Подборка игр и упражнений на тему «Мебель. Домашние задания

Составитель: Дяченко Елизавета Юрьевна ,
учитель – логопед МДОУ №21 г. Мурманска

  1. Обойди свой дом и назови всю мебель.
  2. Ответь на вопросы:

Где хранят одежду? (ОДЕЖДУ хранят в шкафу)

Где люди обедают? (Люди обедают за столом)

На чем ты сидишь? (Я сижу на стуле)

В чем можно сидеть? (можно сидеть в кресле)

Где хранят книги? (Книги хранят в книжном шкафу) При этом следите, чтобы ребенок не опускал предлоги.

  1. Потренируйтесь с вашим ребенком в употреблении предлогов. Возьмите его любимую игрушку и поставьте НА стол. Спросите ребенка, где находится игрушка. Теперь поставьте ее ПОД стол, НАД столом, ЗА столом, ПЕРЕД столом, ОКОЛО стола.
  2. Ответь и запиши:

Стол из дерева (какой?)…………….

Стол из пластмассы (какой?)……….

Шкаф из фанеры (Какай?)………….

Кровать из дуба (какой?)…………….

Комод из березы (какой?)……………….

У шкафа дверцы из стекла (какие?)…………

5. По аналогии составить рассказ об одном из предметов.

Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две прямоугольные дверцы, четыре ножки, внутри у него есть полка и вешалка. В него вешают одежду и кладут бельё.

  1. Придумать и записать загадку – описание о мебели.

Например. У него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть. Что это? (СТУЛ)

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится

1. Уточнить, понимает ли ребенок обобщающее понятие мебель.
(Как можно назвать одним словом диван, кровать, кресло?)

2. Попросите ребенка ответить на следующие вопросы.
Для чего нужна мебель?

Какая мебель нужна для кухни, спальни, столовой, библиотеки?
Как называется та или иная часть мебели? (сидение стула, ножка и спинка стула)
Из чего делают мебель?

Чем отличается стул от табуретки, кресла?

3. Упражнение "Подбери признак" на подбор прилагательных к существительным. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже.
Стул (какой?) - ...
Кресло (какое?)- ...
Диван (какой?)- ...
Кровать (какая?)- ...

4.Упражнение "Подбери действие" на подбор глаголов к существительным.
Покупая в магазине мебель, покупатели (что делают?) ...
Перевозя мебель из магазина домой, покупатели (что делают?) ...
Дома люди мебель (что делают?) ...
За мебелью люди ухаживают так (что делают?) ...

5. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
1 стул, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 буфет, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 кровать, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

6. Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже мн. числа.
Один стул - много стульев.
Одна кровать - много...
Один комод - много...

7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Стол - столик,
Диван - диванчик
Кровать - кроватка
Стул-стульчик

8. Упражнение "Из чего - какой" на образование относительных прилагательных.
Ножки стола из дерева. Они какие? (деревянные)
Стол из стекла. Он какой?
Ручки на дверцах из пластмассы. Они какие?
Обивка на кресле из кожи. Она какая?

9. Упражнение "Скажи наоборот" на употребление антонимов.
Шкаф высокий, а тумбочка - ...
Диван мягкий, а стул - ...

10. Продолжение работы по знакомству с многозначными словами.
Объясните ребенку разницу в значении этих слов: спинка (стула, человека), ножка (гриба, табурета).

11.Развитие мелкой моторики
Раз, два, три, четыре,
(загибать пальчики на обеих руках, начиная с большого пальца)
Много мебели в квартире.
(сжимать и разжимать кулачки)
А в буфет поставим чашку,
В шкаф повесим мы рубашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
(загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире!
(Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками)

12. .Развитие мелкой моторики «Наша мебель»
Вот это стул - На нем сидят.
Вот это стол: За ним едят.
Вот там кровать. Чтобы лежать.
А вот диван. Присядьте там.
А этот шкаф – совсем как дом. (Изобразить закрытые дверцы шкафа: держать ладони вплотную, вертикально вверх, тыльной стороной наружу)
Живет одежда в доме том. (Раскрыть «дверцы» – установить ладони параллельно друг другу)
Напротив вешалка стоит (Изобразить вешалку: поднять правую руку вверх, растопырив слегка округленные пальцы.)
На ней пальто и плащ висит.

