Оформление интерьера в викторианском стиле. Традиционно викторианский стиль в интерьере отличался значительным количеством мебели, по современным меркам даже чересчур

Викторианская архитектура - самый общий термин, который используется в англоязычных странах для обозначения всего многообразия разновидностей эклектического ретроспективизма, распространённых в викторианскую эпоху (с 1837 по 1901 годы). Доминирующим направлением этого периода в Британской империи была неоготика; целые кварталы в этом стиле сохранились практически во всех бывших британских колониях

Викторианской эпохе присуща любовь к свободному сочетанию декоративных элементов, заимствованных из различных стилей. Термин «эклектичный», означающий «заимствованный из многих источников», является описательным, но его часто употребляют в отношении стилей XX столетия, что вызывает путаницу. Смешение стилей и использование новой орнаментики, не имеющей исторических прототипов, типичны для мебели и других предметов викторианской эпохи, когда владельцы и арендаторы домов, не задумываясь, смешивали, изменяли и заново отделывали принадлежащие им владения, руководствуясь лишь собственной прихотью.

Первые небоскребы

С ростом крупных городов деловая жизнь сосредотачивалась в центральных районах. До появления телефона быстрому и легкому деловому общению в большой степени способствовало близкое расположение фирм, компаний и других коммерческих организаций. Необходимость размещения офисов в «деловом районе» привела к резкому росту арендной платы и цен на землю. Владельцы недвижимости поняли, что их доходы зависят от того, сколько предназначенных в аренду квадратных метров им удастся уместить на ограниченном участке земли, отведенном под строительство. с появлением пассажирских лифтов стало выгоднее строить высокие здания, но их высота все еще ограничивалась строительными технологиями, поскольку сложенные из камня стены и колонны по-прежнему оставались главными конструктивными элементами.

Чугун, универсальный материал, применялся очень широко, в том числе и для строительства первых небоскребов. В больших американских городах были целые «чугунные районы» из зданий, роль опор в которых играли металлические колонны, а наружные стены, так же как в Хрустальном дворце, представляли собой застекленные металлические конструкции. С помощью литья из металла можно было получить любую форму, что позволяло украшать фасады классическими колоннами, готическими арками или любыми другими декоративными элементами. Полы были деревянными, поэтому подобные здания часто страдали от пожаров, ущерб от которых мог бы быть несравнимо меньше, если бы не отсутствие пожарных лестниц, по которым можно было добраться до верхних этажей здания. Многие здания с каркасом из чугуна представляли собой чисто утилитарные сооружения. Это были складские и заводские помещения, в которых часто размещалось производство, где жестоко эксплуатировался ручной труд. В других подобных постройках располагались розничные магазины, в том числе торгующие галантерейными товарами, прототипы современных универмагов.

Чугун позволил архитектуре «взлететь» в небо, поскольку большая прочность этого материала позволяла уменьшить размер опор внутри здания. Однако камень по-прежнему оставался самым популярным материалом для наружных стен, так как он не горит. Деревянные полы постепенно заменялись кирпичом или терракотовой плиткой, которые поддерживали металлические балки или колонны, облицованные теплоизоляционной плиткой. Огнеупорная металлическая конструкция и лифты позволяли строить здания в восемь, десять или двенадцать этажей. Строительство «небоскребов», наконец, стало возможным в конце XIX столетия, когда процесс Бессемера позволил изготавливать колонны и балки из стали. Высотное строительство поздней викторианской эпохи ставило перед дизайнерами сложные задачи. Вест-юнион-билдинг (1873-1875) Джорджа Б. Поста или Трибьюн-билдинг Ричарда Морриса Ханта в Нью-Йорке представляют собой необычное сочетание каменной кладки, сводов, слуховых окон, мансард и башен с часами - кое-как слепленные вместе элементы прошлого.

Офисы в таких высотках и зданиях поменьше, как правило, имели сугубо утилитарный характер. Для типичного офисного здания характерны небольшие офисы, располагавшиеся вдоль коридора так, чтобы был доступ к окнам, служившим источником света и воздуха. Отдельные кабинеты отделялись от соседних офисов застекленными деревянными перегородками, которые пропускали во внутренние помещения некоторое количество дневного света. Подвижные фрамуги над дверями позволяли воздуху, поступающему через окна, проникать в расположенные в глубине помещения и коридоры. «Общие офисы» большего размера, в которых клерки или стенографисты работали в одном помещении, стали появляться по мере того, как крупные компании разрастались и требовали большого числа сотрудников. Конторское оборудование, картотечные шкафы, пишущие машинки, арифмометры и табельные часы постепенно занимали свое место в офисе поздней викторианской эпохи, наряду со столами с выдвижной столешницей и вращающимися стульями. Газовое освещение, впоследствии сменившееся электрическим, заменило окна, тогда как телеграф, и затем телефон, стали жизненно необходимыми средствами связи. Полы, потолки, перегородки и мебель обычно изготавливались из дерева, чаще все всего из дуба. Даже кабинеты могущественных боссов и комнаты, в которых проходили совещания совета директоров, отличались от обычных офисов только тем, что на полу лежал ковер, стояли кожаные кресла, а на стенах висели картины.

Высокие многоэтажные гостиницы и жилые дома строились, исходя из тех же соображений, что и высотные офисные здания. Проблемы, связанные с оформлением фасадов, также имели схожий характер. Гостиница «Уолдорф» (1893) и многоквартирный дом «Дакота» (1884) в Нью-Йорке - и то, и другое здание построены по проекту Генри Дж. Хар-денберга (1847-1918) - представляют собой сложное нагромождение комнат, хитроумно расположенных вокруг световых дворов таким образом, чтобы дневной свет проникал в большие помещения. Снаружи они выдержаны в стиле, который сам дизайнер называл «немецким Ренессансом», с арками, эркерами, балконами, башенками, слуховыми окнами, печными трубами и крышами. Интерьеры отеля были декорированы в великолепном викторианском стиле. Парадные комнаты многоквартирных домов имели каминами с мраморными досками, раздвижные двери, цветные стекла, паркетные полы, стены отделывались деревянными панелями. Помещения для слуг были либо в квартирах, либо, как в «Дакоте», под крышей. Жильцы выбирали точно такие же ковры, обои, драпировки и мебель, какие украшали частные дома такого же уровня.

Общественные здания

При строительстве общественных зданий использовались те же стили, что и при строительстве частных домов. Официальная архитектура Франции в эпоху правления Наполеона III (1852-1870), получившая известность как стиль Второй империи, вызывала у американцев наибольший восторг. Творения французского зодчего Мансара легли в основу таких проектов, как грандиозное здание мэрии в Филадельфии (1872-1901), архитектор Джон Макартур-младший (1823-1890), с внутренним двором. Интерьеры, многие из которых бережно восстановлены, излучают энергию и жизненную силу. Американские административные здания, спроектированные Альфредом Б. Мулле (1834-1890) в бытность его главным архитектором казначейства США, такие как монументальное здание Департамента штата и военно-морского ведомства в Вашингтоне, округ Колумбия (1871-1887), сейчас здание Исполнительного управления, были построены в том же стиле. Мансарды и тяжеловесные архитектурные детали характерны для фасадов этих зданий, при этом изящество интерьеров компенсирует любые стилистические недостатки.

Мебель и другие элементы интерьера

Промышленное производство в викторианскую эпоху позволило сделать предметы обстановки сравнительно недорогими и доступными для широких слоев населения. Появление новых материалов и технологий способствовало возникновению принципиально новых предметов интерьера. В Австрии братья Тонет начинают использовать пар, чтобы придать изогнутую форму тонким планкам из твердых пород дерева. Кресла и другие предметы мебели, изготовленные фирмой братьев Тонет из изогнутого дерева, были прочными, легкими и недорогими и нашли широкое применение в кафе и ресторанах, а также в частных домах.

Клееная фанера, изобретенная в Европе, изготавливалась из деревянного шпона. Фанера заменила цельное дерево, она была дешевле и меньше была подвержена деформации и расщеплению. Стенные панели, сидения и спинки изготавливались из фанеры, которая сочеталась с элементами из цельного дерева, в результате возникли совершенно новые виды мебели. Из железных и латунных труб, поначалу предназначавшихся для водопроводных сетей, стали изготовляться каркасы кроватей. Из этих материалов можно было изготовить простые предметы и изящную мебель.

