Первый телеграф был изобретен. Телеграфная связь

Телеграф – набор методов, позволяющих передать текстовые символы, письменность, сообщения на дальние дистанции. Предполагается знание обеими сторонами регламента обмена информацией, определённых правил расшифровки. Например, железнодорожник понимает сигналы семафора, водители – светофора. Сие простейшие примеры принципа действия телеграфа. Исторически люди применяли дым, маяки, отражённый зеркалом свет.

Термин

Слова введены французским изобретателем семафора, Клодом Шаппом (семафор, телеграф). Ныне термин привычно обозначает электрическую разновидность устройств. Беспроводная телеграфия подразумевает модуляцию несущей, противопоставляясь используемой ранее Герцом технике наблюдения искрового промежутка. Противореча Шаппу, Морзе указывал уместность применения термина, обозначая системы передающие/записывающие послания. Дым тогда следует считать семафором.

Переданное послание стали называть телеграммой. Отдельной строкой стоит Телекс, дошедший сетью.

История

Согласно терминологии Морзе, телеграф изобрёл Павел Шиллинг. Ранние модели посылали сигналы точка-тире, символы печатной машинки.

Оптический телеграф

Первый оптический телеграф построил Роберт Хук (1684 год) для Королевского общества Великобритании. Эксперименты продолжил сэр Ричард Лоуэлл Еджворт (1767 год). Семафорная сеть Шаппа 1793 года проработала полвека. Немало популярности изобретения поспособствовала Французская революция, требуя сократить время передачи правительственных донесений. 2 марта 1791 года, в 11 утра, отправлено первое сообщение, преодолевшее 16 км: «Продолжив, скоро будешь овеян славой».

Незамысловатая конструкция содержала наблюдательный телескоп, пару черно-белых панелей. Оператор, листая книгу кодов, выписывал буквы. Год спустя Клоду поручили проложить линию Париж-Лиль длиной 230 км. Задумка призвана упростить управление австрийской войной. В 1794 году линия принесла весть: капитулировал Конде-сюр-л`Эско. Затрачен 1 час времени.

Пруссы потрясены возможностями новой системы, построив собственные линии (1830-е годы). Работоспособность телеграфа задавалась погодными условиями, временем суток. Скорость доставки составила два-три слова ежеминутно. Последний береговой вариант похоронен Швецией (1880). Франция продолжала использование изобретения, доверив семафор морякам, желающим передать весточку берегу. Несомненны достоинства методики:

  1. Отсутствие затрат энергии, включая солнечную. Система успешно противостоит облачной погоде.
  2. Скорость даст 100% очков форы гонцам (пловцам).

Электрический телеграф

Первую идею утилизации полезных свойств электричества обнародовал журнал Скотс мэгэзин (1753 год). Энтузиасты предложили выделить каждой букве алфавита индивидуальный провод (тогда использовали шёлковые нити). Источником электричества выступил статический генератор. Ранние приёмные устройства использовали явление взаимодействия зарядов. Затея, лишённая перспектив, осталась собирать пыль архива.

Джордж-Луи ле Саг построил (1774) двадцать лет спустя согласно заметке первую электростатическую модель. 26 проводов позволяли читать буквы людям, занявшим соседние помещения.

Новый толчок развитию направления дало изобретение Вольтой электролитических источников тока. Немецкий учёный Томас фон Зёммеринг (1809) усовершенствовал конструкцию математика Франциско Сальва Кампилло. Обе вмещали 35 параллельных проводов, продолжая идею, описанную выше. Новинка шутя покрывала дистанцию пару-тройку километров.

Приёмная сторона, снабжённая электролитическими колбами, наблюдала пузырьки водорода. Номер реторты соответствовал букве, цифре. Визуальное наблюдение помогало несущему наряд оператору зафиксировать переданное пузырьками сообщение. Битрейт оставлял желать лучшего.

Годную модель построил английский изобретатель Франсис Роналдс (1816). Фамильное поместье (Хаммерсмит Молл) украсила канава протяжённостью 175 ярдов. Отрезок длиной 8 миль снаружи шёл воздушным путём. Представленное адмиралтейству изобретение оценили, как «полностью бесполезное». Письменная работа Роналдса Описание телеграфа и некоторых других электрических аппаратов считается безусловно первым манускриптом, касающимся темы. Попутно Франсис рассмотрел ретардацию сигналов, спровоцированную неизвестной тогда науке индукцией.

