Общественный транспорт в неаполе. Билеты по побережью Амальфи

Занимаю церкви – огромные соборы и небольшие часовни, изящные базилики и богатые храмы. Будучи в Риме, обязательно посетите несколько из них – вы увидите не только роскошь и богатство здешних церквей, но и старинные фрески, мозаики, статуи, работы известных на весь мир скульпторов и архитекторов. Кроме того, вы почувствуете умиротворение, облегчение и новые силы продолжать прогулку по Вечному городу.

Сегодня мы предлагаем вам небольшое путешествие по церквям и соборам Рима с кратким описанием, а вы выберете для себя наиболее интересные и, будучи в Риме, посетите их.

Церкви и базилики Рима

Рим известен своими религиозными сооружениями на весь мир. Многие туристы едут сюда с целью паломничества, так как здесь хранится невероятное количество старинных реликвий. Всего в городе насчитывается около 80 «разношерстных» часовен, базилик, храмов и соборов. Одни вам понравятся, вторые – нет, здесь играет роль вкус и внутренние ощущения, которые вы испытываете, находясь в этой церкви.

Перед посещением той или иной церкви в Риме, узнайте как можно больше информации о ней. Часы работы, адреса базилик и соборов Рима можно найти на их официальных сайтах. На большинстве из них подробно написано, как попасть к той или иной достопримечательности. Представляем вашему вниманию перечень самых главных и самых красивых соборов, базилик и церквей в Риме .

Церковь Святая Святых
Совсем неприметный фасад, глядя на который, трудно представит, что это самая почитаемая церковь католиков. Но, зайдя вовнутрь, вы будете впечатлены ее скромностью и наполненностью. Больше всего заслуживает внимания , по которой перед смертью поднимался Иисус. Ее перевезли из Иерусалима спустя 2 столетия после смерти Спасителя. Места, где капала его кровь, застеклили и здесь преклоняются паломники. Говорят, что тот, кто поднялся на коленях по Святой лестнице в пятницу, избавляется от всех грехов. Перед поднятием на лестницу вас встретят две скульптуры: «Суд Пилата» и «Поцелуй Иуды».

Над престолом часовни находится Нерукотворный образ Иисуса Христа, который по приданию, начал рисовать апостол Лука, а закончили ангелы. Прогуливаясь по церкви, вы сможете увидеть много фресок библейской тематики, кабинки для исповеди, служебные помещения. Приобрести сувениры, религиозные книги или украшения можно в лавке на втором этаже.


Роскошная церковь Иль Джезу – это главная соборная церковь Ордена иезуитов. Также это одна из титулярных церквей в Риме. Другое ее название – Церковь Общества Иисуса. Фасад этой церкви разрабатывал сам Микеланджело, но его проект отклонил кардинал Фарнезе. После он пригласил к строительству Виньолу и Джакомо дела Порто, которые в 16 веке соорудили изящную церковь в архитектурном стиле маньеризм, что довольно близко напоминает барокко.

Церковь Иль Джезу поделена на несколько капелл , каждая из которых посвящено конкретному персонажу:

  • Святому Игнатию,
  • Святой Троице,
  • Святому Семейству,
  • Мадонне,
  • Франческо Борджиа
  • и Франциско Ксаверия.

Их стены украшены картинами, фресками, мозаиками как Средневековья, так и современности. Также в церкви похоронен Игнатий Лойола и находится 4 гробницы семьи Bolognetti .

Церковь Санта Мария Антиква

История сооружения этой небольшой часовни началась в 7 столетии. Она много раз перестраивалась, и сейчас является ярким образцом средневековой росписи с уникальным ансамблем стенописи. Это небольшое церковное здание, находящееся у входа в на . Богослужения здесь не ведутся и единственными памятками в Церкви Санта Мария Антиква являются фрески «Богоматерь с младенцем» (серия из 5 картин), « Благовещение», «Святая Варвара», «Святая Анна», «Апостол Андрей» и другие.

Церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе
Неординарная церковь капуцинов — Санта-Мария-делла-Кончеционе – это не совсем обычная часовня. Большинство украшений и мозаик сделано из костей 4000 монахов, похороненных на кладбище, где сейчас находится . Здесь есть несколько приделов, где покоятся мощи святых.

Строительство начал Орден капуцинов в 17 столетии, чтобы показать людям, что смерти не надо бояться, относится к ней с уважением и ценить каждую минуту жизни. Сегодня церковь открыта для посетителей, здесь царит безмолвное молчание и запрещена фото- и видеосъемка.

Церковь Святого Климента
В наше время это одна из самых богатых базилик в Риме. Церковь Сан-Клементе построена в 1 веке нашей эры в честь Папы Римского Климента и является ярким образцом раннехристианских базилик Рима. В ней особо заметно три исторических слоя, датируемых 1, 4 и 12 веками, поэтому ее называют трехуровневой церковью. Большинство фресок и мозаик сохранилось здесь с 12 столетия. Внутри базилика украшена ионическими колоннами и безумно красивым алтарем с изображением Распятия. По бокам находится 5 капелл, в которых хранятся мощи Климента, Кирилла, Игнатия и других святых.

За отдельную плату вы можете спуститься на три уровня под землю, где расположены хорошо сохранившиеся остатки первой базилики. Вы почувствуете непередаваемые эмоции, увидев работу, которой 2 тысячи лет.


На расположена небольшая с виду скромная церковь, посвященная Богородице. Зайдя внутрь, вы будете впечатлены ее изящными картинами и многочисленными капеллами. История церкви начинается с 11 столетия, когда на этом месте построили небольшую часовню, чтобы изгнать злой дух Нерона, ненавистника христиан. Спустя столетия ее постоянно расширяли, над ее оформлением трудились такие известные личности как Бреньо, Рафаэль, Браманте, Бернини. Над созданием картин работали Караваджо, Карраччи, Пинтуриккьо, де Паче и много других. Также поговаривают, что здесь хранится одно из самых старых Евангелие, переведенных на славянский язык Мефодием и Кириллом.

Церкви-близнецы в Риме
Рим известен двумя похожими церквями — Санта-Мария-деи-Мираколи и Санта-Мария-ин-Монтесанто . На первый взгляд они полностью идентичны, но приглядевшись, можно увидеть много различий. Основные отличия состоят в форме куполов и башен, хотя можно найти много других. Эти церкви созданы из-за прихоти Папы Римского Александра VII, который приказал архитектору Райнальди спроектировать улицу Фламиния. Деньги на строительство выделил Гастальди, а герб его семьи присутствует на фасадах обеих церквей.

В церкви Санта-Мария-деи-Мираколи хранится чудодейственная икона Богородицы, которая собирает около себя толпы прихожан, нуждающихся в помощи.

Церковь Караваджо
Сан Луиджи дей Франчези или Церковь Караваджо – это небольшая базилика в Риме, принадлежащая французской общине. Богатый француз, чтобы украсить местную реликвию, нанял для работ еще неизвестного на то время Караваджо. Он должен был создать серию картин из жизни Святого Матвея. Великий художник раб

Отал в церкви три года и за это время создал немало шедевров. Сегодня здесь осталось только три:

  • «Святой Матфей и ангел»,
  • «Мученичество Святого Матфея»
  • и «Призвание святого Матфея».

Церковь Святой Екатерины
Храм Святой великомученицы Екатерины – это одна из православных церквей в Риме, построенная в 2009 году на территории Русского посольства в Италии. Она подчиняется московскому патриархату. Зайдя внутрь этой русской церкви в Риме, вы увидите верхний мраморный иконостас, расписанный в технике фрески Солдатовым, и нижний, посвященный царям Константину и Елене, выполнен уральскими мастерам.

В храме хранятся мощи Святых Екатерины, Елены, частица Древа Креста Иисуса и мощи первых веков.


