Обретение главы иоанна предтечи. Проповедь святейшего патриарха кирилла в день памяти обретения главы иоанна предтечи в успенском храме в печатниках Проповедь на 3 обретение главы иоанна предтечи

Православные 7 июня (по новому стилю) празднуют третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Афонская обитель Дохиар отмечает панигир.

После усекновения главы Предтечи, его ученики похоронили тело учителя в Севастии, а главу спрятала Иродиада в недостойном для погребения месте. Согласно Евангелие от Луки, благочестивая Иоанна, которая была женой царского домоправителя Хузы, тайно взяла главу святого, поместила ее в сосуд и погребла на Елеонской горе.

Спустя много лет поместьем овладел благочестивый вельможа по имени Иннокентий, который начал строить там храм. Когда стали копать ров для фундамента – нашли сосуд с главой Иоанна Крестителя. Так произошло первое обретение главы. Иннокентий бережно хранил святыню, а потом закопал ее там же, где и нашел, чтобы не допустить поругания над ней.

Второе обретение главы Иоанна Крестителя произошло во времена правления равноапостольного царя Константина Великого. Тогда двум инокам, которые пришли на Святую Землю, дважды явился святой Иоанн Предтеча и сообщил, где сокрыта его глава. Ее обрели и положили в мешок из верблюжьей шерсти. По дороге они встретили горшечника и доверили ему нести эту ношу. Ему также явился святой Предтеча и сказал уйти от иноков с тем, что было у него в руках.

Горшечник послушался и хранил главу у себя дома. Незадолго до смерти он поместил ее в сосуд и отдал сестре. Святыня хранилась у христиан, пока ее не завладел священник Евстафий, впавший в ересь арианства. Больные исцелялись, а он приписывал эти чудеса арианству. Когда эту ложь и кощунство обнаружили, он сбежал. Святыню он закопал в пещере, недалеко от Емессы. Он хотел вновь вернуться и продолжить обманывать людей. Но Господь не допустил этого.

В той пещере поселились иноки, а затем на этом месте возникла обитель. В 452 году настоятелю монастыря - архимандриту Маркеллу святой Иоанн Предтеча в видении открыл место, где хранилась его глава.

Во время, когда святитель Иоанн Златоуста был в ссылке, главу святого Иоанна перенесли в Емесу. Во времена набегов сарацин (около 810-820 гг.) - в Команы и там, в иконоборческий период святыню вновь закопали. После Торжества Православия и возвращения иконопочитания, Патриарху Игнатию во время ночной молитвы открылось свыше, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Патриарх рассказал об этом императору, который отправил людей в Команы, и в третий раз обрели главу, в указанном Патриархом месте. Это произошло около 850 года.

Затем святыню вновь перенесли в Константинополь, в придворную церковь. Сейчас честная глава Иоанна Крестителя хранится в студийском Предтеченском монастыре, а часть - на Афоне, в обители Дохиар.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 7 июня, Православная Церковь совершает празднование в честь третьего обретения главы святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Пророк Иоанн Креститель - после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники (по новому стилю): 6 октября - зачатие, 7 июля - рождество, 11 сентября - усекновение главы, 20 января - собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта - первое и второе обретение его главы, 7 июня - третье обретение его главы, 25 октября - праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа.

Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью - постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов.

Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями - схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный...»

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира (Ин. 1, 29). Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства.

Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери.

Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии.

За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, покинутой ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

Как повествует предание, евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка - его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петербурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем дворце.

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел.

В царствование Константина Великого два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать первое обретение главы Иоанна Предтечи.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11). Иоанн Креститель прославляется Церковью как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Третье обретение честнóй главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи со ссылкой святителя Иоанна Златоуста глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810-820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле.

Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который отправил посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая по старому стилю положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Святом Афоне.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

свт. Иннокентия, архиеп. Херсонского;

сщмч. Ферапонта , еп. Кипрского;

прмц. Елены Коробковой;

прмч. Тавриона Толоконцева.

Всех, кто носит эти святые имена, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам мира душевного, здравия телесного и неоскудевающей помощи Божией по молитвам ваших небесных покровителей! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов)

12 марта 2011 года, в день памяти великомученика Феодора Тирона и день обретения главы Иоанна Предтечи, Святейший Патриарх Кирилл чин великого освящения храма Успения Божией Матери в Печатниках и Божественную литургию в новоосвященном храме. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы празднуем память святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна — первое и второе обретение его главы. Поэтому и Евангельское чтение, которое мы только что слышали, посвящено пророку и Предтече Иоанну. О нем Господь сказал, что нет больше рожденного женами, чем Иоанн Креститель (см. Мф. 11, 11), а потому и в лике всех святых он первый. Иоанн был Предтечей Спасителя, он приуготовлял Его пути, он смягчал человеческие сердца, чтобы они были способны воспринять слово Спасителя, и проповедь Иоанна Предтечи была проповедью о покаянии (см. Мф. 3, 2). С этих же слов о покаянии и Царствии Божием начал Свое слово к людям Христос Спаситель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17).