Питер наносит ответный удар

Русский дипломат Павел Шиллинг продемонстрировал (1832) дистанционную передачу сообщений меж соседними помещениями. Примечательным моментом стало использование шифрования символов: попытка уменьшить количество соединительных проводов. Роль приёмников сыграли 6 мультипликаторов, соединительных линий стало 8:

  1. Сигнальная.
  2. Возвратная.
  3. 6 информационных.

Постепенно изобретатель догадался буквенный код заменить цифровым. Новая редакция прибора содержала 2 медных жилы. Британское правительство (1836) пыталось выкупить патент. Изобретатель отвергает зарубежное предложение, принимая условия Николая I. Длина очередной воздвигнутой линии составила 5 километров, соединив здание адмиралтейства, царский дворец Петергофа, морскую базу Кронштадт для служебной переписки. Проект окончился смертью изобретателя.

Интересно! Ранее (1821) Аднрэ-Мари Ампер высказывал идею реализации телеграфа посредством поворотных рамок, управляющих гальванометром Швейггера. По словам учёного, он экспериментально проверял собственные идеи. Питер Барлоу (1824) повторил шаги, проделанные Ампером, сочтя достигнутую максимальную дистанцию 200 метров неперспективной.

Карл Фридрих Гаусс и Вильгельм Вебер создали (1833, Гёттинген) первый электромагнитный телеграф, объединивший обсерваторию и Институт физики, разделённые пространством протяжённостью 1 км. Шиллинг применял поворотные рамки, наподобие конструкции Швейггера. Немецкие учёные задействовали настоящее электромагнитное реле, образованное катушкой проволоки. Элементами кода стали положительное, отрицательное направления течения тока. Постепенно передачу информации стали кодировать импульсами, повысив скорость. Спонсированные Александром фон Гумбольдтом учёные продолжили работу, первая рабочая модель обустроена Карлом Августом Штайнелем (Мюнхен – 1835-1836 г.г., затем – первая немецкая железная дорога).

Коммерческий успех

Американцы вели разработки параллельно. Некоторые упрекают Дэвида Альтера в плагиате. Доктор ответил репортёру: «Затрудняюсь заметить связь меж изобретением Морзе и телеграфной связью Элдертона. Профессор также вероятно ничего не слышал про местные средства передачи сообщений».

Самюэль Морзе запатентовал (1837) пишущий электрический телеграф. Помощник инженера, Альфред Вэйл разработал регистратор: стилус, управляемый магнитом. Совместно искатели сгенерировали новый код. 11 января 1838 года Морзе выслал сообщение, преодолевшее 3 км провода.

Это интересно! Интернет полон заблуждений, будто первой пташкой стала библейская фраза WHAT HATH GOD WROUGHT? Указанное послание датируется 1844 годом. Тогда длина телеграфной сети составила 44 км.

Май 1837 года подарил планете первый платный сервис отправки сообщений. Вильям Фотергиль Кук и Чарльз Витстон запатентовали шестипроводной игольчатый телеграф. Система могла включать произвольное количество заострённых стальных стержней. Изобретатели рекомендовали использовать 5 штук. Четырёхигольная модель соединила два района Лондона. 25 июля 1837 года прошла успешная демонстрация. Гаусс пробивался спонсированными деньгами – Кук и Витстон заработали, продав запатентованные модели.

Заложенный подземный кабель вскорости приказал долго жить: пробой изоляции. Изделие заменили единственной жилой, лишённой покрытия. Прибор модернизировали. После сокращения осталось 2 иглы, длина кода возросла. Следующая инсталляция (Слау, 1843 год) содержала двухпроводной кабель, обходясь единственным острием. Первый коммерческий успех привлёк внимание энтузиастов, обеспечив отрасль стабильным приростом инноваций.