Базилика святого Иоанна Латеранского – это главная церковь Рима, для многих прихожан она важнее, чем Собор Святого Петра. Иногда ее называют «Матерью церквей всего мира». Ее история началась в 4 веке, когда император Константин соорудил здесь небольшую христианскую часовню, а освятил ее Папа Римский Сильвестр. В 10 столетии Латеранский собор переименовали на Собор Иоанна Крестителя.

Сегодня в этот кафедральный собор можно войти через один из пяти входов, но пятый открывается только в Юбилейный год. Внутри можно увидеть множество скульптур святых и апостолов, древние фрески и мозаики, реликвии в виде ризы Богородицы и губки со следами крови Спасителя.


В нескольких шагах от Латеранского собора находится церковь Святого Креста Иерусалимского. Он построен по инициативе матери Константина Елены, которая была на Иерусалимской земле, увидела много священных реликвий, связанных с жизнью Христа. Во время этого путешествия ей пришла идея построить в Риме храм для паломников, которые не имеют возможности попасть в Иерусалим. Реализовали ее идею только в 6 веке, позже базилику несколько раз реконструировали.

Сегодня в первой комнате вас встретит статуя основательницы – Елены, а под ней почва со Святой земли. Также можно увидеть другие реликвии:

  • святые мощи,
  • копия Туринской плащаницы,
  • останки Святой Антониетты.


Еще одна из раннехристианских церквей – Базилика Константина и Максенция. Строительство начал Максенций в 308 году, а закончил Константин в 312 году. Местом для ее сооружения послужили древние склады для специй на Римском форуме. Она впечатляет своими размерами — общая площадь ее составляла около 4000 кв.м.

Эта церковь и сейчас считается самой большой в Риме. Это было не только место для поклонения, но и для проведения деловых встреч. В 1960 году здесь проводились соревнования по греко-римской борьбе.

Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели
Эта церковь построена в 16 веке на месте , поэтому отличается такой оригинальной архитектурой. Над ее сооружением работал Микеланджело и его ученик Лодука. Центральная часть церкви сооружена в виде греческого креста, что придает ей максимальную компактность. В левой части базилики на полу нарисованы солнечные часы, с помощью которых сверяли время до конца 19 века. Интерьер впечатляет массивными колоннами, скульптурными композициями и настенными картинами французских мастеров.


Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура входит в четверку самых крупных базилик Рима. Она сооружена в 4 веке императором Константином на месте захоронения апостола Павла. Иногда ее называют Базиликой Святого Павла. Как с виду, так и внутри она отличается роскошным убранством, изящными витражами, оригинальными фресками, разноцветным мрамором, огромным количеством статуй святых и рельефной дверью из бронзы.

Особого внимания в Соборе Павла заслуживает здешний орган, реконструированный по самым современным технологиям.

Базилика Эмилия

Она считается одной из самых древних римских базилик. Ее построили во 2 столетии до нашей эры цензорами Лепидом и Нобилиором. Позже ее расширили представители рода Эмилиев и в честь их и назвали. В Римской империи базилика пользовалась популярностью среди местного населения: здесь молились античным богам, на террасе выступали представители властей. Позже здание переоборудовали под рынок или суд, точно не известно. В 5 веке нашей эры базилика сгорела и только в начале 20 века начались раскопки на месте руин.

К нашему времени ее частично отреставрировали. Это место подойдет для посещения историкам и любителям античности, но вряд ли, паломникам. Такая же история и у Базилики Юлия и Базилики Ульпия.


Это наверняка самая известная религиозная памятка для всех католиков мира. Над ее сооружением трудились такие известные личности, как Микеланджело, Рафаэль, Браманте, Бернини. Он вмещает 60 тысяч прихожан внутри и 400 тысяч – на площади перед собором. Внутри собор украшен очень роскошно и богато, все стены украшены золотыми росписями, фресками и мозаиками, в нишах стоят многочисленные статуи Святых, а над надгробиями пап установлены шикарные памятники. Каждый прихожанин, зайдя в храм, обязательно полюбуется работой Микеланджело «Пьета».

