По характеру элементов объема понятия делят на. Виды понятий по типу элементов объема

По типу элементов объема понятия делятся на:

а) конкретные и абстрактные

– Конкретным считается понятие, элементами объема которого являются объекты или множества объектов (например, «человек, умеющий играть в гольф»)

– Абстрактным считается понятие, элементами объема которого являются свойства или отношения (например, «состояние аффекта, вызванное чрезвычайным происшествием»).

б) собирательные и несобирательные

– Собирательным считается понятие, элементами объема которого являются множества (например, «толпа людей, собравшихся на митинг»).

– Несобирательным считается понятие, элементами объема которого являются отдельные предметы, свойства или отношения (например, «волнение, испытываемое перед экзаменом»).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Статистики и информатики

Российской федерации.. московский государственный университет экономики статистики и информатики..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Становление логики и ее значение
Слово «логика» происходит от древнегреческого «lоgоz» что переводится как «разум», «мысль», «рассуждение». Логика является одной из самых древних наук на Земле. Она возникла как часть науки об орат

Предмет логики
В понятии «логика» в настоящее время выделяется несколько значений: объективная и субъективная логика. Если объективная логика изучает закономерности развития и взаимосвязи предметов и явлен

Понятие логической формы
Логика не только описывает различные приемы познания, но и формулирует критерии их правильности. Какие рассуждения можно считать правильными? Каким требованиям должны удовлетворять определение, воп

Логическое следование и логическая истинность
Одна из важнейших задач логики – определять, какие рассуждения являются правильными и почему. Сразу заметим, что нельзя смешивать вопрос о правильности рассуждения с вопросом об ист

Язык как знаковая система
Язык – это система знаков, предназначенная для фиксации, хранения, переработки и передачи информации. Знак – это объект, используе

Смысл и значение знака. Виды знаков
Значением знака называется предмет, репрезентируемый данным знаком. Множество всех предметов, которые знак репрезентирует, называется его экстенсиона

Естественные и искусственные языки
Естественные языки возникли как средство общения между людьми. Их формирование и развитие представляет собой длительный исторический процесс и происходит в осно

Семантические принципы
Принцип однозначности: каждое имя должно иметь только одно значение (экстенсионал). С нарушением этого принципа связана ошибка, которую называют «под

Язык логики высказываний
Логика высказываний (пропозициональная логика) – это раздел логики, изучающий способы построения и логическую структуру высказываний, отношения между ними и выводы, полученные

Основные законы логики
Законом логики называется сложное логическое высказывание, истинность которого не зависит от составляющих его логических отношений. Они составляют основу мыслит

Аесть потому, что есть В
Всякая мысль может быть признана истинной только тогда, когда она имеет достаточное основание. Например, «Это вещество является электропроводным, потому что оно –

Oslash;(А Ú В) É ØА & ØВ
Отрицание дизъюнкции равнозначно конъюнкции двух отрицаний. Например, «Неверно, что идет дождь или идет снег» означает «Сегодня нет дождя и нет снега». 9) За

Логико-семантические парадоксы
Естественный язык является самым необходимым инструментом человека в его интеллектуальной деятельности. Однако именно язык часто создает проблемы для тех, кто его использует. Эти пр

Какой принцип нарушен?
1. Рассуждение «Материя бесконечна. Мистеру N не хватило материи на штаны. Значит, его штаны больше, чем бесконечность» нарушает принцип 1. однозначности 2. предметности

Парадоксальные задачи
1. Экзаменатор говорит нерадивому студенту: «Угадайте, какую оценку я вам поставлю. Если угадаете, получите 3, если не угадаете – 2.» Однако ответ студента поставил преподавателя в тупик. Он не смо

Основные законы логики
1. Закон … утверждает, что противоречащие друг другу суждения не могут быть одновременно истинными. a) тождества b) непротиворечия c) клавия d) д

Общая характеристика понятий. Виды понятий
Понятие является одной из форм рациональной ступени процесса познания. Мышление, рассуждение всегда осуществляется с помощью языка, но мыслим мы всегда терминами, категориями, понятиями.