Викторианский стиль отличался повышенной декоративностью. Продукция нью-йоркских мастерских Джона Генри Белтера (1804-1863), особенно стулья, кресла, диваны и столы, как правило, имели изогнутые формы, пышную обивку и украшались изящной резьбой с растительными мотивами. Многие из этих предметов обстановки изготовлялись из фанеры промышленным способом. Такие предметы были главными элементами американских викторианских интерьеров. Этот стиль часто называют неорококо, а имя Белтера также упоминается, когда речь идет о других мастерских, изготовлявших мебель в том же стиле.

Одно время в Англии и Америке был в моде восточный стиль, в результате появилась мебель «под бамбук». Предметы из настоящего бамбука привозились из-за границы или изготавливались на месте из привозных материалов. Ширмы придавали интимный характер комнате. Плетеная мебель из ротанга или других эластичных материалов была одним из излюбленных предметов обстановки, особенно в частных домах на верандах, в детских или просто в сочетании с другими видами мебели. Обивка является основным элементом викторианской мебели для сидения. Подушки, обычно прикрепленные к деревянным рамам, как правило, были пышными и мягкими. Широко применялись металлические пружины, спрятанные под подушками, делавшие их мягкими и упругими, и обивочные ткани, украшенные изящными цветочными узорами, альтернативой были ткань из конского волоса и кожа. Кожа обычно использовалась в комнатах, где собирались мужчины в курительных комнатах, кабинетах и мужских клубах.

Мебель викторианской эпохи отличалась большими размерами и богатой орнаментикой. Полки для шляп с зеркалами были излюбленными элементами убранства прихожих и вестибюлей. Пианино имели богатую и сложную отделку и свидетельствовали о высоком социальном статусе владельцев.

В тканях, которые изготавливались на станках, преобладали крупные, яркие цветочные орнаменты, как тканые, так и набивные. Ковры, теперь изготовляемые в основном с помощью станков, украшались мотивами, похожими на те, что использовались для тканей. Листья, цветы, арабески и завитки образовывали повторяющиеся узоры, что позволяло сшивать вместе большие ковровые полотна и застилать ими большие площади. Линолеум, недавно изобретенный материал, имел цветочные узоры и имитировал ковры. Дощатые полы или полы, выстланные узорным паркетом из твердых пород древесины или цветной плиткой, также были широко распространены.

Обои стали особенно популярным материалом для отделки стен. Фабричные обои украшались геометрическими, цветочными орнаментами, пейзажами или восточными мотивами. Некоторые обои были тиснеными и создавали рельеф. Использовались также набивные бумажные бордюры, имитирующие архитектурные детали карнизы и фризы - с ионическим киматием или меандром. Оклейщики создавали композиции, предназначенные специально для конкретной комнаты или стены.

Викторианская цветовая гамма постепенно менялась от ярких и смелых цветов до темных и мрачных. Книга Оуэна Джонса «Грамматика орнамента» (1856 г.) содержит иллюстрации в яркой цветовой гамме, которые пропагандировали насыщенные, сочные оттенки. Со временем более «изысканными» стали считаться темные приглушенные цвета- коричневые, желтовато-зеленые и розовато-лиловые. Конец викторианской эпохи Льюис Мамфорд назвал «коричневыми десятилетиями»; мрачные тона в начале XX в. унаследовала эдвардианская эпоха.

Распространению викторианского стиля способствовали новшества в сфере коммерции. Универмаги в больших городах предлагали широкий ассортимент самых разнообразных товаров, поэтому покупатель викторианской эпохи имел возможность сравнить, выбрать и заказать все, что необходимо для отделки дома. Вдали от американских мегаполисов, особенно на фермах Среднего и Дальнего Запада, каталоги фирм, которые высылали товары по почте, «Сиэрс Роебак», «Монтгомери Уод» и других менее крупных компаний, предлагали еще больше товаров, которые высылались даже в самые отдаленные районы. Кроме мебели, тканей, ковров и обоев, фирмы рассылочной торговли предлагали печи, санитарно-техническое оборудование, кухонное оборудование и всевозможные бытовые товары. Чугунные печи и кухонные плиты были богато украшены, но при этом имели массу полезных приспособлений для отопления и приготовления пищи. Дрова заменил уголь, а в больших городах газ. Запатентованный Уилсоном в 1871 г. регулируемый стул снабжен подушками на металлическом каркасе, благодаря которому он мог принимать различные формы. Оборудование для ванных комнат включало унитазы, ванны и умывальники в самых разных стилях, от строго утилитарного до изысканного.

Разнообразные масляные лампы от самых простых до роскошных были самыми распространенными осветительными приборами, но с появлением бытового газа стали выпускаться похожие на канделябры газовые светильники. Неизменной популярностью пользовались люстры, зачастую с латунными украшениями и хрустальными подвесками. С появлением электрического освещения лампы и газовые светильники приспосабливались для лампочек Эдисона везде, где можно было провести электричество. Первый электрический вентилятор был создан в 1889 г., а к 1893 г. полностью электрифицированная кухня была готова к показу на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго. В 1851 г. была сконструирована первая швейная машинка Зингера для домашнего использования. Машинка была вмонтирована в стол на чугунных ножках и снабжена ножным приводом и маховым колесом. Машинка была украшена нанесенными по трафарету золочеными узорами. Верхняя крышка обычно делалась из фанеры.

Сочетание функциональности и декоративности является характерной чертой викторианского дизайна, которое делает этот период таким сложным и таким интересным. Это сочетание можно наблюдать в Британском музее транспорта, где выставлены очень элегантные и совсем простые паровозы. Великолепный локомотив «Стирлинг Сингл» назван в память о его создателе Патрике Стирлинге (1820-1895) и за единственную пару гигантских восьмифутовых главных колес, выкрашенных зеленой краской, безо всяких украшений за исключением полосок, подчеркивающих форму отдельных частей. Он контрастирует с пассажирским вагоном, построенным для королевы Виктории. Внутри вагон обтянут тканями, покрыт позолотой, отделан деревянными готическими украшениями и обставлен роскошной мягкой мебелью. Окна задернуты занавесками с бахромой.

История развития стиля

С начала XIX в. в Европе средний класс, представленный торговцами, высококвалифицированными специалистами и ремесленниками, составлял незначительную силу, как в социальном, так и в экономическом плане. В XIX столетии аристократия начала утрачивать свое доминирующее положение, это было вызвано как экономическими, так и политическими причинами. Число крестьян сокращалось по мере появления фабрик, заводов и шахт. Средний класс понял, как превратить промышленную революцию в источник личного обогащения. Богатых и влиятельных аристократов, живших в особняках, дворцах и замках, всегда окружали богато украшенные интерьеры, дорогие ковры, пышные драпировки и другие вещи, изготовленные вручную из дорогостоящих материалов лучшими мастерами. Представители среднего класса смогли позволить себе подобные вещи, только когда их стоимость снизилась благодаря массовому производству; главное - это декоративность и напыщенность.

Истоки викторианского стиля

Долгое правление королевы Виктории (1837-1901) совпало с историзмом, «битвой стилей», промышленной революцией и движением «Искусства и ремесла» или эстетическим направлением в Англии. Однако в истории искусства «викторианский стиль» - это направление в английском и американском дизайне XIX в. (и параллельные течения в других европейских странах), которое характеризуется излишней декоративностью. Многие критики и специалисты в области архитектуры XX в. отрицают значение викторианского стиля, видя в нем безвкусицу, доходящую до абсурда.

Однако викторианский стиль часто отличают энергия, живость и свобода, которых иногда не хватает стилям предшествующих и последующих эпох. В некоторых вариантах стиля декор сдержанный или вовсе отсутствует. Они предвосхищают дизайн XX в. Викторианский стиль как бы распадается на два направления: стиль с пышной отделкой (правительственные и административные здания, церковная архитектура) и строгий стиль (промышленность, транспорт).