Азбука Морзе

CША новый код завоёвывал 20 лет, 24 октября 1861 года прикончив Пони Экспресс путём сквозного пересечения континента линией. Вскорости каждый почтовый офис обзавёлся экземпляром новой системы оказания услуг. Коммерсанты видели широкий круг задач:

  1. Повысить скорость передачи.
  2. Снизить стоимость.
  3. Уменьшить объем ручного труда.

Уволить телеграфисток помог метод АВС Витстона (1840). Изобретатель расположил буквы вокруг циферблата часов. Приёмная игла выбирала нужную. Клиенту-получателю оставалось записать результат. Скорость достигла лимита 15 слов/мин.

Новые свершения

Александр Бейн запатентовал (Эдинбург, 1846) химический телеграф. Ток двигал стальной стилус по бумаге, пропитанной смесью нитрата аммония и ферроцианида калия. Полученные голубые маркеры повторяли переданный код Морзе. Максимальная скорость составила 1000 слов/мин. Послание расшифровывал оператор. Новинке пришёл конец: разъярённая группа Морзе отсудила патент.

Параллельно Роял Эрл Хаус разработал печатную систему, содержащую клавиатуру. Приёмная сторона автоматически формировала бумажное сообщение. Заявленная скорость составила 2600 слов/час. Существовала паровая версия 1852 года.

Идею подхватил Дэвид Эдвард Хагис. Клавиатура, содержащая 26 символов, завоевала всеобщее признание. Техника отличалась завидной аккуратностью. Следующая новинка заставила подождать, выявив всеобщее удовлетворение существующим положением дел. Эмиль Бодо (1874) внедрил собственную кодировку. Символ передавался положением пяти переключателей. Скорость составила 30 слов/мин.

Окончательно автоматизировал процесс Чарльз Витстон, изобретя перфоленту. Устройство, бесхитростно названное Стик Панч, напоминало печатную машинку. Оператор садился, набивал послание, вправлял ленту, передавал приёмной стороне. Скорость достигла уровня 70 слов/мин.

Принтеры-телексы

Печатные устройства запоздали. Первой удачной версией считают изобретение Фредерика Крида (1924). Инженер выпустил ряд инновационных механизмов, включая перфоратор ленты. Движителем выступил сжатый воздух. Автоматизированная система кропала 200 слов ежеминутно, составив конкуренцию химической модели XIX века. Работник компании Крида, Дональд Мюррей, модифицировал код Бодо, взяв соответствующий патент. Вскорости модель P3 (1927) завоевала почтовые отделения. Система заинтересовала издание Дэйли Мэйл, вышел адаптированный вариант перфоратора.

Усовершенствованные системы компании Телетайп захватили аэропорты, разнося служебные сообщения, прогнозы погоды. К 1938 году сеть охватила США полностью, исключая штаты Мэн, Южная Дакота, Нью-Хэмпшир. Крид оккупировал Британию, Сименс – Германию. Адресат выбирался согласно стандартному телефонному номеру (импульсный набор). Новый класс устройств назвали телексами.

Посредством мультиплексирования одна линия вмещала максимум 25 машин. Телекс стал надёжным средством дальней связи.

Атлантический кабель

Идея соединить материки родилась параллельно изобретениям Генри, Витстона. Родоначальником считают Морзе (1840). Учёные искали подходящий изолятор, способный защитить медную жилу. Шотландский хирург Вильям Монтгомери предложил (1842) гуттаперчу – липучий сок малазийского растения. Фарадей и Витстон немедля подтвердили изоляционные качества материала. Было решено выполнить прокладку линии Дувр-Кале. Тестирование (1849) прошло успешно на базе реки Рейн.

Первые шаги: зарождение идеи

Джон Ваткинс Бретт получил одобрение Луи-Филиппа проложить линию, объединяющую Англию и Францию. Работы окончились к 1850 году. Трассу довели до Ирландии. Параллельно епископ Джон Маллок, глава Романской католический церкви Ньюфаундленда провел линию лесом, снабдив епархию связью. Следующий проект последователей Христа пересек залив святого Лаврентия. Потуги священника вдохновили Фредерика Ньютона Гисборна. Изобретатель получил (1851) гранд легитимной власти острова, сформировав компанию, высказал идею Цирусу Весту Филду. Так родилась идея покорения Атлантики.

