Откуда произошли цыгане: мнение учёных. А.В

Цыган сейчас можно встретить во всех уголках планеты, кроме разве что Антарктиды. Только в странах Европы их численность составляет 12 миллионов человек. Предлагаю вам узнать 11 национальных привычек и особенностей цыган, некоторые из которых вас очень сильно удивят.

«Цыгане» - собирательный термин, такой же как «славяне», «кавказцы», «скандинавы» или «латиноамериканцы». К цыганам относятся несколько десятков народностей. Во многих регионах России до сих пор можно встретить цыганские таборы, от них веет пушкинской Бессарабией, их язык - шероховатый словесный ком, а одежда - бесконечный праздник.

14-летняя девочка для цыган - уже потенциальная невеста. На свадьбах и прочих праздниках, где можно потанцевать, все девушки, которым больше 14 лет, будут плясать до самого окончания торжества, потому что знают, что отцы сыновей в данный момент присматриваются и оценивают их. Незамужняя цыганка 19 лет - это уже старая дева.

Невесту в день свадьбы выкупают золотом в килограммах или «в банках». Отец невесты или братья, если нет отца, сами назначают цену, например две трехлитровые банки, наполненные золотыми кольцами, цепочками и т. д.

В день свадьбы у цыган есть один волнительный для всех момент, когда старшие женщины семьи уводят невесту в спальню и проверяют, девственница она или нет. Собственно, лишение девственности там же, за закрытыми дверями, и происходит - безо всякого участия жениха. После гостям на красивом большом подносе демонстрируют белоснежную простыню или рубашку с пятном крови.

Например, между котлярами и русскими цыганами вряд ли будет свадьба, так как это равносильно свадьбе с не цыганом. Цыгане одного государства видят цыган другого государства как особый народ и никогда не поддерживают связь. Русские цыгане в основном православные, крымские и палестинские - мусульмане, хорватские - католики.

В семье цыгана обязательно должен быть хоть один сын. Если наследник никак не рождается, тогда они больше не рискуют и берут из приюта мальчика. При этом ребенок может быть кем угодно: башкиром, русским, рыжим, конопатым, светловолосым, голубоглазыми. Это отчасти стало причиной мифа о том, что цыгане крадут детей.

В школу ребенка отправляют чаще всего для того, чтобы он научился читать, писать и считать, так как с шести-восьми лет детей приучают ко взрослой жизни - они начинают помогать родителям в торговле. Поэтому если цыганский ребенок после третьего класса все еще ходит в школу на уроки, а не помогает родителям на рынке, - значит, он впустую тратит время, вместо того чтобы учиться семейному делу.

Если у цыгана есть двухэтажный дом, никакая женщина не может подняться на второй этаж, если мужчина находится на первом. Этот закон соблюдается до сих пор.

Женщины до сих пор носят две юбки и фартук. Считается, что ниже пояса женщина «грязна» и «нечиста». Прикосновение ее юбки способно «осквернить» не только любой предмет, но и человека. Поэтому нижняя юбка считается нечистой, так как прикасается к женщине, вторая тоже считается нечистой, так как еще немного запачкана нижней. Чистым считается только фартук. К нему можно прикасаться, прислонять посуду, вытирать об него руки.

У них есть внутренний суд

В случае спора съезжаются уважаемые цыгане, которые выслушивают аргументы сторон за и против. У цыган это важный момент урегулирования отношений, и он не подлежит огласке. Наказания могут быть самые разные. Одно из самых серьезных - «дали 24». Провинившегося цыгана заставляют покинуть общину и дают ему на это 24 часа.

На протяжении веков происхождение цыган было окутано тайной. Появляясь то тут, то там, таборы этих смуглых кочевников с необычными нравами вызывали жгучее любопытство оседлого населения. Пытаясь разгадать этот феномен и проникнуть в тайну происхождения цыган, многие авторы строили самые невероятные гипотезы.

Европейцы впервые услышали о цыганах более пятисот лет тому назад. Загадочное племя, будто в поисках земли обетованной, бродило из страны в страну, преодолевало моря и океаны, проникнув и в Австралию и в Америку.

И повсюду цыгане колдовали, пели, гадали и плясали до упаду, заклинали змей, водили на цепи дрессированных медведей, лечили и объезжали лошадей, работали кузнецами и лудильщиками. Чуждающиеся оседлой жизни и традиционных ремесел, равнодушные к крестьянскому труду, но не стремящиеся попасть и в число горожан, они были странны и подозрительны. Пришельцы — так их назвали бы сегодня, но и в прошлые века их считали едва ли не инопланетянами. Если к тому же признать, что цыгане определенно никогда не были ангелами во плоти, а нужда заставляла их нередко прибегать к бесчестным средствам добычи (и уж когда они решались на воровство, то делали это с лихостью, присущей им во всем), то легко понять, почему цыган боялись, не любили, порой это доходило до ненависти. В Европе цыгане впервые появились в XIV веке (по некоторым другим данным — в XV), а уже с XVI века против них применялись репрессивные меры.