Мы только что слышали слова из Евангелия: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Господь свидетельствует о том, что Царствие Божие не есть достояние каждого человека. Царствие Божие есть некая цель, к которой должны устремляться люди. И эту цель нельзя достичь с легкостью — требуются усилия, чтобы открыть перед собой двери Божиего Царства.

Замечательно говорит об этом святитель Василий Великий: «Вожделенный конец для каждого из нас — это блаженная вечность, а достигаем мы этого конца, когда предоставляем Богу царствовать над собой». Эти слова святителя помогают нам лучше понять, что такое Божие Царство. Божие Царство — это такой порядок бытия, когда царствует не какая-то иная сила, но Сам Бог, когда в полной мере осуществляется Его замысел о творении.

Мы знаем, что злая воля вступила в борьбу с Богом. У Бога была и есть возможность в любой момент остановить эту борьбу. Об этом говорил Сам Спаситель, когда Его допрашивали, когда требовали, чтобы Он явил Свою Божественную силу: в любое мгновение на Его защиту могли выступить тьмы ангелов (см. Мф. 26, 53; Ин. 18:36). Но этого не произошло, потому что Бог, создав человека по образу Своему, предоставляет ему возможность до конца пройти тем путем, какой сам человек пожелает избрать. Но в Царствии Небесном пути человеческие заканчиваются, и тот, кто поставляет себя под власть Бога, и достигает блаженной вечности, как говорит Василий Великий.

Как замечательно сказано! Мы должны предоставить Богу царствовать над нами. Не Бог Своим могуществом, употребляя Свою безграничную силу, подчиняет нас Своей воле, а мы своей волей подчиняем самих себя Богу. Когда Господь в другом месте произнес хорошо известные всем слова «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21), Он свидетельствовал об истине, которая также открывается нам в сегодняшнем Евангельском чтении. Господь свидетельствует о том, что Царствие Божие начинается здесь, на земле. Нельзя здесь жить в аду, а там наследовать Божие Царство. Нельзя здесь совершать дела, противные воле Божией: умножать грех, ложь, неправду, работать не на Бога, а на диавола; а там обрести Царствие Божие.

Мы должны поставлять себя под власть Бога здесь, на земле, ведь так и учит нас святитель Василий. Это поставление себя под власть Бога является результатом нашего свободного произволения. Мы просто должны стремиться исполнять, насколько это возможно, Божии заповеди — такие простые и такие ясные. Через исполнение этих простых и ясных заповедей мы и будем предоставлять Богу царствовать над нами, и тогда лучи этого Царства, принадлежащего вечности, будут уже сейчас касаться нас через всю толщу человеческой неправды и злобы, через все горы человеческого греха. Ведь если Бог будет царствовать над нами, то и мы будем жить в Его Царстве; и даже если вокруг нас не будет этого Царства, то, по слову Божиему, оно будет внутри нас.

Что же это за Царство? Чего хотел Бог, творя мир? Сам Бог есть абсолютная правда, абсолютная любовь, абсолютная красота; и Он возжелал, чтобы мир стал таким же. Он возжелал, чтобы эти абсолюты Его бытия разделялись людьми — свободными и сознательными существами. И если мы поставляем себя под власть Бога, то мы входим в этот мир правды, любви и красоты.

У нас не хватит слов, чтобы описать то, что Бог приуготовил любящим Его. Апостол Павел в видении, будучи восхищен на небо, слышал ангельские глаголы, но не нашлось у него слов передать нам эти глаголы, чтобы мы могли хоть что-то понять, — он лишь свидетельствовал о той реальности, недоступной нашему сознанию (см. 2 Кор. 12, 2-4). И только зная о том, что Бог есть абсолютное совершенство, мы можем представить себе Божественное Царство, Царство незаходимого света, где вечно пребывает Бог с любящими Его.

Для многих людей все сказанное представляется чем-то очень далеким от их жизни. Грех глубоко проник в сознание людей, и мир устрояется сегодня не по Божиему закону. Все усилия людей, даже самых добрых, разумных, благочестивых, направлены лишь на то, чтобы мир наш не превращался в ад, ибо не дано людям мир сей соделать раем — только Бог имеет эту власть. А потому, пребывая в этом мире и преодолевая трудности, препятствия, искушения, соблазны, греховные приражения, мы должны устремляться к вечному Царству, в котором царствует Бог.

