Преображение господне. Преображение Господне – большой праздник с особым смыслом 26 августа отдание праздника преображения господня

В сегодняшнем Апостольском чтении мы слышали слова апостола Павла обращённые к коринфской общине: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды». Эти слова наставления Первоверховнаго апостола и по сей день очень значимы для каждого христианина. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что данные слова являются увещанием для христиан против обольстителей и оскорбителей веры.

Господь наш Иисус Христос неоднократно предупреждал о неизбежности соблазнов, чтобы мы были осторожны и не любили мира, ни того, что в мире. В наши дни все больше и больше люди втягиваются в обольщения и соблазны, которые набирают свои обороты через телевидение и интернет. Многие не представляют себе ни одного дня жизни без Интернета. Работа, учеба, все сферы деятельности современного человека связаны с непосредственным соприкосновением с компьютерными технологиями.

Но существует одна и самая значительная опасность, которую несут эти технологии — это тот информационный поток который они предлагают. Очень часто большое количество предлагаемой информации несёт открыто-агрессивный и исполненный самой сильной злобы подтекст. Мы иной раз, даже не замечаем, как поддаёмся на эту агрессию и впускаем зло в свою душу.

И действительно, как несчастен человек, питающий злобу к другим. В таком человеке отсутствует внутренний мир, он постоянно беспокоен. Святитель Иоанн Златоуст учит, что гнев имеет такое свойство, что если человек его в себе не укрощает, то он все более и более усиливается, как огонь не заливаемый, все более и более разгорается. Гнев помрачает ум человека и доводит до того, что тот, не помнит, что творит и что говорит.

Многие люди, даже среди глубоко верующих христиан, к сожалению мало обращают внимание на этот недуг души. А ведь, от этого исчезает страх Божий, исчезают плоды молитвы и всякого доброго дела, а самое главное мы раним своей злобой окружающих людей.

Поэтому постараемся очищать себя от этого порока искренним покаянием и любовью к ближним. Будем помнить слова Спасителя: «Всякий ненавидящий брата своего, есть человекоубийца». И в этот Воскресный день вознесём свои молитвы к Пресвятой Богородице перед Ее иконой Умягчение злых сердец, празднование которое мы сегодня совершаем, с мольбой о помощи в избавлении от собственных злобных наклонностей из нашего сердца, но также, чтобы зло и вражда уменьшались во всем мире.

Пусть по молитвам Царицы Небесной мир почивает между нами и ближними, пусть радость, спокойствие и искренняя любовь всегда пребывают с нами!


Радуй­ся, многоскорбная МАТИ Божия, печаль нашу в радость пре­тво­рябящая и серд­ца злых че­ло­век умягчающая!
С Праздником!

Сегодня по церковному календарю последний день празднования Преображения Господнего. После Таинства Причастия настоятель храма протоиерей Георгий Гончаренко под праздничные песнопения хора торжественно занес икону «Преображение Господне» в алтарь. После этого он обратился к прихожанам со своим пастырским словом: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, Господь наш Иисус Христос вновь и вновь стучится в наши сердца со своим Божьим словом, с проповедью о спасении для жизни вечной. Когда человек обращается к Богу, когда в сердце его зажигается свечечка веры, он сразу познает о том, что существует Царство Небесное, о том, что нужно направлять свои духовные стопы в это Царство и наследовать его после своей смерти.Господь наш, проповедуя Евангельские истины среди иудейского народа, говорил о Царствии Небесном, о том, что оно приблизилось, о том, что люди должны стремиться наследовать это Божие Царство. И сегодняшнее Евангелие говорит о том, что некий богатый юноша подошел к Нему и задал вопрос «Как жить, чтобы наследовать Царство Небесное?». Господь дал самый простой ответ юноше: «Нужно исполнять заповеди Божьи». Упоминая первые четыре заповеди о любви и поклонении Богу, Господь говорит юноше о том, что нужно исполнять заповеди по отношению к ближнему своему: не лжесвидетельствовать, не воровать, не прелюбодействовать, почитать отца и мать свою и самое главное, что при исполнении заповедей Божьих, любить ближнего своего паче самого себя.