Ключ к тайне происхождения цыган был найден в конце XVIII века немецкими учеными-лингвистами Е. Грюдигером и Г. Грельманом. Они обратили внимание на то, что важнейшие корневые слова цыганского языка относятся к северо-западным санскритским диалектам. Ученые также пытались найти причину исхода цыган из Индии в персидских текстах. Писавший в середине X века Хамза из Исфахана рассказывает о прибытии в Персию двенадцати тысяч музыкантов — зоттов (одно из названий цыган). Через полвека великий поэт и летописец Фирдоуси, автор «Шах-намэ», упоминает о том же факте: в 420 г. индийский царь подарил персидскому шаху десять тысяч «лури» — музыкантов. Г. Грель-ман считал, что цыгане происходят из касты судеров, которая в начале XIV века была бесчеловечно гонима браминами. В древней истории Кашмира были обнаружены упоминания о таборах «доми» — музыкантов, кузнецов, воров, плясунов. Они относились к одной из низших каст, название которой переводится как «едящие собак».

Вот что говорил Г. Грельман о полулегендарном происхождении цыган и причинах их появления в Европе:

«Когда сильный и могущественный Тимурленг, или Тамерлан, под предлогом истребления идолов покорил в 1399 г. северо-западную часть Индии и прославил свои победы чрезвычайной жестокостью, дикое племя разбойников, называемое цыганами и обитавшее в Гузурате и в особенности около Татты, спаслось бегством. Сие племя, состоявшее из полумиллиона людей и владевшее несметными сокровищами, называлось на своем языке гузу-ратском — ром (люди), а по черному цвету кожи — кола (черными), а по жительству на берегах Синда — синтами» (Синд — ныне река Инд).

В Персии язык цыган обогатился целым рядом слов, которые впоследствии были обнаружены во всех европейских диалектах. Затем, по мнению английского лингвиста Джона Симпсона, цыгане разделились на две ветви. Часть из них продолжала свой путь на запад и юго-восток, другие двинулись в северо-западном направлении. Эта группа цыган побывала в Армении (где заимствовала ряд слов, донесенных их потомками вплоть до Уэллса, но совершенно не знакомых представителям первой ветви), затем проникла далее, на Кавказ, обогатившись там словами из осетинской лексики.

В конечном счете цыгане попадают в Европу и «византийский» мир. С этого времени упоминания о них в письменных источниках встречаются все чаще, особенно в записках западных путешественников, совершавших паломничество по святым местам в Палестине.

В 1322 г. два монаха-францисканца, Симон Симео-нис и Хьюго Просвещенный, заметили на Крите людей, похожих на потомков Хама; они придерживались обрядов Греческой православной церкви, но жили, как и арабы, под низкими черными шатрами либо в пещерах. В Греции их называли «атсиганос» или «аткинганос», по названию секты музыкантов и предсказателей судьбы.

Но чаще всего западные путешественники встречались с цыганами в Модоне — укрепленном и самом крупном портовом городе на западном берегу Морей, главном перевалочном пункте на пути из Венеции в Яффу. Они занимались в основном кузнечным делом и, как правило, жили в хижинах. Это место называлось Малым Египтом, возможно, потому, что здесь, среди иссохших земель, расположилась плодородная, как долина Нила, область. На этом, видимо, основано представление, одно время весьма распространенное, что цыгане — выходцы из Египта. А их предводители нередко величали себя герцогами или графами Малого Египта.

Греция разнообразила лексику цыган, она же дала им возможность познакомиться с образом жизни других народов, поскольку здесь, на перепутье цивилизации, они сталкивались с паломниками со всего света. Паломники пользовались многими привилегиями по сравнению с другими путешественниками, и когда цыгане вновь отправились в путь, они уже выдавали себя за паломников.

После долгого пребывания в Греции и жизни в соседних с ней Румынии и Сербии часть цыган двинулась дальше, на запад. Их политическое положение на территориях, неоднократно переходивших от византийцев к туркам, и наоборот, было затруднительным. И вот цыгане сотворили миф о том, что, покинув Египет, они были сначала язычниками, но затем их обратили в христианство, потом они вновь вернулись к идолопоклонству, однако под давлением христианских правителей-монархов они во второй раз приняли христианство и теперь совершают паломничество по всему миру во искупление многочисленных грехов. Эти формирующиеся легенды о происхождении цыган, о причинах их страннической доли включают в себя как политическую смекалку, так и заклятие от опасных людей, барского гнева, неожиданных несчастий и пр.

Таким образом, дорогой читатель, рождается магия дороги, прежде всего, как средство обезопасить себя и своих ближних от многочисленных мнимых и реальных бед, возможных в пути.

А пути цыганского народа все больше расходятся, распадаются на отдельные тропы. Но каждая группа цыган, начавшая самостоятельное странствие по Европе, старается оправдать свои намерения и придать своему кочевничеству осмысленный характер. Великие мифотворцы и романтики, цыгане умело сочетали в своих «легендах» практичность и красоту выдумки.

Самый ранний российский официальный документ, упоминающий цыган, относится к 1733 году - указ Анны Иоанновны о новых налогах на содержание армии:

Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны. При сем случае докладе Генерал-лейтенанта князя Шаховского объяснено было, между прочим, что цыган в перепись писать было невозможно, потому что они дворами не живут.

Следующее упоминание в документах происходит через несколько месяцев и показывает, что цыгане пришли в Россию относительно незадолго до принятия указа о налогах и закрепляет их право жить в Ингерманландии. До этого, по-видимому, статус их был в России не определён, теперь же им разрешалось:

жить и торговать лошадьми; а так как они показали себя здешними уроженцами, то предписано было включить их в подушную перепись там, где жить пожелают, и положить в раскладку на Конной Гвардии полк

По фразе «показали себя здешними уроженцами» можно понять, что поколение цыган, проживающих в данной области, было, как минимум, второе.