Виды понятий по объему
При выделении видов понятий нужно учитывать различные их особенности. Наиболее важными основаниями для деления понятий являются: (1) тип их объема, (2) тип элементов, входящих в их объемы, (3) тип

Виды понятий по содержанию
По типу признаков понятия подразделяют на: а) положительные и отрицательные – Положительнымсчитается понятие, в котором предметы обобщаются на о

А В А ØA
Штриховкой на схемах обозначен результат применения соответствующих операций к классам А и В. Пересечение объемов д

Отношения между понятиями по объему
Между понятиями существуют объективные, независящие от человека отношения. Прежде всего, это отношения сравнимости и несравнимости. Два понятияaА(a)и

Обобщение и ограничение понятий
Помимо булевых операций, к понятиям часто применяются такие операции обобщение и ограничение. Они основаны на отношении типа «род-вид». Из двух непустых понятий одно с

Виды понятий
1. Конкретным называется понятие, объем которого состоит из a) объектов или их классов b) свойств или отношений c) объектов или их свойств d) кла

Определение и приемы, сходные с ним
Определение, дефиниция (от лат. «definitio» – уточнение границ) – это логическая процедура придания строго фиксированного смысла языковым выражениям. У

Явные и неявные определения
Наиболее распространенный вид определений – явные определения. Определение называется явным, если и только если оно задается лингвистической конструкц

Реальные и номинальные определения
Помимо того, что все определения подразделяются на явные и неявные, контекстуальные и неконтекстуальные, их можно делить также на реальные и номинальные. При этом след

Правила определения
Для того, чтобы определения было логически правильными, они должны отвечать некоторым принципиальным требованиям, правилам. 1) Определение должно быть ясным. Это оз

Виды определений
1. Правило замены по дефиниции действует только для … определений a) явных b) неявных c) контекстуальных d) аксиоматических 2. Аксиомати

Ошибки в определении
1. Определение «Квадрат – это четырехугольник, диагональ которого является осью симметрии» является a) правильным b) слишком узким c) слишком широким d) перекрещ

Простые суждения и их виды
Суждение –это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о каких-либо объектах, их свойствах и связях между ними. Как правило, суждения выражаются повествовательными

Сложные суждения и их виды
Суждения называются сложными, если в них можно выделить правильные части, которые в свою очередь являются суждениями. Сложные суждения образуются как из простых, так и из др

Отрицание суждения
Отрицание суждения – это логическая операция, при которой истинное суждение меняется на ложное, и наоборот.При этом, при отрицании атрибутивного суждения одновременно меняются

Отношения между суждениями
В процессе построения отношений между суждениями можно выделить сравнимые и несравнимые. Сравнимые суждения имеют общий субъект и предикат. Несравнимые суждения не име

Субконтрарность
Рассмотрим эти отношения между суждениями с помощью логического квадрата. В отношении подчинения находятся суждения форм A и I, а также суждения E и O. Например, общеутвердительное су

Виды атрибутивных суждений
1. Установите соответствие между типами атрибутивных суждений и формулами, их выражающими. (1) Все S есть Р (А) S a P (2) Ни один S не есть P (В) S e P (3) Некоторые S

Oslash;А
Таким образом, правильными являются умозаключения от утверждения антецедента (А) к утверждению консеквента (В)и от отрицания консеквента (&

На работе. Следовательно, на занятиях его не было»
Условно-разделительные (лемматические) умозаключения. Эти умозаключения содержат несколько импликативных и одну дизъюнктивную посылку. В дизъюнктивной посылке разделяются определенные вариан

Непосредственные умозаключения
Непосредственными называются умозаключения, в которых вывод делается из одной посылки. Несмотря на тривиальность, в практике аргументации таким выводам отводится очень важная р

P – ~S ~P – S ~P – ~S
противопоставление противопоставление противопоставление субъекту предикату субъекту и предикату Каждый из них может быть сведен к комбинации обращен


