Перечень забалансовых счетов в бюджетных учреждениях. Для чего нужен забалансовый счет бюджетной организации

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 10

В Приказе Минфина России от 03.07.2009 N 69н (далее - Приказ N 69н), которым внесены изменения в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н), уделено большое внимание забалансовому учету. Так, в новой редакции изложено описание четырех счетов: 04, 17, 18 и 19. Одновременно стоит заметить, что сама Инструкция N 148н в первоначальном варианте в сравнении с ранее действовавшей Инструкцией N 25н <1> в части забалансового учета также претерпела ряд изменений. Например , с 01.01.2009 к забалансовым счетам добавлены три новых счета: 20 "Списанная задолженность, не востребованная кредиторами", 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" и 23 "Периодические издания для пользования". В данной статье мы рассмотрим правила забалансового учета в 2009 г., принимая во внимание Приказ N 69н.

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (утратила силу с 01.01.2009).

Общие положения и правила забалансового учета бюджетных учреждений содержит п. 263 Инструкции N 148н. Согласно указанному пункту за балансом учитываются:

  • ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему (арендованные основные средства (полученные в безвозмездное пользование));
  • материальные ценности, принятые на ответственное хранение или в переработку, полученные по централизованному снабжению;
  • бланки строгой отчетности, путевки в дома отдыха и санатории и др.;
  • обязательства, ожидающие исполнения.

Всего забалансовый учет насчитывает 22 счета: с 01 по 20, а также 22, 23. Номер 21 не присвоен ни одному из счетов.

Забалансовые счета

Наименование счета

Основные средства в пользовании

Материальные ценности, принятые на ответственное хранение

Бланки строгой отчетности

Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов

Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению

Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные

ценности

Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры

Путевки неоплаченные

Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных

Обеспечение исполнения обязательств

Государственные и муниципальные гарантии

Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по

договорам с заказчиками

Экспериментальные устройства

Расчетные документы, ожидающие исполнения

Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств

на счете, по деятельности, приносящей доход

Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения

законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок

Поступления денежных средств на счета учреждения

Выбытия денежных средств со счетов учреждения

Невыясненные поступления бюджетов прошлых лет

Списанная задолженность, не востребованная кредиторами

Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению

Периодические издания для пользования

Учреждениям разрешается вводить дополнительные забалансовые счета для обеспечения их управленческого учета. Во многих бюджетных учреждениях за балансом учитываются материальные ценности, списанные по правилам бюджетного учета со счетов учета нефинансовых активов, но используемые в деятельности бюджетных учреждений. Например , согласно п. 22 Инструкции N 148н при выдаче в эксплуатацию основных средств, за исключением объектов библиотечного фонда, стоимостью до 3000 руб. кредитуется счет 0 101 xx 410, то есть объект списывается с баланса. Такой объект еще долго может использоваться в деятельности учреждения. По нашему мнению, срок его службы должен совпадать со сроками эксплуатации той амортизационной группы, к которой относится объект в соответствии с Классификацией основных средств по амортизационным группам. В целях сохранности списанных с баланса объектов целесообразно организовать их забалансовый учет в количественном либо в количественно-суммовом выражении. Правила учета на забалансовых счетах, введенных учреждением самостоятельно, должны быть закреплены в учетной политике учреждения.

Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе. Для наглядности приведем пример.

Пример. Согласно учетной политике учреждения объекты основных средств стоимостью до 3000 руб., за исключением объектов библиотечного фонда, после их выдачи в эксплуатацию должны учитываться на забалансовом счете 24 "Основные средства первоначальной стоимостью до 3000 руб., выданные в эксплуатацию" по материально ответственным лицам в оценке 1 руб. за объект учета. В рамках бюджетной деятельности были выданы в эксплуатацию три стула стоимостью 2850 руб. каждый.

В учете операции отражаются следующим образом:

Для справки: согласно Классификации основных средств по амортизационным группам мебель школьных учреждений относится к 4-й амортизационной группе, срок эксплуатации данной группы составляет от пяти до семи лет. Отсюда - стулья за балансом должны числиться не менее пяти лет.

Инвентаризация материальных ценностей, иных активов и обязательств, учитываемых на забалансовых счетах, проводится в порядке и в сроки, которые установлены для объектов, учитываемых на балансе.

Примечание. Согласно п. 170 Инструкции N 148н при определении ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. Это положение относится не только к объектам, которые числятся на балансе, но и к объектам забалансового учета.

Счет 01 "Основные средства в пользовании"

Счет 01 раньше в соответствии с Инструкцией N 25н назывался "Арендованные основные средства". Теперь название счета соответствует сути операций, отражаемых на нем. На счете 01 учитывается не только арендованное имущество, но и имущество, полученное в безвозмездное пользование (имущество, полученное по договору ссуды).

Аналитический учет по счету ведется в разрезе арендодателей и (или) собственников имущества по каждому объекту основных средств (по инвентарным (учетным) номерам арендодателя и (или) собственника) в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей по форме 0504041 (далее - Карточка ф. 0504041). По нашему мнению, суммовое выражение стоимости арендованных основных средств должно соответствовать данным арендодателя.

Счет 02 "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение"

Описание счета 02 по сравнению с Инструкцией N 25н не изменилось. На этом счете учитываются товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение, а также изъятые в принудительном порядке, до момента обращения их в собственность государства. Аналитический учет объектов ведется по организациям-владельцам, по видам, сортам и местам хранения, по договорным ценам или ценам приобретения.