Ещё раньше, примерно на век, цыгане (группы сэрвы) появились на территории современной Украины. Как видим, к моменту написания документа они уже платили налоги, то есть жили на законных основаниях.

В России новые этнические группы цыган появлялись с расширением территории. Так, при присоединении к Российской империи части Польши, в России появились польска рома; Бессарабии - различные молдовские цыгане; Крыма - крымские цыгане.

Указ Екатерины II от 21 декабря 1783 года причислял цыган к крестьянскому сословию и предписывал взимать с них сообразные сословию налоги и подати. Однако, цыганам разрешалось также по желанию приписывать себя к другим сословиям (кроме, конечно, дворянского, и при соответствующем образе жизни), и к концу XIX века русских цыган мещанского и купеческого сословий было уже немало (впервые цыгане как представители этих сословий упоминались, впрочем, ещё в 1800 году). В течение XIX века происходил неуклонный процесс интеграции и оседания русских цыган, обычно связанный с ростом финансового благополучия семей. Появилась прослойка профессиональных артистов.

В конце XIX века в школы отдавали детей не только оседлые цыгане, но и кочевые (становясь зимой на постой в деревне). Помимо упомянутых выше групп, в население Российской империи вошли азиатские люли, кавказские карачи и боша, а в начале XX века ещё и венгерские цыгане: ловари, унгари (ромунгры), а также венгерские и румынские кэлдэрары.

Революция 1917 года ударила по наиболее образованной части цыганского населения (поскольку она же и была наиболее состоятельной) - представителям купеческого сословия, а также по цыганским артистам, чьим основным источником дохода были выступления перед дворянами и купцами. Многие зажиточные цыганские семьи бросили своё имущество и ушли в кочевье, поскольку кочевые цыгане во время Гражданской Войны автоматически приписывались к бедноте. Бедноту не трогала Красная Армия, а кочевых цыган не трогал почти никто. Часть цыганских семей эмигрировала в страны Европы, Китай и США. Молодых цыганских парней можно было обнаружить как в Красной Армии, так и в Белой, поскольку социальное расслоение русских цыган и сэрвов к началу XX века было уже значительным.

После Гражданской Войны, цыгане из числа бывших купцов, ставшие кочевыми, старались ограничить общение своих детей с нецыганами, не пускали в школы, в страхе, что дети случайно выдадут небедняцкое происхождение семей. В результате безграмотность стала в среде кочевых цыган почти поголовной. Кроме того, количество оседлых цыган, основу которых составляли до революции именно купцы и артисты, резко уменьшилось. К концу 20-х годов проблемы безграмотности и большого количества кочующих в цыганском населении было замечено Советской Властью. Правительство совместно с активистами из числа оставшихся в городах цыганских артистов попыталось предпринять ряд мер для решения этих проблем.

Так, в 1927 году Совнарком Украины принял постановление о помощи кочевым цыганам при переходе на «трудовой оседлый образ жизни».

В конце 20-х годов открываются цыганские педагогические техникумы, издаётся литература и пресса на цыганском языке, действуют цыганские школы-интернаты.

В годы Второй мировой войны, по последним исследованиям, около 150 000-200 000 цыган в Центральной и Восточной Европе были истреблены нацистами и их союзниками (см. Геноцид цыган). Из них 30 000 были гражданами СССР.

С советской стороны, во время Великой Отечественной войны из Крыма, заодно с крымскими татарами, были депортированы их единоверцы, крымские цыгане (кырымитика рома).

Цыгане выступили не только пассивными жертвами. Цыгане СССР участвовали в военных действиях как пехотинцы, танкисты, водители, лётчики, артиллеристы, медицинские работники и партизаны; состояли в Сопротивлении цыгане Франции, Бельгии, Словакии, Балканских стран, а также находившиеся там во время войны цыгане из Румынии и Венгрии.

Цыгане – народ, овеянный мифами и легендами. Ну, вот хотя бы начать с того, являются ли они единым народом, и кого вообще можно причислять к цыганам? Сами цыгане относят себя то к синти, то к кало, то келдэри. Кроме всем известных европейских рома есть еще балканские «египтяне» и ашкали, ближневосточные дом, закавказские боша, среднеазиатские мугат и китайские эйну. Окружающее население относит их к цыганам, но вряд ли наши цыгане признают их за своих. Так, кто такие цыгане, и откуда они взялись?

