Постановка проблемы, формулировка темы и цели исследования. Постановка научной проблемы Как сформулировать научную проблему исследования

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений.

Наиболее типичными проблемами в исследовании управления являются проблемы совершенствования организации управления, технологии управле­ния (разработки управленческих решений), системы эффективных мотива­ций деятельности, разработка стратегий и инноваций и др. Каждую из этих проблем можно решить только на основе ее исследования, т. е. на основе определения ее истоков, содержания, роли в развитии управ­ления, последствий нерешения и возможностей решения и пр.

Проблема - это противоречие, которое не всегда тождественно задаче. Оно несет в себе в той или иной степени элементы новых, неизвестных ра­нее изменений. Решение проблемы всегда требует творческих усилий, реше­ние задачи требует либо знаний, либо типовых схем и алгоритмов.

Исследование предполагает не только применение какого - либо изве­стного метода, но и создание новых методов изучения, поиск новых подхо­дов. Это определяется достаточно ясным пониманием сути проблемы, воз­можностей, в ней заложенных, трудностей, которые следует преодолеть.

В практике исследования систем управления большое значение имеет:

  • отделение реальных проблем от псевдореальных;
  • отбор реальных проблем по критерию необходимости их разрешения;
  • отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата;
  • выбор проблем в соответствии с критерием возможностей их разрешения.

Существуют реальные и мнимые проблемы. Последние можно разделить на три вида: а) уже не проблемы, т. е. проблемы решенные, но считающиеся еще не решенными или такие, которые переросли в другие проблемы; б) еще не проблемы, т.е. проблемы, существующие лишь в предпосылках или возникшие задолго до того, как сложились условия для их решения; в) ни­когда не проблемы, т. е. проблемы для которых не существует решений.

Принципы постановки проблемы:
1. В проблеме должна быть четко выражена цель исследова­ния.
2. Проблема должна быть актуальной для данного момента, данного объекта и данного субъекта исследований.
3. Проблема должна быть реальной и решаемой.
4. Решение проблемы должно быть экономически и социально целесообразным.
5. Проблема должна быть органично включена в общий ком­плекс проблем исследования данной организации.

Процесс постановки проблемы включает следующие этапы.

Формулирование проблемы

Последовательность формулирования проблемы:

  • Выделение проблемного тезиса.
  • Развертывание проблемного тезиса с указанием направлений и форм реализации.
  • Установление условий и ограничений в реализации пробле­мы
  • Установление периода реализации проблемы.
  • Полная формулировка проблемы.

Построение проблемы включает операции:

    • стратификации - расщепления проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос;
    • композиции - груп­пировки и определения последовательности решения подвопросов, со­ставляющих проблему;
    • локализации - ограничения поля изучения в со­ответствии с потребностями исследования, отграничения известного от неизвестного в области объекта исследования;
    • вариантификации - выбора установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиска альтернатив для всех элементов проблемы.

Оценка проблемы предполагает:

    • выявление условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и пр.;
    • выяснение степени проблемности, соотношения известного и неизвестного в той информации, которую необходимо использовать при исследовании;
    • нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой;
    • типологическую характеристику проблемы.

Обоснование проблемы представляет последовательную реализацию процедур:

  • экспозиции - установления ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами;
  • актуализации - приведения доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения;
  • компроментации - выдвижения сколь угодно большого числа возражений против проблемы;
  • демонстрации - наглядного отображения реализации проблемы.

Таков наиболее типичный порядок действий, необходимых для определе­ния проблемы. В зависимости от опыта, квалификации и характера исследо­вателя возможно изменение состава и последовательности процедур и опе­раций. Некоторые из них могут осуществляться параллельно с другими, на­пример стратификация и вариантификация; некоторые реализуются по мере развертывания всех процедур и операций, например экспликация понятий и уподобление.

Существует несколько уровней постановки проблемы.

Низший уровень постановки проблемы характеризуется главным образом интуитивными ощущениями менеджера или исследователя о противоречиях в системе управления. Они возникают в качестве трудностей и препятствий в работе и наводят на мысль об их устранении. В этом случае просто фор­мулируется вопрос, но о дальнейшем превращении его в проблему как предмет исследования не очень задумываются и заботятся.