Кроме того, на счете 02 учитываются сырье и материалы, принятые в переработку по ценам, предусмотренным в договорах. В этом случае аналитический учет по счету ведется по заказчикам, видам, сортам материалов и месту их нахождения в Карточке ф. 0504041.

Счет 03 "Бланки строгой отчетности"

Учет бланков строгой отчетности (БСО) за балансом ведется по прежним правилам. На этом счете учитываются находящиеся на хранении и выдаваемые под отчет бланки ценных бумаг, квитанционные книжки, аттестаты, дипломы, бланки удостоверений, бланки трудовых книжек (вкладыши к ним) и другие бланки строгой отчетности.

БСО учитываются в условной оценке 1 руб. за 1 бланк. Списание израсходованных, а также испорченных бланков строгой отчетности производится по Акту о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816).

Аналитический учет по счету ведется по каждому виду бланков и местам их хранения в Книге по учету бланков строгой отчетности (ф. 0504045).

Может ли бюджетное учреждение самостоятельно разрабатывать и утверждать форму БСО?

В Информационном письме Минфина России от 22.08.2008 разъяснено, что организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, вправе использовать самостоятельно разработанный бланк строгой отчетности, в котором должны содержаться реквизиты, указанные в п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники <2> (далее - Положение), если иное не предусмотрено п. п. 5 и 6 Положения. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.

<2> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что, в случае если в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Согласно п. 6 Положения при необходимости исключения из формы бланка документа реквизитов, предусмотренных пп. "ж" - "и" п. 3 Положения, формы бланков документов при оказании услуг учреждениями культуры (учреждения кино и кинопроката, театрально-зрелищные предприятия, концертные организации, коллективы филармоний, цирковые предприятия и зоопарки, музеи, парки (сады) культуры и отдыха), включая услуги выставочного характера и художественного оформления, и услуг физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий) утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Таким образом, если иное не предусмотрено п. п. 5 и 6 Положения, учреждения, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать документ, форма которого разработана и утверждена учреждением самостоятельно, при условии, что такой документ содержит реквизиты, установленные п. 3 Положения:

а) наименование документа, шестизначный номер и серия;

б) наименование и организационно-правовая форма;

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности);

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации, выдавшей документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

з) дата осуществления расчета и составления документа;

и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации;

к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

Может ли бюджетное учреждение самостоятельно изготавливать БСО?

Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем (п. п. 4, 11 Положения). При этом для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:

а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее пяти лет;

б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

По требованию налоговых органов организации обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах (п. 12 Положения).

Примечание. С 1 декабря 2008 г. не применяются старые формы бланков строгой отчетности, не отвечающие требованиям Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".

Счет 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов"

Предназначение счета осталось прежним: наблюдение за возможностью взыскания списанной дебиторской задолженности в случае изменения имущественного положения должников.

Изменились требования к учету на данном счете. В частности, на нем должен быть организован аналитический учет списанной задолженности по кодам классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов.

Кроме того, Инструкцией N 25н рассматривался только один вариант срока учета задолженности за балансом - пять лет с момента ее списания с балансового учета в порядке, установленном законодательством. Инструкция N 148н добавила к нему иной срок, установленный законодательством.

Инструкция N 148н в отличие от Инструкции N 25н предполагает списание задолженности с забалансового учета и постановку ее на баланс не только в случае поступления средств в погашение задолженности, но и при возможности возобновления процедуры взыскания задолженности дебиторов. Указанные операции проводятся, соответственно, на дату возобновления взыскания или на дату администрирования указанных поступлений.

Аналитический учет ведется в Карточке учета средств и расчетов с указанием фамилии, имени и отчества должника, полного наименования юридических лиц и реквизитов, необходимых для определения дебитора в целях возможного взыскания задолженности.

Отражение операций по списанию нереальной к взысканию дебиторской задолженности на счетах бюджетного учета

В соответствии с п. п. 151, 155 Инструкции N 148н нереальная к взысканию дебиторская задолженность в части доходов списывается на счет 0 401 01 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами", а в части расходов на счет 0 401 01 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами". По мнению автора, на эти счета можно списывать дебиторскую задолженность, образовавшуюся как в рамках бюджетной, так и в рамках внебюджетной (приносящей доход) деятельности.

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет, образованной в рамках бюджетной деятельности, перечисляется в доход соответствующего бюджета. Инструкция N 148н не содержит указаний (проводок) по восстановлению на балансовый учет получателя бюджетных средств списанной дебиторской задолженности в случае возобновления процедуры ее взыскания. По мнению автора, в рамках бюджетной деятельности восстановить на баланс дебиторскую задолженность можно, отразив увеличение дебиторской задолженности за счет увеличения кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет: Дебет счетов 0 205 xx 560, 0 206 xx 560, 0 208 xxx 560 Кредит счета 0 303 05 730.

В рамках приносящей доход деятельности дебиторская задолженность восстанавливается на баланс также за счет чрезвычайных доходов: Дебет счетов 0 205 xx 560, 0 206 xx 560, 0 208 xx 560 Кредит счета 0 401 01 173. В части налогового учета в отношении списанной дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, следует иметь в виду, что согласно разъяснениям Минфина указанная задолженность при списании относится на расходы, а при ее восстановлении (получении) - к доходам, учитываемым при определении налогооблагаемой прибыли (Письмо Минфина России от 21.04.2009 N 03-03-06/1/271).