Цыгане-урсари. Картинка заимствована у фонда wikimedia

Вначале легенда
Раньше цыгане жили в Египте между реками Цынь и Ган. Но потом в этой стране к власти пришел плохой царь, который решил превратить всех египтян в рабов. Тогда свободолюбивые цыгане покинули Египет и расселились по миру. Эту историю я услышал в детстве в белорусском городе Слуцке от старого дедушки-цыгана, промышлявшего на местном базаре. Потом мне приходилось слышать и читать ее в разных вариантах. Например, о том, что цыгане происходят с острава Цы на реке Ганг. Или о том, что цыгане разошлись в разные стороны, пересекая реку Цы-Ган.
Устная история живет не долго. Как правило, более-менее правдивые сведения об исторических событиях сохраняются всего три поколения. Есть исключения, например древнегреческие поэмы о Троянской войне или исландские саги. Они передавали известия о событиях многовековой давности. Но это произошло благодаря профессиональным сказителям. У цыган таких сказителей не было, поэтому место правдивой информации заняли мифы. Они создавались на основе легенд местных народов, библейских сюжетов и откровенных небылиц.
Цыгане не помнят, что название их народа происходит от греческого слова «атсигганос». Так называли средневековую христианскую секту колдунов и предсказателей родом из Фригии (теперь территория Турции). К моменту появления цыган в балканской Греции она была уничтожена, но память о ней сохранилась и была перенесена на пока малоизвестный народ.
В некоторых странах цыган до сих пор называют египтянами (вспомним английское слово Gypsies или испанское Gitano). Это название также берет свое начало на Балканском полуострове, где выходцы из Египта долгое время промышляли фокусами и цирковыми представлениями. После завоевания Египта арабами поток фокусников оттуда иссяк, но слово «египтянин» стало нарицательным и перенесено на цыган.
Наконец, самоназвание европейских цыган «рома» иногда относит их к выходцам из Рима. О настоящем происхождении этого слова мы еще поговорим ниже. Но, если вспомнить, что в средние века жители Византии называли себя не иначе, как римлянами, то мы вновь возвращаемся на Балканский полуостров.
Любопытно, что первые письменные упоминания о цыганах также связаны с Балканским полуостровом. В житии греческого монаха Георгия Афонского, написанным в 1068 году, рассказывается о том, что незадолго до своей смерти византийский император Константин Мономах обращался к неким индийцам, чтобы те очистили его сады от диких животных. В XII веке к неудовольствию православных монахов цыгане торговали в Константинополе амулетами, предсказывали судьбу и выступали с дрессированными медведями. В 1322 году ирландский паломник Саймон Фиц-Симонс встретил их на острове Крит. В 1348 году запись о цыганах появляется в Сербии, в 1378 году – в Болгарии, в 1383 году – в Венгрии, в 1416 году – в Германии, в 1419 году – во Франции, в 1501 году – в Великом Княжестве Литовском.
В средние века приход переселенцев всегда приветствовался феодалами, так как они рассчитывали на дешевую рабочую силу. В 1417 году император Сигизмунд Люксембургский даже выдал цыганам охранную грамоту. Но очень скоро европейские монархи разочаровались в пришельцах. Они не желали оседать в конкретном месте и больше напоминали бродяг. Уже в XV веке начали приниматься законы, направленные на изгнание цыган. Причем, в некоторых случаях нарушителям грозила смертная казнь. Цыгане уходили и возвращались. Им некуда было деваться, так как они не помнили, где их родина. Если родина – не Балканский полуостров, то откуда они взялись?

Прародина в Индии
В 1763 году трансильванский пастор Иштван Валый составил словарь цыганского языка и пришел к выводу, что он имеет индоарийское происхождение. С тех пор лингвисты нашли множество фактов, подтверждавших его умозаключение. В 2004 – 2012 годах появились работы генетиков, определивших, что прародину цыган следует искать на северо-западе Индии. Они обнаружили, что большинство мужчин рома происходят от небольшой группы родственников, живших 32 – 40 поколений назад. Пятнадцать столетий назад они покинули родные места и зачем-то двинулись на запад.
Доказательства индийского происхождения цыган столь очевидны, что в 2016 году индийское министерство иностранных дел объявило цыган частью зарубежной индийской общины. Поэтому, если хотите узнать, сколько индийцев проживает, например, на территории Беларуси, прибавьте к 545 выходцам из Индии еще 7079 белорусских цыган!
Вместе с тем, ни языковеды, ни генетики пока точно не определили, предки какого современного индийского народа (ведь в Индии проживает много народов!) имеют отношение к цыганам. Отчасти это объясняется тем, что на северо-западе Индии обитают разные племена. Особенно много их в штатах Гуджарат и Раджастхан. Возможно, предки цыган представляли собой одно небольшое племя. После того, как они ушли на запад, в Индии у них не осталось близких родственников и потомков.
«Подождите, как же так! – воскликнет кто-то. – Ведь в Индии сохранились цыгане!» Путешественники пишут об индийских цыганах в блогах, снимают их на видео. Мне самому приходилось видеть на севере Индии представителей народа, который там называют «банджара», «гармати», «ламбани» и так далее. Многие из них продолжают вести кочевой образ жизни, живут в палатках, занимаются попрошайничеством или мелкой торговлей. Отношение индийцев к ним примерно такое же, как у европейцев к цыганам «рома». То есть, несмотря на все толерантности и романтические сказки, очень плохое. Однако «банджара-гармати» — это не цыгане. У этого народа своя история. Он происходит из Гуджарата, но «цыганский» образ жизни начал вести лишь в XVII веке. «Банджара-гармати» и цыгане действительно являются дальними родственниками, но не в большей степени, чем другие племена и народы северо-запада Индии.