Следующий уровень постановки проблемы - ее описание в соответствии с принятыми правилами, которые не всегда отражают эффективную мето­дологию работы с проблемой.
Наиболее высокий уровень постановки проблемы заключается в ее отра­ботке по цели и стратегии фирмы и поиску новых форм и разработке про­ектов. Этот уровень характеризуется сознательным использованием всех процедур постановки проблемы.

При такой работе с проблемой исследователь оказывается вынужденным размышлять о проблеме в таких ракурсах, которые не возникают при ее ин­туитивной постановке. Обогащается понимание проблемы, выявляются но­вые подходы, складываются новые точки зрения на средства и условия ее решения.

КОНЦЕПЦИЯ И РАЗРАБОТКА ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Объектом и предметом изучения в ходе исследования не без ос­нований является концепция, которая, в свою очередь, может быть результатом исследования.

Концепцию понимают как комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи исследуемого явления или системы, и позволяющих определить систему показателей, факто­ров и условий, способствующих решению проблемы.
Целью исследования может быть:

  • создание новой концепции уже существующей и имеющей определенные концепции теории,
  • разработка концепции новой теории,
  • разработка концепции разрешения комплекса проблем.

Концепции исследования представляет собой комплекс методологических положений, определяющих подход к исследовательской работе и организации ее проведения, способствующих разрешению проблемы. Концепция включает такие разделы как характеристика объекта концепции, цель и задачи, основные принципы концепции, основные направления деятельности, механизм реализации концепции.

Гипотеза (от греч. hypothesis - предположе­ние) — это новое знание, не имеющее четкой обоснован­ности и являющееся проблематическим.
на основе опы­та, интуиции и имеющейся предварительной информации. Она позволяет концентрировать усилия исследователей на наиболее перспективном и результативном направлении и в определенной мере снижать расход ресурсов на проведение исследовательских работ.
Гипотезу можно рассматривать:

  • как часть научной теории;
  • как научное предположение, требующее последующей экспериментальной проверки.

Первая группа гипотез является частью фундаментальных ис­следований, а вторая - прикладных.
По иерархической значимости гипотеза может быть генеральной; при необходимости ее структурируют на вспомогательные гипотезы. Генеральная гипотеза связывается, как правило, с главным вопросом исследования, его целевой установкой, а вспомогательные относятся к нижележащим по своему уровню задачам.

По широте использования гипотезы могут быть универсальными и частными. Первые распространяются на все без исключения случаи. При подтверждении они могут перерасти в теории и оказать большое влияние на развитие науки. Их разработка основывается на многих частных гипотезах, которые дают ориентировочные объ­яснения конкретным единичным явлениям.

По степени обоснованности гипотезы могут быть первичными (это своего рода первые варианты, служащие основой для разработки более обоснованных гипотез) и вторичными, которые выдвигаются при необходимости вместо первичных, что во многом обусловливается опровержением первичных эмпирическими данными.

Рабочая гипотеза представляет собой предварительное предположение, выдвигаемое на начальном этапе исследо­вания и служащее лишь первичным условным объяснением исследуемого явления. В дальнейшем, по мере уточнения объяснений и получения знаний с помощью рабочих гипо­тез, приходят к принятию конкретной гипотезы.

При проведении исследований СУ гипотезы могут приниматься по отношению:

  • к целевым результатам эффективности СУ и всей социально-эномической системы организации;
  • к свойствам СУ (сущности и структуры, методологии, функционирования и развития) и их ограничениям;
  • к отношениям СУ с внешней средой;
  • к отношениям во внутренней среде СУ;
  • отношениям СУ с производственной системой организации;
  • к элементам и построению подсистем и СУ в целом;
  • к составу факторов, причин и их влиянию на результаты функционирования СУ;
  • к вариантам проведения экспериментов и совершенствования СУ.

Принципы разработки гипотез

  • Целенаправленность, обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему.
  • Релевантность (англ. relevant - относящийся к делу, уместный), т.е. опора на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы как в науке, так и в практике. Если гипотеза не использует факты, то ее называют иррелевантной.
  • Прогностичность, обеспечивающая прогнозирование результатов исследования.
  • Проверяемость, обеспечивающая возможность проверки гипотезы эмпирическим путем на основе наблюдений или экспериментов. Это должно обеспечить или ее опровержение (фальсифицируемость) и подтверждение (верифицируемость).