Свидетельства этого можно обнаружить в документах, относящихся к Всемирной выставке, прошедшей в Хрустальном дворце в 1851 г. Это знаменитое здание, которое кажется вполне современным, было построено из новых материалов, листового стекла и металла. Однако выставленные внутри экспонаты имели совершенно иной характер, каждый участник выставки, казалось, пытался превзойти остальных в кричащей безвкусице, которая сегодня выглядит нелепо. Иллюстрированный каталог выставки и великолепные цветные литографии позволяют довольно подробно изучить этот удивительный контраст.

На заднем плане видна удивительно простая конструкция здания. Дамы в кринолинах и джентльмены в цилиндрах рассматривают мебель, зеркала, пианино, камины, фарфор и стекло с разнообразными орнаментами. Изредка встречаются греческие колонны и готические арки; почти каждый предмет украшен фигурами людей и животных, листьями, цветами и сложными арабесками, на первый взгляд не имеющими ничего общего с историческими стилями.

Модели локомотивов, пистолеты, телескопы и различные механизмы терялись среди «художественных» вещей. Там были столы, поддерживаемые чугунными лебедями, стулья из папье-маше, декорированные, как отмечается в каталоге, «двумя крыльями», резные буфеты, колыбели, железная кровать «с элементами французского ренессанса», фабричные аксминстерские ковры, набивные ткани с цветочным рисунком.

Промышленная революция упростила и, как следствие, удешевила процесс производства предметов быта, который раньше изготавливались вручную. Нужно отметить, что художественные качества (иногда не только художественные) вещей ухудшались, по сравнению с предыдущими эпохами. В доиндустриальную эпоху художники, архитекторы (часто самоучки) и ремесленники работали в рамках традиции, медленно складывавшейся в течение длительного времени. Мебельщик обучался ремеслу постепенно и знакомился со стилем своей эпохи на примерах лучших произведений искусства и архитектуры. Ткач с большим вниманием относился к материалам и узорам тканей, которые он ткал. Серебряных дел мастер, стеклодув, часовщик, резчик по дереву и штукатур работали в определенной традиции для клиентуры, которая ценила эстетическое совершенство так же, как практичность.

Когда ткачество превратилось в промышленное производство, фабричные рабочие не принимали участия в разработке дизайна тканей, производимых на их предприятии. Фабричная мебель больше не создавалась мебельщиками, она собиралась из изготовленных машинным способом частей рабочими, которые не играли никакой роли в разработке дизайна. Дизайн все меньше был связан ремеслом, он перешел в ведение владельцев фабрик и управляющих, которые знали только, что покупатели хотят как можно больше украшений и что промышленное производство может удовлетворить все их пожелания легко и быстро. В викторианскую эпоху «кричащий» стиль стал нормой и распространился повсеместно.

Британия

Неоготика просуществовала вплоть до 1880-х гг. как один из стилей, которые конкурировали между собой и пользовались успехом у богатых торговцев, заводчиков, банкиров и других представителей новой буржуазии, которые жаждали иметь такие же особняки, как у знати. Дворцы эпохи Тюдоров, королевы Елизаветы, королей Якова I и Карла I и II служили образцами, иногда приобретались даже лежащие в руинах замки, в результате старина смешивалась с новоделом.

Особняки

Архитекторы, строившие дома для английских нуворишей, были хорошо знакомы с историческими стилями, которые они и воссоздавали. Викторианские особняки представляли собой большие сооружения с парадными залами, капеллами, десятками спален и служебными флигелями, в которых размещались слуги. Фахверковые дома с остроконечными крышами, башни с зубчатыми стенами и часовые башни, видимые на много миль вокруг, были излюбленными элементами. В Чешире Джон Толленмах заказал архитектору Энтони Салвину (1799-1881) построить замок Пекфортон (1844-1850), который напоминает средневековый замок. Наряду с круглой главной башней, главным залом и часовней с каменными сводами здесь была бильярдная, классная комната для детей и ванная, примыкающая к кабинету хозяина. Тинтесфилд в Сомерсете, творение Джона Нортона (1823-1904), был построен в 1863 г. Разные стили перемешаны, преобладает готический стиль, но эркеры, башенки и башни не похожи на средневековые. Интерьеры, отделанные псевдоготическими резными украшениями и разноцветной плиткой, заставлены мебелью в разных стилях, стены покрыты орнаментами, вдоль них расставлены вазы и керамические изделия из Китая и Японии. В Англии много подобных особняков, которые неискушенный зритель может принять за памятники более ранних эпох.

Дома среднего класса и общественные здания

Городские дома, которые выбирали для себя богатые люди, обычно были построены в стиле георгианского классицизма. Однако интерьеры являли собой пример художественного беспорядка. Трудно представить, как жильцы умудрялись передвигаться по комнатам или находить место, где присесть.

Интерьеры более скромных домов также были загромождены, а все поверхности отделаны узорами, но все же в них присутствовала некоторая сдержанность, объяснявшаяся то ли вкусом, то ли стесненностью в средствах, в любом случае, результатом часто становилась уютная обстановка. Приемная дома, принадлежавшего писателю Томасу Карлайлу, в лондонском Челси была превращена в музей, по ней можно судить о том, что представляли собой жилища среднего класса в середине XIX в. В викторианскую эпоху вокруг крупных городов разрастались пригороды. Там для людей со скромным достатком строились дома рядовой застройки, для более обеспеченных возводились «виллы». Снаружи они были выдержаны в стиле Регентства или неоготики, иногда с элементами викторианского стиля. Жильцы обустраивали интерьеры в соответствии с модой викторианской эпохи, руководствуясь собственными вкусами и чувством меры. Большинство публичных помещений, клубов, ресторанов, театров, гостиниц и железнодорожных станций украшали ковры, драпировки и подушки, которые придавали интерьерам особый комфорт, типичный для эпохи «газового освещения», именно в таких интерьерах герой Артура Конан Дойла, знаменитый Шерлок Холмс, распутывал загадочные преступления.

Соединенные Штаты Америки: вариации на тему викторианского стиля

Американский викторианский стиль отличался большей оригинальностью, чем более сдержанный английский викторианский стиль. Хотя после войны за независимость американцы с уважением относились к демократическим идеям, в стране происходили те же процессы, что и в Британии. Фермеры покидали деревни и переезжали в город, превращаясь в менеджеров, квалифицированных рабочих и бизнесменов. Особняки становились символом материального благополучия. Увеличивался поток товаров из Европы. Американский клипер, жатвенная машина МакКормака, револьвер Кольта и часы Уолтема говорят об изобретательности и практичности янки, но архитектура отошла от чисто практических задач.

Историки часто подразделяют викторианский стиль на несколько самостоятельных стилей:

  • Плотницкая готика - американская неоготика. Материалом обычно служит дерево, часто в виде обшивки досками или рейками. Стрельчатые арки используются наряду с деревянными элементами, украшенными готическими орнаментами. Часто цветные стекла вставляются в свинцовые переплеты. Небольшие железнодорожные вокзалы и сельские церкви обычно строятся в этом стиле.
  • Итальянский стиль - стиль, для которого характерны четырехскатные вальмовые крыши, террасы, лоджии, карнизы на кронштейнах и башни. Окна и двери часто заканчиваются полуциркульными арками.
  • Мансардный стиль - стиль, который отличается использованием мансард. Мансарда имеет уступ и обычно покрыта шифером. Часто присутствуют орнаменты из чугуна. Мансардный стиль часто использовался для общественных зданий, судов и вокзалов. Термин «генерал Грант» часто употребляют для викторианских зданий с мансардой.
  • Стиль королевы Анны (или возрождение стиля королевы Анны) - поздний викторианский стиль, для которого характерны утонченный декор, асимметрия, сочетание кирпича, терракоты, гонта, часто используются барельефы и витражи.