Как цыгане оказались на западе
В 2004 году британский историк Дональд Кендрик издал книгу «Цыгане: от Ганга до Темзы». Он попытался суммировать все известные сведения, которые могут пролить свет на появление цыган в Европе. Его работа – это только версия, в ней много косвенных фактов и спорных умозаключений. Тем не менее, она выглядит правдоподобно, и ее стоит очень кратко пересказать русскоязычным читателям.
Переселение индийцев на запад в соседнюю Персидскую империю началось более 1500 лет назад. Персидская поэма «Шахнаме» рассказывает об этом в лирической форме. Якобы правивший в V веке шах Брахрам Гур обратился к одному из индийских царей с просьбой прислать музыкантов-лури. Каждый музыкант получил корову и осла, так как шах хотел, чтобы переселенцы осели на земле и воспитывали новые поколения музыкантов. Но чаще индийцы переезжали в Персию как солдаты-наемники и ремесленники. Д. Кендрик отмечает, что в Иране предки цыган могли познакомиться с кибитками. Позже кибитка «вардо» станет символом кочевников-цыган в Европе.
В 651 году Персия была завоевана арабами-мусульманами. Арабы знали индийских переселенцев под названием «зотты». Возможно, оно происходит от народа джаты, что в наше время живут как раз на северо-западе Индии. Зотты сформировали в нижнем течении Тигра и Евфрата некое подобие государства, взимая с проезжающих купцов дань за пользование торговыми путями. Их самоуправство вызвало гнев у халифа Аль-Мутасима, который в 834 году разгромил зоттов. Часть пленных он переселил в район города Антиохия на границу с Византией. Теперь это пограничье Турции и Сирии. Здесь они служили пастухами, охраняя стада от диких животных.
В 969 году византийский император Никифор захватил Антиохию. Таким образом, предки цыган оказались в пределах Византийской империи. Некоторое время они жили на востоке Анатолии, где значительную часть населения составляли армяне. Недаром многие лингвисты обнаруживают в цыганском языке заимствования из армянского.
Из Восточной Анатолии часть цыган переселилась в Константинополь и Балканский полуостров, а затем в другие страны Европы. Эти цыгане известны нам как «ром». Но другая часть цыган осталась в Анатолии и уже во времена турецких завоеваний освоила просторы Ближнего Востока, Закавказья, Ирана, Египта. Они известны как «дом». Цыгане «дом» и ныне живут в мусульманских странах, исповедуют ислам, но отделяют себя от арабов, турков и персов. Характерно, что в Израиле они сотрудничают с властями и даже служат в израильской армии. В соседнем Египте домари живут около больших городов. Среди египтян их женщины имеют сомнительную славу хороших танцовщиц и дешевых проституток.

Путешествие цыган на запад в V — XV веках

В Армении цыгане-«лом», известные также как «боша», приняли христианство и теперь почти не отличаются от остальных армян. В Средней Азии дом стали говорить на таджикском языке и называть себя «мугат», хотя окружающие народы чаще называют их «люли». В Западном Китае на южных склонах гор Тянь-Шань и в оазисах пустыни Такла-Макан можно встретить совсем уж экзотических цыган «эйну». Они разговаривают на странном языке, в котором индоарийские и таджикские слова сочетаются с тюркской грамматикой. Эйну – обычные крестьяне и ремесленники, не склонные к воровству, попрошайничеству или торговле наркотиками. Тем не менее, соседи-китайцы и уйгуры относятся к ним с презрением. Сами эйну говорят, что пришли в Китай из Ирана, то есть являются потомками средневековых зоттов либо все тех же цыган «дом».
Названия «ром» и «дом» имеют общее происхождение, отличаются лишь произношением. Но, если «ром» отсылает нашу фантазию к Риму, то «дом» проясняет истинные корни самоназвания цыган. В пенджабском языке слово «дам-и» означает человека или мужчину.

Второе пришествие
Итак, в XIV веке цыгане стали покидать уютный Балканский полуостров, где провели несколько столетий, и переселяться в другие европейские страны. Ничего удивительного в этом нет, если вспомнить, что в этот период происходило турецкое завоевание земель бывшей Византийской империи. Однако количество переселенцев нельзя назвать огромным. Доказательством этому являются материалы о преследовании цыган со стороны властей. Как правило, до XVIII века цыганские общины в европейских странах едва насчитывали несколько сот человек каждая. В России цыгане не упоминаются до 1733 года, да и тогда они жили только в Прибалтике.
К XIX веку многие европейские цыгане оставили кочевой образ жизни, так или иначе вписались в существующие социальные структуры, служили в армии, участвовали в колониальной экспансии европейских народов. Отрицательный образ цыган постепенно размывался. Поэты-романтики воспевали любовь цыган к свободе. Но в середине XIX века с Балканского полуострова хлынул новый поток цыган-переселенцев, к которым ни разу не подходило определение свободные.
Откуда они взялись? Несмотря на турецкое нашествие, большинство средневековых цыган предпочли оставаться там, где жили раньше. В начале XVII века мы обнаруживаем цыганские предместья около Афонского монастыря, поселения цыган-ремесленнников в Болгарии и даже цыган-солдат в османской армии. В то время как в европейских странах цыган преследовали, в Османской Порте они признавались подданными султана, платили налоги и в ряде случаев пользовались определенной самостоятельностью.
Нет ничего удивительного в том, что среди османских цыган было много оседлых. Некоторые принимали ислам, другие оставались христианами, третьи пытались слиться с местным населением. Так в Косово возникла небольшая группа цыган-ашкали, которые жили в постоянных деревнях, занимались садоводством и говорили на албанском языке. В Болгарии цыгане чаще принимали турецкий язык и культуру.

