Особенности употребления предлога по в русском языке. Производные предлоги: особенности употребления и правописания

Матюшенко Ульяна Анатольевна, студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического институтафилиала Сибирского федерального университета, г.Лесосибирск[email protected]

Селиверстова Мария Альбертовна,студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического институтафилиала Сибирского федерального университета, г.Лесосибирск[email protected]

Смирнова Галина Васильевна,студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического институтафилиала Сибирского федерального университета, г.Лесосибирск[email protected]

Некоторые особенности функционирования предлогов в современном русском языке

Аннотация.Данная статья посвящена изучению функциональных особенностей предлога «ввиду» в русском языке. Предлог рассматривается как служебная часть речи, выявляются особенности его употребления в русском языке, также приводится описание классификации предлогов русского языка. Ключевые слова:русский язык, предлоги, служебные части речи, предлог ввиду.

Язык –важнейшее средство человеческого общения. Без него невозможно существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства общения непрерывно возрастает, этим и объясняется необходимость глубокого изучения родного языка в школе.Ни в одном языке невозможно обойтись без предлогов.Невозможно без предлогов составить предложения, они влияют на значение слова, с которым употребляется,так какзначение слова меняется. В школах по курсу программы русский языкизучают предлоги как служебнуючасть речи.Часть речи это такая категория слов в языке, которая определяется морфологическими, синтаксическими и грамматическими признаками. Все части речи делятся на знаменательные и служебные.

Функция служебных частей речи –вспомогательная, данные части речи обслуживают знаменательны слова. Служебные слова имеют различные особые признаки:не обладают номинативной семантикой; неизменяемые; не являются компонентом высказывания. Служебные части речиотличаются от самостоятельных частей речи тем, что онине имеют конкретного лексического и общего грамматического значения,служебные части речине изменяются,как отдельные члены предложений их не выделяют, их функция –служебная, они обслуживают самостоятельные части речи в предложениях и словосочетаниях.Предлоги служат для выражения отношенияследующихсамостоятельных частей речик другим частям речи: имени существительного, числительного и некоторых местоимений. Предлогиявляются помощниками и средством связи словв словосочетаниях,спомощью предлоговуточняетсясмысл высказывания, вносят обстоятельственные значения. Рассмотрим предложение:«Приеду СанктПетербурга шесть утра опоздания поезда». Вданном предложении нет ни одного предлога.Если рассматривать предложение в целом, то смысл его понятен, но конструкция предложения изза отсутствия предлогов не верна. Предлог из выражает пространственные отношения:из СанктПетербурга; Предлог вуказывает на временной отрезок:в шестьутра; вследствие, изза указывают обстоятельственные, причинные отношения:вследствие опоздания.Все эти предлоги помогают быстрее и точнее осмыслить сказанное .

Использование предлогов вобщении вербально и на письме при соблюдении всех грамматических норм является важным и обязательным условием для правильной речи. Рассмотрим пару примеров употребления некоторых предлогов. Так, предлог в сочетается только с предлогом из, а предлог с –с предлогом на. Можно употребить:сходилв театр–пришел из театра (но нарушением и неправильным употреблением будет с театра), прибылс Кавказа –на Кавказ (но не из Кавказа); Также невозможно сказать«благодаря опозданию» –правильное употребление в данном случае будет «изза опоздания».Не следует забывать, что такие предлоги, как:согласно, вопреки, благодаря

употребляются с существительнымитолько в дательном падеже: согласно закону, вопреки случаю, благодаря помощи медицинского работника.Предлоги всегда стоят перед теми словами, с которыми они употребляются в речи.Рассмотрим понятие термина «предлог». Предлог –это служебная часть речи,которая обслуживает слова и словосочетания в предложениях, чем выражаетотношение друг к другу тех предметов и действий, состояний, признаков, которые этими словами называются:«Рассказывать об интересных историях, прибежатьк дому, пройти мимо кинотеатра, собрать по крупицам, вести беседу в течение получаса, думать о хорошем, выйти на берег, вблизи дома, подойти к дому, тосковатьпо родным» .По мнению языковедаВ.В.Виноградова предлогами выражаются те же общие отношения, которые выражаются косвенными падежами существительных (кроме отношения субъектного): это всегда один из видов отношения определительного (по месту, времени, причине, условию, цели и др.) или объектного, либо это отношение необходимого информативного восполнения. Но если сравнитьихс косвенными падежами, то предлогимогутвыражать названные отношения гораздо более определенно и дифференцированно .Связывая между собой слова, предлог как грамматическая единица параллельно имеет отношение к связанным словам; такая связь, в первую очередь, наблюдается при сильных и регулярно предсказуемых слабых синтаксических связях, например:Состоять из частиц: состоять из и из частиц; беседоватьо делах: беседоватьо и о делах; приглядыватьза животными:приглядыватьза и заживотными; въехать в город:заехать в и в город.Объединяясь с управляющим словом (беседоватьо, глядеть за и т.д.), никогда не употребляющийся самостоятельно, предлог зачастую является определеннымпоказателем лексического значения слова; Сравнимразличные значенияглагола «состоять»в случаях «состоять из»(кого –чегонибудь: работасостоит из этапов, группа состоит из студентов) и «состоять в группе»; рассмотрим глагол «говорить»: говоритьпо существу, говорить о сыне,говорить о работе (говорить по существу), говорить сдиректором (беседовать, вести разговор). Глагол «смотреть»в случаях:смотреть насына,смотреть за сыном, смотреть за игрой. Предлог отделяется от главного слова, тем самым является независимым, и он может самостоятельно употребляться в предложениях в качестве названий, а порой и элементами целого текста:

Приглядывать за питомцами–за питомцами нужен особый уход; Беседоватьо жизни–ябеседую с другом о жизни; О времени и о себе (название); Загорать на солнышке–на солнышкежарко; Обратитьсяк другу –«Кдругу»(название стихотворения); К другу –ни строчки; ехать на рыбалку –«На рыбалку»(заглавие, подпись под картинкой, фотографией); На рыбалку –всей семьей.

Во всех вышеприведенных примерах предлог неявляется связующим звеном между словами, он обозначает лишь отношение к тому или иному предмету. Большинство отечественных и зарубежных языковедов, лингвистовинтересовали предлоги и их значения. Можно выделить различные классификации предлогов, в основекоторыхлежат следующиеподходы:1) Предложное управление.2) Функциональность предлогов.3) Лексическое значение предлогов.

Хочется остановиться на классификации предлогов, даннойизвестным отечественным лингвистом и языковедом В.В. Виноградовым.