Международная промышленно-художественная выставка 1876 г. в Филадельфии стала демонстрацией американского викторианского стиля, точно так же, как Всемирная выставка в Англии. В выставочных залах разместились экспозиции, посвященные технике, садоводству и искусству. Для различных отраслей промышленности и отдельных штатов строились небольшие павильоны в разнообразных стилях. Из Японии была доставлена настоящая пагода. Один из самых впечатляющих экспонатов - гигантский паровой двигатель, построенный «Корлисс Айрон Воркс» для городской насосной станции. Он демонстрировался в действии и вызвал восторг зрителей. Предметы для дома перегружены декором. Орган фирмы «Масон энд Хамлин» идеально подходящий для викторианских интерьеров, украшен инкрустацией, резьбой и лиственным орнаментом, но критик Вальтер Смит описал его, как «лишенный уродств в виде орнаментов, которые обезобразили многие инструменты»

Стиль, в котором декорирован орган и мебель той эпохи, часто называют «истлейк», в знак уважения к английскому художнику и писателю Чарльзу Локу Истлейку (1836-1906). Его книга «Советы по устройству дома» (1868) пользовалась в Америке огромной популярностью и оказала большое влияние на американские интерьеры. Истлейк ратовал за простоту и сдержанность, но иллюстрации, сопровождающие текст, свидетельствуют о чрезмерном увлечении деталями.

Особняки

Буржуазия строила особняки, внутри и снаружи оформленные во всех возможных стилях. Дом («Армсмер») полковника Сэмюеля Кольта, изобретателя револьвера, располагался по соседству с принадлежащей ему фабрикой в Хартфорде, штат Коннектикут, и был построен в нескольких стилях он отдаленно напоминал итальянские палаццо с мавританскими куполами. Фредерик Э. Чёрч, пейзажист, воплотил в жизнь свои мечты, построив на реке Гудзон дом, который он назвал «Олан». Художник оформил его в стиле, который, по его мнению, был «персидским», ему помогал профессиональный архитектор и ландшафтный дизайнер Калверт Бокс (1824-1895).

Бокс родился в Англии, но прославился в Америке (работая вместе с Фредериком Ло Олмстедом), проектируя большие парки, в том числе Центральный парк в Нью-Йорке, парки в Риверсайде и Южный парк в Чикаго. В 1857 г. он выпустил альбом «Виллы и коттеджи», в основу которого легли архитектурные проекты, разработанные им совместно с А. Дж. Даунингом. Книга начинается с практических советов по планировке домов, и проектов санузла. Затем рассказывается о декоративных элементах, используемых как снаружи, так и внутри зданий, и, наконец, приводятся тридцать девять вариантов дизайна домов, начиная от самых скромных коттеджей и заканчивая гигантскими особняками. Проекты, которые носят названия вроде «Живописная вилла с флигелем и чердачными помещениями» и «Каменная вилла неправильной планировки с башней» (в доме двадцать девять комнат, не считая чердака и башни: цена 30 000 долл. США), отражают характерную для викторианского стиля склонность к чрезмерному украшательству.

Вернакулярные стили

Американский фермерский дом викторианской эпохи отличался от домов в колониальном и георгианском стиле. Симметрия и строгость уступили место неправильным планам, вытянутым пропорциям и разнообразному дизайну, от строгих простых домов поселенцев на Среднем Западе до пышного орнамента «джинджербред», пользовавшегося популярностью у более обеспеченных семей на Востоке и Юге страны. В промышленных городах вокруг фабрик строились маленькие домики для рабочих и менеджеров среднего звена.

Дома для рабочих строились рядами или объединялись общей стеной, более просторные дома на одну семью располагались на отдельных участках, но почти вплотную друг к другу. Такие дома обычно строились на продажу или для сдачи внаем, и важность модной отделки была совершенно очевидна. Книги и журналы предлагали «идеальные» планы и проекты, включающие декоративные элементы, которые можно было изготовить промышленным способом или купить на складе пиломатериалов. Стенные панели, камины, перила лестниц и карнизы выполнялись в разных стилях, жильцы еще усиливали этот «стилистический беспорядок».

Неоготика устипила место плотницкой готике, которая привела к появлению орнамента «джинджербред», выпиливаемого из дерева или отливаемого из чугуна. Таким образом, простой деревянный дом можно было превратить в викторианскую постройку, изобилующую декоративными украшениями. Внутри стены обклеивались цветистыми обоями; на полу лежали ковры. Деревянные элементы, обычно окрашенные в темные цвета, украшались богатой резьбой. Печь могла быть отделана причудливыми чугунными украшениями, а комнатный орган (или фисгармония) такими же украшениями, но только из дерева. Все комнаты были загромождены мебелью, обитой тканью и украшенной богатой резьбой. Масляные лампы имели изысканные формы и были снабжены цветными абажурами. На свободное место ставили этажерку, новый вид мебели, подставка с несколькими полочками для всевозможных безделушек. Свободные участки стен завешивались литографиями, очень популярны были маленькие скульптурные группы из гипса, производившиеся в огромных количествах Джоном Роджерсом (1829-1904).

Для викторианской эпохи характерно было увлечение домами восьмиугольной формы. Идея принадлежала Орсону Сквайеру Фаулеру (1809-1887), эксцентричному теоретику архитектуры, получившему известность благодаря основанной им псевдонауке френологии (определение характера человека по форме черепа). Яркий пример такой постройки - Армор-Стинер-хаус (1860) в Ирвингтоне, штат Нью-Йорк. Здание окружено крытой галереей с чугунными колоннами и перилами и увенчано куполом со шпилем. Пышно отделанные интерьеры включают помещения с необычным планом: треугольную библиотеку и музыкальную комнату.

В больших городах строились целые кварталы, состоящие из домов рядовой застройки. Такие кварталы, например Браунстоунс в Нью-Йорке, кирпичные кварталы Филадельфии и Балтимора, отличались однообразием, но их несомненным достоинством было то, что ровные ряды домов, расположенные вдоль улочек, тонувших в тени разраставшихся деревьев, превращались в уголки покоя и умиротворенности. Итальянский стиль был популярен для рядовых домов из бурового песчаника, мансарды и веранды повышали статус отдельно стоящих домов. Внутри все эти постройки имели центральное отопление (обычно использовался горячий воздух), газовое освещение, ванные комнаты и кухни. Кухни были усовершенствованы с появлением проточной воды, вначале угольных, а затем и газовых плит, и холодильников. Встроенные шкафы предусматривались планировкой домов, так же, как и дополнительные гардеробные, примыкающие к спальням и зачастую оборудованные умывальниками с проточной водой. В домах большего размера была мраморная облицовка и встроенные зеркала.

Стиль шингл

Стиль королевы Анны, в котором в Англии работал Шоу, в Америке был принят с энтузиазмом наряду с неоготическим, итальянским и мансардным. Книга специалиста по архитектуре Винсента Дж. Скалли «Стиль шингл» (1971) способствовала распространению этого термина, относившегося к американским загородным домам, повторявшим стиль королевы Анны Шоу. Дерево было основным материалом в «плотницкой готике» и упрощенной версии стиля, которую Скалли назвал «дощатым стилем» - указание на обшитые досками фасады домов. В зданиях в стиле шингл часто присутствует каменная кладка, особенно на уровне первых этажей, иногда из необработанных камней, наружные стены и крыши обшивались кедровой дранкой, устойчивой к суровому климату. Декор часто отсутствует, основные элементы - фронтоны, выступающие крылья, портики, слуховые окна, эркеры, иногда башни. Наиболее ярко стиль проявляется в жилом строительстве, но отели, казино и клубы также строились в этом стиле. Крэгсайд, частный особняк в Манчестере (Пибоди и Стирнс, ок. 1882), - прекрасный образец этого архитектурного стиля, с асимметричной планировкой, живописными портиками, башенками и аркой в одном крыле здания, через которую проезжали автомобили. Внутри стенные панели, окна в мелкую расстекловку, камины и уютные уголки с встроенными диванами создавали типичный для стиля королевы Анны интерьер.

Г. X. Ричардсон (1838-1886) работал в стиле шингл, в том числе и когда приступил к созданию Уоттс-Шерман-хауса в Ньюпорте, Род-Айленд (1874). Фирмой Маккима, Мида и Уайта были созданы многочисленные образцы этого стиля, например особняк на морском побережье в Элбероне, штат Нью-Джерси (1880-1881), построенный для Виктора Ньюкомба, и казино в Ньюпорте и Наррагансетт-Пире, Род-Айленд (1879-1884). Эти архитекторы больше известны благодаря своим носившим более формальный характер проектам, но эти не столь строгие здания входят в число наиболее ярких и оригинальных. «Художественный» беспорядок главного зала в особняке в Элбероне характерен для стиля королевы Анны, достигшего в Америке своего наивысшего расцвета.