Деревня румынских цыган в XIX веке. Картинка заимствована у фонда wikimedia

Однако на севере Балкан было одно большое исключение. В румынских княжествах Валахия и Молдавия цыгане были рабами. Любопытно, что уже первое упоминание о цыганах в валашских документах XIV века говорит о них, как о несвободных. Большинство цыган принадлежали князю, но были также рабы, зависимые от монастырей или землевладельцев-бояр. Часть цыган-рабов вела оседлый образ жизни, другим разрешали кочевать, но так или иначе они работали на хозяина. Хозяева распоряжались их имуществом, разрешали или запрещали вступать в браки, судили и наказывали. Рабы в Валахии стоили дешево. Например, в 1832 году тридцать цыган обменивали на одну бричку. В Молдавии, кроме рабов-цыган, была небольшая группа рабов-татар. Татары становились рабами, когда попадали в плен. А вот как цыганское население оказалось в рабстве, понять сложно. Военные действия между румынами и цыганами не велись.
Рабство было окончательно отменено лишь в 1856 году. Хотя румынские власти предпринимали действия для того, чтобы цыгане смешивались с румынами, многие из освобожденных рабов предпочли убраться подальше от бывших хозяев. Это особенно было характерно для тех, кто сохранял кочевой образ жизни. Многие из цыган, живущих в западноевропейских странах, в России, Украине и Беларуси – прямые потомки той самой поздней волны цыган из Румынии.
В XX веке в СССР и других социалистических странах цыган пытались перевести на оседлый образ жизни. Нацисты уничтожали цыган в концлагерях. Так, в годы Второй мировой войны Беларусь потеряла практически все коренное цыганское население. Ныне живущие у нас цыгане – потомки послевоенных переселенцев из других советских республик. В наше время подозрительное, а иногда и явно враждебное отношение к цыганам характерно для всех европейских стран от Франции до России.
Цыган не любят, ими восхищаются, а они продолжают вести обособленный образ жизни. И так полторы тысячи лет!

На вопрос у а цыган какая национальность заданный автором Ольга Фатюхина лучший ответ это Цыгане-это нация. Как и ко всем, к ней надо относиться с уважением. Представляю Ваше лицо, и аргументирую. К великому сожалению не у всех национальностей есть своя страна. Вспомните курдов, ассирийцев, езидов. То же самое происходит и с цыганами. Причём, где бы не жили представителе этого ведического рода, они пытаются сохранить свою древнюю культуру. Вы говорите, что они не хотят работать, занимаются продажей наркотиков и оружия. А я скажу, что они музыкальны и певучи, любят лошадей и умеют с ними обращаться, как никто. Надо уважать всех, пытаясь не переделывать под свой манер, а понять.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: у а цыган какая национальность

Ответ от Лев Тимофеев фёдорович [активный]
цыган это я это и есть нацыя а так древние предки индусы


Ответ от NB [гуру]
Цыга́не (ромы, романы) - народ (точнее, этнические группы, имеющие общность происхождения и языка). Самоназвание - ромá (множеств. число), некоторые группы себя исторически называют по-другому, например синти, или утратили прежнее самоназвание в процессе ассимиляции и преследований.
Потомки выходцев из Индии. Живут во многих странах Европы, Передней и Южной Азии, а также в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии.
Англичане традиционно называют их Gypsies (от Egyptians - «египтяне»), испанцы - Gitanos, французы - Bohémiens (богемцы), Gitans или Tsiganes, немцы - Zigeuner, итальянцы - Zingari, голландцы - Heidens («язычники»), венгры - Cigany или Pharao nerek («фараоново племя»), финны - mustalaiset («чёрные»), турки - Çingerie, Çingane; на иврите - Tso’anim (צוענים), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте; по-болгарски - Цигани. В настоящее время всё бо́льшее распространение в различных языках получают этнонимы от самоназвания «рома» (англ. Roma, чешск. Romové, финск. romanit и др.).


Ответ от Колесникова Юлия [гуру]
Национальность цыгане, а выходцы из Индии. Кто был в Индии подствердите!! ! У меня много знакомых были там, от них и знаю!


Ответ от Алексей ермаков [гуру]
унтерменш их национальность


Ответ от Lex Lexus [новичек]
Индусы они индусы. Потому и торгуют наркотой.


Ответ от Ёамирчик [гуру]
U nix armyanskaya natsionalnost.


Ответ от Пользователь удален [гуру]
А не понятно какая. Странная. Греки, армяне, а может и другие. Вот потому и цыгани, подуму что ЦЫГ.


Ответ от Маргарита Купцова [активный]
Цыганы-они и в Африке цыганы!


Ответ от Пользователь удален [гуру]
ето тоже самое, если спросить какая у русских национальность. Цигане - ето и есть национальность


Ответ от ВАЛЕРА Иванов [гуру]
они все стали теперь молдованами и обижаются,когда их цыганами называют!


Ответ от Vitaliy Yasminov [гуру]
Слышал две версии о родине цыган. По первой - цыгане происходят из Индии от древних ариев. Кстати, и сейчас в Индии живет император цыган - Михай I.
По второй версии, цыгане - потомки древних египтян. Но нигде в литературе не встречал подтверждения ни той, ни другой версии.
Но во многих странах обычно, кроме национальности, у них написано в паспорте "цыган".

На протяжении веков происхождение цыган было окутано тайной. Появляясь то тут, то там, таборы этих смуглых кочевников с необычными нравами вызывали любопытство оседлого населения. Пытаясь разгадать этот феномен и проникнуть в тайну происхождения цыган, многие авторы строили самые разные и невероятные гипотезы. В XIX в., когда благодаря научным изысканиям был найден вполне обоснованный ответ, все еще рождались самые фантастические истории.

Это нагромождение откровенных предрассудков и сомнительных гипотез было разрушено с началом серьезных исследований цыганского языка. Некоторые представления о нем ученые имели уже в эпоху Ренессанса, однако в тот период они не связывали его с какой-либо группой языков и не установили место его происхождения. Лишь в конце XVIII в. на основе научных данных удалось установить происхождение цыган.