Как уже отмечалось силлогизмом называют умозаключение из более чем одной посылки. В таком расширительном смысле силлогизмами являются, например, умозаключени

S P S P S P S P
Фигура I Фигура II Фигура III Фигура IV Модус силлогизма – это разновидность фигуры, определяемая типом входящих в него посылок и заключения. Сокра

Энтимемы и полисиллогизмы
Энтимемой (от лат. «энтиме» – «в уме») называется сокращенный силлогизм, в котором пропущена одна из посылок или заключение. В практике аргументации эн

Правила посылок
1. Согласно общим правилам силлогизма, если одна из его посылок является отрицательной, то заключение должно быть 1. частным 2. общим 3. утвердительным

Простой категорический силлогизм
1.Установите соответствие между терминами и их ролью в структуре силлогизма 1. средний термин (А) термин, имеющийся в обеих посылках 2. больший термин (В) предикат заключения

A1, …, An ú В
Такие умозаключения получили название индуктивных (от лат. «inductio» – «наведение»), или правдоподобных. К числу правдоподобных умозаключен

Статистическая индукция
Статистической называется обобщающая индукция, при которой устанавливается относительная частота обладания свойством Р для произвольного

Аргументация и доказательство
Аргументация - это полное или частичное обоснование истинности какого-либо суждения при помощи других суждений. При этом предполагается, что в правильных аргументац

Опровержение и критика
Деятельностью, противоположной по своей цели и содержанию ар­гументации, являются опровержение и критика. Опровержение - это полное обоснование ложности тезиса, а

Основные правила аргументации
В процессе аргументации и критики могут совершаться ошибки двух типов: умышленные и неумышленные. Умышленные ошибки называются софизмами, а лица, совершающие такие ошибки, -

Словарь логических терминов
1. Абдукция(от лат. abducere – приведение) – форма умозаключения, в котором из исходных суждений (описывающих свойства каких-то явлений) выбирается новое суждение (гипотеза), котор

Программное обеспечение и интернет - ресурсы
1. http://www.logic.ru/Russian/: ЛОГИКА РОССИИ 2 .http://www.logic.ru/Russian/LogStud/index.html: Электронный журнал «Логические исследования». 3. http://www.iph.ras.ru:8100/~logi

Логику не интересуют числа сами по себе. Например, мы не будем отличать понятия, объем которых содержит 5 элементов и 7 элементов. Натуральных чисел бесконечно много, а в наши цели не входит выделять бесконечно много видов понятий. Поэтому мы рассмотрим такие числа, между которыми пролегает явно видная качественная граница. Первая граница - между нулем и числами, большими нуля. В соответствии с этим понятия по числу элементов объема делятся на пустые и непустые .

Пустым называется понятие, объем которого представляет собой пустое множество, т.е. не содержит в себе ни одного элемента.

Пример. Вечный двигатель , круглый квадрат , русалка , Пегас - все это различные примеры пустых понятий. Обратите внимание на понятия «вечный двигатель » и «круглый квадрат ». В объеме обоих понятий нет ни одного предмета, но как по-разному они не существуют. Круглый квадрат нельзя даже помыслить (если не верите - попрмбуйте!), а вечный двигатель помыслить можно, но зато его запрещает первое начало термодинамики, он не существует в природе.

Непустым называется понятие, объем которого содержит, по крайней мере, один элемент.

В множестве непустых понятий можно провести еще одну качественную границу между понятиями, объем которых содержит ровно один элемент, и понятиями, объем которых содержит более одного элемента. В соответствии с этим мы будем различать понятия единичные и общие .

Единичным называется понятие, в объем иоторого входит ровно один элемент.

Общим называется понятие, в объем которого входит более одного элемента.

Пример. «Луна », «первый президент России », «первый космонавт » - единичные понятия. «Спутник Земли », «президент », «космонавт » - общие понятия.