Выработка методики укладки

В 40-е годы XIX века отдельные энтузиасты лелеяли надежду соединить берега Америки, Европы медной жилой. Среди прочего, Эдвард Торнтон, Алонцо Джэкман. Цирус взял консультацию у Морзе. Затем заинтересовал лейтенанта Мэттью Мори, сведущего в океанографии. После Филд оповестил компании Ньюфаундленда, США, Великобритании, предложив организовать океанический телеграф.

Следующий проект (1854) преследовал смелую мысль – покорить Атлантику. Затейники быстро осознали нехватку финансирования. Потребовалось организовать общество, собирающее средства. Первым шагом стала попытка (1855) покорить залив святого Лаврентия. Барк исправно клал кабель, помешал шторм: пришлось срочно резать, спасая жизни людей. Следующим летом пароход успешно завершил задуманное. Филд, назначив главным инженером Чарльза Тильстона Брайта, решился.

Трансатлантическая компания

6 ноября 1856 года предприниматели создали Атлантическую телеграфную компанию (Лондон), занимавшуюся конструированием подводной магистрали, призванной приблизить столь дальние берега США хотя бы с точки зрения скорости передачи новостей. Попытка 1858 года увенчалась успехом. Линию сломали лица, передававшие сообщения.

Километр кабеля, образованного семью медными жилами, весил 26 кг. Покрытый тремя слоями гуттаперчи – почти втрое тяжелее. Изолятор извне защищал конопляный чулок (пенька), броней послужила тесная спираль 18 витых стальных жил. Итоговый вес составил 550 кг/км. Производством занялись две мануфактуры:

  1. Гласс, Эллиот и Ко (Гринвич).
  2. Р.С. Ньювал и Ко (Биркенхэд).

Позже вскрылось: отдельные секции намотаны в противоположных направлениях. Указанное отступление от технологии намеренно преувеличивалось перед общественностью после поломки кабеля, вызванной превышением допустимого электрического напряжения. Правительство Англии выделило 1400 фунтов стерлингов, предоставив корабль. Следующий (после первой неудачи) сбор средств длился 8 лет. 28 июля 1866 года сервис заработал. Общая хронология:


Это интересно! Электрическое разрушение первого удачно проложенного кабеля произвёл Вилдман Вайтхаус. Учёный муж попробовал значительно поднять напряжение, полагая повысить скорость. Публике объявили: виноваты производитель, склады, третьи лица.

Личное мнение перевесило интеллект

Потуги инженеров привлекли внимание учёных, возжелавших исследовать проблемы передачи сигнала вдоль длинных линий. Проще говоря, мужей науки попросту заставили дать ответ. Проблема усугублялась разногласиями 2 главных инженеров, разделённых океаном, на предмет того, как должен работать кабель:

  1. Лорд Кельвин, ухвативший западный конец, считал недопустимым повышать напряжение. Вместо этого предлагалась импульсная передача с детектированием по переднему фронту вытекающего тока. Дифференциальный гальванометр-регистратор Кельвин изобрёл ранее.
  2. Занимавший восточный конец Вайтхаус имел медицинское образование. Знания электричества оставляли желать лучшего. Медик, буквально истолковав закон Ома, внимая совету Кельвина, решил повысить напряжение. Подручные быстро достали индукционную катушку, обеспечивающую разницу потенциалов несколько тысяч вольт. Изоляция морской нити терпела пытку несколько дней, затем система окончательно доломалась. Негативная реакция общественности заморозила дальнейшие работы на 7 лет.

Great Eastern

Проект 1865 года осуществляло судно Great Eastern. Три танка вместили 4300 км кабеля, палубу оборудовали специальной оснасткой. Утром 15 июля 1865 года корабль покинул бухту острова Валентиа. 31 числа пройдено 1968 км, моряки потеряли конец… Пароход затрубил к Англии, Филд организовал новое предприятие – Англо-Американскую телеграфную компанию. Собрав деньги, Великий Восток отчалил 13 июля 1866 года. Презрев капризы погоды, 27 числа команда успешно достигла противоположного берега. Следующим утром (9:00) английское сообщение цитировали передовицы Таймс.