Примечание. Инструкция N 148н не устанавливает порядок списания дебиторской задолженности, нереальной для взыскания, а в пределах своей компетенции определяет только порядок отражения операций по списанию активов и обязательств на счетах бюджетного учета. В соответствии с законодательством РФ бюджетное учреждение может произвести списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности и нереальной к взысканию на основании соответствующего решения суда (Письмо Минфина России от 23.07.2007 N 02-14-10а/1907).

В бухгалтерском учете учреждений - получателей бюджетных средств, за которыми не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, операции по списанию нереальной к взысканию дебиторской задолженности и поступлению платежей в ее уплату отражаются следующим образом:

на нормативный

документ

  1. Отражено списание

в порядке, установленном

бюджетным

законодательством,

нереальной к взысканию

дебиторской задолженности

на основании подтверждающих

документов (по видам

задолженности)

1.1. В части задолженности

по доходам

Абзац 12 п. 151,

абз. 7 п. 155

Инструкции

Приложения 1 <3>

1.2. В части задолженности

по расходам

1.3. Забалансовый учет

Инструкции N 148н

  1. Отражено начисление

суммы возврата списанной

дебиторской задолженности

по средствам от приносящей

доход деятельности

2.1. Балансовый учет

Проводки

предложены

2.2. Забалансовый учет

Инструкции N 148н

  1. Отражены суммы

средств дебиторской

задолженности прошлых

лет в рамках приносящей

доход деятельности,

поступившие

на соответствующий раздел

лицевого счета бюджетного

учреждения

Абзац 4 п. 99

Инструкции N 148н

  1. Отражено начисление

суммы платежа в бюджет

в части возврата списанной

дебиторской задолженности

по средствам бюджета

4.1. Балансовый учет

Абзац 2 п. 203

Инструкции N 148н

4.2. Забалансовый учет

Инструкции N 148н

  1. Отражены суммы средств,

поступившие в доход бюджета

в погашение дебиторской

задолженности прошлых лет

по средствам бюджета

Абзац 8 п. 203

Инструкции N 148н

<3> Приложение 1 "Корреспонденция счетов бюджетного учета в бюджетном учреждении" к Инструкции N 148н.

Счет 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению"

Принципы учета на данном счете не изменились. Счет 05 используется вышестоящим учреждением - заказчиком. На счете учитываются материальные ценности, оплаченные вышестоящим учреждением и отгруженные учреждениям (грузополучателям) в рамках централизованного снабжения.

Получив подтверждение получения ценностей от учреждения (грузополучателя), вышестоящее учреждение списывает их стоимость с этого счета. Аналитический учет по счету ведется в Книге учета материальных ценностей (ф. 0504042), оплаченных в централизованном порядке, по каждому учреждению (грузополучателю).

Счет 06 "Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности"

Правила учета на счете 06 остались прежними. На счете учитывается задолженность учащихся и студентов за невозвращенное ими обмундирование, белье, инструменты и другие ценности. Аналитический учет по счету ведется по каждому учащемуся и студенту на Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051).

Порядок учета безнадежной к взысканию задолженности учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности аналогичен учету на счете 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов".

Счет 07 "Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры"

Описание счета 07 не изменилось. На этом счете учитываются переходящие призы, знамена, кубки, учрежденные разными организациями и получаемые от них для награждения команд-победителей, а также ценные подарки и сувениры. Призы, знамена, кубки учитываются в течение всего периода их нахождения в данном учреждении.

Переходящие награды, призы, кубки учитываются в условной оценке 1 руб. за 1 предмет. Ценные подарки и сувениры учитываются по стоимости приобретения. Аналитический учет по счету ведется по каждому предмету и его стоимости в Карточке ф. 0504041.

В бюджетном учете затраты по приобретению сувенирной продукции, предназначенной для дарения, следует относить на расходы и отражать на счете 0 401 01 290 "Прочие расходы".

Счет 08 "Путевки неоплаченные"

На этом счете учитываются путевки, полученные безвозмездно от общественных, профсоюзных и других организаций. Аналитический учет ведется по видам путевок, их количеству и номинальной стоимости в Карточке ф. 0504041.

Примечание. Путевки должны храниться в кассе наравне с денежными документами (п. 263 Инструкции N 148н).

Л.Максимова

Главный редактор

журнала "Бюджетные организации:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Организации повседневно сталкиваются с ситуациями, когда отразить имущество на балансовых счетах не представляется возможным. В бухгалтерском учете для отражения операций с ценностями, не являющееся объектами балансового учета используются забалансовые счета. Следует обратить внимание, что информация за забалансовому учету так же, как и по балансовому, отражается в отчетности (справка по забалансовым счетам ф.050730, ф.0503130 и ф. 050830), в связи с чем необходимо соблюдать корректность вводимых данных, чтобы не исказить отчетность.

Как работают забалансовые счета

Инструкцией 157н предусмотрен тридцать один забалансовый счет. Напоминаем, что субъект учета вправе применять дополнительные забалансовые счета. Для использования дополнительных счетов их следует включить в рабочий план счетов и утвердить при формировании Учетной политики.

Движение по забалансовым счетам отражается следующим образом - дебету учитывается увеличение ценностей по счету, а по кредиту - уменьшение, так как все счета являются активными. Запись на счетах в отличии от балансовых простая, для формирования проводки не нужен корреспондирующий счет.

Основные хозяйственные ситуации, в которых учреждению в соответствии с действующим законодательством необходимо выполнять записи на забалансовых счетах.