Таиим образом, по числу элементов объема у нас получилась следующая классификация понятий:

III. Виды понятий, выделяемые по характеру элементов объема.

а) Собирательные и разделительные .

Практически это самое важное различение видов понятий, нотому что с выделением этих видов непосредственно связаны способы действий с понятиями. Эти виды понятий относятся только к общим понятиям. Единичные (и, конечно, пустые) понятия не могут быть ни разделительными, ни собирательными.

Элементы объема понятия могут быть двух видов: 1) они могут быть единичными объектами, 2) они сами могут быть множествами объектов. В связи с таким разделением выделяются два вида понятий:

Собирательным называется понятие, элементы объема которого сами составляют множества однородных объектов.

Пример. К числу собирательных понятий относятся: «толпа », поскольку элементами объема понятия «толпа» являются отдельные толпы , которые, в свою очередь, состоят из однородных предметов - людей; «библиотека » - поскольку элементы объема этобо понятия являются отдельные библиотеки , которые, в свою очередь, состоят из однородных предметов - книг; парламент , коллектив , созвездие , флот и т.п.

Разделительным называется понятие, элементы объема которых не представляют собой множеств однородных обшектов.

Пример. Большинство понятий являются разделительными. Человек , студент , стул , преступление – разделительные понятия.

Главная особенность способа обращения с разделительными и собирательными понятиями состоит в том, что с ними следует обращаться одинаково. Смысл нашего различения состоит в том, чтобы всегда отдавать себе отчет, что на самом деле является элементом объема собирательных понятий, а что – разделительных понятий. В понятии «библиотека » элементом объема понятия служат не книги, а библиотеки. Если говорят, что библиотеку затопило, это не означает, что каждая книга погибла в воде. Элементом объема понятия «общественный класс » являются не отдельные люди - буржуа, крестьяне или рабочие, а большие группы людей. И поэтому если вам говорят, что нечто в интересах такого-то класса, то это не означает, что это в интересах каждого рабочего, буржуа, крестьянина. Из того, что полк разбит, не следует, что убит каждый солдат или офицер. Нужно также отдавать себе отчет, что считать частью объема таких понэтий. Например, часть объема понятия «университет » - это то или иное множество университетов , а не те или иные факультеты данного университета. Здесь следует помнить о проведенном ранее различении отношения рода и вида и отношения части и целого.

Однако трсдности с феноменом «собирательности» на этом не заканчиваются. Дело в том, что многие понятия могут употребляться как в разделительном, так и в собирательном смысле. «Граждане нашего государства поддерживают идею частной собственности» не означает, что каддый гражданин государства поддерживает эту идею. По мнению автора такого высказывания, граждане нашего государства в целом поддерживают эту идею. Здесь понятие «граждане нашего государства» используется в собирательном смысле. «Граждане нашего государства обязаны соблюдать закон» - в этом высказывании речь идет о каждом гражданине, т.е. понятие «граждане» употребляется здесь в разделительном смысле.

б) Абстрактные и конкретные .

Это деление понятий на виды важнее всего философски . Мы уже рассматривали слоао «абстракция» и установили, что оно происходит от латинского слова, имеющего значение «отвлекать». Что и от чего мы отвлекаем в акте абстракции? Ответ на этот вопрос подсказывает наша онтология. В мире существуют предметы, у которых есть свойства и между которыми имеются отношения. В акте абстракции мы отвлекаем, отделяем свойство от предмета или отношение от предметов, которым они присущи. Рассмотрение свойств и отношений самих по себе, независимо от тех предметов, которым они принадлежат или которые они связывают, является характерной чертой абстрактного мышления. Любое мышление, которое претендует на общность своих выводов, является абстрактным. Если мы высказываем некоторые верные суждения относительно свойств или отношений самих по себе, независимо от объектов, которым они принадлежат или которые они связывают, то мы высказываем верные суждения для всех этих объектов. Поэтому научное мышление всегда является абстрактным.

Такое понимание абстракции помогает нам понять, что же имеется в виду под абстракрными и конкретными понятиями.

