Патинирование мдф. Патинирование

Патинированием называют процесс искусственного состаривания внешних поверхностей различных предметов интерьера, материалов. Такая обработка придает изделиям большей декоративности, антикварности. Кроме того, составы, используемые при нанесении патины, способны повысить защитные свойства предметов из дерева, гипса, меди, бронзы, железа. Это свойство особенно ценно для старых предметов интерьера, которые, казалось бы, уже отслужили свое. В последнее время прослеживается тенденция придавать фактурный натуральный и состаренный вид новой мебели.

Процесс состаривания деревянных поверхностей достаточно кропотливый, он требует старания и времени. При этом самостоятельно освоить его может каждый желающий, а доступность в продаже гаммы специальных средств позволяет реализовать свой творческий потенциал просто в домашних условиях. Попробуйте и вы за несколько дней сделать привлекательным и презентабельным предмет обстановки, который уже собирались отнести на свалку.

Патинирование может выглядеть как окрашивание с дальнейшей обработкой, после которой цветом выделяется натуральный рисунок дерева. Также изделиям придают потертый состаренный вид. Соответственно, последний вид декора выглядит как истертость краски на наиболее выпуклых деталях. В качестве оттеняющего красителя может быть краска любого цвета, в том числе с вкраплениями золота, серебра и бронзы. Пастельные синие, зеленые, розовые, коричневые тона больше всего подходят для отделки мебели деревенского стиля, так называемого шебби-шика.

У вас есть старый шкаф интересной формы или новый, но слишком простого внешнего вида – добавьте ему истории, респектабельности. Если вы еще не знаете, как сделать патину на мебели своими руками, следуйте нашей инструкции.

Инструменты и материалы

Вам понадобятся:

  • Деревянный шкаф, который вы будете декорировать.
  • Грунтовка поможет увеличить адгезивные свойства декорируемой деревянной поверхности.
  • Краска – основной декоративный материал. Выбирайте цвет, который будет лучше сочетаться с интерьером или же оттенять его.
  • Патина – второй слой краски. В результате обработки его останется немного. Поэтому не бойтесь использовать бронзовые или золотые оттенки.
  • Лак станет финишным защитным покрытием. Если вы хотите, чтобы ваш шкаф действительно получился с налетом старины, используйте матовый лак, а не глянцевый.

Так как декоративные работы будут проводиться дома, выбирайте наиболее безопасные краски и лаки. Рассмотрите акриловые составы специальных средств на водной основе. Среди их достоинств: экологическая безопасность, хорошая стойкость, легкость в работе, большой выбор оттенков.

Кроме того, подготовьте:

  • Наждачную бумагу для шлифовки древесной поверхности.
  • Несколько кистей для нанесения патины, краски, лака.
  • Сухую ветошь, которой следует затирать верхний слой краски для получения желаемого эффекта.

Описание процесса работы

  1. В первую очередь мелкой наждачной бумагой тщательно шлифуем поверхность изделия. Наибольшее внимание уделите дверцам, так как они являются «лицом» шкафа. Если на древесине осталось старое лаковое покрытие, его следует полностью удалить. При этом старайтесь не повредить рисунок дерева.
  2. Затем старательно убираем с оформляемой поверхности шкафа образовавшуюся после шлифовки пыль.
  3. Валиком или кисточкой нанесите грунтовку на поверхности. Это средство повысит качество древесины, образует тонкий слой полимера, который создаст благоприятные условия для сцепления поверхности и лакокрасочных материалов.

Чтобы свойства морилки (грунтовки) при патинировании проявились в полную силу, состав должен хорошо впитаться и полностью высохнуть. На высыхание нужно отвести не менее 8-10 часов (ночь).Если вы делаете патинирование впервые, перед тем как начать декорирование шкафа, потренируйтесь на отдельном ненужном куске древесины. Исключите свои ошибки в последующей работе.

  1. Аккуратно покройте древесину выбранной вами краской (в нашем случае еще одним слоем морилки). Оставьте на 12-24 часа для полного высыхания.
  2. Патиной выбранного вами цвета окрасьте ровные (не выступающие) участки шкафа. Уделите внимание углублениям (например, филенке). Если вы выбрали металлические краски (золото или бронзу), не переусердствуйте с ее нанесением. Мебель должна быть элегантно состаренной, а не блестеть, как начищенный самовар.

Не окрашивайте патиной места, с которыми часто контактирует человек в процессе использования. Декор в таких местах очень скоро сотрется.

  1. Когда патина станет подсыхать, возьмите сухую ветошь и ею старательно затирайте верхний слой. Это кропотливая работа, которая требует аккуратности и терпения.
  2. После окончательного затирания, чтобы декоративные акценты сохранились, покройте шкаф слоем акрилового лака. Во время работы делайте легкие движения мягкой кисточкой. Не проводите дважды в одном месте: патина может смазаться. Еще неплохой вариант – использовать лак-спрей.

Дополните сделанный вами шкаф еще несколькими предметами в подобном стиле, например, зеркалом, тумбочкой. Ваша комната сразу преобразиться – интерьер станет мягче, спокойней.

Старинный комод

Подобный старинный комод освежит комнату, принесет в нее легкое напоминание о том, что было когда-то. Его нетрудно сделать из только что приобретенного в магазине предмета обстановки или действительно старого, добавив ручки под старину, немного фантазии и творчества. А после – уже никто не отличит эту «древность» от настоящего наследства вашей прабабушки.

Чтобы сделать патинирование такого типа, не надо быть мастером. Технология очень проста. Ознакомьтесь с описанием работы, и вы все поймете.

Подготовьте все необходимое к состариванию комода

  • Деревянный комод,
  • краска,
  • морилка,
  • парафиновая свеча,
  • матовый акриловый лак,
  • кисти,
  • наждачная шкурка,
  • старая ветошь.

Пошаговая инструкция

  1. Демонтируйте ручки с дверок и ящичков комода.
  2. Наждачной шкуркой отшлифуйте внешние деревянные поверхности, удалите остатки лакового покрытия.
  3. Удалите пыль с комода.
  4. Покройте декорируемые поверхности защитным средством (грунтовкой). Оставьте на 8-10 часов для высыхания.
  5. Парафиновой свечкой натрите наиболее выступающие участки комода.
  6. Нанесите на комод грубыми мазками плотный слой акриловой краски нужного вам цвета. Чтобы окрасить фасадную часть ящичков, достаньте их. Оставьте изделие на 12-24 часа, чтобы краска полностью высохла.
  7. С помощью шкурки очень легкими движениями растирайте краску в местах, где был нанесен парафин. После того как некоторые участки сотрутся, пройдитесь по поверхности сухой ветошью.
  8. После удаления лишнего слоя краски удалите пыль и загрязнения с поверхности комода.
  9. Покройте изделие тонким слоем матового акрилового лака. Оставьте для высыхания на 4-6 часов.

Битумный лак для состаривания предметов интерьера

Битумный лак широко применяется для декоративного состаривания в основном рельефных поверхностей. Особенно удачно выглядит этот прием при работе с резными элементами, которые есть на мебели, рамах для картин, зеркал, прочих предметах интерьера. Наносят битумный лак поверх слоя краски. Он способен выявить и подчеркнуть углубления, трещины, затемнить наиболее низко расположенные места, придать красивый коричневый оттенок возвышениям.

Что надо подготовить

  • Раму для картины или зеркала. Выбирайте изделия с рельефной поверхностью. Не обязательно из дерева.
  • Грунтовку.
  • Акриловую краску золотого или серебряного цвета.
  • Битумный лак.
  • Шеллачный лак на спиртовой основе.
  • Синтетическую кисть для нанесения лака.
  • Кисти для краски, грунтовки.
  • Губку или натуральную старую ветошь.
  • Немного уайт-спирита.

Порядок выполнения декорирования

  1. В первую очередь покройте раму из дерева грунтовкой. Это защитное вещество, которое сделает древесину белее устойчивой к агрессивным воздействиям и улучшит сцепление изделия с декоративными материалами. А значит – повысит качество работы. Для высыхания понадобится от 8 до 10 часов.

Нанесение битумного лака на гладкую необработанную поверхность позволяет выявить рисунок дерева, состарить материал, сделав его темнее. Блеск при этом не появляется.