Аренда нефинансовых активов

До вступления в силу изменения Инструкции 157н от 31.03.2018 г. учет и арендованного имущества, и имущества, полученного в безвозмездное пользование, велся на счете 01 «Имущество, полученное в пользование». В последней редакции Инструкции 157н назначение счета 01 трактуется иначе: «Счет предназначен для учета имущества полученного учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды». Данные изменения связаны с введением в учет счета 111.40 «Права пользования нефинансовыми активами», на котором в настоящий момент учитываются права пользования нефинансовыми активами в соответствии с условиями договоров аренды.

Важно учесть различия учета на счетах 01 и 111.40:

1. На счете 01 учитывался каждый отдельный объект нефинансовых активов с инвентарным номеров, присвоенным балансодержателем и указанным в акте приеме-передаче. При этом оценка объекта учета производилась по его стоимости, указанной балансодержателем. В случае отсутствия стоимостной оценки объектов допускается учет в условной оценке - 1 объект = 1 рубль.

2. На счете 111.40 учитывается стоимость аренды, а не стоимость самого объекта. Для отражения в учете изменения в законодательстве по операциям аренды, произведенным в межрасчетный период следует произвести следующие действия:

  • принять к учету на счет 111.40 в корреспонденции с 401.30 суммовой выражение стоимости аренды по имуществу, полученному в аренду (операция оформляется бухгалтерской справкой);
  • списать остаток со счета 01 в отношении арендованного имущества.
Важно отметить, что по новым правилам, если договор аренды заключен в отношении отдельных объектов нефинансовые активов, то необходимости отражать их на 01 счете нет. Однако, если в аренду передается имущественный комплекс, включающий различное оборудование, в договоре аренды будет указана общая сумма договора без разбивки по объектам. В этом случае для обеспечения сохранности имущества и проведения инвентаризации рекомендуется отдельные объекты нефинансовых активов все же учитывать на счете 01.

Для отражения в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» ред. 2.0, имущества, полученного в аренду предусмотрен документ «Принятие к учету ОС, НМА, НПА » со специализированным видом операции «Поступление на счет 01,02 ».

В документе необходимо указать:

  • данные о МОЛ, ответственном за нефинансовый актив;
  • информации об арендодателе и договоре аренды;
  • информацию о самом объекте основных средств.

Получение неисключительных прав на использование программных продуктов

Рассмотрим отражение неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в учете учреждения. В соответствии с пунктом 66 Инструкции 157н нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом) подлежат учету на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.

Для учета в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2.0. неисключительных прав пользования программными продуктами предусмотрен документ «Принятие к учету объектов ОС (кроме зданий и сооружений) (ОС-1) (Приказ 173-н)» с видом операции «Поступление на счет 101 (102, 103), 01, 02».

Форма документа «Принятие к учету объектов ОС (кроме зданий и сооружений) (ОС-1) (Приказ 173-н)»

В документе необходимо заполнить информации об организации сдатчике и получателе, данные об объекте, счете учета и инвентарном номере, а также место хранения.

На вкладке «Амортизация » следует указать сумму переданной амортизации, параметры амортизации и счет затрат, используемый учреждением. В результате проведения документа учреждение получает увеличение оборота по дебету счета 01.31 «Иное движимое имущество в пользовании по договорам безвозмездного пользования» с указанием суммы неисключительного права на пользование программным продуктом.

Учет переданного в пользование имущества

Передача в пользование имущества предполагает два варианта - передача в возмездное пользование (аренду) с использованием счета 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» и передача в безвозмездное пользование со счетом 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование». Если операции по учету на счете 01, приведенные выше, отражаются у получающей стороны, то счета 25 и 26 использует передающая сторона.

В соответствии с актуальной редакцией Инструкции № 157н счета 25 и 26 теперь предназначены также для учета операционной аренды, подразумевающей передачу объектов нефинансовых активов в безвозмездное пользование с содержанием имущества пользователем. Учет операционной аренды регламентирован пунктом 24 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденным приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258, который заключается в том, что передача объекта учета операционной аренды пользователю отражается как внутреннее перемещение объекта основного средства без отражения его выбытия. Параллельно с этим отражается поступление на забалансовый счет переданного в пользование имущества.

В результате передачи объекта нефинансового актива в пользование в Инвентарной карточке (ф. 0504031) должна быть сделана запись о передаче объекта (части объекта) в пользование иному юридическому лицу. При этом ответственным за сохранность переданных ценностей назначается руководитель или уполномоченное им лицо, принявшего объект (часть объекта) в пользование.

Принятие к учету объектов нефинансовых активов осуществляется на основании акта приема-передачи по стоимости, указанной в нем.

Если в предыдущей редакции программы для учета операций по передаче нефинансовых объектов в пользование были предусмотрены только бухгалтерские операции, то в «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2.0, для этого предусмотрены типовые документы передачи объектов ОС, НМА, НПА. Документам для учета информации по описанным ситуациям предусмотрены виды операций «Передача ОС, НМА, НПА в аренду (25) » и «Передача ОС, НМА,НПА в безвозмездное пользование (26) ».

Форма документа «Передача объектов ОС, НМА, НПА»

Необходимо заполнить информацию о текущем МОЛ, МОЛ и контрагенте получателе, а также договор, на основании которого производится передача. На вкладке «Основные средства» вся информация об объекте нефинансового актива заполняется автоматически.