Нужно, дорогие братья и сестры, иметь глубокую веру в то, что Царство Небесное существует. Как может человек стремиться к какому-то объекту, если он не знает, есть ли этот объект или нет. Когда человек путешествует по земле, он должен знать конечный путь своего путешествия. Вот и мы, братья и сестры, путешествуя по своей жизни должны твердо знать свою конечную цель – Царство Небесное и то, что оно реально существует. Для спасения нужна крепкая вера. И Господь напоминает о том, что мы должны с любовью относиться к тем людям, которые находятся рядом с нами.

Почему Господь минует первые 4 заповеди, которые говорят о любви к Богу и поклонении Ему? Вспомним слова Апостола Иоанна Богослова, который отмечал в своих трудах, что тот человек, который говорит, что любит Бога, но не любит ближнего своего, лжец. Апостол говорит: «Как можешь ты любить Бога, которого не видишь, без любви к ближнему своему, которого видишь?» Итак, для спасения наших душ для жизни вечной мы должны уяснить, что между нами должна быть любовь. На Страшном суде Господь нас просит о том, как мы жили на этой земле, какова была наша совесть, сколько любви мы подарили людям, которые окружают нас.

В праздник Преображения мы говорили, что когда наш Господь преобразился, ученики Его сказали, что хорошо им быть на горе Фавор с Преображенным Господом. Мы говорили также о том, что хорошо быть рядом с преображенным человеком. К нему все летят как к светильнику, который освещает их жизненный путь. Мы должны твердо знать и помнить, что если мы будем злыми, если мы будем обижать людей, если мы будем лжесвидетельствовать, брать у людей что-то их, то мы не будем преображать свою душу. И дверь в Царство Небесное для нас будет закрыта.

Сколько бы мы не читали Священное Писание, как бы мы не били свои колени об пол в молитве к Богу, но если не будет исполнения заповедей Божьих и любви по отношению к ближнему, спасения наших душ не будет. Поэтому дорогие братья и сестры, внимая назиданию Господа нашего Иисуса Христа для спасения наших душ в жизнь вечную, будем стремиться не только любить Бога, но самое главное – любить того человека, который будет встречаться нам на жизненном пути, чтобы дарить ему добро и любовь своего сердца. Аминь».

В Воскресный день 26-го августа на Отдание праздника Преображения Господня в Благовещенском соборе была отслужена литургия возглавляемая настоятелем протоиереем Дмитрием Орловым, ему сослужили протоиерей Алексей Кузин и иерей Евгений Кузнецов.

Сегодняшний день в литургической практике Православной Церкви является завершающим Успенский пост и предваряет праздник Успения Пресвятой Богородицы. И поскольку Церковь во время поста призывает всякого верующего по мере возможности абстрагироваться от мирской суеты, чтобы освободившееся время посвятить духовному возрастанию в Боге через чтение Священного Писания или святых отцов, или творения богоугодных дел, на богослужении было прочитано зачало и Евангелия, которое имеет в себе нравоучительный смысл, столь сильно совпадающий с постными настроениями.

Евангелист Матфей повествует о том, как Христос обратился к народу с притчей, которая впоследствии именуется «Притчей о виноградарях»:

«был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Мф 21:33-42)

Очевидно, что сказанное Божественным Учителем в своей символике носит пророческий характер: Хозяин - Бог Отец, посылаемые слуги за плодами - ветхозаветные пророки, судьи и патриархи, а убиенный Сын - Иисус Христос. И это не есть специальный шифр, предназначенный только для исследователей/богословов - нет, Спасителя все Его окружавшие прекрасно понимают, и даже «первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа» (Мф 21 45:46).

Можно ошибочно полагать, что произнесенная притча относится только к еврейскому, богоизбранному народу, которого Господь Бог на протяжении всей ветхозаветной истории хранил от всяких бед и скорбей, посылая избранных Им людей. Но тогда не было бы смысла ее произносить с амвона перед царскими вратами на богослужении сегодня. В том есть особенность текстов Священного писания - они актуальны всегда и везде и напрямую относятся к каждому человеку.