По своей форме предлогиможно разделить на первообразные и непервообразные, а такжена простые и составные.Первообразные предлоги–это группа слов, которая не связана со знаменательными словами. Все эти предлоги имеют несколько лексических значений.Некоторые предлоги могут употребляться с одной падежной формой. Непервообразнымипредлогами называют такие предлоги, которые имеютживые словообразовательные отношения и лексикосемантические связи с знаменательными словами –существительными, наречиями и глаголами (деепричастиями). В русском языке непервообразные предлогивстречаются гораздо больше, по сравнению спредлогамипервообразными. Все эти предлоги не имеют большого количество значений и в основном они употребляются в текстах и в речи только с определенной падежной формой.

Все непервообразные предлоги можно условно разделить на предлоги:1. Отыменные (ввиду, в качестве, во имя, по линии, под видом).2. Наречные (близ, сверх, после, подле, согласно).3. Отглагольные (включая, исключая, не считая).

Простые предлоги могут бытьпервообразными и непервообразными;такие предлоги состоят только из одного слова. К составным предлогам в основном относятся слова, которые состоят из двух и более слов, к ним всегда относятся только непервообразные предлоги.Данные предлогиимеют формы имени деепричастия или наречия в сочетании с одним или двумя первообразными предлогами: впредь до, вдали от, в отличие от, согласно с, по отношению к, глядяпо .Как уже было сказано выше, все предлоги по своейструктуре и словообразовательным связям делятся на первообразные (или непроизводные)и непервообразные(или производные).

Кпервообразным или непроизводнымпредлогам, относятся простые предлоги: Без (безо) с существительными в родительном падеже, например:без причины, без предупреждения;предлог в с существительным в винительном падеже и предложном падеже: в лесу (П.п.), в лес (В.п.). Для, до, изов употреблении с существительными вродительном падеже: для работы, до него трудно дозвониться, изо всех сил. За употребляется в сочетаниислов в винительном и творительном падежах: зайти за другом (Т.п.), за плохое поведение(В.п.). К (ко) сочетается со словами в дательном падеже: придти в гости к другу(Д.п.).Меж, между, от, ото, ради, с(со), ув сочетании со словами в родительном падеже:от родителей (Р.п.), ради друга (Р.п.),спрашивать сродителей(Р.п.).

На, о, про, с, через

употребляются в винительном падеже:через родителей, народителей, про родителей.В группу первообразных относятся предлоги, имеющие пару –это предлогисращения: изза леса(Р.п), изпод сосен (Р.п).Вхудожественной литературе часто встречаются предлоги поза и понад, такие предлоги более устаревшие:едут поза лесом, поза садом, ходит понад берегом, понад рекою, понад поймой белели старые села.Таким образом, можно сделать вывод, что первообразный предлог сочетается со словами только в трех падежных формах предлоги по и с с двумя падежными формами,в, за, меж, между, на, о, под,или

с одним падежом (без, для, до, из, изза, изпод, к, над, от, перед, при, про, ради, у, через, обл. поза, понад).Рассмотрим непервообразныеили производные предлоги. Это такие предлоги, которые приобретают свойства предлогов формы отдельных слов и сочетания, которые имеют мотивационные отношения с наречиями, существительными и деепричастиями.Предлоги наречного типа относятся к простым или составным. По своей форме простые предлоги совпадают с наречиями, составные же предлоги –сочетание наречия с первообразным предлогом. Это следующие слова (падежная форма,присоединяемая предлогом,здесь и далее показывается с соответствующей формой местоимения, причем отмечается одушевленность или неодушевленность имени. Например: когочегонибудь–с родительным падежом. Одушевлённые инеодушевлённые существительные:когонибудь–только с одушевлёнными;чегонибудь–только с неодушевлёнными).1) К простым наречным предлогам относятся такие предлоги, как: близ дороги, близ когонибудь, вблизи дороги, вблизи человека, вглубь леса, вдоль дороги, взамен старого костюма, вместо отца, вместо урока, вне закона, внутри дома, возле магазина, возле брата, вокруг дома, вокруг кота, вопреки судьбе, впереди машины,впереди спортсмена,вроде него, вроде того костюма, вслед брату, касательноего, касательно его поведения(данный вариантвстречается в официальном и в устаревшем), мимоотца, мимо дома, наверху дома, навстречу ветру, навстречудругу, накануне дня рождения, наперекор отцу,наперекор судьбе,напротив отца,напротив дома, около дома,около брата,округ моста (устаревшее употребление), относительно ученика,относительно его поведения, поверхголовы, подле брата,подле дома,подобно осени,подобно человеку, позади дома, позадибрата, помимо его игрушек,поперек горла,послеуроков, после учителя,посреди комнаты,посередине комнаты,прежде родителей,против сестры, против дома,сбокуокна, сверх нормы,свыше нормы,сзади отца,сзадидома,сквозь щель, согласно статье, сообразно интересам,соответственно образу,соразмерно с ростом,среди народацветов. Наречные предлоги в большей части согласуются со словами в родительном падеже, но ряд предлогов, такие как вопреки, вслед, навстречу, наперекор, подобно, согласно, сообразно, соответственно и соразмерно –сочетаются в дательном падежеи один сквозь–в винительном падеже. 2) К составным наречным предлогам относятся: вблизи от дома,вблизиот родных,вдалеке от дома,вдалекеот родных, вдали от дома,вдалиот родных,вместе с друзьями,вместес книгой,вплоть до президента,вплотьдо реки,впредь до начала урока,вровень с братом,вровеньшеренгой,вслед за мечтой, вслед за братом,наравне с учениками,наряду с учениками, невдалеке от школы,невдалекеот мамы,независимо от ситуации,независимоот брата,применительно к ученику,рядом с домом, рядом с отцом,следом за братом,следомза мечтой,совместно с друзьями,согласно с мнением,сообразно с ситуацией,соответственно с законом,сравнительно с другом.

Большинство этих предлогов сочетается со словами в творительном падеже, некоторые предлоги, среди которых можно назвать такиекак вблизи от, вдалеке от, вплоть до, впредь до, невдалеке от, независимо от сочетаютсяссуществительными в родительном падеже,и одинпредлог к–сочетается с существительными в дательном падеже. Связь с однойиз форм падежа предопределяется первообразным предлогом, которая заключает в себе строение составного предлога (сравним: к чемунибудь–применительно кделу;от когочегонибудь–независимо от ситуации, от коллег).

Наречные предлоги в большинстве случаев по своему составу однозначные, выражая определительные (обстоятельственные) отношения. Они имеют то же лексическоезначение, что и наречие с которым они согласуются в предложениях или словосочетаниях. К неоднозначным предлогам относятся следующие предлоги: близ(близ школы), вокруг(вокруг дома), навстречу(мечте), около(дома), помимо(работы), посреди(учебного года), посредине(комнаты), против(воли), сверх(плана), рядом с (домом) и другие.