На основании проведенного документа формируется следующая проводка:

  • Дт 101.11.310 Кт 101.11.310 - смена материально-ответственного лица;
  • Дт 25.11 (26.11) - отражение передачи объекта НФА в аренду/безвозмездное пользование.
После окончания договора пользования имуществом для того, чтобы зафиксировать в учете возврат объекта нефинансовых активов необходимо создать документ «Принятия к учету ОС НМА, НПА» с видом операций «Прекращение договора аренды (25)» или «Прекращение договора безвозмездного пользования (26)», при проведении которого будет оформлено внутреннее перемещение основного средства и закрытие забалансового счета пользования имуществом.

Следует обратить внимание, что изменение учета и введение новых счетов ЕПСБУ в соответствии с Инструкцией № 157н реализовано, начиная с релиза 2.0.56.38. Однако пользователи, что проведении операций могут столкнуться со служебным сообщением о том, что период действия счета не соответствует дате проводки. В этом случае необходимо на рабочем столе программы перейти по вкладке изменения законодательства в «Применяемые редакции Плана счетов», создать новую запись и указать, с какой даты учреждением применяется новая редакция Плана счетов.

Создание записи с датой перехода на новые правила учета

Материалы , бюджетный выпуск

Наименование забалансового счета 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» определено действующей Инструкцией № 157н.

Что отражать на счете

На забалансовом счете 04 учитывается списанная с баланса дебиторская задолженность неплатежеспособных дебиторов, с целью для наблюдения за ней в течение 5 лет и возможности ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников. Аналитический учет по счету ведется в разрезе:

  • дебиторов с регистрацией полных реквизитов;
  • кодов бюджетной классификации, в рамках которых была отражена соответствующая задолженность на балансовом счете до списания.

Списывается дебиторская задолженность не ранее истечения срока исковой давности (3 лет). Необходимо учитывать, что Инструкция № 157н, как и ранее действовавшие инструкции, не устанавливает порядок списания дебиторской задолженности (включая нереальную для взыскания). В пределах своей компетенции данный нормативный акт определяет только порядок отражения операций по списанию активов и обязательств на счетах учета.
Порядок списания задолженности неплатежеспособных дебиторов может включать в себя следующие этапы:

  • проведение инвентаризации расчетов, подтверждение сумм задолженности и сроков ее возникновения;
  • распоряжение руководителя о списании задолженности;
  • списание задолженности с балансовых счетов;
  • отражение списанной задолженности на забалансовом счете 04. Нереальность взыскания сумм задолженности может быть подтверждена следующими документами:
  • в случае ликвидации должника - данными об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц и отсутствии правопреемника;
  • при неплатежеспособности должника - решениями судебных органов, постановлением об окончании исполнительного производства, постановлением о возвращении исполнительного документа и актом о невозможности взыскания долга и др.

Списание дебиторской задолженности с забалансового счета 04 производится:

  • при получении от должников денежных средств или иного имущества в счет частичного или полного погашения задолженности;
  • при возобновлении процедуры взыскания задолженности;
  • по истечения установленного срока наблюдения.

Списание с забалансового счета 04 производится на основании Справки (ф. 0504833) и приказа руководителя учреждения.

Списание дебиторки

Списание сумм просроченной и (или) нереальной к взысканию дебиторской задолженности оформляется следующими бухгалтерскими записями:

Бухгалтерская запись

дебет счета

кредит счета

Списание числящихся сумм задолженности

с баланса учреждения:

· в части расходов учреждения

· в части доходов учреждения

Х 301ХХ 8ХХ

Х 301ХХ 8ХХ

Отражение списанных сумм в рамках забалансового учета

Инструкция № 157н не упоминает порядок списания дебиторской задолженности по расчетам с бюджетом. Несмотря на то что переплату налогов и сборов, которую не удалось взыскать, сложно отнести к задолженности неплатежеспособных дебиторов, очевидно, что при списании такой дебиторской задолженности по истечении срока исковой давности ее так- же следует учесть на забалансовом счете 04.
Учтенные в установленном порядке суммы списанной задолженности подлежат обязательной ежегодной инвентаризации на предмет возможности их взыскания с осуществлением соответствующей оценки, подтвержденной документально.
В целях правильного отражения возмещаемых сумм задолженности введено правило о том, что аналитический учет по забалансовому счету 04 должен вестись в разрезе кодов бюджетной классификации РФ (соответственно по кодам классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета).
Суммы списанной дебиторской задолженности должны восстанавливаться на основном балансе при возобновлении процедуры взыскания задолженности. В этом случае производится списание с забалансового счета 04 с одновременным отражением записи по дебету счетов Х 205ХХ 560, Х 206ХХ 560, Х 207ХХ 560, Х 208ХХ 560, Х 209ХХ 560, Х 301ХХ 8ХХ, Х 303ХХ 830 и кредиту счета Х 40110 180.

Вопрос: Нужно ли для списания с забалансового счета 21 пришедших в негодность основных средств (огнетушителей, телефонов, электрочайников и т.д.) получать заключение о техническом состоянии этих объектов?

Ответ от 21.07.2015:

Согласно п. 373 Инструкции № 157н (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), выбытие объектов основных средств с забалансового учета, в том числе в связи с принятием решения о их списании (уничтожении), производится на основании Акта о списании по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету.