  1. Покрасьте рельефную рамку акриловой краской золотого или серебряного цвета. Оставьте изделие для высыхания на 4-6 часов.

Если вы выбрали для декорирования гипсовое изделие, то этот шаг является обязательным. Без предварительного нанесения краски или обычного акрилового лака битумный лак будет впитываться пористым гипсом.

  1. Быстрыми движениями с помощью синтетической кисти нанесите битумный лак на всю рамку. Можно покрывать декоративным веществом небольшие участки и сразу же растирать кусочком ветоши, удаляя лишний лак, равномерно распределяя его по поверхности.

Если лак успел подсохнуть неравномерными пятнами, то в течение 2-4 часов после нанесения следует смочить кусок ветоши в уайт-спирите и потереть в нужном месте.

  1. После высыхания битумный лак еще какое-то время остается липким. Поэтому его нужно покрыть специальным средством–закрепителем. Закрепить декоративное оформление битумным лаком можно, нанеся поверх него шеллачный лак на спиртовой основе.

Различные технологии патинирования позволяют получить большое разнообразие декоративных эффектов – от торжественно-аристократической классики до очаровательного, наполненного уютом и шармом прованса. Пробуйте самостоятельно другие способы, выбирайте из них тот, который сделает ваш интерьер красивее и лучше.

По вашему запросу читают еще:

Технология изготовления патинированных фасадов МДФ, только на первый взгляд сложна и эксклюзивна. На самом деле она совсем не сложная. Единственное, технологический процесс патинирования МДФ требует определённого времени и отработанных навыков мастера. Но опыт легко приобрести в процессе работы, нужны только общие знания самого принципа и процесса изготовления патинированных МДФ фасадов.
О достоинствах и недостатках патинированного мдф можно писать очень много, поэтому делать этого не буду. Каждый решит этот вопрос для себя сам, опираясь на свои предпочтения. Лучше поговорим о технологии производства этих самых патинированных фасадов, т.е. фасадов с нанесённым искусственным эффектом старения.

В этой статье я сделаю попытку приоткрыть и научно-популярно описать все подробности того, как патинируют мдф.

Технология патинирования МДФ.

Основа для патинированного фасада.

В качестве основы для патинированного мдф фасада применяется самая обычная МДФ односторонняя МДФ плита толщиной 16, 18 или 19 мм. Наиболее чаще применяют толщину 16 мм. МДФ продаётся в листах размером 2800 х 2070 мм.

С одной стороны она ламинирована белым покрытием, с другой сторны и с торцов – открытая структура МДФ.

МДФ (англ. Medium Density Fiberboard) – древесноволокнистая плита средней плотности.

Основа подготавливается по привычной технологии изготовления обычных плёночных МДФ фасадов. Вкратце напомню технологию изготовления плёночных мдф фасадов.

Готовые обычные плёночные МДФ фасады.

В конце этого привычного процесса мдф фасады отправляются на патинирование.

Патинирование или нанесение патины – придание эффекта старения новой поверхности. Подобный эффект всегда было принято придавать только природным материала, таким как дерево или металл. Но некоторые эффекты достижимы и на искусственных поверхностях или покрытиях, в частности на мдф фасадах.

Особенно хорошо выглядят патинированный мдф с плёнкой под текстуры натурального дерева со сложным профилем фрезеровки торцов и имитации филёнки. Качественно и творчески сделанные патинированные фасады способны сбить столку даже опытного мебельщика, который запросто может принять их за изготовленные из натуральных материалов. Выдаёт такие фасады – оборотная сторона, так как с оборотной стороны мдф плита ламинирована белой плёнкой. Покрытие же оборотной стороны фасада декоративными плёнками с последующим патинированием – совсем не оправдано экономически, да и вовсе не нужно.

Процесс патинирования мебельных мдф фасадов.

1. Нанесение изолятора. С помощью пульверизатора на поверхность мдф фасада наноситсяслой адгезивного барьера-грунта (изолятора). Это должен быть специальный барьер-грунт для ламинированных поверхностей. Наносится очень тонким слоем.

Пример: Двухкомпонентный полиуретановый адгезивный барьер-грунт для ламинированной бумаги TR 5008 фирмы Sayerlack. Применяется для обеспечения адгезии к меламиновой бумаге и другим трудно окрашиваемым поверхностям.

2. Второй слой полиуретанового грунта. Для этого слоя рекомендуется использовать безцветный полиуретановый грунт.

Пример: безцветный грунт для МДФ TU100 фирмы Sayerlack. Такой грунт сохнет быстро и его уже через полчаса можно шлифовать.

3. Тонкая шлифовка второго слоя грунта.

4. Нанесение патины. Для этого этапа создания патинированного фасада используют специальные покрытия, которые так и называются – патина. Или ЛКМ (лако-красочные материалы) для специальных эффектов.

Примеры: ЛКМ фирмы Sayerlack. IF 427 – покрытие с металлическим эффектом; IF 490 – Краколет; IF 425 – эффект золочения; IF 415/13 – эффект перламутра; IF 501 – покрытие с эффектом кожи: XT 418 – текстурный эффект и много других.

5. Обработка патины. Обработка патины происходит различными способами, которые зависят от того, какой именно эффект хочется достигнуть. Это может быть мочалка из металлической стружки или лески, скребки, кусок поролона.

На этих технологических этапах (4 и 5) остановимся чуть ниже.

6. Лакировка. Созданный эффект после всего необходимо закрепить и защитить от внешнего воздействия. Для этого используют глянцевый или матовый полиуретановый лак.

Пример: лаки фирмы Sayerlack. TZ 62 – матовый лак; TL 345 – высокоглянцевый лак; TZ 29 – средний лак эконом класса. Лак наносится пульверизатором в один – два слоя. Чаще всего это именно два тонких слоя без промежуточной шлифовки.

Конечно, представленные в качестве примера ЛКМ Sayerlack, вовсе не принципиальны. Дляпатинирования мдф можно использовать ЛКМ и других производителей, со схожими параметрами. При этом использование именно полиуретановых грунтов и лаков, тоже весьма не обязательно. Каждый может подобрать для итих целей, свой комплекс ЛКМ, который по объективным причинам ему более удобен или доступен. Так же вполне возможно использование ЛКМ на акриловой основе.

Список некоторых фирм производящих лаки и патинирующие составы:

  1. RENNER, Италия. ЛКМ.
  2. Sayerlack, Италия. ЛКМ.
  3. BORMA WACHS, Италия. Материалы для золочения и реставрации.
  4. VOTTELER, Германия. ЛКМ, ВИШ-бейцы на основе растворителя.
  5. Maimeri, Италия. Декупажные лаки, патенирующие составы, лаки кракелюрные.
  6. HESSE, Германия. ЛКМ, патины. (самые не дорогие материалы и самый большой выбор).
  7. I.C.A. (Industria Chimica Adriatica) Италия. ЛКМ, патинирующие составы. (самые быстросохнущие при комнатной температуре).
  8. Белая Стена, Россия. Серия ЛКМ “COLORICCI”. Отечественный производитель.
  9. Creall, Нидерланды. Кракелюрные лаки, затирки. Специальные акриловые материалы для эффектов.

Нанесение патины. Эффекты патинирования.

Четвёртый и пятый этапы процесса патинирования мдф фасадов, самый творческий из всех. Про патинирование, в интернете, написано очень много, полно мастер-классов, роликов и т.п. Эффектов патинирования миллион + 1. Фирмы, которые производят патинированный фасад, как правило, подбирают один – два не сложных приёма и используют их в своём производстве.

Описывать все методики нанесения патины, забота не этой статьи. Здесь же я всего лишь попробую описать пару наиболее употребляемых способов как патинировать мдф .

Способ 1. Самый простой.

На подготовленный фасад, облицованный текстурной плёнкой поддерево, наносят слой патины, который после высыхания шлифуют обычной мочалкой (кухонной сеточкой) из металлической стружки или из лески. Можно использовать наждачную бумагу, но её применение требует высоких навыков. Чем интенсивней шлифовка, тем ярче проявляется эффект старения. Цвет патины можно подбирать опытным путём. Для простого эффекта старого лака или дерева, лучше использовать патину, которая по тону совсем немного темнее или светлее фона.

Для этого способа наиболее подходят мдф фасады со сложной фрезеровкой и облицованные древоподобными плёнками ПВХ с фактурой имитирующей поры натуральной древесины (т.е. микро-вдавленности на текстуре плёнки). При этом способе патинирования лучше использовать глянцевые лаки, которые подчеркнут и выделят эффект, придадут ему глубину.
Способ 2. Патинирование контрастное.

Используется совместно с первым способом патинирования. Цель – выделить участки фрезерованного рисунка. Чтобы достичь этого, как правило применяется золочение, серебрение, затемнение имитации стыков и т.п. Для этого используют патинирующие составы с эффектом золота, серебра, меди и т.п. Составы наносятся на грунтованную поверхность кисточкой или губкой, втираются в элементы фрезеровки. Излишки убираются. Сверху наносится тонкий основной слой патины, который тоже обрабатывается по (способу 1). Эффект закрепляется матовым лаком. Вообще, в случае применения золочения или серебрения, лучше использовать именно матовые лаки, так как глянцевые в этом случае смотрятся не совсем уместно.

Способ 3. Эффект “кракле” или технология создания кракелюров на лаковой поверхности.

Кракелюр (фр. craquelure) - трещины красочного слоя или лака, проявляющиеся при старении ЛКМ с течением времени. Создание эффекта “кракле” – ускоренное создание кракелюров на поверхности ЛКМ специальными лаками. Этот способ применяется совместно с первым или со всеми обоими, особенность состоит только в том, что слой кракелюрного лака наносится первым и только потом, после сушки накладывается остальная патина. Существует несколько техник патинирования с эффектом кракле. Опишу только тот, который применяется наиболее часто.

Техника “кракле” с патинирующей затиркой . Наносим первый слой кракелюрного лака,примерно через полчаса, когда слой подсохнет “на отлип” наносим второй слой. От толщины слоёв зависит глубина и эффектность трещин. Для ускорения сушки второго слоя и для более быстрого образования трещин, подсушку можно производить с помощью фена. После того как лак высохнет и образуются трещины, втираем в них контрастную затирку (золотую или алюминиевую пудру, патину гораздо более тёмных или светлых, чем фон тонов), убирая излишки. Кракелюрный лак не крепкий, и трещины достаточно хрупкие, поэтому весь эффект необходимо закрепить поверхностным слоем лака. Можно сначала фасад с нанесёнными кракелюрами покрыть общим слоем патины (как в способе №1), а можно сразу нанести финишный слой лака. Но предпочтительней финиш накладывать уже после общего патинирования поверх кракелюр.

Кракелюрные лаки наносятся распылением, кистью или тампоном. Распыляя лак, кракелюрами покрывается вся поверхность, точеное же нанесение кистью или тампонами, позволяет создавать более сложные эффекты выделяя конкретные участки фасада. Несколько слоёв лака можно наносить участками, например, покрыть тонким слоем весь фасад, а дополнительные слои нанести только по углам. Таким образом создастся более реалистичный эффект неравномерных трещин.

Это были основные методы патинирования . Всех же методик великое множество, а их нюансов ещё больше. Существует эффекты вельвета, жемчуга, марморирования, эффекты металлического зерна, червоточин, магнитные, эффект кожи, перламутра, капель и много других. Всю информацию об этих эффектах можно найти в сети, особенно там, где описываются приёмы декупажа .В каждом конкретном случае, для конкретного производства, стоит подобрать свою, “фирменную” серию патинированных фасадов мдф , а для этого отработать и взять, так сказать в массы, пару-тройку различных эффектов, применяя их с фасадами различных фрезеровок и цветов.

  1. Естественная природа происхождения
  2. Искусственное состаривание
  3. Материалы для самостоятельного патинирования
  4. Патина на дереве
  5. Разновидности патиновых составов
  6. Подробное описание композиций
  7. Технология нанесения патины

Идеально чистая и глянцевая поверхность – признак новизны предмета интерьера или мебели. Но состаренное дерево зачастую ценится выше, особенно, если речь идет о классической обстановке комнаты. Искусственное патинирование дерева – быстрый способ получить состаренную гладь любой деревянной и не только поверхности.

Первоначально патина представляла собой окислившийся медный слой на мебели, зеркальных багетах, колоннах и других архитектурных элементах в дворцах и имениях состоятельных людей. Такой эффект достигался спустя много лет службы предмета. Пленка имеет голубоватый или зеленоватый оттенок.

Со временем патиной стали называть любой налет, появляющийся на металлических и деревянных поверхностях.

Естественная природа происхождения

Естественное патинирование происходит под влиянием кислорода на окисляемую поверхность. Будь то дерево или металл, налет придает предмету возраст и шарм. В основном эффект проявляется на резных и кованных текстурах – в этих местах много преломлений поверхности, где происходит истирание основного защитного слоя.

К благородному налету не относятся сильно коррозированные участки, которые негативно отражаются на целостности и эстетическом виде поверхности.

Искусственное состаривание

Под состариванием древесины и любой другой поверхности дизайнеры имеют в виду создание эффекта окислившегося материала, придающего мебели и утвари благородное звучание. Но ждать, когда процесс произойдет естественным путем невероятно долго.

Современные технологии помогли с решением – искусственная патина. Это покрытие специальными красящими составами по особой технологии.

Материалы для самостоятельного патинирования

  1. Специальная краска, в состав которой часто входят частицы настоящих благородных металлов – серебра, бронзы, золота. Такое покрытие более износостойкое, чем естественная патина, оно защищает древесину от разрушения благодаря плотной текстуре с минимальной пористостью.
  2. Любая краска на традиционной основе поможет создать имитацию благородной поверхности. Цвет в этом случае может быть любым – от естественных золотистых до несвойственных ярких голубых, фиолетовых, красных и т.д.

Патина на дереве

Не каждое изделие из древесины может покрыться естественным налетом без разрушения основной структуры – это свойственно только плотным, устойчивым к влажности породам, например, дубу или ясеню. Разумеется, эффект произвольно образуется только на цельном массиве, на современных фасадах из МДФ его образование невозможно.

Искусственная патина применяется на любых поверхностях:

  • Из массива;
  • На ламелях;
  • По МДФ.

Для получения эффекта старины применяют химическое воздействие на поверхность в сочетании с механическим.

Разновидности патиновых составов

Для покраски «старины» используют составы на основе разных веществ:

  • Морилка;
  • Битум;
  • Акрил;
  • Воск;
  • Шеллак;
  • Масло.

Эти вещества создают патинирование разных оттенков с индивидуальными эффектами:

  • Фрагментное облагораживание;
  • Полное покрытие;
  • Эффект кракелюра.

Патина может быть разной по консистенции :

  1. Густая patina представлена в виде пасты. Она предназначена для золочения дерева в оттенки от желтых до красных, приближенных к цвету натурального золота.
  2. Жидкая патина для дерева на водной или синтетической основе насыщает рисунок древесины до благородных оттенков, добавляет легкий эффект сияния.
  3. Фацетный лак поможет создать углубленный эффект состаривания с растрескиванием покрытия (кракелюр).

Подробное описание композиций

Кухонная мебель с патиной или шкаф с золоченым обрамлением – обработать можно любое деревянное изделие, у которого есть фактура. Стоит отметить, что покрытие металла и дерева осуществляют составами на разной основе – у них особые характеристики устойчивости и адгезии с основанием.

Морилка

Почти в каждом доме найдется изделие из древесины с патинированием. Покрытие доскок морилкой – один из способов облагораживания изделий с опцией защиты от грибков, плесени, проникновения влаги и гниения.

Для усиления эффекта рабочую поверхность брашируют: удается сохранить продольные жесткие волокна, мягкие удаляются специальной жесткой щеткой. Таким образом обрабатывают натуральный массив в домашних условиях. Правда, цвет патины в таком случае один – морилка выполнена в темном оттенке, золочения ожидать не придется.

Битум

Казалось бы, далекий от искусства материал – битум. Но патина по дереву из него самая податливая и простая в нанесении, ей можно сделать насыщенное золочение или тонкий налет. Битумный лак вычерняет углубления в резьбе, выделяя выступающие на поверхность грани. Производится на основе битумного полимера и скипидара или уайт-спирита, потому после высыхания обработанную поверхность нужно закрепить шеллачным лаком.

Акрил

Универсальный материал на водной основе для патинирования поверхностей из металла, дерева, гипса. Отличается стойкостью, хорошей адгезией к основаниям, защищает структуру древесины от намокания и заселения микрофлоры.

Технология патинирования древесины не содержит премудростей: можно покрасить всю поверхность или нанести цвет выборочно на выступающие части резьбы. Составы разных оттенков наносят в несколько слоев – получается сложный цветовой орнамент.

Старина из акриловой патины может быть любого цвета:

  • Золото;
  • Серебро;
  • Голубизна;
  • Другие возможные оттенки.

Комбинации светлых и темных красок способны придавать насыщенный эффект состаривания благородного дерева.

Воск

Восковой состав оставляет на поверхности перламутровый перелив, который выгодно подчеркивает рельеф резьбы. Покрытие медленно застывает, легко наносится без особых навыков и инструментов.

Краска из воска нетоксична и безопасна, что делает ее применение на кухне предпочтительным. Стойкость и способность воска проникать в пористую поверхность древесины обеспечивает хорошую стойкость к влажности, уборке.

Шеллак

Краска-лак из шеллака красновато-коричневая или желтоватый налет. Она помогает сохранить основной цвет и видимую структуру основания, если использовать шеллак как самостоятельное средство. В большинстве случаев он применяется в качестве покрывающего слоя для других составов, в технике декупаж и при покраске.

Масло

Масляный раствор выгодно обыгрывает структуру дерева насыщением цвета. Материал аналогичен шеллачному раствору, но его нельзя использовать в технике декупаж – масло не фиксирует, а растворяет бумагу. Используется в качестве покрытия и защиты менее стойких красок.

Технология нанесения патины

Работа с патиной не вызывает трудностей, наоборот – этот процесс увлекательный и творческий. Но для каждого вида поверхности существует свой алгоритм подготовки основания и нанесения патины, которого стоит придерживаться.

Подготовка поверхности

Если Вы решили патинировать готовые изделия своими руками, первое, на что необходимо обратить внимание – качество поверхности. Если изделие создано из необработанного массива, то проблем не возникает. Сложнее с гладкими поверхностями лака, акриловой пленки, ПВХ – на таких краска не фиксируется. Чтобы исправить ситуацию, проделаем такие мероприятия:

  1. Брашируем поверхность крупнозернистой наждачной бумагой или металлической щеткой. Таким образом избавимся от мягких волокон дерева, спрятанных под неустойчивую к таким воздействиям пленку. Обнажившаяся структура теперь пригодна к дальнейшей обработке.
  2. Мягкой щеткой удаляем пыль, обезжириваем поверхность.

Плиты из МДФ и ДСП лучше обработать грунтом – такая подготовка поможет сделать искусственный деревянный рельеф и обеспечит оптимальное сцепление основания и красящего состава.

Классическое патинирование

Наносить красящие составы из битума, воска или акрила несложно, но делать это нужно правильно:

  • Кистью наносим красящее вещество в количестве, определяемом интенсивностью желаемого результата. Краска может оказаться только на поверхности или проникнуть во все углубления рельефа.
  • По желанию снимаем лишний раствор ветошью.
  • При необходимости получения глубокого эффекта патинирования после высыхания первого слоя наносим второй и так же его растушевываем.
  • После высыхания конечного слоя краски растираем место обработки мелкой шкуркой, чтобы придать изделию состаренный вид.
  • Готовую поверхность фиксируем шеллачным лаком.

Морилка для мебели

Цена такого способа облагораживания предметов интерьера невысока, потому каждый сможет позволить себе воспользоваться этим приемом.

Использование морилки позволяет затемнить дерево без добавления эффекта золочения, неблагородным породам дерева и панелям придать вид статного дубового массива.

  • На брашированную поверхность наносим кистью водную морилку.
  • Снимаем губкой верхний слой краски для выделения рельефа.
  • После высыхания слоя может наноситься второй, но состав должен иметь другую основу (уайт-спирит).
  • Втирание воска способствует углублению фактуры предмета, втираем его в высохшую морилку.
  • Результат фиксируем шеллаком.

Предлагаем ознакомиться с техникой на примере обработки лестничных элементов :

Кракелюр

Дорогое удовольствие, но эффект самый впечатляющий. Для его создания используем 2 компонента:

  • Фацетный лак;
  • Патина.

Первым этапом производится интенсивная окраска поверхности фацетным лаком. Количество слоев определяет глубину трещин покрытия. После высыхания толстый слой растрескивается и можно приступать к патинированию, о котором уже шла речь.

Искусственные потертости

Приведенный ниже метод универсален для массива дерева и МДФ.

  1. Берем патину более тёмного оттенка, чем основная поверхность и наносим ее первым слоем.
  2. Парафином натираем выступающие фрагменты: резьбу, ковку, обрамление изделия.
  3. Теперь наносим более светлую патину.
  4. Снимаем парафин шпателем, шлифуем дерево.

Данный вид покрытия углубляет структуру и самым выгодным образом подчеркивает рисунок дерева и резьбы.

Надоел старый интерьер кухни, или новый гарнитур выглядит не так, как хочется, но менять его нет возможности? Легкий способ исправить сложившуюся ситуацию, добавить атмосферности и уникальности помещению - патинирование дерева своими руками, или, проще говоря, «старение» поверхности. После этого кухонная мебель приобретет вид старинной, что будет выглядеть на порядок лучше и дороже, чем раньше.

Что такое патинирование?

Патина – следы старения материала на различных предметах быта. Искусственное старение мебели, при котором используется патинирующий состав, называется патинирование мебели. В декорировании весьма распространен этот прием. По сути, это имитация естественного изменения цвета поверхности мебели, которое происходит со временем.

Сейчас это довольно популярная практика, ведь внешний вид изделий значительно меняется, а затраты при этом минимальны. Также плюсом является то, что процедуру легко освоить и самостоятельно добиться желаемого результата.

На сегодняшний день «под старину» оформляются не только коттеджи и дачи за городом, но и в городских квартирах способ обрел свою популярность. Необходима мебель из массива дерева для того, чтобы реализовать этот дизайнерский стиль.

В чем особенности?

Изначально «патина» означала тонкую оксидную пленку, образовывающуюся на медной поверхности, которая создавала «постаревший» вид. Придать раритетный окрас предметам обстановки, имея необходимые реактивы под рукой, сейчас достаточно просто.

Самым легким и неопасным способом является втирание смеси из воска в грани, углы и рельефные углубления на дереве. По итогам работы мы получим эффект загрязнения дерева, связанного с возрастными изменениями его структуры.

Как сделать патину в условиях квартиры? Иногда используются обычные краски, подходящие по цвету, в которые добавляется бронзовый или алюминиевый порошок. Их легко можно приобрести в магазине. Таким образом делается патина своими руками.

Следует понимать, что самостоятельное патинирование в домашних условиях – обыкновенное окрашивание, где привычные краски заменяются специализированными составами. Они не затрагивают внутреннюю структуру дерева. Такое покрытие можно без последствий удалить, если результат вас не удовлетворил.

На практике чаще всего искусственное старение осуществляется на мебели, утратившей привлекательный внешний вид, а ее дизайн не соответствует требованиям времени. Из достаточно крепкой, нормально функционирующей древесной мебели запросто формируется интерьер в ретро-стиле. Помимо этого, нанесение патины на дерево будет хорошей защитой от внешних воздействий.

На видео: нанесение патины при наружной отделке древесины.

Виды патины

Выделяют следующие разновидности патины:

  • Шеллачный лак. В работе с лаком применяется губка или кисть. Для разного количества нанесенных слоев цвет варьируется от золотистого до прозрачно-красного.
  • Акриловая патина для дерева. Она же акриловая краска. Наименее сложна на практике и безупречно подходит в условиях квартиры. Акриловая патина наносится кистью. Плюсом является большое количество цветов, которыми можно тонировать изделие. При необходимости делается повторная покраска для достижения нужного оттенка.
  • Битумная патина. На мебель наносится лак на основе битума, излишки которого легко убираются уайт-спиртом. Лак впитывается в поры, создавая эффект старины. Такая патина получается темного цвета. Шеллачный лак поможет сохранить результат.
  • Восковая патина. Находит свое применение, помимо патинирования древесины, для того чтобы подчеркнуть структуру дерева и затонировать его. Долго застывает, что обеспечивает комфортную работу своими руками. Наносить патину из воска надо, когда требуется проявить структуру материала. Чаще всего используется для мелких деталей из дуба и ясеня.
  • Масляная патина схожа с восковой, но более универсальна.

Покрытия для металла

Покрытие патиной металлических деталей выполняется преимущественно для деталей, подвергающихся тепловому воздействию (детали каминов, мангалов и так далее). Такая обработка защищает поверхность, а также сохраняет или улучшает ее внешний вид.

Патина для металла может служить отличным декоративным покрытием, наиболее популярна золотая и белая (серебряная) цветовые гаммы.

Нанести патину на металлическую поверхность так же, как и при работе по дереву, можно губкой или кистью. Губкой патинируем, если хотите лишь незначительно подчеркнуть определенное место. К металлу прикасаться нужно едва-едва, маховыми движениями. С кистью (шириной около 3 см) также будьте аккуратны. Если на материале остались излишки краски, сразу вытрите их сухой тряпочкой, пока они не застыли.

Патинирование мебели своими руками

Конечно, наличие нужного инструментария и материалов – необходимое условие, но, чтобы сделать патинирование мебели профессионально, важнее аккуратность, старательность и усердие мастера. Каждое действие нужно выполнять кропотливо, следуя правилам. Будьте готовы к тому, что потребуются значительные затраты времени для работы.

Дело заключается в том, что каждое действие совершается поэтапно, в самой технике патинирования нет ничего сложного. То есть, прежде чем начать выполнять одну операцию, предыдущую нужно завершить полностью.

Перед тем как начать обрабатывать крупногабаритную мебель, ее необходимо частично разобрать. Все металлические элементы должны быть сняты, оставьте только деревянную фурнитуру. Последовательность действий для успешного патинирования мебели своими руками такова:

1. С древесины ликвидируют всевозможные недостатки, шлифуя ее наждачкой. Затем заготовку скрупулезно освобождают от остатков пыли.

2. Материал грунтуют специальной грунтовкой, предназначенной для антикварной реставрации, и просушивают в течение суток.

3. Наносят слой патинировочной краски и сутки просушивают его.

4. Следующий пласт выбранного красящего состава наносится небольшими штришками во всех направлениях. Пока слой не застыл, излишки растираются поролоновым тампоном.

5. Прежде чем второй пласт целиком схватится, его растирают сухой тряпкой.

6. Когда деталь высохнет, дефекты устраняют путем местного подкрашивания. После него дерево также растирают сухой тряпкой.

7. Когда дерево высохнет окончательно, на его поверхность наносится заключительный слой лака.

Особенности обработки больших деталей

Технология патинирования немного видоизменяется при работе с большими деталями, такими как дверные створки, мебельные фасады, стеновые панели. Подготовительный этап без изменений полностью повторяется, но грунтование проводится особым грунтом, в основе которого лежат соединения полиуретана или акрила.

Когда грунтовка высыхает, наносится один тонкий пласт краски. Целиком просохшую после окраски деталь шлифуют металлизированной губкой, называемой скотч–брайтом. Затем поверхность насухо вытирают и покрывают бесцветным составом полиуретана, акрила или нитролаком. Оттенок лака подбирается исходя из натурального цвета обрабатываемой древесины.

Для березовой, ореховой и липовой гарнитуры используют светлые, желтоватые лаки. Для дуба и ольхи применяют лаки темнее.

Техника кракелюр

Высокий декоративный эффект дереву обеспечивают дополнительные трещинки, так называемые «кракелюры». Для этого пользуются специальным лаком, главная особенность которого растрескивание. Для того чтобы создавшиеся трещинки стали заметны, их затирают контрастным составом. Кракелюр нередко причисляют к декупажу.

Поверхность обрабатывается одной лишь грунтовкой, использовать щетку или наждачку запрещается. Первым пластом наносят лак для кракелюра/декупажа, который подбирается по цвету древесины. Если требуется, то наносится и второй слой, чтобы сделать нюанс ярче.

На еще незастывший лак накладывается слой лака для декупажа, который во время своего высыхания частично растрескивается, образуя характерные старому покрытию трещинки. Готовую поверхность затирают. Для закрепления полученного результата деталь покрывается слоем лака (чаще всего класс шеллачного).

Как наносить патину на мебельные фасады (2 видео)


Модные тенденции на старинную мебель коснулись и производителей современных кухонных гарнитуров. Дизайнеры разработали и внедрили технологию, по которой изготавливают фасады патиной, имитирующей старинную мебель. Причем процесс этот не настолько сложен, и профессионалы, умеющие обращаться с инструментом и красками, своими руками могут создать подобный шедевр.

Фасады с патиной смотрятся шикарно, создают стиль классики

Что это - патина

Люди, занимающиеся коллекционированием монет и антиквариата, постоянно сталкиваются с тем, что на старинных предметах из дерева, драгоценных металлов, бронзы и латуни, которые хранились в хороших условиях, есть видимый визуально налет старины. На профессиональном языке такой налет называется патиной. Есть патина на мебели, на старинных монетах и предметах быта.

В среде специалистов предметы, имеющие нетронутый слой патины, ценятся в несколько раз выше, чем очищенные от нее изделия, даже если они будут блестеть, как новые. По сути, патина в этом случае выступает своеобразным эталоном, подтверждающим, что предмет имеет солидную историю.

Обладание старинной мебелью, которую сразу можно определить по характерному слою микротрещин и потемнений, придает особый статус владельцам. Ее с гордостью показывают гостям, с удовольствием рассказывая историю гарнитура. Поэтому такой интерес вызывает покупателей. Однако, не у всех есть возможность сделать такие дорогие покупки.

Учитывая это, дизайнеры разработали специальные технологии. Искусственное состаривание дерева теперь не составляет проблемы. Патинирование мебели, выполненное профессиональными мастерами, позволяет создавать настоящие шедевры из недорогих материалов.

Уют дерева и старины создает приятную атмосферу на кухне

Сделать патину можно, как на массиве, так и изготовить патированные МДФ фасады. Качество выполнения настолько высокое, что мало кто сможет отличить подделку. Разглядывая кухонный гарнитур, человек уверен, что это старое дерево, до тех пор пока не откроет дверцу. Только тогда он обнаруживает, что только фасады с патиной, а остальная конструкция вполне современна.

Сегодня дизайнеры так могут искусственно состарить дерево, что с высокой достоверностью изготавливают гостиные и кухни в стиле прованс. Наносимая на кухонные фасады и легкие потертости позволяют людям создавать у себя дома небольшой уголок французской провинции.

Применение патины

Патинирование, как искусственный процесс старения изделия, применяется в различных областях.

  • Современные магазины подарков стараются охватить людей с различной покупательной способностью, поэтому они активно торгуют предметами под старину, изготовленными в наши дни, и имеющими эффект патины, сделанный умелыми мастерами.
  • Нумизматы, собирающие старинные монеты, обращаются к профессионалам. Сделанная патина своими руками на металле монеты, повышают самооценку таких «собирателей». То же самое делают и изготовители копий старинных монет.
  • Распространено нанесение патины на дерево у производителей мебели. Ею покрывают текстуру и места фрезеровки деревянных элементов, также делается патина на фасадах МДФ для кухни.
  • Искусственной патиной покрывают также фурнитуру, применяемую для изготовления «старинной» мебели.

Применение метода искусственного старения - это дыхание нового стиля

Виды

Виды и способы нанесения патины могут сильно отличаться друг от друга.

  1. По стилю патинирования могут различаться - тонкий слой патины, заполнение и устарение.
  2. Устарение производится с затиранием в текстуру, в то время два других стиля - без затирания.
  3. Устарение предполагает четкое и насыщенное выделение фрезеровки, патина и заполнение на фрезеровку наносится плавно.

При этом, у производителей мебели имеются каталоги текстур различных деревьев, в которых описываются способы патинирования.

В мебельном производстве существует две технологии нанесения патины на деревянные детали.

  • Мембранно-вакуумное прессование.
  • Ручное нанесение лаков и красок на фасады и другие детали.

Виды патиничного налета отличаются в зависимости от применяемых красок и материалов, а также поверхности, на которую они наносятся. Зависят они и от способа нанесения краски на фасад.

Простое патинирование

Простое искусственное старение фасадов можно сделать своими руками

Это наиболее легкий способ сделать патинирование своими руками. На лицевую сторону заготовки фасада из ламинированного . Он должен выровнять поверхность и образовать основной слой. После высыхания нанесенного состава его тщательно шкурят с помощью наждачной бумаги. Патина для дерева в этом случае будет играть роль укрывного состава краски. Уровень абразивности и усилия должны регулироваться в зависимости от требуемого рисунка. В завершение поверхность требуется покрыть специальным бесцветным матовым лаком.

Способ с применением бронзы, золота и серебра

Таким образом обрабатывается кухня патина которой не имеет глянца. Обрабатываемые поверхности должны иметь рельефную поверхность. Поскольку золото, серебро или бронза наносятся дополнительным слоем, основной фон должен быть заранее подготовлен и иметь матовый оттенок. Дополнительные краски наносятся на выступающие детали. После подсыхания эти поверхности также слегка ошкуривают. Старина не предполагает яркого блеска.

Патинирование и кракелюр

За этими словами скрывается более сложный процесс искусственного старения. Требуется добиться появления трещин и образования «налета» старины. Нанесение фацетного лака производится послойно. При этом следующий слой наносится на еще не полностью просохший предыдущий. Таким образом создается база для образования трещин. Для их появления требуется достаточно большое количество слоев, поэтому это процесс трудоемкий. Патина своими руками с нужным оттенком наносится на поверхность с проявившимися трещинами. И только после полного высыхания подготовленного фасада его необходимо зашкурить.

Техника текстурного покрытия

При изготовлении с патиной это наиболее часто встречающаяся поверхность. Потому что пленка ПВХ покрытая простой патиной более дешевый способ изготовления такой мебели. В результате она попадает в верхний разряд дешевой мебели.

Патина своими руками

Патинирование дерева своими руками - это вполне выполнимая задача. Для этого лучше применять самый простой способ. «Состарить» можно как дверцу из массива дерева, так и фасад из МДФ.

МДФ для кухонной дверцы имеет две стороны. С внутренней он покрыт светлым пластиком. Обрабатывать надо внешнюю сторону фасада.

  • Вначале наносится изолятор, еще его называют барьер-грунт. Наносить его требуется пульверизатором, потому что необходим очень тонкий, ровный слой - это обязательное условие.

При подготовке к работе надо выбирать барьер-грунт для ламинированных поверхностей. Это связано с адгезивными свойствами изолятора.

  • Грунт на полиуретановой основе наносят вторым слоем на полностью высохший барьер-грунт. Он должен быть бесцветным.

Грунт на полиуретановой основе сохнет быстро, это требует непрерывного контроля процесса.

  • Просохший второй слой шлифуется с помощью наждачной бумаги.
  • После шлифовки наносится слой патины. Для этого существуют готовые составы.
  • Прошедшая патинирование поверхность также шлифуется.
  • В заключение изделие покрывается бесцветным матовым лаком.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Удачного ремонта!

Надоел старый интерьер кухни, или новый гарнитур выглядит не так, как хочется, но менять его нет возможности? Легкий способ исправить сложившуюся ситуацию, добавить атмосферности и уникальности помещению — патинирование дерева своими руками, или, проще говоря, «старение» поверхности. После этого кухонная мебель приобретет вид старинной, что будет выглядеть на порядок лучше и дороже, чем раньше.

Патина – следы старения материала на различных предметах быта. Искусственное старение мебели, при котором используется патинирующий состав, называется патинирование мебели. В декорировании весьма распространен этот прием. По сути, это имитация естественного изменения цвета поверхности мебели, которое происходит со временем.

Сейчас это довольно популярная практика, ведь внешний вид изделий значительно меняется, а затраты при этом минимальны. Также плюсом является то, что процедуру легко освоить и самостоятельно добиться желаемого результата.

На сегодняшний день «под старину» оформляются не только коттеджи и дачи за городом, но и в городских квартирах способ обрел свою популярность. Необходима мебель из массива дерева для того, чтобы реализовать этот дизайнерский стиль.

В чем особенности?

Изначально «патина» означала тонкую оксидную пленку, образовывающуюся на медной поверхности, которая создавала «постаревший» вид. Придать раритетный окрас предметам обстановки, имея необходимые реактивы под рукой, сейчас достаточно просто.

Самым легким и неопасным способом является втирание смеси из воска в грани, углы и рельефные углубления на дереве. По итогам работы мы получим эффект загрязнения дерева, связанного с возрастными изменениями его структуры.

Как сделать патину в условиях квартиры? Иногда используются обычные краски, подходящие по цвету, в которые добавляется бронзовый или алюминиевый порошок. Их легко можно приобрести в магазине. Таким образом делается патина своими руками.

Следует понимать, что самостоятельное патинирование в домашних условиях – обыкновенное окрашивание, где привычные краски заменяются специализированными составами. Они не затрагивают внутреннюю структуру дерева. Такое покрытие можно без последствий удалить, если результат вас не удовлетворил.

На практике чаще всего искусственное старение осуществляется на мебели, утратившей привлекательный внешний вид, а ее дизайн не соответствует требованиям времени. Из достаточно крепкой, нормально функционирующей древесной мебели запросто формируется интерьер в ретро-стиле. Помимо этого, нанесение патины на дерево будет хорошей защитой от внешних воздействий.

На видео: нанесение патины при наружной отделке древесины.

Виды патины

Выделяют следующие разновидности патины:

  • Шеллачный лак. В работе с лаком применяется губка или кисть. Для разного количества нанесенных слоев цвет варьируется от золотистого до прозрачно-красного.

  • Акриловая патина для дерева. Она же акриловая краска. Наименее сложна на практике и безупречно подходит в условиях квартиры. Акриловая патина наносится кистью. Плюсом является большое количество цветов, которыми можно тонировать изделие. При необходимости делается повторная покраска для достижения нужного оттенка.

  • На мебель наносится лак на основе битума, излишки которого легко убираются уайт-спиртом. Лак впитывается в поры, создавая эффект старины. Такая патина получается темного цвета. Шеллачный лак поможет сохранить результат.

  • Восковая патина. Находит свое применение, помимо патинирования древесины, для того чтобы подчеркнуть структуру дерева и затонировать его. Долго застывает, что обеспечивает комфортную работу своими руками. Наносить патину из воска надо, когда требуется проявить структуру материала. Чаще всего используется для мелких деталей из дуба и ясеня.

  • схожа с восковой, но более универсальна.

Покрытия для металла

Покрытие патиной металлических деталей выполняется преимущественно для деталей, подвергающихся тепловому воздействию (детали каминов, мангалов и так далее). Такая обработка защищает поверхность, а также сохраняет или улучшает ее внешний вид.

Патина для металла может служить отличным декоративным покрытием, наиболее популярна золотая и белая (серебряная) цветовые гаммы.

Нанести патину на металлическую поверхность так же, как и при работе по дереву, можно губкой или кистью. Губкой патинируем, если хотите лишь незначительно подчеркнуть определенное место. К металлу прикасаться нужно едва-едва, маховыми движениями. С кистью (шириной около 3 см) также будьте аккуратны. Если на материале остались излишки краски, сразу вытрите их сухой тряпочкой, пока они не застыли.

Патинирование мебели своими руками

Конечно, наличие нужного инструментария и материалов – необходимое условие, но, чтобы сделать патинирование мебели профессионально, важнее аккуратность, старательность и усердие мастера. Каждое действие нужно выполнять кропотливо, следуя правилам. Будьте готовы к тому, что потребуются значительные затраты времени для работы.

Дело заключается в том, что каждое действие совершается поэтапно, в самой технике патинирования нет ничего сложного. То есть, прежде чем начать выполнять одну операцию, предыдущую нужно завершить полностью.

Перед тем как начать обрабатывать крупногабаритную мебель, ее необходимо частично разобрать. Все металлические элементы должны быть сняты, оставьте только деревянную фурнитуру. Последовательность действий для успешного патинирования мебели своими руками такова:

1. С древесины ликвидируют всевозможные недостатки, шлифуя ее наждачкой. Затем заготовку скрупулезно освобождают от остатков пыли.

2. Материал грунтуют специальной грунтовкой, предназначенной для антикварной реставрации, и просушивают в течение суток.

3. Наносят слой патинировочной краски и сутки просушивают его.

4. Следующий пласт выбранного красящего состава наносится небольшими штришками во всех направлениях. Пока слой не застыл, излишки растираются поролоновым тампоном.

5. Прежде чем второй пласт целиком схватится, его растирают сухой тряпкой.

6. Когда деталь высохнет, дефекты устраняют путем местного подкрашивания. После него дерево также растирают сухой тряпкой.

7. Когда дерево высохнет окончательно, на его поверхность наносится заключительный слой лака.

Особенности обработки больших деталей

Технология патинирования немного видоизменяется при работе с большими деталями, такими как дверные створки, мебельные фасады, стеновые панели. Подготовительный этап без изменений полностью повторяется, но грунтование проводится особым грунтом, в основе которого лежат соединения полиуретана или акрила.

Когда грунтовка высыхает, наносится один тонкий пласт краски. Целиком просохшую после окраски деталь шлифуют металлизированной губкой, называемой скотч–брайтом. Затем поверхность насухо вытирают и покрывают бесцветным составом полиуретана, акрила или нитролаком. Оттенок лака подбирается исходя из натурального цвета обрабатываемой древесины.

Для березовой, ореховой и липовой гарнитуры используют светлые, желтоватые лаки. Для дуба и ольхи применяют лаки темнее.

Техника кракелюр

Высокий декоративный эффект дереву обеспечивают дополнительные трещинки, так называемые «кракелюры». Для этого пользуются специальным лаком, главная особенность которого растрескивание. Для того чтобы создавшиеся трещинки стали заметны, их затирают контрастным составом. Кракелюр нередко причисляют к декупажу.

Поверхность обрабатывается одной лишь грунтовкой, использовать щетку или наждачку запрещается. Первым пластом наносят лак для кракелюра/декупажа, который подбирается по цвету древесины. Если требуется, то наносится и второй слой, чтобы сделать нюанс ярче.

На еще незастывший лак накладывается слой лака для декупажа, который во время своего высыхания частично растрескивается, образуя характерные старому покрытию трещинки. Готовую поверхность затирают. Для закрепления полученного результата деталь покрывается слоем лака (чаще всего класс шеллачного).

Как наносить патину на мебельные фасады (2 видео)


Патина с разными эффектами (30 фото)




























Технология изготовления патинированных фасадов МДФ, только на первый взгляд сложна и эксклюзивна. На самом деле она совсем не сложная. Единственное, технологический процесс патинирования МДФ требует определённого времени и отработанных навыков мастера. Но опыт легко приобрести в процессе работы, нужны только общие знания самого принципа и процесса изготовления патинированных МДФ фасадов.
О достоинствах и недостатках патинированного мдф можно писать очень много, поэтому делать этого не буду. Каждый решит этот вопрос для себя сам, опираясь на свои предпочтения. Лучше поговорим о технологии производства этих самых патинированных фасадов, т.е. фасадов с нанесённым искусственным эффектом старения.

В этой статье я сделаю попытку приоткрыть и научно-популярно описать все подробности того, как патинируют мдф.

Технология патинирования МДФ.

Основа для патинированного фасада.

В качестве основы для патинированного мдф фасада применяется самая обычная МДФ односторонняя МДФ плита толщиной 16, 18 или 19 мм. Наиболее чаще применяют толщину 16 мм. МДФ продаётся в листах размером 2800 х 2070 мм.

С одной стороны она ламинирована белым покрытием, с другой сторны и с торцов – открытая структура МДФ.

МДФ (англ. Medium Density Fiberboard) – древесноволокнистая плита средней плотности.

Основа подготавливается по привычной технологии изготовления обычных плёночных МДФ фасадов. Вкратце напомню технологию изготовления плёночных мдф фасадов.

1 . Из плиты, на мебельном раскроечном станке нарезают фасадные заготовки нужного размера.
2 . Заготовки отправляют на фрезерный станок с ЧПУ, для придания фасадам нужного рисунка. Вместо ЧПУ можно использовать и обычный фрезерно-копировальный станок с набором шаблонов необходимого профиля. Но, фрезерные станки с ЧПУ позволяют создавать сложные рисунки, рельефы в объёмном виде. Фасады со сложным рисунком идеально подходят для патинирования .
3 . После фрезерной обработке детали фасадов покрываются тонким слоем клея из пульверизатора. Затем идут на ламинирование обычными ПФХ плёнками. Это делается на специальном термо-вакуумном прессе.

Готовые обычные плёночные МДФ фасады.

Пример: Двухкомпонентный полиуретановый адгезивный барьер-грунт для ламинированной бумаги TR 5008 фирмы Sayerlack. Применяется для обеспечения адгезии к меламиновой бумаге и другим трудно окрашиваемым поверхностям.

2. Второй слой полиуретанового грунта. Для этого слоя рекомендуется использовать безцветный полиуретановый грунт.

Пример: безцветный грунт для МДФ TU100 фирмы Sayerlack. Такой грунт сохнет быстро и его уже через полчаса можно шлифовать.

3. Тонкая шлифовка второго слоя грунта.

4. Нанесение патины. Для этого этапа создания патинированного фасада используют специальные покрытия, которые так и называются – патина. Или ЛКМ (лако-красочные материалы) для специальных эффектов.

Примеры: ЛКМ фирмы Sayerlack. IF 427 – покрытие с металлическим эффектом; IF 490 – Краколет; IF 425 – эффект золочения; IF 415/13 – эффект перламутра; IF 501 – покрытие с эффектом кожи: XT 418 – текстурный эффект и много других.

5. Обработка патины. Обработка патины происходит различными способами, которые зависят от того, какой именно эффект хочется достигнуть. Это может быть мочалка из металлической стружки или лески, скребки, кусок поролона.

На этих технологических этапах (4 и 5) остановимся чуть ниже.

6. Лакировка. Созданный эффект после всего необходимо закрепить и защитить от внешнего воздействия. Для этого используют глянцевый или матовый полиуретановый лак.

Пример: лаки фирмы Sayerlack. TZ 62 – матовый лак; TL 345 – высокоглянцевый лак; TZ 29 – средний лак эконом класса. Лак наносится пульверизатором в один – два слоя. Чаще всего это именно два тонких слоя без промежуточной шлифовки.

Конечно, представленные в качестве примера ЛКМ Sayerlack, вовсе не принципиальны. Дляпатинирования мдф можно использовать ЛКМ и других производителей, со схожими параметрами. При этом использование именно полиуретановых грунтов и лаков, тоже весьма не обязательно. Каждый может подобрать для итих целей, свой комплекс ЛКМ, который по объективным причинам ему более удобен или доступен. Так же вполне возможно использование ЛКМ на акриловой основе.

Список некоторых фирм производящих лаки и патинирующие составы:

  1. RENNER, Италия. ЛКМ.
  2. Sayerlack, Италия. ЛКМ.
  3. BORMA WACHS, Италия. Материалы для золочения и реставрации.
  4. VOTTELER, Германия. ЛКМ, ВИШ-бейцы на основе растворителя.
  5. Maimeri, Италия. Декупажные лаки, патенирующие составы, лаки кракелюрные.
  6. HESSE, Германия. ЛКМ, патины. (самые не дорогие материалы и самый большой выбор).
  7. I.C.A. (Industria Chimica Adriatica) Италия. ЛКМ, патинирующие составы. (самые быстросохнущие при комнатной температуре).
  8. Белая Стена, Россия. Серия ЛКМ “COLORICCI”. Отечественный производитель.
  9. Creall, Нидерланды. Кракелюрные лаки, затирки. Специальные акриловые материалы для эффектов.

Нанесение патины. Эффекты патинирования.

Четвёртый и пятый этапы процесса патинирования мдф фасадов, самый творческий из всех. Про патинирование, в интернете, написано очень много, полно мастер-классов, роликов и т.п. Эффектов патинирования миллион + 1. Фирмы, которые производят патинированный фасад, как правило, подбирают один – два не сложных приёма и используют их в своём производстве.

Описывать все методики нанесения патины, забота не этой статьи. Здесь же я всего лишь попробую описать пару наиболее употребляемых способов как патинировать мдф .

Способ 1. Самый простой.

На подготовленный фасад, облицованный текстурной плёнкой поддерево, наносят слой патины, который после высыхания шлифуют обычной мочалкой (кухонной сеточкой) из металлической стружки или из лески. Можно использовать наждачную бумагу, но её применение требует высоких навыков. Чем интенсивней шлифовка, тем ярче проявляется эффект старения. Цвет патины можно подбирать опытным путём. Для простого эффекта старого лака или дерева, лучше использовать патину, которая по тону совсем немного темнее или светлее фона.

Для этого способа наиболее подходят мдф фасады со сложной фрезеровкой и облицованные древоподобными плёнками ПВХ с фактурой имитирующей поры натуральной древесины (т.е. микро-вдавленности на текстуре плёнки). При этом способе патинирования лучше использовать глянцевые лаки, которые подчеркнут и выделят эффект, придадут ему глубину.
Способ 2. Патинирование контрастное.

Используется совместно с первым способом патинирования. Цель – выделить участки фрезерованного рисунка. Чтобы достичь этого, как правило применяется золочение, серебрение, затемнение имитации стыков и т.п. Для этого используют патинирующие составы с эффектом золота, серебра, меди и т.п. Составы наносятся на грунтованную поверхность кисточкой или губкой, втираются в элементы фрезеровки. Излишки убираются. Сверху наносится тонкий основной слой патины, который тоже обрабатывается по (способу 1). Эффект закрепляется матовым лаком. Вообще, в случае применения золочения или серебрения, лучше использовать именно матовые лаки, так как глянцевые в этом случае смотрятся не совсем уместно.

Способ 3. Эффект “кракле” или технология создания кракелюров на лаковой поверхности.

Кракелюр (фр. craquelure) - трещины красочного слоя или лака, проявляющиеся при старении ЛКМ с течением времени. Создание эффекта “кракле” – ускоренное создание кракелюров на поверхности ЛКМ специальными лаками. Этот способ применяется совместно с первым или со всеми обоими, особенность состоит только в том, что слой кракелюрного лака наносится первым и только потом, после сушки накладывается остальная патина. Существует несколько техник патинирования с эффектом кракле. Опишу только тот, который применяется наиболее часто.

Техника “кракле” с патинирующей затиркой . Наносим первый слой кракелюрного лака,примерно через полчаса, когда слой подсохнет “на отлип” наносим второй слой. От толщины слоёв зависит глубина и эффектность трещин. Для ускорения сушки второго слоя и для более быстрого образования трещин, подсушку можно производить с помощью фена. После того как лак высохнет и образуются трещины, втираем в них контрастную затирку (золотую или алюминиевую пудру, патину гораздо более тёмных или светлых, чем фон тонов), убирая излишки. Кракелюрный лак не крепкий, и трещины достаточно хрупкие, поэтому весь эффект необходимо закрепить поверхностным слоем лака. Можно сначала фасад с нанесёнными кракелюрами покрыть общим слоем патины (как в способе №1), а можно сразу нанести финишный слой лака. Но предпочтительней финиш накладывать уже после общего патинирования поверх кракелюр.

Кракелюрные лаки наносятся распылением, кистью или тампоном. Распыляя лак, кракелюрами покрывается вся поверхность, точеное же нанесение кистью или тампонами, позволяет создавать более сложные эффекты выделяя конкретные участки фасада. Несколько слоёв лака можно наносить участками, например, покрыть тонким слоем весь фасад, а дополнительные слои нанести только по углам. Таким образом создастся более реалистичный эффект неравномерных трещин.

Это были основные методы патинирования . Всех же методик великое множество, а их нюансов ещё больше. Существует эффекты вельвета, жемчуга, марморирования, эффекты металлического зерна, червоточин, магнитные, эффект кожи, перламутра, капель и много других. Всю информацию об этих эффектах можно найти в сети, особенно там, где описываются приёмы декупажа .В каждом конкретном случае, для конкретного производства, стоит подобрать свою, “фирменную” серию патинированных фасадов мдф , а для этого отработать и взять, так сказать в массы, пару-тройку различных эффектов, применяя их с фасадами различных фрезеровок и цветов.

Технология патинирования фасадов МДФ используется мебельными предприятиями крайне редко. Почему? Потому что качественно выполненный патинированный фасад МДФ в пленке ПВХ достаточно сложно отличить от изделий из натурального дерева, в которых чаще всего используют эффекты старения. В отличие от обработки МДФ, работа с массивом дерева намного сложнее и более трудоемка. Поэтому большинство предпринимателей обходят стороной подобные технологии, стремясь сделать свой продукт дешевле.

Однако, в отличие от других, технология патинирования фасадов МДФ не настолько сложна, чтобы отказываться от нее. Необходимо только знать общие принципы методики патинирования, а мастерство придет с опытом. Затраченные же средства окупятся в реализации действительно по-настоящему эксклюзивной мебели.

– это обработка покрытия фасада, с целью придать ему эффект состаренного природного или искусственного материала и выделить текстуру поверхности особыми красками­­ (патиной).

Процесс патинирования фасада МДФ в пленке ПВХ состоит из следующих этапов:

1. Тонким слоем, на поверхность предворительно тщательно очищенного МДФ фасада наносится специальный адгезивный барьер-грунт . Для достижения наилучшего качества, грунт наносится при помощи пульверизатора.

2. Вторым слоем наносится бесцветный полиуретановый грунт для патины.

3. Производится шлифовка грунтованной поверхности.

4. Наносится патинирующий состав. Патина или составы для патинирования – это специальные, обладающие особыми свойствами лакокрасочные материалы, используемые для визуализации старения фасада или создания на нем декоративных цветовых эффектов.

5. Обработка патины . Для этого процесса могут быть применены различные способы иматериалы, позволяющие достичь требуемого эффекта. Например, шлифовка поролоном или металлической мочалкой, соскреб шпателем, царапание наждачной шкуркой и тому подобное.

6. Покрытие патины лаком . Так как патинированная поверхность фасада легко уязвима для механического повреждения, ее следует защитить и закрепить слоем полиуретанового лака. Причем, для достижения требуемого эффекта можно использовать или матовый, или глянцевый лаки.

Наиболее популярными техниками патинирования фасадов мдф являются классический метод, контрастное патинирование и техника «кракле».

Первый метод патинирования используют для старения фасадов МДФ со сложной фрезеровкой покрытых пленкой ПВХ под дерево. Хорошо, если текстура пленки будет покрыта вдавленностями, имитирующими древесные волокна.Патинирование фасада МДФ выполняется цветом краски чуть темнее или светлее основного фона. После подсыхания слоя патины начинают шлифовку поверхности, используя обычную мочалку из лески. Закрепляют достигнутый эффект, как правило, используя глянцевый лак для патинирования, который подчеркнет глубину и выделит элементы старения фасада.

Контрастное патинирование используется для выявления определенных участков фрезерованного рисунка. Чаще всего, для этого применяются патинирующие составы под золото, серебро, медь или другие цвета. Патина наносится ровным слоем на грунтованную поверхность фрезерованных углублений при помощи поролона или кисточки. Излишки тщательно убираются. После подсыхания наносится второй слой, придающий эффект старения и имитирующий стыки на поверхности фасада. Для закрепления золотых и серебристых красок рекомендуется применять матовый лак, так как глянцевый отблеск затенит полученный эффект.

Техника «кракле» направлена на достижение на поверхности фасада МДФ эффекта растрескивания старого слоя краски или лака. Для этого на фасад МДФ наносятся два слоя специального кракелюрного лака . Второй слой наносится после подсыхания первого «на отлип», примерно через пол часа. Следует помнить, что от толщины слоя лака будет зависеть глубина и размер трещин. После того, как лак высохнет окончательно, трещины заполняются контрастной патиной или специальными затирками золотого, серебристого или любого другого подходящего оттенка, отличного от основного фона. Излишки убираются при помощи губки. Далее, полученный эффект фиксируется слоем лака.

Лак для патины при использовании техники кракелюр наносится как распылением, так и при помощи тампона или кисти. При этом на различных участках поверхности фасада можно получить разнообразные узоры и эффекты растрескивания.

Технология патинирования фасадов МДФ не стоит на месте и постоянно развивается, используя многообразные методики и техники старения. На сегодняшний день используются на мебельных фасадах эффекты кожи, жемчуга, капель, металлического зерна, магнитных полей, марморирования, вельвета, червоточин, перламутра и другие. Некоторые из них отлично могут подойти под тот или иной стиль мебели выпускаемой предприятием.



Похожие статьи