Всякий пришедший в лоно Святой Церкви исповедует себя верующим христианином, манефестируя это произнесением Символа Веры, то есть подтверждает, что, пройдя через таинство Крещения, обещается хранить истинную Веру, доказывая образом своей жизни таковое. И это есть огромное обязательство - подвиг, или даже крест, который человек добровольно берет на свое плечо, чтобы идти за Христом. Таким образом принявший Веру становится своего рода «виноградарем», возделывающим виноградник своего Хозяина. Но, как оно часто случается, мирская суета в виде тленных страстей слишком быстро соблазняет и похищает душу христианина, и человек, подобно ветхозаветному еврею, становится тем, кто видит в Вере только лишнее обременение, или (что еще страшнее) начинает Ею прикрывать свои корыстные интересы. И когда Господь стучится в дверь души такого человека, он лишь отмахивается неприкрытыми отговорками, подобно евреям, изгонявшим Моисея предлагающего им спастись от бремени рабства, потому что в Египте они уже прижились, а в пустыни - неведомо что.

Воплотившийся же Спаситель в этой притче предстает невинной закланной жертвой от рук собственного народа, и это есть самая последняя и страшная ступень отвержения Бога - проповедовать себя распинающим Сына Божьего, потому что земные/материальные богатства соделались чем-то более ценным…

Иисус Христос завершает в притчу пророческим наказанием евреям: «отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф 21:43), а в Великую Пятницу, когда в литургической практике вспоминается Распятие Сына Божьего, одна из стихир провозглашает: «Егда на Кресте пригвоздиша беззаконнии Господа славы, вопияше к ним: чим вас оскорбих? Или о чем прогневах? Прежде Мене кто вас избави от скорби? И ныне что Мне воздаете, злая за благая? За столп огненный, на Кресте Мя пригвоздисте: за облак, гроб Мне ископасте: за манну, желчь Мне принесосте: за воду, оцтом Мя напоисте. Прочее призову языки, и тии Мя прославят со Отцем и со Святым Духом», - слова «прочее призову языки» на современном русском языке осмысляются как «другие призову народы», то есть Иисус Христос вручает право хранения Истинной Веры «прочим» народам.

От того Святая Церковь призывает всякого исповедующего себя христианином хотя бы в последний день поста принести Господу свое покаяние и не впасть во искушение, уподобляясь «виноградарям» - распинающему Спасителя богоизбранному народу.

Праздник Преображения Господня называют также Второй или Яблочный Спас. Этот двунадесятый праздник всегда совершается 19 августа (6 августа по старому стилю). Он имеет один день предпразднества (18 августа) и семь дней попразднества (с 20 по 26 августа). Отдание праздника совершается 26 августа. Преображение Господне всегда бывает в дни Успенского поста. Устав разрешает в этот день вкушать пищу с рыбой. В этот день верующие приносят в храм яблоки и виноград, чтобы освятить первые плоды нового урожая.

Преображение Господне, история праздника

Преображение – это одно из чудесных явлений царства Божьего на земле. Произошло оно на горе Фавор, куда Иисус направился, взяв с собой троих учеников – Петра, Ионна и Иакова. Ученики шли и молчали, предчувствуя, что сегодня им откроется нечто удивительное – великая тайна.

На той горе ученики смогли видеть великое чудо – Преображение Христа, явление Его величия и славы. Иисус преобразился, Его лицо стало светлым, как солнце, а одеяния – белыми, как снег. К Христу пришли два великих пророка: Моисей и Илья. Что самое интересное – Моисей к тому времени уже давно умер, и Илья был забран на небо живым. Явились они для того, чтобы побеседовать с Иисусом о Голгофской жертве, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Иисуса.

Аппостолов в тот день ожидало еще одно чудо, еще более яркое. Вдруг с неба вниз сошло светлое облако, откуда раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте». Спускаясь с горы, Иисус и ученики не проронили ни слова, лишь у подножия Сын Божий сказал, чтобы те молчали об увиденном, пока он не воскреснет из мертвых.

Что такое Преображение Господне и в чем его смысл

Исходя из истории, описанной выше, можно теперь заметить важные моменты такого великого чуда. Гора, на которой произошло Преображение Иисуса, представляла собой церковь, где Христос соединил два Завета. В настоящее время во время службы священники надевают белые наряды, как символ небесного сияния, произошедшего на горе Фавор много лет тому назад.

Преображение Господне имеет еще второе название – Второй или Яблочный Спас. Если окунуться опять же в историю появления христианства и вспомнить, что мы эту религию взяли из Византии, то там в этот день было принято святить виноград. Но так как в наших широтах виноград не приживается, решили использовать яблоки, которые как раз поспевали ко дню Преображения Господня. Хотя по сути своей 19 августа каждого года можно освящать любые плоды, которые уже поспели к празднику.