Стиль адирондак

Одно из направлений викторианского стиля недавно было названо адирондак, в память о том, что он формировался в горном районе с одноименным названием, расположенным в штате Нью-Йорк. По мере того как сеть железных дорог расширялась, а путешествие на поезде стало комфортным, все, кто мог себе позволить отдыхать летом, стремились отыскать нетронутые уголки природы, где горные ландшафты и нежаркое лето позволяли забыть о душной суете городов. В горах Адирондак строились коттеджи и лагеря для охотников и рыбаков. Хотя в конце XIX в. лагеря и базы начали разрастаться и становились все более комфортными, деревенский характер коттеджей сохранялся. Мебель в стиле адирондак делалась из ветвей деревьев (оставались даже сучки), искусно подобранных таким образом, чтобы получились скамьи, столы и стулья, в качестве декоративных элементов использовались ветки потоньше. Большие камины занимали центральное место в комнатах, обитых некрашеными досками.

Создававшиеся в горах «лагеря» с летними домиками часто были довольно роскошными, но в них намеренно сохранялась безыскусственность, добиться которой удавалось с помощью мебели и стильного дизайна, Камин из необработанного камня отделан грубо отесанными бревнами, из них сооружена и кровать. Фонарики, веера и всевозможные диковинки соответствуют викторианскому стилю. Лагеря с необычными названиями «Сосновый узел» и лагерь «Кедры» состояли из коттеджей и охотничьих домиков с грубо сколоченной мебелью, ковриками, затянутыми тканью стенами, охотничьими трофеями и масляными лампами.

Шекерский стиль

С вычурным викторианским стилем сильно контрастирует шекерский стиль, сложившийся в отгородившихся от окружающего мира сектантских общинах шекеров. Первые шекеры прибыли в Америку из Англии в 1774 г., спасаясь от религиозных преследований. Общины представляли собой деревни, построенные посреди возделываемых полей. Имущество принадлежало всем членам общины, но и трудиться для общего блага должны были все без исключения - упрощенная форма коммунизма. К 1800 г. возник целый ряд таких деревень. В больших домах женщины и мужчины проживали раздельно. Религиозные убеждения запрещали любые излишества и поощряли усилия, направленные на создание необходимых вещей. Шекерский стиль достиг своего наивысшего расцвета примерно в 1830 г. и просуществовал до конца викторианской эпохи.

Для шекерских интерьеров характерно полное отсутствие декора. Гладкие выкрашенные в белый цвет стены характерны для этого стиля. Полы из деревянных досок также покрывались краской, зачастую насыщенных цветов. Мебель - это очень простые скамьи, столы, стулья и шкафы, сделанные необычайно тщательно. На полах не было ковров, чтобы их легче было поддерживать в чистоте, вещи хранились в комодах; на деревянные гвозди, вбитые в стены, вешались шляпы и плащи. Ящики для хранения мелких предметов, корзины, чугунные плиты, часы и ткани отличались эстетизмом, хотя шекерские общины не придерживались никаких эстетических теорий и не придавали стилю особого значения. Хотя сейчас шекерских общин очень мало, несколько деревень, в том числе Хенкок, штат Массачусетс, Сэбетдэй-Лейк, штат Мэн, и Плезант-Вэллей, штат Кентукки, и сегодня сохранили свой неповторимый облик.

Шоу и возрождение стиля королевы Анны

Ричард Норман Шоу (1831-1912) за свою долгую карьеру создал много проектов в викторианском стиле. Его раннее творчество связано с неоготикой. Для загородных домов архитектор использовал фахверковые конструкции и каменную кладку (так называемый старый английский стиль); но примерно к 1870 г. он разработал более оригинальный стиль, который получил название «стиль королевы Анна». Он имел мало общего со стилем начала ХVIII в. Построенные в этом стиле загородные дома и лондонские особняки имели сложные планы. Красный кирпич и выкрашенные белой краской деревянные элементы - основные элементы фасада, окна большого размера в мелкую расстекловку. Очень популярными становятся эркеры.

В проектах присутствует намек на неоготику и голландский ренессанс, но в целом стиль Шоу уникален и неповторим. Интерьеры в его домах отличаются уютом и комфортом. Клиенты Шоу и он сам в своем доме заполняли комнаты в стиле королевы Анны картинами, мебелью и безделушками, которые были столь любимы в эпоху королевы Виктории.

Шоу также проектировал административные здания (самое известное Представительство Новой Зеландии в Лондоне (1871-1873)), банки и церкви. Новое здание Скотланд-Ярда, Лондон, было построено по проекту Шоу в 1887-1890 гг. Церкви Шоу построены в стиле неоготики, который практически не отличим от средневекового стиля. Загородные дома Шоу обычно имели хаотичный план, комнаты располагались, исходя из соображений удобства и наружного вида; некоторые отличались большими размерами. Шоу держался в стороне от направления «Искусства и ремесла», подчеркивая пропасть, которая разделяла его стиль королевы Анны и эстетическое движение. В конце своей карьеры Шоу обратился к классицизму предвосхитив негативное отношение к викторианскому стилю в XX в.

Фернесс

Творчество архитектора из Филадельфии Фрэнка Фернесса (1839-1912) не имело отношения к какой-либо определенной архитектурной школе или течению. Его стиль можно назвать уродливым, но его отличает мощь и оригинальность, а идеи заимствованы из неоготики, викторианского деревянного стиля, стиля шингл и движения «Искусства и ремесла». Фернесс очень много работал, среди его проектов церкви, вокзалы, банки и частные дома. На первом этаже в построенном им здании пенсильванской Академии изящных искусств (1871-1876) располагается художественная школа, а на втором выставочные залы. В главном вестибюле, который в настоящее время восстановлен, которому возвращены первоначальные цвета, используются великолепные железные перила, осветительные приборы на длинной ножке, рельефные орнаменты на стенах, оригинальные приземистые колонны, характерные для стиля Фернесса, и стрельчатые арки. Библиотека университета Пенсильвании (1888-1891), сейчас носящая название Фернесс-билдинг, выглядит еще более оригинально. Стены сложены из камня и кирпича. Сложные детали арок и огромный камин с часами над ним имеют необычную форму и украшены резьбой.

Наверх ведет сложная по дизайну лестница из металла. В жилых домах и других небольших зданиях, построенных по проектам Фернесса, много необычных декоративных украшений из дерева, камня и плитки. Когда в начале XX в. вкусы американцев изменились, постройки Фернесса, вызывавшие неоднозначные суждения еще в момент их создания, стали объектом критики и даже ненависти. Однако это не помешало ему сотрудничать с Луисом Салливаном и оказать влияние на его творческое становление, а его творчество изучали и ценили такие архитекторы, как Луис И. Кан и Роберт Вентури.

Дома и квартиры, оформленные в викторианском стиле, напоминают о роскошных английских замках старинной эпохи. Стиль викторианский в интерьере современных помещений немного отличается от фамильных дворцов прошлого, однако он остается таким же великолепным и вызывающим восторг.

Изысканность в оформлении пространства вошла в моду во времена правления в Англии королевы Виктории. Эта женщина обладала отменным вкусом, и во всех ее жизненных сферах он неизменно чувствовался.

Буржуазия во второй половине 19 века разбогатела за счет колонизации, что дало возможность этим слоям общества приобретать дорогие предметы. На формирование викторианского стиля оказали влияние и элементы других культур, поскольку англичане, любившие путешествовать по миру, часто привозили из своих поездок купленные в других странах предметы обихода.

Викторианский стиль можно назвать гармоничным сочетанием нескольких интерьерных решений — классики, рококо и элементов некоторых экзотических стилей, используемых в Китае и Индии.




Основной особенностью интерьера в викторианском стиле является особое разделение пространства — каждая комната оформляется в едином стиле, который четко выдерживается, но при этом в других помещениях преобладает другая направленность. Например, спальня оформляется в , кабинет — в стиле рококо.