13. Выучить стихотворение-загадку (можно использовать мнемотаблицу)
Хоть у нас 4 ножки, мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки,
Мы не кони, хоть на нас вы садитесь сотни раз.
Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты ……..(на стуле)

«МЕБЕЛЬ»

Лексика:

Имена существительные: мебель, стол, стул, кровать, шкаф, кресло, диван, ножка, спинка, сиденье, полка, дверца;

Имена прилагательные: деревянный, мягкий, удобный;

Глаголы: сидеть, лежать, спать;

1. Рассмотрите с ребёнком мебель , которая есть у вас дома. Произнесите названия предметов мебели: стол, шкаф, кровать, диван . Побеседуйте с ребёнком, для чего нужна мебель, из чего её делают: «Это стол. Он деревянный. За столом едят, пишут, рисуют» и т.п.

2. Обратите внимание ребёнка на некоторые детали мебёли: ножка, спинка, сиденье, полка, дверца . Отработайте произношение этих слов.

3. Подберите, приклейте и рассмотрите картинки, на которых изображена мебель. Пусть ребёнок назовёт её.

4. Предложите ребёнку сделать пальчиковую гимнастику.

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире.

(Сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,

(Загибают пальчики, начиная с большого)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Много мебели в квартире.

5. Помогите ребёнку ответить на вопросы:

Где хранят одежду? (в шкафу)

На чём можно сидеть? (на стуле)

На чём можно лежать? (на кровати) и т.д.

6. Поиграйте в игру «Назови ласково», используя следующие слова: стол – столик, кровать – кроватка, шкаф – шкафчик, стул – стульчик, кресло – креслице.

7. Загадайте и объясните ребёнку загадку:

Четыре братца под одной шляпой стоят. (Стол)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка-поход по лексической теме недели «Моя страна, мой край, мой город» для детей старшего дошкольного возраста

Образовательное мероприятие построено в форме соревнований и игр, интеграции физического и умственного воспитания дошкольников, так как постижение основ физкультурного знания не только расширит...

Конспект ООД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Загадайку» Лексическая тема недели: «Безопасность»

Данная ООД может быть организована с детьми подготовительной группы. Используемые элементы технологии ТРИЗ и РТВ позволяют повысить интерес детей к заданиям, а значит и активность....

Дидактические игры, загадки, художественные произведения по теме «Мебель», которые можно использовать в совместной деятельности с детьми

Загадки.

Что за башенка стоит, По ночам во мне Ванятка

А в окошке свет горит? До того задремлет сладко,

В этой башне мы живем, Что не хочет он вставать.

А зовется она … (дом) Что за мебель я? … (кровать)

Ножек четыре, На нем сидят,

шляпок одна, Телевизор глядят.

Нужен, Если кто устал -

коль станет обедать семья. (стол) Лег, полежал. (диван)

Дверцы, ножки, полки есть,

А на полках - и не счесть:

Полотенце и белье

И для мамы, и мое. (платяной шкаф)

За стеклом на полках в ряд

Книги разные стоят. (книжный шкаф)

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Костя в комнату вошел

И поставил сок… (НА стол).

Всем детишкам по конфете

Взял из вазочки… (В буфете).

Маша в комнату впорхнула,

Шарф и плащ взяла… (СО стула).

Катя вынула жирафа,

Мяч и гномика… (ИЗ шкафа).

Закатила барабан

Наша Оля… (ПОД диван).

На портрете - Аня с бантом,

А портрет тот… (НАД сервантом).

Книжку новую Ивана

Я достал… (ИЗ-ПОД дивана).

Если хочет Миша спать,

Он приляжет… (НА кровать).

Чтобы ноги отдохнули,

Посидит чуть - чуть… (НА стуле).

То развалимся мы… (В кресле).

Дидактические игры с мячом.

а) «Назови ласково»

стол - столик; стул - стульчик и т. п.

б) «Назови мебель, которая в комнате»

в) «Подбери антонимы».

большой стул - маленький стул

высокий стол- …

широкая кровать - …

мягкое кресло - …

тонкая ножка - … и т. д.

Дидактическая игра «Сосчитай»

Один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев.