Однако нельзя утверждать, что все гипотезы проверяемы. Существуют: во-первых, гипотезы, которые, невозможно проверить в настоящий период времени из-за несовершенства технических средств, не открытых еще до сих пор законов и закономерностей и т.п.; во-вторых, гипотезы принципиально непроверяемые на основе фактов; в-третьих, универсальные математические гипотезы, относящиеся к абстрактным объектам исследования и не допускающие эмпирического подтверждения.

  • Непротиворечивость, достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы.
  • Совместимость, обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научными теоретическими и практическими знаниями. В случае наличия несовместимости и противоречий выдвинутой гипотезы с имеющимися знаниями необходимо проверить законы и факты, на которые опирается рассматриваемая гипотеза и прежнее знание.
  • Потенциальность, предполагающая возможность использования гипотезы по количеству и качеству дедуктивных выводов и следствий, их силе и влиянию на развитие системного управления.
  • Простота, основывающаяся на системности и меньшем числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий.

Важнейшим критерием истинности гипотезы, является ее эмпирическая проверяемость на подтверждение или опровержение. Именно здесь проявляются трудности проверки.

Смысл подтверждения имеет, как правило, относительно временный характер, опровержения - окончательный. Более того, для опровержения достаточно дедуктивного обоснования ложности всего лишь одного следствия гипотезы. Подтверждение истинности ее на основе дока­занности части утверждений делать неправомерно. В последнем случае заключение делается с использованием индуктивного метода.

Формирование гипотез - один из трудных и мало формализуе­мых процессов исследования. Тем не менее весь процесс формиро­вания и развития гипотез в контексте всего исследования в большинстве случаев можно подразделить на несколько стадий:

Подготовительная - сбор информации и выявление пробле­мы; определение конкретного объекта и предмета исследования; постановка целей и задач исследования; накопление и предварительный анализ фактического материала и формулирование на его основе первичных предположений (рабочих гипотез);
формирующая - анализ имеющейся информации и определение причин возникновения проблемы, ее содержания и характеристик; выявление влияющих на проблему факторов и их связей; выявление следствий из сформулированных предположений и опреде­ление на их основе возможных результатов; сбор фактов и данных, необходимых для оценки точности, сделанных на основе гипотети­ческих предположений; определение условий, путей и методов ре­шения задач; формулирование исходных гипотез;
экспериментальная - работы, предусмотренные методикой исследования, в том числе: планирование, организацию и проведе­ние экспериментов, анализ и обобщение полученных результатов; проверку правильности и достоверности полученных результатов на практике и уточнение гипотез на основе резуль­татов проверки.

В случае несоответствия гипотез фактическим результатам их пересмотреть и в необходимой мере скорректировать.

При формировании гипотез важно рационально использо­вать все возможные методы. Важнейшую роль в разработке научных гипотез в области исследования систем управления играет логический анализ. К основным научным методам непосредственной разработки гипотез можно также отнести:

— метод экстраполяции,
— метод моделирования,
— метод экспертных оценок.

Результаты использования различных методов при формирова­нии гипотез во многом зависят не только от имеющейся информа­ции, но и от уровня общих знаний, глубины проникновения иссле­дователя в изучаемую проблему, опыта и интуиции. Выбор направления, в котором должна разрабатываться та или иная гипотеза, во многих случаях осуществляется именно на основе интуиции.

При подтверждении гипотеза может приобрести статус теории. В общем виде теория может пониматься как учение, как совокупность обобщающих основопо­лагающих научных понятий, идей и методологических положений, имеющегося опыта и практики, образующих ту или иную отрасль (подотрасль) знаний, объективно отражающих законы и законо­мерности ее развития. Вместе с тем теория рассматривается также как развитая форма систематизации и организации научного зна­ния, позволяющая целостно воспринимать определенные явления реальности. Очевидно, что наиболее важными базовыми состав­ляющими теории являются исходные понятия, идеи, законы, зако­номерности, идеализированные или абстрактные объекты. Теория, имея свою логику, позволяет обосновывать новые утверждения, исходя из ранее имеющихся.