Материалы и предметы интерьера обязательно должны подчеркивать высокий уровень достатка хозяина, поэтому дизайнеры отдают предпочтение мебели из ценных пород дерева, роскошному текстилю, антикварным аксессуарам. Главное — дороговизна и высокое качество.

У людей с небольшим и средним достатком зачастую нет финансовой возможности создать в своем доме или квартире настоящий викторианский интерьер, поэтому такой шик и роскошь чаще всего можно увидеть только в жилище бизнесменов, политиков, звезд кино и шоу-бизнеса.




Маленькие пространства просто не позволяют создать викторианскую обстановку в помещении, поскольку только большие квартиры и загородные дома могут подчеркнуть истинную роскошь. Владельцам маленьких квартир лучше присмотреться к , классическому или стилю оформления.

К ключевым элементам оформления помещений в духе викторианской эпохи относятся:

  • Гармоничное сочетание качественных материалов и традиций старины
  • Тщательное внимание к каждой из многочисленных деталей
  • Окна в форме арок или выполненные в стиле «готика»
  • Двери прямоугольной формы
  • Массивная мебель из дорогих пород древесины
  • Потолочная лепнина с витиеватыми узорами
  • Вычурность узоров на карнизах
  • Преобладание в интерьере элементов вытянутой или вертикальной формы
  • Дорогие художественные полотна в массивных дорогих рамах
  • Старинные часы на стенах
  • Камин, расположенный в центре гостиной
  • Присутствие в интерьер книжных полок и стеллажей
  • Большое количество комнатных растений
  • Многочисленные вазы, массивные пепельницы и канцелярские наборы в кабинете, старинные шкатулки, пуфы, ширмы, большие зеркала в полный рост в обрамлении роскошных рам
  • Шторы, покрывала и балдахины из дорогих портьерных тканей
  • Кружевные занавески из тюля, висящие на окнах под тяжелыми шторами




Викторианский стиль, в отличии, например, от , выдвигает четкие требования к цветовой гамме помещения. Главное правило — цвета должны быть насыщенными, но при этом должна соблюдаться абсолютная гармония, общая уравновешенность и полная симметрия.




Мебель для такого интерьера обычно подбирается коричневых оттенков: либо темных красноватых, либо светлых. Прочие элементы декора должны сочетаться с мебелью: если она светлая, то интерьерные предметы подбираются в нежно-розовых, лавандовых, бледно-миндальных тонах, а если темная — то в красно-коричневых.

Особый шик придает помещениям роскошная инкрустация драгоценными камнями, золотом, серебром или бронзой. Также отлично смотрится в интерьере драпировка изумрудного и рубинового цвета.




При создании викторианского интерьера для отделки стен используются обои или ткань со следующими рисунками:

  • Нежные цветочные узоры
  • Полоска
  • Изображение птиц и животных
  • Барельефные объемные орнаменты

Оформить стены в современном помещении можно с помощью популярных сегодня британских обоев, имитирующих ткань с лиственными, цветочными и ягодными орнаментами.




Еще одной характерной особенностью оформления стен в домах викторианской эпохи являются специальные деревянные панели с орнаментами, которые закрепляются поверх обоев на треть или половину высоты стены. Они ни в коем случае не должны покрываться глянцевым лаком.

Прекрасным решением является сочетание традиционной шотландской клетки с цветочными орнаментами.




В викторианском стиле используются только качественные и натуральные материалы, поэтому лучшими решениями для отделки пола являются:

  • Паркет из натуральной древесины
  • Орнаментальная или узорная плитка

Дорогой пол — признак хорошего достатка хозяина, поэтому дизайнеры никогда не используют для его оформления дешевые материалы и простую плитку. Узоры на плитке обязательно должны быть вычурными, дорогими, поэтому можно использовать золотое тиснение.




В викторианском стиле используется всего два варианта оформления потолка. Первый — покраска обычной белой краской, без каких-либо узоров и элементов. Второй — витиеватая лепнина в английском стиле.

Было в Англии такое время, когда большая часть населения не обременяла себя работой, а приятнейшим образом проводила время за чашечкой чая, общаясь с многочисленными соседями, или же прогуливалась прекраснейшими садами, засаженными розовыми кустами и вековыми деревьями. И называется это время викторианской эпохой, которая охватывает исторический отрезок с 1837 по 1901 год.

Это период красивых особняков и огромных приусадебных участков. К домашнему очагу относятся с большим уважением, собственным домом красуются, гордятся. Интерьеры в викторианском стиле интересны своей домашностью, совмещенной с элегантностью и благородством.

Предпосылки викторианского стиля

Времена, когда королевой Великобритании была Виктория, самые значительные для англичан. Они знаменуются отсутствием больших войн, расцветом в социальной сфере, научным прогрессом, высокой моральностью общества.

Образовывается класс людей, живущих на проценты от вложенного в какое-то прибыльное дело капитала. Одни заняты выращиванием цветов, другие коллекционированием фарфора, еще кто-то конными прогулками. Но абсолютно все ухаживают за своими имениями. Дома в викторианском стиле всегда обжитые и уютные.

Привычка англичан заходить друг к другу на чай также повлияла на аккуратность и чистоту интерьера. Ведь не подобает уважаемому человеку приглашать гостей в грязную захламленную гостиную.

Порядок – обязательный житель дома в викторианском стиле. Хозяйка зачастую сама следит за расходами и вещами, несмотря на то, что почти в каждой семье есть экономка.

Викторианский стиль подходит тем, кто может часами упорядочивать клубки ниток по цветам, рыться миниатюрной лопаткой в земле, ходить одними и теми же аллейками и получать от всего этого неописуемое удовольствие. Одним словом любителям счастливой тихой жизни.

Почетное место мебели в викторианском стиле

Итак, если Вы вдохновились безмятежным английским бытием, поговорим о том, как привнести эту атмосферу в свое жилье. Начнем, пожалуй, с мебели, так как англичане уделяли ей особое внимание.

Традиционно викторианский стиль в интерьере отличался значительным количеством мебели, по современным меркам даже чересчур.

Причем вся она была массивной. Для изготовления использовалась только дорогая древесина твердых пород, что объясняется и климатом Англии, и тягой к добротным красивым вещам. Чаще всего встречалось красное дерево, тис или мореный дуб.

Викторианский стиль по своей сути явление эклектическое. В нем просматриваются черты готики , барокко , ампира , даже некоторые колониальные мотивы. По этой причине предметы мебели довольно разнообразны.

Взять хотя бы стулья: популярны как изделия с высокими ровными резными спинками, так и широкие мягкие кресла с изогнутыми ножками.

Не только формы, но и обивка удивляет множеством вариантов.

В кабинетах используются солидные богатые ткани. Здесь лидируют набивной бархат и шелк. Зато в детской комнате и в столовой свое место находят миленькие ситцевые чехлы для кресел, украшенные цветочными узорами.

Кожаная обивка также не чужда этому стилю. Особенно уместна она для небольших диванчиков.

Что же обязательно должно быть в доме в викторианском стиле?

Здесь обязано быть все: и большой обеденный стол, и дюжина стульев вокруг, и уютный диванчик, и витрина для фарфора, и напольные часы с кукушкой.

Но только викторианцам известно как все это упорядочить, чтобы смотрелось гармонично. А в современных интерпретациях стараются не перегружать интерьер.

Камин как символ дома в викторианском стиле

Не бывает дома в викторианском стиле без каминов. Холодная английская погода вынуждала искать возможности для обогрева помещения.

То, что камин должен быть в гостиной, даже не обсуждается. Но, кроме того, он также нужен был и в спальне, и на кухне.

Обустраивая жилье в наше время нет смысла оборудовать камины во всех комнатах, лучше выбрать одну, в которой Вы любите отдыхать и проводить свободное время. Ведь камин ассоциируется именно с покоем и уютом.

Неплохо было бы поставить возле него огромное мягкое кресло.

Не только функциональными, но и красивыми являются каминные принадлежности: экраны, оградки, подставки для дров.

Когда в углу комнаты лежит горка поленьев, то мимолетом переносишься в другую эпоху. Именно этого чаще всего и ожидают от исторических стилей.

Отделка в викторианском стиле – действительно много дерева

Отделка дома в викторианском стиле бросается в глаза прежде всего обилием дерева. Не редкость комната, похожая на деревянный ящик, то есть сверху донизу покрытая резными панелями.