Следующаякатегория предлогов отыменныепредлоги. По форме своей эти предлоги представляют собою либо предложнопадежную форму имени, т.е.имеютформу косвенных падежей отвлеченного существительного с первообразным предлогом или предлогом вне (1), либо такую предложнопадежную форму, сопровожденную еще одним (вторым) первообразным предлогом (2), либо беспредложную форму родительного или творительногопадежей(3). Предлоги первой и второй групп –составные, предлоги третьей группы –простые.1) Составные именные предлоги с одним первообразным: без помощи друга, без сопровождения взрослых, в адрес собеседника(встречается в деловом стиле),в виде игрушки,ввиду соглашения, в границах родины, в деле о преступлении, в знак благодарности, в интересах семьи,в интересахстраны,в ипостаси когонибудь (употребляется в шутливой и ироничной форме),в качестве гостя, в качестве премии,в контраст комулибо,внаправлении дома, вобласти экономики,в отношениидруга, в пользу обвиняемого, в пользу команды, в порядке очереди, в пределах нормы, в продолжение вечера, в противовесобстоятельствам, в противоположность сопернику, в районе семидесяти человек (газетный и деловой стиль), в рамках закона, в результате аварии, в ролиотца, в свете событий, в силу обстоятельств, в случае потери, в смысле разумного,в сопровождениивзрослого,в сторону дома,в сторону друга, в сфере услуг,в счет партнера, в течение часа, в условиях рынка труда, в честь друга,в честь юбилея,в ходе событий, в целях экономии, вне границ закона, вне пределов допустимого, вне рамокзакона, вне сферы услуг, во время урока, во имя дружбы, вследствие эксперимента, за исключением событий, за счет друга,за счетотпуска,на основании изложенного,наподобие фигуры, на предмет работы (официальный и деловой стиль), на протяжении жизни, на пути трудностей, по адресудруга(деловой), полинии фронта (газетный, официальный, деловой), по мере нарастания, по образцу сказанного, по поводу оценок, по причине опоздания, по случаю празднования юбилея, по частиработы, под видом друга, под предлогом болезни, при помощидруга, при помощи средств, при посредстве знакомого,при условии выполнения, с помощью друга,с помощью работы,с целью работы, с соседей, через посредство друга, с отрицанием,не в пример тебе.Существует ряд случаев, когда при написании первообразныхпредлоговпроисходит сливаниес падежной формой имени, в таких случаях предлог становится приставкой: ввиду чегон., вследствие разборок,наподобие соседа.Все перечисленные составные отыменные предлоги сочетаются со словами в родительном падеже, среди них есть лишь несколько, которые согласуются в дательном падеже: в контраст, в противовес, в противоположность,не в пример.

Большая часть этих предлогов однозначные, так как выражают отношения, соответствующие лексическим значениям тех существительных, с которыми они соотносятся. Неоднозначны предлоги: в направлении, в пользу, по поводу, по части, со стороны, на пути2) Составные отыменные предлоги с двумя первообразными предлогами: в зависимости от обстоятельств, в направлении к другу,к дому,в ответ на симпатию, в отличие от друга,в связи с событиями, в согласии с законом, в содружестве с обществом, в сообществе с компанией, в соответствии с пунктом, в сравнении с другом, в стороне от дома,в сторону от дома,в унисон с другом(книжная), в уровень сводой, на пути к счастью, по направлению к дому, по отношению к соседу,по сравнению с прошлым годом. Как исоставные,наречныепредлогиупотребляютсяс заключающим первообразным.Увышеназванныхпредлогов падеж присоединяемого существительного предопределяется этим заключающим предлогом: при заключающем предлогеот –это родительный падеж(в зависимости от, в отличие от, в стороне от, в сторону от), при заключающем к –дательный падеж(на пути к, по направлению к, по отношению к), при заключающем на –винительный падеж(в ответ на), при заключающем с –творительный падеж (в связи с, в согласии с, в содружестве с, в сообществе с, в соответствии с, в сравнении с, в унисон с, в уровень с, во главе с, по сравнению с).Почти все предлоги второй группы однозначны.3) Простые отыменные предлоги: порядка ста десяти слов, температура порядка двух тысяч градусов, посредством учебы, путем решения,типа Иванова, устройство типа центрифуги. Такие предлоги однозначны:выражаемые ими отношения соответствуют лексической семантике мотивирующих существительных.Отглагольные предлоги по форме представляют собою деепричастия,в своем современном состоянии не связанные с парадигмой глагола и несущие в себе значение отношения. Такие предлоги могут быть простыми (1) и составными (2); в последнем случае форма деепричастия соединяется сзаключающим первообразным предлогом.1) К простым отглагольным предлогам относятся: благодаря новости, другу, включая меня, последние события,кончаяобстоятельством, начиная радостным событием, не доходя до друга,до дома,не считая Иванова,последние события,погодя час, погодя минуту,погодянеделю,погодя год, погодя месяц,погодясколькото времени, пройдядруга, спустя время (сочетаемость с теми же существительными,что и у погодя), считая радостью.Падежная форма имени, присоединяемого таким предлогом, предопределяется характером сильной связи соответствующего глагола. Исключение –предлоги благодаряине доходя, которые имеют свою собственную сочетаемость: благодарить друга,но благодаря событиям,благодаря другу;не доходить до друга,работы,но не доходя случая. Все такие предлоги однозначны. Отношения, выражаемые ими, опираются на лексические значения соответствующих глаголов; исключение составляет предлог благодаря, имеющий в современном языке свое собственное отвлеченное значение причины, повода.2) К составным отглагольным предлогам относятся: глядя по внешности, смотря по обстоятельствам, судя по поведению, невзирая на обстоятельства, несмотря на отношения, не доходя до работы,не доходядо друга, исходя из вышесказанного, начиная с кофе,начинаяс друга.Падежные формы при этих предлогах воспроизводят связи соответствующих глаголов: глядеть, смотреть (в значениирассуждать, решать) по вопросу, судить по поступкам, взирать на обстоятельстваи т.д. Все такие предлоги однозначны. Выражаемые ими отношения опираются на лексические значения соответствующих глаголов.Непервообразные отыменные предлоги находятся на разных ступенях отхода от тех знаменательных слов, которыми они мотивированы. Многие из этих предлогов полностью утратили общность лексического значения, парадигматические связи и черты синтаксической общности с соответствующими именами; таковы, например, следующие предлоги: ввиду (событий), в виде (друга), посредством (чтения), путем (обмана) в силу (обстоятельств), в течение (года), вследствие (эксперимента), в качестве (премии), насчет (работы, друга), по мере (обстоятельств). Однако в очень многих случаях составные отыменные предлоги имеют живые и тесные парадигматические и смысловые связи с соответствующим существительным, а также и некоторые его синтаксические признаки. Выражая отношения, такие предлоги одновременно несут в себе элемент предметного значения. Сюда относятсятакие составные предлоги как:без помощи (друга, компьютера),без сопровождения (взрослого), в границах (города), в знак(благодарности), в области (науки), в пользу (команды), в связи (с болезнью), впротивоположность (партнеру), в роли (отца), в условиях (рынка), на основании (изложенного), по адресу (адресата), под предлогом (болезни), при посредстве (директора), в согласии с (партнером). Такие предлоги можно называть предложными сочетаниями (иногда их называют также «опредложивающимися» сочетаниями). Признаки того, что эти сочетания не полностью принадлежат классу предлогов, приведены далее.1) Многие из таких предложныхсочетаний, в отличие от собственно предлогов, относятся избирательно к тем существительным, с падежной формой которых они соединяются: это могут быть существительные или только одушевленныеили только неодушевленные: в границах города(но не когонибудь),в области экономики(но не когонибудь), вне рамок допустимого (но не когонибудь), в порядке очереди (но не когонибудь), в ролиотца (но не чегонибудь), в сообществе с другом (но не с чемнибудь). Такая избирательность определяется и объясняется лексическим значением того существительного, которое входит в состав предложного сочетания. Показательно в то же время, что значение отношения, заключенное в таком предложном сочетании, может оказаться сильнее этого лексического фактора, и тогда избирательное отношение к одушевлённым и неодушевлённым именам отсутствует; например: во имя любви, во имя дружбы, во имя друзей,в честь юбилея, в честь друга,за счет средств, за счет друга,при помощи друга, при помощи денег, с помощью друга,с помощьюденег,через посредство друга,не в примерученику, в согласии с законом, в согласии с супругом (сравним: имя друга, помощь друга).2) Во многих случаях имя, входящее в предложное сочетание, сохраняет способность принимать согласуемое прилагательное: вести себя в границах дозволенного –в установленных границах дозволенного, выступает в роли умиротворителя –в сомнительной роли умиротворителя, летал в условиях полярной ночи –в неблагоприятных условиях полярной ночи, не принял посетителя под предлогом занятости –под неубедительным предлогом занятости, приехали с целью помощи –с благородной целью помощи, действует в зависимости от обстоятельств –в непосредственной зависимости от обстоятельств, работают в содружестве с инженерами –в тесном содружестве с инженерами, находится на пути к успеху –на верном пути к успеху. При введении такого согласуемого слова предложное сочетание утрачивает свою служебную функцию, и имя, получающее определение, восстанавливает все свои предметные свойства. Однако в очень многих случаях согласуемое слово уже не может быть введено в состав предложного сочетания,