Развернуть содержание

Свернуть содержание

Телеграф - это, определение

Телеграф - это средство передачи сигнала по проводам, или другим каналам электросвязи.

Телеграф - это система технических приспособлений для передачи сообщений на расстояние по проводам при помощи .

Телеграф - это средство передачи сигналов по проводам, радио или другим каналам связи.

Телеграф - это устройство для передачи каких-нибудь сигналов (например букв) на расстояние при помощи электричества по проводам.


Телеграф - это учреждение, здание, в котором принимаются для отправки и получаются присланные таким способом извещения.


Телеграф - это система связи, обеспечивающая быструю передачу сообщений на расстояние - посредством электрических сигналов по проводам или по радио - с записью их в пункте приема.


Аппарат Бодо - новый этап развития телеграфии

В 1872 году французский изобретатель Жан Бодо сконструировал телеграфный аппарат многократного действия, который имел возможность передавать по одному проводу два и более сообщения в одну сторону. Аппарат Бодо и созданные по его принципу получили название стартстопных. Кроме того, Бодо создал весьма удачный телеграфный код (Код Бодо), который впоследствии был воспринят повсеместно и получил наименование Международный телеграфный код № 1 (ITA1). Модифицированная версия МТК № 1 получила название МТК № 2 (ITA2). В СССР на основе ITA2 был разработан телеграфный код МТК-2. Дальнейшие модификации конструкции стартстопного телеграфного аппарата, предложенного Бодо, привели к созданию телепринтеров (телетайпов). В честь Бодо была названа единица скорости передачи информации - бод.

Телекс

К 1930 году была создана конструкция стартстопного телеграфного аппарата, оснащённого дисковым номеронабирателем телефонного типа (телетайп). Этот тип телеграфного аппарата, в числе прочего, позволял персонифицировать абонентов телеграфной сети и осуществлять быстрое их соединение. Практически одновременно в и Великобритании были созданы национальные сети абонентского телеграфа, получившие название Telex (Telegraph + EXchange).

Источники и ссылки

Источники текста, картинок и видео

ru.wikipedia.org

scsiexplorer.com.ua

Первый в мире электромагнитный телеграф был изобретён русским учёным и дипломатом Павлом Львовичем Шиллингом в 1832 г. Находясь в командировке в Китае и других странах, он остро ощущал потребность в быстродействующем средстве связи. В телеграфном аппарате им использовано свойство магнитной стрелки отклоняться в ту или другую сторону в зависимости от направления тока, проходящего по проводу, расположенному вблизи стрелки.
Аппарат Шиллинга состоял из двух частей: передатчика и приёмника. Два телеграфных аппарата проводниками соединялись между собой и с электрической батареей. Передатчик имел 16 клавиш. Если нажимали на белые клавиши, ток шёл в одну сторону, если на чёрные — в другую. Эти импульсы тока достигали по проводам приёмника, который имел шесть катушек; возле каждой катушки на нити подвешивали две магнитные стрелки и небольшой диск (см. левый рис.). Одну сторону диска окрашивали чёрной краской, другую - белой.
В зависимости от направления тока в катушках магнитные стрелки поворачивались в ту или другую сторону, и телеграфист, принимающий сигнал, видел чёрные или белые кружки. Если ток в катушку не поступал, то диск был виден ребром. Для своего аппарата Шиллинг разработал азбуку. Аппараты Шиллинга работали на первой в мире телеграфной линии, построенной изобретателем в Петербурге в 1832 г, между Зимним дворцом и кабинетами некоторых министров.


В 1837 г. американец Самуил Морзе сконструировал телеграфный аппарат, записывающий сигналы (см. правый рис.). В 1844 г. была открыта первая телеграфная линия, оборудованная аппаратами Морзе между Вашингтоном и Балтимором.

Электромагнитный телеграф Морзе и разработанная им система записи сигналов в виде точек и тире получили широкое распространение. Однако аппарат Морзе имел серьезные недостатки: переданную телеграмму необходимо расшифровать, а затем записать; мала скорость передачи.