Абстрактными называются понятия, элементами объема которых являются свойства или отношения.

Иначе говоря, в этих понятиях выделяются и обобщаются не предметы, а их свойства или отношения .

Пример. «Справедливость », «белизна », «преступность », «осторожность », «присущность », «отцовство » и т.п. - все это абстрактные понятия.

Конкретным называется понятие, элементами объема которого являются предметы.

Пример. «Стул », «стол », «преступление », «тень », «музыка » - все это конкретные пмнятия.

В абстрактных понятиях свойства и отношения не превращаются в предметы. Они рассматриваются как объекты (см. главу 3, § 1), что дает нам возможность составлять из них множества и рассматривать их как элементы множеств, составляющих объемы понятий. Мы помним, что, описывая нашу логическую онтологию, мы разделили свойства и отношения, с одной стороны, и предметы - с другой. Это разделение помогает нам четко мыслить два различных вида понятий: абстрактные и конкретные.

Иногда, исходя из конкретных понэтий, образуют связанные с ними абстрактные понятия. Например, на основе понятия «человек » можно образовать понятие «человечность », элементом объема которого будет сложное свойство «быть человеком ». На основе такой операции знаменитый древнегреческий филосмф Платон конструировал такие понятия, как «стульность », «лошадность », которые он называет идеями и которые, по его мнению, служат прообразами вещей чувственного мира. По Платону, чувственные вещи даны нашим чувствам, а такие понятия, как «стульность », «лошадность » и т.п. - только зрению нашего ума 1 .

Прием мышления, при помощи которого абстрактным понятиям придается самостоятельное, независимое от предметов существование, называется гипостазированием .

Поэтому мы можем сказать, что Платон гипостазировал абстрактные понятия: «благо», «истина», «добро», «красота» и т. п. Правильно ли он это сделал или нет, уже не дело логики, этот вопрос рассматривают философы.

Большинство абстрактных понятий, типа понятий «справедливость», «истинность», «равенство», «братстао» и т.п., являются единичными понятиями; поскольку бывает только одно свойство человеческих поступков «быть справедливым», одно свойство суждений «быть истинным», одно отношение между людьми «быть равным» или «быть братом». Понятие «справедливость» всегда является единичным понятием, независимо от того, совершаются справедливые поступки или нет, и много ли их совершается, поскольку свойство такое все равно существует и при том только одно.

Некоторые абстрактные понятия бывают все же общими. Рассмотрим понятие «цвет». Элементами объема этого понятия служат такие свойства: желтый, синий, красный и т.п., т.е. некоторые простые свойства предметов. Следовательно, понятие может быть абстрактным, но в то же время и общим, поскольку в объеме его содержится более мдного элемента.

Примеры абстрактных понятий, которые мы рассматривали выше, показывают, что среди абстрактных понятий встречаются такие понятия как «справедливость», «истина», «красота», «добро», «равенство» и т. п. Такие понятия в философии, психологии, социологии называются ценностями . Это наводит нас на мысль, что теория абстрактных понятий может быть использована для определения понятия «ценность».

Чтобы дать определение ценности, попытаемся выяснить основные признаки этого понятия: 1) ценности принимаются/отвергаются сознательно, 2) ценности говорят о свойствах или отношениях объектов, 3) ценности объявляют объекты, обладающие указанным в ценности свойством положительно значимыми, а не обладающими отрицательно значимыми (в другой интерпретации также и безразличными). Отсюда получается определение ценности:

Ценность -это абстрактное понятие, разделяющее область объектов, к которой оно применяется, на два класса - положительно значимых и отрицательно значимых объектов .

Пример. «Истина » – это абстрактное понятие, в котором обобщается и выделяется свойство суждений «быть истинным ». Как ценность истинность придает суждениям, обладающим этим свойством («истинным суждениям»)положительное значение, а не обладающим этим свойством («ложным суждениям») –отрицательное значение.