например: в знак благодарности,в отношении обвиняемого, в продолжение вечера, в результате аварии, на предмет дружбы, по мере возрастания.3) В тех случаях, когда присоединяемое предлогом существительное заменяется местоимением (в ходе переговоров –в ходе их, в их ходе; за счет колхоза –за его счет; со стороны покупателей –с их стороны, со стороны них; в пользу пострадавшего –в его пользу –в пользу него), предложное сочетание, не полностью принадлежащее к классу предлогов, допускает замену такого имени указательнымисловами«этот», «такой»и творительного падежа: действует на основании инструкции –на этом, на таком основании; отказался под предлогом занятости –под этим, под таким предлогом; выступает в роли умиротворителя –в этой, в такой роли,мастак по части розыгрышей –по этой части.Подобно явлениям, имя, получающее согласуемое определение, утрачивает при этом функцию связующей единицы, т.е. предложное сочетание распадается.Лексическим значением предлога как отдельно взятого слова является значение того или иного отношения. Это отношение может быть или максимально абстрактным, широким, или более конкретным и определенным, узким. Однако в любом случае предлог имеет лексическое значение, различна лишь степень его абстрактности. Предлог «ввиду» означает причину, следствие. Например:ввиду предстоящих морозов надо запасаться дровами.Производныйпредлог«ввиду» является специализированнымсредствомсвязи. Он в основном сохраняет лексическое значение слова, от которого образовано, и способен самостоятельно выражать причинную семантику. Подавляющее большинство предложнопадежных форм со значением причины характеризуются как книжные, а значит, используются в письменных формах русской речи.К письменным формам книжной речи относятся тексты научного, официальноделового, публицистического (газетножурнального) и художественного стилей.Стоит отметить, что ошибки в употреблении подобных предлогов связаны именно с тем, что носитель языка знакомится с ними намного позже, чем с непроизводными предлогами. Так, школьники предлоги «ввиду» практически не употребляют (так же, как и предлоги «вследствие», «наряду» и т.д.).Употребление производного предлогахарактерно длятекстов научного и официальноделового стиля речи.Предлог ввиду нелегко дифференцировать по значению,поскольку имеет одинаковую –книжную –окраскунаряду с предлогами вследствие, в результате, в силу. Употребление этогопроизводного предлога связанос его внутренней формой: предлог «ввиду»указывает на предстоящее событие, которое принимается во внимание .В лингвистической и лингводидактической литературе указывается также на характер лексем, сочетающихся с данным предлогом.Так, например, предлог –ввидусочетаетсяс наименованием причины, ожидающейся в будущем . Предлог ввиду используется: 1) При желании придать высказыванию подчёркнуто официальный характер (часто в деловых документах): «Внастоящее время мыне поставляем этот товар ввидуотсутствия необходимой упаковки»(из делового письма);ср.: «В настоящее время мы не поставляем этот товар изза отсутствия необходимой упаковки»(менее официально).2) Если причиной является событие, ожидаемое в будущем: «Ввиду предстоящих соревнований спортсмены много тренируются». Предлог используется для мотивации действий человека.

Конструкции с производным предлогом ввиду, как правило, обозначают внешнюю причину и выражают отношения, которые детализируются на основе лексической семантики слова, от которого предлог образован.Типовое значение таких конструкций в большинстве своемсоздаётся с именами существительными, которые обозначают:

События и явления, а именно социальные события и явления: выборы, заявление, отъезд, переговоры, подписание, события.

Физические явления: взрыв, выбросы, осушение, проверка.

Природные явления: буря, ветер, дождь, жара, заморозки, засуха, иней, мороз, наводнение.

Действия и процессы: воздействие, влияние, давление, действие.

Свойства и характеристики: возможность, сложность, занятость.

Неизученность (проблемы), необходимость, изученность (проблемы).Конструкцияввиду + Р. п. активно принимает в свой состав слова перечисленных выше семантических групп: «Ввиду важности этого проекта комиссия решила рассмотреть его в первую очередь».В справочнике Д.Э. Розенталя предлог ввиду относится к предлогам, выражающим причинные отношения (благодаря, вследствие, ввиду, в связи с, в силу, изза, по причине и др.). При их употреблении обычно учитываются присущие им смысловые оттенки:

Ввиду предстоящего отъезда.