Цель научной работы – формирование нового знания. Начало исследовательской работы заключается в признании факта, что текущее положение или ситуация в определенной сфере отличаются от желаемого. Четкая и правильная постановка исследовательской проблемы во многом определяет конечный результат деятельности ученого.

Что такое проблема?

Новые знания появляются, когда в них возникает потребность. Происходит это в следующих случаях:

  • появляется пробел в теории, требующий заполнения;
  • традиционные знания не в состоянии объяснить новые факты;
  • старые методики не могут разрешить возникшее противоречие.

Поиск проблемы – это и есть выявление потребностей и противоречий. На основе имеющихся знаний или практического опыта возникает понимание, что существует несоответствие между необходимым и текущим состоянием дел или сложилась неблагополучная ситуация в какой-либо отрасли и этот вопрос требует разрешения. Разрешить противоречие означает привести систему в состояние равновесия.

Например, изучим уровень безработицы в регионе:

  • реальное положение – большой процент населения не трудоустроен;
  • необходимое/желаемое положение – высокая занятость;
  • проблема – что сделать для снижения уровня безработицы.

Основные критерии научной проблемы

Научную проблему принято отличать по таким критериям:

  1. актуальность. Потребность в изучении в текущий момент времени;
  2. научность. Возможность обозначить задачу в научных понятиях;
  3. значимость. Разрешение запроса станет существенным вкладом в теорию или совершенствование прикладных аспектов или будет иметь практическое значение для экономики страны;
  4. объективность. Противоречие существует независимо от личности соискателя.

Этапы постановки проблемы исследования

Формулирование проблемы является первым этапом, основой, базисом научной работы. Без такого фундамента остальная деятельность превращается в бессмысленный, бессистемный набор понятий, расчетов и экспериментов. Системный подход в аналитической работе состоит в создании преемственности, когда на основании накопленной информации решается задача и создается задел на будущее для продолжения изысканий.

Предпосылкой может стать изучение работ предшественников. Полезен и практический опыт в конкретной сфере. Зачастую увидеть узкие места помогают наблюдения. Если соискатель работает в исследовательском коллективе, то в рамках общей проблематики, над которой трудится группа, можно выделить конкретный запрос.

Постановка проблемы – это описание сложившихся на данный момент нерешенных противоречий в изучаемой сфере. Важно сформулировать запрос в виде задачи. Можно разделить процедуру на ряд последовательных этапов.

  1. Предварительный. Осознание недостаточности знаний о явлении или ситуации. Потребность озвучивается в общих чертах.
  2. Анализ, который включает:
  • изучение известных теорий на предмет существования решений;
  • подтверждение реальности запроса;
  • точная формулировка целей;
  • назначение рамок (временных, географических и прочих);
  • обозначение структуры – разбивка на подтемы.
  1. Оценка. На этом этапе отвечают на вопросы «Насколько значимыми окажутся предполагаемые результаты?», «Реально ли решить вопрос доступными средствами?». Запрос идентифицируют по срочности разрешения, прикладной направленности, принадлежности.
  2. Выдвижение проекта. Заключительный шаг, на котором решаются организационные и административные моменты. Происходит презентация проблемы научному сообществу для обсуждения. В этот момент возможны корректировки с учетом мнения коллег, рассматриваются альтернативные варианты. В случае положительного результата редакция утверждается.

При постановке проблемы необходимо обозначить объект и предмет исследования. Под объектом понимают явление или процесс, порождающие конфликтную ситуацию и выбранные для изучения. В качестве предмета выступает конкретный ракурс, который будет изучаться непосредственно в работе. Предмет устанавливает границы научного поиска.

Формулировка постановки проблемы

Формулировка проблемы определяет направление поиска и ее главную идею. Значение основной идеи сложно недооценить, это путь, по которому будет идти нить исследования. На ее основе выдвигается гипотеза, то есть предположение, объясняющее суть или причины изучаемого явления и требующее обоснования.

Сформулировать проблему непросто, ведь она должна:

  • раскрывать сущность конкретных объектов;
  • выделить направление работы, предполагающее продолжение;
  • согласовываться со всеми частями процесса познания, задавать тон исследования.