Пример. «Красота » – абстрактное понятие, в объеме которого содержится свойство «быть красивым ». Соответственно, ценность «красота» придает объектам, обладающим этим свойством, положительное значение, а не обладающим им – отрицательное еначение 1 .

На данных примерах видно, как теория понятия применяется для того, чтобы дать ясную и отчетливую трактовку одного из важнейших понятий гуманитарного знания.

В практике мышления функционирует множество определенных и разнообразных понятий. Они подразделяются на виды в соответствии с двумя фундаментальными логическими характеристиками любого понятия – содержанием и объемом.

Объективные различия между предметом мысли отражаются в различиях между понятиями прежде всего по их содержанию. В соответствии с этим признаком понятия делятся на следующие наиболее значимые группы.

Конкретные – понятия, в которых находят свое отражение сами предметы и явления, обладающие относительной самостоятельностью существования (книга, ручка).

Абстрактные – это понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между предметами, не существующие самостоятельно без этих предметов (жесткость, электропроводимость).

Необходимо учитывать, что если абстрактное понятие, отражающее свойство, употребляется применительно к самим предметам, обладающим этим свойством, то они обретают множественное число.

Те понятия, в которых отражается наличие у предметов мысли каких-либо качеств, свойств и так далее, называются положительными.

Отрицательные понятия – это понятия, характеризующиеся отсутствием у предметов мысли каких-либо качеств, свойств и т. п. Для выражения отрицательных понятий используются отрицательные частицы («не») и отрицательные приставки («без-» и «бес-»). Кроме русских, могут быть использованы иностранные отрицательные приставки («а-», «анти-», «дез-», «контр-» и др.

Также понятия делятся на соотносительные и безотносительные.

В соотносительных понятиях один предмет мысли предполагает существование другого и без него невозможен – соотносится с ним («родители» и «дети»: нельзя быть сыном или дочерью без родителей).

В безотносительных понятиях мыслится предмет, существующий до известной степени самостоятельно – отдельно от других: «природа», «человек» и т. д.

Собирательные и несобирательные понятия различаются в зависимости от того, как соотносится с охватываемыми ими предметами мысль: с группой предметов в целом или с каждым предметом этой группы в отдельности. Одна из особенностей собирательных понятий состоит в том, что они не могут быть отнесены к каждому предмету одного класса.

Особенность несобирательных понятий заключается в том, что они относятся не только к группе предметов в целом, но и к каждому отдельному предмету данной группы.

Пустые понятия – они относятся к реально не существующим предметам или явлениям («русалка», «леший», «идеальный газ»).

Непустые понятия относятся к реальным предметам («город», «космическое тело»).

Единичные понятия – объем понятия, составляющий один предмет («Солнце», «Россия»).

Общие понятия – отражают в своем объеме группу предметов («звезда», «планета»).

Деление понятий на виды по их содержанию и объему позволяет в огромном понятийном материале выделить наиболее крупные и распространенные группы, а также более или менее отчетливо представлять себе особенности этих групп.

Единичное понятие – такое, в объем которого входит один элемент (город Саратов, Россия и др.).

Общее понятие – такое, в объем которого входит более одного элемента (студент, солдат, преступник и др.).

Понятия можно классифицировать по объему и по содержанию . По объему понятия делятся на единичные, общие и пустые.

Объем единичного понятия составляет одноэлементный класс (например, «великий американский писатель Теодор Драйзер»; «река Кама»). Объем общего понятия включает число элементов, большее единицы (например, «велосипед», «компьютер» и др.).

Задание: Приведите примеры общих и единичных понятий.

Среди общих понятий особо выделяют понятия с объемом, равным универсальному классу, т.е. классу, в который входят все предметы, рассматриваемые в данной области знания или в пределах данных рассуждений (эти понятия называются универсальными). Например, натуральные числа - в арифметике, растения - в ботанике и др.

Кроме общих и единичных понятий по объему выделяют понятия пустые (с нулевым объемом), т. е. такие, объем которых представляет пустой класс (например, «вечный двигатель», « человек, проживший 300 лет», «Снегурочка», «Дед Мороз», персонажи сказок, басен и др.).