За 7 евро вы можете подняться на вершину купола и полюбоваться окрестными пейзажами, которые откроются перед вами с этой высоты.


Одной из главных римских церквей и в то же время, папских базилик, является Санта-Мария-Маджоре. Она построена в 4 веке Папой Римским Ливерием, так как последнему во сне явилась Дева Мария и приказала построить храм на том месте, где завтра выпадет снег. Снег действительно выпал на Эсквилинском холме не смотря на то, что это было 5 августа.

Собор Святой Марии – это базилика, которая практически полностью сохранила свой первоначальный вид. Внутри можно увидеть старинные фрески и мозаики 4-5 столетия, которые рассказывают о рождении и жизни Иисуса. Не смотря на свой «возраст», церковь отличается гармонией, торжественностью и совершенными пропорциями. Если хотите вдохнуть старину, роскошь и изящность, то посетите именно этот собор Рима.

Санта-Мария-Сопра-Минерва
Это единственный готический собор в Риме, находящийся неподалеку от . Он уникальный в своем роде, так как соединяет в себе скромность и изящность. Красивые росписи, лазурные потолки, оригинальные статуи – все это нереально впечатляет. Над ее строительством трудился великий Бернини, а внутри находится скульптура Микеланджело «Воскресший Христос». Здесь нет больших потоков туристов, поэтому можно насладиться тишиной и побыть наедине с Богом.

Церкви и соборы на карте Рима:

Единственная площадь Рима, на которой нет церкви - это Кампо де’ Фьори. Все же остальные площади украшены одной, а то и сразу двумя, церквями, так что церквей в Риме великое множество.

Базилика Санта-Мария-ин-Виа-Лата

Basilica di Santa Maria in via Lata. Прeданиe гласит, чтo церковь пoстpoeна нa мecтe дoма, в кoтopом апостол Павeл провeл двa гoда пoд стражeй. Базилика пeрeстраивалась в XV и XVII вeкаx, ee нынeшний фacaд выполнeн пo пpoeкту Пьeтро да Кортона (1660).

В алтape церкви xpaнится византийская чудотворная икона Богоматeри-Заступницы (XIII в.), a в криптe соxpaнились фpaгмeнты дрeвнeго xрама c фрeсками.

Церковь Сан-Марчелло-аль-Корсо

Chiesa di San Marcello al Corso - посвящена папe римскому Марцeллу I (308-309). В XVI вeкe церковь пeрeстроил Антонио да Сангалло Младший, a вeк спycтя Карло Фонтана пocтроил фacaд в cтилe барокко. В интepьeрe заслуживают внимания алтapь c мозаикой XII вeка и кeссонный потолок (XVI в.). В тpeтьeй капeллe cпpaва мoжнo yвидeть фрeску XIV вeка, изoбpaжающую Мадонну c Младeнцeм.

Базилика Санти-Амброджо-э-Карло-аль-Корсо

(Basilica di Santi Ambrogio e Carlo al Corso ) c куполом paботы Пьeтро да Кортона (1668). Церковь пocвящeна главным святым Милана, Амвросию Мeдиоланскому и Карло Борромeо, чьe сeрдцe xpaнится в церковном рeликварии.

Церковь Тринита-деи-Монти

Chiesa di Тrinita dei Monti , XVI в.. Она примeчатeльна нeoбычной для Италии конструкциeй (двe парныe кoлокoльни), a тaкжe рocписями учeника Микeланджeло Даниэлe да Вольтерра.

Базилика Сант-Андреа-делле-Фратте

Basilica di Sant Andrea delle Fratte , XII в., пoзднeйшиe рeконструкции. Кoгда церковь нaчинaли строить, в этoм мecтe пpoxoдила гopoдская граница и рос лeс. Отсюда пpoиcxодит нaзвaниe базилики (итал. fratta - «колючий кустарник»). В XVII вeкe крышу, купол и кoлокoльню пeрeстроил Франчeско Борромини.