Таким образом, Инструкция № 157н не устанавливает никаких специальных требований к списанию с забалансового счета 21, кроме оформления Акта о списании. Также не установлена специальная форма Акта о списании для этого случая. Ни одна из форм первичных документов, описанных в приложении № 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н (действовал до 18.06.2015) не указана как предназначенная для документального оформления списания основных средств, стоимостью до 3000 рублей включительно.

Следовательно в период действия Приказа № 173н, учреждение обязано было самостоятельно в своей учетной политике утвердить форму первичного документа для документального оформления списания основных средств с забалансового счета 21. Согласно п. 51 Инструкции № 157н , выбытие инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 рублей включительно, учитываемых на забалансовом учете, отражается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом (Актом). Значит, форма Акта должна была предусматривать заключение комиссии и подписи членов комиссии.

С 19.06.201 5 вступил в действие приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее Приказ № 52н). Как указано в письме Минфина России от 10.06.2015 № 02-07-07/33768 , применение учреждением новых форм первичных документов, установленных Приказом № 52н, начинается с даты, установленной учетной политикой учреждения. Приказом № 52н введена унифицированная форма Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф.0504104), которая предназначена для документального оформления списания всех видов нефинансовых активов, кроме сырья, материалов, а также готовой продукции, произведенной учреждением. Значит, начиная с даты, установленной учетной политикой учреждения (но не ранее 19.06.2015), списание основных средств, числящихся в учете на счете 21, следует оформлять документально Актом о списании объектов нефинансовых активов (ф.0504104) Эта форма также содержит графы для указания причины списания и подписей членов комиссии.

Принимая решение о списании основных средств, числящихся на забалансовом счете 21, комиссия учреждения должна обосновать:

  • что основное средство более не пригодно к эксплуатации; очевидно, в заключении комиссии подробно должно быть описано, в чем именно заключается его неисправность/непригодность; если в отношении телефона комиссия напишет просто "не работает", это еще не подтверждает необходимость списания телефона (возможно, нарушился электрический контакт);
  • что основное средство невозможно или слишком дорого ремонтировать; если в телефоне нарушился контакт, то его может быть дешевле отремонтировать, чем списать.

Если члены комиссии имеют достаточную квалификацию, чтобы определить, какова неисправность телефона, какова возможность его ремонта, сколько может стоить такой ремонт, то заключение комиссии (где будет подробно описана неисправность и обоснована нецелесообразность ремонта) можно считать обоснованным. Если же у членов комиссии нет документально подтвержденной квалификации для определения неисправностей и возможностей ремонта офисной и бытовой техники, очевидно, что решения такой комиссии недостаточно обоснованные. В таком случае комиссия может привлекать сторонних экспертов.

Следует ли учитывать на забалансовом счете предметы, входящие в основной фонд школьного музея? Учитываются ли сертификат ключа подписи и абонемент ИТС на программу «1С» на забалансовом счете ? Отражаются ли на забалансовом счете объекты недвижимости до регистрации на них права оперативного управления? На основании каких документов оформляется поступление на забалансовый счет «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» материальных ценностей, приобретаемых для вручения (награждения) в ходе спортивных и культурно-массовых мероприятий, а также списание этих ценностей? В какой момент задолженность неплатежеспособных дебиторов отражается на забалансовом счете ? Могут ли стоимостью до 3 000 руб. включительно, учитываемые на забалансовом счете 21, включаться в состав особо ценного движимого имущества? Если да, то следует ли согласовывать списание таких объектов с учредителем? Необходимо ли по завершении года совершать операции по заключению показателей на забалансовых счетах 17 и 18 с отражением минусовых значений? Вправе ли учреждения вводить дополнительные ?

Следует ли учитывать на забалансовом счете 01 предметы, входящие в основной фонд школьного музея?

Поскольку такие предметы не отражаются на балансе учреждения, для обеспечения их сохранности целесообразно вести их учет на забалансовом счете «Имущество, полученное в пользование».

Обоснование. Согласно последним изменениям, внесенным Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н в п. 333 Инструкции № 157н , помимо объектов движимого и недвижимого имущества, полученного учреждением в безвозмездное и возмездное (кроме финансовой аренды) пользование, на забалансовом счете следует отражать объекты, которые в соответствии с законодательством РФ, не подлежат учету на балансе учреждения (в частности, музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ).

В силу положений ст. 7 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» отражение музейных предметов и коллекций на балансе музея (в нашем случае речь идет о школьном музее) не допускается. Учет таких объектов осуществляется с использованием специальной учетной документации, обеспечивающей возможность полной идентификации этих предметов и содержащей сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и иную информацию. В школьном музее для учета и научного описания музейных предметов ведется инвентарная книга.

С учетом новшеств, введенных в п. 333 Инструкции № 157н, а также в целях контроля за сохранностью и движением предметов, составляющих фонд школьного музея, по мнению автора, целесообразно вести учет таких объектов на забалансовом счете .

Учитываются ли сертификат ключа подписи и абонемент ИТС на программу «1С» на забалансовом счете 01?

Отражаются ли на забалансовом счете 01 объекты недвижимости до регистрации на них права оперативного управления?

Да, такие объекты следует отражать на забалансовом счете .

Обоснование. Принятие к учету в состав основных средств объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляется на основании первичных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (п. 36 Инструкции № 157н).

До возникновения права оперативного управления на указанное имущество на балансовых счетах (а именно на счете 0 106 00 000) отражается сумма произведенных капитальных вложений в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов.

Одновременно с этим информация в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося у учреждения, но не закрепленного за ним на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, подлежит отражению на забалансовых счетах (п. 3, 332 Инструкции № 157н).