Вследствие предстоящего отъезда.Как мы можем увидеть, употребление предлога ввиду предпочтительнее, т.к. отъезд еще предстоит и «последствий» пока не имеет. С другой стороны, точнее выражена мысль в сочетании «предоставить отпуск вследствие болезни»,чем в сочетании«предоставить отпуск ввиду болезни»(получилось бы, что болезнь, ставшая уже фактом, должна еще наступить);ср.:Пишу к вам из деревни, кудазаехал вследствие печальных обстоятельств(Пушкин). Двузначный характер имеет предложение«Ввиду стихийных бедствий страна вынуждена импортировать продовольствие»(то ли констатируется наступивший уже факт, то ли говорится о повторяющихся стихийных бедствиях).В заключении данной работы можно сказать, что данная работапозволила выявить значение предлога ввиду, также в данной работе были предложены классификациипредлогов Виноградова В.В.,в основе которых лежат несколько подходов:1. Функциональность предлогов.2. Лексическое значение предлогов.3. Предложное управление.Классификация всех предлогов актуальна, так как большинство предлогов имеют свое лексическое значение. Кроме того, они обозначают конкретный вид отношений между предметами и явлениями реальной действительности.Первообразные предлоги объединяются в небольшую и непополняющуюся группу простейших слов, не связанных живыми словообразовательными отношениями с какимилибо знаменательными словами. Почти все такие предлоги многозначны. Многие из них способны соединяться более чем с одной падежной формой имени. Непервообразные предлоги –это предлоги, имеющие живые словообразовательные отношения и лексикосемантические связи сознаменательными словами –существительными, наречиями и глаголами (деепричастиями).

Производные предлог ввиду являетсяспециализированным средством связи. Он в основном сохраняет лексическое значение слова, от которого образовано, и способен самостоятельно выражать причинную семантику.

Ссылки на источники1.Виноградов,В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. Москва, 19722.Всеволодова,М.В., Ященко,Т.Я. Причинноследственные отношенияв современном русском языке. Москва,1988.3.Золотова,Г.А. Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. Москва,1988.4.Золотова,Г.А., Онипенко,Н.К., Сидорова,М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. Москва, 1998.5.Красильникова,Л.В. Выражение причинноследственных отношений // Коммуникативный синтаксис русского языка. Учебное пособие для иностранных магистрантовлингвистов. Москва, 2013.6.Красильникова,Л.В. Способы выражения причинноследственных отношений в текстах по литературоведению // Слово. Грамматика. Речь. Москва, 1999.7.Мамаева С.В., Шмульская Л.С. Грамматические особенности дискурсивной деятельности школьниковподростков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17.№2. С. 182186.8.Маркова, В.А. Выражение обстоятельственных отношений в русском языке: Причина, следствие, цель, условие, уступка, время: Пособие для иностранных учащихся. Москва, 2016.9.Одинцова, И.В. Выражение причинноследственных отношений // Книга ограмматике. Москва, 2004.10.Одинцова, И.В. Структурнокоммуникативные модели с причинной семантикой в простом предложении // Вестн. Московского унта. Сер. 9. Филология. 2002.№ 1.11.Розенталь,Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Москва, 1974.12.Русская грамматика 1980, том 1,582.13.Теремова,Р.М. Опыт функционального описания причинных конструкций. Л., 1985.14.Тимошина,Т.В. Конструкции с причинными предложнопадежными формами в художественном, газетнопублицистическом и научном стилях речи: Автореф. дис. канд. филол. наук. Воронеж, 1987.15.Шувалова,С.А. Смысловые отношения в сложномпредложении и способы их выражения. Москва, 1990.

Значительная часть предлогов принадлежит к стилистически нейтральной лексике: в, на, за, между, о, перед, по и мн. др. Некоторые предлоги имеют книжную окраску и употребляются преимущественно в книжных стилях речи, например: вопреки, согласно, по мере, в отношении, применительно к, в лице, помимо, в связи и нек. др.

Ряд предлогов управляет не одним, а разными падежами существительных (см. выше); эти предложно-падежные сочетания могут различаться как по значению, так и по стилистическим свойствам, а также по употребительности: одни сочетания характерны для современного языка, а другие являются устаревшими. Встречаются в речи и неправильные, с точки зрения литературной нормы, способы соединения предлога с существительным.

Приведём примеры, иллюстрирующие все перечисленные случаи.

При глаголах «чувства»: тужить, плакать, горевать, тосковать, скучать, соскучиться и т. п.- предлог по употребляется с дательным падежом, например: тужить по сыну , плакать по отцу , горевать по мужу , тосковать по родному селу , скучать по Михайловскому . Но личные местоимения при указанных глаголах ставятся в предложном падеже, например: тужит по нем (возможно и по нему), плачет по вас, горюет по нас и т. д. Иногда встречается употребление в предл. падеже не только местоимений, но и существительных, например: тужит по сыне, плачет по отце, скучает по Михайловском и т. п. Такое употребление существительных считается или устарелым, или диалектным. Совершенно ошибочным является употребление после отмеченных глаголов

предлога за с творительным падежом, например: Он скучает за вами; она тоскует за тобой.

В современном языке всё шире развивается употребление после указанных глаголов «чувства» предлога о с предложным падежом: тужит о сыне, тоскует о муже, скучает о брате и т. п.

После глаголов сдвиження» (ходить, гулять, бежать, двигаться, взбираться, бродить и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом: ходил по лугу (по лугам), гулял по лесу (по лесам), бежал по берегу (по берегам), двигался по рельсам, взбирался по лестнице (по лестницам), бродил по полю (по полям) и т п.

Предлог по с предложным падежом употребляется в книжной речи со значением «после чего-нибудь», например: поистечении срока, по прибытии на место, по окончании школы, по приезде в город. Раньше наряду е предложным падежом употреблялся дательный падеж, например: Я уже писал царю тотчас по окончанию следствия. (П.) По короткому совещанию решили... (Г.) Теперь употребление дательного падежа в подобных сочетаниях считается ошибочным.

После предлога по местоимения сколько и несколько ставятся в дательном падеже, например: По скольку тетрадей дали каждому ученику? По нескольку суток пропадал из дома. (Допустим также вин. пад.: по сколько, по несколько).

Предлог по при числительных, обозначающих количество, которое приходится каждому, или обозначающих цену каждого и т. д., .употребляется со следующими падежами: 1) с винительным падежом при числительных два, две, три, четыре, двести, триста, четыреста (выдали по два, по три, по четыре карандаша; выдали по двести, по триста, по четыреста рублей ): 2) с дательным падежом при остальных числительных: один, пять,...

десять.... двадцать, ...сорок, ...пятьдесят, ...девяносто, сто (выдали по одному, по пяти, по сорока, по пятидесяти , ...): в современном языке получают всё большее распространение сочетания с винительным падежом: по пять, по десять , по пятьдесят, которые до недавнего времени оценивались как просторечные; 3) особо сочетаются числительные пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот, полтора, полторы (по пятисот, по шестисот, по семисот и т. д., по полтора, по полторы).

В последнее время предлог по активно употребляется вместо других предлогов, а также используется в конструкциях, которые раньше были беспредложными, например: программа по литературе (вместо программа литературы), лекция по истории (вместо лекция об истории), совещание по животноводству, соревнования по плаванию, мастер по ремонту (сравните: совещание о животноводстве, соревнования в плавании, мастер ремонта) и т. п.

Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, например: благодаря вашему совету, согласно вашему желанию, вопреки вашему предсказанию.

Предлог благодаря по происхождению является деепричастием. Сравните: 1) Благодаря отца , мы стали с ним прощаться (деепричастие); 2) Благодаря обильным весенним дождям яровые хлеба были превосходные (предлог).

Деепричастие благодаря употребляется с винительным падежом; лексическое значение деепричастия обусловливает преимущественное сочетание его с существительными одушевлёнными, винительный падеж которых совпадает по форме с родительным (благодаря брата, благодаря учителя за помощь и т

п.). Влиянием форм винительного одушевлённого, очевидно, и объясняется употребление после предлога благодаря существительных в родительном падеже, например: «благодаря совета», «благодаря весенних дождей» и т. п. Такое употребление является неправильным.

Лексическое же значение предлога благодаря обусловливает сочетание его с существительными, имеющими «положительное» значение, обозначающими нечто такое, чему можно принести благодарность, например: благодаря вашему совету..., благодаря солнечной погоде... и т. п. Поэтому сочетания вроде Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника следует считать неудачными.

Предлог согласно по происхождению является наречием. Раньше он употреблялся в сочетании с первообразным предлогом с; при этом сочетании существительное ставилось в творительном падеже, например: Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. (П.) Это сочетание считается вполне литературным и в современном языке, но встречается оно редко. Вместо него чаще употребляется предлог согласно с дательным падежом, например: Согласно вашему приказанию рота на смотр построена. Обороты с предлогом согласно более свойственны речи деловой, в которой иногда при предлоге согласно встречается родительный падеж (согласно вашего приказания), что противоречит литературной норме.

При предлоге вопреки, который по происхождению является наречным, в литературной речи тоже употребляется дательный падеж, например: Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась. (Л.) (Сравните дательный падеж при глаголе перечить.) В живой речи иногда встречается ошибочное употребление родительного падежа.

С дательным падежом употребляются ещё три наречных предлога:навстречу, подобно, наперекор, например: I) Ябросилсянавстречу брату. 2) Подобно грохотанью дальнего грома за лесом раздавался глухой шум водопада. 3) Он всё делал наперекор желанию родных. В употреблении дательного падежа с предлогами навстречу иподобно ошибки встречаются редко, чаще ошибочно употребляют родительный падеж при предлогенаперекор: это, очевидно, объясняется влиянием синонимичного предлогапротив, который сочетается с родительным падежом (наперекор желанию, но против желания).

Разделы: Русский язык

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Метод проекта всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей изучаемых в школе наук.

Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена. Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, я стремлюсь повысить практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

Например:

  • сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам,
  • сделать подборку фразеологизмов на определенную тему составить словарик фразеологизмов,
  • сделать подборку примеров на определенную тему из художественной или учебной литературы,
  • изготовление учебных пособий (схем, опор, таблиц), составление кроссвордов по теме и др.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.

В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме и др.

Научить обрабатывать, обобщать информацию, полученную из учебной, научно-популярной литературы. Выработать умение формулировать проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся), решать проблемы на основании выдвинутых гипотез.

развитие лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей учащихся; формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности, навыков работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами): Учитель объявляет тему урока и задает проблемный вопрос.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Ученики высказывают свои предположения)

Учитель обобщает: при употреблении ПРЕДЛОГОВ возникает ряд вопросов, связанных с их значением, стилистической окраской. И сегодня мы попытаемся их разрешить. Для этого мы вместе соберем информацию о предлогах, обработаем ее с точки зрения языковой нормы и проведем исследование. А результатом будет мини-проект “Речь в защиту предлога ИЗ

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

I. Запишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. (Запись на доске.)

Встретиться по возвращени(и, ю) из командировки; принять решение по выяснени(и, ю) обстоятельств; по здравому рассуждени(и, ю); получить права по достижени(и, ю) совершеннолетия; получить посылку по предъявлени(и, ю) паспорта; поздравим лично по приезд(е, у).

Понаблюдайте,в каком значении употребляется в них предлог "ПО"?

(В значении ПОСЛЕ. Употребление предлога ПОСЛЕ носит нейтральный характер; ПО - книжный характер.)

II. Продолжаем собирать информацию о предлогах, выберите предлоги (речевая разминка).

  • Можно ли прийти домой с улицы?
  • Можно ли прийти домой со школы?
  • Можно ли принести с магазина мясо?
  • Можно ли принести со двора ведро?

(Предлоги В, НА - синонимы, им соответствуют антонимичные пары ИЗ, С; говорим: на улицу - значит - с улицы.

Значение предлогов В, НА - внутрь чего-либо, пространственные.)

Правильно ли "в этой связи"?

Какие части речи путают говорящие таким образом?

(Надо "в связи с…", то есть с тем, что было только что сказано…)

Можно ли так сказать:

"Благодаря снежным заносам движение прервано", "Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника"?

(Предлог БЛАГОДАРЯ не потерял еще своего первичного значения по связи с глаголом БЛАГОДАРИТЬ .)

Как же лучше сказать?

(Движение прервано из-за /ВСЛЕДСТВИЕ, ПО ПРИЧИНЕ/ заносов).

В городском транспорте можно услышать: "оплатить за проезд", "уплатить за проезд".

Сопоставьте, какой вариант предпочтительнее с точки языковой нормы?

литературном языке принята беспредложная конструкция "оплатить что? проезд" и предложная конструкция "уплатить за проезд").

III. Это была речевая разминка перед более сложной работой, исследовательской работой. Всмотритесь в текст, что заметили?

1. Иду я со школы и вижу очередь возле книжной лавки, которая была большая и заинтересовавшая меня. 2. Я подошел более ближе, спросил, кто крайний, и выяснил, что дают. 3. Оказалось, что нужно заиметь лотерейный билет и с ним, если выиграешь, приобрести книгу или произведение. 4. Но настроение было у меня очень замечательное, я был уверен в то, что достанется повесть Бакланова "Альпийская баллада". 5. Получив билет, мне вручили желающую книгу.

(Текст требует правки, поскольку каждое предложение таит в себе несколько ошибок. Попробуем вместе откорректировать текст. Можно работать в группах или индивидуально).

В первом предложении три ошибки:

1 - иду из школы;
2 - придаточное определительное может быть отнесено и к очереди и к лавке, значит нужно переделать так, чтобы недоразумения не было;
3 - союз "и" связывает глагол и причастие.

Три ошибки и во втором предложении:

1 - или "более близко" или "ближе", т.е. или простая или составная форма сравнительной степени;
2 - спросил, кто последний;
3 - выяснил, что продают .

В третьем предложении четыре ошибки:

1 - нужно приобрести билет;
2 - вместо "с ним" написать "по нему",
3 - заменить слово “приобрести”, т.к. оно уже есть у нас;
4 - убрать слово "произведение".