Первый в мире буквопечатающий аппарат изобрёл в 1850 г. русский учёный Борис Семенович Якоби. В этом аппарате имелось печатающее колесо, которое вращалось с такой же скоростью, как и колесо другого аппарата, установленного на соседней станции (см. нижний рис.). На ободах обоих колес были выгравированы буквы, цифры и знаки, смачиваемые краской. Под колёсами аппаратов располагали электромагниты, а между якорями электромагнитов и колёсами протягивали бумажные ленты.
Например, надо передать букву «А». Когда на обоих колёсах буква А располагалась внизу, на одном из аппаратов нажимали ключ и замыкали цепь. Якоря электромагнитов притягивались к сердечникам и прижимали к колёсам обоих аппаратов бумажные ленты. На лентах одновременно отпечатывалась буква А. Для передачи любой другой буквы надо «поймать» момент, когда нужная буква будет находиться на колесах обоих аппаратов внизу, и нажать ключ.


Какие необходимы условия для правильной передачи в аппарате Якоби? Первое - колёса должны вращаться с одинаковой скоростью; второе - на колёсах обоих аппаратов одинаковые буквы должны занимать в любой момент одинаковые положения в пространстве. Эти принципы использовались и в телеграфных аппаратах последних моделей.
Над усовершенствованием телеграфной связи работали многие изобретатели. Были телеграфные аппараты, которые передавали и принимали десятки тысяч слов в час, но они сложны и громоздки. Большое распространение в своё время получили телетайпы - буквопечатающие телеграфные аппараты с клавиатурой как у пишущей машинки. В настоящее время телеграфные аппараты не используются, их вытеснила телефонная, сотовая и интернет-связь.

Электромеханическую печатную машинку, которая использовалась для передачи текстовых сообщений (аналога сегодняшних SMS) по двухпроводной линии – телеграф – изобрели задолго до появления других средств связи. Сейчас телеграфы используются очень редко, но в свое время это устройство сделало революцию в области передачи информации . Рассмотрим же его историю.

Прототипом первого в мире телеграфа можно считать изобретение Клода Шафа– оптический телеграф или как его назвал сам изобретатель – гелиограф. И хотя к электронике гелиограф не имел никакого отношения – сообщения передавались при помощи света и системы зеркал – все же идея имела правильное направление. Изобретатель даже придумал свои символы, с помощью которых сообщения передавались между двумя достаточно удаленными точками.

Идею первого электрического телеграфа в 1753 году выдвинул шотландский ученый Чарльз Морис. Он предложил между двумя точками проложить множество изолированных друг от друга проводов, и по ним уже передавать сообщения. Кстати, количество отдельных проводников должно было равняться количеству букв в алфавите или хотя бы самому необходимому для общения набору букв. При этом сообщение передавалось посредством подачи электрического заряда через провода на металлические шарики. Оператор телеграфа должен был замечать, какой из шариков притягивает в данный момент небольшие предметы, а какой нет и таким образом декодировать посланное сообщение.

И хотя Моррисону так и не удалось «довести до ума» свое изобретение – идею подхватили другие ученые и изобретатели. Так в 1774 году физик из Женевы Георг Лесаж построил первый вполне работоспособный телеграф по технологии Моррисона. Он же спустя 8 лет впервые предложил прокладывать кабеля для телеграфной связи не просто под землей, а в глиняных трубах. То есть Лесанжа можно считать еще и изобретателем одного из способов прокладки кабеля.

Но проблема многопроводных телеграфов состояла в том, что даже простое сообщение из нескольких предложений оператор передавал больше двух часов. Что уже говорить об ошибках, обязательно возникающих при таком методе.

Лишь в 1809 году немецкий ученый Самуил Томас Земмеринг из Мюнхена, после серии открытий в области электроники Алессандро Вольта , создал телеграф, работа которого была основана на химическом воздействии электрического тока на вещества.