Задание : Приведите примеры пустых понятий.

Чему равен объем понятий (общие, единичные или пустые): «столица России»; «столица», «город»,
«знаменитый полководец», «бесконечность», «Змей-Горыныч»
.

По содержанию можно выделить следующие четыре пары понятий.

Конкретные и абстрактные понятия

Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальных, так и идеальных). К их числу относятся понятия « школа», «опера», «Александр Македонский», «землетрясение» и др.

Конкретные - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: «академия», «студент», «романс», «дом», «поэма А. Блока «Двенадцать» и др.

Абстрактными называются понятия, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (например, «белизна», «несправедливость», « честность»). В действительности существуют белые одежды, несправедливые действия, честные люди, но «белизна» и «несправедливость» как отдельные чувственно воспринимаемые вещи не существуют. Абстрактные понятия кроме отдельных свойств предмета отражают и отношения между предметами (например, «неравенство», «подобие», «тождество», « сходство» и др.).

Задание : Приведите примеры абстрактных понятий.

Относительные и безотносительные понятия

Относительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого («дети» - «родители», «ученик» - «учитель», « начальник» - «подчиненный», «северный полюс магнита» - « южный полюс магнита»).

Безотносительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета («карандаш», «город», «овца», «сильное наводнение»).

Положительные и отрицательные понятия

Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного свойства или отношения. Например, «грамотный человек», «алчность», «отстающий ученик», «красивый поступок» и т. д.

Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное свойство отсутствует в предметах (например, «неграмотный человек», «некрасивый поступок», «ненормальный режим», «бескорыстная помощь»). Эти понятия в языке выражены словом или словосочетанием, содержащим отрицательную частицу «не» или «без» («бес»), присоединенную к соответствующему положительному понятию и выполняющую функцию отрицания.

В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» или «без» («бес»): «неграмотный», «неверующий», «беззаконие», «беспорядок» и др. Если частица «не» или «без» («бес») слились со словом и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «беспечность», « безупречность», «ненависть», «неряха»), то понятия, выраженные такими словами, называются положительными. В русском языке нет понятия «нависть» или «настье», и частица «не» в приведенных примерах не выполняет функцию отрицания, а поэтому понятия «ненастье», «ненависть» и другие являются положительными, так как они характеризуют наличие у предмета определенного качества (может быть, даже и плохого - «неряха», «беспечность»). В словах иностранного происхождения - чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»: «агностицизм», «аморальный» и др.

Положительное (А) и отрицательное (не-А) являются противоречащими понятиями.

Собирательные и несобирательные понятия

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (например, «полк», «стадо», «стая», «созвездие»). Например, об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один корабль не является флотом, а один футболист не составляет футбольную команду. Собирательные понятия бывают общими (например, «роща», «детский хор») и единичными («созвездие Большая Медведица», «Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского Российской Академии образования»).

В суждениях (высказываниях) общие и единичные понятия могут употребляться как в несобирательном (разделительном), так и в собирательном смысле. Возьмем суждение: «Все яблоки в этой корзине спелые». В нем понятие «яблоко в этой корзине» является общим и употребляется в несобирательном смысле, т. е. каждое отдельное яблоко является спелым. В суждении «Все яблоки в этой корзине весят 5 кг» понятие « яблоки в этой корзине» употреблено в собирательном смысле, так как они весят 5 кг все вместе, а не каждое в отдельности.

Задание: Приведите примеры пустого и конкретного понятия.

Приведите примеры отрицательного конкретного понятия.

Приведите примеры отрицательного абстрактного понятия.

Приведите примеры отрицательного пустого понятия.

Приведите примеры отрицательного единичного понятия.

Приведите примеры положительного единичного понятия.

Определить, к какому из указанных видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику . Например, понятие «невнимательность» - общее, несобирательное, абстрактное, отрицательное, безотносительное. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

Таким образом, логическая характеристика понятий может выглядеть, например, следующим образом:

«коллекция» - общее, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное;

«нерешительность» - общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное;

«поэма» - общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.