Когда празднуется Преображение Господне

Преображение Господне (Второй или Яблочный Спас) – один из самых важных христианских праздников. Относится к двунадесятым – 12-ти самым главным после Пасхи православным праздникам, преимущественно с закрепленной датой.

Отмечается каждый год 19 августа в память Преображения Иисуса Христа на горе Фавор. По старому стилю – 6 августа.

Как утверждается в Евангелие, Преображение произошло за 40 дней до Пасхи, но отмечается не в феврале, а в августе, иначе празднование было бы во время Великого поста. На 40 день после события отмечают Воздвижение Креста Господня (27 сентября).

История празднования Преображения Господня

Преображение Господне – один из самых древних праздников. Первое упоминание о нем датируется IV веком, но, скорее всего, отмечали его и задолго до этого. Отмечая этот день, когда Бог явился людям в человеческом обличии, православная церковь исповедует соединение во Христе двух естеств: божественного и человеческого.

В IV веке равноапостольная святая царица Елена возвела храм на месте Преображения Господа, с этого дня были объявлены торжества в честь события. На местах, где спали ученики Спасителя, построили трехпрестольный храм. Еще три храма возвели в VI веке: во имя пророков Илии, Моисея и самого Спасителя.

В XIX веке Архимандрит Иринарх и иеродиакон Нестор установили на горе Фавор алтарь, служились молебны паломникам, жертвовавшим средства на строительство и поддержку храма. До освещения святыни патриархом Иерусалимским Кириллом II Иринарх не дожил всего год.

Какой смысл в празднике Преображения Господня

Священное Писание Нового Завета повествует о событии Преображения Христова. Там говорится о том, что Христос взял с собой трех учеников Петра, Иакова и Иоанна на гору помолиться. Во время моления Христа он поднялся в воздух и лицо его просияло, а одежды сделались белыми, как свет. Христос преобразился перед своими учениками на горе Фавор.

В этом событии христианская Церковь усматривает особый смысл. На Фаворе Господь являет своим ученикам божественную славу и величие. Это было необходимо для святых апостолов для укрепления их духа, ведь в скором времени Христу надлежало умереть за грехи человечества.

Православная Церковь возвещает о том, что в Господе Иисусе Христе было два естества – божественное и человеческое. На Фаворе Христос преображает человеческую природу (естество), делает ее благодатной и освящает. Смысл этого праздника в том, что после пришествия Христа в мир абсолютно каждый человек может достигнуть святости.

После Боговоплощения Христа природа человека уже способна принять божественную нетварную благодать. Примером как раз является чудесное Преображение Господа, которое христианская Церковь торжественно вспоминает и отмечает 19 августа по новому стилю.

В Новодворском храме обители будет совершено торжественное богослужение: Всенощное Бдение и Божественная Литургия.

Торжества по поводу некоторых самых главных православных праздников длятся не один день. Это время называется попразднством. Отдание – это последний день попразднства. Церковь как бы говорит верующим – праздник прошел, но давайте еще раз вспомним о нем и обратимся к его духовному смыслу. Церковь ещё раз обращается к событиям на горе Фавор. Там Христос позволил трем своим близким ученикам прикоснуться к Царству Божию. Апостолы Пётр, Иоанн и Иаков увидели Спасителя не как мудрого Учителя, не как МессИю – освободителя Израиля от власти Рима, но как Сына Божия. Преображение Господне стало примером для каждого верующего. Отныне жизнь человека приобрела смысл. Он состоял теперь в личном преображении каждого. Такое изменение человеческой души невозможно без участия Бога. Но своим Преображением на горе Фавор Спаситель показал как он стремится к нашему преображению и как жаждет его.

"Просишь ты, чтобы я тебе еще рассказал о спасительных действиях Спасителя нашего Иисуса. Хорошо... Добро нам в том поучаться. Путники есмы, отечество наше не на земле; землю, как путь, переходим, и все земное на земле оставляем, и едиными душами отсюда отходим. Сего ради о сем да помышляем и печемся, что душе нашей полезно, и с нею неотлучно отходит, и в отечество входит.