В 1832 году российский ученый Павел Львович Шиллинг создает первый электромагнитный телеграф. Его конструкция состояла из 6 магнитных стрелок, подвешенных на шелковых нитях и помещенных внутрь катушек индуктивности. В результате прохождения через одну из катушек электрического тока, стрелка в зависимости от его направления двигалась либо вверх, либо вниз. С ней в свою очередь был соединен картонный диск, который поворачивался при движении стрелки. Примерно в то же время свой телеграф представили немецкие физики

История электрического телеграфа началась после того, как в 1809 г. немецкий изобретатель Т. Зёммеринг создал первый электрохимический телеграфный аппарат, а в 1828 г. русский изобретатель П. Л. Шиллинг сконструировал первый электромагнитный аппарат 270 . Однако днем рождения электрического телеграфа считается 21 октября 1832 г., когда П. Л. Шиллинг публично продемонстрировал работу своего аппарата и тем самым сделал его общим достоянием 271 . И хотя он сразу же получил признание как в нашей стране, так и за рубежом, понадобилось четыре года, чтобы правительство согласилось взять его на вооружение.

Это было время, когда в России происходило внедрение оптического телеграфа. Он был дешевле и проще. Уже существовал опыт его применения. А что может дать электрический телеграф, этого еще никто не знал. П. Л. Шиллингу потребовалось приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание правительства к своему изобретению и получить необходимую поддержку. В результате первая в России экспериментальная линия электрического телеграфа была создана только в 1836 г. Она соединила между собой два крайних здания Адмиралтейства и действовала более года 272 .

Практическое значение этой линии было невелико. Но она наглядно показала, что электрический телеграф открывает совершенно новые возможности для передачи информации. Поэтому 19 мая 1837 г. Морское министерство предложило П. Л. Шиллингу связать при помощи его телеграфа Петербург и Кронштадт 273 . К сожалению, реализовать это предложение изобретатель не смог, так как 25 июля его не стало. Он неожиданно умер, хотя было ему всего 50 лет 274 .

Так получилось, что подхватить выпавшее из рук П. Л. Шиллинга знамя оказалось некому. Только через два года опыты, связанные с электрической телеграфией, продолжил Борис Семенович Якоби (1801–1874) 275 . И только еще через два года он получил предложение соединить телеграфом Зимний дворец с Главным штабом 276 . Если учесть расстояние между двумя этими зданиями, нетрудно понять, что решение названной задачи тоже имело скорее экспериментальный, чем практический характер.

На пути решения этой задачи пришлось столкнуться с множеством проблем: это касалось совершенствования телеграфного аппарата и генератора электрического тока, выбора металла для изготовления кабеля и материала для его изоляции. В решении этих и некоторых других проблем Б. С. Якоби во многом пришлось быть первооткрывателем.

Распоряжение соединить электрическим телеграфом Зимний дворец и Главный штаб было отдано 13 октября 1841 г. В следующем году телеграфная линия связала Зимний дворец с Главным управлением путей сообщения 277 , а затем Главное управление путей сообщения и Царское Село 278 . Последняя линия была сдана 14 октября 1843 г. 279 Первая из этих трех линий составляла 364 м, вторая – 2,7 км, третья – 25 км 280 .


Таким образом, от демонстрации первого электромагнитного телеграфа до начала его практического использования в России прошло почти десять лет. За это время электрический телеграф появился во всех ведущих странах мира. Началось совершенствование этого нового вида связи 281 .

Первоначально телеграфное дело в России находилось в ведении Военного министерства. Затем его передали в Министерство путей сообщения 282 , которое тогда возглавлял граф П. А. Клейнмихель 283 .

Важным этапом в развитии телеграфной связи стало строительство железной дороги Петербург–Москва, которая первоначально называлась Петербургско-Московской, затем Николаевской, потом Октябрьской 284 . Строить ее начали в 1843 г., открыли 18 августа 1851 г. 285 .

Уже в 1844 г. появился проект соединения Петербурга и Москвы телеграфной линией, которую планировалось провести вдоль железной дороги 286 . И вскоре после сдачи ее в эксплуатацию телеграфная линия Петербург–Москва вступила в строй 287 . Для ее обслуживания была создана специальная «телеграфическая рота» 288 .

Тогда же развернулось строительство первой подводной телеграфной линии, которая в 1853 г. связала Кронштадт и Петербург 289 .