С учетом изложенного объекты недвижимости, находящиеся у учреждения в пользовании до регистрации, следует отражать на забалансовом счете . При этом отметим, что эксплуатационные расходы учреждения, связанные с содержанием указанных объектов в период прохождения государственной регистрации вещных прав, признаются расходами учреждения текущего финансового года. Данный вывод подтверждают письма Минфина РФ от 11.11.2016 № 02-06-10/66367, от 02.08.2016 № 02-06-10/45225, от 14.10.2015 № 02-07-10/58921, от 17.07.2015 № 02-07-10/41190.

На основании каких документов оформляется поступление на забалансовый счет 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» материальных ценностей, приобретаемых для вручения (награждения) в ходе спортивных и культурно-массовых мероприятий, а также списание этих ценностей?

Поступление материальных ценностей, приобретенных в целях их вручения (награждения), подтверждается отгрузочными документами, оформленными надлежащим образом (накладными, товарными чеками и т. п.). Перечень документов, используемых для оформления списания врученных ценностей, устанавливается учреждением самостоятельно в рамках формирования учетной политики. В качестве таких документов могут выступать акт вручения, приказ на проведение мероприятия, план мероприятия, утвержденный конкурсной комиссией, протокол с приложением списка награждаемых лиц.

Обоснование . В соответствии с п. 345 Инструкции № 157н забалансовый счет предназначен для учета призов, знамен, кубков, учрежденных разными организациями и получаемых от них для награждения команд-победителей, а также материальных ценностей, приобретаемых в целях награждения (дарения), в том числе ценных подарков и сувениров. Призы, знамена, кубки учитываются на забалансовом счете в течение всего периода их нахождения в данном учреждении.

Награды, призы, кубки, в том числе переходящие, учитываются в условной оценке: один предмет – один рубль. Материальные ценности, приобретаемые в целях вручения (награждения), дарения, в том числе ценные подарки, сувениры, отражаются по стоимости их приобретения.

Поступление материальных ценностей, приобретенных в целях их вручения (награждения), подтверждается отгрузочными документами, оформленными надлежащим образом:

1) накладными, подтверждающими поставку материальных ценностей;

2) товарными чеками, приложенными подотчетными лицами к авансовому отчету, в случае покупки сувениров, наград, призов за наличный расчет.

Перечисленные документы являются достаточным основанием для принятия к учету материальных ценностей. При этом оформление дополнительного первичного учетного документа в виде приходного ордера (ф. 0504207) в данном случае не требуется (Письмо Минфина РФ от 07.12.2016 № 02-07-10/72795).

Врученные награды, призы и сувениры, подлежат списанию с забалансового счета . Операции по списанию должны быть оформлены соответствующими первичными документами.

Напомним, что требования к первичным учетным документам, оформляющим хозяйственные операции (факты хозяйственной жизни), в которых участвуют организации государственного сектора, определены Инструкцией № 157н. Так, согласно п. 7 данной инструкции первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству РФ правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а в случае применения документов, формы по которым не унифицированы, должны содержать все обязательные реквизиты. Самостоятельно разработанные формы документов устанавливаются учреждениями в рамках учетной политики.

Унифицированные формы документов, применяемые государственными (муниципальными) учреждениями, утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Поскольку данным нормативным актом не установлена унифицированная форма первичного учетного документа для оформления вручения наград, сувениров и призов, порядок осуществления названных операций, в том числе их документальное оформление, должен быть регламентирован актами учреждения при формировании учетной политики. Такие разъяснения приводятся в Письме Минфина РФ от 22.07.2015 № 02-06-10/42173. Кроме того, в письме уточняется, что в качестве первичного документа, подтверждающего вручение наград, сувениров, призов в рамках официальных мероприятий, может выступать акт вручения, форма которого установлена в учетной политике с соблюдением обязательных требований по составу реквизитов. При этом Минфин обращает внимание: ввиду публичности проведения таких мероприятий либо существующих обычаев протокола подписание документов о вручении награжденными лицами не предусматривается.

В Письме Минфина РФ от 04.10.2013 № 02-05-10/41316 также подтверждается вышеизложенная позиция. Специалисты финансового ведомства указывают на то, что порядок оформления списания материальных ценностей, израсходованных при проведении массовых мероприятий, а также перечень документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, устанавливаются учреждением в рамках формирования его учетной политики. По их мнению, в качестве таких документов могут выступать в том числе приказ на проведение мероприятия, план мероприятия, утвержденный конкурсной комиссией, и протокол с приложением списка победителей, которым были вручены призы, подарки.

В какой момент задолженность неплатежеспособных дебиторов отражается на забалансовом счете 04?

В момент принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о списании такой задолженности с балансового учета.

Обоснование. В соответствии с п. 339 Инструкции № 157н забалансовый счет «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о ее списании с балансового учета учреждения. Положения указанного пункта приведены с учетом последних изменений, внесенных Приказом Минфина РФ от 01.03.2016 № 16н (далее – Приказ № 16н).

До внесения изменений на забалансовый счет задолженность неплатежеспособных дебиторов принималась к учету с момента признания ее в порядке, установленном законодательством РФ, актом главного администратора доходов бюджета нереальной к взысканию и списания с балансового учета учреждения.