С той поры видные лингвисты подтверждают выводы этих первых ученых-исследователей: по грамматическому и словарному составу цыганский язык близок к санскриту и таким современным языкам, как кашмири, хинди, гуджарати, маратхи и непали.

И если у современных ученых уже нет сомнений в том, что цыгане родом из , то многие вопросы, связанные с этнографией, социологией и историей первых миграций цыган, все еще ждут ответа.

Ведущая роль в установлении происхождения цыган отводится лингвистике, однако свой вклад могут сделать и такие научные дисциплины, как антропология, медицина и этнография.

Письменные свидетельства об эпохе, которую можно было бы назвать «доисторическим периодом цыган», весьма скудны. Древнеиндийские авторы уделяли основное внимание богам и царям, а не людям, известным под именами аотт, джат, люли, нури или дом.

Однако уже со времени первых миграций на запад мы располагаем несколько более точными данными о цыганах, содержащимися, прежде всего, в двух текстах, в которых слились воедино история и легенда. Писавший в середине X в. Хамза из Исфахана рассказывает о прибытии в Персию 12 тыс. музыкантов-яоттов; 50 годами позже великий летописец и поэт Фирдоуси, автор «Шахнамэ», упоминает о том же факте.

Это упоминание относится, скорее всего, к области преданий, однако оно свидетельствует о том, что в Персии было много цыган, прибывших из Индии, они слыли хорошими музыкантами, не хотели заниматься земледелием, были склонны к бродяжничеству и не упускали случая прихватить то, что плохо лежит.

Эти древние тексты - единственный источник данных о миграциях цыган в Азии. Чтобы узнать об этом больше, необходимо обратиться к языковым факторам.

В Персии язык цыган обогатился целым рядом слов, которые впоследствии были обнаружены во всех его европейских диалектах. Затем, по мнению английского лингвиста Джона Сэмпсона, они разделились на две ветви. Часть цыган продолжала свой путь на запад и юго-восток, другие двигались в северо-западном направлении. Эти цыгане побывали в Армении (где заимствовали ряд слов, донесенных их потомками вплоть до Уэльса, но совершенно незнакомые представителям первой ветви), затем проникли далее на Кавказ, позаимствовав там слова из осетинской лексики.

В конечном счете, цыгане попадают в Европу и мир. С этого момента упоминание о них в письменных источниках встречаются все чаще, особенно в записках западных путешественников, совершавших паломничество по святым местам в Палестине.

В 1322 г. два монаха-францисканца, Симон Симеонис и Хуго Просвещенный, заметили на Крите людей, похожих на потомков Хама; они придерживались обрядов греческой православной церкви, но жили, как и арабы, под низкими черными шатрами либо в пещерах. В их называли «аткинганос» или «атсинганос» по названию секты музыкантов и предсказателей судьбы.

Но чаще всего западные путешественники встречались с цыганами в Модоне - укрепленном и самом крупном портовом городе на западном берегу Мореи, главном перевалочном пункте на пути из Венеции в Яффу. «Черные, как эфиопы», они занимались в основном кузнечным делом и, как правило, жили в хижинах. Это место называли «Малым Египтом», возможно, потому, что здесь посреди иссохших земель пролегала плодородная, как долина Нила, область; именно поэтому европейских цыган называли «египтяне», а их предводители нередко величали себя герцогами или графами Малого Египта.

Греция обогатила лексику цыган новыми словами, но что самое главное, она дала им возможность познакомиться с образом жизни других народов, поскольку именно в Греции они сталкивались с паломниками из всех стран христианского мира. Цыгане смекнули, что паломники пользовались статусом привилегированных странников, и, двинувшись снова в путь, они уже выдавали себя за паломников.

После долгого пребывания в Греции и таких соседних с ней государствах, как румынские княжества и Сербия, многие цыгане двинулись дальше на запад. Положение цыган на территориях, неоднократно переходивших от византийцев к туркам, было нелегким. Об этом, стремясь внушить к себе доверие, они рассказывали духовным и светским властителям тех мест, куда приводила их судьба; цыгане говорили, что, покинув Египет, они были сначала язычниками, но затем их обратили в христианство, потом они вновь вернулись к идолопоклонству, однако под давлением монархов они во второй раз приняли христианство: они утверждали, что вынуждены совершать долгое паломничество по всему миру.

В 1418 г. большие группы цыган пересекли Венгрию и Германию, где император Сигизмунд согласился выдать им охранные грамоты. Они появлялись в Вестфалии, в ганзейских городах и на Балтике, а оттуда двинулись в Швейцарию.

В 1419 г. цыгане пересекли границы территории современной Франции. Известно, что 22 августа они предъявляли документы, подписанные императором Сигизмундом и герцогом Савойским, в городе Шатильон-ан-Домб, спустя 2 дня в Маконе, а 1 октября - в Систероне. Через три года другие группы цыган появились в южных областях, вызвав любопытство у обитателей Арраса. Там, как и в Маконе, им объяснили, что они находятся на королевских землях, где охранные грамоты императора недействительны.

Тогда-то цыгане поняли, что для беспрепятственного передвижения в христианском мире им необходимо иметь универсальную охранную грамоту, выданную папой . В июле 1422 г. герцог Андрей во главе большого табора миновал Болонью и Форли, объявив, что держит путь для встречи с папой. Однако ни в римских хрониках, ни в архивах Ватикана нет никаких упоминаний об этом посещении цыганами столицы христианского мира.