«Как написать статью для публикации в изданиях, индексируемых в Scopus и Web of Science?». В рамках курса рассматривается тема «Постановка и обоснование проблемы». По окончании слушатели получают сертификат о прохождении курса. Желающим бесплатно предоставляется доступ к первому вебинару.

Правильная постановка и четкая формулировка проблемных вопросов не менее значима, чем их решения. Запрос в значительной степени определяет стратегию исследовательской работы в целом и направления научного поиска в частности. После того как проблема выявлена и озвучена, можно приступать к формулированию темы работы.

Уровень индивидуальной исследовательской работы и проекта определяется новизной и актуальностью проблемы, которую учащийся ставит перед своим исследованием. Исследование может проводиться как одним обучающимся школы, так и группой школьников (групповая ученическая исследовательская работа или проект).


Проблема учебно-исследовательской деятельности - это задача, решение которой приведет к получению нового знания об объекте исследования .

Проблемой научно-исследовательской работы (проекта) считается вопрос или совокупность вопросов, ответов на которые пока нет, и которые требуют своего разрешения в завершении работы. Проблема исследования определяет ход исследовательской работы (проекта).

Проблема исследовательского проекта (работы) отличается от вопроса тем, что ответ на нее нельзя получить с помощью простого анализа имеющейся информации. Простейшим способом выявления проблемы является сопоставление новых фактов с уже имеющимися теоретическими представлениями по изучаемой теме и выявление их несоответствия друг другу.

Сущность проблемы – это противоречие, возникающее при анализе и восприятии уже имеющихся фактов и результатов, полученных на практике.

Формулировка проблемы исследовательского проекта должна отражать следующие вопросы:

  • что не так;
  • почему не так;
  • что будет, если сделать как надо.

Формулирование проблемы исследовательской работы


К формулированию проблемы исследовательской работы (проекта) выдвигаются требования:

1. Поставленная проблема должна быть посильной для исследования школьником и развивать у него начальные умения исследователя в ходе проведения проектной деятельности.

2. Проблема должна быть существующей, той, которая есть уже сейчас и которую можно решит в ходе проведенного исследования.

3. Проблема исследовательской работы и проекта должна демонстрировать признаки, отличающие настоящее исследование от работ по аналогичной теме:

  • новые факты, установленные автором в процессе наблюдения, экспериментов, анкетирования и т.д.;
  • предположение новой идеи и аргументация ее вероятности;
  • обоснование своей идеи со ссылкой на авторитетные источники;
  • в основу самой работы учащегося должен быть взят эксперимент или наблюдение, выраженные точными расчетами и т.д.;
  • подробное описание приобретенных обучающимся знаний.

4. Проблема должна отражать несоответствие практической деятельности идеальной ситуации, описанной в теории.

Что такое постановка проблемы исследовательской работы (проекта)?


Постановка проблемы исследовательской работы или проекта - это не что иное, как ее формулировка в виде задачи. Постановкой проблемы считается описание условий и обстоятельств состояния той сферы или области, о которой идет речь, в том направлении, в котором поднимается проблема исследования.

Во время постановки проблемы ученического исследовательского проекта учащийся школы должен определить суть проблемы, какие цели он хочет достигнуть при ее решении, разработать свой индивидуальный план действий или разработать его совместно, если это групповая исследовательская работа.

Постановка проблемы исследовательской работы или проекта строится на изучении научной литературы и результатов практической деятельности, отражающих противоречие между теоретическими сведениями и фактами, выявленными в ходе экспериментальной части исследовательской деятельности.

Ошибки при постановке проблемы:

  • подмена проблемы вопросом;
  • подмена проблемы задачей проекта ;
  • подмена формулировки проблемы на область существования проблемы.

В случае отсутствия теоретической базы по выдвинутой проблеме или ее малоизученности проводится систематизация накопленного ранее опыта, и на основе уже имеющихся данных выделяется проблема и формулируется тема исследования.