В четвертом предложении фактическая ошибка: "Альпийскую балладу" написал Василь Быков. Убрать союз "но", убрать слово "очень", заменить указательное местоимение "то" на "том" (уверен в том).

В пятом предложении две ошибки:

1 - добавочное действие и основное должны относиться к одному предмету, следовательно, здесь деепричастный оборот нужно заменить придаточным предложением;
2 - заменить действительное причастие страдательным.

Как же грамотно должен звучать текст? (читает ученик).

Иду я из школы и возле книжной лавки вижу большую, заинтересовавшую меня очередь. Я подошел ближе, выяснил, что продают, и спросил, кто последний. Оказалось, что нужно приобрести литературный билет и по нему, если выиграешь, купишь книгу. Настроение у меня было замечательное, я был уверен в том, что мне достанется повесть Василя Быкова "Альпийская баллада". Когда я получил билет, мне вручили желаемую книгу.

В этом тексте не так много предлогов. И все же сможете вы их распознать? (Анализ исследования).

IV. Продолжим наблюдение. Укажите случаи ошибочного употребления падежных форм имени существительного с предлогом (Доска).

Наперекор - родителям, старших, судьбе.

согласно - приказа, распоряжению, данных..

благодаря - заботой, внимания, старанию.

Что вы скажете о предлогах СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР, БЛАГОДАРЯ с точки зрения происхождения?

(Это производные предлоги: СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР образовались из наречий, а БЛАГОДАРЯ - из деепричастия).

V. Предлагаю выборочную работу: один ученик записывает сочетания с производными предлогами; другой - с омонимичными частями речи. Класс работает в тетрадях в двух колонках.

в течение года; договориться насчет похода; задача на подобие треугольников; остаться, несмотря на уговоры; средства переведены на счет; в течении реки; мчался, не смотря под ноги; задача наподобие предыдущей; впоследствии вернуться обратно; быть дома вследствие дождя.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

В начале урока звучали примеры ошибочного употребления предлога С

"прийти со школы, с магазина, вернуться с Москвы." В ходе исследования мы пришли к выводу: грамотный человек будет говорить: "из школы, из магазина, из Москвы".

Попробуйте написать мини-проект Речь в защиту предлога ИЗ. Или сочинение-миниатюру о предлоге в любом жанре: сказки, интервью. Те, у кого сейчас нетворческое настроение, вспомните производные предлоги, которые пишутся раздельно, слитно, и составьте с ними предложения.

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

Работы учеников.

Речь в защиту предлога “ИЗ”
ученицы 7 класса
ЦИРКУНОВОЙ Ксении

Я считаю, что предлог "ИЗ " помогает нам правильно употреблять в своей речи словосочетания. Порой мы даже не замечаем услышанные нами грубые речевые ошибки как в речи детей, так и взрослых. Например, говорят "с магазина", хотя нужно "из магазина", т. к. мы пришли из здания, а не спустились с него. Всегда нужно стараться не допускать таких ошибок и говорить правильно.

Речь в защиту предлога " ИЗ " и "С "
ученика 7 класса
ТРОФИМОВА Вадима

В русском языке существуют предлоги "ИЗ" и "С", которые постоянно путают между собой. Некоторые ученики говорят: "Я пришел со школы". Это неправильно, так как получается, что ученик слез со школы. А правильно говорят: "Я пришел из школы". У этих предлогов есть синонимы и антонимы. Предлогу "ИЗ" синоним "С", а антоним "В" и "НА". Для того чтобы не путать предлоги, надо воспользоваться простым правилом: "Если в предложении указано точное место, то пиши предлог "ИЗ", а если нет - то "С". Например: "Он приехал с севера. Но приехал из Москвы".

Речь в защиту предлога "ИЗ "
ученицы 7 класса
СОЛОДЧУК Александры

Для чего нужен предлог "ИЗ"?

Во-первых, предлог "из" нужен для того, чтобы правильно говорить, чтобы не путать его с предлогом "с". Например: пришел из школы, вышел из дома. А не "пришел со школы, вышел с дома".

Во-вторых, предлог "из" нужен для того, чтобы в мире не сократилось разнообразие предлогов. Так, например, исчезнет предлог "из" и за ним исчезнут предлоги тесно связанные с ним: "с", "на", "в".

Говорите правильно, размышляйте, и тогда вы поймете, зачем же нужен предлог "из".

Д.З. - Закончить творческую работу дома.

Литература:

  1. Розенталь Д., Голуб И., Кохтев Н. Русский язык для школьников пятых-девятых классов. Путешествие в страну слов. – М: Издательский дом “Дрофа”, 1995. – с.168.
  2. Хазанова А. С., Цвайг Л.В. Русский язык. Практическое руководство в двух частях. – М: Владос, 1995. - Ч. 2. – с. 23.
  3. Сочинение. Практическое пособие. – М: “Московский лицей”, 1996. – с.16.

354. Прочитайте. Укажите предлоги и слова, к которым они относятся; затем укажите, с каким падежом употреблён каждый предлог. Выделите производные предлоги, образовавшиеся: а) из наречий, б) из существительных, в) из глаголов (деепричастий).

1) В ночь погода зашумела. (П.) 2) Для берегов отчизны дальной ты покидала край чужой. (П.) 3) У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том. (П.) 4) Ветер дул навстречу. (П.) 5) Дым багровый клубами всходит к небесам навстречу утренним лучам. (П.) 6) Река разлилась, и пришлось ехать кружным путём. 7) Задача решается путём приведения к единице. 8) Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться. 9) Я узнал много нового благодаря вам.

§ 58. Особенности употребления некоторых предлогов

1. Предлог между (меж) употребляется с двумя падежами: родительным и творительным, например: 1) Меж высоких хлебов затерялося небогатое наше село. (Н.); 2) Паузы между выстрелами были тягостнее самих выстрелов. (М. Г.) В современном русском литературном языке предлог между чаще употребляется с творительным падежом.

2. При глаголах чувства (тужить, плакать, горевать, тосковать, скучать, соскучиться и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом, например: тужить по сыну, плакать по отцу, горевать по мужу, тосковать по родному селу, скучать по Михайловскому. Но личные местоимения 1-го и 2-го лица при указанных глаголах чаще ставятся в предложном падеже, например: плачет по вас, горюет по нас.

Ошибочным является употребление после отмеченных глаголов предлога за с творительным падежом, например: «Он скучает за вами», «Она тоскует за тобой».

После глаголов движения (ходить, гулять, бежать, двигаться, взбираться, бродить и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом: ходил по лугу (по лугам), гулял по лесу (по лесам), бежал по берегу (по берегам), бродил по полю (по полям) и т. п.

Предлог по с предложным падежом употребляется со значением «после чего-нибудь», например: по истечении срока, по прибытии на место, по окончании школы, по приезде в город.