Церковь Сант-Атанасио-деи-Гречи

Chiesa di Sant Atanasio dei Greci , Джакомо дeлла Порта, 1572-1585. Ha фacaдe этой католической церкви мoжнo видeть надписи нa грeчeском и латыни, пocвящeнныe Афанасию Вeликому.

Церкви Санта-Мария-ди-Монтесанто и Санта-Мария-деи-Мираколи

Точки сxождeния проспeктов yкpашают бapoчныe церкви Санта-Мария-ди-Монтeсанто (Chiesa di Santa Maria di Montesanto ), pacпoлoжeнная мeжду via del Babuino и via del Corso , и Санта-Мария-дeи-Мираколи (Chiesa di Santa Maria dei Miracoli ) мeжду via del Corso и via di Ripetta . Они были пoстpoeны в XVII вeкe пo пpoeкту Карло Райнальди, кoтopый cyмeл дoбиться иллюзии симмeтрии, нeсмотря нa то, чтo Санта-Мария-дeи-Мираколи кpyглая в плaнe, a Санта-Мария-ди-Монтeсанто - овальная, потому чтo apxитeктор вынуждeн был встраивать здaниe в сущeствующий ансамбль.

Церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане

Площадь piazza delle Quattro Fontane yкpашаeт церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане (Chiesa di San Carlo alle Quattro Fontane , Франчeско Борромини, XVIII в.), или, кaк называют ee римлянe, Сан-Карлино.

Умeньшитeльноe нaзвaниe отражаeт paзмepы этой церкви - ee площадь нe бoлee площади пилона . Фacaд церкви отличаeтся плавными линиями и срeзанными углами. Скульптуры нaд вxoдом изoбpaжают св. Карла Борромeо, a тaкжe Жана дe Мата и Фeликса дe Валуа, основатeлeй ордeна тринитариeв, кoтopому принадлeжит церковь.

Церковь Сант-Андрна-аль-Квиринале

Chiesa di Sant Andrea al Quirinale , Джованни Лорeнцо Бeрнини и Маттиа дe Росси, 1671, принадлeжит ордeну иeзуитов и расположена на холме .

Раccказывают, чтo Бeрнини нe взял зa эту paботу дeнeг и cчитaл эту церковь своим eдинствeнным совeршeнным твopeниeм.

В плaнe церковь пpeдcтавляeт собой овал, пo пeримeтру кoтopого pacпoлoжeно восeмь капeлл. Цeнтpальный алтapь yкpашeн фигypой св. Андрeя Пepвозванного, возносящeгося нa нeбecа (Антонио Раджи, 1660).

Принципы строительства храмов Древнего Рима до принятия христианства основывались на этрусских традициях.

Виды храмов Древнего Рима

Памятники архитектуры Древнего Рима делились на две категории по целям использования:

  1. Базилики и храмы для совершения религиозных обрядов.
  2. Амфитеатры, акведуки и другие постройки социального, оборонительного и политического назначения.

Остановимся на первой группе строений — храмах Рима .

Языческая религия была заимствована римлянами от этрусков вместе с системой государственного управления. Одним из древнейших образцов зданий для совершения ритуальных обрядов назван Тосканский храм, описанный в сочинениях Витрувия.

План здания соответствовал канонам греческого храма. Вход в залы украшал двойной ряд колонн с элементами терракоты, характерных для дорийского стиля. По этой схеме был также построен храм Юпитера Капиталийского, рассказ о возведении которого содержиться в сочинениях Дионисия Галикарнасского.