Один стол…

Один диван…

Одна кровать…

Одно кресло… и т.п.

Дидактическая игра «Из чего сделано?»

Шкаф - из дерева. Какой шкаф? - Деревянный.

Стол - из стекла. Какой стол? - Стеклянный.

Стул - из пластмассы. Какой стул? - Пластмассовый.

Кресло - из кожи. Какое кресло? - Кожаное.

Диван - из велюра. Какой диван и т. д.

Кровать из дерева - … деревянная

Стол из стекла - …

Стул из пластмассы - …

Мебель из пластика - … и т. д.

Дидактическая игра «Большой - маленький».

Стул - стульчик

Диван - …

Кровать - … и т.л.

Дидактическая игра «Один - много».

Один диван, а много … (диванов)

Один стол, а много … (столов)

Один стул …

Одно кресло …

Одна кровать …

Один новый диван, а много … (новых диванов)

Один деревянный стол, а много … (деревянных столов)

Одно велюровое кресло…

Один железный стул …

Одна дубовая кровать … и т.п.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Яблоко, апельсин, ананас, диван.

Кресло, кровать, помидор, стул.

Учитель, стол, повар, врач.

Пылесос, тахта, телевизор, холодильник.

Нос, рот, кровать, уши.

Лиса, волк, кресло, медведь и т.л.

Предложить ребенку внимательно слушать стихотворение, если услышит названия мебели в нем - загибать на каждое название пальчик. По окончании посчитать сколько пальчиков загнул ребенок.

Наша квартира.

В нашей комнате - столовой,

Есть отличный стол дубовый,

Стулья - спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых - спальне,

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке - центр музыкальный.

Пальчиковые игры и упражнения.

Массаж кистей и пальцев рук + пальчиковая гимнастика.

Предложить ребенку отгадать загадки, а отгадки выложить на столе из спичек или счетных палочек.

На … (табуретке) сидят за столом, и без нее неуютен наш дом.

Поставим в спальню мы … (кроватку) и спать на ней мы будем сладко.

В комнате нашей большое …(окно), вижу лужайку я из него.

Мимическая гимнастика.

Друзья уселись на кресло, а у него сломалась ножка. - «огорчение»

Все думали только об одном: «Что делать?» - «удивление»

Наконец-то придумали! - «радость»

Взяли молоток, гвозди и починили ножку. - «счастье»

Теперь нет никаких проблем - можно спокойно посидеть. - «спокойствие»

Прочитайте детям

Самуил Маршак

Праздник леса

Что мы сажаем,

Мачты и реи -

Держать паруса,

Рубку и палубу,

Ребра и киль -

Странствовать

В бурю и штиль.

Что мы сажаем,

Легкие крылья -

Лететь в небеса.

Стол, за которым

Ты будешь писать.

И тетрадь.

Что мы сажаем,

Где бродят

Барсук и лиса.

Где белка

Скрывает бельчат,

Где пестрые

Что мы сажаем,

На который

Ложится роса,

Свежесть лесную,

Вот, что сажаем

В сегодняшний день.

«Откуда стол пришел»

Берете книгу и тетрадь, садитесь вы за стол.

А вы могли бы рассказать, откуда стол пришел?

Недаром пахнет он сосной, пришел он из глуши лесной.

Вот этот стол, сосновый стол к нам из лесу пришел.

Пришел он из глуши лесной, он сам когда-то был сосной.

Но в лес он больше не пойдет, он с нами будет жить.

День изо дня, из года в год он будет нам служить.

Пальчиковая игра.

Ножки, спинка и сиденье —

Вот вам стул, на удивление.

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

Рассказ из книги О.В. Дыбиной Что было до...

Когда-то давным-давно люди жили в пещерах. В них можно было спрятаться от дождя и холода. Там они разжигали костры, готовили пищу, грелись около костра. И сидели ка камнях.

Пальчиковая игра.

Ножки, спинка и сиденье —

Вот вам стул, на удивление.

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

(Дети ставят четыре пальчика (кроме большого) на стол, словно ножки стульчика, ладошка параллельна поверхности стола)

Камни часто были холодными, и людям было неуютно сидеть на них. Однажды, когда охотники возвращались с охоты уставшие, они присели в лесу на сваленное дерево. Отдохнув, они обратили внимание на это бревно.