В 1854 г. электрический телеграф соединил Санкт-Петербург с Варшавой 290 , а Москву через Киев, Кременчуг, Николаев – с Одессой 291 . В 1854–1855 гг. начали действовать телеграфные линии Петербург–Ревель, Петербург–Выборг–Гельсингфорс, Петербург–Динабург–Рига, Варшава–Мариам-поль (Германия), Варшава–Эйдкунен (Австрия) 292 . К концу царствования Николая I протяженность телеграфных линий в России достигла 2 тыс. км 293 .

Стремясь создать нормативную базу для развития новой отрасли связи, 14 октября 1854 г. император утвердил «Положение об управлении телеграфическими линиями» 294 , а в 1855 г. – «Положение о приеме и передаче телеграфических депеш по электромагнитному телеграфу» 295 .

Первоначально телеграф использовался только для государственных целей. В 1854 г. он был открыт для коммерческих надобностей 296 , через год частные телеграммы составили 62% всех отправленных телеграмм 297 . В таких условиях в 1857 г. был разрешен прием любой частной корреспонденции 298 .

10 апреля 1858 г. для управления новым видом связи было создано специальное учреждение – Департамент телеграфов 299 . Первым его директором стал полковник Людвиг Иванович Гергард 300 . В 1866 г. его сменил Карл Карлович Людерс (1815–1882), занимавший этот пост до 1882 г. 301

Интенсивное телеграфное строительство продолжалось и после смерти Николая I. Если к концу его царствования протяженность телеграфных линий составляла 2 тыс. верст, то к 1 января 1857 г. она достигла 7 тыс. верст 302 , в 1858 г. – 10 тыс. 303 , в 1863 г. – 26 тыс. 304

Конкретное представление о размещении телеграфной связи к середине 60-х годов дает специальная карта, опубликованная в 1867 г. Министерством почт и телеграфов. Как явствует из нее, к этому времени телеграфные линии соединили все губернские центры Европейской России, протянулись на юг до Тифлиса и Эривани 305 , на севере – до Архангельска, на востоке – до Иркутска, на западе – до Польши 306 .

В 1861 г. телеграф связал Казань и Тюмень, в 1862 г. – Тюмень и Омск, в 1863 г. – Омск и Иркутск, в 1869 г. вступил в строй Амурский телеграф, в 1870 г. телеграфная линия была продолжена до Хабаровска, в 1871 г. – до Владивостока 307 . Поскольку линия Казань–Владивосток составляла 8,3 тыс. верст 308 , а линия Петербург–Москва–Казань – 1,3 тыс. верст, общая протяженность этой телеграфной линии превысила 9,5 тыс. верст. В последующем от этой магистрали протянулись местные линии на север и на юг. Одна из них в 1881 г. связала с материком Сахалин 309 . В начале ХХ в. развернулось строительство телеграфной линии на Камчатке, правда, до 1917 г. соединить ее телеграфом с Дальним Востоком не удалось 310 .

В конце 1870 г. началось создание туркестанской ветки телеграфной связи 311 . В 1870–1871 гг. телеграф связал Омск с Семипалатинском и г. Верным (позднее – Алма-Ата), в 1873 г. – Верный с Ташкентом, в 1875 г. – Ташкент с Ходжентом, в 1876 г. к этой системе были подключены Коканд и Самарканд 312 . В 1879 г. телеграфный кабель, проложенный по дну Каспийского моря, соединил между собой Красноводск и Баку, т. е. Среднюю Азию и Закавказье 313 .

Если первоначально строительство телеграфных линий вызывалось главным образом военно-государственными интересами, с конца 60-х годов постепенно включается такой фактор, как развитие предпринимательства. Прежде всего это касается железнодорожного строительства. Уже в 1857 г. правительство разрешило создание телеграфных линий на частных железных дорогах, а в 1862 г. утвердило «Положение о телеграфах частных железных дорог» 314 .

Являясь собственником бόльшей части телеграфных линий, государство в то же время осуществляло контроль за телеграфом частных железных дорог и других частных обществ 315 .

Общее представление о развитии телеграфной связи в пореформенной России дает табл. 14.

Таблица 14

Развитие телеграфной сети в 1858–1913 гг.



Похожие статьи