Тем не менее, на обратном пути цыгане рассказывали о том, как были приняты папой, и показывали грамоты, подписанные Мартином V. Были ли эти грамоты подлинными - неизвестно, но так или иначе они дали возможность цыганским таборам более ста лет беспрепятственно кочевать там, где им заблагорассудится.

В августе 1427 г. цыгане впервые появились у ворот Парижа, находившегося в то время в руках англичан. Их табор, раскинутый у Шапель-Сен-Дени, в течение трех недель привлекал толпы любопытных. Не обошлось и без курьезов: говорили, что, пока ловкие гадалки читали по ладони линию жизни, у клиентов пропадали кошельки. Парижский епископ во время проповеди осудил в связи с этим доверчивую и суеверную паству, поэтому «египтянам» ничего не оставалось, как свернуть шатры и отправиться в Понтуаз.

Вдоль и поперек обойдя Францию, отдельные группы цыган вскоре проникли в Арагон и Каталонию под предлогом паломничества к Сантьяго-де-Компостела. Они прошли через всю Кастилию и прибыли в Андалусию, где бывший канцлер Кастилии граф Мигель Лукас де Ирансо оказал теплый прием цыганским графам и герцогам в своем у Хаэны.

Ряд авторов, несмотря на отсутствие каких-либо данных, утверждает, что цыгане, проплыв вдоль побережья Средиземного моря, прибыли в Андалусию из Египта. Однако в словарном запасе испанских цыган нет ни единого арабского слова, и их маршрут был полностью указан: в Андалусии они ссылались на покровительство папы, королей Франции и Кастилии.

Первые упоминания о цыганах (Ciganos) в португальских письменных источниках относятся к XVI в. Примерно в то же время цыгане появляются в Шотландии и Англии. Как они туда попали, неизвестно. Возможно, там они привлекали меньше внимания, чем на своих прежних стоянках в Германии, Франции или Нидерландах, поскольку на Британских островах испокон веку жили кочевники «тинкеры», образ жизни которых во многом напоминал цыганский.

Гораздо труднее пришлось цыганам в Ирландии, где многочисленные к тому времени «тинкеры» восприняли новых пришельцев как конкурентов и сделали все возможное, чтобы вызвать к ним неприязнь.

Граф Антон Гаджино из Малого Египта прибыл в Данию на борту шотландского судна в 1505 г., представив датскому королю Иоанну рекомендации Якова IV Шотландского. 29 сентября 1512 г. граф Антониус (вероятно, то же самое лицо) торжественно прибыл в Стокгольм, к вящему удивлению местных жителей.

Первые «египтяне», появившиеся в 1544 г. в Норвегии, не располагали подобными рекомендациями. Это были узники, от которых англичане отделались, насильно вывезя их на кораблях из страны. В Норвегии цыган ждала встреча с кочующими «фантерами», подобная той, которая была оказана их соплеменникам в Англии и Шотландии «тинкерами».

Из Швеции некоторые группы цыган проникли в Финляндию и Эстонию. Примерно в то же время в Польшу и Великое княжество Литовское пришли «горные цыгане» из Венгрии и «равнинные цыгане» из Германии.

К 1501 г. одни группы цыган кочевали по югу России, другие передвигались из Польши в Украину. Наконец в 1721 г. цыгане с польских равнин добрались до сибирского города Тобольска. Они заявили о своем намерении продвигаться к границам Китая, однако губернатор города воспрепятствовал этому.

Таким образом, в период XV- XVIII вв. цыгане проникли во все европейские страны; попали они и в колонии на Американском и Африканском континентах, однако на этот раз не по собственной воле. Испания выслала некоторые группы цыган за океан, подав пример Португалии, которая с конца XVI в. депортировала их в большом числе в свои колонии, прежде всего в Бразилию, а также Анголу, Сан-Томе и Острова Зеленого Мыса. В XVII в. цыган отправляли из Шотландии на плантации Ямайки и Барбадоса, а в XVIII в. - в Вирджинию.

В правление Людовика XIV цыган, осужденных на каторжные работы, освобождали по королевскому указу при условии выезда на «Американские острова». Среди колонистов, завербованных «Индийской компанией» для освоения Луизианы, фигурировали «богемцы». Как и другие колонисты, они обосновались в Новом Орлеане. Спустя век их потомки, поселившиеся в Билокси, штат Луизиана, все еще говорили по-французски.

Начиная с XIX в. многие цыганские семьи добровольно мигрировали из Европы в Новый Свет. Их можно встретить в Канаде, в Калифорнии, в пригородах Нью-Йорка и Чикаго, в Мексике и Центральной Америке и намного южнее - в Чили и Аргентине. У них тот же род занятий, что и у цыган в Европе, те же обычаи, и повсюду они чувствуют себя как дома, поскольку место, где разбивают шатер, становится их родиной.

P. S. Старинные летописи рассказывают: К слову интересно как сейчас обстоят дела с иммиграцией цыган в различные страны, тем более, что нынче даже для не цыган порой трудно получить визу в определенные страны, такие как, например, Канада. Вот посмотрите на сайте CanadianVisaExpert , описаны правила иммиграции в Канаду жителей Восточной Европы, Южной и Центральной Америки и даже таких стран как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар. И они, эти правила весьма непросты, даже для людей, которых можно условно отнести к «среднему классу», не говоря уже о бедных слоях населения, едущих в Канаду исключительно на заработки в качестве дешевой рабочей силы.



Похожие статьи