Святой Предтеча и Креститель Иоанн более 2 000 лет назад проповедовал Царство Божие, призывая людей к покаянию, ибо покаянием мы открываем для себя дверь в это Царство. И сегодня, в завершение первой седмицы Великого поста, вспоминая великого пророка, Предтечу и Крестителя, будем просить его, чтобы предстательством пред Богом даровал он нам силы через покаяние открыть врата Царствия Небесного, где Бог пребывает с любящими Его. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, его тело было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода.

Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел.

По его кончине церковь пришла в запустение и разрушилась.

Второе обретение честной главы произошло в дни равноапостольного царя Константина Великого (+337, память 21 мая/3 июня), когда христианская вера стала процветать. Двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой.

По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре.

С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы.

Третье обретение честной главы Иоанна Крестителя было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста (память 13/26 ноября) глава святого Иоанна была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810-820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарху Игнатию (847-857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном Патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне.

Сейчас честная глава Предтечи хранится в студийском Предтеченском монастыре.

Неоднократно святой Иоанн являлся людям благочестивым, чтобы указать место погребения своей честной главы. Ясно, что воля Божия в том, чтобы мы почитали мощи святых угодников. Через них Господь ниспосылает людям Свои великие и богатые милости.

Сам Бог благоволит почтить и прославить мощи святых многими и разными чудесами и знамениями. Примеры этого мы встречаем и в Священном Писании, и в истории христианской Церкви. В Ветхом Завете описан случай, когда из-за набега врагов, покойника, которого несли хоронить, бросили в пещеру, где был похоронен пророк Елисей. Как только мертвый коснулся костей пророка, так сразу ожил (4 Цар. 13, 20-21). В истории Церкви известно такое количество чудес, совершившихся от мощей святых угодников Божиих, что перечислить невозможно. Обычно, даже само открытие мощей какого-либо святого всегда совершается по особенному откровению Божию и сопровождается чудесами и знамениями.

Второе основание для почитания мощей состоит в том, что, как сказал святой Иоанн Дамаскин, «мощи святых даруются нам от Владыки Христа, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния».

Все с верой притекающие к этим источникам, могут получить от них полезное для себя: больные — выздоровление, слепые — зрение, глухие — слух, немые — речь, несчастные — избавление от бед, счастливые — упрочение счастья, здоровые — защиту от болезней и т.д.

Мощи святых угодников благодетельны и для наших душ. С их помощью каждый верующий может найти защиту от искушений, утешение в скорбях, укрепление в добродетели и вообще все необходимое для спасения.

Поэтому будет вполне справедливым оказывать благоговейное чествование останкам тех святых людей, которые не только во время своей земной жизни были благодетелями человечества, но и после не перестают быть таковыми и постоянно изливают на нас различные милости Божии.

Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна совершилось около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи со ссылкой святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября) глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу.


Обретение честной Главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Фреска храма в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.
Троице-Сергиева Лавра


Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810 - 820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию (847 - 857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне.

Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует Святое Евангелие (Мф. 14, 2).

Источник: Православный церковный календарь


Фреска храма в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.
Троице-Сергиева Лавра


Святой великий Иоанн, Предтеча Господень

Г лас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу прямыми сделайте стези Ему.


Последним и самым славным пророком из ветхозаветного периода является Иоанн Креститель. Он встретился лицом к лицу долгожданного Мессию-Христа, беседовал с Ним и даже крестил Его в водах иорданских.

Но какой нужен был суровый подвиг Иоанну Крестителю, чтобы встретиться с Христом?


Святой Иоанн Предтеча


С отроческих лет и до годов зрелости святой Иоанн был в безлюдной пустыне. Он жил в жгучей заиорданской местности, среди раскаленных солнцем камней и среди диких зверей. Целых тридцать долгих лет святой Иоанн готовился к своему великому пророческому подвигу. Питался он самой скудной пищей и носил пустынную одежду из шкур зверей. Его пламенная речь на берегу Иордана также не обошлась без обличения.

Порождения ехиднины! - говорил святой Иоанн Предтеча начальникам, фарисеям, саддукеям. - Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния! Уже и секира при корне дерева лежит, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3, 7-10).

Стыдно было священникам и старцам слышать эти обличения. Но они притворно молчали и не делали зла Иоанну, потому что боялись народа.

Я крещу вас водой, но Идущий за мною сильнее меня: я недостоин понести обувь Его (Мф. 3, 11).