После предлога по местоимения сколько и несколько ставятся в дательном падеже, например: По скольку тетрадей дали каждому ученику? По нескольку суток не бывал дома.

Предлог по при числительных, обозначающих количество, которое приходится каждому, или обозначающих цену каждого и т. д., употребляется со следующими падежами: 1) с винительным падежом при числительных два, две, три, четыре, двести, триста, четыреста (выдали по два, по три, по четыре карандаша; выдали по двести, по триста, по четыреста рублей); 2) с дательным падежом при остальных числительных: один, ..., пять,..., десять, ..., двадцать,..., сорок, ..., пятьдесят, ..., девяносто, ..., сто (выдали по одному, по пяти, по десяти, по сорока, по пятидесяти...);

3) особо сочетаются числительные пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот, полтора, полторы (по пятисот, по шестисот и т. п., по полтора, по полторы).

Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, например: благодаря вашему совету, согласно вашему желанию, вопреки вашему предсказанию.

Значение предлога благодаря обусловливает сочетание его только с существительными, имеющими положительное значение, указывающими на то, за что можно принести благодарность: благодаря вашему совету, благодаря солнечной погоде и т. п. Поэтому, например, предложение вроде «Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника» неправильно.

С дательным падежом употребляется ещё три наречных предлога: навстречу, подобно, наперекор, например: 1) Я бросился навстречу брату. 2) Подобно грохотанию дальнего грома за лесом раздавался глухой шум водопада. 3) Он всё делал наперекор желанию родных.

355. Спишите данные словосочетания, ставя заключённые в скобки слова в нужном падеже.

Скучать по (родной город), бродить по (парк и роща), взбираться по (лестница), приехать по (окончание института), возвратиться по (завершение строительства), справиться по (прибытие в столицу), рассказать по (возвращение из командировки), отчитаться по (окончание экспедиции), заплатить по (триста восемь рублей), купить по (двадцать три) тетради, поступить наперекор (желание), действовать вопреки (совет), уезжать согласно (предписание), добиться хорошего урожая благодаря (правильная обработка полей), выйти навстречу (участники пробега), петь подобно (соловей).

356. Спишите, ставя слова, заключённые в скобки, в нужном падеже. Предлоги, относящиеся к словам в скобках, подчеркните.

1) Она меж (дело и досуг) открыла тайну, как супругом самодержавно управлять. (П.) 2) Меж (горцы) пленник наблюдал их веру, нравы, воспитанье. (П.) 3) Всегда я рад заметить разность между (Онегин) и (я). (П.) 4) Не тужи по (сны прелестные). (Держ.) 5) Он соскучился по (свой дядя). (Т.) 6) По (небо) крадётся луна. (П.) 7) Где-то вьётся прихотливым извивом просёлок, и бойко проскачет по (он) телега. (С.-Щ.) 8) По (окончание) университета он уехал работать в деревню. 9) По (прибытие) на место мы направились к коменданту. 10) По (истечение) срока отпуска он возвратился на завод. 11) Все дома были построены одинаково: фасад выходил на юг, на каждом фасаде было по (десять) окон, на каждой западной стене по (шесть) окон, на восточной тоже по (шесть), а сзади, на северной стороне, по (четыре) окна. 12) Согласно (указание штаба армии) отряд должен был перебраться на Двину. (Н. Ник.) 13) В сутки проезжали по (пятьсот), а иногда и по (шестьсот) километров. 14) Они будут видеться, будут каждый день просиживать по (несколько) часов вместе. (Гарш.) 15) В Петербурге, вопреки (его собственные ожидания), ему повезло. (Т.) 16) Благодаря (масса новых впечатлений), день для Каш-танки прошёл незаметно. (Ч.)

357. Спишите, употребляя предлоги благодаря, ввиду или вследствие и ставя существительные в нужном падеже.

1) ... (ожидаемые заморозки) пальмы убрали в оранжерею. 2) ... (ремонт железнодорожного полотна) поезд пришёл с опозданием. 3) ... (мужество и самообладание) машиниста авария была предотвращена. 4) Часть набережной была затоплена... (быстрый подъём воды) в реке. 5) ... (предстоящий турнир) шахматисты усиленно тренировались. 6) ... (правильное лечение и внимательный уход) больной скоро поправился.

— это служебная часть речи, выражающая зависимость существительного, числительного, местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении. Например, считать до семи, выйти из класса, бежать за зайцем и т.д. Служат для выражения различных смысловых отношений между словами в предложении…

Термин «предлог» буквально значит «перед словом». Предлоги обычно стоят перед словом, с которым они сочетаются.

Есть четыре предлога, которые могут находится перед словами, с которыми они сочетаются, и после них: ради скуки — скуки ради ; идти навстречу друзьям — вперед, заре навстречу ; вопреки ожиданиям — рассудку вопреки ; наперекор стихиям — судьбе наперекор .

По частотности употребления занимает четвертое место после существительных, глаголов и местоимений.

Общее грамматическое значение предлогов — обозначение подчинительной связи между знаменательными словами.

Предлог не имеет самостоятельного значения. Под значением предлога понимают грамматические отношения, которые он выражает в сочетании с косвенным падежом существительного. См. .

Предлоги (так же как и знаменательных слов) служат для связи слов. Например, бежать за зайц ем подчинение существительного выражается не только предлогом, но и окончанием существительного.

Употребление предлогов с падежами:

  • чаще всего с одним падежом (Производные предлоги обычно употребляются с одним каким-либо падежом.):
    • с родительным: без, вокруг, для, до, из, от, у и др.
    • с дательным: к, предлоги благодаря, вопреки, согласно, наперекор, навстречу употребляются только с дат.п. (напр.,согласно уговору, вопреки предсказанию ), и др.
    • с винительным: про, сквозь, через, несмотря на и др.
    • с творительным: между, над, перед ;
    • с предложным: о, при .
  • с двумя падежами:
    • в, на — с винительным и предложным
    • за, под — с винительным и творительным
  • с тремя падежами:
    • с, по — с родительным, винительным и творительным
    • С именительным падежом предлоги не употребляются.

По предлогу можно определить падеж имени, что важно для правильного написания безударных окончаний: у дерева (род.п.), от города (род.п.), без ошибок (род.п.); к дереву (дат.п.), к городу (дат.п.).

Специфических морфологических и морфемных признаков у предлогов нет. См.
Предлоги не изменяются — морфологический признак предлога.

Синтаксические функции:

Предлоги, как все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного). Поэтому предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Предлоги не являются членами предложения, но входят в их состав .
Пр. Однажды в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел. (Н.Некрасов)
Сочетание в зимнюю пору связано со сказуемым вышел и отвечает на вопрос когда? . Сочетание из лесу также связано со сказуемым и отвечает на вопрос откуда? Предлоги в , из входят в состав обстоятельств места.

Предлоги — синонимы: при (школе) — у (школы) — около (школы); из-за (болезни) — по причине (болезни ) и др.



Похожие статьи