Сегодня такой подход редко используют, но хотя бы метр стены от пола необходимо украсить этим традиционным элегантным материалом.

Верх стены оклеивают обоями. Они бывают и с вензелями и позолотой, и в мелкие бледные цветочки, и в геометрические узоры. Опять-таки проявляется эклектичность викторианского стиля.

Желанным покрытием является керамическая плитка. Ее применяют особенно для пола в прихожей, для стен кухни и ванной.

Кроме необычных растительных орнаментов и приятных пастельных красок, плитка для викторианского стиля в интерьере выделяется еще и способом укладки. Непременно используются кусочки разной формы или размеров, из которых составляют повторяющийся симметричный «ковер».

Классическое сочетание: большая светлая восьмиугольная плитка плюс маленькая квадратная темного цвета.

Комбинация света и цвета в викторианском стиле

Викторианский стиль в интерьере не отличается хорошей освещенностью комнат. Люстры – замысловатые и объемные – играют скорее роль украшения, а основными источниками света выступают торшеры с тканевыми абажурами и бра.

Мягкий тусклый свет хорошо сочетается с палитрой помещения. Центральным цветом почти всегда является коричневый, а дополняют его самые разные природные оттенки: лиловый, оливковый, желтый.

Приятные украшения для дома в викторианском стиле

Ничто лучше не украсит дом в викторианском стиле, чем цветы.

Пристрастие к садоводству давно известный стереотип англичан. А в викторианскую эпоху сад и оранжерея стали неотъемлемыми составляющими жилья.

Букеты из роз расставляют повсюду. Выращенные собственными усилиями, они являются предметом гордости.

Конечно, в наше время мало кто может похвастаться собственным садом, поэтому лучше остановиться на вазонах. Подоконник, заставленный разноцветными горшками – это так по-викториански!

Кроме как в горшках, цветы должны находиться еще и на подушечках, скатертях, салфеточках. Во времена господствования данного стиля, рукоделье было очень популярно, особенно вышивка гладью.

Викторианский стиль в интерьере – это не только домашние поделки. Наряду с ними часто выставляются предметы искусства, например картины или скульптуры.

Еще одним видом украшения для комнаты являются фарфоровые изделия. В те времена трудно было бы найти человека, не увлекающегося коллекционированием маленьких фигурок. Они хранились на витринах в гостиных, чтобы гости могли рассматривать коллекцию, то и дело восхищаясь каждой статуэткой.

Для больших особняков викторианский стиль – самое то. А вот от воплощения его в миниатюрных помещениях лучше воздержаться. Особенно хорошо он смотрится за городом, рядом с грядками и клумбами, под чистым голубым небом.

Он придется по душе романтичным изысканным личностям, ценящим домашнюю теплоту и спокойную жизнь.

Современный мир пестрит множеством стилей интерьера и человеку, порой, трудно определиться, какой стиль ему больше нравится. В одном стиле его привлекает классическая цветовая палитра, в другом – элементы экзотики, в третьем – предметы «давно минувших дней». И в такой ситуации интерьер в викторианском стиле поможет ему соединить воедино все его прихоти. Однако есть одно «но»: человек, желающий выполнить интерьер своей квартиры в викторианском стиле, должен иметь достаточно большие средства, т.к. квартира в викторианском стиле – дорогостоящее удовольствие. Что же это за оригинальный викторианский стиль?

История возникновения викторианского стиля в интерьере

Вторая половина XIX века считается началом формирования викторианского стиля. Название «викторианский» стиль получил в честь периода правления английской королевы Виктории, которая в этот период царствовала. Его появление объясняется тем, что именно в этот период английская буржуазия, благодаря стремительному развитию промышленности в стране, стала ускоренными темпами богатеть. Богатство рождало естественную потребность в роскошных квартирах, дорогом интерьере. Появившаяся в этот период возможность путешествовать, предоставила англичанам шанс познакомиться с различными культурами, жизнью, бытом и искусством других народов. Понравившиеся иноземные стили интерьера домов, англичане с удовольствием внедряли у себя, что являлось признаком хорошего тона хозяина, его солидности и достатка. В результате этого и возник викторианский стиль интерьера.

Интерьер в викторианском стиле и его характерные черты

  1. высокое качество, надежность и дороговизна предметов интерьера
  2. присутствие в интерьере старинных классических предметов
  3. сочетание в интерьере элементов нескольких стилей – классический, экзотический (китайский, индийский), готический и рококо
  4. респектабельность, чувство меры во всех деталях интерьера
  5. интерьер каждой комнаты выполнен в отдельном стиле, но чаще всего – это выполнение предметов интерьера одновременно в нескольких стилях
  6. мебель красно-коричневого цвета и светло-коричневых тонов изготавливается из дерева ценных пород.
  7. присутствие цветов, растений, не обязательно живых
  8. наличие богатой библиотеки
  9. тяжелые портьеры, выполненные из лучших портьерных тканей, обязательно гармонирующие с тюлевыми кружевными занавесками

Правила оформления интерьера в викторианском стиле

Чтобы правильно оформить квартиру в викторианском стиле, ее владельцу следует иметь хотя бы представление об элементах тех стилей интерьера, которые он хотел бы видеть в этой квартире. Используя элементы экзотических стилей, не сделать их преобладающими, иначе это уже будет квартира не викторианском стиле.

Как правильно оформить стены в викторианском стиле

Викторианский стиль в части оформления стен отличается от остальных стилей интерьера. Он предусматривает отделку стен только тканями или обоями. При этом они должны иметь определенный рисунок: полоски, реалистично изображенные цветы, птицы, животные. Гораздо реже используются объемные орнаменты в виде барельефа.

Используются деревянные панели из ценных пород, украшенные всевозможными орнаментами. Должны быть не более трети высоты стены. Часто используется такой элемент готического стиля, как многоцветные витражи в виде арок. Витражи – самый яркий и легко узнаваемый элемент готики в викторианском стиле.

Классический стиль предусматривает уважительное отношение к семейным реликвиям и ценностям. Это проявляется в картинах, портретах. Портреты, картины с живописью подвешиваются на специальные рейки.

Цветовая палитра стен небогатая. В основном предпочтение отдается темным красно-коричневым тонам и светло-коричневому цвету. Светло-серый цвет стен используется частично и редко.

Нередко в интерьере одной комнате можно встретить одновременно несколько стилей. Так в стиле рококо приветствуются большие зеркала. Предпочтение отдается зеркалам во весь рост, но это встречается редко. Готический стиль может быть представлен в виде витраже, камина с резным обрамлением

Оформление пола в викторианском стиле

Викторианский стиль не предусматривает большое разнообразие в оформлении пола. Чаще всего отдается предпочтение паркетному полу, выполненному из натуральных пород деревьев. В настоящее время применяется линолеум с рисунком паркета. Цвет пола должен сочетаться с цветом стен, мебели.

В качестве напольного покрытия возможно применение и художественной керамической плитки

Однако последнее время популярным стало покрытие пола ламинатом. При этом пол может быть покрытым вставками другого рисунка и цвета, естественно, сочетаемыми с окружающим цветовым фоном.

Несомненный интерес для поклонников викторианского стиля представит покрытие пола ковролином. Красный цвет ковролина неплохо сочетается с классическим цветом этого стиля – светло-коричневым.

Особенности оформления интерьера комнат в викторианском стиле

Викторианский стиль на первых этапах своего развития представлял довольно громоздкий интерьер с массой причудливых узоров и орнаментов. Мебель также имела довольно массивный вид и множество резных украшений. Но со временем этот стиль стал отличаться чувством меры, хотя отголоски прежних мотивов все еще можно встретить.

Обязательным атрибутом интерьера является камин. Его присутствие обязательно в гостиной комнате. Отлично вписываются элементы стиля рококо. Они представлены в виде мебели, выполненной из красного дерева. Ножки мебели обязательно изогнутые, сама мебель имеет резные украшения.

Мебель изготавливается из натурального дерева ценных пород: орех, красное дерево, мореный дуб. Часто мебель имеет резные украшения, иногда инкрустацию из драгоценных камней и металлов.