Остальным храма древнего Рима присущи видоизмененные черты греческих традиций строительства. В консульскую эпоху приняты три ордера:

  • Ионийский — храм Фортуны Вирилис.
  • Дорийский — храм Благочестия.
  • Коринфский — все храмы от эпохи правления Тиберия до Диоклетиана. Стиль использовался для создания фасадов.
храм Фортуны Вирилис, Рим.

Храмы древней Греции и Рима: отличия

Римские храмы позднего периода отличали от греческих несколькими элементами:

  • глубина портика здания у римлян была значительно больше;
  • правило об окружении здания ступенями, характерное для , игнорировалось в Риме;
  • во фронтальной части возводилось основание с перроном, которое у греческой культуре было скорее исключением.

Единообразия греческим и римским храмам придавала стандартная форма в виде круга. По данному образцу построены храм Весты и самое масштабное здание Рима — храм Пантеон. Целла в нем покрыта куполом высотой более 43 м.
Долгое время создание было принято считать заслугой Агриппы. После открытия Шедана удалось установить, что архитектурные элементы создавались в разное время. Целла в форме круга была построена во время эпохи Антонинов, с 100 по 125 гг. До правления Агриппы Пантеон состоял из 10 колонн, после вступления в должность императора — их число сократилось до восьми. Таким храм Рима можно увидеть сегодня.
Храмы Ромы и Венеры имеют удлиненную целлу со сводом, что редко встречалось в архитектуре империи.


Базилика Пантеон, Рим

Гражданские храмы древнего Рима: базилики

Базилики, представляющие в здания религозного назначения, использовались в Риме для гражданских целей.

Базилики предназначались для ведения судебного производства, освещения политических и социальных событий, проведения народных собраний. Ранее государственные переговоры велись на открытом пространстве римских форумов.

Сроительство первой базилики относится к 180 г. до н.э. времен Катона. Схема возведения была заимствована из древней Греции.

Базилика Пантеон, Рим

Для римских базилик были характерны следующие черты:

  • три нефа — центральный и два сбоку;
  • боковые нефы возводились в два этажа;
  • стропила из дерева обязательно находились над зданием;
  • ширина равнялась от 1/3 до 1/2 длины здания;
  • наличие поперечных нефв;
  • здание делилось по ширине на пять частей: две части занимались боковыми нефами, три других — средним нефом;
  • колонны строились в 2 яруса: один на 1/4 выше другого;
  • нижний этаж служил для проведения деловых встреч, верхний — для прогулок;
  • ярусы отделялись стилобатом, который был чуть ниже верхнего яруса.

Капиталийский холм, Рим

Наиболее известные базилики Рима:

  1. Ульпия, построенная в конце форума Траяна по эскизу архитектура Аполлодора.
  2. Базилики в Пергаме и Трире, возведение которых приписывается .
  3. Хорошо сохранились римские базилики в : Мусмийэ, Санамен, Константина.

По постройкам республиканского периода можно говорить о глубокой религиозности римлян. Храмов и базилик в городах насчитывалось больше, чем построек для светских целей.

Пантеон Рима служил местом поклонения культам Юпитера (), Марса (греческого Ареса, покровителя войны) и Квирина (символ царской власти в традиции древней Греции). Религиозная основа триединства была заложена в систему распределений функций в госаппарате Рима: религиозная, социальная и военная.

Важные исторические события связаны с храмом Портуны, находившемся рядом с рынком скота на Бычьем форуме. В 390 г. до н.э. на Рим напали галлы. Местным жителям пришлось укрыться на холме Капитолии, римская армия потерпела поражение.

Галлы тогда обложили данью, исчисляемой в золоте. По прошествии 800 лет готы предпримут попытку захвата уже столицы древнего мира, после чего римляне начнут обширную кампанию по захвату соседних государств.

Поздние постройки религиозного значения совмещают религиозные традиции завоеванных территорий сабинян, латинян и этруссков. Так римляне пытались отразить космополитичный характер нового центра пересечения интересов древних народов.

Храмы древнего Рима: презентация


Базилика Пергамы, Рим

Похожие статьи