И люди поняли что удобнее сидеть на бревне, потому что дерево не остывает, а, наоборот, нагревается под ними. Так принесли люди бревно к костру.

Но как-то один человек нашел в лесу пенек с вывороченными корнями, присел на него и понял, что пенек лучше,чем бревно. На нем можно сидеть одному. Так у людей появились пенечки-одиночки.

Шло время, люди становились умнее. Они строили большие деревянные дома, в которых были каменные печи. Сидеть на бревнах и пеньках в избе неудобно, и человек придумал сделать лавку.

Лавки делали длинные, они стояли вдоль стен. На них много людей можно было посадить. Но люди стали жить семьями. Лавки для них стали неудобными, они были большие, и их трудно было передвигать. И человек придумал табурет.

Теперь табурет можно было где угодно поставить. Но человеку и этого мало: Ему нужно не только сидеть, но сидя и отдыхать. И вот человек прибил к табурету спинку, и получился стул, а потом прибил с боков стула дощечки и получилось кресло.

Картотека домашних заданий по лексическим темам «Посуда», «Мебель»

Бедердинова Марина Валериевна

учитель - логопед МБДОУ «ДСКВ» № 56

г. Череповец

Карточка домашнего задания «Посуда»№ 1

Игра «Какая бывает посуда?»

Образец: посуда из стекла – стеклянная.

Посуда из металла –

Посуда из глины –

Посуда из дерева –

Посуда из пластмассы –

Посуда из дерева –

Посуда из чугуна –

Посуда из керамики –

Посуда из фарфора -

Карточка домашнего задания «Посуда» № 2

Измени слова по образцу:

Я наливаю

Ты наливаешь

Он наливает

Мы наливаем

Вы наливаете

Они наливают

Слова: пить, мыть, есть.

Карточка домашнего задания «Посуда» № 3

Игра «Назови ласково»

Образец: стакан – стаканчик

Кастрюля –

Чайник –

Тарелка –

Блюдце –

Кружка –

Сковорода –

Кувшин –

Карточка домашнего задания «Посуда» № 4

Игра «Посчитай посуду»

Образец: одна чашка , две чашки , три чашки , четыре чашки , пять чашек , шесть чашек , семь чашек , восемь чашек , девять чашек , десять чашек .

Карточка домашнего задания «Посуда» № 5

Игра «В какой посуде находится?»

Образец: хлеб в хлебнице.

Перец в …

Селедка в …

Масло в …

Молоко в …

Соус в ….

Кофе в ….

Карточка домашнего задания «Мебель» № 1

Игра «Измени слова по образцу»

Образец: Стол – столы – много столов.

Кровать –

Табурет –

Полка –

Карточка домашнего задания «Мебель» № 2

Игра «Из чего – какая?»

Образец: Мебель из дерева – деревянная мебель.

Из металла –

Из дуба –

Из дерева –

Из пластмассы -

Из стекла –

Карточка домашнего задания «Мебель» № 3

Игра «Скажи наоборот»

Образец: одна мебель большая, а другая маленькая.

Мягкая –

Высокая –

Широкая –

Длинная –

Карточка домашнего задания «Мебель» № 4

Подбери 4-5 слов (признаков).

Образец: стол (какой?) – письменный, деревянный, столовый, круглый, гладкий.

Кресло (какое?) –

Кровать (какая?) –

Диван (какой?) –

Карточка домашнего задания «Мебель» № 5

Игра «Рассуждай-ка»
Образец: Стол повстречался с деревом и стал деревянным. Это хорошо, потому что деревянный стол: прочный, гладкий, удобный, не намокает, и т.д., а плохо, потому что, деревянный стол может сгореть и т.д.

Стул отправился в «гости» к пластмассе (каким он стал что хорошо, а что плохо); к «металлу» (каким он стал что хорошо, а что плохо); к «стеклу» (каким он стал что хорошо, а что плохо); к «камню» (каким он стал что хорошо, а что плохо, было ли такое на самом деле?).

Карточка домашнего задания «Мебель» № 6

Изменить слово «ОКНО» в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании).

В доме большое … . В доме нет …. Я подошел к …. . Я мечтаю о большом …. . У меня растут цветы под … .



Похожие статьи