Упражнения:

Запишите логическую характеристику следующих понятий (укажите объем, раскройте содержание – можно воспользоваться словарем), определите их вид и укажите какие-либо элементы объема:

а) человек, имеющий брата, но не имеющий сестры;

б) населенный пункт, расположенный севернее Новгорода и южнее Москвы;

в) жидкость, которая кипит при нормальном атмосферном давлении при 1000 ° С;

г) государство;

д) столица.

По характеру признаков содержания различают следующие виды понятий:
1. Положительные и отрицательные понятия. Положительные – это те понятия, в основном содержании которых встречаются только положительные признаки. В них отражается наличие у предметов каких-либо качеств, свойств и т.д. Например: «преступление – общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом». Отрицательными называются такие понятия, в основном содержании которых встречается хотя бы один отрицательный признак. Они характеризуются отсутствием у объектов каких-либо качеств, свойств и т.п. Например, понятие «автократия», в содержании которого есть признак «отсутствие подлинно представительных учреждений», является отрицательным.
2. Абсолютные и относительные понятия. Абсолютные понятия – такие, в основном содержании которых встречаются только признаки-свойства («квадрат – прямоугольный, равносторонний четырехугольник»). Относительные – понятия, в основном содержании которых встречается хотя бы один признак-отношение («должник», «кредитор», «брат»).
По числу элементов объема понятия подразделяются на пустые и непустые. Пустыми называются понятия, объем которых составляет пустое множество, т.е. не содержит ни одного элемента. К ним относят: понятия, имеющие фантастический (мифологический) характер («кентавр», «русалка»); понятия, которые выдвигались в качестве научных или технических понятий, но в ходе развития науки и техники обнаруживалась их несостоятельность («вечный двигатель»); понятия об идеализированных объектах, играющие вспомогательную роль в науках («идеальный газ», «абсолютно черное тело», «идеальное государство»); понятия о реально несуществующем, но возможном («инопланетяне», «неземная цивилизация»). Непустые – это понятия, объем которых содержит хотя бы один элемент («город», «космическое тело»). Деление понятий на пустые и непустые в известной мере относительно, прежде всего, из-за подвижности границ между существующим и несуществующим. Несуществующее в одних условиях может стать существующим в других, и наоборот.

По характеру элементов объема понятия делятся на следующие виды:
1. Соотносительные и безотносительные понятия. В соотносительных понятиях один объект предполагает существование другого и без него невозможен («родители», «дети», «учитель», «ученик» и т.д.). В безотносительных понятиях мыслится объект, существующий до известной степени самостоятельно, «отдельно» от других («природа», «растение», «животное», «человек» и т.д.).
2. Собирательные и несобирательные (разделительные) понятия. Собирательные – это понятия, элементы объема которых сами составляют множества однородных объектов (например, «толпа», «библиотека»). Одна из особенностей собирательных понятий состоит в том, что они не могут быть отнесены к каждому предмету данного класса: одна книга еще не библиотека, один человек – не толпа. Разделительными понятиями называются такие, элементы объема которых не представляют собой множеств однородных объектов. Таких понятий большинство (например, «дерево», «человек», «студент», «стул», «логика»). Особенность разделительных понятий заключается в том, что они относятся не только к группе предметов в целом, но и к каждому отдельному предмету данной группы. Например, «дерево» - это и вся совокупность деревьев вообще, и каждое конкретное дерево в отдельности – береза, сосна, дуб и т.д.
3. Конкретные и абстрактные понятия. Конкретные – это понятия, элементами объема которых являются предметы и явления, обладающие относительной самостоятельностью существования («стул», «тень», «музыка», «преступление»). Абстрактные – это понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между предметами, не существующие самостоятельно, без этих предметов: «справедливость» (например, общества), «белизна» (например, бумаги), «осторожность» (например, человека).



Похожие статьи