Как сформулировать проблему исследования Если рассматривать методологию каждого исследования, можно сделать вывод, что в его аппарате в обязательном порядке содержится выдвинутая и грамотно поставленная исследовательская проблема. Это касается курсового студенческого проекта, дипломной работы специалиста, аналитического труда ученого, а также докторской диссертации. Проблему автор всегда излагает в виде некоего обоснования и важности исследования как такового. Вам понадобится Не обойтись без исследовательского труда, содержащего в себе поставленную тематику, в которой ранее определена и четко прослеживается проблема. Также нужна определенная методологическая база теории и практики такой исследовательской работы. Инструкция 1 Проблема исследования представляет собой логическую завершенную интерпретацию актуальности темы, в которой автор работы показывает, что выбранная им тематика никак не реализовывается без решения данной проблемы. Как правило, возникает проблема на рубеже двух знаний (нового и устаревшего), когда одно из них угасает, а второе никак не зародится. Не исключена ситуация, когда в науке уже раскрыта та или иная проблема, но полной реализации она так и не нашла. 2 Грамотно поставленная проблема помогает в определении стратегии исследования, а именно в том, каким образом информацию можно реализовать в практической деятельности, или же как можно создать новое звание по итогам данного исследования. Формулирование проблемы – это отделение основных частей темы от второстепенных, понимание того, что знакомо науке, а что пока незнакомо по предмету исследовательской работы. 3 Задавая проблему, автор работы как бы говорит вопросительно о том, что необходимо изучить из ранее известного научного материала. Проблема считается сложнейшим и важным вопросом работы. Чтобы проблема была обоснована, нужны веские доводы относительно нее, также необходимы содержательные и ценностные связи между ней и другими проблемами. 4 Чтобы правильно оценить проблему, стоит определить все возможные условия и способы ее решения, в том числе и средства, и приемы, и методы. Исследуемую область могут сузить найденные в науке аналогии по решению проблем. 5 Построение проблемы требует сужение спектра изучения предмета по возможностям и потребностям исследования. Если автору работы удастся отразить то, где пролегает грань с изведанным и неизведанным, то по сути проблема будет определена без особого труда. Обратите внимание В методологической части проводимого исследования проблема формулируется только по завершении обоснования актуальности выбранного направления. Однако не исключены случаи, когда проблема предшествовала обоснованию актуальности вопроса. Актуальность определяют в виде результата анализа исследовательской проблемы. В такой ситуации, в актуальности будет содержатся ответ на то, почему для современного мира так важна данная проблема и ее изучение. Полезный совет В более актуальных и емких исследования, куда тяжелей ставить проблему. Если трудом является курсовая работа, то автор в качестве проблемы вправе поставить вопрос. В диссертации можно ставить проблему в качестве вывода, состоящего их проблемной ситуации, противоречия и задачи (практической или теоретической).

В самом общем виде проблема -- это вопрос или совокупность вопросов, ответами на которые мы не располагаем . Это некоторое познавательное препятствие, выраженное, чаще всего, в форме вопроса. Ответом, как правило, является теория. Например, вопрос о том, в каком мире мы живем решался теорией Коперника.

Научная проблема – это знание о незнании.

Научное исследование не только начинается с выдвижения проблемы, но и постоянно имеет дело с проблемами, так как решение одной из них приводит к возникновению других, которые в свою очередь порождают множество новых проблем. Разумеется, не все проблемы в науке одинаково важны и существенны. Уровень научного исследования в значительной мере определяется тем, насколько новыми и актуальными являются проблемы, над которыми работают ученые.

Любая научная проблема тем и отличается от простого вопроса, что ответ на нее нельзя найти путем преобразования имеющейся информации. Решение проблемы всегда предполагает выход за пределы известного и поэтому не может быть найдено по каким-то заранее известным, готовым правилам и методам. Проблемные ситуации в науке чаще всего возникают в результате открытия новых фактов, явно не укладывающихся в рамки прежних теоретических представлений, т. е. когда ни одна из признанных гипотез (законов, теорий) не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Причем проблема - не застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных этапа движения познания - ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из фактов и обобщений, умение верно поставить проблему - необходимая предпосылка ее успешного решения.

Поставить проблему - значит:

Отчленить известное и неизвестное, факты объясненные и требующие объяснения, факты, соответствующие теории и противоречащие ей;

Сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его правильность и важность для науки и практики;

Наметить конкретные задачи, последовательность их решения и методы, которые будут применяться при этом (анализ методов будет дан в следующей главе).