Спаситель наш, сказав апостолам, что Ему следует в Иерусалиме пострадать и умереть за спасение наше, за несколько времени прежде страдания взял с Собою трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - и возвел их на гору высокую, где перед ними преобразился: и просветилось лице Его яко солнце, ризы же Его были белы яко свет; тут явились им в славе два пророка, Моисей и Илия, с Господом беседующие. Потом послышался глас из облака светлого, осенившего их: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволил: Того послушайте (Мф. 17: 2-5). Апостолы, слышавше глас сей, пали ниц, и убоялися зело.

Во-первых, сим спасительным действием показал Господь апостолам, что Он есть Отчее сияние, Бог и Господь, и Царь славы, хотя и покрылся смиренным человека образом: видимым образом является как Человек, подобный прочим, но внутри - Бог есть. Апостолы прежде видели славу Его от дел чудесных, но здесь увидели славу Его уже очами своими, когда показалось им лице Его яко солнце, и ризы... яко свет, как свидетельствуют: и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца (Ин. 1: 14). Показывалась слава Христова от дел Его, которых никто, кроме Бога, не может творити. Но здесь явилась слава Его Божественная, образом видимым, когда просветилось лице Его, Божественное как солнце, и ризы блистали как свет, о чем и глас Отчий свидетельствовал.

Во-вторых, показал, что Он волею идет на страдание, о котором предсказывал. Познавшему, что Он есть Бог, Которому все возможно, удобно можно познать, что и страдание Его вольное есть. Ибо кто Бога может убедить к страданию, Бога, Который над всеми есть, и Которого слову и мановению все повинуется? Едина любовь и милосердие Его к нам, бедным, подвигло Его к тому. А тем самым увещавал апостолов, чтобы они, видевше Господа и Учителя своего страждуща, не соблазнились, и не убоялись, и не отстали от Него, ведая, что Он волею будет страдать, какие бы это ни были страдания. Мог бы Он все злобное действие врагов Своих остановить, но не хочет, ибо все хочет перестрадать и перетерпеть, чтобы от сего человек погибший спасение получил.

В-третьих, апостолы, как Спасителя увидели во славе, так и явившихся пророков, причастников той славы, увидели. Отсюда понятно, что в вечной жизни слава святых будет подобна славе Христовой: будут подобнии Ему... и узрят Его, якоже есть (1 Ин. 3: 2). Здесь просветилось лице Христово яко солнце: тогда праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их (Мф. 13: 43), Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его (Флп. 3:21).

Видим еще, коликая радость и сладость тамо будет. Петр таковую радость и сладость почувствовал в себе, увидев славу Божию, что и с горы сходить не хотел, но хотел тамо и пребывать: Отвещав же Петр рече (ко) Иисусови: Господи, добро есть нам зде быти (Мф. 17: 4). Только часть некую славы Божией, и сколько могли видеть, увидели, но в такую радость и сладость пришли; какая же радость и веселье будет там, где вся явится слава Божия, где узрят Бога лицем к лицу! (1 Кор. 13: 12)... Но кто хочет радости и славы оныя участником быть, тому надобно скорби и поношению Христову здесь сообщаться. С Ним (Христом) страждем, да и с Ним прославимся (Рим. 8: 17), многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие (Деян. 14: 22). Видишь, что не только скорбьми, но и многими скорбьми... внити туда подобает.

В-четвертых, глас оный Отчий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте, - не только апостолов, но и нас всех касается. Тогда возглашал Бог из облака апостолам, но через них и к нам сей глас дошел; и к нам глаголет Бог: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте! Сколько раз читаем или слышим Евангелие Его святое, столько раз слышим глас Сына Божия, глаголющий к нам, Который не о чем ином поучает нас, как о спасительном пути, которым до славы оной Божией, на горе святой отчасти показанной, должно всякому идти, кто хочет получить оную. И кто слову Божию не внимает, тот не человеку не внимает, но Самому Богу; и кто слово Божие не слушает, и по слову Божию не живет, тот Бога не слушает, Который через слово Свое глаголет. Послушаем же Сына Божия, как увещевает нас Небесный Отец, и, мирские прихоти оставив, возьмем всяк крест свой, какой от Него наложен будет, и пойдем за Ним, да приведет нас к Небесному Своему Отцу; тако потечем, да постигнем; постраждем с Ним, да и с Ним прославимся; не постыдимся поношение Его носити, да и Он не постыдится нас, когда приидет во славе Своей. Да помянет нас Господь во Царствии Своем!" (Свт. Тихон Задонский)



Похожие статьи