываются также число товаров в партии, их стоимость, а также перечень дополнительных бумаг, прилагаемых к декларации ( , сертификат качества и др.).

Специфика декларации

Таможенная декларация состоит из стандартных 4-х листов, среди которых ТД1 – является основным, а ТД2 – дополнительными.

Порядок их заполнения таков (Приказ ФТС №1057):

Если через границу перемещается один товар, от одного грузоотправителя, единой партией, в одно время – то на него заполняется только основной лист ГТД.

Если же речь идет о перевозке нескольких партий товаров, от разных , в разное время, то для каждого отдельного вида заполняется по одному листу.

ГТД представляется обычно не только в бумажном, но и в электронном виде. При это документ не должен содержать помарок и ошибок.

Вместе с декларацией в таможенное ведомство представляются следующие сопроводительные бумаги:

  • документ, подтверждающий полномочия декларанта;
  • бумаги, устанавливающие таможенную стоимость товара и удостоверяющие транспортное средство;
  • справки, подтверждающие внесение таможенных пошлин.

Стоит отметить, что в электронном виде таможенная декларация предоставляется на диске вместе с общим пакетом бумаг.

После выписки ГТД регистрируется в специальном журнале, который становится последним основанием для законного пересечения границы грузом. Фактический номер декларации должен совпадать с ее номером в регистрационном журнале.

Нормативная база

Основанием для использования таможенных деклараций в качестве документа по проверочному и статистическому учету движения товаров через границу выступает Таможенный кодекс РФ.

В частности, следует обратить особое внимание на такие его статьи, как:

Инструкция по составлению ГТД была утверждена . В ней расписаны все тонкости составления этого важного документа.

Что же касается порядка указания номера таможенной декларации в счете-фактуре, то этот вопрос нашел детальное отражение в таких нормативных документах, как:

  1. Постановление Правительства РФ №1137.

Особенности заполнения СФ с ГТД

Согласно правилам, прописанным в российском законодательстве, если товар произведен не на территории РФ, то в счете фактуре, которую выставляет продавец обязательно прописывается номер ГТД ().

В 2019 году этот реквизит вошел в число обязательных (опасных) полей СФ. Существует порядок указания номера ГТД в счет-фактуре в 2019 году.

Он включает в себя три цифровых значения, разделенных знаком дроби (посему их часто называют первой, второй и третьей дробью). Они отражают:

  • номер подразделения ФТС;
  • дату выписки документа;
  • непосредственно его порядковый номер согласно регистрационному журналу.

Основы формирования

Ранее уже упоминалось, что номер ГТД – обязательный реквизит счета-фактуры.

Он прописывается рядом со страной происхождения товара и актуален для продукции, произведенной вне таможенной территории России ().

В общем виде этот процесс можно представить следующим образом:

Номера в ГТД и в счете-фактуре должны полностью совпадать. В противном случае налоговые органы откажут покупателю в по новым правилам 2019 года (номер ГТД вошел в перечень 10-ти новых опасных реквизитов СФ).

Ранее такая оплошность не считалась ошибкой, поскольку ФНС могла идентифицировать плательщика и по иным параметрам документа.

Однако в условиях активного межведомственного взаимодействия данное поле стало одним из ключевых реквизитов СФ.

Номер таможенной декларации в счет-фактуре

Особенности представления номера ГТД и последующего его переноса в счет-фактуру были определены совместным решением ФТС, ФНС и Минфина России.

Три этих ведомства тесно связаны вопросом контроля перемещения товаров в РФ из-за рубежа и взиманием НДС с участников подобных сделок.

Ныне можно говорить о таких правилах выставления номера таможенной декларации в счет-фактуре, как:

Если касаться вопроса формирования номера ГТД, то как упоминалось ранее он должен включать три числовых значения, разделенные дробной чертой, а именно:

Номер ГТД проставляется на всех страницах этого документа, заполняемым по отдельным категориям товаров.

Образец заполнения (пример)

ГТД – грузовая таможенная декларация – является обязательным документом при перемещении (импорт/экспорт) грузов между государствами. Оформляется владельцем товаров и обрабатывается инспектором Федеральной таможенной службы (ФТС).