При постановке и решении научных проблем, как отмечает В. Гейзенберг, необходимо следующее: определенная система понятий, с помощью которых исследователь будет фиксировать те или иные феномены; система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем; опора на научные традиции.

Выбор, постановка и решение научных проблем зависят как от объективных, так и от субъективных факторов.

Рассмотрим объективные факторы. Во-первых, это степень зрелости и развитости объекта научного исследования, что особенно существенно для наук, анализирующих генетически или исторически развивающиеся объекты. Во-вторых, это уровень и состояние знаний, теорий в той или иной области науки, равно как и степень зрелости исследуемого объекта, с чем ученый должен считаться. Причем выбор проблемы в значительной мере детерминируется теорией. Разработанность и уровень имеющейся теории во многом определяет глубину проблемы, ее характер. Научная проблема тем и отличается от разного рода псевдопроблем и ненаучных спекуляций, что она опирается на твердо установленные факты и подтвержденное практикой теоретическое знание. Псевдопроблемы же возникают, как правило, при отсутствии сколько-нибудь надежной теории. Поэтому они в лучшем случае опираются лишь на произвольно истолкованные эмпирические факты. (философский камень)

Рассмотрим субъективные факторы. К ним относятся:интерес ученого к исследуемой проблеме, оригинальность его замысла, научная добросовестность, нравственное и эстетическое удовлетворение, испытываемое исследователем при ее выборе и решении.

Требования и критерии постановки научных проблем.

1. Наличие предварительного научного знания, в которое проблема может быть включена.

2. Наличие указания на условие существования решения проблемы.

3. Наличие соглашения о признаках приемлемого решения и способах проверки решения на приемлемость.

4. Достаточная ограниченность, а не глобальность проблемы.

5. Синтаксическая и семантическая корректность проблемы.

Синтаксическая корректность -- соблюдение синтаксических правил языка, на котором формулируется проблема. Для естественного языка характерна размытость семантических предписаний, но синтаксическая форма зачастую влияет на способ решения. Одну и ту же проблему можно сформулировать по-разному. Например, психолог Дункер (XX век) предложил студентам вопрос о лечении рака рентгеновским излучением, для одной группы -- так, чтобы лучи не повреждали здоровые ткани, -- а для другой -- так, чтобы здоровые ткани не повреждались лучами. Большинство студентов предложило решения, соответствующие формулировке вопроса. Первая группа пыталась что-то сделать с лучами, а вторая -- со здоровой тканью.

Семантически корректной считается проблема, все предпосылки которой истинны на момент постановки проблемы. Например, утверждение о непрерывности поглощения и испускания энергии -- предпосылка классической физики -- была отвергнута квантовой физикой. Семантический контекст проблемы относителен (семантика -- учение о том, как знаки связаны с реальностью).

Корректность проблемы абсолютна, а разрешимость относительна. Например, проблема превращения неблагородных металлов в благородные неразрешима в химии, но разрешима в атомной физике. Неразрешимыми могут оказаться проблемы, связанные с реконструкцией объектов (например, скорости всех молекул в газе). Некорректные проблемы могут оказать положительное влияние на развитие науки, например, проблема эликсира жизни привела к развитию химии, а проблема вечного двигателя -- к появлению понятия об энергии. В эмпирических науках важнее не точность решения, а наличие средства уточнения. Гейзенберг: профессионал -- не тот, кто много знает, а тот, кто знает типичные ошибки.

Выбор проблемы исследования обосновывается прежде всего ее актуальностью, то есть насколько предполагаемые исследования будут способствовать выполнению практических задач.

Прежде чем взяться за решение проблемы, необходимо провести предварительное исследование, в процессе которого будет сформулирована сама проблема и намечены пути ее решения. Такая разработка проблемы может осуществляться примерно следующими основными этапами:

1. Обсуждение полученных новых фактов и явлений, которые не могут быть объяснены в рамках существующих теорий.

2. Предварительный анализ и оценка тех идей и методов решения проблемы, которые могут быть выдвинуты исходя из учета новых фактов и существующих теоретических предпосылок.

3. Определение типа и цели решения проблемы, а также ее связи с другими проблемами.

4. Предварительное описание и интерпретация проблемы.



Похожие статьи