Викторианский стиль немыслим без библиотеки, при этом ее содержимое не должно оставить равнодушным любого неравнодушного к литературе человека.

Поскольку интерьер в викторианском стиле вобрал в себя элементы несколько стилей, то здесь существует определенная зависимость этих стилей от назначения комнаты. Элементы готического стиля можно найти в фигурной лепнине, огромных окнах, высоком потолке, в обязательном атрибуте для готики – камине. Наличие ковра с причудливыми рисунками говорит о присутствии индийского стиля.

Викторианский стиль прекрасно сочетается с элементами рококо, которому характерны пастельные цвета, мебель с изогнутыми, резными спинками. Здесь же можно найти готику в виде массивной металлической люстры, ручек шкафа из металла.

Пастельные тона, присутствие в комнате цветов и растений, массивные канделябры над столом выдают элементы индийского стиля.

Дизайн викторианского стиля строится также на сочетании стен, потолка пастельных цветов (кремовых, бледно-желтых, светло-зеленых и т.п.) с теплыми тонами паркета, мебели, характерными для классического стиля.

Интерьера кухни в викторианском стиле предопределяет, прежде всего, наличие массивного стола в центре комнаты. Освещение кухни обеспечивают массивная люстра и несколько дополнительных светильников. И конечно, стены, мебель должны быть мягких, спокойных тонов. На окнах минимум текстиля.

Поскольку гостиная у англичан в основном предназначалась только для встреч с членами семьи за скромным ужином (англичане не любят присутствие посторонних людей в своей квартире), то эта комната и выглядела соответственно. Стол – круглой формы. Вокруг него расставлены стулья или мягкие диваны. И, конечно же, массивный канделябр в центре стола. Английская квартира без канделябров не мыслима. Ведь без него невозможно создать в комнате уют и теплоту атмосферы, почувствовать дыхание прошлых веков.

Викторианский стиль является образцовым стилем для любителей домашнего уюта, для любителей собираться вечерам у камина в гостиной комнате по семейной традиции. Если вы входите в их число, если вы достаточно обеспеченный человек, то этот стиль наверняка для вас.

Считался признаком бедности, а в моде была величественная роскошь, эклектичность и даже избыточность.

Мебель, стены, фасады покрывались орнаментальными деталями, все горизонтальные поверхности были уставлены безделушками. Прошли века, но и сегодня викторианский интерьер пользуется популярностью, особенно среди людей, предпочитающих роскошный стиль жизни.

На фото. Классический английский интерьер викторианской эпохи.

Декорировать дом в викторианском стиле несложно, если у вас достаточно денег, чтобы скупать антиквариат. Хотя при скромном бюджете можно воспользоваться имитациями подлинных старинных вещей.

Особенности

Интерьер каждой комнаты в викторианских домах планировался с учётом её назначения. Все помещения делились на парадные и приватные. Каждая комната играла свою роль, и декор отражал её функции.

Парадные комнаты, предназначенные для приёма гостей, обставлялись самой лучшей мебелью и декорировались самыми дорогими материалами, чтобы продемонстрировать благосостояние хозяев.

Приватные же помещения, такие как спальни и семейные гостиные, выглядели намного скромнее.

Цветовая палитра

Насыщенные тёмные цвета – характерный признак викторианского интерьера . Рубиново-алый, изумрудно-зелёный или сапфирово-синий были особенно популярны.


Первоначально цветовая палитра была ограничена, но после изобретения химических методов окраски тканей в моду вошли самые яркие цвета: переливчатые сине-зелёные, пурпурные, фиолетовые и розовые.

Стены

Стены тоже демонстрировали элегантную роскошь викторианского декора. Резной потолочный карниз, замысловатого дизайна потолочные медальоны и техники декоративной покраски использовались для отделки стен в ту эпоху.

Интерьер роскошной столовой. Потолок украшен медальоном. Шелковые обои с вензелями.

Стены красились в яркие цвета: синий, зелёный, коричневый или золотой, но в приватных комнатах могли использовать и более светлые цвета.

Современная столовая с элементами викторианского стиля:деревянная мебель с резьбой, темно-синие стены.

В ту эпоху начали массово производить обои, и они тут же завоевали популярность у потребителей. Выбирайте обои с характерными принтами: сложными завитушками, узорами из цветов и листьев.

Можно обшить нижнюю треть стены деревянными панелями, а верхнюю оклеить обоями.

Комбинированная отделка стен. Покраска и деревянные панели.

Пол

Пол чаще делали из древесины тёмного цвета: ореха, красного дерева, вишни. В парадной комнате укладывали паркет сложного дизайна, обычно с орнаментальными медальонами и бордюрами. В приватных комнатах достаточно постелить обычные деревянные доски, отполировав их и покрыв тёмной морилкой.

В ванной можно уложить чёрно-белую восьмиугольную плитку из керамики, гранита или травертина. В крайнем случае, используют и виниловую плитку.

Пол покрывается ковром. В викторианскую эпоху ковёр был большим, покрывая почти весь пол. Чаще всего рисунок ковра был цветочным, но в конце 1870-х в моду вошли восточные узоры.

Мебель

Как и все другие элементы, мебель викторианского стиля отличалась большими размерами и богатым орнаментом. Чаще её делали из тёмной древесины и украшали замысловатой резьбой. Самым любимым материалом мебельщиков было красное дерево, а самыми распространёнными предметами мебели – сервант и буфет, украшавшиеся инкрустациями из слоновой кости.

Деревянный буфет в викторианском стиле с резьбой.

Комнаты были переполнены мебелью, иногда до такой степени, что трудно было передвигаться.

Большой круглый обеденный стол опирался на массивный пьедестал или на богато украшенные резьбой ножки. У журнальных и приставных столиков столешница делалась из цельного мрамора или отделывалась мозаичными инкрустациями.

Спинки, ножки и подлокотники стульев и кресел украшались завитушками.

Интерьер спальни никак не мог обойтись без массивного комода из красного дерева с множеством выдвижных ящичков. В нём хранили бельё, но иногда он грал роль и туалетного столика, тогда на стене перед ним вешали зеркало.

На фотографии. Спальня с комодом выполняющим роль туалетного столика и зеркалом над ним.

Мягкую мебель выбирали с обивкой ярких насыщенных тонов. Кресла, пуфики и оттоманки нередко простёгивались пуговицами. Обивку делали из роскошных тканей: бархата, парчи и шёлка. В те времена в моде были кушетки с овальными спинками и изогнутыми ножками.

В викторианской спальне кровать либо покрывалась балдахином сложной конструкции, либо украшалась огромным резным деревянным изголовьем и изножьем.

Кровать с балдахином.

Окна

Витражные окна часто можно было увидеть в викторианских домах. Те же, кто не мог позволить себе настоящие витражи, оклеивали окна прозрачной цветной бумагой, чтобы создать тот же эффект. Сегодня в продаже есть специальная оконная плёнка, имитирующая витражное окно.

Оконные драпировки должны быть такими же роскошными, как и остальной декор. Окна завешивали тяжелыми портьерами из роскошного дамаска, бархата или шёлка тех же характерных для викторианского декора тёмных насыщенных цветов. В приватных комнатах шторы могли делать и из лёгких тканей: хлопка, муслина или ситца. Лёгкими кружевными занавесками покрывали окна с прозрачными стёклами.

В парадных комнатах вешали объёмные элегантного дизайна, нередко плиссированные или сборчатые, со сложным ламбрекеном сверху. Обычно их связывали по сторонам окна декоративными шнурами с кистями. Иногда они были многослойными – под тяжёлые оконные драпировки вешали ещё и кружевные шторы, украшавшие и закрывавшие окно, когда портьеры раздвинуты.

Аксессуары

Каждую комнату декорируйте большим количеством разнообразных декоративных деталей. На столики расставьте коллекции фарфоровых фигурок, декоративные железные вазы со свежими и искусственными цветами, хрустальную и фарфоровую посуду.

Стены можно украсить картинами и фотографиями в массивных позолоченных рамах, украшенных резьбой. Старинные карты тоже повесьте на стены. В викторианских домах можно было увидеть много комнатных растений, от совсем крохотных орхидей до огромных пальм в кадках на полу.



Похожие статьи