Регистрационный номер таможенной декларации присваивается документу сотрудником таможенной службы при его принятии. До 1 октября 2017 года в счете-фактуре этот реквизит имел иное название – номер таможенной декларации, Дополнение в названии реквизита сделало понятным содержание графы 11: не порядковый номер декларации, а именно регистрационный номер.

В соответствии с принятыми изменениями к порядку заполнения счета-фактуры (постановление правительства РФ №981 от 19.08.2017) в 2018 году регистрационный номер ТД стал обязательным реквизитом отгрузочного документа (графа 11).

О том, какая информация о получателе и отправителе груза должна указываться в счёт-фактуре, читайте в .

Правовое регулирование вопроса

Организации-экспортеры и продавцы на внутреннем рынке должны помнить о необходимости указания регистрационного номера ТД в графе 11 выписываемого счета-фактуры (п.14 п.5 ст.169 НК РФ и п.«п» п.2 Правил заполнения счета-фактуры). Эта обязанность не распространяется на документы, отражающие реализацию товаров, произведенных в Российской Федерации.

Обязательно ли указывать номер?

Из каждого правила существуют исключения. В вопросе заполнения графы 11 такими исключениями являются следующие ситуации:

  1. В графе 11 можно поставить прочерк, если компания продает не приобретенные товары, а наборы, включающие номенклатурные позиции, поступившие по разным грузовым таможенным декларациям, возможно даже, – из разных стран.
  2. Прочерк в графе 11 может присутствовать в случаях, когда, после ввоза в Россию, товары были переработаны. В этом случае страной происхождения продукции считается Россия и ГТД может не указываться.
  3. При ввозе товаров с территорий республики Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия (ЕАЭС – страны Таможенного союза), оформление таможенной декларации не требуется. В связи с отсутствием регистрационного номера ТД при заполнении счета-фактуры в графе 11 ставится прочерк (письма Минфина , №03-07-13/01-55 от 03.12.2012 , №03-07-13/1/53878 от 23.08.2017).
  4. При продаже товаров, приобретенных у поставщика, использующего упрощенную систему налогообложения (письмо № 03-07-08/48092 от 20.08.2015). Поставщик в этом случае не выставляет счета-фактуры, следовательно, у продавца нет информации для заполнения графы 11 в документе-основании при продаже.

Что делать при перепродаже?

Российский импортер (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), планирующий дальнейшую перепродажу ввезенных товаров, обязан внести в графу 11 своего счета-фактуры регистрационный номер зарегистрированного таможней сопроводительного документа (подп. 14 п. 5 ст. 169 НК РФ).

На основании п.5 ст.169 налогоплательщик-продавец импортных товаров отвечает за соответствие обязательных сведений , указанных в документах реализации (ФЗ №150 от 30.05.2016), той информации, которую содержит входящая счет-фактура (п.п.13,14 в ред. ФЗ №119 от 22.07.2005).

Переработка или комплектация в наборы ввезенных в РФ товаров лишает их привязки к непосредственному производителю, устанавливая право России считаться поставщиком. В этом случае необходимость указания в отгрузочном документе ГТД отпадает.

Важно! В 2018 году основанием для отказа в вычете может послужить несоответствие номера ГТД в таможенной декларации содержанию графы 11 в счете-фактуре.

Графа 11

Реквизит графы 11 документа-основания для расчетов по НДС в 2018 году стал обязательным (опасным реквизитом СФ).

Регистрационный номер таможенной декларации в соответствии с Постановлением правительства №981 от 19.08.2017 должен быть указан в графе 11 табличной части документа. Наименование графы претерпело изменения – к ранее использовавшемуся наименованию добавлено слово «регистрационный». Теперь формулировка наименования графы 11 – «Регистрационный номер таможенной декларации».

Как правильно оформить?

Для заполнения графы 11 регистрационный номер формируется по следующей схеме: 8 знаков / 6 знаков / 7 знаков / 3 знака (письмо Минфина № 03-07-09/6 от 18.02.2011).


Пример регистрационного номера:

10604118/16022018/0005678/315.

Важно помнить, что п.2 ст.169 НК РФ допускает наличие ошибок в счете-фактуре , которые не могут стать причиной отказа в предоставлении налогового вычета, при условии, что эти ошибки позволяют идентифицировать продавца, покупателя, товары и ставку НДС (



Похожие статьи