Так ясно, так ощутимо говорил святой Иоанн о Христе, что народ плакал от радости, а фарисеи содрогались от страха, но все же многие из них крестились от Иоанна.

Святой Пророк убедительно призывал народ к покаянию, к исправлению жизни, к милосердию и братолюбию, к смирению и кротости, а главное - к чистоте жизни и целомудрию.

Ужас! Люди дошли до последней степени развращения, и сам царь иудейский Ирод жил в гнусном блуде с женой родного брата. Кровосмешение и безбожное распутство царило в народе Божием.

“Сотворите достойные плоды покаяния!” - день и ночь взывал святой Иоанн Предтеча.

Но народ уперся, заупрямился, особенно духовенство: священники и старейшины. Они считали себя вполне исправными, которым совсем не в чем было каяться. А когда Пророк прямо указал на идущего Мессию: “Се, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29)”, - фарисеи насторожились и с этого времени тщательно следили за Спасителем.

Участь последнего Пророка также не обошлась без мученического венца. Святому Иоанну отсекли голову в темнице. Беззаконная Иродиада, гнусная блудница и интриганка, коварством добилась смерти Крестителя.

Так был завершен цикл Великого приготовления людей к принятию Мессии-Христа. Ветхозаветные патриархи, пророки бережно и трепетно несли веру Первоевангелия через многие века, поколения, народы. Последний из них - Великий Предтеча Христов Иоанн - еще раз громогласно засвидетельствовал перед всеми, что Мессия уже пришел, и настало на земле Царство Божие.

Сказав на земле людям о радости пришествия Мессии, святой Иоанн пошел в ад, чтобы и там благовествовать наступление новых времен.

И надо только представить, как были рады услышать весть о пришествии Мессии святые наши праотцы: Адам, Ева, Авель, Сиф, Ной, Лот, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Давид; пророки: Илия, Иеремия, Иезекеиль и многие другие! А как плакала от радости Ева, наша праматерь, по чьей вине был заключен рай земной! Вот теперь пришел Искупитель, и Он сокрушит главу коварного змия.

О, милые наши праотцы и пророки! Сколько тысяч лет вы томились в темном аду, ожидая своего избавления! Томились, плакали, молились, верили, надеялись… И ваша вера даже среди самого ада вас не посрамила!

Восходила тихая заря христианской эры… Новый закон, закон любви и всепрощения, светлой и яркой звездой осиял мир.

Прошли века неведения и нравственного рабства!

Проповедь архимандрита Тихона (Агрикова)

в праздник святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна


Святой Иоанн Креститель.
Вторая половина XVI века. Музей Московского Кремля.


Тропарь Иоанну Предтече (первое и второе обретения главы), глас 4


О т земли́ возсия́вши, Предте́чева глава́,/ лучи́ испуща́ет нетле́ния, ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий род,// единогла́сную возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Тропарь Иоанну Предтече (третье обретение главы), глас 4

Я́ ко Боже́ственное сокро́вище сокрове́нное в земли́,/ Христо́с откры́ главу́ твою́ нам, проро́че и Предте́че./ Вси у́бо соше́дшеся в сея́ обре́тение,/ пе́сньми богоглаго́ливыми Спа́са воспои́м,// спаса́юща нас от тле́ния моли́твами твои́ми.

Кондак Иоанну Предтече (первое и второе обретения главы), глас 6

П ро́роче Бо́жий и Предте́че благода́ти,/ главу́ твою́ я́ко ши́пок свяще́ннейший от земли́ обре́тше,/ исцеле́ния всегда́ прие́млем,// и́бо па́ки, я́коже пре́жде в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.

Кондак Иоанну Предтече (третье обретение главы), глас 6

С ветоявле́нный и Боже́ственный в ми́ре столп,/ со́лнца свети́льник,/ Предте́ча, главу́ светоно́сную и Боже́ственную свою́ показа́вый в конце́х,/ освяща́ет той ве́рно покланя́ющихся и взыва́ющих:// Христо́в прему́дрый Крести́телю, спаси́ всех нас.

Величание Иоанну Предтече (Обретение главы)

В елича́ем тя,/ Крести́телю Спа́сов Иоа́нне,/ и почита́ем вси/ честны́я твоея́ главы́// обре́тение.

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну

К рести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Молитва вторая Предтече и Крестителю Господню Иоанну

К рести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний проро́че, пе́рвый му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, и тебе́ прибега́ю не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, не оста́ви мя па́дшего мно́гими грехи́; обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием; очи́сти мя, грехи́ оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.



Похожие статьи