Таким образом, теперь момент списания задолженности неплатежеспособных дебиторов с баланса учреждение устанавливает самостоятельно. Для этого комиссия по поступлению и выбытию активов выносит соответствующее решение. То есть теперь учреждению необязательно ждать истечения срока исковой давности или, к примеру, вынесения решения суда о признании задолженности несостоятельной для того, чтобы списать просроченную дебиторскую задолженность с баланса.

Также стоит отметить, что принятие к учету на забалансовый счет списанной с баланса задолженности неплатежеспособных дебиторов осуществляется при наличии оснований для возобновления процедуры ее взыскания. Если же такие основания отсутствуют, списанная с балансового учета учреждения задолженность к забалансовому учету не принимается. Данное уточнение было добавлено Приказом № 16н в п. 339 Инструкции № 157н.

На основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству РФ, задолженность подлежит списанию с забалансового счета .

Могут ли основные средства стоимостью до 3 000 руб. включительно, учитываемые на забалансовом счете 21, включаться в состав особо ценного движимого имущества? Если да, то следует ли согласовывать списание таких объектов с учредителем?

Перечень особо ценного движимого имущества бюджетного (автономного) учреждения утверждается его учредителем. При составлении таких перечней учитывается не только стоимость объектов имущества, но и их значимость. К примеру, в перечень особо ценного имущества включаются объекты, без которых осуществление бюджетным (автономным) учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено. При этом не имеет значения стоимость таких объектов.

При отнесении отдельных основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно в состав особо ценного движимого имущества списание таких объектов подлежит согласованию с учредителем.

Обоснование. В соответствии с п. 373 Инструкции № 157н забалансовый счет 21 предназначен для учета находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, в целях обеспечения надлежащего контроля за их движением.

Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 (далее – Порядок № 538).

В силу п. 2, 3 указанного порядка перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. В отношении автономных учреждений перечни особо ценного движимого имущества определяются:

а) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

б) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

в) в порядке, установленном местной администрацией, – в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

При определении перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений подлежат включению в состав такого имущества (п. 4 Порядка № 538):

1) движимое имущество, которого:

  • для федеральных автономных и бюджетных учреждений – от 200 000 до 500 000 руб.;
  • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ – от 50 000 до 500 000 руб.;
  • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений – от 50 000 до 200 000 руб.;

2) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;

3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

С учетом вышеизложенного основные средства стоимостью до 3 000 руб. могут быть включены в состав особо ценного движимого имущества не по критерию стоимости объектов, а по критерию значимости для ведения основных видов деятельности учреждения.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное (автономное) учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества. Исходя из этого, а также с учетом особенностей списания федерального имущества, установленных Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834, бюджетному (автономному) учреждению необходимо согласовывать с учредителем списание с забалансового счета 21 основных средств, которые относятся к особо ценному движимому имуществу, закрепленному за учреждением учредителем или приобретенному за счет средств, выделенных учредителем.

Необходимо ли по завершении года совершать операции по заключению показателей на забалансовых счетах 17 и 18 с отражением минусовых значений?

Нет, не нужно.

Обоснование. Порядок применения забалансовых счетов 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств» определен соответственно п. 365 и 367 Инструкции № 157н.

Забалансовый счет 17 открывается к счетам 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения», 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов) и предназначен для аналитического учета поступлений денежных средств (за исключением поступлений от возвратов расходов текущего финансового года), а также для учета возврата излишне полученных доходов (доходов от авансов) (за исключением возврата субъектом учета остатков не использованных им субсидий (грантов) прошлых лет) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), на счет операций с наличными денежными средствами, а также в кассу субъекта учета.

Кроме того, указанный счет предназначен для учета учреждением, получателем бюджетных средств операций по поступлению на его банковские счета бюджетных средств (их возвратов), предоставленных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, на осуществление подведомственным ему распорядителем (получателем) бюджетных средств выплат по расходам и (или) источникам финансирования дефицита бюджета и для учета учреждениями операций по возврату дебиторской задолженности по расходам (поступлениям от восстановления расходов) прошлых лет.

Забалансовый счет 18 открывается также к счетам 0 201 00 000, 0 210 03 000, 0 304 06 000 (в части денежных расчетов) и предназначен для аналитического учета выбытий денежных средств, а также возвратов расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года с банковских счетов субъекта учета, с лицевого счета, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), со счета операций с наличными денежными средствами, а также из кассы субъекта учета.

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по забалансовым счетам 17 и 18 на следующий финансовый год не переносятся.

До внесения в п. 365, 367 Инструкции № 157н изменений Приказом Минфина РФ от 01.03.2016 № 16н необходимо было в конце года осуществлять операции по заключению показателей по забалансовым счетам 17 и 18 со знаком минус.

С принятием изменений такие положения исключены. Следовательно, теперь заключительные операции по указанным счетам не производятся.

Вправе ли учреждения вводить дополнительные забалансовые счета?

Да, такое право прописано в п. 332 Инструкции № 157н.

Обоснование. Согласно п. 332 Инструкции № 157н учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование.

Дополнительные забалансовые счета могут быть введены, к примеру, для учета:

    топливных карт;

    периодической литературы, приобретаемой не для пополнения библиотечного фонда, например, различных бухгалтерских журналов (напомним, что для учета библиотечной периодики Инструкцией № 157н отведен забалансовый счет 23 «Периодические издания для пользования»);

    материальных запасов, переданных на хранение (напомним, что Инструкцией № 157н установлен забалансовый счет только для учета материальных запасов, принятых на хранение